Организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Общие вопросы организации первоочередного жизнеобеспечения населения 152 виды первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения

Уральский региональный центр МЧС России

по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий

Екатеринбург - 2009

К населению, пострадавшему при ведении военных действий или вследст-
вие этих действий (далее по тексту - пострадавшее население), относится на-
селение, подвергшееся воздействию либо непосредственно при ведении бое-
вых действий, либо вследствие этих действий от вторичных факторов пораже-
ния. В число пострадавшего населения следует включать раненых, травмиро-
ванных, перенесших или переносящих различные заболевания (включая нер-
вно-психологического характера), а также людей, лишившихся необходимых
средств для существования и жизнедеятельности.

Первоочередное обеспечение пострадавшего населения включает снабже-
ние его жизненно важными материальными средствами, коммунально-быто-
выми услугами, предметами первой необходимости, оказание медицинской
помощи и информационно-психологической поддержки. Главной целью про-
ведения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего
населения.

В целом первоочередное обеспечение пострадавшего населения достигает-
ся:

планированием и организацией мероприятий по основным видам жиз-
необеспечения населения заблаговременно с учетом степени опасностей, ха-
рактерных для каждого региона (территории);

созданием и содержанием на федеральном, территориальном, местном
уровнях ведения гражданской обороны запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств;

организацией и проведением нормированного снабжения населения
продуктами питания в военное время;

срочным восстановлением функционирования необходимых коммуна-
льных служб;

организацией оказания населению всех видов медицинской помощи;

проведением комплекса мероприятий по санитарно-гигиеническому
обеспечению населения;

срочным захоронением трупов;

восстановлением и поддержанием порядка в пострадавших регионах,
организацией информационно-психологической поддержки населения.

Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения воз-
лагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению постра-
давшего населения осуществляется силами и средствами организаций, учреж-
дений и предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности ко-
торых входит решение данных вопросов согласно планам гражданской оборо-
ны и защиты населения, и осуществляющих свою деятельность на территории
субъектов Российской Федерации.

Подготовка территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения
пострадавшего населения проводится заблаговременно, исходя из экономиче-
ских возможностей, природных характеристик, особенностей территории и
степени опасности для населения, которая может возникнуть в результате раз-
вязывания военных действий и их последствий.

Реализация мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению постра-
давшего населения осуществляется по планам обеспечения, разрабатываемым
по каждому виду обеспечения.

Медицинское обеспечение

Медицинское обеспечение пострадавшего населения осуществляется в сле-
дующем порядке:

организуется своевременное оказание медицинской помощи и лечение
пострадавших;

проводятся противоэпидемические мероприятия по недопущению воз-
действия и распространения инфекционных заболеваний;

усиливается санитарно-эпидемиологическое наблюдение и лаборатор-
ный контроль за зараженностью продовольствия и воды, организуется сани-
тарно-гигиенический контроль за внешней средой, водоисточниками, пита-
нием;

проводятся санитарно-просветительная работа среди населения, а также
комплекс медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воз-
действия на население поражающих факторов от заражения (загрязнения)
территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели жи-
вотных;

проводятся лечебно-эвакуационные мероприятия;

уточняется необходимое количество медицинского персонала с учетом
его специализации;

определяются потребности в дополнительном развертывании лечебной
базы с учетом возможностей использования административных и других зда-
ний под лечебные учреждения, армейских и флотских госпиталей; органи-
зуется бесперебойное снабжение больниц, госпиталей и других медицинских
учреждений водой, теплом, электроэнергией и др.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается силами участников
аварийно-спасательных и других неотложных работ на месте ведения этих ра-
бот, а также незамедлительно в порядке само- взаимопомощи самим населе-
нием.

Доврачебная и первая врачебная помощь пораженным и подготовка их к
эвакуации в лечебные учреждения больничной базы производится силами и
средствами (формированиями и учреждениями) Всероссийской службы меди-
цины катастроф, а также медицинскими подразделениями воинских частей
гражданской обороны. Для эвакуации пораженных выделяются необходимые
санитарно-транспортные формирования, а также приспособленные транспор-
тные средства объектов и транспортных организаций.

Специализированная медицинская помощь и лечение пораженных осуще-
ствляется в стационарных лечебных учреждениях, потребности в медицин-
ском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части
и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицин-
ского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) опре-
деляется соответствующими нормами с учетом данных о прогнозируемой
структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимо-
сти от времени задержки оказания им первой медицинской помощи. Потреб-
ность в медицинском имуществе определяется по прогнозируемой численно-
сти и структуре санитарных потерь и соответствующим нормам обеспечения.
Особое внимание уделяется обеспечению в полной мере потребностей меди-
цинских сил на этапе оказания первой медицинской помощи пострадавшим,
получившим физические травмы, антибиотиками, противошоковыми препа-
ратами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравле-
ния - средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность,
обезболивающими средствами, кислородом и водой.

Для остального пострадавшего населения потребность в специализирован-
ном медицинском имуществе для амбулаторного лечения определяется соот-
ветствующими нормами с учетом психологического состояния населения в
условиях военного времени.

Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми
средствами и материалами для контроля качества воды, продуктов питания,
средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемиче-
ских мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий, вызванных
военными действиями или вследствие этих действий.

Предоставление жилья

В целях обеспечения пострадавшего населения жильем:

определяется численность населения, лишившегося жилья (потерявше-
го жилую площадь);

проводится инвентаризация сохранившегося и оценка состояния по-
врежденного жилого фонда с целью определения возможности его использо-
вания для размещения пострадавшего населения;

для размещения людей, оставшихся без крова, в местах их эвакуации ис-
пользуются здания и сооружения лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха
(санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и загородные детские
оздоровительные учреждения), а также развертываются при необходимости
временные жилища (передвижные и сборные дома, палатки, юрты, землянки
и т.д.). Часть пострадавшего населения подселяется на площади сохранивше
гося жилого фонда.

В случае нехватки временного жилья определяется дополнительная его по-
требность, порядок доставки к месту размещения пострадавших, организация
приема и распределения жилья для пострадавшего населения.

В случае радиоактивного, химического или биологического заражения (за-
грязнения) территории сначала проводятся мероприятия по ее обеззаражива-
нию до допустимых норм, а затем изучаются возможности и определяется по-
рядок обеспечения пострадавшего населения жильем.

Обеспечение продуктами питания и водой

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматри-
вает проведение следующих мероприятий:

определение состояния сохранившихся мощностей по производству
продуктов питания;

оценка запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольст-
вия;

организация учета и охраны сохранившихся запасов продовольствия;

поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших рай-
онов и других регионов;

создание временных баз и складов для хранения продуктов и разверты-
вание временных пунктов питания с использованием подвижных хлебопека-
рен, кухонь, водоочистных и других мобильных технических средств;

определение порядка обеспечения населения продуктами питания (по
спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

закрепление пострадавшего населения за предприятиями (организация-
ми) общепита;

организация взаимодействия с органами военного управления по испо-
льзованию возможностей армии и флота для обеспечения продовольствием
пострадавшего населения;

подготовка сети общественного питания к функционированию в усло-
виях заражения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля ка-
чества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического
заражения (загрязнения);

принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (заражен-
ных) продуктов питания и пищевого сырья.

При оценке потребностей в продуктах питания для пострадавшего населе-
ния необходимо учитывать, что в первые 2-3 суток после начала военных
действий наиболее вероятна организация питания с использованием сухих
пайков, консервов, копченых колбас и т.п., не требующих тепловой обработ-
ки.

При определении объемов продуктов питания, необходимых пострадавше-
му населению, следует исходить из организации двухразового горячего пита-
ния в сутки и одного раза в сутки - консервированными или сборными пай-
ками.

Потребности пострадавшего населения в воде рассчитываются, исходя из
минимальной нормы 8-10 литров в сутки на одного человека.

В целях обеспечения пострадавшего населения водой коммунально-техни-
ческие службы определяют:

состояние магистральных водопроводов и возможности их восстановле-
ния;

наличие стационарных и передвижных лабораторий анализа качества
воды и готовность их к работе;

места забора воды для обеспечения пунктов питания, медпунктов, пунк-
тов обогрева и технических нужд;

состояние защищенных мощностей водопроводов, артезианских сква-
жин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных
скважин;

возможности внешнего водоснабжения и доставки воды емкостями на
передвижных средствах;

потребность в опреснителях, очистных установках, препаратах для обез-
зараживания воды.

