В каком сражении англия сокрушила французский флот. Как Англия стала «владычицей морей. Маневры перед боем

Реферат подлготовила Иванова Светлана Анатольевна, студентка 407 группы вечернего отделения

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств

Факультет «История мировой культуры»

Санкт-Петербург, 2005г.

Введение

Сегодня ни одной страной и ни одним обществом социальные группы и индивиды не воспринимаются как замкнутые и самодостаточные феномены. Они включены во всеобщие взаимоотношения и взаимообусловленность.

Всеобщая взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимоотношения являются закономерностью крайне сложных и противоречивых процессов глобализации.

Глобализация - это всеобщий и многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств, что представляет собой сопутствующее явление современной цивилизации.

Страны и народы всего мира существуют в условиях растущего взаимовлияния. Ускоренные темпы развития цивилизации и хода исторических процессов поставили вопрос о неизбежности глобальных взаимоотношений, об их углублении, укреплении и ликвидации изоляции стран и народов.

Изолированность от мира, замкнутость в собственных рамках была идеалом общества аграрного типа, для современного общества характерен тип человека, вечно преступающего установленные границы и обретающего новый облик, всегда движимого прежде всего мотивами обновления и изменения.

Последующие исторические процессы предопределили все большее сближение народов и стран. Подобные процессы охватывали все большее пространство и обусловливали общий исторический прогресс и новый этап интернационализации.

Сегодня же глобализация стала процессом строительства нового единства всего мира, ведущее направление которого и есть интенсивное распространение экономики, политики и культуры развитых стран во многообразном пространстве развивающихся и отсталых стран. Эти масштабные процессы происходят, по преимуществу, добровольно.

Всеобщие процессы глобализации вызывают необходимые и глубокие перемены в деле сближения и взаимосотрудничества народов и государств. За этим следует процесс сближения и унификации уровня жизни и его качества.

Мир объединяется с целью решения межгосударственных или локальных региональных проблем. Взаимосближению и интеграции сопутствуют процессы, которые могут оказаться опасными для самобытности малочисленных народов и национальностей. Здесь имеется в виду установление тех норм и стандартов, которые по сей день остаются проблемными для высокоразвитых стран. Грубая трансплантация норм и ценностей в общественный организм может оказаться губительной.

Понятие – Культура

Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майа), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей. В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д.

Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура- это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали себя иначе, чем мы.

Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Она включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества).

В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные средства. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает духовные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические, религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Поэтому человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль творца культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.

Таким образом, культура - это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объектированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям.

Глобализация и национальные культуры

Культура, поскольку она является продуктом человеческой деятельности, не может существовать вне общности людей. Эти общности представляют собой субъект культуры, являются ее создателем и носителем.

Нация создает и сохраняет свою культуру как символ реализации своего права. Нация, как культурная реальность, проявляет себя в разных сферах, каковыми являются обычай, направленность воли, ценностная ориентация, язык, письменность, искусство, поэзия, судопроизводство, религия и т.д. Свою высшую функцию нация должна видеть в существовании нации как таковой. Она вечно должна заботиться об упрочении суверенности государства.

Сохранение самобытности и ее укрепление, главным образом, зависит от активности внутренних сил и от выявления национальной внутренней энергии. Культура общности не является простой суммой культур отдельных личностей, она сверхиндивидуальна и представляет собой совокупность ценностей, творческих продуктов и стандартов поведения общности людей. Культура - единственная сила, формирующая человека как члена общности.

Культура сохранения национальных особенностей становится богаче, если она взаимодействует со многими народами мира.

Личностная свобода, высокий уровень социальной сплоченности, социальная солидарность и др. - это и есть те основные ценности, которые обеспечивают жизнеспособность любых малых народов и реализуют национальные стремления и идеалы.

Глобализация выдвигает идеал «глобальной правовой государственности», что неизбежно ставит вопрос о расширении средств ограничения государственного суверенитета. Это является фундаментальной негативной тенденцией глобализации. В этих случаях слаборазвитые страны, имеющие исторически традиционную культуру, могут найти себе место только среди поставщиков сырья или стать рынком сбыта. Они могут остаться без собственной национальной экономики и без современных технологий.

Человек - единственное существо во вселенной, которое не только созерцает ее, но и своей активной деятельностью заинтересовано в целесообразном преобразовании ее и самого себя. Он является единственным разумным существом, способным к рефлексии, к раздумьям над своим бытием. Человек не равнодушен и не безразличен к существованию, он всегда выбирает между разными возможностями, руководствуясь желанием улучшить свое существование и свою жизнь. Основная особенность человека заключается в том, что он представляет собой личность, которая является членом определенной общности, со своим волевым целеустремленным поведением и которая действием стремится к удовлетворению своих потребностей и интересов. Способность создания культуры и есть гарант человеческого бытия и его фундаментальный характеризующий признак.

В известной формулировке Франклина: «Человек - это животное, создающее орудия» - подчеркивается то обстоятельство, что человеку свойственны активность, труд, творчество. В то же время, он представляет совокупность всех общественных отношений (К. Маркс), в которые люди вступают в процессе социальной деятельности. Результатом такой деятельности являются общество и культура.

Общественная жизнь - это, прежде всего, интеллектуальная, моральная, экономическая и религиозная жизнь. Она охватывает все особенности совместной жизни людей. «Общество подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре», - отмечает Э. Гидденс. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Мы не были бы «людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена...»

В ценности всегда выражены обобщенные цели и средства их достижения. Они играют роль фундаментальных норм, которые обеспечивают интеграцию общества, помогают индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях, в том числе и выбор между конкретными целями рациональных действий. Ценности служат социальными индикаторами качества жизни, а система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Система ценностей, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших стимулов социального действия, поведения индивидов.

С 90-х годов прошлого века о феномене глобализации стало из- вестно самым широким кругам общества, несмотря на то, что первые его признаки стали появляться еще в 50-х годах. Общеизвестно, что после окончания Второй мировой войны сформировался новый мировой уклад. Появились два идеологических лагеря: так называемый коммунистический, вместе со своим военным блоком (страны Варшавского договора), и так называемый капиталистический, образовавший Североатлантический альянс. Остальные страны, так называемый «третий мир», представляли собой арену, на которой проходило состязание двух враждующих лагерей, но сами они не играли существенной роли в мировых политических процессах. Иначе говоря, они являлись объектом, а не субъектом мировой политики.

Капиталистический блок, с либерально-демократическими ценностями и экономикой, основанной на частной собственности, представлял собой открытое общество и оказался более жизнеспособным, чем закрытое общество, построенное на общественно-коммунистических принципах равноправия. Парадоксально, но факт: коммунистический режим изменял основным принципам марксизма и подчинял политику экономике, в то время как открытое общество изначально строило свою политику исходя из экономических процессов. Исходя из принципов экономической полезности, стало необходимым объединение многих стран в единую силу. В первую очередь, потребовалась экономическая интеграция, что с необходимостью привело к созданию единого правового пространства, однородного политического правления и универсализации демократических ценностей. Был создан новый европейский либерально-демократический проект, идея которого - построение мира независимым, свободным человеком, который не признает ничего, не являющегося постижимым рационально. Вселенная должна быть преобразована рациональным путем так, чтобы стать приспособленной для жизни любого и каждого автономного индивидуума. Либеральный проект является отрицанием всего уже имеющегося, в том числе утопичных идей коммунизма, этических идей, идей, естественно порожденных и др., которые отождествляются с суеверием. Реализация этого проекта дала возможность превратить национальные корпорации в транснациональные, что, в свою очередь, потребовало создания глобального информационного поля. Это повлекло за собой невиданный расцвет в сфере массовых коммуникаций, и, в частности, привело к возникновению компьютерной сети Интернет. Этим процессам «стойко» противостояла коммунистическая советская империя, ставшая первой жертвой процесса глобализации.

После разрушения биполярного мира мир постепенно становился более гомогенным, а различие между культурами стало мыслиться как главное противоречие современности. Текущие процессы являются предметом рассуждения многих интеллектуалов, и можно выделить две точки зрения, которые представляют основные принципы разных подходов. С точки зрения современного американского мыслителя Ф. Фукуямы, с наступлением посткоммунистической эпохи налицо конец истории. Фукуяма полагает, что мировая история перешла на качественно новую ступень, на которой снято противоречие как движущая сила истории, и современный мир предстает как единое общество. Нивелирование национальных обществ и становление единого мирового сообщества предзнаменует конец истории: значительных изменений после этого не произойдет. История больше не является полем столкновения отдельных наций или государств, культур и идеологий. Ее заменит всеобщее и однородное состояние человечества.

