Образ родины в изобразительном искусстве. Выход из тупика безвременья связывается в сознании А. Блока с образом Родины, России. Поэт должен пережить и познать всё то, что суждено пережить России. Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облаго

Балыклейская средняя общеобразовательная школа

Урок по изобразительному искусству в 6-ом классе

«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства»

Работу выполнила

с. Балыклей

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства»

Цели: дать общий обзор изобразительного искусства в борьбе с фашизмом в годы войны; воспитывать в детях чувство гордости и любви к своему народу; чувство патриотизма; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны; учить передавать плановость в рисунке, развивать творческое воображение и представление, изображаемых предметов в перспективе.

Зрительный ряд: портреты художников (А. Дейнека, Б. Пророков, А. Пластов, Г. Коржев);

репродукции картин, посвященных войне; выставка книг о войне, аудиозаписи песен о войне.

Оборудование для учащихся: альбомы, кисти, краски.

Оборудование для учителя: педагогический рисунок (поэтапное построение рисунка с учетом перспективы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Ход урока

Эпиграф урока: «Это не должно повториться»

(Б. Пророков)

I. Организационный момент.

II. Беседа.

60 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам была не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Удивляешься, читая станицы истории, их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками?

Любовь к Родине, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?

Звучит песня Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа»

Принято считать с глубокой древности, что когда говорят пушки, музы молчат. Великая Отечественная война отрицала это утверждение: грохотали орудия по всей земле; умирая, голодая и замерзая в осаде город на Неве; пылал в огне город на Волге; истекала кровью Брестская крепость, музы – не молчали! Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку, художники писали картины – и все это было востребовано. Может поэтому выстояли наши деды в той страшной войне.

Сегодня наш разговор – о живописи военных лет. Первыми «заговорили» языком красок «Окна ТАСС» и плакаты «Боевого Карандаша». Выставленные в витринах , расклеенные на стенах, они собирали группы людей, на лицах которых рождалась улыбка: на этих картинах враг не был страшен, жесток, он был смешон, жалок, труслив…

Особенно пользовались популярностью художники – карикатуристы Кукрыниксы (союз 3-х художников) - , .

Гитлер боялся карикатуры и обещал за головы художников огромные суммы.

Но все же надо отметить, что в первой половине войны плакаты носили трагический характер: «Освободи!», «Отомсти!». Плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», на котором изображена женщина, прижавшая сына к груди, а на них нацелен штык с фашистской свастикой. Плакат звал, умолял, приказывал…

Во второй половине войны изменилось содержание плаката: работа, солдат пьёт воду из каски и тут же присутствует надпись: «Пьём воду из родного Днепра: Будем пить из Прута, Немана и Буга» (1943 г.).

Зазвучала надежда на Победу. И вот уже на плакате солдат, кстати, очень напоминающий Василия Теркина, присел, чтобы получше натянуть голенище сапога: «Дойдем до Берлина!» (1944 г.)

Но в годы войны создавались и целые серии картин, и отдельные полотна.

Александр Алексеевич Дейнека (гг) – народный художник СССР.

«Оборона Севастополя»

Шли жаркие, кровопролитные бои, те что «не ради славы, ради жизни на земле». Наши войска оставили Севастополь, но Дейнека так написал «Оборону Севастополя», что мы видим этих сражающихся насмерть моряков уже победителями.

Картина очень большая по своим размерам. На ней изображен бой такого напряжения, что кажется, что сам находишься в гуще событий. На картине четко просматривается три плана. На первом плане – во весь рост изображен матрос, который готовится бросить связку гранат. Он только приготовился к броску, но мы уже представляем, что произойдет через мгновение: лавина фашистов превратится в кровавое месиво. Хотя, лавины на картине нет, художник срезал край картины справа, но лавина ощущается. Вот в чем заключается чудеса искусства.

Поза матроса на первом плане дана в такой яростной динамике, что чувствуешь его победу.

Настроение создается за счет колорита: обратите внимание – ослепительно белая одежда матросов на фоне грозового неба контрастирует с темными фигурами врагов на светлом фоне. Они жмутся, почти прилегают к земле.

Рассмотрим второй план. Здесь смертельно раненному матросу противопоставлен убитый немец.

На третьем плане штыковая атака – в смертельной схватке сошлись противники.

Героика выражена в мимике, в жестах и от картины идет ощущение подвига – так защищают родную землю.

В годы войны работал народный художник СССР, действительный член Академии художеств Аркадий Александрович Пластов (гг.)

В 1942 году, который был очень тяжелым для нашей страны, он пишет картину «Фашист пролетел», в котором есть философское осмысление лика войны.

… Перед нами опушка осеннего леса. Порыжела трава. Не видно цветов, но еще греет солнце и скотине есть чем полакомиться на воле, еще синее небо над головой.

Несколько мгновений назад мальчик-пастушок оглядывал с гордостью вокруг: ведь ему доверили пасти сельских коров!

Но налетел фашист, и не стало пастушка на свете. Он уткнулся лицом в землю, смочила кровь мальчишескую челку – оборвалась детская жизнь…

Замычали коровы, испуганно подняв головы, завыла собака. А мальчика на свете навсегда не стало.

