Состав ст 291 ук рф. Уголовный кодекс российской федерации

П Р И Г О В О Р

именем Российской Федерации

г. Белгород < > ноября 2012 года

Белгородский областной суд в составе:

Председательствующего заместителя председателя Белгородского областного суда Сапельника С.Н.,

с участием:

государственного обвинителя – заместителя прокурора Белгородской области Логвинова Э.В.,

подсудимого П. В.М., защитника адвоката Сойко М.М.,

при секретаре Ушаковой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке судебного разбирательства уголовное дело по обвинению

П. В.М., несудимого,

в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 30 ч. 3, 291 ч. 3 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

П. совершил покушение на дачу взятки должностному лицу за незаконное бездействие при следующих обстоятельствах:

< > сентября 2012 года инспектор отдельного взвода ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Губкину Р., совместно с инспектором отдельного взвода ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Губкину Г. находился при исполнении своих должностных обязанностей на < > километре автодороги « » < > района Белгородской области. Около <> часов <> минут инспектором Р. за нарушение правил дорожного движения был остановлен автомобиль марки ВАЗ-< > под управлением П. Последнему было предложено в связи с этим проследовать в патрульный автомобиль ОМВД России по г. Губкину < > для составле­ния протокола об административном правонарушении за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

В ходе составления вышеуказанного процессуального документа у П., осознававшего, что привлечение к административной ответственности для него несёт нега­тивный характер и повлечёт административное наказание, возник и сформировался умысел, направленный на дачу взятки инспектору отдельного взвода ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Губкину Р. за заведомо незаконное бездействие, то есть за несоставление про­токола об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ и, как следствие, непривлечение его к административной ответственности.

< > сентября 2012 года в период с <> часов минут и до <> часов П., находясь вместе с инспектором Р. в служебном автомобиле отдельного взвода ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Губкину, расположенном на тот момент на < > километре автодороги « », действуя с прямым умыслом, направленным на дачу взятки должностному лицу, с целью избежать административной ответ­ственности, осознавая, что инспектор отдельного взвода ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Губкину Р. является должностным лицом и находится при исполнении своих слу­жебных обязанностей, лично, имея при себе денежную купюру достоинством 1 000 рублей, положил её на переднее пассажирское сиденье служебного автомобиля ДПС в качестве взятки этому сотруднику полиции.

Своими действиями П. пытался передать Р. взятку в виде денеж­ных средств в размере 1 000 (одна тысяча) рублей за заведомо незаконное бездействие, то есть несоставление в отношении него протокола об административном правонарушении и непривлечение к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.

Преступление не было доведено до конца по не зависящим от П. обстоятельствам, в виду отказа Р. от получения взятки.

В судебном заседании П. виновным себя признал полностью, поддержал ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

Судом ходатайство подсудимого удовлетворено, поскольку П. вину в предъявленном обвинении признал полностью, осознаёт характер и последствия постановления приговора без судебного разбирательства, ходатайство заявлено добровольно и после консультации с адвокатом, обвинение, с которым он согласился, подтверждается собранными по уголовному делу доказательствами.

Государственный обвинитель не возражает против заявленного подсудимым ходатайства.

Действия П. суд квалифицирует по ст.30 ч. 3, ст. 291 ч.3 УК РФ как покушение на дачу взятки должностному лицу лично за незаконное бездействие.

Преступление подсудимый совершил с прямым умыслом. Он осознавал противоправность своих действий, направленных на подкуп должностного лица, чтобы он не совершил действия, входящие в его должностные обязанности, и желал этого.

При назначении наказания П. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, смягчающие наказание обстоятельства, данные о личности подсудимого, неоконченный характер преступления, особый порядок судебного разбирательства.

Обстоятельствами, смягчающими П. наказание суд признаёт явку с повинной, активное способствование расследованию преступления, полное признание вины, раскаяние в содеянном, наличие малолетнего ребёнка, инвалидность его и его матери.

Отягчающих наказание обстоятельств не установлено.

П. ранее не судим, по месту жительства и работы характеризуется положительно, к административной ответственности не привлекался.

Суд, учитывая смягчающие наказание обстоятельства, данные о личности П., находит возможным не лишать его свободы и назначает ему наказание в виде штрафа.

Размер штрафа суд устанавливает, исходя из материального положения П., его влияния на условия жизни семьи осуждённого и определяет в минимальном (тридцатикратном) размере, предусмотренном санкцией ст.291 ч.3 УК РФ.

Оснований для применения ст. 64 УК РФ и положений ч.6 ст.15 УК РФ суд не находит.

Судьбу вещественных доказательств надлежит разрешить согласно ст. 81 УПК РФ: предмет взятки – денежные средства в размере 1000 рублей – обратить в доход государства, оптический диск с видеозаписью – хранить при деле.

Руководствуясь ст.ст.303,307-309, 316 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать П.В.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч. 3, 291 ч. 3 УК РФ, и назначить ему наказание по данной статье в виде штрафа в сумме 30000 (тридцати тысяч) рублей в доход государства.

Меру принуждения П. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю — обязательство о явке.

Вещественные доказательства: денежные средства в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, хранящиеся в комнате хранения вещественных доказательств следственного отдела по г. Губкину СУ СК РФ по Белгородской области, как предмет взятки обратить в доход государства, диск с видеозаписью – хранить при деле.

Приговор может быть обжалован в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Председательствующий подпись

Проблема коррупции считается наиболее острой для современных реалий нашей страны. Практически каждый гражданин в России сталкивался с недобросовестностью различных пользователей, желающих нажиться на проблемах людей. Именно потому одной из основных задач государства является противодействие любым преступлениям экономического характера. Российская законодательная база предусматривает ответственность как за дачу взятки, так и за ее получение.

Введение в тему

Взяточничество стало огромной проблемой для российского общества. Недобросовестные чиновники и стремятся повысить свое материальное благополучие за счет граждан, которые ищут любые пути для решения своих проблем. Иногда ситуация складывается таким образом, что человека буквально заставляют дать взятку, тем самым совершая преступление уголовного характера.

Отечественная законодательная база устанавливает довольно жесткие наказания для граждан, преступивших закон.

Чаще всего встречаются ситуации, когда пользователь сам принимает решение дать мзду чиновнику, но иногда взятка может стать принудительной. Это означает, что гражданина буквально подталкивают на преступление или открыто говорят о возможности решения его проблем за счет финансовых инструментов.

Для того, чтобы был признан факт противоправного проступка, необходимо, чтобы исполняемые действия, за которые поступило вознаграждение, находились в компетенции чиновника – взяточника, или же он имел доступ к решению проблем за счет покровительства или попустительства. Зачастую при рассмотрении дел о взятках возникает вопрос, какие именно ценности могут стать взяткой. Для упрощения работы правоохранителей на государственном уровне принято считать, что все экономические блага и ценности, чья совокупная цена выше 3 тыс. рублей, следует относить к взяточничеству.

Характеристика преступного деяния

Устанавливается, что противоправное деяние будет считаться завершенным, как только пользователь самостоятельно или через третьих лиц (посредников) передаст финансовые ресурсы взяткополучателю. Данное условие прописывается в ст.291 УК РФ.

В общем, статья 291 УК РФ имеет много совместных черт с нормативной документацией советского времени. Пользователей волнует вопрос, дача взятки должностному лицу при исполнении чем грозит. Предметом взятки являются разнообразные механизмы материального плана. К ним относят как денежные средства, так и различное ценное имущество, включая предметы роскоши и антиквариат.

Помимо того, роль взятки также могут принять на себя услуги, за которые в повседневной жизни пришлось бы платить некую сумму (туристическая путевка, ремонтные операции и т.д.).

В ст.291 УК РФ «Дача взятки» четко обозначены ключевые характерные признаки противозаконного проступка, потому с квалификационными характеристиками взяточничества зачастую никаких осложнений не возникает.

Субъективная и объективная сторона вопроса

В роли субъекта взяточничества выступает любой гражданин, достигший возрастных рамок в 16 лет. При этом, в обязательном порядке нарушитель должен быть полностью дееспособным, четко осознавать противоправность своих поступков и готовность нести ответственность за дачу взятки.

Комментарии к ст.291 УК РФ указывают, что все преступления, имеющие отношение к взяточничеству, обладают прямым умыслом. Но состав преступления при этом может быть различным. Так, если пользователь не осознавал, что передаваемые им ценности являются взяткой, в его действиях не будет найдено никаких нарушений. Однако, прежде всего ему предстоит доказать, что никакого умысла преступного характера он не имел, а это бывает крайне непросто.

Цели и мотивы взятки обладают разнообразными характеристиками. Во-первых, любой человек может попасть в условия, когда от него потребуют вознаграждение за исполнение определенных функций. В данной ситуации большая часть ответственности будет возложена на получателя, так как он фактически заставляет пользователя идти на нарушение закона. Также возможна ситуация, когда гражданин самостоятельно принимает решение о стимулировании решения своих проблем посредством финансовых инструментов.

Взяточничество может привести к серьезному ущербу имиджа государства. Считается, что преступление имеет место быть, когда обычные граждане передают ценности и блага материального плана должностным лицам, которые обязаны всячески содействовать в разрешении тех или иных проблем. Факт коррупции в данном случае нанесет вред взаимоотношениям государства и его подданных. И потому объектом преступления считают общественные отношения, регулирующие взаимодействие и сотрудничество государства с обычными гражданами.

Что касается объективной стороны преступного деяния, то она представлена передачей различных ценностей материального плана в пользу взяткополучателя. При этом, сам факт передачи ресурсов несет за собой противоправное обогащение. Получатель обязуется оказать всяческое содействие, активно используя свои возможности в качестве должностного лица.

Говоря об объективной стороне нарушения, статья «Дача взятки» указывает на наличие некоторых отдельных понятий:

  1. Должностное положение — обозначает репутацию чиновника и широкий спектр его возможностей. Преступление ужесточается, если оно совершается тем специалистом, в подчинении которого находятся другие чиновники, которым он может приказывать, и толкает на преступление.
  2. Общее покровительство. Взяткодатель гарантирует себе стремительный рост по карьерной лестнице, а также отсутствие любых претензий к его работе, даже в ситуациях, когда он , и должен понести наказание.
  3. Попустительство. Ответственный чиновник за подкуп не обращает внимания на неправомерные проступки взяткодателя.

Взятка и ее разновидности

Противоправные действия экономического характера до сих пор довольно распространены. Конечно же, государство всяческим образом старается создать такие условия, когда возможность нарушения будет минимальной, но недобросовестные должностные лица и чиновники находят способ обойти требования закона.

По всем вопросам, касающимся взяточничества, нужно уточнить один любопытный момент. Ответственность за противоправный проступок будет наступать как для получателя незаконных источников обогащения, так и для взяткодателей.

Единственным вариантом избежать серьезного наказания будет признание в даче взятки и предоставление правоохранителям доказательств.

Под взяткой закон понимает передачу неких благ материального плана в пользу другого лица, который за их счет приобретет необоснованную экономическую выгоду. Однако, в качестве преступного деяния взятка может быть квалифицирована исключительно в ситуациях, когда передача ценностей происходит от обычных граждан в пользу должностных лиц и чиновников, которые служат государству и занимают важные должности.

После получения незаконных ресурсов взяткополучатель обязуется исполнить ряд условий, среди которых:

  • оказать некое взаимодействие в решении определенных задач в рамках своих должностных обязанностей, а также передача части ответственности за решение вопросов производственного характера;
  • помочь в стремительном продвижении по карьерной лестнице, решить вопрос с увеличением зарплаты или получением других материальных благ;
  • закрыть глаза на ненадлежащее исполнение взяткодателем служебных и профессиональных обязанностей, избавление от ответственности за нарушения и т.д.;
  • предложения взятки за оказание помощи в пределах своих возможностей.

Однако, при столкновении с взяточничеством, нужно помнить, что наказание за дачу взятки предусматривается как для ответственного чиновника, принимающего подношение, так и для пользователя, передающего материальные ценности. При определении квалификации преступления в обязательном порядке учитывается вид взятки, который был установлен.

Уголовный кодекс предусматривает состав и виды данного преступления, оформленного по двум группам:

  1. Явная взятка. Здесь материальные ресурсы передаются взяткодателем по его собственной инициативе. Это означает, что он предлагает должностному лицу финансовую благодарность за его помощь в решении неких проблем после устных договоренностей.
  2. Завуалированная взятка должностному лицу. Здесь дело обстоит куда более сложно, так как не всегда можно установить сам факт взятки. В данной ситуации материальные блага не поступают должностному лицу в виде непосредственных денежных ресурсов, а завуалированно. Это означает, что взяткополучатель приобретает финансовую выгоду за счет скидок, снижения реальной стоимости и т.д.

