Основания возникновения экологических правоотношений. Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения 6 возникновение изменение и прекращение экологических правоотношений

1. Понятие, содержание и виды экологических правоотношений.

Предметом экологического права выступают экологические отношения, т.е. общественные отношения, возникающие в области взаимодействия общества и природы по поводу природопользования и охраны окружающей среды.

Отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения природопользования и охраны окружающей среды, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями. Не все экологические отношения становятся правоотношениями, а только те из них, которые выражены в нормах права, закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано государство. Это связано с тем, что одни экологические отношения вообще не требуют правового регулирования, другие в данный момент не могут быть урегулированы нормами экологического права, а третьи регулируются нормами других отраслей права. Это говорит о том, что круг экологических правоотношений постоянно совершенствуется и изменяется.

Существует несколько классификаций экологических правоотношений.

Все экологические правоотношения можно подразделить на два вида: природоресурсовые и природоохранительные.

Природоресурсовые отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Природоохранительные отношения выражают требования охраны природной среды в процессе ее хозяйственного использования.

Экологические отношения могут классифицироваться в зависимости от форм воздействия человека на природу на следующие виды:

Отношения, связанные с добычей веществ из природной среды;

Отношения, связанные с загрязнением природной среды;

Отношения, связанные с возобновлением природных ресурсов;

Отношения, связанные с использованием полезных качеств природного объекта без его изъятия (добычи), например, землепользование;

Отношения, связанные с охраной природы и окружающей среды и обеспечением качества окружающей среды.

В зависимости же от объекта, по поводу котороговозникают природоресурсовые и природоохранительные отношения, их можно классифицировать на:

Отношения по использованию и охране природной среды (природных объектов, природных ресурсов, природных комплексов и отдельных объектов природы, имеющих научную или культурную ценность);

Отношения по охране и обеспечению качества окружающей человека среды.

Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности участников экологических правоотношений. Субъекты экологических правоотношений реализуют их путем совершения активных действий, например, добычи полезных ископаемых, проведения государственной экологической экспертизы, либо путем воздержания от совершения тех или иных действий, запрещенных законодательством.

Содержание экологических правоотношений зависит от отнесения их к тому или иному виду, состава участников, особенностей объекта. Так, круг прав и обязанностей лесопользователей, водопользователей, недропользователей определен соответственно в Лесном кодексе, Водном кодексе, Кодексе о недрах. Они охватывают отношения как между природопользователями как между собой, так и между ними и государством – собственником лесов, вод, недр.

Экологические правоотношения в области управления имеют своим содержанием права и обязанности государственных органов общей и специальной компетенции, а также природопользователей и собственников природных объектов и ресурсов по планированию природопользования, ведению кадастров природных ресурсов, осуществлению мониторинга за состоянием окружающей среды, проведению государственной экологической экспертизы планируемой хозяйственной деятельности, обеспечению экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, осуществлению контроля в области охраны окружающей среды и другой управленческой деятельности.

2. Субъекты экологических правоотношений.

Субъектами экологических правоотношений, т.е. носителями прав и обязанностей в этих правоотношениях, являются:

Государство;

Государственные органы, обладающие компетенцией по регулированию экологических отношений;

Советы депутатов;

Юридические и физические лица, оказывающие или способные оказать своей деятельностью отрицательное воздействие на окружающую среду, а также являющие пользователями природными объектами и ресурсами;

Международные объединения и организации с участием отечественных и иностранных юридических и физических лиц;

Иностранные государства;

Иностранные юридические лица и граждане.

Республика Беларусь является

Иностранное государство может выступать субъектом правоотношений собственности, пользования или аренды при предоставлении ему земельного участка для обслуживания зданий (части зданий), которые используются для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь.

Республика Беларусь является субъектом правоотношений государственной собственности на природные объекты и ресурсы. Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы участвуют в качестве субъектов в отношениях по управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

Юридические и физические лица выступают участниками правоотношений природопользования, в том числе аренды. Граждане Республики Беларусь и юридические лица, кроме того, являются участниками правоотношений собственности на землю.

Чтобы стать субъектом экологических правоотношений, юридические и физические лица должны иметь экологическую правосубъектность. У юридического лица она специальная, определяется во многом целями и задачами его организации и деятельности. Экологическая правосубъектность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. с момента его государственной регистрации (п.2 ст. 47 ГК) и прекращается в момент завершения его ликвидации, т.е. после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.8 ст.59 ГК).

