Обучение пилотированию легкомоторного самолета владимирская. Обучение пилотированию легкомоторных самолетов

В АУЦ обучение пилотов по авиационным дисциплинам проводят ведущие преподаватели Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина, профессора Н.Е.Жуковского, преподаватели МАИ, авиационные специалисты ДОСААФ России. Обучение доступно, теоретический материал легко и быстро усваивается, курс максимально приближен к жизни и практике полетов. Распорядок обучения адаптирован к потребностям слушателей, учитывает их пожелания. Курс включает изучение 11 дисциплин общим объёмом 152 часа и наземную подготовку 52 часа . Прослушав курс теоретического обучения пилотированию самолета, вы сможете рассчитать необходимое количество топлива и длину разбега, подготовить полётную карту, получить разрешение на использование воздушного пространства; иными словами, основательно подготовиться к полету. Профессия летчика является одной из наиболее сложных видов человеческой деятельности, требующей отменного здоровья и отваги, а также глубоких теоретических знаний и навыков.

Обучение пилотов любителей в России

На сегодняшний день летное обучение пилотов малой авиации проводится в Авиационных учебных центрах (АУЦ) Гражданской авиации, аэроклубах ДОСААФ России на платной основе. Программа летной подготовки частного пилота (пилота-любителя) составляет 40 часов , программа летной подготовки летчика-спортсмена ДОСААФ России составляет 33 часа 20 минут, при вывозной программе (время до первого самостоятельного вылета) 12 часов 30 минут. Реальная практика выполнения полетов на самолете (при слабой теоретической подготовке обучаемых) показала существенное увеличение времени необходимого налета. Так, на вывозной программе, он доходит до 20-30 часов, при этом полное обучение пилотированию самолета возрастает до 80-100 часов. Это ложится тяжелым финансовым бременем на обучаемого, вынужденного оплачивать летное обучение в двойном, или даже тройном размере. И это не вина летчика-инструктора – так функционирует система тотального авиационного предпринимательства, у которой до теории просто не доходят руки. Здесь уместен вопрос — а кто установил стандарты норм налета 40 часов и 33 часа 20 минут? Это время было определено оптимальным как для мировой практики обучения полетам на самолете, так и с учетом огромного опыта летной подготовки советской и Российской летных школ. Этот стандарт налета закреплен законодательно.

Стоимость обучения на пилота. Как сократить затраты?

Затраты на летное обучение, в первую очередь, сокращаются за счет уменьшения затраченного летного ресурса (налета), что достигается прохождением качественной теоретической подготовки пилотами. Лозунг «Успех в воздухе куется на земле» является не только гарантом безопасности обучения пилотов, но и показателем рентабельности летного обучения. Давайте посчитаем. При средней стоимости одного летного часа 12000 рублей (для самолета Як-18Т) стоимость летной подготовки может варьироваться от 504 до 960 тысяч рублей и более. Мировая практика, опыт отечественной (главным образом военной) летной школы показали: только при полной теоретической подготовке можно «вписаться» в стардартизируемый налет (40 часов), опыт же АУЦ, с применением метода «опорных точек» в рамках изучения программы «Теория пилотирования» позволяет сократить вывозную программу еще на 10-15%. Исходя из этих соображений группа летчиков и преподавателей Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина и профессора Н.Е.Жуковского, имеющих огромный опыт обучения, создали Учебный отряд в рамках АУЦ для предоставления услуг высококачественного теоретического и летного обучения пилотированию самолета. Вы сможете пройти обучение, последующее тестирование по программам теоретического обучения частного пилота и летчика – спортсмена. Наш проект ориентирован на устранение тех недостатков, просчетов в обучении пилотов, на которые постоянно указывает управляющий орган гражданской авиации. Высокое качество преподавания, индивидуальный подход к каждому обучаемому позволят Вам полностью овладеть теорией пилотирования, грамотно воздействовать на процессы полета.

