Правотворчество: понятие, признаки, виды и принципы. Признаки правотворчества — это его принципы и виды

Правотворчество - официальная часть правообразования, направленная на оформление моделей поведения, правовых статусов индивидуальных и коллективных субъектов права; самостоятельная и решающая стадия (высший уровень) правообразования.

В процессе правообразования идет вызревание соответствующих нормативных решений. Прежде чем начнется правотворчество, в об­ществе должен возникнуть мотив о необходимости регулирования оп­ределенной сферы общественной жизни или внесения изменений в ее регулирование. Правотворчество начинается тогда, когда принимается государственное решение о подготовке проекта нормативно-правового акта, например, закона. Главным отличием правотворчества от правообразования является то, что создание права осуществляется государственными органами либо непосредственно, либо с их санкционирования, разрешения. Правотворчество - форма властно-волевой деятельности государства, формального нормативного закрепления справедливой и равной меры свободы, которая включает в себя исследование, обобщение и систематизацию типичных конкретных правоот­ношений, возникающих в гражданском обществе, и завершается, как правило, созданием нормативно-правового акта.

Правотворческая деятельность государства есть отражение экономиче­ских и иных общественных отношений в виде общих норм особого социаль­ного характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий характер. В цивилизованном государстве она с необходимостью должна ис­ходить из определенных принципов, основных идей, организационных начал, обуславливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности.

В современных условиях представляется необходимым законодатель­ное закрепление основополагающих принципов и правил правотворческой деятельности Российской Федерации, что способствовало бы, в первую оче­редь, повышению качества содержания законодательства как федерального уровня так и субъектов федерации.

Рассмотрим основные признаки и принципы правотворчества:

Признаки правотворчества:

1) осуществляется уполномоченными субъектами: а) государством в лице его органов; б) гражданским обществом (народом) и его субъектами (органами местного самоуправления, общественными объединениями, уполномоченными государством; трудовыми коллективами);

2) выражается в установлении (формулировании, санкционировании, детализации) новых, изменении действующих и отмене устаревших правовых норм - по основаниям, предусмотренным законом;

3) получает завершение в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом, а также в правовом прецеденте, правовом обычае, нормативно-правовом договоре и др.;



4) осуществляется (в значительной части) в соответствии с правовым регламентом, то есть с соблюдением официально установленной процедуры подготовки и принятия акта.

Принципы правотворчества

Выделяют две группы принципов правотворчества: общие и специальные.

Общие принципы правотворчества - основополагающие общепринятые нормы императивного характера, выступающие в качестве непререкаемых требований, предъявляемых к содержанию нормативно-правовых актов, к процессу их подготовки и принятия. Принципы правотворчества:

1. Научность - предусматривает глубокую научную обоснован­ность соответствия нормативного акта потребностям развития обще­ства: адекватного отображения в правовых нормах как актуальных, так и перспективных общественных потребностей. В каждом случае подготовка проекта нормативно-правового акта начинается с разработки его научной концепции. Концепция создается на основе изучения отечественного и зарубежного опыта, включает обоснование необходимости и целесообразности ее разработки, а именно характеристику предмета и целей проекта, его основные положения, предполагаемые последствия применения проектируемых норм.

На последующих стадиях принцип научности находит выражение в научном обсуждении проекта; проведении независимой научной экспертизы; выработке механизма осуществления, то есть информационного, материально-финансового обеспечения введения в действие; порядке толкования и др. По мере «продвижения» проекта в соответствии с правотворческой процедурой концепция должна трансформироваться в своеобразное «досье», состоящее из заключения, свидетельств об обсуждении и экспертизе, результатов учета поступивших замечаний и предложе­ний, данных социологических исследований и опросов, анализа обще­ственного мнения и др.

Особое место в правотворческом процессе занимает научная экспертиза проектов нормативно-правовых актов. Она должна предотвращать вынесение на рассмотрение правотворческих органов проектов, содержащих недостаточно обоснованные положения, пробелы, противоречия. Главная цель такой экспертизы - обеспечить качество проектов, их законность и обоснованность.

2. Гуманизм - формирование нормативно-правовых актов на ос­нове общечеловеческих ценностей, международных стандартов прав человека, создание условий и механизмов их воплощения в жизнь общества и государства. Россия признает приоритет международного права перед национальным в области прав человека, и это обеспечивается национальным законодательством.

На формирование права влияют социальные факторы. Они определяют предмет правового регулирования, позиции субъектом правотворчества, состояние «юридичности» процесса правотворче­ства. Можно перечислить множество факторов, которые в меньшей или большей степени определяют возникновение тех или иных нор­мативно-правовых актов, нормативно-правовых договоров, судебных прецедентов и других форм права.

Это социально-экономические по­требности населения и экономические трансформации в обществе (экономическиий фактор); политические процессы и политическая активность граждан (политический фактор); уровень правосознания и правовой культуры населения (идеологический фактор); состояние реализации принципа равноправия наций и народностей, проживающих в стране (национальный фактор); международное положение страны (внешнеполитический фактор) и др.

Принципиальное значение для формирования права имеет соблюдение потребностей и интересов личности, поддержание баланса интересов всех слоев общества, человека и государства, защита демократии. Поскольку право порождается как органами, наделенными функциями правотворчества, так и усилиями общества, создающего на протяжении своего исторического бытия правила поведения, которые отражают уровень правосознания и характер правовых отношений, постольку толчком к его формированию служат общественно значимые проблемы. Это, прежде всего, острые социальные ситуации, нерешенность вопросов, имеющих существенное значение для человека, общества, государства. Поэтому правотворчество является не только видом юридической практики, но и своеобразной разновидностью познания объективного мира. Будучи тесно связано с экономикой, нравственностью, наукой, политикой, оно представляет собой одну из важных разновидностей общественной (социальной) практики.

3. Демократизм - установление и обеспечение свободного поряд­ка разработки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов; создания законодательных процедур, которые обеспечивали бы выра­жение в законе воли народа, учета воли большинства при соблюдении прав меньшинства, согласованность интересов общества, социальных групп, человека; недопущения как незаконного давления на законодательную деятельность парламента, так и своеволия парламента. Этот принцип означает также широкое участие народа в обсуждении проектов законов, в консультативных и законодательных референдумах; учете альтернативных проектов законодательных актов и общественного мнения, поддержке народной правотворческой инициативы; взвешенное отношение к парламентской оппозиции.

4. Гласность - открытое для общественности, свободное и деловое обсуждение проектов нормативно-правовых актов, информирование о них населения, прозрачность их прохождения в парламенте. Гласность и открытость дают возможность гражданскому обществу установить контроль над законодательным процессом, своевременно корректировать прохождение нормативных актов. С одной стороны, гласность является способом подконтрольности правотворческих субъектов, с другой, выступает каналом формирования общественного мнения. Гласность предусматривает информированность и одновременно познание, учет и частично формирование потребностей, интересов, мыслей и чувств человека, социальных групп, общества.

5. Законность - соблюдение правил иерархии нормативно-правовых актов при их составлении (нормопроектировании) и принятие их законным путем, в соответствии с конституционно закрепленным процессом правотворчества.

Принцип законности предусматривает не только обеспечение верховенства Конституции в процессе правотворчества, но и наличие механизма проверки изданных нормативно-правовых актов Конституционным Судом относительно соответствия их Конституции. Конституционные законы имеют юридическую силу, одинаковую с юридической силой Конституции страны.

Данный принцип также означает, что закон может быть изменен или его действие прекращено исключительно законом, который имеет одинаковую с ним или высшую юридическую силу.

6. Толерантность - выявление и учет законообразующих согласованных интересов, создание определенных теоретических конструкций, общей модели выражения и защиты интересов различных социальных групп. В современных условиях нет такой социальной группы, удовлетворение интересов которой (при игнорировании интересов других групп населения) могло бы обеспечить качество и эффективность результатов правотворчества. Необходимо согласие всех основных социальных слоев общества, их толерантность. Путем правотворчества достигается авторитетное посредничество, направленное на примирение, равновесие правомерных интересов сторон. Неэффективным является правотворчество, которое не выполняет свою роль по упорядочиванию социальных конфликтов и закреплению нормативно-правовой модели их разрешения.

7. Единение общегосударственных и региональных интересов - выражается в учете интересов центра и регионов в любом государстве: унитарном, региональном (регионалистском), федеративном. В актах отображаются интересы регионального характера, учитываются местные особенности, не ущемляются интересы населения определенной местности. Особенно это касается актов центральных (федеральных) правотворческих органов, нередко затрагивающих интересы отдельных регионов государства. В свою очередь, местные органы издают акты в соответствии с общенациональными интересами.

Специальные принципы правотворчества:

Оперативность - подготовки проектов нормативных актов в достаточно короткие сроки;

Сочетание динамизма и стабильности - создание стабильного нормативного акта и одновременно возможность вносить в него дополнения и изменения;

Преемственность - перенесение и использование предыдущего позитивного отечественного и современного зарубежного опыта по созданию нормативных актов;

Плановость - составление и соблюдение планов по функциональному назначению актов и срокам их принятия;

Системная согласованность - тщательность и скрупулезность подготовки нормативных актов в их взаимосвязи, слаженность нормативных предписаний как внутри нормативно-правового акта, так и между нормативно-правовыми актами, их соответствие конституции, международно-правовым договорам в области прав человека;

Профессионализм - привлечение к разработке нормативных актов квалифицированных специалистов из соответствующих отраслей науки, ученых-юристов и юристов-практиков, имеющих необходимые знания и опыт;

Технико-юридическое совершенство - составление нормативно-правовых актов с учетом правил, способов, приемов юридической техники, которые являются обязательными для правотворческих органов; соблюдение лингвистических стандартов языка актов.

Виды правотворчества.

В Российской Федерации различаются следующие виды правотвор­чества:

Принятие нормативно-правовых актов компетентными государствен­ными органами;

Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;

Санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями;

Заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.

Наиболее распространенным среди перечисленных видов является пер­вый. К числу правотворческих органов относится Президент Российской Фе­дерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законода­тельные (представительные) и исполнительные органы субъектов федерации, министерства, государственные комитеты, ведомства, службы. В пределах своей компетенции правотворческими полномочиями обладают администра­ции государственных учреждений и государственных предприятий (локальное правотворчество).

Правотворческая деятельность корпоративных (общественных) органи­заций в отличие от нормотворческих функций государственных органов, как правило, само­стоятельное принятие этими организациями норм права. Госу­дарство участвует в пра­вотворческом процессе в различных формах: делеги­рование правотворческих пол­номочий; санкционирование актов, принятых этими организациями; предварительное разрешение на издание соответ­ственного акта либо совместное их принятие.

В юридической литературе справедливо отмечается, что нормативные соглашения заключаются между различными субъектами права и имеют не­одинаковую юридическую силу. Такие соглашения могут заключаться на различном уровне: федеральном, на уровне субъектов федерации, на отрасле­вом (профессиональном), местном (территориальном).

Итак, правотворчество - это одно из важ­нейших направлений государственной деятельности, одно из основных зве­ньев механизма правового регулирования.
В уз­ком смысле под правотворчеством понимается сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком - данный процесс начинается с правотвор­ческого за­мысла и заканчивается практической реализацией юридической нормы.

Правотворчество - это сознательно-волевая деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм путем принятия, изменения или отмены нормативно-правовых актов.

Принципы правотворчества:

Демократизм - выявление и закрепление в нормах права воли и интересов народа;

Законность - соблюдение компетентности и процедуры принятия правовых актов;

Исполнимость - учет финансовых, организационных, юридических, кадровых условий, которые позволят им реализоваться.

Научность - обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия норм;

Своевременность - учет степени зрелости регулируемых отношений;

Профессионализм - компетентность, общая и юридическая грамотность субъектов правотворчества;

Планирование - четкое распределение правотворческой работы по этапам, по предмету, по времени.

Виды правотворчества:

1. По способу придания правовому акту юридической силы:

Компетентное правотворчество - правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;

Делегированное правотворчество - создание норм права по поручению субъектов правотворчества (законодатель в Гражданском кодексе позволяет хозяйствующим субъектам создавать обычаи делового оборота);

Санкционированное правотворчество - утверждение государственными органами нормативных актов, принятых органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, (регистрация уставов муниципальных образований, общественных объединений, юридических лиц).

2. По виду создаваемых форм права:

Законотворчество - создание и принятие текстов законодательных актов;

Подзаконное правотворчество - создание указов, постановлений, положений и др. подзаконных и локальных актов;

создание судами и административными органами правовых прецедентов виде правоприменительных актов в англо-саксонской правовой системе;

Создание и санкционирование правовых обычаев;

Установление законодателем принципов права;

Заключение субъектами правотворчества нормативных договоров и соглашений;

Признание государством разработанных учеными правовых доктрин.

3. Самой распространенной классификацией видов правотворчества является классификация по субъектам правотворчества (см. ниже). Субъекты правотворчества:

Народ (граждане) государства на референдуме по принятию закона;

Компетентные государственные органы: законодательные органы (создают законы), исполнительные органы (создают подзаконные акты), суды в англо-саксонской правовой системе (создают прецеденты);

Компетентные должностные лица: федеральный министр, губернатор, мэр города;

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения;

Предприятия, учреждения, организации, их трудовые коллективы и должностные лица при создании локальных правовых актов (коллективного договора на предприятии, устава акционерного общества);

Общественные объединения - профсоюзы по вопросам трудового законодательства;

Субъекты правотворческой инициативы, круг которых определяется конституцией (глава государства, законодательные органы, исполнительные органы и высшие суды, депутаты парламента, законодательные органы субъектов федерации).

В результате правотворческой деятельности создаются акты правотворчества -юридические документы, содержащие нормы права. Это могут быть нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты), правоприменительные акты в англосаксонской системе права (судебный прецедент, который в дальнейшем становится нормой права), акты нормативного толкования (постановления государственного органа, осуществляющего официальное толкование).

Таким образом, правотворчество осуществляется специальными субъектами; выделяются различные виды правотворческой деятельности.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Правотворчество - это одно из основополагающих направлений деятельности, прежде всего, государственных органов. В связи с этим данная деятельность должна строиться на рациональных и эффективных принципах, соблюдение которых, однозначно поможет законодателю избежать большого количества законотворческих неточностей и ошибок, снизит вероятность уровня создания ненужных правовых норм, а в итоге поспособствует формированию роста правовой культуры физических лиц и организаций. Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

В связи с этим, в научной литературе, указывается на то, что правотворческая деятельность Российской Федерации должна осуществляться на базе ряда общих основополагающих принципах, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

Выделим такие принципы как: демократизм, предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности; законность и конституционнальность, означающие строгое и неуклонное следование конституции и законам в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, выражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей; профессионализм, проявляющийся в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса. Общая теория права / Отв. ред. А. С. Пиголкин. - М. 2014. - С. 215-216

Теперь хотелось бы остановиться на каждом и уже поподробнее рассмотреть каждый из них в отдельности и попытаться выделить, на мой взгляд не менее важные. Итак, принцип демократизма, характеризует степень вовлеченности граждан, общественных формирований, политических партий и многих других субъектов правотворчества, для более полного и всестороннего развития норм и институтов в обществе. Одним из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы является референдум. Законы создаются именно для общества, ради общества, и при игнорировании общественного мнения, существует большая вероятность того, что какая-то конкретно созданная норма, без учета общественного мнения, пойдет ему не на благо, а во вред.

Следующим принципом, является законность. Каждый нормативно-правовой акт должен приниматься государственным органом или иными субъектами в соответствии с пределами его компетенции, с обязательной ссылкой на конституцию и закон, он не должен нести в себе противоречий с уже действующим законодательством. Не менее важным критерием оценки законности, является соблюдение определенной процедуры принятия нормативных актов. Законы должны приниматься в соответствии с правовым регламентом и только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями, и в таком же объеме, закрепленным за этими субъектами.

Принцип гуманизма предусматривает непосредственный учет интересов и благ человека, максимальное удовлетворение его материальных и духовных ценностей при создании и реализации нормативно-правовых актов. При этом важным критерием считается соблюдение не только частных, но и публичных интересов, а в конечном счете они должны быть в балансе. Данный принцип всегда был предметом жарких споров экспертов, политиков и законодателей, так как при решении вопросов об удовлетворении потребностей возникает вопрос о пределах человеческих потребностей. Конечно же пределы данного принципа весьма условны, так как в иностранных государствах само понятие «гуманизм» несет в себе, зачастую, несколько иное содержание, как например в Российской Федерации.

Заключительным принципом, в правотворческом процессе, является принцип профессионализма. Данный принцип особо важен для правотворческой деятельности, поскольку данная деятельность требует особых навыков, умения и талантов. Для принятия эффективных нормативных актов, необходим учет разнообразных факторов, как субъективного, так и объективного свойства, владение правилами юридической техники.

По моему мнению, в правотворческой практике необходимо расширить перечень принципов, в соответствии с которыми и принимаются все нормативно-правовые акты. Свяжу я это в первую очередь с тем, что в данный вид деятельности необходимо привлекать представителей различных наук на стадии подготовки и принятия актов. Кто как не ученые смогут выявить те или иные потребности в регулировании общественных отношений, не менее важна и прогностическая составляющая этой потребности.

Не малую роль, в век информационных технологий, играет техническое совершенствование принимаемых актов. Это имеет огромное значение для повышения качества всего рассматриваемого процесса. Суть заключается в том, что в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Понятие, принципы и виды правотворчества

Правотворчеством является процесс создания правовых норм в результате планомерного их формулирования или изложения в источниках (формах) права. Способами выражения норм права при этом являются нормативные правовые акты, судебные или административные прецеденты, нормативно-правовые договоры и др. Важно учитывать также, что, несмотря на признание в Российской Федерации верховенства международных договоров, правовой основой регулирования отношений на территории РФ по-прежнему остается закон, а не международный договор, так как международный договор РФ ратифицируется федеральным законом.

В процессе создания правовых норм должны соблюдаться определенные организационно-правовые процедуры (изучение потребностей в принятии акта, разработка проекта, внесение в ответственные комитеты и комиссии парламента, доработка акта, чтение законов и др.). При этом необходимо соблюдение соответствующих регламентов их принятия. Правотворчество имеет свой объект и предмет, особый субъектный состав и процедуры (разработка проекта, рассмотрение, отклонение, согласование, подписание, опубликование).

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. С.А. Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, является одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти».

Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. В Российской Федерации нормативные правовые акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти.

Некоторые акты, например Конституция, могут приниматься путем всенародного голосования. Хотя и в этом случае конституции разрабатываются специальными органами (Конституционным Собранием, Учредительным конвентом или Форумом). При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление) и исключительно по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в механизме правового регулирования, т.е. от его авторитета. Акты правотворчества могут приниматься или в режиме коллегиальности (парламенты, правительства, администрации), или в режиме единоначалия (глава государства, единоличные органы исполнительной власти).

Начальной стадией процесса правотворчества является возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно также издание непосредственно государством нормативного акта, возможно также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативных правовых актов и доведение их предписаний до адресатов.

Правом принятия нормативных правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы муниципальных образований. Полномочия на правотворчество каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Например, Правительство РФ свои акты нормативного характера издает в форме постановлений, а министерства и другие ведомства издают приказы и инструкции. В пределах своих полномочий нормативные акты издают органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Органы местного самоуправления, обеспечивая управление вопросами местного значения, издают нормативные акты в основном в виде решений. Администрации объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издают локальные нормативные акты.

Объектом правотворчества является необходимое и определенное правовое воздействие на социальные отношения для реализации задач и функций власти и необходимости упорядочения (регламентации) отношений. Предметом правотворчества является принятие акта правотворчества в требуемых процедурах в соответствии с необходимыми потребностями правового регулирования. Непосредственным (юридическим) основанием принятия нормативного правового акта является правотворческая или законодательная инициатива. Фактическим основанием являются определенные обстоятельства (юридические факты), с которыми связываются основания возникновения отношений по поводу правотворчества. Правотворческий процесс завершается или принятием акта, или его отклонением.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

  • научность (изучение потребностей принятия закона);
  • законность и властность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);
  • гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);
  • демократизм и легитимность (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);
  • профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);
  • соответствие формы и содержания (акт должен отвечать потребностям правового регулирования);
  • оперативность (своевременность издания нормативных актов).

Итак, принципы правотворчества - это руководящие начала,

исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

Правотворчество подразделяется на следующие виды .

  1. Непосредственное правотворчество народа посредством референдума.
  2. Правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных собраний субъектов Федерации).
  3. Правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, министров).
  4. Правотворчество органов местного самоуправления.
  5. Локальное правотворчество (предприятий, учреждений) и правотворчество общественных организаций.
  6. Правотворчество общественных организаций (например профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится:

  • на законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в соответствии с которым издаются нормативные правовые акты высшей юридической силы - законы);
  • делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, в основном правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию нормативных правовых актов, входящих в компетенцию представительного органа);
  • подзаконное правотворчество (нормотворчество органов исполнительной власти по изданию указов, постановлений, приказов, распоряжений, решений). Такое правотворчество называется ведомственным.

Существует также форма непосредственного правотворчества в виде решений, принятых на референдумах или специально уполномоченными правотворческими органами. Правотворчество по их поручению является делегированным. В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В то же время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляются соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуются определенной громоздкостью и противоречивостью.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Рубрика (тематическая категория) Государство

Правотворческая деятельность современных государств строится на основополагающих принципах, к числу которых чаще всœего относят демо­кратизм, законность, гуманизм, профессионализм, научность, качественное совершенство принимаемых актов. Некоторые авторы относят к числу прин­ципов правотворчества и иные основополагающие начала. Так,А.Ф. Черданцев включает в данный перечень законность, демократизм, научность, опера­тивность и связь правотворчества и практики.

Принцип демократизма проявляется в установлении и неуклонном осуществлении демократического порядка подготовки и принятия норматив­ных актов и, в первую очередь, законов. Демократизм правотворчества вы­ражается в участии в данном процессе общественности, максимальный учет в новых нормативных решениях состояния общественного правосознания и общественного мнения. Как справедливо отмечает Н.М. Марченко , демократизм предполагает активное участие представителœей различных слоев обще­ства и всœех ветвей власти в правотворческой деятельности.

Для претворения в жизнь принципа демократизма в правотворчестве в Российской Федерации крайне важно развитие практики широкого обсужде­ния законопроектов при помощи средств массовой информации - печати, ра­дио, телœевидения, а так же различных мероприятий с привлечением научной общественности. Высказанные при обсуждении проекта замечания и пред­ложения должны анализироваться правотворческим органом и учитываться при доработке подготавливаемого нормативного акта. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

Принцип законности проявляется, прежде всœего, в том, что нормативные правовые акты должны приниматься строго в пределах компетенции правотворче­ского органа и соответствовать нормам и принципам, закрепленным в Конституции страны, а также её законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. В федеративном государстве крайне важно не­укоснительно соблюдать распределœение компетенции между Федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования, новых нормативных правовых решении, правотворческой проце­дуры, формы принимаемых актов, порядка опубликования нормативно-правовых актов.

Принцип гуманизма предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально пол­ное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации (ст.2 Конституции РФ), признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность и государства, в связи с этим эти ценности должны быть в центре внимания и субъектов законодательной деятельности при разработке и принятии нормативных актов.

Принцип научности правотворчества и его непосредственная связь с правоприменительной практикой означают, что процесс принятия норматив­ных актов должен быть ориентирован максимально полное соответствие на­зревшим потребностям общественного развития, его объективным законо­мерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать современ­ные достижения науки и техники, основываться на теоретических разработ­ках проблем, требующих нового нормативного решения.

Законопроекты готовятся не абстрактно или произвольно на базе ус­мотрения правотворческого органа, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целœесо­образности подобного регламентирования. Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологиче­ские опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов можно подготовить правовые предписания, соответствующие потребностям правового развития, что должно способствовать их эффективному исполне­нию и применению на практике. К подготовке проектов должны привлекать­ся научные учреждения, отдельные представители соответствующих отрас­лей науки, а также ученые-юристы.

Принцип профессионализма предусматривает участие в разработке но­вых правотворческих решении квалифицированных специалистов соответст­вующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подго­товку, большой опыт работы, обладающие достаточными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко различные субъекты правотворческой деятельности (к примеру, депутаты, должностные лица раз­личных органов государственной власти, руководители предприятий при разработке локальных норм и т.п.), не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно разрабатывают законопроекты, тогда как они должны работать по преимуществу с проектами, подготовленными вы­сококвалифицированными юристами.

Принцип качественного совершенства принимаемых актов предпола­гает широкое использование выработанных юридической наукой и апроби­рованных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники. Анало­гичное основополагающее начало правотворческой деятельности выделяет Н.М. Марченко, усматривая его в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов в максимальной степени использовать выра­ботанные юридической наукой и апробированные правотворческой практи­кой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов новых нормативных актов, оптимального изложения их содержания и отвечающего общепринятым в мире стандартам технического их оформления.

Качественное совершенствование нормативных правовых актов в большей мере определяется требованиями законодательной техники , которая имеет не меньшее значение, чем само содержание акта. Под законодательной техни­кой принято понимать совокупность приемов и способов разработки текста нормативного правового акта. Эти методы направлены на обеспечение качества как формы, так и содержания акта. Законодательная техника включает в себя приемы ло­гики, языкознания, фразеологии, лингвистики, этимологии и т.п.

К форме и содержанию законодательных актов с позиций законода­тельной техники предъявляются требования:

Логической последовательности изложения предписаний в тексте акта;

Взаимосвязи нормативных предписаний в тексте акта;

Отсутствия противоречий внутри нормативного правового акта͵ в системе законо­дательства;

Компактности содержания норм при глубинœе и широком раскрытии смысла предписании;

Ясности и доступности языка нормативного правового акта;

Точности и определœенности формулировок и терминов;

Сокращения количества актов по одному и тому же вопросу, укрупнения кодифицированности (сведение в кодексы актов по одному пред­мету регулирования);

Унификации терминологии и изложения предписаний при разработке актов в различных отраслях права.

Задачи правотворческой деятельности определяются целями создания эф­фективных, непротиворечивых, безупречных с позиций юридической техни­ки, научно и практически обоснованных и социально востребованных нормативных правовых актов.

9.3.ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО СТАДИИ

Как отмечалось ранее, правотворческий процесс по созданию нормативных правовых актов подразделяется на подготовительный и нормотворческий (законодательный) этапы.

Подготовительный этап практически является единым дл я веех -г-осу-дарственных органов, занимающихся нормотворчеством и состоит из трех стадий: 1) принятие решения о разработке проекта акта; 2) подготовка проек­та; 3) его обсуждение, согласование, доработка.

Официальное решение о подготовке проекта нормативного правового акта - ϶ᴛᴏ начало первого этапа правотворческого процесса. Так, решение относительно принятия законов может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, правительству раз­работать проект закона. Законопроект должна быть подготовлен и по инициа­тиве президента͵ правительства, постоянных комитетов парламента͵ других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы.

Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить входящие в федерацию субъекты через их высшие органы государственной власти.

Инициатива разработки указов Президента России, постановлений Правительства Российской Федерации, закрепленная в плане правотворческих работ, или выраженная в разовых поручениях Президента или главы Правительства, обычно ис­полняется соответствующими министерствами, службами, агентствами.

В решении о разработке первоначального текста проекта нормативного правового акта указываются органы и должностные лица, ответственные за его испол­нение, довольно часто поручение о подготовке проекта дается нескольким органам государственной власти, при этом в большинстве случаев в этих процедурах задействуются органы, деятельность которых непосредственно связана с правосудием (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Прокуратура РФ).

Активная роль в инициировании и подготовке проектов различных нормативных правовых актов может принадлежать общественным организациям и ч объединœениям. К примеру, весьма перспективной в данном направлении представляется деятельность недавно сформированной Общественной палаты при Президенте России. В одних случаях общественные организации готовят проекты по собст­венной инициативе, в других - привлекаются к подготовке совместно с госу­дарственными органами. Большинство крупных законодательных актов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с участием профсоюзов и других общественных объединœений.

Предварительные работы , предшествующие составлению текста проекта - начало следующей стадии правотворческого процесса. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в норматив­ном регулировании соответствующей сферы отношений. Прежде всœего определяются, каково фактическое состояние той области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы), к которой относится предлагаемый акт, существо вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общая цель предлагаемого правового регулирования. При этом следует помнить, что проекты нормативных правовых актов готовятся как с целью реше­ния новых вопросов, возникших на практике и требующих правового урегу­лирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам.

Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта нормативного правового акта͵ помогает ответить на вопрос, можно ли ограничиться внесением из­менений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходи­мо подготовить новый акт. Заранее должны быть определœены возможные последствия действия этого акта; экономические, социальные, юридические, эколо­гические и другие, а также "просчитаны" возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимые для решения вопроса, доходы, издержки и т.д. Для законопроекта и проекта другого важного нормативного правового акта в ряде случаев необходима и выработка его научной концепции. Концепция содер­жит в себе научное обоснование базовых направлений развития обществен­ных отношений в определœенной сфере и их правового регулирования.

Подготовка первоначального текста проекта -очередная стадия пра­вотворческого процесса. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются ко­миссии, включающие представителœей базовых заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. В слу­чае крайне важно сти комиссии создают подкомиссии, рабочие и редакционные группы. К работе подготовительных комиссий, разрабатывающих проект то­го или иного акта͵ привлекаются заинтересованные ведомства, научные и практические учреждения, отдельные ученые, представители делового мира, предприниматели, квалифицированные юристы. Главное при этом - обеспе­чить работоспособный и компетентный состав комиссии. Она должна соче­тать в своей работе демократизм, профессионализм и компетентность. В под­готовке проектов обязательно участие юридических подразделœений органов и организаций, разрабатывающих проект. Такое участие обеспечивает исполь­зование приемов законодательной техники, правильное оформление и согла­сование с действующими нормативными актами по теме проекта. Право­творческий орган может поручать подготовку альтернативных проектов не­скольким органам, организациям, творческим коллективам или отдельным лицам либо заключать с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект. Это дает возможность получить неординарные решения, от­разить плюрализм мнений и позиций, выработать оптимальное решение того или иного вопроса.

Обсуждение, согласование, доработка первоначального проекта является важной стадией подготовительного этапа правотворческой деятельно­сти. Предварительное обсуждение проекта является началом третьей стадии данного этапа и возникает после того, как первоначальный проект разрабо­тан. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтере­сованных органов„организаций, общественности.

Формы предварительного обсуждения:

Широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.) с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций;

Обсуждение на совещаниях непосредственно при правотворческом органе с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств и иных организаций;

Расширенные заседания подготовительных комиссий;

Обсуждение в печати и на телœевидении;

Рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями;

Отзывы и заключения на проект со стороны министерств, ведомств, иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке, и т.д.

Разнообразие форм обсуждения позволяет лучше учесть общественное мнение, дает составителям проекта достаточно четкие ориентиры в работе.

Особенно важной является всœесторонняя оценка проектов законов. Обычно законопроекты предварительно рассматриваются на заседаниях ко­митетов законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии. Подготовленные проекты должны быть под­вергнуты всœесторонней правовой, финансовой, экологической и иной спе­циализированной экспертизе. Такая экспертиза, будучи постоянной и обяза­тельной, призвана способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, эффективности правотворческой работы.

Важнейшие законопроекты бывают вынесены на всœенародное об­суждение. В процессе всœенародного обсуждения законопроект публикуется в центральных и местных газетах и журналах, рассматривается на заседаниях представительных органов различных звеньев, в трудовых коллективах предприятий и учреждений, в воинских частях, общественных объединœениях, на собраниях граждан по месту жительства. Всенародные обсуждения в Рос­сии пока еще не превратились в эффективный инструмент учета обществен­ного мнения в законодательной работе, повышения качества законопроектов,

После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабаты­вается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, кото­рая составляла первоначальный текст проекта.

Нормотворческий (законодательный) этап правотвор­ческой деятельности , когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом - парламентом или одной из его палат (для принятия законов), Президентом России (для принятия указов Президента), Правительством, Федеральными министерствами (для разработки подзаконных актов этих органов) и т. п. Этот этап включает в себя следующие стадии:

· внесение проекта на обсуждение правотворческого органа;

· непосредственное обсуждение проекта;

· принятие нормативного правового акта и его опубликование.

Наиболее развитым и сложным данный этап правотворчества предстает в законотворчестве и характеризуется следующим образом.

Возведение государственной воли в закон начинается с внесения проекта закона. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (правом законодательной инициативы) наделœены определœенные полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в конституции. К примеру, согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депу­татам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, зако­нодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федера­ции, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

При этом крайне важно отметить, что Конституция Российской Федера­ции различает две группы субъектов права законодательной инициативы.

Субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими- либо компетенционными рамками (депутаты Государственной Думы, Президент России, Совет Федерации, члены Совета Федерации, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации);

Субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения (Конституционный Суд,Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации).

Процедура внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы включает(См схему :

o представление текста законопроекта;

o обоснование крайне важно сти его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта͵ его целœей, базовых положений, места в сис­теме действующего законодательства;

o составление перечня законов и иных норматив­ных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятия данного законопроекта;

o сбор предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых крайне важно для реализации

· данного закона;

представление финансово-экономического обоснования в случае внесения законопроекта͵ реализация которого потребует дополнительных матери­альных и иных затрат.

Все официально внесенные законопроекты рассматриваются соответ­ствующими комитетами палат законодательного органа (парламента или од­ной из его палат) по профилю проекта͵ а также комитетом по законодатель­ству. В результате данные комитеты представляют свои заключения на зако­нопроект. Далее вопрос о рассмотрении проекта вносится в повестку дня за­седания органа законодательной власти (в соответствии с положениями Рег­ламента Государственной Думы).

Следующей стадией нормотворческого (законотворческого) процес­са является обсуждение и официальное принятие проекта. Рассмотрение за­конопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, в случае если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение. Практика проведения нескольких чтений законопро­екта позволяет более детально, внимательно и всœесторонне рассмотреть про­ект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.

При первом чтении законопроекта депутаты обсуждают его основные положения и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рас­сматривают предложения об опубликовании при крайне важно сти законопро­екта для обсуждения. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его.

При втором чтении обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом. В результате второго чтения законодательный орган либо при­нимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. Порядок голосования и подсчета голосов обычно четко устанавливается регламентами законодательного органа.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Госу­дарственной Думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимоотношений статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

Принятие закона - важная стадия законотворческого процесса. Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в каче­стве закона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. При этом было бы неправильно автоматически го­лосовать за законопроект, имеющий недостатки. Очевидно, что недостатки закона гораздо легче устранить, когда он находится на стадии законопроекта͵ чем после его принятия, когда ошибка законодателя перейдет в принятый акт и приобретет законную силу. По этой причине, в исключительных случаях по требо­ванию депутатских объединœений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего чис­ла депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается приня­тым, в случае если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый закон (федеральный закон) затем рассматривается Советом Федерации и одобряется им либо отклоняется. В последнем случае закон возвращается в Государственную Думу для дополнительного рассмотрения. Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 105) федеральный закон считается также одобренным Советом Федерации, в случае если в течение 14 дней после получения он не был рассмотрен этой палатой зако­нодательного органа.

Особую стадию законодательного процесса представляет преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Ду­мой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, должна быть создана согласительная комиссия. Она создается как по инициа­тиве Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Со­гласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, в случае если за него проголосовало большинство чле­нов комиссии от каждой из палат.

В случае если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согла­сительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федера­ции об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой ре­дакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, в случае если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государст­венной Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон затем направляется Президенту Российской Федерации для подписания и опубликования. Президент вправе не согласиться с со­держанием закона и возвратить его в Государственную Думу для дополни­тельного рассмотрения. В Регламенте Государственной Думы установлен по­рядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены Президентом Российской Федерации.

Принятый в данном порядке федеральный закон в течение пяти дней на­правляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародо­вания. При этом Председатель Государственной Думы должен уведомить Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Президенту Российской Федерации.

Завершающая стадия законотворческого процесса - подписание и обнародование закона. Эта стадия находится в компетенции Президента Рос­сийской Федерации, который в течение четырнадцати дней подписывает принятый парламентом акт и обнародует его.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 25 мая 1994 года №5-ФЗ ʼʼО порядке опубликова­ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собранияʼʼ.

В аналогичном, хотя и более простом порядке осуществляется процесс обсуждения проектов в иных нормотворческих органах. Коллегиальные пра­вотворческие органы принимают нормативные акты простым большинством голосов. Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты (указы, приказы, инструкции и т.д.) в. персональном порядке, что устанавливается регламентом работы аппарата названных органов. Подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, подлежат государственной регистрации в Министерстве юсти­ции РФ.

Обнародование. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в осо­бых, предусмотренных законом печатных органах (специально-официальные издания, газеты, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, обычно обнародуются нормативные решения Президента и Правительства России. Во многих странах установлено правило, со­гласно которому неопубликованный в официальном издании акт (кроме ак­тов, содержащих государственную или военную тайну) не влечет правовых последствий, то есть лицо (орган) не несет юридической ответственности за нарушение его предписаний. Так, в соответствии с части 3 ст.15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, в случае если они не опубликованы официально для всœеобщего сведения.

Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, публикуются в издаваемых этими орга­нами бюллетенях (если таковые имеются), а также в официальном порядке рассылаются в подчинœенные органы, учреждения, организации. Ведомствен­ные акты, касающиеся населœения, как правило, публикуются в тех же офици­альных изданиях, где и законы. Акты местных органов самоуправления пуб­ликуются в соответствующих бюллетенях, а также развешиваются на видных местах в населœенном пункте, на территории которого действует принявший акт орган местного самоуправления.

9.4.РЕФЕРЕНДУМ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Референдум - всœенародное голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом поряд­ке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума чётко выраженного однозначного ответа типа ʼʼдаʼʼ или ʼʼнетʼʼ, ʼʼзаʼʼ или ʼʼпро­тивʼʼ.

Референдум - это высшая форма придания юридической силы тем или иным правоположениям (нормам, правилам), принимаемым посредством всœенародного голосования.

данное обстоятельство следует из природы вла-сти в России, которая принадлежит народу (ст.З Конституции РФ) и может осуществляться народом непосредственно, без поручения каким-либо орга­нам, создаваемым в государстве для осуществления властных полномочий в т.ч. специально в качестве представительных и законодательных орга­нов (парламент), основной функцией которых является принятие норматив­ных актов, выполнение правотворческих функций от имени народа. В проце­дуре референдума воля народа на принятие конкретных правил (норм) полу­чает прямое, непосредственное выражение.

Безусловно, не всœе референдумы имеют своей целью принятие новых правовых норм, некоторые из них проводятся с целью решения наиболее важных вопросов государственной жизни, тогда как нормативное закрепле­ние решенных в ходе референдума вопросов закрепляется компетентными правотворческими органами. Так в последнее время в России наблюдается активизация процессов в сфере федеративного устройства (слияние субъек­тов Федерации, изменение их статуса) и в связи с этим проводятся референдумы для решения указанных вопросов.

По предмету, вынесенному на референдум , референдумы принято де­лить на конституционные, законодательные, референдумы по международ­ным вопросам и по административным вопросам. По правовым последствиям они бывают законодательные (с окончательным решением), дозаконодательные, консультативные, совещательные, ратифицирующие.

К правотворческим относятся такие виды референдума, которые направлены на подготовку, принятие, ратификацию (присоединœение) кон­кретных норм права. Таким характером обладает референ­дум, предметом которого является принятие тех или иных нормативных правовых актов, в т.ч. международных (это конституционный, законодательный и международный референдум - из приведенной классификации по предмету). Виды референдума, выделяемые по его правовым последствиям, практически всœе могут иметь законотворческий характер.
Размещено на реф.рф
Из названий этих видов следует, что они бывают использованы в определœенных стадиях правотворческого процесса.

Законодательный референдум преследует цель окончательного приня­тия (непринятия) конкретного правового акта. Ратифицирующий референдум так же влечет окончательные правовые последствия для присоединœения или неприсоединœения к международному акту. Остальные виды могут использо­ваться в различных стадиях правотворчества, в т.ч. в подготовитель­ной для решения отдельных важных вопросов правотворческого характера.

Юридической базой проведения референдума в Российской Федерации является, прежде всœего, Конституция Российской Федерации и федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 ᴦ. №5-ФКЗ ʼʼО референдуме Российской Федерацииʼʼ. Согласно данному Закону, референдум Российской Федерации - всœенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действую­щим законам и другим вопросам государственного значения. Проведение референдума регулируется также Федеральным законом от 12 июня 2002 ᴦ. №63-ФЗ ʼʼОб базовых гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерацииʼʼ.

В нашей стране могут проводиться: референдум Российской Федера­ции (федеральный или общенациональный референдум), референдум субъек­та Российской Федерации либо местный референдум.

Общенациональный референдум регулируется федеральным законода­тельством. Он не проводится в последний год полномочий Президента Рос­сийской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всœей территории Российской Федерации на основании ре­шения уполномоченного федерального органа.

Референдум субъекта Российской Федерации - голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации по важным вопросам государственного значения. Ре­ферендумы субъектов Российской Федерации проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конститу­циями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или не­скольких муниципальных образований, по важным вопросам местного зна­чения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ проводится в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъек­тов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их поведения яв­ляются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации.

Юридическая природа правовых актов, принимаемых путём референ­дума обусловлена тем, что они являются итогом волеизъявления субъекта͵ наделœенного правотворческими полномочиями, они воплощают государст­венную волю народа - верховного обладателя государственной власти. Эта воля выражается прямо и непосредственно при принятии нормативного акта на референдуме. Именно в связи с этим такие акты не нуждаются в дополнитель­ном одобрении или утверждении. Воплощённая в них воля изначально явля­ется государственно-властной.

Литература:

Алексеев С.С. Право: азбука- теория-философия: Опыт комплексного иследования. - М.: Статут, 1999. – 712 с.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. – М., 1999. - 776 с.

Иванченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Россий­ской Федерации: Учебник для вузов. – М., 1999. - 856 с.

Васильев В.И. Местное самоуправление: Учебник и научно-практич. пособие. – М., 1999. - С. 263 - 274.

Проблемы общей теории права и государ ства. Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца . - М. Норма, 2001.

Старостина И.А. Всенародные обсуждения: правовые возможности и практика. // Вестник Моск. уни-та. Сер.
Размещено на реф.рф
11, Право. – М., 1998. - №1. -С. 40-55.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко . - М.: Зерцало, 2004. - 800с.

Глава 10. Правоприменение

Ковалева Е.Л.,Занина М.А.

▪ Правоприменение: виды,цели, принципы,стадии

Усмотрение правоприменительного органа ▪ Судебное правоприменение ▪ Проблемы установления истины в правоприменении: гносœеологические аспекты Пробелы в праве ▪ Ошибки правоприменения

ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА" 2017, 2018.