Что такое субсидия и кому она дается. Субсидия. Субсидии для бизнеса

Сложная экономическая ситуация заставляет людей все чаще задумываться над поиском путей получения дополнительных денежных средств. Возникает вопрос о том, какую субсидию можно получить от государства тому или иному гражданину.

Что такое субсидия?

В наше время на каждом шагу можно услышать помощи, получаемой из бюджета физическими и юридическими лицами. Такая поддержка может принимать разные формы, но зачастую используется именно понятие субсидирования.

Субсидия – это бюджетная выплата, направленная на поддержку нуждающихся лиц. Такими лицами выступают не только граждане, но и предприятия различных форм собственности, и даже сами бюджеты.

Выделяют 2 уровня субсидирования:

  • межбюджетный – помощь от государственного бюджета местному;
  • адресная помощь юридическим и физическим лицам.

Простыми словами механизм взаимодействия между субъектами власти (первый уровень субсидирования) можно объяснить так. В организме государства все взаимосвязано. Существует четкая административная система – есть несколько бюджетов различных уровней, которые обеспечивают сбор налогов и пошлин для передачи в основной (федеральный) бюджет. Но, конечно, регионы не равны по своему потенциалу. Есть прибыльные районы, а есть административно-территориальные единицы, требующие особого внимания и поддержки.

Когда в государственный бюджет поступают деньги из низших бюджетов, средства перераспределяются между неимущими регионами, уравнивая таким образом экономическую ситуацию. Доплаты в виде помощи и являются субсидиями. Выделяют их строго на определенные цели (например, на поддержку крупного предприятия), деньги возврату не подлежат. Из-за такой системы доплат субсидии принято называть дофинансированием или софинансированием, то есть совместным финансированием проектов государством и местным бюджетом.

Так же происходит и с перераспределением налогов и доходов физических лиц. Есть категории населения, которые откровенно нуждаются в помощи. Что такое государственное субсидирование граждан? Это социальная поддержка, направленная на полную или частичную оплату предоставляемых физическим лицам услуг и приобретений. Оформляют помощь органы власти на местах, хотя деньги выделяются непосредственно из государственного бюджета.

На региональном уровне также могут приниматься программы социальной помощи. Утверждают и претворяют их в жизнь местные администрации.

Черты субсидирования

Можно выделить следующие характерные черты субсидирования:

  • целевое назначение;
  • безвозмездность;
  • софинансирование.

Основным признаком субсидий является их целевой характер. Просто так деньги не предоставляются. Это должны быть траты, без которых граждане и коллективные субъекты обойтись не могут. Например, на коммунальные услуги. Человек оплачивает из личных средств часть обязательного платежа (количество денег, которые нужно внести в бюджет, в каждом случае рассчитывается индивидуально в зависимости от дохода семьи), а оставшуюся часть суммы доплачивает государство.

Аналогичная схема действует и для других расходов. Допустим, при покупке жилья или при открытии бизнеса государство также доплачивает нуждающимся лицам часть суммы или компенсирует ее. Средства выделяются при условии, что гражданин или коллективный субъект сможет документально подтвердить свои затраты, иначе деньги придется вернуть.

Цели предоставления помощи

Зачем государству помогать низшим бюджетам? Такая модель выгодна, ведь скорость наполнения казны зависит от уровня жизни людей, рентабельности предприятий страны и экономики регионов.

Задачами субсидирования граждан являются:

  • поддержка малоимущих граждан путем предоставления набора социальных услуг;
  • помощь семьям, доход которых не позволяет наполнять бюджеты в нужной степени;
  • реализация принципа предоставления адресной целевой поддержки;
  • обеспечение доступности и повышение уровня социальных услуг;
  • устранение неравенства;
  • увеличение дохода граждан для обеспечения нормального уровня жизни нынешнего и следующих поколений.

Для решения поставленных задач приняты такие правовые акты:

