Сколько стоит штраф за езду по обочине. Штраф за езду по обочине какое грозит наказание водителю. Видео о езде по обочине

Пробки являются неотъемлемой частью дорожного движения в крупных городах. Иногда терпение водителя заканчивается, и он пытается справиться с этой проблемой не вполне законными способами. Например, с помощью движения по обочине. Следует помнить, однако, что вместе с шансом быстрее уехать водитель получает риск быть оштрафованным за подобное деяние.

Можно ли передвигаться на автомобиле по обочине на МКАД? Каким образом может быть зафиксирована езда по обочине? На какую сумму может быть оштрафован водитель, который при движении по МКАДу заехал на обочину? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Понятие обочины

Пунктом 1.2 Правил обочина определяется как дорожный сегмент, примыкающий к проезжей части. Обочина находится на одном уровне с проезжей частью и может отличаться способом покрытия или быть выделенной специальной дорожной разметкой. Она может быть местом движения пешеходов, велосипедистов, а также в случаях, определенных правилами – автомобилей, мотоциклов и мопедов.

Именно на обочину выезжают наиболее нетерпеливые из участников движения, создавая при этом угрозу жизни тем, кто имеет полное право там находиться, т. е пешеходам и велосипедистам. Помимо этого, такие водители поднимают пыль, причиняя этим неудобства для других участников движения. Возвращаясь затем на свою полосу, нарушитель опять же мешает другим спокойно ехать.

Штрафные санкции

В отличие от дорог в небольших населенных пунктах, МКАД оснащена большим количеством камер видеонаблюдения, которые предназначены для фиксации случаев проезда по краю дороги (то же самое относится и к КАД в Санкт-Петербурге). В зону видимости таких камер попадают все пять полос плюс боковая часть дороги. Такая мера была обусловлена чрезвычайно высокой интенсивностью движения по МКАД. Только за первый месяц, прошедший после установки средств видеофиксации, подобных нарушений было зарегистрировано более 80 тысяч. Размер штрафа за езду по обочине на МКАДе такой же, как и во всей остальной стране – 1 500 рублей.

Такое наказание предусмотрено ст. 12.15 КоАП, в которой сказано, что на 1,5 тысячи рублей может быть оштрафован водитель, неправильно расположивший свое ТС на проезжей части или замеченный в перемещении по обочине. Если водитель еще более отчаянный и решил заехать на левую обочину, размер штрафа может составить 5 000 рублей, а, кроме того, за такие деяния можно лишиться водительского удостоверения на 4-6 месяцев: это предусмотрено пунктом 4 ст. 12.15 КоАП.

Кто имеет право заезжать на обочину?

Разъяснения относительно того, когда можно ехать по краю дороги, дает п.9.9 ПДД. Такое движение разрешено транспортным средствам дорожно-ремонтных и коммунальных служб, а также машинам, которым необходимо подъехать к магазину для разгрузки товара (при условии, что другой возможности для этого не предусмотрено). Ничто при этом не должно угрожать безопасности других участников движения и пешеходов.

Кроме того, не запрещена правилами остановка или стоянка автомобиля на краю дороги, примыкающему к проезжей части. В ряде случаев, водители, которым пришел штраф на основании снимка, сделанного камерой на трассе, именно так пытаются оправдать свое движение по обочине – перед остановкой или стоянкой. Но, т. к. камер на МКАДе установлено достаточно много, такие аргументы не всегда срабатывают. Остановиться на левой обочине можно лишь в том случае, когда на дороге имеется только одна полоса и эта полоса не разделена трамвайными путями.

Загруженность российских дорог известна всем. Отдельно следует сказать о мегаполисах и крупных городах. Автомобильные пробки, к примеру, в Москве, известны во всём мире. И это несмотря на развитую транспортную инфраструктуру, строящиеся автобаны и т. д. На практике пробки чаще всего возникают при въезде в город, на участках дороги, где проводятся ремонтные или строительные работы, в узких её местах, при дорожно-транспортных происшествиях. Подавляющее большинство водителей стоит в пробках терпеливо, привычно и даже обречённо. Но всегда найдётся участник дорожного движения, которому нужно проехать быстрее всех. Побуждают ли его к этому объективные обстоятельства (например, он везёт человека в больницу или будущего авиапассажира в аэропорт) или просто не хочется стоять в пробке - сложно сказать. Но вот он выезжает на обочину и старается, будучи самым «хитрым», обогнать стоящих впереди. А потом можно нагло попроситься втиснуться с ними в один ряд, но уже где-то там, далеко впереди. И подобному любителю езды по обочине очень не повезёт, если на его пути встретится инспектор ГИБДД. Ведь он серьёзно нарушил Правила дорожного движения….

