Международное публичное право: состав и нормы регулирования

Введение

1. Понятие международного публичного права и его функции.

2. Основные особенности международного публичного права: особенности объекта, субъекта процессов правотворчества и правоприменения.

3. Причины повышения роли международного публичного права в современном мире.

Заключение

Международное право является продуктом длительного исторического развития и одной из важнейших общечеловеческих ценностей, без которой невозможно функционирование межгосударственной системы международных отношений.

Международное право (jusinterdentes - право в отношениях между народами) представляет собой правовую систему, независимую и отличную от внутригосударственной. Как и внутреннее право, международное право делится на публичное и частное право.

Зарождение международного публичного права можно отнести к первобытно-общинному строю, когда отношения между родами, племенами и их союзами регулировались племенными обычаями. К примеру, обычай неприкосновенности посланцев для заключения перемирия.

Возникновение и развития международного права связано с возникновением государств и их развитием. В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай был главным источником международного права. Постепенно по мере расширения связей между древнейшими государствами стали заключаться международные договоры, осуществляться обмен посольствами. Складывавшиеся международно-правовые нормы и институты между древнейшими государствами имели ограниченный региональный характер, тем не менее, уже были признаны такие нормы, как неприкосновенность послов, обязанность соблюдать международные договоры.

В период феодализма международное право получило новый импульс развития. В международно-правовую практику вошли и закрепились такие понятия, как суверенитет, открытое море, нейтралитет. Появились постоянные посольства, более совершенные виды договоров. Благодаря трудам голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645 г.г.) и его последователей международное право возникло как самостоятельная область науки.

Толчок к формированию качественно иных международных отношений дали буржуазные революции XVII-XVIII в.в. Например, французская буржуазная революция принесла в международные отношения идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории.

В процессе развития мирового рынка, экономических, технических международных связей появились международные договоры и много государственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. На основе связей международного сотрудничества возникли и первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный правовой союз (1874 г.) и постоянно действующие международные организации, которые становились субъектами международного права.

После Первой мировой войны была учреждена в 1919 г. первая универсальная международная организация – Лига Наций, призванная стать институтом международного мира. Однако Лига Наций не смогла оправдать своего главного предназначения – стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств, что бы предотвратить новую мировую войну. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций, созданную в 1945 г. после окончания Второй мировой войны. Устав ООН закрепил основополагающие императивные принципы международного права.

Период разрядки международной напряженности, начавшийся в 70-е годы, был ознаменован сотрудничеством государств в области разработки целого комплекса международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействия стран Европы, совершенствованию правовой регламентации ряда отраслей. Так же была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, праве внешних отношений.

В настоящее время процесс универсализации международного права идет полным ходом благодаря активному международному сотрудничеству государств.


Международное публичное право является совокупностью юридических принципов и норм, обязательных для его субъектов и областей сходной структуры, и использует практически те же, что национальное право, юридические конструкции и определения.

Однако, международное публичное право, как особая система юридических норм, обладает качественными отличиями от внутреннего права. Если предметом регулирования внутреннего право является отношения между субъектами в пределах государственной территории и в рамках внутренней компетенции государства, то международное публичное право регулирует отношения, между различными государствами.

Отсюда следует, что международное публичное право – это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Так же международное публичное право представляет собой самостоятельную систему права, включающую совокупность институтов и отраслей международного права. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образуют институт международного права. Примером здесь может служить – институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности государств.

Отрасль международного публичного права – это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования и регламентирующих отношения субъектов международного публичного права в широкой сфере сотрудничества. В систему отраслей международного права входят право международных договоров, право международных организаций, право внешних сношений, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное экологическое право, международное уголовное право, право прав человека, международное гуманитарное право.

Функции международного публичного права – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Главной социальной функцией международного публичного права является упрочение существующей системы международных отношений. Главная юридическая функция международного права состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

Международное публичное право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам.

Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

Международное публичное право как система права отличается от национальной правовой системы (внутригосударственного права) по субъекту, по объекту, способу разработки и обеспечения норм права.

Объект международного публичного права точно не закреплен и не является стабильным. Объектом международного публичного права является все то, что, по мнению государств, может быть предметом международно-правового регулирования. Иными словами, все, что не относится к внутренней компетенции государства, может, по согласию государств, стать объектом международного публичного права. По этому объект международного публичного права не стабилен, он расширяется за счет включения в него вопросов, по усмотрению государств, ранее относившихся к их исключительно внутренней компетенции.

Субъекты международного публичного права – это коллективные образования, наделенные нормами международного права правами и обязанностями и являющиеся или могущие стать участниками международных правоотношений.

К субъектам международного публичного права относятся: государства, нации или народы, международные организации.

Государства – первоначальные и основные субъекты международного публичного права, обусловившие его возникновение и развитие. Определяющая роль государств в международном праве объясняется наличием у них суверенитета – способность самостоятельно осуществлять внешнюю политику на международной арене и власть над населением своей территории. Отсюда можно сделать вывод, что все государства равны в правосубъектности. Государства является субъектом международного права с момента возникновения. Правосубъектность государства не ограничена временем и наибольшая по объему. Государства могут создавать новые субъекты международного права (например, международные организации).

Нация, или народ, - общий термин, относящийся к многонациональному населению, - сравнительно новый субъект международного публичного права, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения народов» (п. 2 ст. 1).

К производным субъектам международного права относятся международные межправительственные организации. Производными субъектами они называются потому, что создаются государствами путем заключения договора – учредительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъективности, как и её предоставление, зависит от воли государств-учредителей и закрепляется в уставе международной организации. В связи с этим объем правосубъективности у международных организаций не одинаков.

Происхождение международного права является предметом спора среди ученых. Некоторые авторы предпочитают начинать рассмотрение отношений и соглашений между политическими правовыми единицами с давних времен (III в. до н.э.), включая Доклассический древности на Ближнем Востоке, Древние Грецию и Персию и римско-эллинистический период. Доминирующая точка зрения при изучении международного права состоит в том, что оно возникло в Европе в период после Вестфальского мира (1648), положивший конец Тридцатилетней войне.

Чтобы предотвратить впечатлению о евроцентристской подход и объяснить, что развитие норм и принципов международного права был не только европейской делом, следует отметить региональном развитии международного права в Африке, на Дальнем Востоке, в исламском мире, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.

Однозначно то, что возникновение международного права связано с периодами эволюции человеческой цивилизации и развитием международного общения. По Древнем Востоке, так и в Древней Греции и Древнем Риме неограниченно властвовал культ силы в сочетании с проповедуемым исключительной правосубъектностью-избранностью среди других народов. Поэтому государства древнего мира находились между собой более в состоянии войны чем в мире.

Международное публичное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытнообщинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным "правом". Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное публичное право.

Такое догосударственное межплеменное "право" первобытного строя было слабо развито, в нем не было стройной системы, хотя уже в то время роды и племена вели между собой войны, отправляли друг к другу своих представителей, осуществляли натуральный обмен, пытались заключать соглашения, а это прямо говорит о зарождении норм права войны и мира, посольского права, права договоров и др. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: ТК Велби, Проспект, 2008.с. - 51.

С образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в основе которого лежат уже существовавшие межплеменные правила.

Считается, что международное право возникло с тех пор, когда начались международные отношения. Однако, важно учитывать "психологическую черту первобытной жизни всех народов", которая заключалась в стремлении любого народа того исторического периода не к международным отношениям, а к обустройству внутренней жизни своего государства, которая бы исключала любое вмешательство извне (например, сооружение в Великой китайской стены). Такая же психологическая черта была присуща древним грекам и римлянам. Так, Аристотель, Демосфен и другие греческие мыслители в своих произведениях проповедовали идею самобытности и избранности греческого народа, который пользуется исключительной правосубъектностью.

Регуляторы взаимоотношений народов древнего мира имели довольно часто религиозный и обычно-правовой характер. Несомненно, они повлияли на содержание первых собственно юридических межгосударственных актов. Среди них самым древним является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 г. до н.э. Он подтверждал существующий между ними государственную границу и незыблемость его знаков. Стороны брали на себя обязательства по решению споров мирными средствами, на основе арбитража. Выполнение договора гарантировалось клятвами и обращением к богам. Договор был заключен шумерской языке, а его текст высечен на каменной стене.

С середины 2-го тыс. до н. есть. количество договоров, дошедших до нас, растет. Расширилась регулируемая ими сфера международных отношений, к которой можно отнести договоры о временные союзы, границы, браки и т.п.. Типичным, с точки зрения нашего исследования, для Древнего Египта является договор, заключенный около 1300 г. до н. е. между царем Хаттушиля и египетским фараоном Рамзесом II. Договор выгравирована на серебряной табличке, переданном через посланника фараону Рамзесу II, чтобы попросить мира "вперед и до конца вечности".

Но этим клятвам, как свидетельствует история, далеко не всегда следовали, возникали очередные вооруженные столкновения. Характерно и то, что субъектами международного права того периода были не самые государства, а фараоны, цари, князья и т.д.. Отсюда происходила значительное количество договоров о династические браки, регулирующих статус, например, царицы, и имели в тот период весьма важное политическое значение для закрепления мирных отношений между правителями.

Древний Восток не знал и принципа равенства субъектов международного права. Египетский фараон имел верховенство даже среди признан "больших" правителей Вавилона, Мавритании, Ассирии, Хеттского государства. Характерным для Древнего Востока был теократический и кастовое устройство государств, которого не знала Европа.

Из всех государств, которые принято относить к Древнего Востока, типичные черты, присущие древним теократии, имела Индия. Возникновение первых государственных образований на территории современной Индии относятся к концу 2-го, начале 1-го тыс. до н. есть. Природные богатства Индии привлекали как завоевателей, так и побуждали к торговым отношениям, что было характерным для международной жизни Дальнего Востока. Индия также не знала принципа равенства субъектов международного права. Махаджаканады (территориальные образования, так называемые большие страны), из которых она состояла, делились на три основные категории: уровни, подчиненные (зависимые) и выше. При этом субъектами международного права считались не государства, а их правители.

Индией правили на основе священных законов Ману. В связи с кастовым устройством Законы Ману запрещали под страхом жестоких наказаний любые отношения с иностранцами, однако они содержали в себе наставления и предписания по гостеприимства для иностранцев. Итак, можно констатировать, что в те времена в Индии получили развитие нормы посольского права. Послы и гонцы пользовались личной неприкосновенностью. Их деньги, дорожные принадлежности ценности не облагались пошлиной.

Активное международное жизни Индии повлияло на развитие международного договорного права. Договорами регулировались отношения как в мирное время, так и закреплялись отношения по результатам войны. Следует отметить, что в Законах Ману были и нормы войны. В них, в частности, подчеркивалось, что война является чрезвычайным средством решения споров, когда исчерпаны все мирные возможности. При этом существовали многочисленные ограничения на применение оружия.

Первые достоверные сведения о государственных образования на территории современного Китая свидетельствуют, что в XIV-XIII вв. до н. есть. там существовало государство Инь. Обычаи, которые можно охарактеризовать как международно-правовые, относятся к периоду империи Чжоу (первый тыс. до н. Есть.). Это в первую очередь вопросы войны. Международные отношения определялись политикой Цаньши, что означало "постепенное поедание земли соседей, наподобие того, как шелкопряд поедает листья". Отсутствие юридического равенства больших и мелких государственных образований порождала признания правомерности военного вмешательства. Договорная практика штатных государств касалась преимущественно мирных договорных отношений - территориальных проблем, договоров о союзах. Примером этого является договор 577 г. до н. есть. между династиями Чу и Цзинь о союзе и совместного ведения войн.

Развитие отношений в Древней Греции многим отличался от стран Древнего Востока, влияло и на развитие международного права. Уже в понимании и практическом признании его субъектов греки исходили из совсем других представлений, их основой было учение о полисе как самостоятельную территориальную и политическую единицу, членами которой являются только свободнорожденные отечественные граждане. Только они пользуются всей полнотой прав, но в той же мере несут ответственность за судьбу своей родины.

Греция в отличие от восточных теократий не знала кастового деления общества. Однако она не могла отказаться от другого источника неравенства между людьми в древние времена - считалось, что гражданство, а не лицо является основой права каждого человека. Рабство было возведено в ранг необходимой государственной институции. Для внешних сношений было немыслимым обеспечения мира.

В области международного права для Древней Греции периода 1-го тыс. до н. е. уже четко выделялись праве войны и посольская право. Войной греки считали только вооруженные столкновения между своими полисами. Войны делились на законные и такие, которые не имели законного основания. При этом перечень законных причин практически не ограничивался. Чаще всего к ним относили: защита государства от наказания, защита религиозных святынь, выполнение союзнических обязательств и т.п.. Войну понимали как борьбу всех граждан одного полиса с гражданами другого полиса.

