Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны. Основы организации тушения пожара подразделениями пожарной охраны Организационно правовые основы организации тушения пожаров

Одной из важнейших составляющей успешного тушения пожаров на объектах экономики в городах и населенных пунктах является наличие пожарных частей оснащенных пожарной техникой и укомплектованных профессионально подготовленным личным составом – будущими участниками тушения пожара.

Число пожарных подразделений в муниципальных образованиях определяют в зависимости от их размеров, характера застройки, пожарной опасности технологических процессов производства и других условий.

Ассортимент мобильных средств пожаротушения их количества, которым оснащаются пожарный части, зависит от особенностей обслуживаемых районов и объектов.

Для своевременного оказаний помощи в случае возникновения пожара, в расчете пожарной части предусматриваются пожарные автоцистерны, реже и как правило в крупных городах пожарные насосно-рукавные автомобили.

Для повышения боевой готовности пожарных частей и привлечения личного состава свободных от дежурства караулов к тушению крупных пожаров в каждой части создают резерв мобильных средств пожаротушения.

Число и тип специальных мобильных средств пожаротушения определяют в целом для гарнизона пожарной охраны. Специальные мобильных средств пожаротушения включают в расчет тех пожарных частей, в районе выезда которых наиболее часто они используются при тушении пожаров. В некоторых крупных гарнизонах пожарной охраны создают специализированные пожарные части, которых оснащаются специальными мобильными средствами пожаротушения.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов в Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно – территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление).

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы является:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение своевременных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основных задач гарнизона служба осуществляет следующие функции:

Планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Осуществляет учет и контроль состояний сил и средств гарнизона пожарной охраны;

Обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

Организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Обеспечивает работоспособность систем приема и регистрации вызовов, а также систем приема и регистрации вызова, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

Разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее- План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

В каждом гарнизоне пожарной охраны создаются подразделения (ЦППС, ЕДДС и др.) для приема сообщений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях, обеспечивая постоянной связи в повседневной деятельности и при работе подразделения по ликвидации пожаров и последствий других чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия с другими службами (милицейская, медицинская, газовая и др.) привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для организация постоянной связи ЦППС с пожарными частями гарнизона в каждой пожарной части организуют, пункт связи части (ПСЧ). Пункт связи части оборудуют прямой телефонной связью с ЦППС и наиболее важными объектами района выезда радиосвязью. Де­журный диспетчер (радиотелефонист) отвечает за своевременный и четкий прием на передачу сообщений, поступающих на пункт связи части.

Для организации руководства дежурными караулами и сменами, а также создается служба пожаротушения (СПТ), которая комплектуется опытными, грамотными специалистами в области пожаротушения.

Основные задачи СПТ.

Контроль за оперативно-служебной деятельностью подразделений ФПС гарнизона, проверка готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ всех подразделений, входящих в гарнизон.

Контроль за выполнением нормативных правовых актов в области ор­ганизации пожаротушения подразделениями ФПС, входящими в гарнизон.

Контроль за организацией службы в подразделениях ФПС, входящих в гар­низон.

Осуществление непрерывного контроля за оперативной обстановкой в гарнизоне, контроль за своевременной постановкой в боевой расчет пожарных автомобилей и иной пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара или проведения аварийно-спасательных работ, рассмотрение обоснованности вывода пожарной техники из боевого расчета, принятие первоочередных мер к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий.

Контроль за организацией и проведением пожарно-тактических учений и занятий по профессиональной и другим видам подготовки в подразделениях, входящих в состав гарнизона.

Участие в подготовке и разработке регламентных документов гарнизона, самостоятельная их разработка.

Устойчивое, непрерывное управление подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, входящими в состав гарнизона, в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

  • 5. Содержание курса подготовки личного состава дежурных смен подразделений гпс мчс России.
  • 5.2. Тематика (примерная) и методические указания по учебным предметам.
  • 5.2.2. Основы организации тушения пожаров и проведения аср
  • Тема 1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения аср».
  • Тема 3. Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества.
  • Тема 4. Классификация чс природного и техногенного характера. Последствия воздействия чс на среду обитания человека.
  • Тема 5. Тактические возможности подразделений гпс по тушению пожаров и ликвидации чс.
  • Тема 6. Основные (главные) действия подразделений по тушению пожаров и проведению аср.
  • Тема 7. Организация управления основными (главными) действиями при тушении пожаров и проведении аср.
  • Тема 8. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара.
  • Тема 9. Работы по тушению пожаров и ликвидации чс в непригодной для дыхания среде.
  • Тема 10. Тушение пожаров и ликвидация чс в неблагоприятных климатических условиях.
  • Тема 11. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс при недостатке воды.
  • Тема 12. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс в условиях особой опасности для личного состава.
  • Тема 13. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте.
  • Тема 14. Тактика тушения пожаров и проведения спасательных работ в поврежденных зданиях и сооружениях.
  • Тема 15. Действия специализированных подразделений и формирований при выдвижении к местам тушения крупных пожаров и проведения аср в зоне обслуживания.
  • Тема 16. Проведение первоочередных аср при дтп.
  • Тема 17. Первоочередные аварийно-спасательные работы (паср).
  • Тема 18. О-т изучение района выезда, объектов (участков).
  • Перечень объектов тушения пожаров, рекомендуемый для использования в процессе занятий с пожарным расчетом и дежурной сменой по решению птз на местности.
  • Тема 1. Организация гпн.
  • Тема 2. Обеспечение устойчивости зданий и сооружений при пожаре.
  • Тема 3. Обеспечение безопасности людей при пожаре.
  • Тема 4. Основы анализа взрывопожароопасности технологических процессов.
  • Тема 5. Противопожарный режим при эксплуатации газовых нагревательных приборов.
  • Тема 6. Порядок проверки противопожарного состояния жилого сектора.
  • Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
  • Тема 1. Введение в курс «Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование».
  • Тема 2. Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.
  • Тема 3. Пожарные насосы.
  • Тема 4. Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения.
  • Тема 5. Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили целевого применения.
  • Тема 6. Специальные пожарные автомобили.
  • Тема 7. Автоматические стационарные установки пожаротушения.
  • Тема 8. Средства связи и автоматические установки пожарной сигнализации.
  • Тема 9. Специальное аварийно-спасательное оборудование и механизированный пожарный и аварийно-спасательный инструмент.
  • Тема 10. Противопожарное водоснабжение.
  • Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
  • Тема 1. Введение в курс «Пожарно-строевая подготовка».
  • Тема 2. Требования безопасности при организации и проведении занятий.
  • Тема 3. Подготовка личного состава работе в сизод.
  • Тема 4. Ппс.
  • Рекомендуемый перечень упражнений по пожарно-строевой подготовке.
  • Тема 1. Организационная структура го республики (края, области, города).
  • Тема 2. Сигналы оповещения го и действия личного состава при получении сигналов.
  • Тема 3. Поражающие факторы современных средств нападения и их влияние на пожарную обстановку в очаге поражения.
  • Тема 4. Защитные сооружения го и их оборудование.
  • Тема 5. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
  • Тема 6. Противопожарное обеспечение мероприятий го.
  • Тема 7. Организация пожарной разведки в очагах поражения.
  • Тема 8. Санитарная обработка личного состава службы. Дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и техники.
  • Тема 9. Анатомия и физиология человека. Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях.
  • Тема 10. Общие требования к оказанию первой медицинской помощи.
  • Тема 11. Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок.
  • Тема 12. Первая медицинская помощь при повреждении головы и позвоночника.
  • Тема 13. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях.
  • Тема 14. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях.
  • Тема 15. Первая медицинская помощь при поражениях отравляющими и опасными химическими веществами.
  • 5.2.8. Охрана труда.
  • Тема 1. Основные требования законодательства рф о труде и охране труда.
  • Приложение 2
  • П л а н профессиональной подготовки _____________________________ на 200 __ г.
  • План-график
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения радиотелефонистов (диспетчеров) подразделений гпс
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения водительского состава подразделений гпс
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения старших мастеров (мастеров) гдзс подразделений гпс
  • Журнал учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава, проходящего индивидуальное обучение
  • 1. Учет посещаемости и успеваемости (теоретический курс)
  • 2. Результаты стажировки (практический курс)
  • 3. Учет результатов контроля занятий (проведения стажировки)
  • Годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения в системе подготовки личного состава дежурных смен подразделений гпс
  • 1. Учет посещаемости и успеваемости __________________________________________
  • 2. Учет выполнения индивидуальных заданий
  • 3. Учет результатов обучения за ______ учебный год __________________________
  • 4. Учет результатов контроля занятий
  • Примерный расчет часов по разделам служебной подготовки на учебный год
  • Тематический план занятий по служебной подготовке
  • Справка
  • 5.2.2. Основы организации тушения пожаров и проведения аср

    Задачи обучения:

    приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР;

    подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены;

    совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

    Методические указания.

    Программа основ организации тушения пожаров и проведения АСР включает в себя основы тактики тушения пожаров и проведения АСР, а также рекомендуемый перечень занятий по решению ПТЗ.

    При наличии в подразделении ГПС сформированных вне организационно-штатной структуры специализированных пожарных и аварийно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности на специальную подготовку личного состава этих расчетов отводится до 30% учебного времени.

    При создании в подразделении ГПС специализированных расчетов другого предназначения решение о перераспределении учебного времени в указанных пределах принимает только начальник органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по ПЛЧС субъекта РФ, который издает приказ о создании и порядке использования в период дежурства таких расчетов и утверждает тематический план их подготовки.

    Практические занятия с выездом на объекты проводятся начальником подразделения ГПС или его заместителем. Продолжительность занятий не менее двух учебных часов. Допускается планировать одночасовые занятия при условии обеспечения полноты изучения и практической отработки тем. В роли РТП на практических занятиях выступают:

    Начальник дежурной смены;

    начальник ОП и начальник пожарного расчета (для ОП), если иное не установлено настоящей Программой.

    В ходе проведения указанных занятий в обязательном порядке осуществляется отработка и корректировка имеющихся планов и карточек пожаротушения на соответствующие объекты.

    Тактико-специальные занятия для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров организуются и проводятся исходя из целей и задач, стоящих перед подразделениями, с учетом их технической оснащенности и в соответствии с Указаниями по тактической подготовке и настоящей Программой.

    Занятия по темам 2-6, 8, 10, 11 и отдельным темам по изучению оперативно-тактических особенностей объектов, но не более пяти, предусмотренных тематическим планом подразделения ГПС, разрешается проводить начальнику дежурной смены .

    С личным составом ОП занятия проводит начальник поста, а также должностные лица подразделения ГПС, в структуру которого входит пост.

    Перечень объектов, подлежащих изучению в О-Т отношении, определяет, как правило, начальник пожарной охраны субъекта РФ (начальник пожарной охраны муниципального образования и (или) руководитель подразделения ГПС). Приоритет при этом отдается изучению пожаровзрывоопасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Лимит времени на изучение объектов должен составлять 10-20 % от общего количества часов по пожарно-тактической подготовке.

    Изучение и практическая отработка тем по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности являются обязательными для пожарной охраны муниципального образования, на территории которого имеются такие здания. Методика проведения занятий должна предусматривать отработку основных (главных) действий по тушению пожара и проведению АСР персонально каждым пожарным и спасателем.

    Темы 12, 14, 15 являются обязательными для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров.

    В объектовых подразделениях ГПС, имеющих выездную пожарную технику, тематический план должен предусматривать не менее 80 % практических занятий непосредственно на охраняемом объекте, остальные - на объектах города (населенного пункта, подрайона выезда), предусмотренных расписанием выезда подразделений пожарной охраны муниципального образования или планом привлечения сил и средств к тушение пожаров и проведению АСР.

    Рекомендации по выбору объектов, на которых необходимо проводить занятия по решению ПТЗ, разрабатывает начальник пожарной охраны субъекта РФ (начальник пожарной охраны муниципального образования) с учетом О-Т особенностей охраняемой пожарной охраной территории и доводят их до подразделений ГПС в сроки, обеспечивающие своевременную разработку документов по планированию основной подготовки.

    проведение инструктажа по ПОТ и производственной санитарии;

    изучение О-Т характеристики объекта и особенностей развития пожара;

    решение пожарно-тактической задачи;

    разбор и подведение итогов занятия.

    Порядок организации и проведения занятий по решению ПТЗ регулируется Указаниями по тактической подготовке.

    Обязательными требованиями подготовки к занятиям являются:

    подбор и изучение необходимых руководств, пособий, а также оперативно - тактических особенностей объекта;

    определение целей и задач занятия, а также тактического замысла;

    подготовка содержания учебного материала (определение объема учебного материала, расчет учебного времени и материально-технических средств, установка связи содержания занятия с ранее изученным материалом, другими предметами обучения, определение порядка и перечня учебных вопросов и др.;

    выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения, элементов обстановки пожара и вводных на ведение основных (главных) действий по тушению пожара и проведения АСР;

    определение структуры занятия;

    расчет сил и средств;

    разработка плана занятия и составление конспекта его проведения.

    Занятия на объектах, где в условиях пожара возможно значительное задымление, выделение едких или токсичных паров и газов, следует совмещать с тренировками газодымозащитников . При наличии радиоактивных, сильно действующих ядовитых и химически опасных веществ необходимо применять специальные средства защиты.

    Порядок использования звеньев ГДЗС, приборов и специальных средств защиты отражается в плане и конспекте проведения занятия.

    При проведении занятий на объектах необходимо учитывать отраслевые правила охраны труда и производственной санитарии, планы ликвидации аварийных ситуаций и аварий.

    К участию в занятиях необходимо привлекать аварийные службы и администрацию объекта, ведомственные пожарные команды и пожарные дружины. Привлечение на занятия указанных подразделений (формирований) в каждом конкретном случае согласовывается с руководителями объектов.

    При проведении практических занятий необходимо обращать внимание на противопожарное состояние объекта, принимать меры к устранению выявленных недочетов или информировать о них соответствующие структуры исполнительной власти области (города).

    Во время решения ПТЗ руководитель занятия обязан обеспечивать оперативно-диспетчерскую связь и связь на пожаре.

    Технологические процессы усложняются, растет площадь застройки объектов народного хозяйства. А вместе с этим - их пожарная опасность. Поэтому, большое внимание приходится уделять совершенствованию профессиональных навыков, повышающих уровень готовности личного состава. Все это позволяет обеспечить лучшую защиту для имущества и собственности людей.

    Вводная информация

    Всеми вопросами занимается Она включает теорию и практику подготовки и ведения действий подразделениями при выполнении обязанностей. Изучая ее, можно понять основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, согласно которым действуют профессионалы. Базовым предметом изучения здесь является подготовка к ликвидации возгораний с использованием различных сил и средств. Это делается благодаря:

    1. Определению структуры пожарной охраны.
    2. Разработке и корректировке оперативных документов.
    3. Обоснованию численности и мест дислокации подразделений.
    4. Планированию тактической и психологической подготовки подразделения.
    5. Разработка мероприятий, обеспечивающих нужные условия для успешного осуществления деятельности в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства.

    Но этим дело не ограничивается

    Пожарная тактика еще и является совокупностью способов и приемов, что применяются с учетом существующих возможностей и конкретной обстановки. Необходимые средства - техника, специальный инструментарий, а также люди, использующие их - формируют материальные основы организации тушения пожаров. Общие требования, выдвигаемые в данной деятельности, относятся к техническим данным, свойствам используемых орудий, правилам их применения, а также способам, позволяющими обеспечить прекращение горения.

    Важные моменты деятельности

    Когда рассматриваются основы организации тушения пожаров, то порядок подготовки и действий при чрезвычайной ситуации играет решающую роль. Сюда же относится и план деятельности. Как негативный пример неудовлетворительной подготовки, можно привести недавно нашумевшие события в Кемерово, когда пожарные при организации своей деятельности больше озаботились о том, чтобы повесить портреты Путина и Медведева вместо того, чтобы спасать людей. Хотя это и мелочные действия, но они показывают общий уровень. И сколько таких моментов осталось сокрыто от наших взглядов! Но возвращаясь к основной теме - внимание уделяется и выполняемым действиям в процессе тушения, а также недопущению возгораний.

    Какие задачи выполняются?

    Говоря про основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, нельзя обойти вниманием преследуемые цели. Следует отметить, что это дело в последние десятилетия эволюционирует из описательной дисциплины в научную. Она все больше концентрируется на исследованиях и выявлении закономерностей, как в деле недопущения возгораний, так и их тушения. Это оказывает существенное влияние на выполняемые пожарной тактикой задачи:

    1. Изучается сущность процессов развития и последующего тушения возгораний. Устанавливаются действующие для них закономерности.
    2. Исследуются тактические возможности, доступные подразделениям пожарной охраны.
    3. Разрабатываются способы действий личного состава.
    4. Организация тактической подготовки для выработки определенных моральных и боевых качеств личного состава.
    5. Руководство тушением пожаров и действиями при них.

    Что влияет на обучение и последующее качество работы?

    Если перечислять все факторы, которые влияют на выполнение поставленной задачи, то очень скоро окажется, что их очень много. Но если их объединить, то заметно, что выделяется два основных подхода к их обработке и изучению:

    1. Тщательный научный анализ и исследование процессов тушения пожаров. Предполагает изучение постоянно меняющихся условий, в которых приходится работать. Также обеспечивает осуществление учета всех изменений в используемых технических средствах. На этой основе устанавливаются общие положения, которые и раскрывают сущность процесса тушения.
    2. Проведение экспериментальных работ. Предполагает изучение процесса горения разных веществ в условиях пожара, как это происходит в сооружениях и зданиях, и как лучше всего их тушить.

    Совершенствование применяемой тактики

    Как уже ранее говорилось, мир постоянно усложняется. Поэтому, приходится изобретать что-то новое. Особенно это актуально, если проводятся аварийно-спасательные работы (АСР) в опасных условиях, причем не только для оказавшихся в незавидной ситуации людей, но и для пожарников. Наука переработала весь накопленный человечеством опыт и вобрала в себя самое лучшее. Она прошла большой путь в развитии, но этот процесс продолжается и по сей день. Наука про основы организации тушения пожаров и проведения АСР формировалась постепенно, обогащая себя, совершенствуя используемые технические средства и возможности. Например, ранее, когда населенные пункты в основном состояли из деревянных домов, укрываемых щепой и соломой, то возгорание, возникшее внутри помещения, быстро становилось наружным. Тактика поведения в этом случае сводилась исключительно к поливанию горящего строения водой из ведер.

    Не очень эффективно. Как это исправить?

    Поэтому часто использовалась тактика разбора горящего помещения, после чего отдельные конструкции поливали водой и тушили. Когда в семнадцатом веке приобрели популярность ручные насосы, то это существенно не повлияло на процесс. Это было связано с недостаточной эффективностью используемого инструментария и его ограниченным числом. В восемнадцатом и девятнадцатом веках в связи с увеличением размеров зданий, а также применения несгораемых материалов характер пожаров претерпел изменения. Все чаще они возникали именно внутри помещения и достигали огромного размера. Для борьбы со стихией необходимо было использовать новые средства и методы. Дополнительно, во второй половине девятнадцатого века в Российской империи развивается нефтедобывающая промышленность, а также другие сферы производства, которые предполагают работу с огнеопасными веществами. Возникающие на них пожары принимали поистине угрожающие размеры. Перед человечеством стояли вызовы поиска новых способов и средств борьбы с ними.

    Результаты опыта и практики

    Развивались основы организации тушения пожаров и их способы реализации. Благо, опираясь на новейшие достижения науки и технической мысли, располагая квалифицированными и грамотными кадрами, охрана общественной собственности и личного имущества от возгораний выполняется успешно. Причем изменения произошли как в методологических, так и технических аспектах. Пожарное дело превратилось в полноценную отрасль. И это не просто так. Опасные условия, в которых приходится действовать, требуют наличия существенных практических и теоретических знаний. Да и при активных действиях в реальных условиях персонал действует не абы как, а так, как велит принятая тактика. Чтобы освоить ее, создается обучающий методический план. Основы организации тушения пожаров требуют, чтобы каждый задействованный человек четко знал порядок действий, правила безопасности тушения и спасения людей и материальных ценностей. Если эти вопросы не изучить, то плата за такое пренебрежение - жизнь. Самые обобщающие основы изучаются в училищах. Но все нюансы, профессиональное мастерство, инициатива, способность выдерживать высокие физические нагрузки, моральные качества - все это можно проявить только в реальных условиях.

    О нормативно-правовой документации

    Основные исходные положения деятельности содержаться в Приказе МЧС РФ №156. В нем обобщен многолетний опыт работы подразделений тушения пожаров. Также там имеются отдельные положения, принципы, правила, что выведены на основе глубокого анализа имеющихся данных и всесторонней теоретической разработки возможных ситуаций. Так, в Приказе №156 есть руководящие указания по организации тушения, обеспечению общности взглядов начальствующего состава и много чего другого. Такая ситуация позволяет облегчить работу руководителю и способствует процессу выработки решений. Но здесь есть один важный момент! Его следует рассматривать только как руководство. Имеющиеся в нем положения не объясняют сути явлений, которые происходят в процессе тушения. В приказе есть только готовые выводы и обобщения, тогда как предпосылки не указываются. Но поскольку обстановка на пожаре может сложиться по-разному, то необходимо знать не только положения устава и применять его на практике, но и уметь думать головой и использовать обдуманные решения.

    Что же нужно для успешного руководства тушением пожара?

    Давайте взглянем на это с позиции начальствующего состава. Для успешного руководства следует знать не только положения устава, но и понимать сущность происходящих явлений. Для этого требуется качественная теоретическая подготовка. Ее получение связано с изучением информативных трудов, учебников, пособий и периодической литературы. Пожарно-тактическая подготовка и основы организации тушения пожаров требуют значительного выхода за рамки, установленные государственной бюрократией. Ну, и, конечно, опыт. Без него никуда.

    Немного о практике деятельности и организационных изменениях

    Несмотря на ограниченность, которую имеет Приказ №156, его выполнение является обязательным. Данное требование относится ко всему личному составу пожарной охраны, а также иных привлеченных сил. Но не об этом сейчас пойдет разговор. Во второй половине двадцатого века во многих странах создавались государственные службы спасения. Они были призваны оказывать помощь людям, что пострадали из-за стихийного бедствия. В качестве примера можно привести разрушительное землетрясение, произошедшее в Армении в 1988 году. Тогда стало очевидно, что Советский Союз не обладает службой, которая могла бы эффективно и оперативно оказывать помощь людям. А вот спасатели Швейцарии, Франции и ряда других стран смогли продемонстрировать профессионализм, способность разворачивать деятельность в зоне бедствия в автономном режиме и высокий уровень технической оснащенности. Поэтому, было принято решение про образование Российского корпуса спасателей в декабре 1990 года. В его задачи входило обеспечивать безопасность населения во время стихийных бедствий и различных техногенных катастроф. В 1994 году оно было преобразовано в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Все эти моменты находятся под его ведомством. Но для простоты, сокращенно оно называется просто МЧС - министерство чрезвычайных ситуаций.

    Деятельность в специфических условиях

    А что же представляют собой основы организации тушения пожаров в городах? Или в сельских поселениях? Если говорить о городских условиях, то очень часто здесь оказывается, что есть заблокированные люди, путь на улицу для которых отрезан. И возникает потребность в их эвакуации. Но вот только как? С помощью пожарной лестницы! Поэтому спецмашины, которые действуют в городских условиях, оснащаются длительными лестницами. А вот благодаря использованию бетона и кирпичей огонь распространяется не очень быстро (хотя утеплители, все более часто используемые в последнее время, могут ему поспособствовать). А вот на территории частной застройки более актуальным является использование машин с большим запасом гасящего вещества. Почему? Если сравнивать с городскими условиями, то там источник воды очень часто под рукой, да и условия для распространения огня не самые лучшие. Тогда как в небольших поселениях и деревушках с этим могут быть проблемы. Хорошо, если речушка в полусотни метров есть. Но, согласитесь, такое бывает редко. Да, и колодцы, и централизованное водоснабжение не слишком уж часто встречаются. А если еще вспомнить, что очень часто жилые здания строят из дерева, а если и нет, то вспомогательные постройки точно из него. Вот, и выходит, что необходимо много воды, а взять ее неоткуда.

    Заключение

    Вот, и рассмотрены основы тушения пожара. Следует помнить, что с огнем необходимо быть осторожным - он очень быстро поглощает человеческие постройки. Если где-то возникло возгорание, а его не удалось потушить в первые несколько (десятков) секунд, то необходимо срочно вызывать пожарных и продолжать проводить ликвидацию огня собственными силами. Но помните об чадном газе и опасности получения ожогов, особенно, если есть сильный ветер. Ведь знать, что собой являют основы организации тушения пожаров, порядок действий при возгораниях и умение бороться с огнем в реальности - это разные вещи.

    При возникновении пожаров в подвижном составе на железнодорожных станциях, перегонах (в пути следования) администрация, диспетчер, машинисты и другие работники железнодорожного транспорта должны действовать согласно инструкции. При этом следует:

    Немедленно сообщить о пожаре на ЦППС гарнизона пожарной охраны и в линейный орган внутренних дел;

    Обеспечить эвакуацию пассажиров, расцепку поездов и отвод вагонов на безопасные расстояния, эвакуацию соседних поездов;

    Снять напряжение о контактной сети на участке выполнения работ; принять меры по ликвидации очага горения первичными средствами пожаротушения, предотвращению растекания ЛВЖ и ГЖ и отводу их в безопасное место;

    Произвести расшифровку грузов в горящих и соседних вагонах и т.д.

    Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасанием пассажиров, эвакуацией подвижного состава и грузов до прибытия пожарной охраны возлагается:

    на станциях - на начальника станции, его заместителей, а в их отсутствие на дежурных станции;

    на перегонах (в пути следования) - на машинистов грузовых и дизель - электропоездов, машинистов ведущего локомотива тяжеловесных составов, начальников пассажирских поездов, начальников секции рефрижераторных поездов, лиц, сопровождающих почтово - багажные поезда и специальные вагоны;

    на предприятиях по обслуживанию и ремонту подвижного состава - на руководителя предприятия или его заместителей.

    При возникновении пожара на перегоне машинист поезда после оценки обстановки по согласованию с поездным диспетчером либо принимает решение о движении его до ближайшей станции (разъезда), куда направляются подразделения пожарной охраны, либо должен остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов), чтобы исключались вероятность попадания разлитых жидкостей в ручьи, водоемы и угроза загазованности ЯВ территорий населенных пунктов, ближайших объектов. Желательно наличие вблизи источников водоснабжения.

    Ответственный за тушение пожара, высылает работника железнодорожного транспорта для встречи подразделений пожарной охраны. На железнодорожных станциях в аварийных ситуациях, в том числе при возникновении пожаров, руководством станции разрабатывается план ликвидации аварии для обеспечения выполнения указанных работ до прибытия пожарной охраны. Для оперативной ликвидация последствий аварии или пожара и восстановления движения поездов по железной дороге предусматривается одновременный выезд к месту аварии (пожара) восстановительного и пожарного поездов.

    По согласованию с МПС, при составлении ТРА станций в его состав включается раздел "Порядок действий работников станции при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами и пожаров", в котором отражаются следующие требования:

    1. В соответствии с п. 16.2 Правил технической эксплуатации (ПТЭ) должны быть определены районы управления и распределены между работниками станции обязанности по рассредоточению и выводу из опасной зоны вагонов и составов, а также по локализации аварий и пожаров в начальной стадии.

    2. Для работников станции должно быть предусмотрено немедленное выполнение следующих работ:

    Провести в течение не более 15 мин. с момента обнаружения пожара рассредоточение вагонов и составов на безопасное расстояние от очага пожара (горящего вагона, места разлива и горения ЛВЖ, ГЖ, и т.п.);

    Освободить от подвижного состава не менее трех соседних путей с обеих сторон от очага пожара и вывести состав из опасной зоны на расстояние не менее 200 м;

    Обесточить и заземлить контактную сеть на участках работы пожарных подразделений за время не более 15 мин;

    Освободить два пути в безопасной зоне с наветренной стороны от очага пожара, но не далее четвертого-пятого путей, для приема прибывающих пожарных и восстановительных поездов;

    Продолжить эвакуацию подвижного состава, и в первую очередь с людьми и опасными грузами, в сторону вытяжных путей с учётом преобладающего направления развития пожара, создающего непосредственную угрозу основному массиву парка станции, станционным сооружениям, строениям и окружающей застройке;

    Освободить пути или создать разрыв между вагонами, по указанию руководителя тушения пожара (РТП), для проведения боевого развертывания и прокладки рукавных линий прибывающими пожарными подразделениями;

    Приступить к тушению пожара силами ДПД с помощью первичных средств пожаротушения, проложить рукавную линию от ближайших водоисточников и при условии обеспечения личной безопасности осуществлять с помощью распыленных струй воды защиту работников, выполняющих операции по эвакуации подвижного состава и опасных грузов.

    3. После прибытия пожарных подразделений действия работников станции по эвакуации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по указанию РТП или по согласованию с ним.

    Руководителем работ по ликвидации последствий аварийных ситуаций является старший начальник железной дороги (начальник дороги, отделения, станции или их заместители) или начальник восстановительного поезда. После прибытия к месту пожара подразделений пожарной охраны МЧС, назначаются руководители тушения пожара. Они возглавляют работы по тушению пожара и управляют всеми подразделениями пожарной охраны, участвующими в ликвидации пожара.

    На пожаре РТП обязан (через представителя администрации, входящего в состав оперативного штаба):

    Установить вид материалов, содержащихся в горящих и соседних вагонах;

    Принять меры по отцепке горящих вагонов и выводу их на специальную площадку или в безопасное место;

    Потребовать до начала тушения письменное разрешение, подтверждающее снятие напряжения о контактных сетей и их заземление на участках работы пожарных подразделений.

    После установления вида горящих материалов РТП совместно с администрацией по аварийным карточкам определяют пожарную опасность грузов и материалов и необходимые огнетушащие вещества.

    Для обеспечения тушения пожара РТП создает следующие боевые участки (БУ):

    1. По обеспечению эвакуации подвижного состава.

    2. Защите подвижного состава.

    3. Тушении пожара и охлаждению выведенных из зоны пожара железнодорожных цистерн (вагонов).

    Указанные участки могут разбиваться на отдельные секторы.

    Для эвакуации подвижного состава из зоны пожара в помощь начальнику БУ необходимо выделить двух помощников, одного от руководства станции, на которого возлагается ответственность за эвакуации поездов и ограничение растекания разлитой жидкости, второго - от начальствующего состава пожарной охраны МЧС РФ, обеспечив его силами и средствами дня проведения этой работы.

    Руководитель тушения пожара, учитывая сложность в организации ликвидации аварии и тушения пожаров на станциях, должен уделять больше внимания вопросам связи, особенно между оперативным штабом на пожаре и работниками железнодорожного транспорта.

    Работники железнодорожного транспорта поддерживают связь между собой с помощью средств связи железной дороги (радиотелефонной и громкоговорящей). Для более четкого взаимодействия работников железной дороги, оперативного штаба на пожаре и РТП к ним следует прикреплять связных с радиостанциями, работающими на частотах оперативного штаба на пожаре.

    Помощник начальника БУ по эвакуации подвижного состава из числа работников железной дороги, используя громкоговорящую диспетчерскую связь станции, организует сбор рабочих для проведения обвалования и рытья лотков, для отвода разлитых жидкостей на безопасные расстояния (в естественные выемки и котлованы) и предотвращения их попадания в канализацию и другие подземные коммуникации. Для выполнения этих работ на ближайшие от границ пожара освобожденные пути могут быть поданы саморазгружающиеся полувагоны, платформы с негорючими сыпучими материалами (песком, щебнем, гравием, шлаком и т.п.).

    Боевое развертывание должно осуществляться путем прокладки рукавных линий под железнодорожными путями и вдоль них. Для боевого развертывания выбираются участки с наименьшим количеством пересекающихся путей (до стрелочных переводов, у горловин парков), на которых отсутствует подвижной состав. В порядке исключения, для обеспечения быстрой подачи стволов, боевое развертывание можно провести путем прокладки рукавных линий по железнодорожным путям до окончания прокладки магистральных рукавных линий под путями (за исключением главных путей). Для проведения успешной боевой работы личного состава между вагонами путем их растяжки необходимо по возможности проделывать проходы (разрывы) шириной 10-20 м.

    Боевое развертывание под путями с применением ручного немеханизированного и механизированного инструмента может выполняться одновременно в нескольких направлениях, это зависит от количества железнодорожных путей. Наиболее целесообразно применять способ прокладки во встречном направлении. При этом проделываются лотки для одновременной прокладки двух магистральных линий преимущественно диаметром 77 мм. Рабочие линии подключаются только через разветвления, установленные между путями. В этих местах следует иметь резерв рукавов. Для наблюдения за работой магистральных рукавных линий необходимо назначить ответственных лиц из личного состава боевого расчета.

    Ликвидация пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках должна производиться только после получения РТП письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения. Снятие напряжения с контактной сети обеспечивается дежурным энергодиспетчером. По его приказу выдается письменное разрешение только электромонтером дистанции контактной сети, заземлившим участок. До обесточивания контактной сети и ее заземления на этих участках запрещается приближаться к контактным проводам на расстояние менее 2 м. и к оборванным концам ближе 10 м. Тушение без снятия напряжения допускается внутри вагонов подвижного состава, а также горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м. от контактной сети, при условии, что струя пены или воды не будет касаться контактных проводов и других частей, находящихся под напряжением.

    При горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов необходимо организовать охлаждение ходовой части вагонов и рельсов для предотвращения их деформации.

    Охлаждение находящихся в зоне пожара железнодорожных цистерн с опасными грузами осуществляется путем додачи распыленной вода на верхнюю часть корпуса цистерны, что способствует также и наиболее равномерному и быстрому снижению температуры на боковых поверхностях цистерны.

    При пожаре на перегонах успех тушения во многом зависит от того, насколько полна и точна информация, получаемая службой пожаротушения (СПТ) и подразделениями пожарной охраны в процессе их следования к месту вызова диспетчером центрального пункта пожарной связи (ЦППС) через дежурного поездного диспетчера станции уточняются следующие сведения :

    Вид грузов в горящем и смежных вагонах, их количество;

    Принятые меры по отцепке и эвакуации соседних вагонов, по обесточиванию участка контактной сети;

    Возможность проезда пожарных автомобилей и наличие вблизи водоисточников;

    Наличие разлива горючих или ядовитых жидкостей; наличие опасных грузов в очаге пожара и т.п.

    Перечисленные сведения диспетчер ЦППС обязан передавать следующим к месту вызова подразделениям и дежурной службе пожаротушения.

    Указанные данные позволяют до прибытия к месту вызова установить целесообразность привлечения к тушению дополнительных сил и средств, а также решить следующие организационные вопросы:

    Определить необходимость использования других служб города и служб железной дороги, специальной пожарной техники и техники народного хозяйства,

    Заправки свободных железнодорожных цистерн водой и отправления их к месту вызова,

    Направления к месту разлива горючих жидкостей железнодорожных платформ и полувагонов с сыпучими материалами,

    Подготовить платформы дня погрузки пожарной техники и организовать ее отправку по железной дороге,

    Обесточить контактную сеть на участке происшествия,

    Установить потребность в индивидуальных средствах защиты и специальной защитной одежде для личного состава и т.д.

    При необходимости доставки пожарной техники и личного состава к месту пожара железнодорожным транспортом диспетчер ЦППС направляет телефонограммой заявку дежурному по отделению дороги на требуемое количество платформ и вагонов с указанием времени и места их подачи.

    Крепление пожарной техники на железнодорожных платформах производится силами личного состава подразделения пожарной охраны совместно с работниками железной дороги. Диспетчер ЦППС систематически уточняет у дежурного поездного диспетчера станции изменение обстановки на пожаре, а также места нахождения горящих вагонов и информирует следующие к месту вызова подразделения и СПТ.

    По прибытии на пожар РТП действует согласно требованиям Боевого устава. В первую очередь РТП должен поручить НТ произвести разведку водоисточников по обе стороны от полотна железной дороги для подачи воды вперекачку или путем подвоза. В труднодоступных местах могут быть использованы мотопомпы и техника повышенной проходимости, в том числе приспособленная для пожаротушения.

    Работниками железнодорожного транспорта должны быть приняты меры для расшифровки грузов по перевозочным документам. Если свойства веществ и материалов неизвестны, РТП обязан потребовать от администрации железной дороги принятия мер по их выяснению (через грузоотправителя или грузополучателя), а в необходимых случаях направления их специалистов на место происшествия. Подавать огнетушащие вещества (воду, пену) следует только после выяснения рода груза.

    Для успешного тушения любого пожара необходимо знать закономерности его развития и характеристику сопровождающих его явлений, а также успешное тушение пожаров зависит и от тактико-технических возможностей пожарных подразделений.

    Пожарная тактика - это совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре .

    Средства тушения пожаров (пожарная техника и огнетушащие средства) и люди, работающие с этими средствами, составляют материальную основу тушения пожара. Поэтому одним из важнейших вопросов, рассматриваемых пожарной тактикой, являются тактико-технические данные пожарной техники, свойства огнетушащих средств и правила их применения, а также способы прекращения горения .

    Тушить пожар умело и быстро, целесообразно используя силы и средства, могут только подготовленные, хорошо обученные и натренированные подразделения пожарной охраны. Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны регламентируется приказом .

    Задачами пожарной тактики являются: изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а также установление действующих в этих процессах закономерностей исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны, знание тактических возможностей подразделений, необходимо чтобы правильно использовать боевые расчеты в процессе тушения .

    Не зная, например, возможностей пожарного отделения на автонасосе, нельзя решить таких вопросов его использования, как постановка задач в различной обстановке, необходимость его усиления дополнительными средствами, организация взаимодействия с другими подразделениями .

    Знание процессов развития и тушения пожаров, а также знание тактических возможностей подразделений позволяет разработать наиболее целесообразные способы действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в той или иной обстановке .

    При решении этой задачи исходят обычно из наиболее типичной обстановки на пожаре. Определив целесообразные способы действий подразделений в типичной обстановке, их уточняют с учетом особенностей конкретного пожара.

    Способы действий подразделений разрабатывают, изучая и обобщая опыт тушения пожаров. Чтобы из всех способов действий выбрать наиболее целесообразные и эффективные, необходимо изучать и учитывать все изменения, происходящие в практике тушения пожаров и в техническом оснащении подразделений. Организация тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении .

    В организации тушения пожаров и управление боевыми действиями подразделений основную роль играет своевременное создание необходимых запасов огнетушащих средств, правильная организация и бесперебойная работа тыла на пожаре, медицинское обслуживание личного состава, обеспечение безопасных условий для личного состава при тушении пожара, охрана места пожара .

    Успешное решение этой задачи обеспечивается четко налаженным взаимодействием подразделений пожарной охраны с городскими службами: водопроводной, медицинской, энергетической, полицейской и др.

    Организация тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава .

    Решение задач пожарной тактики во многом зависит от знаний личного состава подразделений и его подготовленности к работе в различных условиях обстановки на пожаре .

    Поэтому следующей задачей тактики является организация и проведение пожарно-тактической подготовки личного состава подразделений.

    Тактические занятия в системе боевой подготовки должны быть направлены на выработку необходимых морально-боевых качеств личного состава: мужества, решительности, находчивости, стойкости, профессионального мастерства и т. д.

    Воспитать эти качества можно только в результате постоянной, кропотливой и целеустремленной работы всего состава подразделений пожарной охраны. Тушение пожаров, спасание людей, оказавшихся в опасности, наряду с профилактическими мероприятиями важнейшие задачи подразделений пожарной охраны.

    Исследуя условия развития и тушения пожаров, разрабатывая наиболее целесообразные способы и приемы боевых действий подразделений, пожарная тактика вместе с тем не дает готовых решений для каждой конкретной обстановки, складывающейся на пожаре.

    Она содержит главные, наиболее важные положения и правила, следуя которым руководитель тушения пожара (РТП) принимает обоснованное решение, соответствующее конкретным условиям.

    Пожарная тактика зависит от уровня тактико-технических возможностей техники, внедрения новых средств тушения. Она находится в непрерывном развитии, обогащаясь новыми приемами и способами тушения пожаров по мере оснащения пожарных подразделений более совершенной техникой и огнетушащими средствами.

    Например, широкое применение пены средней кратности позволило существенно изменить тактические приемы и способы тушения пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах, в кабельных помещениях и подвалах зданий, на судах морского и речного флота. Появление пожарных автомобилей газоводяного тушения в корне изменило весь процесс тушения пожаров мощных нефтяных и газовых фонтанов. Большое значение для тактики имеет организационная структура частей и гарнизонов пожарной охраны, а также метод управления боевыми действиями пожарных подразделений .

    Научное их обоснование - одна из важных задач пожарной тактики.

    В современных условиях пожарная тактика решает свои задачи исходя из наличия новых огнетушащих средств и возросшей необходимости тушения пожара в начальной стадии его развития. Это обусловлено тем, что укрупнение объектов, усложнение технологических процессов производств, применение синтетических материалов и т. д. создали условия для быстрого распространения пожаров на большие площади, что может привести к огромным материальным потерям .