Что такое обочина и для чего её придумали

Если есть дорога, то, как правило, есть и обочина. Не всегда, конечно. Её нет и не может быть, например, на мостах или в тоннелях, на путепроводах и ещё в нескольких случаях. Что же означает понятие «обочина» в Правилах дорожного движения?

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Говоря своими словами, обочиной называется крайняя часть автомобильной дороги. Её покрытие может быть из гравия, земляное или даже асфальтовое. Часто обочину выделяют разметкой, которая также регламентирована в Правилах. Разметка 1.2, которой её обозначают, применяется ещё и для разделения полос движения на проезжей части. Если разметка 1.2 находится справа полосы движения, то она обозначает обочину. Эту сплошную линию можно пересекать, но только в том случае, если нет соответствующих запрещающих знаков. Но пересекать только для остановки, а не для дальнейшего движения.

После того, когда внесена ясность в понятие обочины, стоит поговорить о тех, кто по ней законно и незаконно ездит.

Обочина дороги, как правило, обозначается специальной линией разметки 1.2

Проблемные ситуации

Несколько лет назад в России проводился социологический опрос среди водителей в том числе по поводу езды по обочине. Большинство респондентов сошлись на том, что основной причиной, побуждающей некоторых водителей ездить по обочинам, является бескультурие. Это, в первую очередь, неуважение к другим участникам дорожного движения. На второе место респонденты поставили индивидуальность характера (желание достичь первенства, нетерпимость, стремление добиться своего любой ценой). А третьим фактором стал относительно небольшой штраф за подобное нарушение Правил дорожного движения. Собственно говоря, в среде водителей довольно негативно относятся к подобному контингенту выскочек. Каждый понимает, что нарушение установленных Правил дорожного движения потенциально создаёт угрозу и для его безопасности. Не зря ведь говорят, что Правила дорожного движения писались кровью. Итак, чем может быть чревата езда по обочине, особенно в автомобильных пробках?

Автомобиль, едущий по обочине, как правило, поднимает столб пыли, которой дышат окружающие, она ложится на автомобили и значительно ухудшает видимость на дороге. Кроме этого, после совершения подобного манёвра «торопыги» стараются возвратиться на проезжую часть и пытаются встроиться в ряд, таким образом усложняя само движение и ещё более уплотняя автопробку. Очень важно также то, что автомобиль, едущий по обочине, создаёт серьёзную угрозу для пешеходов и велосипедистов, которые могут по ней передвигаться.

Стоять на обочине можно только вне пределов действия запрещающтх знаков

Ведь по закону она предназначена именно для передвижения велосипедистов, пешеходов и т. д. Поэтому ничего не подозревающий велосипедист или пешеход может быть попросту сбит подобным автохамом. Создаётся реальная угроза жизни людей, а жизнь самого водителя тоже может быть сломана, поскольку ответственность будет лежать именно на нём. Согласно статистике дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах, именно подобные ситуации очень часто являются причиной смерти или серьёзных травм для велосипедистов и пешеходов. Особенно опасно пытаться проехать по обочине в тёмное время суток. Многие велосипедисты не имеют катафотов на своих велосипедах или светоотражающих элементов одежды, поэтому водитель замечает их в последний момент. Обычно в данной ситуации он уже не успевает ничего предпринять и происходит непоправимое.

Что же разрешено на обочине? Разрешено съезжать на неё с дороги для остановки автомобиля. Соответственно? разрешено и выезжать с неё на проезжую часть. Но вот передвигаться нельзя. Часто при фиксировании подобного нарушения водители пытаются убедить сотрудника дорожной полиции, что ими совершалась остановка или начиналось движение.

Однако в отдельных случаях подобная езда всё же не становится нарушением. Это возможно тогда, когда водителю необходимо совершить подъезд для погрузки или разгрузки груза, если отсутствуют другие подъезды. Подобный манёвр законом не запрещается. В отдельных случаях, например, когда основная проезжая часть дороги заблокирована дорожно-транспортным происшествием, сотрудники ГИБДД могут направить автомобильный поток на определённом участке именно по обочине. Но это может произойти только с их благословения. Самостоятельно проявлять подобную инициативу водителям нежелательно.