Аудитории

В распоряжении Учебного центра имеются помещения в г. Москве. В районе станции метро «Новые Черемушки» находятся две основные аудитории. Большая аудитория предназначена для лекций и семинаров в группах до 20 человек. В малой аудитории проводятся занятия в минигруппах (до четырех человек).

Авиатехника

Учебный центр располагает самолетом Cessna 172s, 2007 г.в. с комплексом авионики Garmin G1000. Самолет находится в летной годности, о чем имеется запись в формулярах и в сертификате летной годности, выданном на основании сертификата типа в соответствии с воздушным законодательством РФ. Подробнее в разделе Заправка авиационным бензином осуществляется устройствами, имеющими сертификат соответствия № НАТГ.11128447.Н.11.01 от 15 декабря 2011 г.

Технические средства обучения

Для повышения эффективности летной подготовки в учебном центре «АБН АЭРО» применяются вспомогательные средства обучения. Стенды кабины и симуляторы приборного оборудования позволяют слушателям, в том числе ознакомиться с принципами работы и индикацией «стеклянной кабины» – Garmin G1000. Тренажная подготовка. Один из важных элементов становления пилота, поддержания приобретённых навыков пилотирования.

Методический отдел подготовки преподавательского состава


Доклады ведущих преподавателей на методическом совете по вопросам совершенствования методики обучения.

Посадочная площадка «НОВИНКИ»

На аэродроме Новинки находится один из наших ангаров, где обслуживается и хранится авиатехника. Современное, удобное рабочее место диспетчера – залог высокой безопасности полётов. А мобильный пункт управления посадочной площадки «НОВИНКИ» всегда готов к работе.
Вы получите истинное наслаждение от соответствия увиденного в воздухе с тем образом полета, которое даст Вам настоящая наука и летное искусство. Ждем Вас в нашем центре!

Выдача удостоверений пилотов в Северо-Западном региональном округе временно приостановлена. В связи с этим, в Санкт-Петербурге мы проводим практическую подготовку (см.выше) с целью получения навыков пилотирования без учета налета. Начало обучения с возможностью получения свидетельства частного пилота запланировано на май-июнь 2017 года. Свяжитесь с нами, чтобы записаться в лист ожидания и как только мы будем набирать группы, мы вам позвоним.

Профессиональное обучение пилотированию самолетов включает летную подготовку частных пилотов и изучение теоретической базы, необходимой для сдачи экзамена ТКК ФАВТ. После успешного прохождения испытания, курсант получает удостоверение пилота установленного образца. В таблице ниже указаны нормативы налета часов и класс воздушного судна, соответствующий свидетельствам СВС и PPL.

Чтобы у вас было представление, о чем идет речь, приведем пример. К сверхлегким самолетам относятся, в частности, В-2 (весом 170 кг) и Птенец-2 (весом 270 кг) - для управления ими достаточно прав СВС. А вот для полетов на Cessna-150 (весом 504 кг) или, к примеру, Piper PA-28 (весом 767 кг) потребуется свидетельство частного пилота (пилота-любителя) PPL.

Что дает получение свидетельства частного пилота?

PPL дает право выполнения функций командира, а также второго пилота любых летательных аппаратов указанного веса, исключая возможность работы пилотом по найму. Помимо налета часов и профессиональной подготовки, при обучении управлению самолетом курсант должен подробно изучить теорию и тщательно освоить программу для сдачи экзамена ТКК ФАВТ, а также соответствовать базовым требованиям (возраст 16-65 лет, вес до 100 кг) и пройти медицинский осмотр в соответствии с ФАП.

В ближайшее время (ориентировочно весна 2017) будет открыт АУЦ и полноценная подготовка пилотов возобновится. Всю программу по учебе полетам на самолете придется пройти с нуля, даже если у Вас уже имеются навыки и часы налета (таковы федеральные авиационные правила).

На данный момент можно пройти обучение в нашем филиале в Чехии и получить летные права на самолет международного образца, которое действует на территории стран-членов EASA – это 28 стран Евросоюза и еще четыре - Швейцария, Исландия, Норвегия и Лихтенштейн. После прохождения валидации данное пилотское действует на территории РФ.

