Наказание за обрушение строительных конструкций. Каких специалистов всегда винят в обрушении мостов и зданий. Для определения причин разрушения конструкции ангара истец обратился в ООО «Регионстройинвест»

Наблюдения за трещинами в зданиях и сооружениях при их эксплуатации. Сегодня мы коснемся вопросов законодательного регулирования и правоприменительной практики в данной области.

Требования законодательства

Схема законодательного регулирования обязательных требований к зданиям и сооружениям в целом достаточно проста. Существует Федеральный закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002, который в данной области устанавливает действие Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (ФЗ №384-ФЗ от 30.12.2009). Если касаться только этапа эксплуатации зданий и сооружений, то в регламенте существуют следующие указания по интересующей нас теме:

Статья 36. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации

  1. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
  2. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации . Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.

Статья 40. Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации

  1. Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, установленным в проектной документации, осуществляется в форме: эксплуатационного контроля; государственного контроля (надзора).

  2. эксплуатационного контроля осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  3. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации в форме государственного контроля (надзора) осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Схожее описание присутствует и в Главе 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений Градостроительного кодекса РФ. Указанный технический регламент не только определяет основные требования, но также предусматривает наличие Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований регламента. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 (а до 01.07.2015 г. Распоряжением Правительства РФ №1047-р от 21.06.2010) утвержден данный перечень, и используя указанные в нем документы, можно отобрать обязательные требования в интересующей нас области — мониторинг и наблюдение за трещинами в зданиях и сооружениях.

ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования». Раздел 4 (подраздел 4.1):

4.1.1 Строительные объекты должны удовлетворять требованиям, соответствующим следующим предельным состояниям:

  • первая группа предельных состояний — состояния строительных объектов, превышение которых ведет к потере несущей способности строительных конструкций;
  • вторая группа предельных состояний — состояния, при превышении которых нарушается нормальная эксплуатация строительных конструкций, исчерпывается ресурс их долговечности или нарушаются условия комфортности;
  • особые предельные состояния — состояния, возникающие при особых воздействиях и ситуациях и превышение которых приводит к разрушению зданий и сооружений с катастрофическими последствиями.

4.1.2 К первой группе предельных состояний следует относить:

  • разрушение любого характера (например, пластическое, хрупкое, усталостное);
  • потерю устойчивости;
  • явления, при которых возникает необходимость прекращения эксплуатации (например, чрезмерные деформации в результате деградации свойств материала, пластичности, сдвига в соединениях, а также чрезмерное раскрытие трещин ).

4.1.3 Ко второй группе предельных состояний следует относить:

  • достижение предельных деформаций конструкций (например, предельных прогибов, углов поворота ) или предельных деформаций оснований, устанавливаемых исходя из технологических, конструктивных или эстетико-психологических требований;
  • достижение предельных уровней колебаний конструкций или оснований, вызывающих вредные для здоровья людей физиологические воздействия;
  • образование трещин , не нарушающих нормальную эксплуатацию строительного объекта;
  • достижение предельной ширины раскрытия трещин ;
  • другие явления, при которых возникает необходимость ограничения во времени эксплуатации здания или сооружения из-за неприемлемого снижения их эксплуатационных качеств или расчетного срока службы (например, коррозионные повреждения).

Из данного документа, в разрезе интересующей нас темы, следует, что прогибы, сдвиги, трещины, деформации строительных конструкций здания должны рассматриваться с точки зрения обеспечения надежности этих конструкций для нормальной эксплуатации зданий и сооружений. Т.е. превышение предельных значений деформаций конструкций является одним из критериев оценки возможности эксплуатации строительного объекта.

ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Раздел 6

6.3 Мониторинг технического состояния зданий и сооружений, находящихся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии

6.3.2 На каждой стадии мониторинга технического состояния конструкций зданий (сооружений) и грунта проводят следующие работы:

  • определяют текущие динамические параметры объекта и сравнивают их с параметрами, измеренными на предыдущем этапе;
  • фиксируют степень изменения ранее выявленных дефектов и повреждений конструкций объекта и выявляют вновь появившиеся дефекты и повреждения;
  • проводят повторные измерения деформаций, кренов, прогибов и т.п. и сравнивают их со значениями аналогичных величин, полученными на предыдущем этапе;
  • анализируют полученную на данном этапе мониторинга информацию и делают заключение о текущем техническом состоянии объекта.

6.4 Мониторинг технического состояния зданий и сооружений, попадающих в зону влияния нового строительства, реконструкции или природно-техногенных воздействий

6.4.18 Наблюдения за деформациями оснований зданий (сооружений) проводят по ГОСТ 24846. При наблюдениях за зданиями определяют неравномерность оседаний фундаментов, фиксируют трещины и другие повреждения конструкций, надежность узлов их опирания, наличие необходимых зазоров в швах и шарнирных опорах. Для промышленных зданий определяют также относительные горизонтальные перемещения отдельно стоящих фундаментов колонн, крены фундаментов технологического оборудования, а при наличии мостовых кранов — отклонения от проектного положения подкрановых путей: поперечный и продольный уклоны, изменения ширины колеи и приближение крана к строениям.

Данные пункты ГОСТ дают указания, касающиеся мониторинга технического состояния зданий и сооружений специализированными организациями в двух случаях:

  1. Если они находятся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии
  2. Если они попадают в зону влияния нового строительства, реконструкции или природно-техногенных воздействий

В первом случае просто указано, что требуется отслеживать изменение параметров дефектов, повреждений и деформаций. Во втором случае приведена ссылка на конкретный ГОСТ. В настоящее время в действующей редакции ГОСТ 24846-2012 (ранее ГОСТ 24846-81) «Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений», в отношении наблюдения за трещинами в зданиях и сооружениях, существуют следующие указания:

10 Наблюдение за трещинами

10.1 Систематическое наблюдение за развитием трещин следует проводить при появлении их в несущих конструкциях зданий и сооружений с тем, чтобы выяснить характер деформаций и степень опасности их для дальнейшей эксплуатации объекта.

10.2 При наблюдениях за развитием трещины по длине ее концы следует периодически фиксировать поперечными штрихами, нанесенными краской, рядом с которыми проставляют дату осмотра.

10.3 При наблюдениях за раскрытием трещин по ширине следует использовать измерительные или фиксирующие устройства, прикрепляемые к обеим сторонам трещины: маяки, щелемеры, рядом с которыми проставляют их номера и дату установки.

10.4 При ширине трещины более 1 мм необходимо измерять ее глубину.

Таким образом, специализированные организации, при мониторинге зданий и сооружений, должны использовать для наблюдения за трещинами маяки, щелемеры и подобные им приспособления.

Однако, приведенная выше упрощенная схема законодательного регулирования обязательных требований к зданиям и сооружениям не дает всей полноты картины. В законодательстве существуют и другие правовые акты, регулирующие данный вопрос в определенных случаях. Например, для жилых зданий совокупность нормативных документов устанавливает обязательность исполнения требований МДК 2-03.2003 (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденному постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 и зарегистрированным в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. за № 5176) в отношении контроля развития трещин при помощи маяков. Судебная практика случаев, когда управляющие компании пытались доказать неправомерность требований по установке маяков, уже имеет многолетнюю историю. В подавляющем большинстве случаев суды рассматривают требования Правил в отношении наблюдения за трещинами, как обязательные для исполнения. Аналогичное отношение к данным требованиям и у сотрудников прокуратуры, жилищной инспекции, составляющих предписания и выносящих постановления по вопросам, связанным с трещинами в жилых зданиях.

Также определенные нормы присутствуют в Жилищном иГградостроительном кодексах, в Техрегламенте о пожарной безопасности зданий, в Законе о промышленной безопасности и других законодательных актах.

И этот обзор законодательства будет неполным без ведомственных нормативных документов и стандартов организаций. Зачастую именно в нормативах нижнего уровня содержатся конкретные требования и детальные описания. Хорошим примером в отношении темы мониторинга деформаций зданий является стандарт организации СРО НП «СОЮЗАТОМСТРОЙ» СТО СРО-С 60542960 00043-2015 «Геодезический мониторинг зданий и сооружений в период строительства и эксплуатации» , где вопросы наблюдения за трещинами детально прописаны. Также описание порядка работы с трещинами в период эксплуатации зданий и сооружений присутствует во всех правилах технической эксплуатации, начиная от общих, таких, как МДС 13-14.2000 (Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений) и заканчивая узкоспециализированными такими, как СТО РЖД 1.09.002-2006 «Текущее содержание, комплексное обследование и капитальный ремонт несущих конструкций производственных зданий ОАО «РЖД» или Правила эксплуатации городских искусственных сооружений (утв. Приказом Роскоммунхоза от 25.02.1994 N 5) .

Ответственность за неисполнение требований законодательства

Ответственность за неисполнение требований законодательства в рассматриваемой сегодня области очень дифференцирована и в большей степени зависит от характера нарушения, степени его тяжести (последствия) и области регулирования. Например, Градостроительный кодекс предусматривает:

Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения

1. В случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения собственник такого здания, сооружения (за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи), если не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (непреодолимой силы), возмещает вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда :

  1. родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего — в сумме три миллиона рублей ;

  2. потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью — в сумме два миллиона рублей ;

  3. потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью — в сумме один миллион рублей .

Следует учитывать, что Гражданский кодекс предусматривает возможность возложения обязанности по доказыванию своей невиновности на причинителя вреда:

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) во многих случаях менее суров в отношении нарушителей требований законодательства в области обеспечения безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Например, вот некоторые статьи, которые чаще всего фигурируют в постановлениях об административных правонарушениях данного типа:

КоАП РФ, Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений

Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо «порядка и правил» признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей ; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей .

Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей ; на должностных лиц — ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — ; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей .

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет ; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей .

15. Невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей ; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей .

Уголовный кодекс мы здесь рассматривать не будем, хотя его положения также применимы при тяжких последствиях.

