В каком порядке взыскивается недоимка по налогам (штрафам, пеням). Может ли налоговый орган закрыть недоимку по НДС за счет переплаты по налогу на прибыль

Не пеняй на пени - они зачтутся

Можно ли зачесть переплату пени по одному налогу в счет недоплаты по другому? Каковы условия и порядок такого зачета? Чем обернутся для налогоплательщиков нововведения Налогового кодекса? В вопросах разбиралась эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Елена Макаренко.

В 2008 году появилась недоимка по уплате пени по НДС. Но до 1 января 2008 года образовалась переплата пени по налогу на прибыль. Может ли налоговый орган закрыть недоимку по НДС за счет переплаты по налогу на прибыль?

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных налогов, пени, штрафов. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК.

При этом с 1 января 2008 года действуют положения абзаца 2 пункта 1 статьи 78 НК о том, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п. 2 ст. 7 закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Виды налогов определены в статье 12 НК как федеральные, региональные и местные. Соответственно, с 2008 года переплата по федеральным налогам может быть зачтена в счет уплаты федеральных налогов, региональным - в счет уплаты региональных, а местным - в счет уплаты местных (а не по тому же бюджету, как до 2008 года).

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 13 НК НДС и налог на прибыль являются федеральными налогами. При этом налог на прибыль уплачивается в два бюджета: федеральный и региональный (п. 1 ст. 284 НК). И если раньше переплату по налогу на прибыль можно было зачесть в счет недоимки по НДС только в части переплаты в федеральный бюджет, то с 2008 года всю сумму переплаты по налогу на прибыль можно зачесть в счет погашения недоимки по НДС, поскольку оба налога являются федеральными.

Указанные нововведения абзаца 2 пункта 1 статьи 78 НК вступили в силу с 1 января 2008 года и применяются к правоотношениям, возникшим после 31 декабря 2006 года, если иное не предусмотрено законом (п. 5 ст. 7 закона № 137-ФЗ). Суммы налогов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 НК (в редакции закона № 137-ФЗ), возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до дня вступления в силу закона № 137-ФЗ (п. 9 ст. 7 закона № 137-ФЗ).

На основании пункта 14 статьи 78 НК правила, установленные статьей 78 НК, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, пеней и штрафов. Аналогичная норма о зачете пени имелась и до внесенных законом № 137-ФЗ изменений в пункт 11 статьи 78 НК. Следовательно, зачесть переплату пени по налогу на прибыль в счет уплаты пени по НДС возможно в порядке, предусмотренном статьей 78 НК. Если же вы хотите воспользоваться своим правом на указанный зачет пеней в связи с подачей уточненной декларации по НДС в целях освобождения в соответствии с пунктом 4 статьи 81 НК от ответственности, то необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 42 постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 28 февраля 2001 г. № 5 "при применении статьи 122 НК судам необходимо иметь в виду, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний. В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты конкретного налога. Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности по статье 122 НК, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 НК".

Согласно пункту 4 статьи 78 НК зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Согласно пункту 5 статьи 78 НК налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию. Но это не препятствует организации представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченной пени по налогу на прибыль в счет погашения задолженности по пеням по НДС. В этом случае решение налогового органа о зачете принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных организацией налогов, если такая сверка проводилась. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК).

О принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении зачета (возврата) налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения. В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 и пунктом 8 статьи 45 НК обязанность по уплате пени считается исполненной в том числе со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога. Таким образом, чтобы произвести зачет переплаты пени по налогу на прибыль в счет уплаты пени по НДС, необходимо решение налогового органа о зачете данной переплаты, которое принимается в течение рабочих 10 дней (п. 6 ст. 6.1 НК).

При подаче же заявления на зачет имеющейся переплаты пени по налогу на прибыль в счет уплаты пени по НДС одновременно с подачей уточненной декларации по НДС требование пункта 4 статьи 81 НК об уплате пеней не будет выполнено в связи с отсутствием решения налогового органа о проведении зачета. Поэтому во избежание начисления штрафных санкций в соответствии со статьей 122 НК рекомендуем вам подать указанное заявление заблаговременно.

Некоторые особенности имеет порядок взыскания недоимок и принятия обеспечительных мер (с учетом документооборота) по консолидированным группам налогоплательщиков.

Во-первых, требование об уплате налога (пеней, штрафа) по консолидированной группе направляется ее ответственному участнику (абз. 2 п. 2 ст. 69 НК РФ).

Во-вторых, решение о взыскании налога (пеней, штрафа) может быть принято как в отношении ответственного участника, так и в отношении остальных участников группы. По сравнению с общим сроком взыскания срок для взыскания недоимки с консолидированной группы увеличен. Он составляет шесть месяцев с даты погашения задолженности, указанной в требовании. При этом в первую очередь денежные средства взыскиваются с банковского счета ответственного участника. А если их недостаточно - последовательно (по усмотрению инспекции) со счетов других участников группы. Если часть задолженности была погашена одним из участников группы, общая сумма недоимки, подлежащая взысканию с остальных участников, уменьшается. При этом каждый участник группы может оспорить решение о взыскании, направленное в его адрес. Об этом сказано в пункте 11 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

В-третьих, решение о приостановлении операций по счетам в первую очередь принимается в отношении ответственного участника. А если денежных средств недостаточно - последовательно (по усмотрению инспекции) в отношении других участников группы. Об этом сказано в пункте 13 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

В-четвертых, обращение взыскания на иное имущество участников консолидированной группы допускается, если для погашения задолженности недостаточно денежных средств на банковских счетах всех участников группы (абз. 2 п. 7 ст. 46 НК РФ). При этом взыскание производится с соблюдением следующей очередности:

  • наличные денежные средства (денежные средства в банках) ответственного участника;
  • наличные денежные средства (денежные средства в банках) других участников;
  • прочее имущество ответственного участника в последовательности, указанной в подпунктах 2-6 пункта 5 статьи 47 Налогового кодекса РФ;
  • прочее имущество других участников группы в последовательности, указанной в подпунктах 2-6 пункта 5 статьи 47 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 статьи 47 Налогового кодекса РФ.

В-пятых, арест имущества применяется в той же очередности, что и при взыскании иного имущества (п. 15 ст. 77 НК РФ).

Взыскание недоимки через суд

В судебном порядке взыскиваются недоимки:

  • с организаций, которым открыт лицевой счет, если размер задолженности превышает 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ);
  • возникшие в результате переквалификации сделок, статуса или характера деятельности организации (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ);
  • возникшие в результате проверок правильности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, в судебном порядке взыскиваются недоимки с организаций, которые являются взаимозависимыми по отношению к организациям, у которых эти недоимки возникли. Причем речь идет только о недоимках, возникших по итогам налоговых проверок и непогашенных в течение трех месяцев.

Взыскание недоимки с взаимозависимых организаций возможно в следующих случаях:

  • если на их банковские счета поступает выручка за товары (работ, услуги), реализованные организациями, у которых возникла недоимка (в т. ч. если выручка поступает через совокупность взаимосвязанных операций с участием лиц, которые не признаются взаимозависимыми);
  • если организация, у которой возникла недоимка, узнав о назначении выездной или проведении камеральной проверки, передала взаимозависимой организации денежные средства или другое имущество, в результате чего взыскание недоимки стало невозможным.

Основания для взыскания недоимки с взаимозависимых организаций определены в подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Взыскание страховых взносов

Если организация не уплатила (или уплатила не полностью) взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, с нее взыскивается недоимка (ч. 2 ст. 18 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Уплата страховых взносов налоговым законодательством не регулируется. Контроль своевременной уплаты страховых взносов осуществляют территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России (ч. 1 ст. 3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Подробнее об этом см. .

По материалам открытых источников

С 1.01.2015 года стартовала эксплуатация нового для налоговиковпрограммного средства, обеспечивающего автоматизацию перекрестных проверок, реализующих функции камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книги покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур. Данная программа получила название «АСК НДС-2».

Программный комплексв автоматическом режиме осуществляет анализ информации в отчетности налогоплательщика и сопоставляет со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В итоге у налогового органа появилась возможность в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров и услуг. Для каждого счет-фактуры покупателя производится поиск «пары»у продавца,и если «пара»не нашлась покупатель рискует потерять вычет по данной сделке. И если раньше такие не состыковки могли быть выявлены только в ходе встречных проверок, то сейчас все очевидно в момент представления декларации. Таким образом,использование фирм «однодневок» и сомнительных транзакций становится абсолютно не целесообразным.

Но бизнес не стоит на месте и в ответ налоговым органам все чаще стал прибегать к регистрации «липовых» индивидуальных предпринимателей и организаций. Цель их создания - осуществление разовых или нескольких операций в течение непродолжительного времени и неисполнение налоговых обязательств по НДС.

Так в ходе камеральных проверок деклараций по НДС в 4 квартале 2016 года было выявлено, что несколько новоиспеченных предпринимателей представили декларации по НДС со значительными суммами налога к уплате, при этом вычеты по НДС не были заявлены либо заявлены в минимальном размере. Суммы налогов в установленные сроки уплачены не были, тем самым образовалась «сомнительная» задолженность в бюджет. В ходе допросапредпринимателей-должников (как правило это оказались, социально незащищенные, маргинальные и больные алкоголизмом лица) последние пояснили, что к предпринимательской деятельности никакого отношения не имеют и регистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей за вознаграждение, полученное от малознакомых людей. Ни о каких сделках, партнерах и долгах по налогам ониничего не знали, декларации не представляли. Целью регистрации предпринимателей было лишь предоставление на бумаге «липовых» вычетов по НДС выгодоприобретателям,без намерений уплачивать исчисленный налог в бюджет.

По результатам камеральных проверок по выявленным нарушениям «сомнительная» задолженность по НДС была устранена. Сумма неправомерно заявленных вычетов по НДС контрагентами предпринимателейсоставила 8,8 млн.руб. Факты регистрации в качестве индивидуальных предпринимателейбез цели ведения предпринимательской деятельности были переданы в правоохранительные органы.

Межрайонная ИФНС Росси №20 по Республике Башкортостан предостерегает граждан от номинального участия в бизнесе, а именно регистрации фирм и ИП за вознаграждение без реальных намерений ведения предпринимательской деятельности. Данное деяние наказуемо, и в соответствии со ст. 173.2 ,327 УК РФ влечет до 2-х лет лишения свободы.

Начальник отдела камеральных проверок

Межрайонной ИФНС №20 по Республике Башкортостан Петрова Е.В.