Установка шлагбаума во дворе: пошаговая инструкция. Установка шлагбаума во дворе жилого дома: закон, правила, что для этого нужно

В любых населенных пунктах, как крупных, так и мелких, зачастую можно встретить шлагбаумы. Но иногда ставят шлагбаум во дворе многоквартирного дома. У людей периодически возникает такая необходимость, так как ограждение не позволяет передвигаться чужим автомобилям по территории, где могут играть дети. Кроме того, при помощи шлагбаумов нередко ограничивают места для парковки. Это удобно и гарантирует сохранность парковочных мест для жильцов многоквартирного дома. В больших городах жителям, которым повезло иметь квартиры в центре, известно о том, как сложно бывает найти место для автомобиля в своем собственном дворе.

Чтобы не сталкиваться с подобными проблемами и не пускать на свою территорию других автомобилистов, приходится ставить ограничения. Но тут у многих возникает масса вопросов, ведь далеко не в каждом случае подобная установка является законной. Будет очень неприятно, если в результате окажется, что шлагбаум не соответствует правилам и его придется убирать, учитывая стоимость, в которую он обходится.

Закон и шлагбаум

Для тех людей, которые собираются установить шлагбаум во дворе, часто наибольшей проблемой становится не сбор денежных средств на подобное приспособление, а оформление документов. Именно на все разрешения и справки уходит столько времени, что многие попросту отказываются от идеи установить шлагбаум около своего дома.

Документов действительно понадобится очень много.

  • Все дело в том, что подобная конструкция и место ее расположения должны полностью соответствовать всем требованиям пожарной, автодорожной и других служб.

К примеру, по правилам к дому обязательно должны быть открыты подъездные пути, чтобы в случае опасности машины пожарной службы либо скорой помощи могли спокойно добраться до места назначения.

  • Поэтому получить разрешение на то, чтобы перекрыть въезд на территорию, где расположен жилой комплекс, бывает очень сложно.

Чаще всего удается договориться только в том случае, когда поставленный шлагбаум будет находиться под постоянным контролем человека. Это будет вызывать дополнительную финансовую нагрузку, так как придется платить зарплату дежурному сотруднику.


Не часто жильцы дома соглашаются на такие расходы, даже учитывая то, насколько полезным может быть ограничение въезда во двор. Нужно помнить и о том, что стоимость самого оборудования, а также его установки обходится в десятки тысяч. Более того, если шлагбаум не будет находиться под присмотром вахтера, то у сотрудников МЧС, полиции и скорой помощи есть законное основание сломать ограничение, чтобы получить доступ к месту.

При этом никакой компенсации за испорченный шлагбаум никто выплачивать не будет.

Поэтому перед тем, как задуматься над установкой ограничений для въезда транспортных средств на территорию двора, необходимо разобраться с документами, получить все разрешения для законного монтажа подобного приспособления, точно высчитать стоимость проекта и его дальнейшее обслуживание. Только после этого можно переходить непосредственно к работе по установке шлагбаума. Без согласования данного вопроса со всеми службами и жильцами дома нельзя начинать монтаж. Это грозит существенными штрафными санкциями.

Подготовка к установке

Что касается того, как установить шлагбаум, то в первую очередь нужно соблюсти определенные требования к местности, на которой будет установлено заграждение, а также к самому оборудованию. Поэтому необходимо для начала достаточное внимание уделить придомовой территории и сформировать ее так, чтобы заграждение было действительно полезным, а не стало пустой тратой денег.

В первую очередь всегда проводится собрание собственников жилья многоквартирного дома. Если окажется, что не все согласны с установкой шлагбаума на въезде во двор, то проводить монтаж нельзя. Если все подписи будут собраны и жильцы единогласно решат, что заграждение действительно нужно, следует начать оформление документов. Для этого придется обратиться в несколько важных инстанций, без которых сооружение будет признано незаконным и ответственные лица получат штраф.

Стоит заметить, что одним из важных требований является постановка участка придомовой территории на кадастровый учет.

Если территория не будет сформирована правильно, то и никакие установки, запрещающие въезд, на ней делать нельзя.

Каким должен быть шлагбаум

Кроме того, существуют определенные требования для самого оборудования. В первую очередь стоит заметить, что установленный электронный шлагбаум должен обязательно иметь специальную кнопку для открытия в случае поломки либо отсутствия электроэнергии. Если заграждение открывается при помощи ключей, то один из них обязательно должен быть у ответственного лица. В случае возникновения экстренной ситуации ключ всегда должен быть быстро доставлен к шлагбауму. Поэтому жильцы, как правило, выбирают для его хранения такого человека, который редко покидает свой дом.

При установке шлагбаумов для въезда автомобилей во двор необходимо обязательно продумать такой момент, как свободный доступ для людей с ограниченными возможностями и колясок с детьми. То есть, когда ставится ограждение, около него обязательно должна быть оборудована удобная дорожка для проезда колясок, велосипедов.

Для установки шлагбаума не требуется получение разрешения на строительство.

Данный объект не считается строительным, поэтому от необходимости получать подобное разрешение жильцы дома будут избавлены. Однако у них будет масса других обязательных справок и разрешений. На данный момент существует определенный список обязательных процедур, которые нужно пройти, прежде чем устанавливать шлагбаумпри въезде во двор. Но в некоторых регионах и отдельных населенных пунктах могут присутствовать дополнительные требования.

И все их нужно обязательно выполнять. Если местные власти признают, что заграждение является незаконным, то придется не только заплатить штраф, но и снести дорогостоящий объект. По грубому подсчету выходит, что самый дешевый шлагбаум обходится минимум в 40 тысяч. Чтобы эти деньги не были потрачены зря, необходимо собрать все документы и разрешения, а уже после заниматься монтажом.

Стоит отметить и то, что те бумаги, которые получены до начала работ, еще не являются гарантией законности ограждения для въезда во двор. После окончания монтажа необходимо пригласить специалистов из различных служб, которые проведут обследование объекта и вынесут решение, является ли он безопасным и законным. Если окажется, что монтаж был произведен с нарушениями, ответственные лица получат акт, в котором можно будет увидеть все недочеты, подлежащие исправлению. На это отводится определенное количество времени, после чего комиссия снова прибудет с проверкой.

Если игнорировать предписания различных служб и организаций либо и вовсе не оформлять документы, то установка шлагбаума при въезде во двор будет признана незаконной.

Такое оборудование подлежит демонтажу. Кроме того, ответственным лицам полагается штраф. Это может быть 2000 рублей для физического лица либо 20000 рублей - для организации. Не стоит забывать и о том, что придется снести заграждение, на которое уже были потрачены немалые деньги.

Документы для согласования установки шлагбаума

Если жильцы дома решили ограничить въезд транспортных средств на территорию своего двора, то им нужно быть готовым к тому, чтобы пройти массу различных инстанций и оформить немалое количество документов. Начать нужно с самих владельцев квартир. Они должны быть согласны со строительством заграждения. Желательно, чтобы документ подписали все.

Но считается, что для начала работ по возведению шлагбаума достаточно и чуть более 50 % голосов.

Тем не менее практика показывает, что в таком случае приходится очень часто сталкиваться с различными проблемами. Если несогласные начнут искать пути для запрета строительства шлагбаума, то процесс установки заграждения может затянуться на долгие годы. Поэтому работы стоит начинать только в том случае, если противников этому решению нет.

Далее следует перейти к оформлению участка. Для этого надо отправиться в БТИ. Очень важно сформировать одну полноценную территорию, так как по закону изначально за каждым собственником жилья будет закреплен определенный участок. Все это нужно объединить, чтобы получить возможность дальнейшего оформления документов.

Когда территория будет сформирована, необходимо обратиться в местную администрацию и получить право на управление дорожным движением на конкретном участке.

Помимо гор-, пос- или сельсовета, данный документ согласовывается с пожарной службой, ГИБДД и ЖКХ. Если бумаги будут подписаны, можно приступать к установке.

Но это основные документы и требования. В некоторых населенных пунктах, а иногда и в отдельных районах города могут существовать свои правила, и возникнет необходимость оформления дополнительных разрешений. Более того, не нужно забывать, что после установки шлагбаума нужно пригласить специалистов, которые выдадут справки о том, что заграждение соответствует всем требованиям и является безопасным для людей, животных и растений.

Разновидности шлагбаумов

Бумажная работа - это далеко не все, о чем нужно задумываться при установке шлагбаумов для ограничения въезда во двор жилого дома. Также нужно правильно выбрать оборудование, чтобы оно было и удобным, и недорогим одновременно. Шлагбаумы бывают нескольких типов, от чего зависит их цена, надежность и сложность обслуживания. При выборе необходимо обратить внимание на такие моменты, как особенности территории и ландшафта двора и поток транспортных средств, которые будут проезжать через загражденный участок.

Виды шлагбаумов:

  1. Самым дешевым вариантом является обычный механический шлагбаум. Тут абсолютно вся работа будет происходить вручную, поэтому при большом трафике такое устройство будет максимально неудобным. Однако если в день въезжает 3–4 машины и столько же выезжает, то можно сэкономить и поставить шлагбаум на въезде во двор механического типа.
  2. Второй тип заграждений называют автоматическими. Это дорогие шлагбаумы, которые в основном выполняются под заказ. Автоматические устройства обходятся недешево, но у них масса преимуществ. Они долговечны, прочны и очень удобны в использовании. Работают шлагбаумы такого типа на гидравлической либо электромеханической системе. От типа привода незначительно зависит стоимость, но по качеству они практически одинаковы. Что касается автоматических шлагбаумов, они обладают высокой степенью надежности. Их конструируют таким образом, чтобы заграждение не выходило из строя ни во время морозов, ни при сильных дождях, ни на жаре. Работают такие устройства через радиоканал, специальную клавиатуру либо приложение для мобильного телефона. Поэтому в данном случае даже нет необходимости нанимать вахтера, что сэкономит деньги жильцов на зарплату работнику. Но для экстренных случаев поблизости все же должно быть ответственное лицо. В случае возникновения технических неполадок автоматическим шлагбаумом можно пользоваться вручную.


Установка подобных устройств для многих дворов является вполне оправданной тратой времени и денег. Это надежная защита жильцов, особенно детей, от случайных автомобилистов. Кроме того, шлагбаум при въезде во двор будет гарантией сохранности парковочного места.

Но нужно учитывать, что требования к подобному оборудованию высокие, а соблюдать их необходимо обязательно.

В противном случае сооружение признают незаконным, что грозит большими штрафами и иными проблемами.

После введения платных парковок, московские власти как бы пошли на встречу жителям и приняли Постановление об упрощенном порядке согласования установки ограждений (установка шлагбаумов, ворот и т.п.) на придомовых территориях в городе Москве.

О процедуре:
1. Жителям многоквартирных домов необходимо собрать небольшой пакет документов, в соответствии с приложением к Постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года № 428-ПП.
2. Собранный пакет документов необходимо передать в аппарат Совета депутатов. Как правило, он находится в здании управы района. В момент подачи документов, уточните номер телефона, по которому потом можно будет узнать о принятом Советом депутатов решении и дату очередного заседания Совета депутатов. Решение принимается именно на заседании. Заседания, как правило проходят один раз в месяц.
3. Решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании принимается советом депутатов в срок не позднее 30 дней со дня поступления документов. Забрать решение можно будет в аппарате Совета депутатов.

Порядок установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве

1. Настоящий Порядок регулирует правоотношения, связанные с установкой ограждений на придомовых территориях многоквартирных домов в городе Москве и их демонтажем.

2. Для целей настоящего Порядка под ограждениями понимаются устройства регулирования въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств (далее - ограждающее устройство).

3. Установка ограждающих устройств осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников помещений в многоквартирном доме.

4. В случае, если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов.

5. В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств и их демонтажем (далее - уполномоченное собственниками лицо).

6. Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

7. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с приложением проекта размещения ограждающего устройства, в котором указывается место размещения, тип, размер, внешний вид ограждающего устройства, направляется уполномоченным собственниками лицом для согласования в совет депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства (далее - совет депутатов).

8. Решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании принимается советом депутатов в срок не позднее 30 дней со дня поступления документов (п.7).

9. Основаниями для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства являются:

9.1. Несоблюдение требований по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб.

9.2. Создание ограждающим устройством препятствий или ограничений проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (далее - территории общего пользования).

10. Решение совета депутатов о согласовании либо отказе в согласовании установки ограждающего устройства направляется уполномоченному собственниками лицу не позднее 5 рабочих дней с момента его принятия.

11. Установка и содержание ограждающих устройств осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме.

12. Собственники помещений в многоквартирном доме при установке и последующей эксплуатации ограждающих устройств на придомовых территориях обеспечивают на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб.

13. Запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования.

14. В случае нарушения требований настоящего Порядка при установке ограждающих устройств ограждающие устройства подлежат демонтажу и перемещению на специально организованные для хранения площадки (далее - демонтаж) в порядке и на условиях, аналогичных порядку, установленному для освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

15. Ограждающие устройства демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, при условии компенсации затрат собственников помещений в многоквартирном доме на приобретение и установку такого ограждающего устройства, определяемых на основании отчета независимой оценки.

16. Выплата компенсации (п.15) производится государственным заказчиком работ по благоустройству территории или государственным заказчиком работ по строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства за счет средств бюджета города Москвы, выделенных на проведение указанных работ (далее - государственный заказчик), на основании документов (п.18).

17. В случаях, предусмотренных пунктом 15 настоящего Порядка, государственный заказчик обеспечивает размещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах государственного заказчика, префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, досках объявлений префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы, а также непосредственно на ограждающих устройствах следующей информации: 17.1. О дате проведения работ по демонтажу ограждающего устройства. 17.2. О месте, сроке предоставления и перечне документов, представляемых государственному заказчику в целях выплаты компенсации, предусмотренной пунктом 14 настоящего Порядка.

18. В качестве документов, являющихся основанием для выплаты компенсации, уполномоченным собственниками лицом представляются:

18.1. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установке ограждающего устройства, согласованное в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка с советом депутатов. 18.2. Документы, подтверждающие факт приобретения и (или) установки ограждающего устройства. 18.3. Реквизиты банковского счета уполномоченного собственниками лица для перечисления денежных средств в качестве компенсации за демонтаж ограждающего устройства.

19. Государственный заказчик: 19.1. Обеспечивает проведение независимой оценки стоимости подлежащего демонтажу ограждающего устройства. 19.2. Осуществляет перечисление на банковский счет (п.18.3) денежных средств в качестве компенсации за демонтаж ограждающего устройства в размере, определенном в отчете об оценке подлежащего демонтажу ограждающего устройства.

20. Размер денежной компенсации, определенный на основании отчета об оценке, может быть обжалован собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в судебном порядке.

Автотранспорта в городах меньше не становится, пробки, нехватка парковочных мест. Автомобилисты, стараясь сократить маршрут и объехать пробку, несмотря на штрафы (это считается административным правонарушением) сокращают расстояния через дворы, тем самым делая невозможным нормальный выезд или въезд жителей к своим подъездам. Создается опасная ситуация для пешеходов и детей, ведь во дворах есть детские площадки, дети идут в школу или садик, или попросту катаются на велосипеде или играют. А еще сотрудники соседних офисов, магазинов и бизнес центров допоздна занимают парковку около дома. Или, к примеру, если вы живете в центре, где на каждом шагу платные парковки или ненавистный знак «Остановка запрещена», так же возникает резонный вопрос: куда ставить машину?!

Терпеть такие обстоятельства невозможно, попросту опускаются руки, хоть меняй место жительства. Нужно какое-то решение! И это решение - шлагбаум.

В условиях мегаполиса и большого пятна платных парковок, установка ограждающих устройств во дворах многоквартирных домов может оказаться неплохим вариантом и одним из действенных способов решения вопроса.

А в таких делах подходить к этому нужно со всей ответственностью и не заниматься самовольной установкой шлагбаумов. К тому же незаконно установленное ограждающее устройство подлежит сносу, а деньги за установку вам никто не вернет. Учитывая, что стоимость установки шлагбаума может варьироваться в среднем от 50 до 150 тысяч рублей и даже более – согласитесь, лучше все продумать и сделать в соответствии с законом, чтобы потом не было мучительно больно за потерянные деньги, время и нервы.

И на минуточку задумайтесь о возможных страшных последствиях установки шлагбаума. Представьте такую ситуацию: приезжает скорая помощь по экстренному вызову и упирается при въезде во двор в стоящий шлагбаум, на котором висит табличка с мелким текстом номера телефона, по которому водителю скорой нужно позвонить, чтобы шлагбаум открыли. Водитель вынужден выйти из машины, отыскать номер телефона, начать звонить. А время ведь может идти на секунды. Линия диспетчерской может быть занята. А охранник может отойти. Сработает человеческий фактор. А человека уже не вернешь. Или пожар?...

Если все же установка шлагбаума для вас - единственный выход отстоять свое парковочное место и спокойный двор, мы расскажем вам о законных методах установки шлагбаумов во дворах.

Для законной установки шлагбаума нужно соблюсти два основных момента. Первый – земля должна быть в собственности жильцов. Второй – необходимо получить согласие не менее 2/3 собственников помещений в доме в рамках общего собрания.

То есть сначала нужно понять, какие границы имеет ваша придомовая территория, поскольку только именно в этих пределах земельного участка вы можете установить шлагбаум. Такие границы должны быть указаны в кадастровом паспорте. Затем необходимо провести собрание собственников помещений.

В соответствии со ст. 161 ГК РФ существует 3 способа управления многоквартирным домом:

Непосредственное управление собственниками помещений. Однако при выборе такого способа управления необходимо учесть, что он возможен лишь в случае, если количество квартир в вашем доме не превышает 30.

Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Управление управляющей организацией.

В зависимости от способа управления проводится собрание собственников помещений. Обратите внимание, что, согласно ч.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ, для принятия решения об установке шлагбаума нужно заручиться поддержкой не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Далее, если согласие получено, необходимо изготовить проект размещения шлагбаума с указанием места размещения, типа, размера и внешнего вида.

Установка шлагбаумов во дворах города Москвы регулируется Постановлением Правительства Москвы от 02 июля 2013 года №428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве». В соответствии с п. 7 данного Постановления уполномоченное собственниками дома лицо направляет в совет депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с приложением проекта размещения ограждающего устройства.

Решение о согласовании установки шлагбаума либо об отказе в согласовании принимается в срок не позднее 30 дней со дня поступления документов.

Отдельно нужно остановиться на обязанности жильцов при установке шлагбаума обеспечить беспрепятственный и круглосуточный проезд на придомовую территорию скорой помощи, пожарной техники, полиции и других экстренных служб. Согласно п. 12 Постановления Правительства Москвы от 02 июля 2013 года №428-ПП «собственники помещений в многоквартирном доме при установке и последующей эксплуатации ограждающих устройств на придомовых территориях обеспечивают круглосуточный и беспрепятственный проезд на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб».

Вариантов выполнения этого требования несколько:

Установить видеокамеру с обзором подъезда к дому и шлагбаума, нанять охранника, который проживает или будет проживать в этом доме и осуществлять круглосуточный контроль за работой шлагбаума.

Поставить будку для вахтера, куда будет присоединено управление шлагбаумом.

Заключить договор с организацией по удаленному обслуживанию ограждающих устройств.

И не забывайте, что шлагбаум нужно будет обслуживать. Платить охраннику зарплату или оплачивать услуги организации по удаленному обслуживанию. То есть будут дополнительные ежемесячные расходы. Все ли жильцы смогут такие расходы нести? Также шлагбаум кто-то может сломать, и его нужно будет чинить. Все эти моменты нужно учитывать, и определиться со всеми вопросами желательно до установки шлагбаума, а не тогда, когда возникнет некое техническое или административное препятствие.

Шлагбаумы с точки зрения автомобилистов – читайте в нашей статье «Незаконный шлагбаум во дворе. Как противостоять произволу?»

Хотим обратить внимание, что авторы статьи придерживаются исключительно законных методов решения проблем. Авторы не принимают сторону кого бы то ни было, не призывают к каким либо действиям и не дают политическую окраску материала статьи. Настоящая статья носит исключительно информационный характер и направлена на поддержку позиции, которую Вы вправе избрать по своему усмотрению, руководствуясь личными мотивами. И помните, выбор за Вами, но только в правовом поле!

Если вас заинтересовал материал статьи и Вы решили что Вам необходима квалифицированная юридическая помощь, Вы можете обратится в ООО "ЮСБ "СПЕКТО" на сайт или напрямую в ООО "ЮСБ" СПЕКТО" www.specto.ru

Статья подготовлена нашим Генеральным партнером ООО «ЮСБ «СПЕКТО», по заказу ООО «Экспрессюрист», оператора портала сайт
(Портал профессиональных юридических услуг)
Копирование статьи как целиком так и в части, возможно с разрешения правообладателя

Шлагбаум - это заграждение на дороге для проезда на частную территорию машин. Обычно устанавливается перед железнодорожными переездами, на въезде в некоторые государственные учреждения, частную собственность, складские комплексы, частные коммерческие предприятия с собственной территорией, а также во дворах многоэтажных домов.

Установленный шлагбаума во дворе многоэтажного жилого дома

Для чего необходим шлагбаум?

Первоначально шлагбаумы использовались скорее как защитные сооружения для предотвращения прохода врага через определенную улицу. Выглядели они как рогатки с пиками на концах. Петр I постановил, чтобы эти рогатки назывались «шлагбаумами» и были установлены в конце каждой улицы столицы с целью обеспечения правопорядка в городе

Сейчас шлагбаум необходим для тех же целей: предотвращения проезда «чужого» автотранспорта на частную или государственную территорию. Когда речь идет о шлагбауме перед железнодорожным переездом, то там цель та же, но смысл в ином - регулировать проезд транспорта ради сохранения жизни участников движения.

В случае с придомовой территорией шлагбаум необходим для защиты двора от проезда туда посторонних, желающих припарковать свой автомобиль. Эта проблема очень остро стоит перед владельцами жилья в многоэтажках, так как территория рядом со зданием там обычно совсем небольшая и парковочных мест иногда не хватает даже жильцам, если у некоторых собственников по 2 и больше машин.

Правовая база для установки шлагбаума

Нельзя просто по своему желанию устанавливать шлагбаум для того, чтобы закрыть проезд в свой двор. Согласно с 23 статьей Правил пожарной безопасности пожарные бригады должны иметь беспрепятственный подъезд к любым домам, то есть нельзя загораживать проезд к сооружению чем бы то ни было. В то же время пункт 1.5 Правил дорожного движения запрещено самовольная установка шлагбаумов.

Куда необходимо обращаться, чтобы получить разрешение и поставить шлагбаум на дороге к придомовой или частной территории? Для этого необходимо будет получить разрешение сразу в нескольких инстанциях, поэтому очень тщательно готовьте документы или доверьте это профессионалам.

Порядок получения разрешения на установку шлагбаума

  1. Первое место куда вам необходимо будет обратиться - районная администрация. Там нужно будет предоставить все документы касаемо принятия решения об установке заграждения для проезда на территорию двора.
  2. Установить собственность на придомовую территорию в БТИ, а после поделить придомовой участок на паевых правах между собственниками многоэтажки.
  3. Согласование полученного разрешения в Службе пожарного надзора.
  4. Согласование в ГИБДД.
  5. Разрешение от ЖКХ.

В некоторых городах приняты упрощенные процедуры для получения разрешения на установку шлагбаума. Для уточнения процедуры обратитесь в районный отдел Совета депутатов или Исполком вашего рода.

После получения разрешения и полного согласования на установку шлагбаума, можно выполнить это самостоятельно, собственными силами, или обратиться к специализирующимся на этом фирмам.

Особенности установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Что делать и куда обращаться, если вы живете в многоэтажке? Владелец одной из квартир не имеет права закрыть проезд на всю придомовую территорию. Куда обращаться, если вы захотели это сделать? Конечно же, сначала к вашим соседям!

  1. Прежде всего необходимо провести собрание собственников квартир в вашем доме. Если будет достигнуто согласие на то чтобы поставить заграждение, тогда это необходимо оформить как протокол. Даже если на собрании не получилось набрать 51% и более голосов, все равно зафиксируйте это «нет». Оно понадобится вам для повторного рассмотрения вопроса. Вы сможете переговорить с теми, кто против установки и совместного пользования шлагбаума во дворе и переубедить их до следующего голосования.
  2. Следующим этапом будет подготовить бумаги для подачи во всех гос.органы о получении разрешения на установку ограждающего устройства. Сюда относятся: протокол решения собственников многоквартирного дома, проект технической установки шлагбаума и план-схема вашего двора с ним. Все это должно отвечать требованиям противопожарной безопасности и содержать схему подключения электричества, если устройство будет работать от него.
  3. Дальше уполномоченный представитель, которого выбрали на собрании или наняли после него, обращается во все учреждения для получения разрешения на установку шлагбаума во дворе. Куда именно и в каком порядке перечислено в этой статье выше.

В случае если на территории двора многоквартирного дома находятся городские технические службы, необходимо получить их разрешение на закрытие свободного проезда. Это следует сделать до обращения в государственные службы за получением разрешения и приложить согласие от тех служб к другим бумагам.

Если шлагбаум будет закрывать проезд на территорию сразу нескольких зданий, тогда для согласования необходимо будет согласие или протокол собрания жильцов с согласием всех заинтересованных владельцев. При их отсутствии вы не получите разрешения. Если же такая ошибка произойдет, разрешение будет подписано и вы поставите шлагбаум, но поступит жалоба от жильцов соседнего здания или работников гос.учреждения, тогда может быть принято решения о сносе заградительного сооружения. Ни о какой компенсации владельцам в этом случае речь не идет. Лучше учесть всех заинтересованных лиц и предложить совместное пользование шлагбаумом на этапе обсуждения возможности возведения заградительного сооружения.

Администрация города для благоустройства территорий может изменять расположение ограждающих устройств и сооружений. Это права города и в случае, если ваш шлагбаум окажется помехой для подобных работ, его демонтируют за счет городского бюджета. При этом также компенсируют затраты собственников на приобретение и установку шлагбаума. Это производится согласно предоставленным чекам. Жаловаться на подобные действия бессмысленно. Однако, вы можете подать прошение с альтернативным планом благоустройства. Возможно, будут внесены изменения и шлагбаум не будет снесен.

Последствия незаконной установки шлагбаума

Нередки случаи установки шлагбаума, когда на руках нет разрешающих документов. Если будет написана жалоба и установлено, что заградительное сооружение было воздвигнуто самовольно, тогда согласно с законом будет наложен штраф и выдвинуто требования о сносе шлагбаума с дороги.

Городские службы могут узнать о самовольно воздвигнутом шлагбауме и без жалоб. В том случае, если это будет замечено и проверено кем-то из чиновников или работников службы, с которыми необходимо согласования разрешения. Подобные проверки улиц и дворов регулярно проводятся Гос.инспекцией по недвижимости. Независимо от того как узнают о неправомерном закрытие проезда, размер штрафа остается неизменным:

  • до 2000 рублей для частных лиц;
  • от 7000 до 10000 рублей для должностных лиц;
  • 120 - 150 тысяч рублей для юридических лиц.

Незаконная установка шлагбаума - это глупая мера, которая будет стоить гораздо больше, чем выплата штрафа, так как снос заградительного устройства будет производиться за счет его владельца или владельцев.

В случае если на территории с загороженным шлагбаумом проездом, произойдет пожар, а доступ для спасательной службы не будет открыт своевременно, пожарная бригада вправе снести шлагбаум. Жаловаться бессмысленно - никакая компенсация за причиненный ущерб не предусмотрена. Если же окажется, что проезд к придомовой территории был закрыт незаконно, тогда ждите дополнительно штраф. Нормы пожарной безопасности предусматривают беспрепятственный доступ к любым зданиям и домам. Для обеспечения этого после установки шлагбаума можно сделать следующее:

  • подключить шлагбаум к круглосуточному пункту охраны или консьерж-сервису;
  • поставить будку для вахтера куда будет подсоединено управление шлагбаумом. Вахта должна нестись круглосуточно;
  • заключить договор с компанией по удаленному обслуживанию заградительных устройств. Возможно, их предоставляет служба, которая устанавливала ваш шлагбаум;
  • предоставление электронных брелков для служб экстренного реагирования.

Никто не регламентирует какой способ для круглосуточного обслуживания шлагбаума вы выберете, но учитывая большие затраты на его покупку и установку, не следует рисковать отсутствием контроля за его исправной работой.

Многие жители Краснодара сталкивались с проблемой невозможности проезда, а в иных случаях и прохода по территории жилых комплексов или отдельных многоквартирных домов. И дело даже не в том, что, как правило, все пространство заставлено автомобилями жильцов дома (что, в принципе, тоже ненормально, но и неизбежно), а в том, что проезд попросту перегорожен: в лучшем случае шлагбаумом, в худшем — бетонными блоками или чем-то еще.

Шлагбаум — норма для частной собственности или предприятий с особым пропускным контролем. Но как регулируется его установка на придомовой территории в описанных случаях?

С точки зрения жильцов многоквартирных домов, которые по вечерам наматывают круги, чтобы припарковать свой автомобиль у своего же дома, установка шлагбаума — выход из положения, позволяющий избавиться от «посторонних» автомобилей. Да и вообще, психология человека заставляет действовать его таким образом, чтобы оградить от посторонних свою зону комфорта, коей в данном случае является автомобиль, двор, детская площадка.

Реакция других жителей условного микрорайона, как правило, противоположна. Шлагбаум установлен — свобода ограничена. В Конституции, например, прямо говорится о свободе передвижения, многие даже знают номер соответствующей статьи (статья 27 Конституции РФ). И действительно, дело тут не в точке зрения, а в законе.

Кто, где и на каких условиях может установить шлагбаум

С 2004 года в России действует Федеральный закон № 189 и Жилищный кодекс, полномочия которого определены Федеральным документом. Статья 36 второго объясняет практически все хитросплетения с установкой и демонтажом таких препятствий. Устанавливать какие-либо объекты может только собственник на своей территории. И именно Жилищным кодексом определяется процесс передачи придомовой территории в собственность жильцов жилых комплексов и отдельных многоквартирных домов.

Жильцы дома имеют право:
— коллективным решением обозначить границы придомовой территории;
— проголосовать;
— направить в административные органы документ с решением, принятым большинством голосов (51% и более);
— дождаться решения кадастровых органов администрации.

Если решение положительное, то за жителями («дольщиками») закрепляются и подтверждаются кадастровые границы участка согласно статье 26 Федерального закона № 122. Вот теперь они имеют полное право проголосовать за установку шлагбаума.

О чем нужно знать перед началом работ

Если не менее двух третей от общего числа жильцов согласно пунктам 1-3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ проголосовало за, можно приступить к монтажу искусственного препятствия согласно, опять же, исключительно техническим требованиям к установке. На данном этапе желательно привлечь специалиста в области благоустройства территорий, потому что требований, которые нужно при этом соблюдать, довольно много.

«В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение об установке ограждений земельного участка, установке шлагбаума необходимо принимать на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем необходимо отметить, что установка ограждения или шлагбаума не должна противоречить действующим градостроительным и противопожарным нормам и правилам. Также элементы ограждения не могут размещаться на межквартальных проездах.
Преграждение проезда во двор возможно при организации круглосуточного дежурства охранника у шлагбаума или иного оповещения для обеспечения свободного доступа пожарных машин и спецтранспорта медицинских служб скорой помощи.
Порядок оплаты за эксплуатацию средств ограждения определяется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома », — прокомментировали порталу Юга.ру в администрации города Краснодара.

Чтобы установить искусственное препятствие в виде шлагбаума или иного заграждения, нужно:
— составить техническую документацию объекта;
— утвердить смету на установку объекта, зафиксировав в протоколе собрания жильцов;
— направить протокол собрания жильцов с указанием технической документации и подробной схемы участка на одобрение в администрацию города, орган ЖКХ, МЧС и ГИБДД.

После одобрения всех без исключения вышеупомянутых структур можно приступать к монтажу.

Установили. Теперь можно документально подтвердить законность перекрытия территории. К сожалению или к счастью для остальных жителей микрорайона, этот шлагбаум будет стоять, а посягательства на него будут преследоваться по закону.

МЧС вправе отказать в установке шлагбаума по статье 23 правил пожарной безопасности, которая гласит: «Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям… должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенным от снега и льда». Как правило, именно эта статья является аргументом в отказе установки препятствия, а также базой для жалоб граждан на сооружения в виде шлагбаумов.

Недовольные наличием шлагбаума граждане имеют право потребовать у «огородившихся» документы на право его установки, а именно:
— выписку из кадастровых документов о конкретном участке земли;
— протокол собрания жильцов о принятии решения установить шлагбаум;
технические документы на объект;
разрешительные документы на установку от администрации города, ЖКХ, МЧС и ГИБДД.
Если даже одного из этих документов нет в наличии, желающие имеют право обратиться в соответствующие органы с требованием устранить искусственное препятствие.

Даже если объект установлен законно, зачастую в процессе его эксплуатации происходят изменения, преобразования, всевозможные «мутации». Чтобы предотвратить в общем справедливые возможные претензии, нужно знать и исполнять следующее:

  • объект не должен препятствовать проникновению на огороженную территорию инвалидов-колясочников, велосипедистов, детских колясок;
  • объект должен в любое время суток обеспечить беспрепятственное проникновение специальной техники пожарной, медицинской, газовой и жилищно-коммунальной служб;
  • объект должен быть оснащен необходимыми элементами защиты пешеходов и имущества, то есть не наносить вреда при срабатывании.

Граждане, принявшие решение отгородиться от мира, должны понимать, что, например, при наличии препятствия проезду противопожарной техники, транспорта полиции или медицинских служб сотрудники вправе устранить препятствие любыми подручными средствами без уведомления собственника, то есть снести шлагбаум (как правило, за несколько секунд срезается «болгаркой»). Возмещать ущерб при этом никто не обязан. Мало того, если при сносе шлагбаум повредит имущество служб или повлияет на действия служб на месте прибытия, они, будьте уверены, воспользуются возможностью подать судебный иск с требованием возмещения ущерба. А бампер пожарного КамАЗа — не самая дешевая вещь в мире запасных частей. Что уж говорить о машинах скорой помощи или полиции.