Под международным правом принято понимать что. Глава десятая международное право. Нормообразование в международном праве

Единство экономического пространства современного мира, глобальность стоящих перед ним проблем делают необратимым процесс сближения национальных правовых систем. Это сближение происходит на основе взаимодействия национальных правовых систем с системой международного права. Роль международного права (МП) в современном мире постоянно возрастает. Конституция Российской Федерации 1993 года впервые в истории нашего государства допустила широкое применение международного права внутри страны. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Это общее положение в дальнейшем конкретизируется в некоторых других статьях Конституции. Так, в части 3 статьи 46 говорится: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".

Важно отметить, что МП – это не отрасль, а отдельная система права, создаваемая государствами и межгосударственными организациями путем соглашений, предметом регулирования которых являются отношения между государствами, а также иные международные отношения.

Первоначально отношения между странами регулировались с помощью правовых обычаев (например, издавна существовавший правовой обычай - неприкосновенность послов), затем в практику межгосударственных отношений входит их договорное регулирование. Международные договоры, в том числе многосторонние (конвенции), в настоящее время являются наиболее распространенным источником международного права. Помимо международных правовых обычаев и международных договоров, к источникам МП относятся акты межгосударственных конференций и резолюции международных межправительственных организаций, например, ООН.

Международное право – это совокупность принципов и норм, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения в целях обеспечения мира и безопасности, осуществления сотрудничества в разрешении международных проблем. К межгосударственным относятся отношения: 1) между государствами;
2) между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международными немежгосударственными являются отношения: 1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями; 2) между международными организациями; 3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой; 4) между физическими и юридическими лицами.


Принято различать субъектов и участников МП. Субъектами МП признаются только те участники международных отношений, которые принимают непосредственное участие в создании норм МП, - это государства, международные межправительственные организации и борющиеся нации . Участниками международных отношений, помимо указанных субъектов, могут выступать негосударственные международные организации, транснациональные компании, а также юридические и физические лица (например, граждане, обратившиеся за защитой своих прав в международный суд и т.д.)

Вопрос о действии норм международного права в пространстве решается следующим образом:

1. В пределах своих границ каждое государство устанавливает правовой режим территории на основе национального законодательства и международных договоров, которые оно заключает с заинтересованными иностранными государствами. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное пространство. Водное пространство – это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие водоемы, берега которых принадлежат данному государству), принадлежащие государству части пограничных рек и озер, внутренние морские воды и территориальное море, т. е. прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

2. К территориям с международным режимом относят открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Типичным примером пространства с международным режимом является космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли. Международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей (демилитаризованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.

3. К территориям со смешанным режимом относят континентальный шельф и исключительные экономические зоны. Исключительная экономическая зона – это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Континентальный шельф – это морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов (с геологической точки зрения – это подводное продолжение континента в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон). Отличительной особенностью статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных живых и минеральных ресурсов. К территориям со смешанным режимом относят также международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд островов, в отношении которых имеются действующие международные договоры (Шпицберген).

Международное право, о котором идет речь, часто называют международным публичным правом, поскольку оно регулирует властные, публичные отношения. Кроме того, существует международное частное право - отрасль права, которая регулирует гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер.
Международное частное право - часть национальной правовой системы, его нормы создаются государством самостоятельно. Основная задача международного частного права состоит в регулировании коллизии между частноправовыми нормами права разных стран. Осуществляется эта задача с помощью специфических норм, именуемых коллизионными. Они дают ответ на вопрос о том, право какой страны подлежит применению в случае коллизии.