Обучение проходит непосредственно в Чехии на английском языке. Его можно разбить на несколько частей. На аэродроме есть возможность проживания. Стоимость обучения полетам на самолете с выдачей свидетельства начинается от 520 000 руб. (практическая и теоретическая подготовка пилотов). Более подробную информацию можно получить в офисе.

Гражданская авиация – унифицированная и стандартизированная область человеческой деятельности. Национальные и международные полеты осуществляются по одним и тем же правилам.

Системы подготовки пилотов гражданской авиации практически не отличаются между странами. При наличии желания и свободных денежных средств научиться летать на самолете и стать сертифицированным пилотом-любителем может любой человек.

Обучение пилотированию: виды

Программы обучения и требования к получаемым навыкам различаются в зависимости от того, каким воздушным судном, и с какой целью собирается управлять человек.

Всего существует 3 вида лицензий на управление гражданским воздушным судном (в России – свидетельства).

Таблица 1. Виды лицензий на пилотирование.

Вид свидетельства

Аналог лицензии в США и Европе

На что дает право

СЧП – свидетельство частного пилота

PPL – private pilot license

управления частными малогабаритными самолетами, без извлечения прибыли

СКП – свидетельство коммерческого пилота

CPL – commercial pilot license

пилотирования самолетами, осуществляющими коммерческие рейсы (грузовые и пассажирские с рядом ограничений)

СЛП – свидетельство линейного пилота

ATPL – airline transport pilot license

для управления воздушным транспортным средством, выполняющим линейные рейсы (массовые пассажироперевозки, в т.ч. в роли первого пилота)

Пилоты-любители имеют возможность получить свидетельства частного пилота (СЧП — PPL).

Где учат летать на самолете?

В России обучением и выдачей свидетельств занимаются авиационные учебные центры. Как правило, такие центры есть в каждом регионе, а в некоторых, например, в Московской области – даже не один.

Время обучения – от 6 месяцев. В принципе научиться летать можно и быстрее. Но у летных школ свои нормативы, которые не позволяют, например, летать более 3 часов в день.

Часто летная практика ограничивается 1-1,5 часами. При этом летают не каждый день. Плюс – теоретические лекции.

В летных школах США и Европе при желании можно обучаться 6 месяцев. Существуют интенсивные курсы, на которых полную программу обучения можно освоить за 3-6 недель. На интенсивном курсе летают ежедневно по 3-6 часов. Считается, что ежедневная практика позволяет быстрее и эффективнее научиться летать.

Как проходит обучение пилотированию самолета?

Для того чтобы научиться летать, нужно освоить два курса: теорию и практику.

В специализированных учебных центрах читаются тематические курсы. Какую-то информацию можно почерпнуть из учебников. Особенности устройства воздушного судна, его летные характеристики содержатся в эксплуатационном руководстве.

Теоретический курс пилотов

Пилот должен усвоить следующие теоретические аспекты:

  • элементы аэродинамики;
  • устройство и конструктивные особенности летательного аппарата;
  • эксплуатация бортового оборудования;
  • авиационная метеорология;
  • самолетовождение;
  • обучение пилотно-диспетчерскому сленгу.

Что должен знать, и каким навыкам должен научиться человек, проходящий курс:

  • знать основы управления воздушным судном;
  • знать характеристики и эксплуатационные ограничения конкретного типа самолета;
  • уметь выполнять расчет центра тяжести самолета;
  • уметь рассчитывать влияние загрузки на летные характеристики;
  • иметь навык планирования маршрута;
  • иметь представление о принципах контроля вероятностных угроз и человеческих ошибок;
  • иметь представление об алгоритме действий в аварийной ситуации;
  • понимать и анализировать метеорологические сводки;
  • уметь пользоваться аэронавигационными картами;
  • знать авиационные коды и сокращения;
  • обладать навыком ведения диалога с диспетчерами.

В действительности, все вышеперечисленное не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что курс – теоретический, даваемая на нем информация носит сугубо практический характер.

Все эти знания и навыки привязаны к конкретному воздушному судну. Т.е. теория дается ограниченно и дозировано, не нагружая обучающихся лишней информацией.

Суть теоретических занятий не в том, чтобы человек знал все об аэродинамике на уровне инженерного вуза, а чтобы он обладал базовой информацией, которая сделает для него понятным поведение самолета в тех или иных условиях.

Практический курс пилотов

Практические занятия проходят параллельно с теоретическим курсом. На первых вылетах самолет управляется инструктором, обучающийся наблюдает и выполняет роль второго пилота. При определенном налете инструктор и будущий пилот меняются местами. На этом этапе обучающийся берет на себя функцию командира воздушного судна, а инструктор подсказывает, корректирует, страхует его от неправильных действий.

Помимо налета в дневное время суток, необходимо научиться летать ночью, по приборам, в отсутствии визуальных ориентиров, быть способным преодолевать длительный перелет с несколькими посадками.

Таблица 2. Требования по налету для начинающих пилотов-любителей в различных странах

Норматив

Требования в различных странах

Россия

Европа

Минимальное общее количество часов-налетов

40 40

с инструктором

самостоятельно по маршруту

Количество часов-налетов по приборам

1 3

Часов ночных полетов

3 3

Количество взлетов и посадок ночью

5 10,

1 ночной полет на расстояние не менее 185 км

Один протяженный маршрут,

с количеством посадок/взлетов на различных аэродромах

270 км.,

2 на 2 аэродромах

278 км.,

3 на 3 аэродромах

2 на 2 аэродромах

Как видно из приведенной таблицы, налетные требования к подготовке пилотов в США более жесткие: они предполагают большее количество полетов в ночное время суток, включая один длительный, 3 часа налета в отсутствии визуальных ориентиров, и прохождение одного маршрута с совершением 3 взлетов/посадок на разных аэродромах.

Следует отметить, что приведенные требования по налету – минимальные. Ничто не мешает школам увеличивать продолжительность обучения, в том числе летной практики, если к тому есть основания (например, из-за того, что человек медленно осваивает технику).

В частности, некоторые американские летные школы предлагают курсы интенсивной трехнедельной подготовки пилотов с 60 часами налета. При этом на каждую неделю приходится по 20 часов в воздухе, что при ежедневных полетах составляет в среднем 3 часа в день.

По окончании обучения пилоты сдают теоретический экзамен и совершают контрольный полет. При удовлетворительных результатах авиационный учебный центр выдает соискателю Свидетельство частного пилота.

На что дает право Свидетельство частного пилота?

Получивший свидетельство частного пилота имеет право:

  • Летать в пределах границ страны, выдавшей свидетельство на определенном виде самолета (того, на котором проходило обучение).
  • Быстро переобучиться для полетов на других видах самолетов.
  • Подтвердив Свидетельство за рубежом (сдав экзамены без обучения), можно получить лицензию на право пилотирования в любой выбранной стране.

Все выдаваемые в мире гражданско-авиационные свидетельства стандартизированы Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Это значит, что они являются международными правами на управление частными самолетами.

Сколько стоит научиться летать на самолете?

Стоимость обучения зависит от авиационной школы, типа используемого воздушного судна. В России научиться летать на самолете можно за $7000-$8000 тыс. (500 тыс. руб.).

В США и Европе работают более дешевые школы. Однако транспортные расходы, траты на проживание, визу и обязательный языковой экзамен приблизят общую стоимость обучения к $8000-$10000, а, возможно, и превысят это значение.

В то же время американское обучение традиционно считается лучшим. Во всяком случае, с организационной точки зрения.

А если я хочу управлять большими самолетами?

Научиться коммерческому или линейному пилотированию в России можно в специализированных высших учебных заведениях, пройдя полный 5-летним курс.

