Налоги и налогообложение. Характеристики основных элементов налога согласно нк рф

Элементы налогообложения – это - определяемые законодательными актами государства принципы, правила, категории, термины, применяемые для установления, введения, взимания налога.

Элементы налогообложения делятся на три группы:

· основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога;

· факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы);

· дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.

Основные элементы налогообложения. К основным (обязательным) элементам налога относятся:

а) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода;

б) объект налогообложения - это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.);

в) налоговая база. Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья);



г) налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства;

д) налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.

е) порядок исчисления налога. Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);

ж) порядок уплаты налога, т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов:

· направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);

· средства уплаты налога (в рублях, валюте);

· механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

· особенности контроля уплаты налога.

з) сроки уплаты налогов и сборов. Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.

Факультативные элементы налогообложения. Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида:

а) изъятия - налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

б) скидки - льготы, сокращающие налоговую базу;

в) налоговые кредиты - льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Они представляют собой замену налога или его части натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой сфере или в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

· снижение ставки налога;

· вычет из налогового оклада (валового налога);

· отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

· возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

· зачет ранее уплаченного налога;

· целевой (инвестиционный) налоговый кредит;

г) инвестиционный налоговый кредит - такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу. В дальнейшем поэтапно налогоплательщик погашает свою задолженность по кредитам и начисленным процентам. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены в ст. 67 НК.

Дополнительные элементы налогообложения. В число таких элементов входят:

а ) предмет налога - реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.);

б) масштаб налога - установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется посредством стоимостных и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара в качестве масштаба налога используют денежные единицы, при исчислении акцизов на алкоголь - крепость напитков, при определении налога с владельцев автотранспортных средств - мощность двигателя, объем двигателя или вес автомобиля;

в) единица налога. Как дополнительный элемент налога она тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба: при обложении налогом земель - это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости - рубль; при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств - лошадиная сила;

г) источники налога - резерв, используемый для его уплаты. Источником являются доход и капитал налогоплательщика; применительно к хозяйственной деятельности предприятия - такие экономические показатели, как себестоимость, финансовый результат, прибыль и т.д.;

д) налоговый оклад - сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

Все многообразие налогов организационно объединяет наличие у каждого из них общих структурных элементов или элементов налогообложения. Элементы налогообложения – это установленные в налоговом законодательстве органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления основы построения и организации взимания налогов.

Элементы налогообложения в налоговом законодательстве должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налоговый плательщик точно знал, как исчислить установленные налоги и сборы, в каком объеме, порядке и когда он должен их платить. По каждому налогу и сбору элементы налогообложения конкретизируются соответствующей главой второй части Налогового кодекса РФ и налоговым законодательством регионального и местного уровня (по региональным и местным налогам).

Элементы налогообложения делятся на основные (обязательные) и факультативные (избирательные).

К основным элементам налогообложения относятся : 1) налогоплательщики; 2) объект налогообложения; 3) налоговая база; 4) налоговый период; 5) налоговая ставка; 6) порядок исчисления налога; 7) порядок и сроки уплаты налога. Это и есть основные элементы налогообложения. Основные потому, что не установление или нечеткая формулировка хотя бы одного из них делает невозможным или затрудняет исполнение налогового обязательства налогоплательщиками и осуществление налогового контроля налоговым органом. Перечень приведенных выше элементов налогообложения является обязательным, то есть каждый установленный Кодексом налог должен в обязательном порядке определен по всем основным его элементам.

При установлении сборов также определяются их плательщики и элементы обложения. Однако для этих налоговых платежей ряд обязательных элементов может отсутствовать.

Кроме того, существуют еще и факультативные элементы налогообложения , которые носят не всеобщий, а избирательный характер. Они устанавливаются не для всех, а лишь для отдельных налогов и на отдельные периоды времени. К наиболее распространенным факультативным элементам налогообложения можно отнести : 1) налоговые льготы, 2)налоговый оклад, 3) источник уплаты налога, 4) порядок возврата неправильно удержанных сумм налога, 5) ответственность за налоговые нарушения и др. Эти элементы, по мере необходимости в них, определяются в законодательных (иногда нормативных) актах, регламентирующих порядок исчисления и уплаты конкретного вида налога.