Каким же чудовищным кажется злодеяние немецкого летчика, ведь он расстрелял не скопление военных сил противника, всего лишь мальчика да стадо сельских коров.

Эта картина потрясла и звала к отмщению. В 1945 году Пластов написал картину «Жатва». Она предельно проста: в поле у снопов обедают старик и дети – те, кто в годы войны кормил всю Россию, на плечах которых лежала забота о провианте для фронта и о куске хлеба для тыла.

От картины веет надеждой: завтра вернутся с фронта отцы и братья.

Нельзя не остановиться на творчестве Бориса Ивановича Пророкова (19гг.) – народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств, графика.

Это человек мужественной судьбы. Он прошел всю войну. Судьба бросала его с юга на север, из Прибалтики на Дальний Восток, в Китай, Манчжурию. Он рисовал всегда – и на фронте тоже. Выполнил серию из десяти работ и дал название, звучащее, как набат – «Это не должно повториться!»

Успех на выставке в 1960 году был потрясающим. Люди смотрели молча, унося призыв в сердце – сражаться против фашизма, так как он несет гибель для всех людей планеты.

Вся серия выполнена темперой и тушью, кое-где оживленных цветными карандашами.

Вот первый лист. На нем мать кормит грудью ребенка, крепко прижимая его к себе, но у нее за плечами винтовка . Лицо матери-воина сурово, тревожно.

Второй лист. Молодая женщина брошена наземь. Руки у нее связаны за спиной, тело изогнуто от боли и надругательства, над молодостью и нежностью «Изуверство» - другого названия не придумать.

Третий лист. «У Бабьего Яра» - так называлось под Киевом место, где фашисты расстреляли 170 тысяч безвинных людей. Художник воплотил эту трагедию в образах трех женщин, идущих на смерть. О том, что они пережили, прежде чем сделать последние шаги на земле, мы не знаем, но догадываемся…

Справа старуха, она несет в руке зажженную свечу, оберегая от ветра ее пламя. Рядом с ней женщина закрыла руками лицо, мы не видим глаз, но скорбно все тело! Слева – молодая женщина с глазами полными слез, ненависти и гнева. Они идут на смерть, но они выше смерти.

Все картины создавались, когда Пророков был очень болен, и, побеждая эту болезнь, он все-таки обращался к видениям прошлого, чтобы они не повторились в сегодняшней реальности.

Гелий Михайлович Коржев. Когда началась война, ему не было и 16-ти лет. В этот миг прервалась юность художника. Цикл его картин «Опаленные огнем войны» включает полотна «Проводы», «Заслон», «Следы войны», «Мать», «Старые раны». Каждое из них содержательное, глубокое по мысли, оригинально по композиционному строю – создает вполне завершенный образ. Они являют собой панораму жизни, борьбы, страдания в годы Великой Отечественной войны. Все картины наполнены человеческими переживаниями и такой болью, что невольно притягивают к себе, заставляют углубиться в их содержание.

«Заслон». Люди выставлены фашистами как живое заграждение. Они стоят лицом во весь рост к наступающим войскам Советской Армии, спиной – к затаившимся в окопах немцам и ждут. Ждут и те и другие. Одни – что будут делать советские солдаты, другие – как поведет себя смертники, стоящие у бруствера. Одно неверное движение – и выстрел в спину. Сельский интеллигент, наверное, учитель, ждет спокойно, взгляд женщины – тревожен, ребенок – пока не понимает ужаса своего положения. А внизу у ног чернеют дула автоматов и жестокие лица врагов. Трудно представить, что происходило в сознании каждого из поставленных на край окопа, по существу – на край жизни. И даже естественный страх перед смертью не убил в людях человеческого достоинства, не лишил их мужества.

Коржев с неотразимой силой пишет о том, что волнует разных людей, в умении ставить перед собой реалистические традиции. В картинах объединены сегодняшний день и взгляд автора в день завтрашний.

Да славится имя России!

Мы помним: огнем и железом

Врага нашу землю пытали,

В полях не слезами, а кровью

Над мертвыми плакала Мать.

Бессмертное имя – Россия –

Нам молнии в небе писали,

Скрепляя солдатскую клятву

За Родину насмерть стоять.

Смывают любую неправду

Преданья ее вековые

А правда, окрепшая в грозах,

Становится выше, видней.

Хранит нас и в горе и в счастье

Бессмертное имя России,

Да будет чиста наша совесть

Во веки веков перед нею.

Звучит песня «Я люблю тебя, Россия!»

III. Самостоятельная работа.

Ребята, любите Россию – нашу Родину, нашу Землю. Дороже ее ничего нет. А теперь, давайте попытаемся с помощью красок изобразить героическое прошлое нашей Родины, подвиги наших дедов и свои работы посвятим 60-летию Победы.

IY. Просмотр работ (анализ урока).

Y. Итог урока.

С творчеством каких художников мы познакомились на уроке?

Как изменилось содержание плакатов начала и конца войны?

Какие чувства испытываете вы, глядя на картины художников?

YI. Домашнее задание

Найти репродукции батальной живописи, подумать о настроении, переданном в произведении, и средствах выражения этого настроения.

Тема Родины в живописи


А. Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


Уметь

  • Уметь


  • Цикл – несколько художественных произведений, объединённых общим жанром, темой, главными героями, единым замыслом, местом действия.


Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов, сосредоточенное в основном на выражении постигаемых идей и смутных чувств и ощущений посредством символа. Символисты выразили тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие вековым духовно-культурным ценностям.


Поэт жил и творил в одну из самых трагических эпох русской истории


Выход из тупика безвременья связывается в сознании А. Блока с образом Родины, России. Поэт должен пережить и познать всё то, что суждено пережить России.


Словарная работа

  • Шлея – часть сбруи, ремень, прикреплённый двумя концами к хомуту.

  • Нести свой крест – быть верным долгу.

  • Чародей – волшебник, колдун.

  • Плат – платок.

  • Острожная песня - тюремная.

  • Расхлябанные колеи – разбитые дороги.







«Духовный – из одного духа и души состоящий; всё относящееся к Богу, церкви и вере; все умственные и нравственные силы человека, ум и воля». (Словарь В. И. Даля).



Тема (что?) Идея (для чего?) Художественные особенности (как?)


К какому направлению относится творчество А. Блока? а) символизм; б) реализм; в) сентиментализм; г) романтизм.


Образ Родины - женщины в платке до бровей – это образ: а) С. А. Есенина; б) А. К. Толстого; в) Ф. И. Тютчева; г) А. А. Блока.


Как называется средство художественной выразительности, используемое А. Блоком в строке «Три стёртых треплются шлеи»?


Как называется многозначительное иносказание, играющее важную роль в воплощении авторского замысла?


Стихотворение «Россия» а) на историческую тему; б) о современности; в) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.


Что объединяет первую и последнюю строфы? а) тема народа; б) мотив дороги; в) образ женщины; г) тема поэта и поэзии;


Лирический герой стихотворения А. Блока «Россия»: а) иронизирует над вечными законами жизни; б) яростно сопротивляется новым веяниям времени; в) отказывается от прежних убеждений и верований; г) должен пережить всё, что суждено пережить России.


Задание для 1 группы. Аргументируйте тезис: «Россия – символ веры в будущее». В –первых,…. Во-вторых,…. Таким образом,…


Задание для 2 группы. Дайте связный ответ на один из вопросов в объёме 5-10 предложений. Как тема дороги получает своё развитие в стихотворении А. Блока «Россия»? Образ Родины в стихотворении «Россия».


ТЕМА: «Моя Родина в музыке, литературе, изобразительном искусстве» (интегрированный урок)

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ:

Показать образ Родины в синтезе искусств;

Познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России;

Пробудить интерес к изучению истории своей Родины, её государственных символов;

Воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии,

Живописи.

ОФОРМЛЕНИЕ:

Выставка книг: «Мне Россия-мать родная, дом родной, земля святая»;

Портретная галерея русских поэтов и музыкантов;

Экспозиция картин русских художников.

ЭПИГРАФ:

О, Россия! С нелёгкой судьбою страна…

У меня ты, Россия, как сердце одна,

Я и другу скажу, я скажу и врагу –

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу.

(Юлия Друнина)

ОБОРУДОВАНИЕ:

Магнитофон

Проигрыватель

Фортепиано

ХОД УРОКА:

1. Сегодня на уроке мы совершим экскурс в глубь веков, чтоб ещё раз вспомнить наших предков-СЛАВЯН, откуда пришло название нашего государства - Русь. Мы узнаем, как воспевали в своём творчестве поэты, музыканты, художники нашу Родину. Обобщим наши знания о символах нашего Отечества (и поэтических, и государственных).

О России петь – что стремиться в Храм.

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь, любить, что бессмертным быть.

(И. Северянин)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГУСЛЕЙ

Давно это было, в стране, где мы живём, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни сёл, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек, далеко друг от друга, стояли бедные строения. В них жили наши далёкие предки.

Как их называли? (СЛАВЯНЕ). Это название произошло от слова «слава», т.е. «хвала».

Где же в древности жили наши предки, как же называли землю славянскую? (РУСЬ).

Откуда пришло это название?

В Среднем Приднепровье, где в Днепр впадает река Рось, и находилось славянское племя Русь. Не будем смущаться тем, что в названии этого народа постоянно меняются буквы «о» и «у» («рос», река Рось и «рус», Русь). Так менялись эти буквы и в старину, и в наше время мы тоже говорим двояко: «русский язык», «Россия». Поэт Иван Саввич Никитин так писал о Руси нашей:

«Уж и есть за что, Русь могучая

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову».

2 .ПОДБЕРИТЕ К СЛОВУ «РУСЬ» - СИНОНИМЫ. (РУСЬ – РОССИЯ – РОДИНА – ОТЕЧЕСТВО) (на доске записывается слово «Россия»)

Вглядитесь внимательно в слово… - Как вы его понимаете?

Об этом слове С.Есенин говорил так:

«Россия! Слово – то, какое звонкое и чистое!

Как родниковая вода! Крепкое – как алмаз!

Нежное – как младенец…Дорогое, как мама!»

Какие вы знаете стихи о России?

Россия.

Роса состоит из росинок, Мы вместе: калмыки, чуваши,

Из капелек пара – туман, Буряты, якуты, мордва.

Песок – из мельчайших песчинок, Опорой единственной нашей

Россия – из россиян. Всегда остаётся Москва.

Давно мы по духу едины Земля и вода неразрывны,

И связаны общей судьбой, Как берег или река,

Нас Родина всех вдохновила Неразделимы ливни,

На подвиг, на труд и на бой. И ветер и облака.

Мы вместе: волжане, уральцы, У радуги – нет половинок.

Поморы и степняки – И если волна – то волна,

Похожи на крепкие пальцы И нету полуросинок,

Большой работящей руки. Вот так и Россия – одна. (В.Крючков )

«Привет, Россия, - родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле».

(Н.Рубцов)

Сегодня на уроке мы будем разучивать новую песню

(РЕБЯТА РАЗУЧИВАЮТ ПЕСНЮ «МОЯ РОССИЯ» - муз. Струве, сл. Соловьёвой

3. ПОДБИРАЕМ СЛЕДУЮЩИЙ СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» артикуляционная гимнастика

(на доске записывается слово «Родина»)

Откуда произошло это слово?

Каково его первоначальное значение?

Найдите «корень» в этом слове?

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ даёт следующую информацию:

Общеславянское, производное от слова РОД. Исходное значение – «семья»; далее – «месторождения».

А ТЕПЕРЬ НАЙДЁМ, КАК ОБЪЯСНЯЕТ ЭТО СЛОВО ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

(ребята зачитывают: «родина» - это место, страна, где человек родился) показ песни подготовленными детьми

Знаете ли вы стихи о Родине? - Кто их написал?

«Если скажут слово «родина», «Родина», - мы говорим, волнуясь,

Сразу в памяти встаёт Даль без края видим пред собой,

Старый дом, в саду смородина, Это наше детство, наша юность,

Толстый тополь у ворот Не минует зрелость нас с тобой.

У реки берёзка – скромница Родина! Отечество святое!

И ромашковый бугор… Перелески. Рощи. Берега.

А другим, наверно, вспомнится Поле от пшеницы золотое,

Свой родной московский двор… Голубые от луны стога.

Или степь от маков красная, Сладкий запах скошенного сена.

Золотая целина… Разговор в деревне нараспев,

Родина бывает разная, Где звезда на ставенку присела,

Но у всех она одна!» До земли чуть – чуть не долетев.

(З.Александрова) Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

«Если крикнет рать святая: Это позабудется едва ли

Кинь ты, Русь, живи в раю». И навек останется святым…

Я скажу: «Не надо рая, Землю ту, что Родиной назвали,

Дайте родину мою» (С. Есенин) Коль придётся, сердцем защитим.

4 . ИГРА . В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине. Помните ли вы их?

Мы сейчас проведём небольшую игру. Она называется «Сложи пословицу». Вам будут даны 6 пословиц. Кто быстрее их сложит – тот и молодец.

Человек без Родины, что соловей без песни. На чужой стороне и весна не красна.

Где родился, там и пригодился. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

5 . Русичи – это музыкально одарённая нация. С великой гордостью мы произносим имена русских композиторов, которые воспевали красоту и благородство русской души, величие русской природы, подвиги русских богатырей.

Кого из таких людей вы можете назвать?

(дети перечисляют Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Мусоргского, Бородина)

Что воспевал в своей музыке Чайковский?

В ИСПОЛНЕНИИ УЧИТЕЛЯ ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ ПЬЕСЫ «ОКТЯБРЬ. ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ».

Кого из композиторов по праву считают основоположником русской музыки? (ребята называют Глинку, показывают его портрет).

ЗВУЧИТ ФИНАЛ ИЗ ОПЕРЫ «ИВАН СУСАНИН» - показ видеоматериала (вспомнить арию героя, исполняемую учителем, и дать определение музыки, написанной в народном духе).

А как вы думаете: с чего начинается Родина? На одном из предыдущих уроков вы писали небольшое сочинение на данную тему. Мне очень понравились ваши размышления. Некоторые из них я решила вам зачитать.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» В ИСПОЛНЕНИИ М.Бернеса, муз.Баспера, сл. Матусовского.

Итогом ваших творческих работ?

6 . А сейчас мы поговорим о поэтических символах.

Есть ли они у нашей Родины?

Что является её олицетворением? (это берёзка)

Какую песню про берёзку знают все: от мала до велика?

Берёзка – лебедь белая,

Рядком с тобой стою,

Тебе, моя несмелая,

Я песенку пою.

(А.Прокофьев)

РЕБЯТА ИСПОЛНЯЮТ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗКА СТОЯЛА»

Русская берёза – символ русской природы. С давних времён с приближением весны девицы славили бога Солнца, славяне называли его Лель или Люль. Эти слова – имена употребляются во многих славянских песнях. Девушки наряжали берёзки лентами, всякими поделками ручной работы, связывали между собой кольцами веточки берёзы.

О каком народном празднике идёт речь? (ТРОИЦА)

Только ли пели на этих праздниках?

(ребята говорят, что на праздниках водили хороводы вокруг берёз, прославляя своих могучих богов).