Обеспечение предметами первой необходимости

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости

лантерейно-парфюмерными изделиями и прочими непродовольственными
товарами) включает:

определение потребного количества и ассортимента предметов первой
необходимости;


ных резервов;

определение места и порядка выдачи, организацию подвижных пунктов
и отделений служб снабжения;

выяснение объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспреде-
ления собственных возможностей региона (района) с использованием воз-
можностей других регионов, войск и флотов;

определение объема, средств и путей доставки недостающих предметов
первой необходимости, отправку соответствующих запросов;

создание специальных органов для получения, учета и распределения
предметов первой необходимости, поступающих из других регионов, а также
из иностранных источников.

В случае радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения
(заражения) организуется проведение систематического контроля заражения
(загрязнения) предметов первой необходимости, хранящихся на складах и
предназначенных к выдаче населению; создаются резервы приборов, реакти-
вов и средств специальной обработки для контроля и обеззараживания пред-
метов первой необходимости; организуется захоронение установленным по-
рядком предметов первой необходимости, непригодных (по показаниям объ-
ектового контроля) для дальнейшего использования.

Восстановление функционирования коммунальных служб

Коммунально-технические службы обеспечивают:

работу систем водоснабжения и водозаборов;

сохранение запасов подземных водоисточников;

создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов,
реактивов и консервантов;

подготовку резерва мобильных средств для очистки, опреснения и
транспортировки воды;

создание, а в случае необходимости, и использование запасов быстро
развертываемых резервуаров и сборно-разборных трубопроводов;

организацию доставки воды для покрытия дефицита в ней и распределе-
ние ее среди населения, в том числе для эвакуируемого (отселяемого);

создание резерва мобильных энергоисточников для системы водоснаб-
жения и автономных водозаборных сооружений.

В случае радиоактивного, химического, биологического заражения (загряз-
нения) территорий проводятся мероприятия по надежной защите от поражаю-
щих факторов систем водоснабжения и автономных водозаборов, перевод си-
стем водоснабжения на особый режим работы, обеспечение оперативного
контроля зараженности воды и экстренного доведения информации до насе-
ления о ее непригодности к использованию.

Из других видов коммунально-бытовых услуг (кроме обеспечения жильем
и водой) пострадавшее население обеспечивается необходимыми топли-
во-энергетическими ресурсами (тепло, горячая вода, газ, электроэнергия), ба-
нями, душевыми, прачечными, туалетами и др.

При дефиците сохранившихся теплоэнергоносителей, объектов коммуна-
льного хозяйства используются нестандартные, простейшие средства обогре-
ва, энергоснабжения, коммунального обслуживания (передвижные малогаба-
ритные котельные, дизель- и бензоэлектростанции, теплоэнергоносители ло-
комотивов, судов пассажирского, торгового и рыболовного флотов, военных
кораблей, аккумуляторы, печи «буржуйки», передвижные душевые, прачеч-
ные и т.д.).

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости
(одеждой, обувью, одеялами, тканями, посудо-хозяйственными товарами, га-
лантерейно-парфюмерными изделиями, прочими непродовольственными то-
варами) предусматривает:

организацию сбора, сортировки и подготовки к использованию предме-
тов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов;

установление возможности обеспечения пострадавших за счет собствен-
ных резервов;

определение мест и порядка выдачи, организацию снабжения через по-
движные пункты и отделения служб снабжения;

определение объема, сроков и путей поставки предметов первой необхо-
димости для погашения имеющегося дефицита, организацию их получения,
учета и распределения.

Оказание информационно-психологической поддержки

В целях информационного обеспечения пострадавшего населения:

организуется оперативное информирование населения с использовани-
ем автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информа-
ции о сложившейся обстановке и порядке действий;

проводится обход мест проживания и нахождения людей для выяснения
нужд, запросов и доведения оперативной информации;

для своевременного пресечения паники, необоснованных слухов и до-
мыслов население постоянно информируется об обстановке, мерах безопас-
ности, о местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходи-
мости, местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о
порядке обеспечения коммунальными услугами;

устанавливаются информационные пункты в местах выдачи населению
продуктов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных
услуг;

создаются справочно-информационные службы для информирования
людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадав-
ших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых;

организуются через соответствующие службы речевые сообщения для
проведения психологического воздействия в целях снижения стрессового со-
стояния у населения.

Приложения: № 1- План первоочередного обеспечения сельского поселения;

№2-Ведомственные строительные нормы ВСН ВК4-90
"Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях" (утв. Госстроем РСФСР).

Приложение №1

УТВЕРЖДАЮ

глава администрации

Сельского (городского) поселения ____________ района

« »__________г.

ПЛАН

первоочередного жизнеобеспечения сельского
поселения

РАЗДЕЛ I

Инфраструктура с указанием промышленных объектов

повышенной опасности и возможные стихийные бедствия на его территории

Сельское поселение расположено в юго-западной части __________ субъекта РФ.

Сельское поселение является одним из аграрно-промышленных поселений

субъекта РФ с населением ____ тыс. человек, проживающих на

территории ____ тыс. км.

Административно сельское поселение делится на____ (п.Торфяновка и т.д.). В районе имеется ____крупных железнодорожных узлов, ___ крупных морских порта, ___аэропорта, ___нефтебазы, ___газохранилища, __крупных водохранилища, ___гидротехнических сооружений.

В сельском поселении имеется железная дорога. Эксплуатационная длина

железных дорог___км. Грузооборот составляет около___млрд.тонно-километров в год.

Наиболее опасные участки железных дорог:

Горячий Ключ - Туапсе (виадуки, мосты, оползни);
Протяженность дорог тыс. км, в том числе с твердым покрытием ___ тыс. км. Протяженность дорог общегосударственного значения составляет__км, республиканского__ км.

Опасные участки магистралей:

территориальная дорога Майкоп - Туапсе (район г. Туапсе - 200 - 210
километр) - оползневый участок;

На территории сельского поселения имеется ____нефтепроводов общей производительностью до млн. тонн в год и газопродуктопроводов производительностью_________млн. м 3 .

В сельском поселении имеется множество объектов повышенной
опасности, наличие которых обусловливает возможность возникновения аварий и
катастроф техногенного характера, сельское поселение подтверждено стихийным
бедствиям, особенно в _________.

Объекты повышенной опасности, расположенные на территории района

а) Химически опасные объекты.

На территории сельского поселения имеется _... химически опасных

объекта, в т.ч.

Первой степени опасности ______:

Второй степени опасности ______ :

Остальные объекты 3 и 4 степени опасности.

Площадь химического заражения от АХОВ может составить __________

кв.км (__% территории района) с населением _____ тыс человек (%).

Потери могут составить ____ тыс.человек (%), в т.ч. санитарные

тыс.человек (%). В зоне заражения с поражающей концентрацией

АХОВ могут оказаться территории ___ населенных пунктов района.

б) Взрыво -пожароопасные объекты:

Тыс. т. ГСМ,

Тыс.т. ГСМ,

Млрд.м 3 сжиженного газа,

С запасом газа ______млрд. м 3 ,

Площадь возможных пожаров на пожаро-взрывоопасных объектах может

Составить ______ кв.км.

в) другие объекты:

к видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости; приоритетность и состав необходимых видов жизнеобеспечения определяются характером чрезвычайных ситуаций.


  • - совокупность автономных технических средств и запасов материальных ресурсов, приспособленных для самостоятельного передвижения или транспортирования в зоны ЧС на различных видах транспорта, предназначенных...
  • - планирование и проведение постоянно действующими органами управления по делам ГО и ЧС комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования системы жизнеобеспечения населения в...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС, состоящее из органов...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - функционально-организационная структура системы жизнеобеспечения населения в ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - к видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости...
  • - см. Санитарно-противоэпидемические мероприятия в зоне чрезвычайных ситуаций...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - комплекс мероприятий, проводимых в целях сбора данных об инженерной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для принятия решения на организацию инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайной...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - совокупность органов управления, служб, сил и средств жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - функционально-организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - "...: деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - "...: подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...: функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций" в книгах

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций Согласно Указу 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», генерал-губернатор пограничных губерний был обязан защищать вверенную ему территорию от внешней военной угрозы, а также от проникновения

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций?

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций? Как вы уже поняли из вышеописанных ситуаций, непредвиденные случаи должны заставить благоразумного человека позаботиться о себе и своей семье хотя бы первые 72 часа.Пакет снаряжения для выживания в течение 72

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Из книги Организация комплексной системы защиты информации автора Гришина Наталия Васильевна

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуацийОбеспечение продолжительного нормального функционирования в любой системе требует пристального внимания по отношению к потенциальным

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 169 автора Журнал «Компьютерра»

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков Опубликовано 19 апреля 2013 Самодельные взрывные устройства нередко активируют дистанционно – входящим звонком на прикреплённый к электродетонатору мобильный телефон.

