Контртеррористическая операция


1) Определение: контртерраристическая операция

2) Директор ФСБ

3) Статья 12. условия проведения контртеррористической операции

4) Статья 7. Пресечение террористических актов в воздушной среде

5) Статья 8. Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

6) Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции

7) Статья 17. Окончание контртеррористической операции

8) Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта


Контртеррористическая операция

  • В России, согласно Федеральному закону РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г., контртеррористическая операция определяется как «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств», проводящийся с целью пресечения террористических актов, обезвреживания террористов и обеспечения безопасности населения и организаций.

  • Решение о проведении контртеррористической операции может принимать директор Федеральной службы безопасности (ФСБ ) либо руководители территориальных органов ФСБ. (БОРТНИКОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ)

Статья 12. условия проведения контртеррористической операции.

  • 1. контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

  • 2. В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

Статья 7. Пресечение террористических актов в воздушной среде

  • порядке , установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.



Статья 8. Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

  • 1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке , установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.


Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции

  • 1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
  • 2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

Статья 17. Окончание контртеррористической операции

  • 1. Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.
  • 2. При наличии условий, указанных в части 1 настоящей статьи, руководитель контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.
  • (часть 2 в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 96-ФЗ)

Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта

  • 1. Государство осуществляет в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.
  • 2. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.
  • 3. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.

  • Становится очевидным, что в России нужна общегосударственная система мер противодействия терроризму. Многое в этом плане следует воспринять из зарубежного опыта. Определенный интерес в этой связи представляет позиция США по данной проблеме. Дело в том, что эта страна уже давно стала одним из объектов действий международных преступных группировок.

специальные мероприятия, призванные пресечь террористическую акцию, обеспечить физических лиц, обезвредить террористов, а также минимизировать последствия террористической акции (ФЗ "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г.).

(англ counter-terroristic operation) - в РФ специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции (ст. 3 ФЗ «О борьбе с терроризмом»**). Проведение К.о. в РФ регулируется ст. 10-16 ФЗ «О борьбе с терроризмом».

Для непосредственного управления К.о. в соответствии с решением Правительства РФ создается , возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной К.о. В субъектах РФ и регионах могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ. по управлению К.о. в субъекте (регионе) РФ возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной К.о. В случае изменения характера террористической акции руководитель К.о. может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

Для проведения К.о. оперативный штаб по управлению Ко. имеет привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии со ст. 6 ФЗ «О борьбе с терроризмом». и субъектов РФ выделяют необходимые для проведения К.о. и , и средства связи, иные материально-технические средства.

Все , сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению К.о., с момента ее начала подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению К.о. В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем К.о. может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению К.о. может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

Руководитель оперативного штаба по управлению К.о. определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого др. лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство К.о. не допускается.

Правовой режим в зоне проведения К.о. определяется ст. 13 ФЗ «О борьбе с терроризмом». В этой зоне лица, проводящие К.о., имеют право: а) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в т.ч. транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств; б) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их , а при отсутствии таких документов задерживать указанных лиц для установления личности; в) задерживать и доставлять в органы внутренних дел РФ лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные , направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих К.о., а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения К.о.; г) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей; д) производить при проходе (проезде) в зону проведения К.о. и при выходе (выезде) из указанной зоны граждан, находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей, в т.ч. с применением технических средств; е) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности; ж) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное , а также для проезда к месту происшествия. В зоне проведения К.о. деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению К.о., если иное не предусмотрено федеральным законом.

