Государственные границы и способы их установления. Изменение государственных границ. Территориальные споры. Государственные границы. Режим государственной границы РФ Виды определения границы в международном праве

Государственная граница, определяя пространственные пределы территории государства, во многом предопределяет безопасность своей страны. Анализируется состояние международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, выявляется угроза территориальной целостности Российской Федерации, связанная с незавершенностью процесса установления государственной границы на отдельных ее участках.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК: 342.1:341.222

Страницы в журнале: 32-36

Р.М. Скулаков,

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Вневедомственного научно-исследовательского института изучения безопасности и сыска Россия, Москва [email protected]

Государственная граница, определяя пространственные пределы территории государства, во многом предопределяет безопасность своей страны. Анализируется состояние международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, выявляется угроза территориальной целостности Российской Федерации, связанная с незавершенностью процесса установления государственной границы на отдельных ее участках. Основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, законодательстве Российской Федерации, автор предлагает новые определения таких понятий, как государственная граница Российской Федерации, делимитация, демаркация, территориальная целостность государства, территориальная безопасность государства.

Ключевые слова: государственная граница, делимитация, демаркация, территориальная целостность государства, территориальная безопасность государства.

Территория в определенных границах является обязательным атрибутом государства . Государство, имеющее оформленную в международно-правовом отношении государственную границу, представляется наиболее стабильным в экономической, политической, военной и других сферах. Без завершенного процесса международно-правового оформления государственной границы государству, его территориальной целостности угрожают территориальные споры. Территориальные споры могут продолжаться веками и не позволяют государствам полноценно развивать отношения.

Россия, как и некоторые другие государства, не завершила международно-правовое оформление своей государственной границы, между тем как оформленная в международно-правовом отношении государственная граница Российской Федерации будет являться полноценным юридическим гарантом выработки и реализации государственных мер по обеспечению территориальной целостности государства.

Безопасность государственных границ во многом обеспечивает безопасность самого государства и его территории. Ф. Мартенс, рассматривая вопрос о границах государства, писал, что «еще более необходимым представляется оно (разграничение между государствами - С.Р.) для мирных и устроенных международных сношений, ибо пограничные столкновения, вызываемые неопределенностью границ, не только порождают недоразумения между государствами, но и служат тормозом, препятствующим развитию международных пограничных оборотов» . Данную точку зрения поддерживает в своих работах и другой видный русский юрист-международник В.А. Ульяницкий .

Вопросы установления государственных границ являются предметом договоров между государствами об их делимитации и демаркации. Современное международное право запрещает насильственное изменение государственных границ и всякие насильственные посягательства на них.

Представляется, что в вопросах обеспечения территориальной целостности имеет значение само определение понятия «государственная граница Российской Федерации», которое нуждается в совершенствовании.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» государственная граница есть «линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации».

Необходимо заметить, что определение «государственная граница Российской Федерации» начало формироваться еще во время подготовки Временного устава службы пограничной охраны ОГПУ 1927 года (ВУСПО-27) и Положения об охране государственных границ ССР 1927 года .

На наш взгляд, определение должно отражать следующие признаки государственной границы Российской Федерации:

Устанавливается на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

Должна быть согласована с сопредельными государствами и установлена международными договорами;

Есть линия и проходящая по этой линии вертикальная (обозначающая боковой предел) и горизонтальная (обозначающая высотный предел) поверхности;

Обозначает пространственный предел действия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном, подводном и воздушном пространстве;

Обозначается специальными сооружениями - пограничными знаками, основные пограничные столбы имеют государственную геральдическую атрибутику.

Определение понятия «государственная граница Российской Федерации» представляет интерес также для осмысления теории государственной границы .

Представляется целесообразным изложить определение государственной границы Российской Федерации в следующей редакции: «Государственная граница Российской Федерации - это установленная на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации линия и проходящая по этой линии вертикальная и горизонтальная поверхности, обозначающие пространственный предел действия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном, подводном и воздушном пространстве».

Относительно высотного предела (горизонтальная поверхность) до настоящего момента продолжаются дискуссии. Считаем, что высотный предел воздушной территории государства согласно сложившейся практике находится на высоте 100-110 километров от уровня океана. 2 апреля 1979 г. на 18-й сессии юридического подкомитета ООН СССР был официально внесен рабочий документ ООН А/АС.105/С.2/L121 под названием «Подход к решению проблемы воздушного и космического пространства», в котором предложено надземное пространство выше 100-110 км считать космическим пространством .

Современные технические возможности предполагают и необходимый учет высотного предела действия суверенитета государства для обеспечения безопасности.

В международно-правовом оформлении государственной границы выделяют два основных этапа - делимитацию и демаркацию. В необходимых случаях проводится и редемаркация.

В юридической науке нет единого и общепринятого определения делимитации государственной границы. По нашему мнению, делимитация государственной границы - это определение сопредельными государствами точного прохождения государственной границы между ними с подробным ее описанием и нанесением на топографическую карту, которая фиксируется в международном договоре.

После делимитации начинается следующий этап установления государственной границы - демаркация.

На наш взгляд, демаркация - это фактическое обозначение установленной международным договором государственной границы (делимитированной) на местности посредством установки системы пограничных знаков (пограничных столбов, пирамид, речных и морских буев и др.).

В том случае, когда возникает необходимость в проверке и уточнении ранее демаркированной границы, имеются расхождения с картой делимитации, в соответствии с соглашениями между государствами на границе происходят существенные изменения, устаревают, меняются или утрачиваются частично или полностью пограничные знаки в результате военных столкновений, природных явлений или других причин, соседние государства проводят редемаркацию государственной границы.