  • Бюджетный кодекс – в ст. 78 предусмотрено предоставление помощи коллективным субъектам хозяйствования и физическим лицам, являющимся производителями товаров и услуг;
  • Жилищный кодекс – в ст. 159 предусмотрены субсидии по оплате коммунальных услуг;
  • Закон № 5-ФЗ – содержит перечень льгот и субсидий для ветеранов;
  • Закон № 76-ФЗ – содержит положение о предоставлении жилищной субсидии военным;
  • Закон № 79-ФЗ – предусматривает помощь на покупку недвижимости гражданским служащим;
  • Закон № 125-ФЗ – гарантирует помощь в предоставлении жилья работникам Крайнего Севера;
  • Закон № 178-ФЗ – предусматривает адресную помощь малоимущим гражданам;
  • Закон № 181-ФЗ – направлен на защиту и поддержку инвалидов;
  • Закон № 209-ФЗ – направлен на поддержку малого и среднего бизнеса;
  • Закон № 4530-1 – содержит положение о предоставлении помощи вынужденным переселенцам;
  • Постановление Правительства РФ № 316 – утверждает программу развития малого бизнеса и гарантирует получение помощи безработным, желающим открыть свое дело;
  • Постановление Правительства РФ № 761 – содержит правила предоставления гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг и жилья;
  • Постановление Правительства РФ № 1050 – утверждает программу помощи молодым семьям на приобретение жилища;
  • Постановление Правительства РФ № 1089 – предусматривает помощь местным бюджетам на реализацию мероприятий по субсидированию открытия бизнеса безработными;
  • Приказ Минсельхоза РФ № 75 – предусматривает субсидирование лиц, занятых в сельском хозяйстве.

Это далеко не весь перечень нормативной базы. Кроме того, на местном уровне действуют и другие акты (например, Закон города Москвы № 29).

Перед оформлением субсидии важно ознакомиться с законом, соответствующим вашей ситуации. Государственные органы часто вносят поправки в процедуру предоставления выплат.

Виды субсидий

Поддержка выделяется в виде таких субсидий.

  • Прямые субсидии – непосредственное предоставление материального обеспечения. Обычно эта форма помощи оказывается в виде денежного гранта для запуска научного исследования или нового предприятия.
  • Косвенные субсидии – предоставление поддержки путем снижения стоимости услуг, обязательных платежей, приобретения необходимых вещей и объектов. Зачастую граждане получают именно этот вид помощи. На руки деньги не выдаются – средства, предназначенные для субсидирования, перечисляются из бюджета напрямую получателю. Поддержка физических лиц проявляется в том, что они просто недоплачивают часть суммы, которую обязуется компенсировать государство.
  • Перекрестные субсидии – перераспределение средств между отраслями экономики. Применяются в народном хозяйстве.

Можно также выделить виды субсидий в зависимости от сферы предназначения:

  1. жилищные;
  2. коммунальные;
  3. социальные;
  4. аграрные;
  5. направленные на развитие бизнеса.

Разработкой законопроектов субсидирования в России занимаются высшие органы власти, а за осуществление отраслевых программ отвечают соответствующие министерства и местные администрации.

Категории граждан, которым положены субсидии

Существует несколько категорий населения, которые, по мнению законодателя, нуждаются в государственной поддержке.

Кто может претендовать на жилищные субсидии?

  • Молодые семьи.

При этом хотя бы один из супругов должен быть моложе 35 лет. Кроме того, один из них должен быть гражданином России.

Также в эту группу попадают одинокие взрослые до 35 лет с детьми. Соблюдение возрастного критерия проверяется в день включения граждан в список претендентов на получение субсидии на следующий календарный год.

  • Военные в период службы.

Кроме них в эту категорию входят граждане, уволенные с должности в силу возраста, по состоянию здоровья или в связи с изменениями в штатном расписании (при этом срок их службы должен составлять минимум 10 лет).

  • Гражданские служащие.

Они могут претендовать на единовременную выплату на основании решения органа власти, компетентного в вопросе предоставления помощи. Согласно Постановлению Правительства № 53, получить субсидию может претендент, который:

  1. проживает в помещении, не соответствующем законным требованиям, предъявляемым к жилищу;
  2. не заключал соглашений о социальном найме;
  3. является нанимателем или собственником недвижимости, где общая площадь на одного составляет менее 15 м 2 ;
  4. проживает в помещении с человеком, страдающим хроническим заболеванием;
  5. живет в общежитии, коммунальной или служебной квартире;
  6. делит помещение с другой семьей.

Субсидия предоставляется в первую очередь гражданским служащим, у которых дети – несовершеннолетние, инвалиды или студенты.

  • Работники Крайнего Севера.

Право на субсидию имеют граждане, которые соответствуют всем следующим критериям:

  1. прибыли на Крайний Север до 1992 года;
  2. имеют стаж на работе в районах Крайнего Севера более 15 лет;
  3. ранее не получали государственной помощи на жилье;
  4. не имеют недвижимости или нуждаются в улучшении условий для жизни.

Кроме того, сохраняется право на получение поддержки у тех, кто приобрел помещение по старому закону при наличии десятилетнего стажа и состоял при этом на квартирном учете. Также на субсидию могут претендовать инвалиды, получившие травму на работе, и инвалиды с детства, родившиеся на Крайнем Севере.

  • Инвалиды и их семьи, ветераны боевых действий.

Государство согласно субсидировать часть стоимости жилья лишь тем, кто встал на учет до начала 2005 года.

  • Вынужденные переселенцы.

Это граждане, покинувшие свое постоянное место жительства из-за опасности быть подверженными преследованию.

Все вышеуказанные субсидии предусмотрены на государственном уровне.

Если вы не входите ни в одну из перечисленных категорий и при этом не имеете жилья и возможности его купить самостоятельно, обратитесь в местную администрацию. На региональном уровне на помощь в приобретении недвижимости зачастую могут рассчитывать малоимущие граждане, состоящие на квартирном учете. Требованиями для постановки в очередь являются обретение лицом статуса малоимущего и длительный срок проживания на территории региона.

Кто может оформить субсидию на коммунальные платежи?

Получить помощь могут как наниматели, так и собственники квартир и домов. Затраты на оплату коммунальных платежей не должны превышать 22 % от совокупного дохода семьи. Деньги свыше этой суммы доплачивает государство.

Чтобы получить субсидию, нужно:

  • быть прописанным в помещении, на которое оформляется субсидия;
  • не иметь коммунальной задолженности;
  • быть гражданином России;
  • иметь низкий уровень дохода.

В некоторых регионах, например в Москве, допустимая доля выплат еще ниже. Поэтому желательно поинтересоваться в местной администрации – возможно, вы также могли бы получать субсидию.

Субсидия на открытие бизнеса

Основные требования для претендентов на государственную поддержку следующие:

  • совершеннолетие;
  • наличие статуса безработного;
  • бизнес-идея и готовый план бизнеса.

Соискатели должны быть гражданами России, кроме того, их бизнес-планы не могут касаться запрещенных видов деятельности.

Иные субсидии малоимущим

Помощь на лекарства, на проезд и оздоровление вправе получить:

  • инвалиды;
  • ветераны;
  • участники ВОВ;
  • граждане, пережившие блокаду Ленинграда и награжденные соответствующим знаком;
  • лица, работавшие на оборонительных объектах во времена ВОВ;
  • военные.

Выплаты предоставляются после внесения заявителя в специальный Федеральный регистр граждан, имеющих право получать социальную помощь.

Где и как можно получить субсидии?

В зависимости от того, какой вид помощи желает получить гражданин, определяется перечень документов, необходимый для назначения выплат.

Пошаговый алгоритм действий выглядит следующим образом.

  1. Нужно обратиться в орган местной власти с пакетом деловых бумаг, с помощью которого можно подтвердить соблюдение условий законодательства для получения государственной поддержки. Например, граждане, претендующие на получение помощи за пользование коммунальными услугами, должны предоставить: заявление, паспорт, сведения о прописке, копии документов, где указаны основания владения или пользования недвижимостью, квитанции на оплату обязательных платежей, документы, подтверждающие наличие льгот, и справку о доходах для каждого члена семьи.
  2. Орган власти принимает у заявителя документы и сообщает сроки их рассмотрения. Это приблизительно 10 дней.
  3. Принимается решение о назначении субсидии или об отказе в выплате.

Форма и скорость получения поддержки зависит от ее вида. Например, граждане, которых внесли в очередь на жилье, иногда ждут помощи не один месяц, а то и год. Субсидии же на оплату коммунальных платежей поступают с месяца обращения ежемесячно, но свой статус как нуждающегося следует своевременно подтверждать.

Заключение

На субсидии от государства может рассчитывать достаточно много людей. Чтобы получить субсидию, следует обратиться в орган местной власти с пакетом необходимых документов. Прежде чем заняться вопросом оформления помощи, желательно детально изучить нормативно-правовую базу или проконсультироваться со специалистом отдела социальной защиты населения.

Отличается завидной стабильностью. А вот зарплаты населения этим похвастаться не могут.

Более того, для некоторых семей оплата предоставляемых коммунальными службами услуг и вовсе наносит ощутимый удар по бюджету.

К счастью, государство не осталось безучастно к этой проблеме. В России для определенных категорий граждан предусмотрена целевая материальная помощь – жилищная субсидия. Но предоставляется она далеко не каждому, а только действительно нуждающимся в этом.

Что же представляет собой субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг и кому она положена?

Как госпомощь регулируется законодательно?

Субсидия, предназначенная для оплаты , полагается некоторым гражданам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и статьей 159 Жилищного кодекса РФ.

Постановление Правительства №761 призвано обеспечивать реализацию положений Жилищного кодекса РФ, касающихся субсидий за услуги ЖКХ.

Кроме того, при расчете субсидии сотрудники Соцзащиты населения руководствуются:

Кому предоставляется льгота?

Право на получения этой меры соцподдержки имеют:

При этом субсидия назначается только при условии, что сумма общих затрат на оплату коммунальных услуг превышает максимально допустимую часть от дохода семьи или гражданина, установленную на 2015-2016 год. Соответственно, эта поддержка касается малоимущих слоев населения.

Условия предоставления

Для , гражданину нужно подготовить и предоставить в Управление социальной защиты населения определенную документацию:

Если заявитель на момент обращения официально не трудоустроен , то ему необходимо предоставить ксерокопию трудовой книжки и справку из Центра занятости населения.

В случае если на момент обращения имеется от 2 месяцев и более, субсидия не предоставляется. Размер предоставленной материальной поддержки не может превышать фактических расходов на соответствующие услуги.

Государственная материальная поддержка для осуществления платежей за коммунальные услуги назначается на полгода .

Если претендент на получение субсидии обращается в территориальное отделение Соцзащиты в начале месяца (1 – 15 число), то положенные выплаты он начнет получать уже в текущем месяце.

Если обращение происходит во второй половине месяца (начиная с 16 числа), то перечисления субсидии начнутся с начала следующего месяца.

По истечении полугода заявителю предстоит переаттестация по предоставляемой субсидии. Для этого ему вновь нужно обратиться в Соцзащиту с заявлением и пакетом необходимых документов.

Размер положенной материальной помощи и расчет данной суммы

Субсидия на коммунальные услуги предоставляется гражданину в том случае, если его ежемесячные затраты на оплату услуг коммунальных служб превышают 10% от его дохода или общего дохода его семьи .

Данное процентное соотношение действует в Москве. Для регионов установлены иные нормы. Например, в Нижнем Новгороде этот показатель равняется 22%, в Уфе – 15%. Для каждого субъекта РФ норматив устанавливается индивидуально.

При этом расходы на оплату ЖКУ рассчитываются исходя из средних и социальных норм жилой площади на каждого члена семьи, установленных в регионе.

Расчет величины возможной материальной помощи производится помесячно и напрямую зависит от фактических затрат на оплату ЖКУ. Причем размеры стандартов стоимости ЖКУ и нормативной площади устанавливаются свои для каждого региона.

Для расчета субсидии на оплату коммунальных услуг существует общая формула:

С1 = ССЖКУр * n – (МДДр /100) *Д

Если семья имеет статус малоимущей, то к формуле добавляется поправочный коэффициент. Тогда она приобретает следующий вид:

С1 = ССЖКУр * n – (МДДр /100) *Д * К .

Например, в собственной квартире площадью 32,7 кв.м проживает одинокая пенсионерка, ветеран труда. Квартира находится в г. Москва. Ее доход составляет 11580 рублей ежемесячно. Плата за жилищно-коммунальные услуги обходится ей в 4582 рубля каждый месяц. Тогда субсидия будет равна 3688,67 руб. – 10%*11580 руб., и составит 2530,67 руб. (3688,67 – величина стандарта стоимости ЖКУ на одинокого гражданина, установленная в Москве).

Как можно распорядиться полученными средствами?

Данный вид социальной поддержки является целевым и может быть направлен исключительно на оплату жилищно-коммунальных услуг . К ним относится горячее и холодное водоснабжение, отопление, водоотведение, снабжение электроэнергией и газом.

Причем выплата субсидии производится каждый месяц до срока внесения коммунальных платежей. А значит, каждая выплата должна быть направлена на в соответствующем месяце.

Выплата субсидий на оплату ЖКУ может как назначаться, так и отменяться или приостанавливаться. Например, непременным условием предоставления поддержки является ежемесячная своевременная оплата услуг .

Если образуется или будут нарушены еще какие-либо правила предоставления меры соцподдержки, то выплата материальной помощи прекратится.

Видео: Что такое средства госпомощи при оплате услуг ЖКХ?

В видеосюжете представитель отдела социальной защиты населения рассказывает о том, что такое жилищные субсидии и как их получить.

Подробно разъясняется, какие категории лиц могут претендовать на получение средств госпомощи, на основании каких показателей рассчитывается сумма положенной компенсации, даются советы по сбору и подаче необходимых документов для субсидии.

В России ситуация с коммунальными платежами довольно сложная. Зачастую рост оплаты за подобные услуги значительно превышает увеличение размера пенсий и зарплат граждан. Здесь и возникает вопрос, что такое субсидия и как её можно оформить. Сейчас многим гражданам будет полезно пересчитать сумму ежемесячных доходов и добиться получения льготы относительно коммунальных услуг. Давайте разберемся, что такое понятие субсидия и кто может её оформить.

Что такое субсидия

Прежде чем перейти к перечню лиц, которые вправе получить субсидии, следует разобраться, что такое субсидия. Субсидия – это компенсационная выплата части потраченных ранее средств. Какие бывают субсидии:

  • прямые;
  • косвенные;
  • перекрестные.

Все о субсидиях, положенных человеку можно всегда узнать по месту проживания в органе социальной защиты населения.

Все виды субсидий выплачиваются из региональных бюджетов, поэтому и размеры этой льготы устанавливаются местными властями. На государственное субсидирование ежемесячно выделяются определенные средства.

Что такое бюджетная субсидия за коммуналку – это компенсация услуг ЖКХ, нуждающимся гражданам.

  • площадь объекта;
  • уровень жизни;
  • прожиточный минимум;
  • количество членов семейства;
  • доход ячейки общества;
  • и т. п.

Стандартное правило, кому положены льготы, регламентируют нормы постановления № 541. Согласно данном нормативному акту, граждане, доля расходов по коммуналке которых превышает 22 % от ежемесячного дохода, вправе пользоваться субсидией. В некоторых регионах данный показатель снижен.

Оплате в виде компенсации подлежат коммунальные услуги:

  • отопление;
  • свет;
  • вода;
  • и т. п.

Какой может быть размер льготу рассчитать правильно самому довольно сложно. Поэтому, с целью посчитать дотацию можно прибегнуть к помощи специального калькулятора, размещенного на официальном сайте соцзащиты. Начисления субсидий производят сотрудники специального отдела.

Условия оформления субсидии

Кому положена субсидия, зависит от множества факторов. Поэтому, прежде чем претендовать на льготу, требуется подробно изучить условия оформления.

  • мамы одиночки;
  • пенсионеры;
  • многодетные семейства;
  • инвалиды;
  • малоимущие граждане.

Кто имеет право на субсидии:

  • владельцы помещения;
  • участники кооперативов;
  • квартиросъёмщики, пользующиеся жильём на основании договора найма.

Не имеют право оформить льготу:

  • иностранцы, кроме белорусов и киргизов;
  • граждане, имеющие задолженность по коммуналке;
  • граждане, проживающие на жилплощади по договору безвозмездного пользования;
  • иждивенцы, получающие пожизненную ренту.

Также существует ограничение в предоставлении льготы относительно квадратуры помещения. Государственная субсидия на оплату коммунальных услуг положена в нормативе за метраж:

  • на одного человека – 33 м. кв.;
  • на двух граждан – 42 м. кв.;
  • на каждого человека, если в семействе от трёх человек – 18 м. кв.

Уровень дохода семейства тоже имеет прямое отношение к возможности оформления льготы. Расходу на коммуналку должны составлять больше двадцати двух процентов. Чтобы рассчитать этот показатель необходимо сложить заработок всех членов семейства за полгода и поделить его на шесть. В расчёт берутся только документально подтвержденные доходы.

Даже когда муж с женой живут отдельно, доход рассчитывается как общий.

Также расчет субсидии включает:

  • официальная заплата, включая выходное пособие;
  • все выплаты социального характера;
  • доход с подсобного хозяйства;
  • суммы алиментного содержания;
  • доходы от вкладов;
  • и т. п.

Рассчитанный показатель делится на количество членов семейства и сравнивается с прожиточным минимумом региона проживания. Если доход получается меньше данного показателя, семья вправе претендовать на дотацию, так как относится к категории малоимущих граждан.

Размер прожиточного минимума утверждается один раз в квартал.

Кому предоставляются субсидии, решает специальная комиссия.

Документация для оформления субсидий

Какие документы нужны для субсидии:

  • Заявление заполняется на месте сдачи документации, под руководством специалиста. Конкретной формы данного бланка законом не предусмотрено. Но, заявление должно содержать обязательную информацию:
    1. Ф.И.О. обратившегося лица;
    2. паспортные данные;
    3. адрес;
    4. телефон;
    5. дата рождения;
    6. номер банковского счёта для перечисления компенсации.
  • Удостоверения личности всех членов семейства.

Какие документы нужны для получения льготы на квартиру дополнительно:

  • перечень документов на жилье:
    • договора мены, дарения или купли продажи;
    • свидетельство о наследовании;
    • выписка, подтверждающая право собственности.
  • Бумага, определяющая полный состав семейства.
  • Квитанции по оплате коммунальных услуг за шесть месяцев.
  • Справки начисленного дохода каждого из членов семейства за полгода.
  • Документы, подтверждающие факт родства совместно проживающих граждан.
  • Бумаги, свидетельствующие о категории льготника. Список документов:
    • удостоверение инвалида;
    • бумага многодетного родителя;
    • свидетельство малоимущего гражданина;
    • удостоверение ветерана;
    • и т.п.

Могут потребоваться дополнительные документы для субсидии. Полную информацию, понятия субсидия, какие документы нужны, рекомендуется уточнять по месту проживания.

