264 ч1 ук. Ст.264 ч.1 ук рф. Основные причины ДТП

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно:

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и и 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 264 УК РФ

1. Вопросы квалификации комментируемого преступления разъясняются в Постановлении Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25.

2. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность использования дорожных транспортных средств (основной непосредственный объект). Безопасность жизни и здоровья человека выступает в качестве дополнительного объекта преступления.

3. Предметом преступления являются механические транспортные средства.

Механические транспортные средства должны быть самоходными, т.е. иметь автономный двигатель. В ч. 1 комментируемой статьи 264 УК РФ указаны некоторые из них: автомобили и трамваи, а в примеч. к статье названы дополнительно также троллейбусы, тракторы и мотоциклы.

Транспортным средством признаются и иные самоходные машины и механические транспортные средства. В частности, к ним относятся специальные машины, выполняющие не только транспортные, но и иные функции. Это машины сельскохозяйственного назначения (например, комбайны), дорожные (автогрейдеры, асфальтоукладчики и др.), погрузочные (автопогрузчик, автокран) и др.

К механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

Транспортное средство, не оборудованное двигателем (велосипеды, транспорт гужевого типа), к предметам данного преступления не относится.

Если двигатель машины вышел из строя и она передвигается вручную (толкание машины), то предмет рассматриваемого преступления отсутствует, фактически совершенное деяние может быть расценено в качестве нарушения действующих правил безопасной работы транспорта (ст. 268). Однако если такая машина буксируется другим транспортным средством, то нарушение водителем транспортируемого средства установленных правил подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

4. Нарушение военнослужащими (военнообязанными во время сборов) правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины квалифицируется по .

5. По рассматриваемой категории дел органам предварительного следствия и суду следует указывать в обвинительном заключении и приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в комментируемой статье, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если в обвинительное заключение включены отдельные пункты названных Правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений ст. 237 УПК , по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов Правил, нарушение которых повлекло указанные в комментируемой статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

6. Объективная сторона преступления включает в себя нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. ч. 3 и 4) или нескольким лицам (ч. ч. 5 и 6).

7. Под вождением понимается управление транспортным средством в процессе его движения. Движение начинается с трогания машины с места, заканчивается остановкой ее ходовой части. Нарушение правил вождения транспортного средства выражается, например, в превышении установленной скорости движения , неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда перекрестков и т.д.

8. Эксплуатация — это комплекс организационных и технических мероприятий по безопасному использованию транспорта в соответствии с его предназначением и техническими возможностями. Нарушение правил безопасности эксплуатации транспортного средства может выражаться, например, в перевозке негабаритных грузов, стоянке автомашины в ненадлежащем месте, передаче управления ненадлежащему лицу, буксировке автомашины на слабом тросе, перевозке пассажиров на необорудованной транспортной машине и т.д.

9. В случае передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения либо не имеющему прав управления транспортным средством, водитель несет ответственность за нарушения правил эксплуатации транспортного средства, обеспечивающих безопасность движения, по комментируемой статье, а ненадлежащее лицо, управлявшее транспортом и допустившее нарушение правил вождения, повлекшее последствия, предусмотренные комментируемой статьей, — за нарушение правил безопасности движения по этой статье.

10. Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в комментируемой статье последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

11. Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в комментируемой статье 264 Уголовного кодекса России последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

12. Вред должен быть причинен окружающим лицам, нанесение вреда водителем самому себе состава преступления не образует.

Если в результате нарушений наступили последствия, предусмотренные разными частями комментируемой статьи, то вменяются в вину все последствия, но содеянное квалифицируется по той части, которая предусматривает более тяжкое последствие (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 1н-0406/98).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2000 года.

Если из-за нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по ч. 1 комментируемой статьи.

13. Ответственность лица, нарушившего правило вождения или эксплуатации транспортного средства, за наступившие вредные последствия наступает при условии, если между нарушением и последствиями имеется причинная связь.

14. Причинная связь исключается, если нарушение Правил вообще не было допущено (например, пешеход по собственной неосторожности попадает под заднее колесо автомашины или сознательно бросается под машину с целью самоубийства). Наличие физической зависимости между движущимся транспортом и пострадавшим лицом еще не указывает на существование причинной связи, которая в преступлениях рассматриваемой категории носит нормативный характер.

Благодаря нормативности, причинная связь возможна и в случаях, когда физическое взаимодействие вообще отсутствует. Так, водитель отвечает за причинение вреда и в том случае, если своими неправильными действиями создавал помехи движению, в результате чего другие участники движения вынужденно причинили вред третьим лицам. Например, водитель, выехавший на встречную полосу движения, должен нести ответственность за наступившее последствие, если создал препятствия для водителя встречного транспорта и тот, не имея возможности избежать столкновения или остановиться, выезжает на тротуар и сбивает пешехода. Действия второго водителя расцениваются по правилам крайней необходимости либо невиновного причинения вреда (казуса).

