Штраф за езду по обочине на трассе. Какой штраф за езду по обочине. ○ Движение по встречной обочине

Особо нетерпеливые водители, нежелающие стоять в пробках, часто пытаются объезжать затор по обочине. Однако подобные действия запрещены правилами дорожного движения (ПДД), поэтому нарушителям полагается штраф за езду по обочине.

ПДД определяют обочину как участок проезжей части, непосредственно прилегающий к ней. Покрытие обочины может отличаться от дорожного полотна и отделяется от него особой разметкой (варианты 1.2.1, 1.2.2).

Пример обочины 1 (1.2.1, сплошная):


Пример обочины 2 (1.2.2, прерывистая):


Пункт 9.9 ПДД запрещает перемещение машин по обочинам, поскольку они служат для движения:

  • пешеходов;
  • велосипедистов;
  • спецсредств;
  • машин, подвозящих грузы, если нет других возможностей для проезда.

Тем не менее, выезд на обочину как таковой не запрещен - водитель может съезжать на нее для остановки. Не запрещен и выезд с обочины для продолжения движения после остановки - запрещено только движение по самой обочине, что наказывается штрафом. При этом можно съезжать лишь на обочину попутного направления, если это дорога более чем с одной полосой. В населенных пунктах на трассах с односторонним движением и двухполосных автодорогах, если на них нет трамвайных путей, разрешается останавливаться по обеим их сторонам.

Размер штрафа

Езда по обочине отнесена законом к разряду административных правонарушений, за которые водителя штрафуют. В 2019 году штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей. Наказание небольшое, такая сумма штрафа нарушителей не пугает. Поэтому самые «торопливые» продолжают выскакивать на обочину в нарушение правил.

Из-за этого государственные деятели и гражданские активисты продвигают идею ужесточения наказания. С их точки зрения, это позволит:

  • уменьшить число обгонов по обочине;
  • улучшить статистику по негативным последствиям такого деяния.

Сегодня в России пытаются бороться с нарушителями, повсеместно внедряя оборудование автоматической видеофиксации, способное распознавать и езду ТС по обочине. Поскольку технология еще до конца не отработана, иногда возникают ситуации, наподобие нашумевшего в 2019 году случая автоматически выписанного штрафа за езду по обочине: камера приняла упавшую за ограничительную полосу тень автомобиля за выезд.


Несправедливая ситуация

Административный кодекс однозначно определяет размер штрафа и обстоятельства применения наказания к водителю. Иногда, однако, возможна несправедливость по отношению к автолюбителю.

Рассмотрим следующую ситуацию.

  1. Водитель двигался по дороге и решил остановиться.
  2. Он съезжает на обочину по правилам, не создавая аварийной ситуации, и останавливается.
  3. Спустя какое-то время, он решает продолжить движение и выезжает обратно на трассу.
  4. Стоящий неподалеку сотрудник ГИБДД замечает это, останавливает водителя и выписывает ему штраф, поскольку факт перемещения на авто по обочине действительно был.

Это происходит из-за юридического противоречия: машина съехала на обочину, где она могла стоять, но двигаться было уже запрещено. Доказать свою правоту в таком случае будет очень сложно, многое зависит от лояльности инспектора ГИБДД. Можно попробовать объяснить ему, что съезд на обочину и продолжение движения были совершены правомерно, но чаще полиция все же выписывает штраф. Делается это для уменьшения числа аварий и облегчения движения на больших транспортных артериях.

Если был совершен съезд на тротуар, даже в разрешенной зоне, в аналогичной рассмотренной выше ситуации выписывается . В 2019 году его размер составляет 2000 рублей.


С помощью штрафа:
  • водителя стимулируют не выезжать лишний раз на обочину;
  • уменьшают статистику аварий и травм с велосипедистами и пешеходами;
  • заставляют автовладельцев соблюдать правила парковки и оставлять машины в отведенных местах.

Штраф на МКАД

Московская кольцевая - загруженная трасса с большим числом спешащих автомобилей, движение по обочине тут не редкость. Штраф за езду по обочине на МКАД на 2019 год составляет те же 1500 рублей. Разница заключается в том, как фиксируют езду по обочине: на МКАД установлено множество комплексов видеофиксации, значительно увеличивших собираемость штрафных средств с нарушителей. В регионах такого оборудования меньше, поэтому водителям нередко удается «проскочить» без наказания.

