Преференции уголовникам по 44 фз постановление правительства. Преимущества для уголовно-исполнительной системы в закупках. С изменениями и дополнениями от

1. Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 2 настоящей статьи.

2. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных им цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Положения статьи 28 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
    7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  • Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
    4. Преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
  • Извещение об осуществлении закупки
    9) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
  • Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах
    17. В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
  • Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе
    ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов; Открыть статью

В широком смысле слова, преференции контрактной системы — это преимущества в отношении цены контракта, которые предоставляются следующим группам участников:

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (далее УИС);
  • организации инвалидов;

Более подробная информация представлена в таблице.

Учреждения и предприятия УИС
(ст. 28 Закона №44-ФЗ)

Организации инвалидов
(ст. 29 Закона №44-ФЗ)
СМП и СОНКО
(ст. 30 Закона №44-ФЗ)
Суть
преференции

Если победитель — УИС, цена может быть увеличена по требованию
победителя до 15%, но не более НМЦК.

Если победитель — организация инвалидов, цена может быть увеличена по требованию победителя до 15%, но не более . Вариант 1. В закупке участвуют только
СМП и СОНКО.
Вариант 2. Устанавливается требование о
привлечении соисполнителей,
субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона №44-ФЗ).
Когда заказчик
обязан
предоставить
преимущества
Закупаются товары, работа или услуги, включенные в
перечень, утвержденный
постановлением Правительства РФ
от 14.07.2014 № 649.

Закупка товаров, работ или услуг из перечня для предоставления преференции инвалидам по 44 ФЗ (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341).

При заказе любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от , рассчитанного с учетом требований ст. 30 Закона № 44-ФЗ, кроме заказа:
1) услуг по предоставлению кредитов;
2) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Способ закупки Все способы, кроме и . Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки у
единственного поставщика.
Вариант 1. Все способы закупки, кроме
закупки у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя).
Вариант 2. Все способы закупки.

Преимущества отечественному проиводителю

Кроме вышеперечисленного приоритет имеют участники, которые предлагают товары, произведенные в России или в странах — участниках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Механизм предоставления преимуществ в данном случае реализуется через приказ МЭР от 25.03.2014 № 155. Документ также содержит перечень продукции, на которую распространяется такое правило.

Порядок предоставления преференции (155 приказ) заключается в следующем:

  • при проведении конкурса, и участники, предложившие российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, получают приоритет по критерию «цена контракта». Такое предложение оценивается с применением 15% скидки. При этом контракт заключается по предложенной таким участником изначальной цене;
  • при проведении стандартным для этой процедуры путем определяется победитель. Затем, если это товар иностранного происхождения, цена предложения будет снижена на 15% и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений.

Обращаем внимание, что оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 в рамках 223-ФЗ производится с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. При этом, в отличие от Приказа МЭР № 155, заказчик самостоятельно определяет перечень товаров, которые получат преимущества.

Налоговые преференции

Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются налогоплательщику, если тот выполняет необходимые условия (ст. 395 НК РФ). Например, участвует в благотворительности. Они бывают:

  • территориальные;
  • отраслевые;
  • срочные;
  • целевые;
  • интравекторные и функциональные.

Например, территориальные направлены на поддержку и развитие определенных территорий, а отраслевые — отраслей производства. Выражаются они в налоговых льготах, сниженной ставке, отсрочке по платежам или полном освобождении от уплаты налогов.

К сожалению, для сферы госзакупок налоговых льгот не предусмотрено.

Байрашев Виталий

Аналитик Центра эффективных закупок (ООО «Тендеры.ру»)

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее - 44-ФЗ) достаточно четко обозначил необходимость стимулирования участия в государственных и муниципальных закупках определенных видов юридических лиц. Так, согласно ч. 4 ст. 27 44-ФЗ, преимущества при осуществлении закупок предоставляются учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (Далее - УИС), организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.

Относительно участия в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, о которых пойдет речь в настоящей статье, 44-ФЗ вводит принципиальное изменение: ст.ст. 28-29 44-ФЗ устанавливают обязанность заказчика предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Ранее в рамках федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Далее - 94-ФЗ) заказчик был вправе устанавливать такие преимущества. 44-ФЗ предполагает принятие перечней товаров, работ, услуг, по которым учреждениям и предприятиям УИС и организациям инвалидов будут предоставляться преимущества, следуя в этой части сложившейся практике применения 94-ФЗ.

Другим важным отличием 44-ФЗ от 94-ФЗ в части предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов является распространение данных преимуществ не только на конкурсы и аукционы, но и на запросы котировок и запросы предложений. Только закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не предполагают предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов, что представляется вполне логичным, так как преимущества играют роль лишь в конкурентных процедурах закупки.

Определение организаций, являющихся учреждениями и предприятиями УИС и организациям инвалидов, не должно вызвать больших трудностей у заказчика. Ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает, что к учреждениям УИС относятся:

  • уголовно-исполнительные инспекции;
  • исправительные центры;
  • арестные дома;
  • колонии-поселения;
  • воспитательные колонии;
  • лечебные исправительные учреждения;
  • исправительные колонии общего, строгого или особого режима;
  • тюрьмы;
  • колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Ст. 5 закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» также определяет, что в УИС по решению правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации. Перечень видов предприятий и учреждений, входящих в УИС, установлен постановлением правительства РФ от 01 февраля 2000 года № 89 «Об утверждении видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему». Старая версия официального сайта http://zakupkiold.gov.ru , в отличие от его новой версии http://zakupki.gov.ru , содержала ежемесячно обновляемый перечень учреждений УИС и номенклатуру производимых ими товаров, работ, услуг (последние данные, расположенные на старой версии сайта, датируются декабрем 2010 года).

Что касается организаций инвалидов, то определение общественных организаций инвалидов содержится в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст. 33 указанного закона, общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. При этом 44-ФЗ уточняет, что право на преференции имеют также организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%. Перечень организаций инвалидов и номенклатура производимых ими товаров, работ, услуг ранее также присутствовали на старой версии официального сайта, но не содержатся в его новой версии. Очевидно, что добавление в функционал единой информационной системы обновленных версий данных перечней позволило бы облегчить проверку сведений о принадлежности той или иной организации к учреждениям и предприятиям УИС или организациям инвалидов с целью подтверждения их прав на преимущества.

В настоящее время остается открытым вопрос относительно перечней товаров, работ, услуг, на которые будут распространяться нормы ст.ст. 28-29 44-ФЗ. Согласно поручению председателя правительства РФ № ДМ-П13-3339, в котором установлен план мероприятий по реализации федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в марте 2014 года правительством РФ должны быть приняты следующие постановления:

  • «Об установлении порядка предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта, а также перечней товаров, работ, услуг при обеспечении государственных и муниципальных нужд»;
  • «Об установлении порядка предоставления преимуществ организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта, а также перечней товаров, работ, услуг при обеспечении государственных и муниципальных нужд».

Отсюда следует, что применение требований ст.ст. 28-29 44-ФЗ фактически откладывается до выхода данных нормативных актов правительства РФ.

В рамках 94-ФЗ преимущества учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов предоставлялись в соответствии с постановлением правительства РФ от 17 марта 2008 года № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливающим перечни товаров, работ, услуг для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов.

На ноябрь 2013 года в указанном поручении председателя правительства РФ также было запланировано принятие постановления правительства РФ «Об утверждении перечня производимых, выполняемых, оказываемых учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы товаров, работ и услуг, закупка которых может осуществляться заказчиками у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Данный нормативный акт также еще не принят на момент написания статьи.

Стоит отметить, что 94-ФЗ не предполагал наличие подобного перечня, и п. 3 постановления правительства РФ от 17 марта 2008 года № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливал единственно возможный случай прямой закупки товаров, работ, услуг у учреждений и предприятий УИС: Федеральная служба исполнения наказаний, ее территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, были вправе размещать заказы на поставки товаров (работ, услуг) в учреждениях и предприятиях УИС без проведения торгов, если производство товаров (работ, услуг) осуществлялось учреждениями и предприятиями УИС и информация об указанных учреждениях и предприятиях, а также о производимых ими товарах (работах, услугах) была размещена на официальном сайте.

Несмотря на то, что 44-ФЗ уделяет больше внимания участию учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов в государственных и муниципальных закупках по сравнению с 94-ФЗ, из внимания законодателя выпало одно обстоятельство. Хотя заказчик по 44-ФЗ и будет обязан предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям УИС и организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%, ничто не мешает заказчику установить размер преимущества, равный 0,5% или даже 0,01% от предлагаемой цены контракта. Ведь установление преимуществ для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов на максимально допустимом законом уровне может привести к снижению желания участников закупки, не относящихся к данным категориям, участвовать в закупочных процедурах, что повлечет за собой увеличение риска признания закупочной процедуры несостоявшейся. Весьма вероятно, что заказчики будут устанавливать минимальные преимущества для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов, помня о требованиях п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, обязывающих заказчика согласовывать с контролирующим органом заключение контракта с единственным поставщиком в случае признания закупочной процедуры несостоявшейся. В этом случае ситуация заметно не изменится к лучшему для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов, участвующих в государственных и муниципальных закупках, если только правительство РФ не урегулирует размеры предоставляемых преимуществ более детально.

Отдельного внимания заслуживают также нормы ст. 44 и ст. 96 44-ФЗ. Законодатель ограничил сферу действия ст. 96 44-ФЗ, исключив из нее государственные и муниципальные казенные учреждения. Поскольку подавляющее большинство учреждений и предприятий УИС являются казенными учреждениями, то в случае признания их победителями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) они не должны будут предоставлять обеспечение исполнения контракта. Это достаточно весомое преимущество подкрепляется ограничением максимального размера обеспечения заявок, предоставляемых учреждениями и предприятиями УИС, организациями инвалидов, субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, который не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта. В то же время учреждения и предприятия УИС, находящиеся в статусе казенных учреждений, могли бы быть полностью освобождены от требования предоставления обеспечения заявок для облегчения их участия в государственных и муниципальных закупках.


Особенности участия социально ориентированных некоммерческих организаций в государственных и муниципальных закупках рассмотрены в №167 «Аукционного вестника»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 года N 63 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2016, N 0001201602080023) (вступило в силу с 1 января 2017 года).
____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.

2. В составе заявки на участие в закупке товаров (работ, услуг), предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением, учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы представляется требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

3. В случае уклонения победителя конкурса, запроса предложений от заключения контракта преимущество в отношении цены контракта распространяется на участника закупки - учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, заявке которого присвоен второй номер.

4. В случае уклонения победителя аукциона, запроса котировок от заключения контракта преимущество в отношении цены контракта распространяется на участника закупки - учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, который предложил такую же, как и победитель аукциона, запроса котировок, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона, запроса котировок.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года N 175 "О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 12, ст.1135);

пункт 29 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст.2713);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 1104 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года N 175" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст.6242).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены...

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июля 2014 года N 649
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2017 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 февраля 2016 года N 63 . -
См. предыдущую редакцию)

Перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта

Виды продукции и услуг

Культуры кормовые, не включенные в другие группировки

Молоко сырое коровье

Водоросли бурые

Антрацит

Уголь бурый (лигнит)

Изделия колбасные вареные, в том числе фаршированные

Мука тонкого и грубого помола, хлопья и гранулы из сушеного картофеля

Пюре и пасты овощные

Фрукты переработанные и консервированные

Сыры, продукты сырные и творог

Сметана

Крахмалы

Печенье и пряники имбирные и аналогичные изделия; печенье сладкое; вафли и вафельные облатки

Сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок

Соусы и кремы на растительных маслах прочие

Супы; бульоны и заготовки для их приготовления

Яйца без скорлупы и желтки яичные, свежие или консервированные

Дрожжи хлебопекарные сушеные

Ножи (кроме ножей для машин)

Ложки, вилки, половники, шумовки, лопаточки для тортов, ножи для рыбы, ножи для масла, щипцы для сахара и аналогичные кухонные и столовые приборы

Электромясорубки

Приборы электронагревательные бытовые прочие, не включенные в другие группировки

Водонагреватели проточные и накопительные электрические

Кипятильники погружные электрические

Оборудование холодильное прочее

Кровати деревянные для взрослых

Тумбы деревянные для спальни


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Федеральный закон 44-ФЗ стимулирует к участию в госзакупках определенные виды учреждений. К числу тех, для кого предусмотрены особые преференции, относятся и учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС).

Что понимается под преференцией

Смысл преференций для учреждений УИС состоит не в том, чтобы проводить закупки, в которых могут принимать участие только организации такого типа (как происходит с СМП и СОНКО). Закон не обязывает заказчика ежегодно приобретать у учреждений УИС определенный объем товаров, работ и услуг.

Как заказчик предоставляет преимущества учреждениям УИС

В один лот запрещено включать товары, входящие в этот перечень и не являющиеся его частью, так как это станет необоснованным ограничением числа участников закупки. Чтобы не допустить нарушений, товары и услуги, на которые распространяются преимущества, следует приобретать отдельно от других товаров .

Для этого можно провести разные закупки или распределить товары по отдельным лотам. Такие разъяснения приводит Минэкономразвития России в пунктах 18-19 приложения к письму от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889 и в пункте 2 письма от 19 августа 2014 г. № Д28и-1616.

Информацию о предоставлении преференций учреждениям УИС заказчик должен указать в извещении о закупке. Если предприятие УИС одержит победу, оно может увеличить оплату за работу в рамках имеющегося преимущества, однако эта сумма не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта.

Когда предоставлять преференции учреждениям УИС

Преимущества распространяются на все конкурентные виды закупок - не только на конкурсы и аукционы, но и на запросы котировок и запросы предложений. Если победитель отказывается от заключения контракта, ценовое преимущество распространяется на учреждение УИС, предложившее аналогичную или меньшую цену.

Предприятия и учреждения УИС должны указывать требование о предоставлении преимуществ в заявке на участие в закупках. Оформлено это требование может быть в произвольном виде.

Закупки у учреждений УИС как у единственного поставщика по 44-ФЗ

Учреждение или предприятие УИС может претендовать на статус единственного поставщика, если производит товары или оказывает услуги, указанные в перечне, утвержденном постановлением правительства от 26 декабря 2013 г. № 1292. Документ вступил в силу 1 января 2014 года и с тех пор дважды дополнялся.

В список с указанием кодов ОКПД входят продукты питания (горох, яйца, мясо и так далее), одеяла и постельное белье, бронежилеты, мешки и пакеты, одежда и обувь, упряжь для собак, колючая проволока и многое другое.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»