Оформление лицензии на алкогольную продукцию. Как получить лицензию на продажу алкоголя

Торговля и производство спиртных напитков, несомненно, являются одним из самых прибыльных видов деятельности. Это понимают и индивидуальные предприниматели, и крупные организации. Однако новички, стремящиеся занять данную нишу, зачастую не слишком четко представляют себе, что такое лицензия на алкогольную продукцию и в каких случаях ее получение является необходимым. Нижеизложенная информация позволит физическим лицам и учредителям фирм понять все тонкости процесса лицензирования и определить, какой именно вид государственного разрешения нужно будет получить конкретно в их случае.

Алкогольная продукция и ее лицензирование

Оборот алкоголя на территории РФ регулируется специальным законом № 171‑Ф3. Основными функциями данного закона является защита жителей России от любой некачественной спиртной продукции, а также определение оборота спиртного в стране. Что же касается контроля над его соблюдением, его осуществляет Росалкогольрегулирование - специальная федеральная служба.

Также закон № 171‑Ф3 определяет лиц, которые могут участвовать в обороте напитков и изделий, содержащих алкоголь. Ими являются:

  • Юридические лица, принимающие непосредственное участие в производстве и обороте спиртосодержащих напитков и изделий;
  • индивидуальные предприниматели, реализующие алкогольные напитки, пиво и пивную продукции, сидр и медовуху в розницу;
  • физические лица, связанные трудовыми отношениями с вышеперечисленными обществами и предпринимателями;
  • Потребители спиртной продукции.

Как уже было сказано ранее, одной из функций данного закона является определение алкогольной продукции. Под это наименование попадают такие напитки:

  • Водка, виски, коньяк и т.д.;
  • Любые виды вин и винных напитков;
  • Пиво и пивные напитки;
  • Медовуха, сидр и пуаре.

Следует подчеркнуть, что алкогольной продукцией считаются не только напитки, но также и продукты, которые содержат больше 0,5% этилового спирта. Впрочем, большинство продуктов и блюд не подпадают под данное понятие.

Согласно данному Федеральному закону, для определенных видов деятельности специальное разрешение не требуется. Оформлением лицензии не должны заниматься лица, реализующие спиртосодержащую непищевую продукцию (косметику, различные эмульсии на спирту и т.д.) в розницу, а также лица и общества, производящие, закупающие и поставляющие пиво и пивную продукцию, сидр и медовуху. Кроме того, лицензирование не является нужным для закупки и транспортировки технических жидкостей, содержащих спирт, если их объем составляет меньше, чем 2 000 литров в год.

Кому нужна лицензия на алкоголь?

Прежде всего, разрешение на производство и участие в обороте спиртных напитков и алкогольной продукции должны получить организации, ведущие подобную деятельность. Только при наличии лицензии их деятельность не будет признана противозаконной.

ИП же не обязаны оформлять лицензию при осуществлении розничной продажи спиртных напитков (только слабоалкогольных) и спиртосодержащей продукции. Непосредственно в обороте и производстве таких товаров могут быть задействованы исключительно юридические лица.

Кем выдаются государственные лицензии на алкоголь?

В статье уже была упомянута служба, занимающаяся вопросами регулирования соответствующей продукции под названием «Росалкогольрегулирование». Именно эта инстанция и отвечает за выдачу лицензий. Впрочем, данная служба не выдает лицензии на розничную продажу спиртного. Ею занимаются местные органы власти. Если определенные субъекты Российской Федерации заключили соглашение об обоюдном признании лицензий, выданных на их территории, данные документы могут действовать не только на территории субъекта, выдавшего документ, но и за ее пределами.

Стоимость лицензии

Стоимость лицензии на алкоголь будет зависеть от того, каким именно видом деятельности вы планируете заняться. В целом, получение данного документа оплачивается через специальную пошлину, стоимость которой составляет:

  • 65 тысяч руб. ежегодно для розничной реализации спиртного;
  • 9,5 миллионов руб. для производства, поставки и хранения спирта и спиртосодержащих напитков (за исключением винных напитков без этилового спирта, а также игристого, виноградного и фруктового вина);
  • 800 тысяч руб. для производства, поставки и хранения вина и винных напитков, упомянутых в прошлом пункте в качестве исключения;
  • 800 тысяч руб. для хранения спирта, алкоголя и спиртосодержащих изделий;
  • 800 тысяч руб. для закупки, хранения и поставки любой спиртосодержащей продукции;
  • 800 тысяч руб. для транспортировки спирта;
  • 800 тысяч руб. для транспортировки нефасованных товаров, которые содержат более четверти этилового спирта.

Требования к предприятиям, получающим лицензию на алкоголь

Если ваша организация планирует заняться производством или принять участие в обороте спиртных напитков или спиртосодержащих изделий, вам нужно ознакомиться с основными требованиями, предъявляемыми законом.

Прежде всего, у общества должен быть определенный размер уставного капитала. Он должен составлять не менее 10 миллионов руб. для производства и оборота напитков и изделий, которые содержат более 15% спирта, и 80 миллионов руб. для изготовления водки.

Если предприятие находится в пределах города, торговая площадь и площадь складов должна составлять от 50 кв. м. Если же торговое помещение находится в сельском населенном пункте, его площадь может составлять от 25 кв. м.

Если же вы являетесь ИП или организацией, но осуществляете только розничную продажу пива, медовухи, пивных напитков и сидра, вышеперечисленные требования на вас не распространяются. Впрочем, даже такие предприятия могут иметь ограничения, связанные с запретом на реализацию в нестационарных точках, если крепость продукции составляет более 5%.

Где нельзя реализовывать алкоголь?

Торговля спиртными напитками запрещена:

  • Возле образовательных, культурных учреждений и больниц;
  • Возле спортивных комплексов и других объектов;
  • На остановках и в транспорте;
  • На АЗС;
  • На ЖД вокзалах и аэропортах, если крепость алкоголя превышает 16,5%;
  • На военных объектах;
  • Местах нестационарной торговли;
  • Местах, запрет на которые установлен местными властями.

Регистрация и коды ОКВЭД

И индивидуальные предприниматели, и юридические лица еще в процессе регистрации должны указывать коды статистики , которые напрямую связаны с их планируемыми видами деятельности. Один из них при этом является основным, тогда как остальные могут применяться, или же не применяться. Но если вы планируете заняться розничной торговлей спиртными напитками , вам необходимо указать код 52.55. Если же вы планируете производить алкогольные напитки или изделия, необходимо указать коды с 15.91 по 15.97.

Помните, даже если вы собираетесь заняться реализацией или производством спиртных напитков в будущем, лучше ввести соответствующие коды ОКВЭД сразу в процессе регистрации. В противном случае вам придется дополнять их список в будущем, что потребует от вас выплаты государственного сбора и дополнительной волокиты с документами.

Как получить лицензию на алкоголь

Юридическое лицо, которое собирается реализовывать алкоголь в розницу, должно представить такие документы:

  1. Заявление, в котором должна быть изложена следующая информация: организационно-правовая форма, название организации, ее юр. адрес, адрес электронной почты, номер расчетного счета, лицензируемая деятельность и виды продукции, срок действия разрешения.
  2. Ксерокопии учредительной документации, заверенные нотариусом.
  3. Ксерокопия свидетельства о регистрации юридического лица .
  4. Ксерокопия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц .
  5. Ксерокопия квитанции об оплате пошлины.
  6. Ксерокопия свидетельства о постановке на учет в налоговой и идентификационный номер.
  7. Документ об УК общества.
  8. Договор аренды (от 12 месяцев) или документ о праве собственности на недвижимое имущество.

Если же ваша фирма планирует не только реализацию, но также и производство алкогольных напитков или спиртосодержащих изделий, вам нужно дополнительно представить:

  • Заключение пожарной и эпидемиологической служб по помещениям предприятия;
  • Аккредитацию лаборатории химического и техконтроля процесса производства и самой продукции;
  • Сертификаты, свидетельствующие о качестве используемого оборудования;
  • Технологическую схему контроля содержания спирта в продукции;
  • Производственную мощность оборудования.

Вся вышеперечисленная документация может быть представлена в соответствующую инстанцию как в бумажном, там и электронном варианте.

Где получить лицензию?

Если вы планируете заняться розничной реализацией спиртосодержащей продукции, вам следует обратиться в локальные департаменты развития предпринимательства и торговли. Если же вы планируете заняться другими видами деятельности, связанными со спиртным, необходимо обратиться в «Росалкогольрегулирование».

Как правило, рассмотрение заявки на выдачу лицензии занимает около 2-х месяцев. При этом первый из них отведен под первичное рассмотрение, тогда как второй требуется для экспертиз предприятия, если таковые необходимы.

Отказ в выдаче лицензии на алкоголь

Отказ в выдаче данного разрешения может быть продиктован следующими причинами:

  • Неверным оформлением документации;
  • Указанием ложных сведений или отсутствием необходимой информации;
  • Несоответствием размера капитала общества;
  • Несоответствие помещения основным стандартам;
  • Наличие задолженности или санкций налоговиков.

Помните, получив отказ, вы не получите сумму пошлины назад. Именно поэтому следует максимально серьезно подойти ко всем вышеперечисленным факторам, способным повлиять на решение компетентных органов.

Срок действия лицензии

Срок действия разрешительного документа может длиться от года до 5 лет. Чаще всего власти выдают лицензии на три года для отдельных точек и на максимальный срок для крупных сетей.

Размер государственного сбора (пошлины) будет зависеть и от срока действия данного документа. Максимальная ее стоимость может достигать более 300 тысяч руб.

Если у вас уже есть лицензия на алкоголь, но срок ее действия подходит к концу, о ее продлении стоит задуматься как минимум за два месяца до окончания. Это позволит вам избежать ощутимых штрафов и проблем с контролирующими органами.

Чтобы продлить лицензию на алкоголь, вам нужно представить чек об оплате пошлины и документ, подтверждающий отсутствие каких-либо задолженностей перед государством.

Когда нужно переоформлять лицензию?

Переоформление данного документа становится необходимым, если:

  • Юридическое лицо проходит реорганизацию - 65 тысяч руб.;
  • Происходит слияние организаций (у каждой из них должна быть лицензия) - 3,5 тысяч руб.;
  • Организация изменила название, адрес и т.д. - 3,5 тысяч руб.

Штраф за реализацию без лицензии

Помните, несанкционированная торговля и производство спиртного может повлечь за собой штраф до 300 тысяч руб. Более того, все напитки и изделия при этом подвергается уничтожению. Также стоит упомянуть, что правительство может ужесточить штрафы уже в ближайшее время.

Лицензия на реализацию алкоголя дает право ресторанам и барам, кафе и магазинам продавать алкогольные напитки. Если вы начинаете бизнес, который предполагает торговлю спиртосодержащими напитками, советуем вам озаботиться оформлением разрешительного документа заранее. Процесс получения лицензии небыстрый, поэтому, если вы не успеете собрать все бумаги к открытию вашего магазина или предприятия общепита, заниматься продажей алкоголя на законных основаниях вы не сможете. Давайте разберемся, какие документы на получение лицензии на алкоголь нужно подготовить и как происходит процедура оформления.

Общие положения о лицензировании

Планируя получить алкогольную лицензию, ознакомьтесь с регулирующими данный процесс нормативными документами. Это ФЗ №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. и соответствующее местное законодательство. Лицензирование розничной торговли алкоголем находится в ведении субъектов федерации, которые имеют собственные лицензирующие органы и самостоятельно определяют требования к соискателям и перечень необходимых документов.

Розничная торговля слабым алкоголем или напитками с крепостью выше 15%, на вынос или для употребления на месте – это все разные виды деятельности, каждый из которых требует оформления отдельной лицензии. Например, магазину, продающему и крепкую, и слабоалкогольную продукцию, необходимо получение лицензии на продажу алкоголя для употребления вне торгового помещения.

Получить розничную лицензию может только юрлицо (не ИП), необходимо иметь это в виду, регистрируя свое предприятие. Лицензия оформляется на срок до 5 лет с возможностью продления и оплатой госпошлины за каждый год действия документа в размере 40 тыс. рублей.

Условия получения лицензии на алкоголь

Для оформления лицензии организация должна удовлетворять следующим требованиям:

  • уставной капитал магазина от 500 тыс. руб.;
  • уставной капитал предприятий общепита от 10 тыс. руб.;
  • стационарное помещение, приобретенное в собственность или долгосрочную аренду, зарегистрированную минюстом;
  • площадь помещения от 50 кв.м, обеспечение санитарной и противопожарной безопасности;
  • организация технических средств охраны в торговом зале и на складах, установка сейфов;
  • наличие зарегистрированного налоговиками кассового аппарата;
  • нахождение магазина вне учреждений образования, медицины, культуры и спорта и прилегающих к ним территорий;
  • нахождение торговых точек по торговле крепкими алкогольными напитками на вынос вне объектов общественного транспорта, военного назначения, мест большого скопления народа;
  • для предприятий общепита, реализующих алкоголь для потребления на месте, расстояние до вышеперечисленных объектов – не менее 25 метров.

Предельные расстояния от алкогольных магазинов или кафе до различных учреждений социального назначения и мест скопления населения в каждом муниципальном образовании или округе определяются самостоятельно на усмотрение местных властей, поэтому данные требования необходимо уточнять по месту нахождения вашего предприятия.

Порядок получения лицензии на алкоголь

Заявителям на лицензию необходимо собрать комплект документов, утвержденный местными органами власти.

Примерный перечень документов таков:

Такие документы, как справка об отсутствии налоговой задолженности и разрешения санитарных органов и Госпожнадзора, подтверждение обеспечения безопасности помещений, бывшие ранее обязательными для получения розничной лицензии на алкоголь, в данный момент предоставлять не требуется. Сотрудники лицензирующего органа могут самостоятельно запросить необходимые сведения. Соблюдение же всех требований производится при выездной проверке помещения. Однако если есть возможность, такие бумаги желательно все же иметь при подаче заявления. Например, если при запросе выявляется факт задолженности перед бюджетом, следует отказ в выдаче лицензии, а уплаченная пошлина не возвращается.

К моменту проверки необходимо подготовить копии сертификатов на алкогольную продукцию, оформить уголок потребителя (книгу жалоб, закон о защите прав потребителя, выдержки из актов, регулирующих оборот спиртосодержащих напитков).

Экспертиза предоставленных документов и проверка организации на месте осуществляется за 30 дней с момента подачи заявления. При выявлении нарушений рассмотрение документов продлевается для устранения недочетов на срок не более 1 месяца. При несвоевременном исправлении недоработок предприятие может получить отказ в лицензии. Лицензирующий орган извещает организацию за срок в три дня об отказе или выдаче лицензии.

Подавать заявление на продление можно за 90 дней до окончания действующей лицензии.

Своевременное получение лицензии на торговлю алкоголем позволяет предприятию работать на законных основаниях, деятельность же без лицензии или с нарушением ее условий влечет за собой ответственность по административному, уголовному и гражданскому законодательству.

Получать этот документ хлопотно и дорого: госпошлина составляет от 65 тысяч рублей в год (столько стоит лицензия для розничной продажи алкоголя). Производители водки и вовсе выкладывают по 9,5 млн рублей каждую пятилетку. Всё можно провернуть через юридические компании, но они тоже просят денег. Эта инструкция - для тех, кто хочет разобраться с бюрократами самостоятельно: героически и по-мужски. Даже если вы женщина.

(Подумайте о пиве, сидре, медовухе и прочем: эти напитки можно продавать в розницу — в магазинах и барах — без лицензии)

    Чтобы производить, продавать оптом или в розницу пиво и пивные напитки, медовуху, сидр и пуаре, лицензия не нужна. Тот, кто хочет заняться другими напитками крепче 0,5%, должен получить алкогольную лицензию. Лицензии бывают нескольких видов, и все (вместе с прайсом) перечислены в статье 333.33 Налогового кодекса . Разбираемся, как получить самые популярные виды документа. Тщательно соблюдайте все условия и не бойтесь перестараться: при отказе в лицензии госпошлина не возвращается - будет обидно.

    Магазин: лицензия «На розничную продажу алкогольной продукции»

    Сколько стоит. 65 000 рублей в год.

    Срок действия . Бизнесмен вправе выбрать любой период, но не больше пяти лет. Разница только в размере госпошлины: за год - 65 тыс. рублей, за два - 130 тыс. и так далее. Если есть деньги, лучше оплатить сразу 325 тыс. - меньше возни с документами и больше времени на настоящую работу.

    Правовая форма бизнеса . Для торговли только пивом и подобными напитками сгодится , но если вы решили играть серьезно, то понадобится юридическое лицо: до подачи заявления на лицензию.

    Читайте нас в

Электронные услуги

Полное название услуги

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Государственная пошлина - 65000.0 руб.

    Уплачивается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, которая составляет 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии.

  • Перечень необходимых сведений:

    Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Запрос оформляется согласно приложению 1 к Административному регламенту. При подаче запроса в электронной форме с использованием Портала запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.

    Документ, удостоверяющий личность руководителя юридического лица или его представителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    Представляется в подлиннике в случае личного обращения при подаче запроса и документов. В случае подачи запроса представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

    Копии учредительных документов (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются копии с предъявлением оригинала или нотариально заверенные копии.

    Документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в размере, установленном Правительством Москвы (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    За исключением предприятий общественного питания.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений площадью не менее 50 квадратных метров в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции, в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Требования о наличии отдельных складских помещений не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости). Указанные документы представляются за исключением случаев, установленных пунктами 2.5.1.1.2.1.5 и 2.5.1.1.2.1.6 Административного регламента предоставления услуги.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на указанных транспортных средствах.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции при оказании услуг общественного питания на оптовых и розничных рынках и в нестационарных торговых объектах (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие у заявителя в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).
  • Сроки предоставления услуги

    30 календарных дней

    Основания для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрены.

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции (Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      Лицензия выдается лично заявителю или его уполномоченному представителю в форме документа на бумажном носителе при предъявлении подлинника документа, удостоверяющего личность руководителя юридического лица или его представителя. В случае получения лицензии представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя. Должностное лицо, ответственное за выдачу (направление) документов: 1. Сообщает заявителю или уполномоченному им представителю о готовности документов способом, указанным в запросе, и (или) через "личный кабинет" заявителя на Портале. 2. Проверяет полномочия лица, получающего готовые документы лично. 3. Передает заявителю или его представителю лицензию, передает (направляет) решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги.

    • Решение о предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      В случае если заявитель не явился за получением конечного результата предоставления государственной услуги, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги направляется заявителю по почте.

    Происходит:

    • Внесение сведений о конечном результате предоставления государственной услуги в Базовый регистр и Сводный реестр (Новая запись в регистрах, кадастрах, реестрах)
  • Формы получения

    Через законного представителя

    На WEB сайте

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Порядок обжалования

    Решение лицензирующего органа может быть обжаловано в лицензирующий орган и (или) в суд.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих

    1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

    2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП.

    3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

    3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

    3.2. Требования от заявителя:

    3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

    3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    3.4. Отказа заявителю:

    3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.

    5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    5.2. Почтовым отправлением.

    5.3. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    5.4. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    6. Жалоба должна содержать:

    6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

    6.3. Наименование, сведения о месте нахождения заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    6.7. Требования заявителя.

    6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    6.9. Дату составления жалобы.

    7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

    Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    9.1. Отказа в приеме документов.

    9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

    11. Решение должно содержать:

    11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    11.3. Наименование и сведения о месте нахождения заявителя.

    11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

    11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

    11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

    11.11. Порядок обжалования решения.

    11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

    12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

    13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

    14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    14.4. Наличия:

    14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    15.2. Если текст жалобы (его часть), почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    15.3. Если в жалобе не указаны наименование заявителя или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

    20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

    Основания для отказа в предоставлении услуги

    Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
    1. Выявление в представленных заявителем запросе и документах недостоверной, искаженной или неполной информации, в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям.
    2. Несоответствие заявителя требованиям статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25,26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
    Перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги, установленный является исчерпывающим.

    Основания для отказа в приеме документов

    Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для получения государственной услуги, являются:

    1.1. Представленные запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным Регламентом.
    1.2. Представленные документы утратили силу.
    1.3. Заявителем представлен неполный комплект документов, указанных в Административном Регламенте в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.
    1.4. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
    1.5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги.
    1.6. Запроси иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при направлении запроса в электронной форме с использованием Портала являются:
    2.1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.
    2.2. Наличие противоречивых сведений в интерактивном запросе и приложенных к нему документах.

    Ни для кого не секрет, что для торговли алкогольными напитками нужна лицензия. И многие в первую очередь задаются вопросом, а сколько же она стоит? Ведь продажа алкогольсодержащих товаров привлекательное дело для того, кто хочет получать больше прибыли. Но давайте разбираться по порядку. Потому что недостаточно просто приобрести разрешение. Нужно ещё хотя бы понимать, для чего оно нужно, какие виды бывают, а также – какая ответственность накладывается на тех, кто собирается заняться этим бизнесом.

    Регулировкой производства и реализации алкоголя существует ФЗ-171 . Он был принят ещё в 1995 году и с тех пор постоянно дополняется.

    Основная задача этого закона, и федеральной службы, которая это контролирует – предотвращение распространения на рынках некачественного алкоголя. Ведь сам по себе он опасен для здоровья, а если его делают где-нибудь в подвале, на розлив, с использованием этилового спирта, то яд становится ещё опаснее.

    На какой алкоголь нужна лицензия

    Лицензирование распространяется только на продукт, в котором содержание спирта превышает отметку 15 процентов. Если товар имеет показатели ниже этого лимита, лицензия вам не потребуется.

    А вот для торговли остальным алкоголем понадобится, помимо собственно лицензии, соответствие ещё нескольким факторам. Это:

    • Площадь магазина
    • Срок работы предприятия

    Только после того, как ваша фирма будет отвечать обозначенным требованием, вы сможете покупать лицензию.

    Когда лицензия не нужна

    Нужно понимать, что продукт содержащий спирт более чем на 15% может быть пищевой и непищевой. Ко второму относятся парфюмерия, а также лаки и краски.

    Значит, помимо того, что лицензия не требуется для продукта с меньшим содержанием спирта, она также не потребуется и для:

    • Торговли непищевыми товарами, содержащими спирт
    • Закупки и перевозки спиртосодержащих жидкостей, которые будут использоваться для технических требований. Но только в том случае, если за год ваш объём не выйдет за рамки 2 тысяч литров.
    • Ну и для того, о чём было сказано ранее – для производства и реализации, например, пива (то есть товаров с содержанием спирта меньше 15%).

    Виды лицензии на алкоголь

    Основных типов два:

    Оптовая

    Розничная

    Лицензия на оптовую деятельность связанную с алкоголем подразумевает и дополнительные требования к фирме, которая её приобретает. Нужно будет предоставить доказательства соответствия складов и их площади, а также соответствия технических характеристик компании.

    Розничная лицензия продаётся фирмам, которые намерены торговать продукцией в розницу – кафе, круглосуточные бары, продуктовые магазины, рестораны и забегаловки ниши общепита.

    Сколько стоит лицензия на алкоголь

    Первым делом нужно сообщить, что любая лицензия покупается сроком на один год, независимо от её вида. (есть вариант – на пять лет, но тогда придётся платить сверху ещё и госпошлину). Данные по ценам актуальны на момент 2017 года. В дальнейшем они могут меняться.

    1. Розничная лицензия обойдётся предпринимателю в 65 000 рублей.
    2. Если вы закупаете алкоголь на стороне, а не производите сами, то цена лицензии для вас составит так же 800 000 рублей. При этом неважно, к какому виду относится алкогольный товар.
    3. Лицензия на оптовую продажу алкоголя, производимого собственными силами и самостоятельно реализуемого стоит уже на порядок и делится на две подкатегории:
    • Продажа продукта, содержащего этиловый спирт стоит 9 500 000 рублей.
    • Продажа вина и винных напитков и остального алкоголя стоит 800 000 рублей.

    Возникает закономерный вопрос, почему стоимость лицензии такая высокая? Ведь для малого бизнеса, каждый год отдавать дополнительно отдавать такие суммы (например за опт) нереально.

