Права ребенка в образовательном учреждении. Какие права предоставлены ребенку при обучении в школе

Мы живем в цивилизованном обществе, где, казалось бы, должны соблюдаться права человека, особенно ребенка. Но иногда интересы ребенка ущемляются, чаще всего действиями взрослых, что приводит к серьезным последствиям.

Защищающие документы

Среди нормативных актов, регламентирующих права детей, можно выделить:

  • Декларация по правам ребенка 1959 г. (состоит из 10 принципов, определяющих положение и права ребенка);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (международный правовой акт, который определяет и защищает права детей в возрасте от рождения и до 18 лет в странах, присоединившихся к данной Конвенции);
  • Конституция РФ (определяет право любого на образование, обязательность образования, общедоступность, бесплатность образования, свобода творчества и преподавания) ;
  • Семейный кодекс РФ (определяет права ребенка, родителей);
  • Гражданский кодекс РФ (определяет имущественные права ребенка);
  • Закон РФ «Об образовании».Давайте остановимся на правах детей в школе, ведь в школе ребенок разлучен с родителями практически на целый день.


В каждой школе существует должность уполномоченного по правам ребенка, в компетенцию которого входит:

  • профилактика нарушенных прав ребенка в рамках проведения занятий по правам ребенка в школе, мероприятий по правам детей;
  • восстановление нарушенных прав ребенка;
  • просвещение учеников по вопросам прав (разработка наглядных пособий, литературы, материалов, организация школьных стендов о правах ребенка в школе. Стенд по правам ребенка в школе несет большую информативную функцию, что очень эффективно, как для учеников, так и педагогов);
  • рассмотрение жалоб учеников по вопросам, касающимся их положения в школе и др.Согласно ФЗ «Об образовании» № 272-ФЗ от 29.12.12 г. в школе (или другом учебном заведении) ребенок имеет право (список):

1.Выбрать (совместно с родителями) любую понравившуюся школу (необязательно по прописке). При наличии свободных мест в этой школе и при успешной сдаче вступительных испытаний (если они предполагаются) администрация школы должна зачислить ребенка;

2.Получать нормальные условия для обучения: оснащенный и оборудованный класс, наличие столовой, туалетов, гардероба, спортивной площадки, получение обучения всем общеобразовательным предметам согласно школьной программе;


3.Иметь в течение года полноценный периодический отдых в виде каникул (летних, осенних, зимних, весенних) . На каникулах дети могут быть привлечены к участию во внутришкольной жизни – походы на экскурсии, выставки, кинотеатры, а также посильная трудовая деятельность в пределах школы (уборка территории, обработка клумб и газонов, приведение библиотечного фонда в порядок с согласия самого ребенка);


4.Иметь возможность в любое время и без препятствий перевестись в другое учебное заведение (в связи с переездом, с выбором другой учебной программы, выбором школы с уклоном по предмету, в результате конфликтной ситуации);

5.Пользоваться бесплатно и беспрепятственно школьной библиотекой, учебной и научной литературой;


6.Во время учебного процесса пользоваться спортивным инвентарем, культурными объектами школы (посещение школьного музея);

7.Получение полноценного двухразового питания;


8.Выбрать желаемые факультативы, секции, кружки, предлагаемые школой;



10.Получать поощрение за успешные результаты своей работы (грамоты, благодарности, дипломы);

11.Получать отсрочку от призыва в армию (если ребенок достиг возраста 18 лет);

12.Право на уважение достоинства ребенка, защиту от любых форм насилия, оскорбления – в первую очередь это касается защиты ребенка от оскорблений со стороны учителей и сверстников;

13.Иметь возможность свободно выражать свои мысли (даже если эти мысли отличаются от мнения учителя);


14.Рассчитывать на индивидуальный план. Это касается:

  • одаренных детей (учитель может разработать индивидуальные задания повышенной сложности, проводить занятия для более углубленного изучения предмета, в т.ч. после уроков);
  • детей с каким-либо отклонением в развитии – разработка индивидуальных заданий, подходящих ребенку;
  • детей, часто пропускающих занятия по болезни – ребенок должен иметь возможность домашнего изучения программы с консультированием учителя по предметам;
  • детей, посещающих спортивные школы, которым в силу разъездного характера соревнований приходится часто пропускать занятия – ребенок может рассчитывать на частичный переход на домашнее (семейное) обучение, либо на получение от учителей заданий для самостоятельного изучения с возможностью сдачи итоговых работ и получения аттестации.

Казалось бы, все понятно, ребенку должны быть предоставлены нормальные условия для учебы и развития. Но иногда дети, как и учителя, сталкиваются с обстоятельствами и ситуациями, которые требуют тщательного рассмотрения, т.к. они затрагивают интересы обеих сторон и порой неизвестно, как защитить и отстоять права ребенка и родителей в школе.

Неприятные ситуации и что делать

Приведем некоторые ситуации:

В современных школах учитель иногда боится привлечь ребенка к физическому труду, т.к. любой школьник считает, что это незаконно (а современные школьники отлично знают свои права, благодаря СМИ и интернету).

В упомянутой конвенции о правах ребенка существует запрет на эксплуатацию детского труда, если он несет в себе опасность для его здоровья, развития либо иным образом ущемляет права. В остальных случаях, школа может привлечь к посильному труду детей в рамках школы в свободное от учебы время. Это может быть: уборка школьной и пришкольной территории, мелкий ремонт школьного инвентаря, уборка мусора – любая работа, не наносящая вред здоровью и безопасности детей.

Единственное «но» - на такие работы школа должна получить согласие самого ребенка и его родителей (либо других законных представителей). Без согласия – работы запрещены. Кроме того, перед началом любой трудовой деятельности с детьми должен быть проведен инструктаж по технике безопасности.Обязательными работами для детей в школе считаются работы на уроках труда, т.к. они организуются в рамках учебного процесса и предусмотрены учебной программой.

Угроза здоровью

Первый вариант – если ребенку вдруг стало плохо в школе. Ответственность лежит на:

  • медицинском работнике школы: он должен оказать первую доврачебную помощь, используя некоторые медикаменты (серьезные препараты имеет право дать только врач): измерить давление, перевязать рану, дать нашатырный спирт, наложить шину. В крайних случаях вызвать скорую помощь и сопроводить до больницы;
  • учителе – он должен проводить ребенка до процедурного кабинета, связаться с родителями и оповестить о случившемся, разобраться в обстоятельствах случившегося;
  • директоре – в случае бездействия или недостаточном оказании работниками школы помощи, что может привести к трагическим случаям.

Второй вариант – если между учениками произошла драка, также повлекшая нанесение вреда их здоровью. Вся ответственность (включая имущественную) за произошедшее ложится на школу, если это случилось на ее территории (даже на школьном дворе).

Если драка или потасовка случается на уроке, учитель должен предпринять все меры по ее ликвидации.

Если же драка произошла, то родители пострадавшего ребенка должны предъявлять претензии (в т.ч. по возмещению денежных средств на лечение) не к родителю драчуна, а непосредственно к школе и учителю. В любом случае, Устав школы прописывает подобные двоякие моменты.

Третий вариант – освобождение ребенка от уроков физкультуры. Если учитель физкультуры обязывает ребенка посещать уроки и сдавать нормативы вопреки освобождению и рекомендациям врача, необходимо обратиться к классному руководителю и завучу, чтобы ликвидировать подобную ситуацию. Если действия учителя по физкультуре (а именно принуждение к занятиям) ухудшили состояние ребенка, родители могут подать заявление в суд на действия педагога.


Трудности с учителем

Учитель не имеет права выгонять ребенка с урока или не допускать к занятиям (к примеру, за опоздание, плохое поведение). Обучать и воспитывать – прямая обязанность педагога. В крайних случаях (если ученик пришел в нетрезвом состоянии на урок, неадекватно и агрессивно себя ведет по отношению к ученикам или учителю) педагог должен связаться с директором школы, охраной или полицией, а те – непосредственно передать его либо родителям, либо органам.


Личные вещи

Если у ребенка в школе что-либо украли и после призыва учителя сознаться в содеянном, никто из учеников не откликнулся, учитель вправе вызвать сотрудников полиции. Самостоятельно досматривать вещи детей (или подозреваемого) не имеет права ни классный руководитель, ни директор школы.

Действия родителей в данном случае: не предъявлять претензий к подозреваемому ребенку (т.к. украденную вещь могли запросто подбросить), а покупать ребенку недорогие вещи и самостоятельно следить за их сохранностью.

Каждый человек в соответствии с Конституцией имеет право на образование. Именно образование является неотъемлемой частью гармоничного и полноценного развития личности. Каждый ребенок в современном мире обязан посещать , чтобы получать новые знания и умения и совершенствовать уже известные.

Между тем, далеко не всегда обучение детей в образовательном учреждении проходит гладко и спокойно. Некоторые родители сталкиваются с ситуацией, когда права их ребенка в школе ущемляются. Чтобы этого не случилось, начиная с первого класса, вы должны в доступной форме донести до своего сына или дочери, на что именно он имеет право.

В данной статье мы расскажем вам, какие существуют права ребенка в школе в России и Украине, и что нужно делать, чтобы защитить свое чадо от произвола.

Какие права есть у ребенка в школах России и Украины?

Права школьников, как в России, так и в Украине ничем не различаются. Каждый ребенок защищен законодательством, и его прав в школе обязательно должно быть пресечено и наказано. Украинские и российские школьники имеют следующие права:

  • самостоятельно выбрать образовательную программу, а также школу, в которой ребенок будет учиться;
  • учиться в безопасных условиях;
  • на уважение своей личности со стороны всего персонала образовательного учреждения;
  • на предоставление необходимой учебной базы, то есть учебников, рабочих тетрадей и так далее;
  • получить среднее образование и аттестат абсолютно бесплатно;
  • получать необходимую художественную и учебную литературу в школьной библиотеке;
  • добровольно участвовать в работах по благоустройству школы и пришкольной территории;
  • при желании получить дополнительные услуги, в том числе на коммерческой основе;
  • при необходимости получать квалифицированную помощь профессионального психолога;
  • в любое время года ученик, с согласия собственных родителей, имеет право перевестись в другое учебное заведение аналогичного типа;
  • получать образование на своем родном языке, а также выбрать дополнительный язык для изучения;
  • после 15 лет, при согласии родителей или опекунов, школьник имеет право прекратить обучение;
  • посещать любые школьные мероприятия;
  • открыто выражать свое мнение и выслушивать мнение других.

Что делать в случае ущемления прав ребенка в школе?

Поскольку любой школьник – такой же гражданин своего государства, как и все остальные, ущемление его прав во время обучения в учебном заведении не допускается и должно быть наказано. В том числе, это касается и прав ребенка-инвалида. При наличии определенных медицинских показаний и согласия родителей или опекунов, такие детки могут обучаться в специализированных учреждениях. Между тем, если малыш по состоянию здоровья может учиться в общеобразовательной школе, права ребенка-инвалида абсолютно ничем не должны отличаться от прав здоровых детей.

Права школьников могут быть нарушены в случае проявления в их сторону, как физического, так и психологического насилия. При этом, если все дети и родители прекрасно понимают, что применение к ребенку физической силы недопустимо, то некоторые формы психологического насилия могут остаться без должного внимания.

Так, нарушение прав ребенка в школе с психологической точки зрения может выражаться в следующем:

В случае любого проявления насилия со стороны преподавателя, родители могут обратиться к директору с требованием о защите прав своего ребенка в школе. Если высшее руководство учебного заведения отказывается разбираться в ситуации, мамы и папы, а также опекуны имеют право подать заявление в прокуратуру.

В Конституции сказано, что наши дети (да и мы сами) имеют право на бесплатное образование. Звучит как нельзя хорошо, но вот стоит отметить, что с образовательными учреждениями у многих возникают серьезные проблемы. Опытные родители прекрасно знают, что учителя и администрация школы часто нарушают права ребят, оказывают на них давление и так далее. Защита прав детей в школе просто необходима. Важно, чтобы индивид не был ущемлен там, где получает знания.

Права ребенка в школе

Ребенок вместе со своими родителями вправе выбирать образовательное учреждение, а также ту программу, по которой его будут обучать. Он имеет право на получение образования, которое соответствует принятым в стране стандартам. В школе он не должен подвергаться никакой опасности, учителя не должны оказывать на него давление, а также они просто обязаны следить, чтобы это давление не оказывал кто-то другой.

Принцип уважения человеческого достоинства - это то, чем обязан руководствоваться весь школьный персонал. должен осуществляться только на современной материальной базе. Ребенок имеет право пользоваться книгами из школьного библиотечного фонда. Сотрудники школы не могут выбирать, кому дать хорошие экземпляры книг и учебников, а кому плохие.

Дети имеют право получать дополнительные услуги, которые могут быть и бесплатными, и платными. Они могут рассчитывать на психолого-педагогическую, а также на социально-педагогическую помощь в сложной учебной или жизненной ситуации.

Права ребенка в школе включают в себя и право на выбор языка для изучения (если альтернативы имеются). Основное обучение должно осуществляться на родном языке индивида.

Подростки старше 15-ти лет имеют право не продолжать обучение (согласие родителей либо же законных опекунов необходимо).

Права ребенка в школе подразумевают возможность участия детей в опосредованном или неопосредованном управлении учреждением. В данном случае это определяется Уставом общеобразовательного учреждения. Он должен быть доступен для ознакомления.

Посещение мероприятий в свободное от занятий время, выражение собственного мнения - это также права ребенка в школе.

Родители могут требовать, чтобы общеобразовательное учреждение прошло проверку на соответствие тем или иным государственным стандартам. Речь не только о стандартах обучения, но и и так далее.

Соблюдение и защита прав детей важна, но не стоит забывать о том, что в школе должна поддерживаться дисциплина. Значимость ее велика, однако, не стоит забывать, что при ее наведении не должны ущемляться ничьи права, ничье достоинство не должно пострадать. Психическое и физическое насилие - недопустимые способы наведения порядка.

Под насилием психическим понимаются угрозы, изоляция от общества, унижение ее достоинства, отрицательная характеристика (особенно, если она ничем не обоснована), демонстративное негативное отношение и так далее.

Ситуация с правами ребенка в школе на сегодняшний день является сложной. Дело в том, что в некоторых странах родители только и думают о том, как засудить образовательное учреждение. В суд они могут обратиться по любому поводу. Что в итоге? Школы теряют финансовые средства, которые могли бы потратить на свое развитие, а их персонал начинает оставлять безнаказанными даже серьезные выходки ребят.

Права детей в школе необходимо защищать, но не стоит перегибать палку, так как это может негативным образом сказаться на процессе обучения. Советуем быть внимательными, так как только внимательность поможет определить ту ситуацию, которая действительно требует незамедлительного вмешательства.

Каждый несовершеннолетний проводит в школе значительную часть своего времени. Рядом отсутствуют близкие люди, ответственные за защиту его прав, а последние изменения нормативных актов сняли с организаций воспитательную функцию. Какие меры предпринимает законодатель, чтобы процесс получения знаний проходил для детей безопасно и без нарушения их прав?

Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.

Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:

  • Конвенция по ;
  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании.

Одним из важных моментов является правовая грамотность. Каждый ученик и его родители должны знать все права и обязанности детей в школе.

Перечень прав

Право несовершеннолетнего на образование – это общее понятие. Оно состоит из целого комплекса защищаемых законом интересов. Среди них:


Некоторые права ребенка в школе должны быть обеспечены образовательной организацией в обязательном порядке, например, на уважение личности или равное отношение ко всем ученикам со стороны педагога. Другие – при участии законных представителей (смена учебного заведения или перевод на специальную программу обучения).

Откуда ребенок узнает о своих правах

Одной из задач образовательного учреждения является информирование несовершеннолетних об их правах. Данная информация должна доводиться до ребенка на специальных уроках или в рамках классного часа. Педагог может использовать наглядный (плакаты, презентации) и раздаточный материал (брошюры, буклеты, памятки).

Каждая образовательная организация обязана оборудовать правовой стенд. На нем размещается информация и контакты должностных лиц и специализированных органов, обеспечивающих защиту несовершеннолетних. Среди них:

  • администрация школы (директор, завуч, социальный педагог);
  • органы опеки и попечительства;
  • районный отдел полиции;
  • уполномоченный по правам ребенка в муниципалитете и регионе.

Кроме контактов компетентных органов, стенд должен содержать номер анонимного телефона доверия. Памятка с номером должна быть выдана каждому ученику.

На инспектора по делам несовершеннолетних возлагается обязанность по проведению правовых уроков для учеников школ закрепленного за ним района. Такие занятия прописываются в плане совместных мероприятий.

Формы нарушения детских прав в школе


в школе возможно как со стороны педагогов, так и со стороны других учеников. Оно может выражаться в форме физического или эмоционального насилия. Психологическое давление включает в себя:

  • Системная критика со стороны педагога в отношении ребенка в присутствии других учеников, выраженная в грубой форме или с использованием ненормативной лексики.
  • Показательное игнорирование ребенка на занятиях.
  • Завышенные требования к несовершеннолетнему, которые он заведомо не может выполнить вследствие отсутствия навыков или способностей.
  • Показательное негативное отношение педагога к ученику.
  • Присвоение обидных прозвищ.
  • Распространение слухов о личной жизни ребенка.
  • Отказ в принятии коллективом несовершеннолетних.

Физические наказания со стороны педагогов являются основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности. Причиной для возбуждения дела могут стать как показания свидетелей, так и следы на теле потерпевшего (синяки, ссадины).

Физическая агрессия со стороны сверстников является основанием для привлечения виновного к административной ответственности (с 16 лет), наложения штрафа на родителей малолетнего агрессора и дальнейшей постановки на учет в полицию. При совершении одним учеником в отношении другого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, наказание наступает с 14 лет.

Защита прав ребенка в школе

Защита прав ребенка в школе возлагается в первую очередь на законного представителя. Однако каждая организация имеет в штате специалистов, которые в силу должностных обязанностей осуществляют охрану детских интересов. Это могут быть:

  • социальный педагог;
  • уполномоченный по правам ребенка.

Основная ответственность возлагается на руководителя организации. Именно директор должен пресекать нарушения детских прав на начальном уровне, решать конфликты, возникшие между педагогами и учениками.

При этом несовершеннолетним должны соблюдаться обязанности ребенка в школе. Среди них – соблюдение устава учреждения, уважительное отношение к педагогам, должностным лицам и другим ученикам.

Важно! Выдвигая требования об охране собственных интересов, несовершеннолетнему нужно помнить о необходимости соблюдения правил организации и прав педагогов и учеников.

Как поступать родителям

Если права детей в школе нарушаются педагогами, законные представители должны принять меры к их восстановлению. В случае применения в отношении несовершеннолетнего физического насилия, необходимо действовать следующим образом:

  • обратиться в отдел полиции;
  • написать заявление;
  • получить медицинское заключение о травмах;
  • снять копию справки;
  • оригиналы документов приложить к заявлению;
  • обратиться к руководителю образовательной организации для ограждения ребенка от педагога.



Одним из вариантов насилия над учениками может быть привлечение к занятиям, опасных для ребенка. Например, учитель по физическому воспитанию принуждает несовершеннолетнего, перенесшего болезнь, к урокам. При ухудшении состояния здоровья или получении новой травмы, родители должны обратиться в уполномоченные органы (полицию, прокуратуру).

Менее значимые проблемы можно поднять при проведении родительского собрания. Возможность пожаловаться и найти единомышленников среди других родителей класса может помочь в урегулировании конфликтной ситуации.

Порядок действий при ущемлении детских прав в школе

Если педагогами или администрацией образовательного учреждения ущемляется право на обучение, законные представители должны жаловаться в управомоченные органы. Действия родителей зависят от того, кем были совершено нарушение. Пошаговое руководство:

  1. Любой конфликт с педагогом необходимо попытаться урегулировать беседой.
  2. Если необходимого результата не достигнуто, родителю нужно подать заявление руководителю организации. Документ оформляется в 2 экземплярах, на одном секретарем ставиться отметка о приеме в работу, другой передается директору.
  3. Письменный ответ на заявление готовится в течение 30 дней. За этот период проблема должна быть урегулирована.
  4. В противном случае, оформляется жалоба в районный отдел образования. К ней прилагается копия заявления директору школы и ответ на него (при наличии).
  5. Если проблема не решена, необходимо привлечь прокуратуру и/или региональное министерство образования.

Как показывает практика, если проблема не решается на уровне директора школы, оптимальным вариантом будет смена педагога или перевод ребенка в другое учреждение. Продолжение разбирательства имеет смысл скорее для восстановления справедливости, однако оставлять несовершеннолетнего в контакте с агрессором опасно для детской психики.

Законодательство регулирует права и обязанности ребенка в школе и дома. Разработано большое количество нормативных актов, посвященных данной проблеме. Однако нарушения в этой сфере носят весьма распространенный характер. Родителям необходимо принимать максимальные меры, чтобы получение образования ребенком проходило без опасности для его физического и психического здоровья.

При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа - ученик - родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.

Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок . В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.

В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.

Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.

Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.

Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.

Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.

Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.

Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.

У нижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия - в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.

У даление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов - учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.

Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.

Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА