Установление правового статуса земельного участка. Правовой статус объектов недвижимости. Допускается ли оформление договора купли-продажи участка с временным статусом

Этой статьей мы начинаем серию публикаций посвященных юридическим аспектам сделки с загородной недвижимостью. Данные вопросы одни из самых важных, любая ошибка или не внимательность может стоить покупателю собственного дома или участка. Будем двигаться от простого к сложному и начнем с базовых понятий и определений, в частности затронем вопрос о категориях и видах разрешенного использования земель, об их отличиях и возможности перевода из одной категории в другую.

По целевому назначению земли подразделяются на категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Такое разделение сделано с целью их охраны и использования только по назначению, чтобы сохранить первоначальные свойства участка. Из данного перечня нас интересует только первые два пункта, так как только на этих землях разрешено строительство жилых построек, домов, дач и коттеджей.

Каждая из перечисленных семи категорий имеет свои подразделы - виды разрешенного использования. Всего их около 3000, но мы рассмотрим только самые распространенные и относящиеся к категориям земель поселений и сельскохозяйственного назначения.

Земли населенных пунктов могут иметь виды разрешенного использования:

  • Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)
  • Дачное строительство (ДНП)

Земли сельскохозяйственного назначения могут иметь виды разрешенного использования:

  • Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
  • Дачное строительство (ДНП)
  • Садоводство (СНТ, СНП)

Дачное некоммерческое партнерство (ДНП)

Некоммерческая организация, юридическое лицо, учреждаемое группой граждан с целью ведения садоводства. Вся собственность приобретаемая для нужд ДНП становится в последствии собственностью дачного некоммерческого партнерства. Ограничения по разрешенным габаритам домов и размерам участков практически нет. Схема управления схожа со схемой управления ТСЖ в многоэтажных домах.

Индивидуальное жилищное строительство ИЖС (включая ЛПХ)

Земельный участок в черте города или населенного пункта, собственникам жилья на такой земле доступны те же услуги что и городским жителям, социальное и коммунальное обслуживание. Практически не действуют ограничения на габариты дома и земельного участка. Но перед строительством коттеджа, его проект нужно согласовать в соответствующей инстанции. Также такие земли облагаются налогом несколько выше, нежели на земли ДНП.

Садоводство (СНТ, СНП)

Здесь практически невозможно прописаться. Иногда существуют жесткие ограничения на площадь земельного участка и дома.

Как мы видим, один и тот же вид разрешенного использования может присутствовать как в категории земель населенных пунктов, так и на землях сельскохозяйственного назначения. Разница между видами внутри категорий минимальна и серьезной роли не играет. Основные отличия содержатся между категориями, в нашем случае между категорией земель населенных пунктов и категорией земель сельскохозяйственного назначения. Рассмотрим эти отличия подробней.

Земли населенных пунктов это территории относящиеся к городу, селу, деревне. Если мы говорим про загородную недвижимость, то такие земли не могут стоять особняком, они всегда в городской черте, являются её продолжением, её частью. В то время как земли сельскохозяйственного назначения, могут находиться в десятке километров от «цивилизации», в каком-нибудь глухом, одиноком поле. Правда, кто-то может увидеть и преимущества в таком уединении.

Здесь уместно ответить на самый насущный вопрос: в чем разница между ДНП и ИЖС. Если ДНП находится не на землях поселений, то их отличие заключается в возможности прописки в собственном доме. Всё дело в том, что данная категория подразумевалась законотворцами как земли предназначенные для строительства дачных домиков, от есть жилья для не постоянного проживания, соответственно и регистрацию в таких постройках они посчитали неуместной. То есть с точки зрения властей строительство, например, таунхаусов на землях предназначенных для дачного строительства — незаконно. Тем не менее, некоторым гражданам всё-таки удаётся зарегистрироваться на сельхоз земле, но только через суд и только после успешного прохождения экспертизы, о том, что твой загородный дом пригоден для постоянного проживания. Все эти процедуры забирают много сил, времени и денег и могут занять не один год.

Как правило, для клиентов возможность прописки в загородном доме решающей роли не играет, им достаточно прописки в собственной городской квартире. Но всё-таки некоторые преимущества в регистрации есть. Во-первых, теперь собственник имеет право на полное социальное обслуживание, местную школу, детский сад. Другой вопрос, что все эти «блага» обычно не соответствуют ожиданиям покупателей. Тем не менее, такой посёлок находится на балансе у муниципальных властей и теоретически они обязаны о вас заботиться, вывозить мусор, чистить снег, обеспечить инженерией и инфраструктурой, но это только теоретически, на практике, практически ничего из этих пунктов не выполняется. На землях ИЖС все проходит на более цивилизованном уровне, нежели в садоводствах где, как правило, даже не имеется документов о наличии и объемах энергоресурсов, ограничиваясь обычными техническими условиями, которые практически ничего не гарантируют.

Другой животрепещущий вопрос, который следует из этих рассуждений, а можно ли перевести землю из одной категории в другую? Как мы уже упоминали, одни и те же виды разрешенного использования земель могут встречаться как сельхоз землях, так и на землях поселений. Перевод земли из одного вида в другой, как правило, не составляет большого труда. А вот если вы захотите перевести земли из одной категории в другую, то есть сельхозку перевести в землю населенных пунктов, то это затея практически обречена на провал. Палки в колеса ставят всё те же муниципальные власти, которым совсем не нужно это обременение в лице новых жителей и необходимости обеспечивать их без того перегруженной инфраструктурой.

И всё-таки на практике разница между рассматриваемыми категориями и видами разрешенного использования не так значительна, как это кажется в теории. Сегодня большая часть коттеджных посёлков строится именно на сельхоз землях. Земли ИЖС явление куда более редкое, да ещё и более дорогое, так как рыночная цена и земельный налог на такие участки немного выше. При покупке участка или домовладения ориентироваться в первую очередь стоит на такие вещи как удобство расположения, инфраструктуру, цену предложения и другие факторы не зацикливаясь при этом на разнице между ИЖС и ДНП.

www. ***** – создание и оптимизация сайтов. Курсы по созданию сайтов.

www. ***** – сравнение сайтов конкурентов и другие виды анализа

Введение

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Цементирующим и основополагающим объектом земельных отношений выступает земельный участок. Понятие "земельный участок" является юридически определенной категорией.

ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений определяет как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Цель данной работы - исследовать наиболее сложные и слабо разработанные вопросы по одному из основных объектов земельных отношений - земельному участку и дать разъяснения по вопросам его правового регулирования. В работе освещаются такие вопросы как:

Понятие земельного участка;

Земельный участок как объект землеустройства. Основные понятия, правовое регулирование;

Инвентаризация земельных участков и его цели;

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Вопросы правового регулирования;

Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

Налогообложение земельных участков и др.

1. Понятие земельного участка

I. Федеральные законы, законы Российской Федерации, законы РСФСР:

Федеральный закон от 01.01.01 года N 78-ФЗ "О землеустройстве"

Земельный кодекс РФ от 01.01.01 г. N 136-ФЗ (в ред. от 01.01.01 г.) (гл. XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр. Ст. 68, 69);

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (в ред. от 01.01.01 г.);

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 101-ФЗ (в ред. от 01.01.01 г.) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 4, 17);

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды " (далее - Закон об охране окружающей среды);

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности);

Закон о земельном кадастре;

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (предусматривает реализацию землеустроительных мероприятий при осуществлении историко-культурной экспертизы);

II. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

Земельное законодательство субъектов РФ (в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

III. Подзаконные нормативные правовые акты:

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты имеют определенное значение в регулировании земельных отношений. Они восполняют пробелы, которые остаются в земельном законодательстве, конкретизируют или развивают нормы законодательных актов:

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 833 "О государственном земельном контроле";

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства";

Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства";

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 273 "Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства";

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 659 (в ред. от 01.01.01 г.) "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам";

- "Инструкция по межеванию земель" (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.).

4. Земельный участок как объект землеустройства. Проведение обязательного землеустройства

Одним из основным случаев когда проведение землеустройства является обязательным - это при предоставлении и изъятии земельных участков (см. подробнее ст. 3 федерального закона от 01.01.01 года N 78-ФЗ "О землеустройстве").

Действующим земельным, гражданским, природоресурсным и иным законодательством земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, несельскохозяйственных нужд, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства
, дачного и жилищного строительства (см., например, гл. IV "Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками" Земельного кодекса РФ; гл. 17 Гражданского кодекса РФ (часть первая).

Изъятие земель - это прекращение в установленном законом порядке права владения, пользования или права собственности на конкретный земельный участок юридических и физических лиц.

Случаи изъятия земельных участков также установлены действующим земельным, гражданским, природоресурсным и иным законодательством. Приоритетным является земельное законодательство. Общий порядок изъятия и предоставления земельных участков предусмотрен Земельным кодексом РФ.

3. Остальные случаи, когда землеустройство проводится в обязательном порядке, связаны с охраной земель, проведением природоохранных, землевосстановительных и иных мероприятий, а именно:

При определении границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

При перераспределении используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

При выявлении нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

При проведении мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления части объектов землеустройства могут быть ограничены в использовании.

5. Инвентаризация земельных участков и его цели

Инвентаризация земель в Российской Федерации регулируется федеральным законом от 01.01.01 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", под которой понимается учет и оценка земель (ст. 13).

Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения:

Объектов землеустройства;

Их границ (без закрепления на местности). Кроме того, инвентаризация земель проводится для выявления неиспользованных земель, нерационально используемых земель или используемых не по целевому назначению, а также не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.

Инвентаризация земель проводится в том случае, если существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.

Инвентаризация земель может проводиться:

На территории РФ;

На территориях субъектов РФ;

На территориях других административно-территориальных образований;

На землях отдельных категорий;

В территориальных зонах.