РЕБЯТА ВЫБИРАЮТ НАПРЯВЛЯЮЩЕГО И ВОДЯТ ХОРОВОД.

7. Берёза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

Вы знаете какие-нибудь стихи о берёзке?

Люблю берёзку русскую Опять о них, кудрявых и белёсых…

То светлую, то грустную, А что тут делать, если на Руси

В белом сарафанчике У всех дорог встречаются берёзы,

С платочками в карманчиках, Хоть день, хоть год, хоть вечно колеси.

С красивыми застёжками, «Россия»-шепчут мне берёзки,

С зелёными серёжками. «Россия» - шепчут камыши,

Люблю её нарядную «Россия» - ключ журчит в ложбинке,

Родную, ненаглядную, И я им тихо вторю: «Русь!»

То ясную, кипучую, Мне не трудны твои нагрузки.

То грустную, плакучую. Я в поле рос, я чубом рус,

Люблю берёзку русскую. И я люблю тебя по-русски,

Она всегда с подружками Моя берёзовая Русь!

Под ветром низко клонится (А.Новиков)

И гнётся, но не ложится.

РЕБЯТАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов.

Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И звонкая весенняя капель, и дымка, и тонкие берёзы – всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине».

Перед картиной «Берёзовая роща» А.И.Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зелёнокудрые тихие и молчаливые берёзки.

Перед нами картина И.И.Левитана «Берёзовая роща» . Белоствольные берёзки, покрытые молодой яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить

равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

Глядя на картину «Золотая осень» , невольно вспоминаешь слова Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к Родине, к её лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает.

8. А сейчас послушайте песню «Что грустишь, берёзонька…» , которую написала наша соотечественница: Петухова Татьяна Ивановна, которая сама пишет и сама исполняет свои песни о родном крае.

О чём эта песня?

ВЫВОД : где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ.

Хлеб, которым человек кормится. Земля, на которой человек живёт. Мать, которая даёт жизнь… Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди всего самого заветного есть у человека Родина. Родина - это земля, город и деревня, где ты родился и живёшь, твои друзья, близкие соседи. Это мать и отец твои, поэтому Родину ещё Отчизной называют, как дом родной – отчим домом.

ЗНАЧИТ ЕЩЁ ОДИН СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» - это слово «ОТЕЧЕСТВО» или «ОТЧИЗНА». НАЙДИТЕ «корень» В ЭТИХ СЛОВАХ И ПОДБЕРИТЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

«ОТЕЧЕСТВО» - происходит от слова «ОТЕЦ», греческого слова patria (патриот).

Люблю Отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой.

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам… (М.Ю.Лермонтов)

9. Мы выяснили, что поэтическим символом нашего государства является берёзка. Но у каждого государства есть ещё и официальные символы. Каждый истинный патриот своей страны должен знать их.

Назовите их мне. (ребята называют герб, флаг и гимн)

С каким государственным символом мы знакомились на наших уроках?

Справились ли вы с домашним заданием?

(ребята рассказывают о том, что такое ГИМН)

Гимн – это торжественная песня, символ государственного единства. Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе возникла при Петре Первом.

Первый официальный гимн России появился в годы правления императора Александра Первого. За образец был взят английский гимн образца 1745 года «God, save the King». Русский текст к английскому гимну написал В.А.Жуковский. Музыку сочинил А.В.Львов. впервые национальный гимн прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре Москвы. Он звучал до февраля 1917 года. После февральской революции встал вопрос о новой государственной символике. Композитор А.Т.Гречанинов и поэт К.Д.Бальмонт написали «Гимн свободной России». Но круговорот событий 1917 года не позволил воплотить в жизнь это произведение.

После Октябрьской революции в качестве гимна Советской России, а затем Советского Союза был утверждён «Интернационал» . Русский текст на основе текста Э.Потье сочинил в 1902 году А.Э.Коц.

Новый государственный гимн был написан А.В.Александровым на слова С.В.Михалкова и прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Впоследствии текст гимна перерабатывался. В 1977 году в него были внесены наиболее существенные изменения.

Идея создания российского гимна возникла в 1990 году. В качестве музыки будущего гимна была утверждена «Патриотическая песнь» М.И.Глинки. Но эта песнь не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве государственного гимна законодательно. Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации приняли решение: утвердить государственный гимн России на слова Михалкова и музыку Александрова. Закон «О Государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000 года Государственной Думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000 года Президентом РФ.

ПРОШУ ВСЕХ ВСТАТЬ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РОССИИ.

Наше путешествие закончилось, но оно не последнее. Читайте книги о России, слушайте музыку о России, восхищайтесь красотой России! Будьте настоящими детьми своего Отечества!

Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.

Особенно остро звучит в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», « о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.

То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти... на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».

Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.

«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.

В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:

Воззри на горы превысоки.

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет...

Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных и быстрых разумом Невтонов».

А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром великия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:

Утешься, мать градов Россия,

Воззри на гибель пришлеца.

Отяготела днесь на их надменны высь.

Десница мстящая творца.

Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.

Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.

Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.

Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек ее подобные морям...

Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почт» афористично скажет Ф. И. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).

Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:

Кто живет без печали и гнева

Тот не любит отчизны своей.

Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.

Все рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

А есть и такие:

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма

В другом стихотворении он восклицает: «О моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.

В творчестве таких поэтов, как Есенин, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.

Актуальность: В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.

Литература – один из предметов гуманитарного цикла, единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов.

Новизна: Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей.

Цели и задачи данной работы:

  • Рассмотреть, что такое нетрадиционные формы уроков литературы, их функции, разновидность, особенности

  • Выяснить, что такое межпредметная интеграция, ее разновидности

  • Рассмотреть интегрированный урок как форму нетрадиционного урока литературы в школе

  • Показать практическое применение интеграции на примере урока литерату

1.Нетрадиционные формы урока, понятие и функции.

Современные школьники с каждым годом всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке, проявить свою активность, способности, интересы. Пробудить интерес учащихся к урокам литературы помогут нетрадиционные формы уроков.

Нетрадиционные формы урока - это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии, такие как: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.

Нетрадиционные формы урока - это, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, нетрадиционная форма урока - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Что же дают нетрадиционные формы урока?

Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.

В таблице приведены основные нетрадиционные формы урока.

Нетрадиционные формы урока

Типы уроков

Виды уроков

Принцип создания

Урок изучения нового материала

Концерт,
Спектакль,
Путешествие,
Турнир,
Конференция,
Видеоурок и др.

Воспроизведение типичных атрибутов изучаемой эпохи, эффектный способ преподнесения темы.

Повторительно-обобщающий урок

Интервью,
Суд,
Дискуссия,
Исторический портрет,
Проблемный урок и др.

Создание эффекта личного присутствия через анализ деятельности исторических лиц.

Контрольный урок

КВН,
Аукцион,
Викторина,
Конкурс знатоков,
Олимпиада и др.

Игровые способы проверки знаний и умений.

О.В.Трофимова дает следующее определение:

Нетрадиционная форма урока - это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект - субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов, базирующихся на активных методах обучения.

Функции нетрадиционных форм урока заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности и формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете.

1.1.Нетрадиционные формы урока литературы, основные особенности.

Урок литературы - это начало какого-то литературного маршрута, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы. И путей повышения интереса обучающихся к моему предмету множество:

Нетрадиционные формы урока литературы - это и уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известные в общественной практике как исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

Нетрадиционные формы урока литературы также уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия:

    паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством классиков,

    уроки – путешествия (например, урок – путешествие в Царское село),

    литературная прогулка,

    литературная гостиная,

    спектакли (например, постановка отрывка из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", посвящённую дню памяти поэта).

2.Интегрированный урок как форма нетрадиционного урока литературы. 2.1. Задачи преподавания литературы.

Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

  • воспитать всесторонне развитого человека;

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;

  • формировать обобщённые знания и умения;

Воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов.
2.2. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература,родная литература тесно взаимосвязаны. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.
Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Интеграция-(от латинского integer – целый, восстановление.)
Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения отдельного предмета. Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего.

Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, литература и родная литература, химия и биология, история и общество, физика и математика.
Внутрипредметная интеграция необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

2.3. ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:
Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.

Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье.

3. Интегрированные уроки литературы.

Прежде всего, это внутрипредметная интеграция. Школьный курс литературы сам по себе уже является интегрированным, т.к. содержит в себе науку о литературе (литературоведение), читательский опыт учащихся, основы сочинительства, т.е. явления разного порядка, связанные между собой на основе целеполагания.

3.1.Интеграция русского языка и литературы.

Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования

3.2.Интеграция литературы и истории.

Изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя?

На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

3.3.Интеграция литературы и искусства.

Уроки литературы, посвященные теме Родины, «Тема Родины в искусстве…» предполагают знакомство не только с творчеством русских поэтов, художников, композиторов, но и мордовских. Описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты.
Как правило, все учащиеся получают задание приготовить сообщение о художниках, композиторах, чьи произведения будут представлены на уроке. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, развитие у детей образного мышления, эстетического вкуса, умения сравнивать и анализировать. Решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.
Используя такую форму работы, удаётся провести аналогии в тематике художественных произведений и произведений живописи, показать, как представлена одна и та же тема в литературе и живописи, музыке.

4. План-конспект интегрированного урока литературы в 7 классе

« Тема Родины в искусстве.»

Я люблю свою землю

Родные края.

Земля моя –радость,

Земля моя-гордость.

Любимая песня моя.

(В. Харитонов)

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

    расширять знания учащихся о творчестве поэтов, художников, музыкантов по теме урока;

    закреплять умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

Развивать интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока;

    создать условия для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся;

    способствовать развитию эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования;

    развитие речевых навыков;

    развивать интерес к искусству - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов, художников, музыкантов;

    развивать навыки защиты проекта;

3. Воспитательные:

    воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

    воспитывать любовь к родной природе.

Форма урока:

Интегрированный урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов, художников, композиторов; рисунки учащихся; выставка книг; музыкальные записи; тетради; рефлексия урока.

Оформление урока:

на доске тема урока, эпиграфы; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки учащихся; выставка книг по данной теме.
Методические приемы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, прослушивание музыкальных произведений, анализ репродукций, устное рисование, разгадывание кроссворда, взаимооценивание.

Опережающие задания:

Весь класс был поделён на 3 группы и занимался творчеством поэтов, художников, композиторов.

Каждая группа подготовила :

    краткий рассказ по биографии и творчеству поэта, художника, композитора;

    иллюстрации к стихотворению, музыкальному произведению;

    музыкальное оформление выступления;

    презентации и показ её на уроке;

    выразительное исполнение стихотворения;

    анализ стихотворений по плану:

Название.

Тема, основная мысль.

Художественные выразительные средства.

1.Приготовить записи композиций о Родине, о природе, монтаж из портретов поэтов, художников, композиторов, пишущих о Родине, о природе.

2.Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения о Родине знакомы им, рекомендовать литературу по биографии мастеров искусства.

3.Распределить учащихся заранее по творческим группам:

1-я группа - “лирики” - готовят выразительное чтение стихов о Родине. На столе: книги о Родине, о природе, листы бумаги, ручки.

2-я группа - “художники” - знакомят с биографией художников, пишущих о природе. На столе: таблица “Тема Родины в искусстве”, листы бумаги, карандаши.

3-я группа - “композиторы” - знакомят с биографией композиторов, пишущих о Родине, о природе. На столе: таблица “Тема Родины в искусстве”, портреты композиторов, листы бумаги, ручки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Беседа по вопросам

Учитель: Сегодняшнее занятие хотелось бы начать с хорошо знакомой вам песни (Исполнение песни) .

Какое слово вы считаете ключевым в этой песне и почему? (Родник, так как повторяется на протяжении всей песни).
– Назовите однокоренные слова к лексеме «родник».
(Род, родственник, родственный, родина…)
– Какое общее лексическое значение у всех этих слов?
(Что-то близкое, родное, дорогое каждому человеку).

3. Запись темы

– Сегодня на уроке пойдет речь о теме Родины в различных видах искусства. Давайте запишем тему. (Тема Родины в искусстве).

– Что вы понимаете под словом «родина»? (Край, который нужно беречь от врагов, природа, близкие нам люди…)

У: Действительно, понятие «родина» складывается из множества составляющих. Вот как сказал об этом Марк Бернес в песне « …» (слушаем запись одного куплета) .

4. Запись подтемы

У: Охватить все эти компоненты на одном уроке невозможно, поэтому мы поговорим только об одной маленькой части, составляющей понятие Родины, – природе нашего родного края. (Образ природы родного края)

5. Обсуждение эпиграфа

У: Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку:

У-Как вы понимаете эти слова? (Ответы уч-ся)

– Тема нашего занятия “Тема Родины в искусстве. ”, мы поговорим о том, какое значение в творчестве каждого поэта и композитора занимает образ родины, какие чувства они вкладывали в свои стихи, песни, картины.Что для них было дорогим и важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине

Писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

    Поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о Родине,о природе.

    В начале урока задание - заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых шла речь на уроке.

    В конце урока подведем итоги, кто из вас самый внимательный

    Литература

    Живопись

Ребята, какие стихи о Родине вы знаете?

Работа 1-ой группы.

Выразительное чтение, наизусть стихотворений И.А. Бунина, А.К. Толстого.

III . Анализ стихотворения (беседа по вопросам).

Стихотворение А.К. Толстого "Край ты мой, родимый край"

1. Чем восхищается поэт?

2. Какие слова - образы ассоциируются со словом "воля"?

Стихотворение И.А. Бунина "Родина"

1. Какое время года рисует поэт?

2. Что такое эпитет?

3. Какими эпитетами сопровождаются слова: небо, даль, туман?

4. Почему стихотворение названо "Родина"?

5. М.Трошкин “Моя Мордовия”

Мордовия!

Зову тебя я милой и

Самой дорогой страной.

Ведь ты меня

Вспоила и вскормила,

И мне земли

Не надо другой!-

О чём пишет в своём стихотворении поэт?

Почему Мордовия для поэта самая дорогая страна?

М.Беан Ты ведь тоже Россия Край Мордовский Родной

Кто же “главный герой” в произведениях? (Ответ уч-ся)

– Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов).

Родина у разных поэтов лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Как писал С.Есенин «Нет поэта без родины».Это картины “малой родины”, родины “сельской”, “деревенской”. Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос, живёшь. Подумайте, какая ещё тема является также близкой и важной для темы родины, которая от неё просто неотделима? (Тема природы).

Мы с вами изучили много стихотворений в разделе под названием ‘Природа”. Назовите произведения, которые вам запомнились, поразили вас. Чем они вам понравились?

В поэзии начала 19 века при изображении родного пейзажа очень часто использовались названия деревьев. Дуб – символизировал силу и крепость; липа – дворянскую усадьбу, дом, уют. У Есенина – клён и берёза. Берёза – связь с темой судьбы русского человека, его жизни и смерти. (Звучит стихотворение С. Есенина “Белая берёза”).

Послушайте песню на родном языке, написанную нашими земляками. «Акша келунясь»

Многие поэты и писатели по ряду различных причин вынуждены были покинуть свою Родину, уехать за границу. Но жизнь на чужбине была тяжела, постоянные воспоминания о стране, которую они покинули, о родине, с которой связана их жизнь и судьба. Воспоминания о детстве, о том месте, где они родились, где жили. Они не могли забыть свою Родину и в своих стихотворениях постоянно обращались к ней. Давайте проследим на примере поэта “серебряного века”, как сильна была тоска по Родине.

М. И. Цветаева (1922 – 1939) – годы эмиграции. М. И. Цветаева не могла не вернуться в Россию. Она это сделала не только потому, что жила за границей в ужасной бедности, а потому что знала – дом её стихов – Россия.

“Тоска по Родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

УЛ: А теперь определите фамилию поэта который любил следующее время года по подсказкам.

  • Он не любил весну: Скучна мне оттепель; вонь, грязь, весной я болен.

    Он не любил лето: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

    К зиме он относился более благосклонно: Суровою зимой я более доволен, люблю ее снега.

    Он обожал осень: Люблю я пышное природы увяданье. (А.С. Пушкин) (Портрет А.С. Пушкина)

– Что было связано в жизни Пушкина с осенью? (В жизни Пушкина был период под названием – Болдинская осень. Это самое плодотворное время для поэта ).
– Какое художественное средство использовал Пушкин в словосочетании «пышное увяданье»?
(Оксюморон) .
– Для чего оно было использовано?
(Чтобы показать противоречие между обычным отношением к осени и отношением к ней автора) .

У: Благодаря чему именно стихотворный, а не прозаический текст возможно положить на музыку? (Благодаря ритму, ритмический рисунок можно изобразить и для стихотворения, и для музыкального произведения)

12. , И.Шишкин «Ранняя осень»):

14. Итоги урока Изображение природы является замечательным проявлением любви к отчизне..Прослушивание песни

Обобщение по теме урока. Выводы. Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты, художники, какие точные, красочные слова и выражения, краски и звуки использовали. Поэты обладали удивительным даром: рисовать словами так же, как художники рисуют карандашом и кистью, а музыканты – звуками.

Заключительное слово учителя. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

8. Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника.

Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали? Какая группа оказалась более внимательной? (Проверка таблиц ).

Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства в создании темы Родины.

9.Творческое задание.

Мы с вами, конечно, не писатели. Но давайте попытаемся сделать свои открытия. Напишите своё сочинение о родине. Пейзажная зарисовка – сочинение - миниатюра. Звучит музыка. Учащиеся пишут творческие работы.

5. Заключение.

Литература – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая эти произведения, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин.

Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.
Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. В словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое.

School4-perm.narod.ru, 2009: http: // www. school4-perm.narod.ru].

Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования

Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец

Методология, теория и методика интегративного подхода рассматривается в трудах М. Пак

Источники:

[Электронный ресурс] // Библиотека мордовской литературы. – Электрон. текст. данные. – [Б. м., Б. г.]. – Режим доступа: . – Загл. с экрана. – Последнее посещение сайта 06.08.2012.

Малькина, М. И. Бебан Максим Афанасьевич [Текст] // Мордовия: энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. А. И. Сухарев. – Саранск, 2003. – Т. 1: А-М. – С. 154.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Леонов С.А. Литературное образование на современном этапе: Проблемы и поиски // Проблемы современного филологического образования. - М, 2001. - С. 14.

4 Леонов С.А. Интегрированный урок литературы. - М., 1999.

5 Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах. М„ 1999. С. 97-116.

Городилова Г.Г. Роль и место наглядности в процессе развития речевых навыков и умений. М., 1978. - 88 с.

63. Горчак А.Н. Картина как средство развития речи. М.; Л., 1965. -116 с.

64. Горячева Р.Н. Алгоритм учебно-речевой деятельности «учитель- ученик» как условие эффективности интегрированного урока литературы: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Самара, 2000. -20 с.

65. Горячева Р.Н. Интегрированный урок литературы. -Самара, 2002.-90 с.

Мордва: Историко-этнографические очерки. – Саранск: 1981.

Мордовский (мокшанский) поэт, прозаик, баснописец.

М. А. Бебан (настоящая фамилия Бябин) родился в селе Керетине ныне Ковылкинского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Окончил в 1939 г. Мордовский педагогический институт. В годы Великой Отечественной войны был на фронте.

Первое стихотворение «Микита-тракторист» публиковано в 1930 г. в газете «Мокшень правда. Среди поэм М. А. Бебана наиболее популярны «Мезень колга морайхть нюдихне» («О чем поют свирели»), «Лятфнемат» («Воспоминания).

Широко известен и как мастер басенного жанра. Лучшие басни вошли в поэтические сборники «Моя весна» (1957), «Нюди и кенди» («Свирель и оса», 1960) и другие.

Заметное место в творчестве М. Бебана занимает проза. Из-под его пера вышло немало очерков, рассказов, изданных в сборнике «Шить мархта вихцок» («Вместе с солнцем», 1968). Он – автор романа «Тундань нармотть» («Птицы весенние», 1962). Ряд книг посвятил детям: «Жар-птица», «Карпатская сказка» (1958), «Якстерь чавронканят» («Красные жаворонки», 1971).

Член Союза писателей СССР с 1934 г. Заслуженный писатель Мордовии (1983).