Возможны ситуации, когда действия водителя, непосредственно связанные с вредными последствиями, хотя и были обусловлены предшествовавшими нарушениями иных участников движения, тем не менее выступают в качестве причины этих последствий. Правила дорожного движения содержат требования, блокирующие нарушения. В частности, в них указывается, как должен реагировать водитель на нарушения, допущенные иными лицами, и на случаи возникновения иных препятствий. Если эти требования нарушены, виновный должен отвечать за причинение вреда. Так, водитель, не остановивший свою автомашину, будучи ослепленным встречным транспортом и совершивший в связи с этим наезд на пешехода, должен нести ответственность по комментируемой статье.

15. При решении вопроса о причинной связи учитывается наличие у водителя технической возможности избежать вредного последствия. Если такой возможности не было и установлено, что аварийная ситуация была вызвана не им, а иными участниками дорожного движения, то ответственность исключается. В приведенном примере с ослеплением действия водителя, совершившего наезд, не являются причиной наступивших последствий, если он не имел технической возможности остановить свою автомашину либо совершить маневр, необходимый для избежания наезда. Если аварийная ситуация была создана им самим (движение с превышенной скоростью, на запрещающий сигнал), то отсутствие технической возможности избежать вредных последствий юридического значения не имеет.

16. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства.

17. В отдельных случаях возможно сопричинение вреда несколькими участниками движения. В тех случаях, когда нарушения Правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими влечет уголовную ответственность по комментируемой статье, если их действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в комментируемой статье 264 УК.

18. Действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по .

Под заведомостью оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.) (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

19. С субъективной стороны нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств — преступление неосторожное. Умышленное причинение вреда (например, наезд водителя на прохожего с целью мести) образует преступление против личности.

20. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение Правил дорожного движения, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

21. В ч. ч. 2, 4 и 6 комментируемой статьи состояние опьянения виновного является квалифицирующим обстоятельством.

Пленум ВС РФ в п. 12.1 Постановления от 09.12.2008 N 25 обращает внимание судов, что при Постановлении обвинительного приговора за нарушение лицом правил дорожного движения, повлекшее последствия, указанные в ч. ч. 2, 4 или 6 комментируемой статьи, назначение виновному дополнительного наказания в виде является обязательным. В ходе судебного разбирательства суду надлежит устанавливать, не было ли лицо в связи с этим дорожно-транспортным происшествием лишено права управления транспортным средством в порядке ст. 12.8 КоАП за сам факт управления транспортным средством в состоянии опьянения. Если за эти действия лицо было лишено права управления транспортным средством, отбытый им срок лишения права управления транспортным средством засчитывается в срок назначенного по уголовному делу дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством с приведением в приговоре оснований принятого решения.

Статья 264 УК РФ часть 1 и наказание за нее должны быть знакомы всем, ведь многие из нас водители.

И как не печально, но ДТП может произойти с каждым и даже тяжелому травмированию пострадавших.

Законодатели четко определили, что за такое деяние и его последствия виновнику грозит ответственность, в том числе и уголовная. Но обо всем подробнее.

Что такое нанесение тяжкого вреда в ДТП

Лучше понять позицию законодателей в этом вопросе поможет четкое определение терминов:

  1. ДТП - происшествие, которое возникло при движении автомобильного транспорта по проезжей части.
  2. Квалифицировать ситуацию, как ДТП возможно только при наличии:
    • пострадавших или, погибших;
    • повреждение транспорта как виновника, так и пострадавшего;
    • нанесение урона грузу или объектам инфраструктуры населенного пункта;
    • вред материального или экономического плана.
  3. Тяжкий вред - все, что привело к потере :
    • зрения;
    • слуха;
    • органа;
    • трудоспособности как полностью, так и временно;
    • неизгладимые обезображивания на лице и теле.
  4. Ответственность - его несет виновник ДТП и чаще всего при нанесении тяжелого вреда людям она будет уголовной, но суд принимает во внимание все факторы ситуации и выносит решение на их основании.

Преступление и наказание

Нарушение правил ПДД, и как следствие ДТП, да еще и, с пострадавшим, которым причинен тяжкий вред будет наказано.

И виновный водитель понесет соответствующее наказание. Ответственность за такие деяния разделяется на два вида:

  1. Компенсацию морального вреда.
  2. Уголовная.

Приговор судьи зависит от множества факторов, и чаще всего, то, как себя ведет виновная сторона играет тут главную роль.

