Уклонение службы в армии статья. Что считается уклонением от призыва на военную службу? Уклонение от армии: последствия


За уклонение от призыва на военную службу существует уголовная ответственность и административная.

Уголовная ответственность наступает в случае доказательства умысла гражданина на уклонение от призыва на военную службу и наказывается в соответствии с частью 1 статьи 328 УК РФ: штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Административная ответственность наступает в случае нарушения гражданином обязанностей воинского учета в соответствии со статьями 21.5 и 21.6 главы 21 Кодекса об административных правонарушениях РФ и наказывается: предупреждением или наложением административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Какая ответственность наступает в том или ином случае подробно рассмотрено ниже.

Уклонение от призыва на военную службу и призыв на военную службу условно можно разложить на составляющие компоненты:

1) Оповещение призывника повесткой, врученной под подпись призывнику для прохождения мероприятий связанных с призывом (на медицинское освидетельствование);

2) Явка на мероприятия связанные с призывом (на медицинское освидетельствование) по повестке военного комиссариата, врученной под роспись призывнику;

3) Проведение медицинского освидетельствования для определения категории годности призывника к военной службе (включая дополнительное обследование по направлению медкомиссии в медицинское учреждение);

4) Оповещение призывника повесткой, врученной под подпись, для явки в пункт сбора в назначенное время и место с последующей отправкой к месту прохождения военной службы.

Давайте рассмотрим каждый этап призыва на военную службу в отдельности и определим возможную ответственность за уклонение.

Пункт 1. Оповещение призывника повесткой.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в повестке?

Ответ: Да

Согласно п.2 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

Вопрос: Кто имеет право вручать повестку?

Ответ: Повестки вручаются гражданам:

Работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций;

Органами местного самоуправления поселений, в случае отсутствия структурных подразделений военных комиссариатов;

Сотрудниками органов внутренних дел;

Примечание. Таким образом, ни мама, ни папа не входят в список лиц, обязанных передавать призывнику повестку (даже если указанные лица расписались за ее получение).

Вопрос: Если призывнику не получается вручить повестку под подпись?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Ответ: Инициировать розыск призывника с целью вручить ему повестку.

Ссылка на закон : Согласно п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007 года, военные комиссары составляют списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке, и направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел указанные списки. Списки уточняются не реже двух раз в месяц.

Примечание. Вышеупомянутые списки носят информативный характер и не обязывают сотрудников органов внутренних дел производить какие-либо действия в отношении призывника.

Чтобы инициировать необходимые действия органов внутренних дел по отношению к призывнику, военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения, согласно приложению N 1 (образец) к настоящей Инструкции;

Ответ: Определить местонахождение призывника и вручить ему повестку под подпись.

Ссылка на закон : Согласно п.5 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители):

При получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия;

Направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате;

Примечание. Таким образом, при отсутствии подписанной повестки призывником, органы внутренних дел могут только определить местонахождение призывника и вручить ему повестку военного комиссариата под роспись, а отрывной корешок с подписью призывника отправить в военный комиссариат.

Важно . Органы внутренних дел в данном случае не могут осуществить доставление, задержание или привод призывника.

Пункт 2. Неявка на мероприятия связанные с призывом (медицинское освидетельствование)

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон : Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Вопрос: Какие уважительные причины для неявки по повестке?

Ответ:

Вопрос: Какая ответственность за неявку по повестке?

Ответ: При единичной неявке – административный штраф в размере до 500 рублей; в случае неоднократной неявки по повестке, либо при наличии умысла в уклонении от призыва - возможна уголовная ответственность;

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.

Вопрос: Что может сделать военный комиссариат?

Ответ:

  • составить протокол об административном правонарушении;
  • инициировать доставление призывника в помещение органов внутренних дел для составления протокола;
  • направить материалы в Следственный орган Следственного комитета РФ для возбуждения уголовного дела (только при неоднократной неявке по повестке)

Ссылка на закон: Согласно пп. «к» п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, военные комиссары при наличии оснований и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляют протокол об административном правонарушении в отношении граждан, не явившихся по вызовам (повесткам) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительных причин, а также уклонившихся от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии;

Согласно пп. «л» п.4 настоящей Инструкции, при невозможности составления протокола об административном правонарушении направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел письменные обращения согласно приложению N 2 (образец) к настоящей Инструкции о доставлении граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административном правонарушении. В обращении указывается должностное лицо военного комиссариата, назначенное для обеспечения совместно с горрайорганом внутренних дел действий по реализации обращения;

Примечание. Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении законно только при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.

Вопрос: Что могут сделать органы внутренних дел?

Ответ: Осуществить доставление призывника в помещение органов внутренних дел.

Согласно пп. «в» п.5 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители) при получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению;

Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции), - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

Примечание. Таким образом, доставление может быть осуществлено только при наличии у сотрудника органов внутренних дел обращения военного комиссара о доставлении (в котором указывается: ФИО призывника, дата рождения, место регистрации и подпись военного комиссара) непосредственно в помещение органа внутренних дел. Доставление в отдел военного комиссариата незаконно.


Вопрос: Могут ли возбудить уголовное дело?

Ответ: При неоднократной неявке по повестке по неуважительной причине – да.

Ссылка на закон: Согласно п.2 ст.28 ФЗ оВОиВС, в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание. При единичном случае неявки по повестке на мероприятия связанные с призывом (медкомиссия) по неуважительной причине вероятность возбуждения уголовного дела стремится к нулю.

Пункт 3. Проведение дополнительного медицинского обследования.

Вопрос: Имеет ли право медкомиссия направлять на дополнительное обследование?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.4 ст.5.1 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.


Вопрос: Призывник может отказаться от дополнительного мед. обследования?

Ответ: Да. Для этого следует написать заявление на отказ (мотивированный отказ) от медицинского вмешательства.

Ссылка на закон: Согласно части 3 статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Важно. Не следует путать официальный отказ от медицинского обследования с уклонением от медицинского обследования. Уклонение от медицинского обследования классифицируется в соответствии с п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3.


Вопрос: Какая ответственность за уклонение от доп. медицинского обследования?

Ответ: При отсутствии умысла на уклонение от призыва – административная (штраф до 500руб), при умысле на уклонение от призыва – уголовная.

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 КоАП РФ), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия. В случае, когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.


Пункт 4. Повестка на пункт сбора для отправки к месту прохождения военной службы.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в «боевой» повестке?

Вопрос: Может ли призывник не согласиться с решением призывной комиссии?

Ответ: Да

Ссылка на закон : Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ оВОиВС, решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

Важно. При несогласии с решением ПК следует расписаться во вручаемой «боевой» повестке. Она будет основанием для обжалования действий со стороны призывной комиссии.

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по «боевой» повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Примечание. Если призывник обжаловал решение призывной комиссии в призывную комиссию субъекта РФ, либо в суд, то призывник может не являться по врученной ему ранее повестке.

Вопрос: Какая ответственность за уклонение от явки на пункт сбора с последующей отправкой к месту прохождения военной службы?

Ответ: Уголовная и административная

Ссылка на закон: Согласно ч.1 ст. 328 УК РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно п.4 ст.31 ФЗ оВОиВС, в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.7 ФЗ оВОиВС, в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством (КоАП и УК РФ) Российской Федерации.

Уважительные причины неявки по повестке.

Согласно п.2 ст.7 ФЗ оВОиВС, уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

В отношении кого выносится оправдательный приговор?

По каждому делу об уклонении от призыва на военную службу судам необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные статьями 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.

При решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, суду необходимо установить факт надлежащего оповещения призывника о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

При этом следует иметь в виду, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также для повторного прохождения призывной комиссии по окончании срока действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу осуществляется повестками военного комиссариата. Вручение призывнику повесток производится под расписку и только установленными законодательством лицами.

В случае направления призывной комиссией призывника на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) надлежащим оповещением следует считать вручение ему под личную подпись направления, в котором назначается срок явки в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения).

Отказ призывника от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу подлежит квалификации по части 1 статьи 328 УК РФ.

При отграничении уклонения от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) от неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) судам следует устанавливать, с какой целью лицо не исполняет возложенные на него обязанности.

Если лицо, имея умысел на уклонение от призыва на военную службу, убывает на новое место жительства (место временного пребывания) или выезжает из Российской Федерации без снятия с воинского учета, а также прибывает на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращается в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, содеянное им следует квалифицировать по части 1 статьи 328 УК РФ.

При решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.


Примечание. Таким образом, если призывник не имел умысла в уклонении от призыва на военную службу при неуважительной неявке по повестке, то его действия следует квалифицировать как неисполнение гражданина обязанностей по воинскому учету согласно статье 21.5 КоАП РФ, либо как уклонение от медицинского обследования согласно ст.21.6 КоАП РФ. В случае неоднократной неявки по неуважительной причине по повестке действия призывника могут классифицироваться как уклонение от призыва на военную службу, за что предусмотрена уголовная ответственность.

Воинская служба – это обязанность любого мужчины, годного для ее прохождения и имеющего . Уклонение от армии недопустимо, так как является полноценным нарушением действующего законодательства.

В зависимости от особенностей конкретного случая уклонисты могут быть наказаны либо в соответствии с административным, либо с уголовным законодательством. Более подробно о том, что ждет граждан РФ, уклоняющихся от , поговорим в представленной ниже статье, подробно осветив соответствующие законы.

Служба в армии — гражданский долг

Согласно 59-ой статье Конституции РФ, защита Отечества – это полноценный долг и каждого гражданина нашей страны. На данный момент общеобязательна военная служба исключительно для мужчин призывного возраста (18-27 лет).

Порядок и общие принципы службы в армии определяются соответствующими Федеральными законами, в соответствии с которыми уклонение от данного долга является противоправным деянием и наказывается с учетом конкретных положений законодательства. При определении того, уклоняется ли гражданин от воинской службы, достаточно важно полностью понимать, что представляет собой данное понятие.

Исходя из положений 31-ой статьи ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» уклонением от армии признается неявка гражданина на мероприятия, связанные с призывом. При этом обязательно соблюдение двух основных условий:

  • неявка гражданина спровоцирована неуважительными обстоятельствами;
  • гражданин был оповещен о призывном мероприятии соответствующей повесткой.

Таким образом, если молодой человек уже должен , но повестка до него так и не дошла, то он не является уклонистом и, соответственно, не может быть привлечен к некоторой ответственности. В подобной ситуации единственное правомерное действие комиссариата – это передача списка тех, кому не была вручена повестка, в полицию, которая обязуется их найти и вручить бумагу. Важно понимать, что уклонением от воинской службы также признаются:

  1. скрытие призывника с места сбора;
  2. получение гражданином поддельных или незаконно оформленных документов, которые помогают получить отсрочку от армии;
  3. симуляция болезни призывником или намеренное , которые направлены на получение той же отсрочки.

Стоит отметить, что призывник также не имеет права намеренно прятаться от сотрудников комиссариата, дабы не получить повестку.

Если военкомат знает, где гражданин живет, учится и работает, но найти его не выходит, то на него может быть наложена некоторая , но с тем условием, что об изменении своих данных и призывник ранее не уведомил военкомат.

Административная ответственность

Далеко не все юноши желают служить…

Согласно положениям ранее упомянутого закона, военный комиссариат обязуется не только осуществлять призыв достигших соответствующего возраста граждан, но и вести учет военнообязанных. Постановки на него подлежать все парни, которые достигли 17-летнего возраста.

Военкомат должен своевременно организовать сбор актуальных данных о будущем призывнике, а он, в свою очередь, обязуется уведомлять сотрудников комиссариата об изменении таковых.

За нарушение порядка общеобязательного военного учета или намеренное уклонение от службы в армии на гражданина может быть наложена административная ответственность, о чем говорит статья 21.5 КоАП РФ.

В соответствии с информацией из данного пункта законодательства, административно наказываются следующие деяния призывников:

  • отсутствие явки на сбор по военному учету;
  • отсутствие явки на постановку или снятие с данного учета;
  • отсутствие явки на медицинское освидетельствование от военкомата;
  • отсутствие явки в военкомат по причине уезда за регион, край или область проживания на срок, более 3-х месяцев;
  • отсутствие явки в военкомат по причине уезда из страны на срок, более 6 месяцев;
  • отсутствие явки в военкомат и предоставления его сотрудникам информации о смене места жительства или изменении прочих личностных данных, которые могут повлиять на возможность призыва.

