В чем заключается охрана труда в школе. Вопросы безопасности и охраны труда в школе

Безопасность и охрана труда в школе

Вопрос безопасности обучающихся и работников является одним из наиболее важных и сложных в системе работы администрации образовательного учреждения. Комплекс мероприятий в области охраны труда подразумевает такие направления деятельности, как создание безопасных условий пребывания школьников и персонала, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, нормам и правилам охраны труда, ведению обязательной документации, определяемой номенклатурой дел.

Главная задача в области безопасности - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и работников во время их трудовой и учебной деятельности от аварий и других опасностей.

Основные направления работы МКОУ «Черская средняя общеобразовательная школа» заключаются в контроле над соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, состоянием охраны труда и учебы, организации профилактической работы по снижению травматизма среди обучающихся и работников, участии в планировании мероприятий по охране труда, составлении отчетности и ведении документации. В нашей школе проводятся инструктажи, обучение, осуществляется проверка знаний по охране труда работников.

Безопасность школы включает все виды безопасности: пожарная безопасность, охрана труда, антитеррористическая безопасность, безопасность дорожного движения.

В целях обеспечения пожарной безопасности проводятся мероприятия, формирующие у учащихся и персонала способности и навыки по действиям в ЧС (учебная эвакуация детей из здания школы); обеспечивает наличие и выполнение нормативно-правовой документации по обеспечению пожарной безопасности (средства пожаротушения, состояние эвакуационных выходов в рабочем состоянии и др.), агитационно-просветительских материалов (стенды «Уголок по ГО», «Пожарная безопасность» и др.). Кроме этого уточнены схемы эвакуации детей и персонала на этажах, ежедневно проверяются эвакуационные выходы, соответственно графику проверяется система АПС (автоматическая пожарная сигнализация), постоянно проводится проверка наличия и исправность средств пожаротушения. Назначено ответственное лицо за систему пожарной сигнализации, имеется кнопка вызова ЧОП «Беркут».

В целях обеспечения электробезопасности составлена и утверждена инструкция «О мерах электробезопасности в МКОУ «ЧСОШ». Электрощитовая школы, электрощиты освещения на этажах, электрическое оборудование в помещениях школы проверяется на соответствие требованиям электробезопасности – заместителем директора по АХР. Все электрощитовые закрыты на замки и опечатаны. В школе по мере поступления заменяются электросветильники. Согласно графику проводится проверка электрощитовой, проверка сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования, содержатся в исправном состоянии электророзетки, электровыключатели. Обеспечивается соблюдение правил пожарной безопасности при проведении общешкольных мероприятий, вечеров, Новогодних праздников.

В целях обеспечения антитеррористической безопасности проводятся мероприятия по недопущению на территорию и в здание школы посторонних лиц. Разработан механизм действий персонала школы и учащихся и в случае возникновения террористической угрозы. Для предупреждения и предотвращения террористических актов в здании школы и на прилегающей территории разработана «Инструкция по противодействию терроризму», требования которой должны строго соблюдать постоянный состав (руководители, педагоги, служащие, рабочие) и обучающиеся МКОУ «ЧСОШ».

В школе разработан план эвакуации на случай возникновения ЧС. К плану эвакуации разработаны инструкции персоналу, администрации и учителям. В здании школы имеется система видеонаблюдения.

Одним из важнейших направлений деятельности администрации школы по реализации безопасности школы является обеспечение охраны труда и техника безопасности. Мероприятия по организации работы по охране труда – подготовка школы к новому учебному году, проверка исправности инженерно-технических коммуникаций, оборудования, подписание акта о приемке школы, утверждение должностных обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогического коллектива и инструкции по охране труда для работающих и служащих образовательного учреждения, назначение приказом ответственных лиц за соблюдением требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.п., а также во всех подсобных помещениях. В школе ведется контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения, санитарно-гигиеническим состоянием учебных кабинетов, мастерских, спортзала и других помещений, а также столовой в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности. Разрабатываются и периодически обновляются инструкции по охране труда. Классными руководителями обеспечивается безопасность учащихся при организации экскурсий, вечеров отдыха, соревнований, походов и других внешкольных мероприятий.

Таким образом, в школе ведётся большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей школы от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Весь наш педагогический коллектив, конкретно каждый учитель на уроках и вне их является гарантом безопасности ребенка во время учебного процесса.

Инженер по охране труда МКОУ «ЧСОШ» Шматов В. Н.

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Вопрос организации охраны труда, личной безопасности обучающихся и работников является одним из наиболее важных и сложных в системе работы образовательного учреждения.

Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда.Безопасность школы включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Ответственным за охрану труда в учреждении является заместитель директора по административно-хозяйственной работе Кожанова Урумхан Нурашевна .

Немаловажным фактором, напрямую влияющим на состояние травматизма в школе, является также периодически изменяющееся психоэмоциональное состояние детского коллектива, наличие и количество гиперактивных детей, работа с ними психологической службы, организация системы дежурства.

Ниже представлены инструкции и основные документы, необходимые классным руководителям, учителям-предметникам и другим сотрудникам образовательного учреждения для ведения документации по охране труда. Надеемся, что они помогут вам.

Желаем удачи!

План проведения месячника гражданской защиты в период с 25 октября по 25 ноября 2017 г.

План мероприятий по улучшению условий труда на 2017 год

Результаты проведения специальной оценки труда за 2011-2016 годы

План тренировки при угрозе терракта

ПАМЯТКА

КЗАПОЛНЕНИЮ ЖУРНАЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

I. Требования к заполнению:

1. Даты должны быть проставлены напротив каждой фамилии ученика.

2. В графе 2 проставляются фамилия и инициалы.

3. Вид инструктажа указывается напротив каждой фамилии.

4. В графе 4 указывать точное название инструкции.

5. В графе 5 допускается 1 общая запись фамилии и должности инструктора.

6. В графе 6 (росписи учащихся) не должно быть пустых мест.

7. Подпись инструктора ставится напротив каждой фамилии.

8. Все инструктажи должны быть изучены в течение сентября и не более 2-х инструкций за 1 раз.

9. Внеплановый инструктаж должен иметь соответствующую запись.

10. Каждый инструктаж оформляется отдельно.

II. Виды инструктажей:

вводный инструктаж;

первичный инструктаж;

повторный инструктаж;

внеплановый инструктаж (по поводу несчастных случаев);

целевой инструктаж (при выходе на каникулы, приведении экскурсий и внеклассных мероприятий).

Инструкции классного руководителя

(скачать архив )

Инструкции по охране труда (скачать архив)

Журнал инструктажа (скачать )

Заполнение инструктажа

ОТ и ТБ

Одним из важнейших направлений
деятельности администрации школы является
обеспечение охраны труда и техника безопасности.

Охрана труда (ОТ) - система сохранения жизни и здоровья работников
в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Техника безопасности (ТБ) - свод правил и положений, направленный на обеспечение условий безопасного труда и/или проведения каких-либо других работ, а также мероприятия, направленные на устранения факторов, причиняющих вред здоровью.

Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Целями техники безопасности служат:
1. Обеспечение безопасности.
2. Сведение получения производственных и/или прочих травм к минимуму.
3. Охрана здоровья.
4. Система организационных и технических мероприятий, направленных на уменьшение или исключение влияния опасных и вредных факторов на человека во время трудовой деятельности.

Несоблюдение техники безопасности приводит к возникновению производственного травматизма.

Каждый работник обязан (ст. 214 ТК РФ):
1. Соблюдать требования ОТ и ТБ.
2. Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
3. Проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, инструктажи по ОТ и ТБ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований ОТ.
4. Немедленно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания или отравления.
5. Проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
Кроме обязанностей, каждый работник имеет права и гарантии на безопасные и здоровые условия труда, которые сформулированы в российском законодательстве.

С целью безопасности, надежности и эффективности работы
в школе проводятся следующие мероприятия по ОТ и ТБ:


1. При подготовке школы к новому учебному году, для подписания Акта о приемке школы, организована проверка исправности инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принятие мер по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по ОТ.
2. В коллективный договор (соглашение) включены вопросы по ОТ, подводятся итоги выполнения соглашения.
3. Производится аттестация каждого рабочее место, причем не реже одного раза в пять лет, с целью оценки всех опасных и вредных производственных факторов.
4. Работники обслуживающего персонала обеспечены спец. одеждой.
5. Оформляются паспорта учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также подсобных помещений.
6. Разработаны и утверждены локальные акты (приказы, планы, инструкции по ОТ и ТБ).
7. Организовано обучение работников по ОТ, проводятся инструктажи
(с обязательной фиксацией в специальном журнале, под роспись):
Вводный, с вновь поступающими на работу лицами
Первичный и периодический на рабочем месте
Повторный
Внеплановый
Целевой
8. Осуществляется административный контроль за:
санитарно-гигиеническим состоянием учебных кабинетов, мастерских, спортзала, пищеблока и других помещений;
безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;
исправностью оборудования на пищеблоке;
организацией питания, ассортиментом продуктов, созданием условий для качественного приготовления пищи
обеспечением безопасности обучающихся при организации экскурсий и других внешкольных мероприятий.
9. В случае необходимости, проводятся расследования несчастных случаев, выявляются причины и принимаются меры по их устранению.

Телефоны оперативных служб:



Единая дежурно-диспетчерская служба 01 (101), 263-16-16, 263-34-44
Пожарная служба 01, 772-79-91, 772-76-67
Полиция 02 (102)
Скорая помощь 03 (103), 772-86-83
Служба спасения МЧС 007, 051, 911, 112
Аварийная газовая служба 04 (104)
"Дежурная часть" УМВД России по г. Челябинску 267-77-07, 267-77-04
"Дежурная часть" ГИБДД УМВД России по г. Челябинску 728-60-12,
728-60-14

"Дежурная часть" Отдела полиции "Тракторозаводский" УМВД России
по г. Челябинску 772-86-67, 773-14-14
Служба экстренной психологической помощи 722-27-65
Детский телефон доверия 200-01-22
Телефон доверия ГИБДД 256-06-06

Кто является ответственным за охрану труда в учреждениях образования?

Организация охраны труда в учреждениях образования мало чем отличается от организации этой деятельности в любой другой организации. Если школа не очень большая, то ответственным за охрану труда обычно бывает директор, в некоторых образовательных учреждениях данными вопросами ведают учителя, заместители директора или завхозы на основании приказа работодателя (директора, заведующего и др.), изданного с соблюдением требований действующего законодательства. В редких случаях в образовательном учреждении вводится в штат должность специалиста по охране труда. Однако главной фигурой в обеспечении безопасных условий является работодатель (директор, заведующий и др.), так как именно от него зависит состояние охраны труда в организации. Поэтому обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда законодательство полностью возлагает на работодателя (директора, заведующего и др.).

В соответствии с Трудовым кодексом РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Специалист по охране труда назначается приказом по учреждению. Он должен пройти обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме не менее 40 часов с получением удостоверения установленного образца, копии протокола о проверке знаний.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Кроме того, в соответствии со ст. 218 Трудового кодекса РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

материал подготовлен Богорубовой Т. А. – кандидатом социологических наук, доцентом, заведующей кафедрой гуманитарных, социально-экономических и правовых дисциплин ПИ (ф) ВГУЮ (РПА Минюста России),

"Охрана труда в учреждениях образования"

Хотелось бы сегодня поговорить об охране труда в бюджетных организациях, в частности в общеобразовательной школе.

Довелось мне как то целый год проработать в общеобразовательной школе, сначала в качестве специалиста по охране труда, чуть позже «дослужился» до начальника отдела охраны труда и пожарной безопасности. 🙂 До этого проработал на производстве инженером группы производственного контроля и охраны труда два с половиной года. А тут поступило предложение от знакомого, пообщался на собеседовании с директором и принял решения переходить в школу.

Для начала скажу, что понятие «охрана труда» в школе крайне растянуто и искажено. Охрана труда конечно присутствует, но вот что это и как это знает наверное только один инженер по охране труда. Хотя эта проблема бывает зачастую не только в бюджетных организациях. 🙂

Если вы стали инженером (специалистом) по охране труда в школе , то будьте готовы к тому, что на вас «повесят» и безопасность детей . Вам придется писать не только инструкции по охране труда для работников, но и инструкции для детей, как им вести себя при разных жизненных обстоятельствах. Почувствуйте себя педагогами. 🙂

Когда я пришел работать в школу, то первое что увидел — это куча инструкций по охране труда для работников и обучающихся, непонятные журналы проведения инструктажей с росписями детей! , много бредовых приказов от департамента образования (кто работает в бюджете, тот знает что это за «орган»). Общий итог увиденного — полная безграмотность работников в области охраны труда и пожарной безопасности, смешивание охраны труда работников с безопасностью детей.

С самого начала вы должны четко дать понять директору школы, что охрана труда в школе распространяется только на работников. Что на детей распространяется только понятие безопасность . Дети должны выжить и уйти здоровыми с уроков, а работники должны выжить и уйти здоровыми с работы. Хоть и уходят они домой с одного и того же места. 🙂 При этом конечно стоит дать понять директору, что вы вроде бы как бы и не отказываетесь содействовать безопасности учебного процесса школьников, но в первую очередь это обязанность преподавательского состава. Учитель должен обеспечить безопасность ученика!

Если обязанность писать инструкции и для работников и для детей легла на вас, то четко разграничьте все инструкции. Я столкнулся с тем, что по инструкциям по охране труда проводили инструктажи детям . Работник заключает трудовой договор, ученики участвуют в обучающем процессе! Не забывайте об этом! Все инструкции у меня делились на «инструкции по охране труда» для работников и «инструкции по безопасности» для обучающихся. Приведу пример: в кабинете труда находится станок по обработке дерева. При работе на этом станке учитель труда руководствовался «Инструкцией по охране труда при работе на деревообрабатывающем станке», а ученик «Инструкцией по безопасности при работе на деревообрабатывающем станке». Нет инструкций по охране труда для детей, называйте вещи своими именами! Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности .

В книгах, посвященных охране труда в школах видел примеры инструкций по охране труда для учителя . Не пишите и не утверждайте такую инструкцию у себя, она ни о чем. И кстати поменьше читайте таких книг, они тоже мало полезного несут в себе. 🙂

Об обучении мерам безопасности достаточно подробно расписано в ГОСТ 12.0.004-90. Документ старенький, но никто его не отменял. Этот ГОСТ требует проводить инструктажи детям перед началом любого вида деятельности в школе! Любого! Так и сделаем. Только не думайте взваливать это на себя, уважаемый инженер, это участь педагогов. Проверьте, кстати, чтобы в должностной инструкции каждого учителя присутствовала фраза об ответственности за жизнь и здоровье учеников в полном объеме. Обеспечьте их отдельными журналами инструктажей (произвольной формы), либо пусть делают отметки в классных журналах. То есть, перед лабораторной работой в кабинете химии, учитель зачитывает «Инструкцию по безопасности при работе в кабинете химии» и делает отметку в журнале. Естественно подпись ребенка никакой юридической силы не имеет, так что собирать их (подписи) не стоит, а то я видел и такое.

А вообще, советую разработать положение об инструктажах, где четко пропишите как процесс инструктирования детей, так и работников.

Ну с обучением и проверкой знаний работников все просто: обучите 3-5 человек в учебном центре, создайте свою комиссию и проведите проверку знаний у всех работников, по разработанным вопросникам. Это как везде. Если есть деньги у директора, то всех учителей загоняйте на обучение и проверку знаний в учебный центр.

Особое внимание по вопросам безопасности как трудового процесса, так и учебного уделите кабинетам информатики, физики, химии, трудового обучения, спортзалам . Именно там велика вероятность травмирования как детей, так и работников. Кабинет труда вообще можно сравнить с маленьким производственным цехом.

Работники рабочих профессий в школе (плотники, маляры, уборщики служебных помещений и т.д.) должны «почувствовать» на себе охрану труда в полной мере. Для них всё как на производстве ни больше, ни меньше.

По пожарной безопасность ничего нового в школе не придумали, единственное — это регулярные плановые эвакуации работников и обучающихся. Всё остальное — как у всех, разве что еще инструкций по пожарной безопасности будет побольше.

Частенько департамент образования присылал письма, приказы и много другой бумаги. От этого никуда не деться — это вышестоящая организация. Эти «писульки» исполняйте, но свою линию всегда гните. Очень часто департамент любил писать «в срочном порядке провести инструктажи по антитеррористической безопасности». 🙂 Хотя такого вида инструктажа вообще не существует в природе. Для таких целей советую завести отдельный журнал для инструктажей, чтобы не гадить в журналах инструктажей на рабочем месте.

Департамент то требует много, а денег на это даёт крайне неохотно. С финансированием в школах, как и в любых других бюджетных организациях, крайне туго. Лишнего рубля на реализацию мероприятий по охране труда не выпросишь.

Не забываем о несчастных случаях и их расследовании. Да да, теперь вам придется еще и расследовать несчастные случаи с детьми. А их, поверьте мне, гораздо больше, чем с работниками. Порядок расследования несчастных случаев с детьми, схож с процедурой расследования несчастных случаев на производстве. Этот порядок регламентирован в Приказе Государственного комитета СССР по народному образованию №639 от 01.10.1990г. Действующий документ кстати.

Ну вот, пока что всё. Задавайте свои вопросы по организации охраны труда в школе , обязательно отвечу. Так всего сразу и не вспомню, много интересного тогда было. Там всё так же, просто еще есть дети, и с этим инженеру по охране труда тоже приходиться считаться.