Экологическая правосубъектность физических лиц, как и их гражданская правоспособность, возникает с момента рождения и прекращается смертью.

Экологическая правоспособность гражданина как его способность своими действиями приобретать и осуществлять экологические, создавать для себя обязанности и исполнять их наступает в полном объеме с достижением совершеннолетия, т.е. по достижения 18-летнего возраста. В случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.

В состав субъектов экологических правоотношений входят иностранные граждане и лица без гражданства. Они, например, могут быть землепользователями, лесопользователями.

Субъекты экологических правоотношений не во всех случаях обладают самостоятельностью и независимостью, соотносятся друг с другом как равные, как это имеет место в гражданском праве. В экологических правоотношениях они могут находиться в отношениях подчиненности, субординации. Это определяется характером правового регулирования, наличием властных полномочий у органов государства и преимущественно административно-правового метода правового регулирования экологических правоотношений.

Все субъекты экологических правоотношений подразделяются на:

Природопользователей,

Органы, осуществляющее управление пользованием природными объектами и ресурсами, охраной окружающей среды;

Общественные объединения экологического профиля;

Правоохранительные органы.

3. Объекты экологических правоотношений, их виды.

Объектами экологических правоотношений являются: природа в целом, окружающая среда, природная среда: природные объекты (земли, леса, воды) и ресурсы (полезные ископаемые, полезные свойства земли), природные комплексы (заповедники, национальные парки, памятники природы).

Природа как объект использования и охраны заключает в себе природную среду и окружающую среду.

Природная среда состоит из следующих компонентов: природные объекты, природные ресурсы природные комплексы и территории.

В соответствии со ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды», подлежат правовой охране следующие природные объекты: климатические ресурсы, атмосфера, включая озоновый слой, земля, недра, почвы, воды, растительный и животный мир, типичные и редкие ландшафты и иные объекты. Таким образом перечень природных объектов, подлежащих правовой охране не является исчерпывающим.

Ст. 40 этого закона выделяет природные объекты и территории, подлежащие особой охране: это биологические виды, занесенные в Красную книгу РБ, государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Особой охране подлежат также курортные зоны, водоохранные зоны водоемов, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, леса зеленых зон городов и иные территории.

Объекты экологических отношений можно классифицировать на природные ресурсы и природные комплексы.

Природными ресурсами является часть природного объекта, которая выступает в качестве источника удовлетворения материальных, экономических потребностей и интересов человека. Сведения о природных ресурсах содержатся в кадастрах природных ресурсов, которые представляют собой систематизированные своды данных, количественно и качественно характеризующие определенные виды природных ресурсов.

Природный комплекс или территория – это совокупность взаимосвязанных между собой частей природных объектов, обособленных с целью заповедной охраны. Это редкие и типичные ландшафты, достопримечательные объекты природы (валуны, дубы), государственные заповедники, пригородная зеленая зон.

По режиму охраны и использования природные комплексы подразделяются на три категории:

Полностью исключенные из хозяйственного или рекреацонного использования (заповедники);

Исключенные лишь из хозяйственного использовании (заказники);

С ограниченным режимом использования ресурсов в хозяйственных и рекреационных целях (национальные парки).

4. Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. Юридические факты порождают определенные права и обязанности участников правоотношений или

В зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на события и действия. По признаку дозволенности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в экологическом праве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические факты подразделяются в зависимости от правовых последствий на правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такими юридическими фактами являются администрантивно-правовые акты исполнительных и распорядительных органов государства, а также договоры.

Основным видом экологическо-правовых юридических актов являются правовые акты индивидуального значения. Среди них – решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных участков в пользование или владение, передаче их в частную собственнось юридических лиц и граждан, судебные решения, устанавливающие права собственности на землю, разделе земельных участков и определении порядка пользования ими; решения об отводе земельных участков для целей недропользования и т.п..

В качестве оснований возникновения экологического правоотношения могут выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Охранительные экологические правоотношения возникают на основании определенного круга правонарушений.

Прекращение экологических правоотношений по общему правилу связывается с прекращением права пользования конкретным природным объектом или ресурсом. Основаниями прекращения правоотношений могут быть правомерные и неправомерные действия, а также события: истечение срока пользования природным объектом, изъятие природного объекта из пользования в связи с нецелевым использованием или в связи с нарушением природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после отвода его в натуре, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т. д.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение, являются юридическими фактами и только при их наличии могут возникать, изменяться и прекращаться экологические правоотношения. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий; с изменением состояния этого земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг рекультивации или мелиорации этого участка; с восстановлением почвенного покрова эти правоотношения прекращаются.

Юридический факт является связующим звеном между правовой нормой и правоотношением и это звено выражается в форме либо человеческого поведения, либо события, которое нельзя отнести к человеческому поведению. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, породившим охранительное правоотношение по лишению его этих прав. Превышение же численности особей животного мира является событием, порождающим правоотношения по регулированию этой численности.

Если поведение всегда является волевым актом людей, проходящим через определенную мотивацию, то событие объективно по своему происхождению, т.е. независимо от воли и сознания людей. Так, человека никто не может принудить к совершению незаконной охоты, он всегда в состоянии противостоять такому принуждению. Возрастание же численности дикой фауны зависит от природных факторов, а не от человека.

Несмотря на различный источник происхождения, поведение людей как волевые акты и события, как возникающие не по воле людей обстоятельства зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, осуществление вторжения в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т.е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.



Поведение людей как юридический факт можно подразделять на два вида: действия и бездействие.

Действия людей как юридический факт подразделяются, в свою очередь, на правомерные и неправомерные. Так, правомерным является совершенное в установленном порядке лицензирование мелиоративной деятельности; неправомерным является осуществление этой подлицензионной мелиоративной деятельности с нарушением установленных правил. Первый юридический факт является основанием возникновения правоотношений по осуществлению мелиорации земель. Второй юридический факт - основанием для лишения лицензии и прекращения мелиоративной деятельности.

Действия людей могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных никакой властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными правомочиями; регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования является действием субъекта экологических правоотношений, наделенного властными правомочиями.

В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде определенных актов (сделки и др.), либо в виде определенных решений и распоряжений компетентных на то государственных органов и должностных лиц.



Бездействие людей как юридический факт также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных бездействий можно отнести, например, консервацию деградированного земельного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. К числу неправомерных бездействий можно отнести оставление без использования земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей,

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты можно подразделить на три группы:

1) правоустанавливающие факты, т.е. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит и возникновения экологических правоотношений. Например, подача гражданином в установленном порядке заявку на получение лицензии на водопользование является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии, а в дальнейшем и по осуществлению подлицензионного водопользования;

2) правоизменяющие факты, т.е. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, сдача собственником лесного объекта в аренду части его для рубки леса влечет за собой изменение правоотношений между собственником арендуемого лесного участка и органами лесоохраны по вопросам отчетности, передачи информации и т. д.; возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта может явиться юридическим фактом, влекущим ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта;

3) правопрекращающие факты, т.е. такое поведение людей и такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. Юридические факты порождают определенные права и обязанности участников правоотношений или

В зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на события и действия. По признаку дозволенности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в экологическом праве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические факты подразделяются в зависимости от правовых последствий на правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такими юридическими фактами являются администрантивно-правовые акты исполнительных и распорядительных органов государства, а также договоры.

Основным видом экологическо-правовых юридических актов являются правовые акты индивидуального значения. Среди них – решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных участков в пользование или владение, передаче их в частную собственнось юридических лиц и граждан, судебные решения, устанавливающие права собственности на землю, разделе земельных участков и определении порядка пользования ими; решения об отводе земельных участков для целей недропользования и т.п..

В качестве оснований возникновения экологического правоотношения могут выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Охранительные экологические правоотношения возникают на основании определенного круга правонарушений.

Прекращение экологических правоотношений по общему правилу связывается с прекращением права пользования конкретным природным объектом или ресурсом. Основаниями прекращения правоотношений могут быть правомерные и неправомерные действия, а также события: истечение срока пользования природным объектом, изъятие природного объекта из пользования в связи с нецелевым использованием или в связи с нарушением природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

4. Экологические права граждан Республики Беларусь.

Понятие и содержание экологических прав граждан.

В статье 46 Конституции закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Эта конституционная норма лишь декларирует, т.е. провозглашает это право. В Конституции Республики Беларусь закреплены и иные неотъемлемые права граждан, связанные с охранной окружающей среды: право на охрану здоровья (статья 45), которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (статья 34). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав граждан.

Нам предстоит разобраться, что следует понимать под правом на благоприятную окружающую среду. Для этого, очевидно, следует обратиться к истокам. Впервые это право как правовая норма было закреплено в международных документах. Принцип 1 Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. устанавливает, что «человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений».