Сегодня де-юре действует ряд ведомственных актов Роскомзема (неотмененных, и потому они могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству), устанавливающих порядок проведения инвентаризации отдельных категорий земель с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

Границы, совпадающие с линейными сооружениями (заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и т. д.);

Пропаханные линии суходольных границ.

Пункты ОМС размещают равномерно на территории населенных пунктов, дачных поселков, участков садовых товариществ, сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприятий с плотностью, указанной в таблице. Пункты ОМС могут не совпадать с межевыми знаками границ земельного участка. Их следует размещать на местности с учетом:

Доступности для геодезических определений при восстановлении положения утраченных межевых знаков;

Защищенности от разрушений в результате хозяйственной деятельности и природных явлений.

Пункты ОМС следует по возможности размещать на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности .

Межевые знаки размещают на всех поворотных точках границы земельного участка, кроме границ, проходящих по "живым урочищам" и линейным сооружениям, совпадающим с границами земельного участка.

Пункты ОМС окапывают в виде круглых канав с внутренним диаметром 2,0 м, глубиной 0,3 м, шириной в нижней части 0,2 м и верхней части 0,5 м. Над центром насыпается курган высотой 0,1 м.

В качестве межевых знаков используют деревянные колья высотой 75-80 см, диаметром 5-7 см, железные штыри и трубы, забитые в грунт на 0,4-0,6 м.

Межевые знаки на поверхности без покрытия окапываются круглой канавой с внутренним диаметром 0,8 м, глубиной 0,2 м и шириной в нижней части 0,2 м.

Границы земельных участков, проходящие по "живым урочищам", закрепляются межевыми знаками только на стыках с суходольными границами.

При установке межевой знак ориентируют таким образом, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку при движении по границе по ходу часовой стрелки.

Пункты ОМС после закладки сдаются по акту на наблюдение за сохранностью:

Городской, поселковой или сельской администрации, если они построены на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Собственнику, владельцу, пользователю земельного участка, если они находятся на его земельном участке.

Если пункт ОМС совмещен с межевым знаком, то он сдается на наблюдение за сохранностью всем собственникам, владельцам и пользователям размежевываемых земельных участков.

В процессе подготовительных работ осуществляют сбор и анализируют следующие исходные материалы:

Проект землеустройства, материалы инвентаризации земель;

Постановление районной, городской (поселковой) или сельской администрации о предоставлении гражданину или юридическому лицу земельного участка;

Договоры купли-продажи и сведения о других сделках с земельным участком;

Выписки из книги регистрации земельного участка;

Сведения о наличии межевых споров по данному земельному участку;

Чертеж границ или кадастровые карты (планы) с границами земельного участка;

Топографические карты и планы;

Фотопланы и фотоснимки, приведенные к заданному масштабу;

Схемы и списки координат пунктов ГГС;

Схемы и списки координат пунктов ОМС;

Списки координат межевых знаков, затрагиваемых проектом землеустройства, а также проектные координаты вновь образуемого или трансформируемого земельного участка;

Сведения об особом режиме использования земель.

Полевое обследование производят с целью проверки сохранности пунктов геодезической опоры, выбора наиболее выгодной технологии работ и размещения пунктов опорной межевой сети.

Результаты обследования отражаются на схемах ГГС, ОМС или ранее изготовленном чертеже границ земельного участка.

В результате полевого обследования выясняют возможности применения тех или иных методов и приборов для закрепления пунктов ОМС, межевых знаков и определения их координат.

Составляется акт проверки состояния ранее установленных пограничных знаков земельного участка.

Межевание земель выполняют в соответствии с техническим проектом, в котором обосновывают содержание, объемы, трудовые затраты, необходимые материалы, сметную стоимость , сроки выполнения и технику безопасности работ. Технический проект межевания земель составляют на каждый населенный пункт, дачный поселок, садоводческое товарищество, на крупные сельскохозяйственные и лесохозяйственные предприятия и т. д.

Межевание земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального строительства, выполняют в соответствии с техническим заданием , выданным на основе технического проекта.

Технический проект межевания земель утверждает районный (городской) комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

Технический проект включает:

Текстовую часть;

Графические материалы;

Смету затрат и расчеты необходимых материалов.

В текстовой части технического проекта отражают:

Сведения о геодезической основе;

Сведения о ранее выполненных межевых работах;

Технологию геодезических работ и закрепления новых или восстановления утраченных границ;

Организацию и сроки межевания земельного участка;

Перечень материалов, подлежащих сдаче в комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

К техническому проекту прикладывают разбивочный чертеж, составленный в удобном для работы масштабе, на котором отображают существующие и проектируемые:

Пункты ГГС и ОМС (ОМЗ);

Межевые знаки;

Угловые и линейные данные для геодезических измерений;

Названия и номера размежевываемого и смежных с ним земельных участков.

На разбивочном чертеже проектируемые пункты ОМС и межевые знаки и их названия показываются красным цветом.

Разбивочный чертеж может составляться на копии ранее изготовленного чертежа границ земельного участка или кадастровой карты (плана), приведенной к удобному для работы масштабу.

Собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ.

Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в двух экземплярах, один экземпляр подшивается в межевое дело.

Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

При межевании земель выполняются также работы по определению координат межевых знаков, определению площади земельного участка.

Площадь земельного участка вычисляют в основном аналитическими методами по координатам межевых знаков, полученным геодезическими и фотограмметрическими методами.

Вычисленную площадь земельного участка Рвыч сравнивают с площадью, указанной в правоустанавливающем документе Рдок (постановлении администрации, свидетельстве на право собственности , договоре купли-продажи и т. д.), для чего вычисляют разность

дельта Р = Рвыч - Рдок,

которую сравнивают с допустимой погрешностью определения площади дельта Рдоп, вычисляемой по формуле:

дельта Рдоп = 2 x mp,

где mp - средняя квадратичная погрешность определения площади земельного участка.

При дельта Р < дельта Рдоп за окончательное значение площади принимается площадь, указанная в правоустанавливающем документе.

При дельта Р > дельта Рдоп материалы межевания земель направляют для внесения изменений в правоустанавливающий документ (постановление администрации, свидетельство на право собственности, договор купли-продажи и т. д.).

Существенной частью работ по межеванию земель является составление чертежа границ земельного участка, который делается инженером-землеустроителем, выполнявшим межевые работы, и утверждается руководителем местного органа по управлению земельными ресурсами.

В процессе и по завершении межевания земельных участков производитель работ осуществляет текущий контроль и приемку законченной продукции.

При выполнении работ физическим лицом , имеющим лицензию на выполнение межевых работ, текущий контроль и приемку законченной продукции осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству или уполномоченная им проектно-изыскательская организация по землеустройству.

Текущий контроль и приемку результатов межевания земель производитель работ выполняет с целью установления их соответствия установленным требованиям.

Результаты контроля и приемки оформляют актами установленной формы.

В целях контроля производитель работ выполняет дополнительные контрольные измерения, осматривает в натуре межевые знаки и устанавливает соответствие их оформления требованиям настоящей Инструкции. Количество дополнительных контрольных измерений обосновывается в техническом проекте.

При приемке завершенных работ проверяющий устанавливает:

Наличие списков координат пунктов ГГС, ОМС (ОМЗ) и межевых знаков;

Систему координат и схему привязки межевых знаков к опорным геодезическим пунктам;

Правильность ведения журналов геодезических измерений;

Правильность установления и закрепления границ земельного участка;

Допустимость погрешностей геодезических определений и вычисления площади земельного участка;

Соответствие вычисленной площади земельного участка площади, указанной в документе, удостоверяющем права собственника на земельный участок;

Правильность оформления чертежа границ земельного участка;

Правильность оформления межевого дела и т. д.

По завершении межевых работ производитель работ формирует и сдает в комитет по земельным ресурсам и землеустройству межевое дело, в которое включаются:

1. Пояснительная записка;

2. Копия или выписка из решений государственных, муниципальных и местных организаций о предоставлении земельного участка;

3. Копия или выписка из документов, на основании которых установлен особый режим использования земель;

4. Копия договора о купле-продаже, дарственной, завещания или другого документа (если такие действия осуществлялись);

5. Справки о вкрапленных земельных участках;

6. Списки координат пунктов ОМС;

7. Списки координат межевых знаков;

8. Акт проверки состояния ранее установленных границ земельного участка;

9. Технический проект (задание) с рабочим (разбивочным) чертежом;

10. Извещения о вызове собственников, владельцев и пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков для участия в действиях по межеванию земель;

11. Доверенности лицам, уполномоченным собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, на участие в установлении, согласовании и закреплении на местности границ размежевываемого земельного участка;

12. Акт установления и согласования границ земельного участка;

13. Акт о сдаче пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью;

14. Акт контроля и приемки материалов межевания земель производителем работ;

15. Чертеж границ земельного участка;

16. Ведомость вычисления площади земельного участка;

17. Акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков.

Межевое дело регистрируется и постоянно хранится в межевом архиве комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

Межевание земель населенных пунктов имеет свои особенности, это нашло отражение и в нормативных правовых и ведомственных актах по данному вопросу.

Так, при межевании территорий используются методики установления границ землепользований (межевания) при застройке городов и других поселений, утверждаемые совместными решениями Федеральной службы земельного кадастра России, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства имущественных отношений Российской Федерации.

Правовой статус земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения.

Целевое назначение – установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земельного участка для конкретных целей (например, для ведения сельскохозяйственного производства, садоводства и огородничества, строительства жилого дома и ведения приусадебного хозяйства и др.)

