Удостоверение на моторную лодку. Управление моторной лодкой: правила управления лодкой ПВХ с мотором – «Мнев и Ко

Управление моторной лодкой требует опыта и знаний. Кроме того, чтобы избежать проблем, следует изучить общие законодательные акты и положения, которые действуют в вашем регионе, регулируя правила вождения.

В этой статье мы расскажем об основах управления плавсредством и приведем советы экспертов, которые помогут избежать неприятностей во время рыбалки или активного отдыха.

С чего начать? Изучаем законодательство

  1. Регистрация. Процедуру придется проходить, если мощность двигателя лодки превышает 10,88 л. с. Регистрация плавстредства происходит в ГИМС. Необходимо иметь при себе паспорт, ИНН, документы, подтверждающие право на собственность, техпаспорта на лодку и силовой агрегат, квитанцию об оплате госпошлины.
  2. Получение водительского удостоверения. Права нужны, если мощность мотора превышает 5 л. с. Удостоверение также выдает ГИМС. Пройти обучение можно как в специализированных центрах, так и самостоятельно. Главное - успешно сдать экзамен.

Управление лодкой ПВХ, на которую установлен двигатель мощностью в 5 л. с. и ниже, не потребует получения прав и, соответственно, регистрации.

Не забудьте ознакомиться с местными законодательными актами. В них вы найдете ответы на вопросы:

  • с какой скоростью двигаться возле берега;
  • на каком расстоянии держаться от других плавсредств;
  • каких дополнительных правил придерживаться.

Эти знания позволят избежать проблем и обеспечат вашу безопасность.

Как управлять моторной лодкой? Что следует учесть? 10 советов экспертов

  1. Тщательно изучите характеристики судна и уделите особое внимание максимальной грузоподъемности. Ее превышение способно привести к непоправимой трагедии.
  2. Если вы в первый раз спустили лодку на воду, воспользуйтесь помощью инструктора или опытного водителя. Это значительно ускорит процесс обучения управлению лодкой из ПВХ с мотором и позволит избежать серьезных ошибок.
  3. Отплывать от берега (особенно в узких закрытых пространствах) следует медленно, предварительно выбрав направление. Набирайте скорость только на открытой воде.
  4. Если вы находитесь на водоеме, которого не знаете, ознакомьтесь с глубиной и убедитесь в отсутствии коряг и других помех.
  5. Смотрите на волны. Они сильно влияют на процесс вождения. Держитесь как можно дальше от других судов и обращайте внимание на следы, которые они оставляют. Движение параллельно сильным волнам может привести к затоплению маломерного судна. Плывите под углом минимум в 45°.
  6. Проверяйте и учитывайте количество топлива. Имейте небольшой запас горючего и весла.
  7. Позаботьтесь о наличии спасательных жилетов для себя и пассажиров, огнетушителя и средств для подачи сигналов о ЧП.
  8. Если вы выходите в плавание в ночное время суток, проверьте работоспособность навигационных огней и возьмите с собой мощный фонарь.
  9. Периодически осматривайте мотор и проверяйте его на реверсе. Перед отплытием дайте двигателю поработать пару минут на холостом ходу.
  10. Следите за тем, чтобы швартовый трос был жестко зафиксирован и не попал в винт.

Водительское удостоверение - это документ, который знаком почти каждому гражданину. Дело все в том, что без этой бумаги не получится управлять транспортным средством, осуществляющим передвижение по земле. Если человек хочет сесть за руль автомобиля, придется получать водительское удостоверение. Этот факт известен всем. Но ведь наземный транспорт - далеко не единственный вариант перемещения. Можно двигаться по воде и даже по воздуху! Многие полагают, что никаких документов для этого не требуется. Но это ошибочное утверждение. Чтобы управлять водным транспортом, гражданин должен получить права на лодку с мотором. Как это сделать? К чему следует подготовиться? Стоит ли вообще заниматься предложенной идеей? Ведь лодка - это далеко не самое основное транспортное средство. От него зачастую можно отказаться, если возникают проблемы с

Реальность или выдумка

Далеко не все верят, что для управления водным транспортом следует получать соответствующее удостоверение. Поэтому, не задумываясь, приобретают лодки и прочие судна. Поступать так не следует. Ведь в России при несоблюдении правил управления любым транспортным средством предусмотрено определенное наказание.

