Путин подписал "пакет яровой". Путин подписал «пакет Яровой», дополнив его экстренными поручениями

Источник РБК, близкий к одному из операторов «тройки», сообщил, что не только «МегаФон» не сразу на всю страну разворачивает систему для хранения информации по «закону Яровой». Он отметил, что внедрение СОРМ-2 (предназначена для мониторинга интернет-активности) в 2000-х годах и СОРМ-3 (для хранения метаданных — например, кто, кому, когда звонил) с 2014 года также происходило не одномоментно.

Что предписывает «закон Яровой»

Пакет антитеррористических поправок, известный как «закон Яровой», был принят в июле 2016 года. Среди прочего он предписывал с 1 июля 2018 года операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, социальные сети и другие интернет-площадки, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями) хранить в срок до полугода записи звонков, содержание сообщений и другую коммуникацию пользователей. Срок хранения метаданных увеличивался для операторов до трех лет, а для ОРИ — до года.

В законе оговаривалось, что сроки и объем информации, которую необходимо хранить, должно уточнить правительство. В апреле было опубликовано соответствующее постановление, касающееся операторов связи: они должны хранить текстовые сообщения и записи разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Для операторов, которые предоставляют услуги передачи данных (интернет-провайдеров), срок хранения составит 30 суток начиная с 1 октября 2018 года. Последующие пять лет компании должны ежегодно увеличивать на 15% емкость «технических средств накопления» (оборудования, на котором будет храниться интернет-трафик). Во вторник, 26 июня, правительство утвердило п​остановление, устанавливающее срок хранения записей разговоров и переписки для ОРИ: как и для операторов связи, это шесть месяцев.

Но до сих пор не приняты документы с техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. В частности, как заявил представитель «Ростелекома», госоператор пока не заложил в свой бюджет расходы на исполнение требований по хранению данных в рамках закона. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», — отметил он. Представитель этого оператора не ответил на вопрос, начнут ли они выполнять требования закона с 1 июля.

По словам Сергея Солдатенкова, это [неутвержденные требования к оборудованию] «неоднозначная ситуация», но содержание документов не станет сюрпризом для операторов, поскольку есть проекты этих требований. «МегаФон» исходит из прошлого опыта, когда в 2013 году был принят так называемый принцип MNP (mobile number portability, возможность сохранять свой номер телефона при смене мобильного оператора. — РБК ). Уточняющие его нормативно-правовые акты были приняты за два дня до его вступления в силу. «Мы все стояли на голове в течение двух-трех месяцев во время подготовки к ним и не хотели идти по такому пути. Поэтому за полгода [до вступления в силу требований «закона Яровой»] провели определенные тесты решений, схем хранения. Если в требованиях, которые будут приняты, появятся какие-то изменения, наши поставщики готовы поменять под них свои решения», — рассказал Солдатенков.

Нерешенным остается и основной вопрос — какую ответственность будут нести операторы и интернет-компании за неисполнение требований «закона Яровой». Впрочем, по мнению Солдатенкова, даже если бы подобные документы уже были утверждены, государство вряд ли стало бы наказывать оператора. «Если мы говорим о том, что идем по плану, то не думаю, что возникнут какие-то претензии. Вопрос же со стороны государства не наказать оператора, а сделать так, чтобы была возможность обеспечить хранение данных», — пояснил он.

По мнению руководителя коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Дениса Фролова, «МегаФон» и другие операторы должны и в отсутствии нормативно-правовых актов выполнять требования закона, акты лишь «конкретизируют закон».

Дорогая скорость

В 2016 году экспертная рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве России спрогнозировала расходы операторов на хранение данных по «закону Яровой» в 5,2 трлн руб. Однако позже оценки несколько раз корректировались. Весной 2018 года МТС необходимую сумму в 60 млрд руб. на ближайшие пять лет, — в 35-40 млрд руб., — в 45 млрд руб.

По словам гендиректора Linxdatacenter в России (поставщик услуг связи и центров обработки данных) Ольги Соколовой, размер затрат на хранение действительно зависит от того, какая конфигурация СОРМ и требования к производителям оборудования будут утверждены в документах. Она отметила, что пока особого всплеска обращений в связи с «законом Яровой» компания не наблюдает. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», — говорит Соколова. Она ожидает, что ситуация прояснится после 1 июля.​

Законопослушные иностранцы

Гендиректор и председатель совета директоров международной группы Orange Стефан Ришар сообщил РБК, что компания следует положениям законодательства в любой стране, в которой работает, и с 1 июля готова выполнять требования «закона Яровой». «В Европе мы понимаем, что такое террористическая угроза, особенно во Франции. После событий 2015 года мы стали более тесно сотрудничать с властями», — отметил он. Компания не раскрывает, сколько потратила на подготовку к выполнению требований. Однако глава Orange Business Services (подразделение Orange) в России Ричард ван Вагенинген пояснил, что с учетом того, что компания работает здесь только в сегменте b2b и у нее ограниченное количество корпоративных клиентов, затраты были небольшими.

В июле 2017 года Институт исследований интернета (ИИИ) выпустил отчет, в котором указал, что «закон Яровой» GDPR (General Data Protection Regulation, общего регламента о хранении данных), который вступил в силу в Евросоюзе в мае 2018 года. В ИИИ указывали, что, согласно GDPR, для хранения информации о фактах коммуникации пользователя должно быть соответствующее подтверждение от спецслужб. Если российские операторы будут хранить информацию об иностранцах у себя на серверах без согласия самого пользователя и без решения суда предоставлять эти данные российским правоохранительным органам, будет нарушено европейское законодательство, говорилось в отчете.

Однако, по словам представителя Orange, компания видит, что может выполнять требования и того и другого закона в той мере, в которой они к ней относятся. Он отметил, что с точки зрения GDPR компания в ходе оказания услуг является «процессором» (физическое или юридическое лицо, госорган, учреждение, которое обрабатывает персональные данные по поручению «оператора» — того, с кем было заключено соглашение на обработку данных). «Также важно заметить, что вопросы в отношении национальной безопасности выведены из сферы действия GDPR, а «закон Яровой» относится как раз к этой сфере, что следует даже из официального названия», — указал представитель Orange.

Пакет Яровой – что включает в себя этот «антитеррористический пакет», принятый 24 июня и подписанный 7 июля 2016 года ? Несмотря на основную направленность против экстремизма и терроризма, этот законодательный пакет касается десятков действующих законов и конституционных положений. Принятие пакета касается абсолютно всех жителей РФ, серьезным образом отражаясь на важных сферах жизни. Рассмотрим подробнее, что входит в «пакет Яровой» и каким образом это будет сказываться на повседневной жизни миллионов граждан страны.

Как скажется «пакет Яровой» на гражданских правах?

Если рассматривать основные положения и изменения в действующем законодательстве, то можно сразу увидеть, что пакет от Ирины Яровой покушается на конфиденциальность частной жизни любого гражданина и способен в кратчайшее время буквально убить интернет-компании. Какие законы входят в «пакет Яровой» и насколько изменяется наказание за совершение преступной деятельности? Основными сферами, которые ждут серьезные перемены, являются:

  1. Миссионерство. Принятый законопроект сильно ужесточает регулирование в этой области, разрешая проповедование и миссионерскую деятельность только специально зарегистрированным группам или организациям. Деятельность их допускается исключительно в предназначенных для этого помещениях, нарушения влекут за собой штрафные санкции до 1 млн. рублей.
  2. Недоносительство и бездействие. Любой гражданин обязан сообщать о готовящихся беспорядках или нарушениях, даже если источниками такой информации являются интернет-порталы.
  3. Ужесточение наказаний за преступления экстремисткой направленности. Согласно ст. 282.3 УК за финансирование такой деятельности срок лишения свободы поднимается до 8-им лет, нижний порог – 3 года. Также предусмотрены высокие штрафы за призывы к экстремизму.
  4. Пакет включает в себя новое понятие склонения и вербовки к массовым беспорядкам , предусматривая лишение свободы до 5-10 лет.
  5. Введено новое понятие международного терроризма , то есть преступлений за пределами РФ, в результате которых погибли граждане России. Статья предусматривает пожизненное лишение свободы.
  6. Уголовная ответственность теперь наступает с 14-ти лет , при этом список преступлений, за которые могут судить подростков, расширен до 32-х, включая участие в массовых беспорядках, террористических организациях и недоносительство, обучение терроризму, нападение на общественных, государственных деятелей.
  7. Проверка почтовых отправлений на предмет обнаружения денег, наркотических средств, оружия. Новый законопроект предусматривает, что частные и государственные почтовые службы обязаны проверять все посылки, неся за это полную ответственность.

