Шахматист Юрий Авербах – биография, карьера, достижения. За рубежом вам доводилось встречать Новый год? Организаторская и общественная работа

Время публикации: 22.07.2016 00:25 | Последнее обновление: 22.07.2016 00:59

В Международный день шахмат некоторые организации посчитали своим долгом провести что-то интересное для любителей нашей игры. Не остался в стороне и Центр шахматной культуры и информации при Государственной научно-технической библиотеке России. Здесь прошёл вечер, одной из главных тем которого была "Шахматы против болезни Альцгеймера".

Признаюсь, я была удивлена, что известные в шахматном мире люди пришли сюда просто чтобы послушать выступления, пообщаться. Безо всяких турниров и призовых фондов. Все остались очень довольны и потребовали сообщить о сроках следующего подобного мероприятия.

Я расскажу, что мне запомнилось из увиденного и услышанного.


Открыл вечер Юрий Львович Авербах , который поведал, что кроме Александра Рюэба, первого президента ФИДЕ, он был знаком со всеми остальными президентами.

Юрий Львович подробно рассказал о том, что каждый из них внёс в копилку развития шахматного спорта. Надо признаться, на третьем имени моё внимание отключилось, и я ничего не запомнила. А может, ничего и не было. Задумалась о болезни Альцгеймера…


Оказывается, провозгласить 20 июля Международным днём шахмат предложила Советская шахматная федерация (кстати, как она называлась в то время?). А точнее - Центральный шахматный клуб. А вот вступать в ряды ФИДЕ Советский Союз сначала не собирался, потому что считал эту организацию буржуазной. О чём шахматное руководство сообщило в письме за подписью Крыленко.

Юрий Львович вспоминает, как раньше праздновался День шахмат. На Гоголевском бульваре выставлялись шахматные столы, и ведущие гроссмейстеры давали сеансы одновременной игры. Кроме того, проводились "зрительские мероприятия": лекции, мастер-классы и всякое такое.

Старейший в мире гроссмейстер уверен, что шахматы продлевают жизнь. Однако добавил, что в очень преклонном возрасте лучше в шахматы не играть, а заниматься шахматной эстетикой: решать и особенно - создавать шахматные композиции. По его мнению, в Центре шахматной культуры и информации, где он является уже многолетним сотрудником, поставлены две важные задачи, которые можно выполнить с помощью шахмат: детей - научить думать, пенсионерам - помочь продлить творческую жизнь. Считает, что Марк Тайманов его переживёт. На вопросы о маленьких детях Марка Евгеньевича ответить не смог, но повеселил присутствующих тем, что напомнил о возрастном рекорде среди шахматистов - Андрэ Лилиенталь скончался в возрасте 99 лет. "Если кто-то захочет побить этот рекорд, ему придётся ставить столетнюю планку".

В завершение Юрий Львович показал несколько красивых этюдов (часть из них - его собственные).

В последнее время он очень увлечён темой "Театр шахматных фигур". Говорит, что на эту идею его навело высказывание Майи Плисецкой, что в каждом танце должен быть сюжет. Так и в шахматах: и в партии, и в этюде должен быть сюжет. Фигуры наделены образами, характерами, и они взаимодействуют друг с другом по определённому сюжету.

В последнее время у Юрия Львовича резко ухудшилось зрение, но шахматные позиции он видит. Это позволяет ему сочинять этюды. Готовится к выпуску его новая книга по истории шахмат, а вот сборник этюдов он издавать не собирается, чем расстроил публику.

Очень интересным было выступление доктора медицинских наук Марии Суреновны Томкевич . Она занималась изучением болезни Альцгеймера, и профессионально объяснила позитивное воздействие шахмат с точки зрения предотвращения этой болезни.

Прежде всего, она обратилась к статистике: в последние годы эта болезнь набирает обороты. Причин тому много, однако хотелось бы остановиться подробнее на двух (записывала не на диктофон, надеюсь, я правильно использую медицинские термины): гиподинамия и гипокогнетивность.

Гиподинамия.

Приведу известное выражение: "Люди расплачиваются своими болезнями за услуги цивилизации". Появился лифт - перестали подниматься по ступенькам, появились машины - меньше ходят. Расплачиваясь болезнями суставов и другими.

Гипокогнетивность.

Появился компьютер, и люди перестали загружать свой мозг, "стали отказываться от собственной мыслительной деятельности". Те, кто живёт насыщенной интеллектуальной и социальной жизнью - меньше подвержены риску заболеть болезнью Альцгеймера. Люди с пониженными духовными и интеллектуальными потребностями болеют гораздо чаще. Эта болезнь обнаруживалась даже у людей среднего возраста.

Интересно, что британские учёные обнаружили ещё одну причину - длительная привычка негативно мыслить.

В общем, доктор наук посоветовала всем играть в шахматы. Она сама, вместе с группой пенсионеров, берут у Юрия Львовича шахматные задачки, чтобы постоянно нагружать мозг работой. Полезно также учить стихи. И ещё: записывать эти стихи на бумаге, но не той рукой, которой привык писать. Это развивает концентрацию и развивает нужное полушарие мозга.

Потом выступила я. С недавнего времени работаю в этой знаменитой библиотеке заведующей отделом теории и методологии шахматной культуры. Здесь я запускаю в осени детскую "Шахматную школу гроссмейстера Марии Манаковой", а также развиваю клубную деятельность. Об этом обязательно расскажу подробнее, когда закончу делать сайт школы.

Я рассказала о своём опыте общения с легендарным Светозаром Глигоричем. Великий югославский гроссмейстер до конца своих дней (а он скончался четыре года назад в возрасте 89 лет) водил машину, сочинял музыку, решал шахматные задачи, активно следил за шахматными новостями через Интернет. Он тоже считал, что шахматы продлевают жизнь.

Поведала также об опыте общения с известными раввинами: насколько умны и адекватны они в свои 80-90 лет! Дадут фору любому молодому. И это потому, что постоянно держат свой мозг в интеллектуальном тонусе.

В планах Шахматного центра с осени, помимо моей школы, запустить проект электронной библиотеки, начать работу клуба, проводить ветеранские турниры и очень интересные программы для студентов. Обо всём этом, по мере готовности каждого проекта, я буду рассказывать в СМИ.

Ведущий вечера, журналист, писатель и историк Сергей Воронков показал одну из самых красивых партий Юрия Львовича Авербаха, затронув тему связи шахмат с другими видами искусства: живописью и музыкой. Но это - настолько широкая и глубокая тема, что ей стоит посвятить отдельное мероприятие. Что мы и сделаем.

По завершении вечера гости посмотрели фотовыставку, посвящённую всем шести президентам ФИДЕ.




Комментарии

Яровинский, как замечательно читать ваше искреннее пожелание здоровья Юрию Львовичу Авербаху. Я, естественно, присоединяюсь к этому пожеланию. До 120 Юрию Львовичу!
Но я просто не могу удержаться от одного комментария. Совсем недавно вы вылили много грязи и стандартных КГБ-ешных обвинений на Федора Парфеньевича Богатырчука, но знаете ли вы, что проект "Богатырчук" начался в 1991 году именно с Юрия Львовича...
Сергей Воронков (вы его тоже могли видеть на видео-сюжете): "Сейчас уже и не вспомнить как именно тем "путчевым" летом 1991 года попала к нам в редакцию книга Богатырчука ("Мой жизненный путь к Власову и Пражскому Манифесту" - Я.З.), переданная с оказией из Оттавы его дочерью Тамарой Федоровной Елецкой. Скорее всего, через журналиста Эммануила Штейна, бывшего пресс-атташе Корчного, который общался с Т.Ф., а во время наездов в Москву непременно заходил в гости к Авербаху.
Получив от Юрия Львовича книгу, я проглотил ее за ночь, и потом долго еще ходил, как под током, потрясенный прочитанным!"
Но и это еще не все. Именно Юрий Львович Авербах опроверг клевету Ботвинника (была у того привычка собственные измышления выдавать за факты), заявившего, что талантливый Эвенсон погиб из-за Богатырчука - якобы тот не пустил Эвенсона к себе в дом, после чего того поймали и расстреляли. Именно Авербах опроверг слова Ботвинника, доказав, что Эвенсон прятался у Богатырчука, а выйдя от него пошел служить в Добровольческую армию и там был убит своими же сослуживцами. Когда в конце 1998 года случай свел Авербаха с дочерью Эвенсона, Эльга Александровна "сказала, что в семье остались самые теплые воспоминания о Федоре Парфеньевиче Богатырчуке".
Да, чуть не забыл, специально для двухтомника Авербах прокомментировал партии Богатырчука.
Ну, что скажете? А лучше, ничего не говорите. Что вы можете сказать?

Зусманович, люди обычно обвиняют других в том, что присуще им самим. В своей обычной манере, не считая меня, вы облили грязью Ботвинника. Это то, ради чего вы пишете свои посты. По поводу Богатырчука я считаю, что люди, сотрудничавшие с нацистской Германией, не являются героями по определению. Могу обсудить игру Ботвинника и Богатырчука - разумеется, не бесплатно, - а их отношения меня не интересуют.

Вот дословно что написано о Ботвиннике: "Именно Юрий Львович Авербах опроверг клевету Ботвинника (была у того привычка собственные измышления выдавать за факты), заявившего, что талантливый Эвенсон погиб из-за Богатырчука - якобы тот не пустил Эвенсона к себе в дом, после чего того поймали и расстреляли. Именно Авербах опроверг слова Ботвинника, доказав, что Эвенсон прятался у Богатырчука, а выйдя от него пошел служить в Добровольческую армию и там был убит своими же сослуживцами".

В упор не вижу, где здесь "обливают грязью".

Евгений! Дословно:

1. " Совсем недавно вы вылили много грязи и стандартных КГБ-ешных обвинений на Федора Парфеньевича Богатырчука".

2. Слова "клевета Ботвинника" - по-вашему, не грязь? Приведенная Вами цитата как минимум флуд, если не клевета. В теме нет слов Авербаха о Ботвиннике и Богатырчуке.

3. Я ответил на обращение в свой адрес, и сделал это в максимально корректной форме.

Я, конечно, не редактор сайта и вообще по паспорту не Евгений, но пункты 1 и 2 свидетельствуют о Вашем, Алексей, заблуждении.

1. На профессора (без трех "ф", как стало модно в наши дни) Богатырчука, международного мастера, чемпиона СССР и Канады, человека чести и высочайшей культуры, действительно выливались и продолжают выливаться танкеры грязи. В том числе на этом ресурсе. Справедливости ради - выливались из разных источников, каковых после "оптимизации" количества пользователей стало прилично меньше.

"Нелюдь", "фашист", "гитлеровский пособник", вплоть до людоеда. Ужели? Когда и кем осужден? Где свидетели преступных деяний?

"Страшный человек, советскую власть ненавидел..." (цитата М. М. Ботвинника из интервью 1994 года). Да, ненавидел. И того не скрывал. А был обязан любить? За что, скажите? Захват национальных республик в 1919-21 годах, концлагеря для несогласных еще тогда, расстрелы без суда и следствия, продразверстка, красный террор, торговля нансеновским зерном, насаждение шариковщины, культ вождя и Павлика Морозова, уничтожение интеллигенции, Голодомор, ГУЛАГ, великая чистка, поощрение доносительства, договора с Гитлером, презрение к международному праву и человеческой совести? За что?

Вы тоже не остались, маэстро, в стороне от участников этой посмертной травли. К сожалению - не остались.

2. Совершенно верно, в теме не упоминался Ботвинник. Но его цитата об Эвенсоне и Богатырчуке - достояние русскоязычной шахматной литературы и публицистики. Ее нетрудно найти. Цитата с обвинением в причастности будущего Мастера и Профессора к смерти талантливого шахматиста Эвенсона. Пока она не опровергнута - ложные обвинения не сняты. Дойти до истины, в том числе в обсуждаемом эпизоде, - долг шахматных историков, да и просто неравнодушных людей.

Согласен, формулировка "клевета" здесь не слишком точна. Ботвинник, рожденный в 1911 году, не мог знать Эвенсона, не мог еще в силу возраста ознакомиться по горячим следам с обстотельствами гибели, не мог в силу особых отношений с Богатырчуком узнать подробности у самого Ф. П...

Клевета - это когда Зюганов, Симоненко, Д. Киселев, Жириновский, Затулин, Рогозин или Царев с умными (за исключением последнего) лицами рассказывают в прямом эфире, какие организации (и за что) были осуждены Нюрнбергским трибуналом, а впоследствии один за другим проигрывают суды, указывающие на их махровую ложь. В свою очередь, обвинения в адрес Богатырчука придуманы не Ботвинником. Он лишь позволил себе воспроизвести неподтвержденную информацию, поленившись ее проверить, и вряд ли мог в 82-83 года, уже после смерти врага советской власти, прощаясь с белым светом, преследовать корыстные цели. Это нельзя квалифицировать по статье "клевета", но имя Богатырчука от инкриминируемых ему зловещих деяний необходимо так или иначе очистить.

Lucullus, дам развёрнутый ответ по поводу "травли".
В Украине на официальном уровне Бандера и Шухевич признаны героями. В их честь в Киеве переименовали соответственно Московский проспект и проспект генерала Ватутина. Приведу цитаты из статьи о генерале Н.Ф. Ватутине из Википедии.
"29 февраля 1944 года Н. Ф. Ватутин вместе со своим сопровождением выехал на двух машинах в расположение 60-й армии, чтобы проверить ход подготовки к очередной операции. Как вспоминал Г. К. Жуков, при въезде в одно из сёл «машины попали под обстрел диверсионной группы УПА. Н. Ф. Ватутин, выскочив из машины, вместе с офицерами вступил в перестрелку, во время которой был ранен в бедро»".
"Тяжело раненного военачальника на поезде доставили в киевский госпиталь. В Киев были вызваны лучшие врачи, среди которых - главный хирург Красной Армии Н. Н. Бурденко. Ватутин получил сквозное ранение бедра с раздроблением кости. Несмотря на оперативное вмешательство и использование в ходе лечения новейшего пенициллина у Ватутина развилась газовая гангрена. Консилиум врачей во главе с профессором Шамовым предложил ампутацию, как единственное средство спасения раненого, но Ватутин отказался. Спасти Ватутина так и не удалось, и 15 апреля 1944 года он скончался в госпитале от заражения крови".
Президент Ющенко героизировал ОУН УПА и ее руководителей, присвоив им звание "Герой Украины".
В ответ на переименование топонимических объектов в честь канонизированных киевской властью "героев Украины" "нижняя палата польского парламента утвердила резолюцию о признании 11 июля днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против поляков в период Второй мировой войны".
Источник: http://www.bbc.com/russian/news-36865500

А теперь вернусь к Богатырчуку. В ответ на героизацию Богатырчука стараниями некоторых пользователей я в одиночку возразил, что люди, сотрудничавшие с нацистской Германией, не являются героями по определению. Это не травля, а констатация факта.

Сотрудничал - как? Пленных красных не потрошил, по крайней мере, об этом ничего не известно.
Он приветствовал немцев сперва, да, это было. Сильно красных не любил и надеялся, что немцы принесут счастье, добро, гуманность, Европу. Затем увидел, чем дело пахнет, и ему это не понравилось.
Что его отпустили американцы и приняли канадцы, может свидетельствовать в его пользу, что не совершал он преступлений. Но приспособился к гитлеровскому режиму.

Наверное, точно можно сказать, что это был человек с твердой жизненной позицией, многое вынес и пережил. Герой ли он? В глазах антисоветчиков однозначно да.

Уже обсуждалось, как сотрудничал. Богатырчук был членом Президиума Комитета освобождения народов России, возглавляемого генералом Власовым. Как явствует из книги Богатырчука, данный комитет фактически выполнял рекрутинговую функцию, набрав в Русскую Освободительную армию две дивизии добровольцев, которые фактически не подчинялись Власову, а подчинялись нацистскому командованию.

Богатырчук вступил в КОНР в декабре 1944 года, только это
были не столько воинские части, сколько идеологическая обслуга нацистов.
Вроде бы разочаровался, увидел зверства, а вступил, как-то одно с другим не вяжется, что, без этого оперировать не мог? Надо разделять профессиональную и политическую деятельность, как это сделали норвежцы применительно к Кнуту Гамсуну.
А что касается современной Украины, так там уже не только Бандера и Шухевич,
а и погромщик Стецко с дивизией СС "Галичина" в героях ходят.
Кстати, юридически Польша, как это не печально, имеет полное право потребовать территории, утерянные в 1939 году. Договор Молотова - Риббентропа был дезавуирован сторонами 22.06.41 г., значит, его территориальные последствия тоже юридически ничтожны. Не исключено, что поднятие Сеймом вопроса о Волыни-первый шаг в этом направлении.

"люди, сотрудничавшие с нацистской Германией, не являются героями по определению".

А люди, сотрудничавшие с коммунистическим СССР являются героями по определению? В чем разница между сталинским СССР и гитлеровской Германией? В чем разница между двумя тиранами? В чем разница между Крыленко и Геббельсом? В чем разница между гитлеровскими и сталинскими генералами? В чем разница между судьбами Клаусa Юнге и Маркa Стольбергa, погибшиx неизвестно за что?

Люди, сотрудничавшие с коммунистическим режимом, не являются героями по определению, но и не являются преступниками по определению. Люди, защищавшие свою землю, - по определению являются героями. Разницу лучше всех сформулировал Геннадий Туник: "Гитлер уничтожал другие народы, а Сталин - собственный". Но вот, например, Брежнев был коммунистом, но не уничтожал свой народ. Разница между Юнге и Стольбергом в том, что Стольберг погиб в борьбе за правое дело, а Юнге - за неправое.

Цитата из Википедии, тем более русскоязычной, - вообще не источник. Достаточно вспомнить кардинальное расхождение мнений этого сайта о таких людях, как Юлий Цезарь и Марк Антоний, наблюдаемое в течение всего лишь одной календарной недели.

О генерале Ватутине вам, г-н Яровинский, известно этак в тысячу раз меньше, нежели мне. Он, будучи одним из одареннейших полководцев Второй мировой войны (начатой Гитлером и Сталиным на паях), был ранен в одной из областей Западной Украины. Той самой, что была присоединена к СССР в 1939 году "по желанию местного населения". Его ранение, как пишут компетентные врачи, вовсе не было смертельным, даже вопреки громадной потере крови непосредственно после инцидента. Это я Вам говорю как стажированный донор, приближающийся к рангу "почетный". Но поставить способного комфронта на ноги даже лучшие советские врачи, так сказать, не смогли. Кого в этом винить? Не других ли высших офицеров, трепетавших при одном упоминании о возможных соперниках?

Может быть, вы, г-н Яровинский, вспомните позорное "письмо ста сорока восьми", рожденное г-ном Януковичем (в данном случае г-ном не равно "господином", но ровно тем, кем выглядит при первом прочтении) вместе с его ручной, управляемой из соседней державы фракцией? Да, то паскудное письмо, где 148 агентов иной державы на коленях просили признать УПА виновной в геноциде поляков. Ужель Вы верите, что дремучие существа вроде Чечетова или Царева могли досконально изучить историю польско-украинских отношений? Ужель вы верите, что эти животные способны представлять сколько-нибудь серьезные народные массы?))

Lucullus, Вы считаете решение парламента Польши незаконным? Причем тут Янукович, Чечетов и Царев? О генерале Ватутине я знаю всего ничего, так я и не утверждал обратное. Я также не рассуждал о степени тяжести его ранения. Я написал о том, что проспект генерала Ватутина переименован в проспект Шухевича, и привел цитаты из Википедии, показывающие, что он был ранен украинскими националистами и в результате этого ранения умер.
Если Вам есть что рассказать о Ватутине, чего нет в Википедии, мне будет интересно. Обсуждать животных мне неинтересно.

Цитаты из русскоязычной Википедии, на которую ссылаетесь Вы, позволяют также судить о том, что "Украина напала на Донбасс" (к размышлению: может ли напасть Италия на Сицилию? США на Луизиану? Япония на Хоккайдо?), а "нацистская Германия вероломно набросилась на человеколюбивый Советский Союз". Даром, что 21 июня 1941 года две людоедские империи были ближайшими союзниками. Послушайте Олега Митяева, перепевшего пасодобль "Рио-Рита" с абсолютным знанием сути вопроса. Посмотрите пару-тройку советских фильмов. Мне кажется, вас ждет немало ценных открытий.

Я также понимаю ваше равнодушие к обсуждению животных. Но животные, за которых минимум трижды (не считая местных выборов 2010 и 2014 годов) голосовал маэстро Яровинский, хоть нескольких строк да заслужили. Ужели я, старый спитой любитель, снова неправ?

Алексей, я не рисовался здесь матерым антифашистом и потому не обязан рассказывать о советских военачальниках. Тем более людям, любящим расписывать свою великую любовь к государству СССР. Наверняка у вас немало единомышленников, готовых поддержать коллегу в разговоре, сложившемся не с его перевесом.

Lucullus, я не люблю выяснять отношения даже за шахматной доской, - играю для удовольствия. Мне нравятся некоторые песни у Митяева, которого Вы упомянули, особенно - "Небесный калькулятор".

"Француженка", "Соседка", "Студентка", "Тольятти", "Маленькая жизнь", "В темной комнате", "Ночной полет", "Марк Шагал", "Почтовый чиновник", не говоря о перепевах Окуджавы и Визбора... Маэстро, спорьте там, где видите СВОЮ категорию. В шахматах, видимо, мы с вами - два легковеса. В остальном - растите, уважаемый:)

И не препирайтесь там, где явственно уступаете оппоненту.

Просто священный какой-то трепет пробирает, когда смотришь на Легенду.
Вот он, спортивный образ жизни и раннее завершение активной шахматной карьеры.

Цюрих 63 года назад, две победы над Эйве, блестящая победа над Кересом с 22... g5!

Здоровья Юрию Львовичу, пусть побьет "рекорд" Лилиенталя.

Интересный факт: самая первая книга с партиями Юрия Львовича Авербаха появилась не в Штатах, не в Европе, не в России, а в Индонезии. Книга называется "Averbach di Indonesia". В середине 1950-х Авербах посетил Индонезию, дав сеансы одновременной игры и сыграв показательные партии с лучшими шахматистами страны. Вот эти партии и включены в редчайшую книгу, изданную в 1956 году на индонезийском языке. "Морями теплыми омытая, страна родная Индонезия".
А настоящий сборник партий Авербаха появился лишь через 40 (!) с небольшим лет в Англии: "Averbakh"s selected games" (Cadogan, 1998). Прекрасная книга, содержащая 60 лучших партий Авербаха. Россия же, как почти всегда, когда дело касается ее же собственных супер-гроссмейстеров, задержалась. Только в 2003 году вышла биографическая книга Авербаха "Шахматы на сцене и за кулисами" (Рипол Классик).
Если у вас нет этих книг, не расстраивайтесь! Может, у вас есть сборник "ХХI первенство СССР по шахматам", выпущенный издательством ФиС в 1955 году. Авербах выиграл то первенство, опередив на полтора очка Виктора Корчного. В книге 19 партий Авербаха, многие из которых просто великолепны (например, партия Геллер-Авербах напоминает знаменитую партию Глигорич-Штейн из матча СССР-Югославия).
Хочу пожелать Марии Манаковой удачи в ее начинании, а Юрию Львовичу Авербаху не только долгих лет жизни, но и долгих творческих лет.

Вротарь, оказывается вы не только врун, но еще и фальсификатор. Обычно, так оно и бывает. В своей статье "Чужое золото", помещенной на Facebook, я рассказал о беспрецедентном случае в истории женских шахмат, когда у Анна Ахшарумовой, находившейся "в отказе", по запросу Иоселиани отобрали золотую медаль чемпионки СССР. Написан был этот текст в день рождения Иоселиани.
Мои слова там такие: "Сегодня исполняется 54 года известной шахматистке из Грузии Нане Иоселиани. Я очень ценю и уважаю грузинский народ, восхищаюсь грузинскими шахматистами, с радостью храню шахматные книги, изданные в Грузии, но поздравлять Иоселиани не буду (хотя, уверен, она проживет и без моих поздравлений). Вот из-за этого происшествия, описанного гроссмейстером Борисом Гулько в книге "КГБ играет в шахматы" (Москва: Терра-Terra, 2009)". Есть еще небольшая фраза в самом конце. И все.
Я привел большой кусок из биографической повести Бориса Гулько "Написание буквы "ламед" (КГБ и я)". Фраза о Крогиусе и Авербахе - не моя. Она принадлежит Борису Гулько. У меня есть все книги и статьи, написанные Гулько, но это, естественно, не значит, что я во всем с ним согласен.
Вротарь, я, конечно польщен, что вы читаете мои тексты на Facebook, но вы попали в лужу. Недавно я назвал вас провокатором. Вы и есть провокатор, чего так удачно сегодня доказали. Впрочем, чего еще ожидать от незнайки-патриота.

Зусманович, раз Вы привели цитату Гулько, то она и Ваша тоже. Фраза есть, значит фальсификации - нет. Обращение "Вротарь" хорошо показывает интеллектуальный уровень на уровне младших классов школы.

Андрей Януарьевич не додумался до того, чтобы называть фальсификатором за точную цитату. А до Вашего остроумного переиначивания ника пользователя Андрею Януарьевичу весьма далеко.

Ируска,втемяшьте себе в голову еще и еще раз,- мне нравится именно такое звучание - написание моего ника и мне ПЛЕВАТЬ на ваше мнение насчет "Вротаря".
Вы постоянно указываете своим оппонентам:"Читайте книгу"КГБ играет в шахматы",там все написано правильно." И вдруг..."Фраза о Крогиусе и Авербахе - не моя. Она принадлежит Борису Гулько...но это, естественно, не значит, что я во всем с ним согласен."
Вы,историк-истерик, уж определитесь,-где в вышеназванной книге правда,а где брехня?
У вас,Зусманович, мозги совка.Когда нечего сказать,вы начинаете растягивать баян, обзывая людей провокаторами,политруками.Для вас (как и ранее для руководящих функционеров КПСС) все неудобные вопросы считаются провокационными.
Из вас мог бы получиться неплохой товарищ Громыко-2 или товарищ Суслов-2.

Если вы ещё раз скопипастите эту фразу:

"Ируска,втемяшьте себе в голову еще и еще раз,- мне нравится именно такое звучание - написание моего ника и мне ПЛЕВАТЬ на ваше мнение насчет "Вротаря".

Мне придётся принять меры. "Ируска" никакого мнения насчет вашего ника не высказывает, поэтому и ваш плевок на несуществующее мнение не имеет смысла. Что же касается самого слова "Вротарь", то вы точно так же обращаетесь к оппоненту, используя русский вариант написания его ника. Вы на равных. Так что перестаньте капризничать.

Ваш текстик составлен так, чтобы не было сомнений в том, что фраза о сотрудничестве Авербаха и Крогиуса с КГБ принадлежит именно мне. Кроме того, приведенная мною цитата рассказывает о постыдном, но довольно типичном эпизоде шахматной истории СССР. Разве в моей публикации обсуждалась чья-то работа на КГБ?
"Вы,историк-истерик, уж определитесь,-где в вышеназванной книге правда,а где брехня?"
Вы себя слышите? Т.е., если я цитирую отрывок из книги, то автоматически соглашаюсь с абсолютно всем, что там написано? Убийственный аргумент.
Вротарь, я поймал вас на вранье, и вместо того, чтобы найти в себе силы признать свой промах и просто заткнуться, вы несете какую-то ахинею про Суслова, руководящих функционеров КПСС... Странно все это. Ведь вы же патриот, и по идее это все ваши люди, ваш контингент, пусть и из прошлого.

iruska,вдолбите себе в голову,что мой ник golkiper1000.
В статье "Чужое золото" вы цитируете слова Гулько о сотрудничестве Авербаха с КГБ.Какое отношение имеет эти слова к событиям изложенным в статье об Иосилиани? Никакого.Единственная ваша цель оставления в статье этой фразы Гулько,- еще раз напомнить читателям о сотрудничестве Авербаха с КГБ.
А сейчас у вас хватает совести желать Юрию Львовичу долгих лет жизни.
Когда вы в своем постике говорите,что я патриот,у меня складывается впечатление,что у вас признаки болезни Альцгеймера.Выздоравливайте скорее.
Заткнуться надо вам,калифорнийский хам.

Выход из данной, скажем прямо, непростой ситуации, вижу только один: один из субъектов Российской Федерации должен отказаться от бывшей первой доски, как не оправдавшей доверия в непростой международной обстановке.

Ах, вот оно что! Ну, теперь-то я, наконец, понял свой архи-коварный замысел! Оказывается, я опубликовал на Facebook материал под названием "Чужое золото" не для того, чтобы рассказать о том, как отобрали золотую медаль чемпионки СССР у Анны Ахшарумовой, процитировав без малейших сокращений посвященный этому большой кусок из повести Бориса Гулько, а лишь для того, чтобы показать, что Авербах сотрудничал с КГБ?! Т.е. я публиковал материал, занимающий пару страниц, только для того, чтобы не потерялись две строчки ("Конечно обa, и Крогиус, и Авербaх, сотрудничaли с КГБ. О сотрудничестве Авербaхa с КГБ писaл в одной из стaтей Корчной. О Крогиусе это было ясно и без Корчного"), посвященные сотрудничеству Авербаха с органами!? Короче, говоря об одном, я мыслил о совсем другом, и вся публикация была лишь прекрытием!?
Ну, я и глубок, ну, я и коварен! Нет, вы не Вротарь, вы - МУД...рец.
Нет, вы не Леонид Шмуц и даже не Лев Кудасов, вы...вы - гораздо, гораздо выше... Скажите честно, вы ведь защищали чьи-то ворота, да? Не сборной, случайно, Канатчиковой Дачи? Ну, не может такое глЫбокое мышление не быть объясненным..., не может.

Историк-истерик как всегда передергивает.Статья"Чужое золото" действительно о том,как отобрали золотую медаль у Ахшарумовой,но строчки касающиеся сотрудничества Авербаха с КГБ никакого отношения к теме статьи не имели.Вы их умышленно оставили в статье,чтобы еще раз напомнить читателям,что Авербах сотрудничал с КГБ.
iruska,вы каждый раз пытаетесь меня оскорбить.Я ВЫНУЖДЕН давать ответку:вам нравится кликухи "историк-истерик","калифорнийский хам"?(хам писать с большой буквы или с маленькой - как вам больше нравится,Яков?)
На ваш пост я бы не отвечал:как говорится,каждый остается при своем мнении.Но вы оскорбляете меня,поэтому на сегодня вы - ПИД...жеотто.

Боже, как у вас, Вротарь, все запущено. Пусть читатели сайта определят, должен был Борис Гулько включать эти строчки или нет. Итак, фрагмент из текста Гулько, который я процитировал:
"Через неделю в Тaллин пришел прикaз возобновить пaртию с 38-го ходa. Прикaз был явно aбсурдный, он шел врaзрез с прaвилaми. Нaзывaлся он: "Решение Всесоюзной коллегии судей". Особенно зaбaвным был в нем пятый пункт: обсудить дaнный случaй нa Всесоюзной коллегии судей. Тaк чей же был прикaз?
Впрочем, прикaз был подписaн нaчaльником упрaвления шaхмaт гроссмейстером Николaем Крогиусом и зaместителем председaтеля федерaции шaхмaт СССР гроссмейстером Юрием Авербaхом.
Это был интересный, типично советский феномен. Я почти уверен, что инициaтивa тaкого беззaкония принaдлежaлa сaмим ознaченным гроссмейстерaм, хорошо знaкомым с прaвилaми шaхмaт, a не гэбэшным или пaртийным влaстям. Рaботники тaкого уровня полaгaли, что подлость входит в круг их служебных обязaнностей. Хотя, может быть, тaк оно и было, может быть, и входилa. Конечно обa, и Крогиус, и Авербaх, сотрудничaли с КГБ. О сотрудничестве Авербaхa с КГБ писaл в одной из стaтей Корчной. О Крогиусе это было ясно и без Корчного.
По социaльному стaтусу обa гроссмейстерa принaдлежaли к интеллигенции, a Авербaх принaдлежaл и по существу писaл неплохие стaтьи об истории шaхмaт. Кaк-то, когдa я с ним еще рaзговaривaл, я спросил его, не является ли он родственником известного литерaтуроведa Леопольдa Авербaхa. Юрий Авербaх вырaзительно посмотрел нa меня и ничего не ответил. Понимaл, что нужно стыдиться гонителя хороших писaтелей.
Крогиус принaдлежaл к интеллигенции только формaльно. Он был доктором психологических нaук, но его "нaучные" рaботы носили aнекдотичный хaрaктер. Тaк, в одной из книг он писaл о своем "открытии": если обa шaхмaтных пaртнерa хотят сделaть ничью, ничейный результaт вероятен. Одно его произведение я прочитaл до концa. Это было письмо в гaзету "Прaвдa". Во время "всенaродного обсуждения новой конституции СССР", которaя, все знaли, соблюдaться не будет, Крогиус предлaгaл встaвить кудa-то тaм в этот потешный документ "и психологическaя подготовкa".
Обa гроссмейстерa влaдели искусством прожить жизнь безбедно при коммунистaх. Служить не зa совесть, a, нaоборот, без совести. Это был единственный путь, суливший легкую жизнь предстaвителям творческой интеллигенции. И шли им многие, дaже тaлaнтливые люди.
Конечно, Аня откaзaлaсь нaрушaть шaхмaтные прaвилa, не стaлa доигрывaть уже зaкончившуюся пaртию, и ей присудили вместо победы порaжение. В конце онa отстaлa от Иоселиaни нa очко. Если бы не нaрушение прaвил через три с половиной годa нa московской тaможне, где кaгэбэшники укрaли все нaши медaли, они укрaли бы нa одну золотую медaль чемпионa СССР больше".

Легендарный советский шахматист, самый пожилой в настоящее время гроссмейстер в мире 94-летний Юрий Авербах в интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" Олегу Богатову рассказал о трагичности своего поколения, везении, позволившем выжить в Великую Отечественную войну, встречах с чемпионами мира различных лет и главных жизненных вехах.

Умереть мог ежесекундно

- Юрий Львович, я слышал, что у вас очень редкий пульс - на уровне 25-30 ударов в минуту. С чем это связано?

Вы знаете, это было раньше. Потом мне поставили кардиостимулятор - потому что выяснилось, что при таком сердечном ритме я мог умереть в любой момент. Но я, как видите, живу.

- И сколько лет вы живете в таком режиме?

Больше десяти. Я проверялся в этом году, все работает прекрасно, прибор настроен примерно на 55-60 ударов в минуту. Все хорошо.

- А раньше вас сердце не беспокоило?

Нет, и для меня даже неожиданно было, когда врачи мне сказали - вы можете умереть в любой момент.

- А чем врачи объясняли такое нечастое сердцебиение?

Да вообще ничем, я много лет занимался спортом, и все вроде было обычно. Но я пришел к такому выводу - природа ничего не дает задаром. Вы знаете, в 40 лет я стал редактором шахматного журнала, а уже в 42 надел очки. А ведь раньше у меня у меня было просто блестящее зрение - я в тире из 25 очков выбивал минимум 23. После этого я очень много работал, и спустя некоторое время у меня возникла глаукома. Но тут я сам виноват - я очень много читал.

Я сделал выводы, что ничто не проходит бесследно. И мне, кстати, очень не нравится идея с поворотом рек - такие вещи надо очень точно продумывать, потому что мы не знаем конечного результата. А сейчас его видим - Аральское море перестало существовать. И в Москве природа изменилась - благодаря проложенному каналу имени Москвы стала совсем другая погода, чем прежде.

- А какая была раньше?

Морозная и сухая. А сейчас - вы сами видите, что творится...

Если та же природа наделила вас таким редким пульсом, то может быть, где-то свыше вам указано - не надо спешить?

Вы знаете, я атеист. Мы все время верим, что существует кто-то там наверху, но в то же время есть и мнение, что нас создали пришельцы из более продвинутых цивилизаций. И это тоже, кстати, как-то совпадает с религией. Я хорошо отношусь к тем, кто верит в религию, но я - атеист.

Судьба спасла от смерти

- Какие у вас самые любимые места в Москве?

Абрамцево - я двадцать лет прожил там на даче, это мое самое любимое место. Я же арбатский парень, и в три года под памятником Николаю Гоголю - только не тем, который сегодня, а настоящим, делал из песка куличики. И мой первый друг с трех лет был Володя Петерсон, очень интересный человек. Его папа был профессором университета, специалистом по русскому языку - его предки были шведы, а дед женился на цыганке. В результате Володя родился брюнетом с голубыми глазами и все девочки на него буквально заглядывались.

Но он погиб. В школу тогда принимали с восьми лет, а в 1929 году, когда началась коллективизация, были введены продовольственные карточки и резко упал уровень жизни. И мама пошла работать машинисткой - она окончила калужскую гимназию и знала два языка. У нее было хорошее среднее образование, которое было характерно для России.

Я был способный мальчик, в пять лет научился читать - сейчас это нормально, а тогда считалось исключительным обстоятельством. Меня отправили в школу с семи лет, и когда я ее окончил, был "ворошиловский призыв". И все, кому минуло 18 лет, должны был идти в армию. Мне было 17, и я успел поступить в Бауманский институт. А Володя Петерсон в 1940 году был призван в армию, ничего не успел в жизни и погиб в 1941 году. И таких ребят очень много - почему я говорю, что мое поколение трагическое.

А мне откровенно повезло. Такая судьба, я ничего для этого не делал - так сложилась жизнь.

Бокс помог стать человеком

- Удивительно, но в юности до шахмат вы занимались волейболом и даже боксом. Почему?

Моим первым увлечением был волейбол, я играл за сборную школы, района и был кандидатом в сборную Москвы до 16 лет. А бокс - это другое. Когда началась коллективизация, то в Москву ринулось много крестьян, которым это не нравилось, с детьми. И у нас во дворе появилось много ребят моего возраста, и, назовем вещи своими именами, шпаны. А если ты хочешь быть человеком, то надо уметь защищаться. Я год занимался боксом и во дворе был вторым-третьим номером. У нас был Костя Лавринович - абсолютный чемпион, но и я умел постоять за себя.

- Кто был вашим любимым боксером?

Из иностранцев - американец Джек Демпси, а из наших - Николай Королев.

Спасительная грязь Ижевска

- Юрий Львович, какие у вас остались воспоминания о военных годах?

Непрерывное чувство голода в студенческие годы. Я встретил войну, находясь на практике в Коломне на паровозостроительном заводе. В первое время студентов младших курсов нашего института брали в ополчение, которое потом почти все погибло в боях под Вязьмой. А мы приехали позже и нас отправили на бронетанковую ремонтную базу - восстанавливали танки, тягачи, трактора. А когда немцы подошли к Москве, нас эвакуировали в Ижевск, где было очень трудно и стояла непролазная грязь.

О ней я сказал так: "Я грязь ижевскую на собственных подошвах как символ свято берегу". Потому что она спасла жизнь нашему студенту. Ночью не было освещения, и он глубокой осенью переходил улицу, булыжную мостовую с большим слоем грязи. Пропустил одну машину и пошел дальше, а оказалось, что первая машина на цепи везла вторую. Он упал в грязь, и второй автомобиль переехал через него. Но он его не задавил, а только вдавил в грязь, представляете?

А в Москве в октябре 1941 года, когда начались бомбежки, я сидел на крыше, отслеживал и гасил "зажигалки" (зажигательные бомбы).

Начальник благословил на шахматы

- Вам скоро будет 95 лет. Каков секрет вашего долголетия?

Я всегда очень много работал - окончил Московское высшее техническое училище, которое учит работать. И потом долго трудился в НИИ, руководителем которого был Мстислав Келдыш, президент Академии наук. И только потом так получилось, что я перешел на шахматы. А ведь я готовил диссертацию, сдал кандидатский минимум, но так сложилась судьба.

И надо сказать, что мне очень повезло. У меня был очень хороший руководитель, когда я работал в НИИРА - Научно-исследовательском институте ракетной авиации. Он располагался далеко - в Лихоборах, под Москвой. Как-то мы ехали вместе в трамвае с Константином Константиновичем Ушаковым, профессором ЦАГИ, руководителем нашего отдела. И он спросил: "Скажите честно, как у вас складывается в шахматах и науке?" А я уже был мастером спорта СССР и сказал: "Если откровенно, наука мешает шахматам, а шахматы мешают науке". Он подумал и говорит: "Я могу вас на два года отпустить заняться шахматами. Если ничего не получится, я вас возьму назад".

И когда я в 1954 году стал чемпионом СССР и претендентом на мировое первенство, вопрос был решен. Фактически он меня благословил на шахматную карьеру.

Инженер получал как гроссмейстер

А моя работа в НИИ по закрытой тематике была, кстати, очень интересной - я только через три года увидел что-то похожее. Она называлась "Гидравлические потери в проточной части газовых турбин" (на самолетах). Тогда еще реактивных самолетов не было, и я фактически был в самой гуще науки. И научный подход мне очень помог в шахматах.

И, кстати, моя семья была откровенно против того, чтобы я ушел в шахматы. Потому что как инженер я получал в два раза больше, чем как шахматист. И только когда я стал гроссмейстером, я стал зарабатывать примерно столько же, сколько в институте. Мой отец Лев Лазаревич был очень против шахмат и лишь когда я стал чемпионом СССР, он поверил в меня.

И в то же время мне очень повезло с шахматами, потому что я знал английский язык - потом в жизни это сыграло очень большую роль. Ведь когда начались поездки советских шахматистов за границу, у меня почти не было конкурентов - английский знали только я, Пауль Керес и Александр Котов. И так получилось, что я в результате я объехал полмира, начиная от Европы и заканчивая Южной Америкой.

Вывели из сборной СССР

Казалось бы, все было хорошо, но у меня был тяжелый момент в жизни. Когда в 1954 году я стал чемпионом Советского Союза, мы играли матч в США. В партии с Дональдом Бирном я просрочил время, но мне кажется, что часы были не в порядке. Я очень расстроился, не спал всю ночь, а утром позвонил руководитель делегации Постников: "Быстро одевайтесь и езжайте анализировать отложенную партию нашего шахматиста". Я ответил: "Дмитрий Васильевич, я проиграл партию - дайте мне возможность прийти в себя". Он сказал: "Ничего, потом придешь в себя", на что я ответил: "Никуда я не пойду".

А на следующий день за час до начала партии он вызвал и сразу начал кричать: "Как ты можешь меня не слушаться?!" Я сказал: "Дмитрий Васильевич, у меня партия через час", а в ответ услышал: "Да мне плевать на твою партию!" И в итоге я получил выигранную позицию, но сначала упустил победу, а потом и ничью. И меня, чемпиона страны, за неспортивное поведение на год вывели из состава сборной СССР, я не выступил на Всемирной олимпиаде.

Сломанная нога меняет судьбу

Меня в качестве наказания отправили играть в первенстве Азербайджана, которое я выиграл, сделав только одну ничью. И когда вернулся в Москву, то на столе меня ждала повестка на военные сборы. Я месяц находился на курсах "Выстрел" в Петергофе, хотя после МВТУ у меня была морская специальность - командир торпедного катера. И вдруг меня неожиданно поступает приказ из министерства - лейтенанта Авербаха срочно направить в Москву.

Я ничего не понимаю, приезжаю в Москву и выясняется: Борис Спасский должен был ехать на первенство мира среди юношей. Они готовились в Доме отдыха под Москвой. И его тренер Александр Толуш в выходной день уехал в Москву, а когда вернулся, все ворота были закрыты. Он решил полезть через забор, ссыпался с него и сломал ногу. Начали срочно искать замену - и выяснилось, что кроме меня никого свободных нет.

И вместо военных курсов я со Спасским поехал в Антверпен. Но получилось так, что он уехал раньше - вместе с человеком из "Большого дома", КГБ, была такая практика. А мой путь оказался такой: Москва - Прага - Париж - Антверпен. И когда мы летели в Париж, у самолета при посадке долго не выходило шоссе. И первое, что я увидел, выйдя на трап, были пожарные и санитарные машины - все ждали, что лайнер может рухнуть. Мне тогда казалось, что черная полоса уже закончилась, но выяснилось, что она продолжается. Спасский стал чемпионом мира и меня простили, снова включив в сборную СССР.

По ложному навету

- Больше вас от сборной не отлучали?

Был еще период, когда я четыре года был невыездным. Но это связано с тем, что я много ездил на международные турниры и кто-то из коллег на меня настучал - якобы меня пытались завербовать.

Это было уже тогда, когда я был заместителем председателя Шахматной федерации СССР. Причем в день, когда мне предложили работу в федерации, у моей матери случился инсульт. Кстати, предложение сделал тот самый Постников, который меня дисквалифицировал. Я сказал: "Дмитрий Васильевич, у моей мамы инсульт, я не могу прийти на заседание федерации". И он ответил: "Ничего-ничего, тебя выберут и без тебя".

А когда, кстати, я стал чемпионом СССР, у меня умер отец. Вот так бывает, не все время только хорошее случается, жизнь есть жизнь.

- А вас, кстати, не приглашали остаться на Западе?

Приглашали, причем в Австралии. В 1960 году я вне конкурса играл в чемпионате Австралии и один миллионер предложил остаться в стране. На что я ответил: "Я сам миллионер, меня это не интересует". Я считал, что живу в Советском Союзе и буду там жить дальше.

- Наверняка ведь было указание начальства не общаться с шахматистами, оставшимися за рубежом?

Нет, такого не было. Но ведь тогда, особенно в сталинское время, нам говорили за рубежом не ходить поодиночке, только вдвоем-втроем, да и товарищи из КГБ ездили с нами. Но как только умер Сталин, произошли очень большие изменения - и в 1955 году я впервые выехал один в Индонезию, раньше такого не было.

Из-за пятого пункта не пострадал

- В те времена проводились мощные репрессии против людей в связи с "пятой графой". Вы на себе это испытали?

Не могу так сказать. Отец у меня не был религиозным человеком, поэтому какой-то еврейской культуры я в себя не впитал. Я все время считал себя русским человеком и был неярко выраженным представителем еврейской нации.

- Но ведь ваш папа из-за репрессий пострадал?

Знаете, мой папа начал работать с 14 лет. Он приехал в Коломну к родственникам, где потом и я родился. И стал работать помощником лесничего в угодьях, принадлежавших князьям Голицыным. А после революции стал обычным лесничим и потом работал в тресте "Экспортлес", отправлявшем за границу лес для целлюлозной промышленности. Его работа была проста - он был бракер, ходил по лесу и отмечал деревья для вырубки.

В 1937 году все руководство "Экспортлеса" посадили - потому что они имели связи с заграницей. А поскольку папа находился в заштатной Ивановской области, его арестовали и год держали в тюрьме. Но когда Лаврентий Берия сменил Николая Ежова, то произошел период ослабления репрессий и его освободили. Потому что было трудно придраться - ну ходит человек по лесу и просто отмечает деревья. Вот такая судьба - повезло. Но он никогда на эту тему не разговаривал, я даже жалею сейчас об этом.

Как я стал Фейербахом

Если спросить людей моего поколения и старше, кто такой Авербах, они сразу вспомнят знаменитую песню "Шахматную школу собирает Авербах...". У вас тогда, наверное, была огромная популярность?

Да, я шестнадцать лет вел на телевидении передачу "Шахматная школа". И как только я стал комментировать шахматы по телевидению, меня сразу стали узнавать везде. Причем не обошлось без анекдота. Как-то мы в 50-е годы ехали с женой на автомобиле в незнакомом районе, она была за рулем и нам надо было заправиться. Я увидел милиционера, мы остановились и я спросил у него: "Товарищ милиционер, где здесь рядом колонка?"Он посмотрел на меня и сказал: "А я вас знаю". Задумался и сказал: "Вы - Фейербах!" Не зря же они проходили политучебу и изучали философию (Людвиг Фейербах - немецкий философ XIX века).

А во время матча Василий Смыслов - Михаил Ботвинник, который я в 1954 году комментировал по телевидению, тоже случилась смешная история. Обычно я ходил в Сандуновские бани. Пришел как обычно, налил воды в шайку и сел рядом с каким-то человеком. Он мылил голову, а потом все смыл, сел и стал на меня смотреть как удав на кролика. Мне стало неудобно, я же голый, стал от неловкости тереть коленку. А он говорит: "Я вас знаю". Я молчу. Он говорит: "Вы - шахматист". Я молчу. И он восклицает: "Вы - Смыслов!"Вот так.

- Вы достаточно рано, в 40 лет, закончили играть в шахматы. Почему?

Это тоже судьба - я понял, что выше я уже не заберусь. Я тогда увлекался журналистикой и тренерской работой. И мне нравилось работать с людьми - это качество у меня осталось с института. Я был тренером Бориса Спасского, Михаила Таля, спарринг-партнером Ботвинника, тренером Тиграна Петросяна, Кереса, Смыслова и даже Гарри Каспарова. Работал с лучшими шахматистами мира, и они мне были интересны как люди - для познания жизни.

У меня, кстати, были хорошие отношения с покойным Эдом Эдмондсоном, директором Федерации шахмат США. Раньше он был военным дипломатом, и Роберт Фишер с ним потом расстался, на мой взгляд, сделав большую глупость - потому что Эдмондсон его очень четко направлял к главной цели. А у Фишера все-таки было не все в порядке с головой - и из-за этого он плохо кончил. Ему было 64 года, когда он умер в Исландии - у него были проблемы со здоровьем, его уговаривали сделать операцию, но он отказался. Хотя Фишеру умереть в 64 года, по количеству полей на шахматной доске - это немного мистически.

Ботвинник - Бах, Таль - Моцарт

- Если взять игру Ботвинника, на музыку какого композитора она похожа?

Фундаментальность подхода Ботвинника можно сравнить только с Иоганном Себастьяном Бахом. А игру Таля, например, с Вольфгангом Амадеем Моцартом.

- А Смыслова?

Василий Смыслов... Ведь его в свое время не взяли в Большой театр только потому, что он был слишком самостоятельным. Он же прошел конкурс на солиста, но известный оперный дирижер Николай Голованов не взял его только из-за сильного характера. Вы знаете, я бы по его шахматным качествам даже мог сравнить его, пожалуй, с самим Петром Чайковским. Но знаете, сейчас шахматы из-за развития компьютеров находятся под серьезной угрозой и лет через пятьдесят могут перестать существовать. Ну кому интересна партия между двумя компьютерами?

Тогда действующего чемпиона мира Магнуса Карлсена вполне можно сопоставить с современной компьютерной музыкой?

Совершенно верно.

Есть нокаутеры, а есть художники

- Вы знали очень многих чемпионов мира. Как бы вы охарактеризовали каждого из них?

Я делю шахматистов на шесть групп. Первая - это нокаутеры, которые не просто стараются выиграть, но и "уничтожить" противника. Например, Ботвинник, готовясь к матчам-реваншам, старался всячески испортить отношения с будущими соперниками. К этой группе я отношу и Виктора Корчного, и Каспарова. А сейчас это Карлсен, можно сказать - "человек-убийца".

А вторая - это бойцы. Это Эмануил Ласкер - он хочет выиграть, но ему не обязательно портить отношения с оппонентом. Давид Бронштейн был такой же боец, легендарный американец Пол Морфи. Третья категория - гроссмейстеры, для которых шахматы - одна из разновидностей вида спорта. Игра закончилась - и он снова обычный человек. Такими были Керес, Хосе Рауль Капабланка...

- Люди, которые получают удовольствие от спорта во всех его проявлениях?

Вы правы. Керес, к слову, блестяще играл в большой теннис и даже участвовал в чемпионате СССР. А четвертая группа - это игроки, которым интересно все: карты, домино, все остальное. Типичные представители, игроки в хорошем понимании этого слова - Анатолий Карпов, Петросян, Ефим Геллер...

И остались две группы. Пятая - это художники, и, кстати, у представителей ранее названных групп тоже есть черты художников - у Таля, Капабланки, незаслуженно забытого Владимира Симагина. А шестая категория - это исследователи. Это Ройбен Файн, да и я в нее вхожу. Эти шесть групп и составляют основу в шахматах. В то же время в спорте нет этих шести категорий, а только несколько - первые две-три.

- Нескольких чемпионов мира вы не назвали. Давайте восполним пробел - Вильгельм Стейниц?

Это боец, и в то же время - исследователь. Кстати, свою первую книгу он назвал "Шахматный инструктор".

- Александр Алехин?

Он и художник, и боец.

- Макс Эйве?

Я бы включил его в третью группу, но у него был научный подход к шахматам. И он был первым, к слову, кто сформулировал, как бы странно это ни звучало, основные положения советской шахматной школы. Определив ее существование - когда появляется плеяда талантливых шахматистов. И не случайно он перед первым матчем с Алехиным приехал готовиться в Россию. И выиграл поединок.

Смыслов верил - чемпионство предначертано свыше

- Смыслов?

Вася относится ко второй группе, он боец. Но он - непростая фигура на шахматной доске. Ведь в 62 года, когда почти все ровесники закончили играть, он продолжал биться за шахматную корону и проиграл только Каспарову. Вася недолго был чемпионом мира, но потенциал у него был огромный. И к тому же он был верующим человеком. И когда я был его тренером, мы же в Австрии обошли почти все церкви и храмы.

- А вера ему помогала?

Да, но при этом он верил не только в поддержку свыше, но и в себя. И в то, что ему самим богом предназначено быть чемпионом мира. Он верил в то, что чемпионами рождаются, что ему это было предсказано свыше.

- Вы не верите в подобные вещи?

Сложно сказать, но как не верить, если из ребят моего года рождения, по статистике, уцелело всего семь процентов. Девяносто трех процентов нет, а я живу.

Спасского пробовали на Бендера

Спасский - тоже интересная фигура. С одной стороны, у него есть художественный элемент, он может быть артистом. Вы, наверное, не знаете, но его в свое время звали сниматься в кино. Но он тогда уже был претендентом на мировое первенство, и у него не было времени. Его хотели попробовать на роль Остапа Бендера в знаменитом фильме "Двенадцать стульев", но сыграл Арчил Гомиашвили. Но Борис, безусловно, это боец, с элементами театральности.

Кстати, когда я однажды отдыхал в ресторане Дома актера, ко мне подошел один из режиссеров и сказал на ухо: "Вами интересуются". Это оказалась режиссер Вера Строева, которая готовилась снимать фильм "Первый день мира". Ей нужен был немецкий офицер - и она предложила мне эту роль. К сожалению, календарь соревнований не позволил мне сыграть. Кстати, и в Германии, и в Голландии меня все принимали за немца. Хотя у меня мама - русская, а отец - еврей. Вот такая история.

Ботвинник слышал только себя

- Говорят, что Ботвинник настолько жестко шел к своей цели, что отодвигал других шахматистов?

Нет, я бы так не сказал. Но поскольку он был нокаутер, то считал, что все средства в борьбе хороши. И когда он готовился к матчам, то ведь выдвигал лозунги: "Вперед, на Эйве!", "Вперед, на Смыслова!". Он был человеком с научным подходом, но считал себя чемпионом мира во всем, не только в шахматах. И в этом заключается недостаток шахматистов первой группы - это проявилось и у Каспарова, к примеру. Который тоже считает, что он специалист во всем.

Знаете, ведь многие полагают, что Бронштейн уступил Ботвиннику в матче только потому, что его отец был репрессирован, и он боялся, что победа может вызвать неприятные последствия. Хотя я так не думаю - у него была больная тема: то, что он не получил высшего образования и из-за этого очень переживал. Кстати, Петросян называл современных ведущих гроссмейстеров "с высшим образованием, но без среднего".

- Бытует мнение, что Ботвинник был ярым сталинистом. Это так?

Не совсем, но однажды я пытался оспорить его точку зрения. И понял, что это невозможно - он авторитет, и другого мнения быть просто не может. Мы в 50-х годах сыграли тренировочный матч, а потом вместе встречали Новый год. Он был непьющий человек, а тут выпил бокал шампанского и танцевал "шимми". Это меня удивило, и я сказал: "Михаил Моисеевич, я от вас такого не ожидал". А он ответил: "Я специально тренировался перед зеркалом. И вы знаете, Юра, я танцевал лучше, чем Галина Уланова". Вот эта черта характерна для Ботвинника.

И вы не обратили внимания, что первую автобиографическую книгу он назвал "К достижению цели" - говоря о том, что он стал чемпионом мира. А вторую биографическую книгу - "У цели", его задачей была разработка компьютера, он хотел сделать компьютер, похожий на себя - играющий, как Ботвинник. И в конце концов у него ничего в этом смысле не получилось.

Горжусь знакомством со Стечкиным

- Вы ведь знали очень многих знаменитых людей...

Да, был такой академик Борис Сергеевич Стечкин, но не автор знаменитого оружия, пистолет изобрел его племянник. А он был авиаконструктором и работал главным теоретиком в известном конструкторском бюро Александра Микулина. И в 1929 году написал книгу "Теория реактивного двигателя". Его сажали три раза, а в конце концов он стал Героем социалистического труда, директором крупного института - он получил то, что должен был получить раньше.

Стечкин окончил Бауманское техническое, тогда императорское училище, и в 1918 году, когда создали комиссию по развитию авиации, главным был Николай Жуковский, вторым человеком - Андрей Туполев, а он был третьим в этой компании. И в свое время работал в ЦАГИ, а потом, когда проходил процесс "Промпартии", ему якобы предлагали даже должность министра авиации.

Человек сидел три раза, сидел в "шарашке", которую описал в своей книге "В круге первом" Александр Солженицын. А с его сыном Сережей Стечкиным мы учились в одной школе, дружили, и потом он мне очень многое дал в жизни. Он стал математиком, профессором, любил точность - и эта особенность передалась мне. Я стал специалистом по эндшпилю, где большую особенность играют знания. Мы с Сережей дружили до самой его смерти.

- Шахматисты в советское время ведь были богемой?

Да. И шахматы в этом смысле сейчас многое потеряли.

Друзей никогда не выбирал

- С кем вы дружили из известных актеров, музыкантов, певцов?

С очень многими, даже перечислить трудно. С Аркадием Вайнером, например. С драматургом Виктором Ардовым. Он был сатириком и подарил мне книгу с такими строчками: "В вашем деле все обычно кончается матом, в моем - смехом. Но часто бывает наоборот". Я многих писателей и поэтов знал - Коля Глазков был одним из самых лучших друзей. Он, кстати, очень любил шахматы. И когда садился играть, мне очень нравилось его состояние - знаете, гурмана, который предвкушает что-то особенное.

С Евгением Евтушенко я был хорошо знаком. Я очень дружил с отцом космонавта Владислава Волкова, который потом погиб в 1971 году.

- Почему случилась трагедия?

Они же поехали на старт не в форме - их решили попробовать испытать в обычном костюме. И трое погибли - от недостатка кислорода, Волков, Виктор Пацаев и Георгий Добровольский.

- С Юрием Гагариным не пересекались?

Нет, с ним нет. Знал дочку Константина Циолковского и общался с внуками. Мы же в Калуге жили на одной улице, тогда она называлась Загородной и выходила к Оке. А потом им дали новую квартиру и они переехали на улицу Брута. Улица Брута в Калуге - это очень странно...

Я был знаком и с большими людьми, и с маленькими - для меня это никогда не было проблемой, с кем дружить. Я дружил со всеми. И у меня были хорошие отношения с английским гроссмейстером Реймондом Кином, с югославом Бориславом Ивковым дружим. Вообще, с югославами мы отлично понимали друг друга - и со Светозаром Глигоричем, и с Милункой Лазаревич.

- А из российских шахматистов?

Поскольку я тренировал многих, то со всеми мы прекрасно ладили. С тем же Васей Смысловым мы были дружны 70 лет, с Володей Симагиным, с Яковом Бейлиным. Я вообще старался не портить отношения. Я к каждому отношусь с симпатией как к приличному человеку - пока он не докажет обратного. Были неприятности, но врагов у меня не было.

Новый год встречали у чужих людей

- Какой у вас был самый необычный праздник Нового года?

Однажды мы с женой Адой, когда были еще студентами, опаздывали к месту встречи Нового года. И мы забежали в ближайший дом и перед двенадцатью часами зашли в первую попавшуюся квартиру. Сказали - извините, мы опаздываем, к себе не успеваем, можно встретить Новый год с вами? И потом, кстати, мы очень долго дружили с этими людьми.

А с женой мы познакомились в институте, мы сидели на одной парте. И прожили вместе 59 лет - сначала мы были друзьями, а потом поженились.

- За рубежом вам доводилось встречать Новый год?

Было не раз, но они встречают его иначе и немного раньше.

- Вспоминая свою жизнь, что бы вы назвали своим самым ярким успехом?

Таких достижений много. То, что я написал книгу по истории шахмат "В поисках истины". И когда Стечкин-старший согласился быть моим научным консультантом, для меня это был момент большого счастья. Он работал в другой конторе, и когда мне нужно было выбрать консультанта, я обратился к нему, он согласился. И тогда я был просто на крыльях счастья.

Радостей было много - рождение первого ребенка...

- Какие у вас еще есть увлечения в жизни?

Я же еще и собачник, у меня собаки всю жизнь жили. И я даже написал рассказ "О собаках и немного о женщинах". В основном были таксы, был черный пудель, и последней собаке уже 16 лет. Дочка Женя подобрала ее, когда она на трех лапах бежала вдоль шоссе. Это простая дворняга, но, как сказал ветеринар, в родственниках у нее лабрадор. И сейчас ей уже 16 лет, она даже старше меня - ведь у них один год идет за шесть.

Но возраст сказывается - всю жизнь она жила нашими интересами, а сейчас живет в каком-то своем мире. Но в ее характере всегда была заложена благодарность к людям. Она делила людей на две группы - хорошие люди и очень хорошие люди. Кстати, дрессировщик Юрий Дуров написал на фотографии, подаренной моей дочке, написал: "Чем больше познаю людей, тем больше нравятся собаки".

- У вас удивительная квартира - на шестом этаже в пятиэтажном доме. Как так получилось?

Мы жили в соседнем доме, но его поставили на капитальный ремонт. И нам в 1993 году предложили - или вам восемь лет ждать новое жилье на временной квартире, или переехать сюда, но с потерей в площади. И мы согласились - ведь здесь кухня 14 квадратных метров, а в прежней было только шесть. И здесь у меня теперь находится и кухня, и рабочий кабинет.

- Юрий Львович, вы не ощущаете себя Карлсеном, живущим на крыше?

Все правильно, я и есть Карлсен, живущий на крыше.


Биография гроссмейстера Юрия Львовича Авербаха — это мастерский реванш над повседневностью и обыденностью.

Юрий Львович Авербах — выдающийся шахматист, чемпион СССР по шахматам, международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта, исследователь, историк и теоретик шахмат.

На «Шахматной школе» Ю.Л. Авербаха выросли и воспитались многие знаменитые шахматисты. Его соперниками по шахматной доске были легендарные Ботвинник, Бронштейн, Таль, Смыслов, Спасский. Из его профессиональных достижений, научных работ и творческих проектов, знаменательных встреч могла бы получиться не одна биография.

Будущий гроссмейстер Юрий Львович Авербах родился 8 февраля 1922 года в Калужской области в семье бывшего лесничего князей Голицыных. Его родители переехали в Москву в 1925 году, где Юрий Авербах окончил старейшую школу на Арбате.

О своем детстве Ю.Л. Авербах вспоминает с теплотой, он был способным, разносторонне одаренным учеником, школу любил, даже пошел с 7 лет, хотя в то время - брали с 8. Уважал лыжный спорт, хорошо стоял на коньках, занимался боксом. И, как лично заметил гроссмейстер Ю.Л. Авербах, дворовые мальчишки уважали его за силу.

Любовь к шахматам пришла в раннем детстве. В 1938 году Юрий Львович Авербах становится победителем всесоюзного шахматного турнира среди школьников.

В 1939 Авербах поступил в Бауманский институт. В годы войны трудился на оборонном предприятии Наро-Фоминска.

В 1944 году шахматист Ю.Л. Авербах — уже мастер спорта СССР и за период с конца 40-х—60-х годов он трижды становится чемпионом Москвы. Исследовательский талант шахматиста Ю.Л. Авербаха определил его склонность к изучению и созданию собственных шахматных теорий. Это же помогало ему приобретать глубокие лингвистические знания. Авербах — один из немногих советских шахматистов, который блистал знанием английского языка, выезжая на международные соревнования, читал многих классиков английской литературы в подлиннике, работал переводчиком.

Шахматные состязания, в которых принимал участие гроссмейстер Ю. Л. Авербах, могли бы стать отдельным справочником спортивных достижений СССР в области шахмат. Спартакиады, чемпионаты страны, международные конкурсы и соревнования по всему миру. В 1954 году Ю.Л. Авербах становится чемпионом СССР по шахматам.

В советские годы Ю.Л. Авербах долгое время совмещал спортивную карьеру с работой и общественной деятельностью. Был председателем Шахматной Федерации СССР, возглавлял несколько популярных в СССР шахматных журналов «Шахматная Москва», « Шахматы в СССР», «Шахматный бюллетень», председательствовал в квалификационной комиссии по шахматам, занимал посты в Исполкоме и ЦК ФИДЕ, вел образовательную программу на ТВ « Шахматная школа».

Такая многопрофильная занятость не мешала научно-исследовательской работе гроссмейстера Авербаха. Его работы принесли ему непререкаемый авторитет в мире шахмат, многие его книги (более 20) переведены на иностранные языки и составляют историческое шахматное наследие мирового масштаба.

Среди самых известных работ гроссмейстера Авербаха — «Шахматный самоучитель» (1970 г.), «Путешествие в шахматное королевство» (1976), «Что нужно знать об эндшпиле» (1979), серия « Шахматные окончания» (эндшпиль) (80-е), «Шахматная академия» (90-е), « Шахматы на сцене и за кулисами»(2003).

С 2004 года Ю.Л. Авербах — президент общества коллекционеров и историков шахмат России.

В 2012 году Юрий Львович выпустил свою автобиографическую книгу «Жизнь шахматиста в системе. Воспоминания гроссмейстера».

Те, кто встречал Юрия Львовича Авербаха лично считают это знакомство незабываемым, одним из самых ярких в своей жизни. Высочайшего уровня интеллектуал, обаятельный мужчина, гроссмейстер Юрий Львович Авербах, помимо всех своих общепризнанных достоинств, необычайно благородный, отзывчивый, неравнодушный человек.

Многие из его друзей, сослуживцы благодарны ему за наставническую, профессиональную, благотворительную деятельность. Он знает столько поучительных историй, в которых его жизнь крепко переплетена со «сменой исторических декораций» в стране. Свой богатый жизненный опыт, уникальные встречи со знаменитостями века ушедшего и нынешнего, гроссмейстер Юрий Львович Авербах рассказывает с непревзойденным артистизмом «мастера».

Юрий Львович признает, что одна из грустных спутников долголетия — потеря друзей и близких. Но его неиссякаемая энергия исследователя, и востребованность не позволяет ему жаловаться на одиночество.

Можно без преувеличения сказать, что старейший шахматист нашей страны и международный гроссмейстер Юрий Львович Авербах являет собой уникальный образец высочайшего профессионального долголетия и общечеловеческого жизнелюбия.

Виктория Мальцева

Родился Юрий Львович Авербах 8 февраля 1922 в городе Калуга. Российских шахматистов уже знали во всём мире, считали сильными соперниками. Юрий Авербах стал мастером спорта по шахматам в СССР, много сделал для развития спорта. На его счету много ярких, запоминающихся побед.

Первые шаги к успеху

Его отец работал лесничим, заведовал подготовкой дров, вырубкой леса для нужд местных жителей и жителей других регионов. Мать работала в школе, преподавала русский язык и литературу, была православной набожной женщиной.

В 1925 семья переехала в Москву. Жили они в достатке и в Калуге, дела шли хорошо, но переезд сулил больше перспектив. К тому же дедушка Юрия по маминой линии Михаил Васильевич Виноградов, работавший в налоговой палате, не ладил с зятем Лейбом Авербахом, евреем по национальности. В 30-х годах Лейба даже репрессировали. Но скоро он вернулся и начал вновь заниматься вопросами вырубки леса, заготовки дров – уже не в Калуге, а в Котласе и Кенишме. Юрий был ещё очень мал и, конечно, не запомнил переезд, позже узнал, что родился не в Москве. Поселилось семейство неподалёку от Арбатской площади.

Юрий поступил в фабрично-заводскую стандартную советскую школу №59. Пошёл он учиться раньше других детей – в 7 лет. Он производил впечатление ребёнка умного, одарённого. И действительно, школьные предметы давались ему легко. Он стремился опережать в дальнейшем одноклассников в обучении. Ему очень нравился такой предмет, как литература.

Учась в 9 классе, он увлёкся Шекспиром. Ещё он любил спорт. Освоил лыжи, коньки, ходил на бокс, играл в волейбол. Помимо этого коллекционировал марки.

В 1925 году, когда Юра вместе с семьёй переехал в Москву, здесь проходил первый международный турнир по шахматам. В нём принимал участие второй чемпион мира Ласкер и Капабланка – третий чемпион мира. Всей стране понравилась эта игра. Отец приобрёл шахматы из интереса, нередко проводил партии со своим братом. Сын же наблюдал за ними и вскоре решил тоже научиться. К семи годам он уже умел играть в шахматы.

Во дворце пионеров работал шахматный кружок. Преподавал там Михаил Михайлович Юдов. Он и стал первым педагогам будущего чемпиона, победителя престижных соревнований. Регулярные тренировки дали результат. В 1938 он победил на всесоюзном турнире по шахматам между школьниками. Этим запомнился последний год за школьной партой. Прозвучал выпускной звонок, началась взрослая, самостоятельная жизнь.

Юность шахматиста

Юрий Авербах поступил в Бауманский институт в 1939. Он отлично учился, получал три года подряд сталинскую стипендию. Когда началась Вторая мировая, это позволило ему получить бронь, он не отправился на фронт. В момент вторжения гитлеровской армии юноша находился вдали от дома, проходил практику в Коломне.

Многие его друзья погибли в этот период, стали героями. Если бы он не поступил в институт, его судьба сложилась бы по-другому. Обучение он не бросил, лишь отправился на работу в Наро-Фоминск на одно из оборонительных предприятий, где производилось всё нужное для солдат, защиты, обороны страны. В Ижевске он продолжил обучение. Так продолжалось до 1943 года, а потом он вернулся в Москву. В 1944 он получил звание мастера спорта СССР.

В 1946 юноша отправился на турнир в Прибалтику, где одержал победу (вне конкурса). Но с шахматным спортом не планировал он связывать свою судьбу, хотя и был уже признан в шахматном сообществе.

Он защитил дипломную работу в университете, получил свидетельство об окончании высшего учебного заведения, приобрёл профессию инженера. Молодой квалифицированный специалист отправился в НИИ Министерства авиационной промышленности. Пять лет проработал, а потом стало ясно, что хобби начинает работе мешать.

Карьера в мире шахмат

На турнире памяти Рюмина в 1948 Юрий побеждает. В 1949 он стал победителем чемпионата среди сильнейших игроков Москвы, участвовал в международном чемпионате между Москвой и Будапештом. Снова получил звание лучшего игрока столицы в 1950.

В 1951 начальник отдела предложил ему уйти из института ненадолго, посвятить шахматам год-другой, а затем вернуться обратно, если он захочет. Обещал, что место в отделе за ним сохранят. Авербах решил этим предложением воспользоваться.