Статья 2 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» ввела это право на уровне принципа: при планировании и осуществлении деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, органы государственной власти, предприятия обязаны руководствоваться принципом обеспечения прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду. В специальном законодательстве, регулирующем правовой режим охраны и использования и охраны природных ресурсов, качество которых более других отражается на здоровье человека это право также закреплено. Например, в ст. 13 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха».

Другими словами, право на благоприятную окружающую среду – это неотъемлемое право человека на существование в такой окружающей среде, качественная сторона которой благоприятна для человека как биологического вида и человека как социального существа.

Экологическое законодательство, в частности ст.5 Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» Республики Беларусь определяет параметры понятия «благоприятная окружающая среда». Оно складывается из понятий:

Среда обитания человека, т.е. природные элементы – атмосферный воздух, водоемы, почва, растительный мир, радиационная безопасность;

Социальная среда, т.е. условия труда, быта (жилище, места отдыха, транспортные средства), обучение, воспитание, которые при определенных условиях могут оказать влияние на здоровье населения.

Благоприятной может быть признана лишь такая окружающая среда, в которой обеспечены оба из названных факторов. В настоящее время общество не может обеспечить всех параметров благоприятной окружающей среды, но оно должно стреміться к этому.

Создавать общественные объединения и фонды по охране окружающей среды и контролю за ее состоянием;

Право требовать и получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

Право вносить предложения о запрещении размещения прекращении проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека;

Право предъявлять в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, причиненного нарушением природоохранного законодательства;

Право непосредственно либо через своего представителя или общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государства управленческих решений, направленных на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды.

Специальными нормативно-правовыми актами в сфере природопользования установлены права граждан по использованию природных ресурсов и объектов. Например, граждане Республики Беларусь имеют право отдыхать на природе, осуществлять сбор грибов и ягод в лесах.

Кроме прав у граждан есть обязанности в области охраны окружающей среды. Статья 55 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что беречь и охранять природу – это долг каждого. В соответствии со ст. 12 Закона «Об охране окружающей среды» физические и юридические лица обязаны:

Соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране

окружающей среды;

Беречь и охранять природу и рационально использовать природные ресурсы;;

Соблюдать требования природоохранного законодательства;

Повышать экологическую культуру.

Выполнять требования в области обращения с отходами;

Выполнять требования пожарной безопасности;

Соблюдать правила охоты и рыболовства;

Выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;

Выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;

Возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде.

Специальными актами законодательства на всех природопользователей, например, землепользователей, водопользователей, лесопользователей, недропользователей возлагаются специфические обязанности, а именно: эффективно использовать предоставленный в пользование природный объект или ресурс, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, лесов, вод, водоохранных полос.

Правовым последствие несоблюдения обязанностей в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является не только применение мер юридической ответственности, но прекращение права пользования соответствующим природным объектом или ресурсом.

Основанием возникновения экологических правоотношений являются жизненные обстоятельства, факты, события, с которыми экологическое зако­нодательство связывает возникновение, изменение и прекращение этих пра­воотношений.

Выделяют два вида оснований:

· материальные (общие);

· юридические (спе­циальные).

К материальным относят те жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В широком смысле под материальными основаниями экологических правоот­ношений можно понимать ту роль и значение природы для жизни и суще­ствования человека, которые обусловливают объективную необходимость правового регулирования экологических отношений.

В узком смысле материальными предпосылками возникновения экологи­ческих правоотношений являются:

1) объект правоотношений, т. е. то, по поводу чего люди вступают в юриди­ческие связи между собой в процессе природопользования и охраны окружа­ющей среды;

2) субъекты правоотношений, поскольку пока субъект экологического права не реализует свою правосубъектность, не может возникнуть и само правоот­ношение;

3) фактическое поведение участников этих правоотношений.
К юридическим предпосылкам относятся:

· нормы экологического права, без которых невозможно никакое право­отношение;

· юридические факты;

· юридические презумпции и фикции.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с кото­рыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений.

Юридические факты в сфере природопользования и охраны окружающей среды весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям:

1) правообразующие, например заключение договора аренды земельного участка;

2) правоизменяющие, например оформление права собственности на зе­мельный участок;

3) правопрекращаюшие, например изъятие земельного участка для государственных нужд

Юридические факты делятся на юридические значимые события - т. е. это факты, которые не зависят от воли людей, но порождают определенные по­следствия. К их числу можно отнести пожары в лесах, болезнь деревьев, ура­ганы, наводнения и т. п.

Юридически значимые деяния - сознательные действия (бездействие), с которыми закон связывает правовые последствия. Например, нахождение в охотничьих угодьях с собаками, добытой охотой продукции и т. п.

По юридической природе указанные факты делятся на:

· правомерные;

· неправомерные деяния.

Правомерные деяния - это такие поступки людей, которые согласуются с нормами экологического права. Такое поведение составляет подавляющую часть человеческой деятельности в сфере природопользования и охраны ок­ружающей среды.



В результате точного и полного соблюдения и исполнения требований норм экологического права всеми государственными органами, обществен­ными организациями, гражданами формируется определенное состояние общественной жизни в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которое можно назвать экологическим правопорядком. Экологичес­кий правопорядок есть составная часть правопорядка в стране.

Неправомерные деяния - это запрещенные нормами экологического права, которые выражаются совершением экологических преступлений и проступков.

По целевой направленности юридические факты делятся на:

· сделки;

· юри­дические акты.

Сделка - это правомерное поведение субъекта экологического правоот­ношения, направленного на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей сторон. Например, купля-продажа земельного участка, находя­щегося на праве частной собственности, или обмен таких участков.

Юридические акты - это решения государственных органов, связанных, например, с предоставлением природных ресурсов в использование, аренду или изъятие их из незаконного владения.

Нередко в экологической сфере необходим не один юридический факт, а их совокупность, т. е. фактический состав. Например, для получения права охоты требуется гражданство Республики Беларусь, достижение 18-летнего возраста, отсутствие психических болезней.

В ряде случаев роль юридических фактов в сфере природопользования и природоохраны могут играть презумпции.

Правовая презумпция - это пред­положение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтверж­денных предшествующим опытом.

Презумпции классифицируются:

по форме существования - легальные и фактические ;

сфере действия - общеправовые и отраслевы е;

юридической силе - опровергаемые и неопровергаемые .

Существенным признаком презумпции является ее предположительный характер, построенный на вероятности развития явления.

К типу такой презумпции в экологическом праве относится презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая закреплена в статье 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»,

К презумпциям можно также отнести презумпцию знания экологическо­го закона, презумпцию, что гражданин будет выполнять экологические требования (экологическая добропорядочность).

Юридические фикции - это несуществующее положение, признанное за­конодательством существующим и ставшее вследствие этого общеобязательным.

Экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.

Основанием возникновения правоотношений служат юридические факты. В области экологии имеет значение подразделения их на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (стихийные бедствия, пожары, извержения вулканов, и т.п.) Они не всегда выступают как чисто природные как чисто природные явления, а часто как следствие непродуманной деятельности человека. Действующее законодательство учитывает наличие таких факторов в двух аспектах: в виде возложения обязанностей на полномочные органы государства, хозяйствующих субъектов по предупреждению и устранению вредных последствий природных факторов.

Действие - наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Т.к. антропогенная деятельность является основным источником причинения вреда природной среде, а через нее и человеку. Действия можно подразделить на позитивные и негативные.

Позитивное поведение человека как участника правоотношений означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона.

Такие действия можно подразделить на:

1.Использование природных ресурсов.

2.Охрану окружающей природной среды.

Т.е. на экономические действия, оказывающие влияние на природную среду и на экологические - нейтрализующие вредные последствия указанной деятельности.

Негативное экологическое правоотношение - когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты становятся Экологическими правонарушениями. Негативные экологические правоотношения формируют механизм эколого-правовой ответственности.

21. Виды (классификация) экологических правоотношений.

В зависимости от оснований возникновения:

-общие (возникают на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Так, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд на глубину до 5 м);

-конкретные (возникают на основании иных юридических фактов . Например, если хозяйствующий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным, он обязан совершить установленные законодательством действия: обратиться в соответствующий орган государственной власти, получить лицензию).

В зависимости от индивидуализации субъектов:

-абсолютные (точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица - «всякий и каждый».

-относительные (определены обе стороны. Когда в соответствии с законодательством заключается договор водопользования, возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти).

В зависимости от норм права:

- материальные (возникают на основании норм материального права, устанавливают права и обязанности участников правоотношений);

-процессуальные (возникающие на основе процессуальных норм, устанавливают формы реализации материальных норм).

По соответствию юридическим функциям права:

-регулятивные (существуют в условиях соблюдения законодательных предписаний);

-охранительные (возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции -государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение).