Причины досрочного увольнения с военной службы. Как происходит у военнослужащих увольнение по собственному желанию? Особенности увольнения лиц, проходящих службу по контракту

В российской армии несут службу военнослужащие срочной службы, контрактники рядового состава и офицеры. У них у всех отличается порядок увольнения в запас из рядов Вооруженных сил РФ. Если в отношении солдат и сержантов срочной службы министр обороны два раза в год издает приказ об увольнении их из рядов ВС, то в отношении тех военнослужащих, которые подписали контракт вопрос всегда решается индивидуально. Попробуем разобраться в порядке и основаниях для увольнения в запас военнослужащих контрактной службы.

Основания для увольнения в запас военнослужащих по контракту?

Как известно, военнослужащие-контрактники в российской армии бывают двух типов- рядовой состав и кадровые офицеры. И те, и иные подписывают контракт на прохождение военной службы, в котором, среди прочего, определены условия их увольнения. Условно это могут быть:

  1. Несоблюдение условий контракта
  2. Собственное желание по окончанию срока контракта
  3. Уважительные причины для досрочного разрыва контракта, как правило, состояние здоровья.

Очевидно, что каждая из этих причин предусматривает определенную процедуру увольнения в запас военнослужащих. При этом общий порядок существенно не отличается у офицеров и рядовых контрактников. Правда надо отметить, что увольнение в запас военнослужащего, имеющего более 10 лет выслуги и не обеспеченного жильем недопустимо. Если, конечно, он увольняется в запас по уважительным основаниям. Поэтому в рапорте на увольнении в запас при таких условиях необходимо указать о том, что жилье не предоставлено. В этом случае военнослужащий может быть просто выведен за штат и ожидать получения жилья на особых условиях.

Отдельно нужно сказать о случаях, когда военнослужащие увольняются по достижению максимального возраста или в связи с проблемами со здоровьем не признается годным к военной службе. В этом случае офицеры увольняются не в запас, а в отставку. Заключение о состоянии здоровья в любом случае выдает врачебно-военная комиссия. Кроме того, бывают ситуации, когда военнослужащих увольняют со службы после вступления в силу обвинительного приговора суда о наказании в виде лишения или ограничения свободы. Все основные моменты, которые регулируют увольнение военнослужащих в запас регулируются положениями Закона «О статусе военнослужащих».

Порядок увольнения военнослужащих в запас

Нельзя уволить в запас военнослужащего контрактной службы, а тем более кадрового офицера, без его согласия, если он не имеет необходимой выслуги лет и еще не заслужил право на пенсию. Конечно, при условии, что он не нарушал условий контракта и не совершил преступления, за которое получил наказание. В статье 50 Федерального законавоинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ четко прописан порядок увольнения военнослужащих в запас.

В частности определено, что уволить с военной службы высших офицеров может исключительно Президент Российской Федерации, поскольку он является Верховным главнокомандующим. Военнослужащие в воинских званиях до полковников, или в ВМФ капитанов 1 ранга включительно подлежат увольнению в порядке, который установлен Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденном приказом Министерства обороны РФ. Так же определено, что даже те военнослужащие мужского пола, которые были отчислены из профессиональных военных учебных организаций, включая высшие учебные заведения, подлежат увольнению именно в запас. Данное правило не распространяется на девушек-курсантов. Поскольку лица женского пола не являются военнообязанными, если не имеют медицинского или другого образования, определяющего отношение к военной службе в военное время.

Так же, те граждане, которые не закончили учебу в связи с неуспеваемостью или нарушением внутреннего распорядка училища, имеют право не увольняться в запас, а продолжить военную службу на контрактной основе.

Если военнослужащий не выполнил условия контракта и подлежит досрочному увольнению, приказ об этом издает командование части. Среди нарушений условий контракта часто встречается занятие предпринимательской деятельностью военнослужащим, занимание руководящих постов в коммерческих организациях, подрыв доверия командования, вклады в иностранных банках или имущество за рубежом, нарушение порядка выезда за границы и другие ситуации. Военнослужащего ознакамливают с приказом, он проходит обычную процедуру отчетности по материально-хозяйственной части и получает документы об увольнении. При этом он обязан встать на учет в военкомате по месту жительства, в установленные законом сроки. Аналогичный порядок увольнения применяется в случае наличия уважительных причин для досрочного расторжения контракта. Например, состояния здоровья. В этом случае приказ об увольнении принимается на основе заключения военно-врачебной комиссии о признании военнослужащим ограниченно годным или совсем негодным к военной службе.

Иногда, причиной досрочного увольнения военнослужащего с военной службы является инициатива третьих лиц. Такое увольнение бывает в том случае, когда гражданин избран осуществлять законодательную власть. В частности, избрание депутатом местной власти или одной из палат парламента РФ. Военная служба этого гражданина прекращается на все время его полномочий в указанных органах. После окончания срока действия мандата, он может вернуться на службу в прежнем звании.

Для увольнения по дисциплинарным взысканиям необходимо решение аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего.

Увольнение военнослужащих в запас по сроку контракта

Срочное увольнение по окончанию срока контракта осуществляется на основании рапорта военнослужащего. При этом, если есть достаточная выслуга лет, необходимо решить жилищный вопрос. В частности, указать в рапорте необходимость обеспечения жильем или право использования накоплений НИС. Эти накопления могут быть переведены на счет военнослужащего только в соответствии с его рапортом.

Военнослужащий, который проходил военную службу по контракту, при наличии уважительных причин может получить заключение аттестационной комиссии и подать рапорт на увольнение в запас с военной службы досрочно по собственному желанию. Однако, в этом случае, он теряет право на жилье и ипотечные накопления. Фактом увольнения военнослужащего в запас считается исключение его из списков воинской части, где он проходил службу и снятия с довольствия в установленном порядке.

В случае смерти или гибели при исполнении служебных обязанностей, военнослужащий подлежит исключению из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели. Если военнослужащий, был в установленном законом порядке признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то из списков части его исключают на следующий день, после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Белая зарплата – это единственный законный вид оплаты труда. Многие соискатели при поисках работы также сталкиваются с нелегальными видами оплаты: черной и серой заработной платой. Для того чтобы разобраться легальная ли зарплата у данного работодателя, нужно обратить внимание на следующие признаки.

Признаки белой зарплаты:

  • Полная сумма зарплаты указана в документах при приеме на работу.
  • Начисление премий и других стимулирующих надбавок осуществляется по приказу.
  • Деньги перечисляются на карту или выдается через кассу. Выплата наличными должна осуществляться по одному из следующих документов: расходно-кассовый ордер, платежная ведомость или расчетно-платежная ведомость. Документы должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером или уполномоченным лицом. Напротив фамилии конкретного сотрудника должна стоять сумма, которая выдается на руки.
  • Никакие дополнительные суммы в конвертах не выдаются.
  • Фактическая сумма доходов отражается в справке 2-НДФЛ и в расчетном листке.
  • Все отчисления производятся со всей суммы доходов работника.

Что такое официальная оплата труда

Многие люди даже не думают о том, что получают нелегальный доход. Они работают без оформления или получают часть оплаты в конвертах, но не понимают, что часть их доходов скрыта. Для большинства сотрудников не важно, что размер их фактического дохода по документам меньше реального заработка. Работники обращают внимание на то, чтобы деньги поступали вовремя, без задержек.

Официальная зарплата начисляется либо согласно табелю, либо согласно выполненным нормам. Сотрудник не должен оформляться на зарплату меньше МРОТ, установленного государством.

Структура зарплаты

  • Оклад. Для расчета которого учитывается фактически отработанное время согласно табелю, либо фактически выполненные нормы.
  • Надбавка (за выслугу, квалификацию, стаж, звание или прочие).
  • Доплаты за работу в выходные дни, за ночное время, за замену отсутствующего работника и прочие.
  • Стимулирующие выплаты, в том числе премии.
  • Установленный в конкретном регионе районный коэффициент.

При нахождении работника на больничном, ему оплачивается пособие по временной нетрудоспособности. При нахождении в командировке-командировочные. А при выходе в отпуск – выплачиваются отпускные.

Особенности трудоустройства на работу

При приеме сотрудника на работу обязательно должен быть сделан приказ о приеме на работу. Трудовой договор – еще один основополагающий документ, описывающий должность, условия труда, отдыха, а также размер вознаграждения за исполняемые обязанности.

Нужно ознакомится со следующими внутренними документами организации:

  1. Коллективный договор.
  2. Положения о премировании.
  3. Правила внутреннего распорядка.
  4. Должностные инструкции.
  5. Налоги и зарплата.

Нужно понимать разницу между начисленной и выплаченной зарплатой. Разность между ними – это удержанный НДФЛ (налог на доходы физических лиц), профсоюзные взносы, алименты и прочие удержания по исполнительному листу.

Дополнительно работодатель платит со всех начисленных доходов сотрудников обязательные взносы в следующие внебюджетные фонды:

  1. Пенсионный фонд Российской федерации (ПФР).
  2. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
  3. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС).

Нелегальные виды зарплаты

На территории Российской Федерации существует только один вид оплаты труда -официальная заработная плата согласно Трудовому Кодексу РФ. По-простонародному такой заработок называют белой зарплатой. Никакие другие виды оплаты труда не законны, не существует законных понятий черная или серая зарплата.

Черная зарплата

С работником не заключается трудовой договор, не делается приказ о приеме на работу и нет никакого документального оформления человека в организации. Заработок такой сотрудник получает наличными в конверте.

Очевидные минусы нелегальных источников дохода:

  • Не защищенность сотрудника законодательно.
  • Отсутствие налоговых перечислений.
  • Невозможность официального ухода в отпуск, на больничный или в декретный отпуск.

У работника не идет стаж и нет никаких отчислений ни в ФОМС, ни в ПФР, ни в ФСС. При болезни или в случае увольнения часто работодатель не производит полагающихся выплат. Когда придет время получать пенсию, выплаты будут минимальные.

Единственное достоинство такого источника – это более высокий размер нелегальных доходов. Такой вариант удобен для сфер бизнеса с регулярным оборотом наличных денег, которые в дальнейшем идут на выплату заработка.

Еще этот способ удобен для риэлторских организаций. В таких фирмах оформляются всего несколько человек, а остальные получают только проценты с продаж.

Серая зарплата

Частично официальная зарплата называется серой. При этом сотрудники оформляются на МРОТ. Именно с этой суммы работодатель оплачивает все налоги. Иногда сотрудника оформляют на должность с меньшим окладом. Оставшаяся часть платится в конверте.

Такая схема позволяет работодателю уменьшать расходы на налоги и позволяет увеличить зарплату. Однако больничные листы, декретные, отпускные, как правило, рассчитываются по МРОТ и их размер минимален. Большая вероятность что после декрета работодатель предложит уволиться, а при несогласии оставит только белую часть зарплаты.

Еще один недостаток частично нелегального заработка - это то что, работодатель регулирует сумму в конверте самостоятельно и может устанавливать различные штрафы и нелегальные удержания.

Схема нелегальной зарплаты, замаскированной под дивиденды

Еще один способ выплаты зарплаты – это схема, включающая в себя минимальную зарплату и дивиденды. Каждому сотруднику дают возможность приобрести акции организации, которые он должен продать при увольнении.

Эти условия указываются в трудовом договоре. Меньшая часть зарплаты оформляется и платится в установленный срок. Большую часть доходов сотрудник периодически получает в виде дивидендов, которые по факту и составляют большую часть его заработка.

Налоги перечисляются только с минимальной зарплаты. Периодичность дивидендов не ежемесячная, а ежеквартальная. В этой схеме дивиденды являются неплохим прикрытием для нелегальных доходов. Для выявления этой схемы, осуществляют сверку всех трудовых договоров, протоколов и документов акционерных собраний, долей сотрудников и размера выплат.

Чем рискует работодатель

Зачастую работодатель спокоен и уверен, что сотрудники не будут жаловаться, поскольку не смогут ничего доказать без официальных документов. Однако, нелегальные схемы выявляются достаточно просто. Для этого проводится внеплановая проверка и просто сравнивается количество сотрудников на рабочих местах и в штатном расписании.


Выявлению этой схемы могут способствовать жалобы работников в проверяющие органы и свидетельские показания. Незаконная оплата труда и уклонение от налогов грозит работодателю большими штрафами и даже уголовной ответственностью.

Достоинства и недостатки официального заработка для работника

  • Главное достоинство – это социальная защищенность сотрудника. Если происходит нарушение трудовых обязательств, то можно обратиться с жалобой в контролирующие органы.
  • Оформление работников и выплата белой зарплаты-это признак стабильной организации.
  • Со всего заработка начисляются налоги. В дальнейшем с этих налогов, перечисляемых в ПФР, будет рассчитываться размер пенсионных выплат.
  • Пособие по временной нетрудоспособности и отпускные рассчитываются исходя из всего заработка.
  • При выходе в отпуск по уходу за ребенком проще будет вернуться на свою должность сохранением зарплаты, поскольку оформление официальное.
    Свой доход можно подтвердить справкой, это бывает нужно для получения ипотеки или кредита.
  • Размер зарплаты фиксированный, работодатель не имеет права ее уменьшить по своему желанию.
  • В случае увольнения сотрудника работодатель должен выплатить все положенные выплаты.
  • Можно вернуть часть НДФЛ из бюджета, используя налоговые вычеты. Это выгодно в случае покупки квартиры или дома в ипотеку.

Недостатки не так очевидны, но все же есть.

  • Официальный доход, как правило, меньше нелегального. Поскольку часть своих расходов работодатель уменьшает за счет урезания размера зарплаты.
  • Большинство вакансий в частном бизнесе предлагают с нелегальным заработком, поэтому труднее найти работу с официальной заработной платой.
  • Алименты и долги по исполнительным листам удерживаются с официального заработка, нелегальные доходы проще скрыть. В связи с этим при оформлении работника, удержание с зарплаты будет в полном размере.

Достоинства и недостатки белой зарплаты для работодателя

  • Очевидный недостаток -это затраты на налоги.
  • Сложная бухгалтерская отчетность.
  • Невозможность уволить неподходящего работника, поскольку согласно ТК это сделать сложно.

Достоинств для работодателя гораздо меньше:

  • Отсутствие ответственности за нелегальную оплату труда и уклонение от налогов.
  • Хорошая репутация и стабильность организации.
  • Прозрачность бухгалтерского учета.


Как проверить официальная ли оплата у работника

Если у работника возникают сомнения официальный ли у него доход, то это можно проверить следующим образом. Нужно пройти регистрацию в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы и скачать там справку 2-НДФЛ. Эти справки организации обязаны подавать ежегодно пофамильно. Получив аналогичную в бухгалтерии, можно сравнить доходы по месяцам.

Несмотря на очевидные достоинства белой зарплаты, большинство работодателей и работников, останавливаются на сером варианте. Делая такой выбор, нужно взвешивать все риски, поскольку чаще работники больше теряют, чем получают. Нужно иметь в виду, что при нелегальной зарплате, работодатель может задержать ее выдачу на неопределенный срок, выплатить ее не в полном размере или совсем не платить.

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

  • уволенных с военной службы в отставку;
  • женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;
  • избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
  • являющихся иностранными гражданами.

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении - со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей

Увольнение военнослужащих в РФ осуществляется в соответствии с положениями федерального законодательства, нормативных актов, издаваемых Министерством обороны, а в ряде случаев — подписываемых президентом РФ. Офицеры и военные пенсионеры, вышедшие в запас или в отставку, получают значительные льготы от государства. В чем заключается процедура увольнения военнослужащего? Какие государственные гарантии для офицеров запаса и отставных военных установлены законодательством?

Общие положения законодательства об увольнении из армии

Для начала изучим ряд общих формулировок законодательства РФ, регулирующих увольнение военнослужащих. Какие из его положений заслуживают внимание в первую очередь?

Можно отметить, что в том случае, если от прохождения службы в армии освобождаются офицеры, занимающие военные должности на уровне высшего командного состава, то их увольнение осуществляется в соответствии с нормативными актами, подписываемыми президентом России.

В случае если увольняются военнослужащие, имеющие звания до полковников или капитанов 1 ранга, то освобождение их от осуществляется в порядке, установленном в федеральных нормативных актах.

Офицеры армии РФ увольняются в зависимости от возраста, а также состояния здоровья в запас или в отставку. В первом случае осуществляется постановка граждан на воинский учет, во втором проведение данной процедуры не предусмотрено законодательством.

Основания для увольнения из армии

В соответствии с законодательством РФ, увольнение с военной службы возможно в случае:

Достижения офицером предельного возраста выполнения своих обязанностей в армии;

Истечения срока призыва или контракта с вооруженными силами;

Наличия медицинских показаний, препятствующих прохождению службы в армии;

Лишения офицера воинского звания (например, по причине утраты доверия со стороны командования);

Лишения свободы по приговору суда;

Отчисления из образовательной организации при вооруженных силах РФ;

Лишения права служить в армии в соответствии с приговором суда;

Избрания офицера на должность в Госдуме, региональном парламенте, муниципальном образовании;

Прекращения службы в армии в период, когда ее деятельность приостановлена;

У офицера;

Получения военнослужащим подданства другого государства.

Досрочное увольнение военнослужащего по контракту возможно по причине:

Организационно-штатных мероприятий;

Перехода офицера на службу в МВД, национальную гвардию, пожарную службу, иные силовые структуры;

Невыполнения военнослужащим условий по контракту;

Недопуска офицера к государственной тайне;

Лишения свободы условно за неумышленное преступление по приговору суда;

Несоответствия результатов участия в испытаниях требуемым;

Перехода офицера на гражданскую службу;

Прекращения гражданства РФ;

Получения офицером подданства другого государства;

Непрохождения химико-токсикологического обследования;

Совершения административного правонарушения в виде употребления запрещенных веществ без разрешения врача.

В ряде случаев офицер, который служит по контракту, вправе уйти со службы досрочно. Изучим подробнее специфику данных правоотношений.

Досрочное прекращение контракта: основания

Офицер-контрактник получает право инициировать досрочное увольнение с военной службы, если:

Условия контракта в отношении него будут нарушены;

Служить не позволяют проблемы со здоровьем;

Возникнут семейные обстоятельства, препятствующие возможности прохождения офицером службы в армии;

Он получит должность на уровне высших структур исполнительной власти субъекта РФ или статус члена Совета Федерации;

Он будет избран депутатом Госдумы, парламента в субъекте РФ, муниципальном образовании.

Таков порядок увольнения офицеров армии РФ. Можно отметить, что министр обороны России может издавать отдельные приказы, регламентирующие порядок освобождения военнослужащих от занимаемых ими должностей. Рассмотрим один из ключевых правовых актов соответствующего типа — приказ министра обороны № 660, принятый 30.10.2015 года, в части регулирования процедуры увольнения военнослужащих.

Процедура увольнения военнослужащих: регламент от Министерства обороны

В соответствии с указанным источником права, увольнение офицеров из армии предполагает, в частности:

Разработку компетентными структурами вооруженных сил плановых документов, обеспечение работы кадровых органов, отвечающих за увольнение военнослужащих;

Контроль над выполнением планов по освобождению военнослужащих от занимаемых должностей в вооруженных силах.

Планы, в соответствии с которыми осуществляется увольнение офицеров, должны направляться кадровыми структурами на утверждение уполномоченным должностным лицам. В данных документах содержатся сведения о военнослужащих, которые достигают предельного возраста службы в армии, включая тех, у которых истекает срок подписанного с вооруженными силами контракта после достижения предельного возраста службы.

Приказ Минобороны № 660 предполагает проведение ответственными подразделениями вооруженных сил мероприятий по своевременному увольнению военнослужащих. В них должны участвовать командиры воинских частей, представители кадровых структур, органов материально-технического обеспечения, медицинских служб, финансовых структур, комиссий по аттестации.

Значительный объем задач приходится решать именно командиру части. Ему нужно:

Заблаговременно выяснить у военнослужащего перспективы заключения нового контракта с вооруженными силами с учетом состояния здоровья, обеспеченности жильем;

Направить личное дело офицера, который собирается увольняться, в уполномоченный орган;

Содействовать прохождению военнослужащим медицинского освидетельствования;

Предоставить офицеру отпуск при его наличии, а также дополнительный отдых, предусмотренный действующими нормативами;

Организовать аттестацию военнослужащего в предусмотренных законом случаях;

Довести до офицера решение о его служебном предназначении по истечении контракта или при достижении им предельного возраста службы в армии;

Провести беседу с офицером об увольнении и зафиксировать ее результаты в отдельном документе по установленной форме.

На офицера, который собирается уволиться, оформляется также представление по установленной форме. Данный источник входит в состав документов, собираемых в рамках оформления увольнения военнослужащего.

Увольнение из армии в предусмотренных законом случаях дает право человеку на ряд гражданских привилегий. Порядок их предоставления зависит от категории военнослужащего, места, в котором проходила воинская служба, оснований для увольнения человека из армии. Так,законодательством РФ установлен особый вид пособия для офицеров, уволившихся из вооруженных сил. Изучим их специфику.

Увольнение из армии: пособие

Для военнослужащих, которые уволены из армии по достижении предельного возраста службы, по состоянию здоровья или же по причине организационно-штатных мероприятий, установлено единовременное пособие при увольнении с военной службы. Его величина соответствует:

5 окладам, если офицер прослужил в вооруженных силах менее 10 лет;

10 окладам, если длительность службы составила от 10 до 15 лет;

15 окладам, если офицер служил от 15 до 20 лет;

20 окладам, если длительность службы в вооруженных силах составила 20 лет и более.

Есть и иные основания для начисления подобных выплат — даже в случае, если офицер прекратил выполнение воинского долга по основаниям, не соответствующим тем, что указаны выше. Так, если человек был уволен с военной службы при контрактных взаимоотношениях с армией и длительности исполнения воинского долга менее 20 лет, то ему выплачивается пособие, соответствующего 2 окладам. Если срок службы составил 20 лет и более, то соответствующая выплата будет назначена в размере 7 окладов.

Единовременное пособие не выплачивается, если увольнение с военной службы произошло по причине:

Лишения офицера воинского звания;

Лишения свободы военнослужащего по приговору суда;

Отчисления офицера из образовательной организации при вооруженных силах в силу недисциплинированности, низкой успеваемости, нежелания проходить учебу;

Лишения права офицера служить в армии по приговору суда;

Перехода офицера на службу в МВД, противопожарную службу, иные силовые структуры;

Невыполнения условий контракта;

Недопуска к государственной тайне;

Лишения свободы условно за неумышленное преступление в соответствии с приговором суда;

Несоответствия результатов пройденных офицером испытаний установленным требованиям;

Несоблюдения ограничений, неисполнения возложенных обязанностей, нарушения запретов в рамках прохождения службы в армии, силовых структурах,

Утраты доверия со стороны командования.

Законодательством РФ гарантирован ряд привилегий военнослужащим, которые уволены в запас. Изучим их специфику.

Государственные гарантии для военнослужащих запаса

Если офицер уволен в запас - по возрасту, состоянию своего здоровья либо в результате организационно-штатных мероприятий, - то ему полагаются следующие привилегии, гарантируемые государством:

Надбавки к пенсии;

Содействие в решении жилищных вопросов;

Предоставление компенсаций по земельному и имущественному налогам;

Льготы при обращении в медицинские учреждения;

Льготы при пользовании общественным транспортом;

Привилегии при получении образования;

Содействие в трудоустройстве.

Изучим подробнее их специфику.

Государственные гарантии для офицеров запаса: надбавки к пенсии

Военнослужащие запаса вправе получать различные надбавки к пенсии. Они могут начисляться по разным основаниям. В числе основных:

Надбавки военным пенсионерам, которые имеют иждивенцев;

Увеличение размера пенсии, выплачиваемой за выслугу лет, назначаемой при наличии у гражданина инвалидности;

Назначение повышенной пенсии военнослужащим запаса, которые имеют почетные звания, например Героя Соцтруда.

Государственные гарантии для офицеров запаса: поддержка по жилищному вопросу

Офицер запаса вправе рассчитывать на поддержку государства при решении жилищного вопроса. Объем данной помощи будет зависеть от многих факторов — от состава семьи военнослужащего, имеющегося у него и его родственников жилплощади. Один из самых распространенных инструментов государственной поддержки по рассматриваемому вопросу — выдача специальных сертификатов. Рекомендуется для уточнения объема государственной поддержки по жилью, а также о порядке выдачи сертификатов обращаться в компетентные структуры власти — например, департаменты жилищной политики муниципалитетов.

Государственные гарантии офицерам запаса: налоговые льготы

Основные налоговые льготы, на которые вправе претендовать офицер запаса — это компенсация государством земельного и имущественного налога. Оба типа платежей в бюджет могут быть исчислены в существенном размере. В частности, налог на имущество сейчас определяется исходя из его кадастровой стоимости, которая, как правило, намного выше инвентаризационной, по которой данный платеж исчислялся ранее. Поэтому данный объем помощи государства может быть весьма уместен для семейного бюджета военнослужащего запаса.

Льготы для офицеров запаса в области медобслуживания

Офицеры запаса, которые служили в лет и более, вправе получать привилегии в области медицинского обслуживания, представленные в довольно широком спектре — точный их перечень следует уточнять при обращении в конкретные медучреждения или органы власти, которым они подотчетны. Можно отметить, что основания увольнения с военной службы с точки зрения возникновения у офицера прав на получение рассматриваемых льгот не имеют значения, если общий стаж военной службы человека — 25 лет и более. Аналогично их вправе получать прапорщики и мичманы, прослужившие в вооруженных силах 20 лет и более.

Транспортные льготы для офицеров запаса

Военнослужащие, уволенные в запас, вправе пользоваться значительными льготами в области пользования транспортом. В числе основных — возможность бесплатно путешествовать на поезде, судах, самолетах к местам отдыха и обратно — раз в год. Кроме того, если офицеру запаса требуется пройти стационарное лечение по заключению специальной комиссии, то его проезд к месту соответствующего медицинского учреждения также оплачивается государством.

Льготы в сфере образования для офицеров запаса

Ряд иных значимых льгот, которые может получить офицер запаса — возможность поступить без экзаменов в вузы. Данная привилегия предоставляется, если:

У человека есть незаконченное высшее образование или же специальность, полученная в военном вузе;

У военнослужащего запаса есть полное среднее образование.

Другая возможность в сфере образования для военнослужащих запаса — возможность без экзаменов поступить в учреждения среднего образования при наличии соответствующего военного аттестата или документа, подтверждающего получение 9 классов образования.

Можно отметить, что второе высшее образование военнослужащий запаса в любом случае получает бесплатно, в то время как аналогичная возможность в общем случае не предусмотрена для гражданских лиц.

Итак, мы рассмотрели то, каким образом осуществляется увольнение с военной службы офицеров, а также то, какие выплаты и льготы им полагаются по законодательству. Рассмотрим теперь привилегии, установленные законами РФ для военных пенсионеров.

Льготы для военных пенсионеров: надбавки к пенсии

Прежде всего стоит отметить, что в отношении граждан, имеющих данный статус, гарантируется перерасчет пенсий по факту увеличения размера довольствия для тех или иных категорий военнослужащих. Следующая значимая привилегия для военных пенсионеров заключается в начислении надбавки к пенсиям за выслугу лет, а также назначаемым при инвалидности в размере 100%. При этом соответствующая надбавка не должна быть меньше, чем 200% от минимальной величины пенсии по старости. Отметим, что в том случае, если человек получает от государства выплаты за выдающиеся достижения или заслуги перед страной, подобные надбавки могут не начисляться.

Для пенсионеров, являющихся победителями Олимпийских игр, полагается надбавка в размере не менее, чем 100% от минимальной величины пенсии по старости.

На величину пенсии могут влиять офицерские звания, должности офицеров. Кроме того, может учитываться служба на отдаленных территориях, высокогорных местностях и иных районах с особым климатом.

Военная пенсия исчисляется, прежде всего, с учетом размера оклада военнослужащего. Порядок его исчисления определяется отдельными положениями законодательства. Так, например, за 20 лет службы оклад офицера увеличивается на 50% без учета инфляционных надбавок, а за каждый последующий год — еще на 3%, до достижения надбавки к окладу в размере 85%.

Льготы для военных пенсионеров: северные коэффициенты

Если воинская служба человека, вышедшего на пенсию, шла в районах Крайнего Севера в течение 15 лет, и местностях, которые приравнены к соответствующим территориям, в течение 20 лет, то даже при переселении в более южные районы военный пенсионер вправе рассчитывать на сохранение к пенсии. Правда, его величина ограничена значением в 1,5 единицы (но это во многих случаях больше, чем коэффициент в ряде регионов).

Льготы для военных пенсионеров: ЖКХ

Военные пенсионеры могут в соответствии с региональным законодательством иметь льготы при оплате ЖКХ. Например, в Москве действуют правовые акты, по которым соответствующая компенсация составляет 50% от расходов за жилищно-коммунальные услуги. Конкретный перечень льгот по ЖКХ, опять же, имеет смысл узнавать в жилищном департаменте города, в котором проживает военнослужащий запаса.

Льготы для ветеранов боевых действий

Многие из военных пенсионеров и офицеров, уволенных в запас, имеют статус ветеранов боевых действий. Рассмотрим то, какие льготы гарантированы для них законодательством РФ.

В соответствии с действующими нормами могут пользоваться следующими привилегиями:

Компенсацией 50% расходов от платы за жилые помещения вне зависимости от конкретной разновидности жилфонда;

Внеочередным получением медицинской помощи в рамках государственных программ;

Льготами в рамках пенсионного обеспечения;

Получением жилья от государства в порядке, который определен законодательством;

Возможностью оформлять отпуск в удобное время;

Обучением на курсах профессиональной переподготовки за счет работодателя;

Возможностью покупать билеты на все типы транспорта вне очереди;

Поступлением вне конкурса в высшие и средние учебные заведения, а также возможностью получать специальные стипендии, которые гарантируются Правительством РФ.

Резюме

Итак, мы рассмотрели порядок увольнения с военной службы, установленный законодательством РФ, определили основные виды государственных гарантий для военнослужащих запаса и вышедших в отставку. Основные из них утверждены на уровне федеральных источников права. Но в некоторых случаях порядок увольнения из армии регулируется приказами, которые издает министр обороны. В ряде случаев участие в освобождении офицеров от занимаемых должностей принимает президент РФ. Так, в соответствии с подписываемыми им нормативными актами увольняются военнослужащие, занимающие высшие военные должности.

Офицеры запаса, а также вышедшие в отставку имеют довольно много привилегий — в части снабжения жильем, предоставления налоговых льгот, медицинских услуг, преимуществ при получении образования. Увольнение из армии во многих случаях может быть связано с выходом офицера на пенсию, и потому для нас важно было также изучить перечень льгот и привилегий для военных пенсионеров. Таковые представлены в достаточно широком спектре. Граждане в данном статусе получают пенсию, исчисляемую и индексируемую по особым правилам — в частности, с учетом северного коэффициента вне зависимости от того, где человек проживает после увольнения из армии. Величину военных пенсий определяют офицерские звания, должности, места службы граждан.

Многие из военных пенсионеров имеют статус ветеранов боевых действий. Для них законодательством РФ также установлен ряд льгот. Так, государство в установленных законом случаях оплачивает и предоставляет жилье военным в соответствующем статусе.

Значительные льготы установлены законодательством РФ для военнослужащих различных категорий в сфере образования. Это важный аспект, поскольку переподготовка военнослужащих на гражданские специальности может потребовать от них прохождения дополнительного обучения в образовательных учреждениях.

​Согласно действующему законодательству одним из оснований для досрочного увольнения военнослужащего является его желание расторгнуть заключенный им контракт. Увольняясь по данному основанию, военнослужащий должен обозначить те причины, которые побудили его принять такое решение, а аттестационная комиссия их всесторонне рассматривает, оценивает и дает командиру свое заключение по этому вопросу.

Невзирая на то, что вышеуказанное основание законодателем сформулировано достаточно четко, многим командирам, принимающим окончательное решение по вопросу увольнения военнослужащего, непонятен механизм применения данного основания. Поэтому мы постараемся раскрыть ключевые моменты процедуры прекращения действия контракта по инициативе военнослужащего.

Особенности и порядок увольнения военнослужащего по собственному желанию

При расторжении контракта по желанию военнослужащего должен быть соблюден определенный порядок и самим инициатором, и его непосредственным командиром (начальником):

  1. Военнослужащий должен предупредить командира в письменном форме о своем намерении прекратить военную службу . Подобное уведомление на имя командира или другого должностного лица воинской части (например, начальника отдела кадров) составляется в виде рапорта. Так как законом не предусмотрен типовой бланк для этого документа, военнослужащий составляет рапорт в произвольной форме. В нем обязательно указываются личные данные командира части (звание, фамилия, инициалы), а также личные данные самого подателя рапорта, его подпись и дата составления.

Примерная форма рапорта может выглядеть следующим образом:

Командиру (начальнику)

воинской части №____

Рапорт

Меня, (указать звание, фамилию, имя, отчество и должность), прошу уволить (или направить вышестоящему командиру (начальнику) ходатайство о расторжении контракта) из рядов Вооруженных сил по собственному желанию. Вескими основаниями, способствовавшими моему увольнению, являются ________ (указать, желательно, несколько обстоятельств).

Прошу направить меня перед увольнением на медицинское обследование военно-врачебной комиссией (или отказываюсь от прохождения подобного освидетельствования).

Приложение: (копии всех необходимых документов)

Должность, воинское звание Подпись Фамилия

Дата

Рапорт оформляется в двух экземплярах, которые подлежат регистрации в строевом отделе воинской части. Сотрудник отдела наносит специальные отметки, содержащие информацию о номере регистрации входящего документа и дате его поступления. Первый экземпляр остается в воинской части, а второй - возвращается подавшему его военнослужащему. При этом представители строевого отдела не могут отказать в приеме указанного рапорта, так как это будет являться грубым нарушением основ делопроизводства и документооборота . При наличии возможности военнослужащий также может передать рапорт командиру воинской части лично в руки.

Срок, в течение которого указанные в обращении вопросы должны быть разрешены, не может превышать тридцати дней с момента регистрации . По истечении указанного времени военнослужащему должен быть направлен (или передан лично в руки) письменный мотивированный ответ. Если это сделано не будет, то военнослужащий может воспользоваться своим правом и направить жалобу на неправомерные действия (или бездействие) командира в гарнизонный суд или прокуратуру по месту своей службы.

  1. В рапорте указывается причина, обосновывающая желание военнослужащего завершить военную службу . При этом аргументы для удовлетворения ходатайства военнослужащего должны быть уважительными. Исходя из практики применения подобного основания, уважительными причинами являются такие обстоятельства, наличие которых препятствует выполнению военнослужащим условий контракта. Можно выделить следующие причины:
  • если близкие родственники военнослужащего (родители, жена, дети и др.) проживают за пределами Российской Федерации;
  • такие религиозные взгляды и личные убеждения, которые препятствуют прохождению службы военнослужащим;
  • если размер денежного довольствия настолько невелик, что у военнослужащего отсутствует возможность обеспечивать свою семью, а иные источники дохода при этом отсутствуют (данная причина оценивается исходя из минимального размера заработной платы, установленного для той области, где военнослужащий служит);
  • если военнослужащий самостоятельно (без материальной поддержки другого родителя, который в судебном порядке не лишен родительских прав) воспитывает и содержит несовершеннолетних (малолетних) детей (эта причина увольнения может быть рассмотрена при условии, что расторгнуть контракт по семейным обстоятельствам невозможно);
  • если во время беременности военнослужащей-женщины существенно изменилось состояние ее здоровья в худшую сторону (при условии, что у военнослужащей-женщины отсутствуют основания для прекращения действия контракта по состоянию здоровья);
  • если смерть одного из членов семьи военнослужащего стала причиной того, что военнослужащий не может продолжить свою военную службу;
  • если военнослужащий не может использовать на той должности, которую он занимает, весь свой потенциал и уровень знаний, а назначение на вышестоящую должность невозможно.

Военнослужащий должен приложить к рапорту копии (или оригиналы) документов, подтверждающих наличие одной (или нескольких) из вышеуказанных причин увольнения.

  1. Командир воинской части после получения рапорта передает его аттестационной комиссии для рассмотрения , в состав которой входят заместители командира части, представители кадрового и юридического отделов, а также командиры подразделений. Комиссия рассматривает (не более семи дней) все представленные материалы дела, заслушивает военнослужащего по вопросу изъявленного им желания уволиться с военной службы и дает объективную оценку данному обращению, признавая или не признавая указанные военнослужащим причины расторжения контракта уважительными. По результатам рассмотрения рапорта составляется протокол, который подписывают все участники аттестационной комиссии. Решение комиссии, указанное в протоколе, по своей природе является рекомендацией для командира, которой он может (если сочтет нужным) воспользоваться.
  2. Окончательное решение принимает тот командир, которому делегированы полномочия по изданию приказа по личному составу об увольнении военнослужащих с военной службы. В тех случаях, когда военнослужащий не согласен с выводами аттестационной комиссии или решением командира, он может обжаловать действия указанных должностных лиц в суде или обратиться с заявлением в прокуратуру для защиты нарушенных (по его мнению) прав.

Российским законодательством не установлены конкретные сроки для издания приказа об увольнении военнослужащего по собственному желанию. Предполагается, что командиром подобное решение принимается в разумный срок, но на практике часто встречаются случаи, когда процесс увольнения затягивается.

Выплаты военнослужащему при увольнении по собственному желанию

В соответствии с нормами приказа Министра обороны № 2700 военнослужащему, изъявившему желание расторгнуть контракт, при увольнении производятся следующие выплаты :

  1. Единовременное пособие . Размер его зависит от продолжительности службы. Если на момент исключения из списков части срок службы составляет более двадцати лет, то военнослужащий имеет право на получение семи окладов своего денежного содержания, если продолжительность службы менее двадцати лет, то военнослужащий получит два оклада. Если у военнослужащего имеются государственные награды, которыми он был удостоен за несение воинской службы, то дополнительно ему может быть выплачен один оклад денежного содержания.
  2. Премия . Перед увольнением военнослужащий за добросовестное и эффективное выполнение своих обязанностей может быть поощрен в виде премии, размер которой может составлять до двадцати пяти процентов от оклада военнослужащего.
  3. Материальная помощь . Эта ежегодная выплата производится в размере одного (не менее) оклада военнослужащего.

Размеры вышеуказанных выплат для каждого военнослужащего будут разными. Окончательная сумма зависит от воинского звания военнослужащего и занимаемой им должности на момент увольнения.

Если у вас остались какие-либо вопросы по поводу увольнения военнослужащего по собственному желанию или вам требуется помощь для обжалования решения об увольнении в суде, то наш дежурный юрист готов оперативно ответить вам на все вопросы.