Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим. Признание лица безвестно отсутствующим или объявление умершим. Правовые последствия

Комментарий к статье 43 Основные правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем: 1) имущество, принадлежащее такому гражданину, когда необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении имуществом (ст. ст. 1012 - 1026 ГК). Законом допускается назначение управляющего имуществом отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания. В таком случае управляющего назначает орган опеки и попечительства своим решением без обращения в суд; 2) из этого имущества управляющий выдает средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан был содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.); 3) из этого же имущества погашается задолженность по денежным и другим обязательствам безвестно отсутствующего; 4) в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пенсионному законодательству; 5) прекращается действие доверенности, выданной безвестно отсутствующим, а также выданной на его имя (ст. 188 ГК); 6) супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган загса (п. 2 ст. 19 СК). Статья 44. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим Комментарий к статье 44 При признании гражданина безвестно отсутствующим его смерть не предполагается. Комментируемая статья предусматривает два основания для отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим: 1) его явку и 2) обнаружение места его пребывания. С заявлением об отмене решения суда вправе обратиться как сам гражданин, так и лицо, по инициативе которого решалось дело о признании гражданина безвестно отсутствующим. Новое решение суда является основанием для отмены доверительного управления имуществом гражданина и прекращения других юридических отношений, возникших из факта признания его безвестного отсутствия. В случае расторжения брака он может быть восстановлен органом загса по совместному заявлению супругов. Брак не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый брак (ст. 26 СК). Статья 45. Объявление гражданина умершим Комментарий к статье 45 Объявление гражданина умершим основывается на предположении о его физической смерти. В соответствии со ст. 64 Закона об актах гражданского состояния решение суда об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации смерти. Объявление гражданина умершим возможно в судебном порядке при отсутствии его в месте постоянного жительства и неизвестности места его пребывания в течение пяти лет (по ранее действовавшему законодательству этот срок составлял три года). Наряду с общим пятилетним сроком Закон предусматривает специальные сроки. Так, действует шестимесячный срок для объявления гражданина умершим, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. К обстоятельствам, угрожавшим смертью, относятся такие стихийные бедствия, как наводнения, землетрясения, снежные лавины, сползание ледников и т.п., а к обстоятельствам, дающим основание предполагать гибель от определенного несчастного случая, - техногенные аварии, пожары, авиакатастрофы и др. Специально определяет закон условия объявления умершим гражданина, пропавшего во время военных действий: он может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий, что вызывается необходимостью принятия дополнительных мер по установлению его места нахождения или гибели. На основании решения суда, вынесенного в соответствии с нормами ГПК (ст. ст. 276 - 280), органы загса выдают свидетельство о смерти гражданина. Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, является день вступления в законную силу этого решения. В случаях объявления умершим гражданина, пропавшего при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели, например день авиакатастрофы. Судебное решение об объявлении гражданина умершим необходимо отличать от установления в судебном порядке факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов загса в регистрации смерти (п. 8 ст. 264 ГПК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. Порядок, условия, последствия

В соответствии со ст. 42 ГК гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим но заявлению заинтересованных лиц, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года.

Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим - защита его прав и сохранение имущества, так как длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта:

1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства (ст. 20 ГК);

2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.

Порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст. 276-280 ГПК. Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 ст. 42 ГК.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для назначения опеки над имуществом. Опека назначается органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества. При необходимости постоянно управлять имуществом оно передается по решению суда в доверительное управление лицу, которое определяется органом опеки и попечительства; этот же орган заключает договор о доверительном управлении. Этот договор регулируется ст. 1012-1026 ГК. Доверительный управляющий вправе в соответствии с этим договором совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего, в т.ч. сделки. Последние он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых затрат за счет доходов от использования имущества.

Из имущества безвестно отсутствующего и полученных от него доходов выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан был содержать, погашаются обязательства перед кредиторами.

Действующим законодательством предусмотрены и другие последствия признания гражданина безвестно отсутствующим: прекращается действие выданной им доверенности (ст. 188 ГК); брак с безвестно отсутствующим лицом расторгается в органах ЗАГС согласно ст. 19 СК и т.д.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

Безвестное отсутствие сохраняет предположение, что гражданин жив. При явке или обнаружении места его пребывания суд новым решением отменяет ранее вынесенное. Заявление в суд может быть подано как самим гражданином, так и другими заинтересованными лицами.

