Предпринимательское право в правовой системе рф. Предпринимательское право и предпринимательская деятельность. Предпринимательское право как учебная дисциплина

В системе права Российской Федерации предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства.

Рассмотрим, как соотносятся между собой предпринимательское право и основные отрасли права в сфере предпринимательства:

1) базовой отраслью права является конституционное право, ибо на его основе формируются другие отрасли права, в том числе и предпринимательское.

Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - базовый закон государства, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституцией установлены свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии и ограничения конкуренции.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека, личности и всего общества в целом;

2) следующей по значимости отраслью права, взаимодействующей с предпринимательским правом, является гражданское право, представляющее собой систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).

Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. , другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

Гражданское право - это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере воздействовать на предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом.

Наряду с вышеуказанными отраслями права предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.

Но наибольшим по объему регулятором отношений в сфере предпринимательства является все же административное право.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования. Оно оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации. Например, обязательная государственная регистрация.

Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Административное право характеризуется наличием отношения «власть – подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.

Предыдущая

Предпринимательское право и его место в Российской правовой системе

Вопрос о месте и роли предпринимательского права в системе права России, его содержании и структуре решается в юридической науке неоднозначно. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к некоторым концептуальным понятиям общей теории права и теории предпринимательского права.

Во-первых, российская правовая система и система права России - тесно взаимосвязанные, но не идентичные понятия. Правовая система - более широкое, обобщающее понятие, включающее в себя как систему права, так и другие компоненты, в частности, правовую идеологию, мышление, сознание, культуру и юридическую практику - правоприменительную и юрисдикционную.

Во-вторых, система права России - один из главных компонентов правовой системы, ее нормативная основа. Главными структурными подразделениями системы права являются отрасли права. Это наиболее крупные относительно самостоятельные подразделения. Отрасли права, в свою очередь, состоят из подотраслей и правовых институтов.

Выделение отраслей права возможно по различным основаниям. Наиболее часто отрасли права выделяются, исходя из двух основных критериев: предмета правового регулирования и метода (юридического режима) правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Естественно, он должен отличаться определенными особенностями, быть относительно самостоятельным.

Под методом (юридическим режимом) правового регулирования понимается совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права, в целях достижения необходимого результата.

В общей теории права к двум названным основаниям классификации отраслей системы права добавляют и другие, в частности функции, которые выполняет та или иная отрасль права в общей системе права, т.е. основные направления и характер правового воздействия на общественные отношения.

Возможны и иные основания классификации отраслей права. Вопрос о системе советского права в период существования Советского Союза был одним из наиболее дискуссионных и притягательных для правовой науки. Достаточно отметить три крупные научные дискуссии, состоявшиеся по этой проблематике и давшие определенные научные результаты.

Наиболее дискуссионным и, как нам представляется с сегодняшних позиций, чрезмерно гипертрофированным, если не сказать драматизированным, являлся вопрос о единстве и дифференциации правового регулирования имущественных отношений.

Основные споры велись между представителями хозяйственно-правовой и цивилистической концепций. Суть первой заключалась в регулировании единой отраслью хозяйственного права отношений по осуществлению хозяйственной деятельности (отношений по горизонтали между юридически равноправными товаропроизводителями) и отношений по руководству этой деятельностью (отношений по вертикали между органами государственной власти и управления и товаропроизводителями). Сторонники цивилистического подхода отстаивали точку зрения, согласно которой хозяйственные отношения не могут регулироваться единой самостоятельной отраслью права, а регулируются разными отраслями права. Имущественные отношения равноправных товаропроизводителей, субъектов товарно-денежных отношений регулируются гражданским правом; организационные отношения по руководству хозяйственной деятельностью - административным и тесно связанными с ним налоговым, финансовым, таможенным правом и др.

Разграничение отраслей права, обоснование их самостоятельности - немаловажный вопрос для правовой науки и преподавания права. Но это проблема больше внутриправовая, важная для самих ученых-юристов. Для общества в целом главными являются полнота, всесторонность и эффективность правового регулирования общественных отношений.

Небезынтересными представляются соображения относительно структуры системы права и свойств частей этой структуры, высказанные Ю.К. Толстым: "Система права существует не в одном, в самых различных измерениях. Иными словами, система права многомерна или, что то же самое, полимерна. В системе права существуют не только первичные, но также вторичные, третичные и прочие правовые образования".

В зарубежных странах подобным спорам не придается сколь-нибудь существенного значения.

Отрасли системы права, выделенные по предмету и методу правового регулирования, составляющие главный элемент российской правовой системы, подразделяются на три основных группы:

  • 1) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей действительно базовую отрасль всей системы - конституционное право; затем три материальные отрасли - гражданское, административное, уголовное право; соответствующие им три процессуальные отрасли - гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право;
  • 2) специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право;
  • 3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: торговое право, право прокурорского надзора, морское право. В настоящее время формируются своеобразные сферы комплексного характера, юридически опосредующие новые "слои социальности" (экологическое право, информационное право, предпринимательское право) и, более того, нарастает тенденция их перерастания в основные отрасли.

Обратим внимание на существенное замечание о нарастании тенденции перерастания комплексных отраслей права в основные отрасли. Представляется, что эта тенденция в наибольшей мере присуща предпринимательскому праву.

С этих позиций не утрачивают актуальности сделанные еще в послевоенные годы выводы В.К. Райхера о том, что комплексные отрасли права должны соответствовать трем условиям: "Во-первых, необходимо, чтобы совокупность правовых норм была адекватна определенному, специфическому кругу общественных отношений, т.е. имела бы в этом смысле единый и самостоятельный предмет регулирования, а следовательно, и предметное единство. Во-вторых, регулируемый такой совокупностью норм специфический круг отношений должен обладать достаточно крупной общественной значимостью. В-третьих, образующий такую совокупность нормативно-правовой материал должен обладать достаточно обширным объемом».

Комплексный интегрированный характер предпринимательского права предполагает выделение и анализ основных составляющих предметного единства данной отрасли, а именно предпринимательских отношений. Предпринимательские отношения имеют сложное содержание и структуру.

Первая группа таких отношений - это отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности. Они основываются на конституционном праве граждан на занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34 Конституции РФ); его развитии в ст. 18 ГК РФ, которая определяет содержание правоспособности граждан, включающей: право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; в ст. 23 ГК РФ, регламентирующей предпринимательскую деятельность граждан и устанавливающей государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей; в ст. 51 ГК РФ, устанавливающей государственную регистрацию юридических лиц, регламентирующей вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, а также целый комплекс организационно-имущественных отношений, связанных с созданием юридических лиц - субъектов предпринимательства, и др. Все эти отношения тесно взаимосвязаны между собой предметным единством - они являются предпринимательскими. Но по своему юридическому режиму, методу правового регулирования, если исходить из традиционных в правовой науке взглядов, - это разноотраслевые отношения.

Во вторую группу входят отношения, связанные с самой предпринимательской деятельностью, т.е. непосредственно предпринимательская деятельность, та деятельность, где достигается одна из главных целей предпринимательства - получение прибыли. Речь идет о пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Здесь доминирующее положение занимает гражданско-правовое регулирование предпринимательских отношений. Взаимоотношения между предпринимателями как товаропроизводителями, юридически равными субъектами товарно-денежных отношений иначе как гражданско-правовыми (частноправовыми) методами в рыночной экономике регулироваться не могут. Хотя и здесь можно наблюдать ряд случаев государственного (публично-правового) воздействия на частноправовые отношения - например, государственное регулирование цен на продукцию и услуги естественных монополий и др.

Гражданским правом регулируется только часть, хотя и существенная, отношений, возникающих в связи с предпринимательской деятельностью. Не менее значительная их часть регулируется публично-правовыми методами. Это отношения по государственному регулированию предпринимательства. Данная третья группа отношений, также составляющая предмет предпринимательского права, тесно связана с первой и второй. Но если там инициативной стороной организации предпринимательской деятельности являются главным образом гражданин-предприниматель, иные субъекты предпринимательства, то здесь государство от имени общества устанавливает правила предпринимательства и последствия их нарушения, защищая публичные (социальные, финансовые, бюджетные, экологические и др.) и частные интересы.

Четвертая группа предпринимательских отношений - это внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур. Взаимоотношения между относительно обособленными структурными подразделениями регулируются локальными нормативными актами, составляющими значительную часть предпринимательского законодательства.

Становление и развитие рыночных отношений в нашей стране ставит на повестку дня рассмотрение и исследование правовых аспектов и категорий рыночной экономики. В числе последних наиболее важными и принципиальными являются такие до сих пор рассматривавшиеся с чисто экономических позиций категории, как рынок, виды рынков, спрос и предложение (конъюнктура рынка), стоимость, потребительная стоимость, себестоимость, прибыль, доход, цена, аудит и др.

Представляется обоснованным утверждение, согласно которому они подлежат изучению и преподаванию в рамках курса предпринимательского права, поскольку последнее наиболее близко стоит в ряду правовых дисциплин, изучающих рыночные отношения. ГК РФ ссылок на рынок практически не содержит, и это вполне понятно, поскольку ГК оперирует в основном категорией имущественных отношений. В предпринимательском же праве предметом правового регулирования является предпринимательская деятельность, которая может осуществляться только в рыночной экономике. Поэтому предпринимательское право является неотъемлемой составляющей системы права России как право рыночной экономики.

В законодательстве о предпринимательской деятельности рыночные категории встречаются довольно часто, например, в нормах Закона о рынке ценных бумаг (ст. 1-7 и др.), НК РФ (ст. 40, 188, 214.1), Закона о валютном регулировании, Закона об иностранных инвестициях в РФ (ст. 18) и многих других.

Понятия "товарный рынок" и "рынок финансовых услуг" приобрели правовое значение и повсеместно используются в нормативных актах. Они были введены в российское законодательство с принятием законов о конкуренции на товарных рынках и о защите конкуренции на финансовом рынке.

Безусловно, рынок - категория прежде всего экономическая. Это основополагающее понятие рыночной экономики и, надо сказать, достаточно емкое, сложное и трудное понятие. Экономическая наука дает множество определений рынка. П. Самуэльсон определяет его как упорядоченную структуру, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество. К. Макконелл, С. Брю считают, что "рынок это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг". Э.Д. Доллан и Д.Е. Линдсей считают рынком любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом.

Рынок можно рассматривать и как своеобразный инструмент управления - воздействия на людей. С этих позиций рынок - сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии (балансе) интересов продавца и покупателя. Рынок - универсальное средство воздействия на предпринимательскую деятельность.

Из этого следует, что в самом общем виде рынок можно определить как обмен, организованный по законам товарного производства. Рынок представляет собой систему социально-экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу реализации (приобретения) товаров (работ, услуг). А раз так, то эти отношения в принципе могут быть подвергнуты воздействию со стороны права, правовому регулированию. Вопрос заключается лишь в том, что эти отношения отличаются качественным своеобразием, связанным с воздействием на них объективных экономических законов товарного производства и обращения - закона стоимости, закона спроса и предложения и др. Поэтому для эффективного правового регулирования рыночных отношений необходимо познать объективные экономические законы, характер их действия и сознательно использовать в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Правовая система должна быть стабильна по отношению к основным институтам рыночной экономики и оперативна, гибка по отношению к отдельным росткам новых отношений.

Иными словами, главная задача государства заключается в создании (путем принятия соответствующих правовых актов) условий, обеспечивающих максимальную экономическую свободу предпринимательской деятельности, подразумевающую, естественно, и полную экономическую, правовую и иную ответственность за результаты такой деятельности. Образно выражаясь, государство должно установить "правила игры" на рынке в более широком плане, правила осуществления предпринимательской деятельности.

Однако эта свобода не является абстрактной, не испытывающей на себе никакого воздействия стихийной анархии человеческой деятельности в сфере экономики. Рынок функционирует совершенно свободно, но в рамках, твердо установленных государством. Как подчеркиваетВ.А. Дозорцев: "...Отказ от административно-командной системы не означает отрицания государственного воздействия на рыночные отношения, в частности экономические, но не только экономическими методами. От элементов прямого административного воздействия тоже полностью отказаться не удастся. Расчет на "стерильное" применение гражданского права оказывается... несостоятельным".

Вместе с тем, являясь уникальным изобретением человечества, рынок сам в состоянии регулировать многие, но не все отношения товарного производства, вытекающие из действия объективных экономических законов. В этом плане задача законодателя заключается в том, чтобы не вмешиваться в те отношения, которые саморегулируются рынком. Хотя надо признать бесспорным тот факт, что "внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Но чем меньше скован производитель, тем больше простора для развития рыночных отношений".

"...В современных промышленно развитых странах не встречается ни чисто командных экономик, где все, от производства до распределения, управляется государством, ни чисто рыночных, где государство вообще не вмешивается в процессы производства и распределения. Современная рыночная экономика - это смешанная экономика, в которой производство развивается под воздействием собственных рыночных сил, направляющих предпринимательскую активность производителей, а государство регулирует этот процесс, устанавливая правовую структуру бизнеса и контролируя ее соблюдение, осуществляет различные социальные и политические программы".

Государство, познавая объективные экономические законы, характер и результаты (последствия) их действия, устанавливает на законодательном (юридическом) уровне: 1) правовые требования к предпринимателям и иным участникам предпринимательских отношений;2) основные правила предпринимательской деятельности; 3) предусматривает правовую ответственность за несоблюдение установленных правил.

Государство должно содействовать развитию рыночной инфраструктуры, создавать благоприятные условия для предпринимательства, иными словами, должно сложиться уникальное объективно-субъективное взаимодействие саморегулирования свободного рынка и, в строго определенных, ограниченных случаях, императивное вмешательство государства в рыночные отношения в интересах всего общества и свободы предпринимательства.

Для подобного взаимодействия должна эффективно функционировать инфраструктура рынка, куда входят те коммерческие посреднические и иные структуры, без которых рынок существовать не может. В этом плане особая роль отводится биржам (товарным, фондовым, валютным), банкам, торговым домам и другим субъектам и формам рыночной деятельности.

Существенно важным является создание (или, скорее всего, возрождение) соответствующего социально-психологического настроя в обществе к неизбежности, необходимости рыночных отношений, ибо, как показал весь период развития общества, основанного на частной собственности, альтернативы рынку нет.

Рынок - это любопытное и многообразное явление с самых различных точек зрения. Значительно различаются, например, по своим организационно-функциональным и правовым аспектам различные виды рынков: товаров, услуг, рабочей силы, ценных бумаг, инвестиций, корпоративного контроля, технологий, интеллектуальной собственности, финансов, энерге-тических ресурсов и др.

Любопытными особенностями отличаются региональные рынки, как в рамках одной страны, так и вовне. Влияние на функционирование рынков оказывают национальные особенности и традиции, народные обычаи и религия. Различаются правила игры и этика делового общения на различных рынках. Например, арабский рынок, рынок Юго-Восточной Азии, рынок Латинской Америки или рынок России до 1914 г.

Рынку присущи особенности, связанные с использованием современных информационных технологий: электронная коммерция, интернет-рынок и др.

Современный рынок имеет сложную структуру. По признаку территориальных границ выделяют мировой рынок, рынки межгосударственных образований (СНГ, Европейский Союз и др.) и внутренние рынки. В рамках последних, в свою очередь, различают общенациональный, региональный и местные рынки.