Компенсация морального вреда

Судебная практика в таких ситуация ориентируется не только на КОАП, но и на ГК России, а именно ст. 151, а также на ФЗ 142 от 02.07.13 года.

Согласно ему любой вред, нанесенный в такой ситуации, должен быть, компенсирован пострадавшему или его родственникам в случае смерти человека.

Важно знать: величина компенсации всегда рассчитывается индивидуально по каждой конкретной ситуации.

Каким она, будет зависеть, от:

  • степени вины нарушителя;
  • финансовое положение субъектов;
  • семейное положение как виновника, так и пострадавшего;
  • страдания, потерпевшего как моральные, так и физические;
  • позиция потерпевшей стороны;
  • вред, нанесенный его здоровью.

Только судья, может, назначить размер компенсации. Чаще всего в учет берется следующее:

  • лечение пострадавшего должны быть оплачены в полном объеме;
  • проезд на лечение или сопутствующие мероприятия также в полном объеме;
  • необходимые платные услуги на усмотрение и по потребности.

Чем тяжелее травмы, которые получил пострадавший, тем выше будет размер компенсации. Но судья будет ориентироваться на принципы разумности и справедливости.

Уголовная ответственность

Если в процессе эксплуатации транспортного средства было совершено ДТП и это нанесло кому-то тяжкий вред, то виновник автоматически попадает как под действие статьи 264 УК РФ, так и УПК.

Статья 264 имеет несколько частей 1, 2, 3, 4, 5, 6 и несколько примечаний к ним. Если обобщить, то наказание, может быть, следующим:

  • лишение воли на срок до 36 месяцев;
  • лишение воли на полгода и запрет на управление ТС до 24 месяцев;
  • принудительные работы и запрет на управление ТС сроком от 24 до 36 месяцев.

Состав преступления подробно рассматривается судьей, а наказание за тяжкий вред, согласно предусмотренной ответственности по всем пунктам вышеуказанной статьи и ее частям. Чем выше тяжесть вреда и ситуация, повлекшая ее, тем серьезнее будет наказание.

Комментарий юриста: согласно кодексу, если виновное лицо идет на контакт со следствием, признает свою вину, к нему, может быть, применен особый порядок делопроизводства, по которому мера наказания будет всего 2/3 от максимальной.

Нередко даже тюремное заключение уменьшается, если виновник контактный и сам факт нарушения ПДД. Чаще всего если движение было совершенно с нарушениями, то тюрьмы не избежать. Дополнительно учитывает и то, в каком состоянии был пострадавший и не является ли он также виновным в этой ситуации.

ДТП по неосторожности

ДТП может произойти и по неосторожности. И в таком случаем к виновной стороне будет применена:

  • ч. 1 статьи 264 УК РФ - если пострадавшему лицу нанесен тяжкий вред, это, может быть как пешеход, так и пассажир;
  • и пункт 2 этой же статьи, если к ДТП привела техническая неисправность транспорта;
  • ч 3 этой же статьи применяется, если при таком ДТП человек умер.

Обратите внимание: какое будет наказание во много зависит не только от мелких деталей ДТП, но и того, имело ли место алкогольное опьянение.

Статья 264 УК РФ имеет примечания. Прим. 1 утратило свою актуальность, в нем речь шла о расшифровке транспортных средств и специального права на некоторые из них.

Возможно ли примирение

Эта возможность прописана в 25 статье УПК РФ. Если обе стороны пойдут на примирение, то уголовное дело, может быть, прекращено, а, значит, и ответственности по нему не будет.

Чаще всего это становится возможным, когда виновник полностью заглаживает свою вину перед пострадавшим в полном объеме . Но нужно понимать, что такая практика возможна, только если тяжесть преступления инкриминирована как небольшая или средняя.

Случаев, когда стороны пошли на применение и судья это одобрил при особо тяжком вреде или даже смерти, единичны, но существуют в судебной практике.

Совет: такое соглашение (примирение), должно быть, оформлено только в письменной форме в виде нотариального договора.

Дорога - это всегда дорога, никто не застрахован от происшествий на ней. И хорошо, когда пострадает только метал, но когда страдают люди ситуация совершенно другая.

Статья 264 четко обозначает что за это будет и зависит от тяжести нанесенного человеку вреда. И чтобы свести к минимуму возможность возникновения ответственности по данной статье, соблюдайте ПДД и внимательно следите за дорогой. Она не прощает халатности!