    Официальный ответ прост – государство таким образом регулирует рынок, стремясь давать разрешения только ответственным поставщикам, которые могут обеспечить прилавки качественным продуктом.

    К тому же, можно начинать развивать дело и с розничной торговли, там цена не так сильно кусается.

    Условия для получения лицензии на алкоголь

    Для розничной торговли

    • Для предприятий общепита сумма уставного капитала должна быть не меньше отметки в 10 тысяч рублей.
    • Также это должна быть стационарная точка (то есть связанная с землёй и фундаментом).
    • Наличие коммуникаций – также обязательное условие.
    • Для продуктовых магазинов – сумма уставного капитала – не ниже отметки в 1 миллион рублей (есть региональные исключения).
    • Площадь помещения должна быть более 50 квадратов.

    Для оптовой торговли

    • Сумма уставного капитала – не ниже отметки в 10 миллионов рублей.
    • Площадь при оптовой торговле на предприятии должна превышать 100 квадратов.
    • Также важно соответствовать запрещающим требованиям по месту продажи.

    Нельзя реализовывать алкоголь :

    • В местах массового скопления людей (не ближе чем на 100 метров), а также вокзалах и аэропортах.

    Какие нужны документы для получения лицензии

    1. Заявление
    2. Все уставные документы
    3. План помещения из БТИ
    4. Договора аренды помещения (или субаренды)
    5. Акт от установщиков пожарно сигнализации (или договор на предоставлении такой услуги)
    6. Карта ККМ. Регистрация вашего кассового аппарата. (Статья в помощь: )
    7. Справка от банковской организации (если вы оплатили уставной капитал наличными)
    8. Акт проверочных работ от пожарнадзора (оригинал)
    9. Справка о том, что у вас нет задолженностей по налоговым сборам (оригинал). (Читаем как закрыть ИП с долгами ).
    10. Для магазинов – выписка из ЕГРЮЛ

    Где получить лицензию на торговлю алкоголем

    В первую очередь, нужно знать, что с 2017 года выдачу лицензии тем, кто планирует заниматься коммерцией в нише спиртных напитков, выдаёт ведомство Росалкогольрегулирования.

    Кроме того, права на содействие в получении лицензий удостоились и фирмы посредники. Это негосударственные организации, занимающиеся контролем и консультацией этой ниши бизнеса.

    Но получить документ можно только в обозначенном выше департаменте. А вот подать заявку можно в департаменте развития предпринимательства и торговли, там, где зарегистрирована фирма. Минимальный срок выдачи разрешения после подачи документов – тридцать календарных дней.

    Почему могут отказать в получении лицензии

    Обидно получить отказ, после того как проделана большая работа, ведь собрать нужный пакет документации, получить акты от надзоров и при необходимости отдать деньги и за нотариуса – многого стоит. Но случаи нередки. Основных и распространённых причин несколько:

    • Некоторые документы оказываются просроченными
    • Уставные документы оформлены с ошибками
    • Информация о соискателе на лицензию отсутствует, либо указана фиктивно
    • Не оплачен уставной капитал
    • Помещение не подготовлено и не годится к эксплуатированию под продажу алкоголя
    • Есть долги по налогам и взносам

    Что же делать, когда вам пришёл отказ по одной из причин? Подавать заново? Да, никто не запрещает это сделать. Однако всегда помните, что вам снова придётся платить госпошлину, а документы, поданные на рассмотрение не возвращаются и их приходится собирать заново. Это займёт ещё больше времени.

    Когда и как нужно переоформлять лицензию

    • При утрате
    • При изменениях в документах регистрации юридического лица
    • При смене места действия компании
    • При реорганизации фирмы

    Это основные причины, по которым нужно будет заниматься переоформлением ранее выданного разрешение от Росалкоголя. Чтобы запустить процесс, вам потребуется составить в письменной форме заявление, а также приложить документы, подтверждающие одну из причин, по которой вы решили переоформить лицензию.

    Возможен вариант, когда кроме заявления и документации, вам придётся прилагать пояснительную записку с описанием произошедшего (в том случае, когда лицензия, например, утеряна).

    Если у вас будут на тот момент долги перед налоговой, или документы будут не пригодными (неполными, поддельными, недействительными, просроченными), вам могут отказать в переоформлении.

    Документы для переоформления лицензии

    Если компания меняет название

    1. Заявление
    2. Решение об изменении названия фирмы, либо акт.
    3. Устав
    4. Свидетельство о том, что запись в госреестр об этом внесена
    5. Выписка ЕГР(ЮЛ)
    6. Свидетельство об учёте фирмы в налоговой (после смены названия, оно также переоформляется).

    Когда меняется место нахождения

    1. Решение или протокол
    2. Устав
    3. Свидетельство об изменениях в ЕГРЮЛ
    4. Выписка из ЕГРЮЛ
    5. Предыдущая лицензия на алкогольную деятельность

    Если нужно внести ваше дополнительное подразделение в лицензию

    1. Регистрация в налоговой по месту нахождения нового подразделения
    2. Акты от надзорных органов – экологического, пожарного, санитарно-эпидемиологического, производственного…
    3. Предыдущая лицензия

    Выгода от торговли алкогольной продукции

    После подробного разбора того, что необходимо сделать, собрать и предоставить в надлежащую инстанцию, возникает закономерный вопрос – а настолько ли это выгодно, чтобы так стараться?

    Как показывает практика – да. По статистике, реализация спиртного – одна из самых прибыльных ниш бизнеса. Но, чтобы коммерческая деятельность действительно приносила хороший доход, недостаточно просто купить лицензию и торговать спиртным. Следует оптимизировать все возможности.

    • Так, например, учитывая, что одним из условий лицензии была площадь не менее пятидесяти квадратных метров, логичным выглядит идея реализовывать на такой площади не только алкоголь, но и другие товары. Хотя бы даже и сопутствующие. Тем более, так называемые «алкогольные бутики», где другого товара не продают принципиально, пока ещё не приобрели в нашей стране нужной популярности.
    • Также помните, что самые популярные продукты среди спиртного (водка, коньяк, пиво) не должны полностью забивать полки вашего маркета. Оставьте 30 процентов пространства под другие спиртосодержащие напитки.
    • Но вот под определённые праздники (Новый Год, Женский день), сосредоточится на запасах определённого продукта, смысл есть (например, шампанское).

    Ведение бизнеса в этой сфере по сути не отличается от остальных, там также действуют правила спроса и предложения, сезонности и трендов. Поэтому для полноценной реализации проекта нельзя полагаться только лишь на вожделенную лицензию.

    Штрафы и наказания

    Регулировкой штрафных санкций в сфере алкогольной торговли занимается 356 Федеральный закон. И рассчитывать на щадящий режим не стоит. Тем предпринимателем, кто будет нарушать в этой нише правила и торговать без лицензии, грозят большие штрафы. 15 тысяч – для ИП, до 300 тысяч – для юрлица.

    Однако не только это страшно. Согласно закону, после нарушения, у вас могут изъять всю алкогольную продукцию. Более того, если вы торгуете без лицензии, а доход ваш превышает отметку в полтора миллиона рублей, вам будет грозить не просто штраф, а уголовная ответственность.

    Если лицензия есть, но используется она с нарушениями, ждите заморозки деятельности фирмы сроком до трёх месяцев.

    Подделка акцизных марок также карается. 300 тысяч и изъятие продукта. И даже, если вы ни сном ни духом не знали, что торгуете «неправильным» алкоголем, избежать наказания не удастся.

    Что такое ЕГАИС

    Единая государственная автоматизированная информационная система. Это нововведение прибыло к нам в 2017 году специально для тех, кто занят розничной торговлей алкоголем.

    По сути, это инструмент тотального контроля за продажами спиртного. Подключиться к системе обязан каждый занятый в этой нише. Данные о продажах конкретной бутылки алкоголя, вместе с данными о его крепости, акцизе, производителе и сбытчике будут сразу направляться в Росалкогольрегулирование.

    И, естественно, за неподчинение этому правилу, грозит штраф. До 15 000 рублей на физлицо, и до 200 тысяч рублей – на юрлицо.