Николай Дмитриевич Кузнецов: биография


ЖИВОПИСЬ

Кликабельно
Молодая дама с розами 1918
Кузнецов Николай Дмитриевич



Портрет художника Николая Дмитриевича Кузнецова (1850-1929)
Брюллов Павел Александрович (1840-1914)

В деревне Степановка Одесского уезда Херсонской губернии (ныне Одесская Область Коминтерновский район), в семье штабс-ротмистра Дмитрия Михайловича Кузнецова 14(2) декабря 1850 года родился сын. Крестили его в Новобуялыкской Иоано - Предтеченской церкви 21 декабря на Николая день и имя дали ему Николай. Восприемниками были штабс-капитан Иван Михайлович Колмогоров и капитана Гаврила Леонидовича жена Марья Ивановна. Так начал жизнь Николай Дмитриевич Кузнецов.

Н.Д. Кузнецов 1850-1929

Семейство Кузнецовых крепко обосновалось в Одесском уезде. Так братья Дмитрия Михайловича, все военные, подпоручик Лев Михайлович, штабс-ротмистр Константин Михайлович, поручик Николай Михайлович и были землевладельцами Одесского уезда. Самому же Дмитрию Михайловичу принадлежали деревни Новомариновка, Константиновка, Дмитровка, Степановка, Марьяновка, Пшоняное.

Образование Николай получал в Одесской гимназии. Учение тяготило его. Склонности к наукам, в отличие от младшего брата Дмитрия, он не проявлял и в 7-м классе, оставляет гимназию. В деревне он ведет вольную жизнь беззаботного барчука. Охота была его любимым занятием.

Его мать, Клавдия Гавриловна Кузнецова (урожд. Леонтович), обнаруживает у сына склонности к рисованию и отвозит его в Одессу, к другу семьи художнику Ф.Д. Мальману, одному из лучших преподавателей Одесской рисовальной школы. В течении года, он берет у него уроки, при этом обнаруживает прекрасные способности.



И. Е. Репин Портрет Н. Д. Кузнецова
Х., м., 1884
Национальный музей в Белграде. Сербия

Когда Николаю исполнилось 26 лет, он будучи из семьи военного, обладая незаурядными физическими способностями, решает ехать в Петербург и поступать в гвардейский уланский полк. Командир гвардейских улан, барон Эссен, был болен. Н.Д. не попал к нему на прием. Он, вдруг принимает неожиданное для всех решение стать художником, поступает вольнослушателем в Академию художеств.

Занимался он хорошо, хотя часто покидал Академию, живя и занимаясь живописью в родном имении. В общей сложности Кузнецов пробыл в Академии всего три зимы, да и то по два - три месяца. Одну треть пробыл в головном классе, две трети в фигурном, затем около года в натурном. За это время он получил три серебряных медали.

В 1879 году по настоянию И.Н.Крамского и И.И. Шишкина он оставляет Академию и возвращается в Степановку, где вместе с А.П. Размарицыным, продолжает заниматься живописью.



О. Э. Браз портрет Н. Д. Кузнецова Х.,м.,1897г

В имение Кузнецовых на полевые работы с Волынской губернии приехали «заробитчане» . Среди работниц приглянулась Николаю девушка. Чувство переросло в любовь. Мать Николая браку воспротивилась и работников уволила. Николай проявив настойчивость и мужество, вернул работников и Ганну, так звали девушку и будущую жену.

Официально Н. Д. венчался А. Г. Проценко, дочерью отставного прапорщика, в Единоверческой Успенской церкви г.Одессы 5 февраля 1888 года их брак был оформлен когда у них было уже двое детей. Одним из свидетелей был Кирияк Костанди

В 1880 побывал в Германии и Франции, где познакомился с И. П. Похитоновым. В этом же году, у него родилась первая дочь Маруся.




Viktor Vasnetsov Portrait of the artist Nikolai Kuznetsov (1850-1929)

В начале 1880-х знакомится с С. И. Мамонтовым и художниками Абрамцевского кружка: В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым, В. А. Серовым и И. Е. Репиным. /

С 1881 ежегодно участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) (член товарищества с 1883). В этом же 1881 году у него родился сын Михаил

В. А. Серов, приехав в 1885 году в к жившей в Одессе невесте, провел в Степановке половину октября и весь ноябрь. Здесь им был написан этюд «Волы»

В 1887 стал одним из учредителей Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ) и постоянным участником его выставок; участвовал в международных выставках и выставках русского искусства за рубежом. В этом же году вместе со своим младшим братом Д. Д. Кузнецовым и К. К. Костанди совершают поездку по Европе.




Голова борца. Портрет Н. Д.Кузнецова Виктор Михайлович Васнецов

В 1889 году произошло событие, которое, как многие считают, стало переломным для Николая Дмитриевича. Демонстрируя свою силу перед братом и знакомыми он держа на плечах двух человек, поднял лежащую на земле тридцати двух пудовую бабу. В результате растянул связки. Многие годы после этого ему приходилось передвигаться на костылях. Работать приходилось сидя.

С 1890 года творческой мастерской художника становится имение Степановка. В этом же году принимает участие в организации ТЮРХ (Товарищетсва Южно-Русских Художников)

В 1891 году у него родилась вторая дочь Людмила

1893 г переезжает для работы в Одессу

В ноябре 1895 года, после реорганизации Академии художеств был приглашен в художественное училище Петербургской академии художеств профессором-руководителем класса батальной живописи.


