Предмет финансового права как учебной дисциплины. Финансовое право как наука. Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники

Понятие финансового права

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов () государства и , необходимых для реализации их задач.

Предмет и метод финансового права

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое законодательство - Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Понятие «финансовое право» может употребляться в двух аспектах — как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Финансовое право, являясь отраслью российского , регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Понятие, предмет и метод финансового права

Функционирование финансовой системы, реализуемое в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обусловливает возникновение соответствующих финансовых отношений, которые подлежат четкому правовому регулированию: определению прав и обязанностей участвующих в них субъектов, а также их ответственности в случае нарушения установленного порядка. Таким образом, финансовое право — одна из основных отраслей российского права, и все они базируются на нормах Конституции РФ.

Область финансов и отдельные се стороны затрагиваются нормами и других отраслей права. Однако именно эта область входит в сферу финансового права в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что сферой финансового права охватываются государственные и муниципальные финансы, что обусловлено публичным характером тех и других. Однако она затрагивает и другие составные части финансовой системы -- финансы предприятий и иных организаций, основанных на негосударственной или немуниципальной (частной) форме собственности (например, в случае регулирования отношений, связанных с аккумуляцией средств, поступающих от негосударственных предприятий (к примеру, налогов) в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также с их использованием). Под воздействием финансового права находится и функционирование негосударственных социальных фондов и финансовых ресурсов, имеющих публичный характер (в частности, в сфере страхового и банковского дела). По этому вопросу французский ученый П. М. Годме отметил: «Нив коем случае не следует забывать о фундаментальном различии и динамике между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики... Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти». Все эти отношения в разной степени связаны с финансовой деятельностью государства и муниципальных образований.

В процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, помимо финансовых, возникают и другие отношения, которые не относятся к предмету регулирования финансового права: трудовые, гражданские, административные и иные, подконтрольные соответствующим отраслям права. Отрасль финансового права, соприкасаясь с ними, распространяет свои нормы лишь на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — отрасль российского права, нормы которого регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по образованию (формированию), распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, а также иных финансовых ресурсов публичного характера, используемых для реализации соответствующих задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской

Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. На основе этих исходных норм оно регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач публичного характера.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства. Столь же широк и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, государственные органы всех видов и уровней взаимодействуют с органами местного самоуправления, в том числе с финансовыми и кредитными в соответствии со своей компетенцией в области финансов.

Однако не всегда специалисты по финансовому праву включают в его предмет отношения, связанные с функционированием области муниципальных финансов, ограничиваясь упоминанием лишь сферы государственных финансов и финансовой деятельности государства. Вместе с тем, рассматривая содержание конкретных финансово-правовых институтов, они отражают в них и муниципальные финансы, и финансовую деятельность органов местного самоуправления (например, бюджетные права муниципальных образований или органов местного самоуправления), т. е. фактически не отрицают принадлежность упомянутых категорий к отрасли финансового права.

Существует и противоположное мнение, согласно которому в предмет финансового права не входят отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления (формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т. п.), поскольку эти органы не относятся к системе органов государственной власти.

Связь финансового права именно с государственными финансами подчеркивалась и в русской дореволюционной литературе. Вместе с тем обращалось внимание на то, что к сфере финансового права следует относить и соответствующую деятельность земств, т. е. органов местного самоуправления.

Представители современной зарубежной науки также высказывают суждения о взаимосвязи финансового права с государственными финансами. Французский ученый П. М. Годме, в частности, пишет: «Финансовое право — отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы».

Таким образом, сформулированные в настоящем учебнике определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, кроме того, учитывается их классификация на централизованные и децентрализованные.

Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления), противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, публичный характер тех и других.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

  • между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами (в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти), возникающие в связи с распределением между ними финансовых ресурсов страны;
  • между финансовыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением последними обязанностей перед государством и муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные государственные фонды);
  • между финансовыми и налоговыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;
  • между финансово-кредитными органами разных уровней и правового статуса в связи с их деятельностью по образованию, распределению и использованию соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);
  • между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;
  • между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением иных публичных страховых и кредитных фондов и ресурсов;
  • между участниками финансового рынка и компетентными органами в связи с осуществлением государственного регулирования в этой сфере;
  • между компетентными органами государственной власти и местного самоуправления в связи с деятельностью по финансовому контролю, учету и отчетности.

Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т. д. Разнообразие подходов к рассмотрению финансовых отношений углубляет представление о предмете финансового права.

Классификация финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание - направленность на образование (аккумулирование), распределение и использование государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным руководством государства и (в рамках законодательства) органов местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований тесно связана с осуществляемыми государством в определенных сферах функциями по ценообразованию и установлению тарифов (на электроэнергию, газ, нефть и т. п.). Эти функции, будучи необходимым элементом механизма государственного регулирования экономики страны, непосредственно влияют на объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и муниципальных образований, а также отражаются на денежном выражении финансовых обязательств участников финансовых отношений. В связи с этим правовые нормы, касающиеся государственного регулирования цен и тарифов, также применимы к сфере финансового права.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, обеспечение безопасности страны и на другие потребности общества. Оно должно организовывать указанную деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные, муниципальные и другие денежные фонды публичного характера, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств; определяют источники формирования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т. п., закрепляя права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Важное значение имеет четкость правового регулирования финансовых отношений не только в целях обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и в целях соблюдения интересов государства в целом, его территориальных подразделений, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений и в конечном счете обеспечения выполнения государством его функций, определенных Конституцией страны.

Предмет финансового права обусловил специфику метода регулирования , который свойствен данной отрасли права. Основной метод финансово-правового регулирования — императивный, т. е. метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления в процессе производства, распределения и использования публичных денежных фондов (ресурсов) в адрес других участников финансовых отношений. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Однако в финансовом праве он имеет специфику: конкретное денежное содержание и определенный круг органов, уполномоченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т. п. Такой метод способствует полному и своевременному поступлению средств в распоряжение государства (муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.

При использовании государством или муниципальными образованиями для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Например, этим методом государство определяет условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Специфика основного метода финансового права отражается и на круге государственных органов , уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансовыми органами государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности. Участники финансовых отношений, которым адресованы данные предписания (различные органы государственного управления, организации и т. д.), находятся во взаимосвязи с указанными органами и подчинены им лишь по линии функции финансовой деятельности. Они не зависят от этих органов по всем направлениям, как при отраслевом управлении по вертикали (министерство, с одной стороны, и подведомственные ему организации — с другой).

Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения вертикального соподчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны вышестоящих инстанций. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными органами.

Финансовому праву свойственны и иные способы регулирования - рекомендации, согласования, договоры и т. п. Так, в федеральном законодательстве содержатся рекомендации субъектам РФ о преобразовании их внебюджетных целевых фондов в бюджетные, устанавливаются некоторые налоги, правом введения которых наделены представительные органы государственной власти субъектов РФ. По вопросам общих принципов налогообложения согласно Конституции РФ должны быть рассмотрены предложения субъектов РФ в Федеральном Собрании. Финансовые органы вправе предоставлять предприятиям на условиях, установленных законодательством России, отсрочку и рассрочку платежа на основе соглашения между ними и т. д. Все эти способы находятся в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования — методом властных предписаний.

Четкость правового регулирования финансовых отношений, которую призван обеспечить упомянутый метод, важна не только для осуществления должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном счете — для выполнения государством его функций в целом.

Современное финансовое право Российской Федерации испытывает влияние новых социально-экономических и политических условий и развивается вместе с государством. В этом процессе можно отметить следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, это изменения финансово-правовых норм, обусловленные переходом к рыночной экономике. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов финансовых правоотношении независимо от формы собственности и соответственно их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, на самостоятельность хозяйствующих субъектов и т. д. При этом защита названных прав нуждается в усилении.

Во-вторых, на новом, современном, этапе требуется усиление нацеленности финансово-правовых институтов на стимулирование эффективности экономики, активизацию решения социальных задач.

В-третьих, применение специфической финансово-правовой ответственности за правонарушения в области финансов. Речь идет об ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, предприятий и организаций, предпринимателей и других физических лиц (например, при неуплате налогов). Данное направление также нуждается в усовершенствовании.

В-четвертых, финансово-правовое регулирование нуждается в большем разнообразии методов финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, поскольку в них все еще преобладает фискальная сторона (развитая система налогов и сборов для привлечения средств в казну при недостаточном участии социальной сферы в использовании финансовых ресурсов).

В-пятых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношении и местного самоуправления. Эти процессы сочетаются с мерами по укреплению вертикали власти, которое рассматривается как условие обеспечения в соответствии с Конституцией РФ (ст. 71, 114) единой финансовой политики в стране.

Вместе с тем требуется усиление внимания к местному самоуправлению в сфере финансовых правоотношений.

В-шестых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных органов в области финансов, отражают конституционный принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Уточнение компетенции государственных органов (включая финансовые), их структуры и системы было целью административной реформы, предпринятой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. на 22 июня 2010 г., № 773)".

Отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубления. Важно, чтобы это развитие в целом соответствовало нормам международного права, положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и способствовало созданию финансовой основы для их реализации, утверждению прав и свобод человека, защите чести и достоинства как высшей ценности общества и государства.

  • Финансовая деятельность государства. Общая характеристика финансового права
    • Понятие «финансы». Финансовая система Российской Федерации
    • Содержание и принципы финансовой деятельности государства
    • Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники
    • Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
  • Финансовый контроль в Российской Федерации
    • Финансовый контроль: понятие, задачи и принципы
    • Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
    • Правовые основы аудита в Российской Федерации
    • Методы финансового контроля
  • Бюджетные правоотношения в Российской Федерации
    • Понятие «бюджет». Предмет и источники бюджетного права
    • Бюджетная система Российской Федерации
    • Внебюджетные фонды
    • Бюджетные доходы и бюджетные расходы
    • Бюджетный процесс
  • Государственные доходы
    • Государственные доходы: понятие и основы правового регулирования
    • Классификация государственных доходов, источники и формы обращения
    • Налоговые и неналоговые доходы
  • Государственные расходы
    • Государственные расходы: понятие, виды и принципы
    • Правовые формы реализации государственных расходов
    • Расходные обязательства публично-территориальных образований
  • Налоги и налоговые правоотношения
    • Налоги и сборы: понятие и функции
    • Предмет, метод, структура, принципы и источники налогового права
    • Классификация налогов
    • Налоговые правоотношения
  • Государственный кредит и государственный долг
    • Государственный кредит (государственное кредитование)
    • Государственный долг
  • Государственное страхование
    • Страхование: сущность, виды и функции. Государственное страхование как разновидность обязательного страхования
    • Государственное страхование: содержание и правовое закрепление
    • Виды страхования, имеющие государственную основу
  • Правовые основы банковского дела
    • Банковская система Российской Федерации
    • Основные банковские операции. Банковские вклады (депозиты)
    • Центральный банк РФ (Банк России)
    • Банковское регулирование и надзор
  • Банковский кредит и кредиты Банка России
    • Банковский кредит: понятие и финансово-правовая характеристика
    • Банковский кредитный договор
    • Кредиты Банка России
  • Денежная система и денежная политика Российской Федерации
    • Понятия «деньги» и «денежная система»
    • Денежная политика Российской Федерации: законодательное закрепление
  • Правовые основы денежного обращения
    • Понятие «денежное обращение»
    • Наличное денежное обращение (денежный оборот)
    • Безналичное денежное обращение
    • Методы регулирования денежного обращения
  • Правовые основы расчетов в Российской Федерации
    • Понятие «расчетные отношения». Структура расчетной сети в Российской федерации
    • Наличный и безналичный расчет. Кассовые операции
    • Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств
    • Расчетные операции кредитных организаций
    • Формы расчетов: юридическое закрепление
  • Валютное регулирование и валютный контроль
    • Валютное регулирование и валютные правоотношения
    • Валютные операции
    • Валютный контроль: понятие и содержание

Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники

Финансовое право - это одна из отраслей права государственно-правового цикла, имеющая функциональный характер и определяющая правовое регулирование финансовых отношений в стране, т.е. финансовое право, являясь самостоятельной отраслью, относится к сфере публичного права, поскольку регулирует отношения, в которые вступают, с одной стороны, юридические и физические лица, с другой стороны - государство и уполномоченные им органы.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности. В предмет финансового права включаются не все отношения, связанные с оборотом денежных средств, имущества, товаров и т.д., а только те, что возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Это касается и некоторых видов денежных отношений, регулируемых иными отраслями права. Например, денежные отношения по поводу купли-продажи имущества регулируются нормами гражданского права; взыскание административного штрафа - нормами административного права; оплата труда работников - нормами трудового права.

Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, однородны по своему характеру, что, собственно, и дает основание выделять финансовое право как самостоятельную отрасль права.

Вместе с тем финансовые отношения многообразны и реализуются в рамках таких правоотношений, как бюджетные, налоговые, банковские, кредитные, страховые, валютные и др. Эти отношения могут рассматриваться как предмет самостоятельных отраслей права, однако применительно к финансовому праву они являются подотраслями.

Под методом правового регулирования принято понимать совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в той или иной сфере социальной действительности, в нашем случае - в сфере финансовой деятельности государства.

Основные способы правового регулирования - обязывание, запрещение и дозволение. Метод нельзя сводить только к одному способу или приему регулирования, поскольку в различных отраслях названные способы проявляются по-разному, и это характеризует единый метод правового регулирования применительно к отдельной отрасли права. Так, уголовному праву присущ запретительный способ воздействия, гражданскому - дозволительный, административному - властно-предписывающий.

В финансовом праве действует весь названный набор правовых способов и средств, но со своими особенностями. В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях.

Но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы (например, ст. 57 Конституции РФ), на которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль. Например, ст. 22 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» запрещает ему предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, а также для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений.

Она подразделяется на две составляющие: Общую и Особенную части.

Такая конструкция вообще свойственна самостоятельным отраслям нрава. Общая часть объединяет нормы финансового нрава, которые устанавливают принципы финансовой деятельности государства, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, содержание формы финансового контроля.

Особенная часть объединяет нормы права, регулирующие правоотношения в рамках соответствующих финансово-правовых институтов (бюджеты, налоги, кредиты, страхование, денежное обращение, расчеты, валютное регулирование и др.).

Разделение финансового права на Общую и Особенную части является результатом исключительно доктринального (теоретического) толкования, поскольку законодательством такого разделения не предусмотрено (как, например, в уголовном праве).

Источники финансового права . Особенностью источниковой базы финансового права является то обстоятельство, что оно не имеет, в отличие от большинства других отраслей права, единого базового правового акта (в конституционном праве - Конституция России, в уголовном праве - УК РФ, в гражданском праве - ГК РФ, в муниципальном праве - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и т.д.). Поэтому источниками финансового права является совокупность нормативных правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения.

Конституция России как источник для всех отраслей права, в том числе финансового права, содержит правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. Так, к сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

Федеральные законы составляют каркас источниковой базы финансового права, поскольку определяют финансовую деятельность государства по основным направлениям, непосредственно регулируя соответствующие финансовые отношения.

В числе важнейших федеральных законов, регулирующих финансовые правоотношения, выделяются следующие:

  • БК РФ;
  • НК РФ;
  • ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
  • ФЗ «О национальной платежной системе»;
  • ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • ГК РФ.

Указы Президента России касаются в основном организационно-управленческих вопросов в финансовой сфере. Так, в Указе Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» от 04.03.11 говорится следующее.

1. Присоединить Федеральную службу страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

2. Передать Федеральной службе по финансовым рынкам функции присоединяемой Федеральной службы страхового надзора по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

3. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков.

4. Установить, что Федеральная служба по финансовым рынкам:

а) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности);

б) является правопреемником Федеральной службы страхового надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Постановления Правительства РФ - это наиболее распространенные источники финансового права, применяемые в текущей финансовой деятельности государства, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы (например, Постановление Правительства РФ «Об использовании в 2011-2013 годах бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение создания информационной системы в здравоохранении» от 06.04.2011 г. и др.).

Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном финансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, агентств и т.д.). В качестве примера можно назвать приказ Минфина России «Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации по реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 07.02.2003, приказ Минфина РФ «Об утверждении Порядка представления кредитными потребительскими кооперативами финансовой (бухгалтерской) отчетности» от 02.02.11. Специфика таких актов состоит в том, что они имеют целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.

Как будет показано ниже, среди этой группы источников важнейшее место занимают акты Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

Законы субъектов РФ как правило регулируют вопросы реализации полномочий субъектов РФ в финансовой сфере, в частности, это касается утверждения бюджета, установления ставок региональных налогов, осуществления бюджетных трансфертов и др.

Равным образом можно говорить о муниципальных правовых актах.

Нормативный финансовый договор - наряду с нормативными правовыми актами (законами и подзаконными актами) источниками финансового права могут быть договоры. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета и др.

Международные договоры Российской Федерации с другими странами также служат источником финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения. Например, в 1996 г. Россия ратифицировала «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны», в котором содержится самостоятельный раздел «Финансовое сотрудничество».

Финансовое право как наука и учебная дисциплина . Помимо того что финансовое право является отраслью российского права, оно может пониматься еще в двух аспектах: - как правовая наука и как учебная дисциплина.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права; реализует мониторинг правоприменения финансово-правовых норм. Наука «финансовое право» - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов вырабатываются предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука «финансовое право» использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Наука финансового права представляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокруг понятий: бюджет, государственные финансы, налоговая система, банковская система и некоторые другие.

Элементы:

Предмет науки

Совокупность используемых данной наукой методов

Библиографии (к примеру, Бельский)

Предметом науки ФП является система знаний о ФП и управлении гос. финансами.

Три направления знаний:

1. Эти знания воплощаются в форме фин. Правовых категорий (понятий).

2. Эти знания воплощаются в форме исследований о ФП нормах, подотраслях и его институтах. Эти знания классифицируются, систематизируются и обобщаются.

3. Эти знания воплощаются в форме опытного знания.

Особенности науки ФП

Это общественная наука, предмет которой составляют социальные категории (пример: налоги с физ. И юр. лиц)

Это наука, которая изучает такие финансово-правовые явления, которые по юридической природе являются публично-правовыми, имеющими место в сфере государственных публичных финансов (общественный договор вторгается и в науку ФП).

Это юридическая наука, которая изучает финансово-правовые категории и явления, которые являются двойственными по своей природе (соединение правовой и экономической материи)

ФП наука призвана не только объяснять фп явления, но и служить базой для решения практических вопросов финансовых органов.

1) общетеоретические проблемы (общетеоретическая часть, где изучаются вопросы науковедении, догме ФП)

2) Специальные проблемы, относящиеся в широком плане к бюджетному праву (гос. доходы и расходы)

3) Специальные проблемы в области налогового права (+ страхование, гос. кредит и др.)

4) Специальные проблемы в широком плане относящиеся к банковскому праву (+ валютное право)

5) Проблемы, не относящиеся к вышеперечисленным группам, но тяготеющие к ним.

Метод и методология науки ФП

Метод правовой науки – система методов познания, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Формально-догматический метод (исследует догму права, является специально юридическим. Примеры: описание и анализ финансово- правовой нормы, ее толкование, классификация и систематизация норм)

С помощью этого метода нормы финансового права изучаются в трех аспектах:

Какими они являются в законе

Применимы ли они в таком виде жизненной ситуации

Каковы они должны быть в идеале

Метод обращения к другим наукам (при анализе широко используются выводы и других наук)

Метод сравнительно-правового исследования (способ исследования двух или более финансово-правовых подотраслей, который решает задачу их сравнения на предмет выявления общего и различающегося)

Метод конкретно социологического исследования (включает в себя приемы: личное наблюдение за деятельностью финансовых органов, анкетирование, собеседование, опрос финансовых работников)

Метод сравнительно исторический

Метод живого познания (предполагает процедуру, при которой материал получается по средством свободного погружения субъекта в познаваемый объект, объединения с познаваемым объектом, осмысления его с тех позиций, которые представляются наиболее удобными для постижения истины).

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.

От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой деятельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.

Осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, бюджетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются представительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства - в порядке государственного управления органами исполнительной власти.

Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из государственного и местного бюджетов.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформ­ление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается феде­ральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном по­рядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отноше­ния и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Система налогов и сборов РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, обладающих организационно-правовым и экономическим единством, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина - это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).

В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ взимаются следующие виды налогов и сборов:

Федеральные;

Региональные (налоги и сборы субъектов РФ);

Местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством.

Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

Налог на прибыль (доход) организаций;

Налог на доходы от капитала;

Подоходный налог с физических лиц;

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

Государственная пошлина;

Таможенная пошлина и таможенные сборы;

Налог на пользование недрами;

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Лесной налог;

Водный налог;

Экологический налог;

Федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов:

Налог на имущество организаций;

Налог на недвижимость;

Дорожный налог;

Транспортный налог;

Налог с продаж;

Налог на игорный бизнес;

Региональные лицензионные сборы.

В соответствии со ст. 14 (п.2) Налогового кодекса РФ при введении в действие налога на недвижимость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц;

Налог на наследование или дарение;

Местные лицензионные сборы.

Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

В первую очередь налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество), косвенные - в результате их расходования (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

Прямые налоги подразделяются в свою очередь на:

Реальные - взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий);

Состав науки финансового права. Финансовое право в общественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль права, отрасль юридической науки и одна из учебных дисциплин.

Под финансовым правом обычно понимается совокупность юри-дических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, пред-приятий, учреждений, общественных объединений, органов испол-нительной власти) в области финансовой деятельности государства.

Но если финансовое право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение (чаще говорят «регулирует общественные отношения»), то наука финансового права исследует нормы финансового права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе.

Нормы финансового права появились давно. Они встречаются в Законах Хаммурапи, Русской Правде, Великой хартии вольностей. В частности, Великая хартия вольностей (1215) следующим образом сформулировала одну из наиболее фундаментальных финансовых н°рм, запрещая королю взимать налоги без согласия парламента: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в Королевстве нашем иначе как по общему совету Королевства нашего».

Наука финансового права возникла сравнительно недавно. Ее «родословная» в России началась в первой половине XIX в., когда появились первые работы по финансовому праву русских ученых- юристов и возникла в Петербургском университете кафедра государ-ственных податей.

Исследования в области финансового права материализуются в монографиях, статьях, учебниках и учебных пособиях, а в теоретическом плане получают выражение в различных научных построениях, концепциях, определениях. Так, лицам, получившим юридическое образование, известно определение государственного бюджета как бюджета-акта и бюджета-фонда. Известно, что конструкция любого налогового закона складывается из таких элементов, как нормативное основание, субъект цалога, объект налога, размеры налога, сроки уплаты и т.д. Тем не менее эти научные по-ложения необходимо научно обосновать, чтобы придать им автори-тетный характер.

В процессе накопления и обработки знаний о финансовом праве используются определенные методологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращению их в систему продуманно и понятно изложенной информации. К таким средствам, образующим состав науки финансового права, относятся предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология, история науки и отраслевая библиография. Названные средства - постоянные элементы науки, без которых она не может обходиться. Отмечая многоэлементный характер состава науки финансового права, нужно подчеркнуть, что основу этого состава образуют такие элементы, как предмет, методология и система науки.

Предмет науки финансового права. Что же следует понимать под предметом науки финансового права? В самом понятии «наука фи-нансового права» заключен ответ на данный вопрос. Во всяком знании мы находим направленность на нечто, что в силу этой направленности является для знания его предметом. Предметом науки финансового права является действующее финансовое право, знания об этом праве.

Однако предмет финансово-правовой науки нельзя понять только через систему знаний о действующем финансовом праве.

Нормативный подход не дает полного представления о предмете науки, не может показать широты науки финансового права, обосновать ее методологию, систему.

Признавая предмет науки единым, следует сказать, что в целом он складывается из трех основных частей, причем каждая из них означает часть содержания предмета. К ним относятся знания:

о финансово-правовых нормах;

практике применения финансово-правовых норм.

Первой частью предмета науки финансового права, на которую направлено научное познание, является действующее финансовое право как совокупность юридических норм. Действующие нормы систематизируются, объединяются в правовые институты и подотрасли: бюджетное право, налоговое право, банковское (публичное) право, финансово-контрольное право и т.д. При этом финансово- правовые нормы и их правовые институты изучаются как явления одного порядка, составляющие самостоятельную и единую отрасль в праве, имеющие свою область правового регулирования.

Наряду с нормами финансового права изучаются также порождаемые ими финансовые правоотношения, их субъекты и объекты, юридические факты, виды правоотношений. Достоянием науки и практики стало подразделение финансовых правоотношений на бюджетные, налоговые, банковские, финансово-контрольные. Однако как нормы финансового права, так и финансовые правоотношения показывают не весь объект познания и не дают полного представления о предмете науки финансового права.

Не везде, где есть знание финансового законодательства и по-нимание финансового права как отрасли права, можно говорить о науке финансового права. Для науки имеют значение прежде всего те знания, которые были приобретены в целях образования ее постоянного капитала. В финансовом праве к таким знаниям относятся финансово-правовые категории.

Вторая часть предмета, на которую направлено научное познание, - финансово-правовые категории типа «государственные финансы», «федеральный бюджет», «бюджетный процесс», «финансовая деятельность государства». В этих понятиях выражено то главное, сущностное, что характеризует финансовое право в его постоянном развитии и отражает наука финансового права.

Именно финансово-правовые категории создают устойчивость данной науки, сохраняют ее целостность, цементируют знания, которые образуют понимание финансового права как отрасли права. На основе такой системы связанных и скоординированных между собой узловых категорий студенты могут не только изучать, но и понимать финансовое право; преподаватели - читать лекции и вести семинарские занятия; ученые-специалисты по финансовому праву - формулировать научные определения, систематизировать материал, писать учебники и монографии.

Третьей частью предмета науки финансового права являются «опытные знания», т.е. знания, связанные с практикой применения норм финансового права, правоприменительной деятельностью финансовых органов: Минфина России и его органов на местах, федеральных служб, находящихся в его ведении, ЦБ РФ и его звеньев в субъектах Российской Федерации, аудиторских фирм и т.д.

Наука финансового права изучает действующее финансовое за-конодательство, но не абстрактно - только по книгам и кодексам - а в тесной связи с жизнью граждан-налогоплательщиков, с работой финансовых органов государства. Посредством такого сличения дей-ствующего финансового законодательства с жизнью, бытом народа, с финансовой деятельностью органов государства всех трех ветвей власти специалисты по финансовому праву могут выявить ненадобность тех или иных норм финансового права и тем содействовать их отмене или изменению, заметить пробелы в законодательстве и указать на необходимость новых, дополнительных норм.

Все охарактеризованные части предмета науки финансового права взаимосвязаны, а поэтому система накопляемых данной наукой знаний отличается высокой степенью единства. При этом важно подчеркнуть познавательную первичность финансово-правовых категорий и вторичность действующего финансового права.

Финансово-правовые нормы составляют непосредственный, се-годняшний материал науки финансового права, но свой настоящий смысл эти нормы получают благодаря тому, что вырастают, подобно листьям на ветвях дерева, из общих категорий, на которых держатся и исчезают. Нельзя понять и подвергнуть толкованию финансово- правовые нормы без помощи финансово-правовых категорий. Поэтому наука финансового права в общей части учебного материала изучает основные финансово-правовые категории, чтобы на базе этого постоянного капитала науки познавать действующее финансовое право.

Еще по теме § 1. Предмет науки финансового права:

  1. Понятие финансового права, его предмет и метод. Соотношение финансового права с другими отраслями российского права

В последние годы в связи с бурным развитием финансового права серьезное внимание в науке финансового права стало уделяться проблемам финансового законодательства: его кодификации, унификации налогового и гражданского, налогового и бюджетного законодательства и т.д.

Наука финансового права уделяет заметное внимание и тенденциям развития финансово-правового регулирования, а также финансового права как отрасли права. При этом имеет место учет опыта экономического развития России, а также стран с развитой рыночной экономикой.

Итак, предмет науки финансового права составляет совокупность следующих основных компонентов:

а) норм и институтов финансового права Российской Федерации;
б) финансово-правовых отношений;
в) финансового законодательства;
г) тенденции развития финансово-правового регулирования и финансового права как отрасли права.

Наука финансового права является публично-правовой. Публично-правовой характер науки финансового права проявляется в том, что она исследует явления и процессы, затрагивающие не индивидуальные, а общественные, коллективные интересы, т.е. интересы высокой социальной значимости.

В результате в области исследования ученых финансового права формируется та система знаний, обобщений, которая и со-ставляет финансово-правовую науку. Эта система знаний включает:

1) Финансово-правовые концепции, финансово-правовые категории, финансово-правовые принципы.

Финансово-правовые концепции — это выработанные наукой финансового права абстрактные, обобщенные идеи по проблемам финансового права. Финансово-правовые концепции в науке российского финансового права сейчас только формируются, что свя-зано с осмыслением регулятивного потенциала финансового права как отрасли права, обслуживающей экономические отношения рыночного типа. Это — концепция бюджетного, налогового федерализма, вырабатываемая сегодня науками финансового, конституционного права и политологии; концепция налогового обязательства как обязательственного правоотношения, концепция финансово-правовой ответственности и др.

Этот раздел науки рассматривает комплекс вопросов, связанных с децентрализованными государственными и муниципальными финансами. Он включает исследование источников формирования децентрализованных государственных и муниципальных финансов, а также правовых требований к формированию и использованию финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.д. Кроме того, в этом разделе науки анализируется правовое регулирование финансов государственного и муниципального страхования.

доходов . Этот раздел изучает комплекс научных тем, связанных с разработкой теории налогового права , исследованием налогов и неналоговых доходов государства и муниципальных образований.

Правовые проблемы государственного и муниципального кредита . этом разделе науки исследуются проблемы государственного и муниципального долга, эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и т.д.

Правовые проблемы государственных расходов . Этот раздел науки включает исследование правовых проблем сметно-бюджетного финансирования и внебюджетных средств бюджетных учреждений. На повестке дня науки стоит исследование проблем финансирования в системе государственных внебюджетных фондов.

Правовые проблемы банковской системы, денежного обращения, расчетов, валютного регулирования и валютного контроля. Этот раздел науки финансового права имеет целью выявление и учет специфики финансово-правовых отношений в банковской системе РФ; выявление сферы финансово-правового регулирования в системе денежного обращения, расчетов, валютного регулирования.

Методология науки финансового права

Принцип познаваемости свидетельствует, что финансово-правовые нормы , финансово-правовые отношения, закономерности финансового права как отрасли права поддаются иссле-дованию. Безусловно, по мере углубления научных разработок возникают все новые и новые научные проблемы. Однако на каждом относительно коротком этапе своего развития наука финансового права обеспечивает достижение объективной истины, тирующей решение практических задач на данном этапе.

Принцип детерминизма проявляется во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности финансово-правовых норм и финансово-правовых институтов. А поэтому изменение тех или иных финансово-правовых норм под влиянием общественных потребностей естественно приводит к изменению других финансово-правовых норм, а также к развитию старых и появлению новых финансово-правовых институтов, что в итоге обусловлено общественными потребностями на определенном этапе развития. Например, появление в законе о федеральном бюджете на 1995 г. нескольких финансово-правовых норм, регулирующих выделение возвратных бюджетных ссуд, стало из года в год приводить к увеличению числа таких норм. В результате сегодня стало возможным говорить о появлении группы финансово-правовых норм, регулирующих возвратное и возмездное выделение бюджетных ресурсов (бюджетных ссуд и бюджетных кредитов). Ярким доказательством этого является БК РФ, содержащий ряд статей, регулирующих такого рода отношения (ст. 76, 77).

Появляются новые финансово-правовые концепции, категории, меняется содержание прежних и т.д. У науки финансового права появляются новые задачи, расширяется набор научных методов исследования и проч. Вместе с тем принцип развития означает, что исследование наукой финансового права тех или иных проблем финансово-правового регулирования должно осуществляться динамично, т.е. с позиций становления и движения изучаемого объекта, вскрытия его противоречивых сторон и др.

Принцип историзма означает, что наука финансового права должна изучать те или иные проблемы в тесной связи с конкретной исторической обстановкой, т.е. с учетом истории развития каждой проблемы, путей ее разрешения на различных ких этапах и т.д.

Принцип единства теории и практики означает, что проблемы, исследуемые наукой финансового права в тот или иной период, — социально заказаны, т.е. эти исследования не могут носить характер схоластического теоретизирования, а должны быть обусловлены потребностями практики. Выводы теории, полученные при исследовании, проверяются практикой. Те теории, которые отвечают социальным потребностям, используются практикой.

Помимо принципов, в методологию науки финансового права включаются методы исследования. Методы науки финансового права — это определенные приемы (способы), с помощью которых" обеспечивается исследование предмета финансового права. Среди них — сравнительного правоведения ; конкретно-социологического исследования; сравнительно-исторический; метод обращения к другим наукам; метод живого по- I знания.

Формально-догматический — это основной метод, используемый как наукой финансового права, так и другими юридическими науками. Суть его состоит в логическом осмыслении всех тех явлений, которые составляют предмет науки финансового В частности, проявлениями этого метода является описание, классификация, толкование и т.д. финансово-правовых норм и отношений. «С помощью формально-догматического метода норма финансового права изучается в трех аспектах: 1) какой она является в законе; 2) применима ли она в таком виде в жизненной ситуации; 3) какой она должна быть.

Формально-догматический метод — это по существу метод логического анализа . Его использование будет эффективным лишь в том случае, если ученый хорошо знает предмет финансово-правовой науки, а также обладает логическим мышлением.

Метод сравнительного правоведения получил в последние годы в науке финансового права широкое применение. Это связано с тем, что в последнее десятилетие финансовое право в России стало развиваться как право экономики рыночного типа. Соответственно, осмысление многих финансово-правовых категорий, а также создание моделей нового финансового законодательства в России могло осуществляться только на основе сравнений с практикой законотворчества и теоретическими конструкциями, выработанными зарубежной финансово-правовой наукой.

В связи с развитием отношений России с государствами Европейского Союза в последнее время для науки финансового права весьма актуальным является сравнение отечественного финансово-правового законодательства со стандартами Европейского Союза в области государственных финансов . Финансово-правовые исследования в таком аспекте уже стали появляться.

Метод обращения к другим наукам всегда весьма широко использовался наукой финансового права. Это обусловлено тем, что наука финансового права очень тесно связана с другими науками, а именно: с финансовой наукой, политологией, правовыми науками публичного цикла и др. Метод обращения к другим наукам проявляется, во-первых, в том, что наука финансового права в свой категориальный аппарат включает не только финансово-правовые категории, но и категории, выработанные, другими науками. Среди таковых — категории «финансы», «финансовая система», выработанные финансовой наукой, но используемые наукой финансового права для исследования ее предмета. Во-вторых, наука финансового права обращается к другим наукам в целях поиска аналогий решения тех или иных научных задач. Например, исследование общетеоретических проблем финансового права сегодня опирается в значительной мере на структурный подход к решению этих же проблем в других публично-правовых науках. Так, финансовое право, как и другие отрасли права, исследует особенности финансово-правовых норм и отношений, заимствует из конституционного и административного права подходы к исследованию государства как субъекта финансового права .

Метод конкретно-социологического исследования состоит в ис-пользовании наукой финансового права информации, полученной посредством личного наблюдения за ходом финансовой деятельности государства и муниципальных образований , а также анкетирования налоговых, финансовых органов, кредитных организаций и т.д. Не часто, но все же осуществляются и опросы различных субъектов по темам, в той или иной мере затрагивающим проблемы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Сравнительно-исторический метод применяется в науке финансового права весьма часто. Его суть состоит в анализе исторического развития того или иного финансово-правового института финансово-правовой теории и т.д. Полезность этого метода состоит в том, что он дает возможность глубже понять причины современного содержания того или иного финансово-правового явления, позволяет заимствовать из прошлого механизмы решения финансово-правовых проблем, предупреждает неэффективность решения и проч.

Наконец, наука финансового права, как и любая другая, использует метод живого познания. Как отмечает К.С. Вельский, метод живого познания требует понимания объекта через переживание его субъектом, обязывает «вчувствоваться» в исследуемую категорию, понять ее внутренний смысл и назначение; он процедуру, при которой материал получается посредством свободного погружения субъекта в познаваемый объект, объединения с познаваемым объектом, осмысления его с тех позиций, которые представляются наиболее удобными для отыскания истины.

История развития науки финансового права в России

Н.И. Тургеневу принадлежит работа «Опыт теории налогов», написанная в 1818 г. Она представляет собой учение о налогах, информацию о происхождении налогов, классификации источников и способов налогообложения и т.д. Однако учитывая, что налоги всегда устанавливались не иначе как в правовой форме, многие выводы автора в какой-то мере вносят вклад в правовую

М.Ф. Орлов написал в 1832 г. работу под названием «О госу-дарственном кредите ». Он связывал вопросы кредита в России с разрешением проблемы уменьшения налогов. Как и Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов не уделял специального внимания правовым вопросам государственного кредита. Однако его работа представляет интерес для финансово-правовой науки, так как определяет пределы государственного кредита, а значит, пределы финансово-правового регулирования в сфере государственного кредита.

Со второй половины XIX в. в России финансово-правовая наука начинает активно выделяться из финансовой науки. Это происходит по двум направлениям. Во-первых, ученые, исследующие финансы, рассматривают финансово-правовые вопросы в качестве самостоятельных разделов, частей в своих работах. Во-вторых, появляются специальные исследования по финансовому праву, оно включается в качестве самостоятельной дисциплины в систему преподавания юридических вузов России. Фактически в эти годы благодаря разработкам финансово-правовой науки становится возможным говорить о финансовом праве как о самостоятельной отрасли права и его отделении, таким образом, от государственного и административного права . Хотя надо учесть, что в те годы научное обоснование самостоятельности отрасли права не производилось через критерий предмета и метода правового регулирования . Категории предмета и метода правового регулирования — достижение советской правовой науки.

Так, известный российский ученый И.И. Янжул писал работы по финансам, где серьезное внимание уделял финансовому законодательству. Среди них: «Опыт исследования английских косвенных налогов» (1874), учебник «Основные начала финансовой науки» (1899). Выдающимся русским ученым в области финансов и права являлся И.Х. Озеров, который долгое время исследовал вопросы финансовой науки во взаимосвязи с вопросами финансового права. Такова, в частности, его работа «Основы финансовой науки», изданная в Москве в 1905 г.

Вместе с тем в конце XIX в. в России появляются и самостоятельные исследования по финансовому праву. Так, в г. в Москве была издана работа Ф.Б. Мильгаузена «Финансовое право»; в 1882—1883 гг. профессор Петербургского университета В.А. Лебедев издал учебник «Финансовое право»; в 1883 г. был опубликован «Очерк науки финансового права» Тарасова, а в 1888 г. — учебник Д.М. Львова «Курс финансового права»; в 1899 г. в Одессе выходит в свет учебник финансового права СИ. Илловайского. Издание таких работ было связано с включением финансового права в учебные планы вузов. В частности, в 80-е гг. прошлого столетия создаются кафедры финансового права в Московском, Казанском и Новороссийском университе- тах. В связи с произошедшими изменениями наука финансового права активно развивалась в России до Октябрьского переворота 1917г.

После октября 1917 г. и вплоть до 1939 г. наука финансового права в России развивалась очень слабо. Это было обусловлено в конечном принижением роли финансов в условиях социализма.

Возрождение финансового права как науки и как одноименной отрасли в системе российского права началось в 1939 г., когда оно снова было включено в программы юридических факультетов. В 40-х — начале 50-х гг. появляются учебники по финансовому праву, начинают исследоваться теоретические проблемы финансового права с учетом достижений в области общей теории государства и права .

Основоположниками науки финансового права после 40-х гг. являлись М.А. Гурвич, Р.О. Халфина, Е.А. Ровинский. М.А. Гур- вич в 1952 г. написал учебное пособие «Советское финансовое право», Р.О. Халфина исследовала предмет и систему финансового права. Несколько позже Е.А. Ровинский разработал основы теории финансового права в книге «Основные вопросы теории советского финансового права», изданной в Москве в 1960 г. Эта работа сохраняет свою ценность для науки финансового права и по сей день. В ней исследуется финансовая деятельность государства, предмет финансового права, особенности финансово-правовых норм и отношений, финансовый контроль , предмет и система науки финансового права. В период возрождения финансово-правовой науки в советское время важнейшим ее достижением явилось обоснование финансово-правовой отрасли с позиций категории предмет и метод правового регулирования.

Большой вклад в науку финансового права внесли такие ученые, как М.И. Пискотин, С.Д. Цыпкин, В.В. Бесчеревных, Н.И. Химичева, Л.К. Воронова.

Основное внимание в гг. уделялось исследованию бюджетного права, а также правовому регулированию государственных доходов. В значительной мере этому способствовало принятие Закона СССР «О бюджетных правах СССР и союзных республик » от 30 октября 1959 г.

Фундаментальной работой по бюджетному праву является монография М.И. Пискотина «Советское бюджетное право», изданная в 1971 г. В ней исследовалось понятие бюджета, бюджетного устройства и бюджетного процесса . Работа М.И. Пискотина явилась базой для дальнейших научных разработок в области бюджетного права. В 1966 г. появилась книга Н.И. Химичевой «Правовые основы бюджетного процесса в СССР», а в 1976 г. — монография В.В. Бесчеревных «Компетенция Союза ССР в области бюджета». Кроме того, в 1979 г. Н.И. Химичева опубликовала мо-нографию «Субъекты советского бюджетного права». В эти же годы по вопросам бюджетного права писала О.Н. Горбунова.

В 1972 и в 1978 г. Е.А. Ровинский совместно с О.Н. Горбуновой выпустили учебные пособия по бюджетному праву.

В эти же годы правовым регулированием государственных доходов активно занимался С.Д. Цыпкин. В 1955 г. издана его работа «Правовое регулирование налоговых отношений в СССР», а в 1973 г. — «Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы».

В начале 80-х гг. существенным вкладом в науку финансового права явилась монография Л.К. Вороновой «Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР» (1981). Эта работа сохраняет свою актуальность и сегодня, поскольку является единственным в науке финансового права фундаментальным исследованием по правовому регулированию государственных расходов. Одновременно в это же время были изданы интересные работы С.Д. Цыпкина «Финансово-правовые институты и их роль в совершенствовании финансовой деятельности государства» (1983), М.И. Пискотина «Социализм и государственное управление» (1984), посвященные государственному управлению в сфере финансов, а также правовой основе финансовой деятельности государства.

Общетеоретическим вопросам финансового права, финансовому контролю, капитальным вложениям, расходам бюджетных учреждений уделяли внимание Л.В- Бричко, О.Н. Горбунова, Л.А. Давыдова, Т.С. Ермакова, Л.М. Коган, В.Е. Кузнеченкова, Н.А. Куфакова и др.

Эти две группы задач должны решаться наукой финансового права прежде всего при разработке общетеоретических проблем. Так, требует уточнения определение предмета финансово-правового регулирования. Хотя в этом направлении уже многое сделано, все еще остается невыясненным ряд вопросов. Сегодня почти все ученые сходятся на том, что предмет финансового права составляют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований . Однако существуют неопределенности в конкретизации этих от-ношений. Прежде всего, возникает вопрос: включаются ли в предмет финансового права расчетные отношения? Если да, — то какие? Во-вторых, до сих пор остается невыясненным вопрос о том, какие отношения в сфере валютного регулирования включаются в предмет финансового права. Наконец, требуют серьезной проработки и отношения, возникающие в сфере банковской деятельности. Кроме того, в настоящее время связи с развитием налогового и бюджетного законодательства и, в частности, с установлением мер ответственности требует серьезного анализа проблема существования финансово-правовой ответственности как вида юридической ответственности . Уже появились отдельные исследования, доказывающие существование финансово-правовой ответственности предприятий-налогоплательщиков, а также финансово-правовой ответственности за нарушение таможенного законодательства. Однако целостного научного исследования по вопросам финансово-правовой ответственности нет.

Задачи науки финансового права требуют сегодня решения и применительно к специальным проблемам финансового права. Так, в настоящее время становятся опять весьма актуальными проблемы бюджетного права . Это обусловлено новой концепцией бюджетной системы РФ, новыми подходами к построению межбюджетных отношений, разработкой концепции бюджетного федерализма, переходом на казначейскую систему исполнения федерального бюджета и т.д. Свидетельством этого является принятие Б К РФ, который призван в перспективе создать единую систему бюджетных отношений в Российской Федерации.

Весьма актуальным и полезным для науки финансового права сегодня явилось бы изучение проблем целевых государственных и местных фондов денежных средств . Пока эти проблемы фундаментально не исследовались наукой финансового права. Между тем возрастание числа целевых бюджетных фондов федеральном уровне, неопределенность их правового режима и использования требуют от науки финансового права тщательной научной работы над этими проблемами. В равной мере существуют финансово-правовые проблемы и на уровне государственных и местных внебюджетных фондов.

В учебниках финансового права последних лет все чаще рассматривается правовой режим финансов государственных и ниципальных унитарных предприятий . На монографическом уровне такого рода проблемы пока не исследовались. Между тем они охватывают ту часть финансового права, которая регулирует децентрализованные государственные и местные финансы. Поскольку правовой режим децентрализованных государственных и местных финансов многоотраслевой, весьма важно с научной точки зрения определить ту часть отношений в этой сфере, которая урегулирована нормами финансового права .

Налоговое право по-прежнему остается в центре науки фи-нансового права. В связи с принятием НК РФ значимыми являются исследования, непосредственно востребуемые практикой. Это вопросы применения мер налоговой ответственности, нало- гово-проверочного производства, установления налогов с точки зрения ст. 17 НК РФ и т.д.

В связи с принятием НК РФ, а также БК РФ принципиально меняется научный взгляд на систему неналоговых доходов бюджета. Ряд доходов, которые традиционно рассматривались в отечественной финансово-правовой науке как неналоговые, теперь становятся налоговыми (например, таможенная пошлина, государственная пошлина, налог на пользование недрами и т.д. (ст. 13, 14, 15 НК РФ). Общий перечень неналоговых доходов бюджета дан в п. 4 ст. 41 БК РФ. Кроме того, существуют специфические неналоговые доходы для федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов . В связи с этим науке финансового права сегодня необходимо комплексное исследование проблем института неналоговых доходов.

Для науки финансового права всегда, т.е. в советское время и сегодня, недостаточно исследованным оставался государственный кредит . Сегодня добавился еще и муниципальный кредит. В системе этих проблем прежде всего является неразграниченной сфера финансово-правового и гражданско-правового регулирования.

Фундаментально наукой финансового права почти не исследо-валось государственное страхование . Если в советское время в связи с монополией государственного страхования предмет исследований такого рода был весьма широк, то сегодня в связи с сокращением сферы государственного страхования возникают вопросы: а) Какого рода отношения в сфере государственного и муниципального страхования составляют предмет финансового права? б) Можно ли считать эти отношения самостоятельным финансово-правовым институтом или нормы, регулирующие эти отношения, «разбросаны» по другим финансово-правовым институтам

Для науки финансового права всегда являлись актуальными проблемы государственных расходов . Сегодня актуальность этих вопросов еще более возрастает в связи с переходом федерального бюджета на казначейскую систему исполнения. Кроме того, правовой институт государственных расходов сегодня существенно расширился за счет включения в него норм, регулирующих финансирование в системе государственных внебюджетных фондов денежных средств. К сожалению, пока исследование этих норм не проводилось в науке ни на уровне учебников, ни на уровне научных статей и монографий.

Безусловного внимания со стороны науки финансового права заслуживает сегодня банковская деятельность, расчеты, денежное обращение и валютное регулирование. Более продвинутой с точки зрения финансово-правовой науки является сегодня банковская деятельность. В этой области существует уже ряд исследований. Значительно хуже обстоят дела с финансово-правовым исследованием расчетов, денежного обращения и валютного регулирования. Эти вопросы еще ждут научной разработки финансово-правовой наукой.