Касательно завуалированной взятки, законодатель определяет ряд квалификационных признаков, и относит к ней следующие действия:

  • покушение на дачу взятки путем снижения арендной ставки;
  • оплата в полном или частичном выражении учебы за рубежом, дорогостоящих медицинских услуг для взяткополучателя или его близких;
  • перевод денег на счет фирмы за некие услуги, которые по сути никогда не предоставлялись;
  • огромные скидки на дорогостоящее имущество;
  • оформление фиктивных договоренностей или прощение крупного долга.

Предельно допустимым уровнем взятки, при котором не наступит никакая ответственность, является стоимость ресурса не более 3 тыс. рублей. Подобное подношение будет признано подарком (ст. 291.1 УК РФ). Это обозначено в законодательной базе, и четко утверждено в ст.575 ГК РФ.

В зависимости от размера взятки определяется конкретный вид наказания.

Потому, при рассмотрении дел данной категории в обязательном порядке рассматривают сумму, на которую обогатился получатель. Как итог, будет действовать следующая квалификация:

  • значительный размер – 25 тыс. рублей;
  • крупный размер – 150 тыс. рублей;
  • особо крупный размер – более 1 млн. рублей.

Ответственность за дачу взятки

Пользователей волнует вопрос, какая ответственность предусмотрена за преступное деяние. При формировании конкретной ответственности в расчет принимается множество факторов. Но самая важная роль уделена размеру взятки. Так, согласно рекомендациям статьи 291 «Дача взятки» взятка, у которой отсутствует любой признак значимости (размер по ст.291.1 УК РФ находится в пределах 3-25 тыс. рублей), будет наказана штрафными санкциями и возможностью тюремного заключения. При установленной попытке дачи взятки должностному лицу нарушитель будет оштрафован.

Также в виде наказания могут быть применены другие виды ответственности, включая лишение права на занятие некоторыми служебными обязанностями и дополнительные штрафные санкции.

Исходя из всех утвержденных параметров и суммы взятки, уголовная ответственность взяточника будет примерно следующей:

  1. Простая взятка (ч.1 ст.291 УК РФ). Здесь нарушитель может отправиться за решетку на 2 года, и будет обязан выплатить штраф, равный 15-30 кратному размеру взятки.
  2. За дачу взятки должностному лицу в более значительных размерах, сумма штрафных санкций будет равна 20-40 кратному значению взятки, а тюремное заключение увеличится до 3-х лет. При этом, в качестве превентивной меры могут быть установлены дополнительные штрафы в сумме 15-кратного размера взятки.
  3. Взятка в особо крупном размере. Здесь все будет куда более серьезно, и нарушитель может отправиться за решетку на срок от 7 до 12 лет. Что касается штрафных санкций, то их будет две – основная (70-90 кратный размер) и вспомогательная (70-х).
  4. Если во взятке по предварительному сговору, или же ее размер относится к крупному, уголовная ответственность составит 5-10 лет тюрьмы, и два штрафа – основной (60-80-х от размера взятки) и дополнительный (60-кратный). Если взяткодатель занимает важную должность, или исполняет управленческие функции на коммерческом предприятии, его также лишат права занимать некие профессиональные должности на срок до 3 лет.

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание . Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Комментарий к Ст. 291 УК РФ

1. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (см. комментарий к ст. 290).

Если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по комментируемой статье как исполнитель преступления, а лицо, непосредственно передавшее взятку, несет ответственность за посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК.

От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

2. Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации (либо с согласия указанных субъектов — их родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

4. Субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.).

6. Частью 3 ст. 290 УК установлена ответственность за дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий.

Дача взятки, по существу, является способом склонения должностного лица к выполнению определенных действий (бездействия), результатом которых будет выгода для лица, дающего взятку, или представляемых им лиц. Желаемые действия должностного лица могут носить и незаконный, в том числе и преступный характер. В последнем случае действия взяткодателя надлежит квалифицировать как дачу взятки и подстрекательство к совершению соответствующего преступления.

Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.

7. Ответственность за рассмотренные выше деяния (ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи), если они совершены группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, или в крупном размере, предусмотрена ч. 4 комментируемой статьи (содержание данных квалифицирующих признаков раскрыто при анализе ст. 290 УК, см. комментарий к ней).

8. Особо квалифицирующий признак дачи взятки — ее особо крупный размер (свыше 1 млн. руб.) — включен законодателем в ч. 5 комментируемой статьи.

9. В примечании к комментируемой статье содержатся условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку. К числу этих условий относятся: активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, наличие вымогательства взятки со стороны должностного лица либо добровольное сообщение о даче взятки после совершения преступления органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, как и применительно к примечанию к ст. 204 УК, означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников преступления, обстоятельства его совершения и т.п.

Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в этом случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.

При добровольном сообщении о преступлении не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Освобождение лица, совершившего дачу взятки, от уголовной ответственности по основаниям примечания к комментируемой статье не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде предмета взятки. Освобождение от уголовной ответственности на основании примечания к этой статье является обязательным.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возвращению их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

10. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что согласно примечанию к комментируемой статье освобождается от уголовной ответственности лицо, давшее взятку и добровольно сообщившее о даче взятки, но не о получении взятки.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения хотя бы части взятки, и обращение лица, получившего взятку, в правоохранительные органы не освобождает его от уголовной ответственности, а расценивается как обстоятельство, смягчающее наказание. Однако при наличии соответствующих обстоятельств рассматриваемое поведение лица может быть оценено и как деятельное раскаяние.

Под дачей взятки понимается действие, предполагающее за собой незаконное вручение материальных ценностей должностному лицу. Происходить это может лично, либо за счет применения 3-го лица, то есть посредника.

За дачу взятки каждая сторона этого преступления несет ответственность.

Ответственность за дачу взятки должностному лицу по ст. 291 УК РФ

Данное преступление является уголовно наказуемым и влечет ответственность на основании ст. 291 УК РФ.

В соответствии со ст. 291 УК РФ, дача взятки должностному лицу при исполнении через посредника или самому — это уголовно наказуемое деяние, за которое уплачивается штраф в сумме от 15-кратной до 90-кратной по отношению к взятке. Либо осуждением на срок от 2-х до 12-ти лет, в зависимости от обстоятельств деяния и размеров суммы взятки.

Отягчающими обстоятельствами являются:

  • существенный размер взятки;
  • дача ее должностному лицу за то, чтобы он заведомо совершил противозаконные действия (бездействие).

В данных случаях наказание за это преступление будет намного серьезнее.

Взятка должностному лицу считается совершенной во время получения взяткополучателем хоть какой-то части материальных ценностей от взяткодателя либо через посредничество.

Уголовная ответственность за взятку должностному лицу наступает, начиная с 16-ти лет.

Наказание и срок за дачу взятки должностному лицу

Рассмотрим далее, сколько дают за взятку должностному лицу и каковы штрафные санкции по данному деянию. В зависимости от того, сколько денежных средств передал взяткодатель, и за что он уплатил, к нему могут быть использованы следующие санкции:

до 500 тыс. р.

до 1 млн. р.

от 30-ти до 60-кратной суммы взятки

от 60-ти до 80- кратной суммы взятки *

от 70-ти до 90- кратной суммы взятки

Исправительные работы

до 2-х лет *

до 2-х лет *

Принудительные работы

до 3-х лет

Осуждение на срок + штраф

до 2-х лет

от пяти до 10-кратной суммы взятки

до 3-х лет

от пяти до 15-кратной суммы взятки

до восьми лет

30-кратной суммы взятки **

от пяти до десяти лет

60-кратной суммы взятки **

от семи до двенадцати лет

70-кратной суммы взятки **

* Суд может дать еще и дополнительный вид наказания — лишить права работать в определенной сфере.

** Штрафные санкции в указанном размере выплачивают обязательно, если нарушителя осуждают на определенный срок, в остальном судья может ограничиться лишением свободы.

Дача взятки сотруднику ГИБДД

В РФ ежедневно возникают ситуации, когда сделав правонарушение, автовладелец предлагает «решить дело сразу на месте», не доводя до судебного процесса. К сожалению, случаев дачи взятки инспектору ГИБДД много. Быть может потому, что только некоторые знают, чем на самом деле грозит дача взятки сотруднику ГИБДД?

Отличие части 3 статьи 291 от иных состоит в том, что гаишнику предлагается некоторая сумма денег за то, что он не станет оформлять протокол.

Важно! В статье о взятке имеется примечание, освобождающее от уголовной ответственности взяткодателя, если автовладелец добровольно сообщит после совершения нарушения о даче взятки в соответствующий орган, а также будет способствовать активному раскрытию либо расследованию преступления. Возвращение суммы взятки не производится.

Если правоохранительные органы узнали о даче взятки раньше, чем о преступлении сообщил «взяткодатель», добровольным сообщением это уже не назовешь.

Кроме того, если автовладелец до передачи взятки уведомил соответствующие органы, и её передача осуществлялась под контролем с целью задержания с поличным лица, которое требовало взятку, то он освобождается от ответственности. В данном случае все средства возвращаются водителю.

Теперь, решив дать взятку полицейскому или сотруднику ГАИ, помните о том, что есть уголовная ответственность за данное деяние со всеми вытекающими последствиями. У ГИБДД есть свои способы по поимке взяткодателей.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Самым распространенным видом коррупции в современном мире считается взяточничество. Проникая в деятельность госучреждений, оно существенно подрывает авторитет чиновников, дискредитирует уполномоченные органы, нарушает принцип социальной справедливости. Практика по ст. 291 УК РФ свидетельствует о том, что это незаконное деяние часто сопровождается и прочими преступлениями. Особую опасность они представляют тогда, когда совершаются по предварительному сговору. Рассмотрим далее, что собой представляет дача взятки (ст. 291 УК РФ).

Наказание

Наказание за данное преступление предусматривается ст.291 УК РФ. В частности:

1. Дача через посредника или лично карается:

Штрафом от 200 до 500 МРОТ или в размере дохода/зарплаты виновного за 2-5 мес.;

Исправительными работами на 1-2 года;

Арестом на 3-6 мес.;

Лишением свободы до 3-х лет.

2. Передача взятки должностным лицам неоднократно или за совершение заведомо противоправных действий/бездействий наказывается:

Штрафом от 700 до 1000 МРОТ или величиной зарплаты/дохода за 7 мес.-1 год;

Лишением свободы до 8-ми лет.

Примечание к ст. 291 УК РФ

Законодательство предусматривает освобождение виновного лица от ответственности в ряде случаев. В частности, гражданин не будет наказан, если:

  1. Со стороны чиновника имел место и доказан факт вымогательства.
  2. Виновное лицо добровольно сообщило уполномоченным органам о преступлении.

Законодательство не устанавливает, какая сумма считается взяткой. Разъяснения этого вопроса содержится в одном из Постановлений Пленума ВС. Документ, в частности, указывает на то, что для квалификации преступления по ст. 291 УК РФ стоимостная характеристика передаваемых ценностей или благ не имеет значения.

Комментарий к Уголовному кодексу разъясняет суть рассматриваемого преступления. Противоправное деяние состоит в незаконном вручении материальных ценностей либо предоставлении выгоды имущественного характера лицу, находящемуся на службе в госорганах. Целью преступления является действие/бездействие со стороны чиновника, входящее в его должностные полномочия, в пользу взяткодателя либо представляемых им граждан. Противоправное деяние совершается также за способствование служащим в силу положения, которое он занимает, выполнению поручений другим сотрудником госорганов. Наказание по ст. 291 УК РФ (в новой редакции) наступает также в случае, если были вручены ценности или предоставлены выгоды за общее попустительство либо покровительство по службе виновному или представляемым им лицам.

Полнота преступления

Комментарий к Уголовному кодексу поясняет, что незаконное вручение ценностей или предоставление каких-либо благ неразрывно связаны с их получением. Таким образом, последнее не может иметь место, если не было первого. Дача взятки, как и получение ее должностным лицом, исполняющим управленческую деятельность в коммерческой или другой организации, считается завершенной с момента принятия передаваемых ценностей хотя бы частично. Оконченное преступление не может иметь место, если предмет не был принят. В этой связи предложение должностному лицу имущественной выгоды или оставление последних в одежде или на столе служащего, отправление их в письме либо почтовой посылке, вручение их родственникам или посреднику со стороны получателя, если за этим не последует их принятие, следует квалифицировать не как завершенное противоправное деяние. Оно должно рассматриваться как покушение на совершение преступления по ст. 291 УК РФ.

