Выигравшим торги на аукционе признается лицо предложившее. Выдержки из гражданского кодекса

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

6. Правила, предусмотренные и настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

К организованным торгам правила, предусмотренные и настоящего Кодекса, не применяются, если иное не установлено законом.

Судебная практика и законодательство - ГК РФ часть 1. Статья 447. Заключение договора на торгах

Приказ Росрыболовства от 19.03.2010 N 217 Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, отнесенными к объектам рыболовства

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

(ред. от 06.04.2011)

Часть 1. Статьи 447-449,

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)

(ред. от 07.02.2011)

Часть 2. Статьи 1057-1061

Статья 447. Заключение договора на торгах

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством.

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.

В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

3. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

4. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

5. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Статья 449. Последствия нарушения правил проведения торгов

1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

2. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Глава 57. Публичный конкурс

Статья 1057. Организация публичного конкурса

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

(ст. 1057, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 07.02.2011))

Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса

1. Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока.

2. Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен.

3. В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене.

Лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

4. Если при изменении условий конкурса или при его отмене были нарушены требования, указанные в пунктах 1 или 2 настоящей статьи, лицо, объявившее конкурс, должно выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям.

(ст. 1058, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 07.02.2011))

Статья 1059. Решение о выплате награды

1. Решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе.

2. Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В случае, если такое соглашение не будет достигнуто, порядок распределения награды определяется судом.

(ст. 1059, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 07.02.2011))

Статья 1060. Использование произведений науки, литературы и искусства, удостоенных награды

Если предмет публичного конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства и условиями конкурса не предусмотрено иное, лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения.

(ст. 1060, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 07.02.2011))

Статья 1061. Возврат участникам публичного конкурса представленных работ

Лицо, объявившее публичный конкурс, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы.

Гражданский кодекс, N 51-ФЗ | ст. 447 ГК РФ

Статья 447 ГК РФ. Заключение договора на торгах (действующая редакция)

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

К организованным торгам правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, не применяются, если иное не установлено законом.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 447 ГК РФ

Судебная практика по статье 447 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 308-ЭС17-10429, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Этап 2», а 19.11.2015 - дополнительное соглашение к нему № 1. Ссылаясь на нарушение обществом «Кавминкурортресурсы» и Компанией положений статей 447 , 449 Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также заинтересованность указанных лиц в оспариваемой сделке, общество «Нарзан-гидроресурсы» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском...

  • Решение Верховного суда: Определение N 301-ЭС16-20342, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Изменение иных характеристик лесного участка судом не рассматривалось. Департаментом лесного хозяйства представлен, а судами принят расчет, в соответствии с которым изменению подлежит регулируемая и нерегулируемая части арендной платы. По смыслу статей 447 ,614 Гражданского кодекса Российской Федерации общий размер арендной платы по договору аренды государственного имущества, заключенному на торгах, состоит из регулируемой по правилам статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации(минимальный размер арендной платы, поступающей в федеральный бюджет) и нерегулируемой части (поступающей в бюджет субъекта РФ), размер которой определен на торгах посредством повышения минимального размера арендной платы...

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-12645/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзор

    Победителем рассматриваемого конкурса признано общество «ФАВОРИТ» как участник, предложивший наиболее высокую цену договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения. Однако из положений пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации и порядка, установленного Правилами, следует что победитель конкурса определяется как лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора...

+Еще...


[Гражданский кодекс РФ] [Глава 28] [Статья 447]

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством.


1 комментарий к записи “Статья 447 ГК РФ. Заключение договора на торгах”

    Статья 447. Заключение договора на торгах

    Комментарий к статье 447

    1. Комментируемая статья вместе со ст. ст. 448 и 449 ГК РФ образует группу предметно однородных статей, которые содержат комплекс правил о торгах. Для понимания смысла этих статей важны общие для них пояснения, которые содержатся в п. п. 1 — 6 комментария к данной статье.
    ———————————
    Литература о торгах достаточно обширна. См., например: Скловский К.И. Некоторые вопросы квалификации отношений, возникающих при реализации имущества на торгах // Журнал российского права. 1999. N 3 — 4. С. 97 — 103; Турсунова Ю.С. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004; Петров И.С. Приватизационные торги: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005; Волков К.Н. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006; Новоселова Л.А. Публичные торги в рамках исполнительного производства. М.: Статут, 2006; Сухабутдинова Д.В. Торги как субинститут договорного права и юридическая процедура: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2007; Гатаулина Л.Ф. Правовое регулирование организации и проведения торгов: Учебное пособие. Саратов: Изд-во Саратовской гос. академии права, 2008; Лаукарт А.Н. Гражданско-правовое регулирование проведения публичных торгов и признания их недействительными. Краснодар: Экоинвест, 2009.

    Статьи 447 — 449 ГК РФ не предусматривают законодательного определения торгов. Однако содержащиеся в них нормы позволяют сформулировать следующее доктринальное определение торгов.
    Торги — это специальный порядок (способ) заключения договора, состоящий в том, что собственник вещи или иное правомочное лицо (организатор торгов) проводят состязание между пожелавшими принять в нем участие лицами (участниками торгов) на предмет заключения договора, который заключается с лицом, предложившим наиболее приемлемые условия (лицом, выигравшим торги).
    2. Торги как способ заключения договора и их правовое регулирование имеют давнюю историю, которая начинается с римского права.
    В России законодательство о торгах зародилось в XVII в. До Революции 1917 г. торги более всего были распространены в сфере реализации имущества должника, а также казенных поставок и подрядов.
    В советский период отечественной истории роль торгов была незначительной и практически ограничивалась реализацией с публичных торгов принадлежащего должнику жилого строения, на которое обращено взыскание (если не считать нескольких лет нэпа, когда проводились торги на государственные подряды и поставки).
    Смена социально-экономического строя страны в начале 1990-х гг. вызвала к жизни интенсивное применение торгов в различных сферах гражданского оборота и развитие законодательства о торгах.
    С принятием части первой ГК РФ впервые в отечественном законодательстве правовое регулирование торгов осуществлено на уровне общих систематизированных норм, нашедших выражение в ст. ст. 447 — 449 Кодекса.
    3. Понятие «торги» используется в ГК РФ как наиболее общее. Кроме того, в нем выделяются отдельные виды торгов, для которых установлены специальные правовые режимы.
    Опираясь на ст. ст. 447 — 449 ГК РФ, можно привести следующую классификацию торгов.
    В зависимости от количества и характера условий, по которым проводится состязание между участниками торгов, последние подразделяются на аукционы и конкурсы (деление торгов на аукционы и конкурсы прямо предусмотрено в п. 4 ст. 447 ГК).
    Аукцион — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший наиболее выгодную цену — наиболее высокую, если торги проводятся в интересах продавца (исполнителя), либо наиболее низкую, если торги проводятся в интересах покупателя (заказчика).
    Конкурс — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий (в числе которых может быть и условие о цене), а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший лучшие условия.
    В зависимости от степени свободы участия в торгах последние подразделяются на открытые и закрытые торги (п. 1 ст. 448 ГК предусматривает деление аукционов и конкурсов на открытые и закрытые).
    Открытые торги — это торги, участниками которых могут быть любые лица.
    Закрытые торги — это торги, участниками которых могут быть только лица, специально приглашенные для участия в них.
    В зависимости от предмета торгов последние подразделяются на торги, предметом которых является заключение договора, и торги, предметом которых является право на заключение договора (основание для такого деления дает п. 5 ст. 448 ГК, правда, без точного наименования соответствующих видов торгов).
    Торги, предметом которых является заключение договора, — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится за заключение договора, а результатом торгов является договор, заключенный с лицом, выигравшим торги.
    Торги, предметом которых является право на заключение договора, — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится за право на заключение договора, а результатом торгов является право на заключение договора, обретенное лицом, выигравшим торги.
    Кроме того, в п. 6 комментируемой статьи указывается такой вид торгов, как публичные торги, проводимые в порядке исполнения решения суда. Термин «публичные торги» встречается нередко и в других законах. Однако общего понятия «публичные торги», его признаков действующее законодательство не содержит. Тем не менее анализ законодательства, оперирующего термином «публичные торги», позволяет утверждать, что в большинстве случаев под публичными торгами понимаются торги, организатором которых является лицо, наделенное публичными полномочиями на отчуждение чужого имущества. Типичный случай — публичные торги, проводимые в порядке исполнения решений суда (термин, используемый в п. 6 комментируемой статьи), или, иными словами, публичные торги, проводимые в рамках исполнительного производства.
    4. Торги как способ заключения договора могут использоваться в любой сфере гражданского оборота. Вместе с тем есть сферы гражданского оборота, где торги приобрели особое значение в качестве основного (преобладающего) способа заключения договора и урегулированы специальным законодательством (иными словами, имеют специальный правовой режим). В этой связи можно, в частности, выделить:
    — торги в сфере поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд (правовой режим указанных торгов, в частности, устанавливают: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ст. 10, гл. 2, 3 и др.); Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , от 5 сентября 2001 г. N 653 «О порядке проведения торгов на выполнение подрядных работ, финансируемых за счет субсидий и субвенций, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них»);
    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 2009. N 38. Ст. 4477.
    Собрание законодательства РФ. 2001. N 37. Ст. 3693.

    — торги в сфере приватизации государственного и муниципального имущества (правовой режим указанных торгов, частности, устанавливают: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст. ст. 13, 18 — 20, 23, 26 и др.); Постановления Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» , от 12 августа 2002 г. N 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»);
    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 2002. N 33. Ст. 3228.
    Там же. Ст. 3229.

    — торги в сфере деятельности товарных, фондовых и валютных бирж (правовой режим указанных торгов, именуемых кратко биржевыми торгами, в частности, устанавливают: Закон РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле» (ст. ст. 2, 7, 8, 18, 19, 21 и др.); Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. ст. 2, 9, 12 — 15, 27.5.2, 51.4 и др.), от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Положение об условиях совершения банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на Фондовой бирже ММВБ, утвержденное Центральным банком РФ 28 ноября 2008 г. N 329-П; Положение о порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж, утвержденное Центральным банком РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П);
    ———————————
    Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961.
    Вестник Банка России. 2008. N 75.
    Вестник Банка России. 1999. N 37.

    — торги в сфере несостоятельности (банкротства) юридических и иных лиц (правовой режим указанных торгов, в частности, устанавливают: Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 50.33 и др.), от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. ст. 110, 111, 139 и др.));
    — торги в сфере реализации заложенного имущества (правовой режим указанных торгов, в частности, устанавливают: Закон РФ от 29 мая 1992 г. «О залоге» (ст. ст. 24.1, 28.1); Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 103-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ст. ст. 56 — 59 и др.));
    — торги в сфере исполнительного производства (правовой режим указанных торгов устанавливает прежде всего Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. ст. 87, 89 — 93 и др.)).
    5. Нормативные правовые акты, содержащие специальные правила о торгах (в том числе о торгах в отдельных сферах гражданского оборота и торгах определенных видов), образуют специальное законодательство о торгах.
    Подавляющее количество реальных торгов проводится по специальному законодательству о соответствующих торгах. При этом применяются и общие правила о торгах, содержащиеся в ст. ст. 447 — 449 ГК РФ, однако постольку, поскольку правомерно установленными специальными правилами о торгах не предусмотрено иное.
    В тех немногих случаях, когда проводятся торги, в отношении которых не установлены специальные правила, применяются только общие правила о торгах, предусмотренные ст. ст. 447 — 449 ГК РФ.
    6. В группе статей ГК РФ, посвященных торгам, комментируемая статья закрепляет наиболее важные нормативные параметры торгов, включая право на заключение договора путем проведения торгов, общую конструкцию торгов, их субъектный состав и формы проведения.
    7. Из п. 1 комментируемой статьи следует общее правило, согласно которому путем проведения торгов может быть заключен любой договор. В том же пункте установлено и исключение из этого общего правила: договор не может быть заключен путем проведения торгов, если невозможность такого способа заключения вытекает из существа договора. Под существом договора в контексте п. 1 комментируемой статьи следует понимать свойства договора, несовместимые с заключением договора на торгах. Это, например, свойства, связанные с личностью стороны договора. Так, препятствуют заключению договора на торгах такие свойства договора, как его безвозмездность (договор дарения), многосторонний характер (учредительный договор) или явно выраженный доверительный характер отношений между сторонами (договор поручения).

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Постановление ФАС Центрального округа от 14.11.2007 по делу n А54-65/2007 В силу ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.Суд первой инстанции Арбитражный суд Рязанской области

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2007 г. по делу N А54-65/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.03.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2007 по делу N А54-65/2007,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением (с учетом уточнений) к Управлению здравоохранения Рязанской области и Управлению государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области о признании недействительными торгов, проведенных в форме открытого конкурса N 7.171006.111 на закупку высокотехнологичного диагностического оборудования, а также заключенного по их результатам государственного контракта на поставку медицинского оборудования от 01.12.2006 N ЕКП/19-7.171006.111-р-37.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Дельта технология".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 13.03.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2007 решение суда от 13.03.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы просит отменить принятые по делу решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, установлено следующее.
Законом Рязанской области от 13.10.2006 N 127-03 утверждена областная целевая программа "Оснащение лечебно-профилактических учреждений Рязанской области высокотехнологичным диагностическим оборудованием на 2006 - 2008 годы" (далее - Программа).
Приложением к областной целевой программе является перечень высокотехнологического оборудования, приобретаемого для лечебно-профилактических учреждений Рязанской области.
Согласно абз. 3 п. 5 Программы закупка изделий медицинского назначения, медицинской и другой техники производится Управлением здравоохранения Рязанской области на конкурсной основе в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Во исполнение указанной Программы и на основании заявки Управления здравоохранения Рязанской области (Заказчик), Управлением государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области объявлен конкурс N 7.171006.111 по размещению заказа на закупку высокотехнологичного диагностического медицинского оборудования.
По результатам проверки, решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 30.11.2006 действия Управления здравоохранения Рязанской области по формированию лота, выставленного на открытый конкурс N 7.171006.111 признаны противоречащими ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Основанием для принятия указанного решения послужило то, что при формировании лота Заказчик включил в один лот все закупаемое оборудование (52 единицы 20 наименований) и работы по созданию локальных сетей для ОКБ.
Так в один лот включены:
- аппараты рентгеновские медицинские диагностические, код ОКП 944220, позиции 2, 3, 4, 5;
- приборы для исследования звуковых колебаний в органах человека, код ОКП 944150, позиции 7, 8, 9, 10;
- приборы, установки, системы дозиметрические, код ОКП 436210, позиции 21.
- приборы радиодиагностические, код ОКП 944230;
По мнению Федеральной антимонопольной службы, перечисленное в конкурсной документации медицинское оборудование не связано технологически и функционально, а значит, включение данного оборудования в один может привести к ограничению конкуренции на торгах, поскольку затрудняет участие в них хозяйствующих субъектов, специализирующихся на поставке отдельных видов оборудования.
На основании решения Комиссии от 30.11.2006 антимонопольной службой в адрес Управления здравоохранения Рязанской области направлено предписание от 30.11.2006 N 1114 о прекращении размещения заказа по закупке медицинского оборудования на условиях, указанных в извещении о проведении открытого конкурса N 7.171006.111 и конкурсной документации.
Однако данное предписание не исполнено и по итогам проведения открытого конкурса N 7.171006.111, Управлением здравоохранения Рязанской области заключен государственный контракт на поставку медицинского оборудования от 01.12.2006 N ЕКП/19-7.171006.111-р-37 с победителем торгов - ООО "Дельта технология".
Полагая, что торги, на закупку высокотехнологичного диагностического оборудования, и заключенный по их результатам государственный контракт на поставку медицинского оборудования от 01.12.2006 N ЕКП/19-7.171006.111-р-37, не соответствуют требованиям законодательства, Управление Федеральной антимонопольной службы обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего спора, судебные инстанции исходили из того, что факт нарушения законодательства при проведении торгов на закупку высокотехнологичного диагностического оборудования, а также при заключении по их результатам государственного контракта заявителем не доказан.
В силу ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
При этом запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов - часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа - ч. 4 ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Аналогичная норма содержится в ст. 449 ГК РФ.
Как установлено судебными инстанциями на основании имеющихся в деле доказательств, Перечень высокотехнологического оборудования, приобретаемого для лечебно-профилактических учреждений Рязанской области, включает в себя медицинское оборудование, а также локальную сеть, включая рабочие станции с программным обеспечением и серверное оборудование, то есть приобретаемое в ходе конкурса оборудование предполагалось объединить в локальную сеть, включающую в себя рабочие станции с программным обеспечением и серверное оборудование. Медицинское оборудование включено в один лот, в связи с созданием единой региональной сети, предполагающей объединение оборудования, с целью получения информации, ее обработки и архивирования в едином центре.
Таким образом, в состав лота в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации включено технологически и функционально связанное между собой медицинское оборудование, которое будет объединено в единую локальную сеть также исключительно для медицинских целей.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что Управлением Федеральной антимонопольной службы не доказано, что в состав лотов продукции при проведении открытого конкурса N 7.171006.111 включено технологически и функционально не связанное оборудование, то есть факт нарушения при проведении торгов положений ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ не доказан.
Ссылки антимонопольной службы на то, что указанные в конкурсной документации группы оборудования содержат приборы различных классификационных групп, установленных Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, обоснованно не приняты судебными инстанциями, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о технологической и функциональной не связанности данного оборудования для лечебно-профилактических учреждений. Доказательств приобретения данного оборудования непосредственного использования не в медицинских, а в иных целях в дело не представлено.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, поскольку Управлением Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области не доказано нарушение при проведении открытого конкурса N 7.171006.111, установленных ст. 17 Закона N 135-ФЗ правил, то оснований для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными не имелось.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.03.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2007 по делу N А54-65/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.