Так нужны ли права на лодку с мотором? Да. И это никакая не выдумка. Граждане, которые собираются приобрести моторную лодку или судно, в обязательном порядке должны заполучить соответствующее удостоверение. Без него выходить в водное пространство запрещено. Имеются некоторые исключения, но их очень мало. На какие лодки нужны права, а на какие - нет? Разобраться во всем этом не так трудно, как кажется.

Когда нужно удостоверение

Дело все в том, что далеко не во всех случаях требуется задумываться над тем, чтобы получить удостоверение судоводителя. Только для определенных категорий водного транспорта действует данное правило. На какие лодки нужны права? Что предлагает российское законодательство на этот счет?

Первая категория - это лодки с мотором. Если у водного транспортного средства есть гражданин обязан получить удостоверение для того, чтобы он мог осуществлять управление "машиной". Пока прав нет, выход в водное пространство запрещен. Владеть такой лодкой можно, управлять - нет.

Трудно представить, но большинство иных средств передвижения тоже вынуждают задумываться над получением сегодняшнего удостоверения. Даже гидроциклом нельзя управлять без прав. Любые судна на воздушной подушке, а также аэроботы - это очередные транспортные средства, которые способны принести немало хлопот владельцам. Ведь осуществлять управление ими без изучаемого документа нельзя ни под каким предлогом. Таковые правила. Права на управление моторной лодкой - важная бумага. Ее отсутствие судоводителям приносит проблемы.

Уже понятно, что требования относительно получения удостоверения выдвигаются в основном к владельцам любых судов с моторами. Помимо этого, правило распространяется на парусные водные средства передвижения. Но, как показывает практика, интерес правоохранительных органов к подобным лодкам не слишком высокий. Поэтому можно на свой страх и риск пренебречь установленными правилами.

Не самоход

Самой большой проблемой на сегодняшний день становится то, что почти всегда нужно получать "морские" права. На лодку с мотором - это понятное дело. Да и вообще, на самоходные транспортные средства, предназначенные для передвижения по воде. Только любителям поплавать не следует радоваться. Ведь сейчас даже несамоходные судна требуют наличия удостоверения судоводителя. В каких случаях потребуется данный документ? Когда нужны права на управление моторной лодкой? Ведь некоторый водный транспорт можно "ставить" на воду без них.

Например, если планируется управление парусником. Но не самоходным, это важно. Избежать лишней бумажной волокиты можно. Для этого достаточно приобрести несамоходное которое не достигает 80 регистровых тонн. Если вместимость больше указанной цифры, получение удостоверения требуется в обязательном порядке.

Моторные лодки, как уже выяснилось, далеко не единственный транспорт, который требует от владельца наличие "морских" прав. Самоходные суда тоже попадают под действие установленных правил. Даже обычная лодка в некоторых случаях требует получения удостоверения. Для этого ее грузоподъемность должна составлять больше 100 килограмм (включительно).

Байдарки - вот еще один вид водного транспорта, который не является исключением из правил. Даже на такие средства передвижения по установленным правилам требуется удостоверение. Опять же, есть исключения. Это байдарки, которые предназначены для вмещения всего 150 килограмм веса. Если вместимость больше, права получать придется в обязательном порядке.

Пожалуй, это все. Права на управление лодкой должны быть получены для всех вышеперечисленных объектов с учетом исключений из правил. Зачастую при приобретении водного транспортного средства будущего владельца продавец постарается оповестить о том, что без удостоверения выходить в водное пространство нельзя.