Важный момент

Если принятие ценностей не состоялось по независящим от лиц обстоятельствам, которые пытались вручить или получить предмет или подкуп, этот факт также предусматривает ответственность. В данном случае содеянное рассматривается как покушение на дачу/принятие взятки либо противоправного вознаграждения на фоне коммерческого подкупа. Данным определением не может характеризоваться высказанное намерение гражданина вручить/получить ценные бумаги, деньги, прочее имущество или предоставить возможность пользоваться незаконно материальными услугами, если для реализации сказанного лицо не предприняло никакого конкретного действия.

Соучастие

Посредством незаконного предоставления материальных благ или вручения ценностей гражданин может склонить служащего к заведомо противоправному поведению (бездействию/действию) в рамках его должностных полномочий (ч. 2, ст. 291 УК РФ). Последнее само по себе не считается преступлением. В таких случаях виновное лицо привлекается к ответственности не только за дачу взятки, но и за подстрекательство (соучастие) в противоправных действиях служащего.

Субъекты

Ответственность за преступление по ст. 291 УК РФ наступает с 16-ти лет. В качестве субъектов могут выступать граждане России или иного государства, а также лица, не имеющие гражданства. Взяткодателем может являться:

  1. Служащие госучреждения (органа власти).
  2. Должностное лицо, исполняющее административные функции в коммерческой или иной структуре.

Тип субъекта не имеет значения при квалификации преступления. Должностное лицо или служащий, исполняющий административные функции, предложившие подчиненному работнику добиться желаемого бездействия либо действия вручением ценностей или предоставлением благ, будут нести ответственность как взяткодатель. Сотрудник, который договорится о выполнении обусловленных мероприятий и вручивший обговоренный предмет, будет привлечен как соучастник.

Субъективная сторона

Дача взятки сопровождается Его содержание состоит в том, что преступник предоставляет незаконное вознаграждение должностному лицу за совершение им действия или воздержание от него с применением служебного положения (полномочий) или за способствование достижения желаемого, общее покровительство либо попустительство в отношении виновного. В случае если субъект добросовестно заблуждался относительно основания передачи, не осознавал ее неправомерность, то состав незаконного деяния отсутствует.

Квалифицирующие признаки

В ст. 291, ч. 2 установлен вид преступления - дача взятки служащему за выполнение им заведомо противоправного действия/бездействия. Для вменения этого виновному необходимо доказать наличие умысла. Это означает, что должно быть установлено, что взяткодатель осознавал, что передает ценности или предоставляет блага непосредственно за совершение должностным лицом бездействия/действия. Вторым квалифицирующим признаком выступает неоднократность. Она предполагает, что преступление совершено:

  1. Ранее судимым по этой же статье лицом.
  2. Не меньше двух раз гражданином, ранее не привлекавшимся к уголовной ответственности.

При отягчающих обстоятельствах дача взятки относится к тяжким преступлениям. В случае их отсутствия она квалифицируется как противоправное деяние средней тяжести.

Особенности неоднократности

Следует отличать этот признак от дачи одной взятки в два и более приема, а также от продолжаемого незаконного вручения ценностей/предоставления выгод за попустительство и общее покровительство виновному или представляемым им субъектам. Противоправное вознаграждение группы должностных лиц за совершение ими преступления по предварительному сговору, не может квалифицироваться как неоднократное деяние. При систематическом вручении ценностей, предоставлении выгод имущественного характера служащему за общее попустительство либо покровительство суд должен проверять, не объединяются ли эти преступления одним умыслом взяткодателя. В случае отсутствия признака неоднократности, данное поведение необходимо рассматривать как продолжаемое преступление по части 1 данной статьи.

Посредник

Пленумом ВС определил этого субъекта как лицо, действующее по поручению получателя или передающего взятку, непосредственно осуществляет вручение обговоренного предмета. Посредник выступает не от своего имени, представляя интересы третьих лиц. В отличие от взяткодателя, он не добивается за счет передаваемого материального вознаграждения выполнения либо воздержания от совершения должностным лицом тех или иных действий для себя лично. Поведение посредника квалифицируются как если он осознавал противоправность события. В практике судебных и следственных органов имеют место случаи, так называемого мнимого посредничества.