Кому разрешено движение

Всем привет! Нередко автомобилисты, пытаясь выехать из затора или совершая маневрирования, выезжают за пределы дорожного полотна. При этом многие интересуются: когда полагается штраф за езду по обочине, а когда нет, какова сумма взыскания для разных случаев, есть ли возможность оспорить наказание.

Информацию об этих и других важных нюансах, связанных с передвижением по непосредственно прилегающим к дорожному полотну участкам, вы найдете в данной статье. Поехали!

Определение данного понятия приводится в Постановлении Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее ПДД) от 23 октября1993 года.

Наказание за езду по обочине

Ответственность за нарушение запрета передвижения по данному участку дороги регламентируется Кодексом об административных нарушениях РФ. Согласно настоящему закону, если вы проезжаете по правой стороне обочины либо совершаете по ней обгон, вас ждет денежный штраф в размере 1 500 рублей, в соответствии с п. 1 ст. 12.1 КоАП .

Наказание за данное нарушение ранее составляло 500 рублей, потом размер взыскания был увеличен до 1 тыс., далее до 1,5 тыс. рублей. Тем не менее, подобный штраф не пугает нетерпеливых водителей и не уменьшает количество обгонов по обочине.

Наказание за езду и обгон по тротуару или газону, примыкающим к дороге

Если же дорога не имеет бордюра и примыкает к газону, то при наезде на него водителя оштрафуют по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ – на 1500 руб. как за езду по обочине.

Внимание! Обгон транспортных средств с выездом на обочину, заездом на бордюр, тротуар или сплошную линию 1.2.1 всегда запрещен.

Наказание за езду по встречной обочине

Если вы решили обогнать пробку по левой (встречной) обочине, это классифицируется, как выезд на встречную полосу и наказывается более серьезно. Здесь к нарушениям правил обгона и маневрирования добавляется также движение по «встречке».

В соответствии с п. 4 ст. 12.1 КоАП, в подобном случае вам грозит денежный штраф в размере 5 тыс. рублей либо на срок от 4-х месяцев до полугода.

Обратите внимание! Согласно п. 11.2 ПДД , нельзя обгонять другие ТС, если водитель не уверен, что после завершения маневра сможет вернуться в свой ряд, не создавая помех и опасности для остальных участников дорожного движения.

Дополнительные нарушения

Если вы двигаетесь по краю проезжей части, вы нарушаете и другие правила ПДД:

  • Несоблюдение дорожной разметки /знака, согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП , штраф составляет 500 рублей.
  • Не предоставление преимущества пешеходу – в соответствии со ст. 18 КоАП РФ наказывается взысканием от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.
  • Нанесение вреда здоровью, согласно ст. 12.24 КоАП , влечет штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей, в зависимости от тяжести нанесенных травм.

Если же вы при это еще и не включили поворотники, это ведет к дополнительному наказанию – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.14 КоАП).

Почему закон запрещает езду по обочине

Движение по отрезку дороги, относящемуся к обочине, создает ряд опасностей:

  1. Поднимается столб пыли, попадающий в зону обзора других машин и которым приходится дышать остальным водителям.
  2. Попытка нетерпеливых владельце ТС снова вернуться в ряд создает сложности для остальных участников дорожного движения, замедляет и увеличивает транспортный поток.
  3. Возникает опасность для велосипедистов и пешеходов, которые двигаются по обочине.
  4. Увеличивается риск возникновения , например, из-за сложности маневра в зимних условиях или из-за облака поднимающейся пыли. Кроме того, недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровная поверхность покрытия повышают шансы на вероятность потери управления и столкновения машин.

Здесь нужно учитывать, что при возникновении аварии, вина однозначно будет на водителе, двигавшемся по краю проезжей части, потому что он допустил явное нарушение ПДД. При этом никакие заверения в том, что машина, движущаяся впереди, не давала окна для пропуска или веские основания для спешки, не будут способствовать смягчению наказания.