При проведении К.о. в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается переговоров с террористами. К ведению таких переговоров допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению К.о. При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

К.о. считается оконченной, когда пресечена (прекращена) и ликвидирована жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения К.о. Решение об объявлении К.о. оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению такой операцией.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "контртеррористическая операция" в других словарях:

    Контртеррористическая операция - см. Операция по борьбе с терроризмом. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ - специальные мероприятия, призванные пресечь террористическую акцию, обеспечить безопасность физических лиц, обезвредить террористов, а также минимизировать последствия террористической акции (ФЗ О борьбе с терроризмом от 25 июля 1998 г.) … Юридический словарь

    Контртеррористическая операция - (англ counter terroristic operation) в РФ специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий … Энциклопедия права

    Контртеррористическая операция - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    Контртеррористическая операция - 5) контртеррористическая операция комплекс специальных, оперативно боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению… … Официальная терминология

    Контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акций, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    контртеррористическая операция - Комплекс специальных, оперативно боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц,… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    Контртеррористическая операция в Чечне в 1999 - 2009 годах - В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). Поводом для начала операции послужило массированное вторжение 7 августа 1999 года в Дагестан… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Контртеррористическая операция на Северном Кавказе - Вторая чеченская война Контртеррористическая операция в Чечне Чеченский конфликт Российская артиллерия на позиции близ села Дуба Юрт, январь 2000 года. Дата … Википедия

После вторжения боевиков Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба 7 августа на территорию Дагестана. В группировку боевиков входили иностранные наемники и боевики Басаева. План Басаева и Хаттаба по захвату части Дагестана и перехода на их сторону населения Дагестана провалился. Население Дагестана оказало боевикам отчаянное сопротивление. В республике стихийно начали создаваться отряды самообороны, а народ потребовал у власти выдать для защиты селений оружие.

Российские власти предложили руководству так называемой Ичкерии провести совместную с федеральными силами операцию против исламистов в Дагестане. Было также предложено решить вопрос о ликвидации баз, мест складирования и отдыха незаконных вооруженных формирований, от которых тогдашнее чеченское руководство всячески открещивалось. Аслан Масхадов на словах осудил нападения на Дагестан и их организаторов и вдохновителей, однако реальных мер для противодействия им не предпринял.

Войсковая операция федеральных сил, в том числе в так называемой Кадарской зоне, в селениях Чабанмахи и Карамахи, началась 28 августа 1999 года. Она готовилась и проводилась в основном силами МВД. 4 сентября 1999 года была осуществлена перегруппировка войск. К исходу дня Кадарская зона была взята в два кольца блокирования.

К 11 сентября федеральные войска заняли господствующий над всей местностью город Чабан. 12 сентября были заняты Карамахи и Чабанмахи. Остатки боевиков в Кадарской зоне были ликвидированы к 15 сентября 1999 года. В целом в ходе операции была разгромлена мощная группировка противника численностью до 1000 человек.

Потерпев поражение в горных районах Дагестана, бандиты предприняли вылазку в Новолакском районе. 5 сентября 1999 года около 700 боевиков прорвали на границе с Дагестаном заслоны милиции и внутренних войск и устремились в глубь республики. Однако и здесь бандитов ожидал провал. Тогда они начали готовиться к нападению на приграничные с Чечней районы Дагестана.

В эти же дни - 4‑16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия дерзких не имевших до этого аналогов террористических актов - взрывы жилых домов.

23 сентября президент РФ издал Указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", предусматривающий создание Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе для проведения контртеррористической операции. Расчет боевиков, что федеральные силы не войдут в Чечню, провалился.

Было принято решение о проведении КТО на территории Чечни. 23 сентября российская авиация начала бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей. 30 сентября началась наземная операция - бронетанковые подразделения российской армии со стороны Ставропольского края и Дагестана вошли на территорию Наурского и Шелковского районов республики.

5 октября указом президента Масхадова в Чечне было введено военное положение, которое стало действовать с ноля часов 6 октября. Был создан государственный комитет обороны, все народнохозяйственные учреждения переведены на соответствующий режим работы. Чеченским вооруженным подразделениям был отдан приказ "оказывать сопротивление" федеральным силам "по всему периметру границы Ичкерии".

К декабрю 1999 года федеральные силы контролировали всю равнинную часть территории Чеченской Республики. Боевики сосредоточились в горах (около 3000 человек) и осели в Грозном. Для борьбы с боевиками была создана специальная группировка войск. 26 декабря 1999 года она приступила к выполнению своей задачи. При штурме Грозного пришлось прорывать три кольца обороны, но 6 февраля 2000 года город был взят под контроль федеральных сил.

Для борьбы в горных районах Чечни, кроме восточной и западной группировок, действовавших в горах, была создана новая группировка "Центр". В 25‑27 февраля 2000 года подразделения "Запада" блокировали Харсеной, а группировка "Восток" закрыла боевиков в районе Улус-Керт, Дачу-Борзой, Ярышмарды.

29 февраля федеральные силы заняли Шатой. В этот же день командующий ОГВ Геннадий Трошев заявил, что "со взятием Шатоя контртеррористическая операция в Чечне завершена. Еще две-три недели будет проводиться операция по уничтожению мелких групп боевиков".

Последней крупномасштабной операцией была ликвидация группировки Руслана Гелаева в районе села Комсомольское. 4 марта 2000 года его банда прорвалась в селение. Уже 7 марта федеральные войска приступили к операции по освобождению Комсомольского, а к 14 марта 2000 года она была успешно завершена.

После этого боевики перешли к тактике партизанских действий, а федеральные силы, получив в союзники часть чеченской элиты и бывших боевиков, противопоставили террористам действия спецподразделений и операции МВД. В течение последних лет были арестованы или уничтожены все ключевые фигуры чеченских боевиков и действовавших в республике иностранных наемников.

В настоящее время, по данным спецслужб, в Чечне действуют около пятисот боевиков. Как утверждает президент Рамзан Кадыров, по его сведениям террористов в республике осталось не больше сотни.

Во время проведения КТО в Чечне в 2002 году в Москве был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке, организованный лидером чеченских сепаратистов Асланом Масхадовым (уничтожен сотрудниками российских спецслужб в ходе спецоперации в Чечне в марте 2005 года) и бывшим вице-президентом Ичкерии Зелимханом Яндарбиевым (уничтожен сотрудниками российских спецслужб в Катаре в феврале 2004 года).

Кроме того, в 2004 году был совершен захват заложников в школе номер 1 г.Беслана в Северной Осетии. Эту акцию организовал арабский наемник, лидер так называемого «ингушского джамаата» Абу Дзейт (уничтожен в ходе спецоперации сотрудниками российских спецслужб в 2005 году в Ингушетии)

Все организаторы и исполнители взрывов домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске и организаторы взрыва в Каспийске были уничтожены либо задержаны. В розыске до сих пор находится лишь один из организаторов взрывов домов в Москве Ачимез Гочияев, житель г. Карачаевска.

До сих пор скрывается также один из идейных вдохновителей боевиков Мовлади Удугов.

Известные полевые командиры, уничтоженные в ходе контртеррористической операции

27 января 2000 года в ходе боев за Грозный убит полевой командир Иса Астамиров , заместитель командующего юго-западным фронтом боевиков.

23‑24 июня 2000 года в селении Алхан-кала специальный сводный отряд МВД и ФСБ провел спецоперацию по ликвидации отряда боевиков полевого командира Арби Бараева . Было уничтожено 16 боевиков, включая самого Бараева.

11 июля 2000 года в селении Майруп Шалинского района Чечни в ходе спецоперации ФСБ и МВД России уничтожен помощник Хаттаба Абу Умар .

25 августа 2000 года в городе Аргуне в ходе проведения спецоперации сотрудниками ФСБ уничтожен полевой командир Мовсан Сулейменов , племянник Арби Бараева.

3 ноября 2000 года в ходе спецоперации уничтожен влиятельный полевой командир Шамиль Ирисханов , входивший в ближайшее окружение Басаева.

28 февраля 2004 года в ходе перестрелки с пограничниками смертельное ранение получил известный полевой командир Руслан Гелаев

16 апреля 2004 года в ходе обстрела горных массивов Чечни уничтожен лидер иностранных наемников в Чечне Абу аль-Валид аль-Гамиди

17 сентября 2004 года в Чечне был задержан уроженец Алжира Камаль Бурахля , известный среди боевиков под кличкой "Абу-Мусхаб". По данным ФСБ, Буряхля был подрывником в банде Басаева.

16 февраля 2005 года в ходе спецоперации в Иенгушетии была уничтожен полевой командир Абу Дзейт - выходец из Кувейта, занимавшийся координацией террористической деятельности на Северном Кавказе.

8 марта 2005 года в ходе спецоперации ФСБ в селе Толстой-Юрт ликвидирован президент ЧРИ Аслан Масхадов .

10 июля 2006 года в Ингушетии в результате спецоперации уничтожен террорист Шамиль Басаев .

26 ноября 2006 года в Хасавюрте уничтожен лидер иностранных наемников в Чечне Абу Хафс-аль-Урдани , который, по данным спецслужб, являлся фактическим руководителем и одним из финансистов боевиков в Чечне и сопредельных регионах.

4 апреля 2007 года в окрестностях села Агиш-батой Веденского района Чечни убит один из самых влиятельных лидеров боевиков, командующий Восточным фронтом ЧРИ Сулейман Ильмурзаев , причастный к убийству президента Чечни Ахмата Кадырова.

18 сентября 2007 года в результате контртеррористической операции в селении Новый Сулак уничтожен "амир Раббани" - Раппани Халилов .

Потери в ходе второй чеченской кампании

По официальным данным Министерства обороны , за период с 1 октября 1999 года по 23 декабря 2002 года общие потери федеральных сил в Чечне составили 4572 человека убитыми и 15549 ранеными.

По другим данным, во второй чеченской военной кампании с 1 октября 1999 года по 31 октября 2002 года только Министерство обороны потеряло около 9 тысяч военнослужащих , в том числе более 6,3 тысячи были ранены и около 2,7 тысячи человек убиты, а 29 военных пропали без вести. По данным генерала Валерия Манилова, вооруженные силы потеряли 2,6 тысячи убитыми и 7,5 тысячи человек ранеными.

Потери среди мирного населения - 5‑6 тысяч человек убитыми и 1‑2 тысячи ранеными.

Бандитские формирования потеряли, по примерным оценкам, около 13‑14 тысяч человек.

Владимир Путин о ситуации в Чечне в начале контртеррористической операции

Политический вывод, который можно сделать из ситуации в Дагестане, ‑ чеченское руководство не контролирует ситуацию и не в состоянии выполнять Хасавюртовские договоренности. Поэтому наши военные специалисты будут предлагать свои методы выхода из сложившейся ситуации.

(Из заявления премьер-министра России Владимира Путина журналистам по окончании заседания Совета безопасности Российской Федерации 7 сентября).

Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что "положительно относится" к инициативе президента Чечни Аслана Масхадова, который 10 октября предложил свой вариант мирного разрешения ситуации вокруг Чечни. В то же время в интервью журналистам перед вылетом в Липецк, глава правительства сказал: "Но я бы по-другому расставил приоритеты - сначала нужно выдать террористов, которые виноваты в нападениях на мирные села Дагестана и во взрывах в жилых кварталах в Москве, Волгодонске, Буйнакске". "Нужно выдать тех людей, у которых руки по локоть в крови", - подчеркнул премьер. После этого "мы готовы к переговорам в полном объеме".

"…Международные террористы располагают довольно хорошими партнерами среди экстремистских кругов в некоторых мусульманских государствах. Мы знаем, что это люди не бедные. В их распоряжении огромные ресурсы, нефтедоллары. Давно налажены каналы контактов со средствами массовой информации, с политическими партиями и так далее".

(Из заявления премьер-министра Владимира Путина 6 ноября 1999 года на встрече с журналистами российских телеканалов).

Аслан Масхадов о ситуации в Чечне в начале контртеррористической операции

Президент самопровозглашенной республики Ичкерия Аслан Масхадов призвал все население "объединить усилия в священной войне против российских войск", находящихся на территории республики.

Аслан Масхадов обратился с просьбой к НАТО "вмешаться в вопрос урегулирования взаимоотношений Чеченской республики и Российской Федерации в соответствии с существующими нормами международного права и нового миропорядка, устанавливаемого Североатлантическим блоком".

В послании подчеркивалось, что "народ и правительство Ичкерии не являются сторонниками деструктивных процессов, не стремятся к развалу России". "Мы также осуждаем терроризм и экстремизм в любых проявлениях и выступаем за цивилизованные отношения между всеми народами и государствами мира".

Президент Чечни Аслан Масхадов обещает не допускать создания и функционирования на чеченской территории "любых незаконных вооруженных формирований, учебных центров и военных баз". Это обещание содержится в плане урегулирования конфликта, который Аслан Масхадов направил 10 октября российскому руководству и в адрес ряда международных организаций. Масхадов предлагает взаимодействие со всеми странами мира, в том числе и с Российской Федерацией, "в борьбе с терроризмом с учетом мировой практики".

Чечня, согласно плану, "объявляет войну любым формам военного экстремизма на основе конкретных государственных решений. "Чеченская республика категорически отрицает агрессию со стороны чеченского государства против республики Дагестан и осуждает действия своих граждан, участвовавших в дагестанских событиях".

Ахмад Кадыров о ситуации в Чечне

Первая и главная задача - это завершение войны, заявил глава временной администрации Чеченской Республики Ахмад Кадыров на пресс-конференции в населенном пункте Центорой. Как подчеркнул Кадыров, мы будем вести переговоры с теми, кто хочет закончить войну, с теми, кто до сих пор держит оружие в руках, потому что его просто обманули. Но мы не собираемся вести переговоры с теми, кто убивал и воровал людей, на чьих руках кровь простого народа.

В десятилетнюю годовщину так называемой "независимости Ичкерии" Ахмад Кадыров обратился к соотечественникам с призывом вернуть доверие друг к другу и "убедить руководство России и всю российскую общественность, что чеченский народ хочет мира, а не войны".

"Опьяненный иллюзиями какой-то непонятной свободы, народ не сумел правильно сориентироваться в сложившейся в то время обстановке и не смог вовремя распознать истинное лицо своих горе-вожаков", говорится в обращении. Новоявленные лидеры погрузились в междоусобную борьбу за передел сфер влияния и высокие должности.

Республику наводнили преступники всех мастей и марок. Безусловно, финалом такой системы мог быть только трагический конец, подчеркивает Кадыров.

Вместе с тем он выразил уверенность, что с помощью России республика сможет дистанцироваться от преступных элементов и перейдет на рельсы нормальной и цивилизованной жизни и восстановит нормальные дружественные отношения со всеми народами России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

  • 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
  • 2.2. Терроризм в современной России
  • 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
  • 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
  • 3.1. Международный терроризм
  • 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
  • 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
  • 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
  • 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
  • Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
  • 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
  • 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
  • 4.4. Борьба с финансированием терроризма
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
  • 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
  • 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
  • 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
  • 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
  • 6.1. Взрывоопасные предметы
  • 6.2. Взрывчатые вещества
  • 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
  • 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
  • 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
  • 6.6. Меры личной безопасности
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Противодействие похищениям людей
  • 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
  • 7.2. Меры защиты
  • 7.3. Освобождение
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
  • 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
  • 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
  • 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
  • 8.4. Захват заложников
  • 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
  • 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 9.1. Организация охраны объекта
  • 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
  • 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
  • 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
  • 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
  • 9.6. Защита малых объектов
  • 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
  • Вопросы для самопроверки
  • Заключение
  • Литература
  • I. Нормативно-правовые акты
  • 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
  • II. Литература
  • Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
  • Сущность и типология терроризма (2 часа)
  • Терроризм в России (2 часа)
  • Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
  • Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
  • Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
  • Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
  • Противодействие похищениям людей (2 часа).
  • Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
  • Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции

    Под контртеррористической операцией понимают специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции составляет - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

    Закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

    Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

    В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ.

    Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

    Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

    В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

    1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе, транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

    2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

    3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

    4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

    5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

    6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

    7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

    В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

    К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

    Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

    При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

    Не допускается распространение информации:

    1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

    2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

    3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

    4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

    Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

    Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.