Иную точку зрения развивает американский мыслитель С. Хантингтон. По его мнению, на нынешнем этапе место идеологических противоречий занимают противоречия культур (цивилизаций). Процесс политической гомогенизации мира вызовет цивилизационные конфликты. Эти различные взгляды объединяет то, что оба автора подчеркивают существование (течение) глобализационных процессов, но предполагают различные следствия и итоги, вытекающие из них.

Какими качествами характеризуется глобализация

Основная характеристика процесса глобализации, протекающего в современном мире - экстраполяция либерально-демократических ценностей на все регионы без исключения. Это значит, что политические, экономические, правовые и т.д. системы всех стран мира становятся идентичными, и взаимозависимость стран достигает небывалых масштабов. До сих пор народы и культуры никогда не были так зависимы друг от друга. Проблемы, возникающие в любой точке мира, моментально отражаются на остальном мире. Процесс глобализации и гомогенизации проводит к созданию единого мирового сообщества, в котором формируются единые нормы, институты и культурные ценности. Появляется ощущение мира как единого места. Процесс глобализации характеризуется следующими основными аспектами: 1. интернационализацией, что, в первую очередь, выражается во взаимозависимости; 2. либерализацией, то есть устранением торговых барьеров, мобильностью инвестиций и развитием интеграционных процессов; 3. вестернизацией - экстраполяцией западных ценностей и технологий во все точки мира, и, наконец, 4. детерриторизацией, что выражается в активности, имеющей транснациональные масштабы, и уменьшении значимости государственных границ.

Основная новизна глобализации

Глобализацию можно назвать процессом тотальной интеграции. Тем не менее, она принципиально отличается от всех форм интеграции, существовавших в мировой истории ранее. Человечество до сих пор было знакомо с двумя формами интеграции: 1. Какая-либо сильная держава насильственно пытается «присоединить» другие страны, и такую форму интеграции мы можем назвать интеграцией с помощью принуждения (силы). Таким образом создавались империи. 2. Добровольное объединение стран для достижения общей цели. Мы можем назвать эту форму интеграции добровольной интеграцией. В обоих случаях те территории, на которых осуществлялась интеграция, были сравнительно невелики и не достигали масштабов, характерных для современного процесса глобализации. Глобализация не является ни объединением с помощью военной силы (хотя военная сила может применяться как вспомогательное средство), ни добровольным объединением. Ее суть принципиально отлична: она основывается на идее выгоды и материального благополучия. Преобразование национально-государственных корпораций в транснациональные, в первую очередь, требует единообразного политического и правового пространства для того, чтобы обеспечить безопасность капитала. Глобализацию можно рассматривать как логический результат нового европейского либерального проекта, в основе которого лежит сциентистская парадигма европейской культуры Нового времени, наиболее рельефно проявившая себя в конце XX века. Стремление к развитию науки и образования, а также интернациональный характер науки и техники помогли появлению новых технологий, что, в свою очередь, сделало возможным «уменьшение» мира. Не случайно, что для вооруженного современной технологией общества земля уже мала, и усилия направлены на освоение космоса.

На первый взгляд, глобализация похожа на европеизацию. Но она сущностно отличается от нее. Европеизация как некий культурно-парадигматический процесс являла себя и в ценностной ориентации жителей ближайших к Европе регионов рассматривалась как образец правил упорядочивания жизни. Правила европейской жизни и их преимущества оказывали влияние на пограничные культуры, причем не только с помощью экономического влияния или военной силы. Примерами европеизации является модернизация традиционных обществ, стремление к образованности, насыщенность повседневности духом науки и техники, европейский костюм и т.д. Хотя европеизация в различной степени затронула лишь ближайшие к западной Европе страны, а именно — страны восточной Европы и передней Азии, в том числе и Турцию. Что же касается остального мира, то европеизацией он существенно не затронут до сих пор. Ни одна страна и культура, ни один регион мира не уклоняется от глобализации, т.е. гомогенизации. Но, хотя этот процесс необратим, он имеет явных и скрытых противников. Тем не менее, заинтересованная в глобализации страна не устрашится применить силу, примерами чего являются произошедшие в Югославии и Афганистане события.

Акторы и противники глобализации

Почему же глобализации оказывают такое жесткое сопротивление и выражают протест против нее? Неужели те, кто сопротивляется глобализации, не хотят порядка, мира и материального благополучия? Хотя в процессе глобализации принимают участие все экономически, финансово и политически передовые страны, в качестве покровителя этого процесса все же воспринимаются Соединенные Штаты Америки.

США после Второй мировой войны активно включаются в мировые политические процессы. Проводя интегрированную с западноевропейскими странами политику, Америка становится одним из главных сдерживающих распространение коммунизма факторов. Начиная с 60-х годов прошлого века, США постепенно становится мировым политическим лидером. Реализация новоевропейского либерально-демократического проекта осуществилась именно в этой стране, что привело к ее военному и экономическому преуспеванию.

Даже европейские страны попали в зависимость от США. Это стало особенно явным после распада Советского Союза. В современном мире явной стала военная политическая, экономическая и финансовая гегемония Америки. Американцы считают, что они защитники либеральных ценностей, и оказывают в этом деле помощь и поддержку всем заинтересованным странам, хотя это само по себе и находится в противоречии с духом либерального проекта. Сегодня в мире сложилась такая ситуация, что не существует силы, могущей соперничать с Америкой. Она не имеет достойного соперника, который угрожал бы ее безопасности. Единственное, что может серьезно помешать осуществлению интересов Америки - это всеобщий хаос, анархия, в ответ на что следует молниеносная реакция, примером которой могут служить контртеррористические мероприятия. Этому начинанию Америки как «рулевого глобализации» явно и открыто противостоят мусульманские страны. Скрытое (во всяком случае, не агрессивное) сопротивление оказывают индийская, китайская и японская культуры. Различные варианты хоть и уступчивого, но противодействия демонстрируют страны Западной Европы и Россия, а также т.н. развивающиеся страны. Эти различные формы сопротивления находятся в соответствии со своеобразием культур.

Чего боятся страны-противники глобализации

Глобализационные процессы встречают различные формы сопротивления. Некоторые из них имеют политическое, некоторые - экономическое, а некоторые - общекультурное содержание. Кратко охарактеризуем каждую разновидность.

Политический аспект сопротивления, в первую очередь, проявляется на фоне разложения национальных государств и уменьшения роли международных институтов. Трансформация сущности международной политики вызвана появлением таких глобальных проблем, какими являются проблемы прав человека, экологии и оружия массового уничтожения. По этим причинам функции и значение традиционного сформированных национальных государств уменьшается. Они уже не способны проводить независимую политику. Им угрожает такая опасность, как сверхгосударственная интеграция. В качестве примера можно привести единую Европу и внутригосударственный сепаратизм как форму сопротивления этой опасности. Иллюстрациями этого последнего явления Абхазия в Грузии, Страна Басков в Испании, Ольстер в Англии, Квебек в Канаде, Чечня в России и др.

Роль и значение государства во время глобализации уменьшается и в том аспекте, что осуществляется уменьшение военной безопасности по той причине, что производство созданной современной технологией дорогостоящего оружия невозможно не только для слаборазвитых стран, но и для тех стран, которые являются эталоном экономического благополучия. Кроме того, экономическая и экологическая безопасность требует одновременных и согласованных действий многих стран. Глобальные рынки ставят государства на колени. Транснациональные корпорации имеют большие финансовые возможности, чем национальные государства. Осознание всего этого способствует уменьшению преданности национальным государствам и, следовательно, повышению преданности человечеству. Нельзя не учитывать и того, что технологическое и, особенно, культурное единообразие подрывает основы национального государства. Английский исследователь Советского Союза Стрейндж выделяет три связанных с государством парадокса во времена глобализации:

  1. повышение роли правительства в скандинавских странах,
  2. стремление к суверенитету и национализм в названных странах,
  3. появление т.н. «азиатских тигров», т.е. стран, в условиях нелиберального правления осуществивших «экономическое чудо».

Экономические аргументы противников глобализации выглядят следующим образом. Они считают, что в этом процессе национальные правительства теряют контроль над экономикой, а богатые страны не создают гарантий социальной защиты. Следовательно, неравноправие углубляется, как в конкретной стране, так и между различными странами. Антиглобалисты считают, что их компарадорская буржуазия продалась иностранному капиталу и ее стремление к собственному обогащению приведет к еще большему обнищанию населения. Иными словами, антиглобалисты считают, что экономическая глобализация приведет к еще большему обогащению богатых и, соответственно, к обнищанию неимущих.

Что же касается культурного противостояния глобализационным процессам, то оно более серьезно, и поэтому требует особого внимания.

Роль и значение культуры для человека

Чего опасаются страны, противящиеся глобализации? Ведь глобализация, в ее идеальном варианте - это искоренение нищеты, всемирный порядок, вечный мир и материальное благополучие. Какая сила заставляет человека, народы и страны отказываться от вышеуказанных благ?

Дело в том, что представители самобытных культур, осознанно или нет, чувствуют, что за экономической, политической, правовой и технологический гомогенизациями последуют и побочные эффекты, каковые, в первую очередь, вызовут изменения их традиций, культуры и жизненного уклада. Одной из существенных потребностей человека является собственная принадлежность к чему-либо, будь то социальная группа, конфессия, политическая или сексуальная ориентация, географический ареал и др.; среди этих форм идентичности культурная идентичность является главной и всеобъемлющей; она в значительной мере определяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом. Надо быть апологетом «теории заговора», чтобы обвинить США в том, что они разработали такую идеологию, которая намерена уничтожить разнообразие культур и языков, сделать мир культурно однородным. Хотя необходимо отметить, что те явления, которые сопутствуют составным частям глобализации, непрямым путем вызывают изменения национальных культур. В первую очередь это относится к национальному языку, к умалению его значения. Успешная экономическая деятельность требует осуществления своевременного информационного обмена на одном языке; и таким языком в случае глобализационных процессов является английский. Конкретный индивид, общество, этнос, первым делом самоидентифицируется с языком, как со столпом национальной культуры; поэтому пренебрежение им, даже уменьшение ареала его распространения воспринимается болезненно. С ценностной позиции язык не только является средством передачи сообщения, то есть средством коммуникации, но и мировоззрением и мироощущением народа-носителя этого языка, в нем зафиксирована биография нации, на нем говорили предки и он является моделью мира. Язык суть неотъемлемый признак нации: нет национальности без языка. Национальным сознанием язык воспринимается как живой организм, который требует бережного отношения и заботы. За потерей языка следует разрушение исторической наследственности, связи времен, памяти... Язык является объектом любви, он - ось национальной культуры, объект уважения, потому что родной и является моей собственностью. Поэтому национальный язык является наиважнейшим феноменом культуры. Нет культуры без языка; языком пронизаны все феномены культуры, для культуры он - всеобъемлющ. Это означает, что язык является определяющим не только для какой-либо конкретной, отдельно существующей культурной среды, но, если что-либо существует в культуре, то это имеет свое оформление в языке. Иными словами, культура существует в языке, а язык является способом существования культуры.

Также считают или ощущают, что процессы глобализации обуславливают разрыв памяти. Культура суть форма исторической памяти; она - коллективная память, в которой происходит фиксация, сохранение и запоминание уклада жизни, социального и духовного опыта данного общества. Культура как память сохраняет не все, что было создано народом, носителем этой культуры, а то. что объективно оказалось ценным для нее. Если мы воспользуемся аналогией и осмыслим значение и роль памяти в реальной жизни конкретного человека, тогда нам станет более ясным и значение культурной памяти в жизни нации. Человек, теряя память, теряет и собственную биографию, собственное «Я» и индивидуальную целостность; он существует физически, но не имеет прошлого, настоящего и будущего. Он не знает, кто он, для чего существует, чего хочет и т.д. Ту роль, которую играет память в жизни индивида, в историческим бытии общества и нации исполняет культура. Культура суть форма памяти, которая передается сквозь поколения, и посредством которой культурная жизнь нации сохраняет непрерывность, последовательность и единство. В биологических организмах эту функцию выполняет генные структуры: видовые популяции определяются генетической наследственностью, которая передается по крови. Социальный же опыт людей передаётся последующим поколениям не по крови, а посредством культуры, и именно в этом смысле можно назвать культуру негенетической памятью.

Нация осознает свое единство, она имеет историческую память, посредством которой воспринимается ее прошлое в качестве основы настоящего и будущего. В национальном самосознании связь времен осмыслена как единая непрерывность, поэтому сохраняется контакт даже с далекими предками: они и их деяния перманентно присутствуют в жизни современников. Образ жизни, который определен культурой, рассматривается не просто как ординарный бытовой фактор, а как значительное завоевание, в достижение которого внесли вклад усердие и труд многих поколений.

Для национального сознания собственный жизненный уклад нации воспринимается не только как своеобразный, только ему присущий способ оформления жизни, но также и как превосходство по отношению к другим культурам. Для национального сознания твердость культуры и уклада жизни осмысливается как преодоление конечности. Каждый представитель нации видит преодоление собственной эмпирической конечности в бессмертии национальной культуры, где будущие поколения сохранят уклад жизни, присущий этой культуре, как это делают современники и как это делали предки. Своеобразное чувство, которое постоянно сопутствует национальному самосознанию, сознание самобытности собственной нации и ее отличий от других наций называется национальным чувством. Представители одной нации отличаются от представителей другой физическим типом, различны и их обычаи, тип поведения и бытовые навыки. В процессе исторического развития нация вырабатывает определенные представления и ценностную ориентацию. Общение с другой культурой лишь усиливает симпатии к собственной нации. Сознание принадлежности к нации означает, что человек связан с ней общностью характера, что судьба и культура нации влияет на него, что сама нация живет и реализуется в нем. Он воспринимает нацию частью своего «Я»; поэтому оскорбление собственной нации воспринимает как личное оскорбление, а успехи представителей своей нации и признание их другими вызывает чувства национальной гордости. Человек настолько определен культурой, что изменение даже в такой незначительной сфере какой является кулинария, кухня, стол, воспринимается весьма болезненно (вспомним историю прихода корпораций «Макдональдс» и «Кока-кола» в Грузию). Надо сказать, что «макдональдизация» употребляется как синоним «глобализации», не говоря уже о тех изменениях в традициях, религии, морали, искусстве, каждодневной жизни, к которым она приводит. Очевидно, что традиционные, немодернизированные общества сильнее сопротивляются процессами глобализации, для них культура - это историческая память, что, как очевидно, воспринимается родной моделью оформления жизни. Отказ от культуры означает разрыв памяти и, следовательно, аннулирование собственной самобытности. Непрерывность культуры для национального сознания, осознают это или нет, означает отрицание личной смерти и обоснование бессмертия. Культура предлагает своему носителю приемлемые требования к порядку поведения, ценностям и нормам, которые являются основой психического равновесия индивида. Но, стоит человеку попасть в такую ситуацию, когда в его повседневности участвуют различные культурные системы и когда социальная среда требует от него действий, противоположных нормам его культуры, а часто даже и исключающих ее, человек все же старается сохранить свою культурную идентичность, хотя среда и требует культурной адаптации. Создается ситуация, в которой человек или группа людей вынуждены исполнять требования различных культурных систем, которые часто противостоят друг другу и друг друга исключают. Все это обуславливает разрушение целостности сознания и приводит к внутреннему дискомфорту личности или социальной группы, что, в свою очередь, отражается на поведении, которое может быть агрессивным и выражаться в националистических, криминальных, антиконфессиональных действиях личности а также в депрессивном и меланхолическом настроениях.

Характер культуры и виды сопротивления

Попытаемся проанализировать то, какие факторы обуславливают антиглобалистские движения, или, иначе, как различные культуры относятся к процессу создания всемирного общества. Начнем с культуры, которая является самым ярым противником глобализационных процессов, а именно - с мусульманской культуры. Кроме тех признаков о которых мы говорили выше и которые ценны и для них - традиции, язык, ценности, ментальность, уклад жизни — в сознании индивида или народов-носителей этой культуры специфическим является то обстоятельство, что глобализационные процессы воспринимаются ими как триумф их традиционных противников - христиан. Каждая политическая, экономическая, культурная и, тем более, военная акция направленная в их сторону, воспринимается как крестовый поход. Историческая память этой культуры на протяжении веков формировалась, в основном, в противостоянии с христианами, которое и определило внесение такого радикального пункта в их священную книгу, Коран, который выражается в существовании религиозной войны - джихада; каждый из мусульман, кто отдал жизнь за веру, гарантированно получает место в раю. Мусульманская культура не подвергала модернизации религию, и она поныне главной составной ее частью, осью культуры, и, следовательно, оценка событий определяется именно религиозным сознанием.

Своеобразный характер сопротивления проявляют и представители православной - славянской культуры и их страна-лидер, Россия. Отношение России, как уже бывшей сверхдержавы, к глобализационным процессам весьма своеобразно и исходит из души этой культуры. Россия на протяжении веков обосновывала панславистскую идею, мечтая стать третьим Римом, но, к сожалению, таковым стал Вашингтон, а не Москва. Политика России явно антиглобалистская. Она завидует Америке, но сегодня не обладает силой ей противостоять.

Что касается стран западной Европы, где и родилась глобалистская идея, их положение весьма драматично. На первый взгляд, они выглядят партнерами США в глобализационных процессах, но очевидно, что попрано их национальное достоинство. Реабилитировать его пытаются в защите языка и художественной культуры. Это ясно заметно при близком рассмотрении французской, немецкой и итальянской культур; создание новой единой валюты может быть интерпретировано таким же образом. Что же касается Англии, то она удовлетворяет свои амбиции уже тем, что языком мира в результате глобализации становится английский.

Более сдержанное противостояние глобализации проявляют представители китайской культуры; они, если можно так выразится, стараются возвести Великую китайскую стену на современный манер. Изменения китайская культура переживает трагически. Они считают, что каждое изменение еще более отдаляет их от культурного идеала «золотого века». Поэтому китайцы стараются не поддаться тому языку, разговор на котором отодвинет на задний план национальные ценности. Китайцы, например, избегают разговора о правах человека, благодаря чему, как им представляется, сохраняют самобытность. Явное же противостояние было бы лишними хлопотами, да и США не вызывает их на явную конфронтацию, так как в этой стране еще не окреп и не развился международный капитал; кроме того, это страна обладает ядерным оружием и, поскольку пока еще не осуществлена военная космическая программа, открытая конфронтация с Китаем нанесет ощутимый ущерб национальным интересам Америки.

Индийская культура и сегодня не предает принципы буддистского мировоззрения и, как будто бы, находится в стороне от мировых процессов. Она ни за, ни против; да и ни одна страна-гегемон не старается беспокоить ее, словно спящего ребенка.

Япония же, на основании своего уникального опыта, который выражается в своеобразном синтезе традиции и европейских ценностей, считает, что глобализация не сможет подточить основы ее культуры, и старается использовать глобализационные процессы для укрепления собственных традиций.

- 32.72 Кб

Введение

  1. Понятие глобализации
  2. Влияние глобализации на национальные культуры

Заключение

Список литературы

Введение

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. 1

Процесс глобализации касается и культурной сферы жизни общества. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся в XX веке влиянием США в мире.

Этот процесс ведёт к стиранию этнических культурных особенностей, создавая некий «гибрид» культур. По мнению многих авторов этот процесс является главным врагом современной культуры, т.к. «гибрид» не может воспроизводиться и совершенствоваться.

Целью данной работы является изучение влияния процесса глобализации на национальные культуры. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить понятие глобализации, её историю и причины
  • Выявить влияние глобализации на национальные культуры
  • Изучить критику глобализации и определить её негативные последствия для национальных культур.

Понятие глобализации

Глобализация у самом общем виде - это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Она, безусловно, является одним из важнейших экономических, политических и культурных процессов, противостоять которой в настоящее время не способно ни одно национальное государство. Причем если раньше те или иные ее последствия ощущали на себе, прежде всего, всесильные транснациональные корпорации и международные организации, то в последние годы прошлого века она коснулась повседневной жизни миллионов простых людей всех стран и континентов.

Само слово «глобализация» указывает на тот факт, что ключевую роль в этом процессе играет, прежде всего, бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Само слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») ввёл в употребление Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась». 2

Одно из определение понятия « глобализация» дал известный российскоий ученый В.М. Межуев: «усиливающуюся взаимозависимость национальных государств и регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в единую систему с общими для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения». 3

М. Делягин отмечал, что процесс глобализации характеризуется такими чертами, как «разрушение административных барьеров между странами, планетарное объединение региональных финансовых рынков, приобретение финансовыми потоками, конкуренцией, информацией и технологиями всеобщего мирового характера. Важнейшей чертой глобализации является формирование в масштабах всего мира не просто финансового или информационного рынка, но финансово - информационного пространства, в котором во все большей степени осуществляется не только коммерческая, но и вся деятельность человечества». 4

С. Панарин писал, что глобализацию «определяют как процесс ослабления традиционных территориальных, социокультурных и государственно-политических барьеров, некогда изолировавших народы друг от друга, но в то же время предохранявших от неупорядоченных внешних воздействий, и становление новой, беспротекционистской системы международного взаимодействия и взаимозависимости». 5

На настоящий момент среди учёных нет общепринятой концепции глобализации. В различных научных дисциплинах, регионах и обществах в это понятии вкладывается свой, особенный смысл. Таким образом, процсс глобализации еще нуждается в серьезном теоретическом осмыслении.

Несмотря на то, что сам термин «глобализация» относительно молод, этот процесс имеет долгую историю. С ростом она постоянно испытывала сопротивление. Факторы сопротивления можно разделить следующим образом:

  • Естественные (огромные масштабы планеты, ограниченность возможностей человека и т.д.)
  • Личностные (сопротивление, связанное с волеизъявлением сталкивающихся индивидов, общин, цивилизаций и т.д.)

Некоторые черты глобализации проявились уже в эпоху античности. К примеру, Римская империя стала одним из первых государств, которое утвердило свою гегемонию над Средиземноморьем, что, в последствии, привело эту территорию к глубокому переплетению различных культур и появлению межрегионального разделения труда.

Но, истоками глобализации все же принято считать начало развития рыночных отношений в Западной Европе и бурный рост европейской торговли, сформировавший «европейскую мировую экономику» в XII-XIII вв. Затем стал наблюдаться некоторый спад в XIV-XV вв., внось этот процесс возобновился в XVI-XVII вв. В эти столетия устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. Результатом этого стало распространение по всему миру португальских и испанских торговцев, а колонизацией Америки. В XIX веке произошла быстрая индустриализация, которая в свою очередь привела к росту торговли и инвестиций между всеми европейскими державами, а также их колониями и США.

С самого начала XX века процессы глобализации усилились, и им не смогла помешать даже Первая мировая война. Рост международной торговли продолжился и в 1920-е годы, когда произошла в определённой степени либерализация внешней торговли западноевропейских стран. Резкий обвал международной торговли и свертывание глобализации произошли в 1930-е годы, после начала Великой депрессии и введения ведущими западными державами в 1930-1931 гг. высоких импортных пошлин.

По окончанию Второй мировой войны процессы глобализации вновь возобновились, причём в ускоренном темпе. Этому способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. В настоящее время, процессы глобализации приобрели как никогда усиленный характер.

Как часть процесса глобализации можно выделить глобализацию культурную. Для неё характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. Однако, с другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Существует мнение, что это ведёт к утрате национальных культурных ценностей, которая порождает борьбу за возрождение национальной культуры.

Существует большой объём критики процесса глобализации. И высказывают это критику не только антиглобалисты, но и ряд политических деятелей, а также некоторые экономисты и учёные. В качестве примера можно привести известного экономиста Джозеф Стиглиц, написавшего ряд книг, в которых содержится острая критика глобализации. Стиглиц доказывает на многочисленных фактах и примерах, что она разрушает промышленность, способствует росту безработицы, нищеты, тормозит научно-технический прогресс и усугубляет экологическую катастрофу на планете. Ряд авторов также указывают на то, что глобализация способствует падению рождаемости. Другие утверждают, что глобализация используется США как инструмент для ослабления или уничтожения своих геополитических противников. И таких мнений множество.

Сторонники глобализации утверждают, что все современные процессы и связанные с ними негативные явления имеют естественный характер и ими невозможно управлять. А критики глобализации, наоборот, убеждены, что крупные государства в состоянии значительно уменьшить негативное влияние последней. В качестве альтернативы современной глобальной экономике, по мнению ряда мыслителей, может стать образование 10-20 национальных или региональных экономик («зон свободной торговли»), которые должны быть защищены от негативного влияния глобальной экономики посредством протекционизма и золотого (или «сырьевого») стандарта как основы установления валютных курсов.

Влияние глобализации на национальные культуры

Процесс глобализации крайне резко обострил проблему национально-культурной идентичности. Сегодня, благодаря глобализации, эта проблема является одной из важнейших, тревожащих не только культурологов, но и политиков, общественных и религиозных деятелей, прогрессивно мыслящих представителей естественнонаучного знания. Вместо того, чтобы быть средством обогащения, источником заимствований каждой культуры со всеми иными, она превратилась в форму обезличивания практически всех культур.

При таком положении дел очень опасно принятие идей глобализации широкими массами. История не знает примеров того, чтобы нация, признавшая свое духовное поражение, сохранила бы свой творческий потенциал и смогла превратиться в активного исторического субъекта, оказывающего влияние на процессы, протекающие в различных сферах жизни общества.

В условиях современности происходит переход от культуры национальной к культуре глобальной, языком которой служит английский язык. Американский доллар используется во всем мире, западная массовая культура стремительно проникает в нашу жизнь. Глобализация ведет к понижению статуса национальных языков, утверждению в качестве единственного средства межкультурного взаимодействия английского языка, хотя он является родным языком лишь 380 млн. жителей планеты. В настоящее время большая часть книг, газет и журналов издается на английском языке. Более 80% материалов, размещенных в Интернете, представляют собой англоязычные тексты. То же можно сказать и об аудиовизуальной продукции, находящейся в Сети, которая практически вся создана англоязычными авторами. Знание английского языка стало непременным требованием, которое ставится перед теми, кто рассчитывает получить работу в крупных фирмах, банках, страховых компаниях и т.д.

Практика показывает, что другие языки, в том числе и те, которые являются официальными языками ООН, постепенно теряют свою значимость. Ареал распространения этих языков постепенно сужается, число носителей данных языков уменьшается, активно используемый словарный запас становится все более и более скудным, разговорная речь и письменные тексты стремительно насыщаются чужеродными заимствованиями, представляющими, как правило, кальку с английского и бессмысленными, с точки зрения норм русского литературного языка выражений.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

В процессе глобализации исчезает многообразие типов культурного взаимодействия. Совместно с процессом ее углубления и расширения доминирующим типом взаимодействия между различными культурными традициями становится экспансия, в ходе которой происходит насильственное внедрение в систему ценностей одной культуры ценностей культуры другой.

В течении последних десятилетий происходит массированное насыщение культурного пространства различных стран образцами американской массовой культуры, поэтому глобализация нередко отождествляется с американизацией. Этот факт вызывает определённую тревогу не только у радикально настроенных консерваторов и фундаменталистов, но и у здравомыслящих традиционалистически- настроенных политиков, а также общественных и религиозных деятелей, которые хорошо представляют последствия переориентации широких слоев населения на ценности американской массовой культуры.

Отождествление культурной глобализации с американизацией связано с усилившимся в XX веке влиянием США в мире.

В настоящее время Голливуд выпускает большую часть фильмов, которая присутствует в мировом прокате. Как свидетельствуют органы статистики, сегодня 85% наиболее посещаемых фильмов – американские (а в таких странах, как Великобритания, Бразилия, Египет, Аргентина, – 100%). Электронная почта и Всемирная паутина позволяют Соединенным Штатам доминировать в глобальном перемещении информации и идей. Спутники переносят американские телевизионные программы на все широты. Информационное агентство США (ЮСИА), как прежде «Голос Америки», использует эти же технологии.

Описание работы

Целью данной работы является изучение влияния процесса глобализации на национальные культуры. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
* Изучить понятие глобализации, её историю и причины
* Выявить влияние глобализации на национальные культуры
* Изучить критику глобализации и определить её негативные последствия для национальных культур.

21 октября исполнилось 210 лет со дня начала Трафальгарской битвы, в которой британский флот разгромил франко-испанские корабли. Это сражение надолго закрепило за Англией статус "владычицы морей", а Наполеона заставило кардинально повернуть ход войны, обратив свой взгляд на других соперников — Австрию и Россию.

Старинные враги

Весной 1805 года Россия и Англия подписали в Петербурге союзный договор, на основе которого обе страны начали создавать третью антифранцузскую коалицию. К ней вскоре присоединилась Австрия, Швеция и Неаполитанское королевство.

Для Англии Франция была старинным врагом. В XVIII веке обе страны неоднократно вели между собой войны как за главенство на Европейском континенте, так и за обладание заморскими колониями — в Северной Америке и Азии. Удача сопутствовала солдатам в красных мундирах — Британия отвоевала Канаду и французскую часть Индии.

После Французской революции к геополитическим разногласиям прибавились идеологические. Против республиканской Франции, казнившей своего короля Людовика ХVI, объединились почти все европейские монархи. При этом англичане были одной из главных действующих сил любой антифранцузской коалиции.

Мальта как предлог для войны

Приход к власти молодого и амбициозного генерала Буонапарте лишь подлил масла в огонь старого противостояния. Несомненный военный талант Наполеона, который одержал ряд побед над врагами, заставил противников, в том числе Англию, на время заключить с ним мир. Но было очевидно, что Амьенское соглашение, заключенное в 1802 году, является всего лишь передышкой для Франции и Англии перед новой решительной схваткой.

Англичане с тревогой следили за внутренним и внешним усилением Франции и не торопились возвращать последней захваченный остров Мальту и ряд ее владений в Африке и Азии. В свою очередь Наполеон активно расширял свое присутствие на Европе, в частности в Голландии и Швейцарии.

Заклятые соперники не могли долго демонстрировать друг другу приятные манеры. В начале 1803 года Первый консул Франции на приеме в Париже раздраженно заявил английскому послу Витворду о том, что, если его правительство не вернет Мальту, война неминуема. В итоге в 1803 году Англия объявила войну Франции.

Плевок в адрес королей

На решение же Александра I вступить в войну против императора повлияло похищение с сопредельной территории и последующий расстрел во Франции в 1804 году наследного принца династии Бурбонов герцога Энгиенского, которого Бонапарт заподозрил в интригах против себя. По этому поводу Антуан Буле де ля Мерт, председатель Законодательной комиссии, разработавшей известный Гражданский кодекс Наполеона, изрек историческую фразу: "Это больше, чем преступление. Это ошибка".

Еще одним шагом Наполеона, переполнившим чашу терпения молодого Романова, стало объявление себя императором, что ставило выскочку выше европейских королей — породистых аристократов, и было откровенным плевком в их адрес. А самое главное, новый монарх активно стремился к территориальному переделу на континенте — в свою пользу.

В свою очередь у Франции имелся союзник в лице Испании, где правил влиятельный фаворит испанской королевы Мануэль Годой. После расторжения Амьенского мира всесильный Наполеон легко пресек робкие попытки Годоя сохранить нейтралитет своей страны в войне и втянул его в новый европейский конфликт. Устраниться от боевых действий удалось лишь Пруссии, которая дипломатически маневрировала, выжидая, что будет дальше.

Наполеон и Гитлер перед трудной задачей

Перед Наполеоном стояла сложная задача. Ему предстояло сразиться со своими противниками и на суше и на море. И если в первом случае ничего нового для него не было, то противоположным образом обстояло дело с вторжением в Англию. А то, что это необходимо сделать, Бонапарт не сомневался, поскольку злейшего врага надо было побеждать в его логове.

Надо отметить, что бросок через Ла-Манш планировался Наполеоном еще в 1798 году, однако, изучив ситуацию, тогда он решил, что легче бороться с англичанами в Египте, для которых потеря этой страны была бы весьма болезненным ударом. Спустя 7 лет он вернулся к первоначальному плану.

Летом 1805 года Наполеон сосредоточил 180-тысячную армию вторжения на французском и голландском побережье, готовясь к высадке на острова Туманного Альбиона. Загодя была построена большая флотилия судов для перевозки десантников. Но перед ним была та же задача, которая встала летом 1940 года перед Гитлером, — как переправить свои войска через пролив Ла-Манш таким образом, чтобы английский флот не пустил их на дно?

Операция отвлечения

Фюрер, как известно, выбрал войну за господство в воздухе. Наполеон рассматривал как вариант высадку десанта с помощью воздушных шаров, которую он обсуждал со своей фавориткой Софи Бланшар, одной из первых женщин — профессиональных воздухоплавателей. Они пришли к выводу, что неблагоприятные ветра могут помешать затее, и Наполеон был вынужден сделать ставку на более устойчивые к непогоде военно-морские силы.

План французского императора заключался в том, чтобы отвлечь британский флот от защиты Англии, после чего десантным судам предписывалось стремительным броском пересечь самую узкую часть Ла-Манша, пролив Па-де-Кале — чуть больше 33 километров. Операция отвлечения заключалась в визите объединенного французско-испанского флота под командованием адмирала Пьера-Шарля де Вильнева к берегам британской Вест-Индии, после чего вернуться обратно к берегам Франции.

Британским флотом командовал человек, который однажды загнал Наполеона в ловушку — адмирал Горацио Нельсон. В 1798 году английские моряки под его командованием не смогли помешать высадке вражеской экспедиции в Александрии, зато успешно разгромили французский флот в битве при Абубакире, заперев тем самым армию Наполеона в Египте. В свою очередь адмирал де Вильнев был тогда бит Нельсоном и сдался англичанам.

Не лучший выбор императора

Выбор Вильнева на роль командующего объединенной эскадрой — безвольного и малоинициативного человека — был, мягко говоря, не самым удачным шагом Наполеона. Куда больше на эту роль подходил испанский адмирал Фредерико Карлос Гравина, который в силу малочисленности своего флота был подчинен французскому коллеге.

Справедливости ради отметим, что на этот шаг Бонапарт пошел не от хорошей жизни — самый талантливый французский флотоводец, дважды отбивавший атаку Нельсона на свои корабли, адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль умер еще летом 1804 года. Таким образом, достойных соперников у Нельсона к началу Трафальгарского сражения просто не было.

Объединенный флот выполнил свой маневр и повернул к берегам Европы, избежав столкновения с кораблями Нельсона. Однако на обратном пути 22 июля 1805 года встретился у мыса Финистерре с эскадрой вице-адмирала Роберта Кальдера. В ходе боя оба главкома не проявили себя.

Плохое самочувствие матросов

Кальдер позволил врагам уйти и тем самым не отвел от Англии грозящей ей опасности (за что был судим и разжалован). Вильнев уклонился от схватки, предоставив эту честь испанцам, а после сражения решил бросить якорь не во Франции, а в Испании. То есть он не приблизился, а удалился от места предполагаемого десантирования наполеоновской армии.

После этого простоял, несмотря на приказы императора, 2 месяца в испанском городе Кадис, ссылаясь на плохое состояние кораблей и непрестанные болезни среди французских и испанских экипажей. Все это, наряду с наступлением Австрии и России на континенте, сорвало план французского вторжения в Англию. В октябре 1805 года, когда до де Вильнева дошли слухи, что его собираются заменить на другого адмирала, он подчинился распоряжению Наполеона и вышел в море.

Новая задача Объединенного флота состояла в том, чтобы, перейдя из Атлантики в Средиземное море, соединиться с испанским контр-адмиралом Сальседо и, в конечном счете, высадить находившиеся на кораблях войска в Неаполе, тем самым поддержав французского генерала Сен-Сира, который должен был атаковать Неаполитанское королевство с севера.

Три залпа в ответ на один

Недалеко от города Кадиса и Гибралтарского пролива у мыса Трафальгар утром 21 октября 1805 года франко-испанский флот увидел британскую эскадру. Несмотря на то что численный перевес был на его стороне (40 кораблей против 33), де Вильнев принял решение боя не принимать и вернуться обратно в Кадис. Резкий разворот расстроил ряды Объединенного флота, однако первый залп битвы произвели все же не англичане, а испанцы.

Тем не менее британцы надвигались решительно и сплоченно, а в рядах их противников царила растерянность. Подчиняясь первоначальному приказу, командующий авангардом вице-адмирал Пьер Дюмануар увел 9 кораблей в Кадис, несмотря на последующие распоряжения де Вильнева.

В то же самое время Нельсон в полной парадной форме, находясь на линейном корабле Victory, бесстрашно бросился в самую гущу боя. На уговоры спуститься вниз и не рисковать собой, британский адмирал заявил, что один его вид воодушевляет матросов. Надо сказать, что они старались. Особенно артиллеристы, которые успевали давать три залпа за то время, пока французские и испанские канониры производили один.

Одному пуля в грудь, другому — нож

Однако такая бравада стоила жизни прославленному адмиралу. Он был ранен метким стрелком с вражеского корабля и в тот же день скончался. Битва же, то затихая, то продолжаясь, длилась до 23 октября 1805 года. Погиб от ран и Гравина, который, по сути дела, руководил боем с британским флотом. При этом ему удалось спасти многие корабли от английского плена.

Объединенный флот потерпел серьезное поражение, потеряв 18 кораблей, из которых 17 были захвачены. Англичане же сохранили все свои корабли, а самое главное, статус самого непобедимого флота. В итоге, Наполеон окончательно расстался с мечтой о вторжении на Британские острова.

Что касается де Вильнева, то он вновь попал в плен, откуда был отпущен через несколько месяцев под честное слово больше не воевать с Англией. Вскоре по возвращении на родину, 22 апреля 1806 года, его нашли мертвым. По одной из версий, он покончил с собой, страшась гнева Наполеона, по другой — несколько ножевых ранений адмиралу нанесли по приказу самого императора, "отплатившего" тем самым своему незадачливому адмиралу.

Французский линкор "Дюнкерк"

"У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг — защищать эти интересы."

Посмотрим с разных сторон на происходящее...

А именно на захват либо уничтожение французских кораблей и их колоний по всему миру англичанами, и начало англо-французской войны 1940-1942 годов...
Итак версия Черчилля:
Французский флот был дислоцирован следующим образом: два линкора, четыре легких крейсера, несколько подводных лодок, в том числе одна очень большая «Сюркуф»; восемь эсминцев и около двухсот мелких, но представлявших значительную ценность минных тральщиков и охотников за подводными лодками находились по большей части в Портсмуте и Плимуте. Они были в нашей власти. В Александрии находились: французский линкор, четыре французских крейсера (три из них - современные крейсера, вооруженные 8-дюймовыми орудиями) и ряд более мелких кораблей. Сильная английская эскадра стерегла эти корабли. На другом конце Средиземного моря, в Оране и в соседнем с ним военном порту Мерс-эль-Кебире, стояли два лучших корабля французского флота - «Дюнкерк» и «Страсбург», современные линейные крейсера, значительно превосходившие «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и построенные специально с целью превзойти эти последние. Переход этих кораблей в руки немцев и появление их на наших торговых путях были бы крайне неприятным событием. Вместе с ними стояли два французских линкора, несколько легких крейсеров, ряд эсминцев, подводных лодок и других кораблей. В Алжире было семь крейсеров, из которых четыре были вооружены 8-дюймовыми орудиями, а на Мартинике - авианосец и два легких крейсера.
В Касабланке находился «Жан Бар», только что прибывший из Сен-Назера, но не имевший своих орудий. Это был один из основных кораблей, учитывавшихся при подсчете военно-морских сил всего мира. Строительство его еще не было закончено и не могло быть закончено в Касабланке. Ему нельзя было дать уйти в какое-либо другое место. «Ришелье», строительство которого было гораздо ближе к завершению, пришел в Дакар. Он мог идти своим ходом, и его 15-дюймовые орудия могли вести огонь. Много других французских кораблей, имевших меньшее значение, находилось в различных портах. И наконец, ряд военных кораблей в Тулоне находился за пределами нашей досягаемости.

Англия, которая, как полагали иностранцы, трепещет на грани капитуляции перед могущественной выступившей против нее державой. Англия нанесла жестокий удар по своим лучшим вчерашним друзьям и обеспечила себе временное бесспорное господство на море . Стало ясно, что Целью операции «Катапульта» был одновременный захват всего доступного нам французского флота, установление контроля над ним, вывод из строя или его уничтожение.
Ранним утром 3 июля все французские корабли в Портсмуте и Плимуте были взяты под английский контроль. Выступление было неожиданным и в силу необходимости внезапным. Были использованы превосходящие по численности силы, и вся операция показала, как легко немцы могли бы завладеть любыми французскими военными кораблями в портах, находившихся под их контролем. В Англии передача кораблей, за исключением «Сюркуфа», прошла в дружественной обстановке, и команды охотно сходили на берег. На «Сюркуфе» были ранены два английских офицера, убит старшина и ранен один матрос. В драке был убит один француз, однако были приложены успешные старания успокоить и подбодрить французских моряков. Сотни моряков добровольно присоединились к нам. « Сюркуф» после доблестной службы погиб 19 февраля 1942 года со всем своим храбрым французским экипажем.
Смертельный удар должен был быть нанесен в западной части Средиземного моря. Здесь в Гибралтаре вице-адмирал Сомервелл с «соединением Эйч», состоявшим из линейного крейсера «Худ», линкоров «Вэлиант» и «Резолюшн», авианосца «Арк Ройал», двух крейсеров и одиннадцати эсминцев, получил приказ, посланный из адмиралтейства в 2 часа 25 минут утра 1 июля:
«Быть готовым к „Катапульте“ 3 июля».
Адмирал отплыл на рассвете и оказался вблизи Орана примерно в 9 часов 30 минут утра.
Переговоры продолжались весь день. В 6 часов 26 минут вечера было послано окончательное распоряжение:
«Французские корабли должны либо принять наши условия, либо потопить себя, либо быть потопленными вами до наступления темноты».
Но операция уже началась. В 5 часов 54 минуты адмирал Сомервелл открыл огонь по этому мощному французскому флоту, который находился, кроме того, под защитой своих береговых батарей. В 6 часов вечера он сообщил, что ведет тяжелый бой. Обстрел продолжался около десяти минут, и за ним последовали ожесточенные налеты наших самолетов, действовавших с авианосца «Арк Ройал». Линкор «Бретань» был взорван. «Дюнкерк» сел на мель. Линкор «Прованс» выбросился на берег, «Страсбург» ускользнул и, хотя он подвергся атакам самолетов-торпедоносцев и был поврежден ими, все же достиг Тулона так же, как и крейсера из Алжира.
В Александрии после длительных переговоров с адмиралом Кэннингхэмом французский адмирал Годфруа согласился выгрузить горючее, снять важные части с орудийных механизмов и репатриировать часть своих экипажей. В Дакаре 8 июля авианосец «Гермес» атаковал линкор «Ришелье», который подвергся также атаке исключительно отважного моторного катера. В «Ришелье» попала воздушная торпеда, и он был серьезно поврежден. Французский авианосец и два легких крейсера во Французской Вест-Индии были разоружены после долгих переговоров и в соответствии с соглашением с Соединенными Штатами.
4 июля я подробно доложил палате общин о том, что мы сделали. Хотя линейный крейсер «Страсбург» ускользнул из Орана и у нас не было сообщений о том, что «Ришелье» действительно выведен из строя, в результате принятых нами мер немцы в своих планах уже не могли более рассчитывать на французский флот.
Устранение французского флота, как важного фактора, почти единым ударом, с помощью насильственных мер, произвело глубокое впечатление во всех странах. Это сделала Англия, которую многие сбросили со счетов, думая, что она беспомощна; Англия и ее военный кабинет ничего не страшится и ни перед чем не остановится . Так оно и было.
1 июля правительство Петэна переехало в Виши и стало действовать как правительство неоккупированной Франции. Получив известие из Орана, оно отдало приказ об ответных мерах - воздушном налете на Гибралтар, и с французских баз в Африке на Гибралтарский порт было сброшено несколько бомб. 5 июля оно официально порвало отношения с Великобританией. 11 июля президент Лебрен уступил место маршалу Петэну, который стал главой государства по решению огромного большинства в 569 голосов против 80, при 17 воздержавшихся и многих отсутствующих."
Итак вы узнали о начале событий со слов Черчиля, а теперь посмотрим с другой стороны.
После вероломного нападения с 1940 по 1942 год Англия и неоккупированная немцами часть Франции находились в состоянии войны!
Знали ли вы о крупнейшем военно - морском сражении второй мировой войны? Думаю вряд ли. Об этих страницах истории стремятся помалкивать... Немного предистории.

После предательства Англией своих союзников и поспешного бегства из Дюнкерка... А ведь Черчилль стремился заставить Францию сражаться до последнего француза, хотя сам обещал лишь поддерживать деньгами... Правительство Франции видя ненадежность своего союзника отказалось идти на поводу у англичан.
10 июня правительство Рейно, покидая Париж, обратилось к президенту США Рузвельту с отчаянной просьбой о помощи. Соединенные Штаты могли предъявить Гитлеру ультиматум, требуя остановить наступление во Франции. Наконец, янки могли предложить свои посреднические услуги в деле заключения перемирия. Однако Рузвельт отказался...
22 июня 1940 г. в Компьене, в том же самом вагоне, где было подписано перемирие в 1918 г., французские представители подписали капитуляцию.
По условиям перемирия под контролем правительства Виши осталась южная часть Франции. Северная часть страны и всё атлантическое побережье были оккупированы германскими войсками. Весь французский флот остался в подчинении правительства Виши.
Итак, Германия не желала иметь побежденную Францию в качестве союзника, и потребовала от правительства Петена соблюдать строжайший нейтралитет...
Могли ли французские корабли и небольшие сухопутные части, разбросанные по колониям по всему свету - в Сирии, Алжире, Марокко, Сенегале, Экваториальной Африке и на Мадагаскаре - как-либо угрожать Англии? Разумеется, нет!
В июле 1940 года началось формирования правительства Виши в не оккупированной немцами Франции. И тут Великобритания нанесла удар по своему разгромленному союзнику ! Нападение на него - акт международного разбоя по всем международным законам.
До 3 июля 1940 г. солдаты и офицеры французских колониальных войск относились к своим недавним союзникам как собратьям по оружию, друзьям и помощникам, пусть не слишком успешным в борьбе с сильным противником. Кстати, последствием этого вероломного нападения произошедшего 3 июля 1940 года было то, что десятки тысяч французов захотели вступить в ряды добровольцев, чтобы воевать против СССР и Британии в составе немецкой армии!!!

Черчилль принимает решение захватить или уничтожить французский флот и оккупировать все французские колонии. Разумеется, он думал не о войне с Гитлером, а о послевоенном разделе мира. План нападения на французов получил название «Катапульта»...
Как результат произошла самая крупная морская битва Второй мировой войны. Хотя это мягко говоря не совсем точно. Скорее вероломное нападение и расстрел беззащитных жертв! Случилось это забытое событие 3 июля 1940 г. в Средиземном море у Мерс-Эль-Кебира вблизи порта Оран в современном Алжире, в те времена это была Французская Северная Африка. В бою с обеих сторон участвовали семь линкоров, десятки эсминцев и подводных лодок. Кроме того, это было единственное сражение, где кроме линкоров одновременно участвовали палубная и береговая авиация, а также береговая артиллерия.
Любой сильный флот является бельмом на глазу у Британии.
Только она может являться владычицей морей!

"Вокруг земного шара Британская вода.
Стоят у Гибралтара Английские суда.
Неисчислимы рейсы. Широкий путь открыт.
У берега твой крейсер На Индию глядит.
Ты в Африке оставила Следы от якорей.
Британия, Британия, Владычица морей..."

Кстати, вспомним ее политику в прошлом. Нужно помочь слабому против сильного, иначе он может возвыситься и потеснить Британию на пьедестале, а в нужный момент предать и его. А как обстояли дела в истории? Ах да, не так давно во времена Наполеоновских войн англичане сожгли флот французов - роялистов в Тулоне, узнав что приближается Бонапарт...
Что? Дания хочет быть нейтральной в войне? У нее неплохой флот... Дважды сожгли вместе с Копенгагеном в 1801 и 1807. Так лучше...
Во время интервенции в РСФСР 1918 года, что англичане не утопили, то себе забрали. Ни белым, ни красным, не нужен вам Черноморский флот! Зря что ли мы его заставили уничтожить гораздо раньше в Крымской войне и лишили возможности иметь на 15 лет.

Хроника событий:

3 июля к французской военно-морской базе Мерс-эль-Кебир подошла английская эскадра адмирала Соммервиля в составе линкоров: «Вэлиант»

Британский линкор: «Вэлиант»

«Резолюшн»,

авианосца «Арк Роял»,

легких крейсеров «Аретьюза», «Энтерпрайз» и одиннадцати эсминцев.
Здесь в Мерс-эль-Кебире были дислоцированны французские корабли адмирала Жансуля, состоявшие из линкоров: «Дюнкерк»

, «Страсбург»,

«Прованс»

и «Бретань»,

шести лидеров, гидроавианосца «Коммандан Тест»

и дюжины вспомогательных судов.
Морская авиация была представлена шестью самолетами «Луар-130» и тремя летающими лодками «Бизерта», а также четырьмя «Луар-130» на борту линкоров «Дюнкерк» и «Страсбур».
Противовоздушная оборона Орана и Мерс-эль-Кебира состояла из 42 истребителей «Моран-406» и «Хок-75» на аэродромах Ла-Сенья и Сен-Дени-Дю-Сиг.
Кроме того, у французов имелось около полусотни бомбардировщиков DB-7 и LeO-451, однако после того, как несколько машин было угнано своими экипажами в Гибралтар, местный авиационный начальник полковник Ружевэн приказал привести остальные бомбардировщики в небоеспособное состояние.
Были французские береговые батареи, оснащенные устаревшими орудиями: батарея Канастель - три 240-мм орудия; форт Сантон - три 194-мм орудия; батарея Гамбетта - четыре 120-мм орудия и батарея Эспаньоль - два 75-мм орудия.
Если бы Англия, объявила бы войну Франции хотя бы 1 июля 1940 г., то эскадру Соммервиля ждал бы неминуемый разгром. Но это была не война, а внезапное вероломное нападение. Французские моряки считали, что война для них закончена, а корабли, согласно условиям перемирия, начали разоружаться. Все линкоры были причалены кормой к волнолому, а носом - к берегу, что являлось обычным способом швартовки в мирное время. Таким образом, «Бретань» и «Прованс» могли вести огонь лишь половиной своей артиллерии главного калибра. «Дюнкерк» и «Страсбург» вообще не могли стрелять. Котлы кораблей были холодными. Воздушная разведка подступов к базе не велась. Да и вообще, летчики французских ВВС принципиально не желали воевать.
Адмирал Соммервиль предъявил французскому адмиралу Жансолю ультиматум передать все корабли под британский контроль или затопить их.
Сдача кораблей Англии серьезно подорвала бы позиции Франции на будущих мирных переговорах. Не надо смотреть на события 1940 г. сквозь призму победы 1945 г. Летом 1940 г. Гитлер, Петен, Муссолини и многие другие были уверены, что заключение мира (по крайней мере, в Западной Европе) - дело нескольких недель. Еще более важным было то, что немцы могли счесть передачу кораблей Англии нарушением условий капитуляции и оккупировать Южную Францию.
Во время переговоров британские самолеты-корректировщики низко кружили над французскими кораблями, передавая информацию на британские линкоры, а тем временем офицеры линкора «Страсбург» готовились к торжественной встрече английских коллег и проведению большого банкета.

Внезапно в 16 ч. 56 мин. англичане открыли огонь. Французы не могли прицельно отвечать. В результате на британских линкорах потери составили два человека ранеными, да и то это было следствием попаданий снарядов береговых пушек. Линкор «Прованс» получил несколько попаданий 381-мм снарядов, возник сильный пожар, и корабль лег на грунт на глубине около 10 метров. Тяжелые повреждение получил и «Дюнкерк», который тоже должен был вынужден сесть на мель. «Бретань» тоже получил попадания до того, как отвалил от причала. Линкор начал погружаться кормой.

Горящий линкор "Бретань"

Над ним поднялся густой столб дыма. В 17 ч. 07 мин. он уже был охвачен огнем с носа до кормы, а спустя 2 минуты внезапно опрокинулся и затонул, унося с собой жизни 977 моряков.

Гибель линкора «Бретань»

Несколько истребителей типа «Моран» MS.406 и «Кертисс Хок» 75 наконец-то поднялись в воздух, но по неясным причинам не вели огня по британским торпедоносцам.

(Фото французского эсминца "Могадор". Прорываясь из Марс-эль-Кабира 3 июля 1940 получил прямое попадание британского 381-мм снаряда в корму, что привело к детонации глубинных бомб. У эсминца полностью оторвало корму и он выбросился на мель.)

Линейный крейсер «Страсбург» с пятью эсминцами прорвался в открытое море и направился к главной базе ВМС на южном берегу Франции - Тулону. У мыса Канастель к ним присоединилось еще шесть эсминцев, вышедших из Орана.

Линейный крейсер «Страсбург»

В 17 ч. 10 мин. «Страсбург» и сопровождавшие его эсминцы буквально натолкнулись на английский авианосец «Арк Роял», шедший встречным курсом. Однако командир «Страсбурга» капитан 1 ранга Луи Коллине упустил редкий шанс несколькими залпами 330-мм орудий потопить беззащитный авианосец. Он приказал не открывать огня , а идти своим курсом. Командир же «Арк Рояла» не оценил галантности (или глупости) француза и поднял в воздух шесть «Суордфишей» из 818-й эскадрильи. В 17 ч. 45 мин. «Суордфиши» начали бомбить «Страсбург». Но ни одна из 227-кг бомб не попала в корабль, зато зенитным огнем было сбито два английский самолета.

Горящий линкор «Прованс»

В 19 час. 43 мин. еще шесть «Суордфишей» атаковали «Страсбург». На сей раз англичане применили торпеды. Из-за плотного зенитного огня «Суордфишам» пришлось сбросить торпеды более чем за километр от линейного крейсера, что позволило ему своевременно уклониться. Ближайшая торпеда прошла на дистанции 25 метров за кормой «Страсбурга».

Линейный крейсер «Страсбург» идет на прорыв:

4 июля в 20 ч. 10 мин. «Страсбург» в сопровождении эсминцев благополучно пошел в Тулон. Вскоре в Тулон пришли и шесть французских крейсеров из Алжира.
Во время этого перехода сторожевой корабль «Риго де Женуйи» 4 июля в 14 ч. 15 мин. был торпедирован английской подводной лодкой «Пандора» и затонул.
Французов постоянно подводили то чрезмерная галантность, то чрезмерное хвастовство. После атаки Мерс-Эль-Кебира прессе было заявлено, что «повреждения «Дюнкерка» незначительные и будут вскоре устранены». Англичане расстроились и решили добить «Дюнкерк».

6 июля 1940 г. торпедоносцы «Суодфиш» с авианосца «Арк Роял» трижды атаковали «Дюнкерк» и другие корабли. После налета французам пришлось рыть еще 150 могил.
Нападения же англичан на французские корабли продолжались.

7 июля английская эскадра в составе авианосца «Гермес», крейсеров «Дорсетшир» и «Австралия» и шлюпа «Милфорд» подошла к французскому порту Дакар. В ночь с 7 на 8 июля в порт проник выкрашенный в черный цвет диверсионный катер. Катер сбросил 6 глубинных бомб под кормой французского линкора «Ришелье», чтобы вывести из строя его рули и винты. Однако из-за малой глубины взрыватели не сработали. Через 3 часа линкор атаковали шесть «Соурдфишей» с авианосца «Гермес». Удача улыбнулась лишь одному «Соурдфишу» - его торпеда с магнитным взрывателем прошла под днищем линкора и взорвалась у гребных винтов правого борта. В корпусе возникла пробоина площадью около 40 кв. м, корабль принял 1500 т воды. В целом повреждения были незначительными, но из-за отсутствия должной ремонтной базы в Дакаре на приведение «Ришелье» в состояние готовности к выходу в море потребовался целый год.

Англичане не унимались и в сентябре 1940 г. вновь атаковали Дакар.

Английское соединение «М» вице-адмирала Каннингхэла состояло из линкоров «Бархем» и «Резолюшн», авианосца «Арк Роял», крейсеров «Девоншир», «Фиджи» и «Кумберленд», 10 эсминцев и нескольких малых кораблей.

Нападение на Дакар вылилось в грандиозное трехдневное сражение с участием линкоров, подводных лодок, базовой авианосной авиации, а также береговых орудий калибра 240 мм, 155 мм и 138 мм. Англичане потопили французские лодки «Персей» и «Аякс». Город был охвачен множеством пожаров. Потери гражданского населения 84 человека убитых и 197 раненых.
Однако главная цель англичан - линкор «Ришелье» - остался цел. Оба британских линкора и крейсер «Кумберленд» получили тяжелые повреждения.
Неудача в Дакаре не остановила англичан.

В 1941 году Великобритания под формальным предлогом оккупировала Сирию и Ливан, которыми Франция владела по мандату Лиги Наций.Затем во Французское Сомали. В 1942 году Великобритания под предлогом возможного использования немцами Мадагаскара в качестве базы для подводных лодок осуществила вооруженное вторжение на остров. В этом вторжении тоже принимают участие войска де Голля. На тот момент коллаборациониста, приговоренного к смертной казни французским правительством... Французы воюют вместе с англичанами против французов... Идеально! Не так ли? Сбылась заветная мечта англичан: таскать каштаны из огня чужими руками... Бои продолжались полгода и закончились капитуляцией сил Французского государства в ноябре 1942 года...

В ходе боевых действий было потоплено 15 французских подводных лодок, т. е. больше, чем советский ВМФ потопил германских подводных лодок за всю Великую Отечественную войну.

Осенью 1942 г. американцы напали на французские колонии Марокко и Алжир. 8 ноября новейший американский линкор «Массачусетс»,

Американский линкор «Массачусетс»

тяжелые крейсера «Тускалуза» и «Уичита» совместно с самолетами с авианосца «Рейнджер» атаковали стоявший в гавани Касабланки недостроенный французский линкор «Жан Бар»

На французском линкоре могла действовать лишь одна 380-мм башня, и она стреляла до тех пор, пока прямым попаданием 406-мм снаряда не вывело из строя ее подъемные механизмы...

27 ноября 1942 года под угрозой захвата нацистами остатков своего флота, французы затопили его в гавани Тулона.
Всего французы утопили более 70 кораблей, включая три линкора, 7 крейсеров, 30 эсминцев и миноносцев, 15 подводных лодок.

Остатки линкора "Дюнкерк" в Тулоне

Десятки, если не сотни тысяч мирных французских граждан погибли в ходе бомбардировок союзной авиацией французских городов в 1940-1944 гг. Точные цифры до сих пор не подсчитаны. Но можно с уверенностью сказать, что во Второй мировой войне число французов, погибших от рук немцев, соизмеримо с жертвами англо-американцев!

P.S. Как же меня забавляют комментарии в сообществах от малообразованных антисоветчиков, либерастов и школьников. Регулярно пытающихся сказать какую - либо гадость или сослаться на величайшего знатока Википедию.)