Правила использования квадрокоптера. Можно ли запускать квадрокоптер в городе? Получение разрешения на полет бпла

В последние месяцы достаточно актуально встал вопрос «А необходимо ли получать разрешение на квадрокоптер?». Буквально каждый день количество беспилотных аппаратов над нами всё увеличивается, и вместе с этим повышается число различных . Вообще, на настоящее время данный вопрос по прежнему открыт в законодательной сфере России.

Главными документами, регламентирующими управление коптерами, являются: Воздушный кодекс, Административный кодекс России, Уголовный кодекс России, а также Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.

Есть некие общие правила безопасности, которые следует соблюдать: во-первых, не летать над людьми, так как при падении это может быть причиной несчастных случаев; во-вторых, нельзя летать над территориями, которые охраняются (военные базы, административные здания); в-третьих, существует запрет на полеты коптеров выше 150 метров и поблизости аэропортов.

Самое минимальное, что можно получить за нарушения этих правил, – штраф. Ведь по сути, история развития сферы квадрокоперов началась с военных разработок. А затем она превратилась в массовый продукт.


Небольшие квадрокоптеры, конечно, не могут достичь потолка в 150 метров, но профессиональные модели, такие как DJI Phantom 3 Advanced могут преодолевать отметку в 2 километра!

Поэтому лучше перестраховаться – сделать свои полеты легальными.

Как регулируется этот вопрос заграницей

На различных форумах многие любители квадрокоптеров рассказывают, что в большинстве зарубежных стран правила одни и те же – высота полета не должна быть выше 120 – 150 метров.

В Австрии 1 января 2014 года были введены относительно строгие законы для управления коптерами. Для полетов на местности с несколькими строениями или с большим количеством зданий необходимо иметь лицензию на полеты, стоимость которых равна 1 000 евро. Для получения лицензии необходимо пройти обучение.


В Австралии можно летать только при ясной погоде, на дистанции не менее 5,6 километров от аэропорта, не превышать отметку в 120 метров над землей, вдали от густонаселенных областей. В Бразилию и Азербайджан и вовсе нельзя въезжать с квадрокоптерами. В Бразилии необходимо покупать местный аппарат и летать по правилам безопасности, а в Азербайджане нужно получать разрешение от спецслужб.

Великобритания тоже практикует опыт Австрии, где необходимо получать лицензию. Также нельзя летать в пределах 50 метров от человека, а высота ограничивается традиционными 150 метрами. Во Вьетнаме аппараты весом до 20 килограмм не требуют никакого юридического разрешения.

Законы в России о беспилотных летательных аппаратах

В настоящее время законы в России достаточно противоречивы. В Федеральных правилах четко указано определение беспилотника, под которое попадают абсолютно все радиоуправляемые летательные аппараты, летающие на открытых пространствах. То есть, по сути, маленьким игрушечным коптером, не нарушая закона, управлять не получится.

При этом полеты легкомоторного самолета не выше 3050 метров не требуют лицензии. Поэтому за полеты квадрокоптера Вас могут вполне резонно оштрафовать. Штрафы за такое полагаются частному лицу до 5 тысяч рублей, должностному от 25 до 30 тысяч рублей, а юридическому до 300 тысяч рублей с отзывом лицензии на 90 дней.

Следовательно, необходимо соблюдать элементарные правила безопасности полетов, чтобы случайно не попасться.

Стоит отметить, что получить разрешение на полеты квадрокоптеров можно и сейчас, обратившись в соответствующую инстанцию. Конечно, это отнимет много времени, но зато можно будет управлять дроном со спокойной душой.

Особенно это пригодится тем, кто собирается использовать беспилотные аппараты в коммерческих целях и для полетов над населенными пунктами.

Но, к счастью или к сожалению, в России через месяц вступает закон, который был принят в третьем чтении о госрегистрации всех беспилотных аппаратов. Разрешение не требуется только дронам с массой менее 250 грамм. Изначально рекомендованной Минтрансом минимальной массой беспилотника, требующей разрешения, была отметка в 30 килограмм.

Это делается для того, чтобы при крайней необходимости и в различных несчастных случаях была возможность определить владельца беспилотного аппарата. Но всё же правила относительно строги. В Соединенных Штатах Америки в скором времени тоже введут закон, ограничивающий массу легальных беспилотников до 200 грамм.


В итоге, самое важное, что нужно знать – это правила безопасности при полетах беспилотных летательных аппаратов. Это может обезопасить окружающих и себя от нежелательных последствий, таких как штраф. Но для того, чтобы перестраховаться, желательно получить лицензию в соответствующих органах.

Если раньше дети и взрослые игрались с радиоуправляемыми вертолетами, то в современных реалиях все мечтают о дронах. Примитивные игрушки уже никого не удивляют, с учетом того, как стремительно развивается технологический прогресс. Квадрокоптеры – это не просто дорогостоящая игрушка, но и возможность съемки потрясающих видео, фото. То есть, такая машина может принести реальную пользу. Ну, и в роли развлечения она тоже может выступать. Управлять с земли летающим аппаратом, способным подниматься на огромную высоту и выполнять сумасшедшие трюки – разве это не веселье? Но перед тем, как начать веселиться, стоит ознакомиться с правилами использования квадрокоптера. К сожалению, далеко не каждый владелец дрона вообще в курсе про их существование.

Кратко разберемся с этим вопросом. Машина управляется дистанционно с помощью пульта. Сегодня есть модели, у которых имеется функция автопилота. Во многом машина схожа с вышеупомянутым вертолетом на радиоуправлении. Но управление квадрокоптером гораздо сложнее, чем в случае с игрушкой. С такой техникой стоит быть поаккуратнее и по той причине, что стоит она немалых денег, а падение о землю может дрон разбить чуть ли не вдребезги.

Всего у моделей четыре винта (они похожи на те, что есть у обычных вертолетов). Ряд моделей выпускают с большим количеством винтов для того, чтобы они могли нести на себе весомый груз – например, большую камеру. У современных квадрокоптеров имеются своя камера, но не всегда она качественная. Лучшие квадрокоптеры способны преодолевать больше расстояние и подниматься на серьезную высоту. Но характеристики модели зависят уже напрямую от цены устройства. У дешевых дронов, как правило, функционал достаточно скудный.

Их сфера применения огромна. Естественно, не только частные владельцы используют их для развлечений. Такие машины позволяют:

  • Безопасно изучать территорию, которая подвержена стихийному бедствию;
  • Благодаря камере в дроне можно организовать картографическую съемку;
  • Квадрокоптеры используют военные – они позволяют выслеживать врагов;
  • Мультивинтовые модели позволяют перевозить грузы;
  • Коптеры используются в кинематографии для качественной съемки;
  • Благодаря таким технологиям организовываются и успешно завершаются поисковые операции.

И это лишь малая часть тех сфер, в которых дроны помогают людям. Такие технологии действительно приносят огромную пользу, а в некоторых случаях даже спасают жизни людей. Например, сотрудникам МЧС и спасательных служб не приходится рисковать жизнью, чтобы изучить пораженную территорию. В случае обнаружения пострадавшего в той точке, до которой врачам добраться будет крайне трудно, можно отправить дрона, чтобы человеку была оказана помощь своевременно в режиме онлайн. Дрон позволяет доставлять медикаменты больным, что не всегда удается делать оперативно людям.

Для полицейских дрон также оказывает весомую пользу. Как бы тщательно не скрывался нарушитель, дрон сможет засечь его с помощью камеры. Беспилотные машины могут также оберегать природу, летая по лесной территории и следя за тем, чтобы в ней не было браконьеров, вырубщиков лесов, ведущих свою деятельность незаконно. В общем, огромное количество правонарушений предотвращались и будут предотвращаться именно благодаря квадрокоптерам. С развитием технологии сфера их применения будет расширяться.

Конечно, частные лица используют дронов для менее глобальных целей – съемок красивых видео, праздников. Ну, и еще для кучи личных нужд. Кому-то просто интересно поиграться с такой машиной.

У коптеров огромное множество преимуществ. Но появление таких технологий имеет и негативную сторону. Были случаи, когда с помощью летательного аппарат перенаправляли запрещенные товары, снимали те объекты, где лишних глаз быть не должно. Бывали случаи и съемки в аэропортах, а это реальные риски для пассажиров авиалайнеров. Негативно коптер может повлиять и на чью-то частную жизнь. С помощью коптера кто-то подглядывает за людьми, пытаясь запечатлеть то, что не должен. Использование квадрокоптеров в людных местах может привести к травмам людей – все-таки машина может свалиться, а вес некоторых моделей более чем приличный. Благо в зарубежных странах уже есть четкие законы использования дронов, а вот в странах СНГ пока все не так хорошо.

Это необходимо сделать в обязательном порядке. Однако, если ваш квадрокоптер весит 0.25 кг, либо еще меньше, процедуру регистрации можно будет избежать. Регистрация не такая сложная. Причем она контролируется федеральным законодательством, поэтому если вы не зарегистрировали дрон, то действительно нарушили закон, который был издан 30 декабря 2015 года. Грубо говоря, квадрокоптеры в какой-то мере приравняли к самолетам. А теперь более подробно об этом законодательстве.

  • За полет дрона должен отвечать человек, на котором лежит полная ответственность за полет;
  • У владельца коптера должен быть сертификат летной годности. Но он понадобится только в том случае, если аппарат весит более 30 килограмм. В данном случае нужно позаботиться еще и о соответствующем аттестате.
  • План полета должен быть согласован и не нарушать законодательство (например, вторжение на чужую территорию без согласования полета – это прямое нарушение);
  • На корпусе летательного аппарата должно быть два опознавательных знака – регистрационный и государственный.

Какая документация должна быть при себе?

Сертификат летной годности и документ, свидетельствующий о государственной регистрации – это обязательная документация, которая должна быть при вас при каждом полете. Что касаемо, свидетельства эксплуатанта, необязательно носить оригинал – подойдет и копия.

  1. Необходимо заполнить заявление, в котором вас попросят указать все данные о своем летательном аппарате. Начиная от его типа, заканчивая производителем, серийным номером, характеристиками и т.д.
  2. Понадобится персональные данные владельца. Паспорта будет недостаточно. Адрес прописки, ИНН и другие документы лучше подготовить заранее.
  3. Заранее нужно оплатить государственную пошлину и приложить квитанцию к заявлению.

На регистрацию понадобится десяти дней. Но владельцу коптера нужно только ждать после сдачи документов. Постоянно посещать какие-либо организации не нужно. Отметим, что регистрировать свой аппарат должны не только юридические, но и физические лица.

Где можно не переживая за нарушение закона использовать квадрокоптер? К сожалению, пока нет конкретно выделенных зон для полетов. В Москве и Санкт-Петербурге площадки были организованы, но и здесь есть нюансы. В двух столицах не запустишь коптер на этих территориях, если нет разрешения.

На данный момент за выдачу документации отвечает Росавиация, что несколько странно. Именно она отвечает и за план полета. Эта работа несколько несвойственна Росавиации, все-таки коптеры сложно сравнить с реальными авиалайнерами, поэтому наверняка в ближайшее время работа по контролю за коптерами будет переданы другому ведомству.

Что если вы нарушите правила? Конечно, коптер у вас никто не отберет, а вот штраф заплатить придется. Если вы физическое лицо, то он составит около 5 тысяч рублей – но здесь уже все решает ваше нарушение. Если оно не особо серьезное, сумма может быть меньшей. Если ввиду использования коптера кому-то был оказан моральный или физический вред, то санкции на управляющего могут быть возложены еще более масштабные.

Было вполне очевидно, что владельцы летательных аппаратов не особо будут рады нововведениям. Ведь кто-то приобретал коптер, чтобы просто поснимать красивые виды «у себя во дворе», а теперь она за это может получить штрафы. Некоторые не против нового закона, но проблема в том, что он совершенно не отлажен. Зачастую регистрация занимает гораздо больше 10 дней.

Все ли регистрируют летательные аппараты?

Конечно же, нет. Во-первых, не всем это удается сделать из-за не отлаженного закона. Во-вторых, кто-то просто пользуется им редко и действует на свой страх и риск. Впрочем, судебных актов из-за нарушений полета тоже немало. Когда будет закон работать нормально, до сих пор неизвестно. Но точно ясно, что его рассматривают и модернизируют.

Ознакомиться с законодательством можно в Воздушном, Административном и даже Уголовном кодексе. Правила использования воздушного пространства теперь также напрямую связаны с коптерами.

Если нарушение закона вас не особо пугает, то хотя бы не нарушайте банальные правила. Не стоит запускать коптер, где много людей. Если территория охраняема, лучше держаться от нее подальше. Не запускайте коптер рядом с аэропортом и не поднимайте его на высоту, превышающую 150 метров. Безусловно, штрафов многие не опасаются, поэтому запускают аппарат, нарушая всевозможные правила. Но это правильным решением назвать нельзя.

Кстати, если бы не военные разработки, вряд ли бы коптеры стали общедоступны. Поэтому в какой-то мере вы пользуетесь секретными в прошлом военными разработками.

Что касаемо высоты полета. 150 метров для лучших моделей – это далеко не предел. Некоторые аппараты могут подниматься даже на 2 километра – и здесь они могут представлять опасность для самолетов. Именно поэтому установили ограничению на высоту полета.

Легализуйте свои полеты ради своей и чужой безопасности!

Если верить информацией на сайтах, то там жители зарубежных стран говорят о запрете на подъем коптеров на высоту, свыше 150 метров, а лучше ограничиться и вовсе 120 м.

В Австрии уже в начале 2014 года появился закон. В этой стране нужно заплатить 1000 евро, чтобы получить документ, согласно которому можно пользоваться коптером. При этом есть еще и обязательно обучение по управлению летательным аппаратом – поэтому в нашей стране еще не все так строго.

В Австралии в пасмурную и неясную погоду запрещено запускать коптер вообще. При этом держаться от аэропортов нужно как минимум 5600 метров. В Бразилии, Азербайджане все еще более строже – сюда вы со своим коптером вообще добраться не сможете. Хотите запустить коптер? Покупайте его по приезду. В Азербайджане контролируют полеты спецслужбы, от которых владельцы коптеров и получают разрушение, поэтому нарушать закон там крайне не рекомендуется.

Что касаемо Великобритании, здесь тоже нужно получать лицензию. Максимально разрешенная высота – 150 м. Во Вьетнаме все куда проще – если дрон весит меньше 20 килограмм, никакое разрешение получать не нужно. Как только купили дрон, можно сразу запускать его в полет.

Итог правил использования квадрокоптеров

Пока во всех других странах все постепенно становится ясно с законодательствами о дронах, в России мудрят. Довольно странно то, что если даже у вас маленький коптер, нужно его регистрировать и получать лицензию. При этом никто не запрещает летать на легкомоторном самолете на высоте не более 3050 метров – для таких полетов лицензию оформлять не нужно. В плане штрафов все тоже довольно странно. Почему частных лиц штрафуют на сумму не более 5000 рублей, а должностных – до 30 тыс. рублей. В случае с юридическими лицами все еще боле плачевнее – штраф может достигать 300 тыс. рублей, при этом еще и лицензию имеют право отобрать.

Избегать штрафов действительно стоит, поскольку введены они не просто так, а для безопасности людей. Если у вас нет документов, то летать стоит совсем в отдаленных территориях, где нет людей и сплошная «глушь». Если собираетесь снимать красивые городские пейзажи на приличной высоте, ваш дрон в любом случае заметят и оштрафуют, поэтому за разрешением в таком случае идти нужно обязательно.

Сегодня процветают коммерческие полеты – и, как вы понимаете, штраф за такие полеты без разрешения может быть приличным и погубить чей-то бизнес. Если ваш заработок строится на коммерческих полетах дрона, разрешение стоит иметь обязательно.

Радует то, что хотя бы совсем «игрушечным» коптерам не нужно получать разрешение. Весит устройство меньше 250 грамм? В таком случае, пожалуйста, летайте. Но полеты на закрытой территории и в людной местности также запрещены. Кстати, изначально хотели вести закон, согласно которому только дроны свыше 30 килограмм должны были получать разрешение, но, увы, эти 30 кг были снижены то мизерных 250 гр.

Закон вполне можно понять. Летательный аппарат – это не только замечательная технология, но и опасная для окружающих вещь. Люди могут пострадать, и уже такие случаи были. Можно упомянуть США, где пока ограничений на 250 гр. нет и летать без разрешения могут даже большие коптеры. Но и в этой стране работают над законодательством. В скором времени квадрокоптеры свыше 200 грамм без должного документа летать не смогут.

В общем, в законе не будет ничего плохого, если его нормально наладят и модернизируют. Законодательства улучшают безопасность, хоть пока они и не особо помогают в плане квадрокоптеров. Мы в любом случае рекомендуем вам получить лицензию во избежание дополнительных расходов на штрафы. Если один ваш полет остался незамеченным представителями закона, то за следующий, возможно, придется оплатить штраф.

Видео к статье


Как только не называют «Закон о квадрокоптерах», на деле являющийся поправками в Воздушный Кодекс РФ, - и «сырой антинародный проект», и «гвоздь в крышку гроба детского творчества», и «полнейший бред, сгенерированный скудными умами российских законодателей»… И этому есть вполне логичные причины…

В чем суть поправок?

В декабре прошлого (2015-го) года Воздушный Кодекс РФ стараниями законотворцев, оглядывающихся на опыт других стран, претерпел некоторые изменения, вступившие в законную силу в марте нынешнего года. Естественно, поскольку касались все эти поправки БПЛА, дроноводы различных мастей и калибров не могли оставаться в стороне.

Достаточно грубо все принятые поправки можно свести к тому, что все беспилотники со взлетной массой (вес самого дрона и того, что он может на своем борту поднять в воздух) более 250-ти грамм подлежат государственным процедурам регистрации и сертификации в одном из представительств РосАвиации, а их владельцы перед каждым полетом должны получать разрешение на основании представленного плана полета. Разрешает полеты также РосАвиация.

Кроме того, отныне любой владелец коптера, вертолета на пульте управления зовется не иначе как «командир воздушного судна», соответственно, любой радиоуправляемый гаджет приравнивается к воздушному судну.

Главная задача «командира» - обеспечить безопасный полет. Если у летательного аппарата несколько внешних пилотов, то определяет, кто из них является командиром, владелец дрона. В случае отступления от плана полета, командир обязан уведомить об этом соответствующий орган…

Между тем, даже сами специалисты, имеющие отношение к данному сектору, следящие за исполнением Воздушного Кодекса РФ, находятся в легком недоумении. Проще было вовсе запретить гражданские дроны. Надежда на дополнительные подзаконные акты, которые могли бы внести ясность во многие возникающие вопросы, пока не оправдалась. Регламента, который мог бы упростить бюрократические процедуры для дроноводов, тоже нет.

А что на практике?

В итоге, на практике ведомство, которое сертифицирует, к примеру, Boeing 777-300ER со взлетной массой 351 тонну, занимается сертификацией китайской игрушки на радиоуправлении весом 252 грамма… При этом следует учесть, что представительства РосАвиации есть далеко не во всех городах. Так что, если хотите запускать свой квадрокоптер по всем правилам, - добро пожаловать в Первопрестольную. Ну или куда-нибудь в Новосибирск, где тоже есть представительство.


Зато есть штрафы, которые, надо сказать, весьма активно применяются. За отсутствие регистрации и необходимого сертификата вас никто не накажет, правда, ровно до того момента, пока вы не решите запустить свой дрон в неположенном для этого месте. В России это практически везде, где есть какая-никакая инфраструктура. За нарушение эксплуатации воздушных судов и безопасности полетов в КоАПе в соответствии со статьями 11.4-11.5 предусмотрен штраф в размере 3-5 тысяч рублей.

Для должностного лица его размер составляет уже 30-50 тысяч, а для юридического – до 500 тысяч рублей! То есть, если вас при запуске вашего коптера заметили представители правоохранительных или контролирующих органов, чрезмерно бдительные соседи, позвонившие «куда надо», есть все шансы получить наказание в виде штрафа.

Но штраф – не единственная форма воздействия. Если кому-то из ваших соседей взбредет в голову, что вы террорист, а радиоуправляемая игрушка в ваших руках способна нести смерть и разрушения… Безобидный запуск беспилотника у себя во дворе может перерасти во многомесячное судебное разбирательство, в ходе которого придется доказывать, что вы законопослушный гражданин, который всего-то не получил разрешение на полет, потому что в этом городе нет представительства РосАвиации, через интернет такие разрешения не выдают, а ехать в Москву ради десяти минут удовольствия, мягко говоря, нецелесообразно.


Грань между адекватным и неадекватным применением поправок на практике очень тонка. В конечном счете, не исключено, что нарушителей будут вылавливать через видеохостинги. Запостили вы, например, на youtube съемку своего двора, сделанную с вашего беспилотника, забыли о ней уже, а тут приходит вам письмо счастья с «разбором полетов» или того хуже, визитеры в форме из местной транспортной прокуратуры. И ведь не отвертеться, - компромат на себя вы сами в сеть залили…

С другой стороны, пока все настолько «сыро» и неоднозначно, многие дроноводы этим пользуются. Так, наиболее рьяным любителям полетов на квадрике удается уходить от ответственности с помощью аккредитаций от телеканалов, интернет-СМИ. Вместо регистраций, сертификаций и разрешений они показывают бумажку, где написано «оператор видеокрана FPV», и правоохранителям этого вполне хватает.

Однако, такой подход может успешно работать до той поры, пока вы не наткнулись на «фанатика», который, уж будьте уверены, поймет, что аккредитация никак не способна заменить все необходимые в соответствии с новыми поправками документы, которые обязаны быть у вас на руках, когда вы запускаете свой дрон.

О международном опыте…

В пояснительных и сопроводительных записках к своему законотворчеству законодатели ссылаются на опыт США, где примерно в тоже время приняли . Однако, на этом какие-либо сходства заканчиваются.

Для сравнения, вся процедура регистрации в Штатах проходит по электронной почте: заявитель отсылает свои контактные данные, в ответ получает регистрационный номер и… все, он может летать, после того, как нанесет номер на свой квадрокоптер. Номер присваивается не беспилотнику, а самому оператору. Дронов можно иметь, сколько душа пожелает, главное, нанести номер на борт каждого. Пока процедура бесплатна, позже она будет стоить условные пять баксов. Просто, понятно, и никаких согласований полетов с органами, у которых имеются дела поважнее.

В США закон об обязательной регистрации дронов стал вынужденной мерой: среднестатистический американец всего лишь с одной своей зарплаты может приобрести три-четыре коптера из недешевого сегмента. Поэтому в американских городах и за их пределами дроны встречаются очень часто и в немалом количестве. Помимо регистрации беспилотников американцы определили зоны, рядом с которыми летать запрещено (например, аэропорты), составили всем понятный перечень и ввели ограничения по высоте запуска - 120 метров.

Еще одной проблемой, повлекшей необходимость введения в действие законопроекта, стали участившиеся случаи провоза наркотических средств с помощью дронов через мексиканскую границу. Отлов подозрительных беспилотников производится различными средствами. Для примера, в Японии с этой целью используются большие дроны-перехватчики, оснащенные сеткой, а в Нидерландах – специально обученные орлы.

Что касается наших сегодняшних реалий, можно подвести небольшой итог. Среднестатистический россиянин на свою зарплату не сможет купить без дополнительных вложений более-менее серьезный аппарат, не говоря уже о нескольких. Проблемы с повсеместным распространением дронов в нашей стране, как ни крути, не наблюдается… Специальной службы, которая бы занималась отловом подозрительных квадриков, не появится как минимум ближайшие десять лет. К «красным», то есть запрещенным, зонам относятся не только аэропорты, военные базы, но и жилые районы, а также общественные места.

Ну и если уж уходить в абсурд, то к резюмированию можно добавить также следующее. Шанс, что вышедший из строя квадрокоптер упадет на голову прохожему, хоть и имеется, но невероятно мизерный. Вряд ли террорист или наркоторговец, задумавший какое-либо преступное деяние с помощью беспилотника, узнав о том, что полет нужно согласовывать, а сам дрон подлежит регистрации и сертификации, откажется от своих планов. И непонятно, как отец с сыном, запускающие во дворе своего дома маленький китайский вертолетик на пульте, могут повредить гражданской или военной авиации, полетам метеозондов, планам по запуску ракет или чему-нибудь еще столь же существенному.

Согласно постановлению Российской Федерации от 25 мая 2019 года, подписанного председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, с 27 сентября 2019 года все владельцы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 кг обязаны зарегистрировать их в Росавиации. Это постановление касается всех БПЛА, купленных на территории Российской Федерации или привезенных из-за границы (за исключением случаев, когда беспилотник ввозится на короткий срок для участия в соревнованиях).

Согласно новому закону, регистрации не подлежат дроны, масса которых менее 249 граммов. В принципе, это означает одно - на учет нужно ставить практически «всё», ведь вес даже самого миниатюрного DJI Spark составляет 300 граммов. Конечно, если мы не имеем в виду совсем уж «малышей», вроде Syma X12 или Hubsan X4 H107C.

Что касается летательных аппаратов весом более 30 кг, то они регистрируются в том же порядке, что и пилотируемые воздушные суда. Сохраняется и порядок их эксплуатации, т.е. за сутки до полета необходимо согласовывать план передвижения, за 2 часа до полета - сообщить о готовности. Также необходимо оповещать о начале и завершении полета.