Что говорят юристы про тяжкий вред при ДТП, смотрите консультацию в следующем видео:

Транспортные средства — источник повышенной опасности. Неправильное использование, несоблюдение предписаний при движении представляют собой угрозу как для водителя, так и окружающих лиц. 11 и 12 главы КоАП РФ рассматривают правонарушения и наказания в сфере неправильного использования ТС, их ненадлежащего состояния и несоблюдения норм поведения на проезжей части. Серьёзные случаи принадлежат уголовной подследственности, их рассматривает ст. 264 УК РФ.

Рассматриваемая норма относится к 27 главе особенной части.

  1. Так, вначале говорится о совершении проступка, привлёкшего по неосмотрительности тяжкий урон здоровью. Статья 264 часть 1 УК РФ содержит наказание до двух лет ареста, ограничения, лишения свободы, принудительных работ с невозможностью заниматься водительской деятельностью.
  2. Если подобное совершает человек в алкогольном опьянении, то наказуемость становится строже – принудительные работы, лишение свободы. Дополнением санкции выступает запрет заниматься некоторой деятельностью.
  3. Если манёвры нарушителя, указанного в ч.1. причиняют смерть, попрощаться со свободой можно на 5 лет, заниматься принудительными работами до 4 лет. Добавочная санкция остаётся аналогичной.
  4. Когда противоправное событие с летальным исходом одной личности спровоцировало лицо в нетрезвом виде, это влечёт лишение свободы до 7 лет с запретом на вождение авто.
  5. При случайной гибели двух и более лиц, к виновнику применяются принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 7 лет с невозможностью работать на некоторых должностях.
  6. Подобное происшествие, если виноват нетрезвый водитель, грозит ему наказанием исключительно в виде лишения свободы с применением дополнительных санкций.

Вначале рассматриваемой нормы, присутствует краткое упоминание об иных машинах. Законодатель вкладывает в это понятие самоходные, дорожно-строительные средства, трактора и иные ТС, на вождение которых необходимо обладать специальными правами.

Во втором примечании говорится о нарушителе в нетрезвом состоянии. Здесь речь идёт не только о напитках, содержащих спирт, но и психотропных и одурманивающих веществах. Показатели содержания веществ в крови в количестве, превышающем дозволенные нормы, является основанием для привлечения к ответственности. Согласно Постановлению КС РФ, если лицо, скрывается с места несчастного случая, работники спецслужбы могут предположить, что нарушитель нетрезв. Если гражданин вызывает подозрения, но отказывается от освидетельствования, он автоматически признаётся пьяным.

В действующей редакции имеется ст. 264.1. Своим содержанием регламентирует меру пресечения за вождение ТС личностью в опьянении, которая до этого привлекалась к ответственности по данной категории, имеет судимость по ч. 2, и 6 ст.264. Наказание варьируется от применения штрафа до принудительных работ.

Программа «Консультант плюс» поможет подробнее изучить рассматриваемую норму в новой редакции. Имеет возможность просматривать изменения: отменённые пункты, поправки, НПА, вводящие или прекращающие действия отдельных частей.

Согласно комментариям, благом, попадающим под удар при столкновении ТС, признаётся безопасность, дополнительным объектом – здоровье участников, предметом – транспорт. Совершившим подобный проступок, является только человек, управляющий ТС. Преступление характеризуется неосторожной формой вины, то есть отсутствием предварительного замысла.

Вопросы квалификации рассматриваемой нормы разрешает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016).

Согласно категориям транспорта, попадающего под описание «предмета», он должен быть механическим и самоходным, то есть иметь двигатель. Помимо автомобилей, троллейбусов, трамваев, тракторов, сюда включена техника, не выполняющая функцию транспортировки. Например, различная сельхозтехника, дорожные асфальтоукладчики и другой транспорт специального назначения, автопогрузчики.

Мопеды и прочая техника с максимальной скоростью до 50 км/ч или двигателей под характеристику данной статьи не попадают.

В случае столкновения с транспортом, который передвигался путём воздействия силы (толкали по причине отсутствия бензина или поломки), то выбранная норма права неприменима. Если же одно авто буксируется другим, то придётся обратиться к 264 ст.

В составленном обвинительном заключении, приговоре, обязательно указание правил, несоблюдение которых привели к жертвам.

Нанесение серьёзных повреждений, смерть участников являются результатом столкновения. Их наличие обязательно при отнесении ДТП к категории уголовного правонарушения. При отсутствии таковых, деяние относится к административному проступку и наказывается согласно административным нормам.

Законодатель разделяет понятия:

  • вождение;
  • эксплуатация.

Первый вариант – управление ТС при работе. Начинается с трогания и оканчивается полной остановкой. Второе значение – использование ТС в соответствии с его техническими характеристиками.

Если происходит передача транспорта пьяному лицу или не имеющему права на вождение, то поведение хозяина являются нарушением требований использования, а ненадлежащий рулевой ответственен за несоблюдение правил безопасности движения.