Важно отметить, что первые три причины из данного списка актуальны для предъявления военнообязанному административной санкции лишь с тем условием, что он был вовремя осведомлен о необходимости проведения данных мероприятий. Согласно положениям КоАП РФ, за подобные проступки предусматривается штраф размером 100-500 рублей.

Уголовная ответственность

За уклонение от армии — административная и уголовная ответственность

В уголовном праве ответственность за уклонение от воинской службы четко прописана в 328-ой статье УК РФ. Согласно ее положениям, уклонение от армии при определенных обстоятельствах, не попадающих под административные санкции аналогичного вида, наказывается одним из следующих видов ответственности:

  1. денежный штраф – до 200 000 рублей;
  2. принудительные работы – до 2 лет;
  3. арест – до 6 месяцев;
  4. ограничение свободы – до 2 лет.

Важно отметить, что в соответствии с постановлением Верховного суда РФ привлечению к уголовной ответственности за уклонение от воинской службы подлежат только мужчины, возрастом от 18 до 27 лет. Однако, при наличии у суда доказательств, что бывший призывник, который достиг отметки в 27 лет, ранее уклонялся от службы в армии, к нему может быть применена уголовная ответственность в течение 2 лет после достижения им данного возраста. То есть, исковая давность по подобным делам составляет 2 года.

Не менее важным нюансом уголовной части вопроса об уклонении от армии является и то, распространяется ли она для тех уклонистов, которые избегали армию путем неявки на медкомиссию или нет. На практике – да, распространяется. Стоит понимать, что при разовом отсутствии на призывник будет наказан согласно административному законодательству, но при повторной неявке на осмотр к нему уже применима уголовная ответственность.

В любом случае, окончательный вердикт суда определяется исходя из злостности и рецидивизма деяний уклониста. Как видите, законодательство РФ четко определяет, что ждет граждан, уклоняющихся от армии. Надеемся, сегодняшний материал дал ответы на интересующие вас вопросы.

Об уголовной ответственности за уклонение от службы в армии — в видеосюжете:

Содержимое статьи:

Безопасность России и Вооружённые Силы – это две части одного целого. Боеготовность армии зависит от призывников: их количества, образования, морального, физического и психологического состояния. По данным, официальных источников с 2009 по 2014 год было много призывников, которые уклонялись от службы в армии, составило более 200 тыс., но привлечены к уголовной ответственности были единицы. Дело в том, что сам факт уклонения от срочной службы очень трудно доказать.

Многие юноши считают, что время, проведённое в армии – это потерянное время. Поэтому они начинают уклонятся от службы пока им не исполнится 27 лет.

Первым делом необходимо понять, кого считают уклонистом

Если прочитать 59 статью Конституции РФ, то в ней говорится о необходимости гражданина защищать своё Отечество и проходить службу в армии. По законодательству, если юноши имеется 18 лет, он будет в обязательном порядке направлен на призывную комиссию, а дальше в военную часть для службы в армии.

Верхняя граница, при которой забирают в армию по закону считается 27 лет. Сейчас срок срочной службы в армии всего 12 месяцев, но и этот период многих пугает. Поэтому гражданин РФ, который осознано уклоняется от срочной службы считается уклонистом.

Что делают уклонисты, чтобы не пойти служить:

  • получив, повестку не являются в военкомат в указанный срок;
  • придя, на сборный пункт убегают и прячутся;
  • получают отсрочку от армии по подделанным или купленным документам;
  • подделывают необходимую документацию;
  • причиняют целенаправленно вред своему здоровью или симулируют болезнь.

При получении повестки молодой человек обязан посетить военный комиссариат для прохождения медкомиссии. После чего выносится решение: годен или нет для службы в армии. Если юноша представит медкомиссии документы, подтверждающие его болезнь, то ему даётся временная отсрочка. Поэтому в этом случае уклонистом необязательно быть.

Призывники говорят, что им не приносили повестку. По закону повестка должна вручаться призывнику в руки под подпись. Если этого не произошло, юноша не считается уклонистом, но если расписался в получении и не явился в военкомат, то он будет занесён в список уклонистов.

Некоторые юноши говорят, что им их вера запрещает иметь дело с оружием и военной техникой. Специально для такого контингента в нашей стране ввели альтернативную службу.

Если после судебного разбирательства юноша будет признан уклонистом без законных оснований, то ему грозит наказание по статье 328 УК РФ.

Причины, по которым не берут на службу

  1. Наличие инвалидности или серьёзного заболевания, но если призывник отказался от прохождения медкомиссии, то его могут наказать, привлечь к административной ответственности, а может дойти и до уголовной (статья 24 закон «О воинской обязанности и военной службе»).
  2. Члены семьи нуждаются в ухаживании. Если в семье:

а) за беспомощными родственниками некому больше ухаживать;

б) у призывника один родитель или усыновитель;

в) родственник по состоянию здоровья нуждается в уходе, можно доказать документально.

Это положение прописано в статье 24 пункте 1 этого же закона.

  1. Призывник выполняет функции опекуна или попечителя.
  2. Призывник имеет детей:

а) воспитывает ребёнка без матери;

б) ребёнок младше трёх лет, и он инвалид;

в) у него два и более ребёнка.

  1. Призывник имеет ребёнка и супругу беременную, причём срок

беременности не должен быть меньше 26 недель.

  1. Если призывник занимает или работает на определённых должностях:

МВД, прокуратура, пожарная служба, таможня, главы городов и.

районов, депутаты и другие. Эти виды работы дают отсрочку только на

на время её исполнения.

  1. Юноша получает образование.
  2. Наличие других причин для не прихода в военкомат.

В жизни, случится может всё, если у призывника произошли какие-то события, которые не позволили ему явиться в военкомат,и он это может доказать, что в список уклонистов его записывать не будут.

Статья 328 УК РФ, наказание, ответственность и штраф за уклонение от службы

Принятый закон предусматривает наказание граждан, которые не желают служить в армии. Если комиссариат не обнаружил законных оснований для отсрочки согласно статье 328 УК РФ призывнику грозит:

  • штраф, который может доходить до 200 тыс. рублейили размер дохода за полтора года;
  • принудительные работы на 24 месяца;
  • арест на 6 месяцев;
  • заключение в тюрьму сроком на 2 года.

Привлекать уклонистов к ответственности имеют право представители военкоматов, это записано в Постановлении Правительства №663, от 2006 года.

Административная ответственность – это штраф и наказания

За нарушения, которые перечислены в статье №21 КоАП РФ, на уклониста будет наложен штраф 500 рублей.

При достижении 27 лет уголовное преследование за уклонение от службы в армии прекращается, но если он был объявлен в розыск, то срок давности наступает через два года, то есть при достижении 29 лет.

Видео: Чем грозит уклонение от службы в армии России

Один из самых популярных вопросов, которые призывники и их родители задают на консультациях, является вопрос «а что будет, если я не явлюсь по повестке?» или «а что будет, если я не открою дверь сотруднику военкомата, который принес повестку?», а еще «а что будет, если я скажу, что сына нет дома?».

Так вот. Особо ничего страншного не будет. Только надо понимать,что иногда такие действия могут привести к совсем печальных последствиям. Это не точный прогноз и не предсказание будущего для каждого призывника, который бегает от призыва. Но факты возбуждения уголовных дел есть.

Давайте разберемся, что же все-таки бывает за не открывание дверей и игру в прятки.

По официальным данным с 2009 по 2014 год количество уклонистов ежегодно составляет более 200 тысяч человек, однако к уголовной ответственности были привлечены единицы (потому что доказать факт уклонения очень сложно, но возможно ). Конечно, данные эти далеко не актуальные (личное мнение автора статьи ) , так как в ряды уклонистов (по опыту автора в сфере защиты прав призывников ) могут зачислить даже того призывника, который в судебном порядке отстаивает свое право, на пример, на получение отсрочки.

Я расскажу, какие действия призывника в соответствии с действующим законодательством считаются уклонением от воинской обязанности и какая ответственность за это предусмотрена .

Законодательство РФ разделяет действия по уклонению от призыва на военную службу (ч.1 ст.328 УК РФ) — это уголовная ответственность , и неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету — административная ответственность (ст.ст. 21.5 и 21.6 КоАП РФ).

По общей практике, чтобы правильно квалифицировать действия (или бездействие) призывника, необходимо установить, с какой целью он не исполняет возложенные на него обязанности.

Когда наступает административная ответственность (штрафы от 100 до 500 рублей):

  • неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по повестке военкомата без ;
  • неявка в военкомат при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования (к примеру, переезд из одного района города в другой район ), место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев;
  • несообщение об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства или место пребывания, расположенное в в том же муниципальном образовании;
  • уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению.

Когда наступает уголовная ответственность?

Ст. 328 УК РФ, в которой прописана ответственность за уклонение от прохождения воинской службы, как-то очень обтекаемо говорит о том, когда можно привлечь призывника к уголовной ответственности.

Более детально об этом говорит другой нормативный документ — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3

  • ответственность наступает в случае уклонения от призыва при отсутствии законных оснований для освобождения от службы. (Судебная практика говорит, что этими случаями могут быть неявка по повесткам военкомата, неявка по истечении действия уважительной причины и т. д.).
  • Так же сюда можно добавить самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы.
  • Как уклонение от призыва расценивается судом получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения, подлога документов, дачи взятки и т.п.
  • Отказ призывника от получения повестки с целью уклониться таким образом от призыва
  • Сюда же можно отнести факт проживания не по месту регистрации с целью укрыться от вручения повестки и много других случаев.

В каких случаях ответственность не наступает?

При решении вопроса о виновности лица суд устанавливает наличие в его действиях умысла на уклонение от призыва, а также факт неявки по повестке, отствуие уважительных причин и надлежащего оповещения призывника о явке в военкомат, то есть вручения повестки, на мероприятия, связанные с призывом.

Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то оснований для привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклонение от воинской обязанности нет.

Вручение призывнику повесток производится под расписку и только установленными законодательством лицами .

Если будет установлено, что по закону призывник не подлежал призыву или имел основания для освобождения от воинской обязанности или призыва на военную службу либо для отсрочки призыва, которые существовали до уклонения, суд выносит оправдательный приговор

Призыву на военную службу подлежат все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять и не пребывающие в запасе. Вместе с тем на военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пп. «а» п. 1 , п. 2 ст. 22 , ст. ст. 23 , Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).

Оповещение о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу

Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками . Вручение повесток производится, как правило, работниками военного комиссариата либо руководителями или иными должностными лицами по месту работы (учебы) призывника обычно не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (п. 3 ст. 26 , п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ; п. п. 6 , Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663; п. 34 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400).

Справка. Мероприятия, связанные с призывом на военную службу

Призыв на военную службу включает следующие мероприятия (п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ):

— явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

— явку в указанные в повестке время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Уклонение от призыва на военную службу

Уклонением от призыва на военную службу является неявка без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (п. 4 ст. 31 Закона N 53-ФЗ).

Кроме того, уклонением от призыва на военную службу могут быть признаны следующие действия призывника, совершенные с целью уклонения от призыва (п. п. 4 — Постановления N 3):

1) самовольное оставление сборного пункта до отправки к месту прохождения военной службы;

2) получение обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана;

3) отказ от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку;

4) отъезд на новое место жительства (место временного пребывания) или выезд из РФ без снятия с воинского учета во избежание вручения повестки;

5) прибытие на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращение в РФ без постановки на воинский учет во избежание вручения повестки.

Ответственность за уклонение от призыва на военную службу

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).

Данная ответственность наступает независимо от способа его совершения, а также от того, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

Обратите внимание!

Гражданам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии выдается не военный билет, а справка взамен военного билета. Кроме того, указанное заключение является основанием для увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы (п. 1.1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ; п. 1 Приложения к форме N 1/у к Приказу Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495).

Подготовлено на основе материала

адвоката Тригнина В.Г.,

Коллегия адвокатов г. Москвы

«Военная коллегия адвокатов»