Алгоритм получения удостоверения

Разумеется, весь рассматриваемый процесс можно разделить на несколько основных частей. Каждая из них будет играть определенную важную роль. Какие шаги придется предпринять, чтобы можно было получить права на лодку с мотором или на иное моторное/самоходное судно? Можно выделить всего несколько этапов:

  • проверка необходимости получения прав;
  • сбор документов;
  • прохождение медицинского осмотра;
  • обучение;
  • сдача экзаменов;
  • подача заявления на выдачу документа;
  • получение удостоверения судоводителя.

Не обязательно соблюдать предложенный алгоритм действий. Можно немного перенести время сбора документов для получения прав на лодку. Делать это рекомендуется после того, как позади окажется обучение и экзамены.

Медицинский осмотр

Права на моторную лодку получить не так просто, как кажется. Выглядит процесс тем не менее не слишком устрашающе. Аналогичным образом происходит получение водительского удостоверения. Поэтому многие думают, что взять разрешение на управление водным транспортным средством будет ничуть не труднее. Это ошибочное утверждение. Многие моменты схожи с получением водительского удостоверения, но в случае с лодками придется изрядно постараться в плане обучения. А вот медицинский осмотр будет точно таким же, как и в случае с наземными транспортными средствами.

Без прохождения медкомиссии не получится взять права на лодку с мотором. Существует целый ряд запретов, при которых гражданин не имеет возможностей управления данным транспортом. Отсутствие противопоказаний должно быть подтверждено документально. Если точнее, заключением врачебной комиссии. Для того чтобы получить возможность управления лодками с мотором, необходимо обратиться к некоторым специалистам и получить их заключения о состоянии здоровья. Это:

  • офтальмолог;
  • отоларинголог;
  • терапевт;
  • хирург;
  • нарколог;
  • психиатр;
  • невропатолог.

Как показывает практика, если хоть один медицинский работник из всех вышеперечисленных не поставит отметку о том, что гражданин здоров (или не имеет противопоказаний управления водным транспортом), можно забыть о получении прав. Заключение медиков - важный документ, без которого не получится подать заявление на выдачу удостоверения судоводителя.

Как только медицинская комиссия будет позади, можно отправляться на обучение. Не рекомендуется обучаться вождению судов до получения заключений медиков о состоянии здоровья. Если выяснится, что у гражданина есть противопоказания, то вся учеба потеряет смысл. В некоторых учебных заведениях даже просят предъявить сначала справку о состоянии здоровья. И уже потом потенциальный ученик получает разрешение на прохождение курса.

Обучение

В случае с водителями автотранспорта все понятно - достаточно пройти небольшое обучение, организованное частными компаниями. Но если речь идет о таком документе, как права на моторную лодку (или любое другое водное транспортное средство), учебная составляющая усложняется.

Дело все в том, что гражданам здесь дано больше возможностей. Только воплотить их в жизнь труднее. Ни для кого не секрет, что есть высшее образование, которое связано с морскими суднами. Необходимо получить какую-нибудь подобную специальность, чтобы иметь право на получение удостоверения судоводителя. Не самый распространенный, но имеющий место расклад. Получить подобное образование можно либо в техникуме, либо в вузе.

Чаще всего население выбирает более привычный и простой путь. Обучение на права на лодку можно пройти в специализированных обучающих центрах. После окончания курса всем ученикам, успешно закончившим процесс, выдается специальный сертификат. Он служит подтверждением навыков управления водным транспортом.

Где получить права на лодку? Для этого гражданин должен отправиться на специализированные курсы вождения. Ими занимаются разнообразные учебные центры. Имеются такие объединения в каждом городе, но они не так распространены, как курсы обучения автомобильному вождению. Далее на протяжении некоторого времени придется посещать лекции. В среднем курсы судоводителей длятся от полутора до 6 месяцев. Лишь некоторые учебные заведения предлагают годовое обучение. Данный процесс в целом не слишком продолжительный.

Соответственно, весь курс обучения делится на две части - теорию и практику. Первый вариант - это прослушивание лекций. Многие учебные заведения сейчас позволяют даже дистанционно проходить данный курс. Как получить права на лодку? Успешно завершить обучение, пройти медкомиссию, а затем подать документы в определенное место для выдачи соответствующего удостоверения. Не важно, как именно прослушивался курс лекций - очно, заочно или дистанционно. Главное, чтобы экзамены были сданы в полной мере.

Вторая часть состоит из практики. Многие задумываются, как именно протекает данные процесс. Ведь нужно как-то учиться на практике управлению тем или иным транспортным средством. При получении водительского удостоверения все предельно понятно - ученики практикуются на реальных машинах. А как быть с суднами? Практические занятия будут проходить только на специальных тренажерах. Ведь без прав судоводителя гражданам запрещено выходить в море. Если теоретическую часть обучения можно пропустить или прослушать в неполном объеме, то практикой пренебрегать не стоит. Граждане указывают на то, что сдать на права на лодку весьма проблематично. И это даже с учетом всей усвоенной теории и полученной практики. Многие попросту не справляются с обучением.

Экзамены, экзамены

Управление моторной лодкой или любым водным транспортом с мотором будет доступно не просто после обучения. Уже было сказано, что учеба - это одна из обязательных частей всего процесса получения удостоверения. Завершается она экзаменом. Если гражданин не может его сдать, права на лодку не могут быть получены. Огорчаться не стоит - у каждого есть шанс на пересдачу, а то и на несколько. В крайнем случае можно повторно прослушать курс лекций, а затем успешно сдать экзамен.

Данный процесс делится на 2 части. Сначала предстоит пройти теоретическую часть. Ученикам будет предложено несколько вопросов, которые помогут определить достаточность знаний, необходимых для того, чтобы осуществлять управление моторной лодкой. Обычно теория сдается в виде небольшого теста. Но и простые вопросы не исключаются. О конкретной форме теоретической части экзамена следует узнавать в выбранном учебном заведении.

Как только первый этап будет пройден, можно приступать к более ответственному моменту. Речь идет о практике. Без нее права на моторную лодку или любое другое водное транспортное средство с мотором не могут быть получены. Это наиболее важная часть всего обучения. И именно на данном моменте многие испытывают определенные затруднения. Ведь управлять судном намного труднее, чем машиной.

Практическая часть будет проводиться исключительно на тренажерах. За управление реальным судном учеников никто не пустит. Вместо этого им предстоит выполнить несколько упражнений на специальных симуляторах. Если процесс закончится успехом, можно радоваться - у гражданина будет шанс на получение прав судоводителя.

Обычно результаты экзаменов выносятся специальной экзаменационной комиссией. Тем, кому удалось пройти и успешно завершить курсы судоводителей, предстоит получить специальное заключение - свидетельство об окончании учебы. Этот документ в обязательном порядке должен быть у всех, кому хочется на законных основаниях управлять моторными лодками. Заменить свидетельство можно только дипломом о высшем образовании судоводителя.

Куда обратиться с документами

Где получить права на лодку? На специализированных курсах всего лишь обучают азам управления транспортным средством. Также здесь выдают свидетельства об успешном окончании учебы. Но с собранным пакетом документов придется отправляться совсем в другое место. Куда именно?

В ГИМС. Что это такое? Государственная инспекция по Именно здесь могут быть получены права на моторную лодку. Сюда подается заявление, и приносятся все остальные документы.

Зачастую достаточно просто предоставить определенные бумаги и написать запрос на выдачу удостоверения. В некоторых случаях гражданина могут попросить пройти экзамен в виде практики на тренажере. Если человек только закончил курс обучения, показывать свои навыки не обязательно. Но приготовиться к требованию все равно стоит.