Современное состояние процесса международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации можно охарактеризовать как незавершенное.

Государственная граница России в международно-правовом отношении полностью оформлена с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем, Корейской Народно-Демократической Республикой.

Не завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы России со следующими государствами: Латвия, Литва, Украина, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан и США.

Не оформлена в международно-правовом отношении государственная граница России с пятью государствами: Эстонией, Белоруссией, Грузией, Абхазией и Японией.

В современный период можно выделить нуждающиеся в особом внимании регионы, в которых сходятся интересы многих сопредельных государств, важные в экономическом, геополитическом, военном отношении, а именно Арктический и Каспийский регионы.

Видится, что стремление приарктических государств к ресурсам Арктики будет только возрастать и возможны различные варианты разграничения ее районов. Соглашаясь с мнением большинства компетентных ученых, считаем, что правовой основой статуса Арктики является международное право, его обычные нормы, а не новшества Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, касающиеся ограничения континентального шельфа, международного района морского дна и др. Интересы Российской Федерации не могут быть ущемлены при определении правового статуса Арктики. Российская Федерация должна использовать свой авторитет в мире, преодолевать активное влияние США на мнение других государств в ООН. Секторальное деление есть основа безопасности государств Арктического региона.

Противоречия и конфликты интересов связаны и с разграничением Каспийского моря.

Мы полагаем, что на данный момент в теории и практике международно-правового регулирования территориальных споров не нашел закрепление какой-либо универсальный способ разграничения водных пространств. Однако на основании анализа опыта разграничения территорий между государствами, а также учитывая сложившуюся практику международных судов по разрешению территориальных споров, наиболее универсальным способом считаем разграничение территорий с учетом исторических правооснований.

Учитывая уникальность Каспийского моря, необходимо закрепить за ним статус особого водного объекта, отличный от статуса как озера, так и моря. Его установление возможно только путем принятия прикаспийскими государствами совместной Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, неотъемлемой составляющей которой должны быть следующие принципы:

Исключительность прав прибрежных государств на Каспийское море, реализуемая через закрытие для третьих стран и их граждан доступа для осуществления на нем различных видов деятельности;

Свобода плавания судов по Каспийскому морю под флагами прикаспийских государств;

Свобода рыболовства на всей акватории (за исключением десятимильной прибрежной зоны);

Секторальное разграничение юрисдикции прикаспийских государств на дно Каспийского моря на основе равноотстоящей срединной линии в целях разграничения прав на живые и неживые ресурсы, находящиеся в его недрах.

Россия может выступить инициатором создания совместной конвенции прикаспийских государств, закрепляющей правовой статус Каспийского моря. Представляется, что сложившиеся отношения России с Ираном, Казахстаном позволят активизировать деятельность Азербайджана и Туркменистана в формировании единого подхода к разграничению его ресурсов.

Помимо Арктического и Каспийского регионов отдельного внимания заслуживает российско-украинская государственная граница в связи с самоопределением Крыма в форме отделения от Украины и вхождения в состав Российской Федерации. В дальнейшем процесс установления российско-украинской границы будет зависеть от международного признания статуса Крыма и завершения самоопределения юго-восточных областей Украины (Донецкой и Луганской народных республик) .

Сегодня многие западные государства не признают самоопределение и воссоединение Крыма с Россией, заявляют о нарушении норм международного права. Авторитетные российские ученые, в частности, Г.М. Вельяминов и В.А. Томсинов, справедливо обосновывают, что воссоединение Крыма с Российской Федерацией в полной мере соответствует нормам и принципам международного права . Мы также уверены в том, что самоопределение Крыма соответствует международному праву.

Необходимость завершения международно-правового оформления государственной границы России очевидна, поскольку изменение интересов, смена политических режимов сопредельных государств, возникновение вооруженных конфликтов в непосредственной близости к государственной границе, как правило, перечеркивают достигнутые договоренности и растягивают по времени территориальное разграничение. Полноценно о территориальной целостности государства можно говорить только в случае юридически закрепленного предела действия государственного суверенитета.

Представляется, что проблема международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации порождена длительностью переговорного процесса, который в основе своей заключается в несогласии некоторых сопредельных государств с принадлежностью отдельных территорий. Именно желание отдельных сопредельных государств владеть несогласованными участками государственной границы является прямой угрозой территориальной целостности России. Фактически государственная граница Российской Федерации установлена, но юридически не все сопредельные государства готовы ее закрепить. Такие сопредельные государства будут формировать угрозы безопасности России и активно воздействовать на несогласованные районы. Например, Эстония дает свое гражданство россиянам, проживающим в Печорском районе Псковской области (по приблизительным подсчетам, более десяти тысяч человек уже имеют двойное гражданство ).

Незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, действия сопредельных государств в отношении несогласованных (оспариваемых) территорий создают реальную угрозу безопасности и территориальной целостности России.

По нашему мнению, для детального понимания незавершенности международно-правового оформления государственной границы как угрозы территориальной целостности Российской Федерации необходимо раскрыть определение понятия «территориальная целостность государства». Через понимание территориальной целостности государства видится необходимым дать определение понятия «территориальная безопасность государства», сформулировать условия такой безопасности.

Определение понятия «территориальная целостность государства» в международных правовых актах не закреплено. В основном ученые вкладывают в это понятие качественную характеристику государства, отражающую состояние его безопасности, проявляющуюся в единстве территории, на которую распространяется суверенитет государства, и определяемую способностью государства сохранять свою территорию в пределах установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение .

По нашему мнению, территориальную целостность государства можно представить как обеспеченную общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и правовыми средствами государства неприкосновенность, нераздельность государственной территории и границы, сформированной исторически и находящейся под государственным суверенитетом.

Под территориальной безопасностью государства предлагается понимать состояние защищенности и целостности территории государства от возможных угроз как внутри него, так и со стороны других государств, направленных на ее разделение или отделение конкретной части, представляющей геополитическую, экономическую или иную ценность.

Характеризуя территориальную безопасность государства, необходимо обращаться к определенным критериям (условиями), которые позволят выявить состояние государства и его способности к сохранению целостности своей территории. Анализируя существующие территориальные проблемы государств в мире, считаем, что критериями (условиями) способности государства к сохранению целостности своей территории могут выступать следующие: международный авторитет государства, его участие в работе международных (региональных) организаций, способности государства контролировать возникающие ситуации, состояние законодательства, качество изменений в административно-территориальном устройстве.

Современные международно-правовые реалии разрешения территориальных вопросов таковы, что территории государств все чаще подвергаются трансформациям. После окончания Второй мировой войны и завершения кровопролитных территориальных переделов прошло не так уж и много времени, но сменились эпохи, и новые поколения претендуют на реализацию своих амбиций. Распад СССР создал проблему установления государственных границ, которые в большинстве своем появились на основе бывших административных границ. Уровень потребления растет, население увеличивается, и государствам недостаточно собственных резервов, им необходимо получать ресурсы, искать рынки сбыта для повышения уровня жизни своих граждан, что нередко ведет к разрушению границ других государств.

Очевидные и стремительные преобразования в мире однозначно показывают необходимость детального переосмысления теории государственных границ и теории государственных территорий в целом. Уточненное определение понятия «государственная граница Российской Федерации» предлагается к обсуждению и возможному учету при внесении изменений в действующее законодательство.

Предлагая определения понятий «территориальная целостность государства», «территориальная безопасность государства», можно сделать вывод о том, что незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации есть угроза для ее безопасности и территориальной целостности. Территориальная целостность Российской Федерации предполагает, что ее территория имеет закрепленную в международных договорах государственную границу с сопредельными государствами. Поскольку существуют сопредельные государства, не признающие юридическую принадлежность отдельных территорий России, то они будут продолжать создавать угрозы безопасности и постоянно претендовать на спорные территории.

Список литературы

1. Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М., 2013.

2. Василевская Э.Г. О высотном разграничении воздушного и космического пространства // Советское государство и право. 1979. № 11.

3. Вельяминов Г.М. Воссоединение Крыма с Россией: правовой ракурс // Государство и право. 2014. № 9.

4. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004.

7. Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском пространстве: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.

8. Першин А., Ярлыченко В. Государственная граница: эволюция представлений // Вестник границы России. 2000. № 1.

9. Печоры: живем на две страны. URL: http://www.myestonia.ru/publ/pechory_zhivem_na_dve_strany/14-1-0-298 (дата обращения: 15.07.2015).

10. Скулаков Р.М. Некоторые аспекты международно-правового признания независимости Донецкой и Луганской народных республик // Современное право. 2015. № 2.

11. Скулаков Р.М. Проблемы обеспечения территориальной целостности Российской Федерации. Голицыно, 2007.

12. Томсинов В. Воссоединение Крыма с Россией с точки зрения международного права// Законодательство. 2014. № 6.

13. Ульяницкий В.А., Комаровский Л.А. Международное право. М., 1908.

Поделитесь статьей с коллегами:

Под государственной границей понимают линию, проведенную на карте и установленную на местности, территориально ограничивающую распространение юрисдикции государства.

Виды государственных границ:

  • 1) по источнику существования: исторические (существуют на основании международно-правового обычая) и договорные (на основании международного договора)
  • 2) в зависимости от территории: сухопутные, водные, воздушные (высота воздушной границы у всех государств - 100-110 км над уровнем моря)
  • 3) по способу установления: орографические (границы, которые проведены с учетом рельефа местности), геометрические (территория государства выглядит как квадрат или прямоугольник, в основном в Африке), географические (в зависимости от прохождения параллелей и меридиан).

Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря будет государственной границей на море. Стоит заметить, что она устанавливается государством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их разграничения между смежными или расположенными друг против друга государствами).

Процесс установления государственных границ включает две стадии:

  • 1) делимитация - договорное установление линии государственной границы, осуществляемое на карте и дополняемое подробным описанием. Создается делимитационная комиссия, составляется протокол, создается текст международного договора о государственной границы, который подлежит обязательной ратификации.
  • 2) демаркация - определение и обозначение линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации границ и приложенными к ним картами.

Договор о государственной границе, ратификационные грамоты, материалы делимитационных и демаркационных комиссий передаются на хранение генеральному секретарю ООН.

Государственная граница может быть изменена на основании международного договора.

Правовой режим государственной границы определяется государством самостоятельно с учетом его международных соглашений.

Режим государственной границы включает следующие вопросы.

  • 1. Содержание государственной границы, т. е. порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы.
  • 2. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных.
  • 3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных.
  • 4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т.д.).
  • 5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Защита и охрана государственной границы осуществляются в соответствии с национальным законодательством государства и международными договорами.

