Образец жалобы в комитет по правам человека. Укрепление договорных органов. в сфере соц обеспечения

Соблюсти условия: (у каждого комитета –свои)

Основное – исчерпание всех имеющихся внутригос средств правовой защиты.

-жалоба не должна быть анонимной.

-всегда должна быть совместима с положениями того Мд на который ссылается заявитель.

-не должна быть аналогичной той, которая уже рассматривалась.

Только мнения и суждения. Ничего обязательного.

Международные стандарты прав человека. Есть у этого термина два значения. В узком смысле под этими стандартами понимаются те положения международных договоров, в которых закрепляются права человека. В широком смысле под этими стандартами понимаются все положения, закрепленные в международном договоре о правах человека.

Международные стандарты прав человека – это нормативный минимум, закрепленный международным договором по правам человека. Функции международных стандартов:

- констатация права или свободы человека;

- раскрытие содержания того или иного права или той или иной свободы человека;

- ведение пределов реализации права или свободы

- обеспечение защиты прав или свобод

Международные специальные органы по защите прав человека – это механизм, созданный на основе определенного (отдельного) международного договора по правам человека для обеспеченья его выполнения. В настоящее время такие органы существуют на универсальном уровне (комитеты ООН по правам человека):

- комитет по правам человека. Создан на основе международного пакта о гражданский и политических правах

- комитет против пыток. Создан на основе конвенции против пыток 1984 года.

- комитет по ликвидации расовой дискриминации

- комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

- комитет по защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей (РФ не учувствует)

- комитет по правам ребенка на основе конвенции по правам ребенка

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (создание этого комитета не предусмотрено каким-либо международным договором. Но в 1985 году этот комитет был создан на основе резолюции экономического и социального совета ООН для обеспеченья выполнения международного пакта об экономических социальных и культурных правах.

Каждый из первых шести комитетов создан на основе МД, в котором закрепляется: численность. В этих конвенциях закрепляется что они работают в личном качестве. Не представляют интересы какого-либо государства. Все комитеты представляют отчеты в генеральную ассамблею ООН.

Компетенция комитетов. Их можно разделить на следующие группы:

1 – комитеты, которые могут рассматривать индивидуальные жалобы, межгосударственные жалобы и доклады государств. К ним относятся: комитет по правам человека, против пыток, против расовой дискриминации, по защите прав трудящихся эмигрантов.

2 – комитет, который может рассматривать индивидуальные жалобы и доклады государств – комитет по ликвидации дискриминации женщин.

3 – комитеты, которые могут рассматривать только доклады: по правам ребенка, по экономическим социальным и культурным правам.

Итог их работ формирование своего мнения, заключение. Документ будет носить рекомендательных характер.

На региональном уровне действуют:

- комиссия СНГ по правам человека

- европейский суд по правам человека

- межамериканский суд по правам человека

- межамериканская комиссия по правам человека

Европейский суд по правам человека. Общая характеристика

ЕСПЧ представляет собой результат реформирования проведенного после вступления в силу протокола номер 11 конвенции 1950 года. Этот протокол вступил в силу 1.1.1998 года (была ликвидированная Европейская комиссия по правам человека».

Деятельность ЕС регламентирована конвенцией по защите прав человека и 4.11.1998 года был принят регламент суда. Состав: количество судей ЕС соответствует количеству государств-47, входящих в совет Европы. Работают в личных качествах (не в интересах государств) Это должны быть люди высоких моральных качеств, должны соответствовать требованиям, предъявляемым при назначении на высшие судебные должности. Либо должен быть признанным авторитетом в области правоведения. Максимальный возраст 70 лет. Может сложить полномочия и отстранение от должности.

Большая палата -17 судей. Аппеляционная инстанция по отношению к палатам либо рассматривать по существу если палата уступит такое право.

Весь состав суда имеет следующую внутреннюю организацию. Сначала секции. В секция образуются комитеты по три судьи, палаты по 7 судей, комитеты по 3. также в структуру суда входит секретариат, возглавляемый судьей.

Компетенция ЕС. В ст. 19 конвенции 50 года сформулированная цель: обеспечить выполнение приложений к конвенции и протоколов к ней.

Суд может рассматривать индивидуальные жалобы; межгосударственные жалобы. Также может давать консультативные заключения по вопросам толкования конвенции 1950 года и протоколов к ней по запросу комитета министров совета Европы. Суд находится в Страсбурге, Франции. Языки: английский и французский.

Понятие индивидуальной жалобы закреплено в ст34 Конвенции о защите прав человека. Указано, что индивидуальные жалобы могут подавать физические лица, группа физических лиц и неправительственные организации.

Физические лица.

Могут быть и дети любого возраста, и лица, признанные недееспособными…. Любой и каждый, кто подпадает под юрисдикцию государства – участника конвенции. Если нарушение имело место в период пребывания лица на территории соответствующего государства – т.е. на территории государства – участника конвенции.

Применительно к физическому лицу в практике появилось понятие как «непосредственная жертва» - с жалобой в европейский суд по правам человека может обращаться только то лицо, чьи права были непосредственно нарушены.

«Потенциальная жертва»- еще не жертва, но может ею стать. Лицо, права которого еще реально не нарушены, но могут быть нарушены в будущем. В основном такая ситуация связаны с каким либо действующим нормативно-правовым актом, в котором закреплены положения, нарушающие права человека.

«Косвенная жертва» - лицо, права которого нарушаются в связи с нарушением прав потенциальной жертвы. При этом последней нет в живых. К такой категории относились близкие родственники и иные лица, которые имеют прямой правовой интерес в рассмотрении дел по правам человека.

Статус косвенной и потенциальной жертвы устанавливает Европейский суд по правам человека.

Группа физических лиц – жалоба подается лицами применительно к одной и той же ситуации. По поводу нарушения одного и того же права в одной и той же ситуации.

Юридические лица могут защищать всего 1 право в суде – имущественное.

Заявителями могут быть физические лица и неправительственные организации.

Условия приема жалоб. (ст35 Конвенции о защите прав человека)

Исчерпание всех имеющихся внутренних средств правовой защиты. Это требование связано с обращением к судебным учреждениям.

До какого предела необходимо обращаться ко внутригосударственным судебным учреждениям?

Европейский суд установил критерии этих средств:

Средство должно быть доступно. Если этот критерий применять к РФ, то он заканчивается кассационной инстанцией.

Средство должно быть эффективным.

2) Обращаться в Европейский суд необходимо в течение 6 месяцев после вынесения окончательного решения по делу. Датой обращение считается дата, поставленная на штемпеле. До недавнего времени суд был очень категоричен к пропуску 6-месячного срока….Но в последнее время суд стал учитывать обстоятельства пропуска срока.

В ситуация применительно к потенциальной жертве ни 1 ни 2 условие не действует.

Жалоба должна быть совместимой с положениями конвенции и протоколов к ней. В заявлении или жалобе должны быть указаны те права, которые закреплены в конвенции и протоколах к ней.

Нарушение того или иного права или свободы должно иметь место после вступления в силу конвенции или соответствующего протокола для государства против которого жалоба подается. Исключения составляют длящиеся нарушения – нарушения, которые возникли до вступления в силу конвенции и продолжаются после вступления в силу. Но Европейский суд по правам человека будет рассматривать нарушения только после вступления в силу конвенции.

Жалоба не должна быть анонимной. Заявитель должен указать ФИО и адрес. Если заявитель не хочет афишировать свое имя, то он может попросить европейский суд по правам человека не указывать его в названии решения.

Жалоба не должна быть аналогична той, которая уже рассматривалась в Европейском суде по правам человека. Не должна быть аналогична той, которую этот же заявить в одних и тех же самых обстоятельствах и требования отправляет жалобу в европейский суд по правам человека. (исключение – новые обстоятельства)

Жалоба не должна рассматриваться в других межгосударственных органах по защите прав человека.

Жалоба не должна представлять собой злоупотребление правом на подачу жалобы

Процедура рассмотрения индивидуальной жалобы в ЕСППЧ

Жалоба попадает в секретариат, который регистрирует эту жалобу и дальше эта жалоба попадает в одну из секций (в какую - решает председатель суда).

В секции есть несколько комитетов и палат.

По поводу той или иной жалобы назначается судья-докладчик, который исследует жалобу и представленные доказательства. В случае, если каких-то документов не хватает, то докладчик обращается к секретариату и доформировывает дело.

Судья-докладчик представляет свое мнение по жалобе в одном из комитетов. Судьи выслушиваю докладчика и принимают решение (вариантов решения не много).

1 решение – жалоба признается неприемлемой, либо исключается из списка дел, подлежащих рассмотрению. Решение комитета является окончательным и обжалованию не подлежит. Если комитет не признал неприемлемой – то жалоба отправляется в одну из палат. В палате (7 судий) жалоба снова рассматривается на предмет приемлемости. Если признали неприемлемой, то дальше движения не будет. Если жалоба признается приемлемой, то рассматривается по существу. После вынесении решения палаты заявитель в течение 3 месяцев может обратиться в большую палату с просьбой рассмотреть по существу жалобу. В большой палате комитет из 5 судий будет решать вопрос о возможности рассмотрения. Если большая палата отказывает в рассмотрении жалобы, то решение палаты вступает в силу. Если не отказывает, то жалоба рассматривается 17 судьями, и уже их решение является окончательным.

Государству дается 3 месяца для исполнения решения суда.

Вообще суд, рассматривая дело по существу приходит к выводу – нарушено или не нарушено право. Суд констатирует факт нарушения прав. Он не предписывает «устранить нарушение таким то образом» …Он только устанавливает факт нарушения. Более того суд может решить вопрос о справедливой компенсации, который решается в случае, если попросит заявитель. В редких случаях суд сам инициировал рассмотрение справедливой компенсации.

Правовая помощь

В правилах процедуры Европейского суда по правам человека предусмотрено представление правовой помощи – это представление безвозмездной материальной помощи заявителю в случае отсутствия у него достаточных средств для защиты своих интересов в Европейском суде по правам человека.

Для того, чтобы получить такую правовую помощь – заявитель должен заполнить декларацию о доходах, заверенную в компетентных органах (одним не ограничиться). Должны быть указаны все статьи доходов заявителя (доходы могут быть подтверждены налогами), все статьи расходов (коммунальные услуги и прочее…), должны быть указаны все иждивенцы.

Материальная помощь предоставляется на проезд (чтобы присутствовать на своем деле), на оплату услуг адвокатов, на проживание (некоторые средства выделяются и на технические расходы)…. Но все суммы четко зафиксированы.

Послабления

- в налоговой сфере

- в сфере соц обеспечения

Удобный флаг

- избежать налоги (снижение ставки либо отсутсвие).

- социальный пакет упрощен.

Правовой режи открытого моря.

- на судно распростроняется юрисдикция страны флага (принадлежности).

Распростроняется юрисдикция государства.

Искл - военный корабль. В определенный случаях некоторыми правами обладают военные корабли (не обязательно государства флага).

- любой военный корабль имеет право на осмотр коммерческого судна

Обновлено 02.02.2018 12:05

Предисловие

Настоящее статья подготовлена в рамках осуществления Региональной программы «Демократия, управление, участие» Регионального бюро для Европы и СНГ Программы развития ООН.

Соблюдение и обеспечение прав человека Программа развития ООН (далее ПРООН) рас­сматривает как компонент и необходимое условие устойчи­вого человеческого развития, и более эффективное использование существующих международных институтов в обла­сти прав человека может содействовать достижению этой цели.

Конституции большинства стран СНГ содержат нормы, утверждающие право граждан при определенных условиях обращаться в международные институты по правам челове­ка, как, например, статья 46 Конституции России или статья 55 Конституции Украины. На юридическом языке это отра­жает прямое признание того, что забота о соблюдении прав человека не является только национальной прерогативой и внутренним делом государства, а составляет законный инте­рес всего международного сообщества. Между тем пред­ставления граждан о таких институтах и возможностях об­ращения к ним с индивидуальной жалобой зачастую крайне смутны и неверны. Следствием этого обстоятельства стано­вится то, что эффективность использования таких институ­тов является весьма низкой и, соответственно, с неизбежно­стью наступает разочарование в любых международных ин­ститутах и инструментах по правам человека. Дело, однако, в том, что это именно инструменты и, как всякими инстру­ментами, ими нужно уметь пользоваться.

Широко известным и эффективным инструментом явля­ется, например, Европейский Суд по правам человека, одна­ко он доступен для граждан лишь немногих стран Содружества. Для большинства же возможно обращение и апелля­ция к институтам системы ООН, членами которой являются все государства бывшего СССР. Настоящая статья опи­сывает правила обращения в наиболее, пожалуй, известный и авторитетный из них - Комитет по правам человека, со­зданный в соответствии с Международным пактом о граж­данских и политических правах.

Из текста статьи читатель поймет, что непременным условием обращения лица в Комитет является участие стра­ны, под юрисдикцией которой он находится, в упомянутом Пакте и Факультативном протоколе к нему, который, собст­венно, и предусматривает право подачи индивидуальной жалобы. Как же обстоит дело с участием стран СНГ в этих договорах?

К середине лета 1999 года к Пакту присоединились все страны СНГ, за исключением Казахстана, а к факультатив­ному протоколу не присоединились также Молдова и Азербайджан. Отметим здесь, что участие или неучастие в том или ином договоре является свободным политическим ре­шением суверенного государства и трудно говорить о пря­мой зависимости между соблюдением в стране прав челове­ка и ее членством в международных договорах, Так, к Фа­культативному протоколу не присоединились многие стра­ны традиционной демократии, как, например, Швейцария, Великобритания, Япония, США. Тем не менее доступ граж­дан к международным институтам защиты прав человека может быть оценен только положительно, как расширение круга гарантий их прав и свобод. Для государств, пережива­ющих переходный период, это может быть особенно важно. В силу этого обстоятельства следует ожидать, что по мере последовательно демократического развития стран Содру­жества возможность обращаться в Комитет по правам чело­века получат все граждане стран СНГ, даже если в настоящее время конкретное государство не является участником Пакта и Факультативного протокола.

Введение

В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объе­диненных Наций провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый международный документ, гарантирующий каждому человеку основные права и свободы. И хотя Декларация налагала на государства только моральные и политические, а не правовые обязательства, она оказала существенное влияние на внутреннее законодательство и практику государств. Поэтому по сей день на нее ссылаются как политики, так и обычные люди. А дата провозглашения Декларации - 10 декабря - празднуется во всем мире как Международный день прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах был провозглашен Генеральной Ассамблеей Орга­низации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года, а всту­пил в силу 23 марта 1976 года, после того, как его ратифици­ровали 35 государств (ст. 49). Сегодня к Пакту присоедини­лось более 130 государств со всех континентов.

Это означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, обязалось гарантировать права и свободы, установ­ленные в Пакте, каждому человеку: как своему граждани­ну, так и иностранцу, пребывающему на его территории. За­коны и другие правовые акты должны соответствовать по­ложениям Пакта. Также органы, выносящие индивидуаль­ные решения, - например, прокурор, суд, орган админист­рации - обязаны уважать права человека, установленные в Пакте. На страже соблюдения прав человека стоит международный орган: Комитет по правам человека.

В Пакте установлены две процедуры международного контроля:

а) государство обязано систематически представлять Ко­митету доклады о претворении в жизнь положений Пакта (ст.40);

b) государство может направить в Комитет сообщение о нарушении другим государством прав человека (ст. 41).

Возможностью такого сообщения до сих пор не восполь­зовалось ни одно государство.

Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жа­лоб урегулирована в Факультативном протоколе к Между­народному пакту о гражданских и политических правах. Термин «факультативный» означает, что государство, кото­рое ратифицировало Пакт, может - но не обязано - рати­фицировать Протокол. На сегодняшний день сторонами Протокола являются более 80 государств.

Ратификация Факультативного протокола открывает пе­ред гражданами данного государства, а также иностранца­ми, пребывающими на его территории, возможность обра­щаться с жалобами в Комитет по правам человека.

Генеральная Ассамблея ООН приняла также Второй Фа­культативный протокол к Международному пакту о граж­данских и политических правах, отменяющий смертную казнь в ратифицировавших его государствах.

Комитет по правам человека

Комитет состоит из 18 членов, избираемых государства­ми. Члены Комитета являются независимыми; они не могут получать никаких рекомендаций или указаний ни от государств, ни от ООН или других международных органов. Ко­митет не является судебным органом, тем не менее процеду­ры подобны судопроизводству.

Комитет по правам человека работает на сессиях, прохо­дящих два раза в год. В результате - учитывая большое ко­личество поступающих жалоб - контрольное производство является довольно продолжительным (практически длится минимум 1,5 - 2,5 года). Комитет принимает решение боль­шинством голосов, в присутствии не менее 12 членов.

Комитет по правам человека находится в Женеве (см. Приложение. Образец индивидуальной жалобы).

Заявитель

С жалобой (Термин «жалоба» означает «сообщение» в понимании Факультативного протокола) в Комитет по правам человека могут обра­щаться только индивидуальные лица. Таким правом не об­ладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря - с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.

С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на терри­тории данного государства.

Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным орга­ном одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означа­ет, что с жалобой может обратиться непосредственно по­терпевшее лицо, которому в результате нарушения прав че­ловека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиа­трической больнице, Комитет принимает жалобы, подан­ные членами семьи.

С жалобой можно также обратиться через уполномочен­ного (например, адвоката), который должен представить Ко­митету по правам человека соответствующую доверенность.

Предмет жалобы

Жалоба может касаться только индивидуального реше­ния, вынесенного государственным органом, которое - по мнению данного лица - нарушает его права человека, га­рантированные в Пакте. Это может быть, например, реше­ние административного органа, прокурора, судебное реше­ние и т.п.

Жалоба не может касаться содержания закона или дру­гого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не име­ет права проверять соответствие внутреннего законода­тельства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественнос­ти, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные об­винения в плохом обращении с заключенными, о погрешно­стях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения опре­деленных прав человека в отношении конкретного лица.

Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперати­вы, ассоциации и т.п.

Жалоба может касаться только решений государствен­ных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. по­сле вступления в силу Факультативного протокола (см. Введение). В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой да­ты, если нарушение прав человека продолжается.

Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте. Это нижеследующие права:

Право на жизнь (ст. 6).

Включает также принципы вынесения решений и приве­дения в исполнение смертной казни, помилования и изме­нения наказания.

Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).

На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы.

Запрещение рабства и работорговли (ст. 8).

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аре­сту.

Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).

Касается, в частности, обращения с обвиняемым: совер­шеннолетним и несовершеннолетним.

Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обяза­тельства (ст. 11).

Право на свободное передвижение по территории госу­дарства и выбора местожительства, а также право поки­дать любую страну (ст. 12).

Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).

Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.

Принцип презумпции невиновности и запрещение об­ратной силы уголовного законодательства (ст. 15).

Защита личной и семейной жизни, неприкосновеннос­ти жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).

Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).

Свобода слова (ст. 19).

Запрещение пропаганды расовой, национальной или ре­лигиозной ненависти (ст. 20).

Право на мирные собрания (ст. 21).

Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).

Права супругов и семьи (ст. 23).

Права ребенка (ст. 24).

Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).

Права лиц, принадлежащих к национальным меньшин­ством (ст. 27).

Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)

Приведенный выше перечень прав и свобод должен сыг­рать роль путеводителя по Пакту (см. Приложение). Преж­де чем написать жалобу, следует внимательно ознакомить­ся с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограни­чения. Комитет не принимает жалоб, касающихся наруше­ния прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образо­вание.

Основные формальные требования

1. Подающий жалобу обязан использовать все внутрен­ние средства обжалования, предусмотренные националь­ным законодательством. Так, в судебных делах следует об­жаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В адми­нистративных делах следует обратиться в вышестоящий ор­ган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, реше­ние следует обжаловать в компетентный суд. Однако нет не­обходимости использования чрезвычайных или исключи­тельных мер (таких, как, например, обращение к омбудсману, заявление о возобновлении судебного производства).

Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное реше­ние (вступившее в законную силу судебное решение). При­чиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования, В совер­шенно исключительных случаях Комитет рассматривает жа­лобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство необоснованно затягивается).

Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия го­сударственным органом окончательного решения не уста­новлено.

2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это озна­чает, что, например, содержание жалобы не может быть ос­корбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажны­ми обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.

3. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривался другим международным органом, например Европейским Судом по правам че­ловека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами од­ного и того же содержания в различные международные ор­ганы.

Жалоба должна содержать следующее:

1) личные данные: фамилию, имя, гражданство, профес­сию, дату и место рождения, адрес;

2) указание на государство, против которого подается жалоба;

4) статьи, которые, по мнению заявителя, были наруше­ны;

5) предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на языке данной страны, написана от руки. В связи с тем что официальными языками Комите­та по правам человека являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контроль­ную процедуру (образец индивидуальной жалобы - см. При­ложение).

Контрольная процедура

Контрольная процедура состоит из двух основных этапов:

Первый завершается решением о приемлемости жало­бы;

Во втором выносится решение по существу - были ли нарушены (или нет) права человека,

Вся процедура осуществляется в письменном виде. Про­цедура носит конфиденциальный характер. Лицо, обраща­ющееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом.

Комитет по правам человека отклоняет жалобу - даже без уведомления о ней соответствующего государства, - если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу за­интересованному государству.

В назначенный Комитетом срок государство представля­ет ему объяснения, а также информацию и документы, свя­занные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения го­сударства передаются подавшему жалобу, который может представить свои замечания и комментарии. На любом эта­пе разбирательства Комитет может обратиться к подавше­му жалобу за предоставлением дополнительной информа­ции или разъяснений. Комитет принимает решение о не­приемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирает­ся предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих до­кументов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государ­ство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагиру­ет на напоминания, Комитет принимает решение на основа­нии документации, полученной от подавшего жалобу.

В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные пра­ва человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Решение Комитета о нарушении прав человека

Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответ­ствующее государство и подавшего жалобу. Решение Коми­тета является окончательным.

Комитет по правам человека, констатируя, что государст­во нарушило права человека, указывает на решения (дейст­вия), которые квалифицирует как нарушение, а также соот­ветствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только неко­торые.

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обра­щается к государству с призывом предпринять соответст­вующие меры. Их характер зависит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освобо­дить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещение или компенсацию. Случается также - правда, редко, - что сама конста­тация нарушения прав человека является единственным удовлетворением, которое получает заявитель. Следует об­ратить внимание, что возмещение или компенсация при­суждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто ос­тается несбывшейся.

Выполнение государством решений Комитета

Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международ­ный контроль, имеет политическую и моральную обязан­ность подчиниться решению Комитета. Практически так по­ступает большинство государств.

Комитет назначает по каждому делу срок - как правило, 180 дней, - в течение которого государство должно пред­ставить информацию о мерах, принятых для выполнения ре­комендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах (см. Введение). Коми­тет ежегодно назначает также специального докладчика, ко­торый оценивает предпринятые государствами меры в поль­зу жертв нарушения прав человека.

Комитет помещает в своем ежегодном докладе - кото­рый является официальным документом ООН - информа­цию о степени и объемах выполнения рекомендаций отдель­ными государствами. Это единственная форма «санкций» по отношению к государствам, которые не предоставили по­давшему жалобу соответствующего возмещения либо не восстановили нарушенных прав человека.

Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на меж­дународной арене, а гарантирование прав человека.

ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ

The Human Rights Commitee В Комитет по правам человека

C/o Office of the United Nation Бюро Верховного
High Commissioner for комиссара Объединенных
Human Rights Наций по правам человека
8-14 avenue de la Раiх 8-14 avenue de la Раiх
1211 Geneva 10 1211 Женева 10
SWITZERLAND Швейцария

Представляется на рассмотрение в соответствии с Фа­культативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Фамилия................................. Имя (имена) ………………………………………………….

Гражданство......................... ..Род занятий ………………………………………………….

Дата и место рождения.............................……………………………………………………

Постоянный адрес.....................................……………………………………………………

Иной адрес для получения конфиденциальной корреспон­денции (если отличается от постоянного адреса)

Сообщение представляет:

a) жертва нарушения или нарушений, перечисленных

b) назначенный представитель/адвокат

предполагаемой жертвы (жертв)

с) иное лицо

  1. 1)в каком качестве данное лицо действует от имени жертвы /жертв (напр., указать родственную связь или другие лич­ные связи с предполагаемой жертвой /жертвами):

…...

  1. 2)почему жертва (жертвы) не имеет (не имеют) возможнос­ти сама (сами) представить сообщение:

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Третье лицо, не имеющее родственных и любых других свя­зей с жертвой (жертвами), не может представить сообще­ние от его (их) имени.

II. Информация о предполагаемой жертве (жертвах), если она (они) не является (являются) автором (авторами) сообщения

Фамилия................................. Имя (имена) .................................………………………….

Гражданство.......................... Род занятий.................................………………………….

Дата и место рождения................................................................………………………….

Нынешний адрес или местонахождение.................................……………………………

III. Государство, которого касается жалоба. Нарушенные статьи Пакта. Внутренние средства правовой защиты

Название государства-участника (страны) Международно­го пакта и Факультативного протокола, против которого на­правляется сообщение:

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

Статьи Международного пакта о гражданских и политичес­ких правах, которые, как представляется, были нарушены:

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

Внутренние средства правовой защиты, которые были ис­черпаны предполагаемой жертвой (жертвами) или от ее (их) лица: обращение в суды или другие государственные орга­ны; когда и с каким результатом (по возможности, прило­жить копии всех соответствующих судебных или админист­ративных решений):

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

Если внутренние средства правовой защиты не были исчер­паны, объяснить почему:

…………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

IV. Другие международные процедуры

Был ли этот же вопрос представлен на рассмотрение в соот­ветствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмот­рение Европейского Суда по правам человека)? Если да, то когда и с каким результатом?

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

V. Приводимые в жалобе факты

Подробное описание фактов предполагаемого нарушения или нарушений (с указанием соответствующих дат): (Добавить столько страниц, сколько необходимо для этого описания.)

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

У каждого гражданина нашей страны есть свои права и свободы. Соблюдать их должны не только другие граждане, но и предприятия, государственные органы и органы власти.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если этого не делается, то можно обращаться к уполномоченному по правам человека в России.

Главные аспекты

Основной целью деятельности Уполномоченного по правам человека является обеспечение соблюдения в полной мере всех законных и конституционных прав и свобод, которые имеет каждый гражданин России.

Он независим, то есть, не находится в подчинении ни у одного государственного органа.

Он не отчитывается за свою деятельность ни перед одним из должностных лиц. Напрямую подчиняется Президенту РФ.

Уполномоченный осуществляет свою деятельность всегда. Даже введение в стране и на её территории военного или чрезвычайного положения, не прекращает и не приостанавливает деятельность Уполномоченного.

Ничто не может ограничить его компетенцию на территории РФ.

В течение всего срока своей деятельности, Уполномоченный имеет неприкосновенность.

То есть, он не может быть:

  • арестован;
  • задержан;
  • привлечён к судебной ответственности;
  • подвергнут обыску.

Как обратиться

Обращаться к Уполномоченному нужно только письменно. Устной формы жалобы в России не предусмотрено.

Жалоба должны быть написана грамотно, с соблюдением правил русского языка и деловой переписки.

Унифицированной формы жалобы не существует, но необходимо придерживаться норм и правил, указанных в ст. 7 Закона № 59-РФ.

Подача претензии на имя Уполномоченного не лишает гражданина права подачи такой же претензии, но в другие надзорные и контролирующие органы.

Обратиться можно:

Кто имеет право

Обратиться к Уполномоченному может:

Что входит в его компетенцию

У Уполномоченного по правам человека в РФ есть свои права и обязанности. В его компетенцию входит:

В рамках своей компетенции, Уполномоченный имеет следующие полномочия:

В компетенцию Уполномоченного не входит рассмотрение жалоб на решения палат Федерального Собрания РФ.

Видео: как обратиться к Уполномоченному по правам человека

Как написать жалобу уполномоченному по правам человека

Когда человек решил написать жалобу на имя Уполномоченного, он должен ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к обращениям граждан. Они указаны в ст. 7 Закона 59-ФЗ.

Чтобы жалоба была принята к рассмотрению, она должна быть:

  1. Подана в письменном виде.
  2. Может быть написана от руки, а может быть напечатана на компьютере.
  3. Отправлена любым доступным способом.
  4. Отвечающей требованиям русского языка и деловой переписки.
  5. Должна быть подписана заявителем. Анонимные жалобы не рассматриваются.

Какие требования предъявляются к заявлению

В статье 7 Закона № 59-ФЗ приведены основные требования к письменным обращениям от граждан.

В этой статье сказано, что бумага должна содержать в себе:

Полное правильное название «Уполномоченному по правам человека в РФ» можно также указать и ФИО – Москалькова Татьяна Николаевна. Если жалоба подаётся уполномоченному в конкретном субъекте федерации, то нужно указать название субъекта, а также его ФИО
Сведения о заявителе полностью ФИО, адрес места и контактная информация.
  • почтовый адрес для направления почтовых отправлений;
  • действующий адрес электронной почты для направления электронных уведомлений;
  • актуальный номер мобильного телефона, для быстрой связи
Название документа в данном случае, это «жалоба». Также нужно указать причину её подачи. Например, «жалоба на бездействие органов местного самоуправления» или «жалоба уполномоченному по правам человека трудовые права»
«Тело» жалобы здесь нужно изложить только актуальную и достоверную информацию
Объективные причины для подачи при возможности, изложенные сведения должны быть подтверждены документами
Дата подачи и подпись заявителя а также её расшифровка

Если жалобу от лица заявителя подаёт его представитель, то последний должен иметь на руках нотариальную доверенность, а её реквизиты необходимо указать в «шапке» документа.

Способы подачи обращения

Подать жалобу можно несколькими способами:

Лично посетив приёмную по права человека по адресу г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47 Через секретаря можно передать претензию. Но, нужно проследить, чтобы секретарь правильно зарегистрировал входящий документ. Для этого нужно составить 2 идентичных экземпляра жалобы. Секретарь на обоих ставит дату приёма документа на регистрацию, а также номер входящего документа. Один экземпляр остаётся у жалобщика, а второй – отправляется на рассмотрение
Почтовым отправление по адресу 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47 Саму жалобу и прикладываемые к ней документы, необходимо отправить заказным письмом с уведомлением. Когда уведомление вернётся обратно заявителю, в нём будет указана дата принятия письма и подпись того сотрудника, который его принял. Уведомление выкидывать не нужно, оно является доказательством того, что письмо доставлено по адресу. Если обращение подаётся на имя Уполномоченного по субъекту федерации, то направлять нужно по другому адресу
Через официальный сайт На официальном сайте http://ombudsmanrf.org/ . Уполномоченного работает онлайн-приёмная для граждан
Через социальные сети Уполномоченный имеет аккаунты во всех известных соцсетях, работающих на территории РФ.
  1. «Живой журнал» — http://ombudsman-rf-ru.livejournal.com/ .
  2. «ВКонтакте» — https://vk.com/id54619837 .
  3. «Твиттер» — https://twitter.com/ ombudsmanrf .
  4. «YouTube» — https://www.youtube.com/user/Ombudsmanrf .

Но такое обращение будет носить больше консультационный характер

По телефону «горячей линии» или с помощью факса Но это не жалоба, а консультация с оператором

Образец претензии

Для того чтобы правильно оформить жалобу на имя Уполномоченного, нужно иметь перед глазами наглядный пример. Образец жалобы можно скачать .

Сроки рассмотрения

Как только жалоба будет передана Уполномоченному, он должен в течение 10 дней оповестить заявителя о своём решении относительно неё.

Если будет принято решение в отказе от принятия жалобы к рассмотрению, то заявитель должен быть уведомлён в письменной форме. Отказ должен быть мотивирован.

Срок рассмотрения зависит от того, сколько времени понадобиться Уполномоченному для того, чтобы сделать все запросы, изучить все материалы и провести проверки госорганов.

Заявитель должен быть информирован о «судьбе» своего обращения и обо всех передвижениях жалобы.

Ответ уполномоченного по правам человека на жалобу должен быть направлен заявителю тем способом, который указан в обращении.

Какие документы должны быть приложены

Заявитель должен подтвердить все те обстоятельства, которые он изложил в своей жалобе. Поэтому он обязан приложить документы, подтверждающие его слова.

В зависимости от того, что является предметом поданного на имя Уполномоченного обращения, к нему можно приложить:

Копии всех ранее поданных претензий в различные госорганы
Если оспаривается какой-то нормативный акт то его копию
Документы, подтверждающие обстоятельства нарушения прав пример — если речь идёт о нарушении трудовых прав, то нужно приложить:
  • копию трудового договора;
  • копию трудовой книжки со всеми записями;
  • копию жалобы в инспекцию по труду и копию ответа;
  • копию обращения в прокуратуру и копию ответа;
  • иные документы
Подача жалобы Уполномоченному не сопровождается оплатой пошлины, поэтому прикладывать квитанцию не нужно

Принятые решения

Жалоба в Комитет ООН по правам человека в Женеве

Предисловие
Настоящее издание является переводом брошюры, изданной бюро польского Представителя по правам граждан, и предпринимается в рамках осуществления Региональной программы «Демократия, управление, участие» Регионального бюро для Европы и СНГ Программы развития ООН.
Соблюдение и обеспечение прав человека ПРООН рас­сматривает как компонент и необходимое условие устойчи­вого человеческого развития, и более эффективное использование существующих международных институтов в обла­сти прав человека может содействовать достижению этой цели.
Конституции большинства стран СНГ содержат нормы, утверждающие право граждан при определенных условиях обращаться в международные институты по правам челове­ка, как, например, статья 46 Конституции России или статья 55 Конституции Украины. На юридическом языке это отра­жает прямое признание того, что забота о соблюдении прав человека не является только национальной прерогативой и внутренним делом государства, а составляет законный инте­рес всего международного сообщества. Между тем пред­ставления граждан о таких институтах и возможностях об­ращения к ним с индивидуальной жалобой зачастую крайне смутны и неверны. Следствием этого обстоятельства стано­вится то, что эффективность использования таких институ­тов является весьма низкой и, соответственно, с неизбежно­стью наступает разочарование в любых международных ин­ститутах и инструментах по правам человека. Дело, однако, в том, что это именно инструменты и, как всякими инстру­ментами, ими нужно уметь пользоваться.
Широко известным и эффективным инструментом явля­ется, например, Европейский Суд по правам человека, одна­ко он доступен для граждан лишь немногих стран Содружества. Для большинства же возможно обращение и апелля­ция к институтам системы ООН, членами которой являются все государства бывшего СССР. Настоящая брошюра опи­сывает правила обращения в наиболее, пожалуй, известный и авторитетный из них - Комитет по правам человека, со­зданный в соответствии с Международным пактом о граж­данских и политических правах.
Из текста брошюры читатель поймет, что непременным условием обращения лица в Комитет является участие стра­ны, под юрисдикцией которой он находится, в упомянутом Пакте и Факультативном протоколе к нему, который, собст­венно, и предусматривает право подачи индивидуальной жалобы. Как же обстоит дело с участием стран СНГ в этих договорах?
К середине лета 1999 года к Пакту присоединились все страны СНГ, за исключением Казахстана, а к факультатив­ному протоколу не присоединились также Молдова и Азербайджан. Отметим здесь, что участие или неучастие в том или ином договоре является свободным политическим ре­шением суверенного государства и трудно говорить о пря­мой зависимости между соблюдением в стране прав челове­ка и ее членством в международных договорах, Так, к Фа­культативному протоколу не присоединились многие стра­ны традиционной демократии, как, например, Швейцария, Великобритания, Япония, США. Тем не менее доступ граж­дан к международным институтам защиты прав человека может быть оценен только положительно, как расширение круга гарантий их прав и свобод. Для государств, пережива­ющих переходный период, это может быть особенно важно. В силу этого обстоятельства следует ожидать, что по мере последовательно демократического развития стран Содру­жества возможность обращаться в Комитет по правам чело­века получат все граждане стран СНГ, даже если в настоящее время конкретное государство не является участником Пакта и Факультативного протокола.
Региональный центр поддержки РБЕС ПРООН хотел бы выразить благодарность бюро Представителя по правам граждан Польской Республики за любезно предоставленное право перевода и издания брошюры на русском языке.

