Римский мост во франции. Многоликая Европа. Франция. Pont du Gard. Билет в парк Пон-дю-Гар включает

1

«Красноречивое свидетельство дерзновенности замыслов и мастерства римлян», — пишут об акведуке в 28 километрах от Авиньона путеводители. Хочется добавить, да, надёжно строили в те времена, когда instrumentum vocalis (раб, говорящее орудие) без всякого заступничества профсоюзов был бы немилосердно бит за малейшее проявление лени. И ещё. Перестало работать это впечатляющее инженерное сооружение из-за небрежения лишь тогда, когда бывшие варвары смели Рим.

2


Мост через речку Гард во французском дапартаменте Гар близ Ремулана.

Pont -du -Gard. В августе по прозрачной пресной влаге скользят байдарки, а местные жители и туристы с удовольствием плещутся на крошечных каменистых пляжах с той же беззаботностью, что и наши дачники вдоль Истры в погожие летние выходные. Не удержалась и я…


И мои элегантные брюки-юбка, купленные в мае в концептуальной итальянской лавке, лёгким движением руки и идеей далёких прабабушек по папиной линии, подтыкавших подолы в июльскую страду на барщине в Рязанской губернии, превратились в не менее элегантные шорты. Русские тётки рядом обзавидовались. А кто вам, дорогие, мешал отбросить мещанские комплексы, отправляясь в отпуск, ещё в Домодедове?

1


Если бы знать, что наша бездарная побирушка гид Ольга Ревенко, содрав с наивных по 15 евро, ограничит свою «экскурсию» скоростным пробегом по нижнему ярусу моста, а потом распустит всех загорать ещё целый час у подножия акведука, мы, наверняка, припасли бы купальники. Но, увы… Глядя, как в тихой заводи плещется немецкая овчарка с французской кличкой, я попыталась заполнить для моих спутников дыры в информационном обслуживании.

1


Но для начала — предупреждение! Схему археологической зоны можно получить на стойке туристического бюро около автобусной стоянки. Билеты покупать не надо! Для всех без исключения вход бесплатный. Видимо, объект ЮНЕСКО (с 1985 года), изображённый на новенькой купюре 5 евро, живёт за счёт оплаты авторского права на тиражирование своего облика.


Шучу, конечно. Там расположены сразу несколько недешёвых киосков, кафе и туалеты, обширные настолько, что очередей практически не бывает даже во время массовых заездов любопытствующих из числа автобусных китайских туристов.

Ну, а теперь — необходимая информация. Оливы, посаженные около дороги, как я перевела выбитую на камне надпись, вовсе не с древнегреческих времён. Они были перенесены и пересажены сюда во время «культурного освоения» местности в прошлом веке. Но узловатые стволы настолько живописны, что смело можете врать — это то самое дерево, благодаря которому Афина на Акрополе выиграла спор с Посейдоном. Кстати, на камне, якобы от имени самого масличного дерева, вырезаны слова что, дескать, оно счастливо находиться в столь примечательном месте. Во времена Наполеона III, когда памятник был приведён в порядок, осколки романтизма в манерах реставраторов ещё сохранялись.

2


Помните, как у нас говорят, восхищаясь Кижами и прочими шедеврами деревянного зодчества? «Без единого гвоздя». Этот же древнеримский акведук длиной 275 и высотой 47 метров был построен рабами соплеменниками фракийца Спартака по проекту рабов же греческих инженеров… без применения извести. Иными словами, это не бетон! Это чётко подогнанные друг к другу огромные валуны. Конечно, в Египте технология возведения пирамид оказывалась сложнее в силу удалённости каменоломен от строительной площадки в пустыне. Здесь строительного материала достаточно под самым носом. Из сохранившихся до наших дней это гидротехническое сооружения великого Рима — самое высокое. Ломали себе лодыжки камнями и набивали шишки на фалангах пальцев рабы не просто ради имперской эстетики. Тот самый Марк Агриппа, чья заслуга инициативы возведения Пантеона в Риме в 29 году до нашей эры отражена соответствующей надписью под куполом, отдал приказ построить водопровод для снабжения города Нима в полусотне вёрст оттуда. Кстати, золотую монетку Нима я купила в Ницце в музее Матисса.