Следует иметь в виду, что налогоплательщики (плательщики сборов) одновременно выступают и как субъекты налоговых отношений, и как основной элементы налогообложения . Неопределенность конкретных налогоплательщиков в налоговом законодательстве вообще делает налог и все остальные его элементы бессмысленными. К сожалению, в Кодексе налогоплательщики представлены только в качестве одного из субъектов налоговых отношений.

Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения (это положение не распространяется на сборы), который может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Согласно НК РФ, объектом налогообложения может являться имущество, прибыль, доход, расход, реализация товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые налоговые платежи.

Налоговые ставки представляют собой важнейший элемент налогообложения и инструмент налогового регулирования. В соответствии с Налоговым кодексом, налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет(внебюджетный фонд) определяется, как правило, путем произведения исчисленной налоговой базы на установленную налоговую ставку. В случае применения разных ставок общая сумма налога определяется сложением налоговых сумм, исчисленных по каждой ставке в отдельности.

Налог, причитающийся к уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно , если иное не предусмотрено законодательством. По некоторым налогам (налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог, взимаемые с физических лиц), а также в случаях нежелания налогоплательщика исполнять налоговое обязательство, отсутствия у него учета объекта налогообложения, доходов и расходов и в других случаях суммы налоговых платежей, подлежащих взносу в бюджет (внебюджетный фонд), исчисляются налоговым органом. Налогоплательщик в таком случае получит от налогового органа налоговое уведомление, согласно которому он обязан заплатить причитающуюся сумму налога в указанный срок.

Отдельные налоги, например государственная пошлина, исчисляются и включаются в цену услуг органом, уполномоченным совершать юридически значимые и иные действия в пользу другого лица.

В соответствии с налоговым законодательством часть налогов взимается по методу «у источника выплаты» доходов налогоплательщику (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль в части дивидендов и др.). В таких случаях налог исчисляется, удерживается у налогоплательщика и перечисляется в бюджет налоговым агентом.

Сроки уплаты налоговых платежей устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годом, кварталом, месяцем, днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки . Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается по каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Несмотря на факультативный характер налоговых льгот как элемента налогообложения, различные виды налогового льготирования присутствуют в механизме взимания большей части налоговых платежей. Кроме того, налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Отсюда – особая значимость этого элемента налогообложения.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Обязательные и факультативные элементы налога

Как уже неоднократно подчеркивалось, налог - это сложная экономико-правовая категория, и как любая комплексная категория налог имеет свою логику построения, определяемую совокупностью взаимосвязанных между собой обязательных элементов. Такие элементы, по меткому выражению А. Козырина, раскрывают «анатомию» налога, его внутреннее строение.

Выделение самостоятельных элементов налога крайне необходимо для участников налоговых правоотношений, ведь именно эти элементы определяют конкретные характеристики любого налогового обязательства, а их законодательная формализация является непременным условием легитимности требования об уплате налога со стороны государства и существования адекватной обязанности налогоплательщика.

Непреходящее значение имеет тот факт, что обязательность формализации всех элементов налога ныне закреплена в Налоговом кодексе РФ. В ст. 3 НК сказано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

А в ст. 17 НК говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и срок уплаты налога.

Таким образом, следует совершенно однозначный вывод: только при определении всей совокупности обязательных элементов налогообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. В противном случае при неопределении хотя бы одного обязательного элемента налог не может считаться установленным, следовательно, у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно установленные налоги.

Группу обязательных элементов налогообложения отличает их универсальность и императивность. В силу последнего признака и объективного процесса совершенствования налогового законодательства состав обязательных элементов не остается неизменным. Так, в ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. были определены следующие обязательные элементы: налогоплательщик (субъект налога); объект и источник налога; единица налогообложения; налоговая ставка; срок уплаты; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. Как видно, эти обязательные элементы по сравнению с действующими ныне имеют как сходства, так и достаточно существенные различия.

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неустановленным.

К факультативным элементам следует отнести:

  • налоговые льготы и основания для их применения;
  • порядок возмещения налога;
  • отчетный период;
  • получателя налога.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих факультативных элементов, которые дополняют обязательные элементы, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков.

Следует заметить, что и эти две группы не исчерпывают всего многообразия элементов налога. Есть еще третья группа элементов, которые условно можно назвать вспомогательными. Они не являются ни обязательными, ни факультативными при установлении налога, но в той или иной форме применяются при разработке конструкции налога и, что самое главное, используются при установлении налогового обязательства налогоплательщика. Они чаще всего приводятся в законодательном акте, но без терминологии, характеризующей данные элементы. По всей видимости, это делается для того, чтобы вспомогательные элементы не усложняли восприятие налога, не отодвигали на задний план и не затушевывали обязательные (основные) элементы.

К вспомогательным надо отнести следующие элементы:

  • носитель налога;
  • предмет налога;
  • единица налога;
  • масштаб налога;
  • налоговый оклад;
  • источник налога.

В каждой стране наблюдаются свои особенности наполнения данных групп элементов. Поэтому логичным, по нашему мнению, будет утверждение, что источником формирования различных групп элементов является совокупность универсальных элементов, разработанных мировой теорией и практикой налогообложения. Именно в своей совокупности все эти три группы элементов раскрывают в полной мере внутреннее устройство налога и раскрывают структуру налогового обязательства.

Заметим, что взаимосвязь различных элементов определяется также тем, что каждый элемент из данных трех групп несет конкретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для упрощения налогового процесса. Кроме того, игнорирование законодателем каких-либо элементов может существенно затруднить формализацию процедуры определения налогового обязательства и усложнить процесс налогового администрирования, поэтому в идеале любой налоговый закон должен содержать всю совокупность универсальных элементов налогообложения.

Разберем элементы налога. Особое внимание обратим на трактовку обязательных элементов, так как в соответствии с п. 3 ст. 11 НК эти понятия следует использовать только в тех значениях, которые определены в соответствующих статьях Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик (субъект налога) - обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое по закону возлагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств. Точная трактовка ст. 19 НК: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Носитель налога - вспомогательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, которое в конечном итоге несет бремя данного налога. При использовании прямых налогов субъект и носитель - это, как правило, одно и то же лицо, при косвенном налогообложении - в основном разные лица. В ситуации, когда субъект и носитель налога - разные лица, налоговый платеж за счет средств носителя уплачивается субъектом в бюджет. Итак, обязанность по уплате налога всегда лежит на налогоплательщике. Кодекс запрещает использование различного рода налоговых оговорок, в соответствии с которыми она перекладывается на иное лицо. Например, в НДФЛ работодатель (налоговый агент) не имеет права принимать на себя обязанности по несению расходов, связанных с уплатой НДФЛ за своего работника (налогоплательщика).

Предмет налогообложения - вспомогательный элемент, характеризующий имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), юридически значимые действия, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения. Сам по себе предмет налогообложения отражает только свойства фактического характера, он не порождает налоговых последствий. Налоговые обязательства возникают при определенном юридическом состоянии субъекта к предмету налогообложения.

Например, земельный участок является предметом, но сам по себе он не приводит к налоговым последствиям, а вот право собственности субъекта на этот земельный участок уже является объектом налогообложения и приводит к возникновению налогового обязательства. Нередко название налога формулируется исходя из предмета налогообложения, например: земельный налог, транспортный налог, налог на имущество и т.д.

Объект налогообложения - обязательный элемент, характеризующий юридический факт (действие, событие, состояние) по отношению к предмету налогообложения, который обуславливает возникновение обязанности субъекта по уплате налога. К юридическому факту могут относиться не только права собственности на предмет налогообложения, но и любые другие действия или события, относящиеся к предмету, как, например, совершение оборота по реализации товаров (работ, услуг), получение дохода, прибыли и т.д. Крайне важным положением является то, что каждый налог имеет свой самостоятельный объект налогообложения.

Прежняя законодательная трактовка объекта, формулируя предмет налогообложения и единственное юридическое состояние - наличие его у налогоплательщика, выглядела не совсем удачной. Но изменения, внесенные с 1 января 2007 г., формулирующие объект налогообложения как некое обстоятельство, а не объект, как было ранее, все более приближают нас к адекватной формулировке. Итак, сейчас в соответствии с п. 1 ст. 38 НК «объектами налогообложения могут являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Масштаб налога - вспомогательный элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количественную или физическую характеристику) объекта налогообложения. При использовании в качестве меры измерения стоимостной характеристики масштабом налога являются денежные единицы, при использовании количественной характеристики это могут быть, например, мощность или объем двигателя, площадь земельного участка, объем воды, при использовании физической характеристики - крепость напитков, характеристика бензина.

Единица налога - вспомогательный элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественного выражения налоговой базы. Выбор единицы налога должен обусловливаться возможностью практического удобства ее использования, например: при обложении доходов, прибыли, добавленной стоимости - 1 руб., при обложении транспортных средств - 1 л.с. (лошадиная сила), при обложении земли - 1 га, при обложении напитков - 1 л, при обложении бензина - 1 т.

Знание масштаба и единицы налога позволяет сформировать налоговую базу. Налоговая база - обязательный элемент, характеризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку именно к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, например, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частности, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложения на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК, по нашему мнению, дается не совсем полное определение: «Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения». В ней не показана привязка к налоговой ставке.

Для обеспечения временной определенности размера налогового обязательства устанавливается в обязательном порядке налоговый период, состоящий, в свою очередь, из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговый период - обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налоговая база и определяется конечный размер налогового обязательства. В ст. 55 НК дается вполне удовлетворительная трактовка этого понятия: «Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».

Отчетный период - факультативный элемент, характеризующий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответствующая отчетность. В некоторых налогах налоговый и отчетный периоды совпадают (например, НДС, НДПИ), в некоторых - различаются (например, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций).

Исчисление налогового обязательства немыслимо без определения налоговой ставки, или, как ее еще характеризуют, нормы налогового обложения. Налоговая ставка - обязательный элемент, характеризующий размер или величину налога на единицу налогообложения. Согласно ст. 53 НК «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы». Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу: по федеральным - Налоговым кодексом РФ, по региональным - законами субъектов РФ, по местным - нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок исчисления налога - обязательный элемент, характеризующий методику исчисления налогового оклада. Есть две основные методики исчисления, встречающиеся в российской практике: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода с определением итоговой суммы по его окончанию). В свою очередь, эти методики представляют собой совокупность законодательно установленных приемов и способов расчета налогового оклада.

Прием - это формализованное действие (формула), связывающее определенным законом образом налоговую базу, налоговую ставку и налоговые льготы с результатом исчисления (налоговым окладом). Кто и каким образом реализует установленные приемы, устанавливается в соответствующем способе исчисления: «по декларации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространен способ самостоятельного исчисления налогового оклада - по декларации. Его превалирование подтверждается ст. 52 НК, где дается законодательное определение порядка исчисления налога: «Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот».

Налоговая льгота - факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора). Подробнее данный элемент будет разобран в следующем параграфе. Здесь лишь заметим, что налоговые льготы могут уменьшать налоговую базу, налоговую ставку, налоговый оклад и производить отсрочку или рассрочку уплаты налога.

Налоговый оклад - вспомогательный элемент, характеризующий сумму налога, причитающуюся к уплате налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.

Порядок и сроки уплаты налога - обязательный элемент, характеризующий законодательно установленные способы и сроки внесения налога его получателю. К возможным способам внесения налога относятся согласно ст. 58 НК уплата его в наличной и безналичной формах.

Сроки уплаты налога (сбора) в соответствии со ст. 57 НК могут определяться:

  • конкретной календарной датой;
  • истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями;
  • указанием на событие, которое должно произойти;
  • указанием действия, которое должно быть совершено.

При расчете налоговой базы налоговым органом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В настоящее время налоговые органы рассчитывают базу самостоятельно по следующим налогам: транспортному (для физических лиц), земельному, на имущество физических лиц.

Конкретный порядок и сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу: по федеральным - Налоговым кодексом РФ, по региональным - законами субъектов РФ, по местным - нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Со срочностью налоговых платежей тесно связано понятие недоимки - суммы налога или сбора, не внесенной их получателю в установленные сроки. В этом случае на налогоплательщика налагаются штрафные санкции в виде пени. Данные понятия крайне важны для всех сторон налоговых правоотношений, но при этом возникает вопрос: являются ли они элементами налога? Думается, что к самостоятельным элементам их относить не следует, так как они раскрывают не внутреннее строение налога, а внешние аспекты его проявления, в частности призванные побуждать налогоплательщика к полной и своевременной реализации налогового обязательства.

Источник налога - факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произвольно, а регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Получатель налога - факультативный элемент, характеризующий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть установлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджетным законодательством.

Элементы налогообложения

Установление налога (сбора) определяет определение налогоплательщиков (субъектов налогообложения) и элементов налогообложения, а именно:

1) Обязательные элементы налогообложения.

1.1) Объект налогообложения (ст.38 НК ) – обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объектом налогообложения может выступать:

· Реализация товаров, работ, услуг. Товаром считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

· Имущество;

· Прибыль;

· Расход и др.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК, а до ее принятия – в соответствии с действующими федеральными законами.

Наличие объекта обложения обычно связано с возникновением обязанности по исчислению налога и предоставлению налоговой отчетности.

1.2) Налоговая база (ст.53 НК ) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

С наличием налоговой базы непосредственно связана обязанность налогоплательщика по уплате налога. В отдельных случаях даже при наличии объекта налогообложения налоговая база может отсутствовать (или может быть равной нулю), например, если все объекты налогообложения у налогоплательщика освобождены от налогообложения (льготируются).

1.3) Налоговая ставка (ст.53 НК ) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В общем случае действует следующая формула для исчисления налога:

Налог = Налоговая база × Налоговая ставка.

Налоговые ставки бывают 4-х видов:

o адвалорные – выраженные в процентах, применяются, когда налоговая база определяется в рублях:

[руб.] = [руб.] × [%].

o специфические – выраженные в рублях на единицу измерения налоговой базы (например – рубль на лошадиную силу, рубль на тонну и т.п.):

[руб.] = [л.с.] × [руб./л.с.].

o комбинированные – суммирующие два вышеуказанных типа ставок:

[руб.] = [руб.] × [%] + [т.] × [руб./т.].

o альтернативные – предусматривающие выбор одной из двух первых типов ставок:

[руб.] = [руб.] × [%], но не менее [тыс.шт.] × [руб./тыс.шт.].

Чаще всего в России применяются адвалорные и специфические ставки.

1.4) Порядок исчисления налога (ст.54 НК ).

При обложении налогами действуют три способа взимания налогов:

а) Декларационный . Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Этот способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине налоговой базы. В налоговую декларацию могут включаться данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и вычетах, другие данные.

Формы отчетности по налогам, в том числе декларации, разрабатываются Министерством финансов РФ совместно с Федеральной налоговой службой РФ (ФНС РФ) и утверждаются соответствующими приказами.

б) Кадастровый . В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

Такой способ предполагает использование кадастра – реестра (описи), содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, строений, сооружений), которые используются при исчислении соответствующего налога.

В этих случаях налоговый орган направляет налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговое уведомление (по форме, установленной ФНС РФ), в котором должны быть указаны:

Расчет налоговой базы;

Размер налога, подлежащего уплате;

Срок уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации или физическому лицу (их законным или уполномоченным представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

в) У источника выплаты . В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Обычно он используется бухгалтерией предприятия, индивидуальным предпринимателем или органом, который выплачивает доход или по закону имеет такое право.

1.5) Налоговый период (ст. 55 НК ) – календарный год или иной период времени (квартал, месяц) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая декларация предоставляется по итогам налогового периода, а по итогам отчетных периодов предоставляются расчеты авансовых платежей.

1.6) Порядок и сроки уплаты налога (ст. 57,58 НК ).

Уплата налога (сбора) производится налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) в установленные сроки в наличной (только для физических лиц) или безналичной форме разовой уплатой всей суммы или в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Конкретный порядок и сроки уплаты налога (сбора) устанавливается применительно к каждому налогу. Изменение установленного срока уплаты допускается только в порядке, предусмотренном НК.

При уплате налога (сбора) с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Изменение срока уплаты налога (сбора) может производиться только при наличии условий, установленных НК в следующих формах: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.

2) Необязательные элементы налогообложения .

2.1) Льготы по налогу (ст. 56 НК ) – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками (плательщиками сборов), включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать его в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам (сборам), не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК.

Все элементы налогообложения по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

По региональным и местным налогам соответственно законодательные органы региональных властей и представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать только следующие элементы налогообложения:

1) Налоговые ставки – в пределах определенных НК. НК при этом определяет минимальный и максимальный уровень налоговых ставок.

2) Порядок и сроки уплаты налога.

3) Налоговые льготы – дополнительно к льготам, предусмотренным НК.

Остальные элементы налогообложения по региональным и местным налогам устанавливаются НК (до принятия соответствующих глав НК – законами РФ).

Налоговое бремя

Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результанте действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового беремени составляет 40–45%. В России этот показатель несколько ниже – с учетом поступлений во внебюджетные фонды и таможенные пошлины он равен примерно 33% и имеет тенденцию к снижению.

Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает доля совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. На практике чаще всего берется отношение суммы всех начисленных налогов к объему реализации (выручке). Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях занимающихся производством алкогольной продукции он достигает 50%, так как в цене этой продукции велика доля акцизов, а сельскохозяйственные предприятия, но которые распространяется многие налоговые льготы, несут налоговое бремя не достигающее и 10%.

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является не прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера.

Артур Лаффер из Калифорнийского университета описал взаимосвязь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений.

По мере роста ставки (Т) от нуля до максимума налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дmax), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне – национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, так как такая ставка фактически имеет целью конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера показывает также, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения. При увеличении налоговых ставок в начале кривой побудительные мотивы хозяйствующих субъектов серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных дохода, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка, поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают. Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода налогоплательщика, начинается спад хозяйственной активности, уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в тень. Вследствие этого, несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются.


Рис. 3. Кривая А.Лаффера

Функции налогов

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств и показывают, каким образом реализуются их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Следует отметить, что среди экономистов нет единства о числе и составе функций налогов – различные авторы выделяют от одной до шести функций.

Так, например, А.В. Брызгалин выделяет следующие функций налогов:

1. Фискальная (от итал. «фиск» – казна ) функция (также может называться основной или исторической) – означает изъятие средств у налогоплательщиков и направление их в государственный в бюджет (казну). Именно посредством этой функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для осуществления государственных расходов. Исторической данную функцию называют, поскольку первоначально налоги устанавливались только для сбора необходимых государству ресурсов.

2. Регулирующая (экономическая) функция – означает регулирование государством через налоги социально-экономических процессов, направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Для данной функции выделяют три подфункции:

2.1. Стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Например, для стимулирования развития сельского хозяйства устанавливают целевые налоговые льготы, снижают ставки и вводят специальные налоговые режимы для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В трудах некоторых авторов стимулирующая подфункция может выделяться как самостоятельная функция.

2.2. Дестимулирующая подфункция является обратной к предыдущей и посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию социально-экономических процессов, которые государство не считает общественно полезными (например, игорный бизнес, производство и потребление алкогольной и табачной продукции). Как правило, действие этой подфункции может быть связано с установлением повышенных ставок налогов или введением специального налога для данной деятельности.

2.3. Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей за пользование восполнимыми природными ресурсам. Эти платежи (например, водный налог, плата за пользование лесным фондом) могут иметь четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на восстановление эксплуатируемых ресурсов.

3. Распределительная (социальная) функция – выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений, состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от работающих к неработающим, от состоятельных к неимущим. В различных государствах существуют разные методы, позволяющие изымать у «богатых» большую долю их дохода по сравнению с «бедными» – во многих странах (за исключением России) по личным доходам граждан действует прогрессивная шкала налогообложения, устанавливаются налоги «на роскошь», уплачиваемые при приобретении яхт, особняков, ювелирных изделий и т.п. В России прогрессивный метод налогообложения, реализующий данную функцию, предусмотрен по налогу на имущество физических лиц и по транспортному налогу. Некоторые авторы объединяют вторую и третью функцию.

4. Контрольная функция означает, что государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Причем одновременно осуществляется контроль и за источниками доходов, и за направлениями расходования средств. Противники контрольной функции утверждают, что контрольная функция присуща не самим налогам, а налоговым органам, который осуществляют такой контроль. Сторонники контрольной функции указывают на то, что налоги являются важным индикатором состояния экономики и через налоги, точнее через их поступление, государство может определять находится ли экономика на подъеме или наоборот испытывает трудности.

5. Поощрительная функция предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом и государством (участники боевых действий, Герои Советского Союза и РФ, «чернобыльцы» и др.). Эта функция налогов имеет социальную направленность и зачастую не выделяется учеными из социальной функции.

Выделение понятия элементы налога связано с рассмотрением понятия налог с двух позиций - в узком и широком смысле слова. В узком смысле налог определение налога приведено в ст. 8 Налогового Кодекса. В широком смысле налог рассматривается как сложная система отношений, включающая в себя ряд составляющих (элементов).

С правовой точки зрения эта система включает, прежде всего, отношения по установлению, введению и взиманию (исчислению и уплате) налогов как обязательных платежей в бюджет.

Налог, таким образом, представляет собой комплексное экономико-правовое явление и включает совокупность определенных взаимодействующих составляющих, которые в теории права принято называть элементы (структура) налога, элементы налогового обязательства. Выделение самостоятельных элементов обусловлено важностью отношений затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков. К законодательным актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования.

В соответствии с НК РФ установлены следующие элементы, наличие которых является обязательным для установления конкретно- определенного налога, а именно:

налогоплательщик;

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок уплаты налога;

сроки уплаты налога.

Только при наличии указанных элементов налог будет считываться законно установленным и у налогоплательщика возникает обязанность по его уплате. Отсутствие какого-либо элемента из вышеперечисленных означает, что налог не установлен, а, следовательно, отсутствуют правовые основания для его взимания.

Таким образом, после принятия и вступления в силу части первой НК РФ элементы налогообложения выступили базовой правовой предпосылкой для определения обязанностей налогоплательщика в структуре налогового правоотношения.

Следует отметить, что элементов налога как совокупности определенных взаимодействующих составляющих налога, имеющих самостоятельное юридическое значение и содержание гораздо больше и они не ограничиваются теми составляющими, которые перечислены в ст. 17 НК РФ.

В связи с тем, что элементы налога имеют разный правовой статус (одни обязательно должны быть предусмотрены в законодательном акте по налогам и сборам, а другие нет) предлагается классифицировать элементы налога и выделить три основных группы элементов.

Первую группу составляют основные (обязательные) элементы налога, которые обязательно должны быть определены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Вторую группу составляют элементы налогов, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам, так называемые факультативные элементы.

Третью группу элементов составляют элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но так или иначе должны или присутствовать при установлении налогового обязательства, так называемые дополнительные элементы налога.

Налогоплательщик - основной участник налоговых правоотношений (см. п. 1.3.1.)

Носитель налога - лицо, которое в конечном итоге принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершении процессов переложения налога.

Объект налогообложения - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

Налоговая база - это количественная характеристика объекта налога. Она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Единица обложения - единица измерения объекта.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Различают твердые ставки и долевые. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта, а долевые выражаются в определенных долях объекта обложения или в процентном выражении.

Источник налога - доход субъекта, из которого выплачивается налог. По некоторым налогам объект и источник налога совпадают.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Порядок исчисления налога - это совокупность определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период исходя из налоговых льгот. В НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог, а в некоторых случаях исчисление налога могут осуществлять налоговые органы или налоговые агенты.

Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке, в наличной или безналичной форме, при этом конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

Налоговые льготы - это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Предмет налога представляет собой события, вещи и явления материального мира, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения. Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, определенное юридическое состояние субъекта по отношению к предмету налога есть основание для возникновения соответствующих налоговых обязательств.

Масштаб налога необходим для определения налогооблагаемой базы и представляет собой определенную физическую характеристику или параметр измерения объекта налога.

Размер налогового обязательства фиксируется в специальном налогово-отчетном документе - налоговом расчете - который должен быть представлен в налоговые органы в установленный срок - срок подачи налогового расчета.