Когда наступившие последствия стали результатом поведения водителя вне дороги, то есть при ремонте авто, производстве различного рода дорожных, хозяйственных или строительных работ, то квалификация происходит по иным статьям УК, в зависимости от вины и иных обстоятельств события.

Смягчающим вину обстоятельством компетентный орган может принять несоблюдение правил безопасности жертвой инцидента: если сбит пешеход, пересекавший шоссе в непредусмотренном месте, при столкновении тяжёлые травмы получил ребёнок, который не был в удерживающем детском кресле, мотоциклист без защитного шлема. Исключение – когда виновник за рулём сам проигнорировал соблюдение подобных требований.

Ещё одним важным моментом считается причинно-следственная связь между событием и уроном. Говоря иначе, данные последствия должны наступать по причине случившегося. Например, произошёл наезд авто на человека, спустя несколько часов, он умирает. Причина — не полученные увечья, а передозировка наркотиками. Наказывать человека за рулём по 264 статье Уголовного кодекса РФ будет незаконным решением.

Исключается вина, когда нет нарушения, а гражданин сам кинулся на авто, по своей неосмотрительности попал в подобное положение. Это умышленное поведение потерпевшего, направленное для причинения вреда себе.

Бывают ситуации, когда лицо, управляющее транспортом, своими манёврами создаёт угрозу безопасности. Не вступая во взаимодействие сам, он провоцирует аварийное положение другим участникам. Иногда неблагоприятное событие на трассе является вынужденным под натиском неправильного поведения другого участника.

Водитель, оставивший потерпевшего погибать или в опасном для жизни состоянии, подлежит наказанию по ст.125 УК РФ. Под ними понимается скрытие с места столкновения, когда тяжёлые последствия очевидны, не вызывание на место аварии соответствующие службы, отказ отвезти нуждающегося в больницу. С моральной точки зрения этот поступок является усугубляющим положение виновника.

Субъективная сторона нарушений правил безопасности – отсутствие умысла, это проступок по неосторожности. Ст. 264 ч.4 УК РФ рассматривает трагедию, в котором пьяный человек причиняет смерть другому, не запланировано. Если же поступок продуман заранее, то он подпадает под состав убийства.

Субъектом, свершившим правонарушение, может быть личность возрастом от 16 лет, вменяемая – это общие признаки. Управляющее ТС – специальная черта. Обладание водительским удостоверением не принципиально.

При несоблюдении ч. 2, 4 и 6, применимо вспомогательная мера в виде утраты возможности водить ТС. Лишать данного права могут сотрудники ДПС, органы правосудия.

Ст. 264.1 определяет меру пресечения за повторное противоправное действие. Водитель уже имеет взыскание за вождение в нетрезвом виде. Санкция разделена на несколько составляющих, что даёт возможность выбрать оптимальное реальное наказание, учитывая все обстоятельства происшествия.

В практике судов имеются случаи перехода дел из категории административных в криминальные. Когда потерпевшая сторона методом обследований и экспертиз доказывает тяжкий вред.

В подтверждение: инцидент, участником которого стало маршрутное такси. Множество пассажиров получили травмы различной степени тяжести, правонарушения оставалось в рамках административного. Путём медицинского осмотра, у одной пассажирки, установлены признаки тяжкого вреда здоровью. Молодая женщина, травмировавшись, лишилась более половины зубов, в результате чего деформировалась нижняя челюсть. Восстановление жевательной функции возможно только благодаря дорогостоящим стоматологическим работам. Для обретения былого эстетического вида лица необходима пластическая операция. Таким образом, водителю, допустившему подобное происшествие, не удастся избежать уголовной ответственности с лишением права на вождение.

Тверской городской суд рассмотрел УД в отношении гражданки Ч. Подсудимая двигалась на автомобиле с соблюдением скоростного режима. Неожиданно, на проезжей части появился гражданин П., который намеревался перейти дорогу вне пешеходного перехода. Водитель Ч. не успела затормозить и сбила пешехода. В результате происшествия потерпевший получил закрытый перелом бедра, резаные раны в районе брюшной полости. В зале суда Ч. свою вину признаёт и просит минимального наказания.

Выслушав доклад следователя, учитывая характеристику виновного лица и обстоятельства дела, суд пришёл к выводам:

  1. Признать Ч. виновной по ст. 264 ч.1 УК РФ.
  2. Избрать наказание в виде ограничения свободы сроком на 6 месяцев.
  3. Требование потерпевшего П. о компенсации судебных расходов в размере 7800 руб. удовлетворить.