Некоторые водители почему-то считают, что по обочине можно ехать с включённой «аварийкой», если транспортное средство якобы неисправно или производить буксировку неисправного транспортного ТС. Так вот, этого делать тоже нельзя. По тем же самым причинам, которые были указаны выше. Отдельно следует сказать о тихоходных транспортных средствах, на которых установлен соответствующий знак.

«Тихоходное транспортное средство» обозначается специальным знаком в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой жёлтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Это могут быть гужевые повозки, те же велосипеды, дорожно-строительная техника (катки, асфальтоукладчики, бульдозеры и т. д.). По обочине может ездить также коммунальная техника, занятая уборкой мусора на дороге и её окрестностях, машины, моющие дорожное покрытие и так далее. Им разрешено двигаться по обочине, если их передвижение по проезжей части может создавать помехи для других транспортных средств. Представим себе бульдозер на гусеничном ходу, который легко, словно танк, молотит гусеницами асфальт недавно построенной дороги. Естественно, что логика подсказывает ему двигаться вне пределов проезжей части.

Езда по обочине представляет опасность и для самого транспортного средства. Ведь эта часть дороги изначально не предусмотрена для езды. Поэтому здесь могут попадаться желоба для слива воды, ямы, камни и иные непредвиденные препятствия. Если, к примеру, колесо автомобиля попадёт в широкий и глубокий водоотводный жёлоб, то можно с большой долей вероятности предвидеть, что он дальше уже некуда ехать не сможет. И хорошо, если это произойдёт на небольшой скорости. Если же скорость велика, то едущий по обочине автомобиль, попавший в яму или наткнувшийся на препятствие, может бросить в сторону проезжей части, и он автоматически создаст аварийную ситуацию (в лучшем случае). В худшем же случае произойдёт авария с жертвами.

На обочине можно только останавливаться. Сплошную линию, которая обозначает обочину, пересекать можно только для остановки и стоянки. Следует предварительно посмотреть, нет ли позади действующих знаков, запрещающих остановку или стоянку транспортных средств. Если они есть, то в пределах их зоны действия стоять или останавливаться нельзя. Это будет безусловным нарушением ПДД.

Видео о езде по обочине

Что грозит нарушителям

Следует отметить, что размеры штрафов за езду по обочине увеличивались неоднократно. В 2007 году он составлял 500 рублей, в 2010-м - уже 1000. А с 2015 года действует штраф в полторы тысячи рублей. Для некоторых водителей это серьёзная сумма, для других же - пустяк. Сегодня активисты автомобильного движения пытаются всерьёз заняться проблемой увеличения штрафа за движение по обочинам. Неоднократно соответствующие предложения вносились в профильный комитет Государственной Думы. Но пока что особых подвижек в этом направлении нет, несмотря на периодические информационные вбросы некоторых СМИ. Автомобильные эксперты не исключают, что в ближайшие несколько лет штраф за несанкционированную езду по обочине может значительно возрасти, наряду со штрафами за иные административные правонарушения, касающиеся Правил дорожного движения. В конце 2016 года прогнозировали, что, при наиболее оптимистичном сценарии, в 2017 году штрафы за езду по обочине должны были поднять до пяти тысяч рублей. Как видим, пока что это не произошло.

В итоге в 2017 году описываемое правонарушение наказывается штрафом в полторы тысячи рублей. Именно такая санкция предусматривается Статьёй 12.15 российского Административного кодекса, а точнее её первой частью.

Лишение водительских прав санкция указанной выше статьи не предусматривает. Не предусмотрено также усиление административной ответственности за повторное совершение подобного правонарушения в течение года.

Видео о случаях с водителями, едущими по обочине

Что будет за езду по встречной обочине

Но если водитель решил прорваться по встречной обочине, то это является гораздо более серьёзным правонарушением, нежели езда по собственной. Ведь речь идёт уже не о нарушении правил совершения манёвров и неправильном обгоне, в чём и состоит, по сути, нарушение при езде по «попутной» обочине. Если водитель рискнул выехать на встречную обочину, то к перечисленным выше нарушениям добавляется ещё и движение по встречной полосе, что автоматически создаёт на дороге аварийную ситуацию и угрожает безопасности всех участников дорожного движения. И, соответственно, здесь включаются все правовые механизмы, касающиеся обгона и езды по «встречке». В Правилах дорожного движения говорится о том, что водителю транспортного средства категорически запрещается обгонять другие ТС, если по окончании манёвра он не сможет, не создавая опасности для других участников движения и помех для обгоняемого автомобиля, возвратиться на ту полосу, которую занимал раньше.