Как только документы на лодку (а точнее, на управление маломерным судном) будут поданы, останется подождать. В среднем на изготовление и выдачу удостоверения уходит порядка 30 дней.

При желании можно подать заявление несколькими способами. Сейчас населению предлагается:

  • обратиться в ГИМС лично;
  • прибегнуть к помощи портала "Госуслуги";
  • принести пакет документов в МФЦ.

Первый вариант считается самым быстрым, надежным и удобным. Если придется дополнительно сдавать экзамен по управлению судном, можно воплотить задумку в жизнь в кратчайшие сроки. Да и само удостоверение будет выдано очень быстро. А вот МФЦ несколько замедлит процесс. Зачастую приходится ждать 1,5-2 месяца для того, чтобы можно было получить права на лодку. ГИМС - это место, которое максимально быстро поможет справиться с поставленной задачей. Впрочем, граждане сами могут выбирать место, куда обращаться с заявлением. Пакет документов все равно остается одинаковым во всех случаях.

Документы

Что же будущему судоводителю предстоит принести, дабы иметь официальные права на управление моторным судном (или самоходным с определенными параметрами)? Список документов не слишком длинный. Предъявить необходимо:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документы на транспортное средство, которым планируется управлять (если есть, вместе с судовым билетом);
  • заявление на выдачу удостоверения судоводителя;
  • диплом о высшем образовании, связанном с судовождением (при наличии);
  • госпошлина (квитанция об оплате);
  • свидетельство об успешном окончании специализированных курсов судоводителей;
  • медицинская справка о состоянии здоровья установленного образца;
  • фотографии (3-4 штуки, цветные, размера 3 на 4 сантиметра).

С собой потребуется принести копии всех вышеперечисленных документов. Исключение составляет только медицинское заключение. Оно должно быть представлено только в оригинале. Допускается прикладывание заверенной копии. Сейчас многие требуют лишь мельком показать паспорт и медсправку в орининале, а к заявлению приложить ксерокопии.

Сколько придется заплатить в качестве государственной пошлины? На данный момент за получение прав придется отдать 1 300 рублей. Это за выдачу удостоверения. Если не производилась постановка судна на учет в ГИМС, дополнительно придется оплатить пошлину в 1 600 рублей.

После подачи заявления судоводителю будет сказано, когда можно вернуться за правами. Забирать документ следует с удостоверением личности (паспортом). Вот и все. Теперь моторные лодки не находятся под запретом управления.

Заключение

В действительности получить удостоверение ГИМС весьма проблематично. В частности, из-за обучения и экзаменационной части всего процесса. Некоторые решаются на покупку готовых прав. Делать так не следует - это незаконно. Все выданные ГИМС документы заносятся в базу. Подделки быстро распознаются. Теперь понятно, на лодку. Если хорошенько постараться, процесс не доставит огромного количества хлопот.

Катера открывают массу возможностей для прекрасного отдыха. Однако удостоверение на управление автомобилем есть у многих, а вот прав на водный транспорт выдается не так много. Бытует мнение, что управлять катером достаточно сложно. В действительности, это заблуждение. Записаться на курсы в "СТОРМ" (Москва) сегодня может каждый.

Мы предлагаем пройти обучение вождению маломерного суда. У нас можно получить как международные, так и местные удостоверения на право судовождения.

