Святая земля, святые места у христиан. Святая земля

Израиль - страна, в которую вот уже на протяжении многих десятилетий приезжают миллионы людей, чтобы собственными глазами увидеть города и места, связанные жизненными испытаниями Иисуса и его матери, прикоснуться к святыням и прочувствовать душой, стоя у Стены Плача, свою сопричастность истории, вне зависимости от того, какой ты национальности. Поэтому поездка в Израиль по святым местам - очень популярное туристическое направление.

Иерусалим

Город, который пережил времена подъема и упадка, видел различные культуры и цивилизации и является святыней для многих тысяч людей, исповедующих разные религии, - это Иерусалим. Здесь был совершен искупительный подвиг Христа. Любой тур по святым местам Израиля начинается именно отсюда, с одного из древних городов, колыбели трех религий - христианства, иудаизма и мусульманства.

Стены города в XVI веке построили турки, а камни, из которых они сложены, помнят времена Ирода и крестоносцев. На месте древних городских ворот стоят привлекающие внимание туристов Золотые ворота.

По верованиям евреев, Мессия должен был войти в город через эти ворота. Иисус через них совершил свой вход. Сейчас ворота замурованы мусульманами, чтобы следующий Мессия не смог в них войти. Много преданий связано с этими воротами. Туристам и паломникам экскурсоводы всегда рассказывают интересный факт, что находится на глубине 5 метров. То есть улицы Иерусалима - в подвалах.

Святыни Иерусалима

К святыням иудаизма относится Храмовая гора - Мория, почитаемое иудеями святое место - Стена Плача и пещера в Хевроне. К мусульманским святыням относят мечеть аль-Акса, куда перед вознесением на небо Аллахом был перенесен пророк Муххамад. Для мусульман это третий по духовной значимости город после Мекки и Медины. Христианские святыни, в первую очередь, - это места, связанные с рождением и жизнью Иисуса Христа. В Иерусалиме Христос вел проповеди, в Гефсиманском саду обращался к Отцу, здесь его предали и распяли, сюда на Виа Долороз приезжают со всего мира паломники. Поездка интересна и туристам, которые любят путешествия по историческим местам. Однако, поездка в Израиль по святым местам, по ценам не всегда доступна в период Пасхи и Рождества. Обычно, в этот период стоимость билета на самолет и сервисное обслуживание паломников и туристов становится выше.

Храмовая гора

В Ветхом Завете Библии Храмовая гора упоминается как место, на котором был выстроен Первый Храм. Именно здесь по пророчеству должен свершиться Страшный суд в Судный день. Интересен тот факт, что на эту святыню в равной степени претендуют евреи, христиане и мусульмане. Что только не происходило за 2000 лет на этой вершине Иерусалима! Иудеи и христиане, приезжающие на святые места в Израиль, считают себя причастными к упоминающейся в Библии Храмовой горе.

История происшедших событий за многие сотни лет внесла свои поправки. Сейчас гора обнесена высокими стенами с длиной по периметру порядка 1.5 км, а на площади над старым городом находятся мусульманские святыни - Купол над Скалой и мечеть аль-Акса. Христиане и евреи могут находиться на Храмовой горе, а вот молиться строго запрещено, как и проносить книги и культовые вещи, не относящиеся к мусульманской вере.

Стена Плача

Кто приезжает на экскурсии по святым местам Израиля, непременно приходят к уцелевшей чудом древней стене Второго Храма. Существуют правила, как вести себя у Стены Плача. Так, если стать к Стене лицом, мужчины молятся слева, женщины - справа. Мужчина должен быть обязательно в кипе. По неизвестно кем установленной традиции люди помещают записки между камнями в Стене с различными просьбами к Всевышнему. Пишут их в основном туристы. Когда таких записок собирается довольно много, их собирают и хоронят в отведенном месте у Масленичной горы.

Стена Плача для народа Израиля - не только символ скорби по разрушенным храмам. Где-то в подсознании евреев это скорее молитва, пронесенная через века, молитва изгнанного народа о возвращении из вечной ссылки и просьба к Господу Богу о мире и единстве израильского народа.

Как нашли место распятия Христа

Римляне, разрушившие Иерусалим, поставили свои языческие капища в новом городе. И только во времена святого Константина, когда прекратились гонения на христиан, в IV веке, встал вопрос поиска места захоронения Иисуса. Теперь начали уничтожать языческие капища и храмы, введенные Адрианом в 135 году, - такова история. Через множество военных экспедиций, называемых крестовыми походами, проходило освобождение святыни от неверных. И спустя некоторое время царицей Еленой было найдено место, где был распят Спаситель. По велению царицы было начато на этом месте возведение храма. В 335 году храм был освящен. Историки говорят о его красоте и величии. Но не прошло и 300 лет, как он пострадал от персов. В 1009 году его до основания разрушили мусульмане, и только в 1042 году он был восстановлен, но не в прежней красе.

Храм Вознесения Христова

Самым главным и посещаемым среди святых мест христианства Израиля всегда был храм Вознесения Христова, или храм Гроба Господня. Паломники, прибывающие в Иерусалим, в первую очередь приходят на поклон камню, на котором был помазан Иисус, в храм Гроба Господня. Место, где построен и действует сейчас храм, в начале первого века было вне стен Иерусалима, вдалеке от жилищ. Возле холма, где была совершена казнь Иисуса, находилась пещера, в ней и был захоронен Иисус. По своим обычаям иудеи хоронили умерших в пещерах, в которых было несколько залов с нишами для покойных и камень для помазания, на котором подготавливалось тело к погребению. Его умащали маслами и заворачивали в плащаницу. Вход в пещеру прикрывал камень.

Храм со множеством залов и переходов, включающий в себя Гроб Господень и Голгофу, находится в конце той дороги, по которой Иисус шел на Голгофу. Традиционно в Страстную Пятницу, перед православной Пасхой, по этому пути шествует Крестный ход. Процессия движется по Старому городу, по улице Via Dolorosa, что означает по-латыни «Путь Скорби», и завершается в храме Гроба Господня. Туристы, приехавшие совершить паломничество по святым местам в Израиле, принимают участие в этом ходе и богослужении.

Шесть христианских конфессий, армянская, греко-православная, католическая, коптская, эфиопская и сирийская, имеют право проводить в храме богослужения. Каждая конфессия имеет свою часть комплекса и время, отведенное для молитв.

Гефсиманский сад

Уникальная достопримечательность Иерусалима, которую нужно обязательно увидеть, посещая святые места Израиля - это сад, находящийся у подножья Масличной горы. По утверждению Евангелие, здесь перед распятием молился Иисус Христос. В этом саду растут восемь вековых олив, которые, как предполагают, могли быть свидетелями этой молитвы. Современные методы исследования позволили на основании выяснить реальный возраст растущих в саду олив.

Оказалось, что возраст их очень почтенный - девять столетий. Исследователи сделали вывод, что все эти деревья родственны между собой, так как имеют одно родительское дерево, рядом с которым, возможно, проходил сам Иисус. История сохранила факт, что при захвате Иерусалима римлянами были полностью вырублены все деревья сада. Но оливы имеют стойкую живучесть и из сильных корней могли дать хорошие побеги. Что дает тоже уверенность в том, что нынешние деревья сада - это прямые наследники тех самых, которые видел Иисус.

Место рождения Богородицы

В посещение святых мест в Израиле входит поход к месту рождения матери Иисуса Христа. Недалеко от Овечьих ворот, почти на выезде из города, было жилище родителей Марии, Иоакима и Анны. В настоящее время на этом месте находится греческий храм. Над входными дверями храма надпись: «The Birth Place of Virgin Mary», что в переводе - «Место Рождества Божией Матери». Чтобы попасть в помещение дома, нужно спуститься в подвал, так как нынешний Иерусалим, как говорил экскурсовод, выше прежнего примерно на 5 метров.

Вифлием и Назарет

Паломники, посещающие христианские святые места Израиля, приезжают в Вифлеем, чтобы сходить в церковь Рождества Христова, возведенную на месте, где предположительно родился Иисус.

Храму более 16 веков. Верующие приходят в храм, чтобы прикоснуться к звезде, установленной в месте, где стояли ясли; посещают пещеру Иосифа и пещеру с захоронением младенцев, убитых по приказу Ирода.

Следующее место паломничества - город, где Иисус провел детство и юность. Это Назарет. Здесь, в Назарете, Ангел принес Благую Весть будущей матери Христа Марии. Паломники и туристы, посещая святые места, всегда заходят в него и еще в 2 церкви: Святого Иосифа и За последнее десятилетие Старая часть Назарета была обновлена и восстановлена архитектурная красота узких улочек.

Другие святые места Израиля

Обычная программа для туристов, посещающих святые места Израиля, очень насыщенная. Только в одном Иерусалиме можно находиться неделями и каждый день открывать для себя что-то новое. Чтобы как-то сжать сроки и уложиться в отведенное время на тур, агентства организуют входящие в тур не имеющие цены поездки по святым местам Израиля в автобусах в сопровождении гида-переводчика. Конечно, делаются остановки, есть возможность сделать снимки на память. Из окна автобуса можно увидеть Гору Блаженства, где Иисус Христос произнес известную Нагорную проповедь; проехать через Кану Галилейскую, где Христос превратил воду в вино. Можно сделать остановку в городе Иерихоне, которому, по оценкам экспертов, более 6 тысяч лет.

Недалеко от города - Гора искушений и Сорокодневный монастырь, где постился 40 дней после крещения Иисус. Следующая остановка - у у места крещения Иисуса Иоаном Крестителем. И табличка, что купаться здесь запрещено, не останавливает группу туристов.

Время, отведенное на туристическую поездку, проходит быстро. Впечатления, фотографии и какие-то сувениры будут долго напоминать о днях, проведенных в святых местах. И, конечно же, рекомендации своим друзьям и близким: «Обязательно поедьте в Израиль». Мест, которые хотелось бы увидеть на Земле Обетованной, много, поэтому и едут сюда постоянно паломники и туристы, чтобы еще раз прикоснуться к святым местам.

пройдем по святым местам Иерусалима вместе с Ольгой Любимовой, автором фильмов “Последние дни Иисуса (две серии – “Вход Господень в Иерусалим” и “Пасха”), “Страстная седмица” (НТВ), “Храм Гроба” (НТВ).

Начнем путешествие мы с пути Христа из Галилеи, от Иордана. Христос шел пустынькой, примерно той пустынькой, которую отдыхающие, отправляющиеся на Мертвое море, проезжают на автобусе, идущим из Иерусалима. Так вот, была весна, и многие светские ученые даже полагают, что неслучайно Христос проделал этот путь с учениками именно в такую, благодатную, пору.

Путники могли ночевать на свежем воздухе, не было палящего зноя, в колодцах была вода, время от времени капал дождик – благословенное время, всё в цвету. И, плюс, опять же, пользуясь логикой светских людей – Спаситель, безусловно, понимал, что на Иудейскую Пасху в столице будет максимальное количество народа, а проповедовать всегда лучше в толпе, а не на пустынных улицах Старого города. Мы же, христиане, руководствуемся другой логикой: тем, что мотивы Христа понять не пытаемся. Знаем, что логика в Его выборе была, но вряд ли та, о которой говорят неверующие исследователи.

Из Евангелия мы знаем, что Христос приходит не сразу в Иерусалим, а в Вифанию. К своим друзьям – Лазарю и его двум сестрам – Марфе и Марии. Сейчас это местечко недалеко от Иерусалима практически полностью мусульманское и называется Аль-Лазария. Там совершенно чудесно. Арабы там дружественные, камушком не кинут, христиан все меньше, но, тем не менее, к христианам здесь относятся не плохо, в том числе и из корыстных соображений: туристы - источник дохода. И туда можно чудно съездить попаломничать.

Аль-Лазария – название говорит само за себя. В течение двух тысяч лет самое главное событие для города – то, что Христос воскресил здесь Лазаря. Есть там пещера, где Лазарь был похоронен. Другое дело, что пещер на Святой земле мало, а хоронили в них много и часто, поэтому нас не покидает безумная мысль «здесь или не здесь это было?» Просто за почти две тысячи лет тут сменилось множество хозяев, и место сильно видоизменилось

Своды усыпальницы отштукатурены, покрыты граффити, раньше вход был вообще в другом месте, но тем не менее пещера производит сильное впечатление. Это – «бесспорное» место. Потому что могилу Лазаря почитают с первого века – это оспорить невозможно. Это практически как теория пяти рукопожатий, ну, двух тысяч рукопожатий. То есть мы мысленно можем пожать руку апостолам, которые это место почитали.

В Вифании мало русских паломников, но есть в ней удивительное место, связанное с Россией - Вифанская школа для девочек. Расскажу историю ее создания. Две очень трогательные шотландки однажды, порядка 70-ти лет назад, прониклись идеей того, что происходило в православном монастыре Марии Магдалины. Они были христианки, но, разумеется, не православные. Православие они приняли уже на Святой Земле, а также приняли постриг с именами Марфа и Мария. Как сестры Лазаря, помните? Так вот – новоиспеченные Марфа и Мария отправились в Вифанию. Монастырь купил в этом месте землю. И сестры решили, что будут заниматься здесь социальным служением. Как западным дамам, им это было чрезвычайно близко.

У них был крепкий такой коллективчик. Там было пять человек - четырёх вероисповеданий. Ульрика из Дании была лютеранкой, армянка - католичка, две новоиспеченные православные, с памятными для Вифании именами Марфа и Мария, и сторож Ибрагим, мусульманин. Он этих дам охранял.

Так вот сестры начали расчищать территорию и обнаружили камень пятого века, на котором было написано: «На сем месте Марфа услышала слова Господа о воскрешении». А рядом с ним - нашли пещеру.

Из Евангелия мы знаем, что Марфа выбежала навстречу Спасителю и сообщила горькую – как ей казалось – весть о смерти брата. Христос же после этого еще 2 дня остается на том месте, где его встретила Марфа. Нынешние сестры Вифанской обители говорят: «Мы не хотим сказать, что Он жил в этой пещере, но вы тут сами постойте на солнцепёке и подумайте, где Христос мог находиться». В пещере сделан очень красивый храм. И на Лазареву субботу устраивают службу. Говорят, что это у них ещё и личный праздник Торжества Православия, потому что народа собирается много, они выносят динамики и, как арабы кричат «Аллах акбар» пять раз день, так они раз в год в громкоговорители служат Божественную Литургию.

Но вернемся снова на 70 лет назад. Те монахини - Марфа и Мария - решили открыть больничку.

И это их спасло, потому что мусульманское население не сильно было им радо. И когда они её открыли, отношение к обители сильно изменилось. Первой их пациенткой стала обварившаяся в масле женщина. И уже через три недели все арабское население стояло в очереди. И все чаще стали приносить больных детей. Так стало понятно, что нужно открывать школу. Вифанская школа для девочек существует уже 70 лет.

Нынешний ее директор – тоже сестра Марфа. До пострига ее звали Марго, или даже Мартой, она – учительница из Германии, которая приехала точно так же, как те две шотландки, но спустя семь десятилетий. И повторила путь своих предшественниц. Влюбилась в место, влюбилась в девчонок, выучила русский, английский и арабский, чтобы на арабском преподавать девочкам русский.

А еще там чудные совершенно ученицы - арабские девочки. Это совершенно другие арабские дети, которые на тебе виснут, не желая от тебя 10 шекелей, а от любви. Они какие-то вот… «Бог есть любовь», по-настоящему.

У нас принято «пиарить» всякие проекты, но об этом проекте мало кто знает. 70 лет, независимо ни от кого, русскому языку учат арабских девочек. Они получают достойное образование, они, разумеется, очень часто возвращаются в мусульманские семьи, но там есть пансионат, где живут дети из очень неблагополучных семей (сестры тактично умалчивают, в чем именно состоит их неблагополучие, и ни одну историю не рассказывают, надо отдать им должное)

Девочки прекрасно говорят по-русски, потому что язык, который им преподают - словно законсервировали в его дореволюционном виде. Белые вывезли его в Европу, а потом чудесным образом он очутился на Святой земле. И это русский язык, который ты иногда можешь услышать в Питере, где-то на кухне у бабушки друга. А тут, за тысячи километров от России, любой филолог распустит уши. Просто манна небесная, а не русский язык. Там так говорят все сестры. Чудное место, чудные вечерние службы в субботу. Всем советую приехать сюда и помолиться вместе с сёстрами.

Идем дальше. Именно в Вифании Господь живет перед арестом в Гефсиманском саду. Отсюда он ходит каждый день в Иерусалим и проповедует там. Современные паломники пешком не ходят. Сейчас нам трудно представить, что мы куда-то долго можем идти пешком. Хотя, когда в середине ХХ века возобновляются русские паломничества на Святую Землю, но не из России тогда, а из русского зарубежья – русские паломники останавливались в Вифании. И жили как раз на русском участке в Вифании, хотя они были избалованы парижской жизнью, казалось бы… И тем не менее главный «возобновитель паломничества» епископ Мефодий считал, что нельзя жить в гостиницах, а нужно жить в монастыре и пешком, по возможности, идти в Иерусалим.

Так вот, Господь приезжает на ослике к Золотым воротам Иерусалима.

Толпа его учеников и последователей бросает под ноги ослу свою одежду и пальмовые ветви. Современные паломники не смогут войти в город теми же воротами, в которые въезжал верхом на ослике Христос. Золотые ворота крепко заложены - глухая стена. Тут все вам расскажут легенду про то, что их заложили мусульмане, потому что они боятся Мессию, который должен пройти через эти ворота. Почему заложены на самом деле, неизвестно, но в одной из рукописей есть воспоминания грузинского монаха, который говорит, что видел, что эти ворота заложены татарами. Что на средневековом грузинском подразумевает любого мусульманина. Зачем арабы это сделали - история умалчивает. Они сначала замуровали ворота, а потом основали тут кладбище.

Итак, паломники входят в Страстную седмицу через ворота святого Стефана, или еще как их называют – Львиные ворота.

Великий понедельник, Великий вторник и Великая среда полностью посвящена проповеди. Иисус проповедует в Иерусалиме.

И есть ряд мест, которые сохранились, они красивые, но православные паломники проходят мимо. Есть чудное место, которое называется Овчая купель . Где Христос проповедовал, где он исцелил парализованного человека, где родилась Пресвятая Богородица. Сейчас там католическая обитель.

Сходить туда непременно надо, там удивительные руины, на которые стоит посмотреть. Во времена земного пути Христа там располагались, насколько я понимаю, цистерны, в них собирали воду, и по Евангелиям мы знаем, что Ангел спускался к этому месту, возмущал воду, и кто-то, кто первый входил – мог исцелиться. Это место фактически использовалось для омовения скота, который приносили в жертву в Иерусалимском храме.

А дальше начинается Via Dolorosa . Как паломник по ней пройдет - зависит от настроя человека. Потому что традиция Via Dolorosa – средневековая, крестоносцы придумали этот путь. Мне кажется, что когда ты уже попадаешь на Святую землю, странно как-то упираться в какие-то «вот здесь потрогал, приложился». И Виа Долороса, и многие другие места - образ. Здесь надо пытаться духовно прожить историю, а не физически. До Средневековья, к примеру, никто и не пытался как-то строго определить, где именно произошло то или иное событие жизни Христа. У царицы Елены, у Константина были практические цели – найти крест. У них не было вот этой идеи «здесь прислонился, там притулился», как у нас.

Удивительно. Паломник, который шел к Святой земле три года, несколько серьёзней к этому относился, нежели человек, который летит 3 с половиной часа на самолёте, потом подъезжает на удобном автобусе и возмущается: «Ну, ничего они не могут точно установить! Вы можете показать мне конкретно, где тут Христос был?»

Повторюсь, Виа Долороса - это образ пути Спасителя. Христос шел другой дорогой, на десяток метров ниже. Понятно, что если снимать археологоческие слои, то слой первого века будет глубоко под землей. Тем более, что мы, православные, знаем, что Спаситель говорил, что города этого не будет. И правда, через 30 лет после Его распятия римляне камня на камне не оставили от этого места. И говорить о том, что, мамочки мои, вот это место, где Он коснулся стены здания рукой – не стоит. Не было этого дома 2000 лет назад… Это старая постройка, но с точки зрения обывателя, а не археолога. Не стоит зацикливаться на этом.

И поэтому Виа Долороса очень точно названа «Путь скорби», который мы можем пройти и, может быть, где-то помолиться. А можем и не пройти. Это личный выбор каждого человека.

Кстати, проповедует Христос не только у Овчей Купели. Он проповедует также и в том месте, мимо которого некоторые православные проходят, воротя нос. Это Стена плача. Действительно, эстетика для нас чужая. Но надо понимать, чуждая она для нас, а не для Христа. Это нам, привыкшим к софринским подсвечникам и паникадилам, трудно принять ближневосточную эстетику. Но Христос здесь проповедовал. Это, конечно, не значит, что нужно подходить к Стене Плача и вкладывать записку. Просто посмотрите!

Обычно Стену Плача показывают как единственное, что сохранилось от Иерусалимского храма. Но это не так. Археологи отрыли еще 1700 футов стены. Это почти полкилометра. Когда ты ее видишь – становится понятно, что ее просто невозможно было разрушить – столь масштабна она и внушительна. Если хочется посмотреть, как реально выглядела стена храмового комплекса – знайте, это фантастическое зрелище, оно того стоит. Там есть музей – он называется “Туннели Стены Плача”. Посмотрите в нем, как выглядел Иерусалимский храм во времена Христа.

Христос там проповедовал, там же Он изгнал торговцев из храма. И очень занятно и интересно, когда смотришь на огромный макет этого комплекса – а что там за бардак, почему они вообще торговали, кто дал им такое право? Это целая эстетика, связанная с тем, что там был обменный пункт. Нужно было пожертвовать определённую серебряную монету – храмовый налог. Можно было принести в жертву животное. Но это, естественно, было не в самом Храме, потому что в Храм зайти мог один человек – первосвященник, три раза в год на великие иудейские праздники. Там был огромный двор, как наш Китай-город. И, действительно, все превращалось в бедлам, что и возмутило Христа. Вот и получается, что вещи, которые кажутся нам загадочными, когда читаешь Евангелие - как история с торговцами и менялами в Храме - становятся ясны, когда смотришь на макет Храма.

Но вернусь в Страстную Седмицу. . Сионская горница. Построили её крестоносцы - 1100 лет назад. То есть, опять же, Христос вот конкретно здесь не сидел, Он сидел с учениками в ином месте.

Но намного важнее, что их действительно было 12, и один из них был предателем. И 30 сребреников уже были у него в кармане. И еще важно то, что есть место, где 1100 лет назад такие же сердечно тронутые событиями Тайной вечери люди, как мы, построили эту залу. Таких очень много в Западной Европе. Конечно, никакого отношения она к первому веку не имеет и даже теоретически не выглядит как дом, куда Иисус послал Иоанна и Петра готовить трапезу. Более того, потом там была мечеть, а потом и мечети не стало, и все теперь принадлежит государству Израиль. Поэтому никакой религиозной символики здесь нет, но «желающие могут приложить иконки», как говорят гиды на Святой земле. А не желающим прикладывать иконки тоже есть чем проникнуться.

Там на одной из колон есть чудное изображение Христа. Не Ника, не рыбка, а пеликан.

Христа изображали пеликаном. Вот кому это пришло в голову? Такой нелепой птицей мультяшной изображать Спасителя? Оказывается, пеликан – птица особая. Если наступает засуха, то пеликан начинает раздирать себе в кровь свое тело, и кормить птенцов кусочками собственного мяса и собственной кровью… Фантастическая аллегория. Настоящий поэт это придумал.

Но вернемся к трагическим событиям 2000-летней давности. Христос отправляется в Гефсиманский сад.

Гефсиманский сад – известное место, оно принадлежит католикам. Там растут очень красивые оливы, старые, никто не знает, сколько им лет. И не важно, были свидетельницами эти оливы событий той ночи, или нет. Была оливковая роща, есть традиция, и вот - начинают гадать, выламывать листочки, цветочки, искать подтверждения. Нужно ли? Сад сам по себе красивый, и придти туда стоит.

А вот дальше начинается православный, мною «любимый», спор – идти в католический храм или нет? В шапке, или без? Потому что храм-то католический, может, не снимать, чтоб им всем там, этим католикам, было ясно, КТО пожаловал. Храм красивый. Хочется посмотреть на католический храм – зайдите, там, может, орга н играет. Не хочется мешать верующим своим присутствием - тоже правильно. Можно подняться на 10 метров выше по Елеонской горе – там будет чудесный монастырь Марии Магдалины – он ровно над Гефсиманским садом. Разница - в 10 метров. А там можно приложиться и к мощам Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. И сад там тоже дивный, и помолиться там можно замечательно.

Мы знаем, что Христос в Гефсиманском саду просит Отца, чтобы чаша сия прошла мимо Него, а Иуда спускается с солдатами, которые арестовывают Спасителя. Иуда бежит прочь, бросает в храме 30 сребреников, потом вешается. Спасителя же ведут к первосвященнику Каиафе.

Очень интересно это место, которое признано как дом первосвященника Каиафы. Дело в том, что сохранилась лестница первого века, которая идет к Кедронскому потоку от Сионского холма.

По всей видимости, именно по этой лестнице спускались Спаситель и ученики после Тайной вечери, и обратно по ней же вели арестованного Спасителя солдаты. Сейчас там находится дивный католический монастырь Петра и Петушиного крика. Ведь именно там, во дворике, сидел Петр, было холодно, он подсел к костру, его спросили, знает ли он Христа, и он трижды сказал: «Не знаю я этого человека». И запел петух. Склонные к символизму католики до недавнего времени содержали в стенах обители петуха, чтобы он бодрил паломников своим кукакеканьем, напоминая о том, что каждый из нас, христиан, может дождаться своего петушиного крика.

Сто лет назад на это место пришли монахи и, как просвещенные люди того времени, немедленно начали раскопки. Обнаружили богатый особняк первого века. Что они сделали?

Надо отдать должное католикам, не пытающимся сразу кликушествовать. Они нашли очень богатый дом со специальными каменными ваннами для омовений – миквами, маслобойнями. И еще - очень странное место в доме, такой каменный колодец, который сильно напоминал темницу. О нем католики пишут очень аккуратно: по-видимому, это место – темница Христова.

В доме первосвященника Каиафы очень мало бывает паломников. И древняя лестница красивая, и места красивые. Более того, там есть потрясающие три иконы. Православные, писанные нашими умельцами. На иконах святой Петр - такой все время ошибающийся человек. На первой иконе он с волнами говорит: «Давай, я сейчас пойду и не утону». Другая икона - очень трогательная, на ней изображен тот самый момент, когда петушок ему пропел. И третья икона – там, где Христос ему говорит о предстоящем отречении: «Трижды пропоет петух», а Петр в ответ отнекивается. Иконы абсолютно каноничные, писанные в традиции, но редкие и огромные. И отдельно еще изображен горько плачущий Петр уже после этого грустного события.

Но понятно, что главная святыня Иерусалима для любого христианина – Храм Гроба. Голгофа и Кувуклия – место, где был похоронен Христос.

Все, что касается Голгофы - сплошные искушения. Первое, что человек думает, когда видит Голгофу в храме Гроба Господня - «какая-то она маленькая». Тут надо себя успокоить тем, что прилично её срыл Константин Великий. Голгофа была больше.

В 19 веке британец генерал Гордон нашел «альтернативную протестантскую Голгофу». Что вообще такое «Голгофа»? В переводе – «череп». Генерал Гордон нашел скалу, напоминающую по форме череп. Рядом было древнее захоронение. И главное, Голгофа Гордона была вне стен Старого города. Ведь известно, что римляне людей не распинали внутри Старого города. А Голгофа, которая находится в Храме Гроба как раз-таки – сердце того Старого города, по которому сейчас ходят толпы паломников. Получается, не та у нас Голгофа?

Ученые разнесли теорию об альтернативной Голгофе генерала Гордана так, как в свое время армию покойного генерала и самого Гордона разбили махдисты в Хартуме. Голгофа называется Голгофой, потому что там, согласно легенде, похоронен череп Адама, а кровь Христа пролилась на череп Адама. Из-за этого Голгофа – череп. Стены Старого города Иерусалима, которые мы видим сейчас и которые лицезрел генерал Гордон – стены эти существенного подкорректированные турками. И раньше территория Храма Гроба находилась вне стен Иерусалима первого века.

Возвращаясь к Храму Гроба – в нем есть огромнейшее количество удивительных мест. Мало кто, к примеру, знает, что на крыше храма находится настоящая африканская деревенька. С маленькими домиками. Надо просто обойти храм с другой стороны и подняться наверх. Там живут эфиопы. Можно туда залезть и побродить, хотя очень их этим тревожить не стоит. Есть там эфиопский храм.

А еще, если попросить монаха, сидящего в входа – он может показать вам цистерну царицы Елены.

Это фантастическое место. Как все, что связано с царицей Еленой, которая пришла на Святую землю, будучи 80-летней старушкой, но страшно деятельной. Святая Елена очень быстро разобралась, что в этом регионе является важнейшим ресурсом. Это, конечно, вода. Поэтому и повелела вырыть цистерну. Там и сейчас водичка, она фильтруется, живет своей жизнью. Удивительное место.

Впрочем, одно из любимейших моих мест в Храме Гроба – тоже связано с царицей Еленой. Это место, где был найден Крест. Место, где сидела царица Елена и руководила раскопками. Кстати, царица Елена – покровительница археологов, она сама - первый археолог. Ей молятся и современные археологи.

Вообще все, что касается храма Гроба Господня, принадлежит к разряду тех мест, которые могут стать либо серьёзным духовным испытанием, либо пройдут абсолютно мимо тебя или даже вызовут какое-то отторжение. Потому что этот храм - очень специфический, противоречивый - и по строению своему (сотни раз перестраивался), и по ощущению, которое вызывает. Например, у меня есть замечательная подруга, художница Катя Ковалева. Меня поразило то, что она рассказывала о Храме Гроба. Ее восприятие этого места. Во всей этой разношерстной толпе – такое чудовищное одиночество Христа. Вот Его как не поняли 2000 лет назад, так и сейчас. Все, как муравьи, облепляют святыню: дай, я приложу крестик, чтобы у меня все хорошо было… вылечи от запоя тестя… вот, мы здесь будем продавать, а здесь будем драться из-за того, кто будет служить. Я все время вспоминаю вот этот ее рассказ.

Хотя у меня при этом совершенно другое ощущение от храма Гроба Господня. Мне кажется, что всякое дыхание хвалит Господа. Да, пусть они выглядят сумасшедшими - и жадные до святыни паломники, и галдящие туристы с фотоаппаратами. Очень многих Святая земля учит враждовать, да. Но в тоже время она учит примиряться с тем, что люди могут так по-разному относиться к тому, что тебе дорого. Есть люди, которые тебе близки, но думают о многих вещах по-другому. Они вообще могут быть другого вероисповедания! Расскажу вам об одном таком человеке.

Это бывший главный археолог Иерусалима – Дани Бохат, израильтянин с далекими польскими корнями. Он рассказывал мне об изгнании менял из Храма. Я его спрашивала, кто такие менялы, и он отвечал так. «Я считаю Христа великим пророком, потому что Он говорил о том, что Богу не нужны все эти жертвоприношения, мелочные просьбы о земном благополучии и денежки. Мне нужно, говорил Он, чтобы вы вдову не обижали, сироту не притесняли». И это говорит человек, который Новый завет читал только как литературный памятник. А такое христианское восприятие…

Если же говорить о современном паломничестве в целом… Многие наши паломники теперь бывают в Иерусалиме чаще, чем его посещал Христос с учениками. Тут же тоже нельзя доводить себя до фанатизма какого-то бессмысленного. Вот, сейчас мы берём только юбки и платочки, все зацеловываем вокруг, не разговариваем друг с другом во время трапезы и рот крестим, когда зеваем.

Мне кажется, что любая поездка – в джинсах или юбке – куда осмысленнее, когда человек приезжает не только помолиться и приложиться, но и хоть как-то успеть понять, где он был. Попытаться понять культуру, географию, архитектуру, кухню, в конце концов! Все это прекрасно вписывается в понятие «паломничество». Хотя, вероятно, если потратить пару часов на прогулку просто по Старому городу, можно и не успеть к чему-то приложиться. Но, по крайне мере, будет хоть шанс понять, где ты был, где был Христос… если мы говорим о Святой Земле. Это Восток. Вот он - арабский мир, вот – иудейский, а вот - христианский, как же они сочетаются? Надо попробовать привыкнуть к ближневосточным запахам, грязи.

Ну, не будет на Святой земле привычных нам софринских лампадок, а будет камень пятого века.

Непривычно?

Вот из-за этого очень много людей, которые, не видя украинских рушников на иконах, думают, что Святая земля - это как-то неубедительно, что ли… Но ведь любое паломничество должно быть таким правильным фитнесом для мозга.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания - место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа - место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6. Место "Не прикасайся ко Мне" - место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: "Не прикасайся ко Мне " (Иоанн. 20: 17).

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.

Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, "... об одежде Моей бросали жребий "(Иоанн. 19: 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале - крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как "status quo".


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина


Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.


Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат . Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.


Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев - ровесники времён Христа.

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.


Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.


Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, - лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.


Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до.н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).


Овечий Источник Вефесды


Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.


Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, - так начался Крестный Путь Страстей Господних.


Тюремные камеры Римского Преториума


Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19: 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием "Се Человек" (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре - Греческом Претории - сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.


Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.


Крестный путь в Великую Пятницу

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь - в городе, и остальные - на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27: 32. Марк. 15: 21, Лук. 23: 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19: 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19: 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19: 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19: 41-42).


Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

Слово Сион (Цион на иврите) используется Ветхим Заветом для названия различных районов Святой Земли, как то: Иудейские горы (Псалм. 132.3), гора Хермон (Второзак. 4, 49), Иерусалим (Псалм. 76,2) и т.д.

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей," ... Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ... "(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.


Гора Сион с христианскими местами паломничества


Патриархальная школа Сиона


Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери, двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.


Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная - гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь - часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения , паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.


Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.


Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.


Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен, около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику - Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании - это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.


Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая - посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.


Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, ...» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса - это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества - не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.


Стена Плача во время молитвы


Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2:13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.


Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль - Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа ("Новая" по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение - мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.


Интерьер мечети Эль-Акса

История Святой Земли, благодаря её очень удобному географическому положению, соединяющему Египет, Финикию, Сирию, Ирак, Иран (древняя Месопотамия) и Персидский Залив, интересна и богата политическими, религиозными и культурными событиями. С запада её омывает Средиземное море, тогда как на востоке находится пустыня. Таким образом, расположенная в центре региона и являющаяся мостом, соединяющим Египет и Месопотамию, то есть Африку и Азию, Святая Земля, заняла важное место в истории древнего мира. Её пересекали торговые пути, например, такие известные, как Морской Путь (Via Maris), по которому непременно проходили все, идущие с севера на юг, с востока на запад и наоборот. Из-за своего центрального географического положения Святая Земля была популярна также у всех захватчиков с севера, юга, востока и запада.

Римская карта Палестины, известная под названием Pointigeria, 4 век

Галилейский древнейший человек

В различных частях Святой Земли были найдены древнейшие останки людей и животных, датирующиеся периодом Палеолита (1.500.000 -15.000 до н. э.). Однако, самые древние человеческие останки были найдены в пещерах Галилеи и относятся к 70.000 г. до н. э. Они принадлежали к одной из тупиковых ветвей развития человеческого рода, находящейся между неадертальцем и сапиенсом. Археологи назвали галилейского человека палестинским древнейшим человеком. Кроме того, был найден ещё один новый вид древнего человека, жившего в период Мезолита (15.000-7.000 до н. э.) - натуфский человек (по названию скалы Эль-Натуфа на горе Кармель). Натуфский человек возделывал землю, приручал животных, строил небольшие поселения, создал общество и свою культуру. В последующие эпохи - неолита и хальколита (7.000-3.000 до н. э.) - палестинский древнейший человек расселился почти по всей стране, построил такие укреплённые поселения, как Иерихон, совершенствовал изделия из камня, впервые применил бронзу и из собирателя пищи превратился в её производителя. Кроме того, он установил связь с соседними народами и создал свою собственную культуру. Дорога для особой палестинской культуры была открыта.

Доисторические пещеры горы Кармелъ

Горный хребет Верхней Галилеи с библейской горой Мейрон

Первые семиты, ханаанцы, индоевропейцы и индоиранцы

Первые 750 лет второго тысячелетия до н. э., с 2000 по 1230 г., Святую Землю заселили народы, пришедшие из многих других мест. Среди них были индоевропейцы, индоиранцы и семиты с севера, запада и востока. Среди переселенцев был и Авраам с его племенем и стадом животных. Многие из волн переселенцев продолжали кочевой образ жизни пастухов, другие, как, например, ханаанцы, объединялись в оседлые общины, строили укреплённые поселения-государства, развивали искусство и создавали собственные культуры.

Библейский город Мегиддо, Армагеддон апокалипсиса

Евреи и филистимляне

В конце тринадцатого века до н.э. новые волны переселенцев заселили Палестину и изменили тем самым её демографическую карту. Среди них были 12 колен Израиля и группа народов моря, пришедших из района Анатолии, с запада и района Эгейского моря. Последние включали в себя филистимлян (плиштим, согласно Ветхому Завету или пелласги, согласно греческим источникам), ахейцев, данайцев, сицилианцев и многих других.

Холм Офла на юго-востоке современного Иерусалима, на котором был построен библейский Иерусалим

Схематическое изображение Иерусалима в годы правления библейских царей Давида и Соломона (9 век до н. э.)

Керамический саркофаг с изображением филистимлянина (10 век до н. э.)

Первые евреи, объединились в родовые колена с местными племенами, руководимыми, главами-судьями, как изложено в Ветхом Завете (1230-1050 до н. э.) Позднее все колена соединились, создав Объединённое Царство под властью библейских царей Саула, Давида и Соломона (1050-922 до н.э.).

После смерти Соломона, приблизительно в 930 году до н. э., объединённое израильское царство разделилось на два: Иудейское Царство, просуществовавшее до 586 г. до н. э. и Израильское Царство, уничтоженное ассирийцами в 721 г. до н. э. Другая группа, которую составили народы моря во главе с наиболее влиятельными из них - филистимлянами - основала на палестинском побережье союз пяти независимых городов (пентаполис) (Газа, Ашкелон, Ашдод, Гат и Екрон) под предводительством князей, согласно Ветхому Завету (тираны в греческих источниках). Пентаполис, как влиятельное и независимое объединение, просуществовал приблизительно двести лет, до 1000 г. до н. э. Царь Давид, после неоднократных военных столкновений, разогнал филистимлянский пентаполис и присоединил все города к его объединённому царству. Со временем, народы моря слились с местным населением и прекратили своё независимое существование. Спустя восемьсот лет греки и римляне назвали эту страну именем филистимлян -Палестиной.

Библейский город Хацор в северной Галилее

Ассирийцы, вавилоняне, самаритяне и персы

В 721 г. до н. э. ассирийцы уничтожили Израильское Царство на севере, и в 586 г. до н. э. вавилоняне подчинили себе Иудейское Царство на юге. Иерусалим был разрушен и вместе с ним - его знаменитый Храм, являвшийся религиозным центром иудаизма. Ассирийские и вавилонские захватчики насильно переселили большое количество евреев в другие части их империи, поселив на место изгнанных новые народы. Большинство новых переселенцев заселили Центральную Палестину и, в особенности, Самарию, после чего их назвали самаритянами. Небольшое количество самаритян продолжает жить и сегодня в Неаполисе (Шхеме), в Самарии, сконцентрировавшись вокруг их святой горы Гризим.

В 549 г. до н. э. новые захватчики - теперь персы - завладели Палестиной и присоединили её к большой Сатрапии - Эвер Нахара (заречная страна), т.е. западнее реки Евфрат . В годы персидской оккупации, 549-532 до н. э., евреи, жители Палестины, равно как и многие другие народы Персидской Империи, могли вести гораздо более свободный образ жизни, чем при прежних властителях - ассирийцах и вавилонянах. Умеренная политика персов позволила многим высланным евреям возвратиться к их оставленным очагам, восстановить разрушенные города и поселения, а также заново отстроить Иерусалимский Храм. Кроме того, приблизительно за двести лет персидского правления, которые соответствуют по времени золотому веку классической Греции, жители Палестины установили тесные связи с Грецией и греческим миром. Одновременно в Палестину начали прибывать первые греческие поселенцы - как купцы, так и простые переселенцы, и селиться в больших торговых городах палестинского побережья. Так началась эллинизация Газы, Ашкелона, Яффо и Акко (Птолемаис) - городов, которые в последующие эпохи превратились в большие центры греческой культуры.

Греки, римляне и византийцы

Оккупация Палестины, начиная с Александра Великого в 332 г. до н. э. и её последующее присоединение к греческим царствам, сперва - Птолемеев и позднее - Селевкидов, ещё более укрепили связь евреев с греками и греческим миром. Такая тесная связь привела к коренным изменениям в религиозной, политической и просто повседневной жизни евреев. Поэтому последовал неизбежный конфликт между двумя народами и культурами, результатом чего стало восстание Маккавеев и создание полуавтономного государства Хасмонеев (167-63 гг. до н. э.). Однако, несмотря на религиозные и культурные различия двух народов, иудаизма и эллинизма, греческая культура имела сильнейшее влияние как во всех областях иудаизма, так и в повседневной жизни. Кроме того, многочисленные передвижения греков по Палестине и основание греческих городов и культурных центров в наиболее важных точках страны, коренным образом изменили её этнографическую карту. Отныне греки составят большой процент населения Святой Земли и будут оказывать влияние на политическую и общественную...

Графическая реставрация дворца Ирода на Масаде (1 в. до н. э.)

Начало почти двухтысячелетнего периода еврейской диаспоры, создание Первой христианской общины Иерусалима, заложение римской Элии Капитолины на руинах Иерусалима, основание первых христианских церквей и признание христианства официальной религией Римской Империи.

В начале четвёртого века, с переносом римской столицы из Рима в Константинополь, в Палестине начинается новый период религиозного подъёма и экономического процветания.

Событиями, повлиявшими на ход истории Палестины в период Византийского правления (324-630 гг.), были: признание святых мест, строительство великолепных христианских базилик и церквей римскими императорами, принявшими христианство, и в особенности, Константином Великим и его матерью - Св. Еленой, многочисленные стечения паломников, провозглашение Иерусалимской патриархии и распространение христианского монашества.

Напряжённые и часто кончающиеся насилием религиозные диспуты христианских жителей Палестины, разрушительные землетрясения и кровавые бунты самаритян в конце пятого - начале шестого веков, хотя и оставили свой след, но не смогли прервать эпоху процветания и благополучия жителей Святой Земли. Лишь к концу Византийского периода, с разрушительным вторжением персов в 614 г., Палестина >была сильно ослаблена, став лёгкой добычей для арабских завоевателей в 630 г.

Арабы-мусульмане и крестоносцы

Сдачей Иерусалима патриархом Софронием Оману II Завоевателю, начался исламский период Палестины (639-1099 гг.), и арабы-мусульмане стали властителями Святой Земли. Новые завоеватели изначально продемонстрировали свою религиозную терпимость, не мешая существованию христианской религии и, в особенности, монашества. Положение ухудшилось только к концу восьмого века, когда к власти пришла династия абасских халифов, начавших массовые гонения на христиан и принудивших большую часть эллинизированного населения изменить религию и арабизироваться. В десятом и одиннадцатом веках, с учреждением ордена крестоносцев, положение ухудшилось ещё более. 15 июня 1099 г. крестоносцы захватили Святой Город и основали Иерусалимское Царство с границами, которые протянулись почти вдоль всей Палестины. Государство крестоносцев не продержалось долгое время. С победой Саладдина, султана Аюбской династии, над войсками крестоносцев в 1187 г., перестало существовать и их Царство. Небольшое количество крестоносцев, оставшихся на Святой Земле (как, например, в Акко -Птолемаисе), были изгнаны окончательно в 1291 г.

Дворец Умайских халифов в Иерихоне

Мамелюки, оттоманцы и англичане

После изгнания крестоносцев Палестина снова попадает в руки мусульман, однако, сейчас - под тираническую власть Аюбской (1190-1250 гг.) и Мамелюкской (1250-1517 гг.) династий. В 1517 г. турки Оттоманской Империи во главе с Сулейманом Великолепным триумфально вошли в Палестину, после чего она стала частью Оттоманской Империи, вплоть до 1918 г., когда к власти пришли получившие мандат от Лиги Наций англичане, которые правили в Палестине до 1948 г.

Израильтяне и палестинцы

По окончании Второй Мировой войны и с уходом английских войск, сопровождающимся кровавыми конфликтами между арабами и евреями, было создано государство Израиль. Итак, после двухтысячелетней диаспоры, евреи снова смогли вернуться на свою землю и построить своё национальное государство.

Войны 1967 и 1973 гг. расширили государственные границы Израиля до реки Иордан и Голланских Высот в Сирии, углубив, тем самым, ещё больше пропасть между арабами и израильтянами.

Сегодня два народа пытаются найти решение взаимосуществования в создании раздельных границ и правительств.