Нарушение указанных выше норм карается по ст.12.15, п.4 КоАП РФ . В итоге водитель может получить штраф в размере пяти тысяч рублей или даже лишиться водительских прав на срок от четырёх до шести месяцев. Если же в течение одного года с момента первого правонарушения водитель совершит повторное, то штрафные санкции будут гораздо более серьёзными. При остановке инспекторами ГИБДД водителю практически однозначно грозит лишение права управлять транспортным средством на один год. Если же правонарушение было зафиксировано вездесущими средствами технической фото- или видеофиксации, то у нарушителя есть шанс отделаться штрафом в пять тысяч рублей. Данные санкции предусматриваются пунктом пятым указанной выше статьи российского Административного кодекса. Если приходит «письмо счастья», то штрафные санкции всегда будут мягче. Минус в том, что это всегда неожиданно, а сам случай нарушения ПДД уже давно забыт за будничными заботами.

Бывают случаи, когда справедливость на дороге восстанавливают сами водители. Надо понимать, что в заторах и в сложных дорожных ситуациях у каждого водителя нервы напряжены, у некоторых - до предела. Того же, кто пытается совершить подобный манёвр, водители всегда воспринимают в качестве наглеца. И поэтому расплата может прийти не в виде «письма счастья» или жезла инспектора ГИБДД, а в виде разбитого лобового стекла, фары, проколотых шин или изрядно помятого лица. Такие случаи бывали уже неоднократно. Как говорится, на кого нарвёшься…

Как это действует на практике: МКАД

Движение на МКАД всегода очень напряжённое

Безусловно, никто не станет устраивать рейдов по выявлению нарушителей ПДД, использующих вместо дороги обочины: как свои, так и встречные. Но на страже соблюдения Правил дорожного движения стоят бдительные средства фото- и видеофиксации, которые могут моментально вычленить из транспортного ряда автомобиль, движущийся по обочине, и идентифицировать его.

Сегодня в Москве действует около 1400 видеокамер. И все знают, что полторы сотни из них являются муляжами. Вот только где настоящая камера, а где муляж - знают единицы. Остальным как-то не хочется заниматься подобными исследованиями на собственном опыте. Из этого огромного количества около полутысячи видеокамер установлены в пределах МКАД. Их локация определяется местами повышенной аварийности, где на протяжении многих лет ситуация с автомобильным трафиком традиционно напряжённая.

Ещё недавно были некоторые спорные административные и юридические вопросы, касающиеся фиксации выезда на обочину и нарушения разметки. Но в конце 2016 года с юридическими формальностями было закончено, создана довольно основательная доказательная база, которая может обеспечить фиксирование подобных нарушений Правил дорожного движения техническими средствами. Если ещё год назад опытные автомобильные адвокаты могли доказать невиновность своего подзащитного в суде ввиду наложения на него административного взыскания за нарушение некоторых моментов ПДД, то в 2017 году сделать это уже очень сложно. Хотя можно попытаться оспорить судебное решение, если сама камера установлена с нарушением ПДД. Но об этом дальше.

Не каждый комплекс видеофиксации может идентифицировать выезд на обочину. Но если говорить о «московской кольцевой», то на её протяжении сертификацию и обновление программного обеспечения для выявления «обочечников» прошли практически все техсредства фиксации. Поэтому не стоит рисковать и надеяться на то, что за движением в данном районе следит всевидящий муляж.

По статистике ГИБДД, количество выездов и движения по обочинам сократилось практически втрое на тех участках МКАД, где движение контролируется комплексами видео- и фотофиксации. После соответствующих неоднократных победных заявлений ГИБДД соцсети и профильные СМИ взорвались вопросами о том, откуда взято тройное понижение количества случаев движения по обочине? Ведь раньше-то камер в этих местах не было. И никто толком не знал о том, сколько подобных правонарушений случалось на определённом участке дороги. Но о тройном понижении уже раструбили на всю Россию практически все информационные каналы, что послужило дальнейшим толчком для расширения сети комплексов фото- и видеофиксации на российских дорогах.

