Сретение Господне: иконы и фрески. "Сретение Христово". Иконостас Троицкого Собора

Известно с V в. (мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме); через столетие - в первой четверти VI в., при императоре Юстине I, в Церкви устанавливается и торжественное празднование Сретения Господня во второй день февраля. Многофигурная композиция в церкви Санта-Мария Маджоре содержит персонажи, впоследствии не вошедшие в иконографическую схему Сретения: Деву Марию сопровождают ангелы, а рядом с Симеоном Богоприимцем изображены священники Иерусалимского Храма.


Сретение из Праздничного чина около 1341 г. главного иконостаса Софийского Собора в Новгороде. Был вывезен в Германию во время Великой Отечественной войны, возвращен в 1948 г. НГОМЗ.

Существуют иконы Сретения, где праведный Иосиф представлен без приносимой жертвы.

В развитой иконографической схеме Сретения кроме Богоматери, Богомладенца - Христа Еммануила, старца Симеона и праведного Иосифа присутствуют также пророчица Анна - дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2:36, 37).

Обратим внимание на то, что Анна - единственная женщина, названная в Новом Завете пророчицей, в отличие от Симеона Богоприимца не пришла в Храм специально для встречи с Сыном Божиим, а находилась в нем постоянно: существовал особый чин вдовиц, которые имели служение при Иерусалимском Храме. Поэтому на иконах Сретения пророчица Анна нередко стоит под сводами Храма.

К особенностям изображения Богомладенца Христа на иконах Сретения следует отнести то, что Его изображают как Христа Еммануила, благословляющего старца Симеона.

Он изображается не в пеленах, как на иконах Рождества Христова: обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. По закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лк. 2:22-23). Но Симеон держит на руках не просто младенца мужеского пола - это Тот Законодатель, Которого пророк Моисей видел (прозревал во мраке) на Синае. Он стал Младенцем, повинующимся Закону, воплотившимся ради нашего спасения (см. 2-ю стихиру на «Господи, воззвах»). Бого-младенец - Христос Еммануил Самому Себе как Бог приносится (4-я стихира на «Господи, воззвах»).

Обратим внимание на то, как изображается на иконах Сретения Пресвятая Богородица: Она находится в молитвенном предстоянии пред Безначальным Словом Отчим. Добровольно принесенный Ею в Храм как сорокадневный Младенец - это Господь, пришедший в мир для спасения рода человеческого (на «Господи, воззвах» слава:).

Это молитвенное предстояние видно и тогда, когда Богородицу изображают с Младенцем, когда Она поднесла, но еще не передала Симеону Богоприимцу Его, Закон на горе Синайской установившего и повелению Закона повинующегося (2-я стихира на стиховне).

Взоры и Самой Пречистой Девы, и Ее Сына устремлены в Храм - или непосредственно на старца Симеона - святителя и праведника. Принимая Младенца в свои объятия, Симеон возрадовался, взывая: Бог есть Сей, Отцу Соприсносущный, и Избавитель душ наших (2-я стихира на стиховне).

Встреча Симеона Богоприимца произошла в Иерусалимском Храме (Лк. 2:27). На иконах Сретения о месте встречи напоминают такие детали как своды здания, стены, красная завеса, отделявшая вход в Святая Святых, и ступени - на них обычно изображают старца Симеона. На большинстве икон Сретения изображен также Престол.

Это будущая Этимасия - Престол уготованный; на нем еще нет орудий страстей, но это Престол Божий: Готов престол Твой оттоле, от века Ты eси (Пс. 92:2).

Иногда Престол помещен на втором плане, но более выразительным представляется размещение его между Пресвятой Девой и Симеоном Богоприимцем. Она уже отдала Своего Единородного Сына на будущие страдания;

Она услышала и в полной мере поняла слова Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, -да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:34-35) Как уместен здесь багряный цвет Престола! Единородный Сын Божий, избавляя земнородных от вечной погибели, даже до ада снизойдет, всем пленным подаст освобождение (канон, песнь 7-я).

Тема Престола Божия - а именно на него восходит сорокадневный Христос Еммануил - отражена и в такой существенной детали, как покрытые краем одежды руки Богоприимца: уже не старец держит Богомладенца Христа, но Он держит просящего отпущения Симеона (ср. припевы 9-й песни канона). Руки старца, смиренно покрытые краем одежды, образуют престол, который приготовлен Спасителю мира: Укрепитесь, ослабевшие от старости руки Симеона; поспешите, натруженные ноги старца, навстречу Христу! (канон, песнь 1-я). Доживший до глубокой старости праведный Симеон дождался исполнения своего чаяния: принял на свои руки Перворожденного Младенца Непорочной Девы, простирающего руку спасения Адаму (канон, песнь 3-я).

И вот уже Младенец - и не Младенец вовсе, а сорокадневный Царь, сидящий на престоле. Это Его видел Исайя: образно на престоле превознесенного Бога, от ангелов славы дориносимого, владычествующего светом незаходимым и миром (ирмос 5-й песни канона).

Иногда на иконе изображают Симеона Богоприимца, еще не принявшего Младенца Христа от Матери Его. Божественный старец, видя носимое руками Матери Слово, уразумел_ славу, явленную в древности пророку (Исайе), взывает: Радуйся, Чистая! Яко престол держишь Ты Бога! (ср. канон, песнь 5-я).


Сретение. Середина XV в. Государственный Русский музей (ГРМ), Санкт-Петербург.

На древнерусских иконах Сретения Господня бывает представлена различная иконографическая композиция - но как выразителен и исполнен глубокого духовного смысла каждый из дошедших до нашего времени шедевров!

Епископ Балашихинский Николай


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 1, 2015 г.

Во время рождения Иисуса Христа действовал Моисеев закон, согласно которому все еврейские родители должны были своих первых сыновей на сороковой день после рождения принести в храм для посвящения Богу. Вместе с этим полагалось в благодарность принести Богу жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта – спасения еврейских первенцев от смерти и освобождения от рабства.

Исполняя этот закон, Мария с Иосифом и принесли Младенца Иисуса в храм Иерусалимский, являющийся центром религиозной жизни богоизбранного народа. В храме Божественный Младенец был принят на руки праведным Симеоном, за что старца и стали называть – Богоприимец.

Симеон Богоприимец был человеком благочестивым и праведным, ему в числе семидесяти двух ученых-толкователей было доверено переводить Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда Симеон переводил книгу пророка Исайи, ему показалось, что он встретил описку в строке «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». У ученого возникло желание поправить текст, поставив вместо слова «Дева» более уместное слово «Жена». Согласно преданию, Ангел Господень остановил его руку и уверил, что старец Симеон не умрет, пока не убедится в истинности пророчества Исайи. Около трехсот лет праведный Симеон ждал исполнения Божиего обещания.

Дух Святой повелел праведному Симеону идти в Иерусалимский храм как раз в тот день, когда Мария и Иосиф должны были принести туда Младенца Иисуса. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, произнеся благословения, пророчествовал о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 - 32). Эти слова праведного Симеона вошли в состав богослужебных песнопений христианских церквей, став молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца».

А Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Своего Сына, когда Он будет страдать. Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец» .

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица , восьмидесяти четырех лет, служившая Богу день и ночь постом и молитвою. И она узнала Спасителя и славила Господа, и пошла проповедовать благую весть о Мессии всем, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.

В православии Сретение Господне – один из двунадесятых праздников. Слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение – это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом, оно символизирует собой встречу Старого и Нового Заветов. Праведный Симеон и Анна Пророчица – последние праведники уходящего Ветхого Завета. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискуплённое человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».

Значение иконы

Значение иконы, ее глубинный смысл заложены в самой композиции иконы: Богоматерь полагает Богомладенца на руки святого Симеона Богоприимца, как на престол. И когда святой Симеон полагает Его уже на престол Иерусалимского храма для совершения обряда посвящения Богу, это, в сущности, реализованное свидетельство того, что было всегда – Бог-Отец находился во время Пресуществления Даров. Принесение жертвы на каждом престоле каждого храма извечно, согласно Символу веры, но вот – воплотился Бог-Сын от Святого Духа, и Он, Бог Живой – здесь же на престоле: так мы видим торжество Святой Троицы Единосущней и Нераздельней задолго до провозглашения Церковью Символа веры.

И тем же действием сам Симеон пророчествует о том, что перед нами – Агнец Божий, в мир пришедший «грешныя спасти». Его Жертву Бескровную, претворенную в вино и хлеб – Святые Дары, мы станем потом принимать при таинстве Святого причастия.

Богомладенец на иконе благословляет старца, отпуская его после стольких лет ожидания исполнения пророчества, и есть еще один свидетель чудесному и ожидаемому происшествию: святая Анна Пророчица, которая была при этом и присутствует на изображении. Она вместе с Иосифом только что получила откровение о Сыне Божием. Ее рука поднята в благословении, она как бы благословляет происходящее в храме, ибо «Благословен Господь, Бог Израилев». От динамики поз, композиции иконы, эмоциональности, еще более подчеркнутой сиянием красок кузнецовского письма, веет великой радостью этой встречи – сретения Бога с человеком.
Здесь же мы видим еще одно проявление великого смирения и послушания Пречистой. Женщины приносили в храм новорожденных мальчиков на сороковой день, поскольку считалось, что 7 и еще 33 дня после рождения первенца мужского пола молодая мать нечиста и не может идти в храм. Пресвятой Деве незачем было очищаться – Она, Невеста Неневестная, была чиста, но в этом – послушание Закону Ее народа, установленному Богом. Она принесла Сына, чтоб поставить Его перед Богом, Она пришла в храм, чтобы стать Самой перед Богом. Вот о чем может рассказать нам икона «Сретение Господне».

Сретение – счастливейшее событие, которое происходит с нами, когда мы встречается с Господом в своей жизни. Это Сретение происходит у всех в разное время – у каждого в свой срок. Но как замечательно переживать этот праздник всем вместе для тех, у кого эта встреча уже произошла!

И, как сказал в размышлениях о празднике Сретения Господня протоиерей Дмитрий Смирнов: «…Сретение Господне научает нас постоянному предстоянию перед Господом, чтобы не отвлекался наш ум» 1 .

__________________________
1 Помни о Боге: Православный календарь с поучениями прот. Дмитрия Смирнова на 2012 год. Нижний Новгород, изд-во «Христианская библиотека», 2011. С. 51.

Православная культура насчитывает множество икон. Некоторые из них особо почитаются верующими и имеют скрытый смысл. Таковой является икона «Сретение Господне».

Праздник Сретения Господня , когда младенец был принесен в храм Пресвятой Девой на 40 день после рождения, является одним из главных праздников в православном мире. Это ключевое событие перевернуло ход истории всего человечества. Судьбоносная встреча младенца Иисуса и Богоприимца Симеона дает нам еще один повод познать силу и могущество Отца Небесного.

Смысл иконы «Сретение Господне»

На иконе « Сретение Господне » изображены пять человек. Центральное положение занимает Богородица, которая передает своего сына Богоприимцу Симеону. Он относится к Младенцу как к великой святыне и с величайшей осторожностью прикасается к нему. Позади изображены муж Девы Марии Иосиф, стоящей за ее спиной, и пророчица Анна, которая находится позади Симеона. Изображение на иконе разделено на две части, обозначающие Новый и Ветхий Заветы. Иисус посередине соединяет обе части.

Иосиф, муж Марии, является хранителем нового и при этом принадлежит ветхому. Его задача — оберегать Деву Марию и ее Младенца. Он сложил руки и указывает на ключевую фигуру, свою жену. Художник мастерски вписал его фигуру, как бы выводя за край полотна, и при этом дал понять, в какую сторону следует двигаться, рассматривая икону.

Богородица изображена в смиренном преклонении с закрытыми руками — она только что передала свою святую ношу старцу. Ее жест повторяется и Богоприимцем. Трижды повторенный, он удостоверяет факт принесения и принятия святыни — Иисуса Христа, раскрывая главный смысл написанного: мать связана с произносимым пророчеством и покорно внимает словам, смысл которых понятен каждому. Страсти по Иисусу Христу разгорятся нешуточные, и мать первая пострадает, желая смягчить злые сердца. Симеон преклоняется перед Ней, признавая величие Господа и святость женщины, непорочно зачавшей.

Фигуры старца и пророчицы Анны практически сливаются с фоном и выглядят зыбкими и эфемерными. Мария, муж ее и младенец, наоборот, написаны четко. Художник подчеркнул смену эпох и искусно показал нам, что будущее первых предопределено пророчеством, и им суждено покинуть грешный мир и вознестись на Небеса.

Цветовое решение написанной иконы также привлекает к себе внимание. Она словно разделена на равные части, каждая из которых имеет особый смысл. Нижний треугольник написан темными тонами, резкими контрастами. Это говорит о том, что он воплощает земной мир. Верхний треугольник написан светлыми красками, будто говорящими о том, что Симеону и Анне предстоит покинуть Землю, оставляя на ней Иисуса с матерью. Последними словами старца было пророчество, заканчивающее его долгую праведную жизнь:

«Ныне отпускаешь Ты раба своего, Владыка, по слову своему и с миром»

Сама икона выглядит очень празднично, с преобладанием ярких цветов. Красный подчеркивает торжество происходящего и важность судьбоносной встречи, а золотые оттенки и цвета охры дают понять, что композиция, написанная искусной рукой мастера, стремится к свету и отображает Небесное Царство, в которое попадут в скором времени праведные Симеон и Анна.

Помните, что в светлый праздник Сретения, как и в другие православные праздники, существуют некоторые запреты , которые церковь возлагает на своих прихожан. Мы желаем вам радости и счастья в жизни. Живите в мире и не забывайте нажимать на кнопки и

13.02.2017 01:10

15 февраля все православные верующие отмечают праздник Сретения Господня. В этот великий день младенец Иисус...

Пасха - это фундаментальный праздник христианской религии. Его ждут с трепетом в сердце и верой...

Православная культура насчитывает множество икон. Некоторые из них особо почитаются верующими и имеют скрытый смысл. Таковой является икона «Сретение Господне».

Праздник Сретения Господня, когда младенец был принесен в храм Пресвятой Девой на 40 день после рождения, является одним из главных праздников в православном мире. Это ключевое событие перевернуло ход истории всего человечества. Судьбоносная встреча младенца Иисуса и Богоприимца Симеона дает нам еще один повод познать силу и могущество Отца Небесного.

Смысл иконы «Сретение Господне»

На иконе «Сретение Господне» изображены пять человек. Центральное положение занимает Богородица, которая передает своего сына Богоприимцу Симеону. Он относится к Младенцу как к великой святыне и с величайшей осторожностью прикасается к нему. Позади изображены муж Девы Марии Иосиф, стоящей за ее спиной, и пророчица Анна, которая находится позади Симеона. Изображение на иконе разделено на две части, обозначающие Новый и Ветхий Заветы. Иисус посередине соединяет обе части.
Иосиф, муж Марии, является хранителем нового и при этом принадлежит ветхому. Его задача - оберегать Деву Марию и ее Младенца. Он сложил руки и указывает на ключевую фигуру, свою жену. Художник мастерски вписал его фигуру, как бы выводя за край полотна, и при этом дал понять, в какую сторону следует двигаться, рассматривая икону.
Богородица изображена в смиренном преклонении с закрытыми руками - она только что передала свою святую ношу старцу. Ее жест повторяется и Богоприимцем. Трижды повторенный, он удостоверяет факт принесения и принятия святыни - Иисуса Христа, раскрывая главный смысл написанного: мать связана с произносимым пророчеством и покорно внимает словам, смысл которых понятен каждому. Страсти по Иисусу Христу разгорятся нешуточные, и мать первая пострадает, желая смягчить злые сердца. Симеон преклоняется перед Ней, признавая величие Господа и святость женщины, непорочно зачавшей.
Фигуры старца и пророчицы Анны практически сливаются с фоном и выглядят зыбкими и эфемерными. Мария, муж ее и младенец, наоборот, написаны четко. Художник подчеркнул смену эпох и искусно показал нам, что будущее первых предопределено пророчеством, и им суждено покинуть грешный мир и вознестись на Небеса. Цветовое решение написанной иконы также привлекает к себе внимание. Она словно разделена на равные части, каждая из которых имеет особый смысл. Нижний треугольник написан темными тонами, резкими контрастами. Это говорит о том, что он воплощает земной мир. Верхний треугольник написан светлыми красками, будто говорящими о том, что Симеону и Анне предстоит покинуть Землю, оставляя на ней Иисуса с матерью. Последними словами старца было пророчество, заканчивающее его долгую праведную жизнь:
«Ныне отпускаешь Ты раба своего, Владыка, по слову своему и с миром»
Сама икона выглядит очень празднично, с преобладанием ярких цветов. Красный подчеркивает торжество происходящего и важность судьбоносной встречи, а золотые оттенки и цвета охры дают понять, что композиция, написанная искусной рукой мастера, стремится к свету и отображает Небесное Царство, в которое попадут в скором времени праведные Симеон и Анна.
Помните, что в светлый праздник Сретения, как и в другие православные праздники, существуют некоторые запреты, которые церковь возлагает на своих прихожан. Икона "Сретение Христово" была писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две позднейшие шпонки. Нижняя загнана с левой стороны, верхняя - с правой, причем верхняя почти сквозная, слева она загнана не до самого конца, и тонкая стенка доски в этом месте поломалась. Справа вверху у края на доске два углубления от сколотой части доски. Вверху над шпонкой имеются две продольные трещины. Кроме этих двух глубоких трещин на торце имеются еще 10 меньших коротких трещинок. Правая крупная трещина скреплена железной скобой. На верхнем торце около левого угла имеется небольшое углубление. Внизу есть одна глубокая трещина, скрепленная железной скобой, и 5 мелких трещинок. Места соединения досок, за исключением трещины над верхней шпонкой, едва заметны.
Над нижней шпонкой слева есть железная скоба с петлей на двух винтах. Обратная сторона иконы окрашена серой темной масляной краской. По торцам доски следы от мелких гвоздей, от басмы. Вверху бумажная наклейка с надписью выцветшими чернилами: «Сретение 7-я икона левой стороны 3-го яруса».
Живопись сохранности средней. Справа в верхнем и нижнем углах иконы большие утраты живописи вместе с левкасом, которые в древности, по-видимому в XVII в., заделаны были новым левкасом прекрасного качества и утраченное было вновь дописано. Приблизительный размер вставки вверху - 23 x 19 см, внизу - 19 x 22,5 см. Таким образом, дописанной оказалась верхняя часть архитектуры и кусок велума, а внизу часть подножия, на котором стоит Симеон. Эти заделки со временем обветшали и были вновь частично заменены более поздним грубым грязноватым левкасом - большая вставка на верхнем поле и весь угол на полях внизу, причем у края нижнего поля есть небольшая вставка из левкаса третьего вида - из белого крепкого, тонированного при реставрации желтой краской.
Утраты левкаса, обнажающие доску и частично тонкую паволоку, имеются: справа вверху и по краю правого поля, по краям внизу правого и нижнего полей. От киноварной опушки остались лишь незначительные следы слева на нижнем поле, на верхнем она сильно стерта. Одна крупная на левом поле и множество мелких заделок грубым темным левкасом имеются на всех полях иконы. Мелкие утраты левкаса и следы гвоздей от басмы пестрят поля и фон иконы, некогда бывшие золотыми. Теперь от позолоты остались лишь незначительные следы. Мелкие утраты левкаса и заделки новым грубым особенно многочисленны на фоне над головой Симеона и справа около крайней колонны кивория. Мелкая беспорядочная сеть кракелюр обезобразила поверхность полей и фон иконы, особенно в пространстве между колоннами кивория. Золото нимбов, как фона и полей, почти полностью утрачено. На них также имеются мелкие вставки левкаса и следы гвоздей от басмы.
Верхние слои жидких несколько мутноватых красок сильно утрачены. От пробелов на одеждах остались лишь следы у Симеона и Иосифа. От этого с особенной ясностью выступили темные линии рисунка складок, которым мастер пользовался особенно охотно. Например, свободный вверху, а внизу прихотливый рисунок складок на одежде старицы Анны ясно выделяется на бледно-зеленом и теплом охристо-желтом тонах.

По иконографическому изводу икона «Сретения» из троицкого иконостаса очень близка к «Сретению» из Успенского собора во Владимире 1408 г.
Судя по тексту Евангелия от Луки, сюжет «Сретения» был полон глубокого значения для художников средневековья, мы видим по праздникам из иконостасов Благовещенского, Успенского (во Владимире) и Троицкого соборов, как своеобразно было его толкование художниками.
«Сретение» - это посвящение младенца Христа богу и пророчество о нем, как спасителе двух благочестивых праведников преклонных лет, Симеона и пророчицы Анны, уже отрешенных от жизни и уходящих из нее в инобытие. «Дух святой был на нем», говорится в Евангелии о Симеоне. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» и «Пришел он по вдохновению в храм».

И коны иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:

1) Б лаговещение - стр 2 - стр 3
2) Р ождество Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
3) С ретение Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
4) Б огоявление - стр 2 - стр 3
5)