Передвижники Группа передвижников (1888 г.): стоят - А. К. Беггров, Н. Н. Дубовской, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, П. А. Брюллов, Л. В. Позен, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. Е. Репин, Г. Г. Мясоедов; сидят - А. А. Киселев, Е. Е. Волков, А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, Н. Д. Кузнецов, К. В. Лемох, М. П. Клодт, И. М. Прянишников, Н. К. Бодаревский.

В марте 1897 года Кузнецов покидает Академию

В 1897 году приобретает участок земли из земель бывшей дачи Лидерса и начинает строить галерею и мастерскую. 1899 году строительство заканчивается

В 1900 г открыта Картинная галерея. В ее собрании были картины И. Репина, В. Серова, И. Крамского, В. Васнецова, И. Похитонова, картины французских художников салона Марсового поля, художников Ж. Александера, Л. Деламо, Ш. Котте, Г. Латуша, Ф. Таулова и др. Эта галерея сыграла значительную роль в определении творческих взглядов одесских живописцев.



Действительный член Императорской Академии Художеств Н. Д. Кузнецов.
Фотография 1914 год.

В 1900 году, по представлению И. Е. Репина, В. А. Беклемишева и А. П. Соколова, был избран действительным членом Академии художеств (АХ).

Принимает участие во всех выставках ТЮРХ и передвижников. Н.Д. Кузнецов пользовался огромной популярностью в Одессе, получая много заказов. Его мастерская была своеобразным центром, где бывали не только местные художники, но и И. Е. Репин, В. А. Серов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, П. К. Саксаганский и многие другие выдающиеся деятели культуры.

В начале 1920 эмигрировал с семьей в Королевство СХС. Жил в городах Вжеш, Бела-Церква, Риека и Сараево. Писал в основном заказные портреты. Участвовал в Выставке русской живописи и скульптуры в Бруклинском музее (1923) и Выставке Объединения русских художников в Королевстве СХС (1928).

В феврале 1929 года художник Николай Кузнецов умер. Похоронен в Сараево.


«Генералъ Андр. Алекеандровичъ Нилусъ. Н. Кузнецовъ. 1917 г.».


«Голова девушки» Этюд к картине «Полевые цветы».
Национальный художественный музей Украины. Киев


«Девочка в красном»


«Девочка с веночком», I четверть XX в. холст, масло; 41x35,5


«Женский портрет» 1884
Якутский музей изобразительных искусств.


«Мальчик», конец XIX - начало XX в.
холст, масло; 29 x 29


«Пор Портрет художника Ивана Павловича Похитонова, 1882 год


«Портрет А. С. Мамонтовой». 1893 г.
Музей-усадьба «Абрамцево»



«Портрет Аллочки Литвицкой» 1910
Музей изобразительных искусств. Ростов на Дону



«Портрет артистки Марии Николаевны Кузнецовой в роли Марии»


«Портрет девушки в белом»


«Портрет колекционера Александра Петровича Руссова»


«Портрет композитора Петра Ильича Чайковского» (1840-1893)


«Портрет Марии Николаевны Кузнецовой - дочки художника» 1901 Государственный музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербург


«Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа, артистки Мариинского театра» 1908 Музей изобразительных искусств. Ростов-на-Дону


«Портрет Пелагеи Егоровны Терещенко»


«Портрет Федора Ивановича Шаляпина»


«Портрет художника Ефима Ефимовича Волкова»


«Спящая девочка»


«Стадо свиней»


«Туалет девочки»


Boy. Portrait of a BN Deryagina


In the studio of the sculptor. Withdrawal Form


Portrait of a Man


Portrait of a young girl 1890


В окрестностях Цхалтубо


Весна


Етюд до полотна «На заробiтки»


И. Мечников.
Гос. исторический музей


Ключница. 1887


«Головка в кичке c m-lle Муромской (балерина)» 1907



М. Н. Кузнецова в роли Джульетты



Мужской портрет 1882


Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1930) Галочка Брайловская


Николай Дмитриевич Кузнецов Овощи. 1888


Пастушок 1916


Портрет Александра Григорьевича Строганова


Портрет Валериана Николаевича Лигина (1846-1900). Профессора Новороссийского университета.
Х.,м., 67хХ57,5 1892 Одеcский художественный музей


Портрет графа Михайла Михайловича Толстого(1835-1898).
Х., м., 180 х 122 1890.

[

Портрет Дегтяревой Любови Валентиновны


Портрет жены авиатора С. Уточкина, урожд. Литвицкой, позднее жены Анатра (1881-) Х.,м., 124 х 84. Одесский художественный музей


Портрет Константина Андреевича Пятницкого, директора Ришельевской и II мужской гимназии Х.,м., 71,5х58 Одесский художественный музей


Портрет Марии Николаевны Кузнецовой (род. 1880г.) - дочери художника.
Бум., цв кр 23 х 27.
Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова. Улан-Уде.


Портрет Натальи Васильевны Поленовой 1885



Портрет неизвестной


Портрет Рахили Семеновны Исакович, урожд.Мангуби (1861-1930), основательницы «Одесского женского караимского благотворительного общества» 1899
Х.,м., 64,2 х 52,5
Одесский художественный музей



Портрет С. Н. Киселевой (жены художника А. А. Киселева)
Х.,на к,.м., 50 х 40
Национальный художественный музей Украины.Киев



Портрет художника Альберта Николаевича Бенуа, 1897
холст, масло
Днепропетровский художественный музей


Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова, 1897 год
холст, масло - Государственная Третьяковская галерея


Портрет художника Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Х.. м., 75,5 х 62. Справа вверху подпись и дата Н. Кузнецовъ, 1888 г.
Государственный музей–усадьба В. Д. Поленова.


Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова, 1891 год
холст, масло - Государственная Третьяковская галерея


Портрет художника Михайла Васильевича Нестерова (1862 - 1942).
Х., м., 44,7 x 35,7. 1897.
Государственный художественный музей им. М. В. Нестерова Уфа.


Портрет художника Н. Л. Скадовского, 1891 год холст, масло - Херсонский художественный музей имени А. А. Шовкуненко


Стадо овец. 1902


Вальдшнеп.
П.м., 48 х 41.


Женский портрет» (портрет А. Г. Ашкенази) 1910
Николаевский областной художественный музей им. В. В. Верещагина


Крестьянка, 1880 г.
Национальный художественный музей Украины, Киев


Селянин.
Етюд до полотна На заробітки


Портрет Александара Шандора Цофмана 1925
Х.,м., 80 х 120
Городской музей г.Вршац Югославия


Портрет артистки М. Н. Кузнецовой.
Х.,м., 100 х 80


Портрет внука 1919
Д.,м., 13,9 х 17,7
Вршацкий музей Югославия


Портрет внука
Х.,м., 19,3 х 21
Вршацкий музей Югославия 1924


Портрет внучки
Д.,м., 13.5 х 18
Вршацкий музей Югославия 1928


Портрет графа Михайла Михайловича Толстого-старшего (1835-1898) 1892
Д., м., 24 х 18.5


Портрет графа Михайла Михайловича Толстого-младшего (1863-1927).
Х, м., 108 х 92. 1896.
Одесский художественный музей


Портрет Лели Рукавишниковой, 1887 год,
холст, масло
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева


Портрет М. А. Кефала 1897


Портрет п. А. Г. К.
Х.,м., 52 х 44
Запорожский художественный музей


Сборщик урожая
Х.,м., 61,5 x 42,5
Национальная галерея Финляндии


Этюд мужской головы 1896
Х., м., 42 х 33.
Одесский художественный музей


Этюд мужчины Х., м., 30,5 х 18,5.
Справа внизу подпись Н. Кузнецовъ. Слева 1884.
Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова 1884


Слева: Панас Карпович Саксаганский в казацкой одежде Холст, масло 49х43,5 Музей тетрального, музыкального и киноискуства Украины.

Справа: Панас Карпович Саксаганский в роли Харка Ледачего в пьесе «Пали вода XVIII століття» І. Карпенка-Карого. Картон, м., 35х28. Собрание Н. М. Саксаганской (Киев)

Слева: Портрет Марджит Цофман Х.,м., 80 х 120 1925 Городской музей г.Вршац Югославия

Справа: Портрет художника Геннадия Александровича Ладыженского, 1894 год, холст, масло - Кологривский краеведческий музей имени Г. А. Ладыженского

Слева: Портрет девушки (Анна Панкеева) Х., м., 196 х 89 Запорожский художественный музей 1908

Справа: Портрет Николая Артемовича Терещенко (1819-1903), Х.,м., 192 х 184,5. 1890.


«В праздник (Малороссиянка, отдыхающая на траве)»
кликабельно



«Весной в саду», 1889 г. дерево, масло; 21х35


«На заработки»


кликабельно
«Мировой посредник», (1887)
холст, масло
Музей изобразительных искусств университета Балл Стэйт, Манси, штат Индиана, США


кликабельно
«Натюрморт с яблоками и виноградом, 1908


«Объезд владений». 1879 г.
Государственная Третьяковская галерея


«Портрет художника Дмитрия Дмитриевича Кузнецова на берегу моря»


кликабельно
«Брат художника Д. Кузнецов. Посредине О. И. Мечникова и рядом её сестра.


«Пруд»


«Рыбаки»


«Французская деревня»


«Этюд к картине Усадьба весной


В отпуску. 1882
Холст, масло. Холст, масло. 66х94 см


Кузнецов Николай Дмитриевич (1850-1929) «На винограднике»


Морской прибой 1913

Место рождения:

Актюбинск,
Российская империя

Дата смерти: Место смерти:

Москва,
Российская Федерация

Страна:

Российская империя
СССР

Научная сфера:

Авиация, Космонавтика

Место работы:

СНТК им. Н. Д. Кузнецова

Учёная степень:

доктор технических наук

Альма-матер:

ВВИА имени Н. Е. Жуковского

Награды и премии


Никола́й Дми́триевич Кузнецо́в (10 (23) июня 1911, Актюбинск, Российская империя - 31 июля 1995, Москва, Российская Федерация) - советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей.

Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981). 1982 году получил звание почётного гражданина города Куйбышева.

  • 1 Биография
    • 1.1 Семья
  • 2 Вклад в науку
    • 2.1 Разработки
      • 2.1.1 Авиационные двигатели
      • 2.1.2 Наземные газотурбинные двигатели
      • 2.1.3 Жидкостные ракетные двигатели
    • 2.2 Надёжность
  • 3 Общественная деятельность
  • 4 Награды и звания
  • 5 Память
    • 5.1 Названы в честь Кузнецова
  • 6 кинематографе
  • 7 Интересные факты
  • 8 Примечания
  • 9 Источники
  • 10 Ссылки
  • 11 Литература

Биография

Могила Кузнецова на Кунцевском кладбище Москвы.

Родился 23 июня 1911 г. в Актюбинске, в семье Дмитрия Матвеевича Кузнецова, по профессии рабочего-котельщика, и Марии Михайловны Кузнецовой, домохозяйки.

Учился в школе крестьянской молодёжи. 1926 начал работать слесарем. 1930 закончил школу и поступил в Московский авиационный техникум, где учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. 1933 поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения ВВИА имени Н. Е. Жуковского, который закончил с отличием 16 ноября 1938. Темой его дипломного проекта был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».