Московские водители, которые регулярно ездят по одному и тому же маршруту, уже давным-давно изучили месторасположение видеокамер и даже знают о том, какие из них являются муляжами. Москва традиционно занимает первое место в России по количеству и плотности комплексов фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, расположенных на её дорогах. На втором месте традиционно расположилась Северная столица России. Здесь видеокамер несколько меньше, и далеко не все из них сертифицированы для выявления правонарушений, связанных с ездой по обочинам. На третьем месте по количеству камер и плотности их сети, как ни странно, находится Краснодар. Четвёртое место заняла столица Татарстана Казань, а на пятом с небольшим отставанием расположился Челябинск.

Необходимо также сказать, что движение по обочинам запрещено и для мотоциклов, поэтому проблемы с фото - и видеофиксацией могут быть и у мотоциклистов. Следует напомнить о том, что видеофиксация происходит не только на встречном курсе, но и вдогон транспортного средства. Поэтому расположение госномеров сзади мотоцикла никоим образом не спасёт нарушителя.

Могут ли лишить прав?

Права могут забрать только за движение по встречной обочине или при ДТП

Прав могут лишить только за езду по встречной обочине.

За первое нарушение максимальный срок лишения прав составит до полугода. При повторном (если оно было зафиксировано инспекторами ГИБДД и протокол составлен на месте, а не средствами видеофиксации) водительское удостоверение могут изъять уже на год. Ели «обочечник» совершил наезд на пешехода или велосипедиста, то его запрещённый манёвр вне дороги станет однозначно отягчающим обстоятельством при вынесении решения судом. Многое будет зависеть от тяжести повреждений, полученных потерпевшим, но при любом варианте развития событий водитель будет лишён прав, ведь правонарушение будет квалифицировано уже по совсем другой статье Административного кодекса (в лучшем случае). Как правило, расследование при подобной ситуации переходит уже в русло Уголовного кодекса, со всеми вытекающими последствиями.

Вернуть водительское удостоверение на самом деле не так уж просто. Потребуется пересдача. Это значит, что экзамены на знание ПДД придётся сдавать заново. А ведь теория уже, как правило, основательно подзабыта. В памяти закрепились только практические навыки. Поэтому не исключено, что сдавать придётся неоднократно. Зато будет хорошо усвоено правило, касающееся запрета движения по обочине в том числе встречной.

Спорные ситуации или можно ли выйти сухим из воды

Для начала рассмотрим наиболее типичную ситуацию, когда автовладелец получает «письмо счастья» с выписанным штрафом за движение по обочине. Это нарушение было зафиксировано комплексом видеофиксации, установленным на определённом участке дороги. Водитель может сразу побежать оплачивать штраф, а может попытаться оспорить его в судебном порядке. Всё зависит от желания и основательности юридических знаний определённого человека. Некоторые считают, что оспорить штрафы, наложенные по результатам видеофиксации, практически невозможно. И глубоко ошибаются. Во-первых, следует обратить внимание на то, идентифицируют ли однозначно номер автомобиля или мотоцикла данные фото- или видеосъемки. Если есть сомнения в том, что номер однозначно идентифицирован, решение может быть оспорено. Второй ситуацией будет выписывание одновременно за одно нарушение Правил дорожного движения сразу нескольких штрафов. Возможно, причиной этому послужило близкое расположение комплексов фиксации, при котором нарушение было зафиксировано сразу несколькими средствами, как правило, двумя. Если же пришёл штраф за зафиксированное правонарушение, на основании которого уже был выписан протокол работником ГИБДД, то такой штраф может быть обоснованно оспорен. Теоретически оправданием для водителя, двигавшегося по обочине, может быть то, что это была вынужденная мера, позволяющая минимизировать аварийную ситуацию, сложившуюся на данном участке дороги. Поскольку видеокамеры фиксируют лишь определённые участок, то водителю потребуется приложить в виде доказательства видеозапись с собственного видеофиксатора или смартфона.

Отдельным вопросом при оспаривании штрафа станет соответствие установки средства видеофиксации или фотофиксации, выписавшего штраф, нормам Правил дорожного движения и соответствующим ГОСТам.

За свои права можно побороться в суде

Также при подаче апелляции необходимо поинтересоваться наличием документов о сертификации и периодической проверке работоспособности данного устройства. Не исключено, что хотя бы в одном из этих вопросов произойдёт прокол. Что-то случайно затеряется или его просто не существует в природе. Поэтому попробовать побороться в суде за целостность своего кошелька всё же возможно. Статистика свидетельствует о том, что 65% судебных решений признаются недействительными после аргументированного оспаривания водителями наложенных техническими средствами штрафов. Это очень неплохой показатель, поэтому стоит побороться.

Ещё одним распространённым способом оспаривания результатов контроля дорожного движения современными техническими средствами фиксации является доказательство того, что в момент совершения правонарушения транспортным средством рук управлял другой человек, а не его собственник. При этом необходимо помнить, что управлять автомобилем или мотоциклом может только тот, кто внесён в страховой полис данного транспортного средства. Доказать свою непричастность к правонарушению можно в том случае, когда результаты фотографирования или видеозаписи не позволяют утверждать, что за рулём был именно автовладелец, его лицо не удаётся чётко рассмотреть. А хозяин транспортного средства должен предоставить убедительные доказательства того, что в момент нарушения он был совсем в другом месте. Документальными доказательствами могут послужить билеты, гостиничные чеки, визы в загранпаспорте и так далее, если он был в другом городе или стране. На крайний случай подойдут минимум два свидетеля, которые подтвердят, к примеру, что в искомый день и час автовладелец отдыхал с ними на загородной даче совсем в другом месте.

Наиболее часто водители оспаривают действия инспектора ГИБДД, когда он пытается составить протокол за езду по обочине (конечно, не встречной), утверждая, что они совершали остановку, а не двигались. После остановки необходимо было вклиниться в ряд, а свободного места не было, вот и пришлось ехать и искать нишу. Кстати, именно такая ситуация чаще всего случается и на практике. Ведь как же можно заехать на обочину или съехать с неё на проезжую часть, если движение по самой обочине категорически запрещено? Автомобиль - это не игрушечная машинка, которую можно одним движением руки водрузить на предыдущее место. Безусловно, все доводы инспекором ГИБДД будут проигнорированы. Но следует настаивать на своей правоте. Если, конечно, он не наблюдал подобную езду на протяжении нескольких километров подряд. Возможно, потребуется найти свидетелей, которые смогут подтвердить правоту автовладельца, видев всю ситуацию, или попросить инспектора дорожной полиции разъяснить соответствующую статью Правил дорожного движения и Административного кодекса. Возможно, он сам поймёт, что неправ и просто пожелает счастливого пути.

Видео о борьбе с нарушителями запрета езды по обочине

Условия и сроки обжалования

Постановление об административном правонарушении можно оспорить в течение 14 дней. Жалобу и доказательства своей невиновности можно подать в местное управление дорожной полиции или же непосредственно в суд. С момента получения заявления в ГИБДД должны провести разбирательство в течение десяти дней, а далее по его результатам уведомить заявителя. Относительно небольшое количество водителей пытается обжаловать протокол в суде с помощью адвоката. Ведь услуги адвоката тоже имеют немалую стоимость. Поэтому, как правило, они делают это сами, если есть желание и соответствующие доказательства. После вынесения решения судом первой инстанции, с которым потенциальные правонарушитель не согласен, он может подать апелляцию в суд высшей инстанции.

Платить или не платить штраф

Здесь следует отметить, что штраф в 1500 рублей за движение по обочине и 5000 рублей за движение по встречной обочине представляют собой несколько разные понятия. Если первый ещё можно отнести к разряду незначительных, то второй является весьма существенным. Иногда в процессе будничных рабочих забот служба ГИБДД может нечаянно забыть о мелких правонарушениях. При этом вряд ли можно рассчитывать на то, что она забудет о крупных. Уведомление о необходимости оплаты штрафа должно прийти к нарушителю в течение 80 дней. Если этого не произошло, то он может, в принципе, игнорировать наложенный штраф. Отсчёт необходимого периода начинается с момента самого правонарушения. При обжаловании постановления о штрафе в ГИБДД или суде отсчёт начинается с момента вынесения каждым из этих ведомств своего решения по делу. При подаче апелляции отсчёт срока исковой давности начинается с даты вынесения решения Апелляционным судом. А сам срок исковой давности по правонарушениям, связанным с ПДД, составляет 24 месяца. Поэтому если в течение двух лет не оплачивать штраф, и государство со своей стороны не предпринимает за этот период никаких действий по его принудительному взысканию, то о самом штрафе можно забыть. Безусловно, он продолжит «висеть» в базе данных, но взыскать его уже не смогут по причине истечения срока исковой давности. Также на законных основаниях штраф можно игнорировать, если судом первой инстанции было потрачено на вынесение решения более двух календарных месяцев, а судом второй инстанции - более трёх.

Некоторые переживают, что при наличии неоплаченного штрафа за нарушение Правил дорожного движения могут не выпустить из страны. Имеют ли под собой основания подобные опасения? Да, имеют. Но очень редко. Для запрета выезда за пределы Российской Федерации потребуется отдельное решение суда. А оно может быть принято в данном случае только на основании обращения исполнительной службы, представители которой смогут доказать судьям, что подобная мера является необходимой, а лицо, в отношении которого просят принять подобное решение, является злостным неплательщиком. И ещё - минимальная сумма штрафа в данном случае должна составлять не менее десяти тысяч рублей.

Но ни один из указанных выше штрафов до этой планки не дотягивает. Однако если штраф не будет оплачен нарушителем в течение двух месяцев с даты его наложения, то сумма удвоится. Вот и искомые десять тысяч, если речь идёт о штрафе за езду по встречной обочине.

Но есть и плюсы. Если штраф оплатить в течение 20 дней с даты вынесения решения о нём, то он станет меньше в два раза. Поэтому платить или не платить - решать самим нарушителям. Но дешевле, как показывает практика, всё же заплатить.

Некоторые водители уверены, что Правила дорожного движения не действуют там, где нет дорожной полиции. И глубоко ошибаются. Теперь уже есть камеры, да и другие участники дорожного движения не будут рады хаму, который пытается обогнать их по обочине. В любом случае всё же стоит выполнять предписания ПДД. А ездить по обочине в итоге получается чем-то сродни плевкам против ветра. Себе же дороже будет.

Выходной день, загородное шоссе. Поток плотный, медленный, но пробки пока нет. Однако то и дело по обочине пролетают торопыги, которых не устраивает скорость движения остальных. Есть же еще одна полоса асфальта, пусть и отделенная сплошной линией! Такая же широкая, как и прочие, или даже шире! Почему бы не ехать? Штраф? Пустяки, на этой дороге гаишников отродясь не было… И вон уже впереди кто-то едет по обочине! Ему можно, а мне нельзя?!

Вот на перекрестке все-таки стоит экипаж ДПС. Страшась наказания, обочечники встраиваются в тот же поток. Или вместо гаишников стоит сломанный КАМАЗ… Да просто ремонт дороги. Рано или поздно обочечникам приходится вклиниваться в поток, тормозя или выжимая тех, кто не нарушал. Их, конечно, пускают: дай дорогу дураку. Дурак отнял всего лишь несколько секунд (да, и лишь у нескольких тысяч людей, оказавшихся за ним).

Проходит час-другой, машин прибавляется, возникает настоящая пробка. На обочине уже не просто отдельные нарушители правил. Таких целый ряд или два. Самые наглые едут даже не по асфальту, скачут по грунту правее. Попытаешься там остановиться - будут сигналить и материться. Им мешают ехать. Спросишь, почему они считают, что можно нарушать - в лучшем случае получишь оправдание, что спешат в аэропорт на роды троюродной смертельно больной кошки. Те, кто понаглее, попытаются доказать свое право нарушать кулаками. Иных не остужает даже присутствие сотрудников полиции - напротив, в приступе неимоверной «крутизны» и их будут «строить»: «Да ты знаешь, кто я такой?!» Знаю. Хам.

Неотвратимость наказания

Все это - из собственного опыта . Обратите внимание на дату публикации репортажа - осень 2015 года, то есть минул почти год. Что-нибудь изменилось? Кажется, ничего. Мы по-прежнему и радуемся, когда торжествует справедливость , высчитываем, сколько времени обочечники отнимают у нормальных людей (те, кто находятся в конце пробки, теряют не секунды или минуты, а часы), придумываем, как в принципе избавиться от такого явления. И какие решения! Бетонные полусферы через несколько метров, поперечные рвы, шипы под колеса и прочее! А ведь все уже придумано и действует вполне эффективно.

Камеры и штрафы. Возможно, у нас действительно не хватает сотрудников ДПС, чтобы расставить их на всех проблемных участках и штрафовать «за обочину» всех подряд, а не только самых невезучих. Но зато российские дороги усеивают камерами, фиксирующими нарушение ПДД. По секрету скажем, что они могут следить не только за скоростью движения, но и рядностью, а также езде по обочине. Размер выписываемого штрафа, напомним, 1500 рублей. И в эффективности действия такого инструмента борьбы с нарушителями сомневаться не приходится.

