Австралийские аборигены. Где живут аборигены

Абориген Австралии - коренной житель континента. Вся народность обособлена от других в расовом и языковом отношении. Коренные жители также известны как австралийские бушмены. "Буш" означает обширные пространства с обилием кустарников и низкорослых деревьев. Эти территории характерны для некоторых областей Австралии и Африки.

Общие сведения

Коренное население говорит на австралийском языке. Лишь некоторая его часть - на английском. Австралийские аборигены населяют преимущественно районы, которые находятся далеко за пределами городов. Их можно встретить в Центральной, Северо-Западной, Северной и Северо-Восточной частях континента. Определенная часть коренного населения проживает в городах.

Новые данные

Долгое время было принято считать, что тасманские аборигены развивались отдельно от других австралийских племен. Предполагалось, что так продолжалось как минимум несколько тысяч лет. Результаты современных исследований свидетельствуют о другом. Выяснилось, что язык тасманских аборигенов имеет множество общих слов с другими наречиями австралийских южных племен. По расовой принадлежности данные племена выделяются в отдельную группу. Они считаются австралийской ветвью австралоидной расы.

Антропология

По этому признаку аборигены Австралии, фото которых представлено в статье, относятся к одному характерному виду. Ему присущи определенные особенности. Абориген Австралии имеет выраженные черты, характерные для негроидного комплекса. Особенностью бушменов считается достаточно массивный череп. Также отличительной чертой является развитый третичный волосяной покров. В настоящее время точно установлено, что австралийские аборигены произошли от одной расы. Тем не менее, это не исключает возможности влияния других. Для того периода распространение смешанных браков было типичным явлением. К тому же следует учесть, что миграционных волн на этот континент было несколько. Между ними существовал значительный временной интервал. Установлено, что до начала периода европейской колонизации на территории Австралии обитало огромное количество аборигенов. Если точнее - свыше шестисот разных племен. Каждое из них общалось на своем наречии и языке.

Жизнь аборигенов Австралии

Бушмены не имеют домов или жилищ, у них нет одомашненного скота. Аборигены не пользуются одеждой. Они живут отдельными группами, в состав которых может входить до шестидесяти человек. Австралийские аборигены не имеют даже элементарной племенной организации. У них также отсутствует множество простых навыков, которые отличают людей от животных. К примеру, они не способны ловить рыбу, изготавливать посуду, шить себе одежду и прочее. А между тем, в настоящее время это умеют делать даже те племена, которые проживают в дебрях Африки. В XIX веке проводились соответствующие исследования. Тогда ученые пришли к выводу, что абориген Австралии находится на определенной грани между животными и людьми. Это обусловлено вопиющей дикостью их существования. В настоящее время абориген Австралии - это представитель самой отсталой народности.

Численность коренных жителей

Она составляет чуть более четырехсот тысяч человек. Конечно, это устаревшие данные, ведь перепись проводилась около десяти лет назад. В это число входят и те аборигены, которые проживают на территории островов Торресова пролива. Коренное население - около двадцати семи тысяч человек. Местные аборигены отличаются от других австралийских групп. Прежде всего это связано с культурными особенностями. У них много общих черт с папуасами и меланезийцами. В настоящее время большинство австралийских аборигенов живет за счет благотворительных фондов и государственной помощи. Способы жизнеобеспечения у них практически полностью утрачены. Соответственно, занятия собирательством, рыболовством и охотой отсутствуют. В то же время определенная часть туземцев, проживающая на островах Торресова пролива, владеет ручным земледелием. Традиционные религиозные верования сохраняются. Выделяют следующие типы аборигенов:

Развитие до европейского вмешательства

Точная дата заселения Австралии до сих пор не установлена. Предполагается, что это происходило несколько десятков тысяч лет назад. Предки австралийцев являются выходцами из Юго-Восточной Азии. Им удалось преодолеть около девяноста километров водных преград. Дорогой послужил плейстоценовой На континенте появились Вероятнее всего, это произошло благодаря дополнительному притоку переселенцев, которые прибыли по морю приблизительно пять тысяч лет назад. Этим же обусловлено появление каменной индустрии. Еще до вмешательства европейцев расовый тип и культура австралийских аборигенов могли похвастаться прорывами в эволюции.

Период колонизации

Европейцы прибыли сюда в XVIII веке. В тот период численность австралийских аборигенов составляла примерно два миллиона человек. Они объединялись в группы. Состав был достаточно разнообразен. В результате на материке оказалось более пятисот племен. Всех их отличала сложная социальная организация. У каждого племени существовали собственные ритуалы и мифы. Австралийские аборигены общались более чем на двухстах языках. Период колонизации сопровождался целенаправленным уничтожением коренного населения. Австралийские аборигены лишались своих территорий. Они были вытеснены в экологически неблагополучные зоны материка. Вспышка эпидемии способствовала резкому сокращению их численности. В 1921 году плотность населения Австралии, коренного в частности, составляла не более шестидесяти тысяч человек. В дальнейшем государственная политика изменилась. Начали создаваться охраняемые резервации. Властями были организованы медицинская и материальная помощи. Совокупность этих действий в значительной мере поспособствовала тому, что Австралии увеличилась.

Последующее развитие

Такого понятия, как не существовало вплоть до начала 1949 года. Британскими подданными считалась большая часть местных жителей. Был издан соответствующий закон, согласно которому все коренное население становилось гражданами Австралии. Каждый человек, родившийся на данной территории после этой даты, являлся её гражданином уже автоматически. В 90-е годы численность австралийских аборигенов составляла около двухсот пятидесяти тысяч человек. Это всего лишь полтора процента от всего населения материка.

Мифология аборигенов

Коренное население Австралии верило, что бытие не ограничивается только физической реальностью. Аборигены считали, что существует мир, где обитают их духовные предки. Они верили, что физическая реальность перекликается с ним. И таким образом они оказывают друг на друга взаимное влияние. Существовало поверье, что небо является местом, где встречаются оба этих мира. На движение Луны и Солнца влияли действия духовных предков. Также считалось, что на них может воздействовать и живой человек. Огромную роль в мифологии аборигенов играют небесные тела, звезды и т. д.

Археологи и историки длительное время занимаются исследованием фрагментов, содержащих рисунки бушменов. До сих пор до конца не ясно, что именно изображали наскальные росписи. В частности, были ли это небесные объекты или какие-то картины из повседневной жизни? Аборигены владели определенными сведениями о небе. Установлено, что они пытались использовать для реализации календаря. Тем не менее нет информации о том, что он был как-то связан с лунными фазами. Также известно, что попыток использования небесных объектов для навигации не было.

Есть на свете удивительный страна, которая целиком расположена на одном материке — это загадочная и такая далекая Австралия. Многих интересует, когда там появились первые люди и какие народности сегодня там живут? Население Австралии весьма неоднородно, и живут там в мире и согласии представители разных народностей со всех материков Земли.

Восток — самое благоприятное место

Численность населения Австралии, если следовать современным меркам, весьма невелика. Как показала последняя перепись, которая проводилась три года назад, на этом жарком континенте сегодня проживает 23 миллиона 100 тысяч человек. По сути, это чуть больше, чем в одной-единственной Москве.

При этом люди распределились по материку неравномерно. Ведь климат на этой территории очень суров. Более половины всех земель занимают знойные пустыни и полупустыни, где почти невозможно жить. В этих местах плотность населения Австралии крайне низкая — на один квадратный километр всего один человек.

А вот восточное побережье континента для проживания людей очень благоприятно — климат там мягче и ровнее. Там плотность населения Австралии уже в десять раз выше. На один квадратный километр - десять человек.

Города-мегаполисы

Несмотря на небольшую численность населения Австралии, в этой стране есть и города-миллионники. Это Сидней, где проживает свыше трех с половиной миллионов человек, Мельбрун — три миллиона и полуторамиллионный Брисбен.

Остальные люди проживают в небольших городках и поселениях сельского типа. Основное население Австралии проживает в мегаполисах. Сельских жителей здесь всего 10 процентов. Тем не менее, фермерство в этой стране очень развито. Продуктами сельского хозяйства Австралия не только полностью обеспечивает себя, но и отправляет на экспорт.

Местные аборигены

Коренное население Австралии — это аборигены, которые до сих пор живут несколько обособленно на северо-западе материка. Интересно, что племена аборигенов живут в 21-м веке по законам каменного века. Их дети не получают образования, люди не знают, что такое современный календарь, как называются дни недели и месяцы. В своем быту они не используют металлические и железные предметы. Как утверждают ученые, коренное население этой страны является едва ли не самым древним на нашей планете.

Племена аборигенов живут обособленно. Представители каждого племени имеют свой диалект и четкие правила жизненного уклада. Они сохраняют свои традиции, которые уходят корнями в глубь веков. Только в 1967-м году коренных жителей уравняли в правах с пришлым белым населением Австралии. Но многие племена предпочитают оставаться в резервациях, которые не очень-то пригодны для полноценной жизни человека.

Интересно, что до прихода белых людей на материк коренное население не знало, что такое скотоводство. Ведь весь скот - овцы, коровы, быки — был завезен из других стран. До этого аборигены знали только одного крупного млекопитающего — кенгуру, который является символом этой далекой страны. Не занимались аборигены и земледелием из-за сурового климата. А жили в основном за счет охоты и рыболовства.

Неизбежная ассимиляция

Власти страны очень заботятся о том, чтобы культура и традиция аборигенов были сохранены. Тем не менее, ассимиляция неизбежно происходит. Ведь аборигены не обязаны проживать в местах, которые до 1967-го года были им строго отведены. Многие сменили кочевой образ жизни на городской и весьма довольны этим. Из-за того, что условия жизни существенно улучшились, среди коренного населения произошел всплеск рождаемости.

Аборигены стали постепенно вливаться в современную жизнь. В 2007 году власти страны создали даже специальный телевизионный канал для коренных народностей. Правда, вещание на нем ведется на английском. Потому как невозможно вести передачи для всех племен, слишком много наречий и диалектов.

В настоящее время количество коренных жителей Австралии невелико — всего 10 тысяч человек. Но зато они очень любят демонстрировать свои традиции, свой быт, свой уклад жизни. Многие племена с охотой принимают у себя в гостях многочисленных туристов. Они показывают свои ритуальные обряды, демонстрируют танцы, исполняют жертвенные танцы.

Вместо тюрьмы — ссылка

Часто Австралию называют тюремным раем. Этому нелестному определению есть свое историческое обоснование. В XIX-XX веках заключенным Великобритании сказочно повезло — многим из них тюремные сроки заменяли ссылкой на самый далекий континент планеты. Самое первое заселение этой территории было принудительным. И именно воры, убийцы, мошенники и казнокрады Большой Британии начали осваивать эти безлюдные земли. Постепенно здесь начало развиваться овцеводство, которые стало приносить прибыль. Жизненные условия людей улучшались год от года. И тогда уже Австралия стала заманчивой страной для многих бедняков Великобритании. Они были уверены, что на жарком материке смогут жить богаче и сытнее. И уже в 1820 году в Австралию поехали первые добровольцы.

Золото заманило тысячи эмигрантов

А потом и вовсе произошла сенсация — на материке открыли залежи золота, и народ стал массово переселяться туда в поисках богатства. За 10 лет население Австралии увеличилось до одного миллиона человек.

Появились здесь и немцы. Первые эмигранты из Германии — это участники революции 1848 года. На родине их преследовали, а здесь они могли жить спокойно.

Уже в середине XX века состав населения Австралии был очень неоднородным, а численность проживающих на материке выросла в 6 раз. Сегодня здесь живут англичане, немцы, ирландцы, новозеландцы, греки, китайцы, голландцы, итальянцы, вьетнамцы.

Едут до сих пор

Жители всей планеты еще с позапрошлого века знали, что в далекой Австралии их ждут и что там жить хорошо. Интересно, что эмиграция в эту знойную, но очень гостеприимную страну продолжается до сих пор. По статистике, именно Австралия сегодня лежит пальму первенства по приему эмигрантов. Более 150-и тысяч человек ежегодно меняет свое место жительства на постоянную прописку на Зеленом континенте. Они имеют все шансы быстро получить работу и влиться в такое неоднородное австралийское общество, чтобы через несколько поколений их внуки говорили: "Я — австралиец!"

Содержание статьи

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ , коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи . Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии , выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Разделение труда происходило по половозрастному принципу. Мужчины охотились на крупных животных, были воинами и блюстителями закона и религии. Женщины собирали растительную пищу и мелких животных и растили детей. Аборигенные группы были в основном эгалитарными без вождей и наследуемого статуса. Однако их общество было геронтократическим. Как накопившие наибольшие знания о природных ресурсах и религии мужчины среднего или более старшего возраста пользовались наибольшим авторитетом и обладали наибольшим престижем. Женщины старших возрастов также обладали большим авторитетом и престижем. В основе социальной организации лежало родство. Родственные отношения отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых могло несколько разниться в разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени более близкого родственника. Это утверждение справедливо для случаев как прямых родственников (родители, внуки, дети и т.д.), так и боковых (братья, сестры, кузены, кузины и т.д.). Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими близкими родичами.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Ритм отбивался ударами специальных резонирующих палочек или постукиванием бумерангов друг о друга, либо похлопыванием сложенными в лодочку ладонями о бедра или ягодицы. У аборигенов существовал только один традиционный духовой инструмент – диджериду, представляющий собой пустотелый кусок дерева или бамбука длиной ок. 1,2 или 1,5 м с внутренним диаметром 3,8-5,0 см. Нотный диапазон этого инструмента ограничен, но с его помощью можно создавать сложные узоры тона и ритма. В последние годы этот инструмент применяется в западной музыке для создания специальных эффектов и используется рок-группами современных аборигенов.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Еще более опустошительными, чем кровавые бойни, были болезни. Оспа, сифилис, туберкулез, корь, грипп, а позже проказа, принесенные в Австралию поселенцами, резко сократили численность аборигенного населения. Остатки многих обездоленных племен были вынуждены скитаться вблизи поселений, полагаясь на подачки пищи и одежды и живя в самодельных или временных лагерях. Многие аборигены пристрастились к алкоголю и табаку. Несмотря на создание резерваций, под которые обыкновенно отводились невостребованные маргинальные земли, и на введение патерналистского «защитного» законодательства, численность аборигенов продолжала снижаться, достигнув в 1933 уровня в 74 тыс. человек. Только в редко заселенных полузасушливых регионах аборигенам удалось приспособить свой образ жизни к жизни поселившихся там овцеводов и других скотоводов. Во многих местностях овцеводство было фактически возможным только благодаря наличию там дешевой рабочей силы аборигенов. И только в отдаленных пустынях и в крупной резервации Арнемленда аборигенная культура сохранилась вплоть до середины 20 в., когда традиции аборигенного художественного творчества начали возрождаться и получили новое направление.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.


Австралийские аборигены – очень загадочный народ. Населяя высокоцивилизованную страну с развитой инфраструктурой и существуя бок о бок с современными гражданами, эти люди продолжают оставаться самобытными и сохранять свою древнюю, почти первобытную культуру. Об уникальности коренного населения Австралии свидетельствует множество удивительных фактов.

1.Самые дикие из всех людей

Аборигены населяют Австралию примерно 50 тысяч лет, и 40 тысяч из них жизнь этих племен оставалась неизменной. Считается, что это самая отсталая из всех народностей мира, и таких древних, диких людей, к слову, на материке почти полмиллиона.


В центральной части континента есть пустынная территория, на которой аборигены живут, как в древние времена – без телевидения, сотовых телефонов и других благ цивилизации. Поскольку тут нет школ, дети обучаются по радио. Население совершает древние обряды, а основной их деятельностью, как и 50 тысяч лет назад, остается охота и собирательство растений и кореньев. При необходимости эти аборигены могут съесть даже личинку насекомого или гусеницу. Здесь живет почти одна пятая всех австралийских аборигенов.

Впрочем, есть среди коренного населения и те, кто добился больших успехов и мирового признания. Это, например, художник Альберт Наматжира, писатель и журналист Дэвид Юнайпон, олимпийская чемпионка по легкой атлетике Кэти Фримен.


2.Их подвергают дискриминации

Коренное население юридически уравняли в правах с обычными гражданам страны только в 1967-м, а до этого на континенте их считали людьми второго сорта.


Теперь у них есть свои школы и свой флаг. Однако во время современных социологических опросов аборигены признаются, что до сих пор чувствуют пренебрежительное отношение со стороны «белых» граждан.


Дети, посещающие обычные школы, также утверждают, что подвергаются дискриминации. Хотя коренные австралийцы по натуре мягкие и генетически лишены агрессии, периодически они выступают с протестами, требуя дать им больше прав.

3.У аборигенов нет общего языка

У коренного населения с некоторых пор есть свой телеканал и он вещает на английском – это сделано для того, чтобы телепрограммы понимали аборигены со всех уголков страны. Ведь, когда в Австралию приплыли Европейцы, на континенте существовало около 600 наречий. Сейчас аборигенов стало намного меньше, но все равно у каждого австралийского племени свой язык, и в общей сложности их около двухсот.


Сейчас, в результате внедрения современного мира в культуру и быт аборигенов, многие из них более или менее знают английский язык. А вот язык аборигенов обычные австралийцы практически не понимают. Из неаборигенных граждан им владеют только старики, да и то не все.

4. В Австралии живут три типа аборигенов

Коренное население этого континента делится на три типа. У первого (барренианского) маленький рост и темная, почти черная кожа. Эти аборигены живут в основном в провинции Северный Квинсленд. У второго типа (карпентарийского) очень высокий рост и тоже довольно темная кожа, на которой практически нет растительности. Третья расовая разновидность (мюррейский тип) – это аборигены среднего роста с очень обильной растительностью на коже и густой копной волос на голове. Живут они главным образом в долине австралийской реки Мюррей.


Все три типа аборигенов много тысячелетий назад приплыли на континент по морю. Предположительно – из Африки. Столь большие антропологические различия у этих групп связаны с тем, что каждая из них прибыла в Австралию в разное время и из разных мест.

5.Некоторые австралийские аборигены темнокожие и светловолосые

Примерно одна десятая часть жителей Соломоновых островов, расположенных на северо-востоке от Австралии – блондины. Сначала исследователи думали, что такие аборигены стали рождаться после контактов с европейскими мореплавателями. Однако генетические исследования показали, что светлые волосы этих диких людей – результат мутации, которая произошла еще несколько тысяч лет назад.



6.Австралийцы изобрели бумеранг

Бумеранг – предмет, который сейчас известен во всем мире, много веков назад изобрели именно австралийцы. Подобные предметы использовали люди палеолита и в Европе, но наскальные изображения бумерангов, обнаруженные в Австралии – самые древние (им 50 тыс. лет). Кроме того, именно жители этого материка придумали возвращающийся тип бумеранга.


Кстати, аборигены до сих пор используют его при охоте. Нижняя часть у австралийского бумеранга плоская, а верхняя – выпуклая. Есть у аборигенов и другие типы бумерангов, отличающиеся по форме и размеру, причем, у каждого свое назначение.

7.Религия аборигенов

По мнению аборигенов, жизнь на Земле сотворило некое божество, которое затем удалилось на небеса. Многие коренные австралийцы считали и продолжают считать, что, помимо физической реальности, есть мир духов (мир снов), с которыми можно встретиться на небе. Такие духи якобы управляют Солнцем, Луной и другими небесными светилами, но на то, что происходит в космосе, могут влиять и живые люди.

Ряд ученых утверждает, что древние наскальные изображения страуса эму, сделанные аборигенами, могут на самом деле быть фигурой, образованной в небе пылевыми облаками Млечного пути, которому австралийцы, как и инки, придавали большое мистическое значение.


Аборигены считают, что духи иногда могут спускаться на Землю, воспользовавшись деревом или лестницей, во время ритуальных обрядов, совершаемых племенами. И таких обрядов у племен много – например, посвящение в шаманы и праздник полового созревания мальчиков или девочек.

8.У аборигенов есть свой Стоунхендж

Множество базальтовых валунов высотой примерно метр, образующих ровные круги, некоторое время назад было обнаружено в пустынной местности примерно в 45 километрах от Мельбурна. Как выяснили ученые, этому сооружению не менее 10 тысяч лет, а значит, оно в два раза древнее известного английского аналога – Стоунхенджа.


Эта группа камней играла у аборигенов какую-то важную роль. Вполне возможно, что данную каменную конструкцию древние люди могли использовать как космический календарь – определитель времени восхода и заката либо наступления времен года. Однако точных подтверждений назначения этой группы валунов, естественно, нет.

В Африке тоже осталось немало удивительных племен, которых нам кажутся весьма странными.

Материал статьи дает представление учащимся о коренном населении Австралии. Формирует представление о путях расселения племен. Указывает на негативные моменты колонизации континента европейцами.

Аборигены Австралии считаются древнейшей из существующих на планете цивилизаций. Эти племена также одни из самых малоисследованных и менее понятных человечеству.

До сих пор точно не известно, когда именно и каким образом предки аборигенов оказались на материковой территории. Известно только то, что коренное население Австралии осело на этих землях благодаря морским путям.

Рис. 1. Аборигены Австралии.

Коренные жители Австралии вели преимущественно первобытный образ жизни на протяжении многих тысяч лет. Однако нельзя однозначно утверждать, что жители континента были абсолютно первобытными народами. В пользу того, что аборигены не были первобытными, свидетельствует факт существования собственной религии. Ими была сформирована система верований, а также и мифология, которая носит название «Время Сновидений».

Индейцы Австралии обладали представлениями об астрономии.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Особенность цивилизации аборигенов Австралии

Предполагается, что аборигены отстали в своем развитии от Европы на несколько десятков тысяч лет. Эта отсталость объясняется такими факторами как:

  • удаленность от Европы;
  • специфика климатических условий.

Некоторые племена сохраняли свойственный им жизненный уклад до начала ХХ столетия. Поселения их располагались на удаленных островах австралийского севера.

Однако с приходом белого человека жизнь аборигенов Австралии кардинально переменилась.

Рис. 2. Английский колонист.

За 2-3 года активного покорения континента европейцами больше половины всех австралийских аборигенов, которые вступали в контакт пришельцами из Европы, вымерли от неизвестных им болезней и вирусов. Причина в том, что у коренных жителей Австралии отсутствовал естественный иммунитет.

    Самыми распространенными недугами, от которых страдали и умирали аборигены, были:
  • оспа;
  • корь.

Сегодня положение вещей изменилось в лучшую сторону. С 26 мая 1998 года, Австралия отмечает «День Сожаления» перед австралийскими аборигенами за все то, что им пришлось вынести.

Долго правительство Австралии не изъявляло желания извиниться перед аборигенами за несправедливость и политику по уничтожению их расы.

Рис. 3. Абориген с бумерангом.

Сами исконные жители континента предпочитают, чтобы их не называли «аборигенами». Причина в том, что все они имеют отношение к разным племенам и не в восторге от того, когда их обобщают одним термином.

Что мы узнали?

Удалось выяснить, чем объясняется отсталость австралийских племен в сравнении с европейцами. Определить факторы, которые спровоцировали высокую смертность местного населения в период колонизации. Открылась причина всех тягот и невзгод, с которыми пришлось столкнуться коренному населению материка. Чем закончились непростые времена для аборигенов. Какие шаги предприняло правительство для разрешения ситуации.