Виды санкций в административном праве. Классификация и виды санкций

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы), так и позитивными - меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные.Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда). Сложная - несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) - клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами). Сложные санкции могут бытькумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) иальтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными , указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Рис. 1. Виды санкций

Санкции правовых нормпо характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всегоправовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаютсяправовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимостиот характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст. 1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбиратьодну из названных в законе мер государственного принуждения. Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

В теории права и на практике часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов и как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Отметим, что какого-ли- бо обязательного порядка расположения частей правовой нормы не существует, поскольку это не имеет принципиального значения. Поэтому законодатель или иной субъект правотворчества обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид. В связи с этим нормы права излагаются в нормативных актах различными способами.

В некоторых случаях все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения называетсяпрямой.

Примером такого прямого способа является норма российского избирательного законодательства, в соответствии с которой граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать: лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь являются два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет. При наличии этих условий лицо имеет право избирать в орган власти.

Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения, - участие в выборах, в голосовании. Санкция предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке.

Следует отметить, что прямой способ изложения норм права встречается редко. В большинстве случаев части правовой нормы находятся в разных статьях и даже в разных нормативных актах. В таких случаях действуютотсылочные либобланкетные способы изложения правовых норм в нормативных актах.

Отсылочный способ

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть. В качестве одного из примеров отсылочного способа можно привести ст. 313 Уголовного кодекса Франции, предусматривающую вынесение дополнительных наказаний за мошенничество. Она гласит, что физические лица, виновные в совершении противоправных деяний, «предусмотренных в статьях 313 1 , 313 2 , 313 4 и 313 6 », подвергаются дополнительным наказаниям: временному лишению политических, гражданских и семейных прав, запрещению заниматься профессиональной или иной общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой были совершены эти деяния, и др. В данной статье даны дополнительные санкции. Что же касается диспозиции, то она содержится в статьях 313 1 , 313 2 , 313 4 и 313 6 , к которым законодатель отсылает правоприменителя.

В УК РФ часто в одной части статьи нормативного правового акта делается ссылка на другую часть этой же статьи. Например, в ч. 1 ст. 227 УК РФ «Пиратство» описываются признаки этого преступного деяния (нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения). В ч. 2 этой статьи говорится о том же деянии, но совершенном неоднократно либо с применением оружия. Третья же часть данной статьи отсылает правоприменителя к ч. 1 и 2, если пиратство совершено организованной группой либо повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Таким образом, развернутую диспозицию статьи мы можем определить с помощью отсылочного способа.

Часто в статье нормативного правового акта не дается ссылка на текст другой статьи, где содержится недостающий «элемент» нормы права. В таком случае правоприменитель логическим путем «находит» этот недостающий «элемент» в соответствующей статье того же нормативного правового акта.

Бланкетный способ

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права. Так, за нарушение правил техники безопасности, правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов предусматривается юридическая ответственность. Соответственно, в УК РФ, или Кодексе РФ об административных правонарушениях, или других нормативных актах говорится об ответственности граждан за нарушение правил и ГОСТов и об условиях, при которых она наступает, т. е в них находится гипотеза и санкция. Диспозиция же (правила должного поведения) находится в специальных нормативных актах (в правилах дорожного движения, правилах техники безопасности, в ГОСТах и др.). В связи с этим правоприменителю необходимо обращаться к содержанию данных правил.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Виды диспозиций

Диспозиция уголовно-правовой нормы (относящейся к Особенной части уголовного закона) устанавливает признаки конкретного преступного деяния. Она может быть нескольких видов :

  • Простая диспозиция называет деяние («похищение человека», «угон судна») но не раскрывает его признаков, не содержит его определения.
  • Описательная диспозиция, помимо наименования деяния содержит его определение или описание («убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку»). Описание может быть кратким или подробным.
  • Ссылочная (или отсылочная) диспозиция характеризуется наличием отсылки к другой статье уголовного закона. Как правило, ссылочная диспозиция формулируется в негативной форме: например, «не повлекшее последствий, указанных в ст. … настоящего кодекса».
  • Бланкетная диспозиция предполагает использование для установления признаков деяния нормативных актов других отраслей права: например, для того, чтобы установить полный перечень деяний, запрещаемых статьёй уголовного закона, устанавливающей ответственность за преступное нарушение правил дорожного движения, необходимо обратиться к соответствующим нормативным актам, устанавливающим эти правила.
  • Смешанные, содержащие признаки одновременно описательной и бланкетной диспозиции или бланкетной и ссылочной диспозиции и т. д.

Выделяют также альтернативные диспозиции, в которых предусматривается несколько самостоятельных действий, каждое из которых является достаточным для наступления ответственности по данной уголовно-правовой норме .

В санкции нормы уголовного закона устанавливаются меры ответственности, подлежащие применению к лицу, совершившему конкретное деяние. Существуют следующие виды санкций :

  • Относительно определённая, устанавливающая конкретный вид наказания и его минимальный и максимальный пределы (или только максимальный предел; в этом случае наказание не может быть меньше, чем предусмотрено в статье Общей части, регулирующей порядок применения соответствующего вида наказания).
  • Альтернативная, предусматривающая выбор одного из нескольких видов наказания (например, лишения свободы или штрафа).
  • Абсолютно определённая, предусматривающая единственный вид наказания с точно определённым его размером, не допускающим вариаций . В современном законодательстве такие санкции применяются редко.
  • Отсылочная, в которой не указывается наказание, подлежащее применению за совершение деяния, а содержится отсылка к санкции другой статьи уголовного законодательства .
  • Кумулятивная, предусматривающая назначение одновременно двух видов наказания: основного и дополнительного. В некоторых случаях применение дополнительного наказания может ставиться в зависимость от усмотрения суда, выносящего решение по делу .
  • Абсолютно неопределённая, не включающая никаких указаний о виде или размере наказания; такие санкции в основном применяются в рамочных нормативных актах международного характера в сфере борьбы с преступностью .

Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция

Управомочивающие диспозиции



Обязывающие диспозиции

Запрещающие диспозиции

Санкцией

Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

Санкция - часть правовой нормы, указывающей на последствие наступающее в результате нарушения диспозиции.
Выделяют также положительные санкции, т.е. последствие за целесообразное либо желаемое поведение.
Виды санкций:
1. По характеру неблагоприятных последствий:
- штрафные или карательные,
- меры предупредительного воздействия (арест имущества, задержание в качестве подозреваемого, принудительное лечение),
- правовосстановительные санкции (восстановление на прежней работе, взыскание алиментов, выплата средств в качестве компенсации нанесенного ущерба).
2. По объему и размеру неблагоприятных последствий:
- абсолютно-определенные (точно указан размер последствий, например, увольнение или размер штрафа),
- относительно-определенные (указаны верхняя и нижняя граница, например наказывается сроком от 2 до 5 лет),
- альтернативные (названы или перечислены несколько видов из которых выбирается один, например, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20, либо пожизненным лишением свободы),
- кумулятивные (допускают или обязывают вместе с основной мерой наказания еще и дополнительную.

68. Диспозиция правовой нормы, ее основные функции. Виды диспозиций.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

В зависимости от числа вариантов законного поведения субъектов правоотношения :

простая – четко указывает один вариант поведения субъектов правоотношения. Например, в случае избрания нового Президента РФ Правительство РФ имеет один вариант поведения, а именно, должно сложить свои полномочия (ст.16 Конституции РФ);

·
сложная – устанавливает несколько вариантов поведения субъектов правоотношения. Например, согласно ч.4 ст. 111 Конституции РФ Президент РФ, в случаях трехкратного отклонения Государственной Думой представленных им на должность Председателя Правительства кандидатур, обязан совершить следующие действия: назначить Председателя Правительства, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.;

·
альтернативная – указывает несколько взаимоисключающих вариантов поведения. Например, ст.503 ГК РФ указывает несколько вариантов поведения покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества (заменить товар, уменьшить цену, исправить недостатки, требовать возмещения расходов на исправление недостатков).

2.По способу выражения в нормативно-правовом акте :

описательная – описывает признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, УК РФ характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом;

отсылочная – вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта . Например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч.1 уголовно-правовой нормы; ст.664 ГК РФ возврат арендованного предприятия и т.п.;

бланкетная – такая диспозиция прямо отсылает к нормам другого нормативного акта (в том числе договорам, соглашениям, инструкциям, правилам и т.д.). Например, диспозиция нормы ст. 12.5 КоАП РФ, определяющая, что управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации

Правовые санкции (от латинского sanctio - строжайшее постановление) - меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.

Так, О.Э. Лейст характеризует санкции как нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случаях правонарушения и содержащих его итоговую оценку; основная цель санкций, по его мнению, предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение и реализация санкций направлены на осуществление задач общей и частной превенции.

Правовые санкции имеют такие основные значения:

  • 1) Мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемое обществом или группой отклонение от норм.
  • 2) Государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм и правил.
  • 3) Часть правовой нормы, содержащая указание на меры государственного воздействия в отношении нарушителя данной нормы.
  • 4) В международном праве меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права или свои международные обязательства,юридические последствия, зависят от характера правонарушения. В соответствии с Уставом ООН при простом правонарушении (наносящем ущерб стране или группе стран) государство-правонарушитель обязано восстановить или компенсировать нарушенные права. Если же действия государства квалифицируются как преступные (наносящие ущерб всему международному сообществу), то к нему применяются принудительные меры вплоть до военных.
  • 5) Акт прокурора, разрешающий принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении (заключение под стражу, обыск и др.)

Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителя. В санкциях особенно заметна связь государства и права. Различают следующие санкции:

  • 1. по отраслевой принадлежности - конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, дисциплинарно-правовые, имущетвенно-правовые, уголовно-правовые.
  • 2. по характеру последствий - правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные);

Рассмотрим сущность санкций по отраслевой принадлежности:

1. Конституционно-правовым санкциям присущ целый ряд особенностей, которые определяются характером общественных конституционных отношений. Важнейшие из них - профилактические, организующие и воспитательные назначения таких санкций.

Круг субъектов, которые уполномочены применять конституционно-правовые санкции - это, прежде всего, народ, территориальные общины (население административно-территориальных единиц), органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Способы формализации (законодательного закрепления) конституционно-правовых санкций также отличаются немалым рядом особенностей. Во многих случаях такими есть прямое указание на ответственность органов государственной власти, должностных лиц, отмена правовых актов, которые противоречат Конституции и законам, и тому подобное.

Существует целый ряд особенностей применения конституционно-правовых санкций. Некоторые из санкций, например досрочное прекращение полномочий, применяются вместе с уголовно-правовыми санкциями (при совершении народным депутатом преступления и обретении законной силы обвинительным приговором относительно него). Нередко основанием применения конституционно-правовых санкций есть такие определенные законом условия, как «нарушение требований относительно несовместимости», «нарушение присяги» и так далее. При этом надо иметь в виду, что средством обеспечения реализации конституционно-правовых предписаний могут быть санкции (точнее говоря, целые нормы, которые предусматривают определенные санкции) других областей права. Это предполагается, например, ст. ст. 34, 47, 50, 52-56, 80, 81, 105, 111 Конституции Украины, охрана и реализация которых обеспечивается «родственными» нормами криминального и административного права.

2. Административно-правовые санкции носят карательный (административные взыскания), восстановительный (восстановление нарушенных прав) и пресекательный (предупреждение новых правонарушений) характер; устанавливаются после вынесения постановления (решения) органами административной юрисдикции при этом учитывается характер и степень общественной опасности административного проступка.

Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения.

Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Устанавливается уполномоченными государственными органами (должностными лицами), а в предусмотренных законом случаях - народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями.

Ст. 24 Кодекса Украины об Административных правонарушениях (КУоАП) приводит перечень видов мер взысканий и располагает их в строго определенном порядке. Такое их расположение принято называть системой административных взысканий.

Согласно ст. 24 КУоАП видами административных взысканий являются:

  • 1. Предупреждение - это официальное, от имени государства, осуждение и порицание противоправного деяния (ст. 50, 79, 92,101 применяются со штрафом или единственным взысканием ст. 125);
  • 2. Штраф - это денежное взыскание, которое налагается на правонарушителя за совершенный административный проступок в случаях и размере, установленных КУоАП и законами Украины (ст. 27);
  • 3. Возмездное изъятие предмета - это принудительное изъятие по решению суда общей юрисдикции предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка с последующей его реализацией и передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (ст. 28), изъятие транспортных средств (ч. 2 ст. 130), изъятие оружия и боевых припасов (ч. 1 ст. 191 и ст. 193);
  • 4. Конфискация - это принудительное безвозмездное обращение предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка, в собственность государства по решению суда общей юрисдикции (ст. 29);
  • 5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами (ч4 ст. 122), права охоты (ч. 2 ст. 85));
  • 6. Исправительные работы - это назначаемое судом (судьей) административное взыскание за совершение проступков с повышенной степенью общественной опасности (мелкое хищение государственного или коллективного имущества, мелкое хулиганство, распространение ложных слухов и другие правонарушения), которое отбывается правонарушителем по месту постоянной работы с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства (ст. 31). Сущность исправительных работ заключается в том, что это срочное взыскание, назначаемое на срок до двух месяцев;
  • 7. Административный арест - это кратковременное, до пятнадцати суток, лишение свободы лица, совершившего административный проступок повышенной степени общественной опасности (ст. 32).

Перечень административных взысканий ст. 24 КУоАП не является исчерпывающим, о чем говорит часть вторая данной статьи. То есть законами Украины могут быть установлены и другие виды административных взысканий. Так, ч. 3 ст. 24 КУоАП предусматривает возможность применения к иностранцам и лицам без гражданства за совершение административных проступков, грубо нарушающих правопорядок, выдворение за пределы Украины.

3. Дисциплинарные-правовые санкции - это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно - правовых норм на подчиненных ему членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки. Они могут иметь моральное, воспитательное значение (замечание, выговор) и силу принуждения (исключение, прекращение связей нарушителя с коллективом).

Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и так далее. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью. Процедура применения дисциплинарных взысканий включает ряд обязательных требований. До наложения дисциплинарного взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать письменное объяснение. По срокам дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения. Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегиальных органов. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно.

4. Имущественно-правовые санкции применяются к правонарушителю, нарушившему гражданские правоотношения, с целью возобновления нарушенных прав и подлежат возмещению ущерба, взыскание неустойки или пени. Налагаются общими и специализированными судами. Гражданские правоотношения строятся как отношения между равноправными партнерами, где нарушение обязанностей одним всегда влечет за собой нарушение прав другого. Эта взаимосвязь участников гражданского оборота имеет следствием тот факт, что ответственность по гражданскому праву есть ответственность одного контрагента перед другим, ответственность правонарушителя перед потерпевшим.

Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыскиваются в пользу потерпевшей стороны. И только в отдельных исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, когда правонарушение носит особо злостный характер и когда оно не только нарушает права и интересы контрагента, но и интересы государства и общества, допускается обращение имущественных санкций полностью или в определенной части в доход государства.

5. Уголовно-правовые санкции. Каждый акт совершения преступления предполагает соответствующую (негативную) реакцию государства - его обязательный, неотвратимый ответ на факт нарушения установленного им уголовно-правового запрета. Это необходимое условие обеспечения реализации правовых норм и предупреждения их массовых нарушений в дальнейшем. Негативной частью уголовно-правовых норм являются санкции.

За совершенное преступление в зависимости от его общественной опасности в законе установлена санкция, которые применяются только после вынесения судом приговора. Это часть статьи Особенной части, которая определяет вид и размер наказания за преступление, указанное в диспозиции Диспозицией называется часть нормы Особенной части УК, в которой

определяется преступное деяние. По тяжести наказаний, содержащихся в санкции, можно сравнивать общественную опасность различных преступлений.

В Уголовном кодексе Украины используются относительно-определенные и альтернативные санкции.

Относительно-определенной является санкция , которая указывает один вид наказания и его низший и высший пределы. Различают две разновидности относительно-определенных санкций:

  • а) с минимумом и максимумом наказания (на срок «от» и «до»). В этом случае в законе предусмотрены низший и высший пределы определенного наказания. Например, умышленное убийство (ч. 1 ст. 115 УК) наказывается лишением свободы от семи до пятнадцати лет.
  • б) с максимумом наказания (на срок «до»). В данном случае указывается только высший прадед наказание сверх которого суд не может назначить наказание. Такие санкции предусмотрены, например, угроза убийством (ч. 1 ст. 129), кража (ч. 1,2 ст. 185) и так далее. Низшим пределом санкции является низший предел, предусмотренный в норме Общей части УК для данного вида наказания. Например: ч. 2 ст. 63 установлен низший предел лишения свободы в один год, ч. 1 ст 60 установлен низший предел срока ареста в один месяц, ч. 1.ст 57 установлен низший предел срока исправительных работ в шесть месяцев и так далее. Поэтому за преступление, предусмотренное, например: ст. 138 лишение свободы от одного года до трех лет, ст. 167 исправительные работы на срок от одного месяца до двух лет.

Наряду с основным наказанием относительно-определенная санкция может содержать указание на одно или несколько дополнительных наказаний определенного вида, которые могут быть назначены судом в дополнение к основному. Дополнительное наказание может быть абсолютно-определенным (например, лишение родительских прав) или относительно-определенным (например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного до трех лет).

Дополнительные наказания в санкциях указываются иногда в качестве обязательных (например ст. 173).

Альтернативной является санкция, в которой содержится указание на два или несколько видов основных наказаний, из которых судом избирается лишь одно. Примером может служить санкция, данная в ч. 1 ст. 316 - ограничение свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до трех лет. Она дает возможность суду назначить один из следующих видов наказания: лишение свободы на срок до трех лет или исправительные работы на срок до двух лет.

Альтернативные санкции имеют разновидности, в которых указаны:

  • а) два абсолютно-определенных вида наказания (например, санкции в ст. 110 - ограничение свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок);
  • б) абсолютно-определенный и относительно-определенный виды наказания (например, санкция в ст. 112 - лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы);
  • в) два относительно-определенных вида наказания (например, санкция в ч. 1 ст. 316 - ограничение свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до трех лет).

Как и относительно-определенные санкции, альтернативные санкции могут содержать указание на возможность применения к одному из основных наказаний дополнительного наказания (например, санкция в ст. 218 - штраф от семисот пятидесяти до двух тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет).

Уголовно-правовые санкции, в которых определяется вид и размер потенциально применимого наказания за преступление, традиционно считаются частью отраслевого метода регулирования. С одной стороны, это своеобразный правовой стимул, оказывающий воздействие на граждан на информационном уровне: страх перед наказанием, даже перед самим фактом публичного осуждения от имени государства, имеет достаточную превентивную силу. С другой стороны, санкции являются важным ориентиром для уголовно-правовой деятельности судебной системы. Они ограничивают полномочия суда в применении наказания как по видам, так и по размерам, устанавливая определенные законодательные пределы судейского усмотрения в расчетах назначаемых мер государственного принуждения Жиляев Сергей Витальевич. Кумулятивные санкции в уголовном праве России и зарубежных стран: Дис.

Любое совершенное преступление влечет за собой незамедлительную реакцию со стороны государства, проявляющуюся в использовании в отношении виновного субъекта тех или иных инструментов уголовно-правового воздействия, влекущего за собой наступление для последнего последствий неблагоприятного характера.

Санкция уголовного права - понятие

В современном под санкцией понимают один из формирующих тело уголовно-правовой нормы элементов, в котором определяется та или иная разновидность, а также и величина наказания, применяемого к субъекту, совершившему деликт, предусмотренный диспозицией упомянутой правовой нормы. Помимо служит своеобразным индикатором степени общественной опасности, присущей тому или иному деликту, запрещаемому уголовным законодательством.

Классификация уголовно-правовых санкций

В современном уголовном наказаний осуществляется по степени их определенности. Исходя из данного принципа, различают такие основные виды санкций в уголовном праве, как:

  • абсолютно-определенные;
  • абсолютно-неопределенные;
  • относительно-определенные;
  • альтернативные.

Основные разновидности: абсолютно-определенные и неопределенные

Итак, рассмотрим более подробно, что представляют собой используемые виды санкций в уголовном праве, с примерами, характеризующими их особенности.

Санкции, носящие наименование абсолютно-определенных, устанавливают как единственно возможный вид наказания, так и его точный размер и, таким образом, исключают возможность осуществить выбор наказания. К примеру, лишение свободы пожизненно, штраф строго определенного размера, смертная казнь. Такого рода санкции в ныне действующем уголовном законодательстве не применяются, так как не предполагают какой-либо индивидуализации наказания применительно к непосредственным обстоятельствам совершения деликта и личностным особенностям преступника.

Такие виды санкций в уголовном праве, как абсолютно-неопределенные, не устанавливают разновидность и величину наказания, а лишь содержат такие не обладающие конкретностью формулировки, как: «применить наказание по всей строгости закона», «наказывается по законам военного времени» и т.п. В современном уголовном законе данная разновидность санкций вполне обоснованно не используется, поскольку наличие их влечет высокую вероятность судебного произвола и нарушения основополагающего принципа справедливости.

Основные виды санкций в уголовном праве: альтернативная и относительно определенная

Наказания за конкретные преступления могут рассматривать все условия и причины нарушения закона. Такие виды санкций в уголовном праве, как относительно-определенные, предусматривают конкретный и определяют либо его минимальную и максимальную границы, либо какую-то одну из них. Исходя из этого принципа, данные санкции, в свою очередь, можно подразделить на:

  • Устанавливающие максимальную величину наказания, к примеру, нормативами, закрепленными в ч.1 ст. 228 УК, предусматривается применение к совершившему определенный данной статьей деликт такой меры, как лишение свободы на период до трех лет.
  • Устанавливающие минимальную и максимальную величину наказания. Например, положениями, зафиксированными 1 ст. 105 УК, предполагается применение к виновному субъекту такой меры, как лишение свободы на срок в диапазоне от шести до пятнадцати лет.

Другие виды санкций (альтернативные) устанавливают возможность применения за совершение деликта двух и более разновидностей наказания, что позволяет судебному органу в каждом конкретном случае, сообразуясь с особенностями деликта и личности виновного субъекта, назначить наказание максимально соответствующее степени и характеру содеянного. Например, положениями, содержащимися в ч.1 ст. 213 УК, предусматривается применение к виновному субъекту либо штрафа, либо исправработ, либо лишения свободы.

Прочие виды санкций

Помимо вышеперечисленных, также имеет смысл упомянуть еще и такие виды санкций в уголовном праве - отсылочные и кумулятивные. Что касается первых, то данные санкции не устанавливают наказание за совершение соответствующего деликта, а содержат в себе ссылку на санкцию какой-либо иной статьи уголовного закона. В настоящее время подобного рода наказания в действующем уголовном законодательстве не используются.

Санкции, именуемые кумулятивными, устанавливают возможность применения к виновному субъекту помимо основного также и наказания дополнительного характера, которое может быть как обязательным, так и факультативным. Например, применение к виновному субъекту наказания, предусматривающего лишение последнего свободы на конкретный срок с одновременным же лишением права занимать ряд определенных должностей в течение соответствующего количества лет.

Итак, рассмотрев все вышеприведенные разновидности санкций, которые применяются в современном уголовном праве, можно увидеть, что последние, будучи инструментом уголовно-правового регулирования, призваны гарантировать надлежащую защиту государственно-общественных и личностных интересов от разного рода преступных посягательств, а также обеспечить неотвратимость наказания при сохранении и справедливости.