Полевой врач достижение вов. Военные медики вов. Щербаченко мария захаровна

Здравствуйте, дорогие друзья. В мире онлайн-игр всевозможные симуляторы уже давно занимают весомое место, но, пожалуй, никакой симулятор ведения автомобиля, поезда, самолета или корабля не сравнится с симулятором танка. Потому что одно дело – просто бороздить дороги, моря или облака, и совсем другое – при этом еще и солидные плюхи отвешивать. Сегодняшние наши размышления призваны установить самый лучший танк в World of Tanks, поскольку именно это детище белорусских разработчиков получило больше всего внимания и любви от любителей онлайн-игрушек: в одном только рунете подписчиков более миллиона.

Из этой статьи вы узнаете:

Куда бежать, на что смотреть?

«Мир Танков» на то и целый мир, что число моделей в игре немного недотягивает до пятисот. Иными словами, вопрос выбора может поставить в тупик опытного игрока, а новичок и вовсе может на несколько дней потерять сознание. Хорошо что существует такое изобретение человечества, как классификация, и техника в WoT сгруппирована, во-первых, по нациям (советские, немецкие, британские, американские, французские, китайские и японские), во-вторых, по типу вооружения и брони (лёгкие, средние, тяжёлые, ПТ-САУ и САУ). Можно еще разделить все имеющиеся в игре танки по способу их получения игроком на обычные (которые покупаются за игровую валюту), премиумные (тут, понятное дело, без вложения реальных денег не обойтись) и подарочные или акционные (бесплатные танки, даются за выполнение определенных заданий или участие в акциях).

Вопрос о «самолучшести» танка, пожалуй, некорректен – танки все-таки разных типов, и спорить о том, на чем лучше играть – на тяже или на ПТ, это то же самое что сравнивать стол со шкафом. Разные модели предназначены для разных задач, поэтому мы рассмотрим несколько машин, которые могут быть признаны лучшими в своей группе.

К чему стремиться?

Легко сказать, что развитие должно быть основано на предпочтениях игрока. Что, в общем, вполне логично – одни любят выступать в роли «светляка», другие – сидеть в засаде. Вот только светить и прятаться тоже можно по-разному, так что вопрос о том, какой купить танк, чтобы в дальнейшем не разочароваться, это вопрос очень личный. Конечно, можно почитать гайды (что вообще обязательно, если вы не хотите постоянно проигрывать), но чтобы выбрать нужную ветку развития, необходимо вначале определиться, что вы хотите получить в конце. Поэтому начнем мы с конца и сделаем небольшой обзор самых популярных и эффективных танков 10 уровня.

Тяжёлые танки

Главная задача тяжёлых танков – «выдавливать» фронт. А для этого они должны быть очень толстыми по броне и довольно серьезными по урону. Короче, тяжёлые танки именно «танкуют», то есть прутся напролом. Конечно, под удар лучше не подставляться, ведь даже на самую крепкую броньку найдётся такой снаряд, который пробьёт её очень хорошо. И все же именно тяжёлые танки лучше всего подходят для тех, кому по душе агрессивный стиль игры. Танковать можно по-разному – от башни, от борта, ромбом, обратным ромбом и т.д. Какую тактику выбрать, зависит от множества вещей. Например, немецкий «Тигр» больше хорош, скажем так, во второй линии, потому что броня у него для тяжей довольно средняя, зато лупит хорошо. С другой стороны, Тигром можно вполне себе успешно танковать и в первой линии, если в противниках главным образом его одноклассники.

Так какие качать все-таки? Мы остановились на двух моделях, и никак не можем выбрать, какая из них лучше, так что расскажем про обе.

ИС-7. Советский. Некогда был ну просто супертяжёлым танком, на данный момент разработчики его малость понерфили (примечание редакции, понизили показатели), но он все равно входит в топ лучших тяжей. очень здорово, бегает довольно быстро. Броня, правда, средненькая, но из-за углов наклона брони часто рикошетит, и даже если в вас целятся сбоку, могут попасть в фальшборт. Если катаетесь на ИС-7, старайтесь не поворачиваться к противнику тылами – от такого попадания танк горит ясным пламенем.

Е-100. Серьезный такой немецкий тяж, с очень крутой броней и соответственно слабоватым дамагом. Дается на выбор две пушки, которые различаются показателями скорострельности, бронебойности и урона. Большой и медленный, так что представляет собой хорошую цель для артиллерии, но благодаря размерам может, например, тот же ИС-7 в лоб пробить. Страшный танк, в общем. Его боятся. К тому же у него аж 2700 , а если поставить танк ромбом, то часто случаются рикошеты и непробития даже в НЛД (примечание редакции, нижняя лобовая деталь).

Средние танки

Удерживать урон они не предназначены. Их работа – заходить с тыла или с фланга, наносить постоянный (хоть и небольшой) урон и при возможности работать светильниками. У средних танков нет такой серьезной брони, как у тяжей, зато они намного подвижнее, и в силу постоянной возможности стрелять зачастую за бой в целом наносят больше урона, чем тяжеловесы.

Живое олицетворение всего сказанного о «середнячках» выше – танк Т-62А. Главное достоинство Т-62А – точность и скорострельность орудия, особенно если экипаж прокачан. В умелых руках этот танк позволяет держать машину противника на гусле весь бой, да что там одного противника – можно застопорить трех нубов за углом (особенно если они не сообразят, что можно атаковать одновременно, выползают по очереди, а вы им плюхи раздаете, ибо скорость перезарядки позволяет).

Плюс в его ветке развития находятся модели, которые легко освоить даже новичку (например, легендарный Т-34, Т-34-85 и А-44).

Лёгкие танки

Скажем сразу, если вы начинающий игрок, ваш первый танк (в рамках стремления и развития) ни в коем случае не должен быть лёгким. Сложно очень. Во-первых, броня у них натурально бумажная (за исключением песочных французских, которые сильно рикошетят, но зато ползают как черепахи). Во-вторых, единичный урон. Казалось бы, зачем они вообще нужны?

Нужны, еще как нужны! Плюшек у лёгких танков тоже достаточно. Во-первых, они самые маневренные в игре, отсюда вывод – «сначала догони, потом отлупи». Так что если крутить башкой на 360 градусов и вовремя сматываться, успех обеспечен. Во-вторых, у лёгких танков самая лучшая маскировка, их труднее всего заметить, зато они, собственно, и предназначены для того, чтобы светить машины противника. Есть и еще одна особенность – балансер боев заведомо определяет лёгкие танки в бои более высокого уровня. Для одних это не очень хорошо (ибо проигрыш), для других наоборот (опыт). Впрочем, все вполне логично – постоянно играть на лёгком танке под силу только игрокам с прямыми руками. А неумелых тормозов в WoT тоже хватает, поверьте.

Если говорить о лучшей легковесной модели, то на наш взгляд – это китайский WZ-132. Чем он хорош – даже в стоке он уже приносит полноценную помощь команде, а элитный WZ-132, да еще в умелых руках, создан не для того, чтобы подставляться под ваншот, а для того, чтобы тихо посветить, ну и при желании пострелять из укрытия.

Противотанковая самоходно-артиллерийская установка

Она же ПТ-САУ или просто «пэтэшка». Маскировка у ПТ очень хорошая, ее назначение – на большом расстоянии наносить серьезный урон, помогая удерживать фланги и линии прорыва противника. Спереди они хорошо бронированы, а с бортов и сзади картонные, к сожалению. Разовый урон у них намного больше урона тяжёлых танков, зато сведение прицела занимает в большинстве случаев ну просто непозволительно долгое время.

Новичкам можно начать с американских ПТ – в отличие от большинства других моделей у американцев есть башни, что позволяет быстрее адаптироваться. Если же говорить о самой крутой ПТ-шке в игре, то на наш взгляд – это французская AMX 50 Foch (155). Пробитие на пятерку, у орудия есть барабан на три снаряда. Довольно маневренная, а лобовая броня часто рикошетит. Может разнести любой танк буквально за секунды.

Самоходно-артиллерийская установка

Она же САУ или просто арта. Брони лишена начисто, но бьет мощно и издалека. Режим боя у арты особый – вы будете видеть карту боя сверху. Если вы начинающий игрок, лучше обратите внимание на британскую и французскую ветки. Конечно, одной из самых лучших САУ считается советская Объект 261, но докачаться до нее не так просто. Поэтому в этом обзоре в лучшие арты мы произведем Bat. -Chatillon 155 58. Французская машинка, урон поменьше, чем у одноклассников, зато барабан на 4 снаряда.

Кроме того, мелкая и маневренная, соответственно незаметная, а чуть что – ноги в руки и бежать, и фиг догонишь. В идеале менять позицию можно во время перезарядки – и для боя польза, и время правильно потрачено.

А теперь про уровни

Уровней развития в игре, как известно, десять. Причем практика показывает, что самые распоследние уровни не такой популярностью пользуются, как предпоследние (по статистике именно восьмой уровень самый играбельный и популярный среди игроков). Сейчас объясним, почему.

Первые четыре (или даже пять) уровней среди игроков имеют несколько насмешливое название «песочница». Ну в самом деле – если у вас танк 2 уровня, ничего особенного для игры не требуется. Это своего рода проба пера, люди просто изучают обстановку и решают, какой стиль игры им подходит больше всего.

Уровни с 5 по 7 – своеобразный «прибыльный» период. Фарм, фарм и еще раз фарм. Потому что чем дальше, тем дороже становятся бои.

8, 9 и 10 уровень – все, потолок. Жутко повышает самооценку и позволяет командовать неумелыми соратниками в голосовом чате. К тому же денег за участие в боях на этих уровнях нужно много, очень уж дорогие снаряды и ремонт.

И вот, сделав обзор по верхам, мы вернулись к началу – как быть новичку и какую ветку развития выбрать?

В песочнице разница между классами танков не так уж и заметна (разве что понятны особенности артиллерии). Выбор стиля игры тоже затруднителен, ведь до 4 уровня можно не особо напрягаясь прокачаться за пару-тройку часов. Следовательно, начинающему игроку в первую очередь нужно выбрать такую ветку, благодаря которой он сможет понять как можно больше игровых аспектов. Плюс ко всему новичку не следует замахиваться на слишком сложные вещи, а это значит, что:

  • У танка должна быть высокая точность орудия и хороший DPM;
  • Броня тоже должна быть достаточной для того, чтобы выдержать ошибки новичка;
  • Немаловажное значение имеет маневренность;
  • Ветка развития должна содержать машины, лёгкие для освоения и соответствующие названным выше требованиям.

На наш взгляд, первое, чем должен озаботиться новичок, это отдать дань патриотизму. Тем более что это полезно для игрового здоровья.

Имеется в виду ветка советских тяжеловесов, ведущая к ИС-7. Чем она хороша – уже с 5 уровня вам придется ездить на почти идеальных тяжёлых танках (ну, с некоторыми незначительными отступлениями). К тому же помимо ИС-7, в этой ветке есть еще два танка, которые в боях разных режимов становятся лидерами – это ИС-3 и КВ-1.

Но если у вас в ангаре всего один танк, это скучно. К тому же нередки случаи, когда вас лупят задолго до конца боя. Так что можно доукомплектовать ангар и попутно освоить другие виды техники.

Для начала будет достаточно трех веток. Одна у вас уже есть, предлагаем еще две:

  • ветка средних танков made in Soviet, которая ведет к Т-62А;
  • ветка ПТ-САУ made in France, ведущих к AMX 50 Foch (155).

А в завершение скажем

Прямые руки рулят. С прямыми руками любой танк – лучший.

Впрочем, это не мы сказали, а Капитан Очевидность. :)

С другой стороны, пряморукость приходит в процессе игры на отдельно взятом танке. Так что пробуйте. В конце концов вы найдете свой стиль и укатаете всех, а еще лучше, если найдёте свою команду, собранную из ваших друзей. Вместе с ними читайте наш блог и покажите противникам кто вы и на что вы способны! На сегодня всё, до новых встреч и хорошей игры.

02.02.2007, 17:09

В книгах постоянно говорится, что немцы имели большие трудности с запуском танков в холода. Как они это делали? Почему у нас не возникало таких трудностей?

02.02.2007, 20:06

Трудности возникали у всех, но пишут про немцев (это такая традиция). Отогревали двигвтель кострами и заводили. Или с толкача зводили, толкали другим танком есно. :) Для этого иногда 1-2 машины не глушили на ночь.

03.02.2007, 12:23

дизеля в мороз хуже бензиновых двигателей заводятся,
у советов должно было быть больше проблем с 34ками

03.02.2007, 15:12

Я могу себе представить костёр под дизелем, а как отогревали немецкие тяжёлые танки, если уних из-за течей мог быть бензин на дне моторного отделения?

05.02.2007, 17:24

В книгах постоянно говорится, что немцы имели большие трудности с запуском танков в холода. Как они это делали? Почему у нас не возникало таких трудностей? У нас видимо по разному. В танках М4А2 для облегчения зимнего пуска использовались две факельные форсунки с запальными свечами на каждый двигатель. В танках Мк II было тоже что-то похожее.
Интерес конечно представляет эксплуатация танка Т-34 в зимнее время поскольку там ничего подобного не имелось (зимние условия для двигателей семейства В-2 начинаются при температуре +5 и ниже).
Сначала некоторые общие положения. Вообще-то в руководстве рекомендуется в зимнее время в системе охлаждения заменять воду этиленгликолевым антифризом. Но поскольку это очень дорогой продукт, рекомендуется так же применять спирто-водо-глицериновые смеси и доливать их в процессе эксплуатации смесью из 50 % спирта и 50 % воды.
Основные трудности зимней эксплуатации танка сказываются при запуске холодного мотора. Мы имеем в виду прежде всего нередко наблюдаемое застывание масла на трущихся поверхностях двигателя и застывание дизельного топлива. Застывшее масло при заводке холодного двигателя не сразу поступает к подшипникам, и запуск мотора с холодным маслом приводит к сильному износу трущихся поверхностей, а иногда и к расплавлению подшипников. Кроме того, переохлаждённый мотор всегда вызывает повышенный (на 20...25%) расход горючего.
Под действием низкой температуры сильно застывает и густеет также смазка, находящаяся в агрегатах трансмиссии и ходовой части. Поэтому в сильные морозы, особенно после длительной стоянки, трогание танка с места сильно затруднено. Трогать же танк с места рывками ни в коем случае нельзя. Рывки приводят обычно к выходу из строя фрикционов, шестерён коробки перемены передач и к другим поломкам и авариям.

Температура воды в этой системе должна быть не ниже +55°С и не выше 105°С, температура выходящего масла должна быть не ниже +50°С и не выше 105°С.
Теперь собственно о запуске двигателя. При остановке танка на непродолжительное время подразумевается, что он отапливается. Для обогрева танка применяют танковые каталитические обогреватели «Промотор» и танковые печи. В моторном отделении танка Т-34 по.бокам мотора (между мотором и радиатором) устанавливаются два обогревателя «Промотор». Располагаются они на местах аккумуляторов, которые на это время вынимают.

При обогреве танка печью необходимо закрывать его брезентом и открывать подмоторный люк. Описание устройства печи дано в «Кратком руководстве по обогреву машин в зимних условиях».
При стоянке на длительное время- сливают масло, воду со спиртом (или антифриз), очищают все трубки насухо, вынимают аккумуляторы и ставят их в теплое помещение. Если нужно ехать- устанавливают аккумуляторы, заливают систему охлаждения разогретым до температуры 50...60°С антифризом, а при отсутствии его - горячей водой (нужно 13...15 ведер воды, подогретой до 90...100°С). Заправляют масляные баки разогретым до температуры 85...90°С маслом.
При транспортировке танков по железной дороге в зимнее время необходимо предварительно вынуть из танка аккумуляторы, слить в тару из системы охлаждения мотора низкозамерзаюшую жидкость или воду, а из масляной системы масло. Перевозить их нужно в отапливаемом вагоне.

06.02.2007, 01:09

Для обогрева танка применяют танковые каталитические обогреватели «Промотор» и танковые печи. В моторном отделении танка Т-34 по.бокам мотора (между мотором и радиатором) устанавливаются два обогревателя «Промотор». Располагаются они на местах аккумуляторов, которые на это время вынимают.
Я не совсем понял, аккумуляторы вынимают на ночь? Куда их девают? Как работают катлитические обогреватели?

У Т-34 трансмиссия обогревется вместе с двигателем, но у немцев она была впереди. Как быть?

Для обеспечения надёжной работы танка зимой необходимо применять соответствующие зимние горюче-смазочные материалы и сохранять нормальную для работы мотора температуру воды и масла.
То есть ночью под танк надо ставить печку и накрывать машину брезентом. В боевых условиях это выглядит не совсем реально... Остаётся не глушить двигатель?

Танковую печь устанавливают на земле под моторной.частью танка в специально вырытой траншее.

А если бензопроводы у Пантер дали течи, то...

Пока у меня вопросы плодятся быстрее ответов:) Но одно ясно наверняка, эксплуатация танка зимой это сплошная проблема. Зимой танк наверно сжигает ресурса в несколько раз больше, чем летом.

06.02.2007, 10:13

Я не совсем понял, аккумуляторы вынимают на ночь? Куда их девают? В зимнее время аккумуляторы из-за охлаждения имеют не более 50% своей нормальной емкости и дают большое падение напряжения при нагрузке. Поэтому требуется своевременно подзаряжать их. Начиная со степени заряженности в 3/4, нужно отдавать батарею на подзарядку (на зарядную станцию).
При длительной остановке необходимо снимать аккумуляторы и ставить их в утеплённое помещение (землянку).
Если же обстановка не позволяет снять аккумуляторы, то для предохранения электролита от замерзания их необходимо утеплить (укрыть) войлоком, мешком, брезентом или другими подручными средствами и строго следить в дальнейшем за их состоянием.
Как работают катлитические обогреватели? Не знаю. Что собой представляют утепленные вагоны для перевозки танков тоже.
У Т-34 трансмиссия обогревется вместе с двигателем, но у немцев она была впереди. Как быть? В принципе на Т-34 трансмиссия (кроме ГФ) в отдельном отсеке, отделенном от двигательного перегородкой. Кстати не указано, чтобы оттуда сливалось масло при длительной стоянке.
А если бензопроводы у Пантер дали течи, то... Возможно, что там вообще особых проблем не было. Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса.
Пока у меня вопросы плодятся быстрее ответов:) Но одно ясно наверняка, эксплуатация танка зимой это сплошная проблема. Зимой танк наверно сжигает ресурса в несколько раз больше, чем летом Смотря насколько танк приспособлен для эксплуатации зимой.
Например, ИС-3 имел подогреватель типа паяльной лампы, которая работала на бензине, вставлялась снаружи и через соответствующее отверстие разогревала охлаждающую жидкость двигателя.
Некоторые общие положения, изложенные в руководстве по эксплуатации (1953 г.): Категорически запрещается заводить двигатель без подогрева при температуре +5 градусов и ниже. Также
запрещается проворачивать коленвал двигателя стартером при пониженной температуре без подогрева.
Запуск двигателя начинается с налаживания подогревателя, потом им разогревается жидкость в системе охлаждения и поддерживается заданная температура в течении 20-25 минут. Экипаж при этом не должен находится в танке во избежании угорания.
При стоянке более 12 часов сливается масло, охлаждающая жидкость. Про аккумуляторы ничего не сказано- остаются на месте. Впрочем длительная стоянка возможна и без слива- танк накрывается брезентом, в окопе устанавливается печь под специальным люком в днище. Дымоход выводится сбоку между катков. Категорически запрещается топить печь жидким топливом. Категорически запрещается разводить костер под днищем танка.

Танк Т-62 имел форсуночный подогреватель органически встроенный в систему охлаждения двигателя и подогревающий охлаждающую жидкость в системе охлаждения и масло в системе смазки двигателя. Подогреватель состоит из котла с форсункой и топливной системы, включающей в себя носос с электродвигателем и дублирующим ручным приводом и топливные патрубки в которых происходит разогрев топлива перед подачей в форсунку. Подогреватель запускается при помощи двух запальных свечей, в случае неработоспособности электроподжига от факела через специальное отверстие. Продукты горения выводятся наружу через соответствующий лючок. Запускать холодный двигатель при температуре +5 и ниже категорически запрещается. При температуре воздуха до -20 подогреватель прогревает охлаждающую жидкость до температуры 80-90 градусов, при температуре от -20 до -30 до 90-95 градусов. Про слив антифриза и масла, установки печки в окопе (во время стоянки более 12 часов) я в руководстве не нашел. Описаны действия для поддержания танк в готовности к движению. Танк накрывается брезентом и присыпается снегом, если температура жидкости падает до +40 градусов нужно включить подогреватель и нагреть ее до 80-90 градусов. Если вместо незамерзающей жидкости вдруг используется вода, при первом запуске двигателя через систему охлаждения проливается вода, нагретая до 90-95 градусов, радиатор заправляется горячей водой, на стояке вода каждые 30 минут нагревается подогревателем до 80-90 градусов.

06.02.2007, 18:52

Ещё немцы использовали Кюбельваген от которого шёл вал к двигателю танка. Никак не могу найти картинку. Буду ещё искать:)

08.02.2007, 00:19

Смотря насколько танк приспособлен для эксплуатации зимой.
Судя по тому, что вы запостили самые приспособленные были американцы и немцы. А если ещё сузить пьедестал, то кто лучше? ;) У меня нет инфы по теме, поэтому с интересом почитаю мнения более сведущих

08.02.2007, 13:28

Судя по тому, что вы запостили самые приспособленные были американцы и немцы. А если ещё сузить пьедестал, то кто лучше? ;) У меня нет инфы по теме, поэтому с интересом почитаю мнения более сведущих Лучше, видимо, бензиновый двигатель воздушного охлаждения со вспомогательным движком (ВСУ) для подзарядки аккумуляторов и облегчения запуска основного двигателя.

08.02.2007, 14:13

Тогда Шерман? Неожиданно как-то.

08.02.2007, 17:30

Тогда Шерман? Неожиданно как-то. А почему неожиданно? Там в принципе и с мотором жидкостного охлаждения особых проблем не видно. Порядок запуска двигателя "Форд" при температуре ниже 40 градусов (здесь и далее по Фаренгейту) практически тот же, что при температуре выше 40 градусов, нужно разьве что увеличить подачу топлива. Начиная с температуры 32 градуса в систему охлаждения конечно надо заливать антифриз- при 30 градусах- 1 пинту на галлон воды, при 20 градусах- 1,5 пинты, при 10- 2 пинты и т.д., при -50...-70- 5 пинт на галлон. Существует зимняя смазка. Зимнее масло для температур от +32 градусов до 0. При длительных стоянках при температуре ниже 0 масло из трансмиссии нужно сливать. При стоянках свыше 5 часов при указанной температуре в масло двигателя рекомандуют добавлять бензин или солярку. Аккумуляторы понятно требуют внимания (хотя двигатель можно запускать и рукояткой). Главное чтобы при минусовых температурах они были заряжены до нормы. Полностью разряженный аккумулятор при +5 градусах выходит из строя. С заряженным аккумулятором можно нормально запускать двигатель стартером, но их температура не будет ниже -30 градусов.

17.06.2007, 21:15

Блин, ребята! Не были вы на Колыме!
У нас любой пацан знает, что дизель на морозе завести горазд проще, чем бензиновый движок!

19.06.2007, 10:36

Блин, ребята! Не были вы на Колыме! "Нет, уж лучше вы к нам"...
Молодой человек, не знаю как ребятам, а мне интерес собственно представляет техническая документация (рук-ва по эксплуатации) на конкретные танки, с конкретными двигателями, результаты соответвующих испытаний (тоже закументированные). Можно еще конечно почитать мемуары танкистов, хотя у меня к ним доверия меньше. Не обижайтесь, но ссылки на мнение колымских пацанов (то же что и на самого себя)- это полный ноль информации. Может вам вообще кажется, что Земля плоская, а Австралии не существует.
Кстати, кому интересно, в принципе можно пообщатся в сети с людьми, которые в настоящее время восстанавливают танки и ездят на оригинальных Т-34, "Пантерах", "четверках". Я думаю, что можно и их спросить по вопросам эксплуатации и запуска двигателя в зимних условиях.

20.06.2007, 20:01

21.06.2007, 08:49

А зря. Всякие полигонные и стендовые тесты документально показывают, как длжно быть, а ветран расскажет как было. Объяснял я уже почему. По существу темы хотите? Ария Семен Львович, мех-водитель Т-34 в 1942 году, "тигров" бронепрожигающими снарядами не подбивал, "фердинанды" не таранил, самолетов из пушки не сбивал, в оторванной взрывом башне 20 метров не летал. Зато излагает как было на самом деле: "Надо сказать, что в зимних условиях завести двигатель танка было очень тяжело. Для этого нужно было часа за два до выезда его прогреть, то есть подсунуть под танк противень величиной чуть меньше танка, в этот противень налить дизельное топливо и поджечь. Часа через полтора танк, который, как и мы, был весь в копоти, начинали заводить."

21.06.2007, 10:59

Семен Львович, мех-водитель Т-34 в 1942 году излагает вполне правдоподобно.

Русский Атом

21.06.2007, 17:06

А зря. Всякие полигонные и стендовые тесты документально показывают, как длжно быть, а ветран расскажет как было.
Ветеранское слово надо проверять и проверять, а отчёт уже является задукоментированным результатом технических проверок.

30.06.2007, 13:42

На Пантере предусмотренно подогрев ОЖ посредством подключения к системе охлаждения другого работающего танка. На Т-64, при неисправном подогревателе, подгоняли заведенный тарк корма к корме и он вхлопными газми разогревал ОЖ в радиаторе. В Забайкалье мех.воды учебных машин часто заливали в систему охлаждения солярку.

РУСЛАН ПРОКОФЬЕВИЧ

17.08.2013, 05:27

17.08.2013, 16:22

у меня с 1987 года есть установка для разогрева танковых двигателей и охлаждающей жидкости. этой установкой обогревают ротные палатки зимой. она новая.но инструкции к ней нет и я пока её не запускал. .переносят два человека.выдвигаются ручки как у носилок. может кто сталкивался с такой установкой?
Если можете, приложите хотя бы фото. Мне такие установки не известны. Тем более, что двигателя бронеобъектов и автомобилей, созданных по заказам военных, разогреваются штатными предпусковыми подогревателями, установленными в самих машинах. А палатки, не входящие в крупные комплекты, обогреваются обычными печками. Впрочем, на каком топливе работает этот отопитель, какое у него энергопитание?

Организация хирургической помощи на «театре» военных действий всегда была в центре внимания отечественной хирургии и ее лучших представителей. Основополагающие принципы советской военно-полевой хирургии возникли не на пустом месте, а имеют глубокие корни, уходящие к истокам ее зарождения.

Великий Н.И.Пирогов, анализируя и обобщая опыт хирургической работы во время кавказской экспедиции (1847 г.), крымской войны (1854-1856 гг.) и 25-летней госпитальной практики, создал гениальные «Начала общей военно-полевой хирургии». Содержание этого труда имеет непреходящее значение для понимания особенностей хирургической работы в боевой обстановке, а основные его положения получили подтверждение и дальнейшее развитие в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Как известно, Н.И.Пирогов впервые определил войну, с медицинской точки зрения, как «травматическую эпидемию» и, конкретизируя это определение, писал «...как при больших эпидемиях всегда недостает врачей, так и во время больших войн всегда в них недостаток... Недостаток в руках на перевязочных пунктах и в полевых лазаретах бывал так велик, что на 100 и более тяжело раненых приходилось по одному ординатору...».

Значительным недостатком хирургических кадров характеризуется и начальный период Великой Отечественной войны.

Накануне начала Великой Отечественной войны в гражданском здравоохранении нашей страны работали 140 769 врачей из них 12 560 были хирурги всех специальностей. После нападения фашистской Германии большая часть их были мобилизованы в армию, где вместе с кадровыми военными хирургами в распоряжении Главного военно-санитарного управления оказались 10 500 хирургов. Однако уже в июле 1941 г. началось дополнительное формирование 1600 эвакогоспиталей (ЭГ) в системе Наркомата обороны, кроме того, к 1 декабря 1941 г. были сформированы 291 медсанбат (МСБ), 380 полевых подвижных госпиталей преимущественно хирургического профиля, 94 медико-санитарные роты и много других медицинских учреждений. Всего за этот период, не считая медико-санитарных рот стрелковых полков и отдельных танковых бригад, были вновь сформированы 3750 медицинских учреждений.

Наибольшие трудности при формировании этих учреждений были с хирургическими кадрами, так как для комплектования этих учреждений по самым скромным подсчетам нужно было не менее 15 000 хирургов. Поэтому в начальный период войны штатные должности хирургов в лечебных учреждениях Красной Армии были укомплектованы лишь на 58,6%, а нейрохирургами - только на 35%.

Если общий недостаток врачей можно было в какой-то степени восполнить путем ускоренных выпусков студентов старших курсов мединститутов, что только в 1941 г. дало более 30 000 врачей, то для устранения некомплекта в хирургических кадрах нужна была еще и подготовка их на практической работе или постдипломная специализация, которая была организована в широких масштабах и ее прошли тысячи врачей.

Благодаря этому к концу 2-го года Великой Отечественной войны, несмотря на боевые потери среди хирургов, обеспеченность хирургическими кадрами по всем фронтам составила 63,8%, причем в учреждениях войскового и армейского районов, где решалась судьба сотен тысяч раненых, укомплектованность хирургическими кадрами была равна 72-74%, женшины-хирурги в этих учреждениях составляли всего лишь около 30%, в то время как в ЭГ, укомплектованных хирургами только на 58,5,-50% из них были женщины. Самоотверженный труд хирургов, медицинских сестер, санитаров и в этих тяжелых условиях позволил вернуть в строй 70% лечившихся раненых. Уместно заметить, что медицинская служба американской армии, имевшая за этот же период 39 917 раненых, возвратила в строй всего 51,5% из них.

Второе положение Н.И.Пирогова гласит о том, что «...свойство ран, смертность и успех лечения зависят преимущественно от различных свойств оружия и в особенности огнестрельных снарядов...». Развивая это положение, он видел в перспективе необходимость активной хирургической деятельности при огнестрельных ранах с широким применением профилактических операций на передовых этапах хирургической помощи.

Изучение поражающих свойств оружия и боеприпасов противника, подтвердив основные положения этого принципа, внесло коррективы в прогнозы Н.И.Пирогова. Обобщая опыт хирургической обработки ран в начальный период войны, заместитель Главного хирурга Красной Армии С.С.Гирголав пришел к выводу о необходимости выделить 2 основные группы боевых ранений: раны, подлежащие активной хирургической обработке (они составляют около 80%), и раны, не требующие никаких вмешательств ни в самой ране, ни по ее поводу, за исключением туалета окружающей кожи по типу обработки операционного поля для уменьшения опасности вторичного микробного загрязнения. Этим устранялась и разноречивость в толковании самого понятия хирургическая обработка раны, так как был сформулирован единый для всех ран принцип: не стерилизовать рану с помощью оперативного вмешательства, а сделать ее наиболее подготовленной для процессов заживления и наименее восприимчивой к попавшему в нее инфекционному началу. Отрицательные последствия отступлений от этого положения, вследствие незнания поражающих свойств оружия противника и особенностей причиняемых им ранений, были нередкими в начальный период войны и хорошо известны хирургам. Следует лишь напомнить, что для реализации этих принципов в действующей армии потребовалось специальное указание начальника Главного военно-санитарного управления (ГВСУ) и Главного хирурга Красной Армии.

Третье положение Н.И.Пирогова гласит, что «...не медицина, а администрация играет главную роль в деле помощи раненым и больным на театре войны...». Уточняя это положение, НИ.Пирогов дает ему очень широкий диапазон приложения - от определения статуса общего руководства военно-медицинской службой армии до организации работы ротных санитаров. «...Если мое пребывание в Севастополе, - писал Н.И.Пирогов, - принесло какую-либо пользу, то я обязан этим независимому моему положению при штабе, которого я достиг, однако же не правами, а личностью...». В другом месте, касаясь организации работы передовых перевязочных пунктов, Н.И.Пирогов подчеркивает, что «...если врач в этих случаях...» (т. е. при поступлении значительного числа раненых) «...не предположит себе главной целью, прежде всего, действовать административно, а потом уже врачебно, то он совсем растеряется и ни голова его, ни рука не окажут помощи раненым...». Требования Н.И.Пирогова к сортировке раненых по срочности оказания медицинской помощи и показаниям к эвакуации являются общепризнанным образцом сочетания врачебного дела с военным и основополагающим элементом военной медицины вообще.

Критически рассматривая материалы крупнейших отечественных хирургов по вопросам оказания хирургической помощи на театре военных действий (Н.В.Склифосовский, Н.А.Вельяминов) и особенно работы В.А.Оппеля, начальник ГВСУ Красной Армии, выдающийся организатор гражданского и военного здравоохранения генерал-полковник медицинской, службы Е.И.Смирнов назвал эти положения Н.И.Пирогова «путевой звездой» в своей практической работе по руководству медицинской службой Красной Армии.

В развитии принципов и совершенствования организации хирургической помощи на театре военных действий большое значение имел опыт медицинского обеспечения боевых действий частей Красной Армии на оз. Хасан и р. Халхин-Гол (75% главных хирургов фронтов участвовали в организации и оказании хирургической помощи в этих военных действиях).

Этот опыт был всесторонне проанализирован и обобщен талантливым учеником В.А.Оппеля - М.Н.Ахутиным. Его работы по организации и содержанию хирургической " помощи в этих боевых операциях привлекли широкое внимание медицинской общественности страны к проблемам хирургической патологии военного времени, что имело большое значение особенно в начальный период войны.

Неоценимое значение имело изучение уроков и обобщение опыта организации хирургической помощи во время войны с белофиннами. Эта работа была проделана главным образом П.А.Куприяновым и С.И.Банайтисом. Созданное ими руководство по военно-полевой хирургии было настольной книгой хирургов войскового и армейского районов в течение всей войны.

В результате большой оборонной работы, пронизывавшей все звенья военного и гражданского здравоохранения, советская хирургия в общем была достаточно подготовлена к оказанию хирургической помощи раненым. Она располагала опытом организации и оказания хирургической помощи как в знойных степях Монголии, так и при суровых морозах Карельского перешейка. Была выработана достаточно четко сформулированная единая доктрина военно-полевой хирургии, которая включала следующие положения: все огнестрельные раны являются микробно загрязненными; 2) единственно надежный метод профилактики и лечения раневой инфекции - хирургическая обработка ран; 3) большинство ран подлежат ранней хирургической обработке.

На заключительном этапе Великой Отечественной войны организация хирургической помощи в Советской Армии достигла весьма высокого совершенства на всех этапах медицинской эвакуации. Такой стройной и испытанной на полях сражений системы не имела ни одна из воевавших армий других стран, участвовавших во второй мировой войне. Квалифицированная хирургическая помощь почти 90% раненых оказывалась в первые 8 ч после ранения, тогда как в зарубежных армиях этот показатель равнялся в среднем 12 ч.

Получила широкое развитие и четко оформилась организационно-специализированная хирургическая помощь.

На основе опыта первых лет войны были внесены качественные изменения в структуру всей медицинской службы Красной Армии, в результате чего она стала более полно соответствовать маневренному характеру боевых действий с участием большого количества сил и средств вооруженной борьбы. Это позволило, например, в берлинской операции сосредоточить в армейских и фронтовых госпитальных базах задействованных фронтов более 250 000 коек, т. е. на 20% больше, чем было во всех лечебных учреждениях России накануне первой мировой войны.

Можно с полным основанием сказать, что в ходе Великой Отечественной войны сложилась качественно новая структура медицинского обеспечения войск, в которой хирургическая службы занимала одно из ведущих мест.

Жестокая и губительная Великая отечественная Война, унесшая десятки и сотен тысяч жизней отразилась на истории всего мира, и стала одним из самых крупных военных конфликтов всех времен и народов. В ней действительно принимали участие практически все жители нашей страны, кто-то воевал и участвовал в жестоких и кровопролитных сражениях с жестоким и многочисленным врагом. А кто-то, не разгибаясь, работал в тылу, создавая новую боевую технику, патроны и оружие, производя продовольствие и отправляя их на передовую, не оставляя себе ровным счетом ничего.

Но, пожалуй, никто не сможет поспорить с тем, что военные врачи находились в уникальном положении, ведь им приходилось постоянно лезть в самую гущу сражений, для того чтобы уносить на себе тяжело раненых бойцов, не способных даже самостоятельно передвигаться. И после всего этого, им необходимо было проводить сложнейшие операции зачастую под шквальным огнем, не имея достаточного количества медикаментов и нормальных условий. Более того, количество пострадавших и нуждающихся в неотложной помощи было так велико, что врачам и медсестрам приходилось работать без передышки несколько суток подряд. Очень распространенным явлением среди медицинского персонала были голодные обмороки, и случались они не потому что есть было нечего, а из-за того что врач или медсестра не могли отвлечься ни на секунду.

Притом хрупкие молодые девушки, вес которых варьировался в диапазоне 50-60 килограмм, в одиночку вытаскивали на себе взрослых и крупных солдат в полном обмундировании. За час одна медсестра могла перенести таким образом 5-6 бойцов, а затем не отдыхая, приступить к перевязкам и помощи в операциях.

Тяжести и лишения медицинского персонала на момент начала войны

Особенно тяжело приходилось медицинскому составу в 1941 году, когда советская армия терпела самые большие потери. В то время огромное количество врачей и представителей младшего медицинского персонала имели очень небольшое представление о том, как быстро и эффективно справляться с навалившимися на них проблемами. Отдельно стоит отметить низкую обеспеченность медиков необходимыми инструментами, медикаментами, оборудованием и даже формой, которая мгновенно пропитывалась литрами свежей крови. Многие медсестры добровольно отдавали собственную кровь, спасая тем самым сотни жизней. Например, Лидия Савченко была награждена орденом Флоренс Найтингейл за то, что более тридцати раз становилась донором крови за промежуток всего в несколько месяцев.

Стоит также отметить, что как таковая медицинская военная служба была сформирована далеко не сразу, однако самоотверженные медицинские специалисты из городов и деревень самостоятельно брали инициативу в свои руки, и оказывали помощь самым первым многочисленным жертвам вторжения сил фашистской Германии.

Подвиг врачей в цифрах

За годы войны на фронте трудилось более 700 тысяч медицинских работников. По окончанию войны 12.5% всех этих людей были убиты, и этот показатель серьезно превышает потери в каждом отдельном военном подразделении. Но несмотря на опасность они никогда не опускали руки, а в самых экстремальных ситуациях только железная воля помогала им вытаскивать сотни людей с того света, и вновь возвращать на поля сражений.

Интересным моментом является и то, что прямо в полевых госпиталях врачи разрабатывали и начинали применять на практике совершенно новые, более прогрессивные технологии лечения, которые приносили ощутимые плоды, и помогали многим тяжело раненым солдатам гораздо раньше вернуться к исполнению своих обязанностей, и практически полностью избавится от неприятных последствиях собственных травм.

Конечно же, в ходе войны, и особенно после начала контрнаступления советских войск качество и возможности военного медицинского персонала серьезно возросли. Очень важной задачей было максимально быстро вернуть раненых солдат и офицеров на поля сражений, и медикам было предоставлено все необходимое. И параллельно с этим война воспитала огромное количество настоящих профессионалов своего дела, обладающих стальными нервами, и способными мгновенно справится с самыми сложными проблемами. Они добились поразительных результатов, и за все время войны, благодаря медицинским работникам в строй вернулось около 72 процентов раненых солдат и 90 процентов больных, то есть приблизительно 17 миллионов человек.

Эти высочайшие показатели ярко демонстрируют профессионализм и невероятную самоотдачу советских медиков, сумевших выполнять свой долг даже в самых сложных и непредвиденных обстоятельствах.

Самые известные врачи Великой Отечественной Войны

Особую дань уважения стоит отдать выдающимся специалистам, занимавшимся организацией работы всего медицинского персонала, и постоянно работавших на благо страны и людей. К этим людям можно отнести главного хирурга Николая Ниловича Бурденко, начальника главного санитарного управления Ефима Ивановича Смирнова, главного терапевта ВМФ Александра Леонидовича Мясникова, главного хирурга ВМФ Юстина Юлановича Дженделадзе и многих других руководителей, а также заместителей. Именно благодаря их самоотверженной работе и вниманию к мельчайшим деталям, тысячи врачей на фронте получали необходимые медикаменты и имели возможность справляться с огромным наплывом тяжелораненых солдат.

Отдельно стоит отметить огромный вклад женщин-медиков, которые, несмотря на все ужасы войны, не опускали руки и помогали спасать жизни, и получили за это звание Героев Советского Союза. Ими стали Гнорская Валерия Осиповна, Кащеева Вера Сергеевна, Константинова Ксения Семеновна, Кравец Людмила Степановна, Самсонова Зинаида Александровна, Троян Надежда Викторовна, Шкарлетова Марина Савельева, Пушина Фаина Андреевна, Цуканова Мария Никитична, Щербаченко Мария Захаровна и многие-многие другие.

Конечно же, каждый медицинский работник, отважно сражавшийся за жизни солдат во времена Великой Отечественной Войны, заслуживает глубокого уважения и почтения, ведь выполняя свой долг, они внесли огромный вклад в общую победу, а многие из них заплатили за нее собственными жизнями. Ангелы-хранители простых солдат и высокопоставленных офицеров, невидимые герои войны.

В сорок первом году окончил среднюю школу в Харькове с золотым аттестатом и в июне 1941 года был принят на учебу в Харьковское военно-медицинское училище — ХВМУ. Отличников принимали без экзаменов. На мой выбор — связать судьбу с армией — повлиял пример старшего брата. Мой старший брат Илья к тому времени окончил артучилище и командовал батареей. Вскоре после начала войны на базе училища создали курсантский полк, и мы были выведены на линию обороны, на дальние подступы к Харькову. В боях мы не участвовали, просто немец до наших рубежей не дошел.

Уже в начале сентября училище в полном составе, а это примерно 1500 курсантов, было эвакуировано в город Ашхабад. Разместили нас в казармах, и начались занятия. Практику мы проходили в ашхабадских госпиталях и больницах.

Основной нажим в учебном процессе делали на ВПХ — военно-полевую хирургию. Первичную обработку ран, наложение шин, десмургию (наложение повязок) и так называемые малые хирургические операции мы знали в достаточном объеме.

Проведение реанимационных мероприятий мы знали приблизительно, тогда и понятия такого — реанимация — не существовало. Конечно, такие вещи, как экзамен по латыни, не воспринимался нами серьезно в такой тяжелый для страны момент, когда немцы стояли у ворот Москвы, но такова была специфика нашей профессии.

Много учебных часов выделялось на полевые занятия — разворачивание батальонных медпунктов, эвакуация раненых. Ну и, конечно, шагистика: строевая подготовка забрала у нас много нервов и времени. Дело-то в жаркой Туркмении было. Никто не хотел под палящим безжалостным солнцем на плацу маршировать. Кормили нас неплохо. Часто давали на обед верблюжье мясо.

Стрелять мы неплохо научились из всех видов стрелкового оружия, раз пять были занятия по бросанию гранат. Из нас не готовили командиров пехотных взводов, но я думаю, что мы в плане стрелковой и тактической подготовки мало чем уступали выпускникам ускоренных пехотных курсов младших лейтенантов. Еще раз хочу заметить, что нас готовили к строго определенной задаче — спасать жизни раненых на поле боя.

Летчик-штурмовик ГСС Емельяненко, тоже когда-то учился в консерватории, а легендарный командир батальона майор Рапопорт, будущий академик-генетик, до войны в микроскоп глядел в лаборатории, а не в прицел снайперской винтовки.

Но тут речь идет о курсантах военно-медицинских училищ или о военфельдшерах. А от дипломированного врача, или даже от зауряд-врача никто не требовал знаний по тактике стрелковой роты в бою. В июне 1942 года нас выпустили из училища, присвоили звание лейтенантов м/с.

Вся война в плавнях. Ноги у солдат распухали, и после нескольких дней в воде они уже не могли ходить по суше.

Разбил свой МП на каком-то островке, посреди воды, но как было возможно отправить в тыл раненых?! Делали плотики для раненых и толкали их в тыл, находясь при этом чуть ли не по горло в воде. Лежит перед тобой раненый боец, еще в сознании, держит свои кишки в руках, смотрит с мольбой и надеждой на тебя, а что я мог сделать. Санбат черт знает где, обезболивающие препараты закончились. Рядом еще солдат с оторванными ногами, просит его пристрелить… Весь островок забит истекающими кровью телами.

Я до сих пор иногда вижу перед собой эти мгновения…

Но самое тяжелое воспоминание о том периоде — это участие в бою нашего офицерского штрафбата против батальона власовцев. Дай бог памяти, в районе станицы Кавказская или Казанская. Я лично видел, своими глазами, что оружие было только у каждого второго штрафника. Повторяю — только у каждого второго!..

Вытаскиваю с поля боя раненого штрафника. Лежим за какой-то кочкой, ждем, когда власовский пулеметчик от нас отвяжется. Штрафник, корчась от боли, бледный от потери крови, вдруг говорит мне: «Я моряк, капитан-лейтенант, сунули меня в штрафбат за разговоры. Сюда бы их сейчас, всю эту сволоту трибунальскую!..»

Шли в десант со своим обычным оружием, никто связками гранат не обвешивался и пулеметными лентами не перепоясывался. Все было по нашему стандарту — встали и пошли, а там посмотрим…

Все интуитивно набирали боеприпасов по максимуму, ну и, само собой, каждый брал лишний сухарик или чего посолидней. То, что на этом плацдарме мы будем девятый хрен без соли доедать, все знали заранее на все 100 %.

Мое мнение частное, я не прокурор и не историк войны. Наше дело на войне было телячье, пехоте — воевать, мне — раненых спасать, а не рассуждать. Да и крутом чекистские ушки торчали. Но если честно…

К вашему сведению, великого вождя всех народов товарища Сталина в окопах, на передовой, весьма нередко проклинали и материли в открытую. Не боясь ничего! Потому что дальше фронта не пошлют! А тех, кто не политрук, а на Сталина молился или за его здоровье тост поднимал, считали на передовой не совсем здоровыми на голову. Я сам на войну шел фанатиком-комсомольцем, да только к 1945 году многое увидел и понял.

Что еще сказать? У нас был долг перед Родиной, солдатский долг.

А то, что нас когда-нибудь убьют, это было ясно как дважды два… Есть такая пословица — лейтенанты погибают в бою, и только генералы умирают в своих постелях…

…Иногда идешь один ночью в полковой тыл за перевязочными средствами, тут и там стрельба, и становится не по себе, на душе неспокойно, какая-то оторопь берет. А вдруг сейчас меня немецкая разведка сцапает? Плена я боялся больше, чем своей гибели…

На фронте шутка была: кто не боится — тот не герой!

В атаке человек невменяем!.. Просто ничего не соображаешь, бежишь вперед на немцев, куда-то стреляешь перед собой… Сверху нас из пулеметов расстреливают.

Самостийники на Западной Украине к нам относились с ненавистью. Приведу один пример. Дело было в Карпатах. Полк был на марше к линии фронта. По карте, в семи километрах от нас находилось уже освобожденное от немцев село. Должны были поехать вперед пять человек и разведать — что к чему, и присмотреть места для ночевки батальонов. Назвали пять фамилий офицеров во главе с парторгом, и мою фамилию в том числе. Запрыгнули на машину, вдруг случайный выстрел, солдата поранило. Я слез с машины, начал бойца перевязывать. А вместо меня поехал комсорг полка. Через часа два мы вошли в село. Наши товарищи висели на деревьях, замученные, изуродованные и раздетые…

Бандеровцы повесили их… Мы спалили это село до последнего бревнышка.

Явных самострелов фактически не видел.

Если самострел не полный идиот, он сразу после боевого ранения бежал в полковой тыл, в санроту. Почему? Да если бы в батальоне заподозрили, что он самострел — его бы товарищи по роте без колебаний и промедления убили бы сразу, на месте.

Мы, курсанты ХВМУ, во время учебы проходили практику в ашхабадских госпиталях и все удивлялись — откуда у нацменов столько раненных в левую руку? На фронте понял — эти, с позволения сказать, некоторые бойцы голосовали на выборах в Верховный Совет — руку из окопа высовывали и ждали, пока немец смилостивится и подстрелит. Но в 1943 году такой номер уже не проходил…

И особисты к тому времени уже стали ушлыми ребятами.

Во время карпатских боев появились так называемые мыльники: глотали мыло, чтобы не идти в атаку, а потом корчились от болей в животе, катаясь по земле, изображая заворот кишечника. Эти знали, что никто им членовредительство или симуляцию не пришьет. Но таких гадов были единицы, и если такая сволочь снова в свою роту попадал, то его могли и… Еще раз скажу — подобные сачки встречались редко.

Если говорить в целом: люди воевали честно, не щадя своих жизней.

Потери были у нас очень тяжелыми, нас даже иногда своя пехота жалела. Я не помню, чтобы у меня в санвзводе оставалось в живых больше двух санинструкторов.

Всегда была нехватка медиков на передовой. В санитары подбирали здоровых степенных мужиков, лет 30-35. Чтобы раненого с оружием с поля боя вынести, надо должную силенку для этого иметь. Так, санитары в стрелковых ротах погибали очень часто, редко кто больше двух-трех боев смог продержаться, выбора не было: или в наркомзем, или в наркомздрав.

Не все уповали на Бога, но на медработников батальона солдаты надеялись всегда и доверяли нам. Они знали, что мы своих раненых товарищей спасем и не оставим на поле боя истекать кровью. Пусть даже нам будет суждено погибнуть. Такая была наша работа на фронте… И солдатское доверие мы оправдали…

Отрывки приведены по изданию Артема Драбкина «По локоть в крови. Красный Крест Красной Армии»