Полезно знать! Несмотря на уверенность многих водителей в том, что двигаясь по краю проезжей части, они экономят свое время, на самом деле во многих случаях, им требуются дополнительные минуты, чтобы вернуться в свой ряд.

Что считается ездой по обочине

Ездой по обочине классифицируется передвижение ТС по краю проезжей части без серьезных оснований. Сюда входит также обгон других участников дорожного движения по участку, не предназначенному для движения машины и который прилегает к дороге.

Допускается ли езда по обочине в автопробках

Наличие транспортного затора не является основанием для передвижения по краю проезжей части. Оно не может считаться также причиной для смягчения наказания.

Ведутся разговоры о том, чтобы дополнить КоАП терминами «автомобильная пробка» и «дорожные заторы», подразумевая возможность передвижения по обочине из-за низкого скоростного режима.

Однако это всего лишь разговоры и к чему они приведут, неизвестно. В настоящее время, закон однозначно запрещает езду по краю проезжей части, независимо от наличия и размеров пробки.

На трассе

Скоростные автотрассы обозначают специальным знаком «Автомагистраль» 5.1. Обочина на таких дорогах отличается твердым покрытием, она отделена от проезжей части сплошной полосой.

Тем не менее, передвигаться по ней однозначно запрещено так же, как и останавливаться на стоянку. Для этого имеются специальные площадки, на которых вы можете поставить машину.

На МКАДе

МКАД не является автомагистралью, она обозначена знаком 5.3 «Автомобильная дорога». Однако обочина здесь также отличается твердым покрытием и отделением от проезжей части сплошной полосой.

Получается, что здесь, как и на трассе, движение по обочине запрещено. Отличительная особенность данной дороги – наличие большого количества камер автофиксации (их насчитывается более сотни).

Благодаря этому, риск того, что нарушение будет зафиксировано намного больше, чем на других дорожных участках, где число техники для выявления нарушений намного меньше.

В каких случаях допускается езда по обочине

Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.

Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).

В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.

Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине

Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.

В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.

Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину

Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).

Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.

Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.

Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить

За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.

В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.

Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.

Вам нужно:

  • Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
  • Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
  • Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.

При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.

Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине

Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:

  • Создание опасности для других участников дорожного движения.
  • Выезд на обочину задним ходом.
  • Отсутствие знаков аварийной остановки.

На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений

Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:

  • Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
  • ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
  • Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
  • Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
  • и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.

Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.

Важно! Главное условие для возможности передвижения по обочине для указанных участников дорожного движения – отсутствие помех и опасностей для остального транспорта.

Как может осуществляться фиксация езды по обочине

Нарушение запрета на передвижение по краю проезжей части может быть зафиксировано:

  • Инспектором Госавтоинспекции.
  • Камерами видеонаблюдения, установленными на дороге.

В первом случае можно оспорить наказание на месте и избежать наложения штрафа. А если нарушение зафиксировано при помощи технических средств, постановление уже будет вынесено к моменту получения вами уведомления.

В этом случае можно попытаться его оспорить, но сделать это крайне сложно и оспаривание будет возможным только при наличии веских доказательств вашей правоты.

Как бороться с нарушителями-обочечниками своими силами

Если вы стремитесь к тому, чтобы общественными и личными усилиями уменьшать количество нарушителей, не считающихся с запретом на передвижение на обочине, вы можете способствовать их наказанию.

Для этого нужно:

  1. Сделать съемку факта нарушения (на мобильный телефон или видеорегистратор).
  2. Зайти на сайт ГИБДД , выбрать свой регион и подать жалобу.
  3. В жалобе указать сведения о нарушителях и изложить свою просьбу об их наказании.
  4. Ожидать звонка сотрудников Госавтоинспекции, которые, скорее всего, попросят дать более подробные показания.

Вы можете приложить видео прямо к заявлению, но здесь нужно учитывать, что максимальный размер файла – 5 мгб. Поэтому вам нужно уменьшить формат видео (что повлияет на его качество) либо добавить его на сторонний сайт (например, на порталы, посвященные борьбе с автохамами) и привести в тексте жалобы ссылку на него.

Несколько советов по повышению вероятности успешной борьбы с «обочечниками»:

  • Следите за тем, чтобы на видео и фото максимально четко были зафиксированы номера нарушителя.
  • Подавайте жалобы по месту жительства, потому что вероятность вызова в ГИБДД для дачи показаний высокая.
  • Не фиксируйте слишком большое количество нарушений, потому что на каждое из них будет составлен отдельный протокол, что потребует дополнительного времени.

И будьте готовы к тому, что по закону у нарушителя есть право затребовать информацию о том, кто подал на него жалобу. А это может привести к осложнениям и выяснению отношений в личном формате.

Посмотрите видео о том, как эффективно бороться с «обочечниками»:

Подведем итоги

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка , примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

Заключение

Движение по краю проезжей части запрещается законом для снижения риска возникновения опасности на дорогах. Поэтому относитесь к соблюдению этого правила максимально серьезно.

Каждый водитель должен соблюдать действующие ПДД, определяющие уровень безопасности для многих участников транспортного движения. Одно из основных требований – это учет ограничений относительно мест, где разрешается передвигаться на машине. Езда по обочине приводит к , вне зависимости от сложившихся обстоятельств на дороге.

Трактовка понятия «обочина»

В ПДД прописано трактование понятия «обочина». Под данным термином принято понимать территорию, которая располагается с проезжей дорогой. Обочина всегда отличается специальным покрытием, а также разметкой, выполненной с учетом определенных требований. ПДД разрешает передвигаться по тротуару только взрослым велосипедистам и обычным пешеходам.

Таким образом, любая езда машины на обочине запрещена. Скорость не играет какой-либо роли. Единственное исключение – это необходимость срочной остановки, причем помехи должны исключаться даже в то время, когда водитель съезжает с места парковки.

В крупных российских городах, где отмечаются частые транспортные заторы, инспекторы ГИБДД зачастую фиксируют нарушения относительно езды по обочине. Однако «пробка» не может быть даже смягчающим обстоятельством.

Такие ситуации приводят к повышению опасности пешеходов и велосипедистов, так как они утрачивают возможность свободного, безопасного передвижения. Важно понимать, что переезд в нужный ряд машин приводит к образованию дополнительных помех для других участников дорожного движения и увеличение километража «пробки». Такие маневры по обочинах, отличающихся визуально и схематичной разметкой от основного полотна дороги, приводят к штрафным санкциям.

Кому разрешается двигаться по обочине?

В России запрещено движение машин по обочинам даже, если на основной дороге произошла «пробка» и отсутствует возможность быстрого передвижения. Исключением является необходимость срочной остановки, которая не будет создавать помех другим участникам автомобильного движения.

Парковка слева на обочине разрешена только в исключительных случаях:

  • наличие одной полосы проезжей дороги с учетом разного направления транспортных средств, а также с обязательным отсутствием путей для движения трамваев;
  • транспортное движение по одному направлению (грузовики, вес которых превышает три с половиной тысяч тонн, могут останавливаться только для загрузки – разгрузки).

Таким образом, парковка на левой стороне дороги также часто приводит к появлению штрафных санкций. Соблюдение этих требований ПДД определяет уровень безопасности для каждого водителя.

По обочине разрешается движение следующего транспорта:

  • машины, которые принадлежат специальным местным службам, выполняющим коммунальные обязанности;
  • грузовой транспорт, используемый для доставки различного товара.

Чаще всего для коммунальных машин, грузовиков движение разрешается только в исключительных ситуациях. Обычно разрешается движение по обочине только для определенных видов транспортов (велосипеды и легкие мопеды), а также для людей-пешеходов. Данные нормы прописаны в действующем ПДД РФ.

Размер штрафных санкций

Какой установлен штраф за езду по обочине в 2017 году? Принимая во внимание явный факт нарушения ПДД, обязательно налагается штраф в размере 1500 российских рублей. В 2017 году повышение штрафных санкций не отмечалось. Статистика подтверждает, что небольшая сумма в 1500 рублей пугает далеко не всех водителей, поэтому автомобилисты, которые попали в «пробки» и спешат по делам, все равно допускают нарушения ПДД.