В составе международного публичного права выделяют дипломатическое право, консульское право, международное гуманитарное право, международное уголовное право, международное космическое право, международное экономическое право, международное экологическое право и другие отрасли и международно-правовые институты

Ядром МП являются общепризнанные принципы МП – основополагающие, императивные, универсальные нормы, обеспечивающие главные интересы человечества, государств и других субьектов МП.. Общепризнанные принципы МП обязательны для всех без исключения государств; они пользуются приматом относительно всех остальных норм системы МП. Первоначально принципы МП выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы МП приобретают договорно-правовую форму. Устав ООН закрепляет следующие принципы МП: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения, невмешательство во внутренние дела государств, принцип территориального целостности, принцип нерушимости границ, право на самоопределение народов и наций, принцип уважения прав человека.

Деяния, нарушающие принципы МП, рассматриваются как международные преступления.

Под международно-правовой ответственностью понимают юридическую обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.

Известны два вида международно-правовой ответственности государств: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Репарация - это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Репарации следует отличать от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве "возмещения военных издержек" независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же - это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.

Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.

Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Приведем в качестве примера меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании войны. Германия лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Были привлечены к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

Следует упомянуть и репрессалии, представляющие собой ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые должны быть соразмерными действиям, которыми они вызваны.

Коллективные санкции, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций - транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении вооруженной силы (ст. 42 Устава) - действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН).

1. Понятие международного права, его особенности

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются:

1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);

2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);

3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);

4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.

Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:

1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;

2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;

3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования;

4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1.1. Особенности международных транспортных обязательств и их место в системе международного частного права Как известно из теории международного частного права, к отношениям, регулируемым данной отраслью права, относятся частноправовые или гражданско-правовые (в

§ 2. Понятие и особенности источников инвестиционного права Анализ специальной юридической литературы свидетельствует о существенных различиях во взглядах ученых на саму трактовку понятия «источник». Как правило, при этом выделяются два составных компонента

I ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в

4. Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.К субъектам международного

9. Понятие права международных договоров и международного договора Право международных договоров является отраслью международного права и совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов международного права и регламентирующих порядок заключения,

25. Понятие международного спора Международный спор – это специфические политико-правовые отношения, возникающие между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающие противоречия, существующие в рамках этого отношения.С момента возникновения

Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и права собственников, и права лиц, ими не

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами

3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила

16. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Участники международных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права. Субъект международного права –

70. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски,

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА Возникновение нового источника энергии – энергии атома – обусловило создание новой сферы человеческой деятельности, а также необходимость в координации усилий государств по использованию ядерной атомной энергии

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Под правоотношениями понимают общественные отношения в той их части, которая урегулирована нормами права. Применительно к праву ЕС особенности возникающих на их основе и регулируемых им

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Международное частное право (МЧП) – это совокупность материальных и коллизионных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения в широком смысле слова с иностранным элементом, а также порядок разрешения споров по

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право - институционное образование.5. Право -

Современный мир не представляет себя вне взаимных связей между государствами во всех без исключения сфер хозяйственной, политической, культурной и иной деятельности. Международные отношения оказывают существенное влияние не только на континенты, целые регионы, нации, но и на человека, как индивида. Международное право представляет собой свод правил поведения его субъектов, которые призваны регулировать их взаимоотношения.

Потребность в международном праве появилась в период образования первых рабовладельческих государств на Земле - в Двуречье, в долинах рек Тигра и Евфрата, в Египте (конец IV - начало III тысячелетия до н.э.)

В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай являлся основным источником международного права. Позднее с появлением письменности между государствами стали заключаться договоры. Первые договоры появились приблизительно пять тысяч лет назад.

Во II-I тысячелетии до н.э. возникли центры международной жизни на территории Индии и Китая, позднее в Древней Греции и Риме. Уже в те далекие времена существовал институт послов. Например, исторический памятник Индии того времени- Законы Манху - содержит правила поведения послов и их неприкосновенности. Главное в деятельности послов было умение подготавливать или предотвращать войну и заключать мир.

В Древнем Риме возник институт покровительства - прообраз современного консульского права. Древние римские юристы первыми употребили термин «право народов». Оно включало в себя нормы как взаимоотношений между государствами, так и отношений римлян с иностранными гражданами.