Цепь использования земельного участка определяется документами, устанавливающими и удостоверяющими виды права на землю. При этом распространенной ошибкой является то. что отнесение земель к категории отождествляется с обладателем права на землю, однако не обладателем права на землю определяется категория земель а целью (характером) его использования

Разрешенное использование – использование земельного участка с учетом целевого назначения, установленных ограничений и обременений. Оно устанавливается на основе зонирования земель, градостроительной и землеустроительной документации и содержит требования к:

способам использования земельного участка и запрещению тех, которые ведут к деградации земли и снижению плодородия почв или ухудшению окружающей природной среды;

предельно допустимым нормам нагрузки на окружающую природную среду, сохранению зеленых насаждений;

плотности, высоте, глубине застройки, размещению культурных, коммунально-бытовых, промышленных и других зданий и сооружений в соответствии с градостроительной документацией и строительными нормами и правилами в пределах земельного участка или зоны.

Земельный участок, предоставленный из государственных и муниципальных земель или приобретенный по другим основания, может быть обременен следующими обязательствами:

запретом на продажу или иное отчуждение определенным лицам, либо разрешение на отчуждение определенным лицам бессрочно или в течение установленного срока;

запретом на сдачу в аренду или субаренду;

правом на преимущественную покупку по объявленной цене в случае его продажи;

передачей по наследству только определенным наследникам (для сельскохозяйственных земель);

условием начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в определенном порядке проекту;

запретом на изменение внешнего вида недвижимости, реконструкцию или снос здания, строения, сооружения без согласования в установленном порядке;

условием осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги;

запретом на отдельные виды деятельности, на изменение целевого использования земельного участка;

условием соблюдать природоохранные требования или выполнить определенные работы, в том числе охранять животный мир, почвенный покров, редкие растения, памятники природы, сохранить естественную среду обитания и пути миграции диких животных и др.


Обремененияземельного участка устанавливаются законодательством, договорами или решением суда. Они включаются в его правовой статус, подлежат государственной регистрации и сохраняются при переходе земельного участка другому лицу.

Земельные участки, а также прочно связанные с ними объекты (почва, замкнутые водоемы, многолетние насаждения, здания, строения и др.) являются недвижимым имуществом и находятся в обороте нераздельно.

Правовой режим земель - это совокупность правил их использования, включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга земель, установленных земельным, градостроительным, лесным водным, природоохранным законодательством и законодательством о недрах. Он определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и других нормативно-правовых документов.

Видами прав на земельные участки являются: право собственности, постоянного (бессрочного) пользования (у государственных и муниципальных учреждений федеральных казенных предприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления), а также право пожизненно наследуемого впадения постоянного (бессрочного) пользования граждан, приобретенное ими до 29.10. 2001 года (вступления в сипу ЗК РФ), аренда, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), безвозмездное срочное пользование (у государственных и муниципальных учреждений федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Гражданским кодексом вещными правами, подлежащими государственной регистрации помимо права собственности, являются право хозяйственного ведения, оперативного управления. сервитут, а также ограничения вещных прав (ипотека, аренда), их возникновение, переход, прекращение.

Права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически значимыми и при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав может проводиться по желанию их обладателей. До создания в субъектах РФ учреждений юстиции по государственной регистрации прав, приравненную к ним регистрацию осуществляли земельные комитеты, БТИ, комитеты по управлению имуществом.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом могут равноправно существовать государственная, муниципальная и частная формы собственности на землю.

Собственность – максимально возможная степень прав физического или юридического лица на землю. Собственник имеет право владения, распоряжения и пользования землей (право продажи, залога, дарения, передачи по наследству, обмена) с соблюдением обременений и иных условий, установленных законом и договорами.

Государственная форма собственности подразделяется, в свою очередь на собственность федеральную и субъектов федерации.

В федеральным землям относятся: земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ; занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, водного, лесного фонда, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта, автомобильных дорог, земель запаса, природных заповедников, парков, учебных и опытных хозяйств и др.

В собственности субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов) находятся земли в пределах административно-территориальных границ за исключением федеральных земель.

В муниципальной собственности (городов и др. поселений, а также районов, кроме районов в городах), находятся земельные участки в пределах черты городов, поселков, сельских поселений, а также переданные в ведение органов местного самоуправления. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью . Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного производства, застройки и иных целей.

Частная собственность подразделяется на коллективную (общая, совместная) и индивидуальную. Граждане России имеют право на получение в частную собственность, земельных участков для:

ведения крестьянского (фермерского) хозяйства бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе в расчете на 1 работающего в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших и постоянно проживающих в хозяйстве), а также лиц, занятых в социальной сфере на селе; за плату – передаются земельные участки в собственность сверх средней земельной доли до норм, устанавливаемых областными администрациями;

индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства (животноводства, садоводства) в городах, поселках за плату, а в сельских населенных пунктах, в пределах установленных норм бесплатно;

садоводства, огородничества, животноводства – бесплатно передаются в собственность все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли;

иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

Передача земель в собственность граждан производится местными администрациями. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в результате приватизации государственных или муниципальных земель, наследования, купли-продажи, дарения, обмена и др. сделок. Возврат земель бывшим собственникам и их наследникам в России не допускается. Иностранным гражданам земельные участки в собственность и наследуемое владение не передаются.

Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество бывает:

Долевой (земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме);

Совместной:

Имущество супругов («Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ);

Имущество общего пользования в некоммерческих объединениях (ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

Имущество фермерского хозяйства (ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.

Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.

Владение (пожизненное наследуемое владение землей ) – это владение и пользование земельным участком, передаваемым по наследству. Владельцу гарантируются широкие права, но исключается право продажи земли. Во владение земельные участки предоставлялись гражданам РФ для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и животноводства, для дачного строительства, традиционных народных промыслов, предпринимательской деятельности и иных, не запрещенных законом, целей. Размеры участков определяются законодательством. На этом праве в настоящее время земельные участки не предоставляются.

Постоянное (бессрочное) пользование – право эксплуатации земельного участка в интересах пользователя (пользоваться произведенной продукцией) без установленного срока (бессрочно). Предоставление земельного участка во владение и пользование осуществляется администрациями соответствующего уровня в порядке отвода безвозмездно только из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения , владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закрепленона праве оперативного управления , владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение

Землепользование – это территория, предоставленная хозяйству, предприятию или иному юридическому лицу для конкретных целей, имеющая определенную площадь, фиксированное местоположение и точные границы. Землепользование может быть cельскохозяйственным и несельскохозяйственным, бессрочным (постоянным), временным (от 3 до 10 лет) и срочным - (до 1 года), общественным и индивидуальным, первичным и вторичным. Однако во всех случаях оно должно быть рациональным и максимально соответствовать социально-экономическим интересам народного хозяйства и обеспечивать наибольшую эффективность.

При первичном землепользовании земельный участок предоставляется в установленном порядке организации, сельскохозяйственному предприятию, товариществу, гражданам.

Вторичное землепользование – земельный участок первичного землепользования, предоставляется в установленном порядке другим землепользователям во временное или бессрочное пользование (например, служебные наделы ). Основанием вторичного землепользования служит решение (приказ) вышестоящего первичного землепользователя, решение общего собрания сельскохозяйственного предприятия или постановление соответствующей администрации.

Срочное пользование – предоставление земельного участка во временное пользование на срок до одного года за плату или безвозмездно. Право предоставления в срочное пользование земельных участков принадлежит органам исполнительной власти и местного самоуправления, собственникам, владельцам, пользователям, арендаторам и устанавливается договорами.

Аренда – срочное (временное) платное использование земли. Во временное пользование на условиях аренды земля предоставляется гражданам РФ, сельскохозяйственным и другим государственным и кооперативным предприятиям, учреждениям, организациям, совместным предприятиям, иностранным государствам и гражданам, юридическим лицам землевладельцами, землепользователями и арендаторами из их земель по договору на право временного пользования земельным участком. Предельный срок временного пользования землей на условиях аренды до 50 лет. Арендатор имеет преимущественное право на повторное заключение договора аренды. Размер арендной платы устанавливается договором.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

Субаренда – арендатор имеет право сдать арендованный земельный участок или его часть в субаренду в случае передачи в аренду расположенных на нем объектов недвижимости с согласия собственника земельного участка, если договором аренды не предусмотрено иное. Срок субаренды не может превышать срока действия договора аренды. Договор аренды и субаренды подлежат нотариальному удостоверению и государственной регистрации.

Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может устанавливаться по соглашению между собственниками или решением суда. Если он установлен в отношении одного или нескольких лиц – частный, неограниченного числа лиц – публичный сервитут.

Могут устанавливаться следующие сервитуты:

прохода или проезда через земельный участок;

использования земельного участка для прокладки и ремонта коммунальных или индивидуальных инженерных, электрических и других линий и сетей;

проведения дренажных работ;

забора воды, водопоя, сенокоса, прогона или пастьбы скота;

временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и др. работ.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц в интересах, которых он установлен. За сервитуты, установленные в пользу сельских жителей, плата не взимается.

Сервитут может устанавливаться на земельный участок на любом праве и быть временным или постоянным. Он сохраняется при переходе земельного участка к другому лицу. Сервитут может быть прекращен: в виду отпадения оснований, по которым был установлен; в случае, если земельный участок в результате обременения не может использоваться по назначению. Собственник в праве требовать его прекращения и в судебном порядке. Сервитуты подлежат государственной регистрации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ

Понятие «правового режима земель»

земля фонд правоотношение целевой

В земельном праве распространенным термином является «правовой режим земель»- особая правовая конструкция, позволяющая обеспечить единство и дифференциацию правового статуса видов земель, составляющих земельный фонд РФ.

Кроме этого, одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в Земельном кодексе РФ, является установленное в ст. 1 положение, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) Земли сельскохозяйственного назначения.

2) Земли населенных пунктов.

3) Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

4) Земли особо охраняемых природных территорий и объектов.

5) Земли лесного фонда.

6) Земли водного фонда.

7) Земли запаса.

Критерием их разграничения является различное целевое назначение, определяющее цель, в соответствии с которой они используются. Под целевым назначением в широком смысле можно понимать особое направление использования земель в зависимости от той роли, которую выполняет земля в общественных отношениях. Известно, что земля - это средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов. Использование земельного участка, его функция является относительно стабильной, имеет свои особенности, что составляет особый правовой режим каждой категории.

Строгое следование субъектами земельных правоотношений целевому использованию земель является важнейший составляющей всего земельного законодательства, так как правовой режим эксплуатации земельных участков в первую очередь выражается в отнесении их к конкретным категориям земель. Суть принципа использования земель в соответствии с их основным целевым назначением заключается в том, что ни собственник земельного участка, ни его владелец, пользователь или арендатор не вправе изменить целевое назначение земельного участка по своему усмотрению. Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, документах кадастра недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в других случаях, установленных законодательном.

Единство правового статуса земель обеспечивает конструкция «правовой режим» благодаря совокупности ее элементов, присущих любому виду земель: определению вида земель, подпадающих под данный режим; определению круга государственных органов, осуществляющих руководство использованием этих земель; определению круга субъектов, осуществляющих использование земель; установлению их правомочий по использованию земель и установлению ответственности за нарушения данного земельно-правового режима.

Перевод земель из одной категории в другую

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с требованиями п. 1 ст. 8 ЗК РФ в отношении:

Земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;

Земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ;

Земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения,- органами местного самоуправления;

Земель, находящихся в частной собственности:

а)земель сельскохозяйственного назначения, - органами исполнительной власти субъектов РФ;

б)земель иного целевого назначения, - органами местного самоуправления.

В соответствии с п.3 ст. 8 ЗК РФ нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую служит основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ.

Для переводе земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) Кадастровый номер земельного участка.

3) Обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

4) Права на земельный участок.

К ходатайству необходимо приложить землеустроительную, градостроительную и иную документацию, связанную с использованием, охраной и перераспределением земель: выписку их государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; копии документов, удостоверяющих личность заявителя, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, заключение государственной экспертизы, в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель из одной категории в другую. Данное решение является ненормативным актом органа государственной власти субъекта РФ и может быть обжаловано в суд в установленном порядке (срок подачи жалобы - 3 месяца).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Состав земель Российской Федерации. Перевод земель из одной категории в другую. Основополагающие принципы земельного права. Определение правового режима земель, порядок перевода земель из одной категории в другую. Условия аренды земельных участков.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2010

    Состав земель Российской Федерации, их классификация по целевому назначению. Порядок перевода земель из одной категории в другую. Основания для отказа в переводе земель. Законодательная компетенция субъектов управления земельными ресурсами, их полномочия.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2010

    Правовой механизм перевода земель и земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда в другие категории. Анализ действующего законодательства о переводе земель особо охраняемых природных территорий в другие категории.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2015

    Сущность порядка отнесения земель к категориям согласно Земельному кодексу, их основные виды. Правовое регулирование перевода земель из одной категории в другую. Особенности полномочий органов общей компетенции в области использования и охраны земель.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2013

    Субъекты земельных правоотношений в Российской Федерации. Категории граждан, которые вправе выступать участниками имущественных и земельных отношений. Принцип распределения всех земель по своему целевому назначению. Правовой режим земельных участков.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2011

    Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию: перечень возможных случаев, правовая база и основания отказа. Правовая компетенция субъектов управления земельными ресурсами.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2009

    Особенности правового режима земель, порядок предоставления земельных участков из земель населенных пунктов для долевого строительства многоквартирных домов. Проект договора аренды земельного участка. Зонирование территорий при использовании земель.

    контрольная работа , добавлен 01.01.2014

    Порядок передачи земель, находящихся в государственной собственности, в частную собственность юридических лиц. Правовой режим земель водного фонда, возникновение права водопользования. Классификация использования водных объектов по целевому назначению.

    контрольная работа , добавлен 05.08.2010

    Определение единообразного подхода к правовому регулированию составных частей земель Республики Беларусь. Статус земель сельскохозяйственного назначения. Специфика государственного управления в области использования и охраны сельскохозяйственных земель.

    реферат , добавлен 17.09.2012

    Земельный участок, предоставленный для жилищного строительства: понятие, признаки. Понятие и элементы правового режима земель. Субъекты, имеющие право на предоставление земельных участков для жилищного строительства в составе земель населенных пунктов.

837 Время чтения: 4 мин.

Помимо того, что каждый объект недвижимости должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, существуют правовые статусы земельных участков. Если собственник надела имеет понимание в этом вопросе, он может использовать его строго по назначению, не нарушая законодательство Российской Федерации. Простому обывателю сложно разобраться в юридических тонкостях, поэтому мы расскажем, что входит в понятие земельный участок, и какой статус ему может присваиваться.

Что скрывается под определением ПСЗУ

Согласно положениям ГК РФ, земельный надел – это территория, имеющая определенную площадь и четко определенные границы. Как и все объекты недвижимости, земельный надел должен быть зарегистрирован и является объектом налогообложения. Использовать его можно строго по назначению, а нарушение правил землепользования – правонарушение, за которое предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

Каждый участок имеет свой правовой статус, а это означает, что он имеет:

  • Свое целевое назначение , а земли могут иметь сельскохозяйственное и промышленное значение, есть территории, принадлежащие объектам лесного и водного хозяйства, земли в составе населенных пунктов, запасные участки и территории, которые находятся под охраной государства.
  • Определенную форму разрешенного использования , но с учетом целевого назначения, наличия обременений ограничений. Согласно положениям 7-й статьи Земельного кодекса РФ, земли классифицируются по разрешенным видам деятельности и возможностях при возведении построек.
  • Разрешенный способ владения, или правовой режим земель, а закон разделяет все земельные участки по принадлежности на государственную (разделенную между ведомствами), муниципальную и частную собственность (земли, принадлежащие физлицам, индивидуальным предпринимателям, предприятиям и организациям различных форм собственности).

Какие виды ПСЗУ выделяет закон

Сведения о наделе земли, включая правовые статусы земельных участков и виды их разрешенного использования, собраны в законе «О Госкадастре недвижимости». Все учетные записи вносятся в единый госкадастр.

В зависимости от того, на какой стадии находится процесс оформления ПС, порядка передачи сведений в госорганы, земельному участку может быть присвоен определенный статус:

  1. Временный статус , или соответствующая запись в госкадастре, свидетельствующая о том, что законных прав собственник не имеет, а документы только оформляются. Это самый ненадежный статус, так как законом предусматриваются не только правила, но и жесткие сроки, отведенные на оформление права собственности. Если процесс затягивается, а надел не оформляется на протяжении 5 лет, земля приобретает другой статус. Это также территории, не имеющие четких границ, временно аннулированными считаются земли государства, переданные во временное владение. Их продажа категорически запрещена.
  2. Аннулированный статус , что свидетельствует о том, что процедура оформления прав собственности не была завершена в пятилетний срок. В этом случае собственнику предстоит пройти через процедуру «с нуля», а это новые финансовые затраты и потеря времени.
  3. Учтенный статус , который присваивается участку после регистрации ПС или прав на временное владение (аренду). Говоря об арендованных землях, речь идет о территориях, которые находятся в госсобственности и во владении муниципалитета. Это касается также земель, ПС на которые возникло до марта 2008-го.
  4. Участки с ранее учтенным статусом , а это касается, в первую очередь, земельных наделов, не прошедших процедуру межевания , Соответственно, они не имеют четко определенных границ, перенесенных в натуре . Это переходный этап, наступающий в случае, если участки были оформлены на правах пользования или распоряжения. Речь идет преимущественно об участках, сведения о которых хранились в разных инстанциях, до организации единого кадастра.
  5. Архивный статус , присваиваемый по прохождении определенного периода времени. В «архив» переходят все «учтенные» и «ранее учтенные» участки, причем от собственников в этом случае не требуется никаких заявлений и запросов.

Приобретая в собственность земельный участок, в первую очередь стоит обращать внимание именно на его статус. Некоторые земли покупать опасно, и особенно если речь идет о территориях с временным и временно аннулированным статусом. Особенно внимательно надо относиться к операциям с землей, находящейся в собственности государства, так как она может предназначаться для дорожного строительства, проводки магистральных трубопроводов или возведения объектов социальной инфраструктуры. Помимо этого статус определяет правомерность занятия определенным видом деятельности и возможностью ведения строительных работ.

Виды возможного использования земельных участков

Специалисты Минэкономразвития составили специальный классификатор, в котором четко указано, каким образом могут использоваться участки, в зависимости от присвоенного им статуса.

В числе самых востребованных земли поселений, на которых закон разрешает вести индивидуальное строительство, мало- и многоэтажное строительство многоквартирных домов, торговых и офисных центров.

Также юристам чаще всего приходится сталкиваться с землями сельскохозяйственного значения, где можно возвести только дачный домик, вести подсобное хозяйство, разбить сад и огород. Остальные земли, в виду того, что они редко встречаются среди операций с недвижимостью между физическими и юридическими лицами, внимания обывателей не заслуживают, в принципе.

Земли, которые находятся в пределах населенных пунктов., можно разделить на следующие виды:

  • участки, предназначенные под дачное строительство , а в качестве их законных владельцев выступают преимущественно юридические лица – садоводческие товарищества и дачные кооперативы, члены которых имеют определенные права пользования;
  • участки под индивидуальное жилищное строительство , главной особенностью которых является возможность подключения коммуникаций и отсутствие каких-либо ограничений по размерам и площади возводимых строений (согласно утвержденному плану);
  • участки, главным предназначением которых является ведение подсобного хозяйства , а в этом случае на земле могут располагаться исключительно строения и конструкции вспомогательного характера.

Закон предусматривает разделение участков по другим признакам, а это могут быть земли, используемые для растениеводства, скотоводства, хранения и переработки сельхозпродукции (всего 18 подвидов). Несмотря на то, что каждый надел можно использовать строго по назначению, собственник в установленном законом порядке может изменить