Новый регламент гибдд. С изменениями и дополнениями от Приказ мвд 664 от 23.08г

Приказ №664 МВД России вступил в силу 20 октября 2017 года. С этих пор действует новый регламент ГИБДД. Мы уже рассматривали основные изменения и выяснили, что кардинально новых прав, обязанностей инспекторам не дано, да и требований не возложено. Но есть всё же ряд основ, которые необходимо упомянуть в этой статье.

Итак, давайте вкратце приведём основные положения из нового Приказа и разберёмся, в каких правовых отношениях состоят обе стороны: сотрудник ДПС и водитель.

Прежде всего нужно чётко обозначить тот факт, что сам новый Приказ МВД 664 от 23.08.2017 (дата издания, а не вступления в законную силу) содержит в себе всего 3 пункта:

  1. он утверждает и узаконивает админрегламент ГИБДД,
  2. признаёт утратившим силу предыдущий приказ - №185,
  3. назначает ответственного за его исполнение.

А вот сам регламент устанавливает права и обязанности сотрудников органов России.

Что имеют право, а что обязаны сотрудники ГИБДД

По новому приказу, его пункту 6, инспектор ДПС на дороге имеет полное право:

  • требовать от водителей и пассажиров прекратить нарушать, если те начали это делать;
  • останавливать автомобили по установленным основаниям;
  • проверять документы водителя, согласно ПДД, пункту 2.1.1, а также паспорта водителей, пассажиров и пешеходов;
  • вызывать в полицию в установленном порядке граждан, если на них поступили заявления о нарушении (привет, "народный инспектор" и подобные), а вот организовывать привод нарушителей в случае неявки обычные сотрудники ГИБДД не могут - это делает участковый; порядок вызова граждан в полицию предусматривает только письменное требование, а не вызовы по телефону или смс;
  • запрашивать практически любую информацию из СМИ, организаций, учреждений и т.п., в том числе персональные данные граждан;
  • требовать покинуть места преступлений или нарушений в установленных случаях (введение специального режима);
  • составлять протоколы и выносить постановления водителям-гражданам;
  • применять меры обеспечения при нарушениях, такие как эвакуация, аннулирование регистрации (в регистрационных подразделениях) и т.п.;
  • доставлять водителей, пешеходов и пассажиров в отделения ГИБДД и МВД в случае, если те находятся в розыске, им угрожает опасность и в другим случаях, если на то есть мотивированные основания;
  • направлять и доставлять водителей в медучреждения для освидетельствования на опьянение, а также проводить освидетельствование на алкоголь на месте;
  • проводить все виды досмотров и осмотров;
  • вести видеосъёмку процессуальных действий и всех процедур;
  • использовать установленные базы данных (базу штрафов, розыскную и т.п.);
  • использовать машины граждан (а водители обязаны предоставить свои машины по его запросу, но только если у инспектора есть основания, об этом ниже).


Новый Приказ вводит и немало обязанностей. Их регулирует также административный регламент ГИБДД, Приказ 664 МВД РФ 2017 года в своём пункте 7:

  • знать Конституцию РФ, права граждан, законы, относящиеся к нему самому и всё это неукоснительно соблюдать;
  • по первому зову прибывать на место преступления или правонарушения;
  • документировать процессуальные действия, если того требует законодательство;
  • оказывать первую медпомощь пострадавшим в ДТП и других несчастных случаях;
  • обеспечивать безопасность и пресекать любые нарушения;
  • устранять условия, создающие угрозу безопасности дорожного движения, в том числе убирать, если это в их силах, препятствия с дороги;
  • участвовать в розыске нарушителей;
  • отнимать документы, если те имеют подозрения на подделку.

Какие права имеют водители, пешеходы и пассажиры

Но есть и права обычных граждан, которые также перечисляет новый Приказ МВД 664 от 20 октября 2017 года и предписывает сотрудникам ГИБДД защищать и уважать эти права:

  • обжаловать действия сотрудников;
  • получать компенсацию за нарушенные права и иные потери в случае незаконных наказаний;
  • не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников (впрочем, это право, данное нам Конституцией);
  • не давать показания и не свидетельствовать, если инспектор разговаривает с ними не на родном для них языке (и это должен быть не обязательно русский), или прибегать к услугам переводчиков;
  • пользоваться всеми правами, которые дают любые другие нормативно-правовые акты (в том числе ПДД).

Про видеосъёмку инспектором и водителем

Регламентированы и требования по обязательной видео- или аудиосъёмке инспектором своих процессуальных действий, а также осуществлением таковой водителем при остановке его сотрудником ГИБДД. К таким требованиям, и также правам и обязанностям относятся:

  • все административные процедуры ГИБДД при наличии такой возможности должны проводиться в фоне съёмки видеорегистратора с патрульной машины или переносного регистратора;
  • все полученные видеозаписи должны приобщаться к материалам дела письменно;
  • инспектор может пользоваться функцией видеозаписи вместо участия понятых при процессуальных действиях, где такое обязательно.

Водителю разрешается снимать инспектора ГИБДД. Несмотря на то, что прямого разрешения нет в новом Приказе 664, такое право водителю дают другие Федеральные законы, говорящие об открытости и публичности деятельности госорганов.

Остановка и её причины

Также расширены причины для остановки ТС сотрудниками ГИБДД. В новом Приказе их целых 14:

  1. увиденные признаки нарушения ПДД или других законов,
  2. ориентировки на водителя или пассажиров,
  3. ориентировки на автомобиль (розыск, угон и т.п.),
  4. опрос водителя или пассажиров,
  5. просьба в участии в процессуальных действиях в качестве понятого,
  6. использование ТС водителя в установленных законом случаях и по установленным основаниям,
  7. ограничение движения на данном участке дороги,
  8. для обеспечения проезда скорой помощи, если Ваш автомобиль этому мешает,
  9. для обеспечения проезда автомобилей других спецслужб, если Ваш автомобиль этому мешает,
  10. помощь водителя или пассажиров другим людям,
  11. спецмероприятия, проводимые в данный момент,
  12. если Ваш автомобиль неисправен, и это создаёт угрозу в дорожном движении,
  13. проверка документов (для которой должны быть свои основания) водителя, на автомобиль или груз,
  14. проверка паспорта водителя или пассажиров, если есть подозрения того, что они находятся в розыске, для составления материалов дела или для административного задержания.

При этом, сама остановка не обязательно должна подаваться жезлом - сотрудник ГИБДД по Приказу 664 может остановить ТС рукой, а также дополнительно пользоваться свистком. Инспектор при остановке обязан указать место остановки (также рукой). При этом, все жесты инспектора ДПС должны быть понятны водителю.

Место остановки должно быть без нарушений ПДД, если того не требует исключительная нужда остановки именно в этом месте.

При остановке инспектор должен сразу же подойти к машине, назвать причину остановки, представиться и по требованию водителя предъявить служебное удостоверение.

Если водитель что-то нарушил, то инспектор вправе задавать ему вопросы, только касающиеся данного нарушения.


Обязан ли водитель выходить из машины?

Нет, не обязан в большинстве случаев, кроме исключений. Согласно действующему новому приказу, сотрудник ГИБДД может только предложить водителю выйти из машины.

А вот законное требование инспектора выйти из авто, от которого водитель не может отказаться, может быть только в случаях, когда это требуется для досмотра автомобиля, личного досмотра, задержания водителя или отстранения от управления ТС. В первых трёх случаях предварительно должен быть составлен соответствующий протокол об одном из перечисленных процессуальных действий, а в последнем - протокол отстранения.

Остановка пешехода

А вот для остановки пешехода у сотрудника ГИБДД должны быть свои причины (основания), и их гораздо меньше:

  • если сотрудник увидел, как пешеход нарушил,
  • если пешеход нужен как понятой или свидетель для опроса,
  • если инспектор регулирует движение.

Аналогично остановке автомобиля, при остановке идущего человека инспектор может это сделать рукой или через громкоговоритель.

После остановки называется причина остановки, сотрудник ГИБДД представляется.

Проверка документов

Как мы уже упоминали выше, для проверки документов водителя у инспектора ДПС по приказу №664 должны быть свои основания. Вот они:

  • ориентировки на водителя или автомобиль,
  • если водитель нарушил ПДД,
  • спецмероприятия,
  • регулирование дорожного движения (когда инспектор является регулировщиком).

Это исчерпывающий список причин проверки документов. И если названная инспектором причина не относится ни к одной из вышеперечисленных, то и остановка ТС неправомерна.

Проверка технического состояния авто (в том числе ксенон)

Вот мы дошли и до законных причин для проверки техсостояния машины. К их числу относятся и ограничиваются ими:

  • визуально обнаруженные признаки использования компонентов авто, которые не составляют его конструктивную целостность (проще говоря, признаки изменения конструкции, к числу которых относятся и ксеноновые лампы в фарах с блоками разжигателей - если инспектор издалека увидел ксенон на транспортном средстве, которое может не подходить для установки ксенона по маркировке фар или по другим причинам),
  • информация о причастности автомобиля к ДТП,
  • ориентировки на автомобиль,
  • спецмероприятия.

Административное задержание


Как и ранее, сотрудник ГИБДД может провести задержание водителя, пассажиров или пешехода. Это право даёт ему новый Приказ 664 МВД и регламент, текст которого даёт ему следующее основание для задержания - необходимость в правильном и/или своевременном рассмотрении дела о нарушении либо исполнения наказания лицу, в отношении которого такое мероприятие проводится.

При этом водителя доставляют на пост или в дежурную часть, но только где имеется специальная комната для задержанных. При этом, лицу даётся право в течение 3 часов позвонить по телефону 1 раз.

Ему в обязательном порядке должны быть разъяснены причины задержания, а также его права и обязанности при осуществлении такового.

И самое главное - перед этим обязательно составляется протокол задержания, который должен быть вручён водителю на подпись.

Задержание должно также предваряться личным досмотром и досмотром личных вещей, но это уже непосредственно перед отправлением "арестанта" в спецкомнату.

Осмотр и досмотр автомобиля

Эти две административные процедуры очень связаны. В то же время они имеют существенно различающийся между собой корень, а также причины для их проведения.

Осмотр

Основаниями для осмотра являются:

  • проверка маркировки автомобиля или его компонентов,
  • ориентировки на машину или водителя,
  • если груз в авто не соответствует документам или есть подозрение на такое несоответствие.

Перед осмотром обязательно составляется акт осмотра и вручается на подпись водителю. Осмотр должен проводиться в присутствии водителя. При осмотре инспектор не может открывать самостоятельно двери, трогать вещи и т.п., а только попросив водителя об этом.

Досмотр

Законными причинами для проведения досмотра по приказу №664 и новому регламенту являются:

  • подозрение инспектора в том, что в автомобиле перевозятся наркотики, оружие или другие запрещённые законом вещи,
  • ориентировки на автомобиль или водителя,
  • спецмероприятия,
  • задержание водителя или пассажиров.

Досмотр должен делаться без вскрытия конструктивных компонентов машины. Что это значит? Например, сотрудник ГИБДД при досмотре не имеет права вскрывать обшивку, снимать пластиковые панели и т.п. Но он может вытащить прикуриватель, открыть бардачок и т.п. Также следует помнить, что если инспектор открывает сумки в машине, то это уже досмотр личных вещей, о чём должен быть составлен отдельный протокол.

Досмотр, как и осмотр, делается в присутствии водителя, при этом, водитель должен выйти из машины перед этим. Но, в отличие от осмотра, он может в исключительных случаях (исключительные, к сожалению, на усмотрение инспектора, но объективные) досмотр может проводиться без водителя.

При досмотре обязательна видеосъёмка процесса инспектором или привлечение двоих понятых (раньше были только понятые).


Отстранение и освидетельствование на опьянение

Пожалуй, один из самых ёмких по содержанию в приказе МВД РФ 2017 процедур - это выявление факта опьянения водителя. Существует 2 вида освидетельствования:

  1. освидетельствование на алкогольное опьянение (ОСАО), которое проводится забором пробы воздуха прибором на месте,
  2. медосвидетельствование (МОСО), когда водителя отправляют в медучреждение на освидетельствование.

ОСАО устанавливает только алкогольное опьянение, МОСО - алкогольное и наркотическое. Но перед обеими процедурами проводится отстранение водителя от управления автомобилем. Об отстранении составляется соответствующий протокол и вручается на подпись водителю. После этого водитель обязан выйти из машины.

Основаниями для проведения ОСАО являются практически любые данные, позволяющие инспектору предположить, что водитель пьян: запах алкоголя, покрасневшие глаза, если водитель не стоит на ногах, если его лицо красного цвета или поведение не соответствует окружающей обстановке.

При проведении ОСАО привлекаются также 2 понятых или ведётся видеозапись. При этом, дыхнуть в нос инспектору - это не освидетельствование. ОСАО проводится только специальным прибором, который обязательно должен распечатать результат с измеримой степенью опьянения в миллиграммах на литр выдыхаемого воздуха на бумаге. На сам такой прибор должен быть сертификат и акт поверки. И инспектор ДПС обязан рассказать водителю эту информацию, а также показать целостность клейма прибора.

ОСАО проводится либо на месте, либо на ближайшем посту, если прибора с собой у инспектора не оказалось. После проведения процедуры составляется акт освидетельствования, в который пишется результат. Водитель считается пьяным, если результат составляет более 0,16 мг/литр воздуха в выдохе.

Если ОСАО проводилось на посту, а не на месте нарушения, то после его проведения, если выяснилось, что водитель трезв и нет оснований для направления его на МОСО, сотрудник ГИБДД обязан привезти его обратно к машине.

А вот законными причинами для отправки водителя на медосвидетельствование становятся:

  • если водитель отказывается от ОСАО,
  • если водитель не согласен с результатами ОСАО,
  • если результат показал менее 0,16 мг/л или ровно эту величину, но инспектор считает, что водитель всё-таки пьян,
  • если водитель участвовал в ДТП с участием пострадавших.

При направлении на МОСО инспектор ДПС составляет ещё один протокол (независимо от протокола отстранения и акта освидетельствования) и вручает на подпись водителю. Сотрудник должен сам на патрульном автомобиле отвезти водителя в медучреждение на МОСО, а потом привезти его обратно, если результат будет отрицательный.

Приказ МВД 664 и новый регламент - основные постулаты Видео

Действующее законодательство не допускает остановки транспортного средства полицией без причин и оснований, но многие автомобилисты превратно толкуют нормы законы и уверены, что сотрудники ГИБДД останавливают их машину без достаточных оснований. В этой публикации мы представим исчерпывающий список причин остановки транспортного средства инспектором ДПС согласно Приказу МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

Изучение норм «Приказа N 664» позволит избежать ненужных споров с гаишниками и избавит от траты нервов и времени, особенно, если вы ничего не нарушили. Крайне актуально обновить свои знания, потому что Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2017 года отменил следующие нормативно-правовые акты: Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185, Приказ МВД N 1023 от 31 декабря 2009 года, Приказ МВД N 780 от 13 августа 2012 года, Приказ МВД России N 857 от 3 октября 2014 года, а также Приказ МВД N 155 от 1 апреля 2011 года - все эти документы утратили силу.

И так, пункт №84 нового Приказа МВД N 664 описывает полный перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства :

  • 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • 84.6. Необходимость использования транспортного средства (Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
  • 84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • 84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • 84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • 84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • 84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711)
  • 84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • 84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • 84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Водитель транспортного средства обязан выполнять требования сотрудника ГИБДД об остановке автомобиля. За невыполнение этого законного требования предусмотрена ответственность согласно ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ (Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства) в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Основания остановки ТС для проверки документов

Кстати, проверка документов может быть осуществлена полицией только в соответствии с пунктом №106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:

  • выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
  • проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

Не забываем и про то, что новый Приказ N 664 четко описывает каким образом водитель обязан передавать инспектору ДПС документы для проверки (пункт № 53):

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Обратите внимание, что термин «стационарный пост» удалён из нового регламента МВД, таким образом в любом случае у инспектора должны быть основаниями для остановки машины и проверки документов, вне зависимости от того, на каком участке дороги полиция вас остановила. Но прямой обязанности инспектора обосновывать наличие оснований для остановки автомобиля больше нет. Инспектор теперь не обязан документально ознакамливать водителя с ориентировками или спецмероприятиями на месте остановки. Отказ предоставить документы на проверку инспектору ГИБДД может быть квалифицирован по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, что влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

С 20 октября 2017 года действует новый Приказ МВД № 664. Приказ 185 отменили и он больше не в силе. Приказ регламентирует работу сотрудников ГИБДД и разъясняет, каким образом должен вести себя сотрудник ГИБДД с водителями, какие права и какие обязанности он имеет.

Далее мы рассмотрим лишь самые популярные моменты, с которыми сталкиваются и которыми интересуются водители , так как текст приказа довольно объемный. Но вы можете полностью ознакомиться с документом по ссылке ниже.

Как должны себя вести сотрудники ГАИ

Остановка автомобиля

Согласно данному закону о полиции, сотрудник ГИБДД имеет право останавливать почти любой автомобиль (что является большим минусом для водителей). Основаниями к остановке автомобиля сотрудником ГИБДД признаются:

  • Зафиксированные техническими средствами или установленные визуально признаки нарушений ПДД.
  • Наличие данных (информация дежурного, ориентировки и др.) о том, что автомобиль был использован в противоправных целях или если есть основания считать, что автомобиль находится в розыске.
  • Наличие данных (информация дежурного, ориентировки и др.), которые свидетельствуют об участии водителя в совершении ДТП, административного правонарушения или преступления.
  • Есть необходимость опроса участника дорожного движения об обстоятельствах ДТП, преступления, административного правонарушения, которому они являлись очевидцами.
  • Выполнение регулировочных действий.
  • Необходимо привлечь водителя в качестве понятого.
  • Проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой автомобилей, пассажиров или грузов.
  • Необходимо содействие водителя в оказании помощи сотрудникам полиции, пешеходам или другим водителям.

Если ваш автомобиль был задержан на трассе, то сотрудники ГИБДД должны помочь вам попасть в ближайший населенный пункт.

Сотрудники ГИБДД не имеют право:

  • Останавливать автомобили на участках, на которых, согласно ПДД, остановка запрещена, кроме случаев, когда остановка необходима для пресечения административного правонарушения, преступления, предотвращения угрозы имуществу, здоровью или жизни участников дорожного движения. Также остановка разрешена в случаях, когда места остановки обозначаются патрульным автомобилем.
  • Останавливать автомобили, находясь в транспортных средствах, не оборудованными цветографическими знаками и мигалкой – запрещено для этого использовать машины без опознавательных знаков.

Сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю:

1. Выйти из автомобиля в следующих случаях:

  • Если у водителя наблюдаются признаки болезненного состояния или опьянения.
  • Необходимо устранить нарушения правил грузоперевозки или тех. неисправности автомобиля.
  • Для проведения досмотра, осмотра автомобиля или перевозимого груза или для проведения личного досмотра водителя.
  • Для проведения сверки номеров автомобиля.
  • Если поведение водителя представляет угрозу безопасности инспектора ГИБДД.
  • Если необходимо участие водителя в оказании помощи пешеходам или другим водителям.

В случае наличия у инспектора ГИБДД подозрений в том, что водитель находится в состоянии опьянения, ему должно быть предложено прохождение алкотеста в присутствии двух понятых. Если специального прибора для алкотеста у инспектора нет, то водителя нужно доставить в полицейское отделение, располагающее необходимым оборудованием. Если водитель не согласен с результатами алкотеста, он должен пройти медицинское освидетельствование. Если врач подтвердит трезвость водителя, то сотрудник ГИБДД должен доставить водителя к его автомобилю.

2. Переместить автомобиль в указанное инспектором ГИБДД место в следующих случаях:

  • Если для обращения к водителю инспектору ГИБДД необходимо находиться на проезжей части, что представляет угрозу безопасности инспектора ГИБДД.
  • Нахождение автомобиля там, где он был остановлен, создает помеху или угрозу участникам дорожного движения.

3. Пройти в служебное помещение или занять место в патрульном автомобиле, если участие водителя требуется для оформления документов.

Сотрудник ГИБДД имеет право для установления личности водителя рассмотреть следующие виды документов:

  • Паспорт.
  • Удостоверение сотрудника правоохранительных органов.
  • Водительское удостоверение.
  • Служебный, дипломатический паспорт.
  • Удостоверение личности офицера.
  • Паспорт моряка.
  • Военный билет для лиц, находящихся на военной службе.
  • Пенсионное удостоверение бывшего сотрудника правоохранительных органов или офицера в запасе.
  • Документы, которые содержат данные о личности из органов полиции, паспортных служб, адресных бюро.
  • Свидетельство о рождении — для граждан младше 14 лет.
  • Свидетельские показания.
  • Справка об освобождении из мест лишения свободы.
  • Паспорт гражданина другого государства или другой документ, удостоверяющий личность.

Осмотр автомобиля и груза

Основаниями для осмотра автомобиля и перевозимого груза сотрудником ГИБДД признаются:

  • Если, по наблюдаемым признакам, перевозимый груз не соответствует документам.
  • Если необходимо провести сверку маркировочных обозначений автомобиля.
  • Проверка предположения о наличии в автомобиле предметов, при помощи которых было административное правонарушение или преступление.
  • Проверка предположения о наличии в автомобиле оружия, взрывных устройств, боеприпасов, наркотических, психотропных, радиоактивных, ядовитых или взрывчатых веществ.
  • Задержание лиц, находящихся в автомобиле.

Владелец автомобиля имеет право присутствовать при досмотре. В отсутствие владельца досмотр может быть проведен только в неотложных случаях. Осмотр должен проходить в присутствии 2 понятых. Сотрудник ГИБДД перед проведением досмотра должен дождаться, пока пассажиры и водитель выйдут из автомобиля, а также при помощи сотрудников наряда установить контроль за их поведением.

Сотрудник ГИБДД обязан составить акт осмотра автомобиля и груза. В акте указываются место и дата его составления, данные сотрудника ГИБДД (его фамилия, инициалы, звание и должность), данные присутствовавших при осмотре лицах (имя, фамилия, отчество, номер телефона, адрес проживания), сведения об автомобиле (модель, марка, другие признаки автомобиля), сведения о грузе (количество, вид и другие признаки груза). Также в акт нужно внести запись о фиксации доказательств (запись на фото, видео), а сами материалы прилагаются к акту. При необходимости имеет право делать запись фото и видео, а также использовать другие способы фиксации доказательств.

Знание своих прав и прав инспекторов ГИБДД может помочь водителям избежать конфликтных ситуаций. Помните, что вы всегда можете оспорить свои права, но для этого лучше обратиться к грамотному юристу.

20 октября 2017 года вступает в силу новый Административный регламент МВД. Документ заменяет всем известный «Приказ №185».

О регламенте

Для начала выясним, что из себя представляет этот регламент в иерархии нормативно-правовых актов.

Полное название: «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»

Вводится: «Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664»

В иерархии нормативных актов данный регламент находится на низшей ступени федеральных правовых документов. Это означает, что в нем не может быть противоречий закону «О полиции» и «Правилам дорожного движения». Для водителей регламент МВД (ГИБДД)ничего нового не содержит.

Регламент — Правила, регулирующие порядок какой-нибудь деятельности.

Регламент регулирует работу должностных лиц. Ответственность за неисполнение требований регламента должностные лица несут перед своим руководством.

Нарушение должностными лицами требований регламента не является основанием для невыполнения требований Правил дорожного движения.

Запрещена фото-видео съемка сотрудников полиции

Это главный миф , который распространился на основании исключения следующих строк из регламента:

25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

Только исключение, никаких пунктов для запрета не добавлено и не могло быть добавлено, так как запрет фото-видео съемки противоречит принципу публичности и открытости установленным законом «О полиции».

Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД


Остановка для проверки документов по новому Административному регламенту МВД может осуществляться на любом посту

Исключено, а точнее изложено в более понятной форме требование об остановке транспортного средства в целях проверки документов.

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Изменение сэкономит много времени, как водителей, так и сотрудников ДПС. С развитием доступности видеоконтента многие «начитанные» водители считали, что требование передать документы, в случае остановки с нарушением регламента не является законным. В результате получался конфликт вплоть до задержания водителя.

Вот видео с примером, как можно отвлечь от работы на 30 минут инспекторов ГИБДД.

Не пытайтесь повторить. В данном видеоролике непонятны такие лояльные действия сотрудников. Были все основания для привлечения водителя к ответственности за невыполнение законных требований.