Некоторые законы, входящие в «пакет Яровой», предусматривали также лишение гражданства за отдельные виды преступной деятельности, но при принятии законопроекта были временно исключены.

Статья за недоносительство и посты в соцсетях

Основной неприятной новостью стали статьи за недоносительство или высказывания в соцсетях, относящиеся к одобрению терроризма или призывам к нему, перепосты таких сообщений. За недоносительство предусмотрено лишение свободы до 1-го года и даже лишение гражданства. Новое положение указывает, что все люди обязаны сообщать властям о подготовках к вооруженным мятежам, терактам и другим видам преступной деятельности. Согласно ст. 205.6 УК, несообщение или бездействие являются уголовными преступлениями, но от ответственности могут быть освобождены близкие родственники или супруги.

Ответственность за призывы или оправдание терроризма в соцсетях приравнивается к аналогичным призывам в средствах массовой информации, за что предусмотрены такие виды наказаний:

  • лишение свободы – до 7-ми лет;
  • запрет занимать некоторые посты и должности – до 5-ти лет;
  • лишение гражданства (эта норма пока остается спорной);
  • запрет на выезд за пределы РФ.

При этом лишить свободы могут даже за перепост, публично заявляющий об оправдании/признании практики терроризма или принятый за такой.

Неснятая или непогашенная судимость по таким статьям делает человека невыездным, срок запрета не ограничивается и может различаться для отдельных статьей. Например, для ст. 282 УК за разжигание вражды или ненависти такой срок равен трем годам.

Телефонная связь и электронная переписка: конфиденциальности больше не будет

Что входит в антитеррористический «Пакет Яровой», оказывающий влияние не только на повседневную жизнь граждан РФ, но и профессиональную деятельность многих предприятий? В первую очередь, это обязательство телефонных и интернет-компаний хранить записи и переписку пользователей в течение полугода, что влечет за собой финансовые расходы и увеличение платы за связь. В реестр таких «организаторов распространения информации» может попасть любой ресурс, при помощи которого пользователи обмениваются видео или голосовыми сообщениями, переписываются. Многие популярные блоги также вошли в этот список, как представители СМИ. Все хранимые данные необходимо будет передавать в правоохранительные органы по первому требованию. Данная норма вступит в действие с 01.07.2018 года.

Неприятным «сюрпризом» стало требование отказа от шифрования передаваемых данных или передача спецорганам ключей шифрования. Отказ от передачи средств кодирования влечет за собой штраф в размере 800 тыс.-1 млн. рублей.

Множество вопросов вызывает формулировка этой статьи, так как неясно, о каком именно типе шифрования идет речь, касается ли это всех сайтов, использующих HTTPS, или нет. Отказ от сертификации средств кодирования информации также карается штрафом в размере 30-40 тыс. рублей, конфискацией всех нелегальных средств передачи данных.

Контроль над религиозной сферой

Чем еще отличается «Пакет Яровой», что туда входит касаемо религиозной области деятельности? Новый законопроект предполагает жестче контролировать эту сферу, теперь вводится понятие миссионерской деятельности, а некоторые идеи будут запрещены в проповедованию вообще. К миссионерству теперь относятся все религиозные практики, совершаемые вне специально отведенных для этого мест. Заниматься проповедничеством могут только представители официально зарегистрированных организаций, иностранные лица допускаются к миссионерству при наличии приглашения.

Когда войдет в силу «пакет Яровой», некоторые изменения в этой области станут положительными. Например, запрещается распространение религиозных идей отказа от медпомощи, призывы к экстремизму, уголовным преступлением считается требование передавать имущество частных лиц религиозным организациям. Штрафы предусмотрены довольно крупные, достигающие 1 млн. рублей.

Большая часть законов и поправок из антитеррористического пакета уже вступила в силу 20.07.2016 года. Проекты, касающиеся хранения и предоставления данных переписки, начнут действовать с 01.07.2018 года, так как необходима подготовка соответствующей технической, кадровой базы. Согласно Указу Президента, до 01.11.2016 должны быть подготовлены проекты, снижающие риски для обычных граждан, что связано с принятием пакета. Кроме того, существует предложение частично отложить исполнение некоторых положений (в частности, касающихся хранения переписки и содержания разговоров) до 2023 года. Но на данный момент законопроект А. Белякова о переносе сроков не вынесен на общее рассмотрение.

Что включает в себя антитеррористический «пакет Яровой» и насколько сильно его принятие скажется на обществе в целом? Многие сегодня оценивают его, как излишне жесткий и вмешивающийся в частную жизнь граждан. Некоторые введенные статьи напрямую могут нарушать положения конституции (например, лишение гражданства), но эти вопросы остались спорными, из окончательной редакции они были удалены почти в полном объеме. Ужесточение контроля над экстремисткой и террористической деятельностью, к сожалению, крайне негативно сказывается на самых обычных гражданах, не защищая их, а буквально уничтожая гражданские права.

С сегодняшнего дня начнёт действовать ряд поправок в законы, предложенные депутатом Ириной Яровой и направленные на противодействие терроризму и прочей противозаконной деятельности. Два года назад операторы утверждали, что техническая реализация ряда пунктов закона практически невозможна. В этом году они инвестировали в строительство новых хранилищ данных пару десятков миллиардов рублей и, в целом, готовы полностью отстроить всю необходимую инфраструктуру в течение трёх лет. Что изменится из-за "пакета Яровой" лично для нас?

О том, как появлялся когда-то "пакет Яровой", и о том, как его воспринимала общественность, я - два года назад. С тех пор многое, в том числе и пресловутый "пакет", значительно изменилось. Во-первых, требования закона стали не только понятнее, но и мягче, во-вторых, операторы и провайдеры в ходе рабочих встреч уяснили, чего от них хотят, и что они должны сделать, наконец, в-третьих, необходимость противодействия терроризму и в электронном пространстве.

Главное, что изменилось в "пакете" и что нужно знать вам: оператор или провайдер обязан хранить все данные о вашем телефонном звонке либо переписке с октября 2018 года в течение месяца с момента их совершения, а в дальнейшем - вплоть до полугода. Через месяц эта информация удаляется. Первоначально предполагалось, что данные сразу могут храниться до полугода и, исходя из этого, операторы утверждали, что им буквально придётся застроить цодами всю Сибирь.

Впрочем, проблемы были не только на стороне операторов. Поправки к законопроекту Яровой до последнего задерживали в реформированном ныне Минкомсвязи. Тем более из-за того, что последние поправки были сданы буквально "позавчера", Минюст вернул их на переоформление, поскольку не может зарегистрировать документы, созданные не существующим уже министерством. После того как последние документы будут переоформлены, закон начнёт действовать полноценно и всеобъемлюще.

Прослушка или перлюстрация же вашей переписки спецслужбами или правоохранительными органами, в связи с вступлением закона в силу, по-прежнему будут невозможны без санкции прокуратуры, Следственного комитета или органов судебной власти. То есть, говоря проще, если вы никак не нарушаете закон, вашу ругань, милования, адюльтеры, деловую переписку или любое другое общение никто никоим образом прочитать или обнаружить не сможет.

С другой стороны, изменения, вступающие в силу, напротив, в некоторых случаях могут оказаться полезными. В России, как и во многих других странах, юридическую силу имеют в том числе и устные договорённости. Будь то договор аренды или договор купли-продажи автомобиля. Если ваш партнёр по каким-то причинам нарушает условия договора, вы с помощью установленной процедуры сможете затребовать доступ к своей переписке и предъявить её в качестве доказательств в суде. Эти доказательства будут иметь юридическую силу и в перспективе помогут разрешению многих споров между гражданами.

Шифрование вашей переписки, шифрование ваших телефонных разговоров, точнее их защита от взлома в сетях связи, сохранится в полном объёме и никаким изменениям подвергаться не будет. Ключи шифрования, например для декодирования переписки в мессенджере, правоохранительные органы также смогут получать исключительно после имеющегося разрешения или достаточной мотивации (открытие уголовного дела, судебный запрос и тому подобное).

Так, "пакет Яровой" предусматривает, что власти смогут лишать людей российского гражданства за некоторые преступления террористической и экстремистской направленности. В списке этих преступлений есть, например, статья за призывы к сепаратизму или за возбуждение ненависти и вражды – последняя одна из тех, по которым можно сесть за перепост картинки в социальной сети. Также гражданства могут лишить за работу в международных организациях, в которых не представлена Россия. Однако паспорт могут забрать только у тех, у кого есть гражданство другой страны или гарантия, что они его получат.

Еще один пункт антитеррористических нововведений – лишение гражданства или уголовный срок за недоносительство.

В Уголовный Кодекс РФ вносится новая статья (205.6) называется "несообщение о преступлении". По ней будут привлекать к ответственности тех, кто не сообщил правоохранительным органам о готовящихся преступлениях – от международного терроризма до вооруженного мятежа против территориальной целостности России.

От ответственности по статье освобождаются люди, которые не стали сообщать о подготовке и совершении преступления их супругом или близким родственником.

Кроме того, в России вводят еще одну статью, по которой можно сажать за посты в соцсетях. Призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете приравниваются к таким призывам в средствах массовой информации. Максимальное наказание - семь лет лишения свободы и лишение гражданства.

Также законодатели предлагают осужденным за терроризм и перепосты экстремистских материалов в Сети запрещать выезд из страны.

Еще один пункт - операторы будут хранить месяцами записи телефонных звонков и всю переписку пользователей. Сотрудники силовых ведомств смогут изучать эти данные. Зашифрованную переписку тоже смогут читать.

Вводятся также ужесточения в религиозной сфере. Проповедовать теперь смогут только представители зарегистрированных организаций в специально отведенных местах. Некоторые идеи проповедовать запретят – например те, которые призывают к экстремизму, заставляют людей отказываться от медицинской помощи, отдавать свое имущество религиозной организации и прочих. За нарушения предусмотрены административные штрафы - в том числе крупные, до миллиона рублей.

В Уголовном кодексе РФ появится новая статья - "Акт международного терроризма". По ней будут судить тех, кого обвинят в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов. В качестве наказания статья допускает пожизненный срок лишения свободы.

Законопроект также предлагает внести поправку, которая обяжет сотрудников почты следить за тем, чтобы в посылках не было ничего запрещенного . В список запрещенного для пересылки входят: деньги, оружие, наркотики, яды, скоропортящиеся продукты и вещества, которые могут навредить сотрудникам почты или повредить другие посылки. Проверять посылки предлагается с помощью рентгена, металлоискателей и других подобных устройств. В существующем законе прописано, что сотрудники могут задерживать и даже уничтожать посылки с запрещенными предметами.

«Антитеррористический пакет» Яровой принят Советом Федерации, что это и чем он грозит простым россиянам.

Прежде всего хочется сказать, что «Антитеррористический пакет» Яровой это один из самых жестки и резонансных законов принятых Госдумой за последние десять лет.

24 июня 2016 года Госдума России приняла во втором и третьем чтениях «антитеррористический пакет», внесли его на голосование депутаты Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Перед голосованием депутаты отменили самые одиозные поправки – о лишении гражданства и запрете на выезд из страны.

Однако, в этом пакете остались десятки других законов, которые очень сильно отразятся на жизни просто россиянина. Пакет законов одобрен Советом Федерации и нет сомнений, что его подпишет президент России Владимир Путин.

Антитеррористический пакет Яровой текст:

Сейчас мы вам расскажем о самых важных в документе законодательных актов.

Недоносительство

Начиная с 20 июля 2016 года не сообщившие о преступление граждане могут ответить за уголовной ответственностью. Наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до одного года. Люди должны сообщать властям о таких правонарушениях, как подготовка теракта, вооруженны мятеж, а также другие виды преступлений. Всего их в законе около пятнадцати описано.

Теперь записи телефонных разговоров и СМС каждого абонента будут хранится у операторов связи «Мегафон», «Билайн» и МТС и другие в течение полугода. В течение трех лет операторы связи должны хранить мета-данные – сюда входит информация о том, что разговор состоялся, был обмен СМС между клиентами. Данная норма касается и интеренет-ресурсы, которые будут внесены в соответствующую базу. Они должны будут хранить мета-данные один год. Операторы связи предупредили, что данное нововведение повлечет увеличение платы в 2-3 раза за использование мобильной связи.

Шифрование данных

Интеренет-сервисы, мессенджеры, социальная сеть, почтовый клиент или просто сайт, который поддерживает шифрование данных должен помочь ФСБ в случае надобности расшифровать их. За отказ это делать будет оштрафован на сумму от 800 тысяч до миллиона рублей.

Миссионерство

Законы Яровой касаются и регулирования в религиозной сфере. Теперь «миссионерской деятельностью» смогут заниматься только зарегистрированные организации. Любая миссионерская деятельность вне помещений запрещена. Штраф до миллиона рублей.

Ужесточение наказания за экстремизм

За экстремизм будут наказывать еще более жестко. За финансирование экстремистской деятельности (282.3 УК) теперь предусматривают срок до восьми лет, а до этого был порог до трех лет.

Склонение к массовым беспорядкам

В случае «склонения, вербовки или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков будет наказываться сроком лишения от пяти до десяти лет.

Уголовная ответственность с 14 лет

Теперь за некоторые преступления в России установлена уголовная ответственность с 14 лет. 14-летних детей будут судить за международный терроризм, участие в террористических сообществах, участие в массовых беспорядках. Так же они будут подвержены уголовной ответственности за недоносительство.

Международный терроризм

Уголовная ответственность будет предусматриваться за международный терроризм совершенный за пределами России, в котором пострадали российские граждане. Тут предусмотрено наказание – пожизненное лишение свободы.

Проверка почтовых посылок

На почтовых операторов возложили ответственность за содержание и проверку посылок. Теперь они должны проверять, чтобы в посылках не было оружия, наркотиков или денег.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности

Внести в Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ
«О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;

б) дополнить частью 4.1 в следующей редакции:

«4.1. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации.»;

2) дополнить статьей 5.2 следующего содержания:

«Статья 5.2. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, а также на оказание позитивного воздействия на граждан в целях формирования у них неприятия идеологии терроризма, посредством распространения информационных материалов, печатной продукции, разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.»;

3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные статьями 11 – 19 настоящего Федерального закона.»;

4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

5) в статье 24:

а) в части 1 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361»;

б) в части 2 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361».

Статью 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ
«Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 51, ст. 5681) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) производство гражданского и служебного оружия из боевого ручного стрелкового оружия, в том числе снятого с вооружения.».

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 3 слова «279 и 360» заменить словами «279, 360 и 361»;

2) в статье 6:

а) в пункте 2.1:

в подпункте 5 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

б) в пункте 2.2:

в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 8 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1) следующие изменения:

1) дополнить статьей 11.14.3 следующего содержания:

«Статья 11.14.3. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором порядка организации оказания экспедиционных услуг, а также обязанностей, установленных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;

2) в части 1 статьи 23.1 после слов «статьей 11.7.1» дополнить словами «, частью 2 статьи 11.14.3»;

3) в части 1 статьи 23.36 слова «статьями 11.14.2, 11.15,» заменить словами «статьей 11.14.2, частью 1 статьи 11.14.3, статьей 11.15,».

Статью 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031) изложить в следующей редакции:

«Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

2. Решение о приобретении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в связи с осуждением лица к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 277 – 2824, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если такое лицо не имеет иного гражданства или гарантий на его приобретение.».

Пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ
«О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2701) изложить в следующей редакции:

«4. При приеме груза экспедитор обязан проверить соответствие наименования (маркировки) груза действительному наличию и установить личность клиента, после чего выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.».

Пункт 1 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895) изложить в следующей редакции:

«1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.».

В пункте 17 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215) слова «без письменного разрешения представителя нанимателя» и слово «исключительно» исключить.

Статью 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 34, ст. 4029) дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

«9) является лицом, которому в установленном порядке объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, частями третьей и четвертой
статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в течение пяти лет со дня объявления ему официального предостережения, а равно имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение сопряженного с осуществлением террористической деятельности хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) преступления экстремистской направленности.».

В части 3 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,
№ 31, ст. 3448) после слов «пользователей сети «Интернет» дополнить словами «, включая их содержание,», слова «шести месяцев» заменить словами «трех лет».