Формы обучения для получения прав на судах поднадзорных ГИМС МЧС России

Чтобы получить права в Москве, обратитесь в "СТОРМ". Мы предлагаем несколько возможных форм обучения

  • Дистанционная форма заключается в возможности самостоятельного освоения теории и подготовки к экзаменам в ГИМС в Москве посредством системы электронного дистанционного обучения "СТОРМ» через Всемирную Сеть.
  • Интенсивная форма позволяет получить права на лодку, обучение при этом подразумевает дистанционное освоение теоретической части курса через Интернет и посещение занятий, проводимых в классах центра.
  • Корпоративный вариант подготовки предоставляет право пройти курс корпоративным группам, численностью не менее 4-х человек. Предоставляется доступ к личному кабинету в СЭДО "СТОРМ" для самостоятельного изучения теоретического материала. Также теория предлагается в очной форме, по месту пребывания группы либо в классах ЦДП СТОРМ (Москва).
  • Индивидуальная форма включает самостоятельное освоение теории, индивидуальные аудиторные занятия, отработку практических навыков командования судном под руководством опытного инструктора. Практика проходит на навигационном тренажере или на борту маломерного судна.

Как купить права на моторную лодку?

Многие спрашивают, как купить права ГИМС? На самом деле, лучше получить их законным путем, пройдя теоретический и практический курс. Успешная сдача экзамена дает право на судовождение в водах РФ. При этом в ходе образовательного курса слушатель осваивает необходимую информацию, которая непременно пригодится ему в процессе судовождения.

Как получить права в Москве?

Воспользовавшись нашими услугами, вы научитесь уверенно управлять маломерным судном в российских водах.

Предлагаем выбрать одну из программ ГИМС - в зависимости от того, в каких водах вы собираетесь плавать.

  • Подготовка судоводителей маломерных судов к плаванию по внутренним водным путям и внутренним несудоходным российским водам.
  • Подготовка судоводителей маломерных судов для плавания в российских морских водах РФ.
  • Подготовка судоводителей маломерных судов к плаванию по внутренним водным путям и внутренним несудоходным водам РФ и для мореплавания в водах РФ

Приобретенные знания и навыки подтверждаются во время аттестации в ГИМС. Если судоводитель аттестован, ему вручается свидетельство на право управления маломерным судном.

Для безопасного использования моторных лодок требуется обширное представление о взаимодействии твёрдого тела (лодки) с подвижной водной средой, которое обязательно должно закрепляться практикой.

Внешними или природными факторами, которые влияют на безопасность плавания, являются сила и направление ветра, течение, высота волны и глубина водоема.

Все стандартные манёвры при передвижении характеризуются рядом особенностей, которые присущи лишь моторной лодке.

У новичков часто возникают проблемы, связанные с осуществлением поворотов , а также с рулевым управлением.

При повороте штурвала вправо руль также разворачивается вправо, что способствует забросу кормы влево и развороту носа вправо. Но иная ситуация с реверсами, когда при том же положении руля корма уходит вправо.

Поэтому прежде чем пользоваться моторной лодкой , следует обстоятельно попрактиковаться, особенно в осуществлении манёвров с реверсами.

Что нужно знать владельцам лодок

Проверйте количество топлива

Чтобы избежать неприятных или и вовсе критических казусов, следует всегда проверять количество топлива до выхода в акваторию. У множества лодок, включая модели с подвесными моторами , топливо содержится исключительно в баке двигателя. На заправочных станциях для водных судов вам укажут, топливо какого типа нужно конкретному двигателю и нужно ли в него добавлять масло.

Спасательные жилеты

Для организации безопасного плавания стоит позаботиться о наличии нужного количества спасательных жилетов. Совсем не помешает предварительно поинтересоваться у пассажиров, все ли умеют плавать, и в дальнейшем учитывать это при планировке маршрута.

На скорость и управление лодкой влияют скопления воды в льялах, поэтому сначала нужно полностью их выкачать. Перед запуском подвесного мотора следует поднять кожух, дабы избавиться от опасных паров топлива .

Также для безопасности следует прихватить подробную карту, если вы плохо знаете акваторию, по которой будет совершать плавание.

Отмели, различные препятствия, перепады глубины и прочее могут не просто спровоцировать неожиданные поломки и мелкие проблемы, но и вовсе стать угрозой для жизни.