  • Энциклопедия судебной практики. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения (Ст. 60 ГрК)
  • 1. По правилам ст. 60 ГрК РФ возмещение причиненного вреда осуществляется либо виновными лицами, либо за счет страхового возмещения, либо за счет компенсационных выплат профессионального объединения страховщиков
  • 2. Собственник и застройщик здания, сооружения, возместившие вред и выплатившие компенсацию, имеют право регресса к лицам, указанным в ч. 5 ст. 60 ГрК РФ
  • 3. Саморегулируемая организация привлекается к ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков тех работ, о допуске к выполнению которых она выдала свидетельство
  • 4. К субсидиарной ответственности саморегулируемая организация может быть привлечена лишь при недостаточности денежных средств у основного должника
  • 5. Согласно ст. 60 ГрК РФ саморегулируемая организация не отвечает по обязательствам подрядчика, являющегося ее членом, перед заказчиком
  • 6. Собственники квартир в многоквартирном доме, не участвующие в процессе строительства и не осуществляющие контроль за ним, освобождены от обязанности по возмещению вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения многоквартирного дома, нарушения требований к обеспечению его безопасной эксплуатации
  • 7. Ответственность, предусмотренная ст. 60 ГрК РФ, возникает не вследствие нарушения договорных обязательств членом саморегулируемой организации, а в силу возникновения деликта, имеющего внедоговорной характер
  • 8. Для применения ст. 60 ГрК РФ необходимо наличие прямой причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями
  • 9. Ст. 60 ГрК РФ применяется только к объектам капитального строительства
  • 10. Невозможность точного определения размера ущерба от действий виновного лица по причине его увеличения вследствие влияния иных сопутствующих факторов не может служить основанием для освобождения причинителя вреда от ответственности в целом
  • 11. Ответственность собственника здания по ст. 60 ГрК РФ наступает в случае разрушения, повреждения здания, его конструкций, в т.ч. лестничных проемов и маршей

Энциклопедия судебной практики
Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения
(Ст. 60 ГрК)


Именно собственник и застройщик, возместившие вред (но не потерпевший), имеют право регресса к непосредственным причинителям вреда, указанным в статье 60 Градостроительного кодекса, виновным в проведении строительных работ с недостатками либо виновным в осуществлении некачественных инженерных изысканий, подготовке некачественной проектной документации.


3. Саморегулируемая организация привлекается к ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков тех работ, о допуске к выполнению которых она выдала свидетельство


К субсидиарной ответственности саморегулируемая организация может быть привлечена лишь при недостаточности денежных средств у основного должника.

Поэтому в случае предъявления кредитором иска о взыскании убытков, причиненных основным должником, непосредственно к субсидиарному должнику без предъявления иска к основному должнику суду на основании пункта 2 части 2 статьи 46 АПК РФ следовало предложить истцу привлечь основного должника к участию в деле в качестве второго ответчика.

При несогласии истца привлечь основного должника в качестве другого ответчика суд, руководствуясь данной нормой права, по своей инициативе привлекает основного должника к участию в деле в качестве второго ответчика.


Учитывая изложенное, положения статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ, не устанавливают обязанность саморегулируемой организации возмещать убытки заказчику, причиненные членом саморегулируемой организации вследствие ненадлежащего исполнения им договорных обязательств.


Исключение из названного общего правила сделано в частях 10 и 11 статьи 60 Кодекса для случаев причинения вреда вследствие разрушения, повреждения многоквартирного дома, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации такого дома. Причем по смыслу данного положения такое исключение сделано для собственников квартир и нежилых помещений заселенного многоквартирного дома, действительно не участвующих в процессе строительства и не осуществляющих контроль за ним, на которых в силу этого не может возлагаться ответственность за недостатки, допущенные при проектировании, утверждении проектной документации, недостатки, допущенные подрядными организациями, либо организациями, обеспечивающими безопасную эксплуатацию многоквартирного дома (управляющими компаниями).


7. Ответственность, предусмотренная ст. 60 ГрК РФ, возникает не вследствие нарушения договорных обязательств членом саморегулируемой организации, а в силу возникновения деликта, имеющего внедоговорной характер


Учитывая цели деятельности саморегулируемой организации, а также наименование статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (в редакции от 22.07.2008 N 148-ФЗ) и содержание этой статьи (в редакции от 27.07.2010 N 240-ФЗ), а также последующие изменения законодателем содержания данной статьи (редакция от 28.11.2011 N 337-ФЗ), судебная коллегия суда кассационной инстанции пришла к выводу, что законодатель в статье 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, как в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ, так и в редакции Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ, когда изменил в том числе наименование статьи на "Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения", установил ответственность за возмещение вреда, причиненного третьим лицам в результате повреждения объекта вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, строительству объекта.

Следовательно, ответственность, предусмотренная статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возникает не вследствие нарушения договорных обязательств членом саморегулируемой организации, а в силу возникновения деликта, имеющего внедоговорной характер.


Разрешая заявленные требования, учитывая отсутствие прямой причинно-следственной связи между имеющимися дефектами в квартире истицы и строительством здания детского сада, суд первой инстанции на основании ст. 15 , , Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскания с ответчиков стоимости восстановительного ремонта квартиры истицы и компенсации морального вреда.


Разрешая дело по существу, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к ООО 1 о возмещении материального ущерба, взыскании судебных расходов, поскольку лицом, причинившим вред, является ООО 2 - третье лицо по данному делу, к которому исковые требования не предъявлены. Причинение ущерба находится в прямой причинно-следственной связи с действиями ООО 2, поскольку вред возник в связи с нарушениями, допущенными при выполнении подрядных работ, а не в связи с ненадлежащим содержанием и эксплуатацией собственником здания.