В настоящее время активисты стараются добиться увеличения размера штрафных санкций. Главной задачей является успешное решение проблем, связанных с обгонами и потенциально негативными последствиями таких нарушений вождения машинами. Эксперты отмечают, что увеличение взыскания целесообразно только, если водители начнут понимать отсутствие возможности избежать наказания.

По данной причине изначально нужно позаботиться о внедрении специального оборудования, позволяющего . Только оттачивание схемы наказания правонарушителей может привести к соблюдению правил относительно невозможности езды по обочинах дорог.

Существующие противоречия при наложении штрафных санкций

На законодательном уровне зафиксирован размер штрафных санкций. Кроме этого, тщательно прописана процедура наложения штрафов, которые должны выплачиваться в обязательном порядке.

Например, водители могут оказаться правонарушителями даже, если они просто припарковались на обочине и в остальном соблюдали ПДД. Законодательство разрешает остановить машину только, если отсутствуют помехи для движения автомобилей, велосипедов и пешеходов. Соблюдение данного правила не так легко доказать, как хотелось бы. Этому способствует отсутствие специализированного оборудования, которое должно фиксировать все нарушения на фото и видео.

Во многих ситуациях парковка транспорта на тротуаре повышает риск оказаться оштрафованным. Водитель может припарковаться только, если учитывать важные нюансы ПДД. Если при выезде фиксируется факт движения инспектором, появляется возможность легитимного обвинения в нарушении ПДД. Это обусловлено тем, что парковка разрешена, а езда – запрещена. Таким образом, выплата штрафа оказывается неминуемым процессом. В дальнейшем все зависит от ситуации на дороге, наличия транспортной пробки и настроения инспектора ГИБДД.

Движение по обочине встречной полосы

Отдельное нарушение законодательства, действующего для водителей, – это обгон пробки. В этом случае шустрые автомобилисты могут выезжать на обочину встречной полосы, в результате чего повышаются риски относительно получения крупного штрафа. К печальным последствиям приводит следующий факт: фиксируется нарушение сразу двух правил. Автомобилистам нельзя ездить по встречной полосе и обочине.

Размер штрафа увеличивается, причем возможность для его обжалования полностью исключается. Более того, вправе лишить автомобилиста его водительских прав на срок до полугода.

Вывод

Запрет езды на обочине направлен на гарантированную безопасность для всех участников дорожного движения. Несмотря на отсутствие риска , наказание в виде штрафных санкций становится обязательным.

Езда автомобиля даже на минимальной скорости по тротуару повышает риск автомобильных аварий и получения травм пешеходов или велосипедистов. В последнее время местные власти городов России успешно решили вопросы, связанные с парковкой транспортных средств и регуляцией движения при пробках, благодаря чему правонарушения фиксируются все реже.

Обочина – прилегающий к проезжей части дорожного полотна участок, который обычно имеет покрытие в виде гравия, песка или щебня. Недобросовестные автолюбители которые пытаются избежать долгого времяпровождения в пробке, часто пытаются объехать затор по обочине.

Но согласно ПДД Российской Федерации, данный маневр запрещен по закону. Давайте рассмотрим какими штрафными санкциями наказывается неправомерная езда по обочине и когда разрешено передвигаться по этому участку дороги согласно законодательству нашего государства.

Автомобилисты, совершающие маневр в виде езды по обочине создают массу проблем и опасностей, поэтому согласно законодательству нашего государства предусмотрен штраф за езду по обочине, как встречной так по попутной.

Нетерпеливые водители создают следующие проблемы:

  1. При движении по щебню, песку, глине, в жаркую погоду автомобили способны поднять столбы пыли, которые не только вредят здоровью, но и приводят к возникновению аварийной ситуации.
  2. После совершения этого запрещенного маневра автомобиль нужно вернуть обратно на дорогу встроившись в ряд затора, а так как это вызывает определенные сложности, общая длина пробки увеличивается и создаются дополнительные сложности для обычных автомобилистов;
  3. И главное, водитель выезжающий на боковой участок дороги приводит к возникновению определенной опасности для тех, кто движется вне дорожного полотна, в первую очередь для пешеходов и велосипедистов.

Есть и другие причины почему в нашем государстве предусмотрен штраф за движение по обочине.

Все особенности данного правонарушения прописаны в 12 статье КоАП Российской Федерации.

Виды наказаний

Согласно законодательству нашей страны, проезд по боковой части дорожного покрытия считается административным правонарушением, которое приводит к наказанию в виде штрафа, а в некоторых случаях и к лишению водительского удостоверения.

Раньше штрафные санкции за этот вид нарушения правил дорожного движения накладывались в размере 500 рублей, но за движение по обочине штраф в 2019 году 1500 рублей.

Но не смотря на это, многие торопливые автолюбители нарушают ПДД и выезжаю на обочину. Ясное дело, что честные водители возмущаются по данному поводу, поэтому многие активисты пытаются добиться увеличения денежных штрафных санкций.

Безусловно лучшим способом борьбы с данным правонарушением считаются фото и видео съемка проезжающих автомобилей. В этом случае штраф за езду по обочине придет владельцу транспортного средства домой в почтовый ящик, и он не имеет право уклониться от его уплаты, иначе ему могут грозить дополнительно другие наказания. При этом это гарантирует, что автомобилист не сможет предъявить претензии в виде отсутствия доказательств своего правонарушения. Давайте разберемся какой штраф за езду по обочине встречного движения в 2019 году и на сколько могут лишить прав.

Наказание за езду по встречной обочине

В согласии с законодательством Российской Федерации, езда по встречной обочине считается более злостным правонарушением чем по попутной. В этом случае штраф за обгон по обочине встречного движения будет большей суммы.

Связанно это с тем, что нарушение включит сразу несколько видов правонарушений правил дорожного движения:

  1. Обгон с нарушениями;
  2. Выезд на встречную полосу;
  3. Пересечение нескольких полос, ограничивающих движение.

В итоге к правонарушители будут применены штрафные санкции в виде административного наказания. При доброжелательности инспектора вас оштрафуют на сумму в 5 тысячу рублей, а в худшем случае лишат водительских прав на срок 6 месяцев.

Таким образом, каждый автолюбитель должен понимать, что законодательство Российской Федерации и правила дорожного движения запрещают все виды передвижения по обочине дороги и при нарушении ПДД, вам будет грозить наказание, в согласии с КоАП.

Штраф за обочину предъявляется не всем транспортным средствам. Давайте разберемся на чем можно передвигаться по этой части дороги.

Кому разрешена езда по боковому участку дороги?

Согласно законодательству Российской Федерации, в нашей стране некоторым транспортным средствам разрешено передвижение по обочине.

К ним относятся:

  1. Механические транспортные средства;
  2. Тракторы, экскаваторы, грузоподъемники;
  3. Медленные виды транспорта, например, дорожный каток;
  4. Коммунальные виды транспорта;
  5. Грузовой транспорт, перевозящий продукты;
  6. Государственные автомобили скорой помощи, МЧС, МВД и других служб.
  7. Мопеды, мотоциклы;
  8. Верховые и вьючные животные.

Конечно же по боковой части дорожного покрытия разрешено ездить велосипедистам, если отсутствует велосипедная дорожка. При этом это следует делать осторожно, чтобы не вызвать опасность для пешеходов своим передвижением. Но обратите внимание, что в этом случае разрешается проезд только на обочине в сторону движения.

Пробки на дорогах - это не редкое явление в мегаполисах. Именно поэтому, некоторые водители нарушают правила дорожного движения, минимизируя временные затраты. Но данное действие влечет за собой определенные штрафные санкции.

Основная информация

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Подобные маневры позволяют продвинуться в пробке на несколько метров. Но некоторые водители, таким маневрами, создают дополнительные пробки. Мало того, проезжающие по обочине транспортные средства, поднимают пыль, что плохо сказывается на здоровье других участников движения. После обгона они также стараются встать в свой ряд, тем самым создавая пробку. За счет образования пыли, на дорогах образовывается плохая видимость. Имеется и опасность для пешеходов, которые двигаются по обочине.

В соответствии с законодательством, обочина предназначается для передвижения велосипедистов, пешеходов и иных участников не механических транспортных средств. Соответственно, все транспортные средства категорий попадают под запрет. За такие маневры предусматриваются определенные штрафные санкции. Автомобиль имеет право только выезжать на обочину для остановки.