В апреле 1939 года вступил в члены ВКП(б) в парторганизацию академии, и вскоре был избран парторгом кафедры. 4 апреля 1941 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. октябре 1942 познакомился с Георгием Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством В. Я. Климова, затем, с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора. 1949 переводится в Куйбышев, где возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный его именем - Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.

Семья

Жена - Мария Ивановна, дочь Татьяна, сын Николай.

Вклад в науку

Внёс большой вклад в развитие советской науки. Под руководством Кузнецова на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов.

Разработки

Основная статья: Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова

Авиационные двигатели

ТВ-022

Разработанные ещё в Уфимском ОКБ двигатели турбореактивные РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2. Н. Д. Кузнецов разработал и двигатели для стратегической авиации, и с начала 1950-х годов создаваемые на предприятии агрегаты стали именовать новой маркировкой «НК». Одним из первых таких турбовинтовых двигателей стал НК-12. Он и на сегодняшний момент является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Двигателями НК-12 оснащались стратегический бомбардировщик Ту-95, транспортный самолёт Ан-22, пассажирский Ту-114 и их модификации.

Предприятием созданы НК-4, НК-14А, первый советский двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, созданный для сверхзвуковых дальних бомбардировщиков НК-22, НК-25, НК-144, который использовался на советском сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144, НК-26, один из самых мощных и крупных авиационных двигателей НК-32, базируемый на стратегических ракетоносцах Ту-160, и НК-321. 1988 году был разработан турбореактивный двигатель НК-34 для установки на гидросамолётах, НК-86, НК-56, НК-64, НК-62, НК-63, двухконтурный НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114, НК-44.

Чрезвычайно перспективной разработкой является принципиально новый двигатель - винтовентиляторный НК-93, двигатель XXI века, на 20 лет опередивший время создания, ведь повторить его строение и уникальные характеристики не удалось никому в мире. Этот проект был детищем всей жизни Николая Дмитриевича.

Наземные газотурбинные двигатели

НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель НК-38СТ и НК-40СТ.

Жидкостные ракетные двигатели

В мая 1959 года началась разработка жидкостных ракетных двигателей. Первым таким двигателем стал НК-9 (8Д717). Для лунной программы Советского Союза в начале 60-х были созданы НК-19 (11Д53) и НК-21 (11Д59) для третьей и четвёртой ступеней ракеты-носителя Н1, а также НК-15 (11Д51), НК-31 (11Д114), НК-33 (11Д111) (для первой ступени Н1), НК-39 (11Д113), НК-43 (11Д112).

Надёжность

Огромное внимание он уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни Кузнецов был председателем научного Совета по надёжности АН СССР.

Общественная деятельность

Принимал активное участие в общественной и политической жизни. Депутат Верховного Совета РСФСР с 1963 по 1990 годы, делегат XIX, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов Коммунистической партии Советского Союза.

Почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. П. Королева. Заведующий кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов, научный руководитель отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте им. С. П. Королева (Самарский государственный аэрокосмический университет).

Благодаря Кузнецову в посёлке Управленческом, где располагается СНТК, был открыт второй в Куйбышевской области широкоэкранный кинотеатр (1962), построен Дом Культуры «Чайка», создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк «Юность».

При содействии Кузнецова был открыт филиал Кубышевского авиационного института и основан Самарский научный центр РАН (1989).

Награды и звания

  • Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981).
  • Кавалер:
    • пяти орденов Ленина,
    • орденов Октябрьской Революции и Красного Знамени,
    • двух орденов Отечественной войны I степени,
    • двух орденов Красной Звезды.
  • Кавалер пятнадцати медалей.
  • Лауреат Ленинской премии.
  • Лауреат премии Совета Министров СССР.

Генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей. Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы. Член-корреспондент(1968), а вскоре и действительный член Академии наук СССР (1974) и Российской Федерации. Доктор технических наук, профессор (1960). Почётный гражданин города Самары (1982).

Память

Бюст Кузнецова в поселке Управленческий. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 «Николай Кузнецов».
  • Бронзовый бюст был установлен в Самаре в 19 августа 1986 года в сквере на пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной. Авторы памятника - архитектор Н. А. Красько и скульптор Михаил Аникушин.
  • Мемориальная доска была открыта 31 июля 1996 года в посёлке Управленческий на доме № 2 по улице Симферопольской, где жил конструктор.
  • Памятник был торжественно открыт 25 июня 2001 года в сквере клуба поселка Управленческий (носящем имя Николая Кузнецова) к юбилею со дня рождения конструктора. Авторы памятника - архитектор Н. А. Красько и скульптор Михаил Аникушин.
  • 23 июня 2011 года была открыта мемориальная доска в честь Кузнецова на фасаде Института энергетики и транспорта СГАУ в поселке Управленческий.

Названы в честь Кузнецова

  • 9 августа 2008 года стратегическому бомбардировщику Ту-160 с бортовым номером 10, базирующемуся на авиабазе в г. Энгельс, было присвоено имя Николая Кузнецова .
  • Серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов ).
  • Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.
  • Улица Академика Кузнецова.
  • 19 июня 2001 года улица Производственная была переименована в улицу им. Академика Н. Д. Кузнецова. На торжественной церемонии присутствовал губернатор Константин Титов.
  • МОУ Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 10 г.о. Самары им. Н. Д. Кузнецова.

В кинематографе

  • В телесериале «Битва за космос» (2005; Россия - США - ФРГ - Великобритания), посвящённом соперничеству СССР и США в космической гонке, роль Николая Кузнецова исполнил британский актёр Джеффри Уикхем (англ.)русск..

23 июня 2011 года, в день 100-летия со дня рождения выдающегося конструктора авиационных и ракетных двигателей Николая Кузнецова, над Волгой вдоль набережной Самары на предельно низкой высоте совершили пролет стратегические бомбардировщики Ту-95МС «Самара» и Ту-160 «Николай Кузнецов», оснащенные двигателями его разработки марки «НК».

Примечания

  1. Могила Н.Д. Кузнецова на Кунцевском кладбище
  2. Вклад научно-конструкторской школы Н. Д. Кузнецова в развитие отечественного двигателестроения. Проверено 3 июля
  3. Материалы 23 съезда КПСС. Стенографический отчет.
  4. Самара-городок >> Люди. Здесь родились, жили, живут.
  5. Почётные граждане Самары
  6. Самолётам стратегической авиации присвоены имена «Самара» и «Николай Кузнецов». Проверено 3 июля 2009. Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012.
  7. Бывшее НПО «Труд»
  8. Над Волгой пролетели бомбардировщики Ту-95МС «Самара» и Ту-160 «Николай Кузнецов»

Источники

  • Н. Д. Кузнецов. Инженер. Каким он должен быть?
  • Н. Д. Кузнецов. Ответственность инженера
  • Н. Д. Кузнецов. Надёжность, долговечность, качество
  • СНТК им. Н. Д. Кузнецова

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Николай Дмитриевич Кузнецов (авиаконструктор)

Кузнецов, Николай Дмитриевич (авиаконструктор). Cайт «Герои Страны».

  • Биография
  • Портал Думы городского округа Самара - Почётные граждане
  • Николай Дмитриевич Кузнецов. «Наш генерал».
  • Журнал «Двигатель»

Литература

  • «Королёв: Факты и мифы» - Я. К. Голованов, М: «Наука», 1994г, - ISBN 5-02-000822-2;
  • «Ракеты и люди» - Б. Е. Черток, М: «Машиностроение», 1999г, - ISBN 5-217-02942-0;
  • А.И. Осташев, «СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ - ГЕНИЙ ХХ ВЕКА» прижизненные личные воспоминания об академике С.П. КОРОЛЁВЕ - 2010г. М. ГОУ ВПО МГУЛ ISBN 978-5-8135-0510-2.
  • «Берег Вселенной» - под редакцией Болтенко А.С., г. Киев, 2014г., издательство "Феникс", ISBN 978-966-136-169-9
  • «России прерванный полёт» - Иванченко Ю.В.,М:, 2010г., издательство "Рестарт",

Кузнецов, Николай Дмитриевич (авиаконструктор) Информацию О

Родился 23 июня 1911 г. в Актюбинске, в семье Дмитрия Матвеевича Кузнецова, по профессии рабочего-котельщика, и Марии Михайловны Кузнецовой, домохозяйки. Учился в школе крестьянской молодёжи. В 1926 начал работать слесарем.

В 1930 закончил школу и поступил в Московский авиационный техникум, где учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. В 1933 поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения ВВИА имени Н. Е. Жуковского, который закончил с отличием 16 ноября 1938. Темой его дипломного проекта был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем.»

В апреле 1939 года вступил в члены ВКП(б) в парторганизацию академии, и вскоре был избран парторгом кафедры.4 апреля 1941 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. В период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239 истребительной дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942 познакомился с Георгием Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством В. Я. Климова, затем, с 1 июля 1946 г., на должности главного конструктора.

В 1949 переводится в Куйбышев, где возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный его именем — Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.

Внёс огромный вклад в развитие отечественной науки. Под руководством Кузнецова на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей(ЖРД) для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов. Большинство разработок являются оригинальными и, как на время создания, так и до сих пор, не имеют аналогов в мире. Огромное внимание он уделял надёжности двигателей.

Последние 15 лет жизни Кузнецов был председателем научного Совета по надёжности АН СССР. Общественная деятельность Принимал активное участие в общественной и политической жизни. Депутат Верховного Совета РСФСР с 1963 по 1990 годы, делегат XIX, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов Коммунистической партии Советского Союза. Почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. П. Королева. Заведующий кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов, научный руководитель отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте им. С. П. Королева (Самарский государственный аэрокосмический университет).

Благодаря Кузнецову в посёлке Управленческом, где располагается СНТК, был открыт второй в Куйбышевской области широкоэкранный кинотеатр (1962), построен Дом Культуры «Чайка», создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк «Юность».

При содействии Кузнецова был открыт филиал Кубышевского авиационного института и основан Самарский научный центр РАН (1989).

Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981).

Кавалер: o пяти орденов Ленина, o орденов Октябрьской Революции и Красного Знамени, o двух орденов Отечественной войны I степени, o двух орденов Красной Звезды.

Кавалер пятнадцати медалей.

Лауреат Ленинской премии.

Лауреат премии Совета Министров СССР. Генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей. Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы. Член-корреспондент(1968), а вскоре и действительный член Академии наук СССР (1974) и Российской Федерации. Доктор технических наук, профессор (1960). Почётный гражданин города Самары (1982).

Среди конструкторов отечественных авиационных двигателей одно из ведущих мест принадлежит Николаю Дмитриевичу Кузнецову. Как и многие другие конструкторы, он начинал свою деятельность еще во время учебы в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского. Уже на третьем курсе обучения вместо обычного проекта по деталям машин ему было разрешено проектировать авиационный двигатель.

Окончив академию в 1938 г. с отличием, Николай Кузнецов был оставлен адъюнктом на кафедре конструкции двигателей. Надо сказать, что, будучи отличником учебы, он имел разрешение учиться одновременно и в летной школе, которую также успешно окончил. Продолжая активную конструкторскую работу, он читал слушателям лекции по вопросам конструкции и прочности авиационных поршневых двигателей. Научные труды Кузнецова в тот период касались именно этих вопросов. Все это. вместе взятое, способствовало тому, что в 1941 г. он защитил кандидатскую диссертацию по своей специальности. В течение 1942 г. Н. Д. Кузнецов находился в действующей армии, а в 1943 г. был отозван с фронта в связи с назначением заместителем главного конструктора ОКБ и завода авиационных двигателей под руководством В. Я. Климова. Несколько позже в соответствии с решением правительства организуется опытное конструкторское бюро, в задачу которого входило создание турбовинтовых двигателей, а его главным конструктором в 1946 г. становится Н. Д. Кузнецов.

В конце сороковых годов наша промышленность выпускает первые отечественные реактивные двигатели. В связи с этим направления развития реактивных двигателей были неодинаковы, например, для самолетов-истребителей и бомбардировщиков с небольшим и средним радиусом действия. Для летательных аппаратов, которым в первую очередь необходимо было иметь большую дальность и продолжительность полета (стратегический бомбардировщик), требовалось создать дотоле неизвестный в авиационной технике турбовинтовой двигатель (ТВД). Как во всяком газотурбинном двигателе, в ТВД имеются входное устройство, компрессор, камера сгорания, турбина. Но в отличие от ГТД у ТВД есть еще редуктор и винт. В турбовинтовом двигателе частота вращения воздушного винта составляет 1000 — 1500 об/мин, а турбины — в 10 — 15 раз больше, поэтому для изменения частоты вращения на турбовинтовых двигателях используются редукторы с различным передаточным числом. Общая тяга в двигателях этого типа создается в основном за счет воздушного винта и в меньшей степени за счет реакции газовой струи. Создание тяги за счет винта более эффективно на малых и средних скоростях полета. Поэтому турбовинтовые двигатели и применяются на самолетах, летающих на скоростях до 600 — 750 км/ч. По сравнению с турбореактивными двигателями конструкция ТВД сложнее, более сложна и система регулирования, так как необходимо регулировать углы установки лопастей воздушного винта в зависимости от условий и режима полета.

На небольших скоростях полета турбовинтовой двигатель более экономичен по сравнению с обычным турбореактивным двигателем. Вот почему силовые установки с ТВД выгодно применять на пассажирских и транспортных самолетах, имеющих большие дальности и продолжительность полета. С увеличением же скорости полета экономичность ТВД падает. На базе ТВД иногда создают газотурбинные установки для вертолетов. Важным эксплуатационным достоинством самолетов с ТВД являются короткий разбег перед взлетом и особенно короткий пробег после посадки.

Первым турбовинтовым двигателем, созданным в конце сороковых годов в конструкторском бюро, руководимом Николаем Дмитриевичем Кузнецовым, стал двигатель ТВ-2. В этой организации и в дальнейшем велись работы над созданием ТВД, при разработке которых приходилось изыскивать пути повышения эффективности лопаточных машин, отработки процесса сгорания, запуска и решения многих других проблем. Вопросы обеспечения надежности и прочности таких агрегатов, как редуктор, в ту пору также считались довольно трудными, особенно если на базе существующего двигателя необходимо было создать вертолетный двигатель.

На основе обширных теоретических и экспериментальных работ, проведенных по турбовинтовым двигателям, в начале пятидесятых годов ОКБ приступило к созданию мощного и экономичного двигателя НК-12. Этот двигатель имел высокую для того времени степень повышения давления в компрессоре и температуру газа перед турбиной, без чего нельзя было получить хорошие данные как по мощности, так и по расходу топлива, что потребовало освоения новых, более жаропрочных материалов. Впервые в этом конструкторском бюро был применен новый высокожаропрочный сплав для изготовления литых монолитных и пустотелых охлаждаемых лопаток оригинальной конструкции, которые применяются в настоящее время на некоторых типах реактивных двигателей.

Турбовинтовой двигатель НК-12 развивал невиданную мощность — 15 000 л. с. Естественно, потребовалось создание надежного авиационного редуктора для передачи этой мощности.

Из практики зарубежного авиадвигателестроения известно, что попытка создания ТВД мощностью более 10 000 л. с. вызвала большие трудности в конструировании достаточно надежного редуктора с высоким к. п. д. и малой массой и окончилась неудачей. В ОКБ Н. Д. Кузнецова эта особо сложная задача была решена в содружестве с М. Л. Новиковым — профессором Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского благодаря применению зубчатых передач оригинальной конструкции. Для обеспечения устойчивого регулирования всего комплекса силовой установки с огромными соосными винтами, вращающимися в противоположные стороны, требовались совместные усилия двигателистов, винтовиков и самолетчиков. Недаром в одном из первых полетов на самолете с этими двигателями А. Н. Туполев тщательно изучал все тонкости поведения не только силовой установки, но и самолета в целом. Двигатель НК-12 был создан в начале пятидесятых годов, однако до настоящего времени он является наиболее мощной и экономичной силовой установкой этого типа в мировой практике.

Ранее уже упоминалось, какое удивление вызвал самолет с этой силовой установкой во время первой демонстрации Ту-114 на выставке в Париже. Каждому посетителю непременно хотелось «пощупать» эту сложную технику, и многие старались повернуть шестиметровый винт за лопасть.

Естественно, что создание силовой установки такой огромной мощности было сопряжено с большими трудностями, и на первых порах случались неполадки. И тем не менее все, кто имел дело с этими двигателями, встречали со стороны генерального конструктора доброжелательное отношение, стремление выяснить истинные причины неполадок. Н. Д. Кузнецов проявлял максимум оперативности в решении возникших при эксплуатации вопросов.

Немало времени пришлось затратить на выбор силовой установки для самолета, который должен был иметь грузоподъемность и дальность полета большие, чем любой из существующих отечественных и зарубежных летательных аппаратов. Мнения специалистов разошлись: одни предлагали строить самолет с турбореактивными двигателями, а следовательно, с большей скоростью полета, другие считали возможным использовать (при значительной модификации) хорошо зарекомендовавший себя турбовинтовой двигатель НК-12. После рассмотрения нескольких проектов самолетов с двигателями различных типов заказчики единодушно решили отдать предпочтение турбовинтовому самолету. Сотрудникам ОКБ Н. Д. Кузнецова пришлось немало потрудиться, проявить настоящий творческий подход и оперативность, так как реализация новых конструктивных решений требовала изменения не только двигателя, но и многолопастных винтов, а также редукторов.

В результате стендовых испытаний модифицированных двигателей НК-12, установки их на макете самолета и всякого рода «примерок» в наземных условиях и на летающих: лабораториях в очень короткие сроки был создан самый грузоподъемный в мире самолет Ан-22. Надежность силовой установки позволила после сравнительно небольшого количества испытательных полетов запустить самолет с модифицированными двигателями в серию.

Казалось, немного времени прошло после первого поле-га крупнейшего для своего времени пассажирского самолета Ту-114, имевшего четыре турбовинтовых двигателя НК-12 конструкции Н. Д. Кузнецова. Это было в 1957 г., а в июне 1965 г. «Антей» с четырьмя модифицированными турбовинтовыми двигателями типа НК-12 совершил полет в Европу, в 1967 г. на нем был осуществлен рекордный для турбовинтовых самолетов подъем груза 100,44 т на высоту 7848 м. Официальный рекорд удалось перекрыть более чем на 47 т. Всего десять лет разделяли эти события.

Силовая установка, разработанная конструкторским бюро Н. Д. Кузнецова, по-видимому, завершает создание этого типа двигателей (мощных ТВД для магистральных самолетов) как в нашей стране, так и за границей. Объясняется это тем, что появился газотурбинный двигатель нового типа — двухконтурный (турбовентиляторный), в котором нет огромного и напряженного редуктора, сложного многолопастного винта с собственными системами регулирования и защиты в аварийных случаях. Распространение турбовентиляторных двигателей связано с тем, что кинетическая энергия газов, вытекающих из сопла турбореактивного двигателя, при малых скоростях полета в значительной степени теряется бесполезно, кроме того, она служит источником шума, создаваемого реактивным двигателем. Минимальные потери энергии возможны при отбрасывании назад наибольшей массы газов с наименьшей скоростью. Именно поэтому при малых скоростях полета винт турбовинтового двигателя являлся более экономичным движителем, чем реактивная струя турбореактивного двигателя, несмотря на то что в ТВД энергия передается последовательно — через турбину, редуктор и винт. Однако при больших скоростях полета коэффициент полезного действия винта падает. На таких скоростях (околозвуковых) целесообразнее применять двухконтурный двигатель, в котором располагаемая мощность цикла, развивающаяся в процессе расширения газов, используется для ускорения как горячей, так и холодной (во втором контуре) струй. Коэффициент полезного действия такого двигателя более высокий, чем обычного турбореактивного двигателя, при умеренных дозвуковых скоростях полета. Вместе с тем у него нет таких ограничений по скорости полета, как у ТВД.

Вопросы уменьшения шума, создаваемого двигателем, особенно для пассажирских самолетов, всегда привлекали внимание ученых, конструкторов и эксплуатационников. Они встали еще острее при увеличении тяги двигателей современных самолетов.

Именно по этим причинам конструкторское бюро, руководимое Николаем Дмитриевичем Кузнецовым, в 1960 г. приступило к разработке двухконтурного двигателя НК-8, предназначавшегося для межконтинентального пассажирского лайнера Ил-62. Позднее выпускается его улучшенная модификация — НК-8-4. Для самолета Ту-154 был создан еще один вариант двигателя этого семейства — НК-8-2. Двухконтурные двигатели должны были иметь данные на уровне современных зарубежных силовых установок, что и было достигнуто благодаря простоте выбранной конструкции двигателя с малым количеством опор, умеренной степени повышения давления и широкому применению сравнительно новых в авиационном двигателестроении титановые сплавов. Помимо требуемых технических характеристик двигатель, предназначенный для установки на пассажирском самолете, должен отличаться повышенной надежностью.

В конструкции двухконтурного двигателя для первого советского аэробуса Ил-86 получили дальнейшее развитие лучшие черты двигателей семейства НК-8, реализованные в эксплуатации на самолете Ил-62. Особое внимание было уделено обеспечению высокой надежности и большого ресурса двигателя без переделки основной конструкции. Обеспечению высокой надежности в эксплуатации способствует также применение на двигателе многочисленных систем автоматического контроля и защиты, а также системы ранней диагностики и предупреждения о возникающих неисправностях.

Дальнейшее развитие получила конструкция многофорсуночной камеры сгорания, обеспечивающая не только равномерное поле температур перед турбиной, что важно для надежной работы горячей части двигателя, но и бездымный выхлоп двигателя, не загрязняющий окружающую среду. В двигателе предусмотрены также конструктивные мероприятия по существенному снижению уровня шума на всех этапах полета соответственно международным нормам. Значительное внимание уделено повышению экономичности двигателя по сравнению с двигателями семейства НК-8 за счет применения более высокой степени повышения давления в компрессоре и степени двухконтурности, а также за счет дальнейшего повышения к. п. д. всех узлов.

Под руководством Н. Д. Кузнецова созданы и создаются двигатели многих типов для различных аппаратов. В частности, для решения проблемы транспортировки газа с труднодоступных месторождений страны разработан, серийно изготовляется и широко эксплуатируется на газоперекачивающпх станциях газотурбинный привод НК-12СТ. В его конструкции осуществлена идея использования авиационного двигателя типа НК-12 в качестве привода газоперекачинающих агрегатов ГПА-Ц-6,3. Выполнены работы, позволившие использовать природный газ, перекачиваемый по трубопроводам, в качестве топлива для двигателя, осуществлена автоматизация всех процессов управления двигателем и его регулирования.

Решение этих сложных технических задач позволило:

— обеспечить газоперекачивающие агрегаты мощным газотурбинным приводом с малой массой и небольшими габаритами (мощность привода 6300 кВт);

— осуществить полную автоматизацию газоперекачивающих агрегатов и обеспечить полную автономию двигателя, не требующую дополнительных источников тепла, топлива и водоснабжения.

Впоследствии для транспортировки газа был конвертирован и другой двигатель ОКБ Н. Д. Кузнецова — НК-8, Этот автоматизированный газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-16/76-100, использующий достижения авиационной техники и современной технологии, надежно эксплуатируется в условиях пустынь Средней Азии, районах Крайнего Севера и горах Кавказа.

Николай Дмитриевич Кузнецов явился пионером в разработке авиационных двигателей, работающих на альтернативных топливах. В 1988 и 1989 гг. совершили испытательные полеты экспериментальные самолеты Ту-155. Для первого из них ОКБ Н. Д. Кузнецова разработало двигатель НК-88, использующий в качестве топлива водород. При его создании пришлось решить целый комплекс научно-технических и инженерных задач, в частности организацию рабочего процесса в камере сгорания. Из-за чрезвычайной сложности системы подачи топлива (практически невозможно избежать парообразования в подводящих трубопроводах) жидкий водород перед подачей в камеру сгорания газифицировался и подогревался.

Для другого экспериментального самолета ОКБ Н. Д. Кузнецова разработало двигатель НК-89, использующий в качестве топлива сжиженный природный газ.

Создание этих экспериментальных двигателей явилось большим творческим успехом конструкторского бюро и его руководителя.

Многогранную научно-исследовательскую, конструкторскую работу Николай Дмитриевич сочетает с педагогической деятельностью и подготовкой научных кадров на кафедре в одном из ведущих авиационных вузов страны. Таков путь выходца из рабочей семьи генерал-лейтенанта-инженера, действительного члена Академии наук СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, генерального конструктора авиационных двигателей Николая Дмитриевича Кузнецова. Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Пономарев А. Н. Советские авиационные конструкторы. - М.: Воениздат, 1990.

Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981). В 1982 году получил звание почётного гражданина города Куйбышев .

Биография

Родился 23 июня 1911 г. в Актюбинске, в семье Дмитрия Матвеевича Кузнецова, по профессии рабочего-котельщика, и Марии Михайловны Кузнецовой, домохозяйки.

Учился в школе крестьянской молодёжи. В 1926 начал работать слесарем. В 1930 закончил школу и поступил в Московский авиационный техникум, где учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. В 1933 поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения ВВИА имени Н. Е. Жуковского, который закончил с отличием 16 ноября 1938. Темой его дипломного проекта был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».

В апреле 1939 года вступил в члены ВКП(б) в парторганизацию академии, и вскоре был избран парторгом кафедры. 4 апреля 1941 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. В период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942 познакомился с Георгием Маленковым , который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством В. Я. Климова , затем, с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора. В 1949 переводится в Куйбышев , где возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный его именем - Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.

Семья

Жена - Мария Ивановна, дочь Татьяна, сын Николай.

Вклад в науку

Внёс большой вклад в развитие советской науки. Под руководством Кузнецова на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов.

Разработки

Разработанные ещё в Уфимском ОКБ двигатели турбореактивные РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2. Н. Д. Кузнецов разработал и двигатели для стратегической авиации, и с начала 1950-х годов создаваемые на предприятии агрегаты стали именовать новой маркировкой «НК». Одним из первых таких турбовинтовых двигателей стал НК-12. Он и на сегодняшний момент является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Двигателями НК-12 оснащались стратегический бомбардировщик Ту-95, транспортный самолёт Ан-22, пассажирский Ту-114 и их модификации.

Предприятием созданы НК-4, НК-14А, первый советский двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, созданный для сверхзвуковых дальних бомбардировщиков НК-22, НК-25, НК-144, который использовался на советском сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144, НК-26, один из самых мощных и крупных авиационных двигателей НК-32, базируемый на стратегических ракетоносцах Ту-160, и НК-321. В 1988 году был разработан турбореактивный двигатель НК-34 для установки на гидросамолётах, НК-86, НК-56, НК-64, НК-62, НК-63, двухконтурный НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114, НК-44.

Чрезвычайно перспективной разработкой является принципиально новый двигатель - винтовентиляторный НК-93, двигатель XXI века, на 20 лет опередивший время создания, ведь повторить его строение и уникальные характеристики не удалось никому в мире. Этот проект был детищем всей жизни Николая Дмитриевича.