Правовые способы изменения государственной территории (соответственно и государственных границ):

  • 1) Возвращение незаконно отторгнутой территории;
  • 2) Отторжение территории как санкции за агрессию;
  • 3) Изменение территории в результате национально-освободительной борьбы;
  • 4) Обмен территориями;
  • 5) Воссоединение или отделение территории по итогам референдума;
  • 6) Цессия, или уступка территории: дарение, продажа;
  • 7) Концессия, или временная уступка территории.

Территориальный спор - международный спор между двумя или несколькими государствами по поводу юридической принадлежности определённой территории. Каждая из сторон в споре утверждает, что данная территория является её собственностью, так как она осуществляла либо осуществляет свою власть на данной территории. Территориальный спор считается таковым, когда все из спорящих сторон признали его существование. В общем случае, однако, по мнению Международного суда ООН, выраженному в решении по конкретному делу, "Недостаточно одной стороне в спорном деле заявить, что спор её с другой стороной существует. Простого заявления недостаточно для доказательства наличия спора, так же как и простого отрицания недостаточно для доказательства того, что такого спора не существует".

Признание государством существования территориального спора по поводу некоторой территории одновременно представляет собой признание того, что юридическая принадлежность данной территории точно или окончательно не установлена

Государственные границы – это фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которыеопределяют пределы действия государственного суверенитета. Главная

задача государственных границ – определить пространственные пределы территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества. Четкое разграничение государственных территорий с определьных государств на основе взаимного согласия и в соответствии с нормами международного права является залогом предотвращения

многих конфликтов между государствами и их стабильного взаимовыгодного сотрудничества. Россия, Беларусь, Молдова, Украина, как и многие другие независимые суверенные государства, уделяют этому во-

просу повышенное внимание, потому что правомерно зафиксированные и признанные государственные границы, с одной стороны, подтверждают право государства на определенную территорию, а с другой – обеспечивают стабильность в межгосударственных отношениях.

Современное международное право запрещает односторонние, тем более насильственные, действия по изменению границ. Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г. провозглашает

принцип нерушимости границ. Это, однако, не означает, что государства ни при каких обстоятельствах не могут решать вопросы об изменении границ. Данные вопросы должны решаться в строгом соответствии с основными принципами и нормами международного права, т.е. на основе ясно выраженного согласия заинтересованных государств.

Существуют сухопутные, водные и воздушные границы государства.

Линия прохождения сухопутной границы определяется в договорах с сопредельными государствами и на основании этих договоров обозначается на местности. Обычно сухопутные границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горные массивы, реки соединяющей соответствующие точки. Это так называемые геометрические границы. Линия границы может совпадать с параллелями и меридианами, данный тип определения государственной границы именуетсяастрономическим . Африканские государства широко использовали геометрический и астрономический методы при определении линии государственной границы. По астрономическому методу установлена граница между КНДР и Республикой Корея (38-я параллель с.ш.). Часто в международной практике встречаетсякомбинированный тип линии прохождения государственной границы, т.е. на определенных участках местности используется орографическая граница, а на других – геометрическая (астрономическая). Примером может служить граница между штатом Аляска (США) и Канадой.

Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов и морские. На реках границу сопредельные государства чаще всего проводят по тальвегу – линии наибольших глубин судоходной реки;

также граница может проводиться по линии главного фарватера или по середине русла несудоходной реки, реже по линии одного из ее берегов.

На озерах и других водоемах, как правило, линию границы проводят по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера, водохранилища и т.п.

Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод либо линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств или то и другое вместе.

Внешний предел территориальных вод определяется национальным законодательством государств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Федеральный закон

от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ ≪О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации≫установил ширину территориальных вод России в 12 морских миль, что соответствует ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Воздушная граница государства – это воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой являются сухопутная и водная границы.

Верхний предел воздушной границы, отделяющий государственную территорию от международной территории общего пользования – космоса, не определен конвенционно. В нормах российского законодательства также нет конкретики на этот счет. Существует обычная норма международного права, в соответствии с которой верхний предел воздушнойграницы государства находится на высоте 100–110 км над уровнем моря, поскольку именно на такой высоте находятся минимальные перигеи орбит искусственных спутников Земли.

Процесс определения линии прохождения границы между сопредельными государствами непростой и состоит из двух этапов: делимитации и демаркации.

Делимитация – это договорное определение линии прохождения государственной границы, осуществляемое с помощью крупномасштабных карт, где в подробностях изображены населенные пункты,

рельеф, гидрография и другие особенности местности. При делимитации договаривающиеся стороны сопровождают подробным описанием нанесенную на карту линию границы. Карта с изображенной на ней

линией границы является составной частью договора о делимитации границы и подлежит парафированию и подписанию, а также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон. В договорах о делимитации имеются обязательства сторон о демаркации границы.

Демаркация – это обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договором о делимитации границы и приложенными к нему картами и описаниями. Практические вопросы демаркации границы решает специально создаваемая для этого смешанная правительственная комиссия сопредельных государств.

Комиссия определяет линию прохождения границы на конкретных участках местности, составляет протокол-описание демаркируемой границы, карту с ее обозначением и протокол на каждый пограничный знак. По окончании своей деятельности смешанная комиссия подписывает демаркационные документы, которые вступают в силу после их утверждения в соответствии с законодательством пограничных государств.

В связи с тем, что в мире ≪все течет, все изменяется≫, то через определенное время может возникнуть необходимость уточнения линии прохождения границы между сопредельными государствами (из-за тек-

тонических процессов или стихийных бедствий). Этот процесс называется редемаркацией границы. Он сводится к проверке правильности в настоящее время ранее демаркированной границы. При этом ремонтируются или восстанавливаются пограничные знаки, может производиться замена одного типа знаков на новые, устанавливаться дополнительные.

Редемаркация осуществляется смешанными комиссиями, которые формируются по договоренности между приграничными государствами.

По окончании своей работы смешанная комиссия составляет новый протокол описания границы с приложением к нему соответствующихкарт и схем. В 1967–1972 гг. была проведена редемаркация границы

между СССР и Турцией в районе реки Аракс.

В январе 2003 г. между Российской Федерацией и Украиной был подписан Договор о российско-украинской государственной границе.

Он является базовым документом, который определяет линию прохождения государственной границы между РФ и Украиной, включая реки и озера, а также принципиальный подход в решении вопросов, связанных с Черным и Азовским морями и Керченским проливом.

Линия прохождения государственной границы обозначена на географических картах в результате совместной работы по делимитации границы, проделанной российской и украинской комиссиями по делимитации. 11 сентября 2008 г. в Российской Федерации былаодобрена Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы (Распоряжение Правительст-

ва Российской Федерации № 1309-р). В этом документе обозначены основные проблемы в данной сфере, определены задачи, конкретные мероприятия, механизмы и этапы реализации намеченного.

Стабильность государственных границ – один из основных факторов стабильности международных отношений в целом. В связи с этим в международном праве существует обычная и договорно-правовая

норма о том, что правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.), т.е. государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах государства-предшественника. К этим договорам также неприменимо правило о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Даже при наступлении таковых данные договоры должны соблюдаться.

В целях обеспечения неприкосновенности границ сопредельные государства устанавливают посредством норм внутригосударственного и международного права определенный режим, включающий порядок

пропуска и передвижения через границу, проведения работ, урегулирования инцидентов и т.д. Вопросы, связанные с режимом российской границы, регулируются Законом Российской Федерации от 1 апреля

1993 г. № 4730-I ≪О государственной границе Российской Федерации≫и соответствующими международными договорами.

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим, т.е. специальный порядок, устанавливаемый государством в своих приграничных районах. Обычно в этих районах действуют

специальные правила въезда, проживания, временного пребывания, передвижения, производства работ, учета и содержания морских и речных судов, их плавания и др. В случае необходимости командование

пограничных войск может вводить дополнительные режимные ограничения в пограничных зонах. Основные правила пограничного режима в России предусмотрены в Законе ≪О государственной границе Российской Федерации≫.

Государства в одностороннем порядке или на основе взаимности могут смягчать правила пограничного режима для содействия контактам между родственниками, живущими по разные стороны границы, и развитию приграничных торгово-экономических и культурных связей.

Сопредельные государства для упрочения добрососедских отношений и быстрого и эффективного урегулирования пограничных инцидентов по взаимной договоренности могут создавать институт пограничныхпредставителей (пограничных комиссаров ). Их функции, права и обязанности, порядок сношений, иммунитеты и пр. определяются в договорах о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов. Обычно пограничные представители назначаются из офицерского состава пограничных войск на определенные участки границы и имеют компетенцию препятствовать нелегальному переходу границы; расследовать случаи нарушения границы; расследовать и разрешать претензии о компенсации вследствие всякого рода нарушений режима границы; согласовывать порядок возвращения имущества, оказавшегося на территории сопредельной стороны. Особо серьезные случаи нарушения

границы рассматриваются на дипломатическом уровне.

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость.

Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории . Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и, согласно этим договорам, отмечаются на местности. Как правило, эти границы проводятся с учетом особенностей рельефа местности (горы, реки и другие характерные признаки) и называются орографическими. Иногда устанавливаются границы по прямой линии между двумя данными точками (геометрические границы), а также по меридианам или параллелям (астрономические границы).

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами: на судоходных реках - по тальвегу (линии наибольших глубин) или посередине главного фарватера, на несудоходных - посередине реки. На озерах и иных водоемах граница устанавливается по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного водоема.

Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Граница территориального моря при размежевании между противолежащими или смежными государствами устанавливается по соглашению между ними. При этом действует ряд международных правил, в частности ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию. Однако это правило не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых или иных особых обстоятельств необходимо провести иное разграничение.

Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы его воздушного пространства. Боковой границей воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая по сухопутной и водной линиям государственной границы. Никаких особых соглашений по воздушным границам не заключается.

Современные сухопутные и водные границы устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии сухопутной границы (отчасти и водных) подробно описывается в международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая является неотъемлемой частью данного договора. Этот процесс определения договорной границы называется делимитацией . Для установления сухопутной линии границы на местности сопредельные государства образуют смешанную (совместную) комиссию, которая обозначает положение границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков (демаркация границы).

Кроме договорных существуют так называемые "исторически сложившиеся границы", точное положение которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств, но в течение длительного времени они соблюдались на местности и были так или иначе признаны сопредельными государствами. Такое признание создает международно-правовой обычай относительно положения данной границы и на этой основе делает ее юридически обязательной для сопредельных государств. Положение таких границ может быть подтверждено в различных соглашениях сопредельных государств, в том числе и в соглашениях о демаркации.

Сопредельные государства устанавливают определенный режим взаимной границы для обеспечения ее неприкосновенности. В нем содержатся права и обязанности сторон по поддержанию в надлежащем порядке линии границы на местности, а также определен порядок ее пересечения. Режим границы устанавливается как соглашениями государств, так и их внутренним законодательством. Договоры о режиме границы обычно содержат положения о происхождении и обозначении линии границы на местности, об уходе за пограничными знаками, о совместных комиссиях по проверке границы, о пограничных уполномоченных (комиссарах), о порядке пользования пограничными водами и пересекающими границу железными и шоссейными дорогами, а также положения об охоте, лесном и сельском хозяйстве и о горном деле вблизи государственной границы.

На пограничных реках срединная линия реки или срединная линия главного фарватера или тальвега, по которым проводится линия границы, могут изменяться из-за различных намывов, наносов и других природных явлений. Поэтому в договорах часто оговаривается, что линия границы на данной реке является неизменной или она изменяется в зависимости от естественных изменений реки, если международными договорами не предусмотрено иное. Одностороннее изменение уровня пограничных вод недопустимо. Обычно в режиме государственной границы предусматривается, что в случае необходимости переоборудования или сноса мостов, плотин, дамб и подобных сооружений на пограничных водах, если такие действия могут повлечь за собой изменение уровня вод на территории другой стороны, к соответствующим работам можно приступать лишь по получении на то согласия этой стороны.

В целях обеспечения необходимого порядка в приграничных районах государства могут создавать в них специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренними законами.

Для упрочения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества сопредельных государств важное значение имеет своевременное урегулирование различных пограничных инцидентов на основе взаимного согласия сторон, В международной практике для этого применяют институт пограничных комиссаров (пограничных представителей), порядок назначения которых, их права и обязанности, правила сношений, иммунитеты и т. п. часто определяются в соглашениях с сопредельными государствами о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов. По этим соглашениям пограничные представители имеют компетенцию: 1) принимать меры для предотвращения нарушений порядка на границе; 2) препятствовать нелегальному переходу границы; 3) расследовать все случаи нарушения режима границы, кроме тех, которые требуют разрешения в дипломатическом порядке; 4) расследовать и разрешать претензии о всякого рода возмещениях, являющихся следствием нарушения порядка на границе; 5) согласовывать порядок возвращения имущества, оказавшегося на территории другой стороны. Особо серьезные случаи нарушения границы разрешаются, как правило, дипломатическим путем.

1 апреля 1993 г. был принят Закон о Государственной границе Российской Федерации, который вступил в действие 4 мая 1993 г. Закон содержит положения об установлении границ, их режиме, о пограничном режиме, полномочиях органов государства в сфере охраны границы и др.

В современном международном праве наметилась тенденция к особой стабильности договоров о государственных границах. Обычно международные договоры могут прекращать свое действие в связи с истечением их срока, наступлением отменительного условия, возникновением войны, прекращением существования субъекта договора, денонсацией, отменой договора, его новацией и аннулированием. Этим обычным образом договоры о границах не могут прекращать свое действие. Такие договоры имеют целью окончательное установление границы и не заключаются на временный срок (договоры о временных демаркационных линиях составляют особую категорию). В теории и практике международного права существует концепция о том, что установление границы имеет в виду окончательность и стабильность такого установления. Договоры о границах не содержат положений и условий об их денонсации и, следовательно, денонсации не подлежат. Эти договоры не могут содержать и никаких отменительных условий. Возникновение войны также не прекращает действия договора о границе. Прекращение существования субъекта международного права не создает никаких прав у кого-либо на территории бывшего субъекта, за исключением случаев объединения на основе самоопределения. Односторонняя отмена договора о границе противоправна в своей основе. Новация договора о границе (изменение ее положения) возможна только по взаимному согласию сторон. Остается довольно сложным вопрос о том, дает ли право на аннулирование договора о границе существенное нарушение этого договора другой стороной, в частности, посредством агрессии с целью аннексии. По-видимому, трудно утверждать о существовании такого правила для всех случаев, хотя подобные прецеденты имели место после второй мировой войны.

Коренное изменение обстоятельств, при которых был заключен какой-либо договор, дает в некоторых случаях право на его прекращение. Это установлено в п. 1 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Однако п. 2 той же статьи устанавливает, что эта оговорка неприменима к договорам, устанавливающим границу.

Согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года, правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, или обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границы (ст. 11). Это означает, что если в силу самого факта правопреемства и возникают какие-либо основания для прекращения или изменения договорных прав и обязательств, то эти основания не могут быть использованы для изменения обязательств и прав, относящихся к режиму границы. Договоры о границах должны соблюдаться государством-преемником, если по взаимному согласию сторон не будет достигнуто решение об их изменении в соответствии с международным правом.

Границы имеют огромное значение для каждого государства, прежде всего, с точки зрения обеспечения безопасности и определения пределов его верховной власти.

В последние годы по многих приграничных районах России интенсифицируется хозяйственная деятельность. Нередко заключаются соглашения об условиях эксплуатации естественных ресурсов этих районов (нефть, уголь, вода и т.д.). Все это требует постоянного внимания не только к внешнеполитическим вопросам сотрудничества с приграничными государствами, но и к вопросам техники установления и обустройства границ России. В связи с этим заслуживает внимания то, что Россия стала участницей Европейской Рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г., а в Государственной Думе РФ рассматривается проект федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации".

В Законе РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" государственная граница определяется как "линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории", т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета России. Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.

Согласно п. "н" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относится "определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации". Органы государственной власти и управления субъектов РФ, а также органы местного самоуправления обеспечивают условия для охраны государственной границы, предоставляют для этих целей земельные участки, контролируют выполнение на подведомственных территориях соблюдения пограничного законодательства, выполняют ряд других функций. Нормативные и распорядительные акты, которые могут издавать органы государственной власти и управления субъектов РФ по пограничным вопросам, не должны затрагивать компетенцию федеральных властей, определенную Конституцией, а могут касаться лишь вопросов применения федерального пограничного законодательства.

Россия имеет границы с 16 сопредельными государствами протяженностью 61 тыс. км. В своей пограничной политике Россия руководствуется интересами обеспечения собственной и международной безопасности, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ, а также мирного разрешения пограничных вопросов (ст. 2 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

На суше государственные границы представляют собой линию, отделяющую территорию одного государства от территории соседнего государства. Такие линии определяются сопредельными государствами, как правило, в договорном порядке и в соответствии с заключенными договорами устанавливаются на местности.

Границы, установленные с учетом имеющихся на местности естественных преград (горы, реки, озера, моря и др.), называются орографическими. Границы, установленные посредством проведения прямых линий между точками на местности (примером может служить карта Африки), называют геометрическими. Наконец, государственные границы, установленные по параллелям и меридианам, называются географическими.

Границы но рекам и озерам устанавливаются, как правило, также по договоренности между соседними государствами. По судоходным рекам границы чаще всего устанавливаются по середине главного фарватера или по тальвегу реки – линии наибольших глубин. На несудоходных реках (ручьях) границы обычно проводятся по середине реки или но середине ее главного рукава. В связи с тем, что речные границы бывают подвержены природным изменениям, в договорах нередко указывается порядок учета таких изменений или же, наоборот, подтверждается неизменность пограничной линии. На пограничных озерах и иных подобных водоемах сопредельные государства устанавливают границу посредством проведения прямых линий, соединяющих выходы государственной границы к берегам водоема.

В ст. 5 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" сказано, что "государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону". Государственная граница проходит: на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – по той линии границы, которая проходила по этой местности до ее затопления, а на мостах, плотинах и иных гидротехнических сооружениях, проходящих по рекам, ручьям, озерам и иным водоемам, – по середине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения линии границы на воде. Все перечисленные правила действуют, если иное не установлено международными договорами РФ.

Государственной границей на море является внешний предел территориального моря государства или линия разграничения территориального моря сопредельных или противолежащих государств. В зависимости от географического положения государства его морская граница устанавливается либо внутренним актом такого государства с учетом общепризнанных принципов и норм международного морского права, либо по соглашению с сопредельным или противолежащим государством.

В Российской Федерации в точном соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. установлен 12-мильный предел ширины территориального моря. В случае, если морская государственная граница устанавливается по соглашению между сопредельными или противолежащими государствами, то в соответствии с международным правом ни одно из этих государств не может, если только они не договорятся об ином, распространять границы своего территориального моря за срединную линию, каждая точка которой является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых принято отмерять ширину территориального моря .

Воздушной государственной границей считается воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границ. Никаких специальных соглашений по боковым воздушным границам государства не заключают.

В определении линии прохождения государственной границы выделяют две стадии: делимитацию и демаркацию. При делимитации договаривающиеся государства составляют подробное описание прохождения линии границы и наносят эту линию на карту. Как правило, карта и описание прохождения линии государственной границы становятся приложением к пограничному договору между государствами. После этого государства осуществляют демаркацию границы – на основе пограничного договора, приложенных к нему карты и подробного описания линии границы, с помощью специальных пограничных знаков проводят государственную границу на местности.

Для проведения работ по демаркации государства обычно создают совместные комиссии, которые осуществляют топографические работы и, как правило, аэрофотосъемку местности, на основании чего изготавливается подробная топографическая карта пограничной полосы с нанесенными на нее пограничными знаками. Обычно пограничные комиссии по итогам своей работы подписывают протокол, содержащий подробное описание линии прохождения демаркированной границы, карты с нанесенной линией границы, протоколы на каждый установленный пограничный знак, схемы, фотоснимки и т.п. Все эти документы, являясь приложением к пограничному договору, имеют важное международно-правовое значение: в наглядной форме они фиксируют соглашение сторон относительно линии прохождения границы, подписываются сторонами, скрепляются печатями и т.д.

В решении Международного Суда ООН от 13.12.1999 по делу о прохождении границы между Ботсваной и Намибией по реке Чобе и принадлежности острова Касикили (Седуду) Суд не принял во внимание предложенные сторонами карты в качестве доказательства принадлежности острова, так как, по мнению Суда, карты, не являющиеся приложением к международному договору, не могут быть правовым основанием для владения территорией.

Периодически, обычно в соответствии с правилами пограничного договора, стороны проводят работу по редемаркации государственной границы, которая заключается в совместной проверке, а при необходимости – замене разрушенных или установке новых пограничных знаков. В случае утраты, разрушения или повреждения пограничного знака его восстановление должно производиться немедленно. Особое внимание при этом обращается на то, чтобы положение пограничного знака на местности не изменялось. Эта работа также осуществляется смешанными комиссиями и сопровождается составлением новых документов на участки редемаркированной границы.

Документы по демаркации и редемаркации государственных границ нуждаются в утверждении в соответствии с внутренним законодательством заинтересованных сторон и обычно вступают в силу после обмена уведомлениями об их утверждении.

Режим государственной границы устанавливается в соответствии с внутренним законодательством каждого государства и его международными договорами. Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" содержит положения о режиме государственной границы РФ, пограничном режиме и режиме в пунктах пропуска через границу. Так, к режиму государственной границы отнесены вопросы содержания границы; пересечения границы людьми и транспортными средствами; перемещение через границу товаров и животных; ведение на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы, и ряд других вопросов, которые получают отражение в пограничных договорах с сопредельными государствами.

Особое значение в режиме государственной границы имеют вопросы въезда и выезда. Порядок въезда на территорию РФ и выезда из нее регулируется Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и заключенными по этим вопросам международными соглашениями.

Для характеристики пограничного режима важное значение имеют заключаемые соседними государствами в случае необходимости соглашения об упрощенном порядке пересечения линии границы жителями приграничных территорий. Специальные пропуска для такого пересечения выдаются жителям приграничных территорий в случаях постоянной или сезонной работы или учебы на сопредельной стороне, владения недвижимостью, свидания с родственниками, проведения совместных мероприятий вдоль линии границы местными органами власти, по так называемым гуманитарным основаниям (посещение мест захоронений, исполнение религиозных обрядов, болезни, несчастные случаи и т.п.), а также по другим уважительным причинам.

Пограничный режим устанавливается в полосе шириной до 5 км вдоль государственной границы в целях создания необходимых условий для ее охраны. Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" относит к вопросам пограничного режима въезд (проход), временное пребывание, передвижение лиц и транспортных средств в пограничной полосе; хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и лругих мероприятий в пограничной полосе; содержание и выпас скота у государственной границы; учет, содержание и использование российских маломерных судов и средств передвижения по льду; ведение промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Любое ограничение прав граждан в пограничной полосе, кроме вышеперечисленных, возможно лишь на основании закона.

В законодательстве РФ и ряда других стран для разрешения вопросов соблюдения режима государственных границ, урегулирования пограничных инцидентов, поддержания сотрудничества по пограничным вопросам предусмотрено на договорной основе создание института пограничных представителей (комиссаров, уполномоченных).

Положение о пограничных представителях Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 № 462. Вопросы, не урегулированные по каким-либо причинам пограничными представителями, разрешаются, как правило, по дипломатическим каналам.

С точки зрения международно-правового статуса государственных границ наибольшее значение имеют принципы их неприкосновенности и нерушимости. Принцип неприкосновенности запрещает насильственный захват и присоединение чужих территорий, односторонние действия по пересмотру границ, а соответственно, посягательство на границы других государств. Принцип нерушимости европейских границ нашел свое подтверждение, в частности, в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г.

В международном праве утвердилась норма, согласно которой смена территориального суверена или иные случаи возникновения проблемы правопреемства не дают правовых оснований для пересмотра границ. Согласно ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. "правопреемство государств как таковое не затрагивает: а) границ, установленных договором; или b) обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границы". Это означает, что международные договоры, устанавливающие границу, не могут прекращаться по таким основаниям, как прекращение существования субъекта договора, его отмена, аннулирование и другим подобным обстоятельствам, предусмотренным в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Этим обеспечивается стабильность договоров о границах. Практика международных отношений показывает, что в случаях правопреемства государство-преемник сохраняет границы государства-предшественника.

Пограничные договоры, как правило, являются бессрочными. Это, однако, не означает, что государственные границы при необходимости не могут изменяться "в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности".

Проблема международно-правового оформления границ стоит и перед государствами – участниками СНГ, поскольку бывшие административные границы СССР, ставшие для стран – участниц СНГ государственным и границами, требуют делимитации, демаркации и международно-правового оформления. Существует много спорных участков, что требует деликатного урегулирования.

Россия активно сотрудничает с государствами – участниками СНГ но вопросам охраны государственных границ. Так, государства – участники СНГ заключили соглашения об охране государственных границ и морских экономических зон 1992 г., Соглашение о сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на внешних границах стран – участниц СНГ 1992 г. и Договор о сотрудничестве в охране границ государств – участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество 1995 г.

От государственных границ следует отличать демаркационные линии, которые появляются в результате вооруженного конфликта и последовавшего за ним военного перемирия. В качестве примера можно привести демаркационные линии на Ближнем Востоке (1949 г.), в Корее (1953 г., по 38-й параллели, существует до сих пор) и во Вьетнаме (1954 г.).

В упомянутых трех случаях ни одна из сторон не рассматривала эти линии в качестве государственной границы, а признавала их лишь в качестве временной линии размежевания вооруженных сил сторон конфликта, вдоль которой устанавливаются демилитаризованные зоны, чтобы предотвратить возникновение инцидентов.

В Родосских соглашениях 1949 г., заключенных Египтом, Сирией, Ливаном и Иорданией с Израилем, говорится: "Демаркационная линия перемирия ни в коем случае не должна рассматриваться как политическая или территориальная граница и устанавливается безотносительно к правам, притязаниям и позициям обеих сторон в том, что касается окончательного урегулирования палестинского вопроса" (п. 2 ст. 5). Аналогично в параграфе 6 Заключительной декларации Женевского совещания по Индокитаю 1954 г. отмечается, что "военная демаркационная линия... не может быть истолкована как являющаяся в какой-либо мере политической или территориальной границей".

Другой характерной чертой демаркационных линий является их временный характер. Упомянутые соглашения о перемирии заключались в целях прекращения огня и создания условий для поисков мирных средств решения спорных вопросов. Обязанность воздерживаться от нарушения демаркационных линий не должна наносить ущерба позициям сторон, заинтересованных в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам или как нарушающее их временный характер.

  • См., например: Пушкин С. М. Разграничение морских пространств: вопросы методологии в практике Международного Суда ООН // Международное право – International Law, 2010. № 3 (43). С. 21–32; № 4 (44). С. 11-17.