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера В первой главе учебного пособия при анализе основных проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности, подчеркивалось, что ее обеспечение – приоритетная задача всего социума, т. е. и личности, и

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Чувин Борис Тихонович

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций Как уже отмечалось выше, механизмы регуляции и саморегуляции социума изначально заложены в нем самом. Устойчивость, как один из основных факторов, характеризующих любую динамическую систему, обуславливается рядом

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций

автора

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций «Катастрофа» (от греческого слова «поворот») предполагает резкое изменение привычных условий существования. В настоящее время нет общепринятой классификации катастроф и чрезвычайных ситуаций, что в значительной степени

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций Эти различия, как уже подчеркивалось, определяются положенными в их основу принципами.По причинам возникновения, как правило, выделяют 4 класса ЧС:1) военно-политические и социально-политические

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций Психолого-психиатрические последствия любой чрезвычайной ситуации определяются ее индивидуальной значимостью для конкретного человека («критическая жизненная ситуация», «психологическая катастрофа»

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций Ликвидация медицинских последствий ЧС представляет собой комплекс оперативно проводимых медицинских мероприятий в районе чрезвычайной ситуации (медицинское обеспечение населения в чрезвычайной ситуации)

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций 4.2.1. Делинквентное поведение Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 8.3.1. Психическое состояние спасателей и медиков Персонал, участвующий в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по мнению T. Pichot и D. Rudd (1991), можно назвать

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций как самостоятельное направление медицины катастроф является важным звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. ВСМК была

Павел Лучников ПОМОЩНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (Еще раз о терактах во Владикавказе)

Из книги Газета Завтра 418 (49 2001) автора Завтра Газета

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности

Возникновение ЧС может привести к человеческим жертвам и ранениям, внезапному ухудшению условий жизни и быта людей, их размещению в неприспособленных временных помещениях без возможности соблюдения элементарных санитарно-гигиенических норм; разрушению системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, объектов общественного питания, торговли, коммунально-бытового обслуживания; образованию завалов с телами погибших людей; антисанитарным условиям.

В зависимости от масштабов ЧС количество людей, которые нуждаются в организации жизнеобеспечения, может составлять от нескольких человек до сотни людей. Продление с организацией жизнеобеспечения пострадавшего населения даже на 20…30 часов может существенно повлиять на выживание людей, оказавшихся в экстремальной обстановке.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления соответствующими силами и средствами, которые осуществляют свою деятельность в составе соответствующей подсистемы РСЧС .

Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.

Снабжение пострадавшего населения продуктами питания и водой в зонах бедствия, в районах эвакуации и сил, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется, исходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности.

Средние энергозатраты на основной обмен в организме человека в покое составляет 1700 ккал в сутки. В холодное время года нормы обеспечения всех групп населения должны быть увеличены на 10…15 %.

Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд этого населения с учетом потребностей в воде пораженных при оказании им первой медицинской помощи и при их лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях. Вода необходима человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. Значение воды определяется ее химическими и физическими свойствами.

Все мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения должны быть увязаны по срокам и месту с другими мероприятиями, проводящимися для спасения, сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения .

Основные принципы и требования материально - технического и первоочередного обеспечения формирований РСЧС в зоне ЧС

Материально-техническое обеспечение заключается в организации и осуществлении своевременного и должного снабжения органов управления, сил и средств РСЧС средствами, в объеме, необходимом для проведения мероприятий по защите населения, территорий, объектов экономики и материальных ценностей при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время .

К общим задачам материально-технического обеспечения при режиме чрезвычайной ситуации относятся:

Приведение в готовность сил и средств материально-технического обеспечения

Организация и осуществление своевременного и полного обеспечения сил и средств РСЧС, участвующих в ликвидации ЧС специальной техникой и имуществом, материально-техническими средствами;

Обеспечение питанием и предметами первой необходимости пострадавшего населения и формирований, ликвидирующих последствия ЧС.

К материально-техническим средствам относятся:

Инженерная и автомобильная техника;

Средства медицинской защиты и медикаменты;

Средства связи и оповещения;

Горюче-смазочные материалы;

Одежда, белье и обувь, промышленные товары;

Продовольствие и продовольственные товары;

Ремонтные материалы и запасные части.

Для обеспечения сил и средств РСЧС и мероприятий по защите населения и территорий от ЧС исполняются материально-технические средства всех уровней: федеральный, региональный и местного самоуправления.

Планирование и осуществление мероприятий по материально-техническому обеспечению сил и средств ГЗ, а также пострадавшего населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по МТО сил и средств РСЧС определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся ресурсов материально-технических средств. Особенность аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне химического заражения имеет свои специфические особенности обеспечения безопасности личного состава.

Таким образом, в разделе произведен анализ аварийности объекта Южного городского водозабора, рассмотрены особенности технологического процессы хранения жидкого хлора, выявлены причины и условия возникновения аварий. Рассмотрена необходимая информация для разработки сценария развития аварии в разделе 2.

К населению, пострадавшему при ведении военных действий или вследствие этих действий (далее по тексту - пострадавшее население), относится население, подвергшееся воздействию либо непосредственно при ведении боевых действий, либо вследствие этих действий от вторичных факторов поражения. В число пострадавшего населения следует включать раненых, травмированных, перенесших или переносящих различные заболевания (включая нервно-психологического характера), а также людей, лишившихся необходимых средств для существования и жизнедеятельности.

Первоочередное обеспечение пострадавшего населения включает снабжение его жизненно важными материальными средствами, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, оказание медицинской помощи и информационно-психологической поддержки. Главной целью проведения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения осуществляется силами и средствами организаций, учреждений и предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение данных вопросов согласно планам гражданской обороны и защиты населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации.

Подготовка территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения проводится заблаговременно, исходя из экономических возможностей, природных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения, которая может возникнуть в результате развязывания военных действий и их последствий.

По каждому виду обеспечения соответствующими административными органами гражданской обороны разрабатываются планы обеспечения, которые должны содержать объемы решаемых задач, перечень сил и средств для их решения, распределение материальных ресурсов по решаемым задачам с указанием сроков их поставки и поставщиков, а также ответственных лиц за выполнение запланированных мероприятий.

Медицинское обеспечение пострадавшего населения включает:

Своевременное оказание медицинской помощи и лечение пострадавших;

Проведение противоэпидемических мероприятий по недопущению воздействия и распространения инфекционных заболеваний;

Усиленное санитарно-эпидемиологическое наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью продовольствия и воды, организацию санитарно-гигиенического контроля за внешней средой, водоисточниками, питанием и санитарно-просветительную работу среди населения; проведение комплекса медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воздействия на население поражающих факторов от заражения (загрязнения) территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели животных;

Организацию лечебно-эвакуационных мероприятий;

Уточнение потребного количества медицинского персонала с учетом его специализации;

Определение потребности в дополнительном развертывании лечебной базы с учетом возможностей использования административных и других зданий под лечебные учреждения, армейских и флотских госпиталей; организацию бесперебойного снабжения больниц, госпиталей и других медицинских учреждений водой, теплом, электроэнергией и др.

Первая помощь пораженным оказывается на месте ведения спасательных работ силами формирований медицинской службы, а также незамедлительно в порядке само- и взаимопомощи самим населением.

Первая врачебная помощь пораженным и подготовка их к эвакуации в лечебные учреждения больничной базы производится силами медицинской службы. Для эвакуации пораженных выделяются необходимые санитарно-транспортные формирования, а также приспособленные транспортные средства объектов и транспортных организаций.

Специализированная медицинская помощь и лечение пораженных осуществляется в стационарных лечебных учреждениях. Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) определяется соответствующими нормами с учетом данных о прогнозируемой структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимости от времени задержки оказания им первой медицинской помощи. Потребность в медицинском имуществе определяется по прогнозируемой численности и структуре санитарных потерь и соответствующим нормам обеспечения. Особое внимание уделяется обеспечению в полной мере потребностей медицинских сил на этапе оказания первой медицинской помощи пострадавшим, получившим физические травмы, антибиотиками, противошоковыми препаратами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравления - средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими средствами, кислородом и водой.

Для остального пострадавшего населения потребность в специализированном медицинском имуществе для амбулаторного лечения определяется соответствующими нормами с учетом психологического состояния населения в условиях военного времени.

Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами и материалами для контроля качества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий, вызванных военными действиями или вследствие этих действий.

Обеспечение пострадавшего населения жильем включает:

Определение численности населения, лишившегося жилья (потерявшего жилую площадь);

Проведение инвентаризации сохранившегося и оценки состояния поврежденного жилого фонда с целью определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

Исследование зданий и сооружений лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха (санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и загородные детские оздоровительные учреждения), а также развертывание временных жилищ (передвижных и сборных домов, палаток, юрт, землянок и т.д.) для размещения людей, оставшихся без крова, в местах их эвакуации.

В случае нехватки временного жилья определяется дополнительная его потребность, порядок доставки к месту размещения пострадавших, организация приема и распределения жилья для пострадавшего населения.

В случае радиоактивного, химического или биологического заражения (загрязнения) территории сначала проводятся мероприятия по ее обеззараживанию до допустимых норм, а затем изучаются возможности и определяется порядок обеспечения пострадавшего населения жильем.

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматривает проведение следующих мероприятий:

Определение состояния сохранившихся мощностей по производству продуктов питания;

Оценка запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольствия;

Организация учета и охраны сохранившихся запасов продовольствия;

Поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших районов и других регионов;

Создание временных баз и складов для хранения продуктов и развертывание временных пунктов питания с использованием подвижных хлебопекарен, кухонь, водоочистных и других мобильных технических средств;

Определение порядка обеспечения населения продуктами питания (по спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

Закрепление пострадавшего населения за предприятиями (организациями) общепита;

Организация взаимодействия с органами военного управления по использованию возможностей армии и флота для обеспечения продовольствием пострадавшего населения;

Подготовка сети общественного питания к функционированию в условиях заражения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля качества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения);

Принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (зараженных) продуктов питания и пищевого сырья.

При оценке потребностей в продуктах питания для пострадавшего населения необходимо учитывать, что в первые двое - трое суток после начала военных действий наиболее вероятна организация питания с использованием сухих пайков, консервов, копченых колбас и т.п., не требующих тепловой обработки.

При определении объемов продуктов питания, необходимых пострадавшему населению, следует исходить из организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными или сборными пайками.

В целях обеспечения пострадавшего населения водой коммунально-технические службы определяют:

Состояние магистральных водопроводов и возможности их восстановления;

Наличие стационарных и передвижных лабораторий анализа качества воды и готовность их к работе;

Места забора воды для обеспечения пунктов питания, медпунктов, пунктов обогрева и технических нужд;

Состояние защищенных мощностей водопроводов, артезианских скважин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных скважин;

Возможности внешнего водоснабжения и доставки воды емкостями на передвижных средствах;

Потребность в опреснителях, очистных установках, препаратах для обеззараживания воды.

В случае радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) территорий проводятся мероприятия по надежной защите от поражающих факторов систем водоснабжения и автономных водозаборов, перевод систем водоснабжения на особый режим работы, обеспечение оперативного контроля зараженности воды и экстренного доведения информации до населения о ее непригодности к использованию.

Из других видов коммунально-бытовых услуг (кроме обеспечения жильем и водой) пострадавшее население обеспечивается необходимыми топливно-энергетическими ресурсами (тепло, горячая вода, газ, электроэнергия), банями, душевыми, прачечными, туалетами и др.

При дефиците сохранившихся теплоэнергоносителей, объектов коммунального хозяйства используются нестандартные, простейшие средства обогрева, энергоснабжения, коммунального обслуживания (передвижные малогабаритные котельные, дизель- и бензоэлектростанции, теплоэнергоносители локомотивов, судов пассажирского, торгового и рыбного флотов, военных кораблей, аккумуляторы, печи "буржуйки", передвижные душевые, прачечные и т.д.).

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости (одеждой, обувью, одеялами, тканями, посудо-хозяйственными товарами, галантерейно-парфюмерными изделиями, прочими непродовольственными товарами) предусматривает:

Организацию сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов;

Установление возможности обеспечения пострадавших за счет собственных резервов;

Определение мест и порядка выдачи, организация снабжения через подвижные пункты и отделения служб снабжения;

Определение объема, сроков и путей поставки предметов первой необходимости для погашения имеющегося дефицита, организация их получения, учета и распределения.

Оказание информационно-психологической поддержки. В целях информационного обеспечения пострадавшего населения:

Организуется оперативное информирование населения с использованием автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информации о сложившейся обстановке и порядке действий;

Проводится обход мест проживания и нахождения людей для выяснения нужд, запросов и доведения оперативной информации;

Для своевременного пресечения паники, необоснованных слухов и домыслов население постоянно информируется об обстановке, мерах безопасности, о местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунальными услугами;

Устанавливаются информационные пункты в местах выдачи населению продуктов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных услуг;

Создаются справочно-информационные службы для информирования людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых;

Организуются через соответствующие службы речевые сообщения для проведения психологического воздействия в целях снижения стрессового состояния у населения.