Как действовать после дтп если ты не виновен. Что делать виновнику ДТП, чтобы не пришлось платить из своего кармана

. Даже если он очень аккуратный водитель, он не может быть застрахован на 100 %, что непопадет в ДТП. Всегда есть процент риска, что ему разобьет автомашину какой-нибудь «лихач».

Как показала практика, даже страхование автомашины не освобождает водителя от вызова в ГАИ или Суд. Все,кто хоть раз попадал в ДТП, знают, сколько нервов и времени тратиться на посещения дознавателей или судебных заседаний.

Что делать, если вы попали в ДТП?

Если вы скроетесь с места происшествия – то попадете под статью Кодекса про Административные правонарушения - ст.122-2 (штраф 136 – 170 грн., или лишение прав от 1 до 3 лет); а в случае ДТП с телесными повреждениями под статьи Уголовного кодекса - ст.136 (ограничение свободы до 5 лет, арест до 6 месяцев,лишение свободы до 5 лет).

А главное - даже если не Вы виновны в ДТП, то доказать это будет уже раз в 10 сложнее.

Сразу после ДТП действуйте согласно п. 2.10 Правил дорожного движения:

Остановитесь и не трогайте с места автомобиль и не перемещайте предметы, связанные с ДТП. Запомните: Убирая автомобиль с дороги или иные предметы – вы уничтожаете доказательства! В результате чего в последствии невозможно будет установить «кто прав, кто виноват».

Включите аварийную световую сигнализацию и выставьте на расстоянии неменее 20 м. (вне населенного пункта - 40 м.).

Если есть пострадавшие, вызовите «Скорую помощь» или отправьте пострадавших на попутном транспорте.

Только в экстренном случае при невозможности этого, доставьте пострадавшего на своём транспорте в ближайшую больницу (где следует сообщить свою фамилию, предъявить Ваши документы), а затем вернитесь на место происшествия. Но до этого следует в присутствии свидетелей зафиксировать положение транспортного средства и следы ДТП с помощью фотосъемки, краски, мела, подручных предметов.

Важнейшее дело – СВИДЕТЕЛИ - записать фамилии/адреса/номера машин очевидцев. Свидетелями ДТП также являются все лица, находившиеся в этот момент в Вашем автомобиле (родственники, знакомые и т.д.). Свидетели могут написать свои объяснения, которые приобщаются к административномупротоколу.

Вызвать представителей ГАИ.

До приезда работников ГАИ не поддавайтесь угрозам и уговорам разобраться самим, особенно если при ДТП пострадали люди,обязательно вызовите работников ГАИ для фиксации факта и полученных повреждений.

Зафиксировать факт аварии следует в любом случае, брать у виновника в залог документы / деньги чревато обвинениями в Ваш адрес в вымогательстве или виновник в последствии заявит об их утере ит.п.



По возможности еще до приезда ГАИ запишите все повреждения и обстоятельства аварии (место аварии,дорожное покрытие, освещенность, видимость знаков, свидетели). Потом этот лист, подписанный Вами,можно будет попросить приложить к протоколу.

Если есть возможность – сделайте несколько фотографий с места происшествия.

Не употребляйте спиртосодержащие успокоительные лекарства.

Если Вы всё-таки решили разобраться без вызова ГАИ

Составьте схему ДТП. Подписать её должны оба водителя.

Обговорите стоимость ущерба и порядок её выплаты.

Возьмите обязательство (расписку) в письменном виде и желательно при свидетелях относительно суммы и сроков возмещения ущерба.

После всего, необходимо приехать в ближайший пост ГАИ и заявить о ДТП.

После приезда работников ГАИ

Не спешите признавать свою вину! Вполне может оказаться, что вина обоюдна, виноваты дорожные службы или автосервис, в котором Вам ремонтировали автомобиль.

При составлении протокола и схемы ДТП убедитесь, что все важные обстоятельства (место столкновения,следы торможения, осыпи стекла, грязи, обзорность, погодные условия, наличие дорожных знаков) иповреждения зафиксированы. Настаивайте на фиксации в протоколе максимума деталей происшествия.

Внимательно читайте все, что подписываете (протокол/схемы). При несогласии – вносите свои замечания либо вообще отказывайтесь подписывать. Никогда не подписывайте пустой или недописанный протокол! Если инспектор не реагирует на Ваши замечания, предупредите его, а затем запишите свое мнение об этом в протокол.

Зафиксируйте данные противоположной стороны (ФИО, адрес, название фирмы), чтобы знать, к кому предъявлять претензии.

В итоге



Инспектор ГАИ берёт объяснения у водителей и составляется протокол осмотра места ДТП – в нём должно быть зафиксировано максимум информации о дорожной обстановке;

схема места ДТП – проверьте, правильность расположения автомобилей, и указано ли место столкновения. Если есть расхождения по поводу места столкновения, на схеме должны быть отраженые оба. Необязательно, но может быть проведено освидетельствование на состояние опьянения. Далее материалы по ДТП направляются к дознавателю. Фактически ГАИ не устанавливает виновника ДТП. ГАИ отражает нарушения ПДД, а собственно вину в ДТП устанавливает суд. Если Вы слабо разбираетесь в юридических вопросах, дело сложное, или связано со средними или тяжкими телесными повреждениями, то обязательно обратитесь к юристу (адвокату).

Возмещение ущерба



Как узнать кто виноват в ДТП?

1. Определение виновности в дорожно-транспортном происшествим во многом зависит от соответствия действий участников ДТП правилам и от технических возможностей водителя предотвратить происшествие.

2. Сохраните следы дорожно-транспортного происшествия до того как приедут сотрудники ГАИ. Оставьте машину на месте аварии. Опросите очевидцев происшествия, возьмите их телефоны и адреса. В будущем они смогут выступать вашими свидетелями в суде.

3. Составьте справку об аварии. Требуйте, чтобы сотрудник ГАИ внес отметки всех повреждений вашего автомобиля. Чем больше повреждений укажете, тем больше шансов получить компенсацию за материальный ущерб в полном объеме.

4. Обязательно составьте схему ДТП. Помните, что замеры делаются от неподвижных объектов до места дорожно-транспортного происшествия (перекрестков, углов домов, светофоров, остановок и т.д.).Пройдите освидетельствование на содержание в крови алкоголя.

5. На основании этих данных группа разбора в течение 10 дней вынесет постановление о нарушениях правил дорожного движения водителями. Окончательное решение о виновности в ДТП принимает суд. ПИск в суд подает водитель, участвовавший в ДТП.

6. Документы для судебной автотехнической экспертизы и для производства других видов расследований:

1. Протокол освидетельствования;

2. Определение суда о назначении экспертизы при возбуждении дела;

3. Вещественные доказательства;

4. При необходимости - справка из метеослужбы;

5. Справка о состоянии дороги в момент, когда произошло ДТП;

6. Если потребуется - справка о времени работы фаз светофора;

7. Протоколы допросов свидетелей.

Кто определяет виновность в ДТП?



Практически каждый автомобилист хотя бы раз за время своей автомобильной биографии попадает в ДТП и сталкивается с таким понятием, как автотехническая экспертиза. Причин для ее проведения может быть великое множество. В некоторых случаях требуется установления скорости автомобиля до момента столкновения, в иных необходимо измерить тормозной путь ТС, определить остановочный путь.

Определяются с помощью автоэкспертизы и различные временные факторы, восстанавливается точная картина взаимного расположения транспортных средств на дороге в момент совершения ДТП. Она способна подтвердить или опровергнуть факт соблюдения водителями правил дорожного движения и установить, возможно ли было предотвратить столкновение. Многим водителям автоэкспертиза помогает выявить побочные причины, которые могли спровоцировать ДТП.

Исследуются все найденные на место происшествия следы, определяется взаимное расположение участников ДТП, а также их положение относительно границ проезжей части и нанесенной на нее разметки.

Автоэкспертиза установит место наезда на возможные объекты, ставшие причиной совершения столкновения, выявит факты, которые сообщат о состоянии движения, либо покоя автомобиля, определит повреждения частей ТС и многое другое. Иногда требуется почерковедческая экспертиза подписи, оставленной на документах для выявления возможного мошенничества или злого умысла.

Запрос на автотехническую экспертизу может дать суд, прокуратура, следственные органы, которые занимаются расследованием уголовных, либо гражданских дел, а также административных правонарушений. Осуществляется она и по частным запросам физических или юридических лиц.

Иногда ситуация складывается так, что может потребоваться следственный эксперимент. Он проводится обычно, если факты толкуются двояко, есть разночтения. При необходимости проведения дополнительного расследования обстоятельств происшествия, назначенный эксперт выезжает на место ДТП с целью получить дополнительные факты, которые повлияют на принятие однозначного решения.

Те выводы, которые делает эксперт в результате своих исследований, оформляются специальным актом по установленной форме. Помимо первичной экспертизы в отдельных случаях требуются дополнительные или повторные исследования. Если вы обращаетесь к независимому эксперту, то вам может потребоваться квалифицированный анализ предыдущих экспертиз и консультация по поводу соответствия сделанных ранее выводов.

Подписывайтесь на наши ленты в

Совершение дорожно-транспортного происшествия является одной из наиболее неприятных ситуаций для любого автолюбителя. Вопрос, что делать если попал в ДТП важен как для опытных автовладельцев, так и для начинающих. Дело в том, правовые нормы, которые регулируют поведение и ответственность участников происшествия постоянно меняются.

Кроме того, активную роль в разрешении дорожно-транспортных ситуаций, играют аварийные комиссары. А оформление ДТП происходит с участием сотрудников полиции.
Кроме того, различные модели развития ситуации зависят еще и от наличия страхового полиса и вида такого полиса.

Первоначальные действия при аварии

В первую очередь, что делать если попали в ДТП, необходимо вызвать сотрудников полиции. И делать это желательно сразу же, не теряя время на выяснение отношений со вторым участником аварии.

Сотрудники полиции должны будут выполнить следующие действия:

  • осмотреть место совершения столкновения и зафиксировать взаиморасположение автомашин относительно проезжей части и находящихся рядом статических объектов;
  • они замерят расстояние машин от осевой, то есть центральной линии дороги, а также от обочин;
  • полицейские обязаны зафиксировать наличие повреждений на автомобилях. Как правило, это делается довольно быстро и многое остается за рамками протокола. Безусловно, некоторые повреждения можно заметить только при тщательном осмотре. Это, так называемые скрыты повреждения. Но те вмятины или царапины, которые очевидны и видны невооруженным взглядом, следует отражать в протоколе;
  • помимо повреждений на самих автомобилях, нужно отразить наличие осыпи стекол, фрагментов кузовных частей столкнувшихся машин.

В интересах водителей проконтролировать, чтобы все указанные обстоятельства были отражены правильно и максимально подробно. Необходимо понимать, что в результате аварии, будет обязательно решаться вопрос о привлечении кого-либо из участников к административной ответственности. Важность первоначального материала заключается в том, что привлечение к административной ответственности означает признание факта виновности в аварии того или иного водителя. Следовательно, пострадавший получает право требовать компенсации со страховой компании. А компания, в свою очередь, вправе требовать возмещения понесенных затрат с виновника аварии.

Поэтому, правильная и точная фиксация следов дорожно-транспортного происшествия, имеет принципиальную важность.

Что делать, если ДТП совершено без участия второй машины

Если участником аварии является только одно транспортное средство, то вызывать полиции и оформлять данный факт также необходимо. Когда попали в ДТП что делать в данном случае, нужно понимать, что причиной могут быть объективные обстоятельства. Наиболее частым из них является повреждение дорожного покрытия. В данном случае, сотрудники полиции нужны для фиксации данного факта. Поэтому, в первую очередь, необходимо обратить внимание на наличие таких повреждений дорожного полотна или на факт гололеда.

В протоколах полицейских следует отражать глубину ям, их ширину и другие параметры. Если речь идет о гололеде, что необходимо указать этот факт.
При этом нужно самостоятельно зафиксировать все значимые обстоятельства с помощью мобильного телефона. Если попал в ДТП что делать дальше, зависит от типа страхового полиса.

Полис КАСКО покрывает любые повреждения машины. Поэтому, в этом случае, беспокоиться не о чем. А в отсутствии полиса КАСКО, полис ОСАГО не покроет ущерба. Оснований для его взыскания не будет.
Между тем, и при отсутствии полиса КАСКО, не следует отчаиваться. Как сказано выше, если причиной аварии стало повреждение дорожного полотна или гололед, необходимо вызывать сотрудников ДПС.Дело в том, что обязанность по поддержанию дорого и безопасном состоянии возложена на местные органы власти (если ДТП имело место в городе) или соответствующую дорожную компанию (если оно произошло на трассе). Таким образом, автовладелец сможет получить компенсацию понесенного ущерба в любом из указанных случаев.

Что делать если нет страховки

Вопрос, попал в ДТП что делать со страховкой, весьма распространен. Отсутствие полиса обязательного страхования является основанием для привлечения к административной ответственности. То есть сотрудниками ДПС будет составлен протокол. На основании данного протокола, владелец транспортного средства будет отстранен от управления, а машина помещена на стоянку, поскольку управлять ей без полиса невозможно.

В этом случае, водитель будет отвечать в полном объеме перед потерпевшим. Поскольку потерпевший может взыскать ущерб со своей страховой компании, как правило, так и происходит. Однако страховая компания впоследствии предъявляет иски в порядке регресса виновному лицу. Поэтому, в результате возмещать ущерб придется именно виновнику аварии за счет собственных средств.

В том случае, если полиса нет у потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии, он будет привлечен к административной ответственности за отсутствие такого полиса. Но вопрос о возмещении ущерба будет решен иначе. Потерпевший, даже при отсутствии полиса имеет право обратиться в суд с исковым заявлением. Такое исковое заявление будет удовлетворено судом.

В целях полного возмещения причиненного ущерба, следует доказать его объем. Поэтому, настолько важным является точное отражение всех повреждений, полученных машиной в результате аварии.
Впоследствии, необходимо будет провести экспертный осмотр и оценку полученных повреждений. Это даст правильную сумму ущерба, которую и удастся возместить через суд.
Таким образом, ответ на вопрос, попал в ДТП я виновник что делать, зависит от наличия полиса. Данный документ станет гарантией минимизации потерь.

Как доказать свою невиновность

Ситуации, когда автовладелец будет признан виновным в дорожно-транспортном происшествии, не являются безнадежными. Факт виновности устанавливается сотрудником полиции, на основании собранных материалов. К ним относятся схемы ДТП, результаты замеров, проведенные экспертизы и объяснения очевидцев. Доказать свою невиновность в сложившейся ситуации поможет квалифицированная помощь юриста http://bcontract.ru/
При этом сотрудники полиции зачастую совершают ошибки в силу своей некомпетентности или прямой заинтересованности в исходе дела. Решение о виновности водителя можно и нужно оспаривать. Подавать обращения можно в несколько инстанций:

  • непосредственному руководству инспектора ДПС. Таким руководством по отношению с сотруднику ДПС является начальник районного отдела внутренних дел. Он имеет право отменить решения полицейского;
  • органы прокуратуры. Они наделены полномочиями по отмене любых постановлений о привлечении к административной ответственности. Главное, это соблюсти установленный законом 10-суточный срок обжалования. Если его пропустить, что отменить даже очевидно незаконное решение не удастся;
  • судебные органы. В суд можно обжаловать действия сотрудников полиции. При этом водитель должен просить не отменить постановление о признании его виновным, а признать действия сотрудника полиции незаконными. Это допускается, если протокол составлен на лицо, которое не управляло машиной или документы оформлены с грубыми нарушениями закона.

Действия водителя на месте дорожно-транспортного происшествия.

Водителю предлагается примерный перечень действий на месте аварии, составленный по принципу неотложности.

  1. Остановить транспортное средство
    Распространенная ошибка - водитель, поддавшись уговорам не создавать "пробку", освободить проезд под мостом или отъехать в сторону с трамвайных путей, "из жалости" убирает автомобиль с места аварии. Водитель не подозревает, что своими руками уничтожил доказательства и сделал практически невозможным установление вины, а значит, не сможет взыскать деньги за поврежденный автомобиль.
  2. Записать свидетелей
    Свидетели - это люди, своими глазами видевшие ДТП (очевидцы) или присутствующие при разговоре водителей, когда виновник признавал свою вину, предлагал деньги.
    Лучшие свидетели дорожно-транспортного происшествия -это водители. Спешите записывать государственные номера и марки автомобилей, оказавшихся рядом с местом ДТП в соседнем ряду, либо на перекрестке. Найти водителя по данным автомашины будет несложно. Следующая категория - это водители общественного транспорта: трамваев, автобусов, троллейбусов, - достаточно запомнить маршрут и бортовой номер. При указании водителей оперативных автомобилей (скорая медицинская помощь, инкассация, милиция, такси) обращайте внимание на бортовые и государственные номера.
    Столкновение происходит за несколько секунд, и найти человека, видевшего саму аварию, а не стоящие автомобили, крайне сложно. Поэтому спешите записать таких очевидцев, они ждать не будут, разойдутся и разъедутся.
    Если водителей записать не удалось, то пригодятся и другие свидетели, пусть даже они ваши родственники, знакомые, дети. Степень заинтересованности в исходе дела определит следователь.
    Как же поступить, если свидетелей не оказалось или не удалось записать на месте происшествия? Не отчаивайтесь, свидетели всегда есть, нужно только их найти. Подайте в газету или в "бегущую строку" платное объявление.
    Образец: "Очевидцев столкновения 29 марта на перекрестке Малышева-Луначарского просьба позвонить водителю по телефону 00-11-22".
    Показания таких очевидцев принимаются в ходе рассмотрения дела в ГИБДД и оцениваются наравне с показаниями других участников.
  3. Оказать помощь пострадавшему
    Если Вы не владеете навыками оказания первой помощи, то достаточно подложить под голову сбитого пешехода сумку, валик из свернутой одежды, т.е. зафиксировать голову в поднятом положении.
    Не оставляйте пострадавшего одного, используйте для вызова "скорой помощи" пассажиров, водителей встречных, попутных автомашин.
    Часто водители, руководствуясь чувством сострадания, спешат усадить пострадавшего в свою автомашину и доставить в больницу. Такие действия имеют крайне негативные последствия. Во-первых, в нарушение п. 2.5 Правил дорожного движения место происшествия не сохраняется, следы уничтожаются. Во-вторых, только в экстренных случаях допускается транспортировать пострадавшего вне "скорой помощи". При этом используется попутный транспорт, а не автомашина участника ДТП. И самое главное, только бригада "скорой помощи" владеет информацией, в какую больницу доставить пострадавшего.
  4. Вызовите на место ДТП ГИБДД
    Это сделать несложно, речь же пойдет о тех случаях, когда виновник предлагает Вам Госинспекцию не вызывать, а разобраться самим. Идеальный вариант, скажете Вы, быстро и без посредников разрешить конфликт. Возможно. Однако, не забудьте подстраховаться на случай, если Ваш "компаньон" передумает восстанавливать Вам автомобиль.
    Не договаривайтесь между собой "самостоятельно", без вызова ГИБДД, если при ДТП пострадали люди. В этом случае может иметь место не простое возмещение ущерба, а вероятность возбуждения уголовного дела. Не становитесь преступником.
    Согласно Правилам дорожного движения, все дорожно-транспортные происшествия без исключения должны быть зарегистрированы в Госинспекции. Без такой регистрации Вы лишаете себя возможности, во-первых, обратиться в страховую компанию для получения страховки, во-вторых, становится крайне сложным взыскание ущерба в народном суде, в-третьих, Вы из добропорядочного гражданина превращаетесь в правонарушителя, ведь за уезд с места происшествия предусмотрено наказание в виде крупного штрафа или лишения права управления автомашиной на срок от 2 до 3 лет, независимо от виновности в ДТП.
    Если Вы все-таки решили разобраться без ГИБДД, то:
    • обязательно составьте схему места столкновения, попросите второго водителя подписать ее;
    • на месте обговорите стоимость ущерба и срок ее выплаты;
    • запишите свидетелей, слышавших, как второй водитель признавал вину и соглашался восстановить автомашину;
    • берите задаток при свидетелях - это лучшее доказательство признания вины вторым водителем, ведь если водитель передал Вам деньги, значит, он признал себя виновным, - это будет очевидно и инспектору ГИБДД, и судье;
    • бессмысленно брать у виновника в залог водительское удостоверение, т.к. виновному легче заявить в ГИБДД об утере документов, заплатить штраф и получить новое удостоверение, чем выплачивать Вам стоимость возмещения ущерба.
  5. Участие в осмотре места происшествия
    Вместе с сотрудниками Госинспекции примите самое активное участие в осмотре места аварии.
    • укажите на проезжей части место столкновения автомашин, встаньте на него - этим Вы поможете инспекторам произвести необходимые замеры;
    • сообщите сотрудникам ГИБДД, что Вы записали свидетелей, но не отдавайте листок с фамилиями и адресами этих свидетелей. Надейтесь только на себя и исключите всякую вероятность утери ценных сведений;
    • обратите внимание бригады Госинспекции на следы торможения, длина и месторасположение которых позволит впоследствии установить вину в происшествии;
    • если на месте ДТП у Вас изъяли документы, не выдав взамен ничего, не огорчайтесь, документы вернут после Вашего визита в ГИБДД. Уточните лишь, по какому адресу находится Госинспекция;
    • срок приезда в ГИБДД после дорожно-транспортного происшествия - 2 часа;
    • до приезда сотрудников ГИБДД постарайтесь не употреблять спиртсодержащие успокоительные лекарства. Это связано с тем, что все водители-участники ДТП проходят медицинское освидетельствование у нарколога.
  6. Вызов технической помощи
    В городе существует служба технической помощи, эвакуации автомобилей. Эта организация транспортирует поврежденные автомашины с места ДТП на место парковки.
    Впрочем, достаточно дозвониться до Госинспекции и сказать, что требуется техпомощь.

Рассмотрение дорожно-транспортного происшествия.

  1. Визита в ГИБДД не избежать
    После ДТП водителю рекомендуется в максимально короткий срок прибыть в ГИБДД для оформления материала. В предыдущей главе упоминалось, что это связано с медицинским освидетельствованием. Действительно, Правила дорожного движения обязывают водителя в подобных случаях проходить медосви-детельствование. Это обязанность водителя, но как быть, когда за такие услуги медицинские работники требуют денежной оплаты? Платить не надо, напишите в объяснении, что от прохождения медицинского осмотра не отказывались, но оплачивать подобного рода услуги не в состоянии.
    Театр начинается с вешалки, а Госинспекция - с дежурной части. Именно работники дежурной части выезжают по Вашему звонку на место аварии, производят необходимые замеры участка дороги и оформляют материалы происшествия, чертят красивые схемограммы, составляют протоколы. Работа эта кропотливая и занимает значительное время: от 30 минут до 3 часов. Используйте предоставленное время рационально: успокойте по телефону родственников, позвоните адвокату, сходите покурить в конце концов.
    Итак, Вам предстоит рассказать в Госинспекции о своем дорожном происшествии. Лучший способ это сделать - письменно заполнить объяснение. У Вас достаточно времени, чтобы успокоиться и сосредоточиться. Начните рассказ по порядку: как разворачивались события непосредственно перед аварией.
    Как правило, водитель замыкается на доказывании собственной невиновности, не решаясь "обвинять" второго участника происшествия. Такая скромность часто вредит делу. Вы - водитель, специалист в своей области, изучивший Правила дорожного движения, сдавший экзамены в ГИБДД и каждый день сталкивающийся на дороге с экстремальными ситуациями. Поверьте, Ваше мнение не последнее в этом деле. Обязательно укажите, в чем Вы видите нарушение Правил со стороны второго водителя, сошлитесь на раздел, пункт Правил дорожного движения. Это может быть: маневрирование, неверный выбор скорости движения, нарушение правил обгона, и т.д. Однако, не концентрируйте излишнего, внимания на скорости второго водителя, если не имеете подтверждения своих слов. Точно определить скорость можно тремя способами: специальным прибором (барьер); по спидометру, но для этого нужно находится в машине рядом с водителем; по следам торможения путем математических расчетов. Определение скорости "на глаз" - дело неблагодарное и не будет иметь силы доказательства.
    Не забудьте вписать в объяснение фамилии и адреса свидетелей происшествия. Будет просто замечательно, если Вы в качестве наглядной демонстрации схематично зарисуете, как произошло столкновение, с указанием стрелочками направления движения и маневры автомобилей.
  2. Подписание документов
    НЕ СПЕШИТЕ ПОДПИСЫВАТЬ СЕБЕ ПРИГОВОР.
    Многие водители воспринимают ознакомление и подписание документов как простую формальность. Между тем. на основании подписанных документов, возможно, будет установлена Ваша вина. Давайте посмотрим, что за документы оформляются в Госинспекции.
    Протокол осмотра транспортного средства составляется на каждый автомобиль и содержит сведения обо всех видимых механических повреждениях. Прочитайте повнимательней о перечисленных повреждениях. Все ли указано?
    Схема места дорожно-транспортного происшествия - самое важное доказательство. Обратите внимание, на чьей полосе зафиксировано место столкновения, какова ширина проезжей части и сколько метров от вашего автомобиля до правой обочины. В ситуациях, когда водители называют разные места столкновения, на схеме зарисуют тоже два места. Однако, изворотливому водителю, обманывающему сотрудников Госинспекции, рано радоваться. Ведь только на истинном месте столкновения от удара осыпается грязь, преломляются следы торможения, волочения транспортного средства.
    Протокол осмотра места происшествия - здесь словами записываются сведения, зарисованные на схеме, и дополнительно фиксируется состояние проезжей части, погодные условия, освещенность и видимость в направлении движения и многое другое.
    В случае несогласия потребуйте внести изменения в документы. Лишь убедившись в достоверности всех сведений, можете со спокойной душой поставить "свой автограф".
    Раз документы подписаны, никто теперь не имеет права вносить какие-либо изменения, приписки, дорисовки.
  3. Административный протокол
    Мало кто из нас не знает или не слышал что такое протокол об административном нарушении. В нем указаны нарушенный пункт Правил дорожного движения, статья кодекса и время проведения административной комиссии, куда нарушителю следует явиться. Виновному водителю всегда предлагается подписать протокол. Вместо этого взволнованный водитель произносит бранную речь и наотрез отказывается от подписи.
    Осудить такой поступок может лишь человек, никогда не попадавший в подобную ситуацию. И все же жест такой скорее психологический и связан с незнанием дела. Отказ от подписи протокола не снимет с Вас вины, так как Ваша подпись лишь означает, что вы внимательно ознакомились с протоколом. Логичнее взять протокол в руки и вписать, что с виной в ДТП не согласен. Свои возражения можно изложить письменно и приобщить к протоколу. Сам протокол не является предметом обжалования, однако, до разбора правонарушения Вы можете предоставить новые доказательства своей невиновности и настаивать на проведении дополнительной проверки.
  4. Не забывайте забрать документы
    Как правило, в день дорожно-транспортного происшествия после подписания схем и протоколов, водителям возвращают все документы на автомашину, водительские удостоверения или временное разрешение на право управления транспортным средством. Водителю, которому повезло меньше и который признан виновным, обязательно выдается копия административного протокола, а вместо водительского удостоверения -временное разрешение.
    Временное разрешение - это документ-аналог водительского удостоверения. Имеет единую форму и действителен на всей территории России. Выдается на 30 суток, и никто не вправе уменьшить срок действия даже на один день. Временное разрешение теряет свою силу после вынесения решения административной комиссии о лишении права управления или при возвращении водителю удостоверения.
  5. Административная комиссия
    Виновник происшествия в течение 10 дней после составления протокола приглашается на административную комиссию. Если Вы не согласны с предъявляемым Вам обвинением, то подготовьте заявление о повторном рассмотрении дела. В заявлении дайте свою оценку происшедшему с указанием причин несогласия. В соответствии с законодательством Ваше заявление примут, организуют по делу о дорожно-транспортном происшествии дополнительную проверку и в десятидневный срок подготовят ответ о ходе или результатах проверки. В течение всего времени проведения проверки Вы сможете продолжать пользоваться своей автомашиной по временному разрешению.
    Если Вы все же чувствуете свою вину в происшествии, принесите на административную комиссию ходатайство трудового коллектива, соседей с места жительства, своей семьи о применении к Вам минимального наказания, что обосновывается тяжелым материальным положением или производственной необходимостью.
  6. Оценка ущерба, причиненного транспортному средству
    Наибольшие разногласия между водителями обычно возникают в оценке суммы ущерба, причиненного автомобилю. Выход один - обратиться к независимым экспертам, умеющим с использованием прейскурантов цен, грамотно и непредвзято, в присутствии обеих сторон, подсчитать точную сумму ущерба. Заключение об ущербе потребуется в дальнейшем в ГИБДД и в суде. Для обращения в независимое автоэкспертное бюро достаточно иметь при себе свидетельство о регистрации транспортного средства и сведения о втором водителе: фамилию, имя, отчество, место жительства. В бюро Вам подскажут текст телеграммы с уведомлением о вызове на оценку второго водителя. В течение трех дней с момента осмотра автомашины оценочный акт будет готов.
    Для автомобилей, эксплуатация которых невозможна из-за повреждений, предусмотрен выезд эксперта на место парковки.
    • Оба водителя заинтересованы в том, чтобы принять участие в оценке, чтобы учли все повреждения, но и не насчитали лишнего.
    • Второй водитель приглашается на оценку телеграммой с уведомлением, которую направляют по месту прописки.
    • Оценка производится в присутствии обоих водителей или представителей владельцев автомашин. В случаях уклонения второй стороны оценка все равно состоится, достаточно предъявить уведомление от телеграммы.
    • Стоимость услуг эксперта включается в общую сумму ущерба и взыскивается с виновного водителя.
  7. Добровольное возмещение ущерба
    Речь пойдет о той стадии, когда в ГИБДД установили вину и теперь предстоит рассчитаться за поврежденную автомашину и ущерб здоровью.
    • Узнайте, кому принадлежит автомобиль
      Если автомашина записана на предприятие, государственное учреждение, войсковую часть и тому подобное, то деньги в счет погашения ущерба следует передавать не водителю, а представителю организации, с обязательным составлением расписки о возмещении ущерба и отсутствии претензий.
    • Как правильно подсчитать ущерб
      Ущерб автомашине уже подсчитан в экспертном бюро. Моральный вред учитывается только при обращении в суд. Остается оценить вред, нанесенный здоровью и неполученный заработок.
    • Выясните вопрос о страховке
      Мы живем в стране, где большинство населения малоимущее. Кто оплатит ущерб, если виновник не имеет ни гроша за душой? Вопрос риторический. Если автомобиль или здоровье человека застрахованы, то ущерб возместит страховая компания. Страхование - едва ли не единственный способ защитить себя на случай ДТП, угона автомашины.
    • Оплата лечения пострадавшему
      Во-первых, узнайте, имеет ли больной полис медицинского страхования. Для обладателей полисов стационарное лечение бесплатное, больному лишь предлагается приобрести ряд лекарственных препаратов с более эффективным действием, чем имеющиеся в больнице. В то же время пациент нуждается в усиленном питании и расходует на соки, фрукты, калорийную пищу немалые деньги. При отсутствии полиса всю стоимость лечения, включая койко-место и трехразовое питание больному придется оплатить.
      Амбулаторное лечение, т.е. лечение в поликлинике с ведением амбулаторной карты во многом оплачивается за счет больного, физиотерапевтические процедуры, инъекции, лечебный массаж, УЗИ внутренних органов, не говоря уже о лекарственных препаратах, - платные. Сюда же отнесем поездки на такси в поликлинику, ведь у пострадавших, как правило, повреждены ноги, и на общественном транспорте они добраться не смогут.
    • Рекомендуется навестить пострадавшего в больнице
      Нередко у водителя перед посещением больницы появляются сомнения. Не даст ли он повод пострадавшему сесть себе на шею. Безусловно, требуется определенное мужество, чтобы встретиться глазами с искалеченным человеком. В результате поездка откладывается, а больной человек, зачастую прикованный к постели, видя полное безразличие к своей судьбе, ожесточается и начинает винить во всех своих бедах водителя. Практика показывает, что при проявлении элементарного внимания и минимальной материальной помощи в виде лекарств, продуктов, пострадавший не претендует на деньги водителя. Страхи оказаться "вечным спонсором" беспочвенны. В конце концов, вы сами решаете, в каком объеме оказать помощь изувеченному человеку.
    • Посещение больницы начните с разговора с лечащим врачом
      Узнайте точный диагноз, поинтересуйтесь примерным сроком лечения, навещают ли больного родственники, не требуются ли дополнительно какие-либо лекарства. При покупке медикаментов передайте их лично лечащему врачу, впоследствии врач всегда подтвердит Вашу помощь в лечении. Прихватите в палату к больному фруктов, соков. Не пытайтесь в разговоре с пострадавшим выяснить, кто виноват в происшедшем. Вину установят в ГИБДД. Ценны Ваша человечность и внимание к незнакомому человеку, попавшему в беду, и, конечно, помощь лекарствами и витаминами.
    • Сохраняйте товарные чеки при покупке лекарств
  8. Виновник рассчитываться не спешит
    • Сила логики
      Далеко не всегда виновник ДТП желает возместить ущерб. Вам придется прибегнуть к элементарной логике и убедить оппонента, что платить все равно придется. Во-первых, Вы не успокоитесь и обратитесь в суд. Дело беспроигрышное, да и закон на Вашей стороне. Во-вторых, все судебные издержки, включая проведение оценки транспортного средства, а также услуги адвокатов виновнику придется дополнительно оплатить. В-третьих, в суде Вы будете вынуждены требовать возместить моральный вред, и сумма будет большой. В-четвертых, для оплаты ущерба на автомашину, гараж, садовый домик, а, возможно, и квартиру, суд наложит арест с последующей продажей, что вряд ли устроит виновника. И наконец, не жалко ли ему тратить столько времени и нервов на походы в суд, если все равно дело он проиграет и платить придется.
      Проявите дипломатичность в определении суммы ущерба. Учитывайте материальное положение и реальные возможности виновника. Может быть, интереснее получить только 70% суммы ущерба, но сразу, чем пытаться через суд вытягивать с неимущего всю сумму, потратить год, да так своего и не получить. Хочется напомнить, что в первую очередь виновник обязан возместить издержки суда, а лишь потом Ваш ущерб. Одним словом, не жалейте времени на убеждение, внесудебный порядок возмещения ущерба - это идеальный вариант.
    • Если без суда не обойтись
      Раз по-хорошему договориться не получилось, придется идти в народный суд. Судиться - дело хлопотное и обычному человеку без помощи юристов-профессионалов не обойтись. Вообще консультация юриста не повредит и при рассмотрении дела в ГИБДД. А уж при подаче иска в суд, при возбуждении против Вас уголовного дела обратиться к юристу сам бог велел.
      Дела по дорожно-транспортным происшествиям имеют особую специфику и требуют хороших знаний устройства автомашины, Правил дорожного движения, обладания навыками вождения, умения назначить автотехническую экспертизу и многого другого. Только опытные юристы, специализирующиеся на делах по ДТП, могут оказать водителю эффективную помощь.
      • Исковое заявление подается в суд по месту жительства ответчика.
      • Обращаться в суд нужно после вынесения решения по делу в ГИБДД.
      • Не теряйте надежды и продолжайте уговоры виновника добровольно выплатить стоимость ущерба.

Ответственность при дорожно-транспортных происшествиях.

Для водителя, ставшего виновником ДТП, предусмотрено несколько видов ответственности: уголовная - в виде лишения свободы; административная - штраф, лишение права управления автомашиной; гражданско-правовая - имущественное (денежное) возмещение ущерба. Все зависит от тяжести последствий.

  1. ДТП с повреждением автомобилей
    Наступает административная ответственность перед государством в лице Государственной инспекции безопасности дорожного движения - штраф; гражданско-правовая ответственность перед пострадавшим - восстановление поврежденного автомобиля.
  2. ДТП с причинением вреда здоровью людей
    Это случаи, когда пассажиру, пешеходу или водителю причиняются какие-либо телесные повреждения. Вид ответственности зависит от сроков продолжительности лечения пострадавших. Так, административная ответственность в виде штрафа или лишения права управления автомашиной на срок от 3 до б месяцев наступает, если срок общего лечения не превысил 21 дня. Говоря юридическим языком, здоровью пострадавшего причинен легкий вред. Лечение может быть стационарным с помещением в больницу или амбулаторным в поликлинике по месту жительства, но обязательно с ведением медицинских документов: истории болезни, амбулаторной карты. Если пострадавший в больницу не обращался, а лечился дома народными средствами, то ему будет проблематично доказать сроки своего лечения, тем более настаивать на возбуждении уголовного дела.
    При лечении более 21 дня или явных признаках увечий (потеря органа, обезображивание лица и т.д.) наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до двух лет, а при наступлении смерти пострадавшего - лишение свободы до 5 лет. И в том и в другом случае водитель остается обязан оказать материальную помощь в восстановлении пошатнувшегося здоровья пострадавшего. Ущерб здоровью определяется в денежном эквиваленте и состоит из следующих компонентов:
    • стоимости стационарного лечения;
    • стоимости амбулаторного и восстановительного лечения: физиопроцедуры, инъекции, сбор анализов, лечебный массаж, наложение гипса, пользование костылями, УЗИ, рентген, снимки, лекарственные препараты и т.д.;
    • наем автомашины для поездок в поликлинику;
    • стоимость косметических операций: при травмах головы и лица на первом этапе лечения восстанавливают костную структуру черепа, последующие этапы кожной (косметической) пластики платные и очень дорогостоящие;
    • услуги нянечки или сиделки: при переломах костей таза, позвоночника, ног пострадавший не в состоянии самостоятельно передвигаться и нуждается в дополнительном уходе.
    Кроме того, если дело дошло до суда, то пострадавший вправе потребовать возместить потерянный заработок и моральный вред. При этом под моральным вредом понимаются все физические и нравственные страдания больного человека и его родственников, связанные с получением травмы.
    В дополнение к сказанному отмечу, если уголовная и административная ответственность наступает только при наличии вины водителя, то гражданско-правовая ответственность по восстановлению здоровья пострадавшего применяется и к невиновным в ДТП водителям. Дело в том, что транспортное средство создает повышенную опасность для людей, и если Вам под колеса попал неосторожный пешеход, а Вашей вины нет, закон все равно обязывает Вас оплатить его лечение (статья 1079 Гражданского Кодекса РФ).

Отдельные виды дорожно-транспортных происшествий.
На примере нескольких типичных дорожно-транспортных происшествий хочется показать, как в несложных ситуациях из-за неграмотных действий водителя обстоятельства столкновения искажаются, и невиновный превращается в виновного.

  1. Простая ситуация:
    Наезд автомобиля ГАЗ-31029 на остановившуюся автомашину ВАЗ-2101. Вина очевидна, водитель а/м ГАЗ неверно выбрал скорость или не соблюдал безопасной дистанции. Но стоит водителю автомобиля ГАЗ слукавить, заявив, что "Жигули" двигались задним ходом, как все переворачивается с ног на голову. Законопослушному водителю расстраиваться не надо, достаточно сохранить место происшествия, следы столкновения, ни в коем случае не убирать автомобиль и вызвать ГИБДД. Наличие следов торможения любой из автомашин, расположение осколков стекол, осыпавшейся грязи и степень механических повреждений позволят установить виновного водителя. В свою очередь, если пострадавший водитель все-таки умудрился сдвинуть свою автомашину в сторону, позволил проезжающему транспорту закатать следы столкновения, определить вину будет невозможно.
  2. Лобовое столкновение
    Очевидный факт: кто выехал на встречную полосу, тот виновен в происшествии. Остается сохранить место столкновения и дождаться приезда ГИБДД. Для выяснения вопроса: кто заехал на встречную полосу? - требуется замерить ширину проезжей части. Вместе с сотрудниками ГИБДД примите самое активное участие в проведении замеров. Десять сантиметров могут решить вопрос о виновности той или иной стороны. Прямо на месте ДТП составляется черновик схемы с указанием всех расстояний на проезжей части. Внимательно ознакомьтесь с черновиком, второй возможности перемерить дорогу у Вас не будет. Бывают случаи, когда водитель не выезжал на встречную полосу, но по невнимательности подписал схему, где его автомашина изображена на встречной полосе. В таких случаях моряки говорят - сушите весла. Водитель не глядя подписал себе приговор и ни свидетели, ни повторный выезд на место аварии не помогут. Да и что замерять на дороге, с которой давно убрали автомашины? Что скажут свидетели, когда сам водитель замерял расстояние до места столкновения, подписал схему, а теперь идет на попятную?
    В качестве совета: в зимнее время замеряется фактическая ширина проезжей части, а не расстояние до поребриков. Это логично, летом проезжая часть 10 метров, а зимой всего 7. Для движения используется накатанная часть дороги, ее и стоит замерять, оставив в покое сугробы у бордюров.
  3. Маневрирование
    Водитель автомобиля "ГАЗель", двигаясь по дороге с двусторонним движением, имеющим четыре полосы, намеревается повернуть налево в дворовый проезд. Он заблаговременно занял крайнее левое положение на проезжей части, включил указать поворота и приступил к выполнению маневра. В это время в попутном направлении по встречной полосе с явным превышением скорости следовала автомашина "Москвич". Происходит столкновение. Каково же было удивление водителя автомашины "ГАЗель", когда его признали виновным в ДТП. "Позвольте, - возражал он. - Я не нарушал правил, а вот водитель "Москвича", напротив, мало того что ехал по встречной полосе, что на данной дороге недопустимо (п. 9.2 ПДД), так еще и скорость превысил. Почему же было принято такое решение?" Оба водителя виновны. Водитель "ГАЗели" виновен в столкновении, в ДТП, так как именно он согласно п. 8.1 Правил дорожного движения обязан обеспечить полную безопасность своего маневра. Водитель "Москвича" безусловно тоже нарушил Правила дорожного движения, за что был наказан административным штрафом, но его нарушения не находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием. Иными словами, причиной столкновения послужило маневрирование, а не движение в прямом направлении, пусть и по встречной полосе с превышением допустимой скорости.
    Недопонимание водителями, что не все нарушения Правил дорожного движения являются причиной столкновения, приводят к большому разочарованию и денежным потерям.
    Еще один пример. На неравнозначном перекрестке произошло столкновение двух автомобилей. Один из водителей, тот, кто ехал по главной дороге, был пьян. Второй же водитель был абсолютно трезв, правда, выехал с второстепенной дороги. Кто же из них прав? В данном дорожно-транспортном происшествии виновен трезвый водитель, так как он не уступил дорогу. Вины же пьяного водителя в ДТП нет. В результате трезвый водитель будет восстанавливать обе машины, а второго (пьяного) накажут только за управление в нетрезвом состоянии.
  4. Проезд перекрестков
    Зачастую при столкновениях на перекрестках водителям тяжело доказать, кто выехал на зеленый сигнал светофора. Смена сигнала - дело нескольких секунд. Но именно горящий сигнал светофора позволит установить вину. В этой ситуации ваше спасение в свидетелях. Только они смогут подтвердить, кто из водителей выехал на зеленый свет. Раз уж вам довелось стать участником столкновения на регулируемом перекрестке, то бросайте все, спешите записывать свидетелей. Если нет добровольцев, запишите номера и марки соседних автомобилей.
    • Не отпускайте пассажиров своей автомашины, пока не запишете их фамилии и адреса.
    • Не забывайте про субъективный момент.
      Желательно, чтобы Вы первый добрались до телефона и вызвали ГИБДД. Этот факт имеет психологическое значение, так как служит подтверждением Вашей уверенности в своей правоте, во-вторых, Вы лишаете другого водителя повода дойти до телефона, а значит, он не сможет вызвать на место аварии своих знакомых и представить их в роли свидетелей.
      Существуют такие варианты столкновений на перекрестках, когда Правилами как бы предопределен исход дела. Речь идет о столкновении, где один водитель заканчивает проезд перекрестка, а второй только начинает движение в поперечном направлении. В лучшем положении всегда находится водитель, заканчивающий проезд перекрестка. Ему достаточно доказать, что он проехал стойку светофора на разрешающий зеленый, а в ряде случаев и желтый сигнал светофора. Водителю, начинающему движение, мало сказать, что выехал на зеленый свет. Потребуется доказать, что вторая автомашина выехала на перекресток, когда горел красный свет. Доказать подобный факт очень сложно, потому велика вероятность в конечном итоге оказаться виновным. Принципиальное значение будет иметь расстояние, пройденное обоими автомобилями, и скорость движения от стойки светофора до места столкновения.
  5. Наезд на пешехода
    Несколько аксиом. Дорога - рабочее место водителя. Движение пешеходов по проезжей части Правилами дорожного движения запрещено, допускается пересекать проезжую часть строго в установленных местах и под прямым углом к краю тротуара. В остальных случаях пешеход сам обеспечивает безопасность своего перехода. В то же время пешеходы, полностью пренебрегая личной безопасностью, выходят на проезжую часть в самых неподходящих местах. При этом они становятся нарушителями Правил и, попадая под автомашину, сами виновны в происшедшем.
    Несмотря на явную вину пешеходов при совершении ДТП всегда рассматривается вопрос, не нарушал ли водитель Правил. Своевременно ли затормозил, т.е. выполнил три требования п. 10.1 Правил дорожного движения. В абсолютном большинстве случаев, пешеходы так внезапно появляются на проезжей части, что не дают водителю никакой возможности избежать наезда. И только когда водитель прозевал момент выхода пешехода на дорогу и не успел вовремя нажать на тормоза, наступает ответственность вплоть до возбуждения уголовного дела. Хочется еще затронуть вот какую тему. Вы наверняка слышали истории про водителей, сбивших пешеходов, и из жалости соглашающихся довезти пострадавших до дому. Как правило, пешеходы по своей невнимательности попадают под колеса, водители же оставляют свой телефон, называют имя и со спокойной совестью уезжают. Не чувствуя за собой никакой вины и не предвидя проблем, водитель вскоре забывает о случившемся. Вместе с тем, пострадавший первые часы находится в шоковом состоянии и не понимает, что требуется медицинская помощь. На практике встречались случаи, когда люди со сломанными ногами самостоятельно доходили до дома. В итоге пострадавший обращается в больницу, а врачи, действуя по инструкции, сообщают о происшествии в Госинспекцию. Водитель выступает в роли злодея, уехавшего с места происшествия и не сообщившего в ГИБДД, что рассматривается как серьезное правонарушение, за которое судья может лишить права управления до трех лет, назначить исправительные работы, вынести внушительный штраф (статья 165 КоАП РФ).
    Не становитесь без вины виноватым
    Выясните на месте ДТП, имеет ли к Вам пешеход какие-либо претензии, возьмите расписку, а если все-таки отвезли его домой, то поспешите сообщить о происшествии в Госинспекцию.

При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?

Оставайтесь на месте ДТП

Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.

Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.

Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков следует приложить документы, подтверждающие оплату поездки.

В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно же, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.

Свяжитесь со страховщиком

При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).

При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).

Не ремонтируйте автомобиль

Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения менеджеров. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.

Возьмите у потерпевшего расписку

Порой столкновение автомобилей обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться. При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и вызовет сотрудников ГИБДД. Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.

Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.

При этом в документе должна быть указана следующую информацию:

Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.

Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.

Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».

Контактируйте с потерпевшим

Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.

Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.

Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.

Только правда

Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.

Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховщика. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.

Обычно, в жизни часто работает знаменитый закон Мерфи - не ожидаемое и не предвиденное, как правило, случается тогда, когда Вы ждете этого меньше всего. Так происходит везде, в том числе и на дороге. По теории вероятности, риск попадания в на дороге больше, чем на другом виде транспорта, но, тем не менее, не велик.



Парадоксально, но более 70 процентов водителей не знают, что делать ? Казалось бы, что информации об этом предостаточно. Но по факту ситуация катастрофическая. Большинство водителей, попав в аварию, не знают, что предпринимать сразу после происшествия.

Во-первых, каждый водитель должен понять, что нельзя нервничать. Сохраняйте самообладание и здравый ум, даже несмотря на возможные провокации со стороны других участников дорожно-транспортного происшествия.

Если Вы не можете свыкнуться с мыслью, что именно Ваши действия стали причиной аварии, то успокойтесь и возьмите себя в руки. От аварии никто не застрахован. Даже профессиональные водители . Примеров этому не мало.

Главное поймите, что различные неприятные события окружают наш мир каждый день. Этот факт жизни, который надо принять. Конечно, любая даже мелкая авария может стать для Вас как гром среди ясного неба, но это не означает, что надо паниковать и сильно нервничать.

(мы нашли их в сети на различных тематических форумах, где люди делятся своим опытом, став участником дорожно-транспортного происшествия), которые Вам помогут в случае аварии.

1. Подготовленность



Имея заранее и документов, Вы не будете в растерянности искать, те вещи, которые будут необходимы после аварии. Есть определенный минимум вещей, которые Вам в любом случае необходимы в случае аварии. В Вашем бардачке должен лежать блокнот и ручка, для того, чтобы Вы могли сделать какие-либо пометки и записи сразу после ДТП. Ведь возможно находясь в шоковом состоянии. Вы в последующем что-то забудете.

В том числе Вам нужен любой смартфон, мобильный телефон с фотокамерой. Если у Вас в телефоне нет камеры, то тогда желательно возить с собой фотоаппарат, который Вам поможет сфотографировать , поврежденные машины и многое другое. Также Вы должны обязательно возить с собой специальные бланк, которые требуются для оформления аварии, с последующей передачей в страховую компанию. Все эти предметы должны лежать в одном месте (к примеру в пластиковой папке). В случае аварии Вам не нужно будет долгое время собирать необходимые предметы.

2. Проверить себя и других участников ДТП на предмет получения травм



После того, как произошла авария, и Вы чувствуете себя хорошо, необходимо проверить себя и других участников аварии на предмет получения травм. Если Вы считаете, что у Вас все хорошо, помните, что это может быть ошибочное мнение, поскольку Вы можете находиться в шоке и не чувствовать боли некоторое время. Поэтому внимательно отнеситесь к своему организму, чтобы понять получили ли Вы серьезные травмы.

Также в первую очередь Вы должны выйти из и убедиться, что другие участники дорожного движения не пострадали. В случае получения травм Вы обязаны оказать первую медицинскую помощь. Помните, что возможно именно от Вас зависит дальнейшее состояние пострадавшего.

Если в аварии кто-то пострадал даже незначительно, необходимо все равно вызвать скорую медицинскую помощь, позвонив по единому телефону: 112 или 103 . Помните, что задерживаться с вызовом бригады скорой помощи не стоит, поскольку промедление может угрожать здоровью пострадавшего.

Внимание!!! Помните, что в каждом автомобиле должна быть аптечка, которой необходимо воспользоваться в случае требования помощи пострадавшему .

3. Безопасность на дороге после аварии



Вы должны позаботиться о других участниках дорожного движения, выставив о происшествии. Для этого выставите аварийный знак, который в соответствии с действующим законодательством должен быть в любом транспортном средстве. Если электрическая система автомобиля не повреждена, также включите аварийную сигнализацию. Таким образом, Вы сообщите другим водителям о помехе на дороге.

Справка 1ГАИ.РУ: Напомним, что . В некоторых случаях участники ДТП обязаны это сделать для того, чтобы убрать помеху беспрепятственного движения автотранспорта. Подробнее о том, как оформить аварию по новым правилам Вы можете прочитать в нашем руководстве.

4. Сообщить о происшествии в правоохранительные органы (ГИБДД)



Вызовите сотрудников . Если Вы не знаете местный телефон ДПС, то позвоните с сотового телефона по единому номеру: 112 . Если Вы считаете, что нет необходимости сообщать об аварии в правоохранительные органы, так как транспортные средства не получили повреждений, то до следующего года (когда на законных основаниях участники дорожного происшествия смогут покидать место ДТП, не сообщая в об аварии) этого делать нельзя в соответствии с законодательством, поскольку это будет считаться оставление места аварии.

Даже если другой участник происшествия уговаривает Вас разъехаться, не вызывая сотрудников МВД и не оформляя аварию, не соглашайтесь на это. Где гарантия, что после того, как Вы уехали с места происшествия, что другой участник ДТП не вызовет сотрудников ДПС и не сообщит о том, что Вы ?

В таком случае Вам будет очень сложно доказать, что Вы не виноваты. Многие участники дорожных происшествий идут на подобную хитрость, чтобы не нести ответственность за виновность в аварии. Ведь в случае оставления место ДТП, даже если Вы не виноваты в аварии, у Вас вряд ли получится в последующем доказать свою правоту. В таком случае, как правило, пострадавшим признают виновника аварии.

5. Станьте экспертом для фиксирования всех обстоятельств аварии



Пока Вы дожидаетесь сотрудников ДПС, Вы должны записать все детали аварии, а также сфотографировать все транспортные средства, участвовавшие в ДТП: Общая , которая показывает расположение автомашин на местности, каждый автомобиль в отдельности, зафиксировав каждое повреждение крупным планом. Также необходимо сфотографировать ближайшие дома или здания, которые находятся рядом с дорогой. Желательно что бы на объекте недвижимости был адрес. Если по близости нет объектов недвижимости, то посмотрите внимательно, что еще можно сфотографировать. К примеру можно сделать снимки автобусной остановки. В том числе не забудьте сфотографировать разметку до места и после, не забыв сделать фотографии дорожных знаков.

Если в аварии есть свидетели, необходимо записать их данные, обязательно взяв у них телефон для связи. Советуем Вам расспросить свидетеля, что он видел, кратко записав его показания в блокнот. После того, как Вы запишите свидетельские показания, попросите свидетеля расписаться под ними.

Также Вы должны записать все данные водителей, которые стали участниками ДТП: ФИО, дата рождения, место рождения, адрес регистрации по месту жительства, номер и серия паспорта, номер и серия водительского удостоверения, номер свидетельства о регистрации автомобиля, государственный номерной знак транспортного средства и обязательно .

Обязательно запишите . Не забудьте у других участников дорожно-транспортного происшествия взять контактные телефоны, обязательно, сразу после получения номеров телефонов, проверив их работоспособность.

6. Сообщите об аварии своей страховой компании



Теперь пришло время звонить в свою страховую компанию и сообщить о происшествии. Большинство страховщиков имеет круглосуточный телефонный номер, где оператор принимает 24 часа в сутки звонки от водителей.

Таким образом, Вы не нарушите условия страхования и получите необходимую консультацию о том, что Вам необходимо сделать.

7. Если Вы повредили автомобиль, в котором нет водителя



Часто случаются аварии, когда по своей невнимательности или по другим причинам мы повреждаем чужой автомобиль, который у дома или на стоянке. Что в таком случае делать? Не уезжайте с места ДТП, поскольку в таком случае Вы будете нести ответственность, в соответствии с действующим законодательством. Обязательно вызовите сотрудников ДПС на место аварии.

Даже если Вы считаете, что Вы своими действиями не причинили имущественный ущерб другому автомобилю, не уезжайте с места происшествия, поскольку водитель автомобиля может посчитать, что Вы все-таки повредили его машину и вызовет ДПС для оформления аварии. И представите, что будет, если Ваши или на видеорегистратор.

8. Страховое возмещение ущерба



Если Вы являетесь пострадавшим в аварии, то прежде чем (если Вы не хотите ждать получение страхового возмещения) Вам необходимо обратиться в страховую компанию с заявлением о ДТП, в котором Вы признаны пострадавший стороной (справка из ГИБДД). Также Вы должны пройти независимую экспертизу, которая установит характер и размер повреждений транспортного средства.

После того, как Вы выбрали возмещение в виде денежной выплаты, Вы можете отогнать автомобиль в ремонтную мастерскую, чтобы устранить повреждение. Не забывайте, что также Вы можете вместо выплаты получить от страховой компании возмещение в натуральной форме. У каждой страховой компании есть договора со многими автосервисами, которые отремонтируют Вам автомобиль по страховке.

9. Дождитесь суммы выплаты, которая если Вас не устроит, может быть оспорена



Если после выплаты ущерба Вы не согласны с суммой выплаты, Вы вправе обратиться к страховщику с претензией (согласно новым правилам , в соответствии с новым федеральным законом " ", подавать исковое заявление в судебные органы без заявления о претензиях страховой организации, теперь нельзя). В случае отказа в дополнительной выплате, Вы вправе обратиться в суд с требованием о выплате большей суммы.

Даже несмотря на то, что в нашей стране недавно была увеличена максимальная сумма выплат по и изменены коэффициенты износа деталей, все равно в большинстве случаев, выплаты не перекрывают весь ущерб причинённый автомобилю. Поэтому каждый из нас имеет право требовать в судебном порядке со страховой компании дополнительной суммы выплаты.

Надеемся, что все наши советы в этой статье помогут многим водителям, хотя бы примерно сориентироваться, что делать после ДТП. Но конечно, лучше не . Будьте бдительны и внимательны на дороге. Следите не только за своими действиями, но и за действиями других участников дорожного движения. Ведь вовремя заметив, что кто-то на дороге нарушает правила ПДД или какой-то водитель не внимателен, Вы сможете вовремя избежать ДТП.

Старайтесь не отвлекаться за рулем на экран информационно-развлекательной системы, не разговаривать по мобильному телефону и не перекусывать за рулем. Не нарушайте правила дорожного движения. Не соблюдение ПДД в 95 процентах случаев оказывается причиной аварий.