Порядок действий при оформлении субсидии

Существует определенная схема действий, как оформить субсидию:

  1. Сначала необходимо собрать документы для получения льготы. Предварительно рекомендуется снять ксерокопии со всех бумаг, это поможет сэкономить время при подаче документов.
  2. Дальше человек обращается с документацией к специалисту соцзащиты или МФЦ.
  3. Специалист делает расчет субсидии и отправляет данные на рассмотрение, учитывая правила предоставления субсидий.
  4. В течение десяти дней сотрудниками отдела назначаются соответствующие выплаты или принимается отрицательное решение. Результат поступает в письменном виде заявителю на почту через три дня после вынесения решения.

Порядок предоставления субсидий может отличаться из – за способа сдачи документации.

Когда ответ положительный, заявитель ежемесячно будет получать субсидию от государства на указанный в заявлении счет. На этом необходимые манипуляции не заканчиваются. Пользующиеся дотацией граждане через полгода такие государственные субсидии должны переоформить, так как срок действия субсидии на коммуналку составляет 6 месяцев.

При отрицательном решении, специалисты отдела письменно обязаны обозначить причины отказа осуществлять расчет субсидии.

Когда документы для оформления субсидии сданы сроком с первого по пятнадцатое число, субсидия от государства назначается с первого числа текущего периода. При подаче бумаг после шестнадцатого числа, бюджетные субсидии вступают в силу с первого числа следующего отчетного периода.

Способы подачи документов

Есть несколько вариантов, как получить субсидию. Они зависят от того, куда обращаться за субсидией:

  • Лично сдав документацию.
  • Обратиться к отделу через представителя. Тогда заранее нужно позаботиться о доверенности на представление интересов.
  • Отправить бумаги почтой. Следует учесть, что данный вариант самый долгий. Необходимо учесть дни, необходимые на доставку письма.
  • Использовать портал государственных услуг. Для этого заранее требуется пройти процедуру регистрации и подтверждения.

Несмотря на многообразие возможных способов, самым широко используемым по – прежнему является личное обращение.

Выдача компенсации

Есть два метода, как получить субсидию:

  • наличными средствами на руки;
  • безналичным перечислением на личный счёт заявителя.

Самым распространенным способом является второй вариант. Начисляется и выплачивается компенсация каждый месяц в период с первого по десятое число.

Иногда, по причине отсутствия средств в бюджете возникают задержки выплат. Поэтому, рассчитывать на данные средства не всегда приходится.

Наличное получение субсидии сейчас практически нельзя встретить.

Когда заявитель не может обращаться в банк по состоянию здоровья, по заявлению компенсацию ему будут привозить домой. Такая услуга предоставляется сотрудниками социальной защиты бесплатно лишь отдельным категориям граждан:

  1. инвалиды первой группы;
  2. пенсионеры, достигшие восьмидесяти лет и имеющие курирующего сотрудника;
  3. пожилые люди, требующие постоянного ухода.

Данной субсидии от государства не подлежат обложению подоходным налогом.

Выделенная сумма на оплату ЖКХ должна расходоваться исключительно на цели погашения назначенной коммуналки. Данный момент не проверяется, поэтому льготники используют её на личное усмотрение. Главное, не допускать просрочки и оплачивать квитанции вовремя. Как платить коммуналку, каждый человек вправе решать самостоятельно.

Причины отказа предоставления льготы

Для получения субсидии нужно, чтобы соблюдались все необходимые условия предоставления. Заявителю могут отказать в оформлении льготы по причинам:

  • документы на получение жилищной субсидии или заявление не соответствуют требованиям;
  • подан не полный пакет документации;
  • присутствуют недостоверные сведения;
  • бумаги утратили свою силу по сроку действия;
  • документация подавалась лицом, не имеющим на это право.

При получении отказа в оформлении, заявитель вправе повторно подать бумаги после исправления недочётов, с целью пользоваться дотацией. Льготу можно получить от государства только после сдачи полного и достоверного пакета бумаг. Когда заявитель уверен в неправомерности действий специалистов, он вправе пожаловаться на них в высшую инстанцию.

Многих граждан интересует: субсидия, что это такое и кому их дают. Данные компенсации предоставляются не всем категориям граждан. Оформление субсидии начинается с выявления возможности это сделать, а также сбора необходимой документации.

Если человек не имеет право на субсидию, нет смысла заниматься бесполезным занятием. Поэтому, требуется тщательно разобраться с условиями оформления льготы. Какие субсидии полагаются человеку, лучше уточнять индивидуально в городе проживания. Только, необходимо понимать, что назначаться она должна один раз в полгода.

Субсидия – это денежные средства, которые предоставляются государственными структурами гражданам для достижения поставленных целей. Определение включает в себя: льготы, помощь в денежном эквиваленте и в натуральном виде.

Что такое субсидирование

Понятие субсидии подразумевает под собой материальную помощь от органов власти и фондов. Предоставляется в различном виде. Перечисляться средства могут не только физическим лицам, но и юридическим.

Субсидии характеризуются следующими понятиями:

  1. Целевая направленность. То есть, средства должны быть потрачены на реализацию определенной цели.
  2. Безвозмездность. Получатель ничего не должен взамен. Единственная ситуация, когда лицу предъявляются условия предоставления – использование средств на указанную цель.

Эти черты отличают субсидирование от иных видов предоставления финансовой помощи. Но из-за этого получить ее могут только определенные категории граждан.

Виды субсидий

Существует деление субсидии на виды. Классификация возможна по двум основным типам:

  1. По виду предоставления:

По типу реализации:

  • Прямое субсидирование: предоставление средств для оказания помощи в открытом виде. Например, военным передаются деньги для покупки жилплощади.
  • Косвенное субсидирование: предоставление льгот на кредиты и налоги. Например, снижение налоговых ставок определенным категориям граждан.
  • Перекрестное субсидирование: предоставление средств для покрытия убытков одной сферы из прибыли другой. Например, при транспортировке товаров, когда выгода одних перекрывает затраты на другие.

Кроме типов и видов субсидии, также меняется и размер пособий. Они могут быть направлены лишь на одного отдельного гражданина либо на группу людей, что напрямую влияет на сумму льготы. Программа может быть разработана правительством страны, исполнительным органом власти, региональной или местной администрацией.

СПРАВКА! На получение субсидии будет влиять орган власти, который ввел льготу. Например, если программу адресной помощи семьям разработала администрация города, то следить за целями, на которые затрачиваются переданные средства, должен этот государственный орган.

Реализация мер будет курироваться местным, областным или государственным фондом. На то, кто именно будет ее осуществлять, влияет вид пособия. По этой причине государственное субсидирование не централизовано.

Цели, на которые выделяются бюджетные средства

Лицу предоставляется финансовая помощь только в случае, когда на то имеются причины. Какую можно получить субсидию от государства:

  • Денежную помощь для физических и юридических лиц.
  • Льготы для уплаты аренды, направленные на развитие бизнеса.
  • Материальную помощь от вышестоящего к нижестоящему органу для корректировки бюджета.
  • Социальную льготу для улучшения финансового состояния граждан за счет развития сторонних сфер, например, разработка проектов по трудоустройству, жилищных проектов и так далее.

Для получения субсидий обязательно нужна цель. Каждая из причин начисления средств будет определять порядок предоставления субсидий, способ получения, выделяемую сумму и список необходимых документов.

Кто имеет право на субсидии

Государственную субсидию могут получить следующие категории граждан:

  • вставшие на учет в службе занятости;
  • имеющие статус или заслуги перед страной;
  • малоимущие, пример льготы – ;
  • мелкие предприниматели;
  • пенсионеры;
  • попавшие в трудную жизненную ситуацию, пример льготы: человек потерял способность к передвижению.

Под малоимущими гражданами, имеющими право на субсидию, подразумеваются следующие категории людей:

  • инвалиды;
  • новообразованные семейные пары, если доход при расчете на каждого члена семьи составляет ниже прожиточного уровня;
  • пенсионеры;
  • попечители инвалидов;

Определяется малообеспеченный гражданин согласно данным заработка относительно каждого члена семьи. Оформление субсидии возможно, если заработок лица ниже прожиточного минимума. Также финансовая помощь положена и тем гражданам, которым не хватает пособий по безработице для обеспечения прожиточного минимума.

Порядок оформления и получение

Невозможно назвать полноценный список документации и алгоритм действий, которого необходимо придерживаться, по отношению к вопросам оформления субсидии. Причиной тому возникновение различий из-за вида льготы. Также правила могут изменяться, если субсидирование проводится со стороны частных фондов.

Порядок предоставления субсидий:

  1. Получение информации о необходимости финансирования со стороны государства.
  2. Передача документов и заявления.
  3. Рассмотрение заявления и проверка переданной документации.
  4. Принятие решения.
  5. Уведомление заявителя.

Общий алгоритм для получения субсидии может применяться при любой ситуации. Нюансы будут проявляться в каждом шаге в зависимости от цели предоставления финансовой помощи.

Необходимые документы

Несмотря на это можно выявить основной пакет документов, которые понадобятся при обращении по любому случаю. Кроме этих бумаг нужно будет приобщить к заявлению и другие, в зависимости от вида обращения.

Основной пакет документов для получения субсидии:

  • заявление с прошением;
  • удостоверение личности;
  • подтверждение необходимости государственной помощи, например, если семья малоимущая – справка о доходах и расчеты имеющегося совместного заработка относительно каждого члена семьи.

ВАЖНО! Если льгота представляется юридическому лицу, то потребуются ИНН и документ о создании компании.

Правила предоставления субсидий указывают, что все передаваемые документы должны предоставлять актуальную информацию. Если на этапе проверки будут найдены несоответствия или ошибки, то прошение будет отклонено.

Заявление

Получение субсидий возможно только при наличии правильно заполненного прошения. Подаваемое заявление должно иметь в себе следующую информацию:

  • наименование органа, куда подается прошение;
  • ФИО обращающегося физического лица (сам заявитель или ответственное лицо, если прошение подается юридическим лицом);
  • данные компании, если заявитель – юридическое лицо;
  • контактный номер телефона;
  • адрес проживания заявителя;
  • номер банковского счета;
  • перечень приложенной документации;
  • цель предоставления помощи;
  • дата составления заявления;
  • инициалы, фамилия и роспись обращающегося лица.

Когда заявление принимается, его подписывает должностное лицо, после чего ставится печать. Прошение может быть отклонено, если не имеет достаточной информации либо введенные данные являются некорректными.

Куда обращаться

В зависимости от цели получения, определяется место, куда нужно подать заявление:

  • для приобретения жилья: в отдел соцзащиты;
  • для оплаты услуг ЖКХ: в управляющую компанию, обслуживающую организацию или многофункциональный центр;
  • для погашения ипотеки: зависит от используемой социальной программы, например, если материнский капитал, то в Пенсионный фонд;
  • для открытия или развития бизнеса: в центры услуг для бизнеса.

Условия получения будут зависеть от цели и органа, куда обращается лицо.

Способы оповещения

Получить информацию можно следующими способами:

  • совершить звонок или лично посетить орган, куда подавались заявление и документы или орган, ответственный за предоставление субсидии;
  • ожидать звонка на указанный контактный номер;
  • отправить электронное письмо в учреждение, ответственное за субсидирование.

При подаче документов заявитель будет оповещен о примерном промежутке времени оформления субсидии. Обращаться в службы для получения информации о готовности решения раньше указанной даты не следует.

Перечисление средств

Сроки и правила, согласно которым может быть оформлена и получена государственная субсидия, зависят от цели, на которую были выделены средства. Деньги поступают на счет в банке или открытый вклад для перечисления субсидий от государства. Также выплаты передаются через почту, высылаться они будут в ближайшее отделение согласно указанному адресу в заявлении. Получить выделенную финансовую помощь на дом может только тот гражданин, который не имеет возможности самостоятельно забрать из-за проблем со здоровьем, этот пункт оговаривают правила получения субсидии.

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019)

БК РФ Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

(см. текст в предыдущей редакции)

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям , установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

(см. текст в предыдущей редакции)

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

3.1. В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 , абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково"), осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

4.1. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра, осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. При предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионными соглашениями, заключенными в порядке , определенном соответственно законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

7. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям , установленным Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

При осуществлении закупок за счет субсидий, предусмотренных п. 8 ст. 78, на получателей субсидий распространяются положения ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, определенные ч. 4.1 ст. 15 указанного закона.

8. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, указанные решения в отношении таких объектов капитального строительства принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Условие об осуществлении получателем субсидии закупок в порядке законодательства о контрактной системе не применяется : к договорам, заключенным до 01.01.2018; к закупкам, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до 01.01.2018 (ФЗ от 18.07.2017 N 178-ФЗ).

Предоставление субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия. В указанный договор (соглашение) подлежат включению положения, определяющие обязанность юридического лица, которому предоставляется субсидия, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, осуществлять закупки за счет полученных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также положение о возврате в соответствующий бюджет остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году (за исключением субсидии, предоставляемой в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых является указанная субсидия), если получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, не принято в порядке, установленном нормативными правовыми (правовыми) актами, указанными в абзаце четвертом настоящего пункта, решение о наличии потребности в использовании этих средств на цели предоставления субсидии в текущем финансовом году.

Порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

8.1. В федеральном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам - коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации:

1) на осуществление капитальных вложений в находящиеся в собственности указанных юридических лиц объекты транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, включая инфраструктуру систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи, необходимые для реализации инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с установленными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядками и критериями к таким инвестиционным проектам (далее в настоящей статье соответственно - объекты инфраструктуры, инвестиционные проекты);

2) на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными указанными юридическими лицами капитальными вложениями в объекты инфраструктуры.

8.2. Предоставление предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи субсидий осуществляется на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, которые должны соответствовать положениям пункта 3 настоящей статьи и определять требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий.