В каких странах обязательно ходить на выборы. Выборы это право или обязанность

Во многих странах (табл. 9.1) участие в выборах является обязательным, а также установлена ответственность за неявку на выборы. Благодаря существованию такой обязанности обеспечивается высокая (90-100%) явка избирателей, что, в свою очередь, полностью отвечает сущности непосредственной демократии – принятию решения большинством населения, а не только большинством принявших участие в голосовании.

Таблица 9.1

Страна

Австралия

Аргентина

Дифференцированная система средств воздействия. Ответственность за первую неявку на выборы (если избиратель об этом не предупредил) в виде штрафа. За вторую неявку штраф увеличится. За неявку в третий раз – штраф и публикация в специальном объявлении. Четвертая неявка влечет за собой потерю права голоса на 10 лет и права доступа к государственной службе

Ответственность в виде отказа снятия заработной платы в банке в течение 3 месяцев

Бразилия

Люксембург

Ответственность за неявку на выборы в виде штрафа

Ответственность за неявку на выборы: списки лиц, не принявших участие в голосовании, публикуют в газетах

Сингапур

Ответственность за неявку на выборы в виде штрафа

Ответственность за неявку на выборы в виде штрафа. За повторные нарушения возможно наступление уголовной ответственности

Швейцария (кантон Шаффхаузен)

В некоторых странах для стимулирования активности избирателей применятся метод убеждения – избирателям предоставляется поощрение. Оно может проявляться в предоставлении незначительных материальных благ или привилегий при реализации своих интересов в будущем. Для преодоления абсентеизма также развивают альтернативные виды голосования – голосование через Интернет, голосование по почте, голосование по доверенности.

Второй аспект свободы выборов заключается в свободном выборе избирателей ("свобода выбора"), т. е. в праве избирателя самостоятельно выбрать кандидата, за которого он намерен голосовать, или в праве не поддержать ни одного кандидата (в случае наличия соответствующей графы в бюллетене для голосования). Этот принцип обеспечивается организационными, юридическими и другими мерами. Избирателю никто не может навязывать, за кого голосовать. Кроме того, для обеспечения свободы выбора применяются меры по ограничению влияния кандидатов или политических партий на избирателей путем материального стимулирования; обеспечение тайного голосования, устраиваются "дни тишины" – т. е. дни без агитации.

Принцип тайного голосования обеспечивается, в основном, организационными средствами, в частности, осуществлением контроля за процессом голосования и подсчетом голосов представителями кандидатов и независимых организаций, наличием специальных избирательных бюллетеней, кабинок для голосования, ящиков для бюллетеней. Избирательные бюллетени должны иметь талон, на котором представляется фамилия избирателя. После отрыва талона на руках у избирателя остается основная часть бюллетеня с фамилиями кандидатов (названиями партий), что исключает возможность установления личности избирателя по опущенным в урну бюллетенем. Бюллетень должен быть составлен таким образом, чтобы избиратель осуществил выбор – недопустимы случаи, когда в бюллетене содержится "волеизъявления по умолчанию" (т. е. отметку необходимо ставить только если избиратель против).

Тайное голосование обеспечивается наличием кабинок (комнат) для голосования, в которых избиратель лично, без посторонних лиц заполняет бюллетень. Но только наличия кабинок для голосования недостаточно – для реализации принципа тайного голосования целесообразно установить обязанность (а не право) заполнять бюллетень именно в кабинках для голосования. Оптимальное размещение кабинок для голосования – между столом для выдачи бюллетеней и избирательными урнами.

Принцип тайного голосования также находит свое проявление в том, что присутствие посторонних лиц во время голосования в кабинке не допускается. Исключения устанавливают только в случае невозможности самостоятельно заполнить бюллетень избирателем, например вследствие физических недостатков. Такое лицо имеет право воспользоваться помощью. В странах, большинство населения которых малограмотно и не может прочитать содержание избирательного бюллетеня, практикуется печать бюллетеней с портретами кандидатов.

В случае, если избиратель ошибся при заполнении бюллетеня, ему, как правило, может быть предоставлен новый избирательный бюллетень. Для этого на каждый избирательный участок передается количество бюллетеней на 5–10% больше, чем количество избирателей на соответствующем избирательном участке. Испорченный бюллетень в ящик не опускается. Принцип тайны голосования обеспечивается также наличием ящиков для голосования, которые в присутствии всех членов комиссии и официальных наблюдателей опечатываются до голосования и открываются после окончания голосования.

Принцип прямого или непрямого активного избирательного права. Будет ли избирательное право прямым или непрямым, зависит не от воли избирателей, а от законодательства страны и вида выборов. В случае осуществления прямого избирательного права, избиратель отдает свой голос непосредственно за того кандидата на выборную должность, которого он поддерживает. В случае осуществления непрямого избирательного права, избиратель отдает свой голос за члена постоянного или временного представительного учреждения, которое впоследствии выборным путем сформирует еще один представительный орган. В такой ситуации избиратель не может быть полностью уверен, что его избранник проголосует в соответствии с волеизъявлением самого избирателя.

Столкнулся на днях с очередным аргументом в пользу голосования. Мол, «во всех демократических странах голосование есть гражданский долг». Я к долгам отношусь довольно щепетильно, поэтому решил проверить - а вдруг и правда, вдруг не зря бюджетников гонят к урнам под страхом увольнения/отчисления и всяческих напастей от начальства? Вдруг это не злоупотребление полномочиями, а вполне себе демократичная процедура? Проверил.

Да, действительно, есть страны, в которых голосование на выборах обязательно:

Австралия - введено в 1924. Обязательно для федеральных и региональных выборов для граждан от 18 и старше. Чтобы избежать штрафа за неучастие в выборах, достаточно официально уведомить избирком о своей неявке с указанием её причин.

Бразилия - обязательно для грамотных граждан с 18 до 70. Если голосовать не хочется, можно заполнить заявление о неучастии в отделениях почты и в избирательных центрах.

Кипр - введено в 1960.

Эквадор - введено в 1936. Обязательно для грамотных граждан в возрасте от 18 до 65.

Лихтенштейн — там всего 37 622 жителей. Видимо, каждый голос на счету.

Люксембург - обязательно для граждан с 18 до 75, не обязательно для лиц, старше 75 и для резидентов-иностранцев (для последних только в местных выборах).

Науру - введено в 1965.

Перу - введено в 1933. Обязательно для граждан в возрасте от 18 до 70.

Северная Корея - все старше 17 лет обязаны голосовать, хотя в бюллетене только 1 кандидат. Точно сказать, каковы последствия неявки сложно, но явно ничего хорошего.

Сингапур - обязательно для граждан старше 21 на дату последней редакции списка избирателей.

Уругвай - введено в 1934 году, хотя и не практиковалось до 1970.

Индийский штат Гуджарат принял законопроект законодательным собранием в 2009. Губернатор сначала решил не исполнять закон из-за сложности в его реализации, но в 2015 правительство всё-таки решило обеспечить его соблюдение.

Шаффхаузен , кантон в Швейцарии. Обязательное голосование было введено в Швейцарии в 1904 году, упразднено остальными кантонами в 1974, а в этом - осталось.

Кроме того, обязательное голосование официально существует в Бельгии, Боливии, Коста-Рике, Конго, Доминиканской республике, Египте, Габоне, Греции, Гватемале, Гондурасе, Ливане (только для мужчин), Ливии, Мексике, Панаме, Парагвае, Таиланде и Турции, но на практике никаких санкций за неучастие в выборах там нет.

Собственно вот и всё, вот эти страны - светочи демократии, на которые нам предлагают равняться. Их совокупное население - 420 млн. человек, то есть 5,6% от всего населения Земли.

Кроме того, наказание за неучастие в выборах в большинстве случаев символическое или очень небольшое - штраф в пределах $10, к тому же его часто можно избежать, просто заполнив заявление о неучастии. И нигде, кроме Северной Кореи, за это вам не будут грозить увольнением или какими-то другими проблемами.

Председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова не исключает, что вопрос об обязательном участии в выборах может быть вынесен на всеобщий референдум. При этом Памфилова напомнила, что грядущие парламентские выборы обойдутся бюджету в десять миллиардов рублей. «Это же огромные деньги, это бюджетные деньги. Они что должны быть на ветер пущены, если люди не придут на выборы и явка будет низкая? Надо же думать об этом, это же важнейшая конституционная обязанность людей… По крайней мере, не из-под палки, а из чувства ответственности. Я надеюсь, что мы придем к этому», — отметила председатель ЦИК.

Вообще, сложно не согласиться с Эллой Александровной, что низкая явка это, по меньшей мере, выброшенные деньги бюджета. Не говоря о том, что когда граждане игнорируют голосование, они своими руками делают власть менее представительной.

Вообще, в проблеме низкой явки есть сразу несколько «пластов». Во-первых, подлинная демократия подразумевает, что органы власти формирует народ. Решающим должно быть волеизъявление граждан, а не так называемый «административный ресурс». Сегодня, к сожалению, многое решает именно близость того или иного человека к высоким начальникам. Нравится начальнику человек — его начинают двигать. Выборы воспринимаются часто как формальность. Мол, проведем по-тихому, заставим бюджетников взять открепительные удостоверения. Придет на местные выборы 20% или меньше — тем лучше. Если явка будет высокой, то смухлевать с «админресурсом» будет намного сложнее.

Во-вторых, если граждан обязать ходить на выборы, то они уже не смогут говорить про власть, что ее назначили, и вообще всё решили без народа. Власть будет именно такой, какой ее захотят видеть избиратели.

В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, обязанность голосовать может заставить граждан более внимательно относиться к кандидатам и вообще более активно участвовать в политической жизни страны. Сегодня большинство из тех, кто на выборы не ходит, говорят про отсутствие выбора и про то, что кандидаты и партии им незнакомы. Мол, не из кого выбирать. Низкая явка позволяет гражданам говорить «мы его не выбирали». Таким образом, органы власти вообще воспринимаются как отрешенные от народа. Если явка будет высокой, то так сказать уже будет нельзя.

Новости партнеров

Соответственно, это будет побуждать граждан активнее спрашивать избранных депутатов, мэров и губернаторов о проделанной работе. Сегодня положение вещей, когда кандидат что-то обещал, а после избрания не сделал, воспринимается в порядке нормы. После введения закона об обязательном голосовании многим людям будет просто обидно спускать начальникам их популизм и промахи в работе. Люди, возможно, более активно станут участвовать в жизни политических структур.

Хочешь — создавай вместе с такими же неравнодушными свою партию, регистрируй, разрабатывай программу. Понятно, что это не путь для большинства. Зато крупные уже существующие партии будут вынуждены при отборе кандидатов больше ориентироваться на мнение людей. В списках будет меньше тех, чьи имена не известны широкой публике. Граждане заставят партии выставлять только тех, кого люди знают и кому верят.

Кстати, вовсе не обязательно вводить санкции за неучастие в выборах. Высокую явку, равно как и ответственность за выбор, можно стимулировать поощрительными мерами. Скажем, вполне логично ввести некий имущественный ценз для участия в голосовании, но «с обратным знаком». Скажем, пришел человек на выборы, получил бюллетень, а около урны ему предлагают сдать его за небольшую сумму денег. Если человек не дорожит своим выбором, то его бюллетень тут же уничтожается в присутствии членов комиссии и наблюдателей, составляется соответствующий акт. Кто не смог изучить программы кандидатов и партий, а ответственности за будущее страны не чувствует, уйдет домой с небольшой «премией». Но в урне окажутся только бюллетени тех, кто свой выбор сделал осознанно и ценит его.

В любом случае, вопрос о введении обязательного волеизъявления должен решаться демократично. Не случайно Элла Памфилова предлагает не просто принять соответствующий закон, а вынести вопрос на референдум…

— Обязательность участия в выборах повысит явку, — говорит профессор кафедры истории и теории политики МГУ Сергей Черняховский .

— Каковы будут политические последствия, сейчас предсказать сложно. Но в целом эта мера демократическая. Если бы в 1991 году на выборы пришли все, то Ельцин не был бы избран президентом России. У нас подчас получается, что принимает решение меньшинство.

Причем есть вопросы, при решении которых неучастие в выборах можно расценивать как обычное игнорирование проблемы гражданином. И последствий это особо не имеет. Не пошел человек на выборы — и не пошел, ничего страшного. Но есть вопросы, касающиеся кардинальных поворотов. И вот тогда важно, чтобы все голосовали.

Скажем, как принимали ныне действующую Конституцию? По закону о референдуме, подписанному уже Борисом Ельциным, голоса должны были считаться от всех имеющих право голоса. Но по указу об объявлении референдума, голоса считались от числа пришедших на избирательные участки. В результате, по официальным данным, за нынешний проект Конституции, изменившей общественно-политический и экономический строй, проголосовало менее трети избирателей.

Если говорить про парламентские выборы, то вряд ли норма обязательного участия нужна. Это не вопрос кардинального поворота, а вопрос развития в рамках сложившейся системы.

— Особого роста политической активности я не ожидаю, но немного она вырастет. Но явка на выборы существенно повысится, особенно если ввести штраф от 10 до 50 тысяч рублей.

«СП»: — А если предлагать деньги за уничтожение бюллетеня, чтобы учитывался голос только тех, кто дорожит своей волей?

— В плане эксперимента это может быть интересная мера. Но могут быть и казусы. Скажем, государство будет предлагать тысячу рублей за уничтожение бюллетеня, а какая-нибудь политическая сила будет предлагать в два раза больше, чтобы бюллетень не уничтожать.

«СП»: — Если явка повысится, то возрастет ли авторитет выборных органов власти?

— В целом повысится. Скажем, нынешний мэр Москвы не был избран большинством. Явка была всего 32%, а Собянин набрал чуть более половины голосов. Таким образом, за него реально проголосовало лишь 16% взрослых москвичей.

Есть избрание полутехническое, а есть критическое избрание. Полутехническое избрание, это когда надо кого-то избрать, но не стоит задача решения кардинальных задач или кардинальной ломки системы. И человек чрезвычайных полномочий не получает, только права на текущее управление. Но есть ситуации, когда возникает вопрос о праве на радикальную ломку.

Возможно, надо разграничить итоги выборов следующим образом. В зависимости от того, сколько получил победитель, у него будет разный объем полномочий. Условно, если за человека проголосовало формальное большинство, но реально лишь 20% от всех избирателей, то победитель имеет права действовать лишь в рамках сложившихся норм. А вот если за человека проголосовало 60% от всех избирателей, то появляется право менять законы.

— Всё-таки свобода не ходить на выборы тоже в какой-то степени свобода. С другой стороны, люди на выборах могут явно выразить свое мнение. С этой точки зрения представительство интересов народа будет более полным, — считает Директор московского офиса компании Urus Advisory Алексей Панин.

«СП»: — Увеличится ли явка?

— Многое зависит от наказания за неявку на голосование. Если вы обязываете всех ходить на выборы, но не предусматриваете санкций за нарушение закона, то мера будет бессмысленной. Штрафы, кстати, не обязательно будут эффективными. Но сама по себе «обязаловка» не имеет большого смысла. Людей надо заинтересовывать как-то по-другому.

Новости партнеров

И неясно, как будут штрафы собираться. Скажем, на выборы федерального уровня сейчас приходит порядка 60%. Но 40% неявившихся — это более сорока миллионов человек. Как выписать всем штрафы? Расходы на такую процедуру могут быть выше, чем сама собранная сумма. В практическом русле мера практически неосуществимая.

«СП»: — Высокая явка повысит представительность.

— Вопрос стоит о допуске и недопуске политических партий к выборам. Важно, чтобы максимальное число участников могли выставить свои кандидатуры, тогда выборы будут по-настоящему демократичными. На мой взгляд, нынешний глава ЦИК сделала немало в этом направлении.

Но стоит учитывать, что выбирать действительно часто не из кого. Многие политические силы предлагают практически одно и то же, а часто просто используют популистские лозунги. Скажем, предлагают бороться с коррупцией. Выглядит красиво, но как на практике будет выполняться обещание? Важно, чтобы была конкретная программа, тогда и выборы будут больше относиться к политике.

МОСКВА, 1 ноя - РИА Новости. Введение обязательного голосования на выборах в России не поддерживают 63% россиян, позитивно оценили инициативу 34%, свидетельствует опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Ранее в одном из интервью глава ЦИК России Элла Памфилова на вопрос ведущего, стоит ли сделать право голосовать обязанностью, отметила, что это может быть вопросом референдума. Позднее она уточнила, что такие идеи сейчас в органах власти не обсуждаются; если эта тема и назреет, то она потребует серьёзного обсуждения, полагает глава ЦИК. Всероссийский опрос ВЦИОМ об отношении россиян к идее введения обязательного голосования на выборах был проведен 1-2 октября среди 1,6 тысячи человек. Статистическая погрешность не превышает 2,5%.

"Идея введения обязательного голосования на выборах в нашей стране не нашла поддержи населения: против нее высказались 63% россиян… Поддержали предложение 34% наших сограждан", — говорится в результатах опроса ВЦИОМ. Примерно 3% опрошенных затруднились ответить на вопрос. Респонденты, выступившие против обязательного голосования, говорили, что каждый должен самостоятельно отвечать на этот вопрос (об этом сказали 64%), также опрошенные отметили, что могут быть объективные причины, не позволяющие принять участие в голосовании (14%).

Рейтинги Путина и правительства выросли, показал опрос К лету экономическая ситуация стала стабилизироваться, а в сентябре стабилизация повседневной жизни дошла до политики, что отразилось на рейтингах, отметили организаторы опроса.

Поддержавшие предложение объясняли свою позицию тем, что "участие в выборах - это гражданский долг, и люди должны отвечать за будущее страны (51%)", также, по мнению 16% респондентов "данная мера поможет исключить возможность фальсификаций"; 14% опрошенных полагают, что введение обязательного голосования повысит объективность и прозрачность выборов. Мнение сторонников обязательного голосования о возможном наказании за отказ отдать свой голос неоднозначно. Так, 32% предлагают ввести систему штрафов, 13% — общественные работы, еще 14% считают, что общественное порицание должно стать для нарушителей единственным наказанием. В то же время 33% не считают нужным как-либо наказывать "уклонистов".

По мнению руководителя исследовательских проектов ВЦИОМ Михаила Мамонова, опрос не только показал отношение граждан РФ к введению обязательного голосования, но и отобразил отношение россиян к выборам в целом.

Россияне стали строже в оценках политического курса страны, показал опрос Оценки общего вектора развития страны выглядят менее оптимистичными, по сравнению с показателями прошлых лет, сблизились доли тех, кто одобряет курс развития страны и тех, кто только отчасти с ним согласен.

"Респонденты высказались не только против принуждения к голосованию, но и выразили свое отношение к выборам в целом: оно все больше рутинизируется, теряет священный смысл, а значимость выборов в массовом сознании — падает. Как следствие, снижается интерес к выборам и мотивация участия в них. Параллельно россияне обозначают неготовность брать на себя ответственность за результат голосования, т.е. действия избранных властей, которые могут быть непопулярными. Все перечисленное создает значительные риски снижения легитимности выборной и, шире, политической системы", — прокомментировал результаты опроса Мамонов.

Ходить или не ходить на выборы право каждого и только сам гражданин решает идти или нет. Но в наше время (возможно такая ситуация в моем населенном пункте, возможно где-то еще так) скорее принуждают идти на голосование для того, чтобы человек проголосовал за конкретного избирателя . И если изначально уже предрешено кто должен выйти, так зачем тогда вообще избирать и тратить на выборы такие огромные средства. Неужели не проще просто поставить этого человека? Но по закону должны избирать, вот и избираем. Они говорят, что от голоса каждого может решится чья-то судьба (избираемого кандидата), как по мне - так это полная ерунда.

Как проголосовать на выборах президента 2018?

Как найти свой избирательный участок по адресу и узнать, как он работает. Кто может голосовать на выборах Президента. Можно ли проголосовать не по месту прописки, дома, в другом районе, городе или за границей

Куда обратиться, если остались вопросы?

1. Как найти свой избирательный участок?

Чтобы найти свой избирательный участок, узнать его номер и телефон, укажите адрес, по которому вы зарегистрированы в Москве. В день выборов Президента в воскресенье 18 марта все избирательные участки в Москве будут открыты с 8:00 до 20:00.

Подать заявление можно:

В любой территориальной избирательной комиссии или в любом центре «Мои документы» — до 12 марта;

Также избирательные участки будут открыты на железнодорожных вокзалах, в аэропортах, больницах, санаториях, домах отдыха и на других объектах.

Чтобы проголосовать за границей, сообщите о своем желании в посольство или консульство Российской Федерации в той стране, где будете находиться, — это можно сделать заранее (с 26 января) или непосредственно в день голосования (18 марта).

Обратите внимание, что посольства и консульства Российской Федерации есть не во всех странах, а некоторые из них работают не круглый год. Полный перечень избирательных участков, расположенных за границей, вы можете посмотреть на сайте ЦИК.

Да, если вы не можете проголосовать на избирательном участке по состоянию здоровья или из-за инвалидности. Для этого позвоните на ваш избирательный участок или попросите кого-то передать ваше заявление (в свободной форме) или устное сообщение о том, что вы хотите проголосовать дома. Сделать это нужно до 14:00 18 марта.

Чтобы найти свой избирательный участок и узнать его телефон, укажите в онлайн-форме, в первой карточке этой инструкции, по какому адресу вы зарегистрированы.

Признаны судом недееспособными.

6. Где посмотреть список зарегистрированных кандидатов и сведения о них?

Информация обо всех уже зарегистрированных кандидатах, в том числе сведения об их доходах, публикуется на сайте ЦИК.

Нет, нельзя. Но с 31 января по 12 марта на портале госуслуг РФ вы можете онлайн подать заявление на включение вас в список избирателей ближайшего к вам участка. Так вам не придется ехать в другой город или район Москвы, чтобы проголосовать.

8. Когда станут известны результаты президентских выборов 2018 года?

ЦИК России определяет результаты выборов Президента Российской Федерации не позднее чем через десять дней после дня голосования.

9. Куда обратиться, если остались вопросы?

Позвоните по круглосуточным телефонам горячей линии Центральной избирательной комиссии (ЦИК):

Будет ли на выборах президента 18 марта 2018 года досрочное голосование

Многих россиян волнует вопрос о том, можно ли досрочно проголосовать на выборах президента Российской Федерации и как это сделать.

Законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 65 «Досрочное голосование») установлено право гражданина отдать свой голос понравившемуся кандидату не в день выборов, а заранее.

Но все-таки есть некоторые ограничения. Во-первых, для досрочного голосования предусмотрены определенные сроки. Начинаться оно может не ранее, чем за двадцать дней до объявленной даты выборов. Во-вторых, принять участие в досрочном голосовании могут далеко не все граждане, имеющие право голоса. Это позволено тем, кто по воле таких обстоятельств как командировка за пределы нашей страны, отпуск, нахождение человека на лечении в больнице. Одним словом тем, кому будет затруднительно попасть на свой избирательный участок непосредственно в день голосования.

Для тех граждан Российской Федерации, которые постоянно проживают за границей, будут организованы избирательные участки в посольствах и консульствах. Но этой категории избирателей поучаствовать в досрочном голосовании удастся не раньше 2 марта 2018 года.

Открепительные удостоверения больше не нужны

Отдельная новость касается тех, кто не находится в день выборов по месту своей регистрации. Если раньше необходимо было иметь открепительный талон, о получении которого нужно было позаботиться заранее, то теперь в этом нет необходимости. Гражданин может написать заявление специального образца о том, чтобы его включили в список избирателей на ближайшем к его месту проживания участке. Сделать это необходимо до 14 часов дня накануне выборов, то есть 17 марта. Также можно воспользоваться для подачи такого заявления сайтом госуслуг, который в последнее время набирает все большую популярность среди наших сограждан.

Специальные избирательные участки формируются, согласно закону, на судах, находящихся в плавании в день выборов президента, на полярных станциях, в воинских частях. Также участки для голосования откроются при тюрьмах, колониях и следственных изоляторах.

Голосование не на избирательном участке

Возможность проголосовать на выборах имеют также люди с ограниченной подвижностью. То есть те, кто в силу возраста или болезни не сможет прибыть на избирательный участок. Такие люди (или их доверенные лица) заранее пишут заявление в избирательную комиссию для организации голосования на дому.

Кстати, интересным фактом является и то, что предусмотрена отдельная процедура голосования для космонавтов, которые в день выборов находятся на международной космической станции. Это похоже на целую церемонию. Представители избирательной комиссии приезжают в день выборов в центр управления полетами. И космонавты, используя специальные каналы связи, сообщают свой выбор своим доверенным лицам. А те, в свою очередь ставят отметку в бюллетене для голосования.

Лидером по претензиям к процедуре предварительного голосования среди стран бывшего СССР, безусловно, является Украина. Все последние выборы сопровождаются скандалами по поводу участия граждан в предварительном голосовании.

А, например, в Канаде нет люди, которые проголосовали досрочно, могут принять участие и в избирательном процессе в официальный день выборов.