Гражданин К. обратился для защиты своих интересов в Адвокатский кабинет г.Пятигорска. Имеющий большой безаварийный стаж вождения, совершил наезд на пешехода М., который получил тяжёлые телесные повреждения. По словам К., он предпринял все необходимые действия – вызвал сотрудников, скорую помощь, сам беспокоился о здоровье жертвы, регулярно посещал его в больнице, оказывал финансовую помощь при покупке лекарств, а также его семье по причине временной потери трудоспособности кормильца. В свою очередь последний, на момент аварии был в нетрезвом состоянии, сам непредумышленно упал под едущий автомобиль. Водитель не успел принять необходимые меры, вовремя затормозить.

При избрании наказания, суд не учёл смягчающие обстоятельства: фактическое примирение сторон, заявление пострадавшего об отсутствие претензий со своей стороны. По причине сего гражданин К. намерен обжаловать приговор.

Для привлечения лица к УО по рассматриваемой норме, необходимо установить, какое нарушения произошло. Схожие, на первый взгляд, события могут образовывать различные составы.

Под ДТП понимается происшествие в процессе движения ТС по дороге, в результате чего жертвы получают травмы, возможен смертельный исход, повреждается транспорт, грузы, причиняется материальный ущерб.

В зависимости от характера делится на:

  1. Столкновение двух или более ТС.
  2. Наезд на пешехода, велосипедиста, иной транспорт.
  3. Опрокидывание.

По тяжести наступивших последствий:

  • с летальным исходом;
  • с физическими повреждениями лиц-участников;
  • материальными потерями.

Установить объективные обстоятельства аварии представляется довольно тяжело, зачастую она является результатом несоблюдения правил несколькими сторонами. Главная особенность – допущение инцидента без замысла, это неосторожные события.

При проведении расследования устанавливается механизм произошедшего. Рассматривается совокупность звеньев системы: водитель — автомобиль – дорога – окружающая среда.

Необходимо установление личностных качеств и характеристик лица за рулём. Состояние адекватности и трезвости на момент происшествия, интеллектуальные качества, эмоциональное состояние, профессиональная деятельность и стаж за рулём.

При расследовании УД в сфере нарушения ПДД, необходимо устанавливать общие моменты:

  • какие пункты были нарушены;
  • когда, где и как произошло событие;
  • какие наступили последствия;
  • причинно-следственная связь;
  • степень вины каждого из участников.

Сотрудник, проводящий следственные действия, должен установить, имел ли виновный возможность предотвратить столкновение, какие действия для этого выполнил, могло ли события не произойти, если бы виновник вёл себя при движении иначе.

По правилам учёта, прибывшие на место медицинские работники, фиксируют количество трупов, жертв, обратившихся за медицинской помощью и отказавшиеся от таковой.

Сотрудники внутренних органов делают отметки о фактах, повлёкших криминальный исход. По большей части именно они важны для рассмотрения УД.

Расследование обязательно включает осмотр места происшествия. Это первоочередная задача. Получив сообщение о трагедии, на место выезжает группа, в составе которой следователь, инспектор дорожной службы, медик, криминалист, специалист по автотранспорту.

На месте обеспечивается безопасность проведения работ, оказывается помощь тем, кто ещё не получил, составляется схема, осматриваются доказательства, которые могут исчезнуть в короткое время – следы торможения, крови, жидкостей, фрагменты одежды, изучается участок столкновения. По возможности проводится снятие местности на телефон, фотоаппарат, камеру.

Следующее действие – изучение ТС. Делаются отметки о марке, модели, номере, цвете авто, повреждениях. Акцентируется внимание на состоянии системы торможения, управления, света и шин.

Документально оформление представляет собой составление протокола осмотра места события, схемы происшествия, протокола осмотра ТС, справки, объяснения участников, вещдоки.

Необходимой процедурой является допрос водителей и свидетелей. Включает основные моменты: уточнение, на каком языке будет происходить беседа, разъяснение права, предупреждение об ответственности. Может сниматься с помощью технических средств. Следователю запрещается задавать наводящие вопросы и склонять к ответу допрашиваемого. Возможно присутствие адвоката.

Перед проведением допроса, сотрудник продумывает тактику: какие вопросы будут первоочерёдными, в каких показаниях заинтересовано лицо, способен ли гражданин объективно передать обстоятельства.

Пояснения потерпевшего, подозреваемого и свидетеля — это три разных взгляда, которые могут преподносить одно и то же ЧП с разных сторон. Истина достигается путём глубокого анализа всего материала.

В ходе следственного эксперимента устанавливается правдивая картина произошедшего. Здесь становится видно, могли ли события разворачиваться по предложенному сценарию, насколько хорош был обзор для участников, свидетелей.

Назначение экспертизы полезно для выяснения истины. Несмотря на то, что выводы эксперта могут носить характер предположения, а не точного высказывания, они незаменимы для следствия. Автотехнический, криминалистический, трассологический, лакокрасочных материалов, дорожный, судебно-медицинский – любой из этих анализов назначается по необходимости.

Количество транспорта растёт с каждым годом. Для предотвращения криминальных ситуаций необходимо безоговорочное соблюдение ПДД и взаимоуважение участников движения. Только так можно уменьшить травматизм и смертность в ДТП. Пьянка за рулём не может приводить к благополучным последствиям.

Несмотря на положительную динамику, согласно статистике, Россия входит в пятёрку стран с наибольшим количеством смертей на дороге, имея средний показатель 160 человек на 1 млн, здесь же находятся и США с показателем в 130 человек.

Добрый день! Какое наказание грозит за повторное нарушение по ст 264.1 УК РФ?

Адвокат Анатолий Антонов

Здравствуйте! Согласно УК РФ, ответственность по статье 264.1. УК РФ (нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию) предусмотрена в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Повторным считается нарушение, которое совершено в течение года после исполнения наложенного взыскания.

Кроме того, наказание за управление автомобилем водителем, лишенным прав, предусмотрено частью 2 статьи 12.7 КоАП. На водителя может быть наложено одно из следующих наказаний: штраф в размере 30 000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов. После остановки транспортного средства водителя, лишенного прав, также осуществляется задержание транспортного средства и перемещение его на штрафстоянку. Забрать свой автомобиль самостоятельно водитель сможет лишь после того, как закончится срок лишения прав, либо воспользоваться помощью другого водителя.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

В статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» целых 6 частей. Если нарушитель был пьян, то наказание будет строже, чем если бы он был трезвым.

Важно знать: статья 264 УК РФ - перспективная. В том смысле, что по частям 1, 2 и 3 можно избежать уголовной ответственности законно. Возможны ситуации, когда потерпевший также нарушил ПДД, суд это учтёт. И вообще нужно вникать в каждую конкретную ситуацию. Этим уголовные адвокаты и занимаются в своей работе. Каждое дело анализируется, выбирается лучшая стратегия защиты, которая позволяет добиться минимального наказания, условного срока или прекращения дела .

Характеристика статьи 264 УК РФ: какое наказание предусмотрено

Преступление по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» заключается в том, что человек, управлявший автомобилем, или другим транспортным средством, нарушил ПДД или правила эксплуатации транспортного средства, и из-за этого причинил кому-либо тяжкий вред здоровью или даже смерть.

Важно знать: речь в статье идёт не только об автомобилях, но и многих других автотранспортных средствах: тракторах, сельскохозяйственных комбайнах, автогрейдерах, асфальтоукладчиках и других.

  • Часть 1 статьи 264 УК РФ - это когда водитель нарушил ПДД или правила эксплуатации ТС, и из-за этого другой человек получил тяжкий вред здоровью. Грозит несколькими видами наказания, самое строгое из которых - лишение свободы не более, чем на 2 года. Это преступление небольшой тяжести.
  • Часть 2 статьи 264 УК РФ - то же самое деяние, но если человек, который управлял авто, был пьян, то можно получить лишение свободы до 4-х лет. Это уже средняя тяжесть.
  • Часть 3 - если из-за действий водителя погиб человек. Самое строгое наказание - заключение до 5-ти лет. Преступление средней степени тяжести.
  • Часть 4 - то же самое, что и часть 3, но если водитель при этом был пьян. От 2-х до 7-ми лет. Тяжкое преступление.
  • Часть 5 - если из-за действий водителя погибло 2 человека и более. Наказание - до 7-ми лет лишения свободы. Тяжкое преступление.
  • Часть 6 - если по вине водителя погибло 2 человека и более, и водитель при этом был пьян. Наказание - от 4-х до 9-ти лет заключения. Тяжкое преступление.

Важно знать: ответственность по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» наступает не только за нарушения ПДД, но и других правил, если это нарушение привело к указанным последствиям (тяжкий вред здоровью, смерть). Например, если нарушены правила перевозки пассажиров, или машина транспортирует слишком тяжёлый груз, или авто неисправно.

Что значит «тяжкий вред здоровью»?

О тяжести вреда сказано в постановлении Правительства РФ от 17 августа 2007 года №522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека».

Тяжким вредом считается такой вред, при котором:

  • есть опасность для жизни человека;
  • пострадавший потерял зрение, речь, слух, либо какой-нибудь орган или функцию органа;
  • прервалась беременность;
  • возникло психическое расстройство;
  • неизгладимо обезображено лицо;
  • возникла значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее, чем на 1/3;
  • человек полностью утратил профессиональную трудоспособность.

Важно знать: если пострадавший получил повреждения лёгкой или средней степени тяжести, но уголовной ответственности не будет. Будет всего лишь административная ответственность.

Здесь очень важно установить, что между ДТП и тяжким вредом здоровью есть причинно-следственная связь. Нет связи - нет и вины водителя в тяжких повреждениях.

Важно знать: уголовная ответственность по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» наступает, если потерпевший погиб или его здоровью нанесён тяжкий вред. Поэтому очень важно определить, насколько тяжёлый вред ему причинён. Ведь если вред не тяжкий, то нет состава преступления.

Возможности уйти от уголовной ответственности

Сделать это можно совершенно законно. Уголовный кодекс даёт такую возможность, но она предусмотрена только в отношении преступлений небольшой или средней тяжести. То есть, если вас обвиняют по частям 1,2 или 3 статьи 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», то шансы есть. Правда, нужно будет выполнить несколько условий.

Статья 75 УК РФ: «Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием».

Необходимо, чтобы:

  • преступление было совершено впервые;
  • преступление было бы небольшой или средней тяжести;
  • нужно явиться с повинной, помогать следователю раскрывать преступление, ничего не утаивать;
  • возместить ущерб или другой вред (например, оплатить лечение пострадавшего в больнице).

Статья 76 УК РФ: «Освобождение от ответственности в связи с примирением с потерпевшим».

Чтобы суд применил эту статью, нужно, чтобы выполнялись такие условия:

  • преступление совершено впервые;
  • чтобы это было опять же деяние небольшой или средней степени тяжести;
  • помириться с потерпевшим и загладить причинённый вред.

Важно знать: этот способ - помириться с потерпевшим - действительно работает и довольно часто применятся. Это реальный вариант не получить судимость и не отправиться в колонию. И потерпевшие достаточно часто соглашаются на этот вариант.

Есть две сложности: суд не обязан освобождать от ответственности по ст. 75 и 76. Он имеет право это сделать, но не обязан. Это первое. А второе - потерпевший всё-таки может не пойти на мировую. Может заупрямиться, упереться, как говорят. В обоих случаях нужен опытный уголовный адвокат: за счёт своего опыта он сможет «навести мосты» и к потерпевшему, и к судье.

Что делают наши уголовные адвокаты, чтобы защитить вас

Уголовное дело против вас - сильный стресс. Мы это понимаем. И во время работы не только защищаем от возможных незаконных действий и притеснений (которые случаются часто), но и морально поддерживаем.

Конкретнее, уголовный адвокат:

  • Отыскивает доказательства вашей невиновности . Следователям нужна хорошая статистика. Поэтому у них есть соблазн схватить невиновного. Если так случилось, то без адвоката не обойтись.
  • Помогает примириться с потерпевшим, если это необходимо.
  • Отыскивает свидетелей, которые дают показания в вашу пользу.
  • Присутствует на процессуальных действиях (допросах, очных ставках), следит за тем, чтобы ваши права не нарушались.
  • Добивается смягчения или отмены меры пресечения . Вряд ли следователь применит суровую меру пресечения по статье 264 УК РФ, но исключать такую возможность не стоит.
  • Исключает из дела доказательства, которые следователь собрал с нарушениями УПК.

Главное - вы должны понимать, что в следствии, прокуратуре и суде никто не заинтересован ни в объективном расследовании, ни в оправдании. Только адвокат реально старается вас защитить, потому что это его работа. А надеяться защититься самому не надо. Юриспруденция - слишком сложная вещь, и без опыта и соответствующих знаний мало что получится..

Обратитесь за профессиональной консультацией - она совершенно бесплатна и ни к чему вас не обязывает. Консультируют те же уголовные адвокаты, которые ведут дела и выступают в судах.

Чтобы разработать тактику защиты, нужно время. Даже самому опытному адвокату мало бегло прочитать дело, чтобы решить, как вас защищать. Тем более, следователь будет всячески препятствовать защитнику. Тактика защиты - это не просто слова. Опытный адвокат «отметает» варианты, которые точно не сработают. Если бесполезно настаивать, что вред не тяжкий, а средний, то и не надо настаивать. Надо защищаться по-другому. Например, представить доказательства, что пострадавший сам виноват в произошедшем, хотя бы частично (например, перебегал дорогу в неположенном месте).

Не тяните. Чем раньше вы придёте к специалисту, тем больше шансов на хороший исход дела. Хороший исход - это оправдание, условное осуждение или прекращение дела. Позвоните или напишите сообщение в форме ниже - мы вам поможем!