В Европе и в США с этим проще. За 8 мес. можно получить лицензию коммерческого пилота. За 12 мес. – стать настоящим пилотом линейного рейса с правом управления крупногабаритными пассажирскими лайнерами. Стоимость таких курсов – от $50000.

Первый - ознакомительный. Как правило, состоит из одного демонстрационного полета с инструктором, во время которого новичок знакомится с работой пилота, а также получает представление о том, как организуются, обеспечиваются и выполняются полеты. Демонстрационные полеты могут осуществляться по упражнениям трех видов:
1) полет по кругу (высота полета - 300 м; продолжительность полета - 5-6 мин);
2) полет в зону (высота полета - 300-900м; продолжительность полета - 10-25 мин);
3) полет по маршруту (высота полета - 150-300м; продолжительность полета - 30-60 мин).

Второй этап - предполетная подготовка. Любой полет требует серьезной подготовки на земле. Предполетная подготовка включает в себя целый комплекс мероприятий, таких как прокладку маршрута по авиационной карте, изучение района полета и особенностей работы с курсовыми приборами и радионавигационными точками, а также составление плана ведения радиообмена и многое другое. Особое внимание уделяется предполетной подготовке пилотов при полетах на сложный и высший пилотаж. Будущие пилоты под руководством инструкторов тщательно разрабатывают схему выполнения полета, отрабатывают технику выполнения фигур согласно курсу учебной летной подготовки.

При этом на всех этапах подготовки техника пилотирования, последовательность и правильность выполнения фигур сложного и высшего пилотажа отрабатываются на земле, на специальных тренажерах, с высокой степенью достоверности передающих обстановку и ощущения полета. Также обучение на тренажерах позволяет будущим пилотам освоить элементы навигации и технику полета по приборам в сложных метеоусловиях и отсутствии прямой видимости окружающего рельефа. Тщательно выполненная предполетная подготовка - гарантия успеха при выполнении полетного задания.

Третий этап - летная подготовка. После того, как кандидаты в пилоты прошли теоретическую подготовку, необходимую для успешного освоения авиационной техники и правил полета, они могут переходить непосредственно к самим полетам. В небе пилоты-любители будут закреплять знания, полученные на земле, и самостоятельно выполнять следующие полеты: по кругу; в зону, на выполнение фигур простого пилотажа; по маршруту визуально и с использованием РТС. Всем, успешно прошедшим полный курс летного обучения, выдается удостоверение международного образца на право управления воздушным судном.

Что касается цен, то, например, один час летного времени на одномоторном самолете с поршневым двигателем варьируется в московских клубах от 100 до 400$. Соответственно полный курс (42 часа) летной подготовки выйдет примерно в $4000-16000.

Московские летные школы:
1) Аэроклуб "Авиаспорт"
Клуб базируется на аэродроме "Мячково", на котором имеется бетонная взлетно-посадочная полоса. Благодаря этому, полеты возможны в любое время года.

В любой день недели, кроме понедельника, можно совершить ознакомительный полет на самолете ЯК-52 (Вы и инструктор) или на самолете ЯК-18Т - в этом случае с Вами смогут полететь еще двое друзей или членов семьи. Стоимость ознакомительного полета - 500 рублей, что составляет сумму ежемесячного взноса за членство в данном аэроклубе.

Тел. 552-60-00
http://www.aviasport.ru

2) Летно-технический центр "Авиатех" (также базируется на аэродроме "Мячково").
Летное обучение в центре проводится на самолетах ЯК-18Т и Л-29 опытными летчиками-инструкторами с более чем десятилетним стажем работы. Процесс обучения проводится по индивидуальному принципу.

В обучение входит 45 часов полета, в том числе: полеты по кругу; полеты в зону; простой и сложный пилотаж; полеты по маршруту на визуальную ориентировку.

Аэродромная база включает в себя столовую, комнату отдыха, душевую.

Расценки:
Летное обучение и полеты на ЯК-18Т - от $130/час.
Стоимость полетов на Л-29 - от $380/час.
При обучении - $420/час.
При регулярных полетах расчет стоимости идет поминутно.

Тел.: 555-14-77; 552-98-29 (до 16:00);
Факс: 213-29-79
E-mail: [email protected]
http://aviateh.azz.ru/index.html

3) 2-ой Московский Аэроклуб
При Государственном предприятии "2ой Московский аэроклуб" открыт Авиационный учебный центр Гражданской авиации (АУЦ ГА). Авиационный Учебный Центр "2ой Московский Аэроклуб" занимается первоначальным обучением пилотов-любителей на самолетах Як-18Т, Як-52, "Вильга-35А". Летное обучение проводится по программам, приведенным в соответствии с требованиями ИКАО (Международная организация гражданской авиации) и утвержденным ФСВТ РФ.

Теоретические занятия проводятся в удобное для обучаемого время. Практические занятия (полеты) проводятся на аэродроме "Дубровицы", г. Подольск Московской области, в 20 км от МКАД по Варшавскому шоссе.

Также Авиационный Учебный Центр занимается поддержанием дальнейшей летной годности пилотов, имеющих свидетельства пилота-любителя и пилота коммерческой авиации, выполняющие полеты на данных типах воздушных судов.

Тел.: 996-56-75.
Звонить в субботу или в воскресенье с 11:00 до 18:00 (спросить Казарина Александра Сергеевича или Бучилина Григория Михайловича).

Мобильный телефон Казарина Александра Сергеевича: 8-916-522-3932. www.aeroclub.msk.ru

4) Летная школа "Фланкер"
В Летной школе "Фланкер" любители авиации могут обучаться по различным программам, которые подбираются индивидуально. В зависимости от желания и степени подготовленности будущего пилота он может изучать навигацию и полеты по маршрутам на легкомоторном самолете или летать на высший пилотаж на учебно-боевом реактивном истребителе. Желающим пройти полный курс летного обучения, по окончании выдается удостоверение международного образца на право управления воздушным судном.

Авиаклуб "Фланкер" оказывает квалифицированную помощь любителям авиации в приобретении самолетов в собственность, в том числе с возможностью проведения технического обслуживания своими специалистами и базированием авиатехники на стоянке клуба. Возможен подбор самолета не только легкомоторного типа Як18Т и Як52, но и учебно-тренировочного реактивного самолета типа Л-29.

Авиа клуб "Фланкер" базируется на подмосковном аэродроме "Мячково".

Тел.: 795-9559
Директор клуба - Лазарев Олег Михайлович: 8 902 115-0505
Летный директор клуба - Червинский Владимир Тадеевич: 8 902 609-0909
E-mail: [email protected]
E-mail: [email protected]
www.flanker.ru

Мечта стать пилотом наверняка была у каждого ребенка. Все мы, особенно будучи маленькими детьми были в восторге от полетов на самолете: для нас это было необычно, и вызывало неимоверный восторг. На сегодняшний день пилотом может стать каждый из нас, и для этого нет необходимости затрачивать большую сумму денег и проходить длительное обучение.

Как стать пилотом малой авиации

Любой летчик, даже коммерческий, должен закончить курсы пилотирования малой авиации. Для этого, ему необходимо будет пройти медицинскую комиссию ВЛЭК. Будущий пилот должен соответствовать следующим параметрам:

  • Вес от 48 до 110 килограмм, допускается избыточный вес — не более чем первая стадия ожирения.
  • Рост от 155 до 190 сантиметров, сидя — до 95.
  • Отсутствие серьезных травм и операций за последние 6 месяцев, а также отсутствие переломов за последние несколько лет.
  • Заболевания, связанные с работой сердца, различные дефекты речи, дистрофия или нарушения в зоне ЛОР-органов могут поспособствовать тому, что вас посчитают непригодным для пилотирования.
  • Наркотическая и алкогольная зависимость также может загубить ваше желание стать пилотом.

Также, вас будут неоднократно проверять на физическую подготовку во время прохождения медицинской комиссии и при прохождении самих курсов. Пилот должен быть крепким и здоровым мужчиной, возраст которого от 17 до 55 лет (в различных заведениях этот диапазон может отличаться).

После успешного прохождения медицинской комиссии ВЛЭК, вам выдадут необходимые для поступления документы. Поступать можно в любых городах, где есть летное училище или курсы пилотирования: самые крупные и известные находятся в Ульяновске и Санкт-Петербурге.

Как правило, длительность обучения пилотов малой авиации длится от 3 месяцев до двух лет, в зависимости от типа самолета и типа обучения. Как правило, обучение представляет собой от 150 теоретических часов и от 8 часов живого налета на самолете, два из которых проходят ночью.

Если же у вас преобладает желание стать коммерческим пилотом и пилотировать пассажирский самолет, то после окончания курсов пилота малой авиации вам необходимо закончить соответствующие курсы на самолет определенного класса.

Как стать пилотом коммерческой авиации

Окончив курсы летчика малой авиации, вам предоставляются соответствующие документы и возможность пилотировать двухместные самолеты. В случае, если вы хотите продолжить обучение и стать пилотом пассажирского лайнера, вам необходимо найти соответствующее учебное заведение.

Каждое крупное авиационное училище предоставляет своим учащимся возможность пройти обучение на определенном типе самолетов. В данном случае, вы сами выбираете на каком самолете хотите летать: это может Боинг, Аэробус, или же любой другой пассажирский лайнер.

Для обучения вам может потребоваться повторное прохождение медицинской комиссии. В обучение входит от 220 часов теории и от 40 часов практических полетов.

Основы пилотирования самолета и его авионика

Каждый самолет имеет свои отличия, однако их авионика очень похожа. Главным элементом управления любого самолета является штурвал. Это может быть как и сам штурвал, так и джойстик. В случае с штурвалом, управление очень простое и удобное: отклонение от себя опускает нос самолета вниз, отклонение к себе — поднимает его. Поворот штурвала вправо разворачивает его вправо, поворот влево — влево. В случае с джойстиком управление такое же, однако менее удобное.

Каждый самолет имеет ряд приборов, которые позволяют ему следить за высотой, скоростью и другими показателями. На фотографии изображена цифровая авионика советского ТУ-154, однако в большинстве самолетов ее заменяют электронные мониторы. Вся авионика продублирована для первого и второго пилота каждого пассажирского лайнера.

  1. Вертикальная скорость самолета. Данный показатель отображает скорость подъема самолета. Необходимо во время взлета для избежания резкого подъема и контроля набора высоты.
  2. Горизонт отображает угол подъема, наклона и поворота самолета. Необходимо для понимания положения самолета на большой высоте.
  3. Отображает курс полета лайнера, значения — от 0 до 360 градусов, курс пилоту сообщает авиадиспетчер определенной зоны полета самолета.
  4. Скорость полета, часто на данной панели отображается посадочная скорость и скорость сваливания. Также, красной зоной обозначается максимальная скорость полета, превышать которую не рекомендуется.
  5. Крен самолета — отображает горизонтальный угол поворота самолета в воздухе и поворот рулевого колеса на земле.
  6. Блок управления двигателями и шасси. Позволяет быстро запускать или останавливать двигатели, следить за тягой и выпуском шасси.

Каждый современный самолет имеет встроенный компьютер, который намного облегчает управление самолета. Бортовой компьютер предоставляет пилотам много функции: встроенный рельеф местности, месторасположение и высота всех взлетно-посадочных полос, встроенный контроллер тяги, топлива и двигателей. Компьютер оснащен полноценным автопилотом, который позволяет самолету совершать взлет, полет и посадку в полностью автоматическом режиме. Также, компьютер предупреждает о поломках на борту.

Однако, несмотря на широко развитые технологии, авиакомпании и производители авиатехники все еще не доверяют системам автопилота, и продолжают обучать новых пилотов. Хороший летчик всегда ценится лучше, чем система автопилота, ведь если компьютер откажет, кому-то придется управлять лайнером.