Следует особо подчеркнуть, что история развития человечества была насыщена несметным числом больших и малых войн. И что удивительно, даже в международном праве включительно до 20 в., война считалась нормальным способом взаимодействия государств, формой решения международных споров.

Сегодня прекращение холодной войны открыло пути к созданию нового мирового порядка. Угроза ядерной катастрофы значительно снизилась. Но продолжают иметь место внутренние вооруженные конфликты, большую опасность миру являет собой терроризм. Человечеству угрожает экологический кризис. В решении этих проблем заинтересованы все без исключения государства.

Одним из главных и весьма важных инструментов управления международными отношениями служит международное право.

Международное право есть система юридических норм, создаваемых государствами, а частично и другими субъектами международного права, путем согласования их воли, которые призваны регулировать определенные общественные отношения в межгосударственной системе.

Часто международное право называют «международным публичным правом», отличая его при этом от международного частного права. Хотя между этими двумя дисциплинами есть определенная связь, необходимо подчеркнуть, что это разные виды права.

В межгосударственной системе нет верховной власти, которой были бы подчинены все субъекты международного права, нет законодательных, исполнительных и судебных органов, какие существуют в государствах. А значит межгосударственная система функционирует не так, как внутригосударственные системы.

В международном праве нормы создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем согласования воли участников международного права. Нормы международного права, обязательные для всех государств, имеют общедемократический характер, а нормы внутригосударственного права по своей социальной сущности могут отличаться от норм международного права в зависимости от социальной природы государств, которые создали эти нормы и для которых они обязательны.

Нормы международного частного права являются составной частью внутригосударственной правовой базы, они создаются каждым государством самостоятельно и регулируют частно-правовые отношения физических и юридических лиц с участием иностранного элемента. Главная задача международного частного права заключается в регулировании коллизий между нормами правовых систем разных стран.

Нормы международного права представляют собой правила поведения субъектов международного права в своих внешних отношениях друг с другом. Правовая норма международного права обычно выражает собой обобщенное правило поведения, обращенное к персонально неопределенному кругу субъектов международного права. Однако это не исключает того, что в международном праве отсутствуют совсем персониофицированные нормы, например, нормы двусторонних договоров, да и многосторонних с числом участников не более 10, могут быть обращены к любому из участников.

Эффективность нормы общего международного права зависит от того, насколько полно она отражает согласованную волю большинства субъектов. Международное право существует в форме норм.

Нормы международного права бывают диспозитивными и императивными. К первым относятся такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному согласию. А вот императивными являются такие нормы, от которых государства не могут отступать даже по взаимному согласию, и договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным (недействительным). Поясним на примерах.

Не следует понимать в буквальном смысле, что одни нормы обязательны, а другие не обязательны для государств. Все международно-правовые нормы обязательны. Но когда мы подразумеваем диспозитивные нормы, это означает, что государства вправе заключать договоры, включающие в себя иные нормы, по которым они собираются действовать, и это не будет правонарушением. Например, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. иностранные государства не имеют права заниматься разработкой и добычей полезных ископаемых в зоне континентального шельфа, так как на эти богатства распространяется суверенное право прибрежного государства. Однако, прибрежное государство вправе заключить с любым другим государством договор на право добычи того или иного вида природного ресурса в указанном морском районе.

В случае подписания сторонами договора, в котором упоминается возможность применения военной силы или угрозы силой, что противоречит императивной норме-принципу неприменения силы при решении спорных вопросов, то такой договор будет считаться недействительным.

Данное положение было закреплено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

По процессу образования норм они разделяются на договорные и обычные. Причем, в связи с высокими темпами роста интернационализации путей развития хозяйственной, политической, культурной и иных областей деятельности государств, договорный процесс создания норм как более быстрый стал превалирующим. Возрастает роль международных организаций в этом процессе.

Обычные нормы берут свое начало в большинстве случаев в обычаях наших далеких предков, живших на Земле несколько тысячелетий назад. Эти нормы проверены временем, они исключительно гуманны, современниками признаны и, как правило, относятся к императивным нормам. Например, в Древнем Риме существовал обычай: «Дал слово - держи его». Сегодня указанный обычай трансформировался в императивную норму - принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Этот принцип ныне закреплен в Уставе ООН. Устав (п. 2. ст. 2) обязывает всех членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу все международные обязательства.

Необходимо подчеркнуть, что не все нормы международного права имеют одинаковую юридическую силу, т.е. речь может идти об иерархии этих норм.

Так императивные нормы обладают большей юридической силой, чем диспозитивные, а нормы Устава ООН (ст. 103) главенствуют над нормами других международных договоров. Аналогично нормы межгосударственных договоров превалируют над нормами межведомственных договоров, однако, стороны по договоренности могут поступить иначе.

Отметим, что в международных отношениях помимо общего международного права действуют еще и локальные исключительно договорные, международно-правовые нормы, роль которых весьма велика (например, в случаях регулирования межгосударственных отношений, имеющих специфические проблемы).

Принципы международного права вместе с юридическими нормами образуют единую систему международного права. В отличие от нормы международного права, которая, как правило, призвана регулировать более конкретное правоотношение, касающееся определенного объекта международного права, принцип международного права распространяет свое действие на целую область правоотношений. Принцип по сравнению с нормой является более долговечным, меньше подвержен влиянию меняющихся обстоятельств, формируется в течение более длительного времени. Иными словами, принцип есть норма, которая проверена временем, общепризнанна и имеет более широкое предназначение в плане регулирования взаимоотношений.

Существует понятие основных принципов - это когда речь идет о принципах общего международного права, которое является основой всей системы международного права, в отличие от отдельных его отраслей, где имеются также свои принципы. Основные принципы международного права несут императивный характер, они закреплены прежде всего в Уставе ООН и к ним относятся:

1. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем.

2. Принцип неприменения силы или угрозы силой.

3. Принцип мирного разрешения международных споров.

4. Принцип территориальной целостности государств.

5. Принцип нерушимости границ.

6. Принцип суверенного равенства государств.

7. Принцип невмешательства.

8. Принцип равноправия и самоопределения народов.

9. Принцип сотрудничества государств.

10. Принцип уважения прав человека.

11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Это не означает, что в международном праве лишь 11 основных принципов, конечно, их больше. Например, в связи с актуальностью проблемы охраны окружающей среды в международном праве получил общее признание важный принцип охраны окружающей среды как принцип общего международного права.

Конечным результатом процесса создания норм, т.е. процесса согласования воль субъектов международного права, являются источники международного права. Они едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов.

Основными источниками международного права являются международный договор и международно-правовой обычай.

К вспомогательным источникам международного права относятся: резолюции международных организаций, решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения национальных судов, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, с оговоркой, указанной в ст. 59 Статута Международного Суда ООН.

Говоря об источниках международного права, следует отметить их большое практическое значение, т.к. речь идет о том, где искать нормы международного права, а значит и о том, какие нормы являются международно-правовыми, а какие - нет.

Субъектами международного права являются участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

В международном публичном праве есть разные категории субъектов.

Основными (первичными) субъектами международного права являются государства, народы и нации, в т.ч. ведущие борьбу за независимость и создание собственного национального государства.

Производными (вторичными) субъектами м.п. являются международные (межгосударственные) организации, международная правосубъектность которых определяется учреждающим эти организации актом-уставом или соглашением и является производной от правосубъектности государств- участников такого акта. Объем прав и полномочий международных организаций определяется государствами-учредителями.

Отдельными элементами международной правосубъектности могут обладать и государственноподобные образования типа вольных городов (города Данциг в 1923-1939 гг., Триест в 1947- 1954 гг.), а также государство-город Ватикан - административный центр католической церкви во главе с Папой римским (площадь 44 га, население около 1 тыс. человек). Необходимым качеством международного права является юридическая обязательная сила. Юридическая обязательность норм международного права является главнейшей особенностью, отличающей их от других социальных норм, действующих в межгосударственной системе, в частности, в национальных законодательствах государств. В последнем случае обязательность правовых норм, как правило, диктуется велением государства.

Исторически считалось, что над государствами нет другой власти, кроме Бога, что именно в нем видели источник обязательности международных правовых норм. Договоры ранее скреплялись религиозными клятвами. Да и сегодня в мусульманском праве Бог выступает гарантом договоров. Согласно доктрине ислама Бог считается третьей стороной в любом договоре.

Следует подчеркнуть, что все без исключения нормы международного права разрабатываются самими государствами, либо с их участием, и они вступают в силу, т.е. становятся обязательными для выполнения, после того, как все или не менее 2/3 участников договора поставили под нормами свои согласительные подписи. Поэтому соглашение государств придает юридически обязательную силу не только конкретному договору, конкретной норме, но и всему международному праву. Данное положение закреплено в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву (ст. 2. п. 2 Устава ООН) - в принципе pasta sunt servanda (договоры должны соблюдаться), который юридически обязывает соблюдать международно-правовые нормы. Юридическая сила общепризнанных норм международного права порождается согласием государств.

Повседневные и многосторонние интересы государств, жизненно-важные потребности мирового сообщества обеспечивают признание за международным правом обязательной силы. Исключительная необходимость правового широкомасштабного регулирования международных отношений придает международному праву юридическую и обязательную силу.

Подписывая соглашения и принимая на себя обязательства выполнять содержащиеся в них нормы, государства расширяют свои возможности осуществления суверенной власти, а также предвидения действий других государств.

Ответственность в международном праве. Под международно-правовой ответственностью понимаются юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства и является юридическим средством, которое обеспечивает соблюдение норм международного права. Эти нормы в международном праве образуют специальный международно-правовой институт, который предусматривает ответственность государства за агрессию, за отказ в предоставлении независимости колониальным странам и народам, за действия, связанные с рабством и работорговлей, за политику апартеида, геноцида, экоцида и др.

Основанием международно-правовой ответственности государства является совершение международного правонарушения. Международное правонарушение есть действие или бездействие государства, которое нарушает его международное обязательство и которое установлено нормой международного права.

Государство может совершать противоправные действия или бездействия лишь посредством физических лиц, выступающих в качестве его государственных органов управления или его должностных лиц, однако международно-правовую ответственность несет государство. Оно же несет ответственность и в случае нарушений международных обязательств в результате противоправных действий или бездействий национальных судов.

Основанием ответственности государства могут быть совершенные на его территории действия частных лиц (собственных граждан или иностранцев) и их организаций. В данном случае государство несет ответственность не за действия частных лиц, а за поведение своих органов, которые не предотвратили такие действия или не наказали их виновников, хотя обязаны были это сделать.

Государство не может снять с себя международную ответственность, ссылаясь на свое национальное право, т.е. на то, что его органы действовали в точном соответствии с внутригосударственными правовыми предписаниями.

Если действия государства-нарушителя причинили какой-либо материальный или нематериальный (нарушение суверенитета) вред законным интересам другого государства, то возникает ответственность за ущерб материальный или за ущерб нематериальный. В случае же особо опасных правонарушений возникает ответственность за причинение вреда международному сообществу в целом.

В современном международном праве принято деление международных правонарушений государств на международные преступления и международные деликты.

Правоотношения, возникающие из международного деликта и международного преступления государства, значительно отличаются друг от друга.

