"О схемах водоснабжения и водоотведения"
(в редакции, актуальной с 13 июня 2019 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст
,
согласно постановлениям Правительства РФ: от
18.03.2016 г. № 208,
от 13.12.2016 г. № 1346, от 31.05.2019 г. № 691)
В соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
б) в случае исключения из схемы водоснабжения и водоотведения сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов:
в связи с представлением 3 года подряд организацией, указанной в пункте 11 , в орган, уполномоченный на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, сведений о несоблюдении совокупности критериев - в течение 30 календарных дней со дня представления таких сведений за 3-й год;
в связи с непредставлением 3 года подряд организацией, указанной в пункте 11 Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов , в орган, уполномоченный на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, сведений о соблюдении совокупности критериев - в течение 30 календарных дней со дня истечения предусмотренного Правилами отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов срока ежегодного представления указанной организацией таких сведений за 3-й год.
Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения
1. Настоящий документ определяет содержание схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов и единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым, разрабатываемых в целях обеспечения доступности для абонентов горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (далее - централизованные системы водоснабжения) и водоотведения, обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения на основе наилучших доступных технологий, в том числе энергосберегающих технологий.
2. В настоящем документе применяются следующие понятия:
"технологическая зона водоснабжения " - часть водопроводной сети, принадлежащей организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, в пределах которой обеспечиваются нормативные значения напора (давления) воды при подаче ее потребителям в соответствии с расчетным расходом воды;
"технологическая зона водоотведения " - часть централизованной системы водоотведения (канализации), отведение сточных вод из которой осуществляется в водный объект через одно инженерное сооружение, предназначенное для сброса сточных вод в водный объект (выпуск сточных вод в водный объект), или несколько технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для сброса сточных вод в водный объект (выпусков сточных вод в водный объект);
"эксплуатационная зона " - зона эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная по признаку обязанностей (ответственности) организации по эксплуатации централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
3. Схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади.
4. В схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения.
5. Схема водоснабжения поселения, городского округа включает в себя следующие разделы:
а) технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа;
б) направления развития централизованных систем водоснабжения;
в) баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды;
г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения;
д) экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения;
е) оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения;
ж) плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения;
з) перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.
6. Раздел "Технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа" содержит:
а) описание системы и структуры водоснабжения поселения, городского округа и деление территории поселения, городского округа на эксплуатационные зоны;
б) описание территорий поселения, городского округа, не охваченных централизованными системами водоснабжения;
в) описание технологических зон водоснабжения, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения;
г) описание результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения, включая:
описание состояния существующих источников водоснабжения и водозаборных сооружений;
описание существующих сооружений очистки и подготовки воды, включая оценку соответствия применяемой технологической схемы водоподготовки требованиям обеспечения нормативов качества воды;
описание состояния и функционирования существующих насосных централизованных станций, в том числе оценку энергоэффективности подачи воды, которая оценивается как соотношение удельного расхода электрической энергии, необходимой для подачи установленного объема воды, и установленного уровня напора (давления);
описание состояния и функционирования водопроводных сетей систем водоснабжения, включая оценку величины износа сетей и определение возможности обеспечения качества воды в процессе транспортировки по этим сетям;
описание существующих технических и технологических проблем, возникающих при водоснабжении поселений, городских округов, анализ исполнения предписаний органов, осуществляющих государственный надзор, муниципальный контроль, об устранении нарушений, влияющих на качество и безопасность воды;
описание централизованной системы горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, отражающее технологические особенности указанной системы;
д) описание существующих технических и технологических решений по предотвращению замерзания воды применительно к территории распространения вечномерзлых грунтов;
е) перечень лиц, владеющих на праве собственности или другом законном основании объектами централизованной системы водоснабжения, с указанием принадлежащих этим лицам таких объектов (границ зон, в которых расположены такие объекты).
7. Раздел "Направления развития централизованных систем водоснабжения" содержит:
а) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения;
б) различные сценарии развития централизованных систем водоснабжения в зависимости от различных сценариев развития поселений, городских округов.
8. Раздел "Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды" содержит:
а) общий баланс подачи и реализации воды, включая анализ и оценку структурных составляющих потерь горячей, питьевой, технической воды при ее производстве и транспортировке;
б) территориальный баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения (годовой и в сутки максимального водопотребления);
в) структурный баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов с разбивкой на хозяйственно-питьевые нужды населения, производственные нужды юридических лиц и другие нужды поселений и городских округов (пожаротушение, полив и др.);
г) сведения о фактическом потреблении населением горячей, питьевой, технической воды исходя из статистических и расчетных данных и сведений о действующих нормативах потребления коммунальных услуг;
д) описание существующей системы коммерческого учета горячей, питьевой, технической воды и планов по установке приборов учета;
е) анализ резервов и дефицитов производственных мощностей системы водоснабжения поселения, городского округа;
ж) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды на срок не менее 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов, рассчитанные на основании расхода горячей, питьевой, технической воды в соответствии со СНиП 2.04.02-84 и СНиП 2.04.01-85 , а также исходя из текущего объема потребления воды населением и его динамики с учетом перспективы развития и изменения состава и структуры застройки;
з) описание централизованной системы горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, отражающее технологические особенности указанной системы;
и) сведения о фактическом и ожидаемом потреблении горячей, питьевой, технической воды (годовое, среднесуточное, максимальное суточное);
к) описание территориальной структуры потребления горячей, питьевой, технической воды, которую следует определять по отчетам организаций, осуществляющих водоснабжение, с разбивкой по технологическим зонам;
л) прогноз распределения расходов воды на водоснабжение по типам абонентов, в том числе на водоснабжение жилых зданий, объектов общественно-делового назначения, промышленных объектов, исходя из фактических расходов горячей, питьевой, технической воды с учетом данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды абонентами;
м) сведения о фактических и планируемых потерях горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке (годовые, среднесуточные значения);
н) перспективные балансы водоснабжения и водоотведения (общий - баланс подачи и реализации горячей, питьевой, технической воды, территориальный - баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения, структурный - баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов);
о) расчет требуемой мощности водозаборных и очистных сооружений исходя из данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды и величины потерь горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке с указанием требуемых объемов подачи и потребления горячей, питьевой, технической воды, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам с разбивкой по годам;
п) наименование организации, которая наделена статусом гарантирующей организации.
9. Раздел "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения" формируется с учетом планов мероприятий по приведению качества питьевой и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (при наличии такого решения) и содержит:
а) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения с разбивкой по годам;
б) технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоснабжения, в том числе гидрогеологические характеристики потенциальных источников водоснабжения, санитарные характеристики источников водоснабжения, а также возможное изменение указанных характеристик в результате реализации мероприятий, предусмотренных схемами водоснабжения и водоотведения;
в) сведения о вновь строящихся, реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах системы водоснабжения;
г) сведения о развитии систем диспетчеризации, телемеханизации и систем управления режимами водоснабжения на объектах организаций, осуществляющих водоснабжение;
д) сведения об оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета воды и их применении при осуществлении расчетов за потребленную воду;
е) описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов (трасс) по территории поселения, городского округа и их обоснование;
з) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения;
и) карты (схемы) существующего и планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.
10. При обосновании предложений по строительству, реконструкции и выводу из эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа должно быть обеспечено решение следующих задач:
а) обеспечение подачи абонентам определенного объема горячей, питьевой воды установленного качества;
б) организация и обеспечение централизованного водоснабжения на территориях, где оно отсутствует;
в) обеспечение водоснабжения объектов перспективной застройки населенного пункта;
г) сокращение потерь воды при ее транспортировке;
д) выполнение мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации;
е) обеспечение предотвращения замерзания воды в зонах распространения вечномерзлых грунтов путем ее регулируемого сброса, автоматизированного сосредоточенного подогрева воды в сочетании с циркуляцией или линейным обогревом трубопроводов, теплоизоляции поверхности труб высокоэффективными долговечными материалами с закрытой пористостью, использования арматуры, работоспособной при частичном оледенении трубопровода, автоматических выпусков воды.
11. Раздел "Экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения" содержит сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия:
а) на водный бассейн предлагаемых к строительству и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения при сбросе (утилизации) промывных вод;
б) на окружающую среду при реализации мероприятий по снабжению и хранению химических реагентов, используемых в водоподготовке (хлор и др.).
12. Раздел "Оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения" включает в себя с разбивкой по годам:
оценку стоимости основных мероприятий по реализации схем водоснабжения;
оценку величины необходимых капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов централизованных систем водоснабжения, выполненную на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, либо принятую по объектам - аналогам по видам капитального строительства и видам работ, с указанием источников финансирования.
13. Раздел "Плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения" содержит показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения на момент окончания реализации мероприятий, предусмотренных схемой водоснабжения, включая показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения, а также значения указанных показателей с разбивкой по годам. К показателям надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения относятся:
а) показатели качества воды;
б) показатели надежности и бесперебойности водоснабжения;
в) показатели эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды);
г) иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
14. Раздел "Перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию" содержит перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.
15. Схема водоотведения включает в себя следующие разделы:
а) существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа;
б) балансы сточных вод в системе водоотведения;
в) прогноз объема сточных вод;
г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения;
д) экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения;
е) оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения;
ж) плановые значения показателей развития централизованной системы водоотведения;
з) перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.
16. Раздел "Существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа" содержит:
а) описание структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории поселения, городского округа и деление территории поселения, городского округа на эксплуатационные зоны;
б) описание результатов технического обследования централизованной системы водоотведения, включая описание существующих канализационных очистных сооружений, в том числе оценку соответствия применяемой технологической схемы очистки сточных вод требованиям обеспечения нормативов качества очистки сточных вод, определение существующего дефицита (резерва) мощностей сооружений и описание локальных очистных сооружений, создаваемых абонентами;
в) описание технологических зон водоотведения, зон централизованного и нецентрализованного водоотведения (территорий, на которых водоотведение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоотведения) и перечень централизованных систем водоотведения;
г) описание технической возможности утилизации осадков сточных вод на очистных сооружениях существующей централизованной системы водоотведения;
д) описание состояния и функционирования канализационных коллекторов и сетей, сооружений на них, включая оценку их износа и определение возможности обеспечения отвода и очистки сточных вод на существующих объектах централизованной системы водоотведения;
е) оценка безопасности и надежности объектов централизованной системы водоотведения и их управляемости;
ж) оценка воздействия сбросов сточных вод через централизованную систему водоотведения на окружающую среду;
з) описание территорий муниципального образования, не охваченных централизованной системой водоотведения;
и) описание существующих технических и технологических проблем системы водоотведения поселения, городского округа;
к) сведения об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, включающие перечень и описание централизованных систем водоотведения (канализации), отнесенных к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, а также информацию об очистных сооружениях (при их наличии), на которые поступают сточные воды, отводимые через указанные централизованные системы водоотведения (канализации), о мощности очистных сооружений и применяемых на них технологиях очистки сточных вод, среднегодовом объеме принимаемых сточных вод.
17. Раздел "Балансы сточных вод в системе водоотведения" содержит:
а) баланс поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и отведения стоков по технологическим зонам водоотведения;
б) оценку фактического притока неорганизованного стока (сточных вод, поступающих по поверхности рельефа местности) по технологическим зонам водоотведения;
в) сведения об оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета принимаемых сточных вод и их применении при осуществлении коммерческих расчетов;
г) результаты ретроспективного анализа за последние 10 лет балансов поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения по технологическим зонам водоотведения и по поселениям, городским округам с выделением зон дефицитов и резервов производственных мощностей;
д) прогнозные балансы поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и отведения стоков по технологическим зонам водоотведения на срок не менее 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов.
18. Раздел "Прогноз объема сточных вод" содержит:
а) сведения о фактическом и ожидаемом поступлении сточных вод в централизованную систему водоотведения;
б) описание структуры централизованной системы водоотведения (эксплуатационные и технологические зоны);
в) расчет требуемой мощности очистных сооружений исходя из данных о расчетном расходе сточных вод, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам водоотведения с разбивкой по годам;
г) результаты анализа гидравлических режимов и режимов работы элементов централизованной системы водоотведения;
д) анализ резервов производственных мощностей очистных сооружений системы водоотведения и возможности расширения зоны их действия.
19. Раздел "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения" содержит:
а) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованной системы водоотведения;
б) перечень основных мероприятий по реализации схем водоотведения с разбивкой по годам, включая технические обоснования этих мероприятий;
в) технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоотведения;
г) сведения о вновь строящихся, реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах централизованной системы водоотведения;
д) сведения о развитии систем диспетчеризации, телемеханизации и об автоматизированных системах управления режимами водоотведения на объектах организаций, осуществляющих водоотведение;
е) описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов (трасс) по территории поселения, городского округа, расположения намечаемых площадок под строительство сооружений водоотведения и их обоснование;
ж) границы и характеристики охранных зон сетей и сооружений централизованной системы водоотведения;
з) границы планируемых зон размещения объектов централизованной системы водоотведения.
20. При обосновании предложений по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения должны быть решены следующие задачи:
а) обеспечение надежности водоотведения путем организации возможности перераспределения потоков сточных вод между технологическими зонами водоотведения;
б) организация централизованного водоотведения на территориях поселений, городских округов, где оно отсутствует;
в) сокращение сбросов и организация возврата очищенных сточных вод на технические нужды.
21. Раздел "Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения" содержит:
а) сведения о мероприятиях, содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади;
б) сведения о применении методов, безопасных для окружающей среды, при утилизации осадков сточных вод.
22. Раздел "Оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения" включает в себя оценку потребности в капитальных вложениях в строительство и реконструкцию объектов централизованных систем водоотведения, рассчитанную на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, либо принятую по объектам - аналогам по видам капитального строительства и видам работ, с указанием источников финансирования.
23. Раздел "Плановые значения показателей развития централизованных систем водоотведения" содержит показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения и показатели реализации мероприятий, предусмотренных схемой водоотведения, а также значения указанных показателей с разбивкой по годам. К показателям надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения относятся:
а) показатели надежности и бесперебойности водоотведения;
б) показатели очистки сточных вод;
в) показатели эффективности использования ресурсов при транспортировке сточных вод;
г) иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
24. Раздел "Перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию" содержит перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения, в том числе канализационных сетей (в случае их выявления), а также перечень организаций, эксплуатирующих такие объекты.
25. Единая схема водоснабжения и водоотведения Республики Крым включает в себя:
а) общую часть, содержащую сведения об объектах централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым, включающую:
технико-экономические показатели и текущее состояние объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым;
направления развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым применительно к объектам централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым;
балансы сточных вод в системе водоотведения и прогноз объема сточных вод по городским округам и муниципальным районам;
балансы водоснабжения и потребления горячей, питьевой и технической воды по городским округам и муниципальным районам;
предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым;
экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов регионального значения централизованных систем водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым;
оценку объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым;
плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым;
перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым (в случае их выявления), и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию;
б) специальную часть, содержащую сведения об объектах централизованных систем водоснабжения и водоотведения по муниципальным образованиям Республики Крым. Содержание специальной части определяется в соответствии с пунктами и настоящего документа.
Начиная с 2013 года разработка схем водоснабжения вызывает очень много вопросов, а именно - кто должен разрабатывать схемы водоснабжения, в чьих полномочиях утверждение схем ВиВ, в чьей компетенции подготовка электронных моделей систем водоснабжения и водоотведения, для всех ли муниципальных образований обязательно утверждение схем? Специалисты ООО «ЛЕКС-Консалтинг» подготовили ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие при разработке схемы водоснабжения и водоотведения, у наших Клиентов. Прикладного Вам изучения:
Целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является определение долгосрочной перспективы развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно статьи 42 настоящего ФЗ утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов должно быть в обязательном порядке осуществлено органами местного самоуправления.
Так же необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона №416-ФЗ с 01 января 2014 г. утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается.
Еще одним немаловажным моментом является то, что в соответствии с 5 главой ст. 14 Федерального закона 185-ФЗ одним из условий получения финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является наличие утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения.
Наличие схем водоснабжения и водоотведения дает ряд очевидных преимуществ таких как:
- Увидеть и комплексно оценить имеющуюся ситуацию в сфере водоснабжения и водоотведения.
- Оценить размер средств необходимых для решения проблем данной сферы;
- Оценить размер средств необходимых развития системы в перспективе;
- Дает возможность разработки инвестиционных программ на основании схем водоснабжения и водоотведения;
- Делает возможным получения финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, разработка схем водоснабжения и водоотведения для муниципальных образований является обязательным мероприятием, которое будет способствовать приведению в надлежащее состояние и развитию систем водоснабжения и водоотведения.
Нет, схемы водоснабжения и водоотведения необходимо согласовать с предприятиями сферы водоснабжения и водоотведения и утвердить на уровне муниципалитета (в соот. с пунктом 4 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 г. N 782).
Специальной программы для разработки схем водоснабжения и водоотведения не существует, существуют программы для выполнения различных гидравлических расчетов. Наиболее известными графико-расчетными программами для сферы водоснабжения и водоотведения являются «Zulu» и «ТеплоЭксперт»
Приобретение данной программы необязательно.
Графическая часть схемы водоснабжения и водоотведения (графическое отображение систем) может быть выполнена в любой программе по желанию Заказчика.
Всем муниципальным образованиям необходимо разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения. Если ваше сельское поселение входит в состав муниципального образования, то разработку схемы водоснабжения и водоотведения необходимо выполнить для муниципального образования, в которое так же входит ваше сельское поселение (в соот. со статьями 4, 38 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года).
Штрафы для муниципальных образований, не разработавших схему водоснабжения, на сегодняшний день отсутствуют. Однако отсутствие разработанной и утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения накладывает ряд ограничений на получение финансирование проведения различных мероприятий из районных, областных и федеральных бюджетов (в соот. со статьями 14, 40 и 42 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года).
Для сельских поселений с численностью до десяти тысяч человек утверждение схемы водоснабжения и водоотведения не является обязательным. Так же, в случаях, когда проекты схем водоснабжения и водоотведения содержат сведения, составляющие государственную тайну, утверждение и актуализация схем водоснабжения и водоотведения осуществляется без проведения публичных слушаний (в соот. с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 05 сентября 2013 г. N 782).
Нет, возложить разработку на ресурсоснабжающую организацию Вы не можете.
Разработка схем водоснабжения и водоотведения является обязанностью муниципалитетов. Схема водоснабжения и водоотведения должна быть согласована с предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства (комплекса ВКХ) до утверждения.
Здесь Вы можете оценить стоимость разработки схем водоснабжения и водоотведения для вашего муниципального образования, заполнив опросный лист .
В данном материале представлены основные вопросы и ответы по разработке схем водоснабжения и водоотведения, которые задают наши Клиенты.
Если Вашего вопроса здесь нет, Вы можете его задать в форме онлайн-запроса и наши специалисты обязательно ответят на него.
д) сведения об инвестиционных программах, реализуемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, о мероприятиях, содержащихся в планах по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, о мероприятиях, содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади, утвержденных в установленном порядке (в случае наличия таких инвестиционных программ и планов, действующих на момент разработки схем водоснабжения и водоотведения);
е) сведения о режимах потребления и уровне потерь воды.
8. Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется при наличии одного из следующих условий:
а) ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
б) изменение условий водоснабжения (гидрогеологических характеристик потенциальных источников водоснабжения), связанных с изменением природных условий и климата;
в) проведение технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в период действия схем водоснабжения и водоотведения;
г) реализация мероприятий, предусмотренных планами по снижению сбросов загрязняющих веществ, указанными в подпункте "д" пункта 7 настоящих Правил;
д) реализация мероприятий, предусмотренных планами по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 208 пункт 8 дополнен подпунктом "е"
е) изменение объема поставки горячей воды, холодной воды, водоотведения по централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в связи с реализацией мероприятий по прекращению функционирования открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и перевод абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на закрытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения);
Информация об изменениях:
Пункт 8 дополнен подпунктом "ж" с 13 июня 2019 г. - Постановление
ж) необходимость внесения в схему водоснабжения и водоотведения сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов либо исключения таких сведений из схемы водоснабжения и водоотведения.
9. Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем.
10. Схемы водоснабжения и водоотведения в течение 15 дней со дня их утверждения или актуализации (корректировки) подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления.
11. Электронная модель систем водоснабжения и (или) водоотведения разрабатывается для поселений, городских округов с населением 150 тыс. человек и более, а также для централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым с суммарным населением 150 тыс. человек и более.
12. Программное обеспечение (пакет программ) электронной модели систем водоснабжения и (или) водоотведения должно решать задачи сохранности, мониторинга и актуализации следующей информации:
а) графическое отображение объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с привязкой к топографической основе муниципального образования;
б) описание основных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
в) описание реальных характеристик режимов работы централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (почасовые показатели расхода и напора для всех насосных станций в часы максимального, минимального, среднего водоразбора, пожара и аварий на магистральных трубопроводах и сетях в зависимости от сезона) и их отдельных элементов;
г) моделирование всех видов переключений, осуществляемых на сетях централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (изменение состояния запорно-регулирующей арматуры, включение, отключение, регулирование групп насосных агрегатов, изменение установок регуляторов);
д) определение расходов воды, стоков и расчет потерь напора по участкам водопроводной и канализационной сетей;
е) гидравлический расчет канализационных сетей (самотечных и напорных);
ж) расчет изменений характеристик объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (участков водопроводных и (или) канализационных сетей, насосных станций потребителей) с целью моделирования различных вариантов схем;
з) оценка выполнения сценариев перспективного развития централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с точки зрения обеспечения режимов подачи воды и отведения стоков;
и) обеспечение выполнения тепловых и гидравлических расчетов для зон распространения вечномерзлых грунтов, включая расчеты предотвращения развития оледенения для трубопроводов наземной прокладки.
13. База данных электронной модели систем водоснабжения и (или) водоотведения должна содержать в том числе:
а) описание программы моделирования, ее структуры, алгоритмов, возможностей и ограничений при выполнении расчетов;
б) описание модели системы подачи и распределения воды, модели системы сбора и отведения сточных вод;
в) описание системы ввода, вывода и способа переноса исходных данных и характеристик объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в электронную модель систем водоснабжения и (или) водоотведения, а также результатов моделирования в другие информационные системы.
Информация об изменениях:
Правила дополнены пунктом 14 с 13 июня 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N 691
14. Актуализация (корректировка) схемы водоснабжения и водоотведения при наличии условий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 8 настоящих Правил, осуществляется:
а) в случае внесения в схему водоснабжения и водоотведения сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов - в течение 30 календарных дней со дня представления организацией, указанной в пункте 3 Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 691 "Об утверждении Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782" (далее - Правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов), в орган, уполномоченный на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, сведений о соблюдении совокупности критериев отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, предусмотренных пунктом 4 Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов (далее - совокупность критериев), в течение периода, предусмотренного пунктом 6 указанных Правил, а для централизованных ливневых систем водоотведения (канализации), предназначенных для отведения поверхностных сточных вод с территории поселений или городских округов, - копий документов, указанных в пункте 8 Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов;
б) в случае исключения из схемы водоснабжения и водоотведения сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов:
в связи с представлением 3 года подряд организацией, указанной в пункте 11 Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, в орган, уполномоченный на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, сведений о несоблюдении совокупности критериев - в течение 30 календарных дней со дня представления таких сведений за 3-й год;
в связи с непредставлением 3 года подряд организацией, указанной в пункте 11 Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, в орган, уполномоченный на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, сведений о соблюдении совокупности критериев - в течение 30 календарных дней со дня истечения предусмотренного Правилами отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов срока ежегодного представления указанной организацией таких сведений за 3-й год.
Требования
к содержанию схем водоснабжения и водоотведения
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. N 782)
С изменениями и дополнениями от:
1. Настоящий документ определяет содержание схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов и единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым, разрабатываемых в целях обеспечения доступности для абонентов горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (далее - централизованные системы водоснабжения) и водоотведения, обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения на основе наилучших доступных технологий, в том числе энергосберегающих технологий.
2. В настоящем документе применяются следующие понятия:
"технологическая зона водоснабжения" - часть водопроводной сети, принадлежащей организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, в пределах которой обеспечиваются нормативные значения напора (давления) воды при подаче ее потребителям в соответствии с расчетным расходом воды;
"технологическая зона водоотведения" - часть централизованной системы водоотведения (канализации), отведение сточных вод из которой осуществляется в водный объект через одно инженерное сооружение, предназначенное для сброса сточных вод в водный объект (выпуск сточных вод в водный объект), или несколько технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для сброса сточных вод в водный объект (выпусков сточных вод в водный объект);
"эксплуатационная зона" - зона эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная по признаку обязанностей (ответственности) организации по эксплуатации централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
3. Схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади.
4. В схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения.
5. Схема водоснабжения поселения, городского округа включает в себя следующие разделы:
а) технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа;
б) направления развития централизованных систем водоснабжения;
в) баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды;
г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения;
д) экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения;
е) оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения;
з) перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.
6. Раздел "Технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа" содержит:
а) описание системы и структуры водоснабжения поселения, городского округа и деление территории поселения, городского округа на эксплуатационные зоны;
б) описание территорий поселения, городского округа, не охваченных централизованными системами водоснабжения;
в) описание технологических зон водоснабжения, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения;
г) описание результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения, включая:
описание состояния существующих источников водоснабжения и водозаборных сооружений;
описание существующих сооружений очистки и подготовки воды, включая оценку соответствия применяемой технологической схемы водоподготовки требованиям обеспечения нормативов качества воды;
описание состояния и функционирования существующих насосных централизованных станций, в том числе оценку энергоэффективности подачи воды, которая оценивается как соотношение удельного расхода электрической энергии, необходимой для подачи установленного объема воды, и установленного уровня напора (давления);
описание состояния и функционирования водопроводных сетей систем водоснабжения, включая оценку величины износа сетей и определение возможности обеспечения качества воды в процессе транспортировки по этим сетям;
описание существующих технических и технологических проблем, возникающих при водоснабжении поселений, городских округов, анализ исполнения предписаний органов, осуществляющих государственный надзор, муниципальный контроль, об устранении нарушений, влияющих на качество и безопасность воды;
описание централизованной системы горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, отражающее технологические особенности указанной системы;
д) описание существующих технических и технологических решений по предотвращению замерзания воды применительно к территории распространения вечномерзлых грунтов;
е) перечень лиц, владеющих на праве собственности или другом законном основании объектами централизованной системы водоснабжения, с указанием принадлежащих этим лицам таких объектов (границ зон, в которых расположены такие объекты).
7. Раздел "Направления развития централизованных систем водоснабжения" содержит:
а) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения;
б) различные сценарии развития централизованных систем водоснабжения в зависимости от различных сценариев развития поселений, городских округов.
8. Раздел "Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды" содержит:
а) общий баланс подачи и реализации воды, включая анализ и оценку структурных составляющих потерь горячей, питьевой, технической воды при ее производстве и транспортировке;
б) территориальный баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения (годовой и в сутки максимального водопотребления);
в) структурный баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов с разбивкой на хозяйственно-питьевые нужды населения, производственные нужды юридических лиц и другие нужды поселений и городских округов (пожаротушение, полив и др.);
г) сведения о фактическом потреблении населением горячей, питьевой, технической воды исходя из статистических и расчетных данных и сведений о действующих нормативах потребления коммунальных услуг;
д) описание существующей системы коммерческого учета горячей, питьевой, технической воды и планов по установке приборов учета;
е) анализ резервов и дефицитов производственных мощностей системы водоснабжения поселения, городского округа;
ж) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды на срок не менее 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов, рассчитанные на основании расхода горячей, питьевой, технической воды в соответствии со СНиП 2.04.02-84 и СНиП 2.04.01-85 , а также исходя из текущего объема потребления воды населением и его динамики с учетом перспективы развития и изменения состава и структуры застройки;
з) описание централизованной системы горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, отражающее технологические особенности указанной системы;
и) сведения о фактическом и ожидаемом потреблении горячей, питьевой, технической воды (годовое, среднесуточное, максимальное суточное);
к) описание территориальной структуры потребления горячей, питьевой, технической воды, которую следует определять по отчетам организаций, осуществляющих водоснабжение, с разбивкой по технологическим зонам;
л) прогноз распределения расходов воды на водоснабжение по типам абонентов, в том числе на водоснабжение жилых зданий, объектов общественно-делового назначения, промышленных объектов, исходя из фактических расходов горячей, питьевой, технической воды с учетом данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды абонентами;
м) сведения о фактических и планируемых потерях горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке (годовые, среднесуточные значения);
н) перспективные балансы водоснабжения и водоотведения (общий - баланс подачи и реализации горячей, питьевой, технической воды, территориальный - баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения, структурный - баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов);
о) расчет требуемой мощности водозаборных и очистных сооружений исходя из данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды и величины потерь горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке с указанием требуемых объемов подачи и потребления горячей, питьевой, технической воды, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам с разбивкой по годам;
п) наименование организации, которая наделена статусом гарантирующей организации.
9. Раздел "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения" формируется с учетом планов мероприятий по приведению качества питьевой и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (при наличии такого решения) и содержит:
а) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения с разбивкой по годам;
б) технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоснабжения, в том числе гидрогеологические характеристики потенциальных источников водоснабжения, санитарные характеристики источников водоснабжения, а также возможное изменение указанных характеристик в результате реализации мероприятий, предусмотренных схемами водоснабжения и водоотведения;
в) сведения о вновь строящихся, реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах системы водоснабжения;
г) сведения о развитии систем диспетчеризации, телемеханизации и систем управления режимами водоснабжения на объектах организаций, осуществляющих водоснабжение;
д) сведения об оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета воды и их применении при осуществлении расчетов за потребленную воду;
е) описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов (трасс) по территории поселения, городского округа и их обоснование;
з) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения;
и) карты (схемы) существующего и планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.
10. При обосновании предложений по строительству, реконструкции и выводу из эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа должно быть обеспечено решение следующих задач:
а) обеспечение подачи абонентам определенного объема горячей, питьевой воды установленного качества;
б) организация и обеспечение централизованного водоснабжения на территориях, где оно отсутствует;
в) обеспечение водоснабжения объектов перспективной застройки населенного пункта;
г) сокращение потерь воды при ее транспортировке;
д) выполнение мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации;
е) обеспечение предотвращения замерзания воды в зонах распространения вечномерзлых грунтов путем ее регулируемого сброса, автоматизированного сосредоточенного подогрева воды в сочетании с циркуляцией или линейным обогревом трубопроводов, теплоизоляции поверхности труб высокоэффективными долговечными материалами с закрытой пористостью, использования арматуры, работоспособной при частичном оледенении трубопровода, автоматических выпусков воды.
11. Раздел "Экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения" содержит сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия:
а) на водный бассейн предлагаемых к строительству и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения при сбросе (утилизации) промывных вод;
б) на окружающую среду при реализации мероприятий по снабжению и хранению химических реагентов, используемых в водоподготовке (хлор и др.).
12. Раздел "Оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения" включает в себя с разбивкой по годам:
оценку стоимости основных мероприятий по реализации схем водоснабжения;
оценку величины необходимых капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов централизованных систем водоснабжения, выполненную на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, либо принятую по объектам - аналогам по видам капитального строительства и видам работ, с указанием источников финансирования.
13. Раздел "Плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения" содержит показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения на момент окончания реализации мероприятий, предусмотренных схемой водоснабжения, включая показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения, а также значения указанных показателей с разбивкой по годам. К показателям надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения относятся:
а) показатели качества воды;
б) показатели надежности и бесперебойности водоснабжения;
в) показатели эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды);
14. Раздел "Перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию" содержит перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.
15. Схема водоотведения включает в себя следующие разделы:
а) существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа;
б) балансы сточных вод в системе водоотведения;
в) прогноз объема сточных вод;
г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения;
д) экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения;
е) оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения;
з) перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.
16. Раздел "Существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа" содержит:
а) описание структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории поселения, городского округа и деление территории поселения, городского округа на эксплуатационные зоны;
б) описание результатов технического обследования централизованной системы водоотведения, включая описание существующих канализационных очистных сооружений, в том числе оценку соответствия применяемой технологической схемы очистки сточных вод требованиям обеспечения нормативов качества очистки сточных вод, определение существующего дефицита (резерва) мощностей сооружений и описание локальных очистных сооружений, создаваемых абонентами;
в) описание технологических зон водоотведения, зон централизованного и нецентрализованного водоотведения (территорий, на которых водоотведение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоотведения) и перечень централизованных систем водоотведения;
г) описание технической возможности утилизации осадков сточных вод на очистных сооружениях существующей централизованной системы водоотведения;
д) описание состояния и функционирования канализационных коллекторов и сетей, сооружений на них, включая оценку их износа и определение возможности обеспечения отвода и очистки сточных вод на существующих объектах централизованной системы водоотведения;
е) оценка безопасности и надежности объектов централизованной системы водоотведения и их управляемости;
ж) оценка воздействия сбросов сточных вод через централизованную систему водоотведения на окружающую среду;
з) описание территорий муниципального образования, не охваченных централизованной системой водоотведения;
и) описание существующих технических и технологических проблем системы водоотведения поселения, городского округа;
Информация об изменениях:
Пункт 16 дополнен подпунктом "к" с 13 июня 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N 691
к) сведения об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, включающие перечень и описание централизованных систем водоотведения (канализации), отнесенных к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, а также информацию об очистных сооружениях (при их наличии), на которые поступают сточные воды, отводимые через указанные централизованные системы водоотведения (канализации), о мощности очистных сооружений и применяемых на них технологиях очистки сточных вод, среднегодовом объеме принимаемых сточных вод.
17. Раздел "Балансы сточных вод в системе водоотведения" содержит:
а) баланс поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и отведения стоков по технологическим зонам водоотведения;
б) оценку фактического притока неорганизованного стока (сточных вод, поступающих по поверхности рельефа местности) по технологическим зонам водоотведения;
в) сведения об оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета принимаемых сточных вод и их применении при осуществлении коммерческих расчетов;
г) результаты ретроспективного анализа за последние 10 лет балансов поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения по технологическим зонам водоотведения и по поселениям, городским округам с выделением зон дефицитов и резервов производственных мощностей;
Г) результаты анализа гидравлических режимов и режимов работы элементов централизованной системы водоотведения;
д) анализ резервов производственных мощностей очистных сооружений системы водоотведения и возможности расширения зоны их действия.
19. Раздел "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения" содержит:
а) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованной системы водоотведения;
б) перечень основных мероприятий по реализации схем водоотведения с разбивкой по годам, включая технические обоснования этих мероприятий;
в) технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоотведения;
г) сведения о вновь строящихся, реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах централизованной системы водоотведения;
д) сведения о развитии систем диспетчеризации, телемеханизации и об автоматизированных системах управления режимами водоотведения на объектах организаций, осуществляющих водоотведение;
е) описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов (трасс) по территории поселения, городского округа, расположения намечаемых площадок под строительство сооружений водоотведения и их обоснование;
ж) границы и характеристики охранных зон сетей и сооружений централизованной системы водоотведения;
з) границы планируемых зон размещения объектов централизованной системы водоотведения.
20. При обосновании предложений по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения должны быть решены следующие задачи:
Б) сведения о применении методов, безопасных для окружающей среды, при утилизации осадков сточных вод.
22. Раздел "Оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения" включает в себя оценку потребности в капитальных вложениях в строительство и реконструкцию объектов централизованных систем водоотведения, рассчитанную на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, либо принятую по объектам - аналогам по видам капитального строительства и видам работ, с указанием источников финансирования.
23. Раздел "Плановые значения показателей развития централизованных систем водоотведения" содержит показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения и показатели реализации мероприятий, предусмотренных схемой водоотведения, а также значения указанных показателей с разбивкой по годам. К показателям надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения относятся:
а) показатели надежности и бесперебойности водоотведения;
б) показатели очистки сточных вод;
в) показатели эффективности использования ресурсов при транспортировке сточных вод;
г) иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
24. Раздел "Перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию" содержит перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения, в том числе канализационных сетей (в случае их выявления), а также перечень организаций, эксплуатирующих такие объекты.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2016 г. N 1346 Требования дополнены пунктом 25
25. Единая схема водоснабжения и водоотведения Республики Крым включает в себя:
а) общую часть, содержащую сведения об объектах централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым, включающую:
технико-экономические показатели и текущее состояние объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым;
направления развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым применительно к объектам централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым;
балансы сточных вод в системе водоотведения и прогноз объема сточных вод по городским округам и муниципальным районам;
балансы водоснабжения и потребления горячей, питьевой и технической воды по городским округам и муниципальным районам;
предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым;
экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов регионального значения централизованных систем водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым;
оценку объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым;
плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения Республики Крым, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым;
перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих 2 и более муниципальных образования Республики Крым (в случае их выявления), и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию;
б) специальную часть, содержащую сведения об объектах централизованных систем водоснабжения и водоотведения по муниципальным образованиям Республики Крым. Содержание специальной части определяется в соответствии с пунктами 5 и настоящего документа.
Мы разрабатываем схемы водоснабжения и водоотведения по всей РОССИИ. Если Вы решили разработать Схему водоснабжения и водоотведения (или уже необходима ), которая поможет вам восстановить и успешно развивать систему водопроводно-канализационного хозяйства, мы готовы предложить Вам подходящии варианты реализации данного проекта с учетом бюджетных ограничений. Мы профессионалы в области проектирования объектов водоснабжения и водоотведения, что гарантирует вам качественный инженерный продукт. При необходимости выполним обследование строительных конструкций и технологического процесса, выполним необходимые расчеты, окажем содействие при подаче заявок на ФЦП. |
Преимущества от сотрудничества с нами.
- При заказе схемы водоснабжения-водоотведения у нас мы обязуемся разработать Техническое задание на проектирование, обследование, изыскания по объектам Водоснабжения, водоотведения и инженерным сетям в течение всего срока действия утвержденной Схемы водоснабжения и водоотведения.
- Схемы Водоснабжения малых населенных пунктов за 95 000 рублей (заказчик предоставляет все исходные данные)
- При заказе схемы Водоснабжения и водоотведения на сумму от 500 000 р. вы получаете возможность Бесплатно разработать Рабочий проект требующий реализации в ближайшее время на сумму 10% от стоимости контракта (на схему) (стоимость рабочего проекта определяется сметным расчетом по справочникам базовых цен).
Это может быть:
- Рабочий проект капитального ремонта (любого здания или сооружения).
- Рабочий проект по любым инженерным системам в том числе наружным (отопление, вентиляция, электрические системы, пожарная сигнализация, и т.п.) (кроме газа).
- Рабочий проект модернизации насосной станции с заменой насосного оборудованием и устройством частотного регулирования и автоматизации.
- Рабочий проект участка коллектора или водовода.
- И любые другие рабочие проекты стоимость которых будет составлять по справочникам базовых цен не более 10% от суммы контракта.
Этапы разработки Схемы водоснабжения и водоотведения.
Сбор и анализ исходных данных.
Воссоздание существующего положения, построение существующей схемы водоснабжения и водоотведения. Гидравлическое моделирование и калибровка цифровой модели с учетом статистических данных по расходам и давлению.
Построение вариантов схем ВиВ с учетом перспективного развития населенного пункта.
Подробное инженерно-техническое рассмотрение не менее 2-х вариантов схем, отдельно по водоснабжению и отдельно по водоотведению с детальным рассмотрением основных технических факторов влияющих на капитальные и эксплуатационные затраты. Технико-экономическое сравнение всех вариантов решений в составе схем: Водоснабжение, Водоотведение, Ливневая канализация.
Моделирование разных сочетаний вариантов схем по системам и сравнение математических и технико-экономических вариантов.
Предварительный доклад-презентация рассмотренных вариантов, выбор оптимального по совокупности факторов.
Моделирование утвержденного варианта общей схемы водоснабжения и водоотведения города. Математический анализ работы всей системы ВиВ с учетом взаимодействия систем в периоды пиковых нагрузок и аварийных ситуаций.
Разработка вариантов общей системы диспетчеризации и мониторинга, учета и управления системы водоснабжения и водоотведения.
Результаты технико-экономического сравнения. Подготовка отчета и графических материалов.
Защита и согласование Схемы водоснабжения и водоотведения.
Публичные слушания.
Примеры выполненных нами Схем водоснабжения и водоотведения. |
|||
«Разработка схемы водоснабжения и водоотведения п. Громадск на перспективу до 2025 г.» по адресу: Уярский район Красноярского края п. Громадск. |
|||
«Разработка схемы водоснабжения и водоотведения на перспективу до 2025 г.» по адресу: Республика Карелия Пряжинский район пгт Пряжа. |
|||
Анализ схемы сетей водоснабжения г. Пскова с целью оценки возможностей обеспечения водоснабжением планируемой застройки в районе Завеличье и определения условий и требований по его обеспечению. |
|||
Все выполненные схемы. | |||
Оставить заявку |
При разработке Схемы водоснабжения и водоотведения мы учитываем требования:
- Градостроительного кодекс РФ;
- Федерального закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федерального закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
- Федерального закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- Федерального закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов»;
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 №99 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса»;
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований».
- с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения"
- Положения о территориальном планировании населенного пункта и перспективе его развития.
- Пожелания заказчика.
В состав схемы могут входить следующие материалы:
Отчет о визуальном обследовании всех объектов системы, классификация сооружений и сетей ВиВ в зависимости от их технического состояния, загруженности (наличие или отсутствие резерва). Перечень требуемых мероприятий и этапности их реализации по приведению этих объектов в нормативное рабочее состояние, определение экономического и социального эффекта от реализации каждого этапа.
Отчет о результатах гидравлического моделирования работы всех систем и сооружений с учетом фактических и перспективных нагрузок, будет определен резерв и требуемая производительность сетей и сооружений. Материалы предоставляются в виде Графической схемы, расчетных таблиц и пояснительной записки.
Технически обоснованный план-график с адресным перечнем объектов поэтапной реконструкции системы водоснабжения и водоотведения с учетом перспективного развития населенного пункта.
Технические требования (регламент на проектирование) реконструкции и нового строительства объектов ВиВ, с целью оптимизации технических решений, взаимной стыковки отдельных этапов проекта, унификации ремонтной базы, и возможности подготовки квалифицированных операторов и мастеров для работы с утвержденным перечнем оборудования.
Пакет «Технических заданий» и смет на проектно-изыскательские работы с учетом «Технических требований» (регламента на проектирование) на реконструкцию и новое строительство объектов ВиВ.
Концепция диспетчеризации и мониторинга инженерных сетей и сооружений с построением единого диспетчерского пункта объектов ВиВ. Технические требования (регламент на проектирование) к проектам для обеспечения совместимости всех принимаемых решений и обеспечения возможности их подключения к единому диспетчерскому пункту.
Концепция мониторинга сетей ВиВ, определение контрольных точек для установки расходомеров, манометров и иной контрольно-измерительной аппаратуры, для оперативного мониторинга текущей ситуации и предотвращению крупных аварий.
Анализ Федеральных целевых программ, Программ приграничного сотрудничества, Кредитных программ европейских банков, и иных источников финансирования, проработать возможные варианты привлечения средств для реализации мероприятий по комплексной реконструкции системы ВиВ (по согласованию с заказчиком).
Финансовые инструменты:
В РФ действует большое количество Федеральных и региональных целевых программ напрямую или косвенно направленных на модернизацию системы водопроводно-канализационного хозяйства.
1.1 Программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы
1.2 Программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы
1.3 Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"
1.4 Программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах"
1.5 Постановление Администрации Псковской области от 09.07.2010 № 268 "Об утверждении Региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Псковской области на 2010-2012 годы с перспективой до 2020 года"
Также в данный момент на территории Российской Федерации активно работают европейские финансовые корпорации и банки, так например по объектам связанным со снижением негативного воздействия на экологическое состояние водных ресурсов возможно привлечение льготных европейских кредитов и безвозмездных грантов таких международных финансовых организаций как НЕФКО и ЕБРР, а также европейских экологических фондов типа NDEP, активно развивается программы приграничного сотрудничества, европейские и уже российские банки внедряют программы льготного кредитования и лизинговые договора по проектам модернизации производства направленным на снижение энерго-затрат.
Законодательство Российской Федерации при соответствующем обосновании позволяет временно прекратить наложения штрафных санкций за нарушения природоохранного и санитарного законодательства Российской Федерации и направить эти средства на модернизацию технологических процессов.
При совместном, всестороннем анализе всех финансовых инструментов с учетом их целевых показателей, а также объединенного, в масштабах муниципальных районов подхода при рассмотрении проблематики объектов ВКХ возможно построение комплексной инвестиционной программы модернизации объектов ВКХ, которая позволила бы адресно распределить финансирование по программам между «Объектами ВКХ» и выполнить все условия Целевых программ: обеспечить исполнение требуемых целевых показателей, оптимизировать финансовую нагрузку на муниципальный и областной бюджет, а самое главное обеспечить население качественными услугами в области ВКХ и дать значительный импульс для развития сельского хозяйства и производства.
Основные сложности и ошибки при проектировании самостоятельно (своими руками) |
Решения ООО «Регион» |
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
На сегодняшний день на счету ООО «Регион» более 150 успешно выполненных изыскательских и проектных работ. Нашими заказчиками являются крупнейшие организации России. Многочисленные официальные отзывы организаций, подтверждают наш профессионализм и ответственность в работе с закахзчиками. |
BIM ПРОЕКТИРОВАНИЕ |
|||
Мы имеем опыт применения технологий BIM проектирования и готовы с учетом требований заказчика и технического задания выполнить разработку BIM проекта. Технологическое BIM проектирование - это особое искусство, которое требует большого опыта и высокой квалификации, который ООО «Регион» собирала по крупицам. | |||
Модели оборудования для канализационно-очистных сооружений производственных стоков текстильного предприятия |
|||
Общий вид модели комплекса нейтрализации фторсодержащих стоков | |||
Модель здания канализационных очистных сооружений с оборудованием в разрезе | |||
СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА |
Для определения базовой (начальной) стоимости проектно-сметной документации и изыскательских работ ООО «Регион» использует проверенный временем способ: составление сметы на ПИР по справочникам базовых цен. Сметная стоимость проектно-изыскательских работ является обоснованной начальной стоимостью работ, которая уточняется в процессе уточнения объемов работ и переговоров. Смета на ПИР составленная по справочникам базовых цен может служить обоснованием цены при проведении конкурсной процедуры в соответствие с ФЗ №44 и №223. |
Содействие в оформлении заявок для участия в Федеральных Целевых Программах (ФЦП). | Все технические и технологические решения мы принимаем на основании вариантного проектирования и сравнения всех технико-экономических параметров, в том числе эксплуатационных. | |||
Содействие в оформление заявок на получение денежных средств из региональных бюджетов (ТЭО, Обоснования). | Разработка ТЭО (технико-экономического обоснования) проекта на начальных этапах реализации инвестиционного замысла. | |||
Консультации по вопросам кредитования в европейских банках и привлечении грантов. | ||||
Содействие при разработке инвестиционных программ. | Консультирование в области проектирования, стадии проектирования, этапы проектирования, согласования, необходимая исходно-разрешительная документация и т.п. | |||
Содействие в привлечении кредитных средств, для реализации энергосервисных контрактов (энергоэффективность), и экологических проектов. | ||||
Компания ООО «Регион» входит в соств ряда крупных проектно-строительных холдингов и готова реализовывать объекты под ключ на всей территории России. |
НАЧИНАЯ СОТРУДНИЧАТЬ С НАМИ ВЫ ЭКОНОМИТЕ |
|
30% | Стоимости на строительно-монтажных работах. На основе вариантного проектирования и современных технологий мы подбираем оптимальное решение. Технологии 3х-мерного моделирования помогают избежать перерасхода материалов и минимизировать вероятность ошибки. |
25% | Стоимости проектно-изыскательных работ при этом получаете качественный проект, позволяющий реализовать ваш замысел в срок. Благодаря комплексному подходу всё в одних руках (сбор исходных данных, обследования и обмеры, изыскания) и опыту наших специалистов мы можем оптимизировать затраты и предложить вам конкурентную цену. |
20% | Времени при выполнении строительно-монтажных работ. Решения, принимаемые нашими инженерами и архитекторами не только надежны и эстетичны, но и продуманы с точки зрения удобства и скорости реализации (гибкие решения с точки зрения производства работ). |
В составе договора на проектирования мы всегда прописываем гарантийные обязательства
и материальную ответственность за срыв сроков.
Специалисты ООО «Регион» готовы оказать содействие на всех этапах принятия решения, как на этапе рассмотрения концепции проекта, так и при рассмотрении вариантов реконструкции существующих зданий и сооружений. На этапе подготовки проектирования - подготовить технические задания на проектирование и необходимые изыскания.
А также подготовить сметы на проектирование и изыскания по сборникам базовых цен (обоснование цены для проведения конкурса).
КАК МЫ ПРОЕКТИРУЕМ |
|||
|
ЛИЦЕНЗИИ И СЕРТИФИКАТЫ ООО «РЕГИОН» |
||||
ООО «Регион» является членом добровольной сертификации качества в соответствие с ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Регистрационный № СМК.РТС.RU.03121.17 |
МЫ РАБОТАЕМ НА ЛИЦЕНЗИОННОМ ПО |
||||
Мы проктируем на nanoCAD - российская универсальная САПР-платформа, содержащая все необходимые инструменты базового проектирования, выпуска чертежей. |
Наши ПК оснащены ОС Windows 10 - Операционная система для персональных компьютеров, разработанная корпорацией Microsoft в рамках семейства Windows NT. После Windows 8 система получила номер 10, минуя 9. |
Мы работаем на Microsoft Office 2010 - это пакет программ, ориентированных на требования современного бизнеса и нужды его сотрудников. |
||
Использование лицензионного программного обеспечения гарантирует информационную безопасность, законность выполнения работ и снижает риски закрытия компании в связи с проверками регулирующими органами. |
В соответствии со статьями 4 и 38 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения; Правила
|