По другой версии, авторство приказа о постройке акведука в крупный город Ним из мелкого северного Ucetia принадлежит вовсе не зятю первого императора Октавиана Августа, а кому-то из позднейших его преемников на посту начальника над коммунальным хозяйством в масштабах государства. Влюблённым, что после венчания «разбивают» разлуку о камни моста, наверняка, будет приятно узнать, что основное строительство могло вестись в первом веке нашей эры уже теми рабами, что тайком обменивались друг с другом знаком «рыбы» то есть уже были христианами.


А теперь запомним цифры и попробуем поиграть в нумерологию… Три яруса. Шесть арок снизу, 11 — в середине, на самой верхотуре, куда добираются только местные учителя со школьными группами, дабы провести урок без помех — 35. Если захотите их послушать, карабкаться наверх надо сразу, как войдёте в археологическую зону и оставите справа оливы, тогда как парапет с речкой будет слева. Самые широкие арки, догадается любой школьник, стоят в реке. И корабль пройдёт, и от наводнений вред меньше, и… Ну что, будущие физики-математики, добавите причин?

1


Своё функциональное назначение водопровод утратил вскоре после падения Рима. Лангобардам и прочим дикарям и в голову, разумеется, не могло прийти, что за акведуком надо ухаживать. Так же, как акварии делали это по всей империи. Следили, чтобы в водоводе не скапливался мусор, отрывали корни ползучих растений, латали где надо. К слову, именно так инженер Помпей обнаружил признаки будущего извержения на склоне Везувия, поэтому самые решительные жители (не сквалыги с багажом и не бедняки, кого не удосужились экстренно оповестить) смогли спастись бегством через дальние ворота. Но сейчас речь не об этом…

1


А всего лишь о предупреждении поколению менеджеров и юристов, хватающихся за гаджеты, чтобы уточнить, сколько будет 56 умножить на четыре, или где находится город Благовещенск… Уважаемые неумехи! Надстройка не может быть толще базиса! Без инженеров вы все загнётесь. И воды не будет, и еды. Пример — вот он.


Какое-то время из водопровода, ведущего в Ним от Юзерса через Понт-дю-Гард, ещё капало. Но через десяток лет, поскольку варвары не озаботились обычной диспансеризацией и техосмотром сооружения, не знали, что известняк имеет свойство давать отложения… Да они просто не мылись, к чему им это всё? Выдающийся инженерный объект превратился на долгие средневековые века в обычный мост для гужевого транспорта. Ослики, овощи, погонщики. Изредка — распрекрасная дама, отбивающая духами запах нечистого тела, со специальной палочкой для почёсывания. Изредка — господин в широкополой шляпе. С такими полями потому, что, в отличие от снабжённой канализацией римской городской структуры, в христианских городах Европы помои и ночные горшки выливали прямо на улицы из окон. Племянница одного из римских пап скончалась от чесотки. Изабелла Кастильская хвасталась, что мылась всего два раза в жизни — при рождении и перед свадьбой с Фердинандом Арагонским. А мы, русские, ходили в баню по субботам. И как смеет Европа после этого называть нас варварами?

3


Здесь есть весьма живописная пещера, а попрыгать по отшлифованным веками камням — одно удовольствие. Так что, если вам не повезёт с гидом (как нам с Ольгой Ревенко), смело переходите на другую сторону, карабкайтесь вверх по лесным тропинкам и ищите продолжение водовода. Там арки и пещеры заслуживают того, чтобы на них взглянуть.

А я, по возможности, рассказала вам то, за что платит всякий организованный турист, но не всегда получает в информационном плане качества обслуживания. А заходите просто расслабиться — располагайтесь на пляже и наслаждайтесь ласковыми солнечными лучами, брызгами света и удивительным, кристально свежим воздухом долины реки Gard. Это древнее место видело многое. Но оно доброе по отношению к нам.


Путешествие по Франции. Акведук Пон-дю-Гар (Pont du Gard)

Пон-дю-Гар в переводе с французского означает "мост через (реку) Гар". Этот древнеримский акведук простоял более двух тысячелетий и является самым высоким из сохранившихся до нашего времени древнеримских акведуков, а также самым большим из когда-либо возводимых римлянами сооружений такого рода. Река название Гардон, но раньше её называли Гар. Возведён Пон-дю-Гар был в 19 году до н.э. при Марке Агриппе, друге и зяте императора Августа.

Этот гигантский мост был частью 50-километрового водопровода, снабжавшего питьевой водой древнейший на нынешней французской территории римский город Ним. Мост надежно функционировал почти четыре столетия и являлся одним из основных звеньев акведука в Ниме.

Благодаря акведуку каждый из 50 тысяч жителей Нима мог расходовать по 400 литров воды ежедневно. По городу вода расходилась по трубам, изготовленным из свинца. О том, что этот металл опасен для здоровья, уже знали, но мирились с данностью, поскольку из-за повышенной жесткости воды стенки труб вскоре всё равно покрывались защитным слоем кальция. А вот стены и дно канала были экологически чистыми - их построили из камня и облицевали розовой мальтой (гладкой, водонепроницаемой смесью извести, свиного жира и млечного сока незрелых фиговых плодов).

Пон-дю-Гар состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Шесть арок образуют нижний ярус, одиннадцать — средний, и тридцать пять составляют верхний ярус, непосредственно по которому и пролегает водопровод.

Высота акведука 48,77 (размер 16-этажного дома) и длина 275 метров. Глубокая долина, где стоит акведук, известна своими ураганными ветрами, а весной темная спокойная река превращается в бурные потоки воды, заливающие окрестности.

Исследователи выяснили, что несущей частью моста является только одна из шести нижних арок. Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, так плотно пригнанных друг к другу, что его строителям не понадобился известковый раствор. Конечно, скорость местных ветров могла бы создать небольшие трещины в швах каменной кладки, и тогда началось бы постепенное разрушение моста, но этого не случилось, поскольку Пон-дю-Гар имеет двукратный запас прочности.

Перепад высот между источником, снабжавшим водопровод, и бассейном в Ниме был равен всего 17 метрам, так что, проектируя туннели и мосты, которые должны были стать частью акведука, римским строителям приходилось заботиться о ничтожно малом среднем уклоне по трассе водоканала, не превышающем 34 см на 1 км! Такой уклон незаметен для глаз, поэтому даже небольшая ошибка строителей могла привести к застою бегущей воды, но римские строители предусмотрели не только это, они учли опасность переполнения канала, способ его чистки и многие другие тонкости, незаметные непосвященным. Кстати, до сих пор остаётся загадкой, как римлянам удалось так точно всё рассчитать — ведь математические формулы, которые и в наши дни применяются при строительстве водопроводов с подачей воды самотеком, были выведены только в XIX веке!

После падения римской империи акведук пришел в запустение, а его стенки покрылись толстыми отложениями кальция. К VIII веку Пон-дю-Гар оказался практически выведенным из строя. Со временем войны и землетрясения разрушили многие участки акведука, а люди выламывали его части для своих нужд.

Пон-дю-Гар особенно сильно пострадал в средние века, когда какому-то умнику пришла в голову идея сузить опоры второго яруса, чтобы освободить пространство для продвижения людей и крупногабаритного транспорта. Этим путем пользовались до тех пор, пока в 1747 году рядом не возвели современный мост.

Пон-дю-Гар был восстановлен только в 1855 году, когда Наполеон III наконец-то распорядился о проведении его тщательного ремонта.

С 1985 года Пон-дю-Гар находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО

Акведук Пон-дю-Гар изображен на купюре достоинством 5 евро:

Пон-дю-Гар - настоящая жемчужина Прованса. Этот 2,000-летний древний римский акведук (водопровод) пересекает реку Гардон в южной Франции, недалеко от Авиньона или Нима.

То, что вы видите на фотографии ниже, является только частью акведука - Пон, или "мост" по-французски. Весь акведук первоначально был длиной в 50 км и вёл из Юзеса в Ним. В древние времена акведук использовали для водоснабжения города Нима. Ежедневно Пон-дю-Гар поставлял в Ним ок. 200 миллионов литров воды (вы можете представить, сколько это? я не могу!). Этого было достаточно, чтобы снабдить водой все дома целого города, а также все бани и фонтаны. Длина самого моста - 274 метров, высота - 49 метров.

Постройка акведука была закончена в середине 1-го столетия н.э. Для строительства потребовалось 5 лет (некоторые источники указывают 15), и от 800 до 1,000 рабочих.

Трёхярусный мост насчитывает 6 больших арок на первом ярусе, 11 на втором, и 35 небольших арок на верхнем. Его создательи использовали простую технику укладки арок одну на другую.

Строился акведук без применения извести или скоб, использовались только каменные блоки. Некоторые из них весят до 6 тонн.

Ширина ярусов варьируется от 9 метров в основании моста до 3 метров наверху.

В Средневековье Пон-дю-Гар служил платным мостом, вследствие чего очень износился и частично разрушился.

В 1702 Пон-дю-Гар был впервые восстановлен, его отсутствующие камни замененны и трещины реставрированы.

В 1855-58 гг. Пон-дю-Гар перенёс ещё одну большую реставрацию, когда Наполеон III, преклонявшийся перед всем римским, решил восстановить акведук.

С 1985 г. Пон-дю-Гар включен в список Памятников Всемирного Hаследия ЮНЕСКО.

Рядом с акведуком находится ресторан, который является частью отеля Le Vieux Moulin. Отель когда-то был мельницей, в которой мололи муку.

Отель очень популярен среди туристов, поэтому нужно бронировать задолго наперёд. Это небольшой отель, в котором всего 10 комнат. Попросите дать вам комнату с видом на акведук. Цена номера ор 80 до 120 евро за ночь, в зависимости от сезона.

Имейте в виду, что в отеле нет телевизора (а также интернета). Владельцы отеля считают, что вид Пон-дю-Гара достаточно великолепен и вполне заменяет телевизор.

В то время как отель действительно очарователeн, еда в ресторане несколько простовата. Моя оценка: 3 из 5, главным образом из-за качества и небрежной презентации. Но, конечно, мы не ожидали изысканной кухни в "сельской местности" Провансальса, поэтому вполне довольствовались тем, что было. Мы попробовали филе телятины с фуа-гра, морковным пюре и салатом, и...

Морепродукты и мясо с рисом и салатом (заметьте слева на фото, где салат - не самая привлекательная часть блюда, не так ли?). Цена обеих блюд - по 19 евро.

Но невероятно красивый вид акведука и безмятежная атмосфера вокруг террасы ресторана возместили наши "потери" и вернули нас в хорошее расположение духа.

Рядом с террасой ресторана можно увидеть огромное колесо, примерно 1.2 метра в диаметре, или даже чуть больше. Я думаю, это колесо от древней телеги, которую римляне использовали в строительстве акведука.

Пон-дю-Гар открыт круглый год. Вы можете доехать туда на машине (есть большая парковка) или на автобусе из Нима, Авиньона, или других городов.
Официальный сайт Пон-дю-Гара с полезной информацией:
http://www.pontdugard.fr/page.php?langu e=GB&m=12_1
Веб-сайт отеля Le Vieux Moulin:
http://www.vieuxmoulinpontdugard.co m/en/hotel.html

Пон-дю-Гар это самый высокий сохранившийся до наших дней древнеримский акведук. Пон-дю-Гар расположен над рекой Гардон, . Этот двух тысячи летний древний римский акведук является своеобразным памятником прошлого. Акведук Пон-дю-Гар представляет собой самый большой из сооружений римлян такого рода. (11 фото )

1. Длина акведука 275 метров, а высота 47 метров. Предназначен акведук был для переправы водопровода с питьевой водой в город Нима.

2. Акведук был выполнен из шеститонных камней, которые очень плотно прилегают друг к другу. Еще очень интересно, ученые выяснили, что несущей частью моста является только одна из шести нижних арок.

3. Пон-дю-Гар был частью 50-километрового водопровода, снабжавшего питьевой водой римский город Ним, надо отметить что мост надежно функционировал четыре столетия.

4. Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н.э. при императоре Августе. Но ученые, сделавшие специальные измерения, утверждают что акведук Пон-дю-Гар был построен в середине I в. н. э. На мосту и сегодня можно найти древние записи строителей.

5. состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Акведук использовали плоть до IX века, потом из-за отсутствия ухода стенки моста покрылись отложениями, так как вода здесь насыщена минеральными солями, и так акведук вышел из эксплуатации.

6. Так уже в XVII веке нижняя аркада моста была приспособлена под мост и здесь проходила автомобильная дорога. Опоры второго яруса сузили, чтобы освободить пространство для движения по мосту людей. Таким образом акведук преобразовали.

7. Но уже в 1747 г. неподалёку был построен современный мост, движение по было запрещено, а сам древний памятник по приказу Наполеона III отреставрирован.

9. Акведук Пон-дю-Гар состоит из аркад, шесть арок образуют нижний ярус, одиннадцать - средний, и тридцать пять составляют верхний ярус, по которому собственно и проходил водопровод.


Акведук Пон-дю-Гар (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Если нужен живой пример исторического и архитектурного парадокса, то южная Франция подходит для этого как нельзя лучше: памятники эпохи Римской империи здесь более многочисленны, чем в самой Италии, да еще и не в пример сохраннее. В нимском амфитеатре до сих пор проводятся театральные представления, а самый высокий в мире римский акведук Пон-дю-Гар даже успел послужить автомобильным мостом вплоть до второй половины прошлого века.

У этого парадокса есть объяснение: территории Прованса и Лангедока достаточно давно вошли в состав Франции, и последующие исторические бури их миновали - в отличие от раздираемой междоусобными войнами Италии.

«...сработанный еще рабами Рима»

Размеры акведука Пон-дю-Гар способны поразить даже в 21 веке: длина конструкции составляет 275, а высота - 49 м (Для сравнения - это высота современного 16-этажного дома!). Но как бы ни был грандиозен нынешний мост, на деле он лишь часть древнего водопровода длиной 50 км. Он полтысячелетия снабжал Ним водой, и его пропускная способность была достаточной, чтобы каждый житель 50-тысячного города мог расходовать до 400 л воды в сутки. Перепад высот между начальной и конечной точками водопровода составлял всего 17 м (или 34 см на километр пути). Как римским инженерам удалось добиться такой невероятной точности - до сих пор загадка для историков.

Римляне не страдали гигантоманией и не тратили ресурсы на глупости вроде египетских пирамид: помимо практических функций, их сооружения имели четкую политическую цель - внушить покоренным народам трепет перед могуществом Империи и уничтожить в зародыше саму мысль о сопротивлении.

Другая загадка Гарского моста скрыта в его конструкции. Он был сооружен простым соединением шеститонных каменных глыб стык в стык - без применения связующих компонентов (хотя римляне были прекрасно осведомлены о свойствах бетона - потому что сами его изобрели). Удивительно, что это сооружение простояло два тысячелетия, ведь условия в долине реки Гардон исключительно сложные: весной и осенью опоры моста страдают от паводков, а трехуровневая конструкция в целом круглый год подвергается ветровой эрозии.

Не исключено, что весь водопровод мог бы дожить до наших дней, но его сгубили не головотяпство строителей или вандализм, не войны или природные катастрофы, а свойства местной воды - она содержит слишком много извести. После гибели Империи некому стало очищать водопровод от отложений, и он просто забился. Камни уже бесполезной конструкции пошли на строительство домов и крепостей, а Пон-дю-Гар уцелел потому, что для него нашли другое применение - в качестве моста.

Пон-дю-Гар в наши дни

Старый мост наконец обрел заслуженный покой: движение по нему прекращено, с 1985 г. он находится под охраной ЮНЕСКО, и теперь лишь туристы прогуливаются под арочными сводами. Возле моста оборудован музей, рядом расположены детские площадки, сувенирные магазины и рестораны с кафе - словом, все необходимое, чтобы не спеша и с комфортом изучать уникальное наследие Рима - величественный Пон-дю-Гар.

Практическая информация

Координаты GPS: 43° 56" 50; 4° 32" 08.

Парк Пон-дю-Гар открыт 7 дней в неделю круглый год. Билето категории «Краткая экскурсия» (Пон-дю-Гар, Музей, Кинотеатр, Игротека, маршрут «Память Гариги», Экспозиции) - 9,50 EUR, Билет «Акведук»: «Краткая экскурсия» + экскурсия по каналу в сопровождении гида) - 14 EUR. Вечерний билет на подсветку (только в июне, июле, августе и сентябре) - 5 EUR. Часы работы музея зависят от сезона, информация регулярно обновляется на официальном сайте . Цены на странице указаны на март 2019 г.

Как добраться: на машине по автостраде А9 до съезда 23, дальше по указателям на Пон-дю-Гар. Можно воспользоваться автобусами линии А15 (из Авиньона) или B21 (из Нима) - в обоих случаях путь займет около получаса.