При международном деликте возникает обязательство государства-правонарушителя прекратить правонарушение и возместить причиненный материальный и нематериальный ущерб, а также право потерпевшего государства требовать выполнения этих обязательств. В случае невыполнения государством-правонарушителем этих обязательств, потерпевшее государство вправе применить к нему санкции, т.е. меры давления (введение торговых, транспортных, таможенных и других ограничений).

Что касается вопроса об ответственности государства за международные преступления, то здесь гораздо меньше ясности, чем в вопросе ответственности за международные деликты. Трудность в том, что пока нет перечня международных преступлений государств, признанного государствами-членами ООН. В международном праве пока не установлены параметры санкций за те или иные международные преступления государств. И тем не менее Совету Безопасности ООН удалось принять решение о санкциях против ЮАР за проведение апартеида, удалось также принять ряд резолюций в связи с агрессией Ирака против Кувейта.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права происходит в виде их взаимного влияния друг на друга и первичным при этом является влияние внутригосударственного права, Эта первичность объясняется тем, что нормы международного права создаются самими государствами и они при этом исходят из норм и принципов своего национального права и не идут на создание норм международного права, противоречащих основам их социального и политического строя, закрепленных в нормах конституционного (государственного) права. Нередки прецеденты, когда отдельные государства с большим трудом идут на подписание международных договоров, выполнение которых от них потребовало бы внесения изменений в их действующее национальное законодательство.

Если имеет место влияние содержания норм национального права на содержание норм международного права, то такое влияние называется материальным (например, принципы (нормы) внешней политики).

Когда же влияние национального права на международное право имеет дело с нормами, касающимися процесса создания норм международного права, то такое влияние именуется процессуальным. Так законодательство в области гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека часто инициирует разработку различного рода международных договоров в области защиты прав человека.

Не менее важен процесс обратный: осуществление норм международного права внутри государства. Такой процесс называется трансформацией. Трансформация - один из способов превращения, преобразования норм международного права в нормы внутригосударственного права. Проблема трансформации вызвана к жизни тем, что международное право и различные системы национального права существуют самостоятельно, хотя и взаимосвязаны.

Трансформация может осуществляться путем издания в государстве специального закона либо путем законодательного провозглашения действия международного договора на территории данного государства и обязанности всех лиц соблюдать его предписания. Известно, что акт ратификации или одобрения государством международного договора равнозначен его превращению в составную часть национального законодательства. Согласно Конституции РФ нормы международного договора являются частью российской правовой системы и имеют преимущественную силу по отношению к нормам внутригосударственного характера.

Важной составляющей международного права является международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение - одного из важнейших международно-правовых принципов.

Как и суверенные государства, нации, борющиеся за свою государственную независимость, обладают полной международной правосубъектностью, они могут вступать в сношения с другими государствами и международными организациями, заключать договоры и т.д. Рождающиеся новые независимые государства считаются полноправными субъектами международного права.

Итак, в мире постоянно происходят изменения: одни государства появляются, другие прекращают свое существование, третьи продолжают существовать, но в ином виде. Вследствие этого возникают два юридических вопроса: о признании новых субъектов международного права и об их правопреемстве.

Международно-правовое признание - это акт государства, которым оно считает возможным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной, коей могут быть: вновь возникшее государство, новое правительство, нация или национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона, международная организация.

Признание выражает стремление признающего государства установить нормальные отношения с признаваемой стороной, памятуя при этом о юридических последствиях, которое оно влечет за собой.

Новое государство, согласно Уставу ООН, имеет право на международное признание, которое осуществляется в форме письменного послания от признающего государства, передаваемого дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашения независимости (провозглашение независимости Намибии 21 марта 1990 г.).

В 1991 году прошла кампания признания государствами мира бывших союзных республик СССР в результате развала последнего.

В случае прихода к власти правительства неконституционным путем или в случае изменения формы правления нередко возникает необходимость его признания. Согласно норм международного права правительство имеет право на признание, если оно осуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией. Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марионеточное правительство), не должно признаваться.

В зависимости от объема юридических последствий, которое влечет за собой международно-правовое признание, различается признание де-юре и де-факто. Обе формы признания юридические.

Признание де-юре обычно считается полным и окончательным, влекущим за собой обмен дипломатическими представителями высшего класса, признание прав признаваемого государства на распоряжение имуществом и др. ценностями, принадлежащими ему за границей, признание его иммунитета от юрисдикции признающего государства и др.

Признание де-факто обычно применяется в случаях, когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности нового правительства или самого государства, либо не намерено до какого-то времени или наступления определенных условий вполне официально и окончательно признавать нового субъекта права или его правительство. Признание де-факто не обязательно для установления дипломатических отношений.

Другой не менее важной составляющей международной правосубъектности вновь образованных государств является правопреемство государств, что означает переход международных прав и обязанностей одного государства к другому. Вопросы правопреемства государств регулируются:

Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года;

Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года.

Однако эти конвенции еще не вступили в силу. Теория и практика в этом вопросе очень противоречивы. Поэтому вопросы правопреемства решаются в специальных соглашениях заинтересованных государств. Вопрос о правопреемстве государств встает:

1) при возникновении нового государства в результате социальной революции;

2) при возникновении нового независимого государства в ходе национально-освободительной борьбы (в результате деколонизации);

3) при разделении или отделении частей государства;

4) при объединении государств;

5) при частичных территориальных изменениях государства. В международном праве государство понимается как одно целое трех составляющих: население, территория, власть. Однако, правопреемство связано с изменениями только одной составляющей-населения. Изменения численности населения или организации власти таких последствий не порождают.

Среди множества случаев правопреемства встречаются и такие, когда государства не придерживались единых правил и вес решалось с учетом конкретных обстоятельств. Так, после второй мировой войны власти ФРГ утверждали, что «германский рейх, как субъект права и историко-политическая реальность, никогда не переставал существовать». ФРГ рассматривалась как воплощение этого факта. Советское и ряд других правительств, придерживались того мнения, что в результате войны германский рейх прекратил существование, а ФРГ является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.

Правопреемство не затрагивает договоров, установивших границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства. Так при воссоединении Германии не была поставлена под сомнение граница по Одеру-Пейсе, установленная договором между ГДР и Польшей 1950 г.

При переходе части территории от одного государства к другому действует принцип, по которому границы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государства. Другими словами, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении переданной территории, а договоры государства-преемника прибретают силу.

При объединении государств все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства. Исключением из этого правила было вхождение ГДР в ФРГ, в результате чего первая утратила свою правосубъектность, а вторая сохранила. Усложнилось это объединение различием общественно-политических и правовых систем. В итоге договоры ГДР подлежали сохранению, пересмотру либо аннулированию. Договоры же ФРГ сохранили свою силу и распространили действие на территорию бывшей ГДР. Все это было закреплено в договоре об объединении Германии 1990 г.

Если при разделении государства одна из частей продолжает существовать как государство-предшественник, то в его договорных отношениях не происходит изменений. Исключением являются те договоры, которые непосредственно связаны с отошедшей территорией. Этот порядок относится и к членству ООН.

В 1947 г. от Индии отделился Пакистан. Индия, оставаясь государством со всеми договорными правами и обязанностями, осталась членом ООН. Отделившаяся территория Пакистан предстала новым государством без прав и обязанностей прежнего государства, а стало быть и без автоматического представления ему места в ООН.

Определенную специфику являет собой вопрос правопреемства в результате ликвидации СССР. В Алма-Атинской Декларации стран СНГ 1991 г. говорится: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». И далее в отношении правопреемства: «... участники СНГ гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза СССР».

Из этого следует, что все члены СНГ в равной мере рассматривались как правопреемники СССР, однако реализация такого предложения не была возможной. Ни один из правопреемников не мог претендовать на членство в ООН о порядке самопреемства и особенно на место постоянного члена Совета Безопасности.

Выход из трудного положения был найден в концепции «Россия: государство-продолжатель СССР». Она означает, что место СССР в мировой политике занимает Россия. Она является главным правопреемником Союза, и на нее ложится основная ответственность за выполнение его обязательств.

В совместной декларации РФ и Великобритании 1992 г. констатируется, что Россия «продолжает в полном объеме международные права и обязательства, которыми ранее обладал Советский Союз».

Это означает, что двусторонние договоры сохраняются в части выполнения обязательств за Россией, а участниками заключенных Советским Союзом многосторонних договоров становятся все правопреемники СССР.

Ниже будет заострено внимание на некоторых основных аспектах международного отраслевого права.

Международное право, как правовая система

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

Понятие международного права включает в себя три основных направления (отрасли международного права ).

Международное публичное право.

Международное публичное право - это система правовых норм , которые регулируют отношения между государствами , их представителями и другими субъектами международных отношений. Этот вид международного права , в свою очередь, делится на такие институты, как:

  • дипломатическое право;
  • международное воздушное право;
  • международное космическое право;
  • международное гуманитарное право;
  • международное морское право;
  • международное уголовное право;
  • международное экономическое право;
  • международное экологическое право ;
  • право международной безопасности;
  • право международных договоров;
  • право международных организаций;
  • международное консульское право;
  • право прав человека.

Основные источники международного права в этом направлении:

  • международный обычай;
  • международный договор;
  • общие принципы права ;
  • судебные решения;
  • правовая выписка.

Принципы международного права :

  1. Неприменение силы и угрозы силой.
  2. Мирные средства разрешения конфликтов .
  3. Невмешательство во внутренние дела других государств.
  4. Обязанность государств сотрудничать друг с другом.
  5. Принцип равноправия народов.
  6. Принцип права народов на самоопределение.
  7. Суверенное равенство государств.
  8. Выполнение международных правовых обязательств.
  9. Нерушимость государственных границ.
  10. Уважение прав человека и его свобод.

Международное частное право.

Международное частное право - это комплекс правовых норм внутригосударственного законодательства , регулирующие гражданские частные и трудовые отношения , осложненные иностранным элементом. Грубо говоря, этот вид правовых норм регулирует отношения государства или его граждан с иностранцами, приехавшими в страну с какой-либо целью, например, предпринимательской .

Таким образом, международное публичное право - это отношения государств на какой-то условной нейтральной территории (зал заседаний ООН), а частное право - это международные отношения внутри страны, между жителями и подданными другого государства. Поэтому здесь субъектом международного права являются не столько государства и международные организации, сколько физические и юридические лица .

Источники международного частного права в России:

  • принципы и нормы международного права;
  • Конституция Российской Федерации ;
  • Гражданский кодекс РФ ;
  • Семейный кодекс РФ ;
  • федеральные законы, касающиеся международных организаций .

При реализации международного частного права иногда возникает такой метод правового регулирования , как коллизионный метод. Метод этот уникален и в других отраслях права отсутствует. Заключается он в принятии решения, какие нормы права использовать при регулировании какого-либо отношения (законодательство РФ или законодательство той страны, откуда приехал иностранный предприниматель) и в каких случаях. Например, задержанный международный преступник может быть подвергнут суду либо экстрадиции.

Наднациональное право.

Наднациональное право - это система международных правовых норм, регулирование которых осуществляют наднациональные субъекты , то есть организации, не представляющие никакое государство, либо сразу несколько государств. Пример - ООН. Как правило, полномочия таких органов выше полномочий органов остальных государств, в особенности это касается международных судебных инстанций:

  • Международный суд ООН;
  • Международный уголовный суд;
  • Международный арбитражный суд;
  • Европейский суд по правам человека (Страсбург);
  • Международный арбитражный суд (Париж).

Самый яркий пример наднационального права в наше время - это система Права Европейского союза.