Введение
В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объе­диненных Наций провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый международный документ, гарантирующий каждому человеку основные права и свободы. И хотя Декларация налагала на государства только моральные и политические, а не правовые обязательства, она оказала существенное влияние на внутреннее законодательство и практику государств. Поэтому по сей день на нее ссылаются как политики, так и обычные люди. А дата провозглашения Декларации - 10 декабря - празднуется во всем мире как Международный день прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах был провозглашен Генеральной Ассамблеей Орга­низации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года, а всту­пил в силу 23 марта 1976 года, после того, как его ратифици­ровали 35 государств (ст. 49). Сегодня к Пакту присоедини­лось более 130 государств со всех континентов.
Это означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, обязалось гарантировать права и свободы, установ­ленные в Пакте, каждому человеку: как своему граждани­ну, так и иностранцу, пребывающему на его территории. За­коны и другие правовые акты должны соответствовать по­ложениям Пакта. Также органы, выносящие индивидуаль­ные решения, - например, прокурор, суд, орган админист­рации - обязаны уважать права человека, установленные в Пакте. На страже соблюдения прав человека стоит международный орган: Комитет по правам человека.
В Пакте установлены две процедуры международного контроля:
а) государство обязано систематически представлять Ко­митету доклады о претворении в жизнь положений Пакта (ст.40);
b) государство может направить в Комитет сообщение о нарушении другим государством прав человека (ст. 41).
Возможностью такого сообщения до сих пор не восполь­зовалось ни одно государство.
Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жа­лоб урегулирована в Факультативном протоколе к Между­народному пакту о гражданских и политических правах. Термин «факультативный» означает, что государство, кото­рое ратифицировало Пакт, может - но не обязано - рати­фицировать Протокол. На сегодняшний день сторонами Протокола являются более 80 государств.
Ратификация Факультативного протокола открывает пе­ред гражданами данного государства, а также иностранца­ми, пребывающими на его территории, возможность обра­щаться с жалобами в Комитет по правам человека.
Генеральная Ассамблея ООН приняла также Второй Фа­культативный протокол к Международному пакту о граж­данских и политических правах, отменяющий смертную казнь в ратифицировавших его государствах.

Комитет по правам человека
Комитет состоит из 18 членов, избираемых государства­ми. Члены Комитета являются независимыми; они не могут получать никаких рекомендаций или указаний ни от государств, ни от ООН или других международных органов. Ко­митет не является судебным органом, тем не менее процеду­ры подобны судопроизводству.
Комитет по правам человека работает на сессиях, прохо­дящих два раза в год. В результате - учитывая большое ко­личество поступающих жалоб - контрольное производство является довольно продолжительным (практически длится минимум 1,5 - 2,5 года). Комитет принимает решение боль­шинством голосов, в присутствии не менее 12 членов.
Комитет по правам человека находится в Женеве (см. Приложение. Образец индивидуальной жалобы).

Заявитель
С жалобой· в Комитет по правам человека могут обра­щаться только индивидуальные лица. Таким правом не об­ладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря - с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.
С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на терри­тории данного государства.
Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным орга­ном одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означа­ет, что с жалобой может обратиться непосредственно по­терпевшее лицо, которому в результате нарушения прав че­ловека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиа­трической больнице, Комитет принимает жалобы, подан­ные членами семьи.
С жалобой можно также обратиться через уполномочен­ного (например, адвоката), который должен представить Ко­митету по правам человека соответствующую доверенность.

Предмет жалобы
Жалоба может касаться только индивидуального реше­ния, вынесенного государственным органом, которое - по мнению данного лица - нарушает его права человека, га­рантированные в Пакте. Это может быть, например, реше­ние административного органа, прокурора, судебное реше­ние и т.п.
Жалоба не может касаться содержания закона или дру­гого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не име­ет права проверять соответствие внутреннего законода­тельства положениям Пакта.
Жалоба не может вноситься в интересах общественнос­ти, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные об­винения в плохом обращении с заключенными, о погрешно­стях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения опре­деленных прав человека в отношении конкретного лица.
Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперати­вы, ассоциации и т.п.
Жалоба может касаться только решений государствен­ных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. по­сле вступления в силу Факультативного протокола (см. Введение). В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой да­ты, если нарушение прав человека продолжается.
Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте. Это нижеследующие права:
- Право на жизнь (ст. 6).
Включает также принципы вынесения решений и приве­дения в исполнение смертной казни, помилования и изме­нения наказания.
- Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).
На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы.
- Запрещение рабства и работорговли (ст. 8).
- Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аре­сту.
- Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).
Касается, в частности, обращения с обвиняемым: совер­шеннолетним и несовершеннолетним.
- Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обяза­тельства (ст. 11).
- Право на свободное передвижение по территории госу­дарства и выбора местожительства, а также право поки­дать любую страну (ст. 12).
- Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).
- Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
- Принцип презумпции невиновности и запрещение об­ратной силы уголовного законодательства (ст. 15).
- Защита личной и семейной жизни, неприкосновеннос­ти жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).
- Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
- Свобода слова (ст. 19).
- Запрещение пропаганды расовой, национальной или ре­лигиозной ненависти (ст. 20).
- Право на мирные собрания (ст. 21).
- Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
- Права супругов и семьи (ст. 23).
- Права ребенка (ст. 24).
- Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
- Права лиц, принадлежащих к национальным меньшин­ством (ст. 27).
- Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)
Приведенный выше перечень прав и свобод должен сыг­рать роль путеводителя по Пакту (см. Приложение). Преж­де чем написать жалобу, следует внимательно ознакомить­ся с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограни­чения. Комитет не принимает жалоб, касающихся наруше­ния прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образо­вание.

Основные формальные требования

1. Подающий жалобу обязан использовать все внутрен­ние средства обжалования, предусмотренные националь­ным законодательством. Так, в судебных делах следует об­жаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В адми­нистративных делах следует обратиться в вышестоящий ор­ган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, реше­ние следует обжаловать в компетентный суд. Однако нет не­обходимости использования чрезвычайных или исключи­тельных мер (таких, как, например, обращение к омбудсману, заявление о возобновлении судебного производства).
Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное реше­ние (вступившее в законную силу судебное решение). При­чиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования, В совер­шенно исключительных случаях Комитет рассматривает жа­лобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство необоснованно затягивается).
Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия го­сударственным органом окончательного решения не уста­новлено.
2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это озна­чает, что, например, содержание жалобы не может быть ос­корбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажны­ми обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.
3. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международ­ным органом, например Европейским Судом по правам че­ловека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами од­ного и того же содержания в различные международные ор­ганы.

Содержание и форма жалобы
Жалоба должна содержать следующее:
1) личные данные: фамилию, имя, гражданство, профес­сию, дату и место рождения, адрес;
2) указание на государство, против которого подается жалоба;
3) содержание обвинений;
4) статьи, которые, по мнению заявителя, были наруше­ны;
5) предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на языке данной страны, написана от руки. В связи с тем что официальными языками Комите­та по правам человека являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контроль­ную процедуру (образец индивидуальной жалобы - см. При­ложение).

Контрольная процедура
Контрольная процедура состоит из двух основных этапов:
- первый завершается решением о приемлемости жало­бы;
- во втором выносится решение по существу - были ли нарушены (или нет) права человека,
Вся процедура осуществляется в письменном виде. Про­цедура носит конфиденциальный характер. Лицо, обраща­ющееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом.
Комитет по правам человека отклоняет жалобу - даже без уведомления о ней соответствующего государства, - если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу за­интересованному государству.
В назначенный Комитетом срок государство представля­ет ему объяснения, а также информацию и документы, свя­занные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения го­сударства передаются подавшему жалобу, который может представить свои замечания и комментарии. На любом эта­пе разбирательства Комитет может обратиться к подавше­му жалобу за предоставлением дополнительной информа­ции или разъяснений. Комитет принимает решение о не­приемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.
Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирает­ся предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих до­кументов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государ­ство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагиру­ет на напоминания, Комитет принимает решение на основа­нии документации, полученной от подавшего жалобу.
В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные пра­ва человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Решение Комитета о нарушении прав человека
Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответ­ствующее государство и подавшего жалобу. Решение Коми­тета является окончательным.
Комитет по правам человека, констатируя, что государст­во нарушило права человека, указывает на решения (дейст­вия), которые квалифицирует как нарушение, а также соот­ветствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только неко­торые.
Комитет, констатируя нарушение прав человека, обра­щается к государству с призывом предпринять соответст­вующие меры. Их характер зависит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освобо­дить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещение или компенсацию. Случается также - правда, редко, - что сама конста­тация нарушения прав человека является единственным удовлетворением, которое получает заявитель. Следует об­ратить внимание, что возмещение или компенсация при­суждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто ос­тается несбывшейся.

Выполнение государством решений Комитета
Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международ­ный контроль, имеет политическую и моральную обязан­ность подчиниться решению Комитета. Практически так по­ступает большинство государств.
Комитет назначает по каждому делу срок - как правило, 180 дней, - в течение которого государство должно пред­ставить информацию о мерах, принятых для выполнения ре­комендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах (см. Введение). Коми­тет ежегодно назначает также специального докладчика, ко­торый оценивает предпринятые государствами меры в поль­зу жертв нарушения прав человека.
Комитет помещает в своем ежегодном докладе - кото­рый является официальным документом ООН - информа­цию о степени и объемах выполнения рекомендаций отдель­ными государствами. Это единственная форма «санкций» по отношению к государствам, которые не предоставили по­давшему жалобу соответствующего возмещения либо не восстановили нарушенных прав человека.
Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на меж­дународной арене, а гарантирование прав человека.

ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ

The Human Rights Commitee В Комитет по правам человека

c/o Office of the United Nation Бюро Верховного
High Commissioner for комиссара Объединенных
Human Rights Наций по правам человека
8-14 avenue de la Раiх 8-14 avenue de la Раiх
1211 Geneva 10 1211 Женева 10
SWITZERLAND Швейцария
Представляется на рассмотрение в соответствии с Фа­культативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.
I. Информация об авторе сообщения:
Фамилия… Имя (имена) ………………………………………………….
Гражданство…… Род занятий ………………………………………………….
Дата и место рождения.............................……………………………………………………
Постоянный адрес.....................................……………………………………………………
Иной адрес для получения конфиденциальной корреспон­денции (если отличается от постоянного адреса)

Сообщение представляет:
a) жертва нарушения или нарушений, перечисленных
ниже
b) назначенный представитель/адвокат
предполагаемой жертвы (жертв)
с) иное лицо

Если отмечен квадрат с), автор должен пояснить:
в каком качестве данное лицо действует от имени жертвы /жертв (напр., указать родственную связь или другие лич­ные связи с предполагаемой жертвой /жертвами):
почему жертва (жертвы) не имеет (не имеют) возможнос­ти сама (сами) представить сообщение:
……

……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Третье лицо, не имеющее родственных и любых других свя­зей с жертвой (жертвами), не может представить сообще­ние от его (их) имени.
II. Информация о предполагаемой жертве (жертвах), если она (они) не является (являются) автором (авторами) сообщения

Фамилия… Имя (имена) .................................………………………….

Гражданство… Род занятий.................................………………………….

Дата и место рождения................................................................………………………….

Нынешний адрес или местонахождение.................................……………………………

III. Государство, которого касается жалоба. Нарушенные статьи Пакта. Внутренние средства правовой защиты

Название государства-участника (страны) Международно­го пакта и Факультативного протокола, против которого на­правляется сообщение:
……………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….

Статьи Международного пакта о гражданских и политичес­ких правах, которые, как представляется, были нарушены:
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….

Внутренние средства правовой защиты, которые были ис­черпаны предполагаемой жертвой (жертвами) или от ее (их) лица: обращение в суды или другие государственные орга­ны; когда и с каким результатом (по возможности, прило­жить копии всех соответствующих судебных или админист­ративных решений):
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………

Если внутренние средства правовой защиты не были исчер­паны, объяснить почему:
……………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….

IV. Другие международные процедуры
Был ли этот же вопрос представлен на рассмотрение в соот­ветствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмот­рение Европейского Суда по правам человека)? Если да, то когда и с каким результатом?
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………

V. Приводимые в жалобе факты
Подробное описание фактов предполагаемого нарушения или нарушений (с указанием соответствующих дат):*
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………

Комитет ООН по правам человека создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах . Международный пакт о гражданских и политических правах был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. Пакт вступил в силу 23 марта 1976 года, после того, как его ратифицировало 35 государств и в настоящее время участниками Пакта являются более 130 государств.

Для Беларуси Пакт вступил в силу для государства-участника 23 марта 1976 года, а Факультативный протокол — 10 января 1992 года (дата присоединения), что предоставило возможность белорус ам обращаться в Комитет ООН по правам человека . С этого момента Государство обязано гарантировать права и свободы, установленные в Пакте, каждому человеку. Все законы нашей страны и любые правовые акты должны полностью соответствовать положениям Пакта.

Об этом же говорится в статье 61 Конституции Республики Беларусь:

«Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Таким образом, каждый человек, считающий, что его права нарушены имеет право на обращение в любые международные организации, в том числе – в Комитет по правам человека. Для этого необходимо соблюсти определенные требования, предъявляемые к такому обращению.

Заявитель : кто может обращаться

С жалобой («Жалоба» в Факультативном протоколе означает «сообщение») в Комитет по правам человека могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря - с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.

С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на территории данного государства.

Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиа­трической больнице, Комитет принимает жалобы, подан­ные членами семьи.

С жалобой можно также обратиться через уполномочен­ного (например, адвоката), который должен представить Комитету по правам человека соответствующую доверенность.

Письменное согласие не требуется в случаях, когда:

— родители подают иск от имени малолетних детей или опекуны от имени лиц, не способных дать официальное согласие

— лицо находится в тюрьме, не имея доступа к внешнему миру (Комитет не будет требовать официального разрешения на принятие жалобы от имени другого лица).

Требования к жалобам в Комитет по правам человека

Требования к жалобам изложены в Протоколе №1 к Пакту и находят отражение в прецедентном праве Комитета. Все требования – критерии приемлемости, которым обращение должно соответствовать.

Основные критерии:

  1. Права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель, должны быть отражены в Пакте.
  2. Жалоба не может быть анонимной или содержать признаки злоупотребления правом на защиту.
  3. Аналогичная жалоба не должна находится на рассмотрении (разбирательстве) в другой международной инстанции.
  4. До обращения с жалобой должны быть исчерпаны все внутренние (национальные) механизмы защиты нарушенного права при условии, что нет неоправданной задержки в работе таких механизмов.
  5. Заявитель должен являться жертвой нарушений, на которые он ссылается в жалобе.
  6. Жалоба должна быть подготовлена в письменном виде, соответствовать установленной форме и подаваться в порядке, установленном процедурой.

Жалоба может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом, которое, по мнению данного лица, нарушает его права человека, гарантированные в Пакте.Это может быть, например, решение административного органа, прокурора, судебное решение и т.п.

Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.

Предмет жалобы:

Обратите внимание, что предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте:

Право на жизнь (ст. 6).

Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).

Основное право, часто нарушаемое в местах лишения (ограничения) свободы.

Запрещение рабства и работорговли (ст. 8).

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9).

- Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).

Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обязательства (ст. 11).

Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).

Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).

  • Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14).

Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).

Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).

Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).

Свобода слова (ст. 19).

Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 20).

Право на мирные собрания (ст. 21).

Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).

Права супругов и семьи (ст. 23).

Права ребенка (ст. 24).

Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).

Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинством (ст. 27).

Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)

Комитет не принимает жалоб, касающихся нарушения прав человека, не провозглашенных в Пакте.

Основные требования жалобы

  1. Подающий жалобу обязан использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством. Так, в судебных делах следует обжаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В административных делах следует обратиться в вышестоящий орган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, решение следует обжаловать в компетентный суд.
  2. Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное решение (вступившее в законную силу судебное решение).

Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия государственным органом окончательного решения не установлено.

  1. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это означает, что, например, содержание жалобы не может быть оскорбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажными обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.
  2. 4. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международным органом, например Европейским Судом по правам человека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами одного и того же содержания в различные международные органы.

Жалоба должна содержать следующие данные:

  1. личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;
  2. указание на государство, против которого подается жалоба;
  3. статьи, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
  4. внутренние средства (механизмы) правовой защиты, предпринятые заявителем и их результаты.
  5. ваши обоснования нарушения прав человека.

К жалобе необходимо приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для разрешения данного дела. Жалоба может быть составлена на русском языке. Если у вас есть возможность перевести жалобу и прилагаемые документы на один из рабочих языков – английский, французский, испанский, — то это может ускорить процесс рассмотрения жалобы.

Как рассматриваются жалобы

Комитет ООН по правам человека рассматривает жалобы, как правило, достаточно долго – несколько лет. КПЧ ООН не считается судебной инстанцией, которая правомочна проводить расследование, собирать доказательства, допрашивать свидетелей и т.д. Пределы возможностей Комитета ограничены рассмотрением письменной информации – того, что представлено заявителем и государством, в отношении которого подана жалоба. Устные свидетельства не принимаются.

Кто и что из сторон должен доказывать – определяется индивидуально, исходя из обстоятельств дела и содержания жалобы. По общему правилу, если государство не ответило на запрос, не предоставило информацию и документы, Комитет примет позицию заявителя как есть. Аналогичные последствия могут быть и тогда, когда государство отвечает, но не приводит весомых доказательств своей позиции. С другой стороны, недопустимы и огульные обвинения со стороны заявителя – он должен не просто заявить о нарушении, но и пояснить, какие факты и обстоятельства свидетельствуют об этом. Если у заявителя нет реальной возможности получить и представить доказательства (например, ему не выдают какие-то документы), то такие доказательства могут быть истребованы Комитетом у государства-нарушителя. В ряде случаев КПЧ может предложить стране провести расследование обстоятельств, изложенных в жалобе, и предоставить его результаты в распоряжение Комитета.

В целом же, после подачи и принятия жалобы, начинается достаточно длительный процесс запроса информации, ее предоставления, обмена данными и т.п. между Комитетом и сторонами дела. Если существует вероятность, что связанная с этим процессом задержка приведет к причинению заявителю серьезного и непоправимого ущерба, Комитет может предложить государству-нарушителю принять временные меры, чтобы не допустить такой ущерб, на период рассмотрения жалобы.

Жалобы в порядке очередности и по мере их готовности к рассмотрению на заседании Комитета разрешаются на одной из пленарных сессий. Такие сессии проводятся трижды в год – весной, летом и осенью. По существу жалобы принимаются «соображения», в которых делается вывод о наличии/отсутствии нарушения (нарушений). Решение Комитета по правам человека ООН доводится до сведения сторон дела и предается гласности по итогам сессии.

Процедура рассмотрения состоит из двух основных этапов:

— приемлемости жалобы

— решения по существу, где определяется были ли нарушены права заявителя или нет

Вся процедура является конфиденциальной и осуществляется в письменном виде. Содержание всех аспектов сообщения с Комитетом не подлежит опубличиванию. При этом сам факт обращения может быть обнародован по желанию заявителя.

Комитет по правам человека отклоняет жалобу если она не соответствует формальным требованиям. П вслучае признания жалобы приемлемой, Комитет направляет жалобу государству в отношении которого она подана.

Государство обязано предоставить в обозначенный Комитетом срок объяснения. Также Государство предоставляет информацию и документы, связанные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения государства передаются подавшему жалобу, с возможностью на нее представить свои замечания. На любом этапе разбирательства Комитет может обратиться к подавшему жалобу за предоставлением дополнительной информации или разъяснений. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирается предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих документов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагирует на напоминания, Комитет принимает решение на основании документации, полученной от подавшего жалобу.

В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные права человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Адрес для подачи жалоб:

Petitions , Office of the High , for Human , United Nations Office at 1211 Geneva 10, Switzerland

Для сообщений в соответствии c:

Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах

  • Конвенцией против пыток или
  • Конвенцией о ликвидации расовой дискриминации

Решение Комитета о нарушении прав человека

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обращается к государству с призывом предпринять соответствующие меры. Их характер зависит от нарушения прав человека. Возмещение или компенсация присуждается только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека.

Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международ­ный контроль, имеет политическую и моральную обязанность подчиниться решению Комитета. Практически так поступает большинство государств.

К сожалению, Республика Беларусь не выполнила на сегодняшний день ни одного из более чем 30 Решений Комитета. Однако современные тенденции в области прав человека и стремлением нашей страны не оставаться государством-изгоем, дают надежды, что ситуация с правами человека в Беларуси претерпит существенные изменения.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЖАЛОБА

В КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Дата:……………………………

Представляется на рассмотрение в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Иной адрес для получения конфиденциальной корреспонденции:

Сообщение представляет:

  1. жертва нарушения или нарушений, перечисленных ниже
  2. представитель/адвокат предполагаемой жертвы (жертв)
  3. иное (третье) лицо

При подаче иным лицом необходимо пояснить:

1) в каком качестве данное лицо действует от имени жертвы /жертв (напр., родственные, личные, иные связи с жертвой /жертвами):

2) какие препятствия для жертвы не позволяют ей самой представить сообщение:

Третье лицо, не имеющее родственных и любых других связей с жертвой (жертвами), не может представить сообщение от его (их) имени.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ЖЕРТВЕ

Информация о предполагаемой жертве, если она не является автором сообщения

Фамилия …………………………… Имя (имена) ……………………………………………………….

Гражданство …………………….. Род занятий ……………………………………………………….

Дата и место рождения ……………………………………………………….………………………….

Нынешний адрес или местонахождение …………………………………………………………

ЗАТРАГИВАЕМОЕ ГОСУДАРСТВО. НАРУШЕННЫЕ СТАТЬИ. ВНУТРЕННИЕ СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ.

Название государства-участника (страны) Международного пакта и Факультативного протокола, против которого направляется сообщение:

Статьи Международного пакта о гражданских и политических правах, которые, как представляется, были нарушены:

пункт 2 статьи 19 Пакта.

Внутренние средства правовой защиты, которые были исчерпаны предполагаемой жертвой (жертвами) или от ее (их) лица: обращение в суды или в другие государственные органы; когда и с каким результатом (по возможности, приложить копии всех соответствующих судебных или административных решений):

Таким образом, внутренние средства судебной защиты на этом оказались исчерпаны.

Если внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны, объяснить почему:

………………………………………………………………………………………

ДРУГИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Был ли этот же вопрос представлен на рассмотрение в соответствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмотрение Европейского Суда по правам человека и т. п.)? Если да, то когда и с каким результатом?

Предоставлялся ли данный вопрос, на рассмотрение какой – либо другой процедуры международного расследования.

ПРИВОДИМЫЕ В ЖАЛОБЕ ФАКТЫ

………………………………………………………………………………………

Таким образом, все возможные внутренние средства правовой защиты были исчерпаны, и я остался жертвой нарушений статьи (……………………………) Международного пакта о гражданских и политических правах.

Руководствуясь правилами, изложенными в Факультативном протоколе к Международному Пакту о гражданских и политических правах,

  1. Признать настоящую жалобу приемлемой и рассмотреть ее по существу.

Приложения: на ………. листах.