В 1952 он стал обладателем звания гроссмейстера. Целью его было, конечно, участие в международных соревнованиях. Он хотел повторить успех 1949 года, когда одержал победу. Это был межзональный турнир, на котором определялись претенденты на статус чемпиона мира.

В 1952, тогда же, когда получил звание гроссмейстера, он отправился и в Швецию на международный чемпионат. Ему удалось занять 5 место. Такой результат давал ему право принять участие в чемпионате претендентов на титул, проведение которого планировалось в 1953 в Цюрихе. Действующим чемпионом был на этот момент Михаил Ботвинник.

На этот раз Юрий Авербах занял 10-11 место, разделил этот результат с Исааком Болеславским. Он отлично зарекомендовал себя, вошёл в число сильнейших шахматистов мира, но не добился той цели, к которой стремился. Ему явно не везло.

Теоретик шахматного спорта

В 1954 Юрий Авербах стал чемпионом СССР. Принимал участие во многих важных соревнованиях страны. Иногда побеждал, становился лидером, в другой раз занимал второе-третье место. Бывало и так, что результат был менее позитивным.

В 1955 он занял 1 место в Баку на Чемпионате Азербайджанской ССР. Приобретая всё больше опыта, запоминая комбинации, манёвры, он понял, что готов заняться теорией шахмат. В 1956 была издана его первая книга «Шахматные окончания. Пешечные, слоновые, коневые», а ещё он занял первое место в Дрездене на международном турнире.

В 1957 вышла в свет вторая книга «Как решать шахматные этюды» и его наградили в этот же год медалью «За трудовую доблесть».

В 1958 была издана книга «Шахматные окончания. Конь против слона, ладейные». На межзональном турнире за право претендовать на титул чемпиона в 1958 он занял 7-11 место. В Вильнюсе в командном первенстве СССР занял 1 место среди игроков на доске (3-я доска) в том же 1958. В 1959-1960 на международном турнире в Гастингсе занял 2 и 3 место. В 1960 в Аделаиде на Открытом чемпионате Австралии – 1 место.

После этого он отправился в Джакарту на международный турнир и занял 1 место. На открытом чемпионате в Москве стал победителем, ему присудили 1-2 место. Поездка в Вену в 1961 на чемпионат посвящённый памяти К. Шлехтеру, тоже принесла успех, почётное 1 место снова принадлежало ему.

Он продолжал, конечно, принимать активное участие и в чемпионатах страны. Совершенствуя мастерство, писал книги. В 1967 году была издана «Азбука шахмат» в соавторстве с Михаилом Бейлиным. Творческий тандем оказался успешным. Были совместно написаны и изданы ещё несколько книг.

Один из сильнейших игроков в мире

Юрий Авербах занял первое место в соревновании в Крайстчерче на международном турнире в 1967.

В 1969 участвовал в турнире в Грозном, занял 1 место среди игроков на доске.

Заинтересовался судейской деятельностью. Его репутация была безупречной. Поэтому его кандидатура была одобрена, и он стал международным арбитром. Он судил важные матчи, в том числе и партии за звание чемпиона мира.

Ему предложили стать телеведущим популярной телепередачи «Шахматная школа». Занимал он эту должность вплоть до 1991 года. Был награждён в 1970 медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина».

В 1971 на международном турнире в Бухаресте ему досталось 1-2 место. В 70-х он не отходил от дел. Получил почётную должность руководителя Шахматной Федерации СССР.

Принимал непосредственное участие в выпуске популярных шахматных изданий, таких как «Шахматный бюллетень», «Шахматы в СССР», «Шахматная Москва». Участвовал в создании энциклопедии «Шахматы».

В 1979 в Джакарде на международном турнире он одержал верх. В 80-х больше внимания уделял соревнованиям в СССР.

В 1981 году получил награду – орден Дружбы народов. Был арбитром на поединке Каспарова и Карпова .

А в 90-х отправился в Нью-Йорк. В 1992 на международном соревновании занял 1 место. Ездил он в Нью-Йорк всего трижды. В 1993 занял 4 место среди сильнейших игроков мира. Ему уже исполнилось 70 лет к этому времени.

В 1995 на конгрессе в Париже он был избран почётным членом FIDE. В 2004 его кандидатуру сочли лучшим вариантом, и он стал президентом российского Общества коллекционеров и историков шахмат.

В 2006 Авербах был назначен на должность руководителя отдела Кабинета шахматной информации. Этот кабинет функционирует при Государственной публичной научно-технической библиотеке. Его сотрудники стремятся сделать доступной всем желающим, гостям и жителям города, наиболее полную базу с информацией, документами о шахматах.

Юрий Авербах принимает активное участие в работе фонда «Развитие шахматной культуры». Участвовал в создании музея шахматной истории, приближал радостное событие – открытие выставок с уникальными экспонатами. Музей начал принимать посетителей в 2014.

Личная жизнь

Юрий Авербах всегда нравился женщинам, флиртовал, дружил. Но женился всего один раз. Его избранницей стала девушка из интеллигентной семьи. Они прожили счастливо более 60 лет. У них родилась дочь, которая решила выбрать профессию из сферы туризма. Она не увлекалась шахматами, зато отлично знала английский язык.

Юрий является старейшим гроссмейстером на сегодняшний день. Секреты долголетия не раскрывает. Но поскольку шахматы, всё же, являются видом спорта, стала известна одна уникальная особенность организма Юрия Авербаха: его сердце совершает 20-25 ударов в минуту. Такая особенность наблюдается обычно у спортсменов, занимающихся бегом, легкоатлетическими видами спорта. Возможно, в этом заключается секрет.

Ещё в молодости ему посоветовали врачи на завтрак съедать порцию гречневой каши. Он продолжает следовать этой рекомендации и сегодня. Причисляет он себя к атеистам и фаталистам, а также к людям добрым, умным, жизнерадостным.

Мастерство игры – интересные ходы и партии

Авербах признался однажды, что в шахматах больше всего любит борьбу. Но он много внимания уделял разработке теоретических основ эндшпиля, дебютов, создал классификацию стилей тактики и стратегии шахматной игры. Многие его книги издаются за рубежом. Вклад Авербаха в развитие теоретической базы неоценим.

В 1961 году в командном соревновании состоялась партия Авербаха (играл чёрными) с Талем (который играл белыми). Это яркий пример реализации эффектных приёмов, популярных в те времена – системы испанской партии.
Советский шахматист Михаил Таль, уроженец Риги, выиграл эту партию, продемонстрировав психологически верный ход. Он отвлёк внимание противника. Спустя несколько лет Таль стал восьмым чемпионом мира, а Авербах в других партиях сумел исправить допущенные недочёты, проработал комбинации, сделал выводы. Этот манёвр может многому научить начинающих шахматистов, склонных поступать опрометчиво, поможет избежать ошибки.

Цитаты шахматиста

“В шахматной борьбе нередко переплетается самое высокое и самое низкое.”

“Очень важная деталь для прогресса любого шахматиста - это работа в одиночку. Даже Ботвинник учил всех своих учеников работать самостоятельно.”

“Путешествия бывают разные. Из одних увозишь запас наблюдений, другие толкают на размышления, третьи пробуждают работу памяти. А память человека - удивительное явление. Кажется, что всё забыто, давным-давно ушло в небытие. А оказывается, нет. Незначительный толчок, один какой-нибудь факт - и начинается цепная реакция воспоминаний, и до мельчайших деталей воссоздаётся давно прошедшее.”

“Шахматы очень помолодели. Разве можно было бы раньше предположить, что гроссмейстерами будут становиться, не выходя из средне-образовательной школы.”

Видео: Юрий Авербах против 4-летнего Миши Осипова

шахматист , деятель российского и международного шахматного движения; международный гроссмейстер (), шахматный композитор , международный арбитр по шахматам () и шахматной композиции (), заслуженный мастер спорта СССР (). Чемпион СССР ().

Родился в Калуге, отец Лев Авербах работал лесничим в калужских лесах, занимался поставкой дров в Москву, потом трудился в тресте «Экспортлес», в 1930-х годах был репрессирован, но вскоре освободился, занимался торговлей лесом в Котласе , Кинешме . Мать была православной набожной женщиной, работала в системе народного образования, преподавала русский язык и литературу, перед Великой Отечественной войной вместе с детским домом, директором которого была, эвакуировалась в Пензу . Детское воспитание Юрия во многом складывалось под влиянием его рано овдовевшего деда, Михаила Васильевича Виноградова, налогового чиновника калужской казённой палаты. Отношения с зятем-евреем и его роднёй у деда были натянутыми, что стало главной причиной переезда родителей Ю. Л. Авербаха из Калуги в столицу .

Семья переехала в Москву в 1925 году, жили в Большом Афанасьевском переулке, недалеко от Арбатской площади. Учился в бывшей Медведниковской гимназии в Староконюшенном переулке. В девятом классе прочёл всего Шекспира . На формирование личности Авербаха огромное влияние оказал профессор-лингвист Михаил Николаевич Петерсон , который привил будущему гроссмейстеру тонкий вкус к русской и зарубежной литературе. Много читал С. Аксакова , Л. Толстого , В. Катаева . Увлекался лыжами, хоккеем, волейболом, собирал марки, год занимался боксом, чтобы не давать себя в обиду арбатской шпане. Потом боксёрские перчатки обменял на шахматы. Четвёртый разряд получил на турнире в Парке культуры им. Горького . В 1939 поступил в МВТУ им. Баумана , что с началом войны дало бронь от мобилизации. Серьёзно заниматься шахматами стал через пять лет после окончания Бауманского. В шахматах больше всего ценил исследовательское направление.

Начало войны 22 июня 1941 года встретил на паровозостроительном заводе в Коломне , где проходил производственную практику от МВТУ. Вместе с другими студентами был отправлен на бронетанковую базу под Наро-Фоминск , где занимался ремонтом танков и тягачей. В сентябре вернулся в Москву, но вскоре институт был эвакуирован в Ижевск . В 1941-1943 учился в Ижевске, в Москву вернулся в апреле 1943 года . В студенческие годы прекрасно освоил английский язык, что впоследствии имело неоценимое значение на международных соревнованиях, в зарубежных командировках, в тренерской и организаторской работе, на постах в Международной шахматной федерации (ФИДЕ) . В молодые годы подрабатывал переводами с английского специализированных научных статей по газодинамике .