В случае если гражданская ответственность лиц, указанных в частях 1 - 3 настоящее статьи, за причинение вреда в результате разрушения, повреждения объекта капитальное строительства либо части здания или сооружения, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасное эксплуатации здания, сооружения застрахована в соответствии с законодательством Российское Федерации, указанные лица возмещают вред в части, не покрытой страховыми возмещениями и в случае, если это предусмотрено федеральным законом, компенсационными выплатам профессионального объединения страховщиков (ч. 4 ст. 60 ГрК РФ).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вышеприведенная норма ГрК РФ (ч. 1) применима при разрушении оконченного строительством объекта, к которым спорный объект не относится.


10. Невозможность точного определения размера ущерба от действий виновного лица по причине его увеличения вследствие влияния иных сопутствующих факторов не может служить основанием для освобождения причинителя вреда от ответственности в целом


Невозможность точного определения размера ущерба от действий виновного лица по причине его увеличения вследствие влияния иных сопутствующих факторов не может служить основанием для освобождения причинителя вреда от ответственности в целом. В этом случае обязанность представлять доказательства в обоснование своих возражений, а именно доказательства иного размера ущерба, лежит на ответчике. Обязанностью суда в этом случае является определение действительного размера ущерба, подлежащего возмещению, на основе оценки представленных доказательств в зависимости от степени влияния факторов, повлекших причинение вреда.


11. Ответственность собственника здания по ст. 60 ГрК РФ наступает в случае разрушения, повреждения здания, его конструкций, в т.ч. лестничных проемов и маршей



Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

При производстве подрядной организацией капитального ремонта кровли, произошло обрушение перекрытий крыши. Жертв и пострадавших нет. Однако, Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по статье 216 УК РФ. Правомерно ли их действия?

  • Вопрос: №249 от: 2013-10-02.

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

Согласно ч. 1 ст. 216 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту - УК РФ) нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Строительными работами признаются земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные и другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений производственного и иного назначения, а также работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций теплоснабжения, газоснабжения и других инженерных сетей.

Требования по производству строительных работ предусмотрены Постановлением Госстроя РФ от 23 июля 2001 г. N 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», Постановлением Госстроя РФ от 17 сентября 2002 г. N 123 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство».

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на все признаки преступления.

Согласно ст. 8 УК РФ единственным основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления (объективная сторона преступления, объект преступления, субъективная сторона преступления, субъект преступления).

По возбужденному органами, осуществляющими предварительное расследование, уголовному делу входят следующие обстоятельства:

  1. факт нарушения правил безопасности при ведении строительных работ;
  2. причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба;
  3. наличие причинной связи между указанными нарушениями и вредными последствиями.

Отсутствие жертв и пострадавших не может само по себе служить основанием для прекращения уголовного дела, так как для привлечения к уголовной ответственности по статье 216 УК РФ достаточно доказать наличие крупного ущерба.

При этом, в соответствии с примечанием к статье 216 УК РФ крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

Таким образом, для возбуждения уголовного дела по ст. 216 УК РФ в Вашей ситуации необходимо наличие нарушения правил безопасности при ведении строительных работ подрядной организацией, факта причинения крупного ущерба и причинно-следственной связи между нарушениями и последствиями (определяется на основании судебно-технической экспертизы).

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА

Организации, участвующие в процессе строительства (Заказчик, Застройщик, Генеральный подрядчик, Проектировщик):

Является имущественной ответственностью перед лицами чьи интересы, права нарушены в результате действий виновного лица нарушений, заключается в предоставлении материальной (как правило, денежной) компенсации за причиненный вред.

→ Ответственность по договору строительного подряда (Ст.ст. 754-755 Гражданского кодекса РФ)

Лицо, осуществившее строительство по договору строительного подряда (т.е., Генподрядчик) несет имущественную ответственность за качество построенного объекта, в т.ч., за его соответствие оговоренным в договоре характеристикам. Генподрядчик также несет имущественную ответственность за возможность эксплуатации построенного объекта в течение гарантийного срока, а также за выявленные в течение этого срока недостатки объекта (являющиеся результатом допущенных им нарушений) при этом, в случае если установленный гарантийный срок составляет менее 5 лет, то Генподрядчик все равно несет ответственность за недостатки объекта, выявленные в течение 5 лет с момента сдачи объекта.

→ Ответственность по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 761 ГК РФ)

Лицо, выполнившее проектные и изыскательские работы несет имущественную ответственность за качество проектной документации, в т.ч., за недостатки, обнаруженные в ходе строительства и в процессе эксплуатации объекта.

→ Ответственность за вред, причиненный в результате нарушений, допущенных в процессе проектирования, строительства (ст. 60 Градостроительного кодекса РФ)

Лицо, выполнившее проектные и изыскательские работы, Лицо выполнившее работы по строительству несут имущественную ответственность – обязаны возместить вред, причиненный в результате недостатков соответствующих работ.

При этом, в случае если данные лица отказываются возмещать вред ответственность переходит на соответствующую СРО , куда входит виновное лицо.

В случае же, если и СРО отказывается возместить причиненный вред ответственность переходит на Российскую федерацию или субъект РФ (только при условии что по данному объекту была обязательна государственная экспертиза проектной документации и государственный строительный надзор), соответственно по объектам государственную экспертизу и ГСН на которых осуществляли федеральные органы власти вред возмещает РФ, а по объектам, находившимся в ведении органов власти субъекта РФ вред возмещает субъект РФ.

Ответственность перед государством, заключается в применении к виновному лицу установленных в Кодексе об административных нарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) административных взысканий. Случаи наступления административной ответственности и соответствующие им виды взысканий установлены в КоАП РФ.

→ Ответственность за нарушение требований к качеству строительства (ст. 9.4 КоАП РФ)

Лицо, выполняющее работы по строительству и допустившее нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства несет ответственность в виде штрафа в размере: для граждан от 500 до 1 000 рублей, для должностных лиц - от 5 000 рублей до 10 000 рублей, для ПБОЮЛ от от 5 000 рублей до 10 000 рублей, для юридических лиц - от 30 000 рублей до 100 000 рублей. Кроме того, на ПБОЮЛ и юридическое лицо может быть наложено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае, если допущенное нарушение затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, сумма штрафа составляет: для граждан от 2 000 рублей до 5 000 рублей, для должностных лиц - от 20 000 рублей до 50 000 рублей, для ПБОЮЛ - от 20 000 рублей до 50 000 рублей, для юридических лиц - от 100 000 рублей до 500 000 рублей.

Ответственность за нарушение установленного порядка строительства (ст. 9.5 КоАП РФ)

Согласно ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ лицо, ведущее работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту без соответствующего разрешения несет ответственность в виде штрафа в размере: для граждан от 2 000 рублей до 5 000 рублей; для должностных лиц от 20 000 рублей до 50 000 рублей; для ПБОЮЛ от 20 000 рублей до 50 000 рублей, для юридических лиц - от 500 000 рублей до 1 000 000 рублей. Кроме того, на ПБОЮЛ и юридическое лицо может быть наложено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.2 ст.9.5 КоАП РФ лицо, нарушившее сроки направления в органы государственного строительного надзора извещения о начале строительства или неуведомившее органы государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке несет административную ответственность в виде штрафа в размере: для граждан от 500 рублей до 1 000 рублей; для должностных лиц от 10 000 рублей до 30 000 рублей; для ПБОЮЛ от 10 000 рублей до 40 000 рублей; для юридических лиц от 100 000 рублей до 300 000 рублей.

Согласно ч.3 ст.9.5 КоАП РФ лицо продолжившее ведение работ до составления актов об устранении выявленных органом государственного строительного надзора нарушений несет административную ответственность в виде штрафа в размере: для граждан от 2 000 рублей до 5 000 рублей; для должностных лиц - от 10 000 рублей до 30 000 рублей; для ПБОЮЛ от 10 000 рублей до 40 000 рублей, для юридических лиц - от 50 000 рублей до 100 000 рублей. Кроме того, на ПБОЮЛ и юридическое лицо может быть наложено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ответственность за нарушение требований о наличии допуска СРО (ст. 9.5.1 КоАП РФ)

Лицо, осуществляющее выполнение, требующих допуска СРО работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без соответствующего свидетельства СРО о допуске к данным видам работ несет административную ответственность в виде штрафа в размере от 40 000 рублей до 50 000 рублей.

Уголовная ответственность

Еще один вид ответственности перед государством. Наступает при совершении преступлений и заключается в применении к виновному лицу уголовных наказаний. Деяния, являющиеся преступлениями и предусмотренные за них наказания установлены Уголовным кодексом РФ.

→ Нарушение правил техники безопасности и охраны труда (ст. 143 УК РФ)

Лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности и охраны труда, допустившее нарушение данных правил, в результате которого причинен тяжкий вред здоровья человека, подлежит уголовной ответственности, в виде штрафа в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

В случае если, нарушение правил техники безопасности и охраны труда повлекло смерть человека, виновный наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Органы государственной власти, обеспечивающие соблюдение градостроительного законодательства (Инспекция ГСН, Управление государственной экспертизы проектной документации).

Специальных норм, устанавливающих ответственность данных органов за нарушения связанные с процессом строительства нет . На должностных лиц данных органов распространяются общие положения законодательства об ответственности за ненадлежащие выполнение должностных обязанностей .

Однако существует гражданско-правовая ответственность государства (РФ, субъекта РФ) за вред, причиненный в результате нарушений допущенных при строительстве объектов (по которым было обязательно осуществление государственного контроля/надзора).

На данный момент по поручению Президента РФ Д.А. Медведева идет разработка изменений в законодательство , согласно которым уплаченные из бюджета на возмещение вреда суммы государство будет взыскивать с виновных должностных лиц.

Органы местного самоуправления.

Гражданско-правовая ответственность

→ Ответственность за нарушения, допущенные в процессе территориального планирования и градостроительного зонирования (ст. 60 ГрК РФ)

Органы местного самоуправления допустившие нарушения при разработке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий несут имущественную ответственность – обязаны возместить вред причиненный в результате этих нарушений жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц.

Административно-правовая ответственность

→ Ответственность за нарушения, допущенные при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч.4 ст.9.5 КоАП РФ)

Должностное лицо, принявшее решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключения о соответствии, выданного органом государственного строительного надзора несет административную ответственность в виде штрафа в размере от 20 000 рублей до 50 000 рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ КАП. СТРОИТЕЛЬСТВА

На данный момент в законодательстве нет четкой регламентации процесса эксплуатации зданий и сооружений. Тем не менее, предусмотрена административно-правовая ответственность для лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (ч.5 ст.9.5 КоАП РФ). Ответственность заключается в наложении штрафа в размере: для граждан от 500 рублей до 1 000 рублей; для должностных лиц от 1 000 рублей до 2 000 рублей; для юридических лиц от 10 000 рублей до 20 000 рублей.

Кроме того, вопросы эксплуатации частично освещаются в Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений. В частности, данный технический регламент (ст. 40) устанавливает необходимость оценки соответствия процесса эксплуатации зданий и сооружений установленным требованиям безопасности в форме эксплуатационного контроля и государственного контроля (надзора) . При этом если эксплуатационный контроль должен вестись лицом, отвечающим за эксплуатацию здания (сооружения), то государственный контроль (надзор) за эксплуатацией должен вестись уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ . Однако, конкретные вопросы подобного надзора , а именно: органы, уполномоченные на его ведение, подведомственность объектов, порядок ведения надзора должны быть дополнительно установлены федеральными законами .

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится (принят в первом чтении 13 мая 2011 года) законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ. Данный законопроект подразумевает регламентацию процесса эксплуатации зданий и сооружений, устанавливает обязательность государственного надзора за эксплуатацией (при этом данная функция передается органам государственного строительного надзора). Кроме того планируется внесение поправок в КоАП РФ, а именно установление дополнительных составов административных правонарушений связанных с процессом эксплуатации зданий и сооружений.

1 Августа, 2016

За нарушения в области строительства действующим законодательством предусмотрены серьезные санкции, как для организаций, так и для их сотрудников, в связи с чем строительным организациям рекомендуется тщательно контролировать свои проекты в целях минимизации рисков привлечения к ответственности.

Строительный бизнес является технологически сложным и социально-важным видом деятельности, именно поэтому законодательство так детально его регулирует. Объекты недвижимости, воздвигаемые в результате воплощения строительных проектов в жизнь, существуют затем в течение длительного времени. Эти объекты должны быть безопасными для людей, как находящихся внутри здания, так и в непосредственной близости от него.

В целях государственного регулирования деятельности строительных организаций в России принят кодифицированный закон –Градостроительный кодекс РФ от 29.12.04 №190-ФЗ (далее – ГрК РФ).

К градостроительной деятельности, в соответствии с п. 1 ст. 1 ГрК РФ, в частности относится деятельность по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов.

Статьей 58 ГрК РФ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Это означает, что меры ответственности за разные категории нарушений устанавливаются отраслевыми законами.

Так, можно выделить следующие виды ответственности, с которыми может столкнуться строительная организация и ее менеджмент в своей повседневной деятельности:

  • Гражданско-правовая ответственность, которая подразделяется на подвиды: договорную и внедоговорную (деликтную) ответственность;
  • Дисциплинарная ответственность организации;
  • Административная ответственность организации и сотрудников;
  • Уголовная ответственность сотрудников;

При этом, наступление того или иного вида ответственности зависит как от характера и тяжести нарушения, так и от последствий, которые наступили в результате допущенного нарушения.

В зависимости от вида ответственности строительная организация может понести финансовые, кадровые и имиджевые потери. Возможно применение нескольких видов ответственности за одно нарушение одновременно.

Гражданско-правовая ответственность по обязательствам

Гражданско-правовая ответственность по обязательствам является имущественной ответственностью перед лицами (физическими и юридическими), чьи права и законные интересы нарушены в результате действий или бездействия строительной организации в рамках договорных взаимоотношений.

Основным типом гражданско-правовых договоров, с которым приходится сталкиваться строительным организациям является договор строительного подряда.

В соответствии со ст. 754 Гражданского кодекса РФ подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей.

Согласно ст. 755 ГК РФ подрядчик гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока.

При этом подрядчик несет ответственность за все недостатки и дефекты объекта, обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет свою невиновность в их возникновении.

Так, например, в рамках дела №А41-13834/10 (Постановление ФАС Московского округа от 10.08.11 №КГ-А41/8176-11 по делу №А41-13834/10) суд, применив положения о договоре строительного подряда обязал подрядчика за свой счет устранить недостатки объекта строительства, возникшие в гарантийный период, а в ходе рассмотрения дела №А11-7869/2009 (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.12.11 по делу №А11-7869/2009) с подрядчика, построившего АЗС, судом в пользу заказчика взысканы убытки, понесенные заказчиком по договору строительного подряда в результате отказа подрядчика устранять недостатки, покрытые гарантией. Оба дела дошли до кассационной инстанции, и судебные акты судов первой и апелляционной инстанций были оставлены в силе.

Строительным организациям, осуществляющим факультативную деятельность, также часто приходится иметь дело с договорами подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

В соответствии со ст. 761 ГК РФ подрядчик несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта.

Если заказчиком будут обнаружены какие-либо недостатки в технической документации или изыскательских работах, подрядчик обязан будет безвозмездно переделать документацию или произвести дополнительные работы.

Например, в рамках дела №А08-2211/2014 (см. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.07.15 №Ф10-2277/2015 по делу №А08-2211/2014) с подрядчика судом была взыскана сумма убытков, причиненных в связи с разрушением деталей, изготовленных по технической документации, подготовленной подрядчиком. Из-за допущенной ошибки заказчик не смог выполнить свои обязательства по другому договору и потребовал взыскать с подрядчика, разработавшего техническую документацию, сумму свои расходов, произведенных для демонтажа деталей, их доставки на завод-изготовитель, капитального ремонта, монтажа и наладки на объекте. Дело дошло до суда кассационной инстанции, которая оставила в силе судебные акты.

Помимо присущих только договорам строительного подряда мер ответственности к строительным организациям могут быть применены и общие положения гражданского законодательства об ответственности сторон обязательства.

Так, строительным организациям стоит иметь ввиду, что в соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, а за их неисполнение следует предусмотренная законом или договором ответственность.

В качестве таких мер ответственности могут выступать как договорная неустойка или проценты за неправомерное удержание денежных средств (ст. 395 ГК РФ), так и установленные договором штрафы за те или иные нарушения его положений.

Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда

По общим правилам гражданского законодательства лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков (статьи 15, 1064 ГК РФ). Убытки по общему правилу подразделяются на прямые (реальный ущерб) и неполученные доходы (упущенная выгода).

Учитывая порой опасный характер своей деятельности, строительным организациям часто приходится сталкиваться с ситуациями, в которых в результате действий или бездействия причинен ущерб чужим жизни, здоровью или имуществу.

Согласно ст. 1079 ГК РФ лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе осуществляющие строительную деятельность, обязаны возместить ущерб, причиненный третьим лицам в рамках этой деятельности, если не докажут, что ущерб возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Нормы, дополняющие общие положения ГК РФ о возмещении ущерба, содержит в себе ГрК РФ.

Согласно ст. 60 ГрК РФ собственник здания (сооружения) в случае причинения вреда личности или имуществу, вследствие разрушения, повреждения здания (сооружения), нарушения требований безопасной эксплуатации здания (сооружения), если не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы, возмещает вред и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда в следующих размерах:

  • родственникам потерпевшего в случае его смерти – 3 000 000 руб.;
  • потерпевшему – 2 000 000 руб. в случае причинения тяжкого вреда его здоровью и 1 000 000 руб. в случае причинения вреда средней тяжести.

Кроме того, в определенных законом случаях требование о возмещении вреда может быть обращено к:

  • разработчику проектной документации;
  • СРО, которой выдан допуск к работам, или Национальному объединению саморегулируемых организаций;
  • организации, которая провела экспертизу проектной документации;
  • Российской Федерации или ее субъекту.

Если у здания (сооружения) несколько собственников, они несут солидарную ответственность перед потерпевшим за причиненный ему ущерб.

Так, например, в рамках дела №33-2497/2015 (Апелляционное определение Омского областного суда от 22.04.15 по делу №33-2497/2015), рассматриваемого в первой инстанции Омским районным судом Омской области, с казенного учреждения в пользу матери женщины, погибшей от обрушения остановки, находящейся в ведении этого казенного учреждения, было взыскано возмещение морального вреда и причиненного ущерба. Судом апелляционной инстанции решение Омского районного суда Омской области по делу оставлено в силе.

Дисциплинарная ответственность

Одним из способов обеспечить возмещение вреда потерпевшим является обязательное членство строительной организации в саморегулируемой организации (СРО). Саморегулируемая организация также является субъектом ответственности по регрессному требованию лица возместившего вред в соответствии с положениями ст. 60 ГрК РФ, в случае если лицо, выполнявшее строительные работы, имело свидетельство о допуске к таким работам, выданное этой саморегулируемой организацией. Для целей возмещения вреда в саморегулируемой организации создается компенсационный фонд, либо создается система личного и коллективного страхования членов такой организации, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.07 №315-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

С членством строительной организации в саморегулируемой организации связана возможность привлечения такой организации к дисциплинарной ответственности. В соответствии со статьей 55.15 ГрК РФ, саморегулируемая организация принимает в отношении своих членов предусмотренные такой саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия. К таким мерам относятся:

  • вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;
  • вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;
  • приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношение определенного вида или видов работ;
  • прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношение определенного вида или видов работ;
  • исключение из членов саморегулируемой организации.

Два последних вида дисциплинарных взысканий полностью парализуют работу строительной организации. Приостановление действия свидетельства о допуске к работам предполагает возможность осуществления строительной организацией только тех работ, которые направлены на устранение нарушений, приведших к дисциплинарному взысканию, что также ограничивает деятельность строительной организации.

Административная ответственность

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 №195-ФЗ (далее – КоАП РФ) содержит свод норм об административной ответственности в сфере строительства (глава 9 Кодекса).

Административная ответственность в отличие от гражданско-правовой является публичной. Ответственность перед государством в случае с административной ответственностью выражается в применении административного наказания за виновное противоправное действие.

Нарушение требований к качеству объекта

Например, согласно ст. 9.4 КоАП РФ за нарушения требований проектной документации, технических регламентов, стандартов, строительных норм и правил установлено наказание для организаций в виде штрафа в размере до 300 000 руб., а для ответственных должностных лиц организаций – в виде штрафа в размере до 30 000 руб.

При этом, если нарушение затронуло конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, либо повлекло причинение вреда жизни или здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде (в том числе фауне), либо создало угрозу причинения вреда, то суммы штрафов возрастают соответственно до 600 000 руб. и 35 000 руб. Возможно также наложение наказания в виде приостановления деятельности организации на срок до 60 суток.

Нарушение установленного порядка строительства

В соответствии со статьей 9.5 КоАП РФ строительство или реконструкция без соответствующего разрешения наказывается штрафом на организацию в размере до 1 000 000 руб. (либо приостановлением ее деятельности на срок до 90 суток), на должностное лицо в размере до 50 000 руб.

Нарушение сроков извещения о начале строительства (реконструкции) или неуведомление уполномоченных органов о сроках завершения работ, подлежащих проверке, влечет наложение на организацию штрафа в размере до 300 000 руб, на должностное лицо – до 30 000 руб.

Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными органами исполнительной власти недостатков при строительстве (реконструкции) наказывается штрафом на организацию – до 100 000 (либо приостановлением ее деятельности на срок до 90 суток), на должностное лицо – до 30 000 руб.

Эксплуатация объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию наказывается штрафом на организацию в размере до 20 000 руб., на должностное лицо – до 2000 руб.

Также, согласно ст. 9.5.1 КоАП РФ работы строительной организации без свидетельства о соответствующем допуске наказывается штрафом до 50 000 руб.

Нарушения при ведении отдельных видов строительных работ

Отдельная административная ответственность также предусмотрена за нарушения при строительстве и реконструкции отдельных видов сооружений – объектов культурного наследия (ст. 7.14 КоАП РФ, штраф на организацию до 1 000 000 руб.), магистральных трубопроводов (ст. 11.20 КоАП РФ, штраф и возможное приостановление деятельности до 90 суток), сооружений связи (ст. 13.9 КоАП РФ, штраф на организацию до 20 000 руб.).

Нарушения в области долевого строительства

Статьёй 14.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушения при организации и финансировании строительства – в частности, за нарушения требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст. 14.28 КоАП РФ привлечение денежных средств от граждан, связанное с возникающим правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию, при отсутствии на права на такое привлечение наказывается штрафом на должностных лиц в размере до 50 000 руб., на организацию – до 1 000 000 руб.

Согласно п. 2 той же статьи опубликование в СМИ проектной декларации, содержащей неполную или недостоверную информацию, нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до 15 000 руб., на организацию – до 400 000 руб.

Пунктами 3, 4, 5 той же статьи установлена ответственность за непредставление отчетности и документации в государственные органы, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства. Штрафы на должностное лицо – до 15 000 руб., на организацию – до 200 000 руб.

Уголовная ответственность

В случае, если несоблюдение правил строительства повлекло за собой такие последствия, как причинение вреда здоровью людей или их смерть, либо причинение имущественного ущерба в крупном размере, такое несоблюдение правил может образовать состав одного из уголовных правонарушений в сфере строительства, наказания за которые устанавливаются Уголовным кодексом РФ от 13.06.96 №63-ФЗ (далее – УК РФ).

Уголовная ответственность также является публичной, но в отличие от административной представляет собой исключительно личную ответственность физического лица перед государством, следовательно, к уголовному наказанию может быть привлечен сотрудник строительной организации, на которого возложена обязанность по выполнению правил, либо иной сотрудник, занятый в выполнении работ (п. 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.04.91 №1 "О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ"), но не сама организация.

Так, например, ст. 216 УК РФ предусмотрены уголовные наказания за нарушение правил безопасности при ведении строительных работ:

Вид нарушения

Наказание

Нарушение правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (более 500 000 руб.)

- штраф в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо

- ограничение свободы на срок до 3 лет, либо

- принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо

- лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Нарушение правил, повлекшее по неосторожности смерть человека

- лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Нарушение правил, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц

- принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо

- лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового.

Вид наказания назначается судом в рамках каждого конкретного дела в зависимости от обстоятельств совершенного деяния, тяжести последствий и характеристики подсудимого. При этом обстоятельства совершенного деяния могут быть подтверждены заключением технической экспертизы.

Наличие в УК РФ специальных санкций за строительные преступления, однако, не отменяет возможности применения по отношению к участникам строительства общих норм о наказаниях за преступления против личности, в том числе лишения свободы (ст. 105 УК РФ – умышленное убийство, ст. 109 УК РФ – причинение смерти по неосторожности, ст. 111 – 112 – умышленное причинение среднего и тяжкого вреда здоровью, ст. 118 УК РФ - причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, ст. 143 – нарушение требований охраны труда, ст. 293 – халатность, повлекшая причинение крупного ущерба, и прочие), в связи с чем строительным организациям рекомендуется проводить инструктажи с сотрудниками по вопросам внимательного обращения с источниками повышенной опасности в целях предупреждения нарушений правил строительства и причинения вреда окружающим людям и их имуществу.

В рамках настоящей статьи не затрагивалась дисциплинарная ответственность сотрудников организации перед ее руководством, так как она не может быть прямо причислена к тем категориям, с которыми может столкнуться строительная организация.

Нельзя забывать также, что строительные организации, как и все прочие, несут обязанности перед своими работниками, предусмотренные Трудовым кодексом и ее Конституцией.