Такие камеры уже давно работают на МКАДе . И вот комментарий нашего непредставившегося читателя, признавшегося, что он обочечник: «Вчера оплатил два штрафа в общей сложности на 3000 рублей за обочину на МКАДе. Попал под камеры. Не знал, что такие теперь есть. Вероятность того, что снова полезу на обочину, уменьшилась, думаю, раза в три».

Камеры, фиксирующие движение по обочине, полностью исправили и одного из моих знакомых. Раньше ему не помогали ни уговоры, ни призывы к совести. А когда посыпались штрафы по полторы тысячи - сразу опомнился. Есть и другие примеры, доказывающие эффективность такого способа борьбы с нарушениями. Знаете только, что плохо? Отсутствие повышающего коэффициента за повторное нарушение статьи 12.15 ч. 1 КоАП РФ. С ним бы рецидивистов стало в разы меньше.

Мы уже проводили опрос на тему, что побуждает водителей ездить по обочинам . По мнению большинства респондентов, это элементарное отсутствие культуры. На втором месте - индивидуальные свойства характера (неусидчивость, желание быть первым), и только на третьем - незначительные штрафы. А мы бы поставили на первое место отсутствие страха из-за высокой вероятности избежать расплаты. Дорога - не очередь в магазине, где без последствий мимо всех не проскочишь. А здесь - получается. И безнаказанность таких действий - большая проблема, которую нужно решать как можно скорее .

Вспомните, как российских водителей приучили пользоваться ремнем безопасности. Штрафовали всех без исключения - и теперь те, кто ездит без ремня, остались в меньшинстве. А ведь ремни не влияют непосредственно на безопасность окружающих, в отличие от езды по обочинам. Если непонятно, о чем речь, зайдите в Youtube, введите в поисковой строке слово «обочина» и посмотрите, как бьются сами обочечники и их соседи-водители, как давят пешеходов. Смешного мало.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС и «За рулем»

По статистике каждый рабочий день российского автомобилиста обременяется дорожными пробками (в среднем, от трех до пяти баллов в зависимости от города и времени суток). Большинство водителей набираются терпения и ждут, однако среди наших людей всегда были и будут «лихачи», которые попытаются обойти пробку по обочине. Возникает вопрос – существует ли штраф за такое «поведение»?

Размер штрафа за езду по обочине

Данный вопрос регулируется статьей 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно этой статье «нарушение правил движения транспортного средства по обочинам или пересечение организованной колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа».

За последние несколько лет сумма административного взыскания менялась трижды, и с 2014 по 2016 г. возросла на 200% (с 500 до 1500 рублей). Что касается предстоящего года, то штраф за обгон справа по обочине в 2018 году составит все те же полторы тысячи рублей, как и в 2016 году.

Исключение составляют лишь отдельные транспортные средства, а именно – велосипеды и мопеды. Согласно пункту 24.7 ПДД:

«допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам»

а в соответствии с пунктом 24.2 ПДД:

«допускается движение велосипедистов в возрасте свыше 14 лет по обочине в случае, если отсутствуют велосипедная и/или велопешеходная дорожки, отсутствует специальная полоса для велосипедистов и/или возможность двигаться по ней или по правому краю непосредственно проезжей части».

Штраф со «скидкой»: возможно ли это?

Для многих водителей сумма в полторы тысячи рублей не столь высока, поэтому отечественные активисты хотят добиться того, чтобы увеличить размер штрафа, по крайней мере, в несколько раз. У государства другой взгляд на эту ситуацию.

Если штраф не оплачивается в определенные сроки, а, значит, органам власти не поступает соответствующий документ, свидетельствующий о погашении задолженности, то данное дело передается в руки судебным приставам. Последние уполномочены обязать водителя дополнительно заплатить пеню, которая, как правило, составляет 200% от изначальной суммы взыскания (помимо первоначального взноса).

Если же вы относитесь к добросовестным автомобилистам, которые, даже нарушив правило, выполняют свои обязанности перед государством, в качестве поощрения можете рассчитывать на скидку. В этом году статья 32.2 КоАП РФ, которая регламентирует исполнение административных наказаний, предоставила возможность получить так называемую скидку. Это значит, что при оплате в течение двадцати дней с момента вынесения официального постановления о нарушении, штраф за обгон по обочине с правой стороны может быть уменьшен вдвое – до 750 рублей.

За более подробной консультацией обращайтесь к нашим специалистам. Опытный эксперт изучит вашу конкретную ситуацию и индивидуально подойдет к разрешению ваших вопросов.