Особенно интересна многовековая, длившаяся около тысячелетия, практика Римской государства, имела свои особенности в сфере международных отношений. Древний Рим и особенно римское право сыграли, по мнению многих ученых, выдающуюся роль первоисточника современного международного права.

Сравнивая Древний Рим и Древнюю Грецию, можно заметить, что Рим лишь воспользовался результатами деятельности народа, который уже сошел со сцены всемирной истории. Римский народ осуществил свое историческое предназначение, начав единство древнего мира, объединив все существующие тогда государства под своей верховной властью. Его политическая история представляет две существенно разные эпохи, названные периодом республиканского правления и периодом империи. Эти два периода не похожи между собой как по государственным учреждениями, так и по социальному характеру, что отразилось на международных отношениях Рима.

В эпоху Римской республики с точки зрения международного права важное значение имеют соглашения римлян с другими народами, заключались на основе равенства и взаимности (foedera aequa). Само осуществление внешних сношений и заключение договоров по своему механизму принадлежали к компетенции народного собрания и сената. Сначала сенат принимал послов и вел с ними предварительные переговоры, он же обсуждал вопрос об объявлении войны и заключении мира. Окончательное решение по международным вопросам выносили народное собрание. Так, с народами, в дружбе с которыми Рим был заинтересован, заключались договоры союза, мира, дружбы и гостеприимства. Однако по мере успеха римского оружия становилось все более неравноправных договоров (foedera nоn aequa).

Обеспечение прав и интересов иностранцев, находившихся в Риме, осуществлялось на основе укоренившегося в обществе и признанного законом института гостеприимства. Римляне, безусловно, признавали и неуклонно следовали принципу дипломатической неприкосновенности. Образцом считалась поведение Сципиона Африканского, которой отказался нарушить иммунитет послов Карфагена в ответ на враждебные действия в отношении послов римлян. Период Римской Империи существенно отличается от периода республиканского правления как во внутренних, так и в международных отношениях. Основное отличие состояло в том, что римский народ уже выполнил свою историческую миссию создания единого государства. Римская империя представляла собой внутренне объединенное образование когда-то разрозненных его составных частей, между которыми уже не было "международных" отношений. Покорив своей власти весь древний мир, народ - завоеватель остановился в своем общественном и государственном развитии, не сохранив того международного значения, которое ему принадлежало в предыдущую эпоху.

Безусловным доказательством того, что римляне знали право, регулирующее отношения между народами, римское право народов (jus gentium). Существование права народов дает основание поддерживать мнение, что jus gentium римской эпохи выполняло функции международного права, однако в несколько ином смысле, чем современное его толкование. Усвоив общечеловеческие принципы, которые являются основой права всех народов, jus gentium распространилось не только в древности, но и стало источником гражданско-правовых законов и всей юридического образования. Предметом регулирования jus gentium не были международные отношения, а совокупность основных правовых принципов, которые определяли отношения, общие для всех народов древнего мира, между частными лицами, и среди них те, которые олицетворяли властвующей династии того периода. Поэтому jus gentium следует рассматривать не как прямое доказательство существования в древнем мире международного права в его современном понимании, а как эволюцию цивилизации, правовой мысли относительно применения права в международных отношениях

В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей, ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и т.д.

Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и т.д.) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное публичное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

История калейдоскоп дат, имен, названий. Она имеет свою периодизацию, которая в значительной мере условна. В качестве критериев, отделяющих один исторический период от другого, берутся конкретные даты, связанные с тем или иным событием или лицом. Уже в этом аспекте любая периодизация условна, поскольку несет на себе печать конкретной субъективной личности, определяющей ту или иную дату. Периодизация условна и в том, что любая дата не является "китайской стеной", напрочь отделяющей один исторический этап от другого. В недрах одного исторического этапа зарождаются характеристики последующего этапа, а тот еще долго несет в себе некоторые черты ушедшего периода.

История международного права неотъемлемая часть истории общества. Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность. Также общественно-экономическая формация охватывает и соответствующую надстройку (государство, право, международное публичное право, мораль, сознание, правосознание, науку, тип семьи, быт и др.).

Исходя из этого, сегодня предлагается следующая периодизация истории международного права:

  • 1. 4 тыс. до н. э. 476 г. н. э. международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;
  • 2. 4761648 гг. международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;
  • 3. 1648--1919 гг. классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;
  • 4. международное право XX-XXI вв. Этот период включает промежуток времени с 1919 г. по начало XXI в.

Наиболее значительные даты в истории общества отмечены и в периодизации истории международного права. Так, период с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э. время распада родоплеменных отношений и образования ранних рабовладельческих государств, где и зарождаются первые нормы международного права.

476 год н. э. является годом падения Западной Римской империи, с которого отмечено бурное развитие феодальных отношений. Этот новый этап (4761648 гг.) в истории общества приводит к развитию и норм феодального международного права.

Центральным событием XVII в. стала Английская буржуазная революция (1642--1649 гг.). Она дала простор установлению буржуазных отношений. В историю международного права 1648 г. вошел как год подписания Вестфальского мира после Тридцатилетней войны (1618--1648 гг.) и начала нового периода (с 1648 по 1919 г.) международного права. XVIII век дал миру Декларацию независимости США (1776 г.) и Декларацию прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), заложившие основы права наций и народов на самоопределение, вплоть до образования нового самостоятельного государства, а также основы прав и свобод человека Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. с. - 53..

Конец XIX начало XX в. ознаменовались существенными достижениями в области международно-правового регулирования. Важными вехами в этом направлении явились Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., созванные по инициативе России. Принятые на них документы кодифицировали правила ведения войны и мирного разрешения споров, явились значительной вехой в формировании международного гуманитарного права. Этот период завершается окончанием Первой мировой войны и созданием Лиги Наций.

В развитии общества наступает период социалистических преобразований, начало которому дала Октябрьская революция 1917 г., а 1919 г. вошел в историю международного права как год подписания Версальского договора, юридически оформившего результаты Первой мировой войны. В промежутке времени с 1917 по 1991 г. наряду с действующими нормами международного права возникли нормы, позволившие регулировать отношения между капиталистическим и социалистическим миром.

Середина XX в. отмечена сосуществованием так называемых трех миров, т. е. стран, ставших на путь социалистических преобразований, стран с уже сложившимися капиталистическими отношениями и развивающихся стран, еще до конца не определивших свое место в мировом сообществе. В это время совершенствуются институты международного права, а также заметен процесс объединения государств в различные организации, свидетельствующий о стремлении людей к мирному сосуществованию на планете Земля. Так, появился Совет Экономической Взаимопомощи (1949 г.), Организация Североатлантического договора (1949 г.), Организация африканского единства (1963 г.), и, конечно же, достижением истории человечества явился 1945 г., в котором была завершена Вторая мировая война и основана Организация Объединенных Наций, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

В связи с научно-технической революцией, ростом обобществления капиталистического производства в 50-х годах XX в. возникла так называемая теория конвергенции, которая свидетельствовала о происходящем постепенном сглаживании экономических, политических, идеологических и иных различий между капиталистическими и социалистическими общественными системами. Рубеж 8090-х годов XX в. показал бурный переходный период к конвергенции, связанный, по всей видимости, с крушением мировой социалистической системы и распадом СССР. Сейчас трудно даже предположить, когда закончится конвергенция. Очевидно, человечество наконец осознает, что оно принадлежит "общему дому" планете Земля. Это повлечет за собой постепенное стирание границ и установление более тесных связей между государствами. Здесь немаловажную роль будут играть и нормы международного права.

Государства постепенно станут однородными в политическом, экономическом, идеологическом смысле, где будет господствовать фактор права, сотрудничества, а не соперничества. Вследствие этого возникнет иной качественный характер международных отношений, что приведет к трансформации международного права и переходу к новому историческому типу общества. Каким оно будет вопрос будущего.

Международное право (как и внутригосударственное право) со­стоит из юридических норм. Международно-правовая норма - это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъекта­ми международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъек­тами.

Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:

2) дача субъектами международного права согласия на юридичес­кую обязательность согласованных правил поведения.

Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор вступает в силу в момент его подписания. В данном случае подписание договора означает окончательное согла­сование текста договора (правила поведения) и одновременно при­дание согласованному тексту силы международной договорной нормы.

Отсутствие в международном правиле поведения юридической обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа создания международно-правовой нормы.

Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, кото­рые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens).

В отличие от внутригосударственного права императивность международно-правовой нормы означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, нося­щей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве междуна­родных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юриди­ческую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.

Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:

1) согласование воль субъектов международного права относи­тельно правила поведения;

2) согласование воль этих субъектов относительно придания дан­ному правилу поведения высшей юридической силы в данной право­вой системе;

3) дача субъектами международного права согласия на юридичес­кую обязательность согласованного правила поведения.

Императивные нормы международного права образуют каркас, своего рода «конституцию» в международно-правовой системе и обеспечивают ее внутреннюю согласованность и непротиворечи­вость. Императивными нормами являются основные принципы меж­дународного права, некоторые положения Устава ООН и другие нормы, отступление от которых в международных отношениях недо­пустимо.

Структура норм международного права

В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипо­теза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при котором норма подлежит примене­нию, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила (С.А. Голунский, М.С. Строгович).

Специфика международных отношений заключается в том, что субъекты международного права сами выполняют роль гаранта при­нятых норм. Меры ответственности и санкции в международном праве отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты международного права чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых международным правом по от­ношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосудар­ственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов - гипотезы и диспозиции.

Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание ус­ловий, при наличии которых применяется правило поведения. Со­гласно, например, ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Диспозиция нормы международного права указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о граж­данских и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверж­дающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, наруше­но, и исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты (гипо­теза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).

Иногда международные нормы состоят лишь из одной диспози­ции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужден­ным переселенцам 1993 г. определяет, что статус беженца и вынуж­денного переселенца подтверждается выдачей соответствующего документа.

Санкция как элемент международно-правовой нормы встречает­ся редко. Международные нормы содержат санкции главным обра­зом применительно к правоотношениям частного характера. Напри­мер, на основании ст. 36 Конвенция ООН о договорах международ­ной купли-продажи товаров 1980 г. продавец несет ответственность по договору и по Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее. Статья 4 Кон­венции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответ­ственность перевозчика за груз.

41.Государственные границы: определение, классификация, порядок установления, изменения.

Государственная граница - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета. Прохождение границы устанавливается: на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам; на море - по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними); на реках - по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) - по их середине. Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юридической принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию - проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками - столбами, пирамидами и т.п., на воде - створами, вехами и т.д. Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает правила: содержания границы; пересечения границы лицами и транспортными средствами; пропуска через границу лиц и товаров; ведения на границе хозяйственной и иной деятельности; разрешения пограничных инцидентов. От режима государственной границы следует отличать пограничный режим - режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров. Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно - правовом отношении, подлежат их договорному закреплению. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается: а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; б) на море - по внешней границе территориального моря РФ; в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону; г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления; д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Режим Государственной границы РФ включает правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства. Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы РФ и включает правила: 1) в пограничной зоне: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых мероприятий; 2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации: учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду; промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности. В пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах. Охрана государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории, вооруженными силами в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами обеспечения безопасности РФ. Основными задачами ФПС РФ являются: защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов; осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. выполнение иных задач, вытекающих из федеральных законов и международных договоров РФ. Органы ФПС РФ вправе: вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению; задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение государственной границы; пресекать нарушения государственной границы. В территориальных и внутренних водах в отношении иностранных невоенных судов органы ФПС имеют право: предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано; снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства; осуществлять т.н. преследование по "горячим следам" - преследовать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно; осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором. Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов создан институт пограничных представителей (уполномоченных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблюдением режима государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных границах; проведение расследования пограничных инцидентов.

В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила (С.А. Голунский, М.С. Строгович).

Специфика международных отношений заключается в том, что субъекты международного публичного права сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры ответственности и санкции в международном праве отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты международного публичного права чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых международным правом по отношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосударственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов -- гипотезы и диспозиции.

Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание условий, при наличии которых применяется правило поведения. Согласно, например, ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Диспозиция нормы международного публичного права указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверждающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты (гипотеза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).

Иногда международные нормы состоят лишь из одной диспозиции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г. определяет, что статус беженца и вынужденного переселенца подтверждается выдачей соответствующего документа.

Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко. Международные нормы содержат санкции главным образом применительно к правоотношениям частного характера. Например, на основании ст. 36 Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. продавец несет ответственность по договору и по Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее. Статья 4 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз.

Виды норм международного публичного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделить нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, ж нормы-обязанности, нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливает основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного публичного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы существуют отраслевые нормы-принципы.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения: «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, Их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств -- участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств -- участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного публичного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например. Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы деиствуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, согллашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного публичного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).