Перед отплытием стоит продумать комплекс действий в случае выхода из строя мотора . Курс лучше прокладывать так, чтобы при поломке ветер подогнал судно к берегу, а не от него. Не будет лишним прихватить хороший якорь с определённой длиной каната.

Дополнительное оборудование

Обязательно нужно брать с собой в плавание пару вёсел . Для повышения уровня безопасности не помешает взять с собой также огнетушитель и какое-нибудь устройство, способное издавать громкие звуковые сигналы для оповещения в случае ЧП. Если вы запланировали плавание в ночное время суток, обязательно проверьте исправность навигационных огней и запаситесь мощным фонарем .

Перед выходом в плавание проверяйте двигатель и давайте ему пару минут поработать на холостом ходу. Проверяйте работу двигателя на реверсе.

Периодически проводите профилактический осмотр мотора. Не забывайте хорошо фиксировать швартовый трос, дабы тот не попал в винт.

Как и в случае с автомобильным движением, существуют определенные правила обгона других суден, расхождения с ними. С этими правилами также в обязательном порядке стоит ознакомиться.

Следуя указанным советам, вы сможете значительно обезопасить себя от опасных и попросту неприятных происшествий при плавании на моторной лодке .

Новые правила регистрации маломерных судов

Статьи по теме:

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки

Какой эхолот выбрать для лодки?

Электромоторы для рыболовных лодок

Обзор моторных лодок

Какой якорь выбрать?

Обзор лодочных моторов

Обзор материалов надувных лодок

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки


Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли


Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки


Как выбрать катушку для спиннинга?

Электромоторы для надувных лодок(обзор)

Алюминиевые катера для рыбалки

Какую катушку выбрать для фидера - обзор характеристик

Установка своими руками
Длительное непрерывное управление лодкой посредством румпеля неизбежно вызывает ощущение дискомфорта. Рулевой вынужден долго находиться в неестественной позе, вполоборота. На руки, шею и спину передаётся сильная нагрузка, в результате чего мышцы начинают болеть. На коротких дистанциях это проявляется не столь ярко, но совершение длительного перехода без перерывов для отдыха представляется весьма затруднительным. Поэтому установку на лодочный мотор системы дистанционного управления следует признать объективной необходимостью. Она существенно упрощает эксплуатацию небольших лодок, а на больших судах необходима для обеспечения безопасности.

Производители некоторых марок моторов для лодок изначально включают в комплект дистанционное управление. Как правило, это блок (коммандер), управляющий реверсом и дроссельной заслонкой. Более совершенные системы позволяют также осуществлять маневрирование и изменять курс движения . Для этого в них присутствует рулевое колесо (оно же — штурвал). Однако зачастую моторы продаются без дистанционного управления. Тогда эту систему приходится приобретать отдельно.

Разновидности ДУ

Существует два типа систем, служащих для управления судна. Они могут применяться по отдельности либо совместно.

  • 1.Системы, в функцию которых входит включение передней, задней или нейтральной передачи, а также регулирование положения дроссельной заслонки, что позволяет изменять обороты винта, воздействуя на скорость движения судна.
  • 2.Системы, которые предназначаются для осуществления маневрирования, изменения направления движения лодки и т.д. Их работа построена на том же принципе, что рулевое управление в автомобиле.

Дистанционное управление лодочным мотором газ реверс.
Существует множество различных вариантов конструкций газо-реверсных машинок для дистанционного управления моторами. Однако на основании присутствия некоторых общих элементов можно разделить их на несколько видов. При этом их функционал может иметь значительные отличия.

Внутри блока управления располагается система рычагов, при помощи которой переключаются передачи, а также изменяется положение дроссельной заслонки и количество оборотов. Эта рычажная система сконструирована так, что сперва включается скорость, после чего для постепенного увеличения оборотов необходимо нажать на рычаг рукой.

Для связи коммандера с дроссельной заслонкой и с переключателем передач используются гибкие тросы или жёсткие тяги. В зависимости от применяемого типа соединения, дистанционное управление может быть тянущим либо толкающим.

