Понятие судебной системы, ее структура

Судебная система Российской Федерации - система специализированных органов власти (судов), осуществляющихправосудиена территорииРоссийской Федерации.

Структура судебной системы РФ:

    Суды общей юрисдикции:

    Верховный Суд

    Верховный Судреспублики, краевой (областной)

и иные приравненные к ним суды

    Районные суды

    Мировые судьи

    Военные суды

Федеральные арбитражные суды:

    Конституционный Суд

    Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

  • 11. Понятие и система принципов правосудия.
  • 12. Принцип законности.
  • 13. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.
  • 14. Осуществление правосудия только судом.
  • 15. Обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда.
  • 16. Участие граждан в отправлении правосудия
  • 17. Самостоятельность судов и независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 18. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
  • 19.Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • 20. Принцип состязательности процесса и равноправия сторон.
  • 21. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту.
  • 22. Презумпция невиновности.
  • 23. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии реализации.
  • 24. Гласность судебного разбирательства.
  • 25. Судебная система рф, её структура и признаки.
  • 26. Единство судебной системы.
  • 27. Федеральные суды и суды субъектов рф, их соотношение.
  • 28 Система судов общей юрисдикции (общ. Характеристика).
  • 29. Понятие судебных инстанций.
  • 30. Понятие суда первой инстанции. Суды первой инстанции.
  • 31. Понятие апелляционной инстанции. Суды апелляционной инстанции.
  • 32. Понятие кассационной инстанции. Суды кассационной инстанции.
  • 33. Понятие надзорной инстанции. Суды надзорной инстанции.
  • 34. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции».
  • 35. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
  • 36. Районный суд. Состав, полномочия.
  • 37. Председатель районного суда, его права и обязанности.
  • 38. Областной и равный ему суд. Полномочия, состав, структура.
  • 39. Президиум верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок его образования и работы, полномочия.
  • 40. Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: его полномочия.
  • 41. Судебные коллегии Верховного суда республики краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок их образования, полномочия.
  • 42. Военные суды. Понятие, система, полномочия.
  • 43. Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия.
  • 44. Окружной (флотский) военный суд. Состав, структура, полномочия.
  • 45. Военная коллегия Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 46. Верховный Суд рф. Структура и полномочия.
  • 47. Пленум Верховного Суда рф. Состав и полномочия. Разъяснения Пленума вс рф по вопросам судебной практики, их значение.
  • 48. Президиум Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия
  • 49. Кассационная коллегия вс рф.
  • 50. Судебный коллегии вс рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 51. Председатель вс рф, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.
  • 52. Мировые судьи. Понятие, порядок назначения (избрания) и полномочия.
  • 53. Конституционный Суд рф. Полномочия и место в судебной системе рф. Состав суда.
  • 54. Решения Конституционного Суда рф, их юридическое значение.
  • 55. Арбитражные суды рф. Их система, задачи и полномочия. Высший Арбитражный Суд рф.
  • 56.Статус судей в рф. Общая характеристика.
  • 57. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.
  • 58. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.
  • 59. Недопустимость вмешательства в деятельность суда.
  • 60. Порядок назначения судей.
  • 61. Приостановление полномочий судей.
  • 62. Прекращение полномочий судей.
  • 63. Отставка судей.
  • 63. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.
  • 64. Органы судейского сообщества.
  • 66. Квалификационные коллегии судей, порядок их формирования и полномочия.
  • 67. Судебный департамент при вс рф. Система и полномочия. Роль Судебного Департамента в кадровом, организационном и ресурсном обеспечении судов.
  • 68. Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.
  • 69. Судебные приставы, их виды и полномочия.
  • 70. Требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава.
  • 71. Органы предварительного расследования, их задачи.
  • 72. Органы предварительного следствия. Их задача, система и полномочия.
  • 73. Органы дознания. Их задачи, система и полномочия.
  • 74. Оперативно-розыскная деятельность (орд). Понятие, задачи, органы ее осуществляющие.
  • 75. Прокуратура рф. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность прокуратуры рф.
  • 76. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорского надзора.
  • 77. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
  • 78. Принцип законности в организации и деятельности прокуратуры.
  • 79. Единство и централизация органов прокуратуры.
  • 80. Принцип независимости прокуратуры.
  • 81. Гласность в деятельности прокуратуры.
  • 82. Понятие отраслей прокурорского надзора, их система.
  • 83. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.
  • 84. Акты реагирования прокурора на нарушения закона при осуществлении общего надзора.
  • 85. Надзор за соблюдением прав человека и гражданина. Предмет надзора и полномочия прокурора.
  • 86. Полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания.
  • 87. Полномочия прокурора по надзору в местах лишения свободы, местах содержания задержанных и заключенных под стражу.
  • 88. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.
  • 89. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
  • 90. Система и структура органов прокуратуры (основные положения).
  • 91. Система и задачи органов военной прокуратуры.
  • 92. Генеральная прокуратура рф. Состав и структура.
  • 93. Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • 94. Коллегия в органах прокуратуры.
  • 95. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.
  • 96. Назначение прокуроров на должность, их подотчетность. Основания освобождения прокуроров от должности.
  • 97. Генеральный прокурор рф, порядок его назначения, полномочия.
  • 98. Прокурор субъекта рф. Порядок его назначения и полномочия.
  • 99. Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности.
  • 100. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре рф.
  • 101. Права и обязанности адвоката.
  • 102. Статус адвоката (приобретение, приостановление, прекращение).
  • 103. Приостановление и прекращение статуса адвоката. Основания и порядок.
  • 104. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.
  • 24. Гласность судебного разбирательства.

    Согласно ч. 1 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах

    открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях,

    предусмотренных федеральным законом.

    Смысл данного принципа состоит в возможности присутствия граждан при

    разбирательстве судебных дел. Возможность присутствия публики в зале

    судебного заседания свидетельствует о демократизме правосудия, не позволяет

    допускать какого-либо процессуального упрощенчества, требует от судей

    ответственного отношения к тому, чтобы решения, принятые в рамках открытого

    судебного процесса были максимально обоснованными и убедительными.

    Исключения из этого принципа, как уже было отмечено, могут

    устанавливаться не иначе как федеральным законом. Например, согласно ч. 2 ст.

    241 УПК РФ закрытое судебное разбирательство допускается на основании

    определения или постановления суда в случаях, когда: разбирательство

    уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной

    охраняемой федеральным законом тайны; рассматриваются уголовные дела о

    преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

    рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой

    неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может

    привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников

    уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

    этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного

    разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

    Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и

    иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании

    только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и

    исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и

    при исследовании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей,

    киносъемки, носящих личный характер. Кроме того, при рассмотрении уголовных

    дел лицо в возрасте до шестнадцати лет, если оно не является участником

    уголовного судопроизводства, допускается в зал судебного заседания только с

    разрешения председательствующего.

    В случае проведения закрытого судебного разбирательства должны в

    полном объеме соблюдаться все нормы процессуального закона, а принятое в

    закрытом заседании решение всегда оглашается публично.

    Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право

    делать письменные заметки по ходу судебного заседания, фиксировать его с

    помощью средств звукозаписи. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также

    трансляция судебного заседания суда по радио и телевидению допускается с

    разрешения судьи, председательствующего в судебном заседании.

    25. Судебная система рф, её структура и признаки.

    Судебная система РФ – это совокупность всех судов России, созданных на основании Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» и уполномоченных посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства в пределах своей компетенции осуществлять судебную власть.

    Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и федеральные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и федеральные арбитражные суды. Судами субъектов Федерации являются: конституционные суды субъектов Федерации и мировые судьи.

    Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются федеральными законами. Должности мировых судей и конституционные суды субъектов Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Федерации.

    Создание чрезвычайных судов в РФ запрещено Конституцией РФ, т.к. их существование ставит под угрозу соблюдение прав и законных интересов участников процессуальных правоотношений.

    Признаки судебной системы РФ:

      Единство, которое обеспечивается:

      ее конституционным закреплением;

      действием на всей территории РФ единых принципов и правил судопроизводства;

      единообразием применения всеми судами российского законодательства и норм международного права, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

      обязательностью исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

      законодательным закреплением единства статуса судей;

      финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

      Специализация судов: в системе выделяется три организационно обособленные группы судебных органов. Это связано с различием тех дел, которые разрешают эти суды. Внутри подсистем возможна специализация. Например, в подсистеме судов общей юрисдикции выделяются специализированные военные суды.

      Подведомственность. В связи с этим законодательно закрепляются различия правил судопроизводства – ГПК РФ и АПК РФ.

      Территориальный принцип построения – отражается в названии судебных органов, в правилах использования языка судопроизводства.

      Наличие звеньев судебной системы – группа судебных органов, действующих на равнозначных территориях и наделенных равнозначными полномочиями.

      Истанционность, т.е. деление судов на вышестоящие и нижестоящие.

    Один из двух основных компонентов судебной власти состоит в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам - судам, которые отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Такое отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, но и в порядке формирования судов.

    Особенности выполняемых функций требуют, чтобы суды формировались и действовали с соблюдением специальных правил - правил, которые коренным образом отличались бы от тех, что установлены для законодательных и исполнительных органов.

    В настоящее время суды всех видов и уровней образуются с соблюдением установленной законом процедуры. Реализация ее призвана обеспечить беспристрастный отбор судей, способных профессионально грамотно и честно рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела. Достижению данной цели призвано содействовать, в частности, установление системы гарантий, предупреждающих проникновение в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей. Такие "защитные средства" характерны для органов судебной власти. Для формирования органов законодательной и исполнительной властей закон не устанавливает детальных правил. Скажем, официально установленный перечень требований к кандидатам в депутаты Федерального Собрания или местных представительных органов значительно скромнее, чем тот, что существует для кандидатов на судейские должности. К кандидатам на те или иные (даже самые высокие) должности в исполнительных органах закон тоже не предъявляет жестких требований. От судей же требуется высокий уровень подготовки и компетентность, поскольку судебные ошибки чреваты очень серьезными, порой необратимыми последствиями для жизни, здоровья, свободы, прав и охраняемых законом интересов конкретных людей.

    Существенным моментом, характеризующим построение органов судебной власти, является обеспечение их независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышестоящих инстанций и судебного начальства). Этого не скажешь о законодательных и исполнительных органах. Особенно последних, где субординация, подчинение вышестоящих нижестоящим, обязательность указаний руководства считаются явлением вполне нормальным. Не предусматриваются какие-то особые меры, ограждающие законодателей (членов представительных органов) от влияния извне, поскольку сделать это практически невозможно. Данная категория людей в своей деятельности обязана руководствоваться внешними факторами, учитывать требования социальных и политических сил (партий, общественных объединений и т.д.).

    Но это не означает, что существует непроходимая пропасть между, с одной стороны, судебной, а с другой - законодательной и исполнительной властями, их органами. При всей их обособленности имеется немало точек соприкосновения между ними. Например, органы законодательной (представительной) власти издают законы, обязательные для исполнения всеми, в том числе судами, утверждают финансирование судов, размеры оплаты труда судей и других судебных работников. Органы судебной власти, со своей стороны, могут влиять, используя предоставленные им полномочия, на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а решение исполнительного органа - незаконным, при имеющемся на это основании. И это влечет за собой применение закона, обязывает соответствующие органы отказаться от реализации незаконного решения, рассмотреть вопрос вновь или пересмотреть данное решение.

    Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Эти процедуры, отражающие общечеловеческий опыт, жестко лимитируют все, что должно происходить в суде при рассмотрении им подведомственного вопроса. Основная их цель - обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Краеугольным камнем всех судебных процедур являются гласность, коллегиальность (с некоторыми исключениями), возможность участия представителей народа в вынесении решений, равноправие сторон, участвующих в разбирательстве дел, и ряд других, о которых речь будет ниже. Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила принятия решений и т.д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая характерна для судебных процедур.

    К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним относятся:

    Каждое из этих судопроизводств регламентируется достаточно подробным законодательным актом.

    Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

    Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст.118 которой, в частности, сказано: ” Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

    Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст.125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Конституционному Суду РФ напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные суды и другие подобные органы субъектов Федерации, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику.

    Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст.126 и 127, то им отведено несколько иное место, У них есть свои подсистемы судов. В отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.

    В наши дни структура всей судебной системы, в целом и ее подсистем может быть определена на основе анализа не только положений Конституции РФ, приведенных выше, но и ряда других законодательных актов: Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Положения о военных судах, а также некоторых постановлений Верховного Совета РФ, касающихся реорганизации военных судов.

    Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать два вывода. Они говорят, во-первых, о том, что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это, а равно на выполнение каких-то иных полномочий, образующих судебную власть. Никакие другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова "суд" или "судебный" (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд. Судебная палата по информационным спорам), не относятся к числу органов судебной власти, реализующих указанные выше полномочия - правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д. Предписания названных актов говорят, во-вторых, о том, что всю совокупность судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них входит Конституционный Суд РФ и Конституционный суд субъектов РФ, в другую - Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции и Верховный военный суд и военные суды, а в третью - Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

    Наибольшее количество судов входит во второй блок. В ст.126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются Верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) и мировые судьи. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют общими или гражданскими судами. Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу общих (гражданских) судов, поскольку им подведомственны, только такие дела, которые так или иначе затрагивают интересы военнослужащих, Вооруженных Сил и других воинских структур. Это специализированные суды, состоящие из военных судов гарнизонов, соединений, флотилий, армий, округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск, а также Военной коллегии - одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.

    В третий блок включены арбитражные суды субъектов Российской Федерации (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, и автономных округов), далее арбитражные апелляционные суды, арбитражные кассационные суды. Возглавляет этот блок Высший Арбитражный Суд РФ.

    Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение в российской судебной системе. По сказанному в ст.125 Конституции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он, не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными судами и подобными органами субъектов Федерации.

    Такой вид судебная система приобрела сравнительно недавно. До этого после судебной реформы, состоявшейся в 1922-1924 годах, она выглядела значительно проще: в нее входили только гражданские (общие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Верховный Суд РСФСР).15 декабря 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1991 года - арбитражных судов.28 декабря 1991 года принято Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР", в соответствии с которым эти органы, бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России. Другими словами, в нынешнем виде российская судебная система в целом существует с начала 1992 года, хотя в нее и внесены некоторые уточнения (подвергнуты корректировке наименования некоторых судов, а также структура подсистемы арбитражных судов).

    При освоении материала об устройстве судебных систем вообще, а не только российской, нужно иметь четкое представление о некоторых общих понятиях. К понятиям такого рода относятся прежде всего понятия "звено судебной системы" и "судебная инстанция".

    Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

    По этому признаку общие суды подразделяются на суды четырех звеньев (уровней):

    • *первое звено - мировые судьи * второе звено - районные (городские, межмуниципальные) суды;
    • * третье звено - суды субъектов РФ: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
    • * высшее звено - Верховный Суд РФ.

    Подобным образом подразделяются военные суды:

    • * первое звено - суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;
    • * второе звено - суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск;
    • * третье звено - Военная коллегия Верховного суда РФ.

    В систему арбитражных судов входят:

    • * первое звено - арбитражные суды субъектов Российской федерации (в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) * второе звено - арбитражные апелляционные суды суды
    • *третье звено - арбитражные кассационные суды
    • * четвертое звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

    Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

    Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления и о применении или неприменении уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанций могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий.

    Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе общих и военных судов в этом качестве могут выступать все суды, кроме судов основного звена.

    Широкое признание получил термин "надзорная инстанция". Им обозначаются подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать районные суды (по отношению к мировым судьям), суды субъектов РФ (по отношению к районным судам), а также коллегии и Президиум Верховного Суда РФ. Для военных судов такой инстанцией могут быть суды среднего звена - окружные (флотские), Военная коллегия Верховного Суда РФ. Для арбитражных судов - арбитражные апелляционные, арбитражные кассационные и Высший Арбитражный Суд РФ соответственно.

    Вышестоящей инстанцией или вышестоящим судом обычно называют суды, занимающие более высокую ступень по отношению к данному суду. Пользуются также весьма созвучным термином "высшая судебная инстанция". Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Введение

    1. Судебная система РФ

    2. Судебное звено и судебные инстанции

    3. Суды общей юрисдикции

    ·Районный суд

    · Мировой суд

    · Военные суды

    4. Верховный суд

    5. Арбитражный суд

    6. Конституционный суд

    7. Правовой статус судей в РФ

    Список литературы

    Введение

    Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда – признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.

    В Конституции РФ существует глава под названием «Судебная власть», устанавливающие отделение судебной власти от законодательной и исполнительной.

    Конституция и федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в редакции от 5 апреля 2005 г.) предусматривают, что только суды обладают особым видом государственной деятельности – отправлением правосудия.

    Цель данной работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.


    1. Судебная система Российской Федерации

    Современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

    В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции (ст.118,125,126,127) и Законом о судебной системе. Судебная система строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации, субъекты не в праве по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, которые не предусмотрены федеральным Законом «О судебной системе», так же они не должны устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Согласно п. «г» ст.71 Конституции РФ, Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности.

    Субъекты РФ вправе иметь собственное законодательство. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов.

    В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

    Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные суды) или федеральным законом (другие федеральные суды). Согласно ст.17 ФЗ «О судебной системе», ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

    К федеральным судам относятся:

    · Конституционный Суд РФ;

    · федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;

    · военные и специализированные суды;

    · федеральные арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

    Федеральные конституционные законы предусматривают создание других судов федерального уровня. Так, Закон об арбитражных судах предусматривает учреждение межрегиональных арбитражных судов округов.

    К судам субъектов РФ относятся:

    · конституционные суды субъектов РФ;

    · мировые судьи.

    Законодательством установлен исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Конституция не исключает возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции). Для таких судов характерно рассмотрение дел, имеющих свою специфику, либо наличие особенностей в организации. Пока в РФ специализированных судов не существует.

    Судебная система, существующая в настоящий момент, приобрела такой вид с 1 января 1997 года, когда был введен в действие «Закон о судебной системе».

    Система судов, которая осуществляет судебную власть в данный момент, должна гарантировать:

    · соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации по реализации функций государственной власти;

    · независимость судебной системы от законодательной и исполнительной ветвей власти

    · доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;

    · рассмотрение дел в судах и судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;

    · действенная защита прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;

    · право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом;

    · право граждан на участие в осуществлении правосудия.

    Недопустимо принятие законов, которые отменяют или умаляют самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивают судебную защиту человека и гражданина.


    2. Судебное звено и судебные инстанции

    Суды, которые входят в судебную систему, отличаются по объему полномочий, то есть совокупностью прав и обязанностей, которыми суд действует в определенной ситуации способом, предусмотренным законом.

    Суды, которые наделены однородными полномочиями, составляют звенья судебной системы.

    Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющий (выполняющее) конкретную судебную функцию. В зависимости от принадлежности суда к той или иной инстанции суд принимает решение по существу дела, проверяет законность и справедливость судебного акта, вступившего или не вступившего в законную силу, в том числе отменяет судебное решение ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

    Вся подсистема судебной власти имеет трехзвенную структуру – основное, среднее и высшее звено.

    Система федеральных судов общей юрисдикции включает:

    · основное звено – районные, городские (в городах без районного деления) суды

    · среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и автономных округов;

    · высшее звено – Верховный Суд РФ.

    Военные суды подразделяются на:

    · основное звено – гарнизонные военные суды;

    · среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

    · высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

    Система федеральных арбитражных судов включает:

    · основное звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

    · среднее звено – арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов;

    · высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

    Так же суды разделяются по их процессуальной компетенции, то есть правам и обязанностям, предоставленным законом.

    Стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией – судебная инстанция. В гражданском и уголовном судопроизводстве различают суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанций. Также выделяется самостоятельная апелляционная инстанция.

    К судам первой инстанции относятся те суды, которые уполномочены непосредственно исследовать и установить в судебном заседании обстоятельства дела и вынести по нему соответствующий судебный акт – решение или приговор.

    Суд второй инстанции (кассационной) инстанции проверяет законность, обоснованность и справедливость актов суда первой инстанции, по имеющимся в деле или дополнительно предоставленным материалам.

    Суды надзорной инстанции проверяют по протестам управомоченных лиц законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также решения суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах: судебного надзора и возобновления производства по уголовным и гражданским делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.


    3. Суды общей компетенции (юрисдикции)

    Суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на две подсистемы:

    · общие (гражданские) суды, которые рассматривают общие уголовные, гражданские и административные дела:

    · военные суды, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

    Высшим звеном в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ. Среднее звено представляют Верховными судами республик в составе федерального значения, краевыми судами, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов. Низшее звено представлено районными судами.

    Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. К среднему звену военных судов относятся окружные (флотские) военные суды. Низшее звено военных судов состоит из гарнизонных военных судов.

    Верховный Суд РФ создан в силу прямого предписания Конституции РФ. Другие суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Исключение составляют мировые судьи, должности которых упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, не были переданы в юрисдикцию другого суда.

    Суды общей юрисдикции рассматривать уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Также Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

    Правовой основой формирования судебной системы Российской Федерации является ст.118 Конституции РФ. На основе этой конституционной нормы разработан и принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.

    История развития судебной власти в России показала нецелесообразность и невозможность слепого копирования зарубежного опыта в этой части государственного строительства. Особо тщательно приходится примерять «чужие одежды» судам общей юрисдикции как наиболее преобладающему подразделению судов. Они ближе всего стоят к населению и на них особенно влияют политические, экономические и правовые условия, в которых им приходится функционировать. Очень важно учесть исторические условия формирования системы судов общей юрисдикции, сложившиеся веками традиции, правовую культуру.

    В Российской Федерации система судов общей юрисдикции построена с учетом федеративного устройства страны и административно-территориального деления.

    Закон «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 года предусматривает в российской судебной системе три звена:

    Верховный Суд РСФСР;

    Верховные суды автономных республик, краевые, областные суды и равные им по компетенции суды автономных областей и округов. В это же звено входили Московский и Ленинградский городские суды, действовавшие на правах областных судов;

    Районные (городские) народные суды.

    С распадом СССР Россия стала самостоятельным независимым государством, которая могла теперь формировать свое федеративное устройство, исходя из внутренних обстоятельств, сложившихся внутрироссийских экономических, этнических, социальных и других связей. Конституция 1993 года, принятая путем всенародного референдума, закрепила состояние Российской Федерации из 89 субъектов федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область и 10 автономных округов.

    При закреплении в Конституции наличия в России судебной власти (глава VII) и построения ее на более демократических началах пришлось учитывать основное назначение судебной власти - защита прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих в Российской Федерации. Для этого следовало приблизить суды, реализующие в первую очередь функцию правосудия, к населению. Объявленное реформирование судебной системы среди других условий предусматривало увеличение число звеньев судебной системы.

    В соответствии с законом «О судебной системе Российской Федерации» система судов общей юрисдикции состоит из шести звеньев:

    Верховный Суд РФ;

    Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;

    районные суды;

    военные суды;

    специализированные федеральные суды;

    мировые судьи.

    В ныне действующей системе судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ с нижестоящими судами связан только процессуально правовыми отношениями. Вопросами обеспечения деятельности судов занимается Судебный департамент, созданный на основе Федерального закона «О Судебном департамент при Верховном Суде Российской Федерации», вступивший в силу 14 января 1998 года.

    Полномочия мировых судей определены Законом РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года.

    Верховный Суд Российской Федерации согласно ст.126 Конституции РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В предусмотренных федеральным законом процессуальных формах он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Структура ныне действующего Верховного Суда : пленум, президиум, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, военная коллегия, кассационная палата.

    Председатель Верховного суда назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии этого суда. Заместители председателя и другие судьи Верховного суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному в свою очередь на представлении председателя Верховного Суда и заключении квалификационной коллегии этого суда (ст.102,128 Конституции РФ и ст.13 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

    Пленум Верховного суда действует в составе председателя, заместителей председателя и в него входят все судьи этого суда. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства.

    В состав Президиума Верховного Суда входят председатель, заместитель председателя и несколько судей, а всего Президиум действует в составе 13 судей.

    Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также военная коллегия действуют в качестве суда первой и второй инстанции. Они вправе также рассматривать дела, по которым конкретные судебные постановления вступили в законную силу.

    Осуществляя судебный надзор, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия и кассационная палата рассматривают дела в составе трех судей.

    Решения, принятые Верховным судом РФ по первой инстанции могут быть пересмотрены этим же судом в кассационном и в надзорном порядке.

    Ежегодно в Верховном Суде РФ рассматривается свыше 6 тысяч дел по первой инстанции и в кассационном порядке, около 5 тысяч дел пересматриваются в порядке надзора. Кроме того, в Верховном Суде разрешается свыше 90 тысяч жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения судов Российской Федерации. 11 Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2000.с.30.

    Статья 104 Конституции РФ наделила Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы. Вопрос о внесении в Государственную Думу соответствующих законопроектов решается Пленумом Верховного Суда РФ. 22 Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2000.с.30. В настоящее время идет активная реализация судебной реформы, формируется законодательная база, вносятся существенные изменения в законодательство, поэтому Верховный Суд РФ широко пользуется правом законодательной инициативы. С момента принятия Конституции РФ Верховный Суд РФ 16 раз использовал свое право законодательной инициативы, которая была с предложениями о рассмотрении законодательной властью ряда проектов федеральных законов («О судебном сообществе РФ», о внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс РФ, ГК РФ, УК РСФСР, ГПК РСФСР, УПК РСФСР и ряд других законов).

    Описывая судебную систему РФ, мы исследуем ее по уровням, начав с Верховного Суда РФ, находящегося на высшей ступени судебной иерархической лестницы.

    Третий уровень, находящийся ближе всех в системе судов общей юрисдикции к Верховному Суду РФ, занимают верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов.

    Перечисленные суды обладают одинаковой компетенцией. В их ведении рассмотрение по первой инстанции наиболее сложных гражданских и уголовных дел. Они выступают в качестве второй инстанции при проверке дел по кассационным жалобам и кассационным протестам, поступившим из районных судов. Надо полагать, коль скоро для решений мировых судей не предусмотрено кассационного обжалования, то проверка решений, выносимых апелляционной инстанцией будет производиться судами третьего уровня в качестве третьей инстанции. Пересмотр судебных решений указанными судами производится в кассационном и надзорном порядке.

    Кассационный пересмотр осуществляют судебные коллегии по гражданским и по уголовным делам. Пересмотр дел в надзорном порядке производится Президиумом. В состав Президиума входят председатель суда, заместители председателя и ряд наиболее опытных судей. Президиум имеет нечетное количество членов в своем составе. В кассационном порядке пересматриваются судебные решения, не вступившие в законную силу, в надзорном порядке - вступившие в законную силу.

    Вторым звеном в системе судов общей юрисдикции являются районные суды. До введения мировых судей они составляли первое и основное звено, поскольку рассматривали основную массу гражданских, уголовных дел и административных материалов. В настоящее время объем работы районных судов можно определить через подсудность дел. Подсудность дел районным судам можно определить, исключив дела подсудности вышестоящим судам, а также мировым судьям и военным судам. Появление мировых судей и внесение изменений и дополнений в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы федеральными законами от 7 августа 2000 года произвели наделение районных судов полномочиями суда второй инстанции. К их компетенции отнесен пересмотр судебных решений, принятых мировыми судьями, в апелляционном порядке.

    Специфика апелляционного пересмотра состоит в том, что, в отличие от пересмотра в кассационном и надзорном порядке он представляет возможность нового рассмотрения дела с личной явкой участников процесса, свидетелей, экспертов, проверкой различных доказательств и вынесением нового решения. Согласно дополнениям в процессуальное законодательство районный суд, либо утверждает тот приговор (решение), который вынес мировой судья, либо выносит новый.

    В порядке реализации Концепции судебной реформы в декабре 1998 года принят закон «О мировых судьях в Российской Федерации».

    Статья 1 указанного закона говорит, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

    К компетенции районных судов относится также рассмотрение жалоб на действия и решения должностных лиц, нарушающих права граждан на стадии предварительного расследования преступлений.

    Мировые судьи осуществляют свою деятельность на судебных участках с численностью населения от 15 до 30 тысяч человек. Количество судебных участков и соответственно число мировых судей определяется по законодательной инициативе субъектов РФ, согласованной с Верховным Судом РФ и устанавливается федеральным законом (ст.4).

    Поскольку мировые судьи являются судьями субъекта Федерации, порядок их назначения на должность отличается от порядка назначения на должность федеральных судей. Субъект Федерации в лице законодательного органа государственной власти определяет порядок назначения на должность мировых судей путем избрания представительным органом или населением.

    Статья 5 Закона объявляет требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи: достижение 25 летнего возраста, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, несовершение порочащих его поступков, сдача квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

    Назначается (избирается) мировой судья на срок, определенный субъектом федерации, но не более, чем на 5 лет. Повторно на ту же должность мировой судья также может быть назначен на срок, хотя и установленный субъектом федерации, но не менее, чем на 5 лет.

    В компетенцию мировых судей входит рассмотрение определенных категорий гражданских дел, не отличающихся особой сложностью, уголовных дел, не влекущих применения суровых наказаний. Мировые судьи будут рассматривать также все дела об административных правонарушениях.

    Дела, которые предстоит рассматривать мировым судьям, несложны только с точки зрения профессиональных судей и квалифицированных юристов. Для населения же и для каждого конкретного гражданина все дела, разрешение которых входит в компетенцию мировых судей, будут ощущаться как важные, ибо за ними, кто бы из судей их не слушал, стоят человеческие трагедии, боль, утраты, изменения в судьбе. Это подтверждает даже краткое перечисление дел, отнесенных к компетенции мировых судей.

    Уголовные дела, рассматриваемые мировыми судьями, это дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы: гражданские дела, связанные с выдачей судебного приказа, дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающем пятисот минимальных размеров оплаты труда и некоторые другие категории дел.

    Уже названные категории дел свидетельствуют о том, какую важную роль в жизни общества будет играть мировой судья, поэтому он должен быть доступен и понятен людям (миру), предполагается, что он будет доступным, поскольку ближе из всех судов находится к населению, чтобы скорее «гасить» конфликтную ситуацию, возникшую между отдельными членами общества и «умиротворять»людей, способствуя обретению или сохранению состояния социальной стабильности праведным решением (и поэтому судья - мировой).

    Делопроизводство мирового судьи должно отличаться четкостью, простотой и понятностью для любого гражданина.

    Предполагается, что аппарат мирового судьи , обеспечивающий его работу, будет немногочисленным: помощник мирового судьи, как занимающий должность государственного служащего категории «Б», должен иметь высшее юридическое образование, и секретарь как служащий государственной категории «В» должен иметь средне-специальное образование. 11 Проект положения об аппарате мирового судьи Ростовской области. Ростов-на-Дону. 2000. С.4.

    Военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил по территориальному принципу - по месту дислокации войск и флотов.

    Как органы правосудия, военные суды выполняют единые для всех судов общие задачи, которые в специфических условиях Вооруженных сил проявляются как поддержание законности и установленного порядка несения воинской службы.

    Военные суды под таким названием стали действовать с 21 апреля 1992 года после упразднения военных трибуналов, дислоцированных на территории РСФСР. Они включены в судебную систему РФ. Новый закон «О военных судах Российской Федерации» был принят 20 мая 1999 года Госдумой и 9 июня одобрен Советом Федерации.

    Военные суды не являются судами чрезвычайными, создание которых запрещено ч.3 ст.118 Конституции РФ.

    Систему военных судов образуют: гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды и военная коллегия Верховного Суда РФ.

    Всего в РФ имеется 9 окружных военных судов, 3 флотских военных суда и действующий на правах Военного суда округа военный суд Ракетных войск стратегического назначения.

    Военные суды рассматривают:

    уголовные дела, в совершении которых обвиняются военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы;

    дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;

    гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

    Решения Военной коллегии могут быть пересмотрены в кассационном и надзорном порядке коллегиями Верховного Суда по гражданским и по уголовным делам, а также Президиумом Верховного Суда РФ.

    Практика обращения военнослужащих с жалобами в военный суд за защитой своих прав и свобод получила широкое распространение. Если в 1993 году с такими жалобами в военные суды обратилось около 3 тысяч военнослужащих, то в 1998 году - свыше 42 тысяч. В военные суды обращаются все категории военнослужащих. Батова С.А., Боботов С.В. и др. Судебная система России. М. 2000. С.193.

    Изложенная тема с указанием различных особенностей отдельных судов предоставляет возможность дать определение судебной системы в Российской федерации: Авторы, исследующие проблемы судебной власти и судебной системы, дают разные определения последней.

    Судебная система - это совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной власти. Там же.с.114.

    На взгляд автора, судебную систему Российской Федерации следует определять, учитывая, что независимая судебная власть, которую представляют суды, это одна из самых основных, даже ни с чем не сравнимых ценностей, необходимых каждому и всему нашему обществу в целом. Ценность еще не осознаваемая большинством населения из-за отсутствия разъяснения значения права, значимости полноценной независимой судебной власти.

    Россия практически весь период своего исторического развития, рождаясь в неописуемых и до конца не описанных муках, выстрадала право иметь судебную власть. И вот в главе 7 Конституции России было обозначено и закреплено ее рождение.

    Россия сейчас больше, чем другие страны, нуждается в постижении сути и смысла доктрины разделения властей и независимости суда. Крупная российская конституционная инициатива, возможно, является первой в истории нашей страны.

    Независимая судебная власть должна иметь и органы реализующие ее функции, также независимые друг от друга внутри своей системы и это важно подчеркнуть. Не будет суд и судьи независимыми, если они будут оглядываться на то, как оценят их деятельность вышестоящие суды. Процессуальная связь между судами по конкретным делам - это обязательная, предусмотренная законом процедурность, обеспечивающая в конечном счете получение решения, характерной особенностью которого будет истинность , т.е. установление несомненного, непререкаемого положения, закрепленного в акте судебной власти. Да, разделение властей предполагает независимость и самостоятельность каждой ветви государственной власти друг от друга. Но судебная власть не сможет быть уравновешивающим началом, если она не будет действовать уверенно на основе внутреннего разумения, на основе высоконравственного профессионализма, скрепленного Законом. И каждый судья, каждый судебный орган должен вершить суд так, чтобы было ясно: он является законодателем по конкретному делу. Ведь решение суда - это закон по конкретному делу, спору, ситуации. Как показывает практика, более 95 % судебных актов (решений, приговоров, судебных приказов, постановлений) не обжалуются сторонами и участниками процесса. Это означает, что на каждом конкретном участке перед лицом населения судебная власть в подавляющем большинстве выносит непререкаемые решения. Мировой судья - являющийся первым звеном в судебной иерархии, тем более должен иметь, проявлять и демонстрировать свою независимость, что утверждает авторитет судебной власти. Подавляющее число населения России должно находить правду, и познать полноту справедливости не на верхней иерархической ступени судов, а внизу - на самой первой ее ступени.

    Всякий суд, предусмотренный Конституцией РФ и действующий на основе Конституции, конституционных федеральных и федеральных законов, является государственным органом судебной власти и существляет ее от имени государства. Судебная власть проявляется также в обязательности исполнения судебных актов.

    Судебная власть занимается правоприменительной деятельностью не только в форме правосудия.

    Реализуя предусмотренную Конституцией РФ функцию судебного контроля , судебная власть обладает реальной возможностью не применять юридические акты, которые носят не правовой характер и из правового явления (формы выражения права) превращаются в средство противоправного нормотворчества и инструмент насилия.

    С учетом изложенного, предлагается следующее определение судебной системы в Российской Федерации.

    Судебная система в Российской Федерации - это совокупность независимых судов, реализующих функцию судебной власти, имеющих общие задачи по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей, объединенных едиными принципами организации и деятельности, применяющих одни и те же материальные законы и подчиняющиеся инстанционному согласованному процессуальному законодательству.