Опасная ситуация

Мы считаем, что дома мы всегда будем в полной безопасности. Даже есть поговорка - «мой дом - моя крепость». Часто мы невнимательно относимся к обязательным правилам безопасности и забываем выключить утюг, закрыть входную дверь; уходя, не проверяем, закрыты ли водопроводные краны. Впускаем в дом незнакомых людей.

Из-за оставленных включенных электробытовых приборов происходят пожары. Незакрытый кран в ванной или на кухне становится причиной затопления. Утечка газа может привести к отравлению и взрыву, а незакрытая дверь - к краже.

По данным служб спасения можно составить перечень наиболее распространённых опасных ситуаций в жилище:

  • возгорания, пожары;
  • отравления угарным или бытовым газом;
  • бытовые травмы;
  • падения с лестниц, с высоты;
  • утеря ключей, захлопывание дверей;
  • кражи, нападения злоумышленников;
  • мошенничество;
  • затопление помещений;
  • разрушение зданий, повреждение имущества;
  • нападения животных.

Мы перечислили почти все виды опасных ситуаций, которые возможны в жилище. Причинами опасных ситуаций в доме могут стать техногенные, природные и социальные факторы:

  • неисправные или оставленные без внимания включенные электробытовые приборы;
  • технические аварии: повреждения водопроводов и газопроводов, нарушения системы отопления;
  • ураганы, ливни, сильные холода, жара, землетрясения, наводнения;
  • взрывные устройства, ядовитые вещества;
  • неправильное поведение людей, нарушающих общественный порядок;
  • нарушение правил безопасности, правил обращения с приборами и механизмами.

Повторим один из важнейших уроков ОБЖ:

  • в каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом нашей невнимательности и нашего незнания.

Знаешь ли ты, как много подростков получили различные травмы из-за несоблюдения правил пользования лифтом?

Ты думаешь, они не знали о правилах поведения или не читали инструкцию, висящую в каждой кабине лифта? Они просто не задумывались об опасности и о том, чем им грозит собственное легкомыслие и неосторожное поведение.

Некоторые факты

    Двухлетняя девочка вместе со своей матерью поднималась на лифте. Двери стали закрываться, и нога ребёнка попала между створками. Лифт проехал почти метр, пока мать пыталась остановить кабину лифта. Девочка получила серьёзные травмы. Врачам пришлось сделать несколько операций, чтобы сохранить здоровье девочки.

Лифт в многоэтажном доме - это неоспоримое удобство, которое обеспечивает нам комфортное существование. Пользуясь лифтом каждый день, мы забываем о том, что лифт может стать источником опасности для здоровья и жизни человека. Опасность может быть вызвана его неисправностью, действиями преступников, хулиганством и грубым нарушением правил эксплуатации лифта.

Для того чтобы избежать возможных бед, необходимо соблюдать правила пользования лифтом.

  • Прежде чем войти в открывающиеся двери, убедись, что перед тобой кабина, а не зияющая пустота шахты.
  • Входить в лифт нужно не спеша и нажимать кнопку нужного этажа только при условии окончательной погрузки всех пассажиров.
  • Категорически запрещается пользоваться лифтом при пожаре. Скопление дыма в кабине может быть опасно для жизни человека, и при аварийном отключении электричества лифт остановится.
  • Запрещается в лифте курить, прыгать, толкаться, то есть делать резкие движения.
  • Если лифт старой конструкции, без автоматических дверей, то нужную кнопку можно нажать только при закрытых внутренних дверях. Во время движения строго запрещается открывать двери кабины лифта.
  • Если в холле дома появился подозрительный человек, то воздержись от поездки в лифте. Если всё же это случилось - нажми кнопку не своего, а ближайшего этажа. Нажми кнопку вызова диспетчера и сообщи ему о ситуации, попроси позвонить в полицию.

Вот ещё одна типичная ситуация, которая изложена в четверостишии:

      Грустно я стою теперь...
      Мне сквозняк захлопнул дверь.
      И сестра моя молчит:
      Все забыли взять ключи.

Конечно, в таких случаях нужно срочно звонить родителям. Можно позвонить в службу спасения, обратиться в полицию. Но самое надёжное - это всегда помнить правило ОБЖ: выходя из квартиры даже на короткое время, бери с собой ключи.

Вопросы

  1. Назови причины опасных ситуаций в жилище.
  2. Что поможет сделать твой дом безопасным?
  3. Причинами нежелательных и опасных ситуаций в жилых помещениях могут быть различные факторы. Найди соответствие между фактором и его характеристикой. Ответ запиши в тетрадь.

    Факторы

      1. Природный
      2. Техногенный
      3. Социальный

    Характеристика факторов

  4. Ситуационные задачи.
    1. Лена решила воспользоваться лифтом, но он вдруг остановился. Есть мобильный телефон. Что ей делать?
    2. Что делать, если захлопнулась дверь, а на лестничной клетке очень холодно?

Задания

  1. Составь правила пожарной безопасности для выполнения в твоём доме.
  2. Придумай и нарисуй два знака, которые предупреждают о какой-либо опасности в доме и на улице. Дай им название.

Невероятные факты

Представьте себе, что вы оказались посреди паникующей толпы, вас захватили в заложники или на вас надвигается смерч.

Казалось бы, безвыходная ситуация , но выход всегда есть, если попытаться сохранять спокойствие и быстро реагировать.

Вот эти и другие угрожающие жизни ситуации , и советы, которые помогут вам выйти из них с минимальными потерями.


Правила поведения в опасных ситуациях

1. Давка


Попытайтесь оставаться на ногах – это ключ к выживанию. Как только вас собьют с ног, ваши шансы существенно уменьшаются.

В этом случае, если вы не можете сразу встать, примите защитную позу , подобрав ноги и прикрыв голову руками. Направьте голову в направлении движения толпы, чтобы вас не ударили и постарайтесь встать обратно на ноги.

В случае огня, нужно оставаться внизу, чтобы избежать дыма и дышать через влажную ткань.

2. Нападение собак


Сохраняйте спокойствие, попытайтесь не кричать, не смотреть в глаза собаке , не показывать страх или тревогу. Убедившись в вашей безопасности, она может потерять к вам интерес.

Не позволяйте собаке находиться позади вас. Если она начинает кружиться вокруг вас, что является признаком надвигающегося нападения, поворачивайтесь вместе с ней.

Если у вас с собой есть какой-то предмет, например, зонт , поместите его перед собой, чтобы казаться больше и лучше управлять своим пространством.

Во всех случаях помните, что нужно защищать лицо, грудь и горло . Держите руки в кулаках, чтобы защитить пальцы.


3. Авиакатастрофа


Во-первых, прежде чем сесть в самолет , одевайтесь соответствующе на случай аварийной ситуации. Джинсы и длинные рукава могут в какой-то степени защитить вас от ожогов и острых предметов.

Пассажиры в задней части самолета чаще выживают, чем в передней. Самым опасным временем являются первые 3 минуты после взлета и 8 минут перед приземлением . В это время лучше всего не снимать обуви, поднять столик, и обратить внимание на ближайшие выходы. Держите ручную кладь под сидением впереди, чтобы ноги не ударились об сиденье. Если удар неизбежен, примите правильное положение.


Первые 90 секунд после крушения важны. В это время нужно сохранять спокойствие и выбираться из самолета, как можно быстрее .

Опасные ситуации природного характера

4. Снежная лавина


Не пытайтесь ее перегнать. Лавина будет быстрее вас, даже если вы на лыжах. У вас гораздо больше шансов, если вы будете двигаться не прямо вниз, а по горизонтали .

Если это невозможно, закройте рот и поместите руки перед лицом, чтобы создать воздушный карман, который понадобиться вам, когда упадет снег.

Не пытайтесь кричать , так как это расходует нужный вам кислород. И наконец, можете помочиться (серьезно!), чтобы поисковые собаки легче вас нашли.

5. Поведение во время грозы


Попытайтесь найти низменное место и присядьте на корточки . Нужно находиться, как можно ниже, но чтобы ваше тело как можно меньше касалось земли.

Теперь прикройте уши . Если вы действительно оказались посреди грозы, гром может повредить барабанные перепонки.

6. Торнадо


Самое главное в этой ситуации - найти укрытие . Если вы не можете его найти, попытайтесь определить направление смерча.

Выбирайтесь из машины и бегите в противоположном направлении. Смерч может двигаться со скоростью до 100 км в час, поэтому стоит поторопиться. Если ничего не помогает, ложитесь на землю, прикройте голову и держитесь.

7. Большая волна


Лучше всего попытаться переплыть волну, пока она не разбилась. Если это невозможно, нужно вытянуть руки и ноги , чтобы распределить удар и удержать себя от глубокого погружения в воду.

Сделайте глубокий вдох и подождите, пока волнение не утихнет. Вас будет бросать из стороны в строну, но попробуйте сохранять ориентацию и не паникуйте. Постарайтесь вернуться на поверхность как можно быстрее, дышите и попытайтесь пересмотреть ситуацию, так как можете снова в нее попасть.

8. Падение с горного склона


Не старайтесь дотянуться до какой-то опоры, это вам не поможет. Прижмите подбородок к груди и постарайтесь использовать свои ноги в качестве тормозов.

9. Укус медузы


Постарайтесь быстрее добраться до берега и посыпать песок на остатки щупальцев медузы.

Как только они высохли, воспользуйтесь предметом, типа кредитной карты , чтобы счистить их одним движением. Не трите это место, так как это может привести к дальнейшему выпусканию токсинов в кожу.

Возникновение опасных ситуаций

10. Вы провалились под лед

Выбирайтесь в том же направлении, откуда вы пришли, так как вы знаете, что там лед смог вас выдержать.

Если рядом нет никого, кто мог бы вам помочь, вам придется использовать свои предплечья, чтобы вытолкнуть себя . Обопритесь широко расставленными руками о край льдины и подтянитесь, вытаскивая по очереди туловище и ноги.

Не становитесь на ноги, а ползите к берегу .

11. Заблудился в лесу: что делать


Используйте ветки и листья, чтобы вы могли вернуться по пройденному пути. Взберитесь на возвышенность , чтобы понять, сможете ли вы сориентироваться.

Теперь двигайтесь по спуску, пока не найдете реку или другую движущуюся массу воды. Следуйте в направлении потока , это обычно приводит к городу или деревне.

Если вы его не обнаруживаете, продолжайте двигаться прямо и ориентируйтесь по солнцу.

12. Машина упала в реку


Если вы случайно заехали в какой-то водоем, у вас есть примерно 90 секунд, прежде чем кабину полностью зальет водой. К сожалению, при погружении нижнего края двери, открыть ее становиться невозможным, поэтому нужно открыть окно и отстегнуть ремни безопасности . Если вы не можете открыть окна, попытаетесь выбить их ногами.

13. Действия при пожаре


Как правило, убивает людей не огонь, а дым. Нужно находиться как можно ниже , так как нагретые газы поднимаются вверх.

Оставайтесь возле стены и пройдите по ней, пока не найдете выход. Что бы вы не делали, старайтесь не вдыхать газ. Если чувствуете, что теряете сознание, ложитесь пластом на пол напротив двери. Это поможет пожарным легче вас найти.

14. Судорога в ноге: что делать


Судорога в воде может быть очень опасной. Первое, что нужно сделать – это перевернуться и плыть на спине , чтобы вода не попала в легкие. Затем растяните место, где возникла судорога, например, потянув стопу на себя , или подождите, пока она не пройдет.

15. Нога увязла в водорослях


Если это возможно, плывите на спине, как и в случае с судорогой. Если ваша голова находится под водой, постарайтесь не паниковать и сохраняйте кислород. С помощью руки спустите водоросли с ноги, пока не освободитесь.

Не пытайся активно двигаться , так как это может ухудшить ваше положение.

16. Что делать, если подавился


Если вы находитесь в общественном месте, лучше там и оставаться. В этом случае у вас больше шансов, что кто-то придет на помощь.

Если рядом никого нет, вам придется проделать прием Геймлиха самому. Это значит, что вам нужно совершить резкий удар по животу (между пупком и реберными дугами) об твердый предмет, например стул. Цель состоит в том, чтобы сжать воздух в диафрагме и вытолкнуть объект из горла.

17. Случай нападения в лифте


Самое худшее, что можно сделать и что часто жертва инстинктивно делает – это отодвигаться к дальней стене лифта.

Лучше всего находиться в углу возле двери рядом с панелью управления лифтом. По крайней мере, так вы лучше контролируете ситуацию.

18. Падение с высоты


Как бы ни была безнадежна эта ситуация, были случаи, когда люди выживали. Есть несколько факторов, которые повышают ваши шансы.

Во-первых, примите "положение прогнувшись " (известный в парашютизме термин). По сути, нужно вытянуться как можно сильнее, чтобы создать сопротивление.

Во-вторых, наметьте приземление , избегая бетонной поверхности (в идеале приземлиться в воду). Можно попробовать передвинуться вправо, например, опустив правое плечо и наоборот.

И наконец, расслабьтесь, согните колени, ступнями вперед и попытайтесь перекатиться. Так, по крайней мере, вы увеличите свои шансы на счастливый конец.

Опасные и чрезвычайные ситуации

19. Ядерный взрыв


В этой ситуации можно выжить, если вы находитесь вне радиуса ударной волны . Само собой, если есть предупредительные знаки, нужно найти укрытие, желательно под землей. Если вы находитесь в пораженной области, падайте на землю и закройте голову , как только увидите взрыв, так как может потребоваться до 30 секунд, чтобы ударная волна вас достигла.

Не смотрите на вспышку, это сразу вас ослепит. Если у вас есть хорошее укрытие, лучше всего сидеть там и ждать спасения.

20. Стрельба в школе и других помещениях


Американские исследования по случаям стрельбы в школе показали, что есть 4 фактора, которые увеличивают ваши шансы на выживание. Как бы банально это не звучало, но первое, что нужно сделать - это убежать (желательно зигзагом) .

Однако это не всегда возможно. Второе – это забаррикадировать дверь . Если вы создадите препятствие, вооруженный, скорее всего, не будет на это тратить свое время. Однако если он все-таки решит проникнуть, лучше всего притвориться мертвым . Для этого нужно сохранять спокойствие и контролировать свое дыхание. И четвертое, если ничего не помогло, используйте адреналин в своих целях и попытаетесь дать отпор.

21. Вас захватили в заложники


Если вы планируете сбежать, нужно делать это быстро. Важны первые несколько минут. Вокруг могут быть еще люди, но стоит быть острожным. Если шансы малы, можно усложнить свою ситуацию, и в этом случае лучше вести себя по правилам.

Наблюдайте за всем, что происходит и попытайтесь понять, почему вас похитили. Возможно, это поможет вам узнать, что планируют делать похитители.

Хотя многие заложники выживают, может потребоваться несколько лет, прежде чем придет спасение. Что бы ни произошло, не теряйте надежду и взвесьте весь риск и преимущество попыток к бегству.

22. Перекрестный огонь


Первое и самое очевидное – это попытаться ускользнуть. Если это невозможно и рядом нет никакого укрытия, ложитесь пластом на землю , положивв руки за голову (по крайней мере, это лучше, чем стоять, задрав руки над головой).

Постарайтесь оценить ситуацию и медленно отползите в безопасное место.

23. Заживо закопали в гробу


Как бы невероятно это не звучало, такие случаи уже были. Первое и самое важное - нужно перестать паниковать, накрыть лицо одеждой , так как предстоит грязная работа.

Вытяните руки и ноги вверх и, используя ноги (которые сильнее), толкайте. Молитесь, чтобы гроб оказался деревянным. В этом случае, вам нужно сделать пробоину .

Как только это произойдет, земля начнет сыпаться на вас (вот для чего нужно натянуть одежду на голову), и нужно ногами отталкивать ее к другому концу гроба.

При условии, что вы находитесь не очень глубоко, настает время прорыть себе дорогу к поверхности.

Человечество в процессе развития цивилизации постоянно сталкивается с различными опасными явлениями и ситуациями. Наши далекие предки постоянно испытывали на себе влияние природных явлений. Наводнения, землетрясения, извержения вулканов, бури и ураганы, природные пожары, низкая или высокая температура воздуха, ливни, грозы, град, лавины, обвалы и другие стихийные бедствия приводили к гибели людей и уничтожению материальных ценностей.

В дальнейшем цивилизация развивалась по пути создания техники и машин, которые заменяли ручной труд человека, повышали производительность труда, благосостояние общества. Технический прогресс способствовал также развитию науки, культуры, делал жизнь человека более обеспеченной материальными благами, необходимыми для жизнедеятельности. Однако технический прогресс принес с собой не только благополучие для человека. С прогрессом возникли и техногенные опасности, связанные с авариями технических устройств.

Особое место в мире всегда занимали чрезвычайные ситуации социального характера: войны, терроризм, преступность, массовые беспорядки и др.

В настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, по мнению ученых, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не уменьшается, а растет. Увеличивается экономический ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций, а также, к сожалению, и количество людей, гибнущих в различных чрезвычайных ситуациях.

Статистика

Во всем мире количество катастроф с высоким экономическим ущербом возросло с 60-х до 90-х гг. более чем в 4 раза. Если в 60-х гг. в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в среднем в год страдал 1 человек из 62, проживающих на Земле, то в 90-х гг. - уже 1 из 29.

В мире установилась устойчивая тенденция ежегодного роста в результате чрезвычайных ситуаций числа пострадавших на 6,8% и материальных потерь на 10,4%.

По данным МЧС России

В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, международном терроризме и распространении наркомании.

Человек на протяжении всего периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расширить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благополучие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Но он почти не думал о сохранении окружающей природной среды. Результаты такой безрассудной деятельности человека налицо: растет количество различных чрезвычайных ситуаций, увеличиваются их масштаб и отрицательные последствия, деградирует окружающая природная среда. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на планете Земля. Некоторые ученые отмечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности.

Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельности человечества в будущем на Земле вплотную начало заниматься мировое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития, являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества.

В Российской Федерации в 2009 г. была утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г., которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности.

Таким образом, были определены общая теоретическая база безопасности личности, общества и государства и условия обеспечения национальной безопасности России .

Коротко остановимся на основных ключевых понятиях в области безопасности жизнедеятельности и специальной терминологии, характеризующей степень опасности конкретного события и его возможные последствия.

Основные ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся:

Личность - ее права и свободы;
- общество - его материальные и духовные ценности;
- государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности. Безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности 1 - сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности осуществляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Российской Федерации.

1 Жизнедеятельность - повседневная деятельность и отдых, способ существования человека

Национальная безопасность Российской Федерации - безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве.

Опасность - свойство окружающей человека среды, состоящее в возможности при конкретных условиях создания негативных воздействий, способных привести к отрицательным последствиям для жизнедеятельности человека и определенному ущербу окружающей его среды.

Опасное явление - явление, приводящее к формированию вредных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды.

Опасная ситуация - стечение обстоятельств, которые при определенном развитии событий могут привести к несчастью.

Экстремальная ситуация - крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая.

Опасные и экстремальные ситуации - это своего рода предпосылки, которые при определенных условиях могут привести к несчастному случаю, но в экстремальной ситуации вероятность несчастного случая особенно велика.

В результате аварии на электростанции в Капотне
южные районы Москвы остались без электроэнергии,
а поезда метрополитена на несколько часов остались без движения.
Май 2005 г.

Авария - опасное техногенное явление, происходящее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам. При авариях происходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей.

Столкнулось несколько автомашин, но люди не пострадали - это авария. Рухнуло здание, в котором не было людей (еще не заселили или уже отселили), тоже авария. Таким образом, авария - это повреждения объектов и транспортных средств, при которых никто из людей не пострадал.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка). Это может быть крупная авария, приведшая к гибели людей. Катастрофа представляет собой непредвиденную и неожиданную ситуацию, возникшую в результате природных явлений или деятельности человека и несущую угрозу для его жизни, следствием которой стала гибель одного человека или большой группы людей (например, землетрясение в Нефтегорске, Чернобыльская катастрофа, ураган «Катрина» в США и др.).

Стихийные 2 бедствия - катастрофические природные явления и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, нередко к человеческим жертвам. К стихийным бедствиям относятся наводнения, землетрясения, сели, оползни, снежные лавины, циклоны, смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, извержения вулканов, а также эпидемии, эпизоотии, засухи, широкое распространение насекомых - вредителей, грызунов и др.

2 Стихия - явление природы, проявляющееся как чудовищная, разрушительная сила.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует стихийные бедствия как происшествия, влекущие за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью, ухудшение работы служб здравоохранения в масштабах, требующих чрезвычайной помощи извне.

Мощное землетрясение в Пакистане.
Погибли десятки тысяч человек.
9 октября 2005 г., Исламбад

Противопожарные службы Подмосковья
ведут борьбу с лесоторфяными пожарами.
Апрель 2005 г.

Можно сказать, что стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геологического, метеорологического, гидрологического или биологического происхождения крупных масштабов, при с которых возникают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности, разрушением и уничтожением материальных ценностей и приводящие к гибели людей. Стихийные бедствия могут приводить к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

При стихийных бедствиях человек не в состоянии повлиять на ход развития событий, они зачастую происходят внезапно, и последствия их малопредсказуемы, так как зависят от мощности природного явления (землетрясения, наводнения, урагана), их вызвавшего. Единственно правильные действия населения в таких ситуациях заключаются в выполнении профилактических мероприятий, предусмотренных в регионе в случае возникновения стихийного бедствия, и умении правильно действовать и использовать рекомендации специалистов в соответствии с конкретной обстановкой.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 3 отмечено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей.

3 Принят в 1994 г.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.

Причиной чрезвычайной ситуации могут быть промышленные аварии и катастрофы, опасные природные явления и стихийные бедствия, а масштаб возможных последствий от этих происшествий определяет уровень чрезвычайной ситуации.

Согласно Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера2 чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распространения и тяжести их последствий подразделяются на:

Локальные;
местные;
территориальные;
региональные;
федеральные;
трансграничные.

Локальная чрезвычайная ситуация - это такая ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда надень возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории производственного или социального объекта.

Таким образом, понятие «локальная чрезвычайная ситуация» определяет минимальный масштаб, тяжесть и зону распространения последствий для жизнедеятельности человека от природного или техногенного опасного явления. Если от опасного явления пострадал хотя бы один человек и нанесен определенный материальный ущерб, а зона действия этого явления не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения, это локальная чрезвычайная ситуация. Для ликвидации последствий такой ЧС достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвычайных ситуаций.

Местная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50. но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Региональная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда надень возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Федеральная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

Трансграничная чрезвычайная ситуация - это ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию нашей страны.

Внимание!

Абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты.

Вопросы

1. В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их масштабов и отрицательных последствий на жизнедеятельность человека?

2. Какие ситуации относят к опасным и какие - к экстремальным?

3. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера? Назовите основные причины их возникновения.

4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести их последствий?

5. Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?

Задание

Подберите примеры имевших место в текущем году в регионе вашего проживания опасных или чрезвычайных ситуаций. Определите по масштабу их распространения и тяжести их последствий, к какому классу их можно отнести (локальные, местные и т. д.).

Поговорим о том, что такое опасность, где, когда и в какой ситуации она может возникнуть.

Скажем откровенно, опасностей вокруг хватает, и наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.

Наверное, за это мы и любим отважных героев книг и фильмов. Задумайся, ведь Добрыню Никитича и Илью Муромца, Герду и Элли, Робинзона и Робин Гуда мы ценим за смелость, находчивость, умение преодолевать трудности и находить выходы из сложных жизненных ситуаций.

Можешь ли ты стать таким же храбрым, ловким и смелым, как наши герои? С детства ли были умелыми и отважными люди, которые потом стали полководцами и космонавтами, героями моряками и танкистами, спасателями и пожарными? Конечно нет. Они сначала были такими лее девочками и мальчиками, как ты и твои друзья. Просто они лучше подготовились к жизни, больше работали над собой, умели уберечь себя от ошибок и опасностей. Давай и мы с тобой последуем их примеру!

С чего начать нашу подготовку к безопасной жизни?

Познакомимся с понятием «безопасность». Безопасность - это когда человеку ничто не угрожает, защищен он, его дом, имущество.

Попробуем выделить пространство, в котором мы живём. Назовем места, в которых мы бываем повседневно и случайно, и где нас могут ожидать опасности.

  • Дома: в ванной, на кухне, на балконе.
  • В подъезде, в подвале, на чердаке, в лифте.
  • На улице: во дворе, на дороге, на площади, на стройке.
  • В гостях, на дне рождения, на ёлке.
  • В парке, на стадионе, в лесу, на пляже.
  • В школе: в мастерской, в классе, в спортзале, в коридоре, в раздевалке.
  • В магазине, на ярмарке, на рынке, в кафе.
  • На транспорте: в автобусе, трамвае, такси, метро, в поезде, самолёте, на вокзале.
  • В кино, в музее, на выставке, на концерте, в театре.

Опасные ситуации могут возникать в самых обычных и привычных для тебя местах. Они вызываются различными причинами. Возьмём, например, огонь, газ, электричество, острые и тяжёлые предметы, скользкие поверхности, стекло, ядовитые вещества. Всё это и многое другое может служить нам во благо и в то же время угрожать здоровью, жизни или имуществу. Некоторые опасности не проявляют себя до поры до времени, как подтекающая водопроводная труба или осколки стекла в траве. Другие видны сразу: кипящая вода, разлитое масло, тлеющий мусор в мусоросборнике.

Мы часто упоминаем слова «опасность» и «опасная ситуация». Что они означают? Опасность - это угроза чего-либо плохого, какого-нибудь несчастья.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой есть факторы различного происхождения, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и окру его среде.

Человек попал в аварию или стал жертвой преступления, оказался без воды и продуктов питания, упал или простудился. Всё это опасные ситуации, но некоторые из них могут стать экстремальными.

Экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые могут угрожать человеку и требуют от него для защиты жизни и здоровья напряжения всех физических и духовных сил. Например, когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют хорошей физической подготовки, собранности и силы воли.

Ты наверное слышал или уже знаешь, что в жизни случаются большие беды, например эпидемии, когда заболевает много людей смертельными болезнями. Продолжительные ливневые дожди могут привести к наводнениям, и в результате оказываются затопленными большие территории и населённые пункты. Землетрясения, ураганы, цунами, разливы нефти, аварии на атомных станциях могут привести к большим человеческим и материальным потерям. Такие ситуации называются чрезвычайными.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определённой территории (на суше) или акватории (в водном пространстве), сложившаяся в результате аварии, катастрофы, какого-либо опасного природного явления или иного события. Она влечёт за собой человеческие жертвы, наносит ущерб здоровью людей или окружающей среде, и всё это сопровождается значительными материальными потерями.

В зависимости от причин возникновения и типа действующих факторов опасные ситуации подразделяются на: техногенные (например, аварии или катастрофы с техникой), социальные (например, конфликтные и криминальные ситуации) и природные (например, стихийные бедствия, эпидемии, землетрясения, наводнения).

На заметку

    В конце марта 2011 г. на юге России в Краснодарском крае пронёсся ураган. Больше всего пострадал Новороссийск. Несколько человек получили ранения. Им оказали медицинскую помощь. Ветер разбивал окна, выбивал двери, срывал крыши и уносил на несколько сотен метров. Ураган бушевал всего лишь пять минут, но за это время он с корнем вырвал более 150 деревьев, повредил десятки машин, без крыш остались 50 домов, а без электроэнергии - 25. Спасатели МЧС Краснодарского края участвовали в восстановлении зданий и подачи городу электроэнергии.
    Ураган - ветер необычайно разрушительной силы со скоростью свыше 30 м/сек.

При массовых бедствиях на помощь пострадавшим приходят специальные государственные службы. Они эвакуируют людей в безопасные места, обеспечивают водой, продуктами питания и всем необходимым. Органы местной власти и определённые организации по решению Президента и Правительства России оказывают помощь пострадавшим. Выделяются денежные средства, осуществляется необходимый ремонт жилья и т.д.

Чаще всего в жизни человеку приходится сталкиваться с такими опасностями, которые угрожают ему лично и когда его спасение зависит прежде всего от его действий.

Вопросы.

  1. О каких опасных ситуациях ты слышал или читал?
  2. Сформулируй понятие «опасная ситуация».
  3. Кто из твоих любимых героев книг, мультфильмов или фильмов попадал в опасную ситуацию? Приведи 2-3 примера.
  4. О каких чрезвычайных ситуациях ты слышал или читал?
  5. Сравни два понятия: «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация».
  6. Как ты думаешь, какие опасные ситуации могут угрожать тебе в повседневной жизни?
  7. Приведи пример природной опасной и чрезвычайной ситуации.
  8. Почему одни опасные ситуации называют природными, а другие - техногенными и социальными?

Задания.

  1. Нарисуй в тетради схему своего маршрута из школы домой. Отметь на ней ярким цветом места, где надо быть очень внимательным, например переход через проезжую часть дороги. Расскажи, какая опасная ситуация может возникнуть на твоём пути.
  2. Какие поговорки и пословицы предупреждают об опасности. Запиши 2-3 примера в тетрадь.
  3. Подготовь рассказ о том, как древние люди защищали своё жилище. (Используй сведения, которые ты узнал на уроках истории Древнего мира.)

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций;
  • учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях;
  • закрепить знания основных принципов самоспасения;
  • развивать кругозор детей, мышления, память, внимание;
  • воспитывать морально-волевые качества личности, коллективизм, взаимопомощь.

Задачи урока:

  • обсудить с детьми опасные и безопасные ситуация дома, в школе, на улице и т.д.;
  • обучит детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений;
  • показать связь поступков и решений.

Оборудования: плакат «Шаги принятия решений»;
пословицы, стихи, рисунки учащихся; предметные картинки.
Учебники, компьютер, экран и т.д.

Ход урока

I.Организационный момент
- Сегодня я хочу начать урок с известного вам четверостишия.

На Земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами порой.

Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (об опасностях, с которыми встречается человек каждый день);
- Правильно. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают.

II. Изучение новой темы:
Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает, и вся хитрость состоит в том. Чтобы их знать и уметь избежать в трудную минуту. Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в разнообразных опасных ситуациях. Число жертв в нашей стране перевалило гигантскую цифру – 250 тысяч человек в год, 10% среди погибших – дети. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности.
Но прежде чем мы начнём говорить об опасных ситуациях, мы должны выяснить, а что же такое безопасность?
Безопасность
Следовательно, возникает вопрос.
- А, что такое опасная ситуация?
Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
Сейчас я предлагаю вам представить пространство, в котором мы живём, и назвать все места, в которых нас подстерегают опасности. Чтобы облегчить вам задачу, я приготовила кроссворд. Разгадав его, мы не только узнаем опасные места, но и определим главное слово нашего урока.

III. Разгадывание кроссворда.

1.Спортивное сооружение. (Стадион)
2.Зелёная зона отдыха в городе. (Парк)
3.Место покупки и приобретения товаров. (Магазин)
4.Он бывает наземным, воздушным и морским. (Транспорт)
5.Помещение, предназначенное для приготовление пищи. (Кухня)
6.Место прибытия и отправления поездов. (Вокзал)
7.Помещение для занятия спортом. (Спортзал)
8.Подземная железная дорога. (Метро)
9.Помещение для просмотра кинофильмов. (Кинотеатр)
- Какое слово у вас получилось по вертикали? (Опасности)
Но ведь это наши хорошо знакомые места и там гораздо больше полезного и интересного, чем опасного, скажете вы. И совершенно правильно. Однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.

Что же относиться к таким факторам:


IV. Чтение статьи учебника (стр.5 -8).
- Найдите и прочитайте в статье, какие ситуация называются чрезвычайными?
Чрезвычайные ситуации – это крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжёлыми последствиями.
- Какие ситуации называют экстремальными?
Экстремальные ситуации – это наиболее сложные опасные ситуации. Которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.
- На сколько групп можно условно разделить опасные ситуации?

Все термины и схему дети записывают в тетрадь.

V. Закрепление новой темы.
А) Решение ситуационной задачи .
Существование вокруг нас многочисленных опасных ситуаций не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определённые условия, обстоятельства. Знание опасностей и причин их проявления позволяет их избегать.
Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ «Жажда». Вы должны ответить на вопросы:
- В чём заключалась опасность для мальчика?
- Что могло бы произойти с мальчиком?
Затем вы должны помочь герою предупредить опасность и закончить предложение так, чтоб помочь мальчику избежать опасности.
Рассказ «Жажда»
Был жаркий, летний день. Женя играл с мальчиками во дворе в футбол. Когда игра закончилась. Ему очень захотелось пить. Он побежал домой и открыл холодильник. Там стояло много разных бутылок с газировкой, соком и пивом. Он схватил ближайшую бутылку, на которой было написано «Пиво»……..
Закончить рассказ можно было так: «Женя взглянул на этикетку, прочитал «Пиво», и поставил бутылку обратно в холодильник».
Давайте подумаем, как можно избежать опасной ситуации и сделаем плакат «Шаги принятия решений»

Шаги принятия решений:
1 шаг . Если ты хочешь что–то сделать, то сначала остановись;
2 шаг . Представь, как твой поступок отразиться на тебе, твоих родителях, твоих друзьях;
3 шаг . Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия;
4 шаг . Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.

Б) Работа в парах по рисунку.
Рассмотрите рисунок. Отметьте на нём кружки красным цветом в местах, которые вы считаете опасными.

В) Работа в тетради (опасные и чрезвычайные ситуации)
- Соберите из слов на стр. 8 определение безопасности.
- Что у вас получилось?
Безопасность – это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

VI. Итог урока.
- Что такое опасная ситуация?
- Какие ситуации называют чрезвычайными?
- На сколь групп можно условно разделить все опасные ситуации?
VII. Домашнее задание.
Записать в тетрадь места повышенной опасности нашего города. Нарисовать рисунок по изученной теме.

Спасибо за урок. До свидания!