Акты гражданского законодательства по общему правилу. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц. Понятие принципа правовой определенности

1) конституция рФ 1993 г. Она закрепляет основные положения, в том числе и по гражданскому праву (ст. 8, 35,36 закрепляют гражданско-правовое регулирование собственности, ст. 20-25 посвящены личным неимущественным отношениям);

2) федеральные конституционные законы;

3) гражданский кодекс рФ. Он регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и является основой для будущего законотворчества в этой области;

4) федеральные законы (ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");

5) указы и распоряжения Президента РФ. Они не должны противоречить ГК и законам;

6) постановления и распоряжения Правительства РФ. Не должны противоречить ГК, законам и указам Президента. Противоречащие акты не применяются (п. 5 ст. 3 ГК РФ);

7) акты министерств, ведомств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти органы могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, сфера их нормотворческой деятельности ограничена; 8) акты бывшего СССР (если они не отменены и не противоречат законодательству РФ).

Вспомогательными источниками гражданского права являются обычаи делового оборота и постановления пленума Верховного Суда РФ по различным делам, хотя в отношении последних в науке идут споры. Обычаи делового оборота - правила поведения, которые сложились и широко применяются в определенной области предпринимательской деятельности, а также не противоречат общим принципам гражданского законодательства. Они могут быть не закреплены в законе. Обычаем не может считаться порядок взаимоотношений между отдельными предпринимателями, который является целесообразным, но общим правилам обычая не отвечает.

Не применяются такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору.

Под действием гражданского законодательства во времени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отношения.

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).

Придание закону обратной силы может быть только в случаях, прямо предусмотренных в законе.

По общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Различают даты принятия акта гражданского законодательства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источниках («Российская газета» или «Собрание законодательства Российской Федерации») в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу.

Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) также подлежат официальному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Они вступают в силу в течение 7 дней после дня первого официального опубликования либо со дня подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Действие гражданского законодательства в пространстве означает, что, по общему правилу, гражданско-правовые акты распространяют свое действие на территорию Российской Федерации. Однако орган, издавший такой акт, может ограничить территорию его действия. Кроме того, законодательство одной страны может применяться на территории другой (при наличии соответствующего положения в договоре).

Ограничение территории действия допускается только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 1 ГК).

Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц заключается в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Однако в самом правовом акте может быть прямо или косвенно установлен круг лиц, на которые не распространяется данный правовой акт (ст. 1 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. Поэтому они считаются принятыми с момента их принятия Государственной Думой в окончательной редакции (а не с момента одобрения Советом Федерации или подписания Президентом РФ). В течение 7 дней после подписания закона Президентом РФ акт подлежит официальному опубликованию в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Такое опубликование важно и для определения момента вступления соответствующего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всеми участниками правоотношений. Кроме того, официальное опубликование содержит и официальный (общеобязательный, общепринятый) текст такого акта, которым и надлежит руководствоваться. Официальной считается, таким образом, первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ» Федеральный закон от 14 июня 1994 г «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В целях более оперативного ознакомления участников гражданского оборота с вновь принятыми гражданскими законами последние могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Для удобства их практического использования гражданские законы могут быть опубликованы и в виде отдельного издания, как это имело место в отношении ГК.

Гражданские законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу. Другой порядок вступления в силу гражданских законов устанавливается тогда, когда возникает необходимость немедленного введения в действие нового гражданского закона, но может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходимостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. В таких случаях в самом законе указывается, что он вступил в силу со дня его официального опубликования.

При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона («вводный закон»). Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации (и официально публикуются вместе с этими законами).

Как правило, все правовые нормы нового закона вступают в действие одновременно. Вместе с тем при введении в действие значительных по объему и сфере действия гражданских законов некоторые его положения могут быть введены в действие либо раньше, либо позже основной массы содержащихся в нем норм права. Так, если большинство положений части первой ГК было введено в действие с 1 января 1995 г., то глава 4 ГК была введена в действие со дня официального опубликования части первой ГК, т.е. с 8 декабря 1994 г. Введение же в действие главы 17 ГК было отложено до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

Подзаконные нормативные акты гражданского законодательства (президентские указы и правительственные постановления) также подлежат обязательной официальной публикации (за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну или носят конфиденциальный характер) в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ» в течение 10 дней после дня подписания. Указы Президента РФ вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования либо со дня их подписания. Постановления федерального Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные - со дня их подписания. Однако как в указах, так и в правительственных постановлениях может предусматриваться и иной порядок вступления их в силу Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат не только официальному опубликованию, но во многих случаях и особой государственной регистрации. Затем в срок не позднее 10 дней после дня регистрации они должны быть опубликованы в газете «Российские вести» (либо также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»). Официальному опубликованию не подлежат только те ведомственные акты или их отдельные положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер.

Лишь после такого опубликования они вступают в силу. Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо зарегистрированные, но не опубликованные в указанном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На них также нельзя ссылаться при разрешении гражданско-правовых споров. Таким образом, в гражданских правоотношениях должна быть исключена возможность применения неопубликованных или противоречащих закону ведомственных нормативных актов.

Акты гражданского законодательства обычно прекращают свое действие и теряют юридическую силу либо в результате их непосредственной отмены вновь принятыми актами, либо при наступлении прямо указанного в них обстоятельства (как правило, принятия нового акта, причем более высокого уровня, что характерно для подзаконных нормативных актов).

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. Общее правило о действии гражданского законодательства во времени гласит, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем отношениям, которые возникнут после введения их в действие (п.1 ст.4 ГК).

Вместе с тем из общего правила «закон обратной силы не имеет» может быть сделано исключение, когда действие закона распространяется и на отношения, возникшие до введения его в действие. Последнее возможно только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Обычно обратная сила придается таким нормам гражданского права, которые рассчитаны на отношения, ранее вообще не урегулированные гражданским законом, либо тем нормам права, которые устанавливают более льготный режим для участников гражданского оборота или обеспечивают повышенную защиту их прав и охраняемых законом интересов. Так, обратная сила придана ст. 234 ГК, устанавливающей возможность приобретения права собственности на вещь в силу приобретательной давности. Содержащиеся в данной статье правила применяются и к тем отношениям, которые возникли до того, как в нашем законодательстве стало возможным приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если эти отношения продолжаются в момент введения в действие части 1 ГК ст. 11 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ.

Другая ситуация связана с длящимся характером многих гражданских правоотношений. В соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый закон применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введения в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение.

Особые правила предусмотрены для договоров, заключенных до введения в действие нового закона (устанавливающего в этом отношении обязательные, императивные предписания), но исполняемых после этого момента. С тем чтобы обеспечить точное, надлежащее исполнение взятых на себя сторонами договора обязательств, отражающее важнейший принцип договорного права, закон сохраняет здесь силу за условиями ранее заключенного договора (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 422 ГК), несмотря на их противоречие новым императивным правилам. Тем самым, в сущности, как бы продлевается действие старого, ранее действовавшего законодательства, на котором основывались условия заключенных договоров.

Конечно, в новом законе может быть прямо предусмотрено распространение его действия и на отношения, вытекающие из ранее заключенных договоров. Например, Закон о введении в действие части второй ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об основаниях, последствиях и порядке расторжения договоров отдельных видов на все действующие договоры независимо от даты их заключения. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.

Действие гражданского законодательства во времени предполагает определение начального и конечного момента действия правового акта. По общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а по отношениям, возникшим до их введения в действие, они применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после их введения в действие.

Придание актам гражданского законодательства обратной силы, т.е. распространение их на отношения, возникшие до введения их в действие, допустимо только для актов гражданского законодательства, являющихся федеральными законами, и лишь в прямо предусмотрен­ных ими случаях.

Введение в действие законов РФ регулируется Федеральным за­коном от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Федерального Собрания». Эти акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок их вступления в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация текста акта в «Рос­сийской газете» или «Собрании законодательства Российской Феде­рации». Согласно п. 3 ст. 15 Конституции неопубликованные зако­ны не применяются.

Введение в действие актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Прави­тельства Российской Федерации и нормативных правовых актов фе­деральных органов исполнительной власти».

Согласно этому Указу акты Президента РФ, имеющие норматив­ный характер, по общему правилу, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого офи­циального опубликования. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливаю­щие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, по общему правилу, вступают в силу одновремен­но на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные акты Правительства РФ всту­пают в силу со дня их подписания. Официальным опубликованием таких актов считается их публикация в «Российской газете» или «Со­брании законодательства Российской Федерации».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель­ной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности граждани­на, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубли­кованию в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов фе­деральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты федеральных органов вступают в силу одно­временно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государ­ственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опублико­ванные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регули­рования соответствующих правоотношений и применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Действие гражданского законодательства в пространстве, по обще­му правилу, распространяется на всю территорию РФ, если более узкая сфера действия не установлена в самом акте гражданского зако­нодательства. В случаях, предусмотренных международным догово­ром, действие российского гражданского законодательства может рас­пространяться и за пределы РФ.

Как правило, действие актов гражданского законодательства рас­пространяется на всех лиц, находящихся на территории действия таких актов, если иной (специальный) круг лиц не определен прямо в самих актах гражданского законодательства или не вытекает из их смысла.

Действие гражданского законов исчисляется с момента вступления их в силу. Обязательным условием вступления федеральных законов в силу является их официальное опубликование. Под официальным опубликованием следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных действующим законодательством официальными. Для федеральных законов официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ (ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

Официально опубликованные федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Общее правило о действии гражданского законодательства во времени состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем общественным отношениям, которые возникнут после введения их в действие (вступления их в силу) (ст. 4 ГК).

ГК устанавливает исключения из этого правила, предусматривающие более отдаленный срок введения акта в действие или придание обратной силы закону или его отдельным нормам по отношению к определенным гражданско-правовым связям.

Придание обратной силы в отношении федеральных гражданских законов допустимо лишь в порядке исключения, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1 ст. 4 ГК). Например, обратная сила придана ст. 234 ГК (ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Общее правило о действии гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что акты гражданского законодательства действуют на территории, подведомственной принявшему их органу, т.е. на всей территории Российской Федерации. Из этого правила есть два исключения. В силу указания самого закона территориальные границы его действия или действия его отдельных норм могут быть ограничены. Кроме того, законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны. Например, стороны внешнеторгового контракта, руководствуясь принципом свободы договора, могут условиться о рассмотрении возникающих между ними споров по правилам гражданского законодательства иностранного государства.

Общее правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. В порядке исключения законодатель может прямо или косвенно определить круг лиц, на которых распространяется та или иная норма права.

Сервитуты.

Как вещное право сервитуты возникли в условиях частной собственности на землю и отражают необходимость в постоянном пользовании чужим, обычно соседним, земельным участком для прохода, проезда, прогона скота, прокладки линий связи и их последующего обслуживания и т.д. Установление сервитута в аналогичных целях возможно в отношении лесных и водных участков, а также зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, когда возникает необходимость устойчивого пользования ими. Наконец, гражданскому праву издавна известны сервитуты в пользу определенного лица (личные сервитуты), когда предоставляется пожизненное, а иногда и наследуемое право пользования недвижимостью, например для проживания или работы (художественная мастерская).
В условиях перехода к рынку и отношениям частной собственности сервитуты, которые отечественному гражданскому праву в годы плановой экономики были практически неизвестны, стали получать заметное распространение и потребовали регламентации. Нормы о сервитутах содержатся в ГК, многих других актах гражданского права, а Закон о государственной регистрации прав на недвижимость дает в ст. 1 легальное определение сервитута.
Сервитут создает постоянное или достаточно длительное по сроку право пользования чужим земельным участком или иной недвижимостью*(262), собственник которых сохраняет свои правомочия в отношении этой недвижимости и может ею свободно распоряжаться, в частности продать. При этом для нового собственника сервитут сохраняет свою силу, что отражает его вещный характер.
Сервитут устанавливается законом (публичный сервитут), по соглашению заинтересованных сторон или по решению компетентного государственного органа либо суда, вынесенному по требованию заинтересованных лиц для защиты как индивидуальных (частных), так и общественных (публичных) интересов. Возможны судебные споры также в отношении объема прав, предоставляемых сервитутом, и других его условий (периодичность и время пользования, необходимость предварительного уведомления и т.д.).
Собственник обремененного сервитутом земельного участка согласно п. 5 ст. 274 ГК вправе требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соответствующей платы за пользование участком, если иное не установлено законом*(263). Надо полагать, что на получение соответствующей компенсации вправе претендовать также собственники иного недвижимого имущества, обремененного сервитутом. Публичные сервитуты обычно являются безвозмездными.
ГК не содержит в отношении сервитутов развернутого общего регулирования и определяет их режим применительно к отдельным их разновидностям, причем достаточно кратко. Для устранения пробелов в правовом регулировании некоторые нормы ГК о праве собственности могут применяться к сервитутам в порядке аналогии закона, например нормы о прекращении права собственности.
Более подробно сервитуты регламентируются нормами Земельного кодекса, Водного кодекса и Лесного кодекса, которые проводят различие между двумя их разновидностями: публичными и частными сервитутами. Земельный кодекс подчиняет частные сервитуты нормам гражданского законодательства, а в отношении публичных сервитутов содержит ряд норм в ст. 23, которая называет возможные цели установления таких сервитутов. При этом указывается, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он устанавливается. При невозможности использовать земельный участок вследствие установления сервитута землевладелец вправе требовать изъятия этого участка путем выкупа с возмещением ему убытков или предоставления равноценного участка.
Нормы Лесного кодекса и Водного кодекса о сервитутах близки правилам Земельного кодекса, различают частный и публичный сервитуты и содержат некоторые дополнительные правила, отражающие особенности регулируемых ими отношений. Граждане имеют право свободного пребывания в лесах (публичный лесной сервитут), а также пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами (публичный водный сервитут), если иное не предусмотрено законодательством*(264).
Установление публичного сервитута предусматривает также Закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст. 31 Закона публичным сервитутом может быть обязанность собственника приватизируемого имущества обеспечивать беспрепятственный допуск, проход, проезд, возможность размещения геодезических и других знаков, прокладку и использование линий электропередачи, связи и водоснабжения. Основанием установления таких сервитутов будут условия сделки о приватизации соответствующего имущества, заключенной с новым его собственником.
Особенность сервитута состоит в обязательности его государственной регистрации, без чего это вещное право не возникает. Порядок регистрации сервитута определен в ст. 27 Закона о государственной регистрации прав на недвижимость. Обязательность государственной регистрации личных сервитутов законами прямо не предусматривается; имеющиеся практические пособия склонны считать ее необходимой*(265).

Понятие и содержание дееспособности граждан.

Под гражданской дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять граж­данские права, а также создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Момент возникновения гражданской дееспособ­ности в полном объеме связывается с наступлением совершенно­летия гражданина, т.е. с достижением им восемнадцатилетнего воз­раста.

Если законом допускается вступление в брак до достижения во­семнадцати лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. По­рядок и условия вступления в брак до достижения восемнадцати лет установлены в СК. Признание гражданина полностью дееспособным в связи со вступлением в брак окончательно и не зависит от последу­ющего сохранения брачного союза. Однако признание брака недейст­вительным означает аннулирование основания для признания граж­данина полностью дееспособным, поэтому при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершен­нолетним супругом полной дееспособности.

Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспо­собности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. В отличие от отказа гражданина от принадлежащего ему субъектив­ного права, отказ гражданина от правоспособности или дееспособ­ности, как полный, так и частичный, а равно и другие сделки, на­правленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны.

Относительная дееспособность гражданина возникает по достиже­нии им четырнадцати лет. Сделки, совершенные таким гражданином без согласия законных представителей, относятся к категории оспо­римых и могут быть признаны недействительными в судебном поряд­ке (ст. 175 ГК). По общему правилу, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письмен­ного согласия своих законных представителей - родителей, усынови­телей или попечителя.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литерату­ры или искусства, изобретения или иного охраняемого законом ре­зультата своей интеллектуальной деятельности: в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки.

По общему правилу, за несовершеннолетних, не достигших четыр­надцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Малолетние в возрасте до шести лет абсолютно недееспособны. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет обладают частич­ной дееспособностью, выражающейся в их способности самостоятель­но совершать сделки, перечисленные в п. 2 ст. 28 ГК (мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной реги­страции; сделки по распоряжению средствами, предоставленными за­конным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения).

Любые другие сделки, совершаемые малолетними, являются ни­чтожными в силу ст. 172 ГК. Но по требованию законного представи­теля малолетнего заключенная последним к его выгоде сделка может быть в интересах малолетнего признана судом действительной.

Под эмансипацией понимается объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным. Условия эмансипации исчерпывающе определены в п. 1 ст. 27 ГК: работа по трудовому договору либо занятие предпринимательской деятельнос­тью с согласия законных представителей. Эмансипация осуществля­ется в административном (при согласии всех законных представите­лей эмансипируемого) или в судебном (в случае отсутствия такого согласия) порядке.

Акционерное общество.

Правовое положение акционерного общества и права и обязаннос­ти акционеров определяются ГК и Федеральным законом от 26 декаб­ря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обя­зательствам акционерного общества и несут риск связанных с его деятельностью убытков, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционер­ным. Акционерное общество обладает общей правоспособностью.

Возможно создание акционерных обществ двух типов - открыто­го и закрытого.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать при­надлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегод­но публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на акции, а число его участни­ков не должно превышать пятидесяти. В случае превышения этого предела закрытое общество должно быть в течение одного года пре­образовано в открытое. Минимальный размер уставного капитала за­крытого общества должен составлять не менее стократной суммы ми­нимального размера оплаты труда, действующего на дату его государственной регистрации.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (прав­ление, дирекция) и единоличным (директор, генеральный директор).

Под действием гражданского законодательства во времени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отношения. По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом. Различают даты принятия акта гражданского законодательства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой РФ в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источника (Российская газета или Собрание законодательства Российской Федерации) в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу.

Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ также подлежат официальному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Стоит заметить, что они вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования либо со дня их подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Действие гражданского законодательства в пространстве означает, что по общему правилу гражданско-правовые акты распространяют ϲʙᴏе действие на территорию Российской Федерации. При этом орган, издавший такой акт, может ограничить территорию действия данного акта. Исключая выше сказанное, законодательство одной страны может применяться на территории другой (при наличии ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего положения в договоре)

Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц состоит по сути в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах кᴏᴛᴏᴩой действует гражданское законодательство. При этом в самом правовом акте может быть прямо или косвенно установлен круг лиц, на кᴏᴛᴏᴩых распространяется данный правовой акт.

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 в ред. Указа Президента РФ от 16 мая 1997 г."О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их регистрация. СЗ РФ 1997 N 20 ст. 2242

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации СЗ РФ 1997 N 1009

Важно четко определить, с какого момента вступает в действие та или иная норма гражданского права, и на какие отношения она распространяется. Введение в действие гражданских законов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». С соответствии со ст. 1 указанного закона на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течении семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Гражданские законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу. Как правило, другой порядок вступления в силу гражданских законов устанавливается тогда, когда возникает необходимость немедленного введения в действие нового гражданского закона.

Статья 4 ГК устанавливает общее правило, в соответствии с которым, правовые акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Вместе с тем из общего правила: «закон обратной силы не имеет» может быть сделано исключение, когда действие закона распространяется и на отношения, возникшие до введения его в действие.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ публикуются и вступают в действие в соответствии с Указом Президента РФ № 302 от 26 марта 1992 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ» с изменениями от 23 апреля 1993 года.

Указы Президента РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования. Постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Однако эти правила не применяются в тех случаях, когда Президентом РФ или Правительством РФ при принятии правового акта установлен другой срок введения его в действие.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, вступают в действие в соответствии с Указом Президента РФ № 104 от 21 января 1993 . «О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ». Гражданско-правовые акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти вступают в действие со дня их официального опубликования в газете «Российские вести», если иное не установлено нормативным актом. Наряду с вступлением в действие гражданско-правового нормативного акта важное значение имеет также момент прекращения его действия.

Поскольку гражданское законодательство находится в ведении РФ, гражданско-правовые нормативные акты распространяют свое действие на всей территории РФ. Однако орган, издавший гражданско-правовой нормативный акт, может ограничить территорию действия данного акта. Например, действие нормативного акта может быть ограничено районами Крайнего Севера.

Точно так же действует гражданское законодательство и по кругу лиц. Когда действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается определенной территорией РФ, то указанный акт действует только в отношении тех лиц, которые находятся на данной территории.

Толкование норм ГП.

Высшие судебные органы вправе давать судам «руководящие разъяснения» по вопросам применения законодательства. Такие разъяснения обычно принимаются ими в форме постановлений их пленумов, содержащих обязательное толкование действующих правовых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы. Несмотря на то, что формально они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм, безусловно, весьма велика.

Применение норм ГП.

Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК).

Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Она допустима при наличии определенных условий :

· существование пробела в законодательстве, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств;

· наличие законодательного регулирования сходных отношений;

· применение аналогичного закона к регулируемым отношениям должно не противоречить их существу.

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК). Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе общих начал и смысла гражданского законодательства. Под общими началами гражданского законодательства следует понимать основные принципы гражданско-правового регулирования, а под его смыслом - отраслевые особенности.

Таким образом, аналогия права допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью аналогии закона (т. е. при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения), а также с соблюдением названных выше критериев. При этом реальное применение аналогии права в судебной практике является крайне редким случаем.

Правила об аналогии закона и аналогии права используются в гражданском праве только при применении законодательства в строгом смысле слова, т. е. федеральных законов. Они не могут распространяться на действие подзаконных нормативных актов, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.