По стадиям движения товаров в сфере обращения и масштабам совершаемых актов купли-продажи различают оптовый рынок и рынок розничной торговли.

С точки зрения соответствия нормам права выделяют официальный и неофициальный (черный, теневой) рынок.

По функциональному назначению реализуемой продукции рынок товаров и услуг можно подразделить на рынок средств производства и предметов потребления. Это членение можно детализировать вплоть до выделения рынков сбыта отдельных видов продукции. В рамках последних, в свою очередь, выделяют сегменты - сферы реализации определенных разновидностей, моделей, сортов продукции данного вида, ориентированных на отдельные группы потребителей.

Вызывает интерес структурное деление рынков с точки зрения степени их монополизации. По этому признаку выделяют: 1) абсолютно монополизированный рынок, на котором один продавец (производитель) сосредоточил у себя все 100% создаваемой и реализуемой продукции; 2) немоно-полизированный рынок, характеризующийся наличием большого числа товаропроизводителей;3) рынок с олигополистической структурой, характеризующийся наличием нескольких крупных монополистических предприятий отрасли.

Есть и другие многочисленные классификации рынков, рассматриваемые в специальной литературе.

Особо следует сказать о функциях, выполняемых рынком в экономике индустриально развитых стран. В нашей правовой литературе этот вопрос до сих пор не получил, к сожалению, сколько-нибудь удовлетворительного освещения. Анализируя практику рыночных отношений, исследования экономистов, можно выделить следующие функции рынка: 1) признание общественного характера труда и продукта (опосредствованного, получившего реализацию на рынке), что выражается в определении рыночной цены; 2) сбалансирование экономики страны, регулятора производства и экономических пропорций (становление нормальных пропорций между отраслями), что достигается на основе информации, поступающей с рынка; 3) отказ от директивного (в прежнем понимании) планирования и замена его анализом динамики развития спроса и предложения, с тенденцией покупательских предпочтений; 4) удовлетворение потребностей потребителя.

Функции рынка предопределяют необходимость свободы (самостоятельности) предпринимателя как в выборе правовых форм организации производства, в выборе организационных структур и систем управления производством, ориентированных на рыночные отношения, так и в реализации, обмене товаров (продукции), выполнении работ, оказании услуг. правовое регулирование предпринимательское право рынок

В связи с утверждением рыночного уклада в российской экономике, появлением значительного числа коммерческих организаций корпоративного типа в теории права дискуссионным является вопрос об отнесении корпоративных отношений к предмету правового регулирования гражданского или предпринимательского права.

Важным положением, разделяемым авторами этого учебника, является позиция об отнесении корпоративных форм предпринимательской деятельности к предмету правового регулирования предпринимательского права. С развитием в России корпоративных форм организации бизнеса выделилась особая группа отношений - корпоративные отношения, или отношения участия либо членства, которые нельзя отнести к гражданским правоотношениям.

Сомнения в чисто имущественной природе корпоративных отношений возникают у многих авторов. Общепризнанным является деление членских отношений корпоративного права на имущественные и неимущественные. Однако попытки отнести неимущественные права участников, чтобы оставить их в сфере правового регулирования гражданского права, к числу личных неимущественных неотчуждаемых прав, регулируемых ст. 150 ГК РФ, вызывают критику даже у самих сторонников включения корпоративных отношений в предмет регулирования гражданского права. Действительно, личные неимущественные права в понимании, содержащемся в ст. 150 ГК РФ, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми иным способом, чего нельзя сказать о корпоративных правах, передаваемых в полном комплексе имущественных и неимущественных прав одновременно с передачей акций (долей в уставном капитале).

Существует другой подход, когда неимущественные права участников корпоративных организаций, связанные с участием в управлении, выделяют в отдельную группу организационных прав и опять же относят к предмету гражданского права. Как образно выразился Г.Л. Знаменский, "сущей же бедой являются представления, вытекающие из концепции "единого гражданского права", которое объявляет сферой гражданско-правового регулирования все разнообразие отношений в экономике".

На наш взгляд, корпоративные отношения являются предметом предпринимательского права, поскольку для них характерно сочетание частноправового и публично-правового методов регулирования.

Неимущественные отношения участников хозяйственных товариществ и обществ, связанные с участием в управлении, получением информации о деятельности корпораций, мы относим к числу организационно-управленческих, поскольку такое определение в наибольшей степени характеризует их правовую природу.

Следует подчеркнуть, что в целом предпринимательские отношения едины, несмотря на регулирование их нормами различных отраслей права.

Комплексный интегрированный предмет предпринимательского права предполагает применение адекватных различным аспектам предпринимательских отношений методов. Согласно традиционной в правовой литературе точке зрения, каждой основной отрасли права соответствует только ей присущий метод (юридический режим) правового регулирования. В предпринимательском праве используются не один, а несколько методов (юридических режимов) правового регулирования: метод обязательных предписаний, автономных решений, автономии воли сторон правоотношения (метод согласования), метод рекомендаций.

С помощью метода обязательных предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Он применяется, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне обязательные предписания. Данный метод характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности (определение структуры суммы издержек, включаемых в себестоимость продукции; обязанность государственной регистрации субъектов предпринимательства; нормы антимонопольного, налогового законодательства и др.). Через метод обязательных предписаний выражаются публичные интересы общества.

Метод автономных решений характерен для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители. Данные отношения в подавляющем объеме регулируются нормами гражданского законодательства. Нередко данный метод называют методом согласования, поскольку права и обязанности сторон правоотношения устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними. Это характерно, за редкими исключениями, для договорных отношений между участниками предпринимательской деятельности.

Метод рекомендаций заключается в том, что одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях, установление для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей.

Наиболее последовательно позиция о самостоятельности предпринимательского (по терминологии авторов, хозяйственного) права как отрасли права отстаивается в работах В.В. Лаптева, В.К. Мамутова, В.С. Мартемьянова, хотя и имеются определенные различия неконцептуального характера.

В.К. Мамутов отмечает: "Если предмет хозяйственного права определен в литературе давно и с учетом изменений в законодательстве подвергся некоторой корректировке, то предметы предпринимательского и коммерческого права определяются заново. При этом в любом из известных вариантов они поглощаются более широким предметом хозяйственного права".

Это вполне согласуется с методологическим подходом к соотношению хозяйственной, предпринимательской и коммерческой деятельности, из которого мы исходим при написании данного учебника. Под предпринимательским правом авторы понимают в данном случае не только совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения, но и близкие и неразрывно связанные с ними отношения, выходящие за рамки предпринимательства, но относящиеся к хозяйственным. В то же время следует подчеркнуть, что предпринимательские отношения являются стержневыми, определяющими всю совокупность отношений, связанных с экономической и хозяйственной деятельностью.

Именуя предпринимательское право хозяйственным, В.С. Мартемьянов определял его как отрасль права, представляющую "совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества».

Неоднозначна по этому вопросу позиция О.М. Олейник, которая отмечает, что "в узком смысле предпринимательское право рассматривается как отрасль права второго уровня, сочетающая в себе признаки и методы ряда базовых отраслей. Такое решение вопроса о признании или непризнании предпринимательского (хозяйственного) права самостоятельной отраслью является с точки зрения практического применения лишь предпосылкой исследования в целях усиления регулятивного потенциала этой отрасли".

Рассматривая предпринимательское право как отрасль права второго уровня, сочетающую в себе признаки и методы ряда базовых отраслей, О.М. Олейник, по сути дела, ведет речь о комплексном интегрированном характере предпринимательского права.

Говоря о перспективах правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, А.Г. Быков приходит к выводу о том, что "все, видимо, идет к признанию того, что соотношение гражданского и торгового права в современных российских условиях уже не может быть взято в качестве образца формирования дуалистической системы частного права с выделением в его составе гражданского, и торгового права. Для дуалистической системы характерно, что и гражданское, и торговое право - суть частное право. И этим все сказано.

Наша же идея состоит в том, что современные условия диктуют необходимость формирования не торгового, а российского предпринимательского права, которое может и должно формироваться хотя и на базе идей торгового права, но обязательно преодолевать узкие параметры торгового права как частного права, привнести в свое содержание социальные элементы, присущие не только и не столько частному, сколько публичному порядку, обеспечивающие государственное регулирование частноправовых отношений с учетом публично-правовых интересов, их реализации через частноправовые отношения и защиты публичных интересов в указанных правоотношениях".

Понимание предпринимательского права в качестве самостоятельной комплексной интегрированной отрасли российского права, тем более с тенденцией его перерастания в основную отрасль права, в российской правовой науке разделяется далеко не всеми. Наиболее последовательно точка зрения, согласно которой предпринимательское право не может обособляться в специальную, самостоятельную отрасль права, отстаивается в работах Е.А. Суханова. В то же время он признает "обособление соответствующего законодательного массива либо также выделение учебной дисциплины, посвященной изучению правового регулирования предпринимательской деятельности. И законодательство о предпринимательстве, и учебный курс предпринимательского права носят комплексный характер, охватывая как частноправовые, так и публично-правовые правила и конструкции. С учетом прикладных целей их выделения это вполне допустимо". Но ведь право и существует для прикладных целей, а не ради самого права.

Исходя из субъектного состава участников предпринимательских отношений, конструируют коммерческое право (гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности) В.Ф. Попондопуло и В.Ф. Яковлева. В определении того, что является коммерческим правом, они исходят "не из объективного (реального) критерия выделения коммерческих отношений как предмета правового регулирования самостоятельной отрасли права, а из субъектного (личного) признака. Коммерческие отношения - отношения, регулируемые гражданским правом, участниками которых являются специальные субъекты гражданского права - предприниматели".

Эта конструкция, по сути, совпадает с позицией Е.А. Суханова, который отмечает, что "гражданское право включает в свой состав ряд специальных норм, рассчитанных на применение исключительно к отношениям с участием предпринимателей... Однако специфика выступления в имущественных отношениях профессиональных участников (предпринимателей, коммерсантов) не исключает, а предполагает применение к этим отношениям общих положений гражданского права. Сами же эти нормы как их совокупность являются гражданско-правовыми".

Как подотрасль гражданского права рассматривает коммерческое право Б.И. Пугинский. Он отмечает: "Наша дисциплина именуется коммерческим правом. Своим содержанием она имеет изучение правового регулирования коммерческой, или, что одно и то же, торговой деятельности. Commercium (лат.) - это торговля". При этом он отмечает, что наряду с коммерческим правом как подотраслью гражданского права следует выделять и различать коммерческое право как науку и как учебную дисциплину: "Каждая учебная дисциплина занимается своим определенным предметом. Для коммерческого права таким предметом является правовое регулирование коммерческой, т.е. торговой, деятельности.

Торговая деятельность, или, иначе говоря, товарное обращение, в самом общем виде представляет собой совокупность действий людей по продвижению товаров от изготовителей к потребителям".

Достоинством данной позиции является проводимое автором различие между коммерческой и предпринимательской деятельностью: "Предпринимательство гораздо шире коммерции, поскольку прибыль можно получать от выполнения работ, оказания услуг, от доходов на имущество, а не только от продажи товаров".

Итак, ГК РФ проводит различие между коммерцией как торговлей и предпринимательством как любой деятельностью, нацеленной на получение прибыли".

Следует подчеркнуть, что дискуссия об объективных критериях выделения отраслей права не завершилась и на сегодняшний день. С развитием общества и правовой системы возможно появление новых критериев выделения отраслей в системе права. На наш взгляд, обоснованно предложение о выделении в качестве системообразующего критерия деления права на отрасли основных сфер жизни общества, к которым относятся экономическая, социальная, духовная и др. Названным сферам жизнедеятельности общества должны соответствовать самостоятельные отрасли права, опосредующие существующие в рамках указанных сфер единые отношения, например предпринимательское право, экологическое право, право социального обеспечения и т.д.

Указанный выше подход к выделению отраслей права не исключает целесообразности, а в некоторых случаях и необходимости научного осмысления особенностей таких однородных групп отношений, как имущественные, административные и т.д.

При характеристике системы права и отдельных ее отраслей выделяют также отрасли законодательства, научные и учебные дисциплины. Если отрасль права - совокупность правовых норм, имеющих однозначную (единственную) принадлежность, объективно существующих в системе права, то отрасль законодательства - совокупность нормативных актов, которые могут формироваться по различным основаниям, главным из которых является предметное единство регулируемых ими общественных отношений (банковское законодательство, транспортное законодательство, энергетическое законодательство и др.).

Научная дисциплина, наука представляет собой систему достоверных знаний о данной отрасли, ее предмете и методе, источниках, содержании и структуре, месте в системе права страны. Университетские правовые кафедры и отделы академических правовых институтов образованы главным образом по отраслевому признаку.

Учебная дисциплина - это изложение с учетом определенных методических требований системы знаний о данной отрасли. Изучение права осуществляется по отраслям права, и в каждой из учебных дисциплин дается развернутая, подробная характеристика данной отрасли права.

Важнейшим вопросом в правоведении является определение места отдельных отраслей права в системе российского права. Научные дискуссии о предмете и самостоятельности отрасли права приводят к диаметрально противоположным выводам в научном сообществе посредством различного толкования одних и тех же правовых категорий.

Для установления истины следует исходить из того, что правовая система государства включает в себя систему права, правовую культуру (идеологию), правореализацию, а также иные внешние и внутренние формы выражения правовой действительности. Система права представляет собой внутреннее строение права, включающее в себя отрасли, подотрасли, институты и нормы права.

Историческое деление системы права на частное и публичное было актуально для Древнего Рима в эпоху становления и развития права в целом. Образовывались две суперотрасли, или сферы регулирования. В основу деления было заложено существо отношений: где был интерес частных лиц на основе равенства, отношения регулировались частным правом ; отношения подчинения, где присутствовал интерес государства, - публичным правом.

Следует отличать частное и гражданское право, последнее из которых является видовым по отношению к родовой отрасли - частному праву. Касательно современного состояния российского права деление системы права на частное и публичное право является методологическим для разграничения норм права и построения системы права. Как справедливо отмечает В. К. Мамутов, деление права на частное и публичное относится к делению норм права, а не отраслей права, поскольку они (нормы) сочетаются вместе .

Для каждого суверенного государства системообразующим и фундаментальным является конституционное право. Бесспорным является деление системы права на материальные и процессуальные отрасли права, где предпринимательское право выступает отраслью материального права (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

В условиях развития общественных отношений, научно-технического прогресса и многоукладное™ экономики существующие механизмы правового регулирования предпринимательства в смешанной экономике России нс вписываются в рамки простых правовых догм. В связи с чем в правоведении необходимо было определить более «эффективный» и актуальный критерий разграничения отраслей в системе права.

Учитывая данные обстоятельства, В. К. Райхером была предложена теория комплексности отраслей права, поскольку выделение «химически чистых» отраслей права было утопией. Впоследствии данный тезис не раз повторит в своих работах К). К. Толстой: «Система права многомерна и рукотворна, в нее могут входить отрасли права самого различного уровня. Если взять за отправное деление права на публичное и частное в его современном понимании, то все остальные отрасли права, в том числе и гражданское право, в той или иной мере носят комплексный характер. Все дело - в мере этой комплексности. В меньшей степени она присуща гражданскому праву, хотя и в нем есть нормы, которые с равным основанием могут быть отнесены как к гражданскому праву, так и к другим отраслям права (например, государственному или процессуальному), в большей степени, например, предпринимательскому или коммерческому праву, характерной чертой которого является переплетение публичных и частноправовых начал» 1 . Подтверждением справедливости данного термина служат формирование и развитие отраслей спортивного , военного , космического и иных «новых» отраслей права.

Несмотря на рациональное зерно теории комплексности отраслей права, такой подход «стирает» или, скажем, размывает грани (рамки) обособленности многих отраслей права, что позволяет усомниться в существовании какой-либо системы отраслей права. Право будет представлять некую бессистемную совокупность норм права, что очевидно не соответствует действительности.

Именно решая проблемы определения системы права или упорядочения норм права в отрасль права, ряд авторов приходят к выводу о многомерности (полимерности) системы права.

В отечественном правоведении систему национального права предлагали делить на отрасли по предмету регулирования - по содержанию общественных отношений (Л. В. Дозорцев, В. К. Райхер) , по характеру регулируемых отношений (В. В. Лаптев) , по предмету и методу (С. С. Алексеев, И. В. Павлов, К). К. Толстой, В. Ф. Яковлев) , по адресату регулирования

(В. С. Тадевосян) 1 . Предлагается использовать наиболее удачный критерий классификации отраслей права по предмету и характеру регулируемых отношений, позволяющий без труда определить особенности отрасли, в том числе предпринимательского права.

Полагаем необходимым дать краткий обзор четырех основных научных подходов, согласно которым предпринимательское право - это:

  • 1) самостоятельная отрасль российского права;
  • 2) комплексная отрасль права;
  • 3) нормативный массив законодательства;
  • 4) не отрасль права.

1. Выделение отрасли предпринимательского (торгового) права в самостоятельную встречается в работах дореволюционных правоведов. Правда, тогда речь шла о торговом праве как об отрасли законодательства. М. М. Сперанский, возглавивший работу по кодификации российского законодательства, определил нормы о торговле в Своде законов Российской империи в т. XI «Устав кредитный. Устав о векселях. Устав торговый. Устав судопроизводства торгового. Устав консульский. Устав о промышленности», тем самым уже в середине XIX в. выделилась особая отрасль законодательства - торговое право.

В 50-60-х гг. XX в. одним из ярких представителей ученых, развивающих идею самостоятельности отрасли хозяйственного (предпринимательского) права, выступил В. В. Лаптев, который научно обоснованно полагал, что системы права делятся на отрасли по критерию предмета и характера регулируемых общественных отношений . Предметом хозяйственного права признавались общественные отношения в области производства, обмена и распределения, включая отношения по руководству и осуществлению хозяйственной деятельности (впоследствии обозначаемой предпринимательской деятельностью) .

В 70-80-х гг. XX в. И. Е. Красько определял хозяйственное право как основную отрасль права, регулирующую экономические отношения в государственном секторе народного хозяйства, а хозяйственное законодательство - как объективно существующую форму бытия отрасли хозяйственного права, результат закрепления фактических структурно-функциональных связей, обусловленных «материальным» содержанием указанной отрасли. По мнению И. Е. Красько, система хозяйственного законодательства должна соответствовать системе хозяйственного права в целях исключения «взаимопроникновения разноотраслевых норм» .

Сильным аргументом в поддержку тезиса о самостоятельности отрасли предпринимательского права стало закрепление ее в Номенклатуре специальностей научных работников. Постановлением Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ СССР от 20.04.1963 № 20 в Номенклатуру научных специальностей за № 719 введено «хозяйственное право», а затем постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 28.07.1972 № 385 специализации присвоен № 12.00.04. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 25.05.1977 № 231 «О номенклатуре специальностей научных работников» утверждена специальность № 12.00.04 - «хозяйственное право ; арбитражный процесс». Приказом Министерства науки и технической политики России от 28.02.1995 № 24 специальность 12.00.04 стала обозначаться «предпринимательское право ; арбитражный процесс». С изданием приказа Миннауки России от 25.01.2000 № 17/4 «предпринимательское право» вошло в специальность 12.00.03 - «гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право». В настоящее время «предпринимательское право» входит в специальность 40.00.00 «Юриспруденция» согласно приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

В. К. Андреев, оценивая современное состояние системы российского права, отмечает тот факт, что сами цивилисты в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации провозглашают необходимость сочетания частных и публичных элементов в гражданском праве, что при таких обстоятельствах утрачивает значение деления права на частное и публичное, а также метод правового регулирования не стал неотъемлемым элементом отрасли права 1 .

Позиция о самостоятельности отрасли предпринимательского права является предпочтительной, поскольку именно данные нормы права регулируют уникальные по своей природе общественные отношения - предпринимательско-правовые отношения.

2. Анализируя природу хозяйственных отношений, не подпадающих под сферу «влияния» гражданского, административного и иных отраслей права, ряд ученых, в том числе цивилистов, пришли к выводу о комплексности отрасли предпринимательского права.

Как ранее было отмечено, впервые мнение о комплексности отраслей права можно встретить у В. К. Райхера, предложившего делить отрасли права на основные и комплексные. Эту мысль в своей интерпретации продолжил С. С. Алексеев, рассматривая хозяйственное право как комплексную отрасль права . При этом он исходил из деления отраслей права на профилирующие, специальные и комплексные. Хозяйственное право соединило в себе разнородные институты профилирующих и специальных отраслей права 1 .

Данная позиция не убедительна тем, что по сути каждую отрасль права можно отнести к профилирующей (охватывает определенный круг общественных отношений), специальной (характеризует специфику регулируемых отношений) и комплексной (использует различные методы правового регулирования).

Ю. К. Толстой при рассмотрении вопроса о системе права утверждает о разнородности предмета хозяйственного права - общественных отношений (управленческих и товарно-денежных имущественных отношений), признавая хозяйственное право комплексной отраслью права, состоящей из норм основных отраслей права. По его мнению, начало плановости экономики и имущественной самостоятельности, хотя и воздействуют друг на друга, находятся в разных плоскостях и «являются отражением действия двух различных экономических законов: закона планомерного развития народного хозяйства и подчинения ему закона стоимости» .

Видится, что данная трактовка предмета хозяйственного права не всегда соответствовала реально складывающимся отношениям в народном хозяйстве, в частности при заключении хозяйственных договоров, а также во внутрихозяйственных отношениях, которые не «вписывались» в концепцию гражданского права.

В начале XXI в. В. В. Лаптев, анализируя реальное состояние экономики России, ставит акцент на неспособность традиционных цивилисгических подходов урегулировать экономику . К аналогичному выводу приходит и Ю. К. Толстой, анализируя Концепцию развития гражданского законодательства Российской Федерации: «Сейчас основная задача состоит в том, чтобы найти оптимальный баланс в соотношении публично-правового и частноправового регулирования» . При таком положении Ю. К. Толстой придерживается комплексного подхода к нормам правового регулирования экономики и отходит от частных (цивилистических) догм. Наглядно подчеркивается уникальная сущность норм права, регулирующих экономические отношения.

Идею комплексности предпринимательского права разделяют Е. П. Губин , О. М. Олейник и ряд других ученых .

3. Оценивая объективную картину существования массива норм, регулирующих хозяйственную деятельность, ряд ученых, в частности О. А. Красавчиков, придерживаются теории нормативного массива , согласно которой хозяйственное право приобретает черты отрасли права через призму системы норм и институтов советского права, регулирующих народное хозяйство. Хозяйственное право рассматривалось как отрасль законодательства. Анализируя массив некодифицированных норм, регулирующих экономику страны, О. А. Красавчиковым аргументировалась идея принятия Хозяйственного кодекса СССР, который усовершенствует практику применения законодательства, повысит уровень работы государственных органов, юридических служб и договорных отделов предприятий 1 .

Е. А. Суханов, разделяя идею комплексности предпринимательского права, охватывающей как частноправовые, так и публично-правовые правила и конструкции, признает предпринимательское право обособленным законодательным массивом норм о правовом регулировании предпринимательской деятельности . Предполагается регулировать предпринимательские отношения административным и гражданским правом.

Будучи сторонником цивилистических взглядов, С. Э. Жилинский полагал, что выделение самостоятельной отрасли может осуществляться по критерию предмета и метода, а предпринимательское право не регулирует качественно новых отношений. Однако в целях практической целесообразности предпринимательское право рассматривалось как отрасль законодательства или, иначе говоря, как право предпринимательской деятельности . Вместе с этим такая последовательность непонятна, поскольку конституционное, административное и гражданское право регулируют совсем иной предмет и характер общественных отношений, не входящих в «подлинный» предмет предпринимательского права. Более того, С. Э. Жилинский, отрицая существование отрасли права, совершенно четко выделяет особенность предпринимательско-правовых отношений от других общественных отношений - это участие в них предпринимателя с целью получения прибыли .

Практически все правоведы признают существование отрасли хозяйственного (предпринимательского) законодательства - системы источников права, регулирующих предпринимательскую деятельность. В связи с этим полагаем необходимым обратить внимание на то неизбежное обстоятельство, что любая отрасль права исторически в процессе своего становления начинала формироваться в качестве отрасли законодательства, регулирующей однородный круг общественных отношений, и что рано или поздно отрасль законодательства оформлялась в самостоятельную уникальную отрасль права. Например, гражданское право выделилось из норм частного права, а затем из него сформировались ныне самостоятельные отрасли наследственного, семейного и трудового права; аналогично, административное и финансовое право из публичного права и т.д.

4. Идеи о самостоятельности отрасли предпринимательского (хозяйственного) права были резко восприняты критично рядом цивилистов, среди которых О. Н. Садиков, Р. О. Халфина, О. С. Иоффе, А. Л. Маковский и др. Во-первых, не стоит забывать, что в 50-60-х гг. XX в. имела место быть боязнь «громких» научных высказываний (в связи с признанием концепции хозяйственного права «вредительской» для советского государства, удачно описанной В. С. Мартемьяновым в статье «Юридическая трагедия» *), а во-вторых, ряд правоведов научно отрицали самостоятельность отрасли хозяйственного права, полагая ее вторичность по отношению к гражданскому праву.

Позиция 50-х гг. XX в. о том, что предметом советского гражданского права являются «имущественные отношения в сфере товарно-денежного обращения, строящиеся па началах эквивалентности, и отношения собственности в их связи с товарно-денежным обращением как предпосылка и результат последнего» (Д. М. Генкин) , стала активно «подгоняться» и толковаться цивилистами как тезис «об отсутствии отрасли хозяйственного права» и всеобщего регулятора всех отношений (гражданских, хозяйственных) гражданским правом.

Одним из аргументов для непризнания хозяйственного права самостоятельной отраслью права является широта толкования понятия «хозяйственная деятельность». Так, Р. О. Халфина доказывала, что хозяйственная деятельность - это настолько широкая и многообразная область, что выделение хозяйственного законодательства невозможно, поскольку пришлось бы включить в него большую часть норм права . Такая позиция позволяла сделать вывод о межотраслевой природе предпринимательского (хозяйственного) права.

Рассуждая о некорректности отнесения хозяйственного права к самостоятельной отрасли советского права, противники хозяйственно-правовой концепции (С. Н. Братусь, О. С. Иоффе, О. Н. Садиков и др.) все же приходят к выводу о наличии хозяйственного законодательства, под которым следует понимать отрасль хозяйственного (хозяйственно-административного) законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность социалистических организаций, которая выражается в отношениях этих организаций друг с другом, с планирующими органами и с гражданами . Более того, С. С. Алексеевым, С. Н. Братусем и В. Ф. Яковлевым неоднократно предлагалось разработать проект Основ хозяйственного законодательства .

При внимательном изучении подхода противников хозяйственной школы видно, что они спорят, по сути, об отличительном признаке хозяйственного права, неоднородности предмета и методах хозяйственного права, не оспаривая при этом сам предмет - хозяйственную деятельность, и в итоге приходят к выводу о наличии системы законодательства либо комплексности хозяйственного права 1 .

По мнению О. Н. Садикова: «Основным предметом гражданского права, определяющим его природу, назначение и правовые особенности, являются имущественные отношения рынка, которые в законодательстве и литературе именуются также экономическими, предпринимательскими и хозяйственными» . Таким образом, в научной борьбе за непризнание самостоятельности отрасли предпринимательского права цивилисты забывают об историческом истинном предмете гражданского права - частноправовых отношениях (имущественных и личных неимущественных).

В работах о частном праве, к которому цивилисты (Д. А. Медведев,

А. Л. Маковский, Е. А. Суханов, В. Ф. Яковлев и др.) относят предпринимательское (хозяйственное) право, рассматривая его как часть гражданского права, в частности в работе «Кодификация российского частного права», почему-то не находят место особому разделу о кодификации норм предпринимательского права. Уделяется внимание гражданскому, жилищному, семейному, трудовому и земельному праву . Наводит на мысль, что системы норм о предпринимательстве нет вообще (что вряд ли) либо цивилисты отделяют нормы предпринимательского права от частного ввиду особой правовой природы, т.е. противореча самим себе.

И все же, отрицая самостоятельность отрасли, цивилисты четко выделяют предмет хозяйственного законодательства - хозяйственную деятельность организаций, выражающуюся в отношениях между организациями, планирующим органом (государственными органами) и гражданами (О. С. Иоффе) . Странно получается, есть предмет, но отрасли нет!

Вторым аргументом для непризнания самостоятельности отрасли хозяйственного права выступает позиция цивилистов о разграничении системы отраслей права по критерию предмета и отраслевого метода регулирования. Так, В. Ф. Яковлев считает, что отраслевой метод свойствен лишь гражданскому праву . Однако из предмета гражданского права явно «выпадают» отношения по регулированию экономической деятельности.

Некоторые ученые-хозяйсгвенники также пошли по пути выделения отраслевого (ключевого) метода хозяйственного права, который заключается в равном подчинении всех субъектов общественному хозяйственному порядку (Г. Л. Знаменский) 1 .

Позиция об отраслевых методах правового регулирования неоднозначна, поскольку общественные отношения регулируются множеством универсальных для различных отраслей методов правового регулирования.

По нашему мнению, предмет и характер регулируемых отношений обусловливают существование и самостоятельность отрасли права, в то время как методы правового регулирования не являются определяющим критерием и могут быть использованы при регулировании различных видов общественных отношений (предпринимательских, гражданских, административных, земельных, трудовых и т.д.) .

Видится, что утверждение о необходимости выделения «химически чистых» отраслей права и правоотношений утратило смысл на современном этапе, поскольку отрасли права возникают с учетом потребностей общества и экономики в целом вне зависимости от научного подхода.

В настоящее время выпускаются профильные журналы отрасли предпринимательского права, среди которых «Предпринимательское право» и «Конкурентное право» (Издательская группа «Юрист»), «Коммерческое право» (Издательский книготорговый дом «Зерцало-М»), «Бизнес, менеджмент и право» (Институт права и предпринимательства Уральского государственного юридического университета), «Торговое дело. Торговое право» (Издательство Российского государственного торгово-экономического университета) и многие другие. Наблюдается, что интерес к дискуссии о непризнании отрасли предпринимательского права угасает.

Подводя итог научным дискуссиям, мы приходим к выводу о единстве системы российского права, где отраслевое деление системы права носит глубокий методологический характер. Не следует отходить от реального состояния смешанной экономики и современного рынка, сочетающего в себе элементы государственного регулирования и частной инициативы. Объективной реальностью стало существование самостоятельной отрасли предпринимательского права.

  • Хозяйственное право / под ред. В. К. Мамутова. Киев: Юринком Интер, 2002. С. 37.
  • Толстой Ю. К. Проблемы разграничения полномочий Российской Федерации и еесубъектов в сфере законодательной деятельности // Журнал российского права. 2005. № 12.С. 66-69.
  • Дозорцев А. В. О предмете советского гражданского права и системе Гражданскогокодекса СССР // Советское государство и право. 1954. № 7. С. 107 ; Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования / отв. ред. М. М. Агарков. М. ; Л. : Изд-во АНСССР, 1947. С. 189-190.
  • Лаптев В. В. Предмет и система хозяйственного права. М.: Юрид. лит., 1969. С. 21-23.
  • Алексеев С. С. О предмете советского гражданского права и методе гражданского правового регулирования // Советское государство и право. 1955. № 2. С. 114-118 ; Павлов И. В.О системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1958.№ 11 ; Толстой Ю. К. Теоретические проблемы кодификации гражданского законодательства // Вестник Ленинградского университета. 1961. № 17. С. 108 ; Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972. С. 7, 9.
  • Тадевосян В. С. Некоторые вопросы системы советского права // Советское государствои право. 1956. № 8. С. 99-108.

Н.Н. Надежин,

кандидат юридических наук, доцент, Белгородский юридический институт МВД России

МЕСТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ THE PLACE OF BUSINESS LAW IN THE LEGAL SYSTEM OF RUSSIA AND TENDENCIES OF ITS DEVELOPMENT

На сегодняшний день в правовом регулировании имущественных правоотношений сложилась в определенной мере парадоксальная ситуация. Теоретически обосновано, и это подтверждается положениями действующего законодательства, существование нескольких отраслей права, имею -щих, на первый взгляд, один предмет правового регулирования и схожие методы. А именно: граж-данского, предпринимательского, коммерческого и хозяйственного. Такое положение не согласовывается с основами теории права о том, что каждая отрасль права обладает самостоятельным предметом правового регулирования и соответствующими методами. Рассмотрим эту ситуацию более пристально.

Nowadays, the reformation of civil and business law is given much attention in connection with the development of market relations. The matter of differentiation between the subject and methods of civil and business law is important and actual. The article shows common and distinctive features in adjustment of civil and business legal relations, bases the point of view that the branch of business law is independent one, and deals with the peculiarities of its legal adjustment.

Еще в советский период по поводу единства и дифференциации правового регулирования имущественных отношений основные споры велись между представителями хозяйственно -правовой и цивилистической концепций. Суть первой заключалась в регулировании единой отраслью хозяйственного права отношений по осуществлению хозяйственной деятельности (отношений по горизонтали между юридически равноправными товаропроизводителями) и отношений по руководству этой деятельностью (отношений по вертикали между органами государственной власти и управления и товаропроизводителями). Сторонники цивилистического подхода отстаивали точку зрения, согласно кото -рой хозяйственные отношения не могут регули -роваться единой самостоятельной отраслью права, а регулируются разными отраслями права. Имущественные отношения равноправных това-ропроизводителей, субъектов товарно-денежных отношений регулируются гражданским правом; организационные отношения по руководству хозяйственной деятельностью - административным и тесно связанными с ним налоговым, финансовым, таможенным правом и др.

Разграничение отраслей права, обоснование их самостоятельности - немаловажный вопрос для правовой науки и преподавания права. Но это проблема больше внутриправовая, важная для самих ученых-юристов. Для общества в це -лом главными являются полнота, всесторонность

и эффективность правового регулирования общественных о тношений.

Небезынтересными представляются сооб-ражения относительно структуры системы права и свойств частей этой структуры, выска -занные Ю.К. Толстым: « Система права суще -ствует не в одном, в самых различных измере -ниях. Иными словами, система права много -мерна или, что то же самое, полимерна. В сис -теме права существуют не только первичные, но также вторичные, третичные и прочие пра -вовые образования» [ 1].

В зарубежных странах подобным спорам не придается сколь-нибудь существенного значения.

Отрасли системы права, выделенные по предмету и методу правового регулирования, составляющие главный элемент российской правовой системы, подразделяются на три основные группы:

1) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей действительно базовую отрасль всей системы - конституционное право; затем три материальные отрасли - гражданское, административное, уголовное право; соответствующие им три процессуальные отрасли - гражданское процессуальное, адм инистративно -процессу альное, уголовно -про -цессуальное право;

2) специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сфе-

рам жизни общества: трудовое право, земельное право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право;

3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: торговое право, право прокурорского надзора, морское право. В настоящее время формируются своеобразные сферы комплексного характера, юриди-чески опосредующие новые «слои социально -сти» (экологическое право, информационное

право, предпринимательское право) и, более то -го, нарастает тенденция их перерастания в основные отрасли .

Обратим внимание на существенное замечание о нарастании тенденции перерастания ком -плексных отраслей права в основные отрасли. Представляется, что эта тенденция в наибольшей мере присуща предпринимательскому праву.

С этих позиций не утрачивают актуально -сти сделанные еще в послевоенные годы выво -ды В.К. Райхера о том, что комплексные отрасли права должны соответствовать трем ус -ловиям: « Во-первых, необходимо, чтобы сово -купность правовых норм была адекватна опре -деленному, специфическому кругу обществен -ных отношений, т.е. имела бы в этом смысле единый и самостоятельный предмет регулиро -вания, следовательно, и предметное единство. Во -вторых, регулируемый такой совокупно -стью норм специфический круг отношений должен обладать достаточно крупной общественной значимостью. В-третьих, образующий такую совокупность нормативно-правовой ма-териал должен обладать достаточно обширным объемом .

Комплексный интегрированный характер предпринимательского права предполагает вы -деление и анализ основных составляющих предметного единства данной отрасли, а именно предпринимательских отношений. Предприни-мательские отношения имеют сложное содержание и структуру.

Первая группа таких отношений - это отношения, связанные с организацией предпри-нимательской деятельности. Они основываются на конституционном праве граждан на занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34

Конституции РФ); его развитии в ст. 18 ГК РФ, которая определяет содержание правоспособно -сти граждан, включающей: право заниматься предпринимательской и любой иной не запре -щенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совме-стно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; в ст. 23 ГК РФ, регламентирующей предпринима -тельскую деятельность граждан и устанавли-вающей государственную регистрацию граждан

в качестве индивидуальных предпринимателей в ст. 51 ГК РФ, устанавливающей государственную регистрацию юридических лиц, регла-ментирующей вопросы лицензирования отдель -ных видов предпринимательской деятельности, а также целый комплекс организационно -имущественных отношений, связанных с созда -нием юридических лиц - субъектов предпри -нимательства, и др. Все эти отношения тесно взаимосвязаны между собой предметным един -ством - они являются предпринимательскими. Но по своему юридическому режиму, методу правового регулирования, если исходить из традиционных в правовой науке взглядов, это разноотраслевые отношения [ 4].

Во вторую группу входят отношения, свя-занные с самой предпринимательской деятель -ностью, т.е. непосредственно предприниматель -ская деятельность, та деятельность, где достига -ется одна из главных целей предпринимательства - получение прибыли. Речь идет о пользова -нии имуществом, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Здесь доминирующее положение занимает гражданско-правовое регули-рование предпринимательских отношений. Взаимоотношения между предпринимателями как товаропроизводителями, юридически равны -ми субъектами товарно-денежных отношений иначе как гражданско-правовыми (частноправовыми) методами в рыночной экономике регули -роваться не могут. Хотя и здесь можно наблюдать ряд случаев государственного (публичноправового) воздействия на частноправовые отношения - например, государственное регули -рование цен на продукцию и услуги естествен -ных монополий и др.

Гражданским правом регулируется только часть, хотя и существенная, отношений, возни -кающих в связи с предпринимательской деятель -ностью. Не менее значительная их часть регули -руется публично-правовыми методами. Это отношения по государственному регулированию предпринимательства. Данная третья группа отношений, также составляющая предмет предпринимательского права, тесно связана с первой и второй, но если там инициативной стороной организации предпринимательской деятельности являются главным образом гражданин-предприниматель, иные субъекты предпринимательства, то здесь государство от имени общества устанавливает правила предпринимательства и последствия их нарушения, защищая публич -ные (социальные, финансовые, бюджетные, эко -логические и др.) и частные интересы.

Четвертая группа предпринимательских отношений - это внутрихозяйственные, внутри -корпоративные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур. Взаимоотношения между относительно обособ-

ленными структурными подразделениями регулируются локальными норматирными актами, составляющими значительную часть предприни -мательского законодательства.

Становление и развитие рыночных отношений в нашей стране ставит на повестку дня рассмотрение и исследование правовых аспектов и категорий рыночной экономики. В числе по -следних наиболее важными и принципиальными являются такие до сих пор рассматривавшиеся с чисто экономических позиций категории, как рынок, виды рынков, спрос и предложение (конъюнктура рынка), стоимость, потребитель -ная стоимость, себестоимость, прибыль, доход, цена, аудит и др. Очевидно, что сегодня это не только экономические категории, но во многом и юридические.

Главная задача государства заключается в создании (путем принятия соответствующих правовых актов) условий, обеспечивающих максимальную экономическую свободу предпринимательской деятельности, подразуме -вающую, естественно, и полную экономиче-скую, правовую и иную ответственность за результаты такой деятельности. Образно вы -ражаясь, государство должно установить « пра -вила игры» на рынке в более широком пла -не, правила осуществления предприниматель -ской деятельности.

Однако эта свобода не является абстрактной, не испытывающей на себе никакого воздействия стихийной анархии человеческой деятельности в сфере экономики. Рынок функционирует совершенно свободно, но в рамках, твердо установ -ленных государством. Как подчеркивает

В.А. Дозорцев, «отказ от административно-ко-мандной системы не означает отрицания государственного воздействия на рыночные отношения, в частности экономические, но не только экономическими методами. От элементов прямого административного воздействия тоже полно -стью отказаться не удастся. Расчет на «стериль -ное» применение гражданского права оказывается... несостоятельным» .

Вместе с тем, являясь уникальным изобретением человечества, рынок сам в состоянии регу -лировать многие, но не все отношения товарного производства, вытекающие из действия объективных экономических законов. В этом плане задача законодателя заключается в том, чтобы не вмешиваться в те отношения, которые саморегулируются рынком. Хотя надо признать бесспорным тот факт, что внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Но чем меньше скован производитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

«...В современных промышленно развитых странах не встречается ни чисто командных экономик, где все, от производства до распре -деления, управляется государством, ни чисто

рыночных, где государство вообще не вмеши-вается в процессы производства и распределе-ния. Современная рыночная экономика - это смешанная экономика, в которой производство развивается под воздействием собственных ры -ночных сил, направляющих предприниматель -скую активность производителей, а государство регулирует этот процесс, устанавливая право -вую структуру бизнеса и контролируя ее соблюдение, осуществляет различные социальные и политические программы» .

Государство, познавая объективные экономические законы, характер и результаты (по -следствия) их действия, устанавливает на зако -нодательном (юридическом) уровне:

1) правовые требования к предпринимателям и иным участникам предпринимательских отно -шений;

2) основные правила предпринимательской деятельности;

3) предусматривает правовую ответствен -ность за несоблюдение установленных правил.

Существенно важным является создание (или, скорее всего, возрождение) соответствую -щего социально-психологического настроя в обществе на неизбежность, необходимость рыночных отношений, ибо, как показал весь период развития общества, основанного на частной собственности, альтернативы рынку нет.

Особо следует сказать о функциях, выполняемых рынком в экономике индустриально раз -витых стран. В нашей правовой литературе этот вопрос до сих пор не получил, к сожалению, сколько-нибудь удовлетворительного освещения. Анализируя практику рыночных отношений, исследования экономистов, можно выделить следующие функции рынка:

1) признание общественного характера труда и продукта (опосредствованного, получившего реализацию на рынке), что выражается в опреде -лении рыночной цены;

2) сбалансирование экономики страны, регулятора производства и экономических пропорций (становление нормальных пропорций между отраслями), что достигается на основе информации, поступающей с рынка;

3) отказ от директивного (в прежнем понимании) планирования и замена его анализом динамики развития спроса и предложения, с тен -денцией покупательских предпочтений;

4) удовлетворение потребностей потребителя.

Исходя из этого, следует заключить, что в

целом предпринимательские отношения едины, несмотря на регулирование их нормами различных отраслей права. Они занимают самостоятельную нишу, что обусловлено индивидуаль-ным предметом, методом и целями правового регулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толстой Ю.К. О преподавании гражданского права на современном этапе / Ю.К. Толстой // Преподавание гражданского права в современных условиях. - СПб., 1999. - С. 43.

2. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования /

С. С. Алексеев. - М., 1999. - С. 45 - 46 и др.

3. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования / В.К. Райхер. - М.-Л., 1947. - С. 189 - 190.

4. Предпринимательское право Российской Федерации / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2004. - С. 43.

5. Халфина Р.О. Современный рынок: правила игры / Р.О. Халфина. - М., 1993.

6. Дозорцев В.А. Тенденции развития российского гражданского права при переходе к рыночной экономике / В.А. Дозорцев // Тезисы докладов на международной научнопрактической конференции «Гражданское законодательство Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы». - М., 1993. - С. 6.

7. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю.А. Львов. - СПб., 1992. - С. 12.

В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта.

Основной сферой в предпринимательском праве являются правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности, направленной непосредственно на систематическое получение прибыли.

В регулировании предпринимательской деятельности, обеспечении экономических реформ задействованы практически все отрасли права.

Предпринимательское и конституционное право. Фундаментальной отраслью права любого государства является конституционное {государственное) право, ибо на его основе формируются другие отрасли права.

Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - основной закон государства, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В Конституции РФ определена главная экономическая и правовая проблема - проблема собственности, установлены многообразие форм собственности и их одинаковая регистрация. По Конституции частная собственность охраняется законом, а иметь в частной собственности землю разрешено только российским гражданам и их объединениям.

Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека.

Предпринимательское и гражданское право. Ведущей отраслью права является гражданское право - система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).

Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Гражданское право регулирует порядок заключения и исполнения договоров, вопросы наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Главная особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

Гражданское право - это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере воздействовать на предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом. Однако гражданское право - не единственная отрасль права, регулирующая имущественные отношения. Некоторые отношения регулируются другими отраслями частного и публичного права.

Среди источников предпринимательского права особая роль принадлежит принятым в 1994 и 1996 гг. первой и второй частям Гражданского кодекса РФ. В них определены имущественные отношения рынка, основные права и обязанности предпринимателей. Кодекс является основой для последующего формирования законодательства Российской Федерации в сфере предпринимательства и защиты имущественных прав граждан.

Предпринимательское и административное право. Предпринимательское право представляет собой комплексную отрасль законодательства, регулирующую предпринимательскую деятельность Основу ее составляет гражданское законодательство," регулирующее отношения между людьми, занятыми предпринимательской деятельностью или участвующими в ней (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования.

Административное право оказывает определенное регулирующие воздействие и на негосударственные организации. Это могут быть, например, обязательная государственная регистрация, регламентация отношений этих организаций с субъектами государственной власти, осуществление государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона.

Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Административное право характеризуется наличием отношения «власть - подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.