Решение суда является основанием для отмены опеки над его имуществом и прекращения договора о доверительном управлении. Если брак был расторгнут, то он может быть восстановлен органом ЗАГС по совместному заявлению супругов при условии, что ни один из них не вступил в новый брак (ст. 26 СК).

В соответствии со ст. 45 ГК отсутствие в месте постоянного жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение пяти лет являются основанием для объявления его умершим. В ранее действовавшем законодательстве этот срок составлял три года.

Порядок судебного производства аналогичен порядку признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 276-280 ГПК).

Также установлен сокращенный срок для объявления гражданина умершим при наличии обстоятельств, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его смерть от несчастных случаев, что чаще всего встречается при катастрофах, стихийных бедствиях и т.п.

Специальный срок установлен в п. 2 ст. 45 ГК для граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Он исчисляется не с даты пропажи гражданина, а с момента истечения двух лет после окончания военных действий, что объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели.

Объявление гражданина умершим по правовым последствиям приравнено к естественной смерти. По решению суда производится запись в соответствующей книге органов ЗАГС, открывается наследство, брак считается прекращенным. Однако гражданин, объявленный умершим, если он жив, обладает и право- и дееспособностью.

Доказательством для объявления гражданина умершим являются не обстоятельства, с достоверностью удостоверяющие его гибель, а лишь особая ситуация, которая дает основание предполагать его смерть. Поэтому объявление гражданина умершим судом нужно отличать от установления судом факта смерти лица в определенное время и от определенных обстоятельств (ст. 264-268 ГПК). Суд устанавливает факт смерти лица при отказе органов ЗАГС зарегистрировать событие смерти, если от этого факта зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций (ст. 264 ГПК).

В соответствии со ст. 46 ГК при явке гражданина, объявленного умершим, или обнаружении места его пребывания суд по заявлению этого гражданина либо других заинтересованных лиц новым решением отменяет ранее вынесенное, что является основанием аннулировать запись о его смерти в книге органов ЗАГС.

Возврат принадлежавшего гражданину имущества зависит от того, сохранилось ли оно в натуре, и от оснований перехода его к другим лицам. Безвозмездно полученное имущество, например, по наследству, по договору дарения и другим основаниям, подлежит возврату, за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя.

Лица, которыми было возмездно приобретено имущество гражданина, объявленного судом умершим, обязаны возвратить это имущество или его стоимость, если они знали, что гражданин жив. Тогда их нужно признать недобросовестными владельцами и применять к ним положения ст. 301 ГК. Во всех остальных случаях имущество или его стоимость возврату не подлежат.

При возвращении имущества гражданину, ранее объявленному умершим, часто возникают споры по доходам и расходам, полученным и произведенным во время использования его имущества другим лицом. Эти вопросы решаются в соответствии с положениями ст. 303 ГК. Собственник вправе потребовать от владельца возврата или возмещения доходов с зачетом произведенных владельцем необходимых затрат на имущество. Вопрос об улучшениях, произведенных владельцем, решается в зависимости от того, являются ли они отделимыми без повреждения имущества или нет. В первом случае владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения. Если отделение их невозможно, он вправе требовать компенсации затрат на улучшение имущества. Затраты не должны превышать размера увеличения стоимости имущества.

На основании ст. 26 СК брак гражданина, объявленного умершим, может быть восстановлен органами ЗАГС по совместному заявлению супругов, если ни один из них не вступил в новый брак.

Законодательством Российской Федерации регулируется порядок признания человека безвестно отсутствующим, в частности это предусмотрено статьей 42 Гражданского кодекса РФ.

Гражданский кодекс РФ статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

186 юристов готовы Вам помочь.

Но не во всех случаях человек признается безвестно отсутствующим, для признания человека безвестно отсутствующим, у гражданина должен отсутствовать умысел (розыск, скрылся от преступления и т.д.). так же обязательно для признания безвестно отсутствующим, подача близкими или родственниками, заявления в полицию, и полиция после проведения проверки должна подтвердить, что человек действительно безвестно отсутствующий. После этого подается заявление в суд на признание гражданина безвестно отсутствующим, и с момента вынесения решения суда, человек признается безвестно отсутствующим. С момента вынесения решения суда, имущество которое было у безвестно отсутствующего, переходит по наследству к родственникам или близким. Если наследник не совершеннолетний или находился на иждивении, то назначается органами опеки и попечительства управляющий за имуществом.

Условия признания человека безвестно отсутствующим

При условии если человек не появляется по месту регистрации или по месту пребывания, в течение года, такие условия позволяют признать его безвестно отсутствующим. Но пропажа человека, не должна содержать умысла, или он умышленно скрылся. При признании человека безвестно отсутствующим, в суд заявление может подать заинтересованное лицо, так как законодательно четко не определен круг лиц кто имеет право подавать заявление в суд. Но как показала практика, подавать заявление имеет право, ток у кого есть материально-правовая связь между подаваемым заявление и безвестно отсутствующим человеком.

В исковом заявлении указывается какие цели для признания гражданина безвестно отсутствующим, а так же обстоятельства при которых возникла уверенность, почему гражданин пропал. В судебном заседании могут быть заслушаны свидетельские показания. При признании человека безвестно отсутствующим, судом делаются запросы по всем известным местам пребывания человека, место регистрации, полиция, военкомат и т.д. Так же уведомляются органы опеки и попечительства на управление имущества пропавшего. С момента вынесения решения суда о признании человека отсутствующим, имущество человека переходит под управление лиц, кто заключает договор с органами опеки и попечительства на управление имущества. В судебном разбирательстве о признании человека безвестно отсутствующим, не должно содержаться имущественного спора, иначе суд будет проходить в общем порядке, связано это с тем, что суд о признании безвестно отсутствующим проводится в особом порядке.

Если человек, который был признан безвестно отсутствующим, возвращается

В том случае если человек, который был признан безвестно отсутствующим, вернулся, то судебное производство возобновляется по заявлению самого безвестно отсутствующего. Возобновленное судебное производство выносит новый судебный акт, данное решение суда является причиной, для отмены договора на управление имуществом безвестно отсутствующего. Если он был лишен иных прав, то эти права восстанавливаются.

Семейные отношения при признании безвестно отсутствующим гражданином

Законодательством так же урегулированы семейные правоотношения гражданина, который признан безвестно отсутствующим, в частности статья 19 Семейного кодекса РФ.

Семейный кодекс РФ статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

  1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.
  2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:
  • признан судом безвестно отсутствующим;
  • признан судом недееспособным;
  • осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
  1. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
  2. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

При расторжении брака, когда человек был признан безвестно отсутствующим, данный брак может быть восстановлен, по заявлению двоих супругов, но если один из супругов вступил уже в брак, такое восстановление не допускается. В случае если человек был признан безвестно отсутствующим, у него были лица на иждивении, то на таких лиц оформляется пенсия по потере кормильца, с момента подачи соответствующих документов в Пенсионный Фонд.

Если безвестно отсутствующий был зарегистрирован в жилом помещении, то собственник помещения, может снять с регистрационного учета безвестно отсутствующего.

Но не всегда просто признать человека безвестно отсутствующим и не всегда получается его восстановить в потерянных правах, с момента признания его безвестно отсутствующим. В таких случаях лучше обратиться к грамотным специалистам, а так же можно позвонить по номеру 8-800-777-32-63 на бесплатную горячую юридическую линию по гражданским вопросам. На Российском Юридическом Портале зарегистрировано большое количество юристов и адвокатов которые смогут вам помочь.

Сегодня предстоит понять, чем может обернуться признание гражданина безвестно отсутствующим. Данная процедура требует отдельного внимания. Последствия, которые она влечет за собой, весьма серьезные. И о них должен знать каждый гражданин. На что обратить внимание при осуществлении задачи? Какие условия должны соблюдаться для правильного проведения процедуры? Чем операция оборачивается для населения? В действительности разобраться в изучаемой теме проще, чем кажется.

Отсутствующий без вести - это...

Изначально придется понять, что значит "безвестно отсутствующий гражданин". Данный термин применяется далеко не ко всем пропащим людям. Только в исключительных случаях можно использовать подобную фразу.

Безвестно отсутствующий гражданин - человек, который пропал долгое время назад. О таком лице никто ничего не слышал и не знал на протяжении установленного законодательством РФ срока. Признание гражданина безвестно отсутствующим - процесс, проводимый в судебном порядке. До этого момента не получится признать человека пропавшим без вестей.

Признание умершим - это...

Также следует обратить внимание, что нередко граждане интересуются такой операцией, как признание умершим. Данный термин применяется приблизительно так же, как и предыдущий. Последствия признания носят более серьезный характер.

Признание умершим - процесс, в ходе которого тело гражданина не было найдено, но при этом пропаже предшествовали опасные обстоятельства. Можно сказать, что это в какой-то степени продолжение процедуры, упомянутой несколько раньше. Фактически в подобных обстоятельствах лицо будет признано умершим по суду.

Основания для признания

Важно понимать, каков порядок признания гражданина безвестно отсутствующим. Ведь, как уже было сказано, не всегда данная процедура возможна.

На сегодняшний день законодательно закреплены следующие условия, позволяющие предпринять попытки в признании гражданина пропавшим без вестей:

  1. Человека нет в месте постоянного жительства больше 12 месяцев. При этом важно, что, если лицо выходило на связь или как-то давало о себе знать, признать его пропавшим нельзя.
  2. О предположительном или реальном месте проживания/нахождения гражданина никто ничего не может сказать.
  3. Человек долгое время (год и более) не выходил на связь. При этом важно соблюдение всех иных перечисленных ранее условий.
  4. Попытки отыскать гражданина предпринимались, но они не принесли никакого результата.

Только при соблюдении данных условий можно обратиться в суд для признания человека пропавшим без каких-либо вестей.

Словно мертвый

А вот для признания умершим требуется соблюдение иных пунктов. Каких именно? О них желательно тоже знать. Ведь последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим имеют отличия. Во втором случае, как уже было сказано, изменения будут более серьезными.

Умершим признают:

  1. Спустя 3 года с момента получения гражданином статуса отсутствующего без вести.
  2. Если на момент исчезновения человека были какие-либо основания, влекущие смерть.
  3. Когда человек пропал без вести в заведомо опасных условиях (крушениях, стихийных бедствиях и так далее).
  4. Если можно предположить смерть лица, но его тело не было обнаружено на момент обращения в суд.

На самом деле все не так трудно, как кажется. Важнее понимать, чем может обернуться признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. На какие особенности обратить внимание?

Порядок обращения

Как можно кратко описать изучаемые процедуры? Что протребуется гражданам для того, чтобы признать кого-нибудь умершим или пропавшим без вести? Краткая инструкция поможет населению не растеряться и не запутаться в изучаемых процессах.

На сегодняшний день признать человека умершим или без вести пропавшим предлагается при помощи следующей инструкции:

  1. Собрать документы и доказательства, указывающие на отсутствие гражданина и на отсутствие всякой связи с ним. Пожалуй, данный пункт является наиболее трудным.
  2. Выждать указанные сроки. Если человек так и не объявился, взять с собой доказательства и собрать дополнительно небольшой пакет документов. О нем будет рассказано позже.
  3. Подать заявление установленного образца на признание гражданина безвестно отсутствующим. Либо на объявление умершим. Все зависит от обстоятельств. Подается документ в суд. К нему необходимо приложить все ранее собранные бумаги.
  4. Дождаться решения суда. Если гражданина признают умершим, можно пойти в ЗАГС за свидетельством о смерти. В противном случае придется довольствоваться судебным решением, указывающим на то, что лицо пропало без вести.

В целом процедуры не слишком трудные. Но лишь при правильной подготовке. Это необходимо принять во внимание.

Документы для суда

Как проводится признание гражданина умершим и безвестно отсутствующим, уже понятно. Огромное количество вопросов вызывает список документов, который необходимо приложить к заявлению установленного образца.

Человек, который решил обратиться в суд, должен принести с собой:

  1. Любые доказательства-основания для признания умершим или пропавшим без вести. Это может быть что угодно. Сюда же рекомендуется прикладывать все бумаги, свидетельствующие о том, что были попытки поиска пропавшего.
  2. Удостоверение личности заявителя. Лучше всего, чтобы это был паспорт.
  3. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим. Составляется либо в суде, либо заранее. Заполнить документ установленного образца не так уж и трудно.
  4. Справки, указывающие на степень родства с пропавшим. Актуально для случаев, когда признание умершим или пропавшим проводится родственниками.

Больше никаких бумаг не требуется. Желательно, чтобы в процессе участвовали свидетели. О них в судебный орган сообщается заранее. Все документы подаются не только в виде оригиналов, но и копиями.

О последствиях (для без вести пропавших)

Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим - это то, что должен знать каждый. Дело в том, что население имеет свои права, обязанности и ответственность. У граждан также есть дееспособность и имущество. Что со всем этим становится, если гражданин пропал без вестей?

На самом деле все не так однозначно. Фактически гражданин может быть живым и заключать сделки от своего имени. Дееспособность тоже не прекращается. Это значит, что никаких серьезных последствий признание гражданина безвестно отсутствующим не несет. Если человек жив, он способен аннулировать ранее выданное решение суда и вернуть себе свои права.

Об имуществе пропавших

Зачастую граждан интересуют вопросы, связанные с наследством и имуществом пропавшего населения. Некоторые полагают, что им можно вступить в наследство и получить часть собственности. Так ли это на самом деле?

Нет. Подобная возможность не предоставляется, если имело место признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление человека пропавшим без вестей, как уже было сказано, не несет никаких существенных правовых последствий. Но с имуществом происходят некоторые изменения.

А именно, назначается смотритель, который будет поддерживать ту или иную собственность пропавшего в должном состоянии. На основании статьи 43 ГК РФ лицо будет наделено полномочиями в суде на усмотрение органов опеки.

Необязательно сразу назначать смотрителя. У органов опеки и попечительства есть всего 12 месяцев для осуществления данной процедуры. О наследстве речи быть не может.

Последствия при признании умершим

А вот объявление умершим влечет за собой более серьезные последствия. По закону именно подобная процедура предусматривает определенные правовые изменения.

Если гражданина признали умершим, то фактически суд и ЗАГС подтверждают, что человек погиб. Отсюда следует, что дееспособность гражданина утрачивается, все его права тоже теряют законное основание.

Если точнее, то можно отметить следующие последствия:

  • прекращение брака;
  • расторжение трудового договора;
  • прекращаются все личные обязательства;
  • открывается наследство.

Получается, что признание гражданина безвестно отсутствующим - это шаг, который предшествует объявлению умершим. В правовом смысле никаких серьезных последствий у первой процедуры нет.

Тонкости и нюансы

Следует обратить внимание на некоторые особенности изучаемых поцедур. Понятны последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим. Тем не менее на практике все труднее, чем кажется.

Например, следует учесть, что брак с гражданином, которого официально признали пропавшим без вести, прекращается. Но одновременно с этим можно восстановить его. Такое возможно по заявлению гражданина, который внезапно объявился.

Иными словами, пропавший человек способен вернуть себе все права и имущество. Об этом факте необходимо помнить всем наследникам и близким людям.

Решение суда о признании гражданина без вести пропавшим отменяется и теряет законные основания с тех пор, как о местонахождении лица стало что-либо известно. Либо если человек сам сообщил о том, где он находится.

Итоги

Отныне понятно, как проводится признание гражданина безвестно отсутствующим, а также последствия подобной процедуры. Иногда на практике встречается объявление умершим. Об этом процессе тоже все известно.

На самом деле нет ничего особенного в понимании изучаемых процедур. Рекомендуется изначально признавать пропавших отсутствующими без вестей, а затем уже задумываться над судебным признанием умершими. Подобное решение поможет избежать многих проблем.

На практике обычно признание безвестно отсутствующим - это действие, которое предпринимается наследниками и близкими людьми гражданина перед тем, как признать его смерть. Вероятность того, что человек после 3 лет отсутствия решит объявиться, крайне мала.

Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

2.1 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим

признание гражданин умерший отсутствующий

Лицо, в случаях, предусмотренных российским законодательством, а в частности, гражданского права, признается безвестно отсутствующим или умершим. Если же гражданин, признанный безвестно отсутствующим или умершим, появляется в месте его жительства после решения суда, то в таких, соответственно ситуации, случаях наступают определенные правовые последствия, которые закрепляются в Гражданском Кодексе РФ, в частности, ст. 43, 46. Статьи, указанные ранее, содержат в себе следующий правовой смысл. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества) передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012-1026 ГК РФ. Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. На мой взгляд, ответы на эти вопросы важны, поскольку с ними связаны определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

В соответствии с гражданским законодательством доверительный управляющий вправе, совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числе сделки. Последнее он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданским законодательством РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случае если безвестно отсутствующий гражданин имел обязательства или долги перед кредиторами.

Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые действия - продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование - о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона).

Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю» должника) и проводит изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства.

Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»). Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых дает им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников.

Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.

Гражданским законодательством допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

В случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку семья безвестно отсутствующего приравнивается к семье умершего кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего, например, прекращается договор поручения, участником которого он был (ст. 977 ГК), а также действие доверенности, выданной им или ему (ст. 188 ГК); комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), договора доверительного управления (ст. 1024 ГК), договора простого товарищества (ст. 1050 ГК).

Также немаловажными последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства и представление в некоторых случаях субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг членам семьи отсутствующего.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что безвестно отсутствующий гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные права настолько, насколько в этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о вынесенном судебном решении и которые реализуют это решение.

Я считаю, что приведенные аргументы не позволяют признать удачным суждение о том, что при признании лица безвестно отсутствующим действие правоотношения приостанавливается. Оно может быть изменено, прекращено в зависимости от характера этого правоотношения, намерения заинтересованного лица и соответствующих положений закона.

Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего, но и для других участников данных правоотношений и позволяют им распоряжаться своими как имущественными, так и личными неимущественными правами.

Объявление же умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).

Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.

Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.

Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.

Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.

Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). Предварительное признание такого лица безвестно отсутствующим необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.

Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая; двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.

Особенность объявления умершим в связи с военными действиями заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.

Однако, в связи с отсутствием разъяснений в ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следует понимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военных конфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора или договора о разделении полномочий с автономией, либо вывода войск или момент проведения свободных всеобщих выборов, либо издание Президентом РФ указа об окончании контртеррористической операции. Как, например, применять закон, если гражданин пропал без вести в Ираке, где военные действия то приостанавливаются, то вновь разгораются с необычайной яростью в течение ряда лет?

Как представляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой об объявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи нет, то возможно следующее решение данной ситуации. Так, если военнослужащий или иной гражданин хотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Определенные особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенных сроках безвестного отсутствия. Так, гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев его безвестного отсутствия, но при этом решающим признаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая. Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются.

Следовательно, сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий фактический состав: отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; отсутствие у суда предположения о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующим гражданином о месте своего пребывания; наличие у заявителя правовой цели судебного объявления гражданина умершим; установление судом обстоятельств, дающих основание презумировать смерть безвестно отсутствующего.

В фактический состав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установление даты предполагаемой смерти. Днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а если существовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели гражданина.

Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Я считаю, что четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.

Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти (п. 8 ст. 264 ГПК РФ). В первом случае смерть гражданина предполагается, и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органом записи актов гражданского состояния, и датой смерти гражданина считается день фактической смерти, установленный судом.

Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а органы записи актов гражданского состояния отказывают в регистрации смерти. В этом случае не требуется истечения сроков, предусмотренных для объявления лица умершим. Заинтересованные лица могут в любое время обратиться в суд с соответствующим заявлением. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации этого факта в органах записи актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу. В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти. Военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном загсе.

Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.

Итак, я считаю, что отграничение рассмотренных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти - фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах загса.

Делись добром;)

Основные положения института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

признание гражданин отсутствующий умерший В системе гражданского права особое место занимает институт безвестного отсутствия и объявления умершим...

Понятие и значение юридических фикций в гражданском праве (на примере правового регулирования безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим)

Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В Германии, Фрaнции...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Конституция РФ Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - №7. закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в гражданских правоотношениях, участником которых он является...