Определения

В соответствии с пунктом , обочиной считается крайняя часть дороги, которая отличается от проезжей части определенным покрытием, а также выделенной разметкой 1.2.1 или 1.2.2.

Располагается, как правило, по бокам основной дороги.

Законодательство

Регламентируется вопрос ПДД и КоАП . Все правила прописываются в первом правовом акте, который действует на федеральном уровне. За ненадлежащее исполнение данных требований, предусматривается штрафная санкция, прописанная в КоАП.

ПДД

В соответствии с пунктом ПДД Российской Федерации, обочина - не место для движения транспортных средств. То есть присутствует запрет движения по разделительной полосе, а также по обочине. Исключение - выезд для парковки или остановки. В основном это касается правой стороны дороги. В иных случаях можно остановить ТС в населенном пункте и слева.

Например, при:

  1. одностороннем движении и при отсутствии трамвайной линии;
  2. на трассе с односторонним движением. Если это грузовой транспорт до 3,5 тонн, то разрешается остановка только на время разгрузки.

Возможно двигаться по обочине:

  1. коммунальным службам;
  2. всему транспорту, которые подвозят грузы к объектам.

Правила дорожного движения подразумевают проезд только при отсутствии помех для пешеходов различными средствами:

  1. велосипедистам - для граждан свыше 14 лет, и только при отсутствии отведенных для этого полос или возможности движения только по крайней правой полосе в соответствии с пунктом 24.4 и 24.6;
  2. мопеды с мощностью до 50 кубических сантиметров в соответствии с пунктом 24.7;
  3. животным с гужевыми повозками, но только в пределах одного ряда в соответствии с пунктом 25.2.

Особенности

Многие автомобилисты аргументируют правонарушение тем, что они искали место для остановки, но не найдя, продолжают движение. Но кто мешает им просто ехать по своей полосе и искать место?

От езды обочечников создаются следующие последствия:

  1. увеличение пробок за счет внедрения обратно в свой ряд;
  2. мелкие дорожно-транспортные происшествия;
  3. возрастает нервное напряжение водителей.

Справедливость восторжествует, если на дороге будут присутствовать представители ГИБДД и штрафовать нарушителей. Мало того, каждый водитель должен иметь культуру вождения.

Велосипедисты

В соответствии с правилами, ездить по обочине вправе все велосипедисты, чей возраст старше 14 лет. По правилам, велосипедисты должны передвигаться в строго отведенных на это местах - на велосипедных дорожках. Но таких мест практически не наблюдается в городе, поэтому, им разрешается принимать крайнее правое положение и ехать.

Движение по обочине возможно, но только если не имеется велосипедных дорожек или передвигаться по проезжей части невозможно. Если водитель велосипеда младшего возраста, то он вправе передвигаться по тротуару или в жилой зоне.

На мопеде

Стоит обратить внимание на водителей мопедов и скутеров, водители которых не следует правилам. По вновь ступившим правилам, водители такого транспортного средства, обязаны передвигаться только по проезжей части и только по крайней правой стороне.

Движение мопедов не запрещается по обочинам, но совершать такой маневр возможно только в крайних случаях. Возможно это только при отсутствии пешеходов или иных транспортных средств, которым может помешать мопед.

Когда разрешен обгон по обочине

В соответствии с пунктом Правил дорожного движения выезд на обочину разрешен только для стоянки и остановки. В соответствии с пунктом 9.9 ПДД запрещается передвижение транспортных средств по обочине.

По левой стороне стоянка возможна только в населенных пунктах на участках дороги:

  1. с одной полосой в каждом направлении без трамвайных рельсов;
  2. с односторонним движением, а авто свыше 3,5 тонн можно только разгружаться.

Возможно ездить транспортным средствам только для осуществления коммунальных услуг, а также разгрузки, если не имеется иных путей подъезда.

По обочине также возможно движение, если не создается помех:

  1. все велосипедисты, возрастом старше 14 лет, если нет специализированной дорожки;
  2. мопеды, а также гужевые повозки.

Штрафные санкции

За такое правонарушение могут наказывать в соответствии со статьей КоАП России № 195.

Согласно ей, нарушение назначается сотрудниками ГИБДД.

Размер штрафа за обгон по обочине:

  1. выезд на встречку, трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия - 1000-1500 рублей;
  2. выезд на встречку, трамвайные пути встречного направления за исключением ситуаций, прописанных в части 3 - 5000 рублей или лишение прав на сроки 4-6 мес.;
  3. повторное правонарушение - лишение права управления на срок до года, а если правонарушение зафиксировано камерой, то 5000 рублей.

Помимо этого, в соответствии с пунктом 11.2 Правил дорожного движения, запрещено совершать обгон, если при перестроении создаются опасности или помехи другим транспортным средствам.

Скидки

В соответствии со статьей КоАП России с 2016 года у водителей имеется возможность получения скидки, если он совершит платеж в первые 20 дней после правонарушения.

При уплате в данный период времени, штрафные санкции уменьшаются в двукратном режиме.

Передвижение по обочине встречной полосы

Отдельное правонарушение - это обгон транспортных средств по обочине встречки. Это правонарушение подразумевает высокие штрафные санкции. Ведь этот маневр предполагает несколько совершенных правонарушений - езда во встречном направлении, проезд по обочине.

Сопровождается штрафом в несколько раз выше, чем при стандартной езде по обочине. Мало того, сотрудники ГИБДД могут сразу же отобрать водительское удостоверение на срок до полугода.

Фиксация нарушения

Помимо стандартных причин выезда на обочину, маневр можно совершить по следующим причинам:

  1. при поиске дополнительного места для остановки и парковки;
  2. при разъезде с встречкой;
  3. при опережении транспортного потока;
  4. при движении на неисправном транспортном средстве.

Помимо причин, имеются и определенные риски при езде по обочине:

  1. опасность дорожно-транспортного происшествия с неподвижным транспортным средством;
  2. в сложности возвращения на изначально занимаемую полосу;
  3. вероятность создания помех при возникновении пыли.

В связи с такими рисками, решили поднять штрафные санкции и иные наказания.

Если в небольшом городе совершить обгон по обочине, то имеется вероятность быть незамеченным. Если это столичная кольцевая развязка, то фиксация правонарушений может приобретать стихийный масштаб.

Такие правонарушения все чаще и чаще выявляются при помощи средств видео и фото фиксации. Это позволило оштрафовать уже более 80000 виновников. Выезд на обочину нисколько не отличается от стандартных выездов в других городах. Всегда выписывается штрафные санкции в зависимости от вида правонарушений.

Если на дорогах имеется представитель ГИБДД, то нарушителя ждет административное наказание и выписка протокола. Как правило, если виновник видит сотрудника, то он сразу же перестраивается, что позволит ему избежать наказания. Но сейчас, в крупных мегаполисах, имеются камеры на фиксацию данного правонарушения. И сейчас уже получили не мало людей штрафные санкции.

Конечно, камеры фиксации позволяют наказать рублем каждого водителя, нарушающего правила дорожного движения, чем инспекторы ДПС. Нарушитель сразу же обязуется оплатить штраф, чтобы минимизировать финансовые затраты в будущем.

Обгон по обочине штраф - 5000 рублей. Цель внедрения такого рода штрафных санкций - предотвращение правонарушений и минимизация конфликтных ситуаций. Ведь часто аварийные ситуации происходят с участием пешеходов. Обгон по обочине сопровождается солидным штрафом. Но это не удерживает водителей от правонарушений - как нарушали, так и нарушают действующие правила дорожного движения.

Несерьезный подход всех водителей к нарушениям - халатность инспекторов власти, так как многие закрывают глаза за небольшие нарушения. С внедрением фото и видеофиксации все несколько изменилось, и теперь штрафуют камеры, а не человеческий фактор. При нарушении выписывается протокол с штрафом за правонарушение такого типа. Квитанция на оплату приходит нарушителю по месту проживания или регистрации. И дается 20-дневный период для оплаты штрафа с 50% скидкой. Это также позволяет водителям не соблюдать правила, так как действует существенная скидка.