Сроки регистрации

Если беспилотник был приобретен до фактического вступления закона в силу, т.е. до 27 сентября, то он должен быть зарегистрирован в течение месяца - до 27 октября.

  • Если беспилотник был приобретен на территории России, то на регистрацию отводится 10 рабочих дней с момента покупки.
  • Если дрон был ввезен на территорию России, то его нужно зарегистрировать в течение 10 рабочих дней с момента ввоза.
  • Если беспилотник изготавливался собственноручно, то необходимо подать заявление до его эксплуатации.

Порядок учета БПЛА

Для постановки беспилотника на учет, необходимо подать заявление в Федеральное агентство воздушного транспорта. К заявлению нужно приложить фотографию летательного аппарата.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • Тип беспилотника (название, присвоенное производителем).
  • Идентификационный номер БПЛА (при наличии).
  • Количество двигателей на дроне и их тип (ДВС, газотурбинный или электрический двигатель).
  • Вес беспилотника.
  • Сведения о производителе.
  • Контактные данные владельца БПЛА.
  • Если владелец является обычным физическим лицом, то в заявлении необходимо указать ФИО, дату и место рождения, паспортные данные, адрес фактического проживания и СНИЛС.
  • Если владелец является индивидуальным предпринимателем, то в заявлении необходимо указать ФИО, адрес фактического проживания, основной государственный регистрационный номер записи о госрегистрации ИП.
  • Если владелец БПЛА - юридическое лицо, то необходимо полное наименование организации, ИНН, адрес юр. лица и ОГРН.

В ответ на заявление придет уведомление о постановке на учет или отказе. Примерный срок рассмотрения заявки - 3 недели. В случае одобрения, беспилотнику будет присвоен индивидуальный учетный номер, который нужно нанести на дрон до того, как он начнет эксплуатироваться.

Как отправить заявление для постановки на учет?

За выдачу разрешений отвечает Росавиация, поэтому есть несколько способов отправки заявления. Первый - это почтовое отправление в экспедицию Росавиации по адресу: Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корпус 2 (с пометкой «учет БВС»). Обратите внимание, что заявления, поданные через общественную приемную Росавиации или по электронной почте, не рассматриваются.

Изначально предполагалась возможность подачи заявления через портал Госуслуг и специальный портал учета беспилотных воздушных судов, но пока все это находится в стадии реализации. Предполагается, что возможность постановки на учет через электронные сервисы будет осуществлена в 2020 году.

Изменения учетных данных

Если зарегистрированный дрон был утерян, продан или каким-либо образом было проведено изменение его технических характеристик, то обо всем этом нужно также сообщать в Росавиацию. Соответственно, если аппарат был украден, то к заявлению нужно приложить справку из полиции, а если продан или передан кому-то - договор купли-продажи или дарения.

Важное уточнение - при смене владельца (в случае продажи или передачи), прежний и новый собственники подают совместное заявление. Пока непонятно, как именно это будет реализовываться, ведь в заявлении есть поле только для одной подписи. Поэтому лучше заранее обратиться в Росавиацию с вопросом о том, как быть прежнему и новому собственнику дрона.

Штрафы за несоблюдение закона


Несоблюдение правил использования воздушного пространства влечет за собой штрафные санкции. Для обычных владельцев беспилотников это нужно знать в обязательном порядке, ведь с 26 июля 2019 года штрафы выросли аж в 10 раз!

Если были нарушены правила полетов, но есть право на запуск БПЛА (аппарат был поставлен на учет), то размер штрафа составляет от 20 до 50 тысяч рублей (для физических лиц) и от 250 до 300 тысяч рублей (для юридических лиц). Если же кроме нарушения правил полета, владелец дрона не поставил его на учет, т.е. фактически он не имеет права запускать беспилотник, то штрафы будут выше - от 30 до 50 тысяч рублей (для физических лиц) и от 300 до 500 тысяч рублей (для юридических лиц).

Для чего нужен этот закон?

По заверениям законотворцев, обязательная процедура постановки на учет всех беспилотников массой более 250 граммов (и «внезапное» увеличение штрафов в 10 раз) была введена из-за отсутствия ответственности за несчастные случаи, которые были связаны с использованием беспилотников. Если дрон нанесет травму человека или станет причиной аварийной посадки самолета, то его владельца можно будет идентифицировать.

Казалось бы, весьма логичное и нужное решение, призванное повысить безопасность в воздухе и снизить количество возможных несчастных случаев. Но если начать смотреть немного вглубь проблемы, то все становится не таким очевидным. Почему это сделано именно сейчас, когда вовсю обсуждаются резонансные расследования (важной частью которых, в том числе, является съемка с квадрокоптеров), связанные с имуществом очередного «внезапно» разбогатевшего чиновника, остается только догадываться.

Чтобы получить лицензию на квадрокоптер в России, необходимо собрать пакет документов, состоящий из:

  • удостоверения летной годности;
  • разрешения на использование воздушного пространства;
  • свидетельства о допуске к управлению дроном.

Если вас интересует, нужно ли разрешение на полет и съемку квадрокоптером в Москве, обратите внимание, что без него вы точно не сможете работать. Более того, полеты без разрешения могут закончиться для вас штрафом в 3-5 тысяч рублей.

Если желаете совершить полет, потребуется пройти следующую процедуру:

Как вы сами видите, получить разрешение на использование и управление квадрокоптером достаточно сложно. Потребуется потратить время на сбор документации, планирование полета, звонки диспетчеру. При этом не забывайте, что в случае отклонения от маршрута необходимо уведомить соответствующие органы. Из-за всей этой подготовки приятное времяпровождение будет просто испорчено, если вы собирались использовать коптер с развлекательной целью.

Готовим разрешения на полеты коптеров

Если же вы собираетесь использовать коптер в профессиональных целях (например, для съемки торжества или создания панорамы объектов недвижимости), терять время на получение разрешения съемки квадрокоптером точно не имеет смысла. Гораздо удобнее будет сотрудничать с нашей компанией. Мы предлагаем услугу регистрации и получения разрешения на управление дроном в Москве по оптимальной цене. Наши юристы оформят все необходимые разрешительные документы на управление устройством быстро, качественно и профессионально.


Где и как будет происходить регистрация квадрокоптеров в 2016 году

  1. Не смотря на то, что в проекте постановления о регистрации дронов изначально нижняя граница устройств, подлежащих регистрации, была 30 кг, в финальных поправках она снизилась до 250 грамм. Таким образом после вступления закона об обязательной регистрации дронов в России процедуру регистрации квадрокоптеров в РосАвиации должны проходить все беспилотники, вес которых составляет больше 250 грамм.
  2. Перед каждым полетом владельцы дронов должны обязательно получать разрешение на полет в представительстве РосАвиации на основании заранее подготовленного плана. В случае отступления от плана полета необходимо уведомить об этом соответствующий орган.
  3. К владельцам дронов согласно закону применяется термин “командир воздушного судна”. А само устройство приравнивается к “воздушному судну”.
  4. Нарушение закона о регистрации квадрокоптеров в России повлечет за собой штрафы. За нарушение безопасности полетов и эксплуатации воздушных судов штраф составит около 3-5 тысяч рублей. Должностное лицо должно будет заплатить 30-50 тысяч, а юридическое — 500 тысяч.
  5. Поправки к закону также предусматривают обязательную регистрацию дронов в ФСБ.

Сложности при регистрации квадрокоптеров

Как видите, закон о регистрации дронов в России существенно ужесточил правила использования беспилотников. Поэтому тем, кто только что купил новый летательный аппарат, будет крайне сложно самостоятельно справиться с его регистрацией. Прежде всего стоит учесть, что представительства РосАвиации есть не во всех городах страны. К тому же, придется собирать документы, ожидать пока решение о заявке будет рассмотрено, составлять план полета, несколько раз контактировать с диспетчером (за два часа до полета, при взлете и посадке). Как видите справиться самостоятельно со всеми этими проблемами будет очень сложно и времязатратно. Гораздо эффективнее будет воспользоваться услугами нашей компании.

Преимущества обращения в нашу компанию

У нас работают грамотные юристы, которые смогут оформить всю документацию на использование дронов быстро и по приемлемой цене. Мы все сделаем за вас: соберем документы, зарегистрируем дрон в отделении РосАвиации и ФСБ, поможем с получением разрешения на полет. Возможно, со временем будут вноситься новые поправки в законодательство, которые упростят правила регистрации дронов. Однако на сегодняшний день эти правила являются очень сложными и для их выполнения потребуется потратить немало времени. Поэтому не тратьте время и деньги попусту, поскольку вы можете заказать процедуру регистрации мультикоптера у нас.