Еще раз, водитель обязан выполнять законные требования сотрудников полиции. Главный «закон» для водителя это . Регламент МВД (ГИБДД) — для полиции. Нарушение регламента не основание не выполнять законные требования.

Есть мнение: «Не по регламенту — не по закону» — оно не верно . Для подтверждения попробуйте найти дело, где неисполнение регламента как-либо основательно повлияло на результат рассмотрения.

По своей сути регламент МВД для водителя — это путеводитель по законодательству в области дорожного движения. Он полностью соответсвует федеральным законам и водителю не требуется копаться во всех нормативных документах, а просто найти ссылку на требуемую статью закона из регламента.

Для тех, кто все-таки жаждит пообщатся с инспектором, касаемо остановки для проверки документов в регламенте есть еще раздел «Основания для проверки документов».

106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении*(96), являются:

  • выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
  • проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
  • остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.

Тут шансов у водителя практически нет. Стоит отметить, никаких ориентировок, планов мероприятий, инных документов, кроме служебного удостоверения инспектор предоставлять не обязан.

Засады запрещены

Да, такой раздел есть, но с небольшим исключением

63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему , его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.

В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.

Еще раз обратите внимание на выделеный фрагмент. Далее смотрим следующий раздел регламента.

64. При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

Так что любой соседний автомобиль в потоке или на парковке может оказаться с полицейскими, следящими за соблюдением требований Правил.

Кроме того для фиксации нарушений могут использоваться квадроптеры.

При надзоре за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы, беспилотные летательные аппараты и другие).


Для фиксации нарушений ПДД можно использовать квадрокоптер

Возврат к автомобилю после освидетельствования на опьянение

233. В случае, если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем стационарном посту , в ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.

В предыдущей версии требование о возврате водителя было только при медицинском освидетельствовании, то есть в мед. учереждении.

Фиксация в зоне временных знаков

Исключен запрет установки средств фиксации в зоне действия .

Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается.

Коммерческие камеры

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Подводя итог вернемся к тому с чего начали. Для водителей Административный регламент МВД(ГИБДД) с 20 октября 2017 года никаких изменений не вносит.

Ссылаясь на данный регламент возможно только составить жалобу на действия инспектора. Однако, если по отношению к вам со стороны полиции были совершены противоправные действия используя информацию регламента будет проще сориентироваться в федеральных законах.

Это не все изменения регламента. Если у Вас есть вопросы — спрашивайте в комментариях, обсудим.

20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.

Документ пришел на смену старому регламенту, утвержденному приказом МВД РФ от 02.03.2009 № 185. Разберем основные изменения.

1. Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД

Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.

Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:

  • Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
  • Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились - для этого необходимы перечисленные основания.

2. Использование переносных камер видеофиксации нарушений

Частные камеры или государственные.
Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.

Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Установка камер в зоне действия временных знаков.
Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.

При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.

3. Видеосъемка при общении с инспектором ДПС

Сразу скажем, что снимать инспектора на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.

Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ - Конституцией, так и иными федеральными законами.

часть 4 статьи 29 Конституции РФ:

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

часть 2 статьи 8 Федерального закона "О полиции":

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.

4. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Согласно нового регламента, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения, проведенного на стационарном посту или ином помещении органа внутренних дел и отсутствии оснований для направления на освидетельствование в медучреждение, водитель препровождается к месту отстранения от управления либо к месту нахождения его автомобиля (пункт 233 Регламента).

Ранее инспектор обязан был доставить водителя к автомобилю только в случае проведения освидетельствования в медучреждении.

5. Прекращение выдачи справок о ДТП

Отныне ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП. По новым правилам по результатам оформления ДТП сотрудниками ГИБДД будут оформляться только процессуальные документы:

  • решение об отказе или возбуждении дела об административном правонарушении;
  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление по делу об административном правонарушении;

Отдельная справка о дорожно-транспортном происшествии выдаваться не будет. Пока не ясна ситуация с получением выплат по ОСАГО, так как справка о ДТП является обязательной для направления в страховую компанию в случае наступления страхового случая. Ожидаем изменений в правила страхования ОСАГО со стороны Центрального Банка РФ.

В остальном изменения носят технический характер и направлены на приведение регламента к соответствию иным нормам законодательства.

96159 7