  • Первый вариант получил более широкое распространение. Команды от блока передаются на двигатель при помощи гибких тросов.
  • Во втором случае для осуществления связи задействуются более жёсткие элементы.

Некоторые модели блоков ДУ оснащаются двумя управляющими системами.

  • Первая из них приводит в движение.
  • Вторая обеспечивает работу мотора только на холостом ходу (в режиме прогрева). Включение рычага передачи становится возможным только после того, как температура двигателя поднимется до определённого уровня.

В некоторых моделях управление мотором осуществляется исключительно при помощи механики. Однако в более современных модификациях хотя бы в минимальном количестве присутствует электроника. Например, это могут устройства, предназначенные для спуска мотора в воду и его подъёма, старта и остановки. Также существуют дополнительные функции для обеспечения безопасности. К ним относится предохранительная чека в коммандере, система зажигания, включить которую можно только при наличии ключа, индикаторы, отображающие параметры работы двигателя и его техническое состояние.

От любого коммандера с электронными компонентами отходят соединительные кабели, которые необходимо подключить к соответствующим гнёздам мотора. При покупке системы следует удостовериться, что разъёмы на блоке и двигателе соответствуют друг другу.

По сравнению с толкающими системами, тяговые считаются более надёжными. Это объясняется тем, что штанги, используемые в ДУ первого типа, в процессе эксплуатации могут деформироваться, в результате чего команды передаются с некоторыми задержками.
Кроме того, размещение жёстких тяг вблизи криволинейных поверхностей может быть затруднено.

Различные варианты систем ДУ могут предназначаться для установки по правому или левому борту лодки либо быть универсальными. Натяжение тросов и их длина настраиваются при помощи регулировочных винтов, которыми оснащается блок. Также в комплект входит специальная фурнитура, на которую крепят троса дистанционного управления для .

Устройство управления курсом лодки

Дистанционное рулевое управление лодочным мотором.
В системах ДУ, предназначенных для изменения курса лодки, также могут использоваться тросы либо тяги, при помощи которых осуществляется связь между мотором и блоком рулевого управления, состоящим из штурвала (руля) и соединённого с ним редуктора с реечной передачей.

При выборе редуктора блока ДУ необходимо учитывать мощность мотора. Это важно, поскольку вращающийся винт способствует возникновению реактивной силы, стремящейся развернуть судно.
В результате управление при маневрировании с помощью мускульной силы может стать практически невозможным. За счёт системы шестерёнок, установленных в редукторе, усилие существенно увеличивается.

В принципе, тросы от румпеля можно напрямую присоединить к барабану руля. Однако в этом случае пострадает быстродействие. К тому же для того, чтобы повернуть руль, придётся прилагать значительно больше сил. Тем не менее, такие системы (в которых, в отличие от редукторных, используется не один, а два троса) ещё в советское время были достаточно популярны благодаря простоте конструкции и менее высокой стоимости.

Современные модели ДУ для управления румпелем, помимо тросов, оснащаются ещё и компенсационными пружинами. Они нужны для того, чтобы повысить комфортность управления и исключить вероятность чрезмерно резкой смены курса лодки при повороте штурвала.

Системы, позволяющие дистанционно управлять мотором, просто необходимы владельцам крупных лодок, а также тем, кто часто совершает длительные путешествия. Приобретать их рекомендуется одновременно с двигателем и, желательно, той же самой марки.
В крайнем случае, подобрать ДУ можно к ранее купленному мотору. Это исключит вероятность несовместимости между ними.

При выборе систем дистанционного управления подвесным лодочным мотором необходимо учитывать характеристики двигателя, а также особенности конструкции лодки. Оптимальным представляется ДУ, которое позволяет одновременно контролировать как обороты, так и курс. В противном